В россии появится новый город на 30 тысяч человек

Новый город Иннополис появился в чистом поле в 40 км от Казани в 2015 году.

Но идея создания в пригороде Казани инновационного центра зародилась раньше — впервые она была озвучена президентом Татарстана Рустамом Миннихановым на ежегодном послании депутатам Государственного Совета Татарстана в 2010 году.

По задумке, в республике должна была появиться собственная Кремниевая долина —  идеальное место для работы и жизни айтишников со всей страны. Мастер-план новому городу разработал известный сингапурский архитектор Лиу Тай Кер. План города был создан на вырост — для 150 тысяч жителей. 

Сегодня в инновационном городе действует особая экономическая зона с льготными условиями для IТ-компаний и создан университет, который готовит управленцев в области высоких технологий.

ОЭЗ «Иннополис» в 2020 году вошла в международный рейтинг Global Free Zones of Year, выиграв сразу в трех номинациях: «Инфраструктура для сотрудников», «Внедрение 5G» и «Гибкое офисное пространство».

А Университет получил статус лидирующего исследовательского центра цифровой экономики в области блокчейна и создал первый в России институт искусственного интеллекта.

В городе построены жилые дома, детский сад, медицинский и спортивные центры. В планах строительство парка промышленных инноваций, новых технопарков и открытие первой в России роботизированной гостиницы.

«Когда приехал в город, это была строительная площадка»

Мэр Иннополиса Руслан Шагалеев вспоминает, что в 2015 году новый город состоял из трех строительных площадок. А люди, переехавшие в Иннополис, ходили между жилыми домами, «Университетом Иннополис» и Особой экономической зоной по «досочкам, проложенным между строительными объектами».

В России появится новый город на 30 тысяч человек

Сегодня Иннополис — пилотная площадка для тестирования новых сервисов и технологий, которые еще не были внедрены. По городу разъезжают беспилотные такси от Яндекса, а еду из ресторанов привозит робот-доставщик Яндекс.Ровер.

— В первую очередь мы, конечно, начали создавать базовые условия, чтобы людям здесь было комфортно жить. Жителей было мало, всех знали в лицо. Мы каждый день сталкивались с простыми бытовыми проблемами: подачей воды и транспортными развязками, — рассказал Шагалеев.

Сейчас город растёт и больше начинает напоминать российские и зарубежные города. Жить сюда переезжают из Новосибирска, Томска, Красноярска, Уфы, Москвы, Санкт-Петербурга, Воронежа, Нижнего Новгорода. А также из других стран — Казахстана, Беларуси, дальнего зарубежья, Центральной и Южной Америки, Европы.

— Город ждёт экстенсивный и интенсивный рост. В том плане, что это будет большой город, но мы все-таки постараемся сохранить нашу уникальную ДНК, — пообещал он.

Мэрия позиционирует себя как сервисная компания. И это, по мнению Руслана Шагалеева, является изюминкой Иннополиса.

— Такой подход позволяет делать многие вещи правильнее, эффективнее и с постоянной обратной связью. Сейчас мы тестируем приложение «4D-модель собственного города», в скором времени оно станет доступно для жителей, — рассказал мэр.

— Я искренне желаю этому городу-детищу, в который вся команда проекта — Университет Иннополис, ОЭЗ Иннополис, вице-премьер Роман Шайхутдинов, президент Татарстана Рустам Минниханов —  вложили много сил, нервов, переживаний, эмоций, прекрасное будущее. Очень хочется, чтобы он был предметом гордости как для республики, так и для страны, — резюмировал мэр. 

В России появится новый город на 30 тысяч человек

Оэз иннополис: более 31 млрд рублей инвестиций и 4 тысячи рабочих мест

В особой экономической зоне «Иннополис» успешно развивают проекты 228 IT-компаний — 114 резидентов, 29 партнеров, 85 стартапов. Компании создали свыше 4 тысяч рабочих мест и проинвестировали более 31 млрд рублей.

Среди резидентов и партнеров ОЭЗ крупнейшие российские корпорации — «Яндекс», «Атомдата-Иннополис» (госкорпорация «Росатом»), «Открытая мобильная платформа», «Новые облачные технологии», компании группы ICL, Альфа-Банк, Тинькофф Банк, S7 TechLab.

В числе основных направлений — разработки в сфере искусственного интеллекта, информационной безопасности, индустрии 4.0, медицинских технологий и финтеха.

 — Любая компания, принимая решение выбрать особую экономическую зону «Иннополис» для работы над своими проектами, учитывает комплекс положительных факторов. В ОЭЗ помимо налоговых льгот компании получают на безвозмездной основе помощь в поиске высококвалифицированных IT-специалистов и их релокации из регионов РФ и стран СНГ.

А одной из ключевых проблем в отрасли является как раз кадровый дефицит.

Развитая инфраструктура, условия для тестирования разработок до вывода их на рынок, условия для профессионального развития IT-специалистов и кооперации компаний – все это так же преимущества работы на территории Иннополиса, — говорит генеральный директор ОЭЗ Ренат Халимов

Как раз в день рождения города компании МТС и Ericsson рассказали о тестировании сети 5G – одном из ключевых проектов, пилотируемых на территории ОЭЗ. МТС и Ericsson разогнали сеть 5G в Иннополисе до 3,5 Гбит/c. Сейчас развитие многих технологических решений, по словам Халимова, сдерживается из-за пропускной способности сетей связи. 

— Наличие доступа к сети 5G в Иннополисе даст мощный импульс развитию инновационных продуктов IТ-компаний, работающих в особой экономической зоне, — отметил он.

С 2020 года новым направлением деятельности ОЭЗ «Иннополис» стала программа поддержки стартапов. Помимо налоговых льгот для них разработана платформа, на которой начинающие компании могут зарегистрировать юридическое лицо и открыть банковский счёт, а также получить гранты от компаний-партнеров на общую сумму более 1 млн рублей.

Новым драйвером развития ОЭЗ «Иннополис» в ближайшие несколько лет будет реализация крупных инфраструктурных проектов. Одним из них станет центр обработки данных «Иннополис» госкорпорации «Росатом».

 ЦОД ориентирован на размещение до 500-1000 стоек IT-оборудования в первой очереди, с возможностью последующего расширения до 2000 стоек, общей мощностью 16 МВт.

 Центр обработки данных «Иннополис» станет одним из крупнейших в Приволжском федеральном округе. 

В России появится новый город на 30 тысяч человек

Еду доставят дроны, а все авто станут беспилотными

Генеральный директор группы компаний «Эттон» Ефим Климов предрекает, что через пять лет в городе доставка еды может осуществляться с помощью дронов, все такси станут беспилотными и «возможно, все будет управляться с помощью смартфона». 

— На наших глазах происходит история развития IT-индустрии, начиная с IT-парка и до рождения нового города. Наша компания является резидентом особой экономической зоны Иннополис, там проживают наши сотрудники. Я считаю, что вектор развития Иннополиса и те амбициозные планы, которые были заявлены, реалистичны. Желаю только успехов и уверенного роста, — заявил Климов.

— Здорово, что данный город появился в Казани. Построить город с нуля сложно, потому что это требует сложных технических вещей. Проект процветающий, надеюсь, у них все получится, — соглашается управляющий партнер IT-компании «Технократия» Булат Ганиев.

Генеральный директор «БАРС Груп» Тимур Ахмеров пожелал городу развивать  огромный потенциал и продолжать мчаться с такой же скоростью, с какой развиваются новые технологии.

— Мы видели зарождение и стремительный взлёт дружественного Иннополиса, превращение из маленькой точки на карте на этапе строительства в крупный хаб сильных специалистов.

Сейчас в стенах города не только создаются стартапы, но и воспитывается новое поколение айтишников, что бесконечно важно в условиях ограниченности кадров, — благодарим за это не только от себя, но и от всех IТ-компаний России, — сказал Ахмеров.

Основатель и генеральный директор ООО «КИВИ ПЛАТФОРМА» Максим Авдеев в свою очередь пожелал Иннополису «больше людей».

— Мне нравилась в Иннополисе возможность сосредоточиться на деле. Инфраструктура очень важна. Модель проверена. Ее надо масштабировать. Развитие вижу в том, чтобы дать больше акцента развитию стартап-движения. Корпоративные RND-центры — это, конечно, хорошо, но люди все больше хотят предпринимать, — прокомментировал он.

5 новых городов, которые планируют построить в России :: Городская недвижимость :: РБК Недвижимость

Редакция «РБК-Недвижимости» собрала пять крупнейших проектов комплексного освоения территорий, которые сейчас реализуются в России. Строительство некоторых из них уже ведется, другие — только планируются

В России появится новый город на 30 тысяч человек

Фотохроника ТАСС / Анатолий Ковтун

В России появляются новые города. Сейчас на разных стадиях реализации находится несколько проектов комплексного освоения территорий. Одни города только разрабатываются, другие уже частично построены. Объединяет эти проекты принцип самодостаточности: жить, работать, учиться, отдыхать, заниматься спортом и т. д. жители новых городов и районов смогут, не покидая их территории.

Новое Ступино

Расположение: Ступинский район Московской области Девелопер: MR Group Сроки строительства: первая очередь — III квартал 2015г., последующие очереди — не определено Концепция: малоэтажный пригород, мини-полис на базе промышленного кластера (экологически чистые производства) Инвестиции: данные не раскрываются

Строительство и продажа квадратных метров в последующих очередях проекта еще не начались. Девелопер решил взять паузу из-за сложившейся экономической ситуации.

При этом итоговые цифры в долгосрочных планах пока остаются прежними. К моменту завершения общая площадь проекта должна составить более 2,1 млн кв. м (в том числе 1,7 млн кв. м жилья на 55 тыс.

человек). Территория застройки — 1,2 тыс. га.

Жилье в Новом Ступине может пользоваться спросом со стороны сотрудников предприятий промышленного кластера, расположенного в Ступинском районе Подмосковья. Здесь базируются заводы крупных мировых производителей: Kimberly-Clark, Mars, Knauff, Kampina, российские компании «Аэросила», «Ступинский завод стеклопластиков», «Ступинская металлургическая компания» и др.

Читайте также:  Маткапитал могут разрешить использовать для строительства садовых домиков

Куб А

Расположение: Краснодар Девелопер: «Дирекция СОТ» Сроки строительства: первая очередь — до 2017г., вторая очередь — не определено Концепция: комплексный проект (рабочие места, жилье, социальная и досуговая инфраструктура, парковая зона) Инвестиции: первая очередь (1,95 млн кв. м) — 59,9 млрд руб.

  

 

Новый город у восточных границ Краснодара займет около 760 га и будет состоять из девяти микрорайонов (семь жилых, один коммерческий и один производственный). Предполагаемая площадь жилой застройки — более 4,1 млн кв. м, производственно-коммерческой — 2,1 млн кв. м, численность населения ориентировочно составит не менее 150 тыс. человек.

Пока речь идет только о первой очереди проекта на участке 277 га. На этой территории до 2017г. предположительно будет возведено более 1,95 млн кв. м жилья, а также объекты коммерческой и социально-культурной недвижимости. Сейчас к участку застройки подведены коммуникации, получены необходимые разрешительные документы.

Девелопер проекта в 2013г. подписал соглашение о сотрудничестве с администрациями Краснодарского края и города Краснодара на сумму 59,9 млрд руб. В строительстве Куб-А планируют принять участие китайские инвесторы.

Азиатские партнеры предварительно пообещали финансовое и технологическое содействие девелоперу проекта во время недавнего визита руководства «Дирекции СОТ» в Пекин, о чем сообщает сайт компании.

Китайская сторона предложила номинировать проект мини-полиса на Кубани на участие во Всекитайской государственной программе «Шелковый путь». В случае положительного решения проект может быть профинансирован госбанками Китая.

«Город здоровья»

Расположение: Кавказские Минеральные Воды, Ставропольский край Девелопер: ГК «Олимпик Сити» Сроки строительства: первая очередь — до 2022г., вторая очередь — не определено Концепция: комплексный проект оздоровительно-рекреационного назначения Инвестиции: 287 млрд руб.

Город расположится на участке 700 га у подножия горы Верблюд в Ставропольском крае. Эта земля находится на месте одной из самых больших линз минеральных вод на Северном Кавказе. Во времена СССР здесь планировалось создание водолечебницы, не уступающей по качеству минералов соседним Ессентукам.

Сейчас завершена разработка генерального плана мини-города, создаются концепция и проекты планировок для его районов. Каждая из очередей строительства будет представлять собой отдельный комплексный проект с комфортными апартаментами, коттеджами, санаториями и гостиницами, торговой, развлекательной, спортивной и оздоровительной инфраструктурой.

Цель проекта — оптимальное использование рекреационного и курортного потенциала региона. На первом этапе строительства (до 2022г.) планируется в три очереди возвести около 3,7 млн кв. м жилья и всю инфраструктуру. На втором — еще 3,4 млн кв. м.

Девелопер планирует инициировать включение проекта «Город здоровья» в ФЦП «Развитие внутреннего и въездного туризма в Российской Федерации (2011-2018 гг.)». Также рассматривается возможность создания в мини-полисе инновационного Федерального медицинского центра.

Район «Академический»

Расположение: Екатеринбург Девелопер: ГК «Кортрос» Сроки строительства: до 2026г. Концепция: развитие городских территорий Инвестиции: кредитная линия Сбербанка 2007-2014 гг. — 26,7 млрд руб., остальные данные не раскрываются

Это один из крупнейших в Европе проектов комплексной застройки на территории площадью 1,3 тыс. га.

Через десять лет «Академический», расположенный на окраине Екатеринбурга, будет представлять собой «город в городе», где смогут проживать более 325 тыс. жителей. Для них девелопер построит 9 млн кв. м жилья и 4 млн кв.

м объектов социально-коммерческой инфраструктуры. Первые микрорайоны в рамках проекта уже построены, в них сейчас живет более 40 тыс. человек.

На территории района расположены два лесопарка по 600 га каждый, в которых в перспективе будут созданы комплексные зоны для проведения досуга и оздоровительных мероприятий. У девелопера есть планы по строительству в «Академическом» масштабного районного ТРЦ, в котором предусмотрены бассейн, большой фитнес-центр, кинотеатр.

Финансирование проекта осуществляется с привлечением кредитных средств Сбербанка. В течение семи лет объем кредитования, предоставленного банком, достиг 26,7 млрд руб.

Создание социальной инфраструктуры частично оплачивает Свердловская область и Екатеринбург. В 2014-2020 гг. на строительство больниц, детсадов и школ в «Академическом» будут выделено 2,3 млрд руб.

Такую цифру в прошлом году озвучил министр строительства и развития инфраструктуры региона Виктор Киселев.

«Экономик-Сити»

Расположение: п. г. т. Забайкальск, Забайкальский край Девелопер: ГК «Олимпик Сити» Сроки строительства: долгосрочная перспектива Концепция: развитие территорий Сибири и Дальнего Востока, создание точек роста Инвестиции: не определены

В Забайкальском крае на границе с Китаем на базе поселка городского типа Забайкальск планируется создание экономического города, рассчитанного во многом на туризм из Китая. Общая площадь земельных участков под этот грандиозный проект развития приграничной агломерации составит около 40 тыс. га, что примерно в два раза больше Москвы в ее новых границах.

В Забайкальске сегодня проживает около 12 тыс. человек. А в соседнем китайском городе Маньчжурия — 400 тыс., этот город КНР ежегодно посещает более 6,5 млн жителей из остальных провинций без учета туристов из России и других стран. На экономический потенциал этого туристического потока и рассчитывают авторы «Экономик-Сити».

На первом этапе реализации проекта планируется создание градообразующих точек роста: аэропорта, международного делового центра, научно-образовательного, промышленного и культурно-туристического кластеров, жилой застройки, транспортной, инженерной и социальной инфраструктуры. На этой базе в Забайкальском районе предполагается создать 27 тыс. рабочих мест.

Забайкальск имеет пассажирское сообщение с китайской Маньчжурией. В перспективе планируется организация скоростного движения в направлении Чита — Улан-Удэ — озеро Байкал, что станет драйвером для развития всего Забайкальского региона.

В июне 2010г. правительство Забайкальского края подписало инвестиционное соглашение с девелоперской группой компаний «Олимпик Сити» о реализации инвестиционного проекта делового района в новом экономграде. Сейчас идет разработка концепции и определение технико-экономических параметров.

Владимир Миронов

Пригород-сад: зачем России нужны новые города

В Карелии собираются построить новый город. Он расположится неподалеку от финской границы. Название города Алхо — также взято из финского языка и означает «низина». Впрочем, оценить даже примерную стоимость этого проекта пока сложно. Действительно ли строить новые города на месте пустырей проще, чем развивать старые — разбирался портал iz.ru.

Отель и университет 

Куриекское поселение, где расположится новый город, находится на берегу Ладожского озера. От него до границы с Финляндией около 45 км и чуть больше часа в пути. Сейчас в поселке проживает всего 65 человек.

Помимо жилых домов в городе будет построено несколько градообразующих предприятий. Там появятся школы, университет, тематические парки и объекты гостиничного бизнеса. Разработкой городской планировки займется «Петербургский НИПИГрад».

Эта же компания выступит в качестве девелопера. Площадь нового города составит около пяти га.

Генеральный директор «Петербургского НИПИГрада» Юрий Кириенков рассказал порталу iz.ru, что планируемое число жителей города составит 25–30 тыс. человек. В настоящий момент идет определение основных параметров застройки, а также экономических показателей.

— Определяются инженерные ресурсы, производится топографическая съемка местности. Границы территории определены пока предварительно, они будут корректироваться.

 Предложение будет направлено в правительство РФ для утверждения, — отметил Кириенков. По его словам, финансированием конкурса займется фонд им. академика Валентина Назарова.

Принять участие в проекте смогут как российские, так и иностранные компании.

В рамках строительства запланировано возведение речного порта в Якимваарском заливе Ладожского озера и реконструкция железнодорожных путей, в том числе создание станции Алхо, а также возможное строительство автовокзала, аэропорта, вертолетных площадок и канатной дороги. Создатели проекта считают, что город должен развиваться в формате территории опережающего социально-экономического развития и привлекать инвесторов из Финляндии.

С китайцами не получилось

Это не первая попытка построить приграничный город с нуля, однако предыдущая успехом не увенчалась. Новый город планировали возвести на границе с Китаем на базе приграничного поселка Забайкальск.

О грандиозных планах превращения небольшого поселка в новый мегаполис заговорили еще в 2011 году. Строительством «Экономик-сити» в Забайкальском крае должна была заниматься столичная компания «Олимпик сити». Экономгород должен был расположиться на 40 га земли.

По планам инвесторов, в городе собирались построить новый вокзал, аэропорт, филиалы музеев и консерватории, а также несколько отелей. Позаботились и о рабочих местах. Предполагалось создание градообразующих предприятий, которые могли бы обеспечить работой свыше 27 тыс.

 человек. Рассчитывали, что строительство повысит туристическую привлекательность региона.

— Больше половины грузовых перевозок проходит через Забайкальск. В отличие от любого другого места на границе Российской Федерации с другими странами, этот поселок наделен потенциалом для успешного развития логистического комплекса. Сегодня это используется частично.

Во-вторых, ресурсный потенциал, который есть в целом в нашей стране.

Если рассматривать этот потенциал в соприкосновении с огромной экономикой Китая, с логистическим потенциалом, который здесь есть, он может выглядеть совершенно иначе, — рассказал председатель компании «Олимпик Сити» Дмитрий Рябов.

Проект согласовали с краевыми властями, подписали соглашение о формировании особой экономической зоны. Реализовывать планировали на условиях государственно-частного партнерства, то есть с привлечением как частных инвестиций, так и бюджетных средств.

Читайте также:  В сентябре спрос на аренду квартир в Москве упал, а предложение увеличилось

Однако, несмотря на достигнутые договоренности, этим планам так и не суждено было сбыться. В декабре 2016 года строительство экономгорода было заморожено еще на этапе проектирования. В пресс-службе губернатора Забайкальского края связали это решение с отсутствием активных действий со стороны инвестора.

Единственным крупным городом, построенным с нуля с начала века, стал Иннополис в Татарстане. Идею возведения высокотехнологичного города озвучил президент республики Рустам Минниханов.

Современный наукоград открылся в 2015 году спустя три года с момента его основания. Изначально под строительство IT-деревни республиканские власти выделили почти 1,2 тыс. га земли.

На них появились жилые дома, технопарк, университет и несколько корпусов общежитий.

Однако значительная часть территории Иннополиса до сих пор не застроена. В многоквартирных домах квартиры сдаются в аренду, купить жилье можно только в таунхаусах.

По расчету властей, в созданной особой экономической зоне смогут работать до 60 тыс. сотрудников. Находится он в 40 км от Казани.

По мнению урбаниста, автора блога «Город для людей» Аркадия Гершмана, этот факт не позволяет считать Иннополис полноценным отдельным городом.

— Иннополис недалеко от Казани находится. И в принципе там не то чтобы живут и работают люди, а ездят из Казани, — сказал Гершман iz.ru.

Эра дикой урбанизации прошла

По мнению Аркадия Гершмана, идея строить новый город «в чистом поле» себя изжила, потому что есть слишком много неудачных примеров подобных проектов на территории России.

— Эра дикой урбанизации, строительства новых городов прошла. И сейчас в России очень крупная проблема: слишком много моногородов в крайне депрессивном состоянии. А вывести их из него практически невозможно ввиду нежизнеспособности в современных условиях.

Той же точки зрения, апеллируя к европейскому опыту, придерживается урбанист, архитектор Архитектурной ассоциации Андрея Литвинова Варвара Лымарь.

— Можно вспомнить опыт Франции или Швеции, где строили в 1960-е годы очень активно города-спутники и вообще отдельные города с нуля. И многие из них, к сожалению, не превратились в города-сады. У Тулузы (Франция) в 1960-х построили Новую Тулузу, где сейчас живут в основном мигранты, — отметила Лымарь.

Варвара Лымарь, урбанист, архитектор

— Самый главный вопрос, когда мы строим город: «Кто туда поедет?» Картинку нарисовать можно любую. Вопрос, нужно ли это людям. Потому что люди едут туда, где у них есть возможности.

К сожалению, чем большего размера город, тем, обычно, возможностей там больше.

Если человек выбирает между городами, где не очень много возможностей и много возможностей, он может поехать в первый только в том случае, если ему предложат очень крупную зарплату.

— То же и с университетом, который там хотят построить. Для университета гораздо более привлекательно находиться в городе, к сожалению.

Когда это не просто учебное заведение, куда ссылаются профессора и студенты, а когда из него хотят сделать некий аналог силиконовой долины, где может развиваться бизнес, для этого больше подходят крупные города, где больше людей и возможностей, — добавила архитектор.

Автор блога «Город для людей» придерживается даже более радикальной позиции в отношении переезда в маленький город. По его словам, высокой зарплатой не всегда удается заманить специалистов.

— С этим столкнулись в Штатах в 1980-х годах, когда крупные корпорации строили в пригородах свои офисы. Они стали замечать, что специалисты к ним особо не едут. Потому что не готовы променять городскую жизнь с большим набором различных услуг и возможностей на жизнь «в поле».

Поэтому многие штаб-квартиры или были свернуты, или корпорациям приходилось строить практически города с нуля — чтобы привлечь специалистов: кафешки, парки, школы и т. п.

Просто выяснилось, что это очень дорогое удовольствие, и только очень крупные корпорации могут позволить себе такое, — отметил Гершман в разговоре с iz.ru.

Он подчеркнул, что проблема моногородов, в развитие которых инвесторы не готовы вкладывать действительно большие деньги, в том, что отношение людей к качеству жизни изменилось, в том числе в России.

— Нельзя просто взять и привезти людей, как это делалось в советское время. Потому что сейчас люди более требовательны. Поменялись ценности и понимание жизни. Людей не привлечь просто высокой зарплатой.

Им важно, чтобы дети ходили в хорошие школы. Им нравится гулять, ходить в кафе, кино и так далее. То есть набор того, что должно быть в городе, увеличился в разы.

И чем специалист выше уровнем, тем его требования будут выше, — добавил собеседник издания.

В качестве единственного примера успешного моногорода, который не находится в стагнации, он упомянул Альметьевск. В татарстанском городе располагается штаб-квартира Татнефти, и при населении в 34 раза меньше, чем в Санкт-Петербурге, велодорожек здесь больше на 15%.

— Хотя его моноцентричность, то, что он специализируется на чем-то одном, хорошо чувствуется. И нынешней власти приходится много вкладывать денег в развитие общественных пространств, создание условий, чтобы он был интересен для разного рода бизнесов, людей. Чтобы выиграть конкуренцию за людей, — заключил блогер.

Варвара Лымарь из Архитектурной ассоциации Андрея Литвинова придерживается той точки зрения, что успешным маленький город «в чистом поле» может быть, только если рядом с ним добывается востребованный ресурс.

— Такие считаются успешными, но для этого нужно месторождение, — отметила она.

Рядом с предполагаемым новым городом месторождения есть, в том числе гранитные. Но и это, по мнению Лымарь, не является залогом успеха проекта. Она настаивает, что главный вопрос в людях.

— Всё-таки новые города сообразно строить в тех случаях, когда население неуклонно растет. Санкт-Петербург (спутником которого должен стать город Алхо) тоже растет, но не такими темпами, как росли города 100 лет назад, — сказала Варвара Лымарь.

Подмосковные кластера

Опыт строительства городов-спутников востребован и в Москве. Новые населенные пункты, появляющиеся в Подмосковье, рассчитаны преимущественно на то, что их жители будут ездить на работу в столицу.

Малоэтажный город Новое Ступино пошел по сложному пути: там ведется строительство первой частной особой экономической зоны (ОЭЗ).

На ее территории расположатся предприятия, специализирующиеся на фармацевтике, биотехнологиях, производстве продуктов питания и стройматериалов.

В правительстве рассчитывают, что это позволит стимулировать приток инвестиций и развивать Московскую область за счет создания новых рабочих мест.

За три года там открылось около 20 предприятий, из которых 14 стали резидентами ОЭЗ. На общей площади в 1 тыс.

 га лишь треть занимает промышленный кластер, остальное отведено под жилую застройку, торговые комплексы, социальные и культурные объекты.

Еще один амбициозный проект на частных основах — строительство города Доброград во Владимирской области. Свое детище бизнесмен Владимир Седов позиционирует не иначе как «город-курорт». Строить его начали с нуля еще в 2014 году. Пока что по курортной части успехов больше, чем по городской: открылся отель, а будущих резидентов зовут попробовать «тест-драйв» дома.

Строительство планируют полностью завершить к 2022 году. Весь город состоит из нескольких улиц с таунхаусами и малоэтажными домами. Уже построили пятиэтажный медцентр, через год обещают открыть школу.

Впрочем, основной проблемой частных городов остается ограниченное количество рабочих мест. Именно этот аспект прежде всего интересует потенциальных покупателей.

Сомневающимся обещают помочь с трудоустройством в самом Доброграде или близлежащем Коврове — в компании «Аскона», которой руководил Седов.

Частные города в России — тренд ближайших десятилетий, часть первая — Будущее на vc.ru

Несколько лет назад я впервые опубликовал цикл статей о возможности строительства частного города в России. Статьи собрали в общей сложности 110 тыс. просмотров и 1160 комментариев. В этой статье я расскажу что происходит, какие концепции и инициативы существуют и как текущий коронакризис может изменить облик страны.

Для удобства сделал навигацию на предыдущие статьи. Но частично информация по ним устарела, поэтому я запустил сайт с актуальной информацией по частным городам.

Вводная статья→ Часть 1→ Часть 2→ Часть 3

Частный город — это максимально автономный город, в котором управление берет на себя крупная частная компания (управляющая компания). Такой город легитимный и полностью подчиняется федеральным законам РФ, но вводит дополнительные правила, чтобы поддерживать на его территории порядок и высокий уровень комфорта проживания, не свойственный государственным городам.

Жители платят абонентскую плату за проживание на его территории. Размер платы (своеобразного налога) зависит от стоимости приобретаемого/арендуемого жилья. Системы правопорядка и судов в городе государственные, но медицина и образование полностью или частично частные и могут быть субсидированы управляющей компанией.

Коронокризис этого года позволил многим компаниям под новым углом взглянуть на удаленную работу. ИТ компании, банки, компании из сферы финансов уже предлагают части своих сотрудников остаться на удаленке навсегда:

  • ИТ. В России лишь в одной ИТ индустрии работает 1,8 млн человек. Если взять во внимание разные опросы и дать скромную оценку в 10%, то на постоянной удаленке останется 180 тыс. айтишников. Это огромная армия программистов, дизайнеров, аналитиков и т. д.
  • Банковская сфера. Сбербанк объявил, что готов оставить 30% своих сотрудников на удаленке. А это, на минуточку, 84 тыс. человек
  • Телеком. «Ростелеком», который перевел на удаленку 60 тыс. человек, пока рассматривает различные варианты возвращения сотрудников в офис, отмечая при этом, что порядка трети работников были бы не против хотя бы частично остаться на удаленке после снятия ограничений.
  • Предприниматели с удаленным ведением бизнеса. Здесь сложно оценить количество, но оно точно измеряется тысячами человек.
Читайте также:  В 2016 году количество выданных в России ипотечных кредитов выросло почти на 40%

Тенденция налицо: на удаленном режиме работе по самым скромным подсчетам в стране останутся сотни тысяч человек.

Необходимо ли постоянное нахождение такого огромного числа людей в крупных городах с высокой стоимостью жизни и стрессами от нахождения в постоянных пробках и высокой плотности населения.

Нужно ли всем этим людям жить в той «удобной городской среде», которую создали для нас жадные застройщики в союзе с некомпетентными чиновниками:

Мой 6-летний опыт проживания в Москве показал, что самый важный ресурс сегодня — это время. Никогда не забуду каждодневные поездки на метро в переполненных вагонах, переходы между станциями, толкотню на эскалаторах.

Каждый будний день приходилось испытывать это душное ощущение тесноты и стресса. Я постоянно ловил себя на мысли, что огромную часть жизни трачу на передвижение по городу: поездки на работу, встречи, посещение больниц. И всегда выходило не менее 2 часов на дорогу туда-обратно.

Однажды посчитал и ужаснулся:

Если на дорогу тратить 2 часа в день, то за 10 лет жизни уходит 304 дня на дорогу. Почти год! Дорогая цена, которую платит каждый житель мегаполиса за проживание в его пределах.

В то же время сейчас среди активного населения крупных городов формируется спрос на качественную городскую среду. Каждый кто после путешествия возвращается из Праги или Амстердама в Омск или Воронеж невольно задается вопросом: «А какого хрена? Почему мы живем в таком ужасном сраче, убогой архитектуре, почему в многомиллионном городе нет хороших проектировшиков, дизайнеров, урбанистов?»

Про наши города я писал 4 года назад в своей вводной статье. Варламов в недавнем своем ролике достаточно эмоционально и точно высказался на этот счет.

Каждый удаленщик сейчас вздохнул и подумал: «К черту все, переезжаю!»

Но если вы уже пошли искать себе уютное местечко на карте России, то вас будет ждать суровая реальность: либо города с устаревшим жилищным фондом и инфраструктурой, либо коттеджные поселки посреди поля, либо домик в деревне с туалетом на улице и спивающимся населением.

Можно, конечно, свой дом построить, но опять же вы будете испытывать недостаток в инфраструктуре: у кого-то есть дети, которых нужно возить в школу или сад. Посидеть с девушкой/женой в ресторане — тоже сложно, максимум, что вы найдете, это кафе «У Татьяны» для залетных дальнобойщиков. Получается какой-то дауншифтинг, на который не каждый решится.

Да, это все Россия

Плюсы проживания в частных городах:

  • Высокий комфорт проживания и сервиса за меньшие деньги (*по сравнению со столицами)
  • Близость к природе. Город можно строить на берегу рек и озер. Вблизи хвойных лесов и красивых природных достопримечательностей.—
  • Экологичность. Вдали от миллионов машин и их выхлопных труб и грязных производств.
  • Эстетика общественных пространств.
  • Размеренный образ жизни

Бонус: Это шанс для заброшенных малых городов возродиться. Я имею ввиду, что город можно возводить в уже существующих локациях, преображая и модернизируя их. Ключевые и исторические объекты реконструировать, а вокруг них строить современные форматы жилья и офисов. Исторические объекты могут стать центром туризма для нового города.

Минусы. Такой город не подойдет, если:

  • У вас работа в крупном городе, которая предполагает постоянное присутствие.
  • Если вы любите сверхбыстрый ритм города.
  • Если работа предполагает еженедельные командировки и наличие под боком крупного аэропорта необходимо.

Какие требования к небольшому городу может предъявить современный житель мегаполиса с удаленным видом занятости?

  • Развитая инфраструктура: школы, детские сады, поликлиники, места общепита, магазины.
  • Жилье с современной архитектурой
  • Офисы и коворкинги в непосредственной близости от дома.
  • Быстрый и стабильный интернет
  • Культурная жизнь города (фестивали, выставки).

Все это позволит долгое время не выезжать из города и жить с комфортом. И чтобы не разрывать связь с крупным городом и соответственно, аэропортом, такой город необходимо размещать 400-500 км от Москвы или СПБ. Навещать столицу раз в месяц или два для многих будет гораздо приятнее, нежели жить в ней постоянно.

Немаловажным фактором при переезде должна стать цена недвижимости.

Ниже я приведу примеры застройки в Минске с инфраструктурой и хорошей архитектурой за адекватные деньги. Именно эти проекты дали мне основу для написания этой статьи.

В Москве сейчас есть точечные проекты на достойном уровне, но беда в том, что:

  • они точечные, нет единой качественной ткани с городом. Видовые характеристики тоже оставляют желать лучшего: либо хрущевки, либо промзона;
  • они очень дорогие. От 15-20 млн. рублей за среднюю квартиру. Не все готовы закапывать в бетон такую сумму.

4 года назад я узнал, что в России уже появился первый прецедент. Владелец компании Аскона, Владимир Седов, решил вложить личные средства, чтобы построить во Владимирский области свой город — Доброград.

На РБК выходило интересное интервью, как он решился на этот шаг.

Размеры — 2611 га, из которых 60 га отведено под парковую зону.

Планируемое количество жителей: 47 тыс.

Объекты инфраструктуры сейчас:

  • Спа-комплекс с двумя бассейнами под открытым небом, рестораном, салоном красоты;
  • Клинический медицинский центр;
  • Собственный аэропорт, принимающий вертолеты и самолеты до 5700 кг.;
  • Магазин;
  • Летний театр;
  • Велосипедные и лыжные трассы;
  • Детская инфраструктура: площадки, скейт-парк, веревочный парк;
  • Собственная управляющая компания.
  • Площадь 113 га, 20‑25 тысяч жителей. Общая площадь жилья — 600 тысяч м², офисный центр — 50 тысяч м², коммерческие здания — 60 тысяч м².
  • Многоквартирные жилые комплексы переменной этажности от 4 до 25 этажей.
  • 2 муниципальные школы на 1 870 мест.
  • 4 муниципальных детских сада общей вместимостью 1 228 мест.

Другие социально значимые объекты:

  • Объекты здравоохранения, отделение полиции, пожарное депо, объекты физкультуры и спорта и объекты культуры и искусства;
  • Объекты торговли, общепита и сферы услуг;
  • Бизнес-центр;
  • Гостиничный комплекс;
  • Подземных и наземных паркингов на 14 109 машино-места.

Проектированием будет заниматься испанская компания Citythinking. Эта компания разрабатывает софт, который проектирует улицы и инфраструктуру города в зависимости от параметров.

Не я один мечтаю о появлении новых городов. Это пример концепции от другой инициативной группы:

В марте 2019 года музыканты и артисты театра Et Cetera представили проект «Артгородок», у истоков которого стоит всемирно известный пианист Борис Березовский и его единомышленники, деятели российской культуры.

Новый русский город — урбанистический проект совместно с архитектурным бюро Megabudka.

Здесь на Афише есть интервью с основателем и архитекторами. Эта концепция показывает, что запрос на качественную среду есть не только у молодой ЦА.

Своей концепции я посвящу следующую статью.

Сам я из Омска, но так вышло, что больше года с семьей живу и работаю в Минске. Еще в Омске мы задавались вопросом своего жилья, но как оказалось в 2019 году в городе миллионнике до сих пор строился этот устаревший шлак:

Переехав в Минск, мы стали изучать местный рынок и обнаружили в городе одного застройщика (компания А100), который рвал по соотношению цена/качество все то, что я видел даже в Москве и Питере, не говоря уже про Омск :).

Все мои шаблоны были сломаны. У меня до этого времени просто не было примера, который бы доказывал, что можно делать крутую низкоэтажную архитектуру, классные дворы без машин и при этом строить еще и инфраструктуру. Вы не ослышались, этот застройщик помимо домов, строит еще и детские сады, школы и магазины!

Я покажу несколько проектов этого застройщика, чтобы вы оценили весь размах того, что тут происходит:

  • 3 детских сада
  • Школа
  • Магазин

Но самое важное — это цены, они не улетают в космос как в Москве. В Новой Боровой квартиры можно было найти от 3,5 млн. рублей, к примеру, однушка (47 м2) — 5,5 млн.

И когда вам кто-то будет говорить, что хорошую среду строить дорого, можете смело показывать эти примеры и рвать все доводы в клочья.

В следующих частях я расскажу о своей концепции Дизайн-города.

Также я взял интервью у основателя Доброграда и директора минской компании А100. Они тоже будут опубликованы в скором времени.

Подписывайтесь на наши соцсети, чтобы обсудить проект вместе с единомышленниками:

Оставьте комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *