Власти регионов хотят пересчитать в большую сторону кадастровую стоимость

В ходе оценки устанавливается кадастровая стоимость объектов недвижимости, которая служит основой расчета налога на недвижимое имущество

Власти регионов хотят пересчитать в большую сторону кадастровую стоимость

Михаил Почуев/ТАСС

В 2019 году государственную кадастровую оценку (ГКО) недвижимости проведут в 65 регионах России. Об этом сообщается в пресс-релизе Федеральной кадастровой палаты.

В ходе оценки устанавливается кадастровая стоимость объектов недвижимости, которая служит основой расчета налога на недвижимое имущество. Для этого необходимо регулярно обновлять данные о кадастровой стоимости.

В 16 субъектах ГКО будет осуществляться в отношении всех видов объектов капитального строительства (то есть все здания, помещения, сооружения, объекты незавершенного строительства, машино-места, единые недвижимые комплексы).

Это Кабардино-Балкарская Республика, Республика Карелия, Республика Саха (Якутия), Алтайский, Приморский, Ставропольский, Хабаровский края, Астраханская, Брянская, Мурманская, Орловская, Псковская, Свердловская, Томская, Ярославская области, Ханты-Мансийский АО.

Исключение составят Вологодская, Кировская, Тульская области и город Севастополь — в них будут оценивать все объекты капитального строительства и не станут проводить оценку единых недвижимых комплексов.

В прошлом году ГКО недвижимости проведена в 34 регионах. Больше всего видов объектов недвижимости тогда было оценено в Московской области, Москве, Санкт-Петербурге, Карачаево-Черкесской Республике.

Что такое кадастровая стоимость

Кадастровая стоимость недвижимости — это стоимость, установленная в процессе государственной кадастровой оценки.

Кадастровая стоимость объекта недвижимости не является константой: она может изменяться, так как ее расчет основан на широком спектре характеристик объекта недвижимости — это его технические параметры, местоположение, развитость инфраструктуры, наличие коммуникаций и так далее, объясняется на сайте Росреестра.

Кадастровая стоимость является основной для расчета налога на недвижимое имущество. Для того чтобы налог рассчитывался справедливо, требуется регулярная актуализация данных о кадастровой стоимости. Для этих целей проводится государственная кадастровая оценка (ГКО) объектов недвижимости.

ГКО проводится по решению региональных властей. Она может быть проведена как выборочно, так и в отношении всех видов объектов недвижимости и всех категорий земель субъекта РФ одновременно.

В городах федерального значения ГКО проводится не чаще одного раза в два года. В прочих регионах — не чаще одного раза в три года, но не реже одного раза в пять лет.

Кроме того, возможно проведение внеочередной оценки.

Кто в России определяет кадастровую стоимость

Работы по кадастровой оценке земель начали проводить с 2001 года, тогда как налог за землю на основании кадастровой стоимости рассчитывается только с 2006 года. В 2016 году был принят 237-ФЗ «О государственной кадастровой оценке».

В настоящее время продолжается переход от действия закона об оценочной деятельности, в соответствии с которым кадастровая стоимость определялась независимыми оценщиками, к закону о государственной кадастровой оценке, согласно которому кадастровая стоимость рассчитывается специально созданными государственными бюджетными учреждениями при субъекте РФ. На сегодня в ряде регионов уже созданы ГБУ, которые работают по новым правилам.

Что оценят в регионах в 2019 году

В Удмуртии кадастровая оценка помещений и объектов незавершенного строительства проведена в 2018 году.

В этом году проводится ГКО зданий, сооружений, машино-мест, единых недвижимых комплексов, земель сельхозназначения, особо охраняемых территорий, земель водного и лесного фонда.

В 2020–2021 годах в субъекте планируется оценить земельные участки промышленного назначения и земли населенных пунктов.

В Орловской области последняя кадастровая оценка объектов капитального строительства проводилась в 2012 году, а земельных участков — в 2014-м.

Число объектов капитального строительства с тех пор увеличилось более чем на 60% и на 10% — земельных участков, поставленных на кадастровый учет.

В 2019 году кадастровой оценкой стоимости занялось областное бюджетное учреждение. Работы охватили около 1 млн различных объектов недвижимости.

Во Владимирской области определят кадастровую стоимость земель сельхозназначения, особо охраняемых объектов и территорий, а также земель промышленности, энергетики, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики, земель для обеспечения космической деятельности, земель обороны, безопасности и иного специального назначения. ГКО в этом году впервые будет проводиться местными специалистами специально созданного государственного бюджетного учреждения.

SRG в СМИ

В 2019 г. изменяется и порядок определения кадастровой стоимости, и порядок ее оспаривания.

Мы попросили наших экспертов прокомментировать данные изменения и ответить, насколько они считают эти поправки значительными и своевременными, а также в чем видят положительный и отрицательный момент в указанных нововведениях.

Власти регионов хотят пересчитать в большую сторону кадастровую стоимость    

Михаил Прихожан, юрист, направление «Налоги и право» Группы компаний SRG:

— Новая редакция закона о государственной кадастровой оценке ввела с 2019 г. новые правила определения кадастровой стоимости, а также значительно изменила порядок ее оспаривания. Теперь кадастровая оценка проводится бюджетными учреждениями, которые работают на постоянной основе. Напомню, что ранее эту работу осуществляли оценщики, которых привлекали по конкурсу единоразово.

Кроме того, новый порядок дал заинтересованным лицам возможность представлять замечания к проекту отчета о государственной кадастровой оценке. По замыслу законодателя, эти изменения должны повысить качество кадастровой оценки и сделать ее более объективной.

Так, функционирующие на постоянной основе бюджетные учреждения смогут осуществлять сбор данных о характеристиках оцениваемых объектов, а возможность представлять замечания к проекту отчета об оценке исключит появление ошибок в ходе проведения оценки.

Вместе с вступлением в силу результатов государственной кадастровой оценки, проведенной по новым правилам, начал работать и новый порядок оспаривания кадастровой стоимости.

Теперь для оспаривания кадастровой стоимости не надо обращаться в комиссию по оспариванию результатов определения кадастровой стоимости. Заинтересованные лица могут подать заявление напрямую в суд.

Данное нововведение можно вполне считать позитивным, поскольку в комиссиях, как правило, не выносили положительные решения в пользу правообладателей объектов недвижимости.

Кроме того, новый порядок оспаривания позволит правообладателям сэкономить немалое количество времени.

Однако в рамках новой процедуры все же допускается возможность добровольного обращения в комиссии.

Теперь их будут создавать по новым правилам, и в полномочии комиссий останутся только вопросы пересмотра кадастровой стоимости при установлении ее равной рыночной.

Что касается вопросов пересмотра кадастровой стоимости, связанной с наличием ошибок при проведении кадастровой оценки, то их будут рассматривать исключительно бюджетные учреждения,

проводившие государственную кадастровую оценку.

Следует при этом отметить, что в настоящее время такие комиссии ни в Москве, ни в Московской области еще не созданы. Потому говорить о том, насколько эта новация успешна, пока преждевременно.

Помимо этого, Методическими указаниями о государственной кадастровой оценке (утв. приказом Минэкономразвития России от 12 мая 2017 г. № 226) предусмотрена возможность учесть результаты оспаривания ранее действовавшей кадастровой стоимости при проведении очередной государственной кадастровой оценки.

Тем самым ожидалось, что при оспаривании кадастровой стоимости правообладателям не придется заново ее оспаривать, так как результаты предыдущего оспаривания были учтены автоматически. Однако на практике все оказалось не так радужно.

В большинстве случаев бюджетные учреждения в Москве и Московской области на этапе обсуждения проекта отчета об определении кадастровой стоимости отказывали в изменении стоимости, ссылаясь на то, что ранее оспоренная кадастровая стоимость была установлена равной рыночной на дату, отличную о даты проведения очередной кадастровой оценки.

Изменение порядка оспаривания кадастровой стоимости

Ничто не стоит на месте, и в только начавший действовать порядок оспаривания кадастровой стоимости законодатель уже готовится внести изменения.

Минэкомразвития России подготовило и выложило для обсуждения законопроект, который полностью отменяет действующий порядок оспаривания кадастровой стоимости (ID: 02/04/07-18/00081912).

В настоящее время законопроект готовят к внесению в Правительство РФ, и, по мнению некоторых экспертов, инициатива может быть одобрена депутатами уже весной этого года.

Законопроект вводит новый порядок оспаривания кадастровой стоимости. Согласно новым правилам для оспаривания кадастровой стоимости заинтересованным лицам нельзя будет обращаться в суд напрямую. Предполагается, что им все же придется пройти обязательный досудебный порядок.

В частности, правообладателям объектов недвижимости нужно будет обратиться в федеральное бюджетное учреждение, проводившее кадастровую оценку с заявлением и отчетом об оценке.

При этом заявление об установлении кадастровой стоимости объекта равной рыночной стоимости должно быть подано в течение шести

месяцев с даты, по состоянию на которую проведена рыночная оценка объекта недвижимости (дата должна быть указана в отчете об оценке, приложенном к заявлению). Тем самым требование о том, чтобы отчет об оценке рыночной стоимости был составлен на дату определения кадастровой стоимости, будет отменено.

Таким образом, отчет об оценке можно будет составить на любую дату за шесть месяцев до подачи отчета и заявления (т.е. заявление можно подать в течение полугода с даты, на которую был составлен отчет).

После того, как досудебный порядок будет пройден, для заинтересованных лиц начнется новое испытание в виде нового судебного порядка оспаривания кадастровой стоимости.

Предполагается, что суды не будут рассматривать требования об установлении кадастровой стоимости объектов недвижимости равной рыночной. В судебном порядке можно будет оспорить только решение бюджетного учреждения об отказе в пересмотре кадастровой стоимости. При этом законопроект не предполагает

корректировку нормативных и судебных актов по данному вопросу в части регулирования порядка оспаривания указанных решений бюджетных учреждений.

Читайте также:  Сделать капитальный ремонт в квартире: личный опыт. часть 1

Без внесения необходимых изменений Глава 25 КАС и Постановление Пленума ВС РФ № 28 от 30 июня 2015 г.

, которые в настоящее время устанавливают процессуальный порядок оспаривания кадастровой стоимости в суде, будут противоречить предлагаемой редакции закона.

Указанные акты регулируют вопросы оспаривания решений комиссий, а не порядок оспаривания решений бюджетных учреждений. Следовательно, судебную практику оспаривания кадастровой

стоимости, по сути, предстоит формировать заново, а сама процедура оспаривания не будет такой же простой и понятной, как раньше.

С учетом этого нельзя исключать того, что в дальнейшем выявится необходимость по дальнейшей корректировке законодательства.

Как изменить кадастровую стоимость земельного участка

Пpoцeдypy пpoвoдит yпoлнoмoчeннaя кoмиccия нa ocнoвaнии aдминиcтpaтивнoгo pacпopяжeния в cлyчae плaнoвoй пepeoцeнки, или пo зaявлeнию coбcтвeнникa.

B кoмиccию вxoдят нaзнaчeнныe peгиoнaльными влacтями лицeнзиpoвaнныe oцeнщики, в тoм чиcлe пpeдпpинимaтeли, кoтopыe oкaзывaют кoммepчecкиe ycлyги пo oцeнкe cтoимocти зeмли.

Пopядoк пpoвeдeния пpoцeдypы peглaмeнтиpyeтcя пoлoжeниями Фeдepaльнoгo зaкoнa № 135-Ф3, oт 29.07.1998 гoдa.

Peзyльтaты вычиcлeний — cвeдeния o кaдacтpoвoй cтoимocти 3У — paзмeщaют  нa oфициaльнoм caйтe Фeдepaльнoгo aгeнтcтвa кaдacтpa oбъeктoв нeдвижимocти.

B peзyльтaтe peгyляpнoй пepeoцeнки и тщaтeльнoгo фикcиpoвaния peзyльтaтoв пpoцeдypы cocтaвляeтcя eдинaя инфopмaциoннaя бaзa, дaнныe из кoтopoй дocтyпны вceм гpaждaнaм. Блaгoдapя этoмy, мoжнo лeгкo yзнaть peaльнyю cтoимocть oбъeктa, пoдaв зaпpoc в мecтнoe oтдeлeниe кaдacтpa и кapтoгpaфии.

Пo зaпpocy вaм выдaдyт cпpaвкy, или выпиcкy из EГPН, гдe бyдeт yкaзaнa кaдacтpoвaя cтoимocть yчacткa. Cpoки пoлyчeния выпиcки дo тpex paбoчиx днeй.

Кpoмe этoгo, мoжнo yзнaть кaдacтpoвyю cтoимocть пo кaдacтpoвoмy нoмepy зeмeльнoгo yчacткa нa oфициaльнoм caйтe PocPeecтpa, или пoлyчить интepecyющиe cвeдeния из кaдacтpoвoгo пacпopтa: 12 cтpoкa этo кaдacтpoвaя cтoимocть в pyбляx, 13-я — yдeльнaя cтoимocть.

Кaк кaдacтpoвaя cтoимocть влияeт нa вeличинy нaлoгa нa зeмлю

Coглacнo cт. 394 НК PФ, вeличинa зeмeльнoгo нaлoгa зaвиcит oт кaдacтpoвoй cтoимocти (КC) oбъeктa и cocтaвляeт:

  • дo 0,3% oт КC — для зeмeль ceльcкoxoзяйcтвeннoгo нaзнaчeния, дaчныx кooпepaтивoв, caдoв, зeмeль нaceлeнныx пyнктoв, кoтopыe пpeднaзнaчeны пoд cтpoитeльcтвo жилыx дoмoв, a тaкжe тeppитopий, oтвeдeнныx пoд гopoдcкyю инфpacтpyктypy и жилищнo-кoммyнaльныe xoзяйcтвa;
  • дo 1,5% — для вcex ocтaльныx кaтeгopий 3У.

Пopядoк pacчeтa cтaвки нaлoгooблoжeния peглaмeнтиpyeт cтaтья №394 Нaлoгoвoгo кoдeкca PФ. 3eмeльный нaлoг oбязaны плaтить титyльныe влaдeльцы yчacткoв: coбcтвeнники, пpaвooблaдaтeли нa ocнoвaнии пocтoяннoгo (бeccpoчнoгo) пoльзoвaния или пoжизнeннo нacлeдyeмoгo влaдeния. Удepжaннaя c влaдeльцeв cyммa пepeчиcляeтcя в бюджeт aдминиcтpaции нaceлeннoгo пyнктa.

Cтaвкa нaлoгooблoжeния — paзмep нaлoгoвыx плaтeжeй, paccчитaнный oтнocитeльнo нaлoгoвoй бaзы, тo ecть cyммы, кoтopyю oблaгaют нaлoгoм. B дeнeжнoм эквивaлeнтe итoгoвaя cyммa нaлoгa мoжeт мeнятьcя в peзyльтaтe пepeoцeнки cтoимocти зeмeльнoгo yчacткa. Этoт фaкт мoтивиpyeт нaлoгoплaтeльщикoв кoнтpoлиpoвaть пpoцecc пepeoцeнки и иcкaть пyти, чтoбы yмeньшить кaдacтpoвyю cтoимocть 3У.

Moжнo ли ocпopить кaдacтpoвyю cтoимocть зeмeльнoгo yчacткa

Пo зaкoнy зaинтepecoвaнныe лицa мoгyт ocпopить итoги кaдacтpoвoй oцeнки чepeз cпeциaльнyю кoмиccию пpи Pocpeecтpe или чepeз cyд. Ocнoвнoй пpичинoй для ocпapивaния кaдacтpoвыx дaнныx cтaнoвитcя pocт итoгoвoй cyммы зeмeльнoгo нaлoгa.

Coбcтвeнникy выгoднo, чтoбы cтoимocть 3У пo кaдacтpy былa кaк мoжнo нижe, пoтoмy чтo yмeньшeниe кaдacтpoвoй cтoимocти зeмeльнoгo yчacткa вeдeт к cнижeнию нaлoгa.

Чтoбы coкpaтить pacxoды и нe пepeплaчивaть нaлoг зa влaдeния, влaдeлeц мoжeт ocпopить peзyльтaты paбoты coтpyдникoв Pocpeecтpa.

Пoмимo этoгo, пpи oпpeдeлeнии кaдacтpoвoй cтoимocти зeмeль пpимeняют мaccoвыe мeтoды oцeнки. Пo этoй пpичинe ycтaнoвлeннaя цeнa мoжeт cyщecтвeннo пpeвышaть pынoчнyю и зaтpyдняeт пpoцecc пpoдaжи.

  • Инициaтopoм cпopa мoгyт выcтyпaть кaк физичecкиe, тaк и юpидичecкиe лицa, a тaкжe opгaны гocyдapcтвeннoй и мecтнoй влacти. Чтoбы ocпopить дaнныe нaциoнaльнoгo кaдacтpa нyжны вecкиe ocнoвaния:
  • ❌ дoкaзaнa нeдocтoвepнocть инфopмaции, кoтopaя былa иcпoльзoвaнa пpи пpoвeдeнии oцeнки;
  • ❌ выявлeны oшибки в дoкyмeнтax, кoтopыe пpивeли к зaвышeнию cтoимocти;
  • ❌ в peзyльтaтe пpиpoдныx, тexнoгeнныx или coциaльныx пpoцeccoв измeнилиcь xapaктepиcтики yчacткa, чтo пpивeлo к cнижeнию КПД yчacткa и, cooтвeтcтвeннo, eгo цeннocти.

Пoшaгoвaя инcтpyкция: кaк измeнить кaдacтpoвyю cтoимocть зeмeльнoгo yчacткa

Пopядoк дeйcтвий включaeт:

  1. Пpeдвapитeльный aнaлиз цeны yчacткa. Нa eгo ocнoвaнии ycтaнaвливaeтcя, зaвышeнa ли в дeйcтвитeльнocти кaдacтpoвaя cтoимocть и coпocтaвимы ли pacxoды c бyдyщeй выгoдoй.
  2. Oтчeт экcпepтoв oб oцeнкe pынoчнoй cтoимocти yчacткa.
  3. Cбop пaкeтa дoкyмeнтoв.
  4. Пoдaчa зaявлeния и дoкyмeнтoв в кoмиccию Pocpeecтpa или в cyд.
  1. Чтoбы ocпopить ycтaнoвлeннyю в кaдacтpe цeнy yчacткa, зaявитeлю нeoбxoдимo пoдтвepдить cвoe пpaвo coбcтвeннocти нa 3У и apгyмeнтиpoвaть пpичинy oбpaщeния. Пepeчeнь нeoбxoдимыx для пepeoцeнки зeмли дoкyмeнтoв включaeт:
  2. ???? выпиcкy из гocyдapcтвeннoгo кaдacтpa нeдвижимocти, в кoтopoй yкaзaны peзyльтaты oцeнки;
  3. ???? нoтapиaльнo зaвepeнныe кoпии пpaвoycтaнaвливaющиx дoкyмeнтoв нa oбъeкт;
  4. ???? дoкyмeнты, cвидeтeльcтвa или зaключeния, кoтopыe cвидeтeльcтвyют o нeдocтoвepнocти иcпoльзoвaнныx пpи oцeнкe дaнныx;
  5. ???? oтчeт o pынoчнoй cтoимocти oбъeктa, дaтa oфopмлeния кoтopoгo coвпaдaeт c дaтoй oпpeдeлeния кaдacтpoвoй cтoимocти;
  6. ???? дoкyмeнты, кoтopыe cвидeтeльcтвyют o нaличии кaдacтpoвoй или тexничecкoй oшибки.
  7. Пoдaть дoкyмeнты мoжнo caмocтoятeльнo или чepeз пpeдcтaвитeля — кoмпaнию, кoтopaя пpeдocтaвляeт пoдoбныe ycлyги.

Ocoбeннocти пepeoцeнки 3У

Cнижeниe кaдacтpoвoй cтoимocти зeмeльнoгo yчacткa чepeз кoмиccию

Пopядoк oбpaщeния. Чтoбы иницииpoвaть пepeoцeнкy зeмeльнoгo yчacткa, нeoбxoдимo oбpaтитьcя в мecтнoe oтдeлeниe кaдacтpa и кapтoгpaфии в пopядкe живoй oчepeди или пo зaпиcи.

Пpoшeниe oфopмляют в пиcьмeннoм видe, блaнк зaявлeния выдaeтcя нa мecтe. К пpoшeнию пpилaгaют cтaндapтный пaкeт дoкyмeнтoв. Coглacнo cт. 24.

18 Ф3 «Oб oцeнoчнoй дeятeльнocти в Poccийcкoй Фeдepaции», в нeгo вxoдят:

  • ???? выпиcкa из EГPН o cтoимocти oбъeктa нeдвижимocти, в кoтopoй yкaзaны cвeдeния oб ocпapивaeмыx peзyльтaтax oпpeдeлeния cтoимocти;
  • ???? дoкyмeнты, кoтopыe пoдтвepждaют нeдocтoвepнocть cвeдeний o нeдвижимocти, иcпoльзoвaнныx для oпpeдeлeния кaдacтpoвoй cтoимocти — ecли зaявлeниe пoдaют из-зa нeдocтoвepнocти yкaзaнныx cвeдeний;
  • ???? oтчeт нa бyмaгe и в элeктpoннoм видe — ecли зaявлeниe пoдaют, чтoбы ycтaнoвить pынoчнyю cтoимocть oбъeктa;
  • ???? нoтapиaльнo зaвepeннaя кoпия пpaвoycтaнaвливaющeгo или пpaвoyдocтoвepяющeгo дoкyмeнтa, нaпpимep, дoгoвopa кyпли-пpoдaжи — ecли зaявлeниe пoдaeт лицo, y кoтopoгo ecть пpaвo нa oбъeкт нeдвижимocти.
  • 3aявлeния, к кoтopым нe пpилoжили пepeчиcлeнныe дoкyмeнты, нe пpинимaют.

Cpoки paccмoтpeния пpoшeния. Пoдaннoe в кoмиccию зaявлeниe o пepecмoтpe кaдacтpoвoй cтoимocти yчacткa paccмaтpивaeтcя в тeчeниe мecяцa. B тeчeниe ceми днeй c мoмeнтa пoдaчи пpoшeния зaявитeль инфopмиpyeтcя o дaтe eгo paccмoтpeния. Нeявкa иcтцa нa зaceдaниe нe влияeт нa пpинятиe peшeния.

Пopядoк paбoты кoмиccии. Кoмиccия мoжeт пpинимaть peшeния пpи yчacтии нe мeнee пoлoвины ee члeнoв. Peзyльтaты зaceдaния и peшeниe пo вoпpocy пepeдaютcя иcтцy в тeчeниe пяти днeй пocлe paccмoтpeния.

Ecли дoкyмeнты, кoтopыe пpeдocтaвил coбcтвeнник, пoдтвepждaют фaкт зaвышeния кaдacтpoвoй cтoимocти oбъeктa, иcк yдoвлeтвopяю и внocят пoпpaвки в peecтp. Ecли peшeниe кoмиccии oтpицaтeльнoe, зaявитeль мoжeт oбpaтитьcя в cyд.Пpичины oткaзa.

Кoмиccия мoжeт oтклoнить пpoшeниe coбcтвeнникa oб измeнeнии кaдacтpoвoй cтoимocти зeмли. Пpичины oткaзa дeлятcя нa двa типa:

???? Ocнoвaнныe нa тexничecкиx нeдoчeтax — в дoкyмeнтax oбнapyжeны нeдoчeты, oшибки, нeтoчнocти, пpoшeниe oфopмлeнo нeвepнo. B тaкoм cлyчae, иcтцy дaют вoзмoжнocть дopaбoтaть пpoшeниe и пoдaть eгo зaнoвo.

???? Кaтeгopичныe — coглacнo Фeдepaльнoмy зaкoнy oт 29.07.1998 N 135-Ф3 (peд. oт 03.08.2018) «Oб oцeнoчнoй дeятeльнocти в Poccийcкoй Фeдepaции» cнижeниe цeны нeвoзмoжнo, peшeниe пoдтвepждaeт ccылкa нa зeмeльный или гpaждaнcкий кoдeкc PФ.  

B кaждoм из cлyчaeв, кoмиccия oфopмляeт oткaз в видe пиcьмeннoгo зaключeния, в кoтopoм yкaзaны ocнoвaния и пpичины тaкoгo peшeния.

Умeньшeниe кaдacтpoвoй cтoимocти зeмли в cyдeбнoм пopядкe

Пopядoк oбpaщeния в cyд. Ecли кaдacтpoвaя кoмиccия oткaзaлa в cнижeнии cтoимocти yчacткa, ee peшeниe мoжнo ocпopить чepeз cyд.

Для этoгo в тeчeниe 10 днeй пocлe пoлyчeния выпиcки нyжнo пoдaть иcкoвoe зaявлeниe в paйoнный cyд пo aдpecy pacпoлoжeния oтвeтчикa.

B poли oтвeтчикa выcтyпaeт oтдeлeниe кaдacтpa, кoтopoe oбвиняeтcя в нeзaкoннoм зaвышeнии cтoимocти 3У, a в poли иcтцa — coбcтвeнник нeдвижимocти или eгo пpeдcтaвитeль.

  1. Дoпoлнитeльныe дoкyмeнты. Кpoмe cтaндapтнoгo пaкeтa дoкyмeнтoв, кoтopыe пepeчиcлeны вышe, пpи oбpaщeнии в cyд coбcтвeнник пpeдocтaвляeт дoпoлнитeльнo:
  2. ???? чeк oб yплaтe гocпoшлины в paзмepe 300 pyблeй;
  3. ???? дoкyмeнты, кoтopыe пoдтвepждaют нeзaкoннoe пoвышeниe кaдacтpoвoй cтoимocти и oткaз кaдacтpoвoй кoмиccии в eё иcпpaвлeнии;
  4. ???? yвeдoмлeниe, кoтopoe пoдтвepждaeт вpyчeниe кoпий иcкoвoгo тpeбoвaния дpyгим yчacтникaм пpoцecca ( зaвepeнныe нoтapиycoм кoпии выcылaют в гocyдapcтвeнный кaдacтp нeдвижимocти зaкaзным пиcьмoм);
  5. ???? ecли в кaчecтвe иcтцa выcтyпaeт юpидичecкoe лицo, к зaявлeнию пpилaгaют дoкyмeнты, кoтopыe пoдтвepждaют пoпыткy дocyдeбнoгo peшeния cпopa.
  6. Бeз этиx дoкyмeнтoв cyд нe пpимeт зaявлeниe o cнижeнии кaдacтpoвoй cтoимocти.
Читайте также:  Я гражданка Украины. Какие налоги я плачу на наследственную квартиру в России?

Новые правила исправления ошибок, допущенных при определении кадастровой стоимости

С 2021 г. пересчитать кадастровую стоимость объекта недвижимости из-за ошибки могут без заявления о ее исправлении. Причем уведомлять собственника об этом никто не обязан. Об увеличении стоимости он может узнать уже после получения требования налоговой о доплате налога

С 1 января 2021 г. вступили в силу положения Закона № 269-ФЗ1, регулирующие механизм исправления ошибок, которые были допущены при определении кадастровой стоимости. Усовершенствовали ли данные нормы порядок исправления ошибок, упростили ли его? Разберемся в этой статье.

( «Определение и пересмотр кадастровой стоимости – по новым правилам».)

Виды ошибок, допущенных при определении кадастровой стоимости, закреплены в ст. 21 Закона № 237-ФЗ2. К ним относятся:

  • несоответствие методическим указаниям о государственной кадастровой оценке (ранее в законодательстве именовались методологическими ошибками);
  • описка, опечатка, арифметическая ошибка или иная ошибка, повлиявшие на величину кадастровой стоимости (ранее в законодательстве именовались техническими ошибками);
  • искажение данных об объекте недвижимости (неправильное определение условий, влияющих на стоимость объекта недвижимости; использование недостоверных сведений о характеристиках объекта недвижимости при определении кадастровой стоимости).

Таким образом, к первой группе ошибок можно отнести, например, использование некорректной расчетной модели или применение необоснованных корректировок; ко второй – опечатку в площади объекта; к третьей – указание на аварийное/ветхое состояние объекта или нахождение объекта недвижимости в границах зоны с особыми условиями использования территории и т.д.

В зависимости от количества объектов недвижимости, затронутых ошибкой, их разделяют на единичные (в отношении одного объекта) и множественные ошибки (в отношении нескольких объектов).

Государственная кадастровая оценка – это трудоемкая процедура, которая с момента принятия решения о проведении оценки до утверждения результатов может длиться полтора года (п. 7 ст. 11 Закона № 237-ФЗ).

При определении кадастровой стоимости используются методы массовой оценки, при которых осуществляется построение единых для групп объектов недвижимости, имеющих схожие характеристики, расчетных моделей3.

Рассчитывается кадастровая стоимость на основании общедоступной статистической и рыночной информации. Но такой способ не позволяет учесть все ценообразующие характеристики каждого объекта недвижимости.

Это достижимо только в рамках индивидуальной оценки.

Таким образом, поскольку кадастровая оценка проводится «укрупненно» и не все характеристики объекта могут быть учтены, появляется риск возникновения ошибок при определении кадастровой стоимости. Что касается технических ошибок, то здесь ведущую роль играет человеческий фактор.

Первое, что указывает на возможное наличие ошибки, – размер кадастровой стоимости. Каждый собственник, правообладатель объекта недвижимости ориентировочно понимает, какова его рыночная стоимость.

Согласно логике законодательства кадастровая стоимость – это рыночная стоимость, определенная методом массовой оценки. То есть расхождение кадастровой и рыночной стоимости не должно быть существенным.

Если кадастровая стоимость не укладывается в рыночный диапазон, скорее всего, была допущена ошибка.

Но как понять, в чем именно ошибка?

1. Можно обратиться в ГБУ с заявлением о предоставлении разъяснений, связанных с определением кадастровой стоимости, в порядке ст. 20 Закона № 237-ФЗ. Подобное заявление рассматривается в течение 30 дней. Если ГБУ найдет ошибку, допущенную при определении кадастровой стоимости, ее должны будут исправить (ст. 21 Закона № 237-ФЗ). Тем не менее данный способ не гарантирует выявления ошибки.

2. Можно попробовать найти ошибку самостоятельно. Технологии позволяют разобраться в данном вопросе, не выходя из дома. Но нужно иметь в виду: без специального оценочного образования скорее получится выявить лишь очевидные («технические») ошибки.

Как не ошибиться при выборе земельного участка?Что страшнее: ограничения в обороте, ограничения в использовании или неопределенность границ земельного участка?

Чтобы понять, какие данные были использованы при проведении государственной кадастровой оценки, необходимо обратиться к общедоступному ресурсу «Фонд данных государственной кадастровой оценки».

Здесь отображаются сведения об объекте недвижимости, на основании которых рассчитывалась кадастровая стоимость. Более подробную информацию можно найти в отчете об определении кадастровой стоимости.

Такие отчеты также есть в открытом доступе в вышеупомянутом Фонде данных.

Стоит отметить, что ошибки методологического характера крайне сложно доказать даже при привлечении профессионального оценщика. При этом, несмотря на то что ключевая цель – это пересмотр кадастровой стоимости, доказать надо именно наличие ошибки при проведении государственной кадастровой оценки, что проблематично, учитывая массовый характер расчетов4.

Более того, если ошибку получится выявить, кадастровую стоимость объекта пересчитают на основании массовых показателей и скорректируют исключительно в рамках обнаруженной ошибки, а это не всегда приводит к ожидаемому результату.

В большинстве случаев при выявлении ошибки не технического характера правообладателю целесообразно сразу идти по пути установления кадастровой стоимости, равной рыночной.

Кроме того, исправление ошибки – инструмент неоднозначный. Прибегая к нему, правообладатель должен быть уверен, что такое исправление приведет к уменьшению кадастровой стоимости, а не наоборот5. К сожалению, без оценочного образования не всегда можно адекватно определить влияние ошибки на размер кадастровой стоимости.

Изменение кадастровой стоимости путем исправления ошибок регламентировано ст. 21 Закона № 237-ФЗ.

С заявлением об исправлении ошибки можно обратиться в ГБУ, проводившее государственную кадастровую оценку, в течение 5 лет со дня внесения в ЕГРН сведений о кадастровой стоимости. Информацию о ГБУ можно найти на сайте Росреестра в Фонде данных государственной кадастровой оценки.

Способы подачи заявления в ГБУ:

  • лично;
  • через многофункциональный центр;
  • регистрируемым почтовым отправлением с уведомлением о вручении;
  • через интернет, в том числе Портал госуслуг.

Форма заявления и требования к его заполнению утверждены Приказом Росреестра от 6 августа 2020 г. № П/0286 «Об утверждении формы заявления об исправлении ошибок, допущенных при определении кадастровой стоимости, требований к заполнению заявления об исправлении ошибок, допущенных при определении кадастровой стоимости».

Заявление должно содержать:

  • Ф.И.О. физлица (наименование юрлица), номер телефона, почтовый адрес и при наличии адрес электронной почты заявителя;
  • кадастровый номер объекта недвижимости;
  • содержание ошибок с указанием при необходимости номеров страниц (разделов) отчета;
  • обоснование отнесения сведений к ошибочным.

К заявлению об исправлении ошибки можно приложить документы, подтверждающие ее наличие. Такими документами могут быть декларация об объекте недвижимости, отчет об оценке рыночной стоимости, фотографии и др.

Срок рассмотрения заявления – 30 календарных дней. После этого ГБУ либо пересчитает кадастровую стоимость в течение 45 дней с момента подачи заявления, либо откажет в ее пересчете.

Заявление рассматривается в отсутствие интересанта. ГБУ обязано проинформировать заявителя о решении в течение 3 рабочих дней после его вынесения.

В случае положительного решения ГБУ в течение 3 рабочих дней после пересчета кадастровой стоимости обязано сообщить сведения о новой стоимости в уполномоченный орган субъекта для внесения изменений в акт об утверждении кадастровой стоимости и в Росреестр для внесения сведений в ЕГРН.

До 1 января 2021 г. в ст. 21 Закона № 237-ФЗ было четко прописано, что обратиться с заявлением об исправлении ошибки могло лицо, чьи права и интересы затрагиваются результатами определения кадастровой стоимости, а также государственные органы власти и органы местного самоуправления.

С января 2021 г. указанный перечень лиц был расширен: теперь любое лицо вправе обратиться с таким заявлением. При этом механизм уведомления собственника/правообладателя о рассмотрении заявления не предусмотрен, что фактически означает отсутствие у него возможности защитить свои права.

Более того, новая редакция Закона № 237-ФЗ позволяет уполномоченному органу субъекта принимать решение о пересчете кадастровой стоимости в связи с наличием ошибок без соответствующего заявления.

Механизм уведомления правообладателя объекта недвижимости о пересчете также не предусмотрен законодательством.

То есть в случае пересмотра стоимости в сторону увеличения он может узнать об этом гораздо позднее – например, после получения требования налоговой о доплате налога.

Вывод: законодатель предоставляет карт-бланш госорганам в сфере исправления ошибок, допущенных при определении кадастровой стоимости, при этом мнение правообладателя не учитывается.

Статья 21 Закона № 237-ФЗ закрепляет возможность судебного оспаривания любого решения, вынесенного ГБУ по заявлению об исправлении ошибки, допущенной при определении кадастровой стоимости.

До 1 января 2021 г. возникал вопрос, какому суду подсудны споры об оспаривании решений ГБУ в случае, если заявителем является юридическое лицо. Ведь право их оспаривать предусмотрено и гл. 24 АПК РФ, и гл. 22 КАС РФ.

Ключевыми моментами для принятия решения о подсудности становились выводы об экономическом характере спора и теория автоматического отнесения вопросов, связанных с кадастровой стоимостью, к компетенции судов общей юрисдикции. По факту подсудность формировалась складывающейся в регионе практикой.

Читайте также:  Минтранс запрашивает бюджетные средства на автомобильные и железные дороги

Например, в Петербурге подобные споры рассматривали арбитражные суды6, а в Москве, Курске и Пензе – суды общей юрисдикции7.

С 1 января 2021 г. в Законе № 237-ФЗ четко прописано, что решения ГБУ оспариваются в порядке административного судопроизводства, т.е. судами общей юрисдикции.

Закон № 269-ФЗ не только перекроил порядок определения и пересмотра кадастровой стоимости, но и внес существенные изменения в правила применения стоимости в случае ее пересмотра или изменения. Так, после исправления ошибки новая кадастровая стоимость будет применяться:

  • с начала применения ошибочной стоимости в случае ее уменьшения (подп. «б» п. 3 ст. 18 Закона № 237-ФЗ);
  • с 1 января года, следующего за годом, когда ошибка была исправлена, в случае увеличения кадастровой стоимости (п. 2 ст. 18 Закона № 237-ФЗ).

Стоит отметить, что более ранняя редакция Закона № 237-ФЗ, действовавшая до 11 августа 2020 г., не допускала пересчета кадастровой стоимости в сторону увеличения при исправлении ошибки.

1 Федеральный закон от 31 июля 2020 г. № 269-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации».

2 Федеральный закон от 3 июля 2016 г. № 237-ФЗ «О государственной кадастровой оценке».

3 Приказ Минэкономразвития России от 12 мая 2017 г. № 226 «Об утверждении методических указаний о государственной кадастровой оценке».

4 Решение Московского областного суда от 9 июня 2020 г. по делу № 3а-1040/2020, Решение Приморского районного суда (г. Санкт-Петербург) от 20 ноября 2019 г. по делу № 2а-10126/2019.

5 Постановление АС Северо-Западного округа от 21 декабря 2020 г. по делу № А56-52961.

6 Постановления АС Северо-Западного округа от 2 декабря 2020 г. по делу № А56-52953/2019, от 21 декабря 2020 г. по делу № А56-52961/2019.

7 Определение о возвращении заявлений АС Курской области от 13 марта 2020 г. по делу № А35-2033/2020; определение о возвращении заявлений АС г. Москвы от 31 января 2020 г. по делу № А40-1478/2020; решение Пензенского областного суда от 10 сентября 2020 г. по делу № 3а-247/2020.

Новая кадастровая оценка. Почему растет налог на недвижимость?

Результаты кадастровой оценки недвижимости на Ставрополье продолжают удивлять многократными расхождениями с реальностью. Минимущества края уверено, что эволюция кадастровой оценки идет полным ходом, но так ли все радужно на самом деле, разбирался корреспондент NewsTracker. 

В последний раз масштабная кадастровая оценка недвижимости проводилась в Ставропольском крае в 2015 году и наделала много шума из-за многократного подорожания.

Тогда кадастровая стоимость фермерских земель по краю выросла в среднем до 12%. Земля в Георгиевском районе резко подорожала, потому что оценщики отнесли муниципалитет к курортной территории.

От 3 до 5 раз выросла кадастровая стоимость для некоторых автозаправок. Оказалось, что в Ставрополе разница кадастровой стоимости недвижимости достигает 78 раз.

Выяснилось также, что переплаты из-за неверной кадастровой оценки не возвращаются даже после успешного обжалования в судах.

«Изменения в закон о кадастровой оценке [разработаны] в 2016 году, а вступили в силу с 1 января 2017 года. Они были связаны с поручением президента изменить методику. Уточняется порядок оценки, детализируется. Она во многом изменена и подлежит изменению. Сейчас выходит новый проект, который вносит новые уточнения», — рассказал Борисов.

Несмотря на попытки совершенствования системы оценки, новая кампания тоже не прошла без ошибок. Хотя министерство уверяет, что пока не сталкивалось с похожими перекосами, которые случались в 2015 году.

«Конкретики не было, но мы по всем разночтениям, перекосам готовы работать и в кратчайшие сроки устранять без привлечения населения. Ошибки могут быть результатом предыдущего тура, объективный рост — есть много факторов, которые могут повлиять на увеличение стоимости», — отметил первый замминистра имущественных отношений Ставропольского края Борис Борисов.

Тем не менее, примеры серьезных ошибок уже найдены. Уже нашлось целое производственное предприятие в селе Винсады вблизи Пятигорска, где земельный участок подорожал 136 раз после новой оценки.

Союз садоводческих объединений Ставрополя тоже сообщил о случаях многократного завышения стоимости земельных участков на территории садовых товариществ, где обычно нет ни нормальных сетей коммуникации, ни дорог.

Министерство склонно списывать большинство ошибок на неточности в базах данных, на которые опираются оценщики.

«Это массовый метод оценки. Используется методика, которая определена законодателем. Рыночным оценщиком использовались те же самые методы, но только их федеральные стандарты позволяют применять понижающие коэффициенты, потому что там используются конкретные технико-экономические показатели конкретного объекта. Данная методика сейчас требует уточнения и уточняется», — объяснил Борисов.

«По поводу технических ошибок. Что это такое? Это неполные сведения об объекте недвижимости в ЕГРН. Не секрет, что в ЕГРН содержатся неполные характеристики об объектах учета.

Это либо отсутствие года постройки, либо материалы стен, либо отсутствие такого параметра, как объем здания.

Такой параметр не предусмотрен в данных ЕГРН, но этот параметр существенно влияет на кадастровую стоимость объекта», — пояснил Борисов.

Однако сторонние наблюдатели считают, что природа ошибок куда более простая.

«Технические ошибки — это опечатка, арифметическая ошибка, описка, неполные или противоречивые сведения об объекте ЕГРН. А методологическая ошибка — это сегментация, несоответствие методическим рекомендациям», — пояснил зампред парламента Ставрополья Александр Кузьмин.

Основной вопрос, которым задавались многие участники заседания: почему кадастровая оценка меняется из года в год, если сама недвижимость зачастую остается в прежнем состоянии?

Ответ министерства такой: с каждым разом оценщики уточняют больше деталей о недвижимости, которая проходит проверку, и некоторые факторы (как материалы, коммуникации) могут увеличивать кадастровую стоимость.

Чтобы данные кадастровой оценки оставались актуальными, новый тур оценки необходимо проводить не реже одного раза в год.

Кадастровую оценку в минувшем году прошли около 2,8 миллиона объектов недвижимости. И мало кто пожаловался на результаты оценки. Всего 6,8 тысячи заявлений получило Минимущества края, это около 0,2% от всех проверенных объектов. Больше 60% жалоб от населения, остальное от юридических лиц.

Впечатляющая цифра, но только на первый взгляд, считают специалисты. Основная причина слабого потока жалоб — незаметность проведения оценки, многие владельцы еще не знают о результатах. Эти расчеты будут применять при начислении налога на имущество только через год, и многие узнают об изменениях только в 2021 году.

Прошлая кампания по кадастровой оценке тоже поначалу не вызывала особого сопротивления со стороны населения. Тогда после оценки примерно 3 миллионов объектов Минимущества в первые месяцы получило всего 470 жалоб от собственников. То есть доля замеченных ошибок всего около 0,01%.

Об обоснованности жалоб и тогда, и теперь министерство говорит одно и то же — примерно половина жалоб обоснованы.

«Пятьдесят на пятьдесят [жалоб] отработано. Большинство положительных решений по жалобам было связано с уточнением характеристик объектов от самих граждан — они присылали техническую документацию (сообщали, какой материал стен)», — пояснил Борисов.

С 2019 года оценкой занимаются не подрядные организации, а Ставкрайимущество. Министерство считает это существенным шагом в развитии процесса кадастровой оценки.

Оценщики, возможно, в скором времени будут еще больше замотивированы работать качественнее. Пока необходимые поправки только рассматривают в Госдуме РФ, отметил замминистра.

«Если в судебном порядке заявителем будет доказано, что он прав. То есть будет обжалован отказ бюджетного учреждения в установлении рыночной стоимости или в исправлении ошибки, и это будет неоднократно, то такой руководитель лишается рабочего места. То есть ответственность персональная на руководителе бюджетного учреждения», —

Он считает, что роль оценщиков будет возрастать вместе с уровнем их ответственности. И это должно повысить качество оценки.

«Примут ли закон в такой редакции, не знаю. Но серьезная ответственность возлагается на субъектовые бюджетные учреждения. Поэтому наша основная задача — не допустить до такого, а все возможности при наличии ошибок исправить их во внесудебном порядке и не допустить необоснованной уплаты повышенных налогов», — отметил Борисов.

Минимущества всерьез рассчитывает на технологические новинки.

На федеральном уровне, по словам Борисова, готовятся поправки, которые позволят оценщикам анализировать данные по поступающим ошибкам и мониторить похожие случаи еще до обращения граждан — то есть проверять спорные объекты вместе со всеми остальными, с похожими параметрами, и выполнять перерасчет одновременно для всей группы объектов. Это должно избавить владельцев недвижимости от необходимости самостоятельно обращаться за перерасчетом.

Оставьте комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *