За некачественные услуги жкх можно получить компенсацию

За некачественные услуги ЖКХ можно получить компенсацию

Тарифы на жилищно-коммунальные услуги

Источник: Фотобанк Московской области , Алла Федина

В Московской области ряд категорий граждан имеет право на ежемесячную денежную компенсацию за расходы по оплате жилищно-коммунальных услуг. Кто в Подмосковье может получить эту льготу и какие документы понадобятся для ее оформления, читайте в материале портала mosreg.ru.

  • Как присоединиться к инженерным сетям онлайн в Подмосковье>>
  • Размер компенсации

За некачественные услуги ЖКХ можно получить компенсацию

квитанция ЖКУ

Источник: Главное управление «Государственная жилищная инспекция Московской области»

Компенсация по оплате жилищно-коммунальных услуг предоставляется гражданам при наличии у них соответствующего льготного статуса. При этом размер компенсации может различаться в зависимости от категории льготы и составлять 50% или 100% расходов на оплату ЖКУ.

Кто может получить

За некачественные услуги ЖКХ можно получить компенсацию

Ветеран ВОВ

Источник: Фотобанк Московской области

Список категорий граждан, которые могут получить компенсацию, очень обширен. Важно, что все они должны иметь регистрацию по месту жительства в Московской области.

  1. Получить компенсацию за оплату жилого помещения, взносов за капремонт и коммунальных услуг могут:
  2. — инвалиды и участники Великой Отечественной войны;
  3. — инвалиды боевых действий;
  4. — военнослужащие, ставшие инвалидами при исполнении обязанностей;
  5. — награжденные знаком «Жителю блокадного Ленинграда»;
  6. — бывшие несовершеннолетние узники концлагерей;
  7. — члены семей погибших в Великой Отечественной войне;
  8. — инвалиды, семьи с детьми-инвалидами, несовершеннолетние ВИЧ-инфицированные;
  9. — лица, подвергшиеся воздействию радиации, ликвидаторы катастрофы на ЧАЭС, члены семьи умершего ликвидатора, лица, получившие лучевую болезнь вследствие катастрофы на ЧАЭС, инвалиды вследствие чернобыльской катастрофы, лица, подвергшиеся воздействию радиации на ЧАЭС;
  10. — ветераны труда и военной службы, при достижении ими пенсионного возраста;
  11. — труженики тыла;
  12. — реабилитированные лица, а также признанные пострадавшими от политических репрессий;
  13. — жители сельской местности;
  14. — педагоги и другие работники сельских образовательных учреждений.
  15. Компенсация оплаты жилого помещения и взносов за капремонт назначается:
  16. — ветеранам боевых действий;
  17. — одиноким неработающим пенсионерам.
  18. Оплата взносов на капитальный ремонт компенсируется:
  19. — 50% — собственникам жилых помещений старше 70 лет;
  20. — 100% — собственникам жилья старше 80 лет.
  21. Компенсация по оплате коммунальных услуг положена:
  22. — многодетным семьям, воспитывающие трех и более несовершеннолетних детей, до достижения ими возраста 18 лет (учащиеся по очной форме до 23 лет);
  23. — почетным донорам;
  24. — награжденным медалью «За оборону Москвы», званием «Почетный гражданин Московской области».
  25. Благоустройство дворов в Подмосковье: ремонт подъездов, ликвидация ям и новые контейнеры>>
  26. Документы

За некачественные услуги ЖКХ можно получить компенсацию

свет, лампочка, отключение света, свеча, Москва

Источник: Фотобанк Московской области, Анастасия Осипова

  • Для того, чтобы получить компенсацию, понадобятся следующие документы:
  • • заявление о предоставлении компенсации расходов;
  • • паспорт;
  • • выписка из домовой книги (документ, подтверждающий количество зарегистрированных в жилом помещении граждан);
  • • договор с кредитной организацией на открытие банковского счета на имя заявителя или банковскую карту на имя заявителя;
  • • документ, подтверждающий право собственности на жилое помещение;
  • • сведения о гражданстве;
  • • сведения, подтверждающие место жительства или пребывания на территории Московской области;
  • • документы, подтверждающие право заявителя на льготы.
  • Дополнительно, в зависимости от льготной категории гражданина, будут нужны:
  • • трудовая книжка;
  • • пенсионное удостоверение;
  • • справка о размере пенсии, выданная пенсионным фондом РФ;
  • • свидетельство о рождении детей;
  • • распоряжение органа социальной защиты об установлении опеки и назначении опекуна;

• справка из образовательного учреждения, подтверждающая обучение по очной форме. Предоставляется ежегодно в сентябре.

  1. Как оформить пенсию по потере кормильца в Подмосковье>>
  2. Куда обратиться

За некачественные услуги ЖКХ можно получить компенсацию

МФЦ

Источник: Пресс-служба Губернатора Московской области

  • Для того, чтобы оформить компенсацию по расходам за оплату жилого помещения и коммунальных услуг, нужно обратиться в Многофункциональный центр Московской области или прийти с комплектом документов в территориальное отделение соцзащиты.
  • Как получить социальный налоговый вычет в Московской области>>

Путин подписал закон, снижающий плату за некачественные услуги ЖКХ

За некачественные услуги ЖКХ можно получить компенсацию

Ранее закон обязывал выплату штрафа потребителю лицом, виновным в нарушении.

Президент России Владимир Путин подписал закон об уменьшении платы за некачественные коммунальные услуги. Как следует из документа, опубликованного 27 октября на портале правовой информации, плата за ЖКХ может быть уменьшена в случаях, если коммунальные услуги предоставлялись с перерывом, а также ненадлежащего качества.

Сейчас при предоставлении некачественных коммунальных услуг либо предоставленных с перерывами, которые превышают все установленные порядком сроки, идет перерасчет размера платы в сторону уменьшения. Ранее закон обязывал выплату штрафа потребителю лицом, виновным в нарушении.

За некачественные услуги ЖКХ можно получить компенсацию

Закон исключает положение, по которому виновное в нарушении лицо, обязано уплатить потребителю штраф. К слову сказать, в законе учли предложение правительства по внесению изменений в ст. 157 и 157.2 Жилищного кодекса РФ, которые касались исправления размера платы за коммунальные услуги, предоставленные с нарушением или некачественно.

Чиновники предлагали заменить штрафные санкции за нарушение непрерывности предоставления или качества услуг ЖКХ перерасчетом стоимости данных услуг, а также возмещением морального и другого вреда гражданам. По мнению авторов законопроекта, снижение платы — вполне достаточная компенсация за неполученные в полном объёме услуги.

Госдума поддержала.

В ТАСС напомнили положение в пояснительной записке к законопроекту, который объяснял причину отмены штрафных санкций.

В качестве причины называлось то, что штрафы да еще и вместе с экономическими мерами ответственности имеют негативные последствия, а именно: административные расходы, связанные с необходимостью уплаты подоходного налога с суммы штрафов, могут многократно превышать его величину.

Также подписанный сегодня Путиным закон обязывает лицо, ответственное за содержание и ремонт общего имущества в многоквартирном доме, компенсировать ресурсоснабжающей организации фактически понесенные ей расходы вследствие изменения размера платы за коммунальные услуги.

Размер платы за коммуналку определяет управляющая организация, товарищество собственников жилья или жилищный кооператив, отмечено в документе.

За некачественные услуги ЖКХ можно получить компенсацию

Разговоры о том, чтобы разрешить россиянам не платить за некачественные услуги по коммуналке, шли давно.

Еще в 2019 году депутат Госдумы Василий Власов направил письмо в Минстрой, в котором предлагал «закрепить право потребителей не оплачивать соответствующие коммунальные услуги в течение всего расчетного периода за сам факт неоказания услуги по бесперебойному круглосуточному горячему и холодному водоснабжению, газоснабжению, электроснабжению, водоотведению, отоплению в течение отопительного периода и за сам факт несоответствия состава и свойств воды требованиям законодательства РФ о техническом регулировании».

Хотя другой депутат Госдумы Олег Шеин утверждает, что до тех пор, пока существует коммунальная монополия, никакое регулирование, никакие нормативы потребления услуг проблему с ценами в ЖКХ не решат. Но воз, как говорится, и ныне там.

Народным избранникам даже не удалось пролоббировать запрет управляющим компаниям отключать за долги по ЖКХ свет, тепло, воду и ставить заглушки на канализацию.

УК пошли дальше и поручили коллекторам «выбивать» деньги за коммуналку с граждан-должников.

Правда, коронавирус внес некоторые коррективы. В частности, главам регионов предложили на некоторое время заморозить тарифы ЖКХ. Хоть какое-то подспорье россиянам, оставшимся без работы.

Ирада Гусейнова

Как меньше платить за некачественные услуги ЖКХ по новому закону :: Жилье :: РБК Недвижимость

Рассказываем, как доказать, что услуги предоставляются некачественно, и что делать, если жилинспекция не идет навстречу

За некачественные услуги ЖКХ можно получить компенсацию

Reshetnikov_art/shutterstock

С 7 ноября 2020 года вступит в силу закон, согласно которому в России уменьшат плату за коммунальные услуги, предоставленные с перерывами или некачественно. Платежи можно будет снизить, если нарушения произошли по вине тех, кто отвечает за содержание и своевременный ремонт инженерных коммуникаций в многоквартирном доме.

Эксперты рассказали, как собственнику доказать, что он получает некачественные коммунальные услуги, и снизить их стоимость.

Зачем нужен закон

Закон был принят для того, чтобы убрать норму о штрафах, которые должны были выплачивать потребителям лица, виновные в нарушении непрерывности предоставления или качества коммунальных услуг. «Это продиктовано исключительно налоговыми последствиями, возникающими в связи с выплатами штрафов, которые предусмотрены в сегодняшней редакции Жилищного кодекса.

То есть если будет выявлена некачественная услуга и это будет доказано в досудебном порядке или через суд, то вместо выплаты штрафа стоимость коммунальных платежей будет пересчитана с учетом недопоставленной услуги, с учетом компенсации за неоказаннную или некачественно оказанную услугу потребителю», — пояснил основатель и СЕО консалтинговой группы vvCube Вадим Ткаченко.

Кому жаловаться

Для того чтобы снизить платежи, потребитель должен написать в жилищную инспекцию требование направить по его адресу сотрудника для проверки качества услуг.

«В документе следует указать период (обычно двое суток), в течение которого представитель коммунальных служб должен прибыть и сделать замеры, подтверждающие ненадлежащее качество предоставляемых услуг.

Акт проверки выдается заявителю на руки», — объяснила юрист Виктория Данильченко, председатель Коллегии адвокатов Виктории Данильченко. По ее словам, заявление подается в двух экземплярах — один остается в конторе, а второй забирает собственник жилья с соответствующей пометкой о принятии.

Доказательством оказания некачественных услуг могут быть свидетельские показания, письменные доказательства (акты, экспертные заключения), фото- или видеосъемки проверки качества коммунальных услуг, уточнил юрист НП ЖКХ Контроль Бахрам Арбобов.

Как оценивают качество воды

Оценивая качество холодной воды, специалисты должны провести проверку силы напора, химического состава и внешнего вида воды, а также показателей жесткости. Холодная вода должна быть надлежащего качества, согласно требованиям СанПиН 2.1.4.2496-09.

Читайте также:  Госдума может запретить выселение должников по валютной ипотеке

В случае если холодное водоснабжение имеет отклонения по давлению подачи, уменьшение платы осуществляется в зависимости от степени отклонения.

«Отклонение от установленных показателей до 25% влечет уменьшение оплаты на 0,1% за весь период подачи холодной воды с отклонением давления, а отклонение давления подачи холодной воды более чем на 25% влечет за собой освобождение потребителя от уплаты за данную коммунальную услугу.

Что касается температуры горячей воды, то она должна быть не ниже 60 °С и не выше 75 °С. Такой температурный порог необходим для того, чтобы обеспечить гибель бактерий. Минимальная температура горячей воды должна быть обеспечена независимо от состояния коммуникаций и отопительного оборудования», — уточнила Данильченко.

Как оценивают качество отопления

Оценка отопления производится с учетом давления в системе, а также температуры в помещении. Согласно нормативам, температура воздуха в квартире должна быть не ниже +18 °C, а в угловых комнатах — не менее +20 °C. «Для того чтобы точно определить уровень тепла, необходимо замерять его в середине комнаты.

При этом все окна и двери должны быть закрыты. Можно жаловаться на холод в квартире, если температура на протяжении пяти дней после запуска отопления оказывается ниже установленных значений», — подчеркнул Арбобов.

Он отметил, что при определении качества подачи электроэнергии следует обращать внимание на силу тока и напряжение.

Если результат проверки не устроил

Если результат проверки вас не устраивает (часто бывает, что на момент прихода проверяющих все в порядке, а затем снова начинаются проблемы), нужно заявить в жилинспекцию о проведении повторной проверки с участием их специалистов, советует Данильченко.

«Многие здесь встречаются с первым камнем преткновения — сотрудник коммунальных служб просто не приходит. Тогда есть вариант прибегнуть к услугам независимых экспертов, обладающих правом проведения данного вида экспертизы. Тут важно соизмерить стоимость независимой экспертизы и суммы, которую планируется получить от перерасчет.

Вполне возможно, что это будет невыгодно», — рассказала юрист. Она пояснила, что после этого составляется претензия, в которой указываются все выявленные нарушения и сроки, в течение которых жилищная контора должна их устранить. Указывается требование о перерасчете коммунальных услуг.

В идеале на этом перипетии с перерасчетом за некачественные услуги должны закончиться, а стоимость услуг уменьшена либо возвращены средства.

Если жилинспекция не реагирует

Если должной реакции от жилищной компании не последовало, потребитель имеет право обратиться в суд, советует юрист.

«Составляется исковое заявление, к которому прилагаются копии всех собранных за это время документов, видеофиксация и свидетельские показания или подписи соседей помогут достичь желаемого результата.

Также можно обратиться с жалобой в комиссию по защите прав потребителей», — советут Данильченко.

Предоставление услуг ненадлежащего качества в сфере жкх

Основная задача организаций ЖКХ – оказывать населению услуги, обеспечивающие безопасное и комфортное проживание в жилом фонде. За поставку ресурсов взимается установленная властями плата. А если организация не выполняет свои обязательства по договору или организует свою работу таким образом, что граждане недовольны? Как доказать ненадлежащее качество услуг ЖКХ?

Коммунальные компании должны придерживаться установленных государственными органами правил и нормативов. Предоставление услуг ЖКХ регламентируется статьей 161 ЖК [1]и Постановлением 354 от 06.05.2011[2], в котором подробно определены правила оказания ЖКУ.

Что можно отнести к ненадлежащему качеству

Нарушения, выразившиеся в отклонении от заданных параметров и нормативов, можно назвать услугами ненадлежащего качества. Существуют установленные параметры на такие виды обслуживания:

  • подачу холодной и горячей воды;
  • системы водоотведения;
  • отопления внутренних помещений;
  • снабжение электроэнергией;
  • поставку газа;
  • вывоз ТБО.

За подачу ресурсов, не отвечающих требованиям, должна снижаться плата.

Нормативами определено, что при рассмотрении вопросов о несоответствии по качеству предоставления коммунальных услуг, проверяются такие основные параметры:

  1. Водоснабжение – химический состав, давление, температура ресурса.
  2. Отопление – соответствие температуры воздуха помещений.
  3. Электроснабжение – частота и напряжение электрического тока.
  4. Подача газа – давление и технические свойства ресурса.
  5. Вывоза мусора – соблюдение графика и нормативного объёма ТБО.

Чтобы зафиксировать нарушение, правилами установлен определенный порядок действий.

Действия исполнителя

Когда сам исполнитель – компания ЖКХ обнаружила несоответствие, то производятся следующие действия:

  • фиксируется факт в специальном журнале – дату, время, причины, если они установлены;
  • если причины неизвестны, принимает меры по их выяснению;
  • сообщается потребителям об установленных причинах, планируемом периоде времени для устранения;
  • после ликвидации несоответствий записывается дата и время, о чём снова выполняется запись в журнале.

Время, указанное исполнителем, является периодом некачественной поставки, если при этом было несоответствие поставляемого ресурса нормативам.

Действия потребителя

Когда некачественное обслуживание или неполадки при поставке ресурса обнаруживается потребителем, он должен руководствоваться следующим порядком действий:

  1. Необходимо уведомить диспетчерскую службу по аварийным ситуациям. Допустимо в письменной форме или устно с подробным указанием своих данных и выявленных нарушениях.
  2. Диспетчером фиксируется обращение в специальный журнал. Заявителя информируют о данных ответственного лица, принявшего информацию. Если информация подтвердиться, именно номер регистрации обращения и время его фиксации будут считаться началом периода оказания услуг ненадлежащего качества.
  3. Если диспетчер службы знает причины, примерный срок устранения, то информирует об этом сообщившего. Если сведений нет – согласовывает дату и время проверки с потребителем. Немедленно обращается к управляющей компании и поставщику ресурсов.

Проверка достоверности уведомления

На проведение проверки правилами предоставления коммунальных услуг отводится 2 часа, когда нет других обстоятельств непреодолимой силы.

После составляют акт, которым или подтверждаются нарушения, либо опровергаются. Количество экземпляров должно совпадать с числом заинтересованных лиц.

Когда кто-то отказывается подписать документ, ставят подпись остальные участники и дополнительно два не заинтересованных лица.

При несогласии с выводами, любой из участвующих может инициировать процедуру экспертизы. Расходы понесет исполнитель, если же факты не подтвердятся – потребитель компенсирует ресурсоснабжающей организации понесенные затраты. После экспертизы все участники получают от коммунальной компании ее результаты в течение 3 дней.

Плата за некачественный ресурс

Законом предусматривается снижение размера оплаты за установленную не надлежащего качества услугу вплоть до полной её отмены. Также изменению подлежит плата за перерывы в поставке услуг сверх утвержденного правилами времени.

Объем недопоставленного ресурса рассчитывается из норматива и длительности некачественной услуги, если нет счетчиков (для квартир дополнительным условием является отсутствие возможности их установки).

При некачественной поставке уменьшение возникает за каждый день выявленного нарушения.

Как заставить уменьшить плату

Если жилищная или ресурсоснабжающая организация самостоятельно не провели перерасчет соответствующих платежей, то потребитель должен составить и подать претензию, в которой он ссылается на возникшие основания. Документ передается организации лично или направляется по почте.

Если коммунальщики никак не отреагировали – потребитель далее за защитой своих прав может обратиться в суд или другие организации, контролирующие работу коммунальных компаний – Жилищную инспекцию, Роспотребнадзор или прокуратуру. Для этого – написать заявление, приложить к нему копии имеющихся документов, доказывающих правоту потребителя.

1. Статья 161 ЖК.

2. Постановление 354 от 06.05.2011.

Компенсация за некачественные услуги ЖКХ

Коммунальные услуги должны оказываться в соответствии в определенными стандартами. Постановление правительства РФ №354 от 6 мая 2011 года “О предоставлении коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов” устанавливает обязательные требования к водо-, электро-, газоснабжению и отоплению.

Какие могут быть основания для требования компенсации?

Основаниями перерасчета выступает ненадлежащее оказание коммунальных услуг. Перебои в предоставлении ресурсов допустимы, однако, не могут быть больше допустимых периодов времени. Так, ресурсоснабжающая организация имеет право отключить электроэнергию не более, чем на сутки, при наличии у нее одного независимого источника энергии (если их два — не более, чем на два часа).

Перебой в поставке газа не может быть свыше 4 часов. Каждый час свыше установленной нормы уменьшает ваш счет на 0,15 процента. При этом, такое же правило действует при несоответствии электроэнергии ГОСТам. За газ, качество которого отличается от стандартов, вы платить не обязаны.

Аналогичная компенсация предоставляется и при отключении сверх установленного периода времени горячей и холодной воды. Воду можно отключать не более, чем на 8 часов в месяц (горячую воду — максимум на сутки в случае аварии).

Максимальный срок перебоя в поставке воды не должен превышать 4 часов. Те же правила действуют и для водоотведения (канализации).Также вода должна соответствовать санитарным нормам.

Если вода идет грязная или с каким-то запахом, то вы можете не платить за нее до тех пор, пока она не станет соответствовать нормам.

Отопление должно соответствовать нормам и отключаться не более, чем на 24 часа в течение месяца. Срок одномоментного отключения зависит от того, насколько снижается температура — если в жилых помещениях она держится на уровне +8°C до +10°C, то срок отключения за один раз не может превышать 4 часов.

Читайте также:  Как рассчитывается расход теплоэнергии?

Как получить компенсацию за некачественные коммунальные услуги?

Первым действием при обнаружении некачественного оказания коммунальных услуг должно стать обращение в аварийно-диспетчерскую службу управляющей компании. Сделать это можно, обратившись с письменным заявлением или с помощью телефонного звонка с указанием своих данных и конкретных претензий к услуге. Также вы должны указать адрес, по которому оказана некачественная услуга.

Все эти данные сотрудник компании обязан внести в журнал регистрации. На основании вашего обращения в течение двух часов должна быть проведена соответствующая проверка. По итогам проверки должен быть составлен акт, который и станет причиной перерасчета.

В случае возникновения проблем с управляющей компанией – отказом провести проверку, составить акт или его несоответствие действительности, вы можете обратиться в Госжилинспекцию, которая проведет собственную проверку. Также можно составить и свой акт на основе экспертизы, однако стоит заранее подсчитать примерный размер компенсации, чтобы понять, стоит ли того ее проведение.

Когда результаты проверки будут получены (но перерасчет не произведен), отправьте в управляющую компанию претензию с указанием всех своих требований. К претензии приложите копию акта. Также укажите срок ответа на претензию и то, что в случае неудовлетворения требований вы будете вынуждены обратиться в суд с отнесением на компанию всех судебных расходов.

Практика показывает, что суды чаще всего встают на сторону граждан, если есть все документы, подтверждающие факт некачественного оказания услуг. Размер компенсации, при этом, в большинстве случаев не стоит затрат времени и сил на судебное разбирательство. Однако чаще всего управляющие компании идут на досудебное урегулирование спора, осуществляя перерасчет.

Компенсации расходов на оплату жилья и коммунальных услуг

Юридическая энциклопедия МИП онлайн — задать вопрос юристу » Жилищное право » Коммунальные услуги » Компенсации расходов на оплату жилья и коммунальных услуг

Компенсация расходов, наравне с субсидиями по оплате жилого помещения, является эффективной мерой соцзащиты населения.

Содержание

Компенсационный механизм по возмещению расходов по оплате жилого помещения и услуг жилищно-коммунального хозяйства был законодательно урегулирован и действовал давно. До принятия нового Жилищного Кодекса существовал порядок предоставления некоторым категориям населения льгот по оплате за жилплощадь. Данный порядок действует и по сей день.

Компенсация расходов по оплате жилплощади

Статья 160 ЖК определяет порядок и регулирует предоставление компенсационных выплат по уплате за жилое помещение и жилищно-коммунальные услуги на условиях и в порядке, установленном нормативными актами. Компенсации расходов на оплату жилья и коммунальных услуг выплачиваются за счет государственных и муниципальных бюджетных средств.

Размер компенсационных выплат включается в семейный совокупный доход, учитывается при расчетах субсидии, которая предоставляется согласно статье 159 ЖК.

Компенсация расходов, наравне с субсидиями по оплате жилого помещения, является эффективной мерой соцзащиты населения, в частности, тех граждан, которые имеют низкий уровень доходов.

Либо тех, кто в силу объективных или субъективных причин не в состоянии рассчитываться за услуги ЖКХ и оплачивать квартплату без значимого ущерба для уровня жизни.

Особо актуально это во времена реформ, проводимых в жилищно-коммунальном хозяйстве и ощутимого повышения уровня оплаты за квартиру.

Понятие компенсации по оплате жилплощади и коммунальных услуг

Сущность компенсационной политики государства заключается в процессе возмещения некоторым категориям лиц их расходов в размерах, установленных законом. Для начала лица, имеющие право оформить компенсационные выплаты, несут расходы, связанные с оплатой жилой квартиры. Затем понесенные расходы (либо их часть) компенсируются предоставленной выплатой в денежном эквиваленте.

Раньше действовала система «натуральных» льгот, оформляемая в виде скидок. Граждане-льготники частично освобождались от платы за жилплощадь и за услуги ЖКХ.

Система предоставления компенсации расходов на оплату жилья и на услуги ЖКХ в перспективе должна упразднить систему предоставления «скидочных» льгот, которые менее выгодны для государства.

Постановлением от 26.08.04 №441 установлен федеральный стандарт граничного порога расходов по оплате квартиры и услуг ЖКХ. Такой порог должен быть не более 22 % общего дохода всей семьи.

Денежная компенсация по оплате жилого помещения предоставляется при условии отсутствующей задолженности за квартиру и за услуги ЖКХ. Если же имеется долг за жилплощадь, предоставление компенсационных возмещений возможно с условием оформления гражданином рассрочки по выплате долгов и добросовестного выполнения условий такого соглашения.

Кто имеет право на компенсационные выплаты

Жилищным законодательством установлены категории лиц, имеющие право на государственную поддержку, которая заключается в предоставлении компенсации (или субсидии). К ним относятся:

  • собственники жилых квартир;
  • лица, временно использующие жилые квартиры соответствующих жилфондов;
  • наниматели, заключившие соглашение найма объекта частного жилого фонда;
  • члены жилкооперативов.

Кроме того лицо, претендующее на оформление компенсации по оплате жилплощади и услуг ЖКХ, должно отвечать следующим требованиям:

  • расходы такого лица по оплате коммунальных услуг должны составлять более чем 22% от общего дохода всей семьи;
  • быть гражданином РФ;
  • быть прописанным на жилплощади, расходы за которую подлежат компенсации;
  • не иметь долгов по оплате за квартиру и за услуги ЖКХ.

Денежные компенсационные выплаты устанавливаются также и органами власти на местах. К примеру, согласно решению губернатора Хабаровского края, в ноябре 2015 года определен граничный индекс повышения оплаты за услуги жилищно-коммунального хозяйства на уровне 7%.

Жителям края, чей месячный платеж превысил данный уровень индексации, с января 2016 года предоставляется компенсация расходов на оплату коммуналки. Ее начисляют автоматически.

Сумма компенсации указывается в квитанции абонента, заявление от собственников жилья не требуется.

Компенсация расходов за услуги ЖКХ для инвалидов

Среди всех категорий лиц, которые имеют право денежной компенсации на оплату услуг ЖКХ, значительную часть составляют инвалиды. Социальная поддержка последних существенно разнится в зависимости от региона проживания и группы инвалидности.

Однако всем без исключения инвалидам по закону положена компенсация расходов на оплату жилых помещений и коммунальных услуг. Предоставляются такие льготы не только на федеральном уровне, но и на местном. Федеральным центром возмещаются расходы в случае, если дом, где проживает инвалид, числится в федеральной собственности.

Если же здание принадлежит муниципальному жилфонду, компенсация для инвалидов оформляется местным муниципалитетом.

Право на компенсацию расходов на оплату жилого помещения и услуги ЖКХ получают не только инвалиды, но также семьи, которые воспитывают ребёнка-инвалида. Предусмотренная законом компенсация составляет 50 % от оплаты всех услуг ЖКХ, в независимости от региона проживанния. 

Компенсация положена на следующие виды услуг:

  • на расходы, связанные с социальным наймом и содержанием жилища;
  • на расходы, связанные с ремонтом и управлением дома;
  • на расходы по оплате за электро-, газо-, теплоснабжение, за воду и вывоз мусорных отходов;
  • частично возмещаются расходы, связанные с закупкой топлива. Такая компенсация полагается инвалидам, живущих в домах, в которых отсутствует центральное отопление.

Основание для отказа в компенсации расходов на квартиру

Жилищным законодательством установлена форма компенсации по оплате жилплощади и жилищно-коммунальных услуг: исключительно в денежном виде. Если гражданин не исполняет свои платежные обязательства, которые должны быть в последующем компенсированы, у него отсутствуют расходы и, следовательно, основания для возврата денежных средств.

По этим причинам статья 160 Кодекса дополнена частью 3, которой установлено, что компенсация расходов предоставляется лицам, у которых отсутствует долг по квартплате и за услуги ЖКХ. Эта мера воздействия направлена на то, чтобы стимулировать население добросовестно исполнять обязательства по оплате жилплощади и услуг ЖКХ.

Если у плательщика возникает задолженность, это является основанием для приостановления выплат компенсаций. После погашения задолженности, компенсационные выплаты возобновляются.

Вместе с тем, часть 3 предусматривает предоставление компенсационных выплат при существующей задолженности.

Условиями для этого является договор о рассрочке долгов по оплате жилого помещения или услуг ЖКХ, заключенный с кредитором (условия договора должны добросовестно выполняться).

Стороной-кредитором по такому соглашению может выступать управляющая организация, товарищество или жилищный кооператив.Механизм предоставления компенсационных выплат

Как было сказано раньше, компенсационные возмещения осуществляются в денежной форме. Расходы по оплате жилплощади и коммунальных услуг остаются прежними и не подлежат уменьшению на сумму предоставленных компенсационных выплат.

Компенсационные выплаты отличаются от субсидий (которые перечисляются еще до того, как наступил срок оплаты за жилое помещение) тем, что они носят «последующий» характер. Другими словами, предоставляются после того, как были оплачены жилищно-коммунальные услуги.

Размер компенсационных выплат

Размер предоставленных законом льгот, как правило, составляет 50 % от всей суммы расходов по оплате за жилплощадь и услуги ЖКХ. Многих волнует вопрос, почему при выплате компенсаций за услуги ЖКХ возвращают меньшую сумму, чем была оплачена?

Когда в квартире зарегистрирован гражданин, который по закону имеет право на льготы и кроме него больше никто не прописан, соответствующая компенсация расходов по квартплате оформляется на всю площадь помещения и на полный объём потребляемых услуг.

Если же на жилплощади зарегистрированы еще жильцы, возвращаются денежные средства в размере доли жилплощади, которая приходится на такого льготника.

В таких же пропорциях будет возмещаться часть потребляемых льготником услуг ЖКХ. Таким образом, денежные компенсационные выплаты за жилое помещение и услуги ЖКХ рассчитываются только лишь на долю льготника, зарегистрированного в квартире.

При установлении суммы компенсационных выплат в процентном соотношении от применяемого размера оплаты на капремонт и содержание здания и помещений, а также тарифов на услуги ЖКХ, в случае изменении (увеличении) размера оплаты будет меняться и сумма компенсации расходов на оплату жилых помещений и коммунальных услуг в сторону увеличения.

Читайте также:  Как разделить однушку на 2 жилых помещения?

Кузнецов Федор Николаевич

Опыт работы в юридической сфере более 15 лет; Специализация — разрешение семейных споров, наследство, сделки с имуществом, споры о правах потребителей, уголовные дела, арбитражные процессы.

Верховный суд: долги за ЖКХ не повод отменять льготы

Верховный суд РФ вступился за права социально незащищенных категорий граждан на получение льгот по оплате коммунальных услуг и взносов за капремонт: суд рассмотрел спор инвалида II группы с чиновниками Смоленской области, которые из-за долга всего в 825 рублей лишили ее дотации.

ВС подчеркнул, что программа помощи определенным категориям граждан является федеральной, поэтому местные законы по ограничению в выплате компенсаций не являются главными.

Высшая инстанция также призвала суды более человечно относиться к жильцам, имеющим долги за ЖКХ, и изучать причины, по которым они не платят по счетам. Сама по себе задолженность не может являться основанием для лишения гражданина социальной поддержки, указывает ВС РФ.

Суть дела

Жительнице Смоленской области предоставлялась мера социальной поддержки в виде компенсации расходов на оплату жилых помещений и коммунальных услуг и частично — на капитальный ремонт.

Женщина исправно оплачивала все счета, но отказывалась вносить плату за четыре месяца на капитальный ремонт по принципиальным соображениям.

Из-за этой задолженности местные власти вовсе лишили инвалида II группы компенсации.

Заявительница сочла эти решения незаконными, но поддержки в Ярцевском городском суде, а позднее и в Смоленском областном суде она не нашла.

Отказывая истице в удовлетворении иска, суд в том числе сослался на региональный закон о мерах социальной поддержки инвалидов, согласно которому задолженность по оплате ЖКХ уже за два месяца является основанием для прекращения выплаты льготы. У истицы же была пропущена оплата за четыре месяца, значит, чиновники лишили ее компенсаций правомерно, посчитал суд.

Он также указал, что раз гражданин не выполняет своих платежных обязательств, то у него отсутствуют соответствующие расходы, значит и компенсировать ему нечего.

Позиция ВС

  • Верховный суд подчеркнул, что право определённых категорий граждан, в том числе инвалидов, на получение мер социальной поддержки в форме компенсации расходов, на оплату жилого помещения и коммунальных услуг установлено не региональными властями, а федеральными законами.
  • Порядок и условия компенсации расходов имеют целевое назначение — уменьшение фактических затрат граждан, в данном случае инвалидов, по оплате жилого помещения.
  • По общему правилу меры социальной поддержки в форме компенсации расходов на оплату ЖКХ предоставляются при отсутствии задолженности по оплате жилого помещения, коммунальных услуг, по уплате взносов на капитальный ремонт, а наличие долгов может являться основанием для приостановления или прекращения предоставления льготы, признает ВС РФ.
  • Однако, как указано в пункте 47 постановления пленума Верховного суда от 27 июня 2017 года No 22, само по себе наличие задолженности по оплате жилого помещения и коммунальных услуг не может служить безусловным основанием для отказа в предоставлении мер социальной поддержки.

«Суду при разрешении споров, связанных с предоставлением мер социальной поддержки по оплате жилого помещения и коммунальных услуг, необходимо выяснять причины образования этой задолженности, период её образования, а также какие меры предприняты гражданином по погашению задолженности. Эти обстоятельства должны быть отражены в судебном решении», — говорится в постановлении.

ВС отмечает, что при наличии уважительных причин отсутствия оплаты ЖКХ в предоставлении мер социальной поддержки не может быть отказано.

К таким причинам могут быть отнесены невыплата заработной платы в срок, тяжёлое материальное положение жильца и дееспособных членов его семьи в связи с утратой ими работы и невозможностью трудоустройства, болезнь, нахождение на стационарном лечении собственника или членов его семьи, наличие в составе семьи инвалидов, несовершеннолетних детей и др., поясняет ВС.

Нормами смоленского законодательства установлен перечень оснований для приостановления и прекращения выплаты компенсаций, к которым относится и наличие долгов по оплате коммунальных услуг в течение двух месяцев, а также отсутствие мер по погашению задолженности в течение месяца после приостановки перечисления средств. Если же собственник перестал платить за ЖКХ по уважительным причинам, то выплата компенсации возобновляется.

Однако приведённый в местном законе перечень уважительных причин исчерпывающим не является, указывает ВС РФ.

Между тем судебные инстанции, решавшие спор по иску инвалида II группы, не учли взаимосвязь регионального и федерального законодательства, которые касаются этого вопроса.

Выводы судебных инстанций сделаны без учёта фактических обстоятельств дела и выяснения причин образования задолженности. Суды даже не стали устанавливать достоверный период образования долга, удивилась высшая инстанция.

Из материалов дела следует, что в течение более полутора лет инвалид оплачивала коммунальные услуги в полном объёме. Женщина столкнулась с трудностями лишь при оплате взносов за капитальный ремонт: региональный оператор составил договор таким образом, что из него вытекала обязанность оплатить эти взносы за уже прошедшие четыре месяца.

Жительница с таким подходом не согласилась и заключать договор не стала, а компании отправила претензию, на которую та так и не ответила. Но при получении первой же квитанции взносы на капремонт заявительница перечислила.

А по оплате предшествующего до рассылки квитанций периода между жительницей и региональным оператором до сих пор имеется судебный спор.

  1. То есть задолженность в 825 рублей у жительницы образовалась по уважительным причинам, к тому же суду следовало учесть состояние здоровья истицы и тот факт, что впоследствии она регулярно и вовремя вносила оплату, отмечает ВС.
  2. Таким образом, у департамента Смоленской области по социальному развитию отсутствовали правовые основания для отказа инвалиду в предоставлении компенсации расходов на оплату жилых помещений, коммунальных услуг, уплату взноса на капитальный ремонт,отмечает ВС РФ.
  3. Высшая инстанция сочла возможным не только отменить все состоявшиеся по делу решения, но и принять новое: об удовлетворении исковых требований, о признании незаконными действий Департамента Смоленской области по социальному развитию и о возложении на чиновников обязанности возобновить выплату инвалиду II группы, включая период, на который ее необоснованно лишили льготы.

Неформальный подход

«Я поддерживаю позицию ВС РФ. Считаю её оптимальной и правильной в ситуации, которая разбиралась. Законодательство не терпит формального подхода к разрешению спорных ситуаций, ведь за этими ситуациями стоят люди, их реальные беды и реальные ситуации», — отмечает член Ассоциации юристов России Александр Самарин.

  • На его взгляд, суды нижестоящих инстанций не стали вникать в саму суть проблемы и не устанавливали причину неоплаты, хотя ВС РФ указывал неоднократно на то, что такой подход недопустим.
  • Он напомнил пункт постановления Пленума Верховного суда РФ от 19 декабря 2003 года N 23 «О судебном решении», в котором ВС указывает, что решение является обоснованным тогда, когда имеющие значение для дела факты подтверждены исследованными судом доказательствами, удовлетворяющими требованиям закона об их относимости и допустимости, или обстоятельствами, не нуждающимися в доказывании, а также тогда, когда оно содержит исчерпывающие выводы суда, вытекающие из установленных фактов.
  • Как видно из определения Верховного суда РФ, суды нижестоящих инстанций неполно рассмотрели дело, что, в свою очередь, привело к нарушению прав получателя субсидии.

«И такое, к сожалению, не редкость. Вызвано это как загруженностью суда, так и формальным подходом к рассмотрению споров.

Данное определение полезно в первую очередь получателями субсидий на оплату ЖКХ, капитального ремонта.

Теперь при наличии уважительных причин, по которым образовалась задолженность за жилищно-коммунальные услуги или капитальный ремонт, в суде можно ссылаться на данное определение для того, чтобы напомнить суду, что нужно не просто учесть наличие задолженности, но и выяснить почему задолженность за ЖКУ образовалась.

  1. В перспективе это поможет получателям субсидии отстоять своё право на получение компенсации за ЖКУ и не допустить формального рассмотрения своего спора с органом, выплачивающим данную субсидию», — подчеркивает Самарин.
  2. Кроме того, на его взгляд, по мере накопления судебной практики, увеличения оспаривания отказов в выплате субсидии, возможно уже на этапе решения социальными органами наличия оснований для выплаты субсидий, чиновники будут самостоятельно учитывать причину возникновения задолженности, что приведет к уменьшению нагрузки на суды за счет снижения числа споров.
  3. Также, возможно, последуют изменения в региональном законодательстве с целью определения какие случаи являются уважительными в качестве основания образования долгов за ЖКУ и в методике определения уважительности причин неоплаты за ЖКУ, выразил надежду член АЮР. 
  4. Алиса Фокс

Оставьте комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *