Правительство допускает отмену госэкспертизы в строительстве промышленных объектов

Изменениями, внесенными в Градостроительный кодекс РФ, осуществлен глобальный передел рынка экспертизы проектной документации. Львиный объем экспертной деятельности отошел к исключительной компетенции государственной экспертизы

Правительство допускает отмену госэкспертизы в строительстве промышленных объектов

www.utmagazine.ru

С 4 августа 2018 года вступили в силу изменения ч. 3.4 ст. 49 Градостроительного кодекса РФ, в которой закреплены случаи, когда проектная документация подлежит исключительно государственной экспертизе.

Новеллой стала обязательность проведения государственной экспертизы объектов, строительство которых планируются в границах зон с особыми условиями использования территорий.

Этим же законом установлен исчерпывающий перечень таких зон в ст. 105 Земельного кодекса РФ. Всего их 28, а именно:

  • 1) зоны охраны объектов культурного наследия;
  • 2) защитная зона объекта культурного наследия;
  • 3) охранная зона объектов электроэнергетики (объектов электросетевого хозяйства и объектов по производству электрической энергии);
  • 4) охранная зона железных дорог;
  • 5) придорожные полосы автомобильных дорог;
  • 6) охранная зона трубопроводов (газопроводов, нефтепроводов и нефтепродуктопроводов, аммиакопроводов);
  • 7) охранная зона линий и сооружений связи;
  • 8) приаэродромная территория;
  • 9) зона охраняемого объекта;
  • 10) зона охраняемого военного объекта, охранная зона военного объекта, запретные и специальные зоны, устанавливаемые в связи с размещением указанных объектов;
  • 11) охранная зона особо охраняемой природной территории (государственного природного заповедника, национального парка, природного парка, памятника природы);
  • 12) охранная зона стационарных пунктов наблюдений за состоянием окружающей среды, ее загрязнением;
  • 13) водоохранная (рыбоохранная) зона;
  • 14) прибрежная защитная полоса;
  • 15) округ санитарной (горно-санитарной) охраны лечебно-оздоровительных местностей, курортов и природных лечебных ресурсов;
  • 16) зоны санитарной охраны источников питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения, а также устанавливаемые в случаях, предусмотренных Водным кодексом РФ, в отношении подземных водных объектов зоны специальной охраны;
  • 17) зоны затопления и подтопления;
  • 18) санитарно-защитная зона;
  • 19) зона ограничений передающего радиотехнического объекта, являющегося объектом капитального строительства;
  • 20) охранная зона пунктов государственной геодезической сети, государственной нивелирной сети и государственной гравиметрической сети;
  • 21) зона наблюдения;
  • 22) зона безопасности с особым правовым режимом;
  • 23) рыбоохранная зона озера Байкал;
  • 24) рыбохозяйственная заповедная зона;
  • 25) зона минимальных расстояний до магистральных или промышленных трубопроводов (газопроводов, нефтепроводов и нефтепродуктопроводов, аммиакопроводов);
  • 26) охранная зона гидроэнергетического объекта;
  • 27) охранная зона объектов инфраструктуры метрополитена;
  • 28) охранная зона тепловых сетей.

Правительство допускает отмену госэкспертизы в строительстве промышленных объектов

www.pbs.twimg.com

По оценке ряда экспертов, не менее 50% (некоторые называют цифру 90%) всех строящихся в РФ объектов уже попадают или вскоре (по мере установления границ зон) попадут на территорию одной или нескольких одновременно зон с особыми условиями использования территорий.

Это означает, что строительная отрасль в своем регулировании отбрасывается на десятилетие назад, в, казалось бы, навсегда забытый период избыточного монополизма государственной экспертизы проектной документации и вытекающих из этого монополизма коррупции и безответственности.

Справедливости ради следует отметить два важных нюанса. Во-первых, далеко не у всех из перечисленных выше 28 видов зон уже установлены все границы. Законодатель определил переходный период до 2020 года, в течение которого в отношении каждого вида зон должно быть разработано положение, и данные об этих зонах должны быть внесены в ЕГРН.

Так что сфера негосударственной экспертизы будет сжиматься постепенно, и совсем не факт, что к 2020 году этот процесс завершится. Например, очевидно, что установление границ и режимов таких видов зон, как зоны охраны объектов культурного наследия, не закончится ни к 2020-му, ни к 2025-му году.

Во-вторых, законодатель попытался смягчить требование об обязательности госэкспертизы проектной документации для объектов, находящихся в границах действия зон, дополнительным и весьма туманным условием.

Госэкспертиза является обязательной, только если режим зоны предусматривает ограничение размещения объектов капитального строительства исходя из оценки их влияния на объект, территорию, в целях охраны которых установлена зона с особыми условиями использования территории, или исходя из оценки влияния объекта, территории, в целях охраны которых установлена зона с особыми условиями использования территории, на размещаемый объект капитального строительства.

Из указанного сочетания слов невозможно понять, каким конкретно документом будет подтверждаться возможность проведения негосэкспертизы в отношении объектов, строительство которых планируется в границах зон. Пока с этим разберутся и появятся уточняющие разъяснения, органы, выдающие разрешения на строительство, будут требовать заключение госэкспертизы в 100% случаев нахождения объектов в границах зон.

Помимо этого вступившая в силу новелла также влечет весьма негативные последствия для застройщиков, которые уже осуществляют строительство объектов в границах зон на основании проектной документации, ранее (до 4 августа 2018 года) прошедшей негосударственную экспертизу.

Как известно, зачастую в процессе строительства возникает необходимость корректировать проектную документацию.

Отклонение параметров объекта капитального строительства от проектной документации, необходимость которого выявилась в процессе строительства, допускается только на основании вновь утвержденной проектной документации после внесения в нее соответствующих изменений (ч. 7 ст.52 Градостроительного кодекса РФ).

Правительство допускает отмену госэкспертизы в строительстве промышленных объектов

www.samstroy.com

Законодательством установлено, что при внесении изменений в проектную документацию, получившую положительное заключение экспертизы, в части изменения технических решений, которые затрагивают конструктивные и другие характеристики безопасности объекта капитального строительства, необходимо повторное проведение экспертизы.

Очевидно, что в указанном случае за повторной экспертизой застройщики обращаются в ту экспертную организацию, которая проводила первичную экспертизу.

В соответствии с законодательством экспертной оценке при проведении повторной экспертизы подлежит часть проектной документации и (или) результатов инженерных изысканий, в которую были внесены изменения, а также совместимость внесенных изменений с проектной документацией и (или) результатами инженерных изысканий, в отношении которых была ранее проведена экспертиза.

Однако с 4 августа, если объект находится в границах зон с особыми условиями использования территорий, то изменения проектных решений по данному объекту должны быть направлены для получения заключения только в государственную экспертную организацию, несмотря на то что первично проводилась негосудартственная экспертиза.

Понятно, что в данном случае государственная экспертиза будет заново проверять весь проект, а не только изменения. А это — дополнительные расходы (на которые у застройщика может просто не быть средств), а также увеличенные сроки.

Не говоря уже о том, что государственная экспертиза, занимающая монопольное положение, может совершенно по-другому оценить соответствие проекта требованиям технических регламентов и потребовать переделки проекта, в том числе в отношении уже построенной части здания.

Правительство допускает отмену госэкспертизы в строительстве промышленных объектов

Для портала ЕРЗ данные изменения, внесенные в Градостроительный кодекс, прокомментировал президент Национального объединения организаций экспертизы в строительстве (НОЭКС) Шота ГОРДЕЗИАНИ (на фото).

Институт негосэкспертизы состоялся

«Напомню, что 15 марта 2010 года, выступая на совещании по вопросам совершенствования контрольно-надзорных и разрешительных функций и оптимизации предоставления государственных услуг в сфере строительства Владимир Путин, будучи в то время премьер-министром, отметил: «Серьезного внимания заслуживает идея реформирования системы экспертизы проектной документации. Необходимо ликвидировать искусственную монополию в этой сфере, серьезно уменьшить издержки застройщиков. Мы сами некоторое время назад создали эту ситуацию. Там явно есть проблемы», — подчеркнул Владимир Владимирович.

Одним из направлений решения этой проблемы, то есть ликвидации монополии государственной экспертизы, стало законодательное формирование института негосударственной экспертизы. Сегодня можно констатировать, что этот институт состоялся.

Например, если в 2016 году в форме негосударственной экспертизы подготовлено около 25 тыс.

экспертных заключений, то есть около 40% от общего числа заключений по проектной документации объектов капитального строительства, то в 2017 году — почти 50% заключений.

ВАЖНО! Госэкспертизу в капитальном строительстве могут заменить страхованием

22.06.2016  |  10:45

  • В правительстве обсуждается замена государственной экспертизы в сфере строительства большинства капитальных промышленных объектов на обязательное страхование ответственности проектировщиков, застройщиков и владельцев объектов об этом сообщает ТАСС со ссылкой на газету «Коммерсантъ».
  • Как следует из предложений председателя правления СОГАЗа Антона Устинова, озвученных на совещании по реформе госэкспертизы у министра по вопросам «Открытого правительства» Михаила Абызова, на первом этапе реформы предлагается внести в Градостроительный кодекс изменения, позволяющие вместо проведения экспертизы проектной документации заключать договор страхования.
  • Новый механизм для начала предлагается распространить на особо опасные и технические сложные объекты и на «уникальные объекты капстроительства» с одной из характеристик: «высота более 10 м, пролеты — более 100 м, наличие консоли более чем 20 м».

На первом этапе замена экспертизы страхованием будет невозможна в отношении объектов жилищного строительства, космической и авиационной, железнодорожной инфраструктуры, атомной энергетики, автомобильных дорог, объектов культурного наследия и бюджетных строек. Согласно предложениям СОГАЗа, страхование рисков также должно заменить экологическую экспертизу и экспертизу промышленной безопасности.

Как рассказал «Ъ» президент Всероссийского союза страховщиков Игорь Юргенс, инициатива преобразований исходит от промышленников — членов РСПП.

Бизнес устал от согласований своих проектов — эти процедуры могут занимать до 840 дней (более двух лет).

Бизнес устал от согласований своих проектов — эти процедуры могут занимать до 840 дней (более двух лет). Это объясняется, в частности, тем, что разные экспертизы не могут проходить параллельно.

По словам Юргенса, в международной практике экспертизы часто заменены страхованием, это менее затратно и более удобно для бизнеса.

Впрочем, в страховом сообществе пока затрудняются сказать, дешевле или дороже государственных экспертов обойдутся промышленникам страховщики.

Читайте также:  «ашан» откроет в россии почти 50 магазинов до конца года

Заместитель главы Национального союза страховщиков ответственности Светлана Гусар сказала газете, что без перечня объектов, в отношении которых будет предложена замена экспертизы на страхование, пока трудно судить и о потенциальном размере рынка, и о стоимости страховых продуктов.

Ожидаемо у идеи РСПП нашлись и оппоненты, отмечает «Коммерсантъ». В Главгосэкспертизе «Ъ» заявили, что отмена обязательной экспертизы может привести к возникновению «фатальных последствий».

Практически в 100% случаев поступающая на экспертизу проектная документация содержит многочисленные недостатки. В 2015 году доля отрицательных заключений составила более 24% (даже на проекты после доработки).

Отмена экспертизы станет отказом от безопасного строительства, соглашаются в Москомэкспертизе.

Правительство допускает отмену госэкспертизы в строительстве промышленных объектов «Как превентивная мера экспертиза предотвращает возможность возникновения аварийных ситуаций, а страхование направлено на покрытие убытков уже по факту», — поясняют госэксперты.

В свою очередь в «Открытом правительстве» настаивают, что страхование предусматривает экспертизу документации, оценку рисков, а также проведение дополнительной экспертизы перестраховщиком.

Как поясняют в Главгосэкспертизе, расходы компаний на экспертизу составляют примерно 0,1% от стоимости проекта. Госэксперты предупреждают, что стоимость страхования может значительно превысить расходы на проведение экспертизы.

В «Открытом правительстве» признают, что не все объекты экспертизы могут быть переданы под страховую защиту. Их перечень еще будет обсуждаться.

В беседе с журналистами Михаил Мень отметил, что безопасность зданий и сооружений влияет на жизнь и здоровье людей. «Сегодня переложить ответственность на застройщика, который просто застрахует риски падения здания, было бы, наверное, чрезмерно легкомысленно», — заявил министр (подробнее ►).

  1. Правительство допускает отмену госэкспертизы в строительстве промышленных объектовОТ РЕДАКЦИИ
  2. Действительно, по данным Главгосэкспертизы России, рассмотренная в 2015 году проектная документация по особо опасным и технически сложным объектам, а это — объекты электроэнергетики, металлургической, нефтегазодобывающей, нефтегазоперерабатывающей и нефтегазохимической промышленности, а также объекты, на которых ведутся горные работы, более чем в половине случаев содержала технические решения, которые при их реализации могли привести к крупным авариям (подробно тут ►).
  3. В этой связи предлагаем вам поучаствовать в опросе о необходимости замены государственной экспертизы в сфере строительства большинства капитальных промышленных объектов на обязательное страхование ответственности проектировщиков, застройщиков и владельцев объектов (перейти в опрос ►)
  4. Вопросам качества проектной документации, строительства, обеспечения надежности и безопасности возводимых зданий и сооружений редакцией наших отраслевых изданий поднимались не раз.
  5. Так, об особенностях экспертизы проектной документации объектов капитального строительства ТЭК и уровне ее подготовки рассказывает нашему редакции журнала «Безопасность объектов ТЭК» руководитель ФАУ «Главгосэкспертиза России»  Игорь Манылов.
  • Для ознакомления с материалом кликните по изображению ниже

Правительство допускает отмену госэкспертизы в строительстве промышленных объектов

Кроме того, данные вопросы активно обсуждались экспертами на состоявшейся 18 февраля 2016 года в здании Правительства Москвы Всероссийской конференции «Пожаровзрывобезопасность и защита от ЧС объектов ТЭК – 2016» с участием Александра Красавина, начальника Управления промышленной, ядерной, радиационной, пожарной безопасности и ГОЧС ФАУ «Главгосэкспертиза России», к.т.н. (подробнее >).

Об особом взгляде на данную многофакторную проблему, которая по мнению Александра Красавина требует совместной скоординированной деятельности всех участников инвестиционного процесса в строительстве читайте в последнем номере издания «Противопожарная защита. Пожарная автоматика. Средства спасения» (стр. 26).

О повторном прохождении госэкспертизы при внесении изменений в проект

Дмитрий Желнин, управляющий партнер MITSUN Consulting:

– 18 июня Комитет имущественных отношений Санкт-Петербурга издал приказ о проведении в 2020 году новой кадастровой оценки. Согласно Закону № 237-ФЗ «О государственной кадастровой оценке» от 3 июля 2016 года, Москва и Петербург имеют право проводить переоценку объектов недвижимости и земельных участков не реже чем раз в три года.

Предыдущая оценка в городе проводилась в 2018 году, ее результаты вступили в силу 1 января 2019 года и будут действовать, соответственно, до 1 января 2021 года. Оценено было порядка 3 млн объектов, и в 2020 году объемы предвидятся сопоставимые.

Целью мероприятий является максимальное приравнивание кадастровой стоимости к рыночной. Очевидно, что при каждой последующей оценке объекты дорожают – как минимум с учетом инфляции. Но наблюдается и тренд к максимизации органами власти кадастровой стоимости.

Как это происходит? Разумеется, у СПб ГБУ «Кадастровая оценка» нет возможности проехать и воочию оценить состояние 3 млн объектов. Поэтому ГБУ при оценке ориентируется на сведения, предоставляемые по данному объекту Росреестром. Они включают в себя адрес, площадь, кадастровый номер, вид разрешенного использования для участка или назначение для объекта недвижимости.

Для объекта недвижимости возможно еще указание года постройки, материала стен и этажности. Других характеристик (как, к примеру, уровень транспортной доступности, уровень обеспечения инженерной инфраструктурой, дата проведения последнего текущего или капитального ремонта) в Росреестре не содержится.

А эти данные могут оказать существенное влияние на итоговую кадастровую стоимость.

Поэтому очень важным моментом предстоящей оценки является то, что ГБУ будет принимать декларации о характеристиках объектов недвижимости, которую имеет право подать каждый собственник. Именно путем подачи декларации можно способствовать установлению объективной кадастровой стоимости.

В нашей практике немало случаев, когда игнорирование этого инструмента привело к завышенной оценке. К примеру, бизнес-центр, текущее состояние которого однозначно относит его к классу Б, был оценен по классу А – с соответствующими налоговыми последствиями, разумеется.

Своевременная подача декларации могла бы этого не допустить.

Но надо понимать, что сведения, отраженные в декларации, будут работать по «судебному» принципу: «Все сказанное вами может быть использовано против вас». Поэтому при составлении деклараций необходимы консультации или сопровождение квалифицированных и опытных специалистов. Это поможет избежать ошибок и неточностей, приводящих к завышению кадастровой стоимости.

Правительство допускает отмену госэкспертизы в строительстве промышленных объектов
портрет

Кадастровая оценка: как не «переоцениться»
Источник: MITSUN Consulting

Отмена экспертизы промышленной безопасности по плану законопроектной деятельности

20 января 2021 Ростехнадзор

Отмена экспертизы промышленной безопасности по плану законопроектной деятельности.

Распоряжение Правительства РФ от 31.12.2020 года №3683-р

Федеральная служба по экологическому, технологическому и атомному надзору (Ростехнадзор) в январе — феврале представит на рассмотрение в Правительство Российской Федерации законопроект, ликвидирующий институт экспертизы промышленной безопасности.

Подготовка проекта федерального закона «О внесении изменений в Федеральный закон «О промышленной безопасности опасных производственных объектов» в части эксплуатации зданий, сооружений и технических устройств на опасных производственных объектах» предусмотрена Общенациональным планом действий, обеспечивающих восстановление занятости и доходов населения, рост экономики и долгосрочные структурные изменения в экономике, одобренного на заседании Правительства Российской Федерации 23 сентября 2020 г.
Планируемый срок внесения законопроекта в Правительство Российской Федерации январь-февраль 2021 года
Ростехнадзор подготовил поправки в действующую редакцию закона «О промышленной безопасности опасных производственных объектов», фактически отменяющие с 1 июля 2021 года институт экспертизы промышленной безопасности зданий и сооружений, а также технических устройств, эксплуатируемых на опасном производственном объекте.
Вместо этого вводятся новые виды деятельности: обследование технического состояния зданий и сооружений на опасном производственном объекте и техническое диагностирование технических устройств, применяемых на опасных производственных объектах. 
В 2021 году Правительство России планирует внести на рассмотрение в парламент ещё два проекта федеральных законов, подготовленных Ростехнадзором. Соответствующая информация содержится в распоряжении кабинета министров от 31 декабря 2020 года №3683-р,  опубликованном 9 января 2021 года, которым утвержден План законопроектной деятельности федеральных органов исполнительной власти.
На рассмотрении правительства уже находятся поправки в Федеральный закон «О безопасности гидротехнических сооружений» в части исключения избыточных требований при строительстве, реконструкции и эксплуатации ГТС. Его передача в Госдуму запланировано на июнь.
К апрелю Ростехнадзор должен подготовить и представить в правительство изменения в статью 5524 Градостроительного кодекса Российской Федерации (в части обеспечения безопасного использования и содержания лифтов, подъемных платформ для инвалидов, пассажирских конвейеров (движущихся пешеходных дорожек), эскалаторов, за исключением эскалаторов в метрополитенах). В июне кабмин планирует внести документ на рассмотрение нижней палаты парламента.
Закон «О промышленной безопасности», который должен был быть передан в правительство еще в первой половине прошлого года, будет направлен Ростехнадзором в кабинет министров в сентябре, а начало его рассмотрение депутатами начнется не раньше ноября.

НКПРОМ

НКПРОМ.РУ – эксперт в области промышленной безопасности, подготовке и обучению персонала по нормам неразрушающего контроля. Звоните 8(495)795-73-92

  • 127410
  • Россия
  • Московская область
  • Москва

Алтуфьевское шоссе, д.43 стр. 2

8 (495) 795-73-92

Ростехнадзор намерен упразднить институт экспертизы промышленной безопасности

Федеральная служба по экологическому, технологическому и атомному надзору предложила изменить подход к оценке квалификации специалистов по обследованию технического состояния зданий и сооружений.

Предлагаемые изменения в федеральный закон «О промышленной безопасности опасных производственных объектов» предполагают фактическую отмену института экспертизы промышленной безопасности.

Вместо этого вводятся новые виды деятельности: обследование технического состояния зданий и сооружений на опасном производственном объекте и техническое диагностирование технических устройств, применяемых на опасных производственных объектах.

По сути, эти процедуры будут применяться в тех же случаях, в каких ранее проводилась экспертиза промышленной безопасности.

Основное отличие – вместо государственной аттестации экспертов в области промышленной безопасности должна была быть введена процедура оценка квалификации специалиста в соответствии с профессиональным стандартом, которым занимается ТПП России.

Читайте также:  Застройщики Петербурга стали платить подрядчикам по бартеру

Теперь же вместо оценки квалификации Ростехнадзор предложил, чтобы специалист по обследованию технического состояния зданий и сооружений был лицом «являющимся работником юридического лица или индивидуального предпринимателя, соответствующих требованиям части 2 статьи 47 Градостроительного кодекса Российской Федерации, сведения о котором включены в национальный реестр специалистов в области инженерных изысканий, предусмотренный статьей 55.5-1 Градостроительного кодекса Российской Федерации, либо индивидуальный предприниматель, соответствующий указанным требованиям, осуществляющие обследование технического состояния зданий и сооружений на опасных производственных объектах».

Таким образом, речь идет о значительном росте требований, предъявляемых к таким специалистам.

При этом в Ростехнадзоре подчеркивают, что в переходных положениях законопроекта указывается, что эксперты в области промышленной безопасности, аттестованные до дня вступления в силу закона, вправе проводить работы по техническому диагностированию и обследованию технического состояния до окончания действия документов об аттестации.

Отметим, что 27 ноября состоялось очередное заседание Комитета по промышленной безопасности РСПП.

Представители организаций, работающих в сфере промышленной безопасности, отметили, что практически никто из ныне действующих экспертов в области промышленной безопасности, аттестованных для работ со зданиями и сооружениями, не соответствуют критериям для включения в национальный реестр специалистов в области инженерных изысканий.

Экспертиза проектно-сметной документации. Основные изменения в законодательстве в 2020 году

При выполнении работ по государственным (муниципальным) контрактам у проектных и строительных организаций, а также у служб заказчика возникает необходимость проведения Государственной экспертизы проектно-сметной документации.

Но и при негосударственном финансировании строительных объектов может потребоваться проведение подобной экспертизы: негосударственной или государственной – в данном случае решение будет приниматься непосредственно заказчиком строительства (проектирования) или финансирующим субъектом (инвестором).

Давайте рассмотрим, в каких случаях, согласно современным нормам законодательства с учетом последних изменений 2019-2020 года, потребуется экспертиза и в каких именно Государственная. Как и сколько она будет проводится, и что именно (какая документация и в каком объеме) подлежит экспертизе из состава проектно-сметной документации.

Федеральным законом от №151-ФЗ 27.06.

2019 «О внесении изменений в Федеральный закон «Об участии в долевом строительстве многоквартирных домов и иных объектов недвижимости и о внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации» и отдельные законодательные акты Российской Федерации» внесены изменения в статью 49 Градостроительного кодекса Российской Федерации, в соответствии с которыми введен институт экспертного сопровождения.

  • Экспертное сопровождение – это оценка соответствия изменений, внесенных в проектную документацию, получившую положительное заключение экспертизы.
  • Осуществляется экспертное сопровождение по решению Застройщика или Технического заказчика и проводится тем органом исполнительной власти или организацией (экспертной), которая ранее проводила экспертизу данной проектной документации, и которая подтверждает соответствие внесенных в проектную документацию изменений установленным требованиям.
  • При этом Застройщик или Технический заказчик не ограничен в количестве изменений, вносимых в рамках экспертного сопровождения в проектную документацию, и их объеме.
  • Основным и наиболее значимым изменениями статьи 49 «Экспертиза проектной документации и результатов инженерных изысканий, государственная экологическая экспертиза проектной документации…» относительно того, что проектная документация и результаты инженерных изысканий подлежат государственной экспертизе в случаях, если сметная стоимость строительства, реконструкции, капитального ремонта объектов капитального строительства подлежит проверке на предмет достоверности ее определения.

То есть, если ранее у Заказчика (Проектировщика, Подрядчика) была возможность направлять на экспертизу только проект (без сметы) или только смету на предмет определения её достоверности (не проходя при этом экспертизу проектной документации), то теперь, смета стала, наконец-то, как и было прописано в Постановлении Правительства РФ №87 от 16.02.2008 «О составе разделов проектной документации и требованиях к их содержанию» неотъемлемым разделом проекта: Раздел 11 для объектов капитального строительства и Раздел 9 для линейных объектов.

  1. По этому поводу ФАУ «Главгосэкспертиза России» давало разъяснения, в каких случаях в принятии проектной документации и результатов инженерных изысканий на госэкспертизу могут отказать, а в каких — нет.
  2. Например, отказ последует, если в заявлении указаны не все идентификационные сведения; в документации отсутствуют разделы, разработка которых предусмотрена заданием на проектирование, а также раздел «Смета» и спецразделы.
  3. Отсутствие результатов инженерных изысканий не является основанием для отказа приема на государственную экспертизу проектной документации на капитальный ремонт в части проверки достоверности определения сметной стоимости.

Типовые ошибки, выявленные при прохождении госэкспертизы проектной документации (часть 2)

Станислав Логунов, Директор «Центра государственной экспертизы», рассказал о проблемных моментах при согласовании проектов:

Продолжаем разговор о типичных ошибках, выявленных при прохождении государственной экспертизы проектной документации.

4. Раздел «Инженерное обеспечение»

Как правило, проектные материалы по инженерному обеспечению объектов представляются с неполными исходными данными, и проектными решениями, принятыми без увязки с общими инженерными системами. Подобная ситуация возникает при проектировании жилых домов строительство которых предполагается осуществлять на свободных от застройки территориях, где отсутствует инженерная подготовка.

В представляемых разделах проектной документации по инженерному обеспечению частым выявленным недостатком является отсутствие необходимой подготовки исходных материалов.

Не редки случаи отсутствия обследования технического и санитарного состояния существующих подключений к городским инженерным системам, изучения инженерно-геологических условий строительства, получения технических условий от инженерных ведомств города и владельцев инженерных сетей и сооружений.

Также к типичным ошибкам ПД данного раздела относятся:

  • отсутствие расчетов и принципиальных схем оптимальных трубопроводов, оснований под трубами без учета вертикальной планировки территории и объемов засыпки траншей;
  • неправильное заложение трубопроводов;
  • несоблюдение требований исходных материалов и действующих общих и специальных нормативных документов и распоряжений
  • отсутствие необходимых согласований с инженерными ведомствами города и другими заинтересованными организациями.

Что касается разделов «отопления, вентиляции», то они фактически не проверяются главными специалистами, а ГИП не координируют работу смежных отделов. В результате чего, часто решения по «отоплению, вентиляции» не соответствуют архитектурно-строительным чертежам, а увязкой решений между смежными разделами приходится заниматься экспертизе.

5. Раздел «Мероприятия по охране окружающей среды и санитарно-гигиенические мероприятия»

В части санитарно-эпидемиологических экспертиз наиболее часто встречается отсутствие в проектных материалах санитарно-эпидемиологического заключения о соответствии санитарным нормам и правилам факторов среды обитания, а также заключения по установлению санитарно-защитных зон объектов окружающей застройки и по установлению или сокращения санитарно-защитной зоны проектируемого объекта.

В представляемой на экспертизу проектно-сметной документации расчеты по инсоляции и естественной освещенности (КЕО) выполняются некачественно, допускаются графические ошибки. Нередко для светотехнических расчетов берут ошибочные исходные данные, а выбор расчетных точек производится необоснованно.

6. Раздел «Противопожарные мероприятия»

Анализ ошибок в проектных решениях показал, что основной среди них является отсутствие проездов пожарных автомашин к зданиям и исключение доступа пожарных подразделений (спасателей) во все помещения ввиду превышения габаритов выноса пристроек, препятствующих работе автолестниц.

Кроме того, в большинстве проектов не обеспечена незадымляемость воздушных переходов незадымляемой лестничной клетки типа Н1. Как правило, при проектировании объектов не разрабатываются Специальные технические условия, отражающие специфику противопожарной защиты.

Во многих представленных на экспертизу проектах не выдерживаются нормативные противопожарные разрывы, не разработаны дополнительные противопожарные мероприятия.

7. Раздел «Инженерная геология и гидрогеология»

Инженерно-геологические и гидрологические условия города и пригородов Санкт-Петербурга чрезвычайно сложны и многообразны. Большинство замечаний по рассмотренным за год объектам связано в первую очередь с:

  • несоответствием стадий проектирования и инженерно-геологического обоснования;
  • нарушением требований действующих нормативных документов по глубине горных выработок при свайном типе фундаментов;
  • нарушению по количеству и местоположению горных выработок в контуре проектируемого сооружения;
  • невыполнению требований по давности изысканий.

Наиболее часто в «Технических отчетах об инженерно-геологических изысканиях» нарушается требование корректировки колонок скважин по данным аналитического зондирования и лабораторным определениям, неправильно определяется степень агрессивности грунтовых вод по данным химических анализов.

По замечаниям экспертизы исправляются и уточняются нормативные значения механических свойств грунтов, пояснительная записка дополняется недостающими сведениями о категории инженерно-геологических условий, геоморфологической характеристикой, степенью относительной деформации пучения, коэффициентов фильтрации грунтов, уточняются рекомендации опорного слоя фундаментов.

8. Раздел «Сметная документация»

Эксперты сметного отдела отмечают, что виды и объемы работ, указанные в сметной документации не соответствуют представленному проекту, а отсутствие в проекте спецификаций и ведомостей объемов работ приводит к искажению сметной стоимости и к необоснованному ее завышению.

К необоснованному завышению сметной стоимости зачастую приводит и некорректное применение расценок, выбор наиболее дорогостоящих материалов, конструкций и оборудования.

Публикации

Министр регионального развития Виктор Басаргин объявил, что готовы предложения по снижению административных барьеров в строительстве. Обсужаются два пути: «введение института независимой экспертизы и исключение госэкспертизы как обязательного института».

Читайте также:  Предприятия жкх накапливают долги за энергоресурсы

Сложно с уверенностью сказать, что имел ввиду министр. Решение о создании негосударственной экспертизы было принято еще в конце 2008 года. Тогда вышло соответствующее постановление правительства. Но этот инструмент до сих пор не работает, поскольку постановление не отменяло госэкспертизу, а лишь предоставляло право выбора.

Чиновники же продолжают требовать именно госодобрения. Теперь обсуждаются два варианта. Первый: госэкспертиза и независимая экспертиза будут сосуществовать. Но это ничего принципиально не изменит. Второй: госэкспертизу отменят, останется только независимая, а она по факту добровольна.

Этот вариант лучше, если независимый эксперт несет ответственность за свое решение, сообщает «СоюзСтроителейЮгры»

Госэкспертиза давно не отвечает реалиям времени. Она проводится по правилам и критериям, утвержденным еще в 1970-е годы.

И строительные нормы, и правила госэкспертизы создавались с расчетом на то, чтобы закрепить тогдашние технические и технологические решения, чтобы специалист средней квалификации мог спроектировать и построить более-менее надежный объект без лишних фантазий. В большинстве случаев экспертизу проводит чиновник, сравнивая проект с требованиями все тех же строительных норм и правил.

В итоге экспертизу не проходит около 45% проектов. Чаще всего отрицательные отзывы получают проекты зарубежных архитекторов. Нередко прошедшие экспертизу объекты реализуются с сильными отклонениями от плана.

Бывает, что строительство ведется и до получения заключений, поскольку слишком велик срок ожидания и рассмотрения. На получение разрешения на строительство уходит 250-1500 дней. Из них не менее четверти — на госэкспертизу.

Иногда это оправданно, но чаще — нет.

Время идет, рождаются новые технологии, более смелые и прогрессивные архитектурные и инженерные решения. Они «не подходят» под старые клише и зачастую не получают права на жизнь.

Как собственник я хочу иметь современные и яркие объекты, построенные по передовым проектам, с использованием современных технологий.

Но нужно квалифицированное заключение профессионалов на предлагаемый проект — это и есть независимая экспертиза.

Противников отмены госэкспертизы много. Это прежде всего чиновники, которые ее осуществляют и хотят перестраховаться. На практике это помогает плохо.

Ответственность за безопасность объектов в законодательстве прописана плохо, даже за резонансные аварии существенной ответственности никтоне несет.

Статистика таких событий равномерна и мало зависит от постановлений, правил, дополнительных экспертиз и контролеров.

Госэкспертиза только один из барьеров, хотя и весьма значимый. Административные барьеры только множатся. Влюбом законе, постановлении или приказе за обширным перечнем обязательных документов всегда следует маленькая приписка «и иных необходимых документов, разрешений, согласований». Их даже больше, чем обязательных.

Формат отмены лицензирования, выбранный с 2010 года, нельзя признать удачным. Теперь строительные процессы регулируются якобы строительным сообществом в форме выдачи саморегулируемыми организациями (СРО) допусков к работам. Но этот процесс превратили в барьер, финансовый и административный, хуже лицензирования.

Государственных бюрократов сменили работники аппаратов СРО с гораздо большими зарплатами и амбициями. Раньше за лицензию давали взятку, а теперь за допуск нужно официально и регулярно перечислять членские и иные взносы.

Только в компенсационных фондах СРО на депозитах банков лежат без движения и пользы для строителей изъятые у них же безвозмездно около 45 млрд рублей.

Госдума предлагает отменить экологическую экспертизу для объектов социальной и транспортной инфраструктуры в Арктике

Государственная Дума Федерального Собрания Российской Федерации приняла в первом чтении законопроект № 1102740-7 «О внесении изменения в статью 11 Федерального закона «Об экологической экспертизе», которым предлагается исключить требования о проведении экологической экспертизы федерального уровня для объектов социальной и транспортной инфраструктуры, строящихся или реконструируемых в границах населенных пунктов на территории Арктической зоны.

13 июля 2020 года был принят Федеральный закон № 193-ФЗ «О государственной поддержке предпринимательской деятельности в Арктической зоне», благодаря которому резиденты, работающие на территории Арктики, получили преференции в виде льгот по налогообложению.

В поддержку документа в тот же день приняли закон № 194-ФЗ, которым, в числе прочего, были внесены изменения в федеральный закон № 174-ФЗ от 23 ноября 1995 года «Об экологической экспертизе».

Теперь и частные, и государственные (муниципальные) объекты капитального строительства, реализуемые в Арктической зоне подлежат обязательной государственной экологической экспертизе федерального уровня.

Профессиональное сообщество внимательно изучило принятые новеллы.

В первом номере «Вестника государственной экспертизы» за 2021 год директор ГАУ Архангельской области «Управление государственной экспертизы» Валерий Худяков заявил, что закон об экологической экспертизе необходимо корректировать, ведь по сути строители получили новый административный барьер.

Время проведения процедур — от разработки проектной документации до получения разрешения на строительство, констатирует уже сегодня директор архангельской госэкспертизы, — увеличилось на срок от шести месяцев до года. Кроме того, выросли и издержки заказчиков строительства.

«Принятая законодательная новелла не вписывается в логику нормативных изменений последних лет, экспертное сообщество выражает озабоченность.

Организации государственной экспертизы до сих пор оценивали, готовы и впредь полноценно оценивать соблюдение требований в области охраны окружающей среды в проектной документации объектов капитального строительства Арктической зоны в рамках проведения государственной экспертизы и без дополнительных временных и финансовых затрат для застройщиков», — подчеркнул Валерий Худяков.

Этот подход поддерживают и в промышленном секторе. Директор по комплексной экспертизе проектов ПАО «Гипротюменнефтегаз» Павел Павлов в ходе выступления на совещании на площадке Омского филиала Главгосэкспертизы России заявил, что федеральная экологическая экспертиза отдаляет реализацию нацпроектов в Арктике минимум на год.

«Мы направили множество обращений президенту, председателю правительства РФ, в Государственную Думу, где говорили о том, что реализация всех национальных проектов в Арктической зоне приостанавливается на длительный срок.

Минприроды отвечает, что проведение государственной экологической экспертизы составляет всего 60 дней и 30 дней на возможное продление, но по факту на прохождение процедуры с учетом регламента уходит не меньше года из-за обязательности проведения общественных слушаний в три этапа, и даже больше – из-за необходимости повторного прохождения экологической экспертизы после внесения изменений в проект уже Главгосэкспертизой России», — констатировал Павел Павлов.

Представители ПАО «Гипротюменнефтегаз» предложили обратиться к правительству с законодательной инициативой о внесении в законодательство нормы о проведении государственной экологической экспертизы проектной документации всех объектов капитального строительства аттестованными экспертами в рамках государственной экспертизы в соответствии с Градостроительным кодексом РФ по регламенту Главгосэкспертизы России и в сроки, не превышающие 42 рабочих дней.

Наконец, в октябре 2020 года инициативной группой депутатов и членами Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации на рассмотрение в Государственную Думу Федерального Собрания Российской Федерации был направлен законопроект № 1039629-7 «О внесении изменений в статью 11 Федерального закона «Об экологической экспертизе». В январе 2021 года документ переработали и снова отправили на рассмотрение уже как проект федерального закона № 1102740-7 «О внесении изменения в статью 11 Федерального закона «Об экологической экспертизе», который предусматривает исключение требования о проведении экологической экспертизы федерального уровня проектной документации объектов, возводимых или реконструируемых в границах населенных пунктов на территории Арктической зоны, при условии, что они не относятся к объектам I, II категорий в соответствии с законодательством в области охраны окружающей среды, а также объектов капитального строительства, которые не являются объектами государственной экологической экспертизы федерального уровня. Учитывая необходимость обеспечения экологической безопасности в Арктике, перечень таких объектов должен устанавливаться Правительством Российской Федерации.

Авторы законопроекта считают, что его принятие поможет ускорить строительство объектов инфраструктуры, необходимых для создания условий комплексного социально-экономического развития Арктической зоны.

Главгосэкспертиза России поддержала инициативу в части объектов социальной инфраструктуры, отметив, что применение аналогичного подхода к проектной документации транспортных объектов создаст сложности в правоприменении.

В резолюции Всероссийского совещания организаций государственной экспертизы, прошедшего в ноябре 2020 года, было принято решение подготовить и направить в Минстрой России предложения по инициированию внесения изменений в Федеральный закон от 23 ноября 1995 г. № 174-ФЗ «Об экологической экспертизе».

Изменения предусматривали исключение требования о проведении государственной экологической экспертизы федерального уровня для объектов социальной инфраструктуры, перечень которых устанавливается Правительством Российской Федерации и строительство и реконструкцию которых предполагается осуществлять в Арктике, так как это социально значимые объекты, создание которых предусмотрено Стратегией развития Арктической зоны и обеспечения национальной безопасности до 2035 года. Принятие законопроекта положительно повлияет на ускорение строительства объектов инфраструктуры, необходимых для создания условий комплексного социально-экономического развития Арктической зоны Российской Федерации, считают в Главгосэкспертизе России.

Соответствующие предложения были направлены в Минстрой России в феврале 2021 года.

26 мая законопроект № 1102740-7 принят Государственной Думой Федерального Собрания Российской Федерации в первом чтении.

 ru.arctic.ru

Оставьте комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *