Минстрой выработал критерии оценки благоустройства городов

Минстрой выработал критерии оценки благоустройства городовОценку качества городской среды получат все муниципальные образования России — как города, так и сельские поселения — в которых проживают более тысячи человек. Методика определения индекса качества городской среды утверждена приказом Минстроя России и размещена на сайте ведомства. Об этом 3 ноября сообщил журналистам Министр строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации Михаил Мень.

Методика оценки городов разработана Минстроем России совместно АИЖК и КБ Стрелка. По словам министра, по данной методике ежегодно будет проводиться оценка муниципальных образований Российской Федерации в рамках реализации приоритетного проекта «Формирование комфортной городской среды».

Он сообщил, что оценка состоит из двух блоков: характеристик качества среды и критериев оценки эффективности взаимодействия власти и населения.

«Минстрой будет оценивать эффективность деятельности региональных и муниципальных властей в части формирования комфортной городской среды, а также степень участия местных жителей и организаций в развитии территорий населенных пунктов», — подчеркнул Михаил Мень.

Глава Минстроя России уточнил, что оценка качества среды городов складывается из 41 индикатора. Тридцать из них разработаны АИЖК и КБ Стрелка (первые результаты исследований и описание методики опубликованы на сайте индекс-городов.рф), а 11 – Минстроем России.

Всего анализируются шесть типов пространств: жилье, общественно-деловая инфраструктура и прилегающие пространства, социально-досуговая инфраструктура и прилегающие пространства, зеленые территории, набережные, уличная инфраструктура и общегородское пространство. Они оцениваются по пяти важным для горожан критериям: безопасность, комфорт, экологичность, идентичность и разнообразие, а также современность среды.

Михаил Мень подчеркнул, что индекс качества городской среды позволит городским властям расставить понятные приоритеты при разработке целевых программ развития своих территорий.

Для федеральных властей Индекс — это оценка качества городской среды, определяющая её текущее состояние, в том числе преимущества и недостатки населенных пунктов, актуальных проблем, а системное получение указанной информации позволит вырабатывать на ее основе квалифицированные решения по развитию населенных пунктов на федеральном, региональном и муниципальном уровнях, а также оценить эффективность уже реализуемых программ и проектов в указанной сфере.

Анализ строится из открытых источников информации —  Федеральной службы государственной статистики, ГИС ЖКХ, а также данных, получаемых от геоинформационных систем и дешифрованных данных дистанционного зондирования Земли (спутниковые снимки), а также других открытых и закрытых источников: фотографий из социальных сетей, данных, МВД.

К февралю 2018 года будет опубликован первый документ, отображающий индекс городов России. На основе исследования Минстроя России, АИЖК и КБ Стрелка на сайте Минстроя России ежегодно будет публиковаться Рейтинг субъектов РФ, учитывающий как характеристику качества среды, так и оценку эффективности работы власти.

Для российских городов разработали чек-лист качества благоустройства :: Жилье :: РБК Недвижимость

Жилье , 25 мар 2019, 17:42 

С 2020 года регионы будут получать государственные субсидии в зависимости от индекса качества городской среды

Минстрой выработал критерии оценки благоустройства городов

Василий Кузьмиченок/ТАСС

Минстрой разработал 36 индикаторов, по которым в России будут определять индекс качества городской среды — соответствующий документ опубликован на сайте федерального правительства. По мнению чиновников ведомства, индикаторы позволят комплексно оценить нынешнее состояние городской среды и выбрать оптимальный сценарий развития территорий.

Предложенные Минстроем индикаторы характеризуют шесть типов городской среды: жилье, озеленение территорий, уличную, общественно-деловую и социально-досуговую инфраструктуру, общегородское пространство.

Индикаторы также распределены по факторам, формирующим среду обитания — безопасность, комфортность, экологичность, идентичность и разнообразие, современность среды и эффективность управления органов власти.

Перечень индикаторов для расчета индекса качества городской среды

  • Доля населения, живущего в аварийном жилье, в общей численности населения
  • Доля жилого фонда, обеспеченного централизованными услугами тепло-, водо-, электроснабжения и водоотведения, в общем объеме жилого фонда
  • Количество вывезенных твердых коммунальных отходов на душу населения
  • Разнообразие жилой застройки
  • Разнообразие услуг в жилой зоне
  • Доля многоквартирных домов, расположенных на земельных участках, в отношении которых осуществлен государственный кадастровый учет, в общем количестве многоквартирных домов
  • Количество погибших в дорожно-транспортных происшествиях
  • Доля улично-дорожной сети, обеспеченной ливневой канализацией, в общей протяженности улично-дорожной сети
  • Загруженность дорог
  • Количество улиц с развитой сферой услуг
  • Индекс пешеходной доступности
  • Доля доступных для инвалидов и других маломобильных групп населения приоритетных объектов социальной, транспортной, инженерной инфраструктуры, в общем количестве
  • Доля озелененных территорий общего пользования (парки, сады и др.) в общей площади зеленых насаждений
  • Уровень озеленения
  • Состояние зеленых насаждений
  • Привлекательность озелененных территорий
  • Разнообразие услуг на озелененных территориях
  • Доля населения, имеющего доступ к озелененным территориям общего пользования (парки, сады и др.), в общей численности населения
  • Доля освещенных частей улиц, проездов, набережных на конец года в общей протяженности улиц, проездов, набережных
  • Разнообразие услуг в общественно-деловых районах
  • Доля площади города, убираемая механизированным способом, в общей площади города
  • Концентрация объектов культурного наследия
  • Уровень развития общественно-деловых районов города
  • Уровень внешнего оформления городского пространства
  • Безопасность передвижения вблизи учреждений здравоохранения и образования
  • Разнообразие культурно-досуговой и спортивной инфраструктуры
  • Доступность спортивной инфраструктуры
  • Доля объектов культурного наследия, в которых размещаются объекты социально-досуговой инфраструктуры, в общем количестве объектов культурного наследия
  • Количество сервисов в городе, способствующих повышению комфортности жизни маломобильных групп населения
  • Доля детей, состоящих на учете для определения в муниципальные дошкольные образовательные учреждения, в общей численности детей в возрасте 1–6 лет
  • Количество дорожно-транспортных происшествий в городе
  • Доступность остановок общественного транспорта
  • Доля городского населения, обеспеченного качественной питьевой водой из систем централизованного водоснабжения, в общей численности городского населения
  • Количество центров притяжения для населения
  • Доля населения, работающего в непроизводственном секторе экономики, в общей численности городского населения
  • Доля жителей города в возрасте старше 14 лет, имеющих возможность участвовать в принятии решений по вопросам городского развития с использованием цифровых технологий, в общей численности городского населения в возрасте старше 14 лет

По словам главы правительства Дмитрия Медведева, с 2020 года получение регионами субсидий из федерального бюджета на поддержку различных государственных и муниципальных программ по городской среде будет напрямую зависеть от достижения ими показателей индекса.

Национальный проект «Жилье и городская среда» (часть федерального проекта «Формирование комфортной городской среды») подготовлен в рамках майского указа Владимира Путина.

Президент поручил правительству повысить комфортность и индекс качества городской среды на 30%, а также вдвое сократить число городов с неблагоприятной средой.

Кроме того, президент заявил о необходимости создания механизма, благодаря которому к 2024 году треть российских граждан будет напрямую вовлечена в процесс формирования городской среды.

В 2020 году минстрой россии применит новую методику оценки проектов благоустройства городов

07.11.2019, 09:00 просмотров: 441 Минстрой выработал критерии оценки благоустройства городов

Эксперты Минстроя РФ применят новую методику оценки при проведении всероссийского конкурса проектов комфортной городской среды в малых городах и исторических поселениях, который проводится по нацпроекту «Жилье и городская среда». Об этом сообщает «ТАСС». По данным издания, критерии отбора детализированы и будут оцениваться баллами, что сделает конкурс максимально прозрачным.

Всероссийский конкурс лучших проектов создания комфортной городской среды организован по поручению президента РФ Владимира Путина, проводится с 2018 года. Призовой фонд конкурса, в котором могут участвовать малые города с численностью населения до 100 тыс.

человек, а также исторические поселения, составляет 5 млрд рублей в год.

«Мы существенно детализировали параметры, по которым проекты оценивают эксперты конкурса для того, чтобы оценка не была субъективной — нравится, не нравится, похожа на идеальный вариант или нет, а была максимальной четкой.

Каждый критерий детализирован, в нем содержится от трех до девяти пунктов, которые жюри оценивает по балльной системе — ноль баллов, 0,5 балла и 1 балл, которые в итоге суммируются.

Это сделает систему оценки проектов максимально прозрачной и открытой», — сказал руководитель экспертной группы конкурса «Малые города и исторические поселения» Минстроя РФ Артем Гебелев в Туле на семинаре по подготовке к конкурсу.

По словам заместителя директора «Проектной дирекции» Минстроя РФ Джемала Сурманидзе, эксперты конкурса также будут оценивать качество общественного обсуждения проектов благоустройства и их сочетание с задачами сохранения исторического наследия городов.

«Мы оцениваем, как люди вовлекались, насколько место благоустройства было интересно, любопытно горожанам, как они его обсуждали. Оценивается правильно ли выбрано место, ведь можно выбрать его на окраине, и это даст один эффект, а можно — в центре, и будет другой эффект.

Читайте также:  Вторичка подорожала во всех крупных городах России

Один из критериев оценки — сохранность исторического наследия, потому все проекты будут пропущены через фильтр, если проект, как бы он не был красив, угрожает тому, что город хочет сохранить, он будет получать низкие баллы, или будет блокироваться», — приводит ТАСС его слова.

Конкурс проектов создания комфортной городской среды с реализацией в 2020-2021 годах стартовал 23 октября, итоги станут известны после 1 марта 2020 года.

За два предыдущих года экспертами было отобрано 160 проектов-победителей, которые реализуются на территории 63 субъектов страны.

Согласно нацпроекту «Жилье и городская среда», до конца 2024 года в малых городах и исторических поселениях будет реализовано почти 500 проектов победителей конкурса.

Обнародован Индекс качества городской среды за 2020 год

Минстрой выработал критерии оценки благоустройства городов

Минстрой России опубликовал результаты Индекса качества городской среды за 2020 год. По итогам прошлого года достигнуть нужной отметки Индекса для признания среды благоприятной смогли 76 городов России. Таким образом, общее количество городов с благоприятной городской средой по всей стране достигло 375, что на 18 городов больше, чем планировалось достигнуть по плану федерального проекта «Формирование комфортной городской среды».

По итогам оценки качества городской среды для субъектов за 2020-й год, Московская область заняла третье место после Москвы и Санкт-Петербурга, набрав 208 баллов по среднему значению индекса качества городской среды. Доля городов с благоприятной городской средой составила 85% (62 города из 73). Прирост среднего значения индекса качества городской среды к 2019 году составил 3%.

В число крупных городов с численностью населения 250 тыс. – 1 млн. чел., признанных с благоприятной городской средой вошли подмосковные Химки (217 б.), Балашиха (208 б.), Подольск (195 б.).

  • Города-лидеры качества городской среды в своей категории по численности населения:
  • Большие города:
  • 1-е место — Реутов (263 б.),
  • 3-е место — Красногорск (238 б.)
  • 4-е место – Одинцово (232 б.)
  • 5-е место – Люберцы (229 б.)
  • Средние города:
  • 1-е место — Видное (235 б.)
  • 2-е место — Фрязино (228 б.)
  • 3-е место — Лобня (226 б.)
  • 4-е место – Дзержинский (224 б.)

Малые города (25 – 50 тыс. чел.):

  1. 2-е место — Истра (235 б.)
  2. 3-е место — Котельники (232 б.)
  3. 4-е место – Краснознаменск (227 б.)
  4. 5-е место – Можайск (226 б.)

Малые города (5 – 25 тыс.чел.):

  • 1-е место — Талдом (230 б.)
  • 2-е место – Пересвет (229 б.)
  • 4-е место – Черноголовка (220 б.)

«Любой результат складывается из грамотного подхода построения коммуникации внутри большой команды. Это, прежде всего, взаимодействие с профильными ведомствами, совместная и слаженная работа всей команды..

Нам удалось достичь таких высоких результатов благодаря системному подходу к организации работ по повышению Индекса качества городской среды городов Подмосковья в 2020 году.

Это работа Штаба по благоустройству: еженедельный мониторинг дорожных карт, доклады об их выполнении, в случае наличия рисков – принятие управленческих решений и постоянный контроль. Также анализ территорий, социокультурное программирование и взаимодействие с жителями.

И, конечно, спасибо нашему губернатор у Андрею Юрьевичу за то, что он уделяет большое значение реализации программы «Формирование комфортной городской среды» и за создание отдельного ведомства, которое может заниматься всей этой работой», – рассказал министр благоустройства Московской области Михаил Хайкин

«Индекс качества – это инструмент, который помогает выявлять болевые точки. И это действительно инструмент развития городов и регионов», — добавил Михаил Хайкин.

Один из критериев Индекса – вовлечение граждан в принятие решений по вопросам городского развития. Именно граждане создают запрос на определенные территории.

Только они знают, что именно им необходимо для комфортной жизни, чего им не хватает в городе в целом или рядом с домом.

Диалог с жителями и обсуждение с ними ключевых решений позволяет создавать действительно востребованные общественные пространства, повышает экономическую привлекательность территорий.

Минстрой применит новую методику оценки проектов благоустройства городов в 2020 году

ТУЛА, 6 ноября. /ТАСС/. Эксперты Минстроя РФ применят новую методику оценки при проведении всероссийского конкурса проектов комфортной городской среды в малых городах и исторических поселениях, который проводится по нацпроекту «Жилье и городская среда».

Критерии отбора детализированы и будут оцениваться баллами, что сделает конкурс максимально прозрачным, сообщил журналистам руководитель экспертной группы конкурса «Малые города и исторические поселения» Минстроя РФ Артем Гебелев в среду в Туле на семинаре по подготовке к конкурсу.

Всероссийский конкурс лучших проектов создания комфортной городской среды организован по поручению президента РФ Владимира Путина, проводится с 2018 года. Призовой фонд конкурса, в котором могут участвовать малые города с численностью населения до 100 тыс. человек, а также исторические поселения, составляет 5 млрд рублей в год.

«Мы существенно детализировали параметры, по которым проекты оценивают эксперты конкурса для того, чтобы оценка не была субъективной — нравится, не нравится, похожа на идеальный вариант или нет, а была максимальной четкой.

Каждый критерий детализирован, в нем содержится от трех до девяти пунктов, которые жюри оценивает по балльной системе — ноль баллов, 0,5 балла и 1 балл, которые в итоге суммируются.

Это сделает систему оценки проектов максимально прозрачной и открытой «, — сказал Гебелев.

По словам заместителя директора «Проектной дирекции» Минстроя РФ Джемала Сурманидзе, эксперты конкурса также будут оценивать качество общественного обсуждения проектов благоустройства и их сочетание с задачами сохранения исторического наследия городов.

«Мы оцениваем, как люди вовлекались, насколько место благоустройства было интересно, любопытно горожанам, как они его обсуждали.

Оценивается правильно ли выбрано место, ведь можно выбрать его на окраине, и это даст один эффект, а можно — в центре, и будет другой эффект.

Один из критериев оценки — сохранность исторического наследия, потому все проекты будут пропущены через фильтр, если проект, как бы он не был красив, угрожает тому, что город хочет сохранить, он будет получать низкие баллы, или будет блокироваться», — отметил Сурманидзе.

Конкурс проектов создания комфортной городской среды с реализацией в 2020-2021 годах стартовал 23 октября, итоги станут известны после 1 марта 2020 года.

За два предыдущих года экспертами было отобрано 160 проектов-победителей, которые реализуются на территории 63 субъектов страны.

Согласно нацпроекту «Жилье и городская среда», до конца 2024 года в малых городах и исторических поселениях будет реализовано почти 500 проектов победителей конкурса.

О нацпроекте

Нацпроект «Жилье и городская среда» состоит их четырех федеральных проектов — «Жилье», «Обеспечение устойчивого сокращения непригодного для проживания жилищного фонда», «Ипотека» и «Формирование комфортной городской среды». Проект рассчитан на 2019-2024 годы и предусматривает, в том числе строительство 120 млн кв. м жилья к 2020 году. Общий объем финансирования из всех источников до 2024 года — более 1 трлн рублей.

Минстрой и ДОМ.РФ разработали руководство по повышению Индекса качества городской среды

Министерство строительства и жилищно-коммунального хозяйства России и ДОМ.РФ представили «Руководство по определению первоочередных направлений развития городской среды с помощью Индекса качества городской среды». Документ содержит рекомендации по улучшению показателей качества городской среды.

Национальным проектом «Жилье и городская среда» предусмотрено улучшение качества городской среды к 2030 году в полтора раза. Для выявления существующих проблем ДОМ.РФ совместно с Правительством России, Минстроем и КБ «Стрелка» разработали Индекс качества городской среды.

Он рассчитывается по 36 индикаторам, каждый из которых оценивается по шкале от 1 до 10 баллов. Их значения суммируются и составляют итоговый индекс качества. Город может набрать максимум 360 баллов. Если его итоговая оценка превысит 180 баллов, городская среда считается благоприятной.

Для корректного сравнения все города распределены на 10 групп по размеру и климатическим условиям.

Были проведены подсчеты за 2018 и 2019 годы. Индекс качества за 2020 год будет рассчитан к весне 2021 года, он охватит 1116 городов.

Чтобы количество городов с благоприятной средой постоянно увеличивалось ДОМ.РФ и Минстрой приняли решение разработать специальное методическое руководство.

Читайте также:  В Подмосковье популярны однушки улучшенной планировки

Оно предлагает администрациям городов простые решения, позволяющие добиться значительного улучшения показателей.

Для удобства документ разделен на три части – «Как работает Индекс», «Рекомендации по определению первоочередных направлений (мероприятий) комплексного развития городских территорий» и «Примеры работы с конкретными индикаторами».

Первая часть рассказывает об особенностях применения Индексе, например, о том, как ведется расчет его индикаторов. Вторая – дает рекомендации по основным направлениям развития городов и разбирает все 36 индикаторов Индекса качества городской среды – от доли аварийных домов до доли жителей старше 14 лет, вовлеченных в принятие решений по вопросам городского развития.

Например, представлен пункт №14 – «Уровень озеленения». Приводится его определение – «доля городских территорий, покрытых зелеными насаждениями, в общей площади города». Этот показатель позволяет оценить потенциал, в частности, для повышения экологической безопасности горожан.

Далее приводятся причины неоптимального значения этого индикатора в Индексе – вырубка и застройка озелененных территорий, неудовлетворительное качество ухода за посадками и т.д.

Затем даются рекомендации по повышению качества городской среды –например, повышение плотности зеленых насаждений, рациональный выбор озеленения с учетом климата, минимизация влияния на него химикатов. Также в разделе представлены иллюстрации.

Они наглядно показывают, как решаются вопросы с озеленением в городах северных стран – Исландии, Норвегии, Швеции.

«Руководство по повышению Индекса качества городской среды имеет сугубо прикладное значение. Оно позволяет разобраться в том, почему в данном городе такие низкие показатели в конкретных областях, и рекомендует, что можно сделать для повышения оценки.

Задача документа – указать наиболее оптимальный путь развития городской среды, который бы учитывал и выявленные Индексом проблемные точки, и возможности для роста.

Документ предлагает пути практического решения задач национального проекта «Жилье и городская среда» в наиболее емкой и информативной форме», – подчеркнул заместитель министра строительства и жилищной-коммунального хозяйства России Максим Егоров.

Одно из ключевых особенностей Руководства – каждый индикатор рассматривается как отдельно, так и с точки зрения его влияния на другие показатели.

«Уровень озеленения», сказывается не только на смежных индикаторах – «Состоянии зеленых насаждений» и «Привлекательности озелененных территорий», но и на «Индексе пешеходной доступности».

Улучшив один показатель, можно добиться увеличения баллов в других.

Третья часть Руководства посвящена примерам работы с индикаторами – как пошагово добиться улучшения того или иного показателя.

«Городам не хватало эффективного инструмента, как для повышения отдельных индикаторов Индекса, так и для развития в целом. Наше Руководство указывает на простые, понятные решения, учитывающие специфику российских муниципалитетов.

Рекомендации не требуют лишних ресурсов, но позволяют достичь конкретного результата за небольшое количество времени.

Ознакомление с рекомендациями будет полезно не только местным властям, но и девелоперам, малому и среднему бизнесу и простым гражданам, поскольку формирование комфортной и безопасной городской среды является общей задачей», – отметил заместитель генерального директора Фонда ДОМ.РФ Антон Финогенов.

Нацпроект «Жилье и городская среда» включает в себя четыре федеральных проекта: «Ипотека», «Жилье», «Формирование комфортной городской среды», «Обеспечение устойчивого сокращения непригодного для проживания жилищного фонда». Общий объем финансирования мероприятий нацпроекта из всех источников, в том числе внебюджетных, превышает 1 трлн рублей.

Объясняем, зачем измерять качество городской среды

Индекс качества среды для 1114 городов России был впервые представлен Минстроем в начале ноября 2019 года. Разбираемся, почему индекс нельзя называть рейтингом, как его правильно читать, какую работу в городах предстоит провести в ближайший год и почему не стоит сравнивать значения индекса во всех городах друг с другом.

 

В мире существуют более 200 различных индексов и рейтингов городов. Они касаются 13 различных сфер деятельности: транспорта, экологии, качества жизни, городской экономики, уровня цен и других. Однако ни один из рейтингов не посвящен полностью городской среде.

Например, Индекс лучшей жизни (Better Life Index) оценивает страны в целом, а не отдельные города.

Ещё несколько исследований посвящены городам по всему миру: Инициатива благополучия городов (City Prosperity Initiative), Индекс глобальных городов (Global Cities Index), Рейтинг качества жизни в городах мира (Quality of Living Rankings), а также Глобальный индекс комфорта проживания (Global Liveability Index).

В России индекс — это инструмент мониторинга состояния среды в 1114 городах страны. Он был разработан Минстроем и ДОМ.РФ совместно с КБ Стрелка, чтобы оценивать динамику изменений.

К 2024 году президент поручил повысить индекс качества городской среды на 30% и сократить количество городов с неблагоприятной городской средой в два раза.

Чтобы оценить достижимость этих показателей, был разработан инструмент, который оценивает качество городской среды.

ДОМ.РФ и КБ Стрелка отвечали за данные, участвующие в расчёте 18 из 36 индикаторов качества городской среды в 2019 году. Для этих индикаторов используются открытые большие данные: данные пространственного анализа, геоинформационных систем, дистанционного зондирования Земли и другие.

 

Индекс — это не рейтинг. Индекс — это показатель, важный только для объекта исследования. Например, есть индекс массы тела. Человеку важен собственный индекс массы тела, чтобы выявить какие-то нарушения; для понимания этих проблем не важен индекс массы тела других людей.

Рейтинг, в свою очередь, — это инструмент, который показывает соотношение между объектами исследования. Например, рейтинг цен на «ЦИАНе» показывает, сколько стоят самые дорогие квартиры, как они распределены по районам города. Индекс не должен показывать такого распределения.

Это инструмент для работы каждого города над собственными проблемами, а не для сравнения городов между собой.

 

Индекс качества городской среды — это первый индекс, который оценивает не только статистические показатели, но и реальную морфологию города, то есть то, как город пространственно расположен на территории.

В индексе оцениваются шесть типов городских пространств: жильё, озеленённые пространства, общественно-деловая инфраструктура, социально-досуговая инфраструктура, улично-дорожная сеть и общегородское пространство.

Каждый из них оценивается по шести критериям: безопасность, комфорт, экологичность и здоровье, идентичность и разнообразие, современность и актуальность среды и эффективность управления. На пересечении каждого типа пространства и критерия появляется индикатор.

Например, безопасность дорожной сети оценивается через индикатор «количество погибших в дорожно-транспортных происшествиях» и так далее.

При разработке методологии изначально ставилась цель сделать её максимально прозрачной. В индексе нет исходного целевого показателя: зачастую его просто невозможно установить.

Не существует точной цифры, насколько город должен быть озеленён. Нельзя сказать, что норма озеленения городов составляет 75% или 25%.

Но при этом понимаем, что ноль ДТП или полное отсутствие аварийного жилья — это хорошо и это тот идеал, к которому нужно стремиться.

Суть методики в том, чтобы перевести восприятие городской среды в измеряемую метрику. Это позволяет уйти от субъективности. Человек, который родился и вырос в одном городе, априори считает, что его город лучше города-конкурента, с командами из которого они соревновались на футболе в школьные годы.

Представления о городе у тех, кто туда просто приезжает и проводит там небольшое количество времени, отличаются от представлений местных жителей.

Туристы формируют свой образ города на основании центральных улиц, ключевых достопримечательностей, гостиниц — всё это только одна пятая часть того, что составляет городскую среду и с чем горожане взаимодействуют каждый день в повседневной жизни.

 

1114 городов разделены на 10 размерно-климатических групп исходя из размера, численности населения и схожих климатических условий. Здесь важно подчеркнуть, что это не попытка создать новый климатический атлас России — ни для кого не секрет, в какой зоне расположен город.

Чтобы индикаторы работали корректно, более важно посмотреть на влияние климатических факторов на состояние и формирование городской среды.

В городах с полярной ночью общественные пространства не имеют в жизни людей такого же значения, как в городах с более благоприятными климатическими условиями.

Сайт индекс-городов.рф — наглядная визуализация результатов формирования индекса, которые опубликованы на сайте Минстроя.

На странице каждого города есть отметка о том, к какой размерной и климатической группе относится город. Климатических групп всего две: с условно комфортными и с тяжёлыми климатическими условиями.

Если мы зайдём в раздел «Результаты» и откроем, например, Мурманск, то увидим, что это город с тяжёлыми климатическими условиями.

Все города с тяжёлыми климатическими условиями не выделяются в отдельную группу, потому что климат не влияет на такие индикаторы, как количество ДТП или доля детей, стоящих на очереди в детский сад.

Поэтому по климатическим группам считаются только индикаторы, касающиеся озеленения города или популярности общественных пространств.

Остальные индикаторы, например доля аварийного жилья, считаются уже по размерным группам.

Города из разных размерных групп сравнивать нельзя, а в пределах одной группы — можно. У каждой размерно-климатической группы есть своя шкала значений.

К примеру, 45% освещённости улиц в Новосибирске (город с населением более 1,6 миллиона человек) — это не то же самое, что 45% освещённости улиц в Бирюсинке (малый город с населением менее 10 тысяч человек), дополненных фонарными столбами на каждом участке с частным домом.

Читайте также:  Как уменьшить налог при договоре ренты на наследственную квартиру?

Если для малого города освещённость в 45% — это относительно большой показатель, который оценивается в 5–6 баллов, то миллионник за тот же процент освещённости улиц получит уже 1-2 балла.

 

От баллов уйти невозможно, потому что оцениваются параметры в разных единицах измерения. Они могут быть выражены в процентах, в численности людей, количестве инфраструктурных объектов или безразмерным коэффициентом. Чисто математически логично сравнивать разные показатели друг с другом, используя баллы.

Да, существуют индексы, основанные на качественных показателях, например на социологических опросах или на экспертной оценке. Но такая методика не подходит для масштаба задачи в России. 1114 городов — это очень много, в них живут 75% населения страны.

Если ежегодно проводить соцопросы или выезжать в каждый город, то оценка городской среды превратится в перепись населения. Чтобы охватить такое количество городов, потребуется огромное число людей, и пропорционально будет расти количество ошибок.

Единственная возможность уйти от субъективности и манипуляции данными — переход на количественную оценку.

 

Если мы представим обычный день муниципального чиновника или главы города, то поймём, что он существует в огромном количестве задач, которые формируются реализацией двенадцати национальных проектов, объединяющих по 2-5 федеральных проектов. Дополнительно к этому существуют региональные проекты, набор муниципальных программ, работа с запросами горожан и с частными проектами.

Индекс — это не панацея и не единственный инструмент, который спасёт всю Россию. Это инструмент, который оценивает качество городской среды, а не измеряет качество жизни во всей стране.

Индекс решает только одну задачу: она связана с формированием качественной городской среды.

Он не претендует на то, чтобы решать все проблемы города во всех сферах жизни, это просто инструмент оценки, а не методичка «как всем жить в следующем году».

Чтобы определять, как работать с результатами, есть регламенты, градостроительная документация, институт главных архитекторов города, Стандарт комплексного развития территорий, местные нормативны и правила, концепции развития и другие документы.

 

Индекс будет публиковаться каждый год. Затем региональные чиновники и главы муниципалитетов должны будут разработать комплексные муниципальные программы повышения качества городской среды или внести корректировки в существующие.

Диаграммы с баллами на странице каждого города показывают приоритетные направления работы. Если у города низкий балл по «Озеленённым пространствам», то нужно в первую очередь разобраться с парками и зеленью в городе. Если меньше всего баллов в диаграмме «Жильё», то нужно комплексно решить эту проблему.

Здесь важно понимать: оценка устроена таким образом, что, улучшая только один индикатор, невозможно добиться каких-то значимых результатов.

Например, если в городе выявлены большое количество ДТП, высокая смертность на дорогах, недостаток улиц с развитым стрит-ритейлом и низкий индекс пешеходной доступности, то становится очевидно, что улично-дорожная сеть в таком городе ориентирована на машины и перемещение из точки А в точку Б, а не на людей. Улицы — такое же общественное пространство, что соответствует международным принципам и стандартам развития городской среды.

Что нужно сделать в таком случае: создать комплексную программу развития улиц в городе.

Уже в рамках этой программы, работая со многими индикаторами, попутно можно решить проблему луж в городе, сделать ливневую канализацию, выявить места, в которых наиболее часто происходят ДТП, и сделать их более безопасными. Повышая освещённость улиц, можно повлиять на количество ДТП в тёмное время суток на отдельных участках дороги.

Пермь вошла в десятку городов-миллионников России по качеству городской среды

Минстрой РФ и ДОМ.РФ опубликовали результаты расчета индекса качества городской среды за 2020 год для 1116 городов России. Пермь второй год подряд заняла в этом рейтинге 9-е место. При этом город показывает значительную динамику по темпам прироста значения индекса городской среды (+11 баллов к показателю прошлого года).

Под комфортной городской средой понимается уровень благоустройства, доступность спортивной инфраструктуры, объектов культуры, безопасность дорожного движения, развитость сферы услуг, состояние жилищного фонда, обеспеченность коммунальной инфраструктурой и множество других критериев. Кроме того, Пермь активно участвует в реализации нацпроектов («Безопасные и качественные автомобильные дороги», «Демография», «Жильё и городская среда», «Образование»). На их реализацию из федерального и краевого бюджетов город получит порядка 2 млрд рублей.

В рамках национального проекта «Демография» были возведены 4 детских сада, благодаря этому в муниципальной сети появится более 1000 новых мест. Во всех садах предусмотрены ясельные группы.

Также администрация Перми разработала концепцию благоустройства общественных пространств, в том числе в рамках проекта «Пермь-300». Всего к юбилею города планируется отремонтировать и построить порядка 30 парков и скверов. В приоритете — обновление мест отдыха в районах.

В их числе сквер на улице Корсуньской, 31, концепция которого будет посвящена творчеству пермского детского писателя Льва Кузьмина, сквер в центре города по улице Екатерининской, 171, новые скверы в микрорайонах Вышка-2 и Вышка-1, Кислотные дачи, сквер по улице Яблочкова.

По нацпроекту «Безопасные и качественные автомобильные дороги» в 2021 году ремонт планируется провести на 16 объектах площадью порядка 250 тысяч кв. метров. В общей сложности в 2021 году в городе вновь будет обновлено около 1 млн кв. метров покрытия.

— Комфортная городская среда — это безопасные дороги, удобный транспорт, наличие мест отдыха. Город работает в каждом направлении, но всё равно есть проблемы, которые необходимо решать. Бюджет развития Перми ежегодно растет, например, на благоустройство города в 2021–2023 годах направим 21 млрд рублей.

Планируем завершить крупные «стройки», которые изменят облик города. В этом году завершится последний этап капитального ремонта набережной Камы. Еще одна точка притяжения — городская эспланада. Её комплексное благоустройство ведётся в рамках нацпроекта «Жилье и городская среда» и приурочено к грядущему юбилею города.

После реконструкции городская эспланада будет приведена к единому стилю. При этом развитие социальной и коммунальной инфраструктуры, строительство дорог, создание парков и скверов, экологическое развитие — всё это в равной мере должно относиться ко всем районам города.

Это моя принципиальная позиция, — заявил глава Перми Алексей Дёмкин.

В россии насчитали 375 городов с благоприятной средой

время публикации: 02 апреля 2021 г., 13:02 | последнее обновление: 02 апреля 2021 г., 13:02

Число российских городов с благоприятной средой увеличилось в 2020 году на 25% и составило 375. Об этом свидетельствует представленный Минстроем и госкомпанией «Дом.РФ» «Индекс качества городской среды за 2020 год».

Напомним, методика определения качества городской среды была разработана Минстроем РФ и «Дом.РФ» совместно с КБ «Стрелка». Она включает в себя оценку по 36 индикаторам (шесть пространств и шесть критериев), среди которых благоустройство, состояние общественного транспорта, безопасность дорог и общественных пространств, состояние объектов социальной сферы и другие показатели.

В третью по счету версию индекса вошли 1116 российских городов. По сравнению с 2019 годом доля российских городов с благоприятной городской средой по итогам 2020 года выросла почти на 7 п.п. (до 34%). Целевой показатель предусматривает, что в 2030 году доля городов с благоприятной городской средой в России должна составлять 80%.

«Несмотря на то, что в прошлом году была пандемия, мы запланированный показатель превысили на 4%. За этими цифрами стоит колоссальная работа всех регионов, хочу им сказать огромное спасибо», — заявил вице-премьер России Марат Хуснуллин (цитата рпо РИА «Новости»).

Как сообщается на сайте Минстроя, лидерами рейтинга среди крупных и крупнейших городов, как и год назад, стали Москва (288 баллов из 360 возможных), Санкт-Петербург (249 баллов), Грозный, Сочи и Тюмень (по 225 баллов), Одним из худших городов по качеству городской среды эксперты признали Омск (113 баллов).

В презентации отмечается, что целевые значения проекта «Жилье и городская среда» в прошлом году выполнили 79 регионов из 85. Среднее значение индекса составило 177 (169 в 2019 году). Количество городов с неблагоприятной городской средой сократилось с 816 до 741.

Напомним, Минстрой впервые представил индекс качества городской среды в ноябре 2019 года. «Мы сегодня публикуем этот индекс в 1 114 городах. Города разбиты на несколько групп по уровню взаимодействия, численности. Сегодняшний индекс расставил города по определенным критериям.

Наша задача — к 2024 году мы должны улучшить индекс качества городской среды на 30%. Также мы должны перевести 50% городов из неблагоприятной среды в благоприятную», — заявил тогда занимавший пост вице-премьера Виталий Мутко, который в прошлом году был назначен гендиректором Дом.РФ.

В 2019 году городами с благоприятной средой были признаны 23% включенных в список городов (256 городов). В апреле 2020 года был представлен обновленный рейтинг, в котором было уже 299 городов с благоприятной средой из 1 115 (почти 27%).

Оставьте комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *