Реформа теплоснабжения стартует в крупных городах россии в 2018 году

Реформа теплоснабжения стартует в крупных городах России в 2018 году

Недостаток инвестиций привел к тому, что значительная часть оборудования ТЭС нуждается в обновлении /А. Махонин

Изменения в закон о теплоснабжении, меняющие систему отношений в теплоэнергетике, подписаны президентом России Владимиром Путиным. Они вступили в силу в понедельник, 31 июля. С этого документа начинается реформа теплоэнергетики, которая должна привлечь в отрасль частные инвестиции.

Объем рынка теплоэнергии оценивается в 1,5 трлн руб., а платежи за тепло составляют более 50% в коммунальных расходах населения. При этом отрасль недофинансирована. Ежегодные госсубсидии составляют около 150 млрд руб. при потребности в 200 млрд руб. Частные инвестиции оцениваются примерно в 90 млрд руб. в год, а потребность – в 250 млрд руб.

37% из этих средств могут быть получены за счет повышения эффективности, отмечается в материалах Минэнерго. Недостаток инвестиций привел к тому, что значительная часть оборудования ТЭС нуждается в обновлении: только 26% котлов и 36% турбин ТЭС моложе 30 лет. К 2020 г.

26–28 ГВт мощностей ТЭЦ выработают свой парковый ресурс, отмечал в докладе Фонд энергетического развития.

Еще одна проблема, которую должна решить реформа, – избыток тепловой мощности. По данным Минэнерго, на сегодня ТЭЦ загружены не более чем на 30% установленной мощности, а котельные – в среднем на 15%.

Неконкурентоспособность ТЭС на оптовом рынке электроэнергии приводит к тому, что станции этого типа получают статус «вынужденных по теплу», т. е.

их невозможно по каким-либо причинам вывести из эксплуатации (например, они являются единственным источником теплоэнергии в регионе), но они получают гарантированный тариф, чтобы покрыть свои высокие расходы. По оценкам Минэнерго, сейчас на рынке работают 10 ГВт «вынужденных», это обходится энергорынку более чем в 9 млрд руб.

Субсидирование рынка теплоэнергетики за счет рынка электроэнергетики, отсутствие долгосрочных тарифов не оставляет теплогенерирующим компаниям мотивации к оптимизации и развитию отрасли, отмечало Минэнерго в своих материалах. Инвесторы готовы вкладывать в это средства, но только под гарантии справедливых и стабильных правил функционирования отрасли – долгосрочных правил ценообразования, сказал представитель «Т плюса».

Благодаря закону отпадала необходимость придания электростанции статуса «вынужденной», отмечает преимущества директор Сообщества потребителей энергии Василий Киселев. Закон также отменяет государственное регулирование цен в теплоэнергетике. Теперь правительство будет устанавливать только предельный уровень цен по так называемому методу альтернативной котельной.

То есть цена на тепло будет высчитываться исходя из того, во сколько потребителям обошлась бы теплоэнергия в случае строительства ими собственной котельной. Предусмотрено также появление ценовых зон, за теплоснабжение внутри них будут отвечать единые теплоснабжающие организации, которые будут обязаны строить, реконструировать и модернизировать объекты теплоснабжения.

Переходный период составит 5–10 лет.

Альтернативная котельная – лишь один из методов регулирования, переход на него не является обязательным для регионов, передал «Ведомостям» через представителя замруководителя ФАС Виталий Королев. В начале июля замминистра энергетики Вячеслав Кравченко говорил, что реформа может стартовать с середины 2018 г. в Казани, Набережных Челнах, Красноярске.

Реформа создаст условия для долгосрочной, предсказуемой ценовой модели, отмечается в материалах Минэнерго. При этом внутри одной системы теплоснабжения предусматривается конкуренция по цене между источниками и возможность приобретать тепловую энергию в большем объеме у источника с низкой себестоимостью, говорилось в докладе Фонда энергетического развития.

Минэнерго ожидает, что приток инвестиций в результате составит 2,5 трлн руб., а нагрузка на госбюджет снизится на 150 млрд руб. ежегодно. Сибирская генерирующая компания готова инвестировать 20 млрд руб. в теплоэнергетику, говорила в начале лета директор компании по тарифообразованию Екатерина Косогова (слова по «Интерфаксу»). Сейчас компания вкладывает около 5 млрд руб.

, срок окупаемости таких проектов – 12 лет, отмечала она.

Рынок теплоэнергетики – один из крупнейших потребительских рынков в России, без участия населения провести реформу, как в электроэнергетике, нельзя, говорит руководитель группы исследований и прогнозирования АКРА Наталья Порохова. Основной риск реформы – социальные последствия.

По ее оценке, цены для населения в среднем по России могут вырасти на 30%. В некоторых случаях, где потребуются значительные инвестиции, рост тарифов на теплоэнергию может оказаться существенным, соглашается Королев.

Не все потребители готовы платить больше за более высокое качество теплоснабжения и региональные власти должны оценивать последствия для своих потребителей, подчеркивает он.

В 60% поселений тариф уже выше предполагаемого уровня альтернативной котельной, говорится в отчете Фонда энергетического развития, следовательно, в этих поселениях можно будет заморозить тариф и не индексировать его в последующие годы. В остальных рост должен быть в пределах инфляции, в ряде случаев – плюс 2–4% сверх инфляции.

В каждом городе должна быть долгосрочная схема теплоснабжения сроком на 15 лет. Но до сих пор некоторые города с населением более 500 000 человек такие схемы не утвердили. За это нет ответственности, хотя она нужна производителям теплоэнергии, чтобы определить технологии и необходимые инвестиции, отмечает Фонд энергетического развития.

Принятый закон предусматривает обязательное соглашение с муниципалитетом об исполнении схемы теплоснабжения, говорит представитель «Т плюса».

Закон создает стимулы для замещения неэффективных источников энергии и инвестиций в теплоснабжение, но важна практическая реализация закона на местах и контроль за расходованием тарифных источников именно на повышение эффективности системы теплоснабжения, говорит руководитель проекта развития бизнеса в энергетическом секторе PwC Дмитрий Стапран. Успех реформы во многом будет зависеть от своевременного принятия необходимых подзаконных актов и гарантий учета в них региональных особенностей, говорит представитель «Газпром энергохолдинга».

Реформа теплоснабжения стартует в крупных городах России в 2018 году

Теплу обещают вольную

Президент Владимир Путин подписал поправки в закон о теплоснабжении, вводящие основные принципы либерализации в этой отрасли. Законопроект обсуждался с 2014 года и вызывал много споров среди участников рынка и регуляторов.

Реформа вводит в теплоснабжении тарифообразование по принципу альтернативной котельной и концессионные механизмы, кроме того, она закрепляет введение в больших городах модели единого закупщика тепла — единой теплоснабжающей организации.

В минувшую пятницу Владимир Путин подписал проект изменений в закон о теплоснабжении, который должен запустить механизм реформы в отрасли. Закон вступает в силу со дня официального опубликования — 31 июля.

Основная цель реформы — либерализация рынка тепла. Сейчас тарифы на тепло регулируются на региональном уровне, новая концепция должна привлечь частные средства в недофинансированную отрасль.

Новая модель рынка тепла обсуждалась с 2014 года, но вызывала многочисленные споры, сроки перехода на новую систему откладывались.

Законопроект все же был принят Госдумой 19 июля и одобрен Советом федерации 25 июля.

Реформа теплоснабжения стартует в крупных городах России в 2018 году

Новый закон подразумевает поэтапный переход на свободные цены на теплоэнергию в ценовых зонах теплоснабжения (больших городах), где выбирается единая теплоснабжающая организация (ЕТО, крупный поставщик тепла). ЕТО становится единым закупщиком тепла у производителей (котельных, ТЭЦ и т. д.

) и отвечает за надежность теплоснабжения, реализацию мероприятий по строительству, реконструкции и модернизации объектов теплоснабжения. Деятельность ЕТО будет находиться под контролем ФАС, поскольку такая организация признается доминирующей на рынке.

Закон предусматривает и заключение концессионных соглашений: они будут касаться объектов теплоснабжения, централизованных систем горячего водоснабжения и отдельных объектов таких систем.

Кроме того, закон описывает механизм альтернативной котельной — новую модель тарификации в теплоснабжении, также обсуждавшуюся несколько лет.

По закону регулятор будет утверждать верхний потолок тарифа на тепло, в качестве ориентира для него берется себестоимость строительства замещающего источника теплоснабжения — альтернативной котельной.

Если в регионе тарифы на тепло пока ниже такого верхнего предела, то их постепенно поднимают до уровня альткотельной (предусмотрен переходный период от пяти до десяти лет). На первом этапе реформы модель альткотельной будет работать только на территориях, где преобладает производство тепловой энергии на ТЭЦ (более 50%).

Реформа теплоснабжения стартует в крупных городах России в 2018 году

Но либерализацию рынка тепла в регионе и городе можно начать только с согласия местных властей. Как сообщал в начале июля замминистра энергетики Вячеслав Кравченко, свое желание участвовать в реформе по принципу альткотельной высказали Казань и Набережные Челны. Он также не исключил, что «в этом направлении двинется Красноярск», а также ряд городов Поволжья: Самара, Дзержинск.

Татьяна Дятел

Реформа стартовала: как изменится система теплоснабжения в России | Инновации на РБК+

Реформа теплоснабжения стартует в крупных городах России в 2018 году

Валентина Свистунова/Интерпресс/ИТАР-ТАСС

Притоку долгосрочного финансирования в отрасль мешало устаревшее законодательство. Принятые в июле 2017 года поправки к закону «О теплоснабжении» открывают дорогу для системных перемен.

Правила, устанавливаемые новым законодательством, предусматривают отказ от государственного регулирования тарифов в сфере теплоснабжения в пользу предельных цен для потребителей по методу альтернативной котельной.

Это означает, что цена на тепловую энергию будет рассчитываться исходя из того, сколько могла бы стоить 1 Гкал тепла для потребителей, если бы они построили собственную котельную. Таким образом, появляется возможность более эффективно перераспределить загрузку теплоисточников.

Для примера: по расчетам специалистов Сибирской генерирующей компании (СГК), работающей в одном из наиболее «теплоемких» регионов страны, только в Новокузнецке резерв тепловых мощностей по отношению к текущей нагрузке составляет 142%, в Кемерове — 120%.

Замещение неэффективных источников тепла позволит значительно сократить существующие затраты. Более того, по данным Фонда энергетического развития, через три года 26–28 ГВт мощностей ТЭЦ выработают свой ресурс.

Читайте также:  Программу господдержки для покупки жилья многодетными семьями доработают

Действующая сегодня система теплоснабжения в городах и населенных пунктах городского типа была создана еще в конце 1930-х годов.

«По тем временам, учитывая, что большинство зданий и сооружений снабжались теплом от индивидуальных котельных, отапливаемых нефтью и мазутом, переход на систему «городская ТЭЦ — внутриквартальные тепловые пункты — квартиры» был благом и неслыханным ростом уровня комфорта», — говорит директор Центра энергосбережения, энергоэффективности, экологического и энергетического аудита Института отраслевого менеджмента РАНХиГС Леонид Примак. В результате централизации поставок тепла дома стали обеспечены горячей водой зимой и летом, но такая система предполагает огромные потери тепла — вплоть до 90%. У централизации теплоснабжения оказались и другие минусы. «Непонятно, кто отвечает за качество ремонта теплосетей, кто и по каким ценам поставляет топливо, кто обеспечивает водоподготовку и распределение тепловой энергии. Пятьдесят лет был «дружеский междусобойчик», оплачиваемый государственным бюджетом, теперь эта «сказка» заканчивается», — говорит Леонид Примак. По его словам, износ сетей достиг 70%, а у государства денег на их ремонт нет. В то же время эти средства есть у потребителей тепла, но им важно знать, на каком основании установлена именно та цена за тепло, которая указана в счете.

Принятие поправок в закон «О теплоснабжении» — лишь первый шаг на пути реформы, основные подзаконные акты должны быть разработаны до первого полугодия 2018-го, рассказывают в пресс-службе группы «Т Плюс», работающей в сфере электроэнергетики и теплоснабжения.

По словам представителя компании, дискуссия вокруг изменения законодательства в Госдуме и Совете Федерации показала, что дальнейшая судьба теплоснабжения волнует как представителей бизнеса, так и власти всех уровней, и без кардинальных изменений проблемы не решить.

Систему централизованного теплоснабжения сегодня повсеместно разрушают три проблемы, которые оборачиваются вызовами государственного масштаба.

Накопленный «долг» по реновации морально и физически устаревшей теплосетевой инфраструктуры: инвестировать в обновление теплосетей компании не могут уже как минимум 15 лет, поскольку тариф включает только текущие затраты на содержание сети.

Во-первых, низкий уровень надежности, а также тот факт, что система теплоснабжения российских городов не ориентирована на клиента, привели к массовому исходу потребителей, которые стали строить локальные котельные, уступающие по эффективности ТЭЦ.

Во-вторых, из-за децентрализации теплоснабжения мощность тепловых источников превысила даже потенциальный спрос, а расходы на поддержание неэффективного и громоздкого парка оборудования не укладываются в разумный размер тарифа. В-третьих, при существующей схеме теплоснабжения в большинстве крупных городов потребитель не может влиять на качество отопления и поставки горячей воды, его комфорт зависит от настроек всего теплового узла и расположения дома.

Муниципальный эксперимент

Новое законодательство предусматривает добровольный переход субъектов рынка тепловой энергии к его новой модели при согласии главы муниципального образования. «Пока ни один регион не перешел на новый метод тарифообразования, продолжается работа над подзаконными актами.

Тем не менее в ряде регионов мы начали реализацию своих проектов по модернизации теплоснабжения, у компании накоплен опыт, есть возможность и желание вкладывать в развитие отрасли, в том случае если гарантирован возврат инвестиций», — говорит директор по тарифообразованию СГК Екатерина Косогова.

Городом реализации пилотного проекта для компании стал Рубцовск. Вместе с местной и региональной властью СГК рассчитывает, что в ближайшее время в Рубцовске заработает модель «альтернативной котельной».

«Ждать ее внедрения там не было возможности, так как город мог просто до этого момента не дожить, рискуя остаться без отопления в холода. К сожалению, в нашей стране есть и другие города, где требуются срочные меры в теплоснабжении и сроки решения проблемы весьма ограничены», — считает Екатерина Косогова.

По ее словам, теперь с изменениями законодательства и у властей, и у энергокомпаний появился инструмент, который поможет справиться с задачей.

«Решение проблемы долго откладывали по вполне очевидной причине: высокая капиталоемкость и низкая рентабельность делают такого рода инвестиции непривлекательными», говорит кандидат экономических наук, доцент РЭУ им. Г.В. Плеханова Владимир Колмаков.

При этом, по его словам, рынок напряженно ждал, пока государство первым предпримет шаги к том, чтобы разрубить этот «гордиев узел», что наконец и произошло.

По мнению старшего аналитика ИК «Фридом Финанс» Богдана Зварича, изменение тарифных правил может ускорить окупаемость проектов в теплоснабжении и привести к росту инвестиций в теплоснабжение для модернизации изношенной, инфраструктуры. Пока изменения, внесенные в закон о теплоснабжении, не дали какого-то видимого результата, что естественно.

«Прошло не так много времени, чтобы отрасль смогла встать на новые рельсы. Именно введение новых тарифов по принципу свободного ценообразования на тепло в рамках предельных уровней, может способствовать росту интереса к данному сектору», — говорит аналитик. Впрочем, по его словам, такие проекты могут быть интересны только крупным компаниям, которые готовы работать на рынке долго.

Без лишнего тепла

Как надеются нынешние и потенциальные инвесторы, новая система также позволит унифицировать отношения в отрасли. «В каждом городе свои правила работы, к каждой теплоснабжающей организации у властей свое, иногда слишком теплое, отношение.

Для того, чтобы искоренить такую ситуацию и планировался переход на «альтернативную котельную», когда все участники находятся на равноудаленном от власти положении», — говорит Екатерина Косогова.

По ее словам, существующая законодательная база не стимулировала участников рынка к вложению средств в отрасль, препятствуя ее развитию и способствуя накоплению долгов, а вольготно себя чувствовали только близкие к власти.

С принятием поправок в закон «О теплоснабжении» появляются равные для всех принципы формирования цены тепловой энергии, таким образом сформированы предпосылки и условия для притока инвестиций в сферу и последующей модернизации, добавляет директор по тарифообразованию СГК.

Реформа теплоснабжения в ряде крупных городов РФ может начаться в середине 2018 года

5 июля 2017, 17:32

Официальный портал администрации Петербурга (gov.spb.ru)

Москва. 5 июля. ИНТЕРФАКС-НЕДВИЖИМОСТЬ — Минэнерго ожидает, что проект закона о реформе теплоснабжения и переходе на тарифообразование по методу «альтернативной котельной» пройдет второе и третье чтение в Госдуме уже в нынешнюю сессию, сообщил журналистам в среду замминистра энергетики РФ Вячеслав Кравченко.

По его словам, если проект будет одобрен в весеннюю сессию, то вступит в силу до конца 2017 года, реализация реформы в некоторых муниципалитетах при их добровольном согласии может начаться с середины 2018 года.

«Я надеюсь, что успеем пройти второе-третье чтение, у нас подготовлены все проекты, самый основной документ — уже в правительстве, у Козака (вице-премьер Дмитрий Козак — ИФ) были приняты все решения по снятию разногласий.

Документ только ждет выхода закона, после этого принимается постановление по расчету цены «альтернативной котельной». Оставшиеся проекты готовы.

Начнем представлять на публичное обсуждение, не дожидаясь третьего чтения», — сказал он.

По словам замминистра, уже сейчас муниципалитеты могут просчитать и оценить ценовые последствия для себя в случае начала реформы — проекты документов находятся в открытом доступе. Минэнерго РФ самостоятельно провело анализ изменения цен в 600 населенных пунктах с населением от 2 тыс. до свыше 1 млн человек. Ряд регионов уже предварительно определился.

«Изъявляли свое желание в том числе крупные города — Казань, Набережные Челны, не исключаю, возможно, что в этом направлении двинется Красноярск, и, я полагаю, — что туда спокойно может двинуться ряд городов по Волге — Самара, Дзержинск», — отметил В.Кравченко.

Новый законопроект вводит в тарифообразование на тепловую энергию принцип «альтернативной котельной», цена которой будет использоваться как максимальный уровень цены на тепловую энергию, который в тоже время гарантирует окупаемость инвестиций в отрасль.

Законопроект вызвал длительные дискуссии в разных органах власти и среди игроков рынка из-за того, что его принятие может вызвать рост цен на тепловую энергию. При этом власти решили растянуть увеличение стоимости на несколько лет.

Принятие реформы должно быть актуально для населенных пунктов, где высок износ инфраструктуры и необходимо привлечение инвестора в отрасль.

Модернизация системы теплоснабжения России займет от 7 до 12 лет

60 лет назад Советский Союз выстроил в своих городах уникальную инфраструктуру централизованного теплоснабжения. Разработку вели большие проектные институты, и к 1980-м годам протяженность тепловых сетей страны достигала 160 тысяч километров. После развала Союза образцовая отрасль ожидаемо пришла в упадок. По данным Минэнерго России, средний возраст российских станций сегодня превышает 30 лет, а износ сетей составляет 40-60 процентов.

Эксперт в сфере энергетики и теплоснабжения, заместитель генерального директора по коммерции и развитию компании «Т Плюс» Александр Вилесов считает, что упомянутые проектные институты изначально закладывали избыточные коммуникации и мощность теплоносителей, рассчитывая, что численность населения в российских городах будет расти.

«Предполагали, что людей будет существенно больше, и это привело к закладке избыточных мощностей. И все эти годы ненужную мощность приходилось содержать, налаживать, на все средств не хватало, и это естественным образом привело к ухудшению состояния объектов теплоснабжения и сетей», — отмечает Александр Вилесов.

Эксперт рынка, директор по тарифообразованию Сибирской генерирующей компании (СГК) Екатерина Косогова добавляет, что сегодня отрасль накопила такой моральный и технический износ, что «сейчас начнет рваться во всех городах России»: «Как только наступит самая холодная пятидневка, аварии начнутся по всей стране.

Особенно это страшно для городов Сибири, Урала, Дальнего Востока, Поволжья, где среднесуточные температуры бывают ниже 30 градусов».С ней согласен старший аналитик Энергетического центра «Сколково» Юрий Мельников, который говорит, что «вопрос уже не в том, рванет или нет, а в том, когда это произойдет и при каком минусе за окном».

Старые рвущиеся трубы — это вопрос не только безопасности, но и экономических потерь. По словам заместителя министра энергетики России Юрия Маневича, потери тепла при передаче в России в три раза выше, чем в Финляндии. При этом в платежке рядового горожанина теплоснабжение составляет около 50 процентов стоимости всех услуг ЖКХ.

И, безусловно, обидно, что существенная часть этих средств через худые трубы улетает на ветер.

Заместитель генерального директора по коммерции и развитию компании «Т Плюс» Александр Вилесов отмечает, что до тех пор, пока не будут обеспечены гарантии возврата средств тем, кто собирается перестраивать систему теплоснабжения, прорыва — в хорошем смысле этого слова — не случится: «Вариантов модернизации два: либо государство говорит «я иду с инвестициями и решаю все проблемы», либо это делают частники, но не на свой страх и риск, а под гарантии, что деньги вернутся банкам, в которых они их взяли».

Читайте также:  На рынке Подмосковья снижается доля предложения новостроек комфорт-класса

Эксперт добавляет, что отрасль теплоснабжения нужно наконец начать воспринимать как бизнес и дать возможность предпринимателям разобраться с эффективностью этой системы.

Сейчас тарифы на тепло устанавливаются сроком на пять лет. В них «зашиваются» объемы ремонтов на эту же пятилетку. Там, где ремонтный объем минимальный, риск аварийности в зимний период повышается в разы.

«Средний тариф на производство тепловой энергии в России — 700-800 рублей. Это стоимость тепла на ТЭЦ за одну гигакалорию. На котельных выше — 1200 рублей за производство условной единицы тепла, — приводит конкретные цифры Екатерина Косогова.

— А вот стоимость услуги по передаче, в которую как раз «зашиты» ремонты сетей, сильно колеблется: от 100 до 1000 рублей за гигакалорию.

И там, где в тариф на передачу «зашито» менее 500 рублей (а сети не новые), можно с высокой долей вероятности прогнозировать достаточно крупные ЧП на ближайший отопительный период — вплоть до 23 года».

При этом даже если в какой-то год в модернизацию будет вложено в три-четыре раза больше средств, чем обычно, рассчитывать на мгновенный эффект и безаварийность не приходится.

«Нужно системно, из года в год, инвестировать и перекладывать магистральные и распределительные сети, чтобы в дальнейшем число аварий удалось снизить», — подчеркнула Екатерина Косогова.

Одним из эффективных вариантов обновления системы теплоснабжения эксперты называют метод альтернативной котельной. Он гарантирует частникам возврат инвестиций, о котором говорил эксперт Александр Вилесов, и позволяет выстраивать стратегическое планирование на конкретной территории на многие годы вперед (а не начетыре-пять лет и без гарантий, как сейчас).

Пилотный проект альткотельной уже реализован в Рубцовске (Алтайский край). Директор местного теплоэнергетического комплекса Максим Новов объясняет внедренный метод тарифообразования на пальцах: «Всех интересует, какой должна быть справедливая цена на тепло. Справедливая — значит, конкурентная.

А откуда возьмется конкуренция? Авторы альткотельной сочинили виртуальную конкуренцию. Посчитали, сколько стоит построить котельную в этой местности (расчеты абсолютно прозрачны, на сайте Минэнерго можно посмотреть). Вбиваете всего несколько параметров — в частности, стоимость угля, электроэнергии — и рассчитываете стоимость строительства и эксплуатации котельной.

И вот она — предельно справедливая цена, которая может быть. Превысить ее теплоснабжающая организация не имеет права».

После внедрения альткотельной теплоснабжающая организация гарантирует горожанам определенный уровень теплоносителя и давления на входе в каждый жилой дом.

Если параметры не соблюдаются, потребитель вправе взыскать с поставщика тепла материальную компенсацию. Таким образом качество обслуживания и ответственность повышаются в разы.

В начале 2019 года на заседании Госсовета, посвященном реформе рынка тепла, представители Министерства энергетики сообщили, что до конца текущего года 29 муниципальных образований могут перейти на альткотельную. Прогноз не оправдался: на 1 января 2020 года новую модель теплоснабжения применят всего четыре российских города: Рубцовск, Линево, Барнаул и Ульяновск.

Комментируя скромные успехи, губернатор Кузбасса Сергей Цивилев, возглавляющий рабочую группу Госсовета, отметил: «Пока темпы реформирования составляют менее 1 процента в год — то есть на то, чтобы модернизировать всю систему, понадобится 100 лет! Это падение в пропасть, нас ждет очень жесткая посадка».

Представитель Энергетического центра «Сколково» Юрий Мельников в целом согласен с такой оценкой и объясняет проблемы перехода на альткотельную отсутствием информации на местах: «Когда мы в Уфе спрашивали мэров городов, что они думают по поводу альтернативной котельной, они довольно уверенно начинали рассказывать, какие альтернативные варианты модернизации котельных они рассматривают («Ну, котел мы хотим поменять…»). Про новую модель рынка тепла никто слыхом не слыхивал».

Представитель «Т Плюс» Александр Вилесов подтверждает, что информирование и дальнейшая работа с муниципальными чиновниками — главный вызов сегодня: «Это вызов для бизнес-сообщества, нужно ходить и объяснять, как что работает. Переговоры везде идут, но идут непросто. Многие муниципалитеты заняли позицию: подождем, когда кто-то перейдет, посмотрим, зачем рисковать? Это нормальный такой бизнесовый подход».

Директор по тарифообразованию СГК Екатерина Косогова к перечисленным причинам добавляет еще две. Во-первых, переход на альткотельную требует скрупулезных длительных расчетов для каждого отдельно взятого населенного пункта.

Проект может готовиться полгода и более, потом наступает длительный период согласования. «Это цепочка.

Нужно просчитать объем средств, который понадобится на модернизацию, количество труб, которые придется закупить, понять, какой объем дополнительной рабочей силы надо привлечь, с ней тоже есть определенные проблемы на рынке», — поясняет Косогова.

Вторая причина вытекает из первой. С учетом перечисленного ни одна теплоснабжающая компания не сможет одномоментно во всех городах присутствия перейти на альткотельную. «Это порвет нас», — признается Екатерина Косогова.

В настоящий момент все теплоснабжающие компании России вошли в активную фазу переговоров с главами муниципальных образований о переходе на альткотельную.

«Т Плюс» планирует за три года перевести на новую модель рынка тепла 13 городов: Самару, Тольятти, Новокуйбышевск, Оренбург, Владимир, Чебоксары, Новочебоксарск, Балаково, Кирово-Чепецк, Пермь, Йошкар-Олу, Саранск и Екатеринбург.

Екатерина Косогова сообщила, что СГК планирует заключить соглашения о переходе на альткотельную с главами муниципалитетов в регионах присутствия в течение 2020-2021 годов.

Вместе с тем эксперты подчеркивают добровольный характер перехода. «Позиция СГК всегда была однозначной: безальтернативного ничего не должно быть. Альткотельная — не единственный вариант модернизации теплоснабжения, и в законе он записан как не единственный. Есть другие варианты, в том числе с привлечением бюджетных средств», — объясняет Екатерина Косогова.

Как показывают проведенные расчеты, новая модель рынка тепла — предпочтительный вариант в основном для крупных городов, где проживает большое количество жителей и где сроки окупаемости вложений составят от 12 до 15 лет. В маленьких поселениях с сокращающимся количеством жителей и большой протяженностью сетей возврат инвестиций возможен не ранее чем через 20-30 лет, что, конечно, не устраивает потенциальных инвесторов.

Для обновления теплосетей на таких территориях требуется финансирование из федерального бюджета. Минстрой России разработал проект программы «60 процентов плюс» по модернизации объектов коммунальной инфраструктуры со степенью износа более 60 процентов. На эти цели будет выделено три-четыре миллиарда рублей.

Эксперты отрасли признают, что сегодня практически во всех городах России есть коммуникации с износом 60 процентов, и если отбирать города только по этому критерию — бюджетные миллиарды будут размазаны по стране без видимого результата.

Значительно эффективнее изначально отобрать несколько мелких муниципальных образований с плачевными коммуникациями и провести там масштабную реконструкцию теплового хозяйства.

При этом эксперты уверены, даже при самом успешном варианте модернизации в ближайшие годы видимых улучшений ждать не стоит, и трубы продолжат рваться повсеместно. «Чтобы ситуация изменилась, нужны серьезные регулярные инвестиции в перестройку системы. В этом случае мы спокойно и планомерно за семь лет приведем теплоснабжение в адекватное состояние», — говорит Александр Вилесов.

Расчеты компании СГК показывают, что существенных изменений к лучшему не стоит ожидать ранее чем через 12 лет. «Но после 2030 года резонансных аварий, скорее всего, действительно станет меньше», — резюмировала Екатерина Косогова.

На парламентских слушаниях обсудили предстоящую реформу теплоснабжения

/ 10

6 февраля Комитет Государственной Думы по энергетике под председательством Павла Завального провел парламентские слушания на тему «О реформе теплоснабжения в Российской Федерации».

В обсуждении приняли участие депутаты Государственной Думы, представители профильных министерств и ведомств, законодательных собраний субъектов Федерации, а также эксперты из энергетических компаний.

В слушаниях в режиме конференц-связи приняли участие представители заксобраний Владимирской, Ленинградской, Челябинской, Омской, Тюменской областей, а также Государственного Собрания – Курултай Республики Башкортостан.

Первый заместитель Председателя Государственной Думы Иван Мельников, открывая мероприятие, назвал слушания «очень ответственными», так как сама тема и законопроект (№ 1086603–6 «О внесении изменений в Федеральный закон «О теплоснабжении» и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам совершенствования системы отношений в сфере теплоснабжения»), инициированный Правительством и принятый Госдумой в первом чтении 16 декабря 2016 года, получили большой резонанс не только в обществе, но и в среде энергетиков и органов исполнительной власти регионов. И.Мельников предостерег от проблем, к которым может привести принятие законопроекта: повышение цен на тепловую энергию и снижение конкуренции из‑за повышения роли единой теплоснабжающей организации.

Иван Мельников отметил, что число систем теплоснабжения в России составляет около 50 тысяч, эти системы обслуживает порядка 17 тысяч предприятий. В сфере теплоэнергетики и теплоснабжения трудится около 1,6 млн человек.

Читайте также:  Как открыть замок без ключа?

На нужды тепловой электроэнергетики и теплоснабжения ежегодно тратятся огромные топливно-энергетические ресурсы – более половины всего объёма топлива, расходуемого в стране. Тепловая электроэнергетика – представляет более 60% электроэнергетики всей страны.

Теплоснабжение имеет особое значение для экономики, создает благоприятную среду для жизни людей в условиях преобладания сурового климата.

Открывая дискуссию, председатель Комитета Государственной Думы по энергетике Павел Завальный подчеркнул, что Российская Федерация занимает первое место в мире по развитию теплофикации, протяженности тепловых сетей, затратам топлива в системах централизованного теплоснабжения. В то же время, как отмечают энергетики, эта сфера — одна из самых проблемных, слабо модернизированных, экономически и энергетически неэффективных, инвестиционно-непривлекательных: износ теплосетевой инфраструктуры достиг 70%, технологические потери в сетях — порядка 30%; коэффициент полезного использования топлива при совместной выработке тепла и электроэнергии на ТЭЦ в России — 54%, в то время как в североевропейских странах, таких как Швеция и Финляндия, он достигает 80%. Тарифы на тепло и электроэнергию систематически растут.

Поскольку сектор теплоэнергетики и централизованного теплоснабжения является устойчиво убыточным (его рентабельность в 2012–2014 годах составляла порядка 10%), необходима такая корректировка ценовой модели рынка тепла и балансировки рынков тепловой и электрической энергии, чтобы этот вид деятельности был конкурентным, экономически оправданным и доступным для потребителей.

Свою модель корректировки предложило Правительство России. По словам П.Завального, принятый в первом чтении Госдумой законопроект в процессе рассмотрения вызвал острую дискуссию. По мнению и депутатов, и энергетиков, и представителей регионов, инициатива Правительства содержит ряд серьезных рисков.

Заместитель Министра энергетики Российской Федерации Вячеслав Кравченко в своем докладе дал характеристику отрасли и рассказал о предлагаемой целевой модели рынка тепла.

По его словам, основная цель рассматриваемого на парламентских слушаниях проекта федерального закона — повышение эффективности генерации, работающей на основе комбинированной выработки электрической и тепловой энергии.

При этом законопроектом предлагается новая система отношений в теплоснабжении. Предлагается внести изменения в законодательство Российской Федерации в части определения новых принципов целевой модели рынка тепловой энергии (целевая модель) в выделенных ценовых зонах.

Предполагается изменение системы регулирования с переходом от государственного регулирования всех тарифов в сфере теплоснабжения к установлению только предельного уровня цены на тепловую энергию для конечного потребителя.

Такая предельная цена определяется ценой поставки тепловой энергии от альтернативного, виртуального и расчетного источника тепловой энергии (цена «альтернативной котельной»).

Предельный уровень цены на тепловую энергию (мощность), устанавливаемый впервые, может быть утверждён ниже уровня цены «альтернативной котельной».

В этом случае предельный уровень цены поэтапно доводится до предельного уровня, соответствующего цене «альтернативной котельной».

Законопроектом изменяется роль единой теплоснабжающей организации (ЕТО).

Предполагается, что ЕТО будет не просто единым закупщиком и поставщиком тепловой энергии (мощности) в зоне своей деятельности и ценовой зоне – она становится единым центром ответственности в системе теплоснабжения за обеспечение параметров качества теплоснабжения и параметров, отражающих допустимые перерывы в теплоснабжении перед каждым потребителем в соответствии с федеральными требованиями.

Предусматривается, что целевая модель будет внедряться как добровольный выбор на территории отдельных муниципальных образований, отнесенных Правительством к ценовым зонам теплоснабжения, при условии обязательного согласования с руководителями субъектов Федерации и главами местных администраций.

По заявлению В.

Кравченко, необходимость реформы сферы теплоэнергетики вызвана неэффективностью отрасли, более того, в Минэнерго по минувшему году поступили заявки на вывод из эксплуатации объектов генерации на порядка 37 гВт, разрешено было вывести 11 гВт. «Станции недозагружены, котельни неэффективны», — отметил замминистра. По его мнению, если бы станции были «дозагружены», цена на тепло-энергию могла бы существенно снизиться.

В случае одобрения реформы, считает замминистра, «теплоснабжающая организация станет центром ответственности, а потребитель будет принимать самостоятельное решение, оставаться ли ему в единой системе теплоснабжения или уходить к самостоятельной – альтернативной котельне». Говоря о плюсах, докладчик указал на «минимум административного давления» и «предела верхней цены». Более того, акцентировал внимание, что в законопроекте предусмотрен переходный период от 5-ти до 10-ти лет.

В.

Кравченко также заверил, что «ответственность с ЕТО не снимается, а только добавляется новый функционал, устанавливается административная ответственность за нарушения», меры антимонопольного регулирования также будут приняты, а также ужесточаются требования к стандартам, у местных властей останется право заключения соглашений, контроля верхнего предела цены и т. п., подчеркивал, что схема теплоснабжения остается прежней.

По мнению В.Кравченко, эффект от внедряемой Минэнерго модели приведет к увеличению налоговых поступлений, привлечению инвестиций, к мультипликативному эффекту — развитию смежных отраслей. А также, что «модель не конфликтует с существующими системами».

Другой представитель Правительства — заместитель Руководителя Федеральной антимонопольной службы Виталий Королёв подтвердил, что «сфера теплоснабжения является одной из основных в сфере жизнеобеспечения граждан и её жизнеспособность характеризует исполнительную власть». Он отметил, что индекс платы граждан в размере 4% — ограничен для осуществления модернизации в сфере теплоснабжения, но регионы в праве делать свой выбор. А как представитель антимонопольной службы, заверил, что «механизмы защиты прав потребителей сохранятся».

Заместитель директора Департамента государственного регулирования тарифов, инфраструктурных реформ и энергоэффективности Минэкономразвития Российской Федерации Дмитрий Вахруков заявил о «последовательной поддержке законопроекта», поскольку, по его словам, его «соль не в ценовых показателях» увеличения тарифов, а в изменении системы и в поиске эффективности модели теплоснабжения». Предельная цена в законопроекте, по его убеждению, «является конкурентной в принятии модели, но необходимо еще предусмотреть не цену на энергию, а цену техприсоединения, учтя еще одну заинтересованную категорию – застройщиков».

Заместитель директора Департамента ЖКХ Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации Андрей Таманцев заявил, что предлагаемая «схема альтернатив не имеет», но отдельные нормы законопроекта нуждаются в корректировке, в частности: рост цены для конечного потребителя, недофинансирование и банкротство ЕТО, а также ряд других. Минстрой подготовил, по его словам, 23 поправки в законопроект.

Директор Института проблем ценообразования и регулирования естественных монополий Высшей школы экономики Илья Долматов поддержал направленность законопроекта на улучшение инвестиционного климата. По расчетам ВШЭ рост тарифов неизбежен. Важно, по его словам, «чтобы по итогам пилотных проектов, через несколько лет рост тарифов был бы оправдан».

Представители регионов, в частности заместитель Губернатора Челябинской области Сергей Шаль, подчеркивали, что действующее законодательство и сейчас позволяет инвестировать в отрасль.

По убеждению большинства представителей регионов, нужно регулировать составляющие цены – формирование тех или иных затрат.

Поскольку теплоснабжение является сферой ответственности региона, то и схему теплоснабжения должна определять исполнительная власть региона.

Участники парламентских слушаний предлагали учитывать особенности регионов при моделировании систем теплоснабжения, настаивали на предоставлении руководству регионов более гибких механизмов. При возникновении тарифных и бюджетных последствий в законе должен быть прописан последовательный механизм выхода из новой модели, если она окажется неприменимой для региона.

В ходе обсуждения поднимался вопрос о принятии решений по ценовым моделям зон, а также вопрос прозрачности инвестиций, вопрос введения нормативов на проведение ремонтных работ.

Затрагивались сами процессы и темпы перехода при переходе к альтернативным котельным, которые также нуждаются в подробном описании.

Говорилось о недопустимости «чересполосицы», и назначении арбитра для урегулирования спорных вопросов между ЕТО и сетевыми организациями.

Зампредседателя Правительства Алтайского края Виктор Мещеряков заявил, что в дотационном регионе «других методов мы просто не видим», подчеркнув, что каждый регион находится в своей уникальной ситуации, выразил надежду, что «законопроект все‑таки будет иметь заявительный характер».

Генеральный директор АО «Газпром тепроэнерго» Леонид Богорад также поддержал законопроект и реформу, предложив «внимательно отнестись» к некоторым моментам, в частности, к устанавливаемой законопроектом ответственности ЕТО за разработку схемы теплоснабжения, к возможности влияния на недобросовестных ЕТО; к определению процедуры возврата инвестиций. Предложил, ни в коем случае, не исключать местную и региональную власть из процесса регулирования деятельности ЕТО.

Главный редактор журнала «Эксперт» Валерий Фадеев главным барьером на пути к технологической модернизации теплоснабжения считает, что платеж, а не тариф должен быть главным. По его словам, возмущение и недовольство людей вызывает платеж, недоверие к бизнесу и поведение самого бизнеса.

  • Председатель Комитета Совета Федерации по федеративному устройству, региональной политике, местному самоуправлению и делам Севера Дмитрий Азаров считает, что до принятия этого закона необходимо «прекратить вакханалию с тарифами», «провести анализ действующего законодательства», «провести инвентаризацию действующих инвестиционных программ теплоснабжающих организаций в регионах», особенно их исполнение, а главное избавиться от иллюзии, что рынок все отрегулирует.
  • Участники парламентских слушаний ко второму чтению рекомендовали Правительству провести оценку экономических последствий при переходе на новую систему в крупных городах севера и востока Российской Федерации, в том числе, в Челябинске, Тюмени, Красноярске.
  • В законопроекте предлагали предусмотреть механизмы не повышения цены тепловой энергии для потребителя, а детально проработать иные способы повышения эффективности работы ТЭЦ, а именно рассмотреть возможность реализации части электрической энергии (до 20%), вырабатываемой ими, на розничном рынке электроэнергии в регионе присутствия.

Большинство участников дискуссии настаивали на сохранении конкуренции в сфере теплоснабжения, с учетом усиления роли ЕТО, в том числе ограничению доли рынка тепла от одного источника или доли участия в уставном капитале ЕТО.

Говорили о необходимости проработать механизмы синхронизации работы систем теплоснабжения региона в условиях использования различных механизмов инвестирования (энергосервисных контрактов, долгосрочной аренды, концессии) и предложенной модели.

Предлагали в случае принятия решения по ЕТО без участия генераторов тепловой энергии рассмотреть условия предпочтительной реализации тепловой энергии, полученной от комбинированной выработки электрической и тепловой энергии с учетом опыта стран европейского севера.

  1. Все представители региональных властей были единодушны в необходимости усиления роли регионального и муниципального уровня власти в разработке схем теплоснабжения и муниципального контроля, порядке его проведения и объемах полномочий, для чего, в том числе, предлагали: рассмотреть механизмы взаимодействия и ответственности ЕТО и муниципалитета в условиях чрезвычайных ситуаций; рассмотреть в рамках законопроекта установление срока полномочий ЕТО, соответствующего сроку действия утвержденной схемы теплоснабжения.
  2. Депутат Владимир Сысоев заострил внимание участников, что дискуссия, проведенная на парламентских слушаниях, свидетельствует о разделении мнений, об опасениях большинства органов исполнительной власти регионов, «о том, что принятый в первом чтении законопроект сырой и нуждается в существенной доработке в рамках рабочей группы», что у Минэнерго нет четкого понимания роста тарифов в конкретных регионах, в случае принятия закона.
  3. Павел Завальный резюмировал, что в первом чтении принята только концепция законопроекта, а отмеченные в рекомендациях парламентских слушаний риски будут доработаны ко второму чтению: «Мы с этим законопроектом спешить не будем, мы будем над ним тщательно работать, чтобы все поправки были учтены ко второму чтению».

Оставьте комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *