В России могут принять закон о правовом статусе дач

Новый закон о садоводческих товариществах, вступил в действие с 1 января 2021 года. Он принес важные изменения, которые коснулись не только дачников, но и других землевладельцев.

В России могут принять закон о правовом статусе дачЧто нового?

Одним из самых важных нововведений в законе является исключение такого юридического понятия как «некоммерческое объединение граждан». Также в законе перестают фигурировать такие термины как садоводческие, огороднические или дачные некоммерческие формы организаций.

Как гласит статья 4 ФЗ №217, а именно ее первый пункт, владельцы земельных наделов, признанных садовыми, а также огородными, и лица, которые хотят получить в пользование такие участки, обладают правом «запускать» садоводческие некоммерческие товарищества (далее СНТ), и огороднические товарищества некоммерческого вида—ОНТ.

Создавать подобные товарищества, как гласит 9 статья ФЗ №217, имею право такие лица:

  1. Граждане, которые впоследствии предоставят товариществу участок земли, который находится в собственности у государства либо муниципалитета.
  2. Граждане, во владении которых находятся садовые либо огородные наделы земли.

Прекращение деятельности организаций, которые создавались гражданами для садового, огородного или дачного хозяйства до момента вступления в силу действующего ФЗ №217 не требуется.

Говоря проще, СНТ, а также иные формы организаций, которые существовали до 1 января 2021 года, могут не прекращать свое существование, а просто привести в порядок документы, руководствуясь новым регламентом.

Кто теперь будет выступать в роли органа управления

ФЗ №217, а именно его 16 статья, гласит, что органом управления в товариществах принято считать общее собрание всех его членов. Стоит отметить, что количество лиц в товариществе должно быть не менее 7.

После организации какой-либо из форм товарищества необходимо создать единоличный исполнительный орган, а именно выбрать председателя. Также обязательно должен быть действующий коллегиальный орган исполнения — правление товарищества.

Кроме того, в товариществе должна быть проверяющая комиссия и соответственно ревизор.

Такие нововведения полностью упраздняют имевший ранее место термин « уполномоченных» лиц, которые выступали от каждой улицы товарищества.

Каким образом будет все решаться

Дачникам объяснили, как перерегистрировать недвижимость по новому закону

01.04.2019
 7954

В России могут принять закон о правовом статусе дач Pixabay

Минэкономразвития РФ выпустило разъяснения о применении норм нового закона о садоводстве и огородничестве, который вступил в силу с января нынешнего года (о документе читайте на Legal.Report здесь).

В сборнике даются ответы по двум десяткам сложных аспектов правоприменения, затрагивающих владельцев дачных участков. В частности, комментарии касаются вопроса об исключении из законодательства понятий «дачное хозяйство», «дачное строительство», «дачный участок», «дачный дом», «дача» и о порядке изменения сведений ЕГРН о виде разрешенного использования дачного земельного участка.

Как отмечает Минэкономразвития, в соответствии с законом № 66-ФЗ «О садоводческих и дачных некоммерческих объединениях граждан» на садовых земельных участках допускалось размещение жилых строений без права регистрации в таких строениях. В свою очередь, на дачных земельных участках допускалось размещение жилых домов. Это являлось единственным существенным отличием в правовом статусе данных земельных участков.

Однако постановлениями Конституционного суда РФ нормы закона № 66-ФЗ, ограничивающие граждан в регистрации по месту жительства в принадлежащих им на праве собственности жилых строениях, которые пригодны для постоянного проживания и расположены на садовых земельных участках, которые относятся к землям населенных пунктов либо землям сельскохозяйственного назначения, признаны не соответствующими Конституции РФ.

Для приведения закона № 66-ФЗ в соответствие с Конституцией новым законом № 217-ФЗ исключено такое понятие, как «жилое строение», и предусмотрено, что на садовом земельном участке могут размещаться жилые дома, хозяйственные постройки, гаражи, а также садовые дома.

Поскольку режим использования дачного земельного участка дублировал бы режим использования садового земельного участка, законом № 217-ФЗ было исключено понятие «дачный земельный участок», а также связанные с назначением дачного земельного участка такие организационно-правовые формы, как дачные некоммерческие товарищества, партнерства и потребительские кооперативы, а также понятия «дачное хозяйство», «дачное строительство», «дачный дом», «дача».

При этом установлены переходные положения, согласно которым такие виды разрешенного использования земельных участков, как «садовый земельный участок», «для садоводства», «для ведения садоводства», «дачный земельный участок», «для ведения дачного хозяйства» и «для дачного строительства», содержащиеся в ЕГРН или указанные в правоустанавливающих документах, считаются равнозначными. Земельные участки, в отношении которых установлены такие виды разрешенного использования, являются садовыми земельными участками.

В случае необходимости внесения соответствующих изменений в сведения ЕГРН о виде разрешенного использования земельного участка заинтересованное лицо вправе обратиться в Росреестр либо многофункциональный центр с заявлением. Сведения о новом виде разрешенного использования отражаются в строке «иные предусмотренные законодательством РФ сведения» реквизита 3.1.

1 формы заявления путем указания слов «вид разрешенного использования» и измененного вида разрешенного использования земельного участка. Например, вид разрешенного использования «садовый земельный участок» либо вид разрешенного использования «ведение садоводства». Кроме того, в реквизите 9 «Примечание» указанной формы приводится ссылка на ч. 7 ст.

 54 закона № 217-ФЗ.

Закон о посадках на дачном участке

Потребрынок

Сажать картошку по-прежнему можно

Россельхознадзор опроверг запрет сажать картошку

Россельхознадзор опроверг ранее появившуюся в СМИ информацию о будущем запрете на выращивание картофеля гражданами на своих участках. Меры ответственности за продажу семян и посадочного материала ненадлежащего качества не относятся к людям, выращивающим растительную продукцию для собственных нужд.

Федеральная служба по ветеринарному и фитосанитарному надзору (Россельхознадзор) опровергла ранее появившуюся в СМИ информацию о будущем запрете на выращивание картофеля гражданами на своих участках.

Комментарий касается внесения изменений в статью 10.12 Кодекса об административных правонарушениях, согласно которой, «граждане не могут выращивать на своих участках картофель и другие овощные и фруктово-ягодные культуры, используя посевной материал из своих запасов или самостоятельно заготовленный на своих приусадебных участках, под угрозой административного штрафа. »

«Россельхознадзор считает целесообразным пояснить, что таких инициатив служба не выдвигала.

Согласно действующему законодательству, меры ответственности за реализацию семян и посадочного материала ненадлежащего качества и неизвестного происхождения в организованных и неорганизованных местах торговли предусмотрены только в отношении лиц, ведущих коммерческую деятельность. Так, данные меры ответственности не имеют отношения к физическим лицам, выращивающим растительную продукцию для собственных нужд», — говорится в пояснении ведомства.

В апреле нынешнего года президент России Владимир Путин подписал закон, разрешающий россиянам свободно собирать валежник для собственных нужд. Документ был опубликован на официальном интернет-портале правовой информации.

Внесение соответствующего изменения в Лесной кодекс позволит гражданам заготавливать и собирать упавшие на землю стволы деревьев или их части, сучья и ветви для собственных нужд. Закон вступает в силу с 1 января 2019 года. Ранее этот закон одобрила Госдума. Валежник включили в перечень недревесных лесных ресурсов.

  • Как пояснил первый замруководителя фракции «Единая Россия» Андрей Исаев, представляющий в нижней палате парламента Удмуртию, теперь валежник можно свободно собирать для отопления домов.
  • «Это не только решает социальную проблему для людей, но это очень важное решение для экологии», — рассказал парламентарий.
  • Депутат подчеркнул, что благодаря принятому закону без затрат из бюджета будет обеспечиваться очистка леса от валежника и его дальнейшее восстановление.

В феврале нынешнего года Совет Федерации одобрил закон о продлении сроков действия «дачной амнистии». Как рассказали в Верхней палате парламента, документ касается отношении объектов индивидуального жилищного строительства. Сроки были продлены до 1 марта 2020 года, передает НСН.

С 1 марта 2018 года оформление таких объектов начало происходить в общем порядке, что могло осложнить правообладателям процесс оформления, передает ФАН.

Принятие закона упростит эту процедуру. Граждане теперь могут в упрощенном порядке доказывать свои права на объекты индивидуального жилищного строительства. Как считают эксперты, это стимулирует вовлечение «в гражданский оборот объектов индивидуального жилищного строительства и положительно скажется на динамике развития частного жилого сектора».

  1. В декабре прошлого года президент России Владимир Путин во время ежегодной большой конференции пообещал дать поручение правительству по разработке мер, которые избавят социально незащищенные слои от уплаты налога на 6 соток.
  2. «В самое ближайшее время такое поручение обязательно дам правительству, чтобы правительство вместе с депутатами Госдумы приняло решение, согласно которому все те льготные категории граждан, которые получали денежный вычет из 10 тысяч рублей, получили льготу в натуральном выражении, и чтобы не платили вообще за все эти шесть соток», — заявил он.
  3. При этом он поручил дополнить список пенсионерами.

«Но этого, считаю, недостаточно. Плюс расширить список граждан за счет всех пенсионеров по старости», — сказал глава государства.

  • Президент отметил, что люди пенсионного возраста уже имеют льготы, связанные при расчете налога на недвижимое имущество, связанные с квартирами и домами.
  • «Пополнение этого списка пенсионерами по старости будет логичным, справедливым, и государство от этого не пострадает», — сказал Путин.
  • Вскоре – в январе 2018 года – налог был отменен.
  • В ноябре прошлого года председатель комитета Совета Федерации по бюджету и финансовым рынкам Сергей Рябухин заявил, что рост цен на сигареты в России привел к тому, что россияне начинают сами выращивать табак.

«Мне говорят, что в Поволжье, в некоторых регионах народ начал в прошлом году табак высаживать на дачах, на огородах.

Поэтому то, что вы иногда себя тешите и впадаете в такую иллюзию идиллии, на самом деле, в жизни это немножко по-другому. Когда приезжаешь в регион, с ужасом узнаешь, что народ перешел на выращивание табака, махорку.

А по статистике нормально — (производство) упало на 21%, и курить вроде стали меньше. На самом деле, это не так», — сказал сенатор.

В России могут принять закон о правовом статусе дач

Новый «дачный» закон: как не лишиться дачи в 2019 году

Госдума РФ приняла закон о правовом статусе самозанятых граждан

В России могут принять закон о правовом статусе дач

Сегодня, 14 июля, Госдума (ГД) РФ приняла в окончательном, третьем, чтении проект федерального закона об уточнении условий осуществления предпринимательской деятельности. Об этом сообщается на официальном сайте ГД.

Читайте также:  Сделать капитальный ремонт в квартире: личный опыт. Часть 3

Напомним, как сообщало Накануне.RU, впервые о разработке правовых решений дальнейших взаимоотношений государства и фрилансеров (трудоспособных людей, нигде официально не работающих) было заявлено в начале мая.

В Совете Федерации, в частности, предлагалось лишать права выезда за границу и полноценных пенсий не легализовавшихся самозанятых. Отмечалось, что таким образом государство будет напоминать гражданам об их социальных обязательствах.

Один из авторов законопроекта об уточнении условий осуществления предпринимательской деятельности, председатель думского комитета по государственному строительству и законодательству Павел Крашенинников сообщил, что документ направлен на определение правового статуса фрилансеров, в том числе в целях исключения возможности признания из деятельности незаконным предпринимательством.

Как отмечается в сообщении пресс-службы нижней палаты российского парламента, Гражданский кодекс РФ регламентирует, что осуществлять деятельность в целях получения прибыли могут только физические или юридические лица, зарегистрированные в качестве индивидуальных предпринимателей. Если же такая деятельность не зарегистрирована должным образом или осуществляется без обязательной лицензии, то она может попадать под статью 171 Уголовного кодекса (незаконная предпринимательская деятельность).

«Принятые изменения являются правовой основной для исполнения поручения президента России об исключении любой возможности признания деятельности самозанятых граждан незаконным предпринимательством и позволят внести необходимые для этого изменения в другие законодательные акты РФ (такие, как закон о занятости, о государственной регистрации юридических лиц, Налоговый кодекс и др.)», — говорится в материалах Думы.

Принятые меры, как отметил депутат Крашенинников, позволят сделать деятельность миллионов российских фрилансеров законной, без необходимости сбора и подачи множества различных документов, а также дадут им возможность «выйти из тени».

Информационная служба Накануне.RU

Новый закон о садоводстве и огородничестве, как изменится жизнь «дачников» в нашей стране?

29.07.2019

Прежде всего, хочу поприветствовать читателей и рассказать об основных новеллах связанных с вступлением в силу с 1 января 2019г. Федерального закона от 29 июня 2017 года №217 ФЗ «О ведении гражданами садоводства и огородничества для собственных нужд и о внесении изменений в отдельные законодательные акты РФ».

Во-первых, закон внёс ясность в терминологию. Он определяет такие объекты как, например, садовый дом – это здание сезонного использования, предназначенное для удовлетворения гражданами бытовых и иных нужд, связанных с их временным пребыванием в таком здании.

Далее, хозяйственные постройки – это сараи, бани, теплицы, навесы, колодца, погреба и так далее. При этом, закон исключил традиционные понятия «дачи» и «дачные хозяйства». По новому закону, дачников в нашей стране нет, теперь это садоводы либо огородники.

Во-вторых, решен вопрос с организационно-правовыми формами объединений садоводов и огородников. Раньше предусматривалось девять различных вариантов объединений. Сейчас установлена одна организационно правовая форма – это товарищество собственников недвижимости и два ее вида – либо садоводческое, либо огородническое некоммерческое товарищество.

 На садовых земельных участках, позволяется не только выращивать сельскохозяйственные культуры, но и возводить жилые садовые дома и хозяйственные постройки. На огородных земельных участках возведение объектов недвижимости не допускается, они предназначены только для выращивания урожая. На них можно возводить временные хозяйственные постройки.

 

Еще одно новшество – повышена прозрачность управления общим имуществом. Применён механизм передачи имущества в общую долевую собственность по модели аналогичной с многоквартирными жилыми домами. Земельные участки, на которых находятся в общем пользовании дороги, детские и спортивные площадки отныне являются общей долевой собственностью всех членов товарищества.

Ну, и, наконец, разрешился вопрос с пропиской садоводов в своих домах. Если раньше это запрещалось и никак не регулировалось, то теперь закон напрямую разрешает прописываться в садовых домах либо жилых домах в садоводческих товариществах.

Также, пользуясь случаем, хотелось бы развеять ряд «мифов» связанных с вступлением в силу Федерального закона «О ведении гражданами садоводства и огородничества для собственных нужд» и о внесении изменений в отдельные законодательные акты РФ.

Миф 1. Теперь всем бывшим дачникам, а по-новому садоводам и огородникам в обязательном порядке надо регистрировать теплицы и иные хозяйственные постройки и затем платить за них налоги.

Это не так, этим законом не вводятся новые виды налогов. Также не изменяется заявительный порядок кадастрового учета и государственной регистрации прав на объекты недвижимости.  Он регулирует только особенности ведения гражданами садоводства и огородничества для собственных нужд.

По закону налогооблагаемыми объектами являются находящиеся в собственности у граждан хозяйственные постройки будь то летние кухни, бани, теплицы и так далее, сведения о которых содержатся в Едином государственном реестре недвижимости (далее также ЕГРН).

При этом, владелец хозяйственной постройки сам решает нужно ли ставить постройки на кадастровый учет в органах Росреестра и регистрировать права на них в ЕГРН. 

От налогов освобождаются хозяйственные постройки площадью не более 50 кв.

метров, расположенные на земельном участке предоставленным под личное подсобное хозяйство, садоводство, огородничество и индивидуальные жилые дома.

Такая льгота применяется только для одной хозяйственной постройки, не используемой в предпринимательских целях. Поэтому простым любителям садоводства и огородничества, теплицы ставить на учет в ЕГРН не нужно.

Миф 2. С принятием нового Федерального закона «О ведении гражданами садоводства и огородничества для собственных нужд» к садоводам и огородникам придут проверяющие из различных органов, чтобы установить есть ли на участке незарегистрированные постройки, нарушения целевого использования земельного участка и т.д.

Это также не соответствует действительности. Как было указано выше владелец хозяйственной постройки сам решает нужно ли ставить постройки на кадастровый учет в органах Росреестра и регистрировать права на них.

В связи с этим следует отметить, что законодательством как до вступления Федерального закона «О ведении гражданами садоводства и огородничества для собственных нужд», так и сейчас предусмотрен муниципальный земельный контроль и государственный земельный надзор, как раз этим занимается Росреестр. Ежегодно мы планируем проведение надзора за целевым использованием земельных участков либо за возведением самовольных построек на земельных участках. Реагируем на каждую жалобу, поэтому каждый гражданин, если он считает, что соседи используют земельные участки не по целевому назначению, может обратиться в управление Росреестра по республике с жалобой. Мы в обязательном должны отреагировать, выехать и проверить.  Например, это может быть возведение теплиц для выращивания сельскохозяйственных культур с коммерческой целью — реализации и извлечения прибыли.

Миф 3. Владельцам бывших дачных и огороднических участков необходимо заново переоформлять свои права на предоставленные им ранее земельные участки и капитальные строения, права на которые уже были ранее зарегистрированы в установленном порядке.

С 1 января 2019г. на землях огороднических некоммерческих товариществ нельзя строить дома, пусть даже и для сезонного проживания.

На земле, имеющей такое назначение, возможно возведение только некапитальных хозяйственных построек для хранения инвентаря или выращенной продукции.

Если постройка на участке для огородничества не соответствует этим требованиям, зарегистрировать право собственности на неё у вас не получится до тех пор, пока не будет изменён вид разрешённого использования участка.

 Вместе с тем, хотелось бы обратить внимание, если на данный момент на вашем участке, имеющем «огородный» статус, имеется строение, а у вас на руках уже есть документ о праве собственности на этот объект недвижимости, выданный до 1 января 2019г., переоформлять его не надо. 

Виды разрешенного использования земельных участков, как «огородный земельный участок», «для огородничества» и «для ведения огородничества», содержащиеся в Едином государственном реестре недвижимости и (или) указанные в правоустанавливающих или иных документах, считаются равнозначными. Земельные участки, в отношении которых установлены такие виды разрешенного использования, являются огородными земельными участками.

Дачные объединения автоматически становятся садоводческими. При этом никто не вправе требовать смены статуса на огородническое товарищество. На садовых участках можно строить капитальные строения (имеющие фундамент), в том числе жилые дома.

Виды разрешенного использования земельных участков, как «садовый земельный участок», «для садоводства», «для ведения садоводства», «дачный земельный участок», «для ведения дачного хозяйства» и «для дачного строительства», содержащиеся в Едином государственном реестре недвижимости и (или) указанные в правоустанавливающих или иных документах, считаются равнозначными. Земельные участки, в отношении которых установлены такие виды разрешенного использования, являются садовыми земельными участками.

О правовом статусе и проблематике защиты прав садоводческих и дачных некоммерческих объединений

Понимая как, увы, невелик интерес, все же выставляю заключение диссертационной работы (здесь половину и половину в следующем посте).

Миллионы граждан Российской Федерации являются членами тысяч и тысяч некоммерческих объединений граждан – садоводческих и огороднических товариществ, дачных потребительских кооперативов, других объединений. Большинство из них созданы в период социалистического строя и функционируют по настоящее время.

Как ни странно это прозвучит, но проблематика защиты их прав была избрана темой магистерской диссертации по той причине, что правомочия обсуждаемых объединений именно приходится защищать в суде – вопреки тому статусу, который таким объединениям был придан ранее советским, а затем российским правом.

Сам по себе правовой статус (в силу того, что мы фактически не знаем примеров осуществления такими объединениями предпринимательской деятельности) защищал бы их наилучшим образом, если бы не проблемы в правоприменении, так как он не подразумевает (возможно, за исключением некоторых ситуаций) такой их ответственности как гражданско-правовая, и абсолютно, с нашей точки зрения, не подразумевает правовых оснований для привлечения их к административной ответственности.

Наиболее серьезную озабоченность вызывает тот факт, что судебная и внесудебная практика начиная приблизительно с 2005 года дает нам примеры привлечения обсуждаемых объединений к административной ответственности органами государственного контроля (надзора), муниципального контроля, судебными органами.

Читайте также:  Депутаты предлагают радикально решить вопрос наследования долей

При советском социалистическом строе проблемы таких объединений проистекали в основном из внутренних правоотношений, а проблем, возникающих «извне», практически не наблюдалось. Начиная с 90-х гг. ХХ в. с усилением после (по нашим наблюдениям) 2005-06 гг.

проблемы, возникающие из правоотношений между такими объединениями и государственными структурами, а в том числе и с органами местного самоуправления, которые не являются по закону органами государственной власти, но служат элементом государственного устройства, стали нарастать буквально «как снежный ком».

При этом следует учесть, что правовой статус таких объединений по сравнению с тем, которым они обладали в советском праве, не должен был претерпеть изменений и согласно российскому праву и законодательству не претерпел – также соответственно и тому, что сами объединения (в советское время существовавшие исключительно в форме садовых товариществ и дачно-строительных кооперативов) не были ликвидированы или реорганизованы в переходный период становления российского права, которое сохранило за ними первоначальные правомочия и дееспособность. 

Одной из задач данного исследования можно назвать изучение законодательства «переходного периода», когда еще действовали уже измененные нормативные акты СССР-РСФСР, и на смену им приходили законодательные акты РФ.

Такое изучение было необходимо для выявления четко прописанных ранее норм (в отличие от аналогичных им, но принятых впоследствии), которые не должны были изменить правовое регулирование обсуждаемых вопросов в сторону ухудшения правового положения, умаления прав обсуждаемых объединений.

Единственное, что изменилось в их статусе с приходом рыночных отношений, это наделение правом осуществлять предпринимательскую деятельность, однако законодатель не углублялся в вопрос, возможна ли для них сама реализация такого права.

По аналогии с правом и законодательством европейских стран и США в российском праве и законодательстве появились понятия коммерческих и, в отличие от них, некоммерческих организаций. Упоминание о том, что садоводческие и другие подобные некоммерческие объединения являются некоммерческими организациями, впервые появилось в 1998 г.

в принятом специальном Законе № 66-ФЗ. При этом в ГК РФ и в соответствии с ГК РФ ни одна из определенных для таких объединений организационно-правовых форм не упоминалась, не считая того, что положения о потребительском кооперативе перешли в ГК РФ из предшествовавшего ему ГК РСФСР, но теперь как о форме некоммерческой организации.

Авторы изученных нами диссертационных исследований подходили к вопросу о правосубъектности некоммерческих организаций и объединений, изначально занимая позицию, что они являются юридическими лицами, и не рассматривая при этом вопрос, должны ли они ими являться и могут ли они юридическими лицами не являться.

Регулирующий внутренние правоотношения в садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединениях граждан (и отдельные моменты существования таких объединений в публичном правовом поле) Закон № 66-ФЗ, действие которого закончится 1 января 2019 года, сохраняет преемственность правового регулирования в отношении садоводческих товариществ, дачно-строительных кооперативов в ХХ в. до начала становления рыночной экономики в России. Период с 1992 до 1998 года, когда был наконец принят Закон № 66-ФЗ (напомним, что ранее в законодательстве СССР и России такие объединения не только не имели специального закона, но и не упоминались в гражданских кодексах республик, за исключением того, что форма существования дачно-строительного кооператива отвечала положениям ГК РСФСР о кооперативной собственности), а также последующие несколько лет были относительно «спокойными» для таких объединений. Они не являлись стороной иных судебных процессов, кроме тех, которые были инициированы изнутри, а именно – споров между членами объединений, между членами объединений и правлением и т.п.

Начиная примерно с 2005 г. стали наблюдаться контрольно-надзорные вмешательства со стороны органов пожарного надзора, экологического надзора, налоговых и других органов, ранее не имевшие места в отношении садоводческих и дачных некоммерческих объединений.

Что же изменилось именно в указанные годы? Этот переломный момент и его последствия подробно рассмотрены в параграфах 1.2, 1.4, 1.

5, и одной из причин вероятнее всего является исключение из законодательных актов термина «предприятие» с его заменой на другие: сначала – «организация», затем – «юридическое лицо».

Причем термин «организация» так и не обрел дефиниции в законодательстве, и сохраняется правовая неопределенность в понятийном аппарате, при том что НК РФ оперирует исключительно понятием «организация», а КоАП РФ – «юридическое лицо».  

В отсутствие законных оснований для привлечения некоммерческих объединений к ответственности таким косвенным основанием стала их повсеместная государственная регистрация в качестве юридических лиц, осуществлявшаяся согласно принятому в 2001 году Закону № 129-ФЗ, но не в добровольном, а фактически в принудительном порядке.

Соответственно в то же время в судебной практике они появляются в качестве лиц, привлекаемых по делам об административных правонарушениях в порядке введенного в действие КоАП РФ, который устанавливал вину юридических лиц.

Надзорные органы стали полагать их субъектами административных правоотношений, а органы прокуратуры также и субъектами гражданско-правовой ответственности.

Действия и решения указанных ведомств в некоторых случаях принимают критический, даже абсурдный характер: к примеру, один из дачных поселков получил предписание в определенный срок построить на собственные средства наружный противопожарный сухотруб протяженностью 11 километров.

Защита прав некоммерческих объединений и защита их от незаконного возложения обязанностей оказывается проблематичной, когда на другой стороне спора – орган государственной власти, демонстрирующий непонимание их правового статуса и, как следствие, неправильное правоприменение.

В то же время кардинальные изменения в главу 4 ГК РФ о юридических лицах, внесенные Законом от 05.05.

2014 № 99-ФЗ, никак не затронули основополагающую для ГК РФ статью 2 о том, что гражданское законодательство определяет правовое положение именно участников гражданского оборота, тем более, в статью 50 был внесен пункт 6, согласно которому к отношениям по осуществлению некоммерческими организациями своей основной деятельности, а также к другим отношениям с их участием, не относящимся к предмету гражданского законодательства по статье 2, правила Кодекса не применяются.

Однако в силу неправомерного обязания, фактически, понуждения пройти в 2002 г.

государственную регистрацию в качестве юридических лиц, а в 2004 году – «выбрать» вид экономической деятельности, садоводческие и дачные объединения, ранее подлежавшие регистрации в органах юстиции, оказались в одной базе данных ФНС РФ с юридическими лицами – коммерческими организациями, государственными корпорациями и компаниями, унитарными предприятиями, правительственными некоммерческими организациями и НКО, созданными муниципальными советами. Такие действия можно расценивать как непрофессионализм власти или как умысел, а тем более – ошибку, но в результате был нарушен конституционный принцип доверия к установленному правопорядку, который гарантирует гражданам и объединениям граждан уверенность в неизменности своего официально признанного статуса. Защита уже приобретенных прав при внесении изменений в правовое регулирование также является конституционным требованием.

В дальнейшем любая инициатива пересмотреть оформленные в таком порядке правоотношения с налоговыми органами пресекалась с обоснованием, что заявители изначально вступили в эти правоотношения якобы добровольно.

При этом неопределенность в отношении организационной формы крестьянского (фермерского) хозяйства, которая первоначально была также отнесена к юридическим лицам, со временем была устранена. Крестьянское (фермерское) хозяйство по действующему законодательству вправе быть созданным как с образованием, так и без образования юридического лица.

Что касается садоводческих и дачных объединений, абсолютно не имеющих, в отличие от указанных хозяйств, условий для осуществления экономической деятельности с целью извлечения прибыли, то им такое право так и не было предоставлено.

Целью «деятельности» объединения (указано в кавычках, так как законодательство РФ под «деятельностью» подразумевает экономическую деятельность, которую за 70 и более лет своего существования садоводства и дачные кооперативы никогда не могли осуществлять и не осуществляли) согласно статье 1 специального Федерального закона от 15.04.1998 № 66-ФЗ является содействие его членам в решении общих социально-хозяйственных задач ведения садоводства, огородничества и дачного хозяйства. Такие объединения создавались, как правило, из городских жителей на базе государственных учреждений и предприятий, на средства таких учреждений, предприятий либо их вышестоящих ведомств с целью содействия отдыху граждан. Добровольное участие в дачной либо садоводческой застройке ограничивалось отбором (по решению коллектива и руководства таких учреждений, предприятий) кандидатов в индивидуальные застройщики, впоследствии – кандидатов в члены садоводства, огородничества либо дачно-строительного кооператива. Формулировка «на добровольных началах для содействия своим членам в решении общих хозяйственных и социальных задач» появилась уже в период становления рыночной экономики, но и она не соответствует ни одному из содержащихся в ОКВЭД видов экономической деятельности.

Приняты законы об ответственности за отчуждение территорий

Поправки вносятся в Уголовный кодекс РФ, КоАП и статью 31 Уголовно-процессуального кодекса РФ.

Председатель Комитета по государственному строительству и законодательству Павел Крашенинников напомнил, что в статье 67 обновленной Конституции установлено следующее: «Российская Федерация обеспечивает защиту своего суверенитета и территориальной целостности. Действия (за исключением делимитации, демаркации, редемаркации государственной границы РФ с сопредельными государствами), направленные на отчуждение части территории РФ, а также призывы к таким действиям не допускаются».

В соответствии с принятыми поправками изменяются условия привлечения к уголовной ответственности за публичные призывы к осуществлению действий, направленных на нарушение территориальной целостности РФ, введя административную преюдицию. 

Если правонарушение совершено впервые, то будет наказываться в административном порядке, а не в уголовном, как установлено сейчас. И только при повторном деянии, совершенном в течение года, последует уголовная ответственность (по статье 280.

1 УК РФ «Публичные призывы к осуществлению действий, направленных на нарушение территориальной целостности Российской Федерации»). При этом повышаются уголовные штрафы от 200 до 400 тыс.

Читайте также:  В Екатеринбурге реконструируют жилые кварталы к ЧМ-2018

рублей, а срок лишения свободы сохраняется прежний — до четырех лет.

В случае административной ответственности, когда публичные призывы совершены впервые, наказание предусматривается по новой статье 20.3.2 КоАП. 

Штрафы для граждан составят — от 30 до 60 тыс. рублей; для должностных лиц — от 60 до 100 тыс. рублей; для юридических лиц — от 200 до 300 тыс. рублей.

Повышенные размеры штрафов предусмотрены для случаев, когда публичные призывы совершены с использованием СМИ, сети Интернет, либо иных информационно-телекоммуникационных или электронных сетей: для граждан — от 70 до 100 тыс. рублей; для должностных лиц — от 100 до 200 тыс.

рублей; для юридических лиц — от 300 до 500 тыс. рублей. Дела об указанных административных правонарушениях будут возбуждать прокуроры, с дальнейшим рассмотрением в районных судах.

В Уголовный кодекс вводится новая статья 280.2 УК РФ «Нарушение территориальной целостности Российской Федерации».

В ней предусматривается уголовная ответственность за отчуждение части территории РФ или иные действия, направленные на нарушение территориальной целостности (за исключением работ по определению границ с сопредельными государствами).

В качестве наказания устанавливается лишение свободы на срок от шести до 10 лет. Дела по таким преступлениям будут подсудны областному суду.

Павел Крашенинников отметил, что эти изменения позволят обеспечить развитие важных конституционных положений о защите территориальной целостности нашей страны, а также сделают наказание за публичные призывы к отчуждению территорий соразмерным, разграничив административную и уголовную ответственность.

Также он напомнил, что 11 августа 2020 года вступили в силу поправки в Закон «О противодействии экстремистской деятельности», согласно которым нарушение целостности Российской Федерации, в том числе отчуждение части территории РФ (за исключением работ по определению границ с сопредельными государствами), отнесено к экстремистской деятельности.

«Любые призывы отделить от России регион или его часть недопустимы и должны строго пресекаться. Если призыв к отчуждению территорий РФ прозвучал впервые, то ответственность будет административной, придется заплатить существенный штраф.

Если правонарушение повторится, то ответственность станет уже уголовной — до четырех лет лишения свободы.

В случае если вслед за призывами последуют действия, то наказание может составить до десяти лет тюрьмы», — отмечал Председатель ГД Вячеслав Володин.

Президент на время запретил выдворять иностранцев и ограничивать их въезд в РФ

Все иностранные граждане, находящиеся в России, получили шанс легализоваться – даже те, кто давно нарушил сроки пребывания в стране. Для этого нужно обратиться в орган МВД с заявлением. Только надо успеть до 30 сентября 2021 г., пока действует запрет на выдворение и принятие решений об ограничении въезда в РФ

Вчера вступил в силу Указ Президента РФ от 15 июня 2021 г. № 364 «О временных мерах по урегулированию правового положения иностранных граждан и лиц без гражданства в Российской Федерации в период преодоления последствий распространения новой коронавирусной инфекции (COVID -19)».

Новый указ продлевает действие временных мер по урегулированию правового положения иностранцев и допускает еще больше послаблений по сравнению с прежним Указом от 18 апреля 2020 г. № 274 (с изменениями от 15 июня, 23 сентября и 15 декабря 2020 г.).

Что же изменилось в правилах пребывания иностранных граждан на территории РФ с 16 июня 2021 г.?

Согласно новому указу на 90 суток с даты снятия введенных ограничений на транспортное сообщение с иностранным государством для его граждан приостанавливается течение сроков пребывания на территории РФ.

Что это значит? Будет считаться, что в течение 90 суток с момента возобновления транспортного сообщения с иностранным государством его граждане находятся в нашей стране законно.

За это время они должны либо выехать из страны, либо легализоваться в России.

Многие считают, что всем иностранцам продлили срок пребывания в России на 90 суток. Это не так. Однозначно действие этого пункта указа распространяется только на иностранных граждан тех государств, с которыми не открыто транспортное сообщение (Украина, Молдова и др.).

На граждан государств, с которыми транспортное сообщение возобновлено, это положение нового указа не распространяется, так как, согласно прежнему указу, они уже должны были выехать из России.

А те, кто этого не сделал и при этом не легализовался, находятся в стране с нарушением миграционного законодательства.

Напомню: если к 15 декабря 2020 г. транспортное сообщение со страной было восстановлено1, ее граждане должны были выехать из России не позднее 90 суток начиная с указанной даты.

Если транспортное сообщение со страной возобновлено позднее, ее граждане обязаны были выехать в течение 90 суток с момента открытия границ. Таким образом, граждане Азербайджана, Армении, Таджикистана, Киргизии, Узбекистана и др. уже должны были либо легализоваться, либо покинуть Россию.

На практике тех, кто этого не сделал, суды начали привлекать к ответственности по ст. 18.8 КоАП РФ2. Действие их разрешительных документов не продлевалось.

Новый указ лояльнее прежнего. Напомню: иностранные граждане, нахождение в России которых к 15 марта 2020 г. считалось незаконным, с этой даты по 15 сентября 2020 г. подлежали привлечению к ответственности по ч. 3.1 ст. 18.

8 КоАП РФ с назначением наказания в виде административного штрафа. В период с 16 сентября 2020 г. по 15 июня 2021 г. им назначалось наказание в виде выдворения за пределы РФ, но только в форме контролируемого самостоятельного выезда из России.

При этом сроки добровольного выезда в соответствии с указом президента продлевались.

Разрешат ли задержавшемуся в России иностранцу приехать еще раз?За нарушение иностранным гражданином сроков пребывания на территории РФ ему могут ограничить въезд в страну на 3, 5 или даже 10 лет. Столько же дается уполномоченному органу на принятие решения о запрете на въезд

Согласно новому указу до 30 сентября 2021 г. не могут приниматься решения об административном выдворении. Поэтому даже если иностранный гражданин находится в России незаконно на протяжении 10 лет, самым суровым наказанием будет административный штраф в размере 5 тыс. руб.

Также новый указ запрещает до 30 сентября 2021 г. принимать решения о неразрешении въезда в Россию в отношении иностранных граждан, которые находятся на ее территории. Прежний указ президента не содержал подобных запретов, а потому было принято много таких решений на основании ч. 4 ст. 26 Закона № 114-ФЗ. В суде представители УМВД доказывали, что принятие данных решений возможно в пандемию.

Учитывая послабления, предусмотренные новым указом, – сейчас лучшее время для легализации в России без последствий в виде выдворения и запрета на въезд в страну. Обратите внимание: эти послабления распространяются на всех иностранцев, находящихся в данный момент в России.

Новый указ дает право иностранному гражданину в случае его незаконного нахождения на территории РФ обратиться в территориальный орган МВД с составленным в произвольной форме заявлением об урегулировании его правового положения.

Однако указ не предусматривает корреспондирующей обязанности государственных органов урегулировать такой статус.

Как это будет реализовано на практике – неизвестно, но думается, что государственные органы будут придерживаться лояльного подхода.

Еще раз обращаю внимание: согласно новому указу применение наказания в виде административного выдворения запрещено. При предъявлении указанного заявления до 30 сентября 2021 г. иностранному гражданину может грозить только привлечение к административной ответственности с назначением штрафа в размере 5 тыс. руб.

В новом указе, как и в прежнем, предусмотрено, что иностранные граждане могут получать патенты без учета требований к сроку предъявления заявления о выдаче патента и заявленной цели визита в Россию.

В период действия прежнего указа многим иностранным гражданам суды назначили наказание в виде административного выдворения за пределы РФ. Они оказались в менее выгодном положении, чем те, кто допустит нарушение после 15 июня 2021 г.

При наличии постановления суда органы МВД не смогут урегулировать правовой статус иностранного гражданина, поскольку судебный акт может быть отменен или изменен только актом вышестоящего суда.

Поэтому в данном случае необходимо обратиться с жалобой в вышестоящую судебную инстанцию.

А вот иностранным гражданам, в отношении которых принято решение о неразрешении въезда в Россию, вероятно, будет легче. Органы МВД при рассмотрении заявления о легализации вправе самостоятельно отменить ранее принятое решение о запрете на въезд в страну.

  • Если вы являетесь иностранным гражданином и длительное время незаконно находитесь на территории РФ, то сейчас самое время легализоваться, поскольку до 30 сентября 2021 г. запрещено назначать наказание в виде административного выдворения и принимать решение о неразрешении въезда в Россию.
  • Чтобы в дальнейшем законно пребывать на территории РФ, необходимо получить легальные документы. После снятия коронавирусных ограничений и окончания действия указа президента за нарушение миграционного законодательства (в том числе за нарушение сроков пребывания в России) вновь будут назначать наказание в виде административного выдворения за пределы РФ.
  • Если вы работаете в России, обязательно обратитесь за получением патента либо заключите трудовой договор (или договор гражданско-правового характера). За незаконную трудовую деятельность на территории РФ могут привлечь к ответственности, что станет помехой при дальнейшей легализации в России.
  • Отнеситесь к легализации серьезно. Старайтесь не доводить до привлечения к административной ответственности. Если после окончания действия указа президента вас привлекут к ответственности, например за нарушение сроков пребывания в России (ч. 3.1 ст. 18.8 КоАП РФ), а потом еще и за незаконную работу (ст. 18.10 КоАП РФ), органы миграционной службы могут закрыть для вас въезд в страну. Признать незаконными такие решения крайне сложно.

1 Приложение № 1 к Распоряжению Правительства РФ от 16 марта 2020 г. № 635-р.

Оставьте комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *