Новостройку сдали, не подключив к коммуникациям. что делать?

Покупка дома без коммуникаций чаще всего обусловлена желанием сэкономить. Сначала приобретают недорогое жилье с частичным или полным отсутствием инженерных систем, после чего их проводят по мере возможности. Бывает, что частный дом без коммуникаций продают как недострой. Покупатель приобретает участок с «коробкой» на нем, после чего сам заканчивает строительство объекта.

На что обратить внимание при покупке дома без коммуникаций

Перед покупкой дома без коммуникаций нужно учесть, есть ли возможность подключить его к инженерным сетям и оценить, во сколько это обойдется.

Новостройку сдали, не подключив к коммуникациям. Что делать?

Обратите внимание на следующее:

Особенности и состояние участка

На возможность подключения к дому водопровода, канализации, газопровода влияют следующие характеристики участка:

  • особенности рельефа – местность должна технически подходить для установки той или иной инженерии;
  • плотность застройки и отсутствие другой инженерии – если на участке уже проходят сети, они не должны мешать прокладыванию ваших коммуникаций;
  • соответствие участка целевому назначению – здесь должно быть разрешено жилое или общественное строительство.

Изучите местность, и закажите оценку у профильного специалиста, который определит оптимальный способ подключения дома к сетям.

Расположение участка

Лучшим вариантом будет, если недалеко от вашего участка или прямо по соседству проходят магистральные инженерные сети. Развитая инженерная инфраструктура станет преимуществом.

Новостройку сдали, не подключив к коммуникациям. Что делать?

В таком случае стоимость прокладывания инженерных сетей будет не такой высокой, а работы можно будет выполнить с минимальными временными затратами и базовым пакетом документов.

Мощности магистралей

Перед подключением к инженерии нужно узнать о наличии свободных мощностей у поставщика. Запаса должно хватать для обслуживания вашего объекта. Об этом можно узнать у представителей компании или эксперта проектной организации. Если мощностей не хватает, есть два варианта решения проблемы:

  • создание автономной инженерии – участок должен быть приспособленным к этому;
  • расширение мощностей за свой счет – иногда бывает достаточно дорого.

Проанализировав оба варианты, выбирайте более выгодный и удобный для конкретного случая.

Другие собственники

Если коммуникации к дому нужно проводить через соседский участок или сам дом разделен на отдельные части между двумя/несколькими владельцами, подключить к нему коммуникации получится после согласования вопроса с собственниками этой недвижимости. Предварительно узнайте, не будут ли они против такого вмешательства.

Новостройку сдали, не подключив к коммуникациям. Что делать?

Далее изучите документацию и получите у собственников земли, недвижимости, согласие на прокладывание коммуникаций через их участки. Чтобы не возникло споров с соседями в момент создания или реализации проекта их одобрение необходимо подтвердить документально.

Дополнительные работы

При покупке старого дома без коммуникаций существует вероятность того, что здесь понадобятся дополнительные строительные работы для подключения сетей. Например, если это готовое здание без воды, и возможность ее подключения предварительно не предусмотрена, весомая доля затрат и усилий пойдет на внутренние ремонтные работы.

Что делать, если купили дом без коммуникаций

Базовый перечень коммуникаций жилого дома – газоснабжение, электроснабжение, водоснабжение и водоотвод.

Новостройку сдали, не подключив к коммуникациям. Что делать? Новостройку сдали, не подключив к коммуникациям. Что делать? Виды коммуникаций в новостройках

Объект можно купить без подключения к любой из перечисленных инженерных сетей, и даже без наличия всех их вместе взятых. Подключение к инженерным сетям проводится по такому алгоритму:

  • согласование с обслуживающей компанией;
  • получение технических условий;
  • разработка проекта;
  • выполнение работ;
  • прием работ обслуживающей компанией;
  • заключение договора на предоставление услуг.

Подключение коммуникаций – один из основных этапов строительства, который в преимущественной мере затрудняется не самими работами, а оформлением и согласованием. В случае отсутствия проблем решить вопросы получится за несколько месяцев – как правило до полугода. Рассмотрим каждый вид коммуникаций детальнее.

Что делать, если дом без водопровода и канализации

Существует два способа подключения – к централизованным сетям или автономно. Первый случай удобнее и проще, если поблизости проходит водопровод и канализация. Достаточно сделать врезку и подвести трубы к дому, сделать вводы в здание.

Новостройку сдали, не подключив к коммуникациям. Что делать?

Во втором случае сооружают скважину и делают локальную канализацию, тип которой подбирают в зависимости от рельефа и конфигурации участка, глубины грунтовых вод, типы почвы и др.

Новостройку сдали, не подключив к коммуникациям. Что делать? Канализация в новостройке

Чтобы подключить дом без воды к централизованному водопроводу и канализации сначала получите технические условия (ТУ). Обратитесь в местную обслуживающую компанию («Водоканал») с заявлением и такими документами:

  • опросный лист с указанием норм и с печатью проектной организации;
  • ситуационный план с указанием места расположения участка;
  • правоустанавливающие документы на дом и на участок;
  • письменное согласие собственника сетей – при подключении к ведомственным сетям.

После оплаты ТУ дождитесь их изготовления и на основе документации подготовьте проект. Закажите реализацию проекта в специализированной компании – врезку в существующие сети выполняет обслуживающая организация – местный водоканал.

По окончанию работ соберите исполнительную документацию, акты выполненных работ, гидравлических испытаний и протока канализации. Вам выдадут справку о выполнении технических условий, схему распределения границ.

Теперь заключите договор на предоставление услуг водоснабжения и канализации.

Что делать, если дом без электроснабжения

Чтобы подключить дом без электричества к сети электроснабжения, обратитесь в обслуживающую компания – местное «Облэнерго» с заявлением и такими бумагами:

  • копия документа о праве собственности на участок, объект строительства и выкопировку из топографо-геодезического плана или плана застройки территории;
  • ситуационный план с выкопировкой с указанием места расположения подключаемого к сети объекта;
  • копию паспорта и кода владельца.

Новостройку сдали, не подключив к коммуникациям. Что делать?

После этого компания определяет точки подключения к сети, тип подключения – стандартное или нестандартное и выставляет заказчику счет за услуги. После оплаты компания проводит работы в установленный срок, который зависит от мощностей подключаемого объекта.

Подключить дом к электричеству возможно в том случае, если это позволяет мощность сети. Обслуживающая компания может предложить подключиться к ближайшему трансформатору с необходимостью покрытия всех затрат, связанных с повышением мощности. Покупка нового оборудования для трансформатора может оказаться нецелесообразной.

Что делать, если дом без газа

Подключение также начинается с анализа возможности подведения коммуникаций к частному дому без газа. Обратитесь в местную обслуживающую компанию с заявлением, приложив к нему:

  • документ, подтверждающий право собственности на участок или объект, подключаемый к газопроводу;
  • копии паспорта и кода;
  • опросный лист, заполненный по установленной форме.

На протяжении 15 рабочих дней компания выдаст технические условия, на основе которых вам предстоит заказать разработку проектно-сметной документации.

Новостройку сдали, не подключив к коммуникациям. Что делать?

Далее в течение 10 дней вы подпишите с компанией договор на подключение, в котором будут установлены сроки выполнения работ.

Если это стандартное подключение, оно проводится за 90 дней и может быть выполнено без технических условий.

После подвода газа к вашему участку, вы собственными силами заканчиваете газификацию – прокладываете коммуникации на участке и вводите их в дом. Компания принимает работу, и заключает с вами договор на газоснабжение.

Одним из главных показателей возможности подключения к газовой магистрали является ее расположение относительно дома. Но даже если она проходит по соседству – стоимость подключения, как правило, превышает 10-15 тыс. грн – это связано с необходимостью врезки в магистраль.

Определить, насколько выгодно покупать дом без коммуникаций, можно только после индивидуального анализа объекта и особенностей его подключения к каждому виду инженерных систем.

Причины почему сданный дом не подключают к коммуникациям

В предыдущей статье мы рассмотрели, что значит фраза «дом сдан в эксплуатацию». Логически каждому из нас понятно, что это дом, который полностью готов к приему жильцов. К нему подключены все коммуникации и облагорожена прилегающая территория.

Новостройку сдали, не подключив к коммуникациям. Что делать?Если вы именно так представляли себе сданный в эксплуатацию дом, то вы совершенно правы. Однако, как же так получается, что в Анапе дом, сданный в эксплуатацию, может стоять без коммуникаций несколько лет.

Ответ на этот вопрос в этой статье

Если новостройка строится по действующему ФЗ-214, то, как правило, никаких особых вопросов при её сдаче не возникает.  Однако, существует еще как минимум два варианта появления в Анапе многоквартирных домов.

Первый, это жилищно-строительный кооператив. Строительство домов посредством образования жилищно-строительного кооператива полностью соответствует букве закона и регламентируется федеральным законом ФЗ-215.

Существует ли отличие при сдаче в эксплуатацию дома построенного по ФЗ-214 и ФЗ-215?

В градостроительном кодексе и иных профильных нормативных актах не прописано, что дома, построенные по разным ФЗ должны иметь различный порядок сдачи дома в эксплуатацию. То есть, независимо от того, строился ваш дом по ДДУ или ЖСК, сдача дома в эксплуатацию осуществляется по единому регламенту, прописанному в статье 55 Градостроительного кодекса.

Итак, мы выяснили, что многоквартирный дом, построенный по ФЗ-215 и сданный в эксплуатацию, не может быть без подключенных коммуникаций.

Рассмотрим третью категорию многоквартирных домов, которые время от времени появляются на улицах Анапы. Третья категория это всеми любимые «самострои». Что такое самострой. Это дом, построенный без разрешительных документов.

Что делает собственник многоквартирного дома, который построил его без разрешительных документов? По закону, любой самострой подлежит либо узаканиванию, либо сносу.

Узаканивание может выглядеть по-разному. Вариант 1, облегченный. Собственник дома может предоставить контролирующему органу (администрации, архнадзору) необходимые документы на соответствие дома проектной документации и правоустанавливающие документы на землю. После чего администрация дает добро на ввод в эксплуатацию.

Но чаще происходит по-другому. Вариант 2, обычный. После того как застройщик получил предписание на снос самовольно возведенной постройки, он подает иск в суд о признании за ним права собственности на объект незавершенного строительства. Делается это для того, чтобы самострой не снесли.

Читайте также:  Два из трех покупателей студий в москве не планируют в них жить

Через что приходится пройти застройщику, чтобы получить право собственности на самовольно возводимый дом и сколько это стоит, одному богу известно, но выручка от продажи квартир чаще всего окупает затраты.

Вот после таких судов, на которых за застройщиком признают право собственности на самострой, гордый застройщик вешает огромный баннер на фасад своего дома «ДОМ СДАН».

Вполне вероятно, что он действительно в этот момент считает, что самое страшное уже позади. Рубикон в виде самого справедливого анапского суда, пройден и можно дальше спокойно рубить бабло продавая квартиры доверчивым покупателям.

С признанием права собственности за недостроенным домом у застройщика появляется возможность не спеша доделывать работы по подключению дома к коммуникациям, не опасаясь за то, что дом будет снесен.

И вот здесь кроется самый острый момент, связанный исключительно с наличием или отсутствием совести у застройщика. Если таковая у него имеется, то он сделает всё, чтобы коммуникации были подключены в кратчайшие сроки.

Если же застройщика отвлекли более важные дела, такие как покупка нового участка, для очередного строительства или, если на получение права собственности ушло слишком много денег и застройщику нечем платить за подключение коммуникаций, то такой дом обречен на месяцы, а то и годы состояния полуготовности. Про один из таких домов по адресу ул. Ленинградская 41 я рассказывал в статье про новостройки Алексеевки.

Поэтому, прежде чем отдавать свои деньги застройщику, у которого «дом сдан в эксплуатацию» не поленитесь проверить у него наличие:

  • Правоустанавливающих документов на землю;
  • Разрешение на строительство;
  • Разрешение на ввод в эксплуатацию;
  • Технические условия на подключение коммуникаций;

Этот минимум разрешительной документации гарантирует вам, что дом является законным строением. С высокой долей вероятности можно утверждать, что проблем с эксплуатацией такого дома не возникнет. 

Управление многоквартирным домом от застройщика до выбора способа управления

Нередко на практике управляющие компании сталкиваются с такой ситуацией, что новый многоквартирный дом только введён в эксплуатацию, а им должен кто-то управлять. Возникает вопрос, как осуществляется управление МКД от застройщика, пока собственниками не выбран способ управления этим домом?

Определение субъекта управления МКД

После ввода МКД в эксплуатацию одним из приоритетных правовых вопросов является определение субъекта управления многоквартирным домом. Иначе говоря, нужно определить, кто будет управлять многоквартирным домом, введённым в эксплуатацию.

Сложностью в ситуации является то, что на момент ввода МКД в эксплуатацию и некоторое время спустя не все жилые и нежилые помещения находятся в собственности.

Поэтому не представляется возможным де-юре и де-факто провести общее собрание собственников для выбора способа управления МКД.

В ситуации, когда собственность в МКД зарегистрирована далеко не на все помещения, следует обратиться к нормам жилищного законодательства. Если обрисовать ситуацию вкратце, то схема действия такова.

Сначала застройщик получает разрешение на ввод дома в эксплуатацию.

Затем в течение 5 дней с этого момента он по своему усмотрению выбирает УК, с которой на 3 месяца заключает договор управления.

В это же время в течение 20 дней с момента ввода МКД в эксплуатацию орган местного самоуправления извещает о выставлении дома на открытый конкурс по выбору УК.

В течение 40 дней с уведомления о мероприятии орган местного самоуправления должен провести этот конкурс и информировать всех дольщиков о его результатах в течение 10 дней со дня его завершения.

Далее уже избранная по итогам открытого конкурса УК начинает управлять данным домом и заключает договоры управления с жильцами после регистрации ими права собственности на помещения в данном доме.

Таким образом, жилищное законодательство узаконило возможность не проводить общее собрание собственников для выбора способа управления МКД, а застройщику — заключить договор на управление МКД с выбранной им УК. А теперь рассмотрим эту схему подробно и по-порядку.

Новостройку сдали, не подключив к коммуникациям. Что делать?Как управлять многоквартирными домами-новостройками.

Управление МКД после ввода в эксплуатацию

До введения лицензирования УК застройщик мог сразу после ввода МКД в эксплуатацию заключить договор управления с управляющей компанией или управлять домом самостоятельно до заключения соответствующих договоров с избранной по итогам открытого конкурса управляющей компанией. Открытый конкурс, напоминаем, проводится органом местного самоуправления.

При этом лицензирование не внесло каких-то существенных коррективов в этой области и не лишило застройщика права выбора управляющей компании. До заключения договора управления МКД между застройщиком (п.6 ч.2 ст.

153 ЖК РФ) и УК, выбранной по результатам открытого конкурса, управление домом осуществляется управляющей компанией, с которой застройщик должен заключить договор управления не позднее чем через 5 дней со дня получения разрешения на ввод в эксплуатацию дома (ч.14 ст.161 ЖК РФ).

После ввода МКД в эксплуатацию органы местного самоуправления должны провести открытый конкурс по выбору УК для управления многоквартирным домом, если в течение года до дня проведения конкурса собственники не выбрали способ его управления или принятое жильцами решение не реализовано (ч.4 ст.161 ЖК РФ).

Таким образом, после ввода МКД в эксплуатацию и до проведения открытого конкурса по выбору УК застройщик вправе заключить договор с любой управляющей компанией по своему усмотрению.

Выбранная застройщиком УК будет осуществлять управление домом, пока МКД не будет выставлен на открытый конкурс или собственники не выберут на общем собрании другую управляющую компанию или иной способ управления.

В данном случае управляющая компания будет выступать в роли подрядчика у застройщика. Данная УК должна заключить договоры с РСО на основании акта ввода МКД в эксплуатацию (ПП РФ №124 от 14.02.2012). Застройщик после сдачи МКД в эксплуатацию должен платить УК за жилое помещение и коммунальные услуги (ст.153 ЖК РФ).

Если же застройщик сам осуществляет управление МКД без заключения договора управления с УК, то плата за жилое помещение и коммунальные услуги вносится дольщиками, принявшими помещения от застройщика по передаточному акту, с момента его передачи (п.6 ч.2 ст.153 ЖК РФ, п.7.3 ч.2 ст.155 ЖК РФ).

Основные условия договора управления МКД.

Должен ли застройщик учитывать мнение дольщиков при выборе УК?

На самом деле нет, поскольку застройщик не обязан считаться с мнением дольщиков в выборе управляющей компании. Данные лица до регистрации права собственности на жильё не имеют права высказывать своё мнение по вопросам управления МКД. Решение о выборе способа управления домом принимается исключительно собственниками помещений в МКД (ч.2 ст.161 ЖК РФ).

Основаниями для возникновения у застройщика права на заключение договора управления МКД с УК являются устав, разрешение на ввод дома в эксплуатацию и решение органа управления застройщика, уполномоченного на принятие соответствующих решений (Приказ Минстроя РФ №411/пр от 31.07.2014 года). Поэтому решение о заключении договора управления МКД и выборе конкретной УК может приниматься застройщиком единолично и по своему усмотрению.

Кому принадлежат внешние инженерные сети, построенные на деньги дольщиков?

Федеральный закон от 30.12.

2004 N 214-ФЗ «Об участии в долевом строительстве многоквартирных домов и иных объектов недвижимости и о внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации», разрешает Застройщику за счет денежных средств дольщиков возводить внешние инженерные сети в границах земельного участка, выделенного под строительство. При этом закон ничего не говорит о том, кому эти инженерные сети принадлежат после ввода здания в эксплуатацию.

  • Проблемная недвижимость
  • После окончания строительства застройщики часто сталкиваются с вопросом, что делать с построенными коммуникациями, расположенными в границах земельного участка, выделенного под строительство.
  • ·         Может ли Застройщик передать инженерные сети в управление управляющей компании?
  • ·         Вправе ли Застройщик передать инженерные сети в аренду или собственность ресурсоснабжающей организации?
  • ·         Должны ли начисляться налоги при передаче инженерных сетей в собственность ресурсоснабжающих организаций?

Это только часть вопросов, на которые должен ответить застройщик, решая судьбу оставшихся у него на балансе инженерных сетей. Ответ зависит от того, кто является собственником построенных сетей. А с этим ясности как раз и нет.

Когда общие сети не являются общедомовым имуществом

Как правило, дольщики становятся собственниками инженерных сетей в силу закона. Статья 36 Жилищного Кодекса РФ, Правила содержания общего имущества в многоквартирном доме, утв. Постановлением Правительства РФ от 13.08.

2006 N 491 устанавливают перечень имущества, которое в сиу закона является общим имуществом всех собственников дома.

В частности, к такому имуществу относятся трансформаторные подстанции, тепловые пункты и наружные сети, которые обслуживают более одного помещения в одном доме.

Сложности с трактовкой этих норм возникают, когда к трансформаторным подстанциям, тепловым пунктам, ливневой канализации и другим объектам подключены сразу несколько домов. Будут ли такие объекты обладать статусом общего имущества в силу закона?

Из судебной практики следует однозначный вывод: нет, не будут.

Показательным в этом отношении является Постановление Президиума ВАС РФ от 15.12.2009 N 14801/08 по делу N А72-5489/06-22/219. В этом деле суд столкнулся с ситуацией, когда через подвал одного дома к другому дому проходила транзитная труба отопления.

Собственники первого дома утверждали, что они являются и собственниками транзитной трубы, поскольку она расположена в их подвале и отапливает, в том числе, их дом.

Собственники второго здания возражали, что не имеет значения чей подвал, на статус трубы это не влияет.

Высший Арбитражный суд РФ рассмотрел дело и ответил, что правы собственники второго здания.

Читайте также:  В Екатеринбурге вместо экспоцентра построят квартал многоэтажек

По смыслу пунктов 5, 6 Правил содержания имущества тепловые сети, обеспечивающие не только внутридомовую систему отопления, но и систему за ее пределами, не могут включаться в состав общего имущества граждан, проживающих в многоквартирном доме.

Часть подвальных тепловых сетей, которая осуществляет теплоснабжение, как жилого дома, так и отдельного здания за пределами дома, не может быть отнесена к общему имуществу.

Отсюда следует интересный вывод: инженерные сети, построенные на деньги дольщиков, но обслуживающие больше одного дома, не являются общим имуществом.

Бесхозное имущество в нагрузку муниципалитету

У застройщиков часто возникает желание передать построенные инженерные сети муниципалитету. В некоторых случаях это допустимо и даже является обязанностью застройщика. Инженерные сети должны быть переданы органам местного самоуправления в следующих случаях:

·         По договору о развитии застроенной территории, если это предусмотрено договором (пункт 2 часть 4 статьи 46.2. Градостроительного Кодекса РФ);

·         По договору о комплексном освоении территории, если это предусмотрено договором (пункт 2 часть 6 статьи 46.4 Градостроительного Кодекса РФ);

·         В соответствии с постановлением правительства Москвы от 22 августа 2000 г. № 660 «О порядке приемки объектов инженерного и коммунального назначения в собственность города Москвы»;

·         В Пункте 7 Постановления Правительства РФ от 13.02.

2006 N 83 «Об утверждении Правил определения и предоставления технических условий подключения объекта капитального строительства к сетям инженерно-технического обеспечения и Правил подключения объекта капитального строительства к сетям инженерно-технического обеспечения», правительство рекомендовало органам местного самоуправления принимать созданные за счет правообладателя земельного участка за пределами границ земельного участка сети инженерно-технического обеспечения в муниципальную (государственную) собственность. Однако это право, а не обязанность муниципалитета, которое ко всему прочему не касается инженерных сетей, созданных внутри земельного участка.

Как видно перечень является достаточно ограниченным. Это заставляет заинтересованных лиц ухищряется, и пытаться передать наружные сети муниципалитету, как бесхозное имущество на основании статьи 225 ГК РФ.

Интересна позиция, изложенная в Постановлении Арбитражного суда Дальневосточного округа от 19 мая 2015 г. по делу № А73-11133/2014.

В этом деле суд пришел к выводу, что наружные инженерные сети, не являющиеся общим имуществом, пусть даже и созданные при строительстве здания, не являются имуществом дольщиков.

Суд фактически признал такие сети бесхозные, но указал, что у Мэрии отсутствует обязанность принять такие сети себе на учет.

Сославшись на нормы пунктов 5, 6 статьи 8 Федерального закона от 07.12.

2011 N 416-ФЗ «О водоснабжении и водоотведении» суд отметил, что ресурсоснабжающии организации вправе эксплуатировать бесхозяйные объекты централизованных систем холодного водоснабжения и (или) водоотведения, а также определяют порядок учета понесенных в этой связи расходов. Поэтому урегулировать статус наружных сетей должны между собой ресурсоснабжающия организация и муниципалитет. Собственников дома эти отношения волновать не должны.

Такая позиция напоминает страуса, прячущего голову в песок. Она позволяет решить проблему с практической точки зрения, но с правовой не выдерживает критики. Если инженерные сети кто-то построил, значит, у них есть собственник. И суд должен был решить, кто им является.

Бремя застройщика

В соответствии со статьей 218 Гражданского Кодекса РФ, право собственности на новую вещь, изготовленную или созданную лицом для себя с соблюдением закона и иных правовых актов, приобретается этим лицом.

Застройщик заинтересован в строительстве наружных инженерных сетей и обладает правом аренды или собственности на участок, предоставленный под строительство. Исходя из этих позиций, застройщик может быть признан собственником инженерных сетей.

Это дает определенные преимущества для дальнейшего оборота инженерных сетей, у которых появляется единый собственник, который следит за их состоянием; при необходимости дает разрешение на подключение к ним; не возлагает на собственников помещений в многоквартирных домах дополнительных расходов на содержание.

Интересным является вывод, изложенный в Постановлении Президиума Красноярского краевого суда от 26.06.2018 по делу N 44Г-71/2018, 44Г-72/2018. Суд стал дословно толковать договор долевого участия, согласно которому предметом договора, являлась квартира в доме, но не трансформаторная подстанция.

Суд учел, что трансформаторная подстанция входит в комплекс электроустановки, обеспечивающей электроснабжение микрорайона по кольцевой сети, т.е. не является общим имуществом.

На основании этого суд признал, что у дольщиков отсутствуют права на трансформаторную подстанцию, собственников которой является застройщик.

Против такого подхода есть ряд возражений:

1.                             Земельный участок после завершения строительства отходит дольщикам. Из этого правила есть исключения, когда земельный участок, например, выделяется именно под строительство трансформаторной подстанции; 

2.                             Инженерные сети могут строиться за счет дольщиков. Передача таких инженерных сетей застройщику можно рассматривать как своеобразное дарение денежных средств;

3.                             Застройщик строит инженерные сети не для их дальнейшей эксплуатации. В некоторых случаях застройщики создают дочерние компании, которые в дальнейшем обслуживают дома, возведенные застройщиком.

Если застройщик не собирается обслуживать дома ни сам, ни через подконтрольную управляющую компанию, то насколько оправдано возлагать на него бремя содержания инженерных коммуникаций, которые нужны собственникам помещений в доме.

Для многих застройщиков инженерные коммуникации являются бременем, которое они не хотят возлагать на себя.

Общее имущество собственников нескольких домов

Мы вернулись к тому, с чего начали – могут ли собственниками общих инженерных сетей являться дольщики всех домов, которые к этим инженерным сетям подключены? Если дома два, то дольщики двух домов владеют и принадлежат этими инженерными сетями. Если дома три, то дольщики трех домов владеют сетями. А если у вас ливневая канализация обслуживает десять домов, то значит все десять тысяч жителей и являются собственниками этой ливневой канализации.

Такой вывод плавно вытекает из статьи 18.1 закона о долевом участии. Согласно указанной норме объекты социальной структуры, обслуживающие несколько домов, могут по соглашению быть переданы в долевую собственность всем собственникам.

Конечно, в первую очередь закон под объектами социальной инфраструктуры понимает школы, детские сады, поликлиники, хотя вопрос о возможности передачи таких объектов дольщикам вызывает еще больше вопросов.

Но, представляется, что к ним могут быть отнесены и трансформаторные подстанции, и другие инженерные сети, и даже дороги.

Для применения статьи 18.1. существует ряд условий. Как минимум должно быть заключено соответствующее соглашение с дольщиком. О фактах подписания таких соглашений мне неизвестно.

Можно настаивать на том, что несоблюдение застройщиком обязанности заключить соответствующие договоры с дольщиком, не лишает последних права собственности на инженерные сети, созданные на их земельном участке, за их счет и для их нужд.

На моей практики был случай, когда застройщик принял решение передать на баланс управляющей компании трансформаторную подстанцию, как общее имущество всех дольщиков, руководствуясь именно тем, что построена она была за счет средств дольщиков нескольких домов. Особенность гражданского оборота инженерных сетей и линейных объектов позволили это сделать без государственной регистрации права собственности.

Вот только нужна ли такая «радость» в виде регистрации права собственности самим дольщикам? После регистрации дольщики становятся собственником самостоятельного объекта недвижимости. Это не общее имущество, которое следует судьбе основной вещи.

Если собственник продал квартиру, то он должен продать одну тысячную доли в праве собственности на трансформаторную подстанцию с соблюдением преимущественное право покупки другими дольщиками. Процедуру можно обойти, подарив долю новому собственнику.

Оплатить дополнительную государственную пошлину и уговорить нового собственника принять «подарок» придется в любом случае. Обороноспособность квартиры усложняется. 

Дальше возникает еще больше вопросов. Вы дольщик, и хотите, чтобы трансформаторную подстанцию обслуживала управляющая компания? Соберите общее собрание собственников всех домов. Хорошо, если будет одна управляющая компания на несколько домов.

Можно собрать подписи о передачи объектов инфраструктуры в аренду ресурсоснабжающих организаций, если они не против, но вот кто будет подписывать такой договор от имени собственников? Еще хуже, если,  вам надо будет присоединиться к ливневой канализации, у которой десять тысяч собственников.

Для этого надо будет собрать подписи не менее, чем у двух третей из них.

Тут уж уместно создавать отдельную администрацию, которая будет обслуживать отдельные инженерные сети. Департамент по обслуживанию трансформаторной подстанции. Департамент по обслуживанию велосипедных дорожек.

Народные органы местного самоуправления, которые начнут дублировать функции органов местного самоуправления с местечковым размахом. Над этим можно было бы смеяться, если бы за этой иронией не было реальной проблемы.

Неутешительные выводы

Сегодня существует целый пласт отношений в сфере градостроительства и коммунального обслуживания, находящийся в поле правовой неопределенности. Огромные количества инженерных сетей с неясным статусом, которые могут выходить из строя, требуют ремонта, нуждаются в использовании для подключения к ним новых домов и зданий.

И такая же неопределенная судебная практика, которая не знает, что с этими инженерными сетями делать, предлагая каждый раз новые варианты. Стабильность и определенность гражданского оборота требует окончательного решения этого вопроса, которые будет учитывать интересы всех сторон и не создавать неоправданных трудностей в распоряжении и пользовании инженерными сетями.

Если есть имущество, должен быть и собственник.

Заселились в несданный дом? Получите штраф! — Недвижимость в Санкт-Петербурге на Living.ru

В России принят закон об увеличении штрафов за эксплуатацию несданных домов. Согласно вступившим в силу поправкам, максимальный размер штрафа увеличен до 1 млн руб.

Тем временем некоторые застройщики предлагают дольщикам принять квартиру в несданном доме по предварительному акту и даже начать делать ремонт.

Читайте также:  Страхование строительства могут переложить на плечи дольщиков

Чем грозит нововведение собственникам жилья и стоит ли идти на поводу у компании и заселяться в дом без разрешительной документации, выяснил LIVING.

Предварительные просмотры квартир, организованные застройщиками в еще не сданных домах, – известная практика на рынке новостроек.

Компании призывают к пониманию – где-то что-то не успели доделать, а Госкомиссия выставила список замечаний для устранения, в то же время каждый день просрочки – это неустойка, которую дольщики научились отсуживать у застройщиков «на раз-два-три».

Обычно в компаниях аргументируют: «Вы пока осмотрите квартиру, подпишете акт предварительной приемки, начните делать ремонт, а мы тем временем получим заключение на ввод в эксплуатацию».

Понятно, что оформить жилье в собственность невозможно без документа о разрешении на ввод дома в эксплуатацию.

Поэтому дольщики какое-то время не смогут зарегистрировать на себя жилье, кроме того, лишатся возможности получить неустойку за просрочку передачи квартиры, т.к.

застройщик, как правило, вместе с предварительным актом просмотра настаивает на подписи под фразой – «Финансовых претензий не имею».

С сегодняшнего дня, помимо этого, дольщикам грозит еще и штраф – от 2 тыс. до 5 тыс. руб. Именно такие меры прописаны в новом законе 222-ФЗ за эксплуатацию жилого дома, не имеющего разрешение на ввод. Принятый депутатами Госдумы, одобренный Советом Федерации и подписанный главой государства закон вступает в юридическую силу 6-го августа.

Следить за тем, какие новостройки были заселены без разрешительной документации, входит в обязанности Госстройнадзора. Размер же штрафов за заселение не введенных в эксплуатацию домов прописан в ч. 5 ст. 9.5 КоАП. По действовавшим ранее нормам граждан могли оштрафовать на 1 тыс. руб., для должностных лиц штраф составлял 2 тыс. руб., а для юрлиц – 20 тыс. руб.

Теперь, федеральным законом 222-ФЗ в ч. 5 ст. 9.5 КоАП внесены изменения. Согласно поправкам, штрафы за эксплуатацию несданных домов увеличены для всех категорий лиц. Гражданам придется заплатить штраф от 2 тыс. до 5 тыс. тыс.

руб., должностным лицам – от 20 тыс. до 50 тыс. руб., юридическим лицам – от 500 тыс. до 1 млн руб. Таким образом, максимальный размер штрафа для граждан вырос в 5 раз, для должностных лиц – в 25 раз, а для юрлиц – в 50 раз.

Так, за прошлый год Госстройнадзор Санкт-Петербурга привлек к административной ответственности одно должностное и шесть юридических лиц, эксплуатировавших здания без разрешения на ввод. «Общая сумма взысканных штрафов составила 121 500 рублей», – рассказали в пресс-службе ведомства.

В этом году инспекторы Госстройнадзора привлекли к ответственности одно физическое, одно должностное и одно юридическое лицо, общая сумма взысканных штрафов составила 24 000 рублей.

Нужен ли закон?

По словам юриста Павла Крюкова, специализирующегося на профессиональной юридической помощи дольщикам Санкт-Петербурга, цель 222-ФЗ – ужесточить наказание за ввод объектов с нарушением закона с тем, чтобы исключить риски наступления неблагоприятных последствий.

«Законом 222-ФЗ изменяется размер административной ответственности. Она увеличивается.

Если застройщик будет знать, что наказание неумолимо и существенно, то возможно не станет нарушать закон, – комментирует Павел Крюков, замечая при этом, что существующие механизмы не изменяются.

– Имеет ли значение размер штрафа, без действенных механизмов борьбы с такими нарушениями (я не только про карательные меры)? На мой взгляд, нет. А так это или нет – покажет правоприменительная практика».

Сопредседатель Оргкомитета конкурса «Доверие потребителя» рынка недвижимости СПб и ЛО Олег Островский в свою очередь считает нововведения не особенно актуальными, тем более в условиях перехода к проектному финансированию.

«В новых условиях застройщики экономически заинтересованы в строгом соблюдении графика строительства и скорейшей передаче квартир дольщикам.

Поэтому никакого дополнительного «административного ускорения» строительства застройщикам не нужно, – говорит эксперт, добавляя, – На деятельность подавляющего большинства застройщиков Санкт-Петербурга усиление ответственности за заселение дома до получения разрешения на ввод никакого влияния не окажет».

Однако в Госстройнадзоре Петербурга не разделяют мнение экспертов. «Большинство застройщиков, привлеченных к административной ответственности за 2018 и 2019 год, прекратили эксплуатацию и предприняли действия для легализации объектов.

Два застройщика обратились за разрешением на ввод объекта в эксплуатацию и получили его, два застройщика обратились с уведомлением об окончании строительства и теперь устраняют замечания надзорного ведомства после итоговой проверки, один застройщик обратился за продлением разрешения на строительство, два застройщика прекратили эксплуатацию и законсервировали объекты», – рассказали в пресс-службе ведомства.

Практики минувших лет

В прошлые годы, по словам Олега Островского, практика заселения в несданные дома была характерной для недобросовестных застройщиков: «Иногда, застройщики, существенно нарушившие сроки передачи объектов долевого строительства, шли навстречу особо активным и нуждающимся в жилье дольщикам и разрешали им вселиться в дом, не получивший разрешение на ввод в эксплуатацию».

На памяти Олега Борисовича заселение несданных домов малоэтажного квартала «Никитинская усадьба» в Коломягах. Застройщик Северо-Западная строительная корпорация (СЗСК) передавал дольщикам квартиры, не получив разрешения на ввод.

«Отдельные дольщики даже получили с помощью судебных решений свидетельство о собственности на такие квартиры (ранее такое было возможно). Но, в целом, на ситуацию это не повлияло, – вспоминает Олег Островский.

– Предъявленные органами исполнительной власти иски о признании таких построек самовольными были удовлетворены.

В лучшем случае по некоторым из таких домов были заключены мировые соглашения, по которым застройщик обязан привести их в соответствие с нормативными требованиями (как правило, это означает, как минимум, понижение этажности). В худшем – их обязаны снести».

В качестве еще одного примера эксперт привел ЖК «Идеал» от строительной компании «Импульс» на Красносельском шоссе, 55 в Пушкине.

Пригласив дольщиков на заселение, застройщик пытался таким образом воздействовать на органы исполнительной власти и получить разрешение на ввод еще не готового к эксплуатации многоквартирного дома. И это при том, что в доме были серьезные проблемы, в частности, с электро- и водоснабжением.

Несколько лет здание снабжали электроэнергией от дизель-генераторов, и люди жили в несданном доме. Однако объект не получал разрешения на ввод, пока застройщик не устранил замечания, выявленные Госстройнадзором.

ЖК «Черничная поляна» в августе 2015-го. Источник: vk.com/ukki_info

В Ленобласти самый известный пример заселения несданных домов – ЖК «Черничная поляна» от IMD Group. Восемь домов первой очереди на 356 квартир в сумме были построены еще в 2013-м, но из-за проблем с коммуникациями Госстройнадзор одобрил их ввод только весной 2018-го. Четыре дома второй очереди ЖК, рассчитанные еще на 234 квартиры, до сих пор не достроены.

По воспоминаниям пайщика первой очереди «Черничной поляны» Михаила, никому из заселившихся в несданные дома штрафов платить не пришлось. «Все понимали, что живут на птичьих правах. И администрация тоже не трогала, по большому счету.

Дома были в полной боевой готовности, единственное – люди прописаться не могли», – прокомментировал LIVING’у Михаил. В будущем, по мнению пайщика, из-за увеличения штрафов застройщики просто не будут разрешать вселяться в несданные дома.

Почему нельзя заселяться в несданный дом?

По замечанию Олега Островского, в 214-ФЗ четко определено, что застройщик может передать объект долевого строительства дольщику только после получения разрешения на ввод дома в эксплуатацию. Именно этот документ означает, что дом построен в соответствии с техническими требованиями и проектом и готов к проживанию людей.

Получение же дольщиком ключей и вселение в квартиру возможно только после подписания им и застройщиком передаточного акта или иного документа о передаче объекта долевого строительства. Обычно с даты получения разрешения на ввод до передачи квартиры проходит несколько месяцев, а иногда и больше, поэтому эксперты советуют внимательно смотреть условия ДДУ.

Фото с приемки в ЖК «Алфавит»

Если застройщик не успевает передать квартиру в обозначенные сроки, он начинает приглашать дольщиков на предварительные осмотры и приемки, не получив разрешения на ввод дома.

Таким образом застройщики пытаются заранее определить замечания дольщиков по квартирам, чтобы устранить их к моменту получения разрешения.

«Также это может делаться с целью минимизации своей ответственности за нарушение сроков передачи квартиры», – поясняет юрист Павел Крюков, которому доводилось сталкиваться с подобной практикой.

С так называемыми предварительными приемками квартир несколько раз столкнулся и LIVING. К примеру, съемочная группа выезжала на осмотр жилья в несданной секции ЖК «Алфавит» и в ЖК «Босфор».

Причины, по которым застройщики не могут получить разрешение на ввод, не всегда сводятся к качеству строительства. В разрешении на ввод может быть отказано также из-за неправильного оформления документов или других моментов.

Но в любом случае, пока дом не введен в эксплуатацию, он является строительной площадкой, где нахождение посторонних лиц категорически запрещено.

При этом не введенного в эксплуатацию дома, как и конкретных квартир, не существует юридически.

Фото с приемки в ЖК «Босфор»

Ответственность за нарушения закона несут застройщик и генеральный подрядчик. И, если на территории заселенного, но не сданного дома, произошло ЧП, пострадавший может рассчитывать на компенсацию причиненного ему ущерба.

«А если причинен вред здоровью, то и на возмещение вреда здоровью, – поясняет Павел Крюков. – При этом необходимо будет доказать, что ущерб пострадавшему причинен именно в результате незаконного заселения в дом.

Указанные требования нужно заявлять к причинителям вреда – застройщику и его сотрудникам».

Оставьте комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *