Мне очень часто в х приводят примеры разрушенных заводов. Чаще всего ЗИЛ и АЗЛК. И если с ЗИЛ все понятно — и на месте бывшего гиганта сейчас идет жилищное строительство. Но пример АЗЛК тут лишний: вот бы так «разрушали» другие заводы.
То что завода АЗЛК сегодня не существует, для меня вполне закономерное следствие. Было бы странно, если бы этот завод до сих пор существовал. Просто потому, что так уж получилось, что моя семья одно время владела автомобилем «Москвич» 2141. Когда мы его купили, радости было полные штаны.
Просторный, комфортный по тем временам. Но уже скоро радость сменилась разочарованием — очень низкое качество, постоянно что-то ломалось. И хотя автомобиль еще советских времен, 88 года выпуска, уже тогда были серьезные проблемы с качеством.
Поездив пару лет, отец его продал, забыл как страшный сон, и купил ВАЗ 2109. Я сел за руль, как сейчас помню, и даже я, неопытный мальчишка, был в восторге. Машина ехала туда, куда я крутил руль, в отличии от 2141! Быстро, без раздумий. Ну и качество просто отменное.
Машина только у нас прошла 250 тыс, без капитального ремонта двигателя! При том что она была того же 88 года выпуска. И почти ничего не ломалось.
Но то что завод АЗЛК начал выпускать в 90-е, это вообще ни в какие ворота не лезет. Одного «Ивана Калиту» вспомнить, оторопь берет.
Поэтому, несмотря на поддержку Лужкова, кончина завода была совершенно закономерным итогом.
Но территорию завода постигла другая участь, не то что ЗИЛ. Достаточно быстро часть завода купила компания Рено, и наладила там производство ставшего популярным тогда Рено Логан.
Постепенно наращивая производство, и повышая локализацию, компания вышла на производство 180 тысяч автомобилей в год. Производство Рено вполне сопоставимо с тем что там было в бытность АЗЛК.
Даже по локализации, ведь АЗЛК никогда не имел, например, своего производства двигателей. Поэтому автомобильное производство осталось на территории завода. Но и это еще не все.
Современное оборудование, которое применила Рено, позволило задействовать лишь часть цехов завода, при сравнимых объемах производства. Рено заняла примерно половину завода АЗЛК, остальная часть, включая бывший главный сборочный корпус, простаивала.
Казалось бы простое решение — снести и отдать под застройку, земля же там дорогущая. Но власти Москвы решили иначе. Они решили сохранить там промышленность.
В июле 2010 года на месте АЗЛК Правительством Москвы была создана Территория инновационного развития «Москвич» (ТИР «Москвич»). Позже, этой территории был присвоен статус «Технополиса» и закреплено название «Москва».
А в апреле 2017 года в этих корпусах была организована одна из площадок Особой экономической зоны «Технополис „Москва“».
Сегодня бывшие здания завода АЗЛК отремонтированы, а внутри размещено несколько производств.
На сегодняшний день задействована почти вся территория бывшего АЗЛК. В технополисе работают сразу несколько заводов, например здесь есть и микроэлектронное производство «Крокус наноэлектроника», где, в числе прочего, освоен выпуск микросхем энергонезависимой резистивной (ReRAM) памяти. Это первое в России производство микроэлектроники на пластинах 300 мм. Технологические нормы 90/65 нм.
Другое микроэлектронное производство — компания «Маппер» занимается контрактным производством различных МЭМС-датчиков (акселерометры, гироскопы и т.д.).
- «Сенсор» производит первичные преобразователи и тензодатчики давления для общепромышленного и специального назначения на базе собственных запатентованных технологий чувствительных элементов.
- В Технополисе сразу несколько компаний заняты производством композитных материалов: Нанотехнологический центр композитов (НЦК), UMATEX (РОСАТОМ), ХК «Композит» и другие.
- На территории бывшего АЗЛК налажено производство режущего инструмента — Компания Микробор – крупнейший в РФ производитель режущего инструмента из сверхтвёрдых композиционных материалов и один из немногих в мире производителей полного цикла.
И это только некоторые. Всего в Технополисе «Москва» работают более 140 компаний (не только на площадке бывшего АЗЛК). Вот поэтому я хочу еще раз повторить свою мысль: вот бы так «разрушали» другие заводы.
https://zen.yandex.ru/media/sdelanounas.ru
«Мы отставали на 20 лет». Как делали «Москвичи» :
Прошло уже 12 лет: в декабре 2006-го на аукционе распродали имущество легендарного завода АЗЛК, а еще через несколько дней ОАО «Москвич» прекратило свое существование.
Лев Наумович Железняков пришел на предприятие конструктором, а позже стал заместителем директора Музея АЗЛК. В общей сложности он проработал на предприятии почти 30 лет. И ему есть что рассказать.
— С 1975 по 1993 год вы работали на АЗЛК. Какие требования предъявлял завод к специалистам такого уровня и насколько сложно было попасть на эту должность?
— Попасть на завод в те годы было не так сложно, как может показаться. В первую очередь необходимо было высшее образование по специальности, и далее выпускники попадали на предприятия по распределению.
В 1975-м я попал на практику, а спустя год меня взяли уже на постоянную должность в конструкторский отдел.
Естественно, я работал под началом и руководством ведущего конструктора, начальника бюро, главного конструктора.
Шогин Александр / Фотохроника ТАСС
По сути, этот отдел играет самую важную роль в производстве: каждое отдельное бюро разрабатывает свой узел (коробку, руль, интерьер, механику), а бюро общей компоновки соединяет все в один большой узел, то есть автомобиль.
Компоновка машины — это огромная чертежная доска, на которой автомобиль вычерчивается в натуральную величину.
Когда инженеры вносили в чертежи определенный агрегат, нужно было вписать его в общую конструкцию автомобиля, чтобы ни один узел ни с каким другим не пересекался.
— Были ли у работников завода какие-то преимущества для того, чтобы встать в очередь на получение автомобиля?
— Проблем с приобретением автомобиля почти не было. Когда я пришел, еще не было налажено массовое производство 41-го «Москвича». На конвейере стоял еще 2140, и в стране все еще наблюдался автомобильный дефицит.
Тогда я был еще молодым конструктором, и у меня денег не было, чтобы приобрести автомобиль. Может, кто-то из работников с более высокой зарплатой и мог себе позволить купить его, но я на своем уровне не мог. Зарплата у меня была 125 руб.
, у начальника бюро — 160–170, у ведущего конструктора — 135 рублей. На жизнь мне в то время хватало, но на автомобиль — нет.
Хухлаев Валентин / ИТАР-ТАСС
Получить машину мне удалось лишь много лет спустя, в середине 1990-х. Получилось так, что я взял в кредит 2141, который стоил 13 тыс. рублей до деноминации. Потом, когда зарплата уже была в миллионах, я все равно платил 40 руб. в месяц, так как договоры были подписаны по тем деньгам, по старым.
— Многие привыкли критиковать весь советский автопром, утверждая, что он целиком построен на заимствованиях с Запада. Вы, как конструктор, можете сказать, как обстояли дела на самом деле?
— Конечно, разработки велись с оглядкой на передовой автопром того времени, завод закупал иностранные автомобили-аналоги, проводил совместные испытания отечественных и западных образцов.
Однако потом вставала задача привести их разработки к возможности советских технологий.
Для наших инженеров не было проблемой придумать узел, найти интересное решение, но все упиралось в технологическую цепочку.
Шогин Александр / Фотохроника ТАСС
Как правило, на главном заводе был специальный технолог, который отталкивался в первую очередь от возможностей оборудования, прежде чем пустить модель в производство. Бывало так, что вашу задумку на нашем заводе изготовить невозможно, а купить специальный станок для ее воплощения он не мог себе позволить.
Завод не всегда имел достаточно средств для приобретения оборудования любого типа, бюджет всегда спускали сверху, что, безусловно, ограничивало конструкторов довольно жесткими рамками. В основном закупки нового оборудования осуществлялись, только если старое подлежало замене и когда на конвейер вставала новая модель.
Некоторые станки работали у нас еще с послевоенных времен.
— То есть еще те, которые штамповали Москвич-400 (выпускался с 1946 по 1954 г.)?
— Ну да, правда, штампов не было, но станки, которые изготавливали шестерни и тому подобное, могли быть старые. Станки эти могли быть немецкие — еще те, которые были получены после войны по репарациям. Возможно, даже те, которые участвовали в сборке старых «Опелей».
— К слову, о немецком качестве: приглашались на завод какие-либо специалисты из-за рубежа или все проектировали сами?
— Нет, все сами. Разумеется, в некотором смысле это замедляло процесс производства. Разработка автомобиля могла идти на протяжении пяти или даже десяти лет.
Прежде чем внедрить какие-то инновации, сначала изготавливали опытный образец, устанавливали его на так называемый носитель (то есть автомобиль, который уже находился в эксплуатации), далее проводили десятки тестов, чтобы проверить надежность данного агрегата, и только после этого могли рекомендовать его к установке на новый автомобиль.
– «Москвичи-412» успешно участвовали в гонках. Причем это были самые обычные машины с незначительными изменениями…
— Ну, не совсем обычные, все-таки они были подготовленные, участвовали в дальних пробегах. Очень многое при этом зависело от водителей, от команды. Как раз командный дух у нас был очень сильный. Многие участники тех рейдов выступали самостоятельно, но наша команда держалась командой. 1968 год… знаменитое ралли из Лондона в Сидней.
— При производстве таких автомобилей учитывалось, что они будет участвовать в ралли?
— Нет, изначально это был нулевой автомобиль, без тюнинга. Единственное отличие заключалось в том, что его тестирование проходило в условиях спортивного использования.
Именно для этих целей почти каждый завод имел свою спортивную команду.
Это имело практический смысл и с точки зрения производства: если во время гонок выявлялись какие-то дефекты, инженеры вносили изменения в основную конструкцию.
— Иными словами, можно было взять с конвейера любой «Москвич», слегка доработать и…
— Разумеется, сборка должна была быть более тщательная, но по сути все верно. Машины брались с конвейера, потом тщательно перебирались. Детали, которые внушали какие-то сомнения, менялись, слабые — усиливались. Конечно, после такого тюнинга его уже нельзя было в полном смысле слова назвать автомобилем с конвейера, однако основа оставалась прежней.
Рынок «Садовод» закроют окончательно — в 2022 году на его месте появится гигантский торговый центр
Интересно, как это отразится на жизни района, которая сейчас во многом завязана на жизнь этого рынка — правопреемника Черкизона.
Приметы прошлой жизни стираются из нашей действительности — как палатки сменили оптовые рынки, так теперь «торговые центры», наследующие Черкизовскому рынку, неминуемо сменяют современные моллы.
«Садовод» на Верхних Полях (наряду с ТЦ «Москва»), в который переместились торговцы с Черкизона, уже давно собирались закрыть — об этом говорил даже мэр города. Но до сих пор разговоры были разговорами, а теперь «Ведомости» узнали, когда именно это произойдет.
Итак, в 2022 году на месте «Садовода» появится огромный (200 тыс. кв. м) торговый центр, по своим размерам сопоставимый с «Авиапарком». Его построят нынешние владельцы торгового рынка — группа компаний «Киевская площадь» (хозяева «Депо», «Фуд Сити», ТЦ «Европейский» и других знаковых объектов).
Понятно, что там ждут совсем других арендаторов, чем те, что есть сейчас — устроителей гастропространств, хозяев магазинов и торговых сетей.
При этом сейчас, пишут «РИА Новости», «Садовод» с его торговым комплексом, птичьим рынком, вещевой ярмаркой, рынком стройматериалов (всего около 2 тыс. точек) — один из самых больших рынков в Европе, который во многом определяет жизнь и визуальную среду и социальный состав района, где находится.
Здесь можно встретить немало объявлений и надписей иероглифами, а процент иногороднего и среднеазиатского населения едва ли не самый высокий в городе (подробнее об этом можно прочитать в материале автора «Москвич Mag» Никиты Аронова «Один день в Люблино: жизнь с Черкизоном»).
Понятно, что близость рынка влияет и на цены — недвижимость в этом районе дешевле, чем в более удаленных.
Совершенно очевидно, что смена рынка на большой торгово-развлекательный центр вызовет сильные перемены в окружающем районе — описанная в упомянутом материале ситуация начнет трансформироваться.
Интересно, насколько быстро здесь снова появится достаточно большое количество покупателей, чтобы сделать работу нового ТРЦ рентабельной. Но еще более интересно, куда денутся все те торговцы из Китая и Средней Азии.
Одной пока не закрытой «Москвы» на всех не хватит.
@sadtk.ru
новый торговый центррынок Садовод
На территории АЗЛК «Москвич» построят жилой комплекс
29.03.2018
К «Москвичу» подобрали ключи. Семь жилых высоток построят на территории АЗЛК
На территории АЗЛК «Москвич» построят жилой комплекс, состоящий из семи башен. Общая площадь составит около 150 тыс. кв. метров. Проект реализуют совместно группа «Метрополь» и MR Group.
Это часть работ по реорганизации площадки, входящей в промзону «Южный порт». Согласно планам столичной мэрии, всего там планируется возвести около 7,5 млн кв.
метров недвижимости, обеспеченной необходимой инфраструктурой.
На месте бывшего завода на Волгоградском проспекте MR Group совместно с группой «Метрополь» возведут жилой комплекс, состоящий из семи 30-этажных башен общей площадью 150 тыс. кв. метров.
Одним из главных преимуществ района является хорошая транспортная доступность – вблизи расположены станции метро «Волгоградский проспект» Таганско-Краснопресненской линии и Угрешская Московского центрального кольца, а также Третье транспортное кольцо.
Около 23 га земли и 15 бывших заводских зданий общей площадью почти 250 тыс. кв. метров уже внутри Третьего транспортного кольца принадлежат группе «Метрополь». Компания в 2006 году на торгах выкупила всю недвижимость банкротящегося завода у правительства Москвы. Позже часть зданий, среди которых был и Дом культуры «Москвич», компания продала правительству Москвы.
В 2007 году группа анонсировала планы по строительству на месте старых цехов 1,5 млн кв. метров, но из-за кризиса проект был заморожен. В 2013 году «Метрополь» обнародовал новые параметры, уменьшив объем до 640 тыс. кв. метров жилых и торгово-офисных площадей.
В проекте строительства жилого комплекса MR Group будет выступать fee-девелопером и отвечать за разработку концепции, управление строительством и продажами.
Рядом с будущим ЖК находится производственная площадка «Renault Россия» и технополис «Москва». По словам мэра Москвы Сергея Собянина, технополис «Москва» является специализированной территорией для развития инновационного производства и реализуется под его личным контролем.
Проект, созданный под началом «Стройэкспром», курирует департамент науки, промышленной политики и предпринимательства правительства Москвы. В технополисе создана вся необходимая инфраструктура для молодых инновационных компаний. «У нас есть пример успешной реорганизации промзоны – это технополис «Москва».
Еще несколько лет назад это была абсолютно неустроенная территория, на которой жили бродячие собаки, а сегодня здесь располагаются инновационные производства, в том числе и западных компаний», – отметил мэр. По его словам, «Южный порт» – это сотни гектаров промышленных территорий, находящихся в плачевном состоянии.
Пока они не приносят практически никакой прибыли, но могут пополнять городской бюджет.
В ближайшее время продолжится и развитие автомобильного кластера. По словам Сергея Собянина, промзона «Южный порт» известна жителям столицы благодаря заводу АЗЛК, который долгие годы выпускал легковые автомобили марки «Москвич».
История предприятия началась в 1929 году, когда завод имени Коммунистического интернационала молодежи (старое название) заключил с компанией «Форд» контракт на производство грузовиков и легковых машин.
Недавно на инвестиционном форуме в Сочи правительство Москвы и ЗАО «Рено Россия» подписали соглашение о продлении льгот на аренду земельных участков.
Как отметил мэр, это позволит компании привлечь инвестиции в новые технологии, оборудование, создание промышленных беспилот- ников-автомобилей, а также продолжить поставки машин на экспорт. Собянин добавил, что автомобильный кластер в Москве позволяет создавать рабочие места для жителей столицы.
Всего на месте промзоны «Южный порт» площадью 900 га в ходе реорганизации будет построено до 7,5 млн кв. метров различной недвижимости. Планируется, что здесь смогут жить 60 тысяч и работать до 80 тысяч человек.
Как ранее отмечал заместитель мэра Москвы по вопросам градостроительной политики и строительства Марат Хуснуллин, для этого территорию разобьют на квадраты. У воды построят жилье, вторая зона станет продолжением технополиса «Москва», в который войдут производственные площадки.
Общественная зона включит в себя прогулочные маршруты, парки, велодорожки. В офисном районе возведут около 6 млн кв. метров коммерческой недвижимости.
Для улучшения транспортной доступности городские власти рассматривают возможность строительства новой станции метро на Люблинско-Дмитровской ветке.
Как пояснил руководитель управления внеуличного транспорта Москомархитектуры Максим Васильев, работы предполагается вести за счет инвесторов.
Если их интересы совпадут с планами властей, дополнительная станция появится на перегоне между станциями «Кожуховская» и «Печатники».
Кроме того, непосредственно на территории промзоны планируется сеть местных дорог, которая будет интегрирована в общегородскую и связана с ТТК и Волгоградским проспектом. В конце прошлого года мэр Москвы уже открыл автодорожный путепровод через пути Курского направления МЖД на Южнопортовой улице, который обеспечил удобную транспортную связь между районами Печатники и Южнопортовый.
Одной из основных проблем данной промышленной зоны, как пояснили в департаменте науки, промышленной политики и предпринимательства, является наличие большого числа собственников – их более 200.
Для того чтобы организовать процесс редевелопмента, властям необходимо будет сначала договориться о том, какие компании примут участие в освоении территории и на каких условиях, а затем координировать их взаимодействие. комментарий
Юлиана Княжевская, председатель Москомархитектуры Все производственные и промышленные зоны города в его старых границах занимают 17 тыс. гектаров, это 17% его территории. Московские власти не стремятся выводить предприятий с территории Москвы.
Цель ставится другая – сохранить и развить высокотехнологичные производства, сферы IT, пищевой, фармацевтической и других видов промышленности.
Но при этом необходимо сделать эти районы города и сами предприятия современными, безопасными, комфортными, важно упорядочить их размещение в столице.
В город часто обращаются представители тех или иных производственных компаний, которые заинтересованы в модернизации, расширении. Недавние такие обращения были озвучены руководством одного из хлебозаводов, завода шампанских вин, предприятия по выпуску коньяка.
На существующих в городе промышленных территориях, а их насчитывается 208, много предприятий военной сферы, включая НИИ, так называемые почтовые ящики и производственные объединения, которые сохранят свой профиль. Большое развитие в ближайшее время могут получить технопарки, включая детские.
Чтобы промышленное развитие города продолжалось, был взят курс на развитие профессионального образования, подготовку кадров, которые смогут работать на новых предприятиях и в современных лабораториях столицы.
Город будет приступать к реорганизации промышленных зон, если они используются не эффективно. Этот процесс уже начался, удачным примером такой реорганизации можно считать район ММДЦ «Москва-Сити». Центр возник на месте Пресненского машиностроительного завода. И таких примеров будет все больше.
Новый импульс в развитии получила территория ЗИЛа, где преобразования уже начаты, а также «Новоподрезково», «Северное Очаково», «Грайвороново», «Нагатинский Затон», «Дегунино-Лихоборы» и др. входят в 22,36% площадей производственных территорий города, где преобразования уже начаты.
В 2017 году прошли процесс утверждения еще восемь промышленных зон на 454,44 га. Общая площадь новой застройки на них составит 6,5 млн кв. метров. В их числе участки промзон «Красный строитель» в ЮАО и «Бескудниково» в СВАО. Несколько аналогичных примеров связано с другими округами.
Уже определено, что на выделенных участках появятся 3,8 млн кв. метров жилья и 2,7 млн кв. метров нежилой недвижимости.
В настоящий момент в Москомархитектуре рассматривается вопрос развития 11 территорий промышленных зон, расположенных на 436,1 га в разных округах. Уже есть решение, что 47 участков с объемами площадей 10–20 га будут развиваться по принципу КРТ – комплексного развития.
Это предусмотрено новым федеральным и городским законодательством. Для старта процесса были выбраны три участка – в Братцеве, Бирюлеве и Коровине, где согласно Генеральному плану развития города появятся многофункциональные общественные и промышленные зоны.
Город предоставил правообладателям участков в течение 180 дней ознакомиться с планами развития и выйти с предложениями по созданию проектов планировок. Если проекты представлены не будут, по закону город должен будет организовать аукционы и передать их победителю функцию управления территориями.
Эти функции может взять на себя и городская власть, в определенных случаях используя механизм изъятия земель с выплатой компенсаций.
По трем названным территориям процесс уже запущен. Нам известно, что между правообладателями начат диалог. По всей видимости, к лету ситуация станет понятной, смогут ли они выработать какую-то общую политику и заняться развитием самостоятельно в соответствии с разработанными Правилами землепользования и застройки.
Андрей Макарский
Источник: Правительство Москвы. Еженедельная городская деловая газета «Московская перспектива»
Новая жизнь промзоны АЗЛК: как будет развиваться технополис «Москва»
В Москве продолжается реализация программы комплексного развития территорий. В ее рамках происходит застройка промышленных зон, которые занимают большие территории и практически не используются.
Так столица постепенно избавляется от «ржавого пояса». РИАМО продолжает серию публикаций о том, как изменятся территории бывших складов, заводов и фабрик в ближайшие годы.
Сегодня мы расскажем о новом витке в развитии технополиса «Москва», расположенного в промзоне автозавода «Москвич» (АЗЛК).
Площадка для инноваций
Промышленный технополис «Москва» располагается на юго-востоке столицы. Это большой комплекс зданий в шаговой доступности от станции метро «Текстильщики» и одноименной железнодорожной платформы, на территории бывшего АЗЛК (завода «Москвич»). Он имеет удобные пути подъезда для автомобильного транспорта со стороны Волгоградского проспекта и Южнопортовой улицы.
Общая площадь промзоны составляет 32,44 га. На этом внушительном земельном участке располагаются производственные помещения площадью 335 тыс. кв. метров и административно-офисные площадью 37 тыс. кв. метров.
Четыре года назад, в апреле 2017 года, эта территория стала одной из пяти площадок особой экономической зоны «Технополис «Москва». Сегодня здесь развивают инновационное производство и делают все возможное для привлечения в Россию передовых технологий.
Как отмечают в пресс-службе Комплекса градостроительной политики и строительства города Москвы, в технополисе «Москва» созданы максимально благоприятные организационные, правовые и инженерно-технические условия для резидентов. Это делает площадку одной из наиболее привлекательных в глобальном масштабе, как для российских, так и для международных компаний.
Новая жизнь «Соколиной горы»: что появится на территории промзоны>>
Жилье, гостиница и деловые центры
© РИАМО, Пелагия Тихонова
На данный момент производственная площадка технополиса включает в себя три здания (корпуса 5, 9, 24), расположенные на участке промышленного назначения площадью 30 га. Все они реконструированы и оснащены первоклассной базовой инженерной и телекоммуникационной инфраструктурой.
Как отмечает управляющий директор компании «Метриум» (участник партнерской сети CBRE) Надежда Коркка, редевелопмент особой экономической зоны «Технополис «Москва» заключается в создании на ее территории благоприятных условий для развития инновационного производства. Строительство жилья и объектов социальной инфраструктуры в локации не планируется. Однако производственная площадка располагается внутри промышленной зоны «Южный порт», где в скором времени начнется возведение жилых домов и сопутствующей инфраструктуры.
По данным эксперта, площадь жилой застройки составит более 300 тыс. кв. м, социальные объекты будут представлены общеобразовательной школой на 550 мест и детским садом на 225 мест. Кроме того, в «Южном порту» хотят возвести гостиничный комплекс.
«Что касается коммерческой недвижимости, то в промзоне откроются торговый и общественно-деловой комплексы.
Улучшению транспортной доступности «Южного порта» вообще и технополиса «Москва» в частности поспособствуют реконструкция Южнопортовой улицы и 2-го Южнопортового проезда.
Также надо сказать, что на территории промзоны появятся парки и скверы», – добавляет управляющий директор «Метриума».
Новая жизнь «Теплого стана»: что появится на территории промзоны>>
Форсаж для экономики
«Технополис «Москва» – масштабный и важный для экономики столицы научно-технический кластер, образовавшийся на части промплощадки АЗЛК. Он является одним из очагов развития инновационного производства», – говорит партнер бюро Syntaxis Александр Стариков.
Эта территория обладает целым рядом преимуществ для организации инновационной деятельности, добавляет эксперт. Речь идет о наличии производственных площадей (которые можно поделить на участки в зависимости от нужд резидентов), высокой мультимодальной транспортной доступности, развитой административно-офисной инфраструктуре, оставшейся от бывшего завода.
В числе негативных факторов Стариков называет довольно низкий уровень благоустройства, а также отсутствие торгово-развлекательной инфраструктуры.
«Она могла бы способствовать развитию среды, а также служить в качестве дополнительного фактора притяжения резидентов и посетителей кластера. Теоретически возможен вариант насыщения этой территории жилой недвижимостью в формате апартаментов, что могло бы поспособствовать развитию технопарка», – говорит он.
Создание полифункциональной среды, по мнению эксперта, позволит гораздо быстрее и эффективнее развивать данную территорию. Ведь такой характер пространства позволит быстро насытить локацию резидентами и форсировать развитие локальной экономики.
- Привлекательные цены на жилье и нюансы экологии: что появится в промзоне «Грайвороново»>>
- Советское наследие
- Главное преимущество промзоны основатель компании «ЕКТА Менеджмент», автор телеграм-канала «Технопарки Москвы» Екатерина Наумова видит в том, что здесь уже есть действующий технопарк, один из самых успешных и популярных в столице.
«Здесь уже развиваются успешные резиденты, есть инфраструктура под них, направления деятельности, которые можно развивать. Кроме того, промзона входит в действующую ОЭЗ, что позволяет резидентам претендовать на льготные налоговые ставки, субсидии и компенсации из бюджета», – отмечает она.
Среди других преимуществ для резидентов эксперт отмечает низкие арендные ставки и наличие всей необходимой инфраструктуры в доступности: близость к метро, железнодорожные пути, все нужные инженерные коммуникации, хорошие энергетические мощности.
«Это все досталось промзоне в качестве советского наследства от АЗЛК. Так что для развития промзоны по многим параметрам достаточно просто модернизации. А это уже гораздо проще, чем строить что-то новое в чистом поле», – считает Наумова.
Из основных минусов территории она отмечает отсутствие прямой связи с наукой, что для развития инноваций, безусловно, является проблемой.
«Здесь нет НИИ и вузов поблизости, насколько мне известно, работа по интеграции научной среды в промышленность не ведется.
Поэтому данная промзона интересна в первую очередь уже действующим предприятиям, которые не ориентируются на разработку наукоемких продуктов и технологий либо могут справиться с необходимыми НИОКР (научно-исследовательскими и опытно-конструкторскими работами – прим. ред.) самостоятельно. Я подробно изучила план и пока не увидела, что планируется как-то работать с этим», – добавляет она.
В рамках существующего мастер-плана не прослеживается предварительное зонирование территории по направлениям деятельности потенциальных резидентов, что исключает возможность образования кластеров и говорит о размещении производств в хаотичном порядке, поясняет РИАМО Наумова.
Коммерческий директор девелоперской компании Glincom Иван Татаринов отмечает, что в данном случае речь не идет о какой-либо существенной реорганизации территорий, потому что основной объем планируемых площадей уже давно введен и освоен.
«Каких-то грандиозных изменений там ждать не стоит, город продолжает развитие проекта и будет создавать инфраструктурные объекты. В этом случае вполне уместны офисные и гостиничные площади, плюс, может быть, выставочные пространства», – уверен он.
Часть территории бывшего завода «Москвич» в промзоне «Южный порт» ждет реорганизация
Часть территории бывшего завода «Москвич» в промзоне «Южный порт» ждет реорганизация
На территории бывшего Автомобильного завода имени Ленинского Комсомола (АЗЛК), или завода «Москвич», построят здание площадью порядка 11 тыс. кв. метров для организаций просвещения.
В частности, там разместятся музей, библиотека и учреждение дополнительного образования. Кроме того, часть площадей будет отдана под офисы и гостиницу на 140 номеров. Высота объекта не превысит 31 метр, сообщили в Москомстройинвесте.
Здание появится по адресу: Волгоградский просп., вл. 42, корп. 2 на участке площадью 0,55 га — по соседству с бывшим музеем АЗЛК («Москвич»).
Кроме того, реконструкция ждет бывшее здание завода «Москвич», которое находится на участке площадью чуть более 20 тыс. кв. метров по адресу: Волгоградский просп., вл. 42. В настоящее время оно используется как многофункциональный административно-деловой центр.
Как прокомментировал проект реконструкции председатель Москомстройинвеста Константин Тимофеев, высота 15-этажного здания не изменится, работы затронут стилобатную часть объекта (цокольный этаж). Также будет застроена часть двора. По проекту здесь предусмотрен паркинг на 498 машиномест.
После завершения работ площадь здания составит порядка 29,8 тыс. кв. метров. Сейчас она составляет 20,5 тыс. «квадратов».
Проекты строительства и реконструкции этих зданий на территории бывшего АЗЛК власти столицы одобрили на заседании Градостроительно-земельной комиссии (ГЗК) города Москвы.
Участки находятся в границах производственной зоны № 26 «Южный порт» и подлежат реорганизации.
Напомним, Градостроительно-земельная комиссия, которую возглавляет мэр Москвы Сергей Собянин, создана в конце 2010 года. Ее основная задача — оперативное решение вопросов в области градостроительной и инвестиционной деятельности, земельных отношений, строительства и реконструкции объектов, проведения работ по сохранению объектов культурного наследия.
Градостроительно-земельная комиссия рассматривает Правила землепользования и застройки, территориальные и отраслевые схемы, проекты планировок территорий и проекты зон охраны объектов культурного наследия.
ГЗК также принимает решения о предоставлении земельных участков для строительства и о продлении или расторжении инвестиционных контрактов, договоров аренды земельных участков (ДАЗУ), заключенных для строительства (реконструкции, реставрации).
Из-за большого числа обращений часть полномочий ГЗК делегирована рабочим группам. В Стройкомплексе Москвы рабочую группу возглавляет заместитель мэра Москвы по градостроительной политике и строительству Марат Хуснуллин.
Завод АЗЛК вновь будет выпускать… Что?
Завод АЗЛК вновь будет выпускать… Что?
Москва словам не верит. Точнее, верится с трудом. Неужели здесь возродят производство «Москвичей»? Увы.
Начальник пресс-службы городского департамента промышленности Владимир Мироненко пояснил нам, что московское правительство планирует использовать площади завода для расширения производства ОАО «Автофрамос», но пока речь шла только о намерениях — никаких решений не принимали.
Сейчас это единственный проект использования промзоны в Текстильщиках. А «старую территорию» скорее всего отдадут под автосалоны и офисы — цеха здесь рушатся на глазах и, скорее всего, пойдут на снос.
Что же думают сами заводчане? Заместитель главного конструктора завода Алексей Джигурда считает восстановление производства «Москвичей» нелегкой и экономически не оправданной затеей. Когда зимой 2001 года завод остановили, отключив от тепла и электричества, вода и морозы уничтожили львиную долю сложных инженерных сооружений.
Все уцелевшее оборудование выставляют на торги. Оставшаяся от большого коллектива горстка сотрудников готовит документацию к сдаче в архивы, а завод — к конкурсной распродаже. И посвящает свободное время сборке на подъемниках бывшего Научно-технического центра последних штучных экземпляров «Москвичей». Для себя, для истории…
Грустно.
Ведь бездействие АЗЛК — это не только огромные простаивающие территории и потерянные сотни рабочих мест… В первую очередь, это проблемы с запчастями для сотен тысяч людей, которые когда-то выбрали себе «Москвич». Недорогой в обслуживании автомобиль.
Но запчасти больше не производят. Сильнее всех от этого пострадали владельцы специфических «Святогоров» М-214145 — с мотором Renault, фарами Hella, приводами GKN.
Первым бедствием стало воровство нетронутых ржавчиной капотов (они отличаются от стандартных «сорок первых»), которые затем всплывали на рынках, в газетных объявлениях и даже на прилавках бывших фирменных магазинов.
Цены же новых капотов стали запредельными — сейчас за деталь просят от 13 700 до 16 000 рублей! (Происхождение этих запчастей туманно: возможно, их вынесли когда-то с завода или штампует «левый» производитель).
За капотами последовали немецкие фары, французские радиаторы, вентиляторы и генераторы, элементы системы впрыска и управления двигателем… Наконец дошла очередь до автомобилей в сборе — «Святогоры» с хорошими кузовами угоняют все чаще. Можно предположить, что скоро угонщики возьмутся и за «Москвичи» в более скромных комплектациях. Тьфу-тьфу, конечно…
Но многие из тех, кого горе АЗЛК не касается, считают по-другому. Мол, «умерла, так умерла». Уж лучше — Renault. Хотя французы пока не приняли решение о расширении производства — это может произойти не раньше 9 февраля, когда новое руководство компании огласит новый план развития.
Между тем, глава пресс-службы российского представительства Renault Ванесса Леви заметила: «У нас есть желание расширить существующие мощности — 60 тысяч автомобилей в год для России может быть и недостаточно».
Естественно, что удобнее всего было бы расширяться на находящейся под боком территории «Москвича», однако напомним, все это еще только в отдаленных планах.
Если произойдет чудо, и на заводе будут-таки выпускать автомобили, то, скорее всего — импортные. А если импортные — то скорее всего Logan: вряд ли французы назовут свое совместное с румынами детище «Москвичом». А делать другие модели Renault в России пока не хотят.
Фото Дмитрия ЗАЙЦЕВА и Александра МИХАЛЕВА.