Реестр неналоговых платежей появится к лету 2017 года

Реестр неналоговых платежей появится к лету 2017 года

В реестр неналоговых платежей хотят включить экологический сбор, утилизационный сбор, плату с грузовиков массой более 12 тонн, за негативное воздействие на окружающую среду, за проведение госэкспертиз и т.д. Речь идет именно о сборах с бизнеса. Сборы и платежи с физических лиц на совещании в Минэкономразвития не обсуждались 

Реестр неналоговых платежей появится к лету 2017 года

Не заплатил налог — лишишься прав

Предполагается, что в процессе составления реестра будет проведена ревизия существующих платежей, по результатам которой некоторые виды сборов могут быть отменены. 

На сегодня подобного реестра нет: платежи регулируются разными актами. Востребованность единого списка платежей подтверждена и государством, и бизнесом. Для бизнеса систематизация платежей упростит диалог с властями. Госорганам такой реестр упростит администрирование. 

Минфин и Минэкономразвития едины во мнении, что реестр нужен, но подходы у ведомств разные. 

Минэкономразвития и бизнес-сообщество склоняются к идее регулирования реестра неналоговых платежей отдельным законом. 

Минфин настаивает лишь на внесении изменений в действующее законодательство. Например, на поправках в Налоговый кодекс. 

Что такое неналоговый платёж?

Неналоговый платёж — это обязательный платёж, который не входит тем не менее в налоговую систему государства и установлен не налоговым, а иным законодательством. К неналоговым платежам относятся:

  • взносы в пенсионный и другие государственные внебюджетные фонды,
  • патентные пошлины,
  • сбор за регистрацию предприятия,
  • экологические платежи за загрязнение окружающей среды,
  • сбор на воспроизводство, охрану и защиту лесов,
  • платежи за выдачу лицензий, отчисления во внебюджетные отраслевые фонды,
  • сбор за регистрацию средства массовой информации,
  • плата за провоз тяжеловесных грузов по федеральным автомобильным дорогам,
  • обязательные отчисления предприятий, организаций и физических лиц для выполнения возложенных на пожарную охрану задач и т. д.

Все сборы с бизнеса предлагается разделить на три группы: 

  • платежи, которые войдут в реестр неналоговых платежей; 
  • платежи и требования, которые требуют дополнительного обсуждения (молоко за вредность — среди них); 
  • платежи, которые предлагается в реестр не включать, а, возможно, даже отменить. 

В первую группу планируют включить 24 платежа. Среди них экологический сбор, утилизационный сбор, система взимания платы с грузовиков массой более 12 тонн (система «Платон»), плата за негативное воздействие на окружающую среду, плата за проведение госэкспертиз, за предоставление сведений из регистров, патенты, плата за приобретение акцизных марок и т.д. 

Во второй группе предусмотрены 23 платежа и требования к бизнесу, которые подлежат дополнительному обсуждению. Это обязательные для бизнеса услуги возмездного характера, которые оказывает государство напрямую или окологосударственные структуры. В ходе их анализа планируется выявить «навязанные» бизнесу услуги и проверить стоимость данных услуг на предмет их завышения. 

Реестр неналоговых платежей появится к лету 2017 года

Минюст определил понятие «самозанятые граждане»

Среди таких платежей и требований – бесплатное предоставление работникам вредных производств молока и специального питания, оплата работодателем первых трех дней нетрудоспособности работника, платежи за обязательные медицинские осмотры сотрудников, компенсация за вредные условия труда, взносы на обязательное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний. 

В третью группу внесли 40 платежей, которые предлагается не учитывать в реестре.

Это, например, портовые и таможенные сборы, страховые взносы банков в АСВ, плата за водопользование, плата за парковку, взносы на капремонт в многоквартирных домах, сборы за выдачу лицензий на ношение оружия, ОСАГО. Отдельные платежи из этой группы в ходе дальнейшего анализа могут быть видоизменены или отменены. 

Напомним, что создать реестр неналоговых платежей поручил президент Владимир Путин по итогам большой пресс-конференции в конце декабря прошлого года. 

Как сообщили в пресс-службе Минэкономразвития, «работа по определению порядка и правил ведения реестра неналоговых платежей в настоящий момент ведется в рамках в том числе разработки отдельного законодательного акта, регулирующего вопросы установления и взимания неналоговых платежей». 

Минэкономразвития и Минфин подготовили предварительный реестр неналоговых платежей (+ открываю новую рубрику "Неналоговые платежи")

Реестр неналоговых платежей появится к лету 2017 года
Я довольно часто в последнее время писал в блоге по поводу так называемых «неналоговых платежей». Что это такое? Ну, если в двух словах, это те же налоги, только они «налогами» не как бы не считаются, как бы не входят в чисто налоговую систему страны и взимаются на основании иного законодательства, а не на основании Налогового кодекса РФ. То есть «неналоговые платежи», это те же налоги, только с особыми юридическими заморочками, которые простому человеку понять очень сложно.
Напомню, что проблемы правового регулирования взимания «неналоговых платежей» государство пыталось решить еще с … 1991 года. Однако как говорится «не шмагла» и «воз и ныне там».
Но хорошо хотя бы то, что об этой проблеме стали говорить открыто и ей стали заниматься, хотя бы на уровне «обсуждения идей».
Вот я и решил открыть в блоге новую рубрику «Неналоговые платежи», в которой намерен размещать соответствующие материалы по этой тематике. Сегодня я размещаю первый пост, а позднее «подтяну» и другие ранее опубликованные материалы по этому поводу, чтобы проще было читать и разбираться.

————————— 

В конце марта газета «Ведомости»
опубликовала интересный материал, в котором разместила результаты своего ознакомления с проектом реестра неналоговых платежей (см. здесь), составленного профильными ведомствами Правительства РФ.

О его подготовке вместе с Минфином сообщало Минэкономразвития по
итогам совещания с бизнесом в середине марта. Его подлинность подтвердили
федеральный чиновник и участник совещаний в Минэкономразвития. Список устарел,
говорит представитель министерства. Концептуально он не изменился, но был
немного расширен, поясняет федеральный чиновник.

Создать такой реестр и
выработать единые подходы к неналоговым платежам президент Владимир Путин
поручал еще в марте 2016 г.
В октябре была утверждена дорожная карта, к

июню должен появиться сам реестр. В
начале февраля премьер Дмитрий Медведев установил мораторий на новые
неналоговые платежи. В проекте будет и список, и система взимания неналоговых
платежей, говорит представитель Минэкономразвития. Сначала нужно определить,
какие платежи закон должен регулировать, отмечает представитель Минфина,
понятие «неналоговые платежи» нигде не закреплено и включает в себя разнородный
список платежей, в том числе – за услуги.

В списке Минэкономразвития
насчитало 87 платежей и предложило разделить их на три группы: платежи, которые
войдут в реестр, которые будут дополнительно обсуждаться, и те, что не войдут в
перечень.

В первой группе 24 платежа:
экологический и утилизационный сборы, плата за проезд грузовиков массой более
12 т (система «Платон»), за негативное воздействие на окружающую среду,
патенты, сведения из регистров и др., следует из проекта. Они наиболее близки к
налогам, сообщало Минэкономразвития. Оценить министерство смогло треть из этих
платежей – в 214 млрд руб. обошлись они бизнесу в 2016 г.

Оценок остальных платежей
нет, следует из проекта реестра. Они не выделяются в бюджете, объясняет
чиновник, это еще один аргумент в пользу их инвентаризации.

Во второй группе
обязательные для бизнеса услуги государства или госфондов, например бесплатное
молоко для работников вредных производств, обязательные медосмотры, компенсации
за вредные условия, взносы на обязательную страховку от несчастных случаев,
затраты на декларации промышленной безопасности опасных производств. Из них надо
выбрать навязанные бизнесу услуги и проверить, не завышена ли их стоимость,
говорит чиновник.

В третьей группе – почти
половина списка – требования государства, которые ведут к росту издержек.

Например, портовые сборы, страховые взносы банков в АСВ, плата за
водопользование, за парковку, взносы на капремонт в многоквартирных домах,
ОСАГО, консульские сборы.

Природу этих платежей надо определить, часть из них
не относится ни к неналоговым, ни к налоговым, не имеет отношения к бизнесу,
например плата за парковку, говорит чиновник, а некоторые из них можно
отменить.

Более подробно
см. здесь.

Чиновники подготовили предварительный реестр неналоговых платежей

Реестр неналоговых платежей появится к лету 2017 года 22.03.2017

Российский налоговый портал

Минэкономразвития вместе с Минфином разработало проект реестра неналоговых платежей. Создать этот реестр и выработать единые подходы к неналоговым платежам глава государства Владимир Путин поручил в марте 2016 г. В октябре была утверждена дорожная карта, к июню 2017 г. должен появиться сам реестр.

В начале февраля глава правительства Дмитрий Медведев установил мораторий на новые неналоговые платежи. В проекте будет и перечень, и система взимания неналоговых платежей.

Сначала будет определено, какие платежи закон должен регулировать, говорит представитель Минфина, понятие «неналоговые платежи» нигде не закреплено и включает в себя разнородный список платежей, в частности, за услуги.

В списке Минэкономразвития насчитало 87 платежей и предложило разделить их на три группы: платежи, которые войдут в реестр, которые будут дополнительно обсуждаться, и те, что не войдут в список, сообщает газета «Ведомости».

Читайте также:  В Батайске построят жилой квартал с 50 000 кв. м квартир

В первой группе находится 24 платежа: экологический и утилизационный сборы, плата за проезд грузовиков массой свыше 12 т. (система «Платон»), за негативное воздействие на окружающую среду, патенты, сведения из регистров и др. По мнению Минэкономразвития, они наиболее близки к налогам. Оценить МЭР смогло треть из этих платежей — в 214 млрд руб. обошлись они предпринимателям в прошлом году.

Во второй группе – обязательные для бизнеса услуги государства или госфондов.

К таким платеж относятся, например, бесплатное молоко для сотрудников вредных производств, обязательные медосмотры, компенсации за вредные условия, взносы на обязательную страховку от несчастных случаев, расходы на декларации промышленной безопасности опасных производств. Из них нужно выбрать навязанные предприятиям услуги и проверить, не завышена ли их стоимость, отметил чиновник.

В третьей группе — почти половина перечня — требования государства, которые ведут к увеличению издержек.

Например, портовые сборы, страховые взносы банков в АСВ, плата за водопользование, за парковку, взносы на капремонт в многоквартирных домах, ОСАГО, консульские сборы.

Природу этих платежей надо определить, часть из них не относится ни к неналоговым, ни к налоговым, не имеет отношения к бизнесу, например, плата за парковку, а некоторые из них можно отменить, отмечает чиновник.

В госдуме предложили приравнять неналоговые платежи к пошлинам :: экономика :: рбк

Комитет Госдумы по бюджету и налогам не поддерживает идею создать для части неналоговых платежей отдельный реестр. Вместо этого их стоит перенести в Налоговый кодекс и приравнять к госпошлинам, считают депутаты

Реестр неналоговых платежей появится к лету 2017 года

Председатель комитета Госдумы по бюджету и налогам Андрей Макаров ( Илья Питалев / РИА Новости)

Все неналоговые платежи должны быть включены в Налоговый кодекс, включая те, что не обладают признаками налогов, а вместо формирования отдельного перечня их стоит внести в главу «Государственная пошлина», следует из рекомендаций комитета Госдумы по бюджету и налогам, подготовленных по итогам парламентских слушаний на тему основных направлений бюджетной политики. РБК ознакомился с документом.

Неналоговые платежи формально находятся за пределами налоговой системы и регулируются отдельными отраслевыми законами и нормативными актами. Ими же определяются база исчисления, ставки, порядок уплаты. По данным Минэкономразвития, в полный перечень неналоговых платежей входит 74 платежа, рассказал собеседник РБК, знакомый с ходом обсуждений этого вопроса.

Как писал Минфин в «Основных направлениях бюджетной, налоговой и таможенно-тарифной политики на 2019 год и плановый период 2020 и 2021 годов», в 2017 году неналоговая нагрузка на экономику (сборы и неналоговые платежи, уплачиваемые организациями и предпринимателями в бюджеты) составила 0,79% ВВП (0,74% в 2016 году) при общей фискальной нагрузке 31,08% ВВП.

Неналоговая нагрузка — одна из ключевых проблем для бизнеса, на которую неоднократно жаловались представители деловых объединений: если ставки налогов традиционно закрепляются на одном уровне на несколько лет, то в отношении неналоговых платежей регулирование менее жесткое. Вопрос внесения таких платежей в НК обсуждается уже не первый год.

В проекте «Основных направлений», который Минфин представил в начале июля, предлагается часть платежей, обладающих признаками налогов, перенести в Налоговый кодекс, для остальных же появится закрытый перечень с едиными правилами регулирования.

Основными «претендентами» на включение в НК являются плата за проезд большегрузов по федеральным трассам (система «Платон»), курортный и экологический сборы, утилизационный сбор, плата за негативное воздействие на окружающую среду, обязательные отчисления операторов сети связи общего пользования.

Для взносов в Фонд социального страхования, Фонд обязательного медицинского страхования и Пенсионный фонд, которые формально являются неналоговыми платежами, в кодексе уже действует отдельная глава.

Профильный комитет Думы поддерживает идею включения неналоговых платежей, имеющих налоговую природу, в НК, следует из заключения.

Но что касается отдельного закона, регулирующего порядок исчисления и взимания неналоговых платежей, то сам по себе он не будет «иметь самостоятельного предмета правового регулирования», пишут депутаты.

В связи с этим платежи, не имеющие признаков налога, комитет считает целесообразным включить в главу 25 «Государственная пошлина» НК РФ.

Пресс-служба Минэкономразвития сообщила РБК, что сейчас к включению в Налоговый кодекс предлагается семь обязательных платежей и еще пять платежей могут быть включены в раздел о госпошлинах.

«Данные платежи являются лишь частью большого массива обязательных платежей, предусмотренных законодательством.

Вопрос регулирования остальных неналоговых платежей сейчас решается», — отметили в ведомстве.

В пресс-службе Минфина РБК подтвердили, что пока остается нерешенным вопрос платежей, которые не похожи на сборы, но тоже создают определенную нагрузку на бизнес. «Вопрос их регулирования должен быть решен правительственной рабочей группой, создаваемой под председательством первого вице-премьера Антона Силуанова», — добавили в ведомстве.

«Так как у отдельного закона нет самостоятельного предмета правового регулирования, то нет и основания для отдельного закона», — считает глава аналитического департамента «Пепеляев групп» Вадим Зарипов.

По его мнению, все регулирование должно осуществляться в рамках Бюджетного и Налогового кодексов, потому что все неналоговые платежи — это на самом деле налоги и сборы, просто «не признанные официально таковыми путем их кодификации, включения их в НК».

«Реестр — это инструмент, а где ему быть — это технический вопрос», — добавил Зарипов.

Как говорила ранее партнер PwC Legal Раиса Алексахина, любые платежи, которые уплачиваются в казну за получение каких-либо услуг от государства, должны подчиняться правилам Налогового кодекса. «Если их закрепить в НК, то плательщикам будут понятны права и обязанности», — считает она.

Новый порядок

Представители бизнес-сообщества неоднозначно высказывались о включении неналоговых платежей в НК. По их мнению, это создает риск переноса на такие платежи всех карательных мер, предусмотренных в Налоговом кодексе, например, уголовное преследование, приостановление операций по счетам, штрафы, пени и т.д. (в частности, такую позицию высказывала Торгово-промышленная палата).

По словам руководителя практики налоговых споров «МЭФ-Аудит PKF» Александра Овеснова, налогоплательщикам есть чего опасаться при переносе неналоговых платежей в НК — от введения уголовной ответственности за уклонение от их уплаты, как это произошло после передачи в ФНС функций по администрированию страховых взносов, до блокировки всех банковских счетов организации налоговыми органами за непредставление отчетности по сбору.

«Формулировка, обозначенная Минфином в «Основных направлениях» (подразумевает, что большая часть неналоговых платежей не будет включена в НК.

— РБК), более приемлема для бизнеса», — говорит замдиректора департамента законотворческой деятельности ТПП РФ Александр Селиванов.

Он считает, что создание исчерпывающего перечня неналоговых платежей, определенного федеральным законом, позволит оперативно систематизировать все эти обязательные платы.

При переносе платежей в статус пошлин причин для беспокойства у бизнеса быть не должно, считает партнер юридической фирмы Taxology Михаил Успенский: «Если ты не заплатил пошлину, то просто не получишь от государства услугу, которая тебе нужна». Согласно законодательству, пошлина уплачивается до получения от государства услуг, а ее неуплата влечет отказ в их предоставлении, но не применение штрафа, пояснил юрист.

Неналоговые платежи в 2018 году

14 августа 2017 года на официальном сайте правительства появилась информация о плане мероприятий по систематизации неналоговых платежей, который готовят Минфин и Минэкономразвития. Этот план актуализирует и вносит дополнения в план по систематизации и формированию единого перечня неналоговых платежей, утвержденный в октябре 2016 года. План предусматривает несколько важных мероприятий:

  • введение моратория на введение новых видов неналоговых платежей до принятия федерального закона с общими требованиями к порядку исчисления платежей, их размерам и срокам действия;
  • инвентаризацию уже существующих платежей;
  • установление в Бюджетном кодексе положений о реестре государственных и муниципальных платежей;
  • внесение в Регламент правительства изменений, предусматривающих включение в пакет материалов к проектам актов об установлении новых или изменении действующих платежей социально-экономических последствий принятия таких актов;
  • разработку федерального закона, устанавливающего общие требования к порядку исчисления, размерам и срокам введения в действие неналоговых платежей;
  • установление порядка и правил ведения реестра государственных и муниципальных платежей.

Предполагается, что все перечисленные меры в комплексе с усилением эффективности администрирования неналоговых платежей позволят минимизировать нагрузку на бизнес.

Мораторий на неналоговые платежи

Поручение о моратории на новые неналоговые платежи было подписано Дмитрием Медведевым в конце января 2017 года. «Воздержаться от принятия и внесения в правительство» проектов актов, предусматривающих новые неналоговые платежи, министерства и ведомства должны до принятия федерального закона о порядке их введения, взимания и расчета. 

Мораторий распространяется только на обязательные платежи, которые установлены не налоговым, а иным законодательством. К ним относятся: взносы в пенсионный и другие государственные внебюджетные фонды, сбор за регистрацию предприятия, корабельный сбор, патентные пошлины, сбор за регистрацию СМИ, экологические платежи и др.

По данным различных экспертных источников, всего таких платежей в России насчитывается от 30 до более 50. Торгово-промышленная палата подсчитала, что объем неналоговых сборов приближается к 1% ВВП, что в сумме составляет более 800 млрд руб. в год. Неудивительно, что, глядя на эти цифры, специалисты указывают на проблему увеличения нагрузки на бизнес.  

Читайте также:  За некачественные услуги жкх можно получить компенсацию

Реестр неналоговых платежей

Чтобы защитить бизнес от роста налоговой нагрузки, чиновники предложили создать единый реестр неналоговых платежей. Эту идею одобрил сам президент в декабре 2015 года в рамках встречи с главой Торгово-промышленной палаты Сергеем Катыриным.

Пока единый список неналоговых платежей в России не сформирован, платежи могут быть разными в зависимости от субъекта РФ и взиматься региональными властями. Для установления контроля за налоговой нагрузкой необходимо систематизировать платежи.

Что уже известно о создаваемом реестре неналоговых платежей? По информации чиновников, он будет разделен на четыре группы. Классификацией платежей по спискам занимается Минэкономразвития.

  • Первая группа — неналоговый платеж, поступающий в бюджет и имеющий безвозмездный характер (экологический и утилизационный сборы, патентные пошлины, плата за негативное воздействие на окружающую среду).
  • Вторая группа — платеж, имеющий характер услуги, поступающий в бюджетную систему или в федеральное бюджетное учреждение (плата за рассмотрение обязательной проектной документации с целью получения разрешения на сбросы отходов, за предоставление сведений о водном объекте, проведение обязательного энергетического исследования, затраты на проверку сортовых и посевных качеств семян).
  • Третья группа — платежи, связанные с издержками предприятий и направленные на выполнение обязательных требований (бесплатное предоставление спецодежды работникам, затраты на исполнение требований к критически важным и потенциально опасным объектам в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций).
  • Четвертая группа — платежи, которые целесообразно исключить из перечня (плата за получение лицензии в сфере электросвязи на торгах, плата за парковку на автомобильных дорогах общего пользования, сбор за проход иностранных судов по внутренним водным путям). 

Как предполагается, первые две группы неналоговых платежей как раз будут включены в соответствующий реестр, которым будет заниматься Минфин.

В первых числах сентября ведомство внесло в правительство законопроект о неналоговых платежах. К неналоговым платежам законопроект относит все платежи, которые не содержатся в законодательстве о налогах и сборах, таможенных сборах, страховых платежах и не определяются в ходе конкурсов или аукционов.

По информации «Российской газеты», пока это «рамочный закон», который станет основой так называемого «кодекса неналоговых платежей». Согласно законопроекту, с 1 июля 2019 года платежи, которые не попали в реестр, можно будет не платить. После принятия документа Госдумой во втором чтении будет разработан проект закона, устанавливающий перечень обязательных платежей.

Основная часть статей закона должна вступить в силу с 1 января 2018 года.

Каких нововведений стоит ожидать предпринимателям:

  • Закрепление предельного размера для всех неналоговых платежей, что положительно скажется на деловом климате.
  • Плательщики смогут воспользоваться бесплатными консультациями, получить справки по платежам.
  • Плательщикам дадут право зачета переплаты в счет будущих платежей и даже их возврата.
  • Введение обязательства четыре года хранить информацию обо всех неналоговых платежах.

Прежде всего Минфин предлагает установить четкий порядок изменения и ввода новых неналоговых платежей. Так, например, в законопроекте есть инициатива о том, что введение новых или изменение прежних платежей допускается не ранее 1 января 2018 года и не ранее шести месяцев после публикации законодательных изменений. 

Подписывайтесь на наш канал в Telegram, чтобы узнавать обо всех самых важных изменениях, которые касаются бизнеса!  

Минэкономразвития и Минфин подготовили предварительный реестр неналоговых платежей

Я довольно часто в последнее время писал в блоге по поводу так называемых «неналоговых платежей».

Что это такое? Ну, если в двух словах, это те же налоги, только они «налогами» не как бы не считаются, как бы не входят в чисто налоговую систему страны и взимаются на основании иного законодательства, а не на основании Налогового кодекса РФ.

То есть «неналоговые платежи», это те же налоги, только с особыми юридическими заморочками, которые простому человеку понять очень сложно.Напомню, что проблемы правового регулирования взимания «неналоговых платежей» государство пыталось решить еще с … 1991 года.

Однако как говорится «не шмагла» и «воз и ныне там».Но хорошо хотя бы то, что об этой проблеме стали говорить открыто и ей стали заниматься, хотя бы на уровне «обсуждения идей».————————— 

В конце марта газета «Ведомости» опубликовала интересный материал, в котором разместила результаты своего ознакомления с проектом реестра неналоговых платежей (см. здесь), составленного профильными ведомствами Правительства РФ.

О его подготовке вместе с Минфином сообщало Минэкономразвития по итогам совещания с бизнесом в середине марта. Его подлинность подтвердили федеральный чиновник и участник совещаний в Минэкономразвития. Список устарел, говорит представитель министерства. Концептуально он не изменился, но был немного расширен, поясняет федеральный чиновник.

Создать такой реестр и выработать единые подходы к неналоговым платежам президент Владимир Путин поручал еще в марте 2016 г. В октябре была утверждена дорожная карта, к июню должен появиться сам реестр. В начале февраля премьер Дмитрий Медведев установил мораторий на новые неналоговые платежи.

В проекте будет и список, и система взимания неналоговых платежей, говорит представитель Минэкономразвития.

Сначала нужно определить, какие платежи закон должен регулировать, отмечает представитель Минфина, понятие «неналоговые платежи» нигде не закреплено и включает в себя разнородный список платежей, в том числе – за услуги.

В списке Минэкономразвития насчитало 87 платежей и предложило разделить их на три группы: платежи, которые войдут в реестр, которые будут дополнительно обсуждаться, и те, что не войдут в перечень.

В первой группе 24 платежа: экологический и утилизационный сборы, плата за проезд грузовиков массой более 12 т (система «Платон»), за негативное воздействие на окружающую среду, патенты, сведения из регистров и др., следует из проекта. Они наиболее близки к налогам, сообщало Минэкономразвития. Оценить министерство смогло треть из этих платежей – в 214 млрд руб. обошлись они бизнесу в 2016 г.

Оценок остальных платежей нет, следует из проекта реестра. Они не выделяются в бюджете, объясняет чиновник, это еще один аргумент в пользу их инвентаризации.

Во второй группе – обязательные для бизнеса услуги государства или госфондов, например бесплатное молоко для работников вредных производств, обязательные медосмотры, компенсации за вредные условия, взносы на обязательную страховку от несчастных случаев, затраты на декларации промышленной безопасности опасных производств. Из них надо выбрать навязанные бизнесу услуги и проверить, не завышена ли их стоимость, говорит чиновник.

В третьей группе – почти половина списка – требования государства, которые ведут к росту издержек.

Например, портовые сборы, страховые взносы банков в АСВ, плата за водопользование, за парковку, взносы на капремонт в многоквартирных домах, ОСАГО, консульские сборы.

Природу этих платежей надо определить, часть из них не относится ни к неналоговым, ни к налоговым, не имеет отношения к бизнесу, например плата за парковку, говорит чиновник, а некоторые из них можно отменить.

Более подробно см. здесь.

В россии появится реестр неналоговых платежей бизнеса

Правительство России до конца 2018 года должно собрать все существующие неналоговые сборы с бизнеса в одном реестре. Кроме того, в целях исполнения поручения Владимира Путина должны быть подготовлены регулирующие нормативно-правовые документы. Журналисты издания «Известия» выяснили, что пока взгляды на проблему у Минфина и Минэкономразвития разошлись.

Полный список существующих неналоговых сборов с предпринимателей

Перечень неналоговых сборов с бизнеса чиновники представили общественности на совещании у министра экономического развития Максима Орешкина. Всего на сегодняшний день насчитали 87 таких платажей. Условно их разделили на три группы. В первую из них, экономическую, вошли 24 платежа. В частности:

  • экологический сбор;
  • утилизационный сбор;
  • плата за проезд по федеральным трассам грузовиков с массой от 12 тонн;
  • плата за негативное воздействие на окружающую среду;
  • патентные пошлины;
  • акцизные сборы;
  • сборы за проведение государственных экспертиз;
  • платежи за предоставление сведений из регистров.

Во вторую группу чиновники включили 23 платежа за обязательные услуги, оказываемые представителям бизнеса государственными органами и учреждениями на возмездной основе.

Например, взносы на обязательное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний, бесплатное молоко и специального питание работникам вредных производств, а также компенсация за вредные условия труда.

До формирования реестра перечень этих услуг будет уточняться. Кроме того, чиновники собираются провести экспертизу на предмет их экономической обоснованности.

Самая большая группа насчитывает 40 сборов, однако ее чиновники не хотят включать в реестр и, при возможности, отменить совсем. В эту группу вошли такие затраты, как взносы кредитных организаций в фонд страхования вкладов, плата за парковочные места, различные таможенные сборы и даже взносы на капитальный ремонт жилых домов.

Примечательно, что в феврале этого года глава российского правительства Дмитрий Медведев подписал поручение о введении моратория на новые неналоговые платежи. Это значит, что обозначенный перечень сборов увеличиваться не будет.

Однако по вопросу законодательного оформления нового реестра чиновники согласия пока не достигли.

Минфин считает, что для этого придется вносить поправки в действующее законодательство, включая Налоговый кодекс РФ, а в МЭР считают необходимым принять отдельный Федеральный закон.

Мэр и минфин подготовили предварительный реестр неналоговых платежей

В списке, с которым ознакомилась газета, МЭР насчитало 87 платежей и предложило разделить их на три группы: платежи, которые войдут в реестр, которые требуют дополнительного обсуждения, и те, что не войдут в перечень, сообщает газета.

Читайте также:  Инструкция: как купить дачу с землей?

В первой группе 24 платежа: экологический и утилизационный сборы, плата за проезд грузовиков массой свыше 12 тонн (система «Платон»), за негативное воздействие на окружающую среду, патенты, сведения из регистров и другие платежи, ссылается издание на текст проекта.

По оценке МЭР, треть из этих платежей обошлись бизнесу в 2016 году в 214 млрд рублей. Оценок остальных платежей нет, продолжают «Ведомости». 

В группе для дополнительного обсуждения находятся обязательные для бизнеса услуги государства или госфондов. Так, во вторую группу попали бесплатное молоко для работников вредных производств, обязательные медосмотры, компенсации за вредные условия, взносы на обязательную страховку от несчастных случаев, а также затраты на декларации промышленной безопасности опасных производств.

Из них необходимо выбрать навязанные бизнесу услуги и проверить, не завышена ли их стоимость, рассказал изданию федеральный чиновник. Расходы на такие платежи могут достигать 10% от стоимости товара, пояснил газете владелец промышленного холдинга.

Кроме того, компания не может выбрать, кто будет оказывать ей услугу и по какой цене, при этом формирование цен непрозрачно, добавил собеседник газеты.

В третьей группе фигурирует почти половина списка, сообщает издание. В ней находятся требования государства, которые ведут к росту издержек.

Например, портовые сборы, страховые взносы банков в АСВ, плата за водопользование, за парковку, взносы на капремонт в многоквартирных домах, ОСАГО и консульские сборы.

Природу этих платежей надо определить, часть из них не относится ни к неналоговым, ни к налоговым, не имеет отношения к бизнесу, например плата за парковку, рассказал изданию чиновник. Некоторые из них можно отменить, продолжает он.

Создать такой реестр и выработать единые подходы к неналоговым платежам поручал Владимир Путин в марте 2016 года, напоминает издание. В октябре утвердили дорожную карту. Сам реестр должен появиться к июню 2017 года, продолжает газета.

В начале февраля Дмитрий Медведев установил мораторий на новые налоговые платежи. Премьер поручил министерствам и ведомствам не принимать проекты, которые предусматривают новые неналоговые платежи, пока не будет принят закон о порядке их введения и расчета.

Муниципальные платежи поручение не затрагивает, отмечают «Ведомости».

По словам представителя МЭР, в проекте будет и список, и система взимания неналоговых платежей, добавляет газета.

Сначала нужно определить, какие платежи закон должен регулировать, отметил в разговоре с изданием представитель Минфина.

  Кроме того, продолжил собеседник издания, понятие «неналоговые платежи» нигде не закреплено и включает в себя разнородный список платежей, в том числе — за услуги.

Неналоговая нагрузка на экономику достигает 0,6% ВВП при общей налоговой нагрузке в 30,77%, приводит издание оценку Минфина в основных направлениях налоговой политики. Газета отмечает, что с середины 2000-х годов появилось 50 обязательных неналоговых платежей.

Известия // Правительство создает реестр неналоговых платежей

Главная / Без купюр / Известия // Правительство создает реестр неналоговых платежей

Подходы Минфина и Минэкономразвития к методам решения вопроса разошлись.

Правительство приступило к созданию реестра неналоговых платежей, рассказали «Известиям» два участника субботнего заседания у министра экономического развития Максима Орешкина.

В документ планируют включить экологический сбор, утилизационный сбор, плату с грузовиков массой более 12 т, за негативное воздействие на окружающую среду, за проведение госэкспертиз и т. д.

В процессе составления реестра будет проведена ревизия существующих платежей, по результатам которой некоторые виды сборов могут быть отменены.

На субботнем заседании у Максима Орешкина был представлен полный список существующих на данный момент сборов с бизнеса, который составили Минэкономразвития и Минфин совместно с деловыми объединениями (копия документа есть в «Известиях»). В заседании приняли участие чиновники Минфина и Минэкономразвития, а также представители бизнеса. Создание реестра и нормативно-правовых документов для его регулирования планируется завершить в этом году.

– На заседании речь шла именно о сборах с бизнеса. Сборы и платежи с физических лиц на совещании не обсуждались, – подчеркнул в разговоре с «Известиями» один из участников заседания.

Сейчас такого реестра нет: платежи регулируются разными актами. Единого списка до сих пор не существует. Для бизнеса систематизация платежей упростит диалог с властями относительно их фиксации: мораторий на повышение неналоговых платежей может быть объявлен так же, как был объявлен в 2014 году мораторий на повышение налогов. Госорганам такой реестр упростит администрирование.

Минфин и МЭР едины во мнении, что реестр нужен, но подходы у ведомств разные.

Минэкономразвития и бизнес-сообщество склоняются к идее регулирования реестра неналоговых платежей отдельным законом, рассказал «Известиям» участник заседания. По его словам, против нового закона о неналоговых платежах выступил представитель Минфина.

– Минфин настаивает на внесении изменений в действующее законодательство (а не создании нового закона. – «Известия»). Например, на поправках в Налоговый кодекс. В любом случае платежи, которые попадут в реестр, будут регулироваться законодательно, пусть то будет новый закон или поправки в какой-нибудь старый, – заявил собеседник «Известий».

Все сборы с бизнеса предлагается разделить на три группы: платежи, которые войдут в реестр неналоговых платежей, платежи и требования, которые требуют дополнительного обсуждения (молоко за вредность – среди них), и платежи, которые предлагается в реестр не включать, а, возможно, даже отменить.

В первую группу планируют включить 24 платежа. Среди них экологический сбор, утилизационный сбор, система взимания платы с грузовиков массой более 12 т (система «Платон»), плата за негативное воздействие на окружающую среду, плата за проведение госэкспертиз, за предоставление сведений из регистров, патенты, плата за приобретение акцизных марок и т.д.

Во вторую группу входят 23 платежа и требования к бизнесу, которые подлежат дополнительному обсуждению. Это обязательные для бизнеса услуги возмездного характера, которые оказывает государство напрямую или окологосударственные структуры. В ходе их анализа планируется выявить «навязанные» бизнесу услуги и проверить стоимость данных услуг на предмет их завышения.

Среди таких платежей и требований – бесплатное предоставление работникам вредных производств молока и специального питания, оплата работодателем первых трех дней нетрудоспособности работника, платежи за обязательные медицинские осмотры сотрудников, компенсация за вредные условия труда, взносы на обязательное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний.

В третью группу внесли 40 платежей, которые предлагается не учитывать в реестре.

Это, например, портовые и таможенные сборы, страховые взносы банков в АСВ, плата за водопользование, плата за парковку, взносы на капремонт в многоквартирных домах, сборы за выдачу лицензий на ношение оружия, ОСАГО. Отдельные платежи из этой группы в ходе дальнейшего анализа могут быть видоизменены или отменены.

Бизнес позитивно смотрит на идею создания реестра.

– Бизнесу реестр неналоговых платежей нужен точно, чтобы было единое регулирование всех платежей. Сейчас все платежи регулируются разными нормативно-правовыми актами, это неудобно и создает путаницу, – прокомментировал заместитель исполнительного директора «Опоры России» Иван Ефременков.

Экспертное сообщество в споре Минфина и Минэкономразвития о создании закона о неналоговых платежах скорее разделяет подход ведомства Антона Силуанова. Президент Национального института системных исследований проблем предпринимательства Владимир Буев убежден, что реестр неналоговых платежей должен быть включен в Налоговый кодекс.

– Отдельный нормативный акт для регулирования реестра неналоговых платежей не нужен. Эффективнее будет внести его полным списком в Налоговый кодекс. Ведомства любят отраслевые законы, но на самом деле создание их в таком количестве, как у нас, неэффективно. В данном случае намного более эффективно будет внесение этого реестра полным списком в Налоговый кодекс, – полагает Владимир Буев.

С ним согласен профессор кафедры управления фирмой Высшей школы корпоративного управления РАНХиГС Александр Костанянц.

– Создание нового закона «наведет тень на плетень». Лучше внести поправки в давно и эффективно действующий Налоговый кодекс, – уверен Александр Костанянц.

  • Заместитель министра инвестиций и инноваций правительства Московской области Надежда Карисалова предложила альтернативный вариант: организовать в регионах пилотные проекты и таким образом выяснить, чье предложение покажет большую эффективность – Минэкономразвития или Минфина.
  • Создать реестр неналоговых платежей поручил президент Владимир Путин по итогам большой пресс-конференции в конце декабря прошлого года.
  • В пресс-службе Минэкономразвития «Известиям» сообщили, что «работа по определению порядка и правил ведения реестра неналоговых платежей в настоящий момент ведется в рамках в том числе разработки отдельного законодательного акта, регулирующего вопросы установления и взимания неналоговых платежей».
  • В Минфине от комментариев воздержались.

Инна ГригорьеваИзвестия, 00:01, 16.03.2017

Оставьте комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *