Минстрой обяжет застройщиков использовать сохраняющие тепло материалы

Правилам игры на рынке технологического присоединения к инженерным сетям не хватает четкости, единодушны опрошенные «Ведомости&» эксперты и участники рынка.

Действующее законодательство регулирует общий порядок подключения к сетям ресурсоснабжающих организаций, но оставляет за скобками множество важных вопросов – от понятного определения размера платы за подключение до длительных сроков подключения.

Какие именно проблемы их волнуют, «Ведомости&» спросили у застройщиков и экспертов.

Затраты на присоединение могут доходить до 10% бюджета строительства, говорят опрошенные «Ведомости&» участники рынка.

Причем на Дальнем Востоке они в 2 раза выше, чем в европейской части России, рассказывает Наталья Гарифуллина, директор по маркетингу застройщика «Талан» (работает в 13 городах – от Ярославля до Владивостока, по данным компании).

Но и эти затраты сложно прогнозировать – при принятии решения о вхождении в проект у застройщика нет информации о вариантах и стоимости присоединения.

«Затраты на присоединение жилых комплексов зависят от многих факторов: площади объекта строительства, близости городских сетей и питающих центров, наличия свободных от обременений коридоров для прокладки магистральных сетей, способа их прокладки, рельефа и т. д. и колеблются на объектах группы, как правило, в диапазоне от 4000 до 8000 руб. на 1 кв. м продаваемой площади – это несколько процентов от его цены», – говорит Александр Меркулов, директор по девелопменту Level Group.

Часто бывает так: дом построен, но не заселен, потому что пока в нем нет ни света, ни воды, ни тепла – т. е. он не присоединен к сетям. В чем причина?

Одна из основных причин – отсутствие синхронизации сроков при строительстве дома и обеспечивающих его инженерных сетей.

Сейчас договор о подключении к сетям заключается на стадии, когда объект уже спроектирован, а мероприятия по оформлению земельно-имущественных отношений, подготовке градостроительной документации и подготовке проектной документации уже пройдены.

Строительство инженерных сетей требует прохождения аналогичных процедур, но начинается значительно позже. Нужно учесть и сроки проведения конкурсных процедур.

По действующему законодательству ресурсоснабжающая организация должна осуществить все мероприятия по строительству инженерных сетей (проектно-изыскательские и строительно-монтажные работы) максимум за 24 месяца. На практике нередки случаи, когда ресурсоснабжающие организации превышают максимальный срок.

Согласно исследованию ВЦИОМа, проведенному в 2020 г., подключение к инженерным сетям по-прежнему остается самым сложным этапом административных процедур в строительстве – об этом говорит почти половина участников исследования.

Особенно беспокоит их непрозрачность расчета стоимости подключения при заключении договоров.

Вторая по значимости проблема – оформление земельно-имущественных отношений – беспокоит 44% респондентов, еще 38% отмечают сложность подготовки градостроительной документации.

Источник: ВЦИОМ

«Сейчас на местах возникает проблема: отставание работ по подключению объекта к сетям от строительства самого объекта может составлять от шести месяцев до двух лет (средний срок строительства панельной многоэтажки – до года, монолитного дома – до двух лет. – «Ведомости&»). Безусловно, это тормозит общие темпы строительства», – рассказал «Ведомости&» эксперт тематической площадки ОНФ «Жилье и городская среда» Павел Склянчук.

Задачу усложняет и то, что ресурсоснабжающие организации фактически не несут ответственности за срыв сроков по вводу в эксплуатацию домов. Получается, если дом готов, но не подключен – это ответственность застройщика.

Решить проблему могло бы создание механизма, который стимулировал бы ресурсоснабжающие организации подключать объекты в срок, считает председатель правления Ассоциации инвесторов Москвы Любовь Цветкова.

Профессор Высшей школы экономики (ВШЭ) Сергей Сиваев предлагает ввести более жесткие санкции для ресурсных компаний за невыполнение в срок обязательств по договору технологического присоединения.

Действующая сейчас неустойка за несоблюдение сроков при присоединении к сетям газоснабжения ничтожно мала: за задержку на 90 дней газораспределительная организация должна выплатить заявителю менее 7% от стоимости договора технологического присоединения (в типовых договорах электроснабжения штрафные санкции значительно выше). Штрафные санкции, с одной стороны, недостаточно мотивируют газовиков своевременно выполнять работы по технологическому присоединению заявителей, с другой – задержки часто возникают и при выполнении работ со стороны заявителей, поэтому необходимо взвешенно подходить к вопросу ужесточения ответственности за срыв сроков реализации мероприятий, считает Сиваев.

Также среди его предложений – предусмотреть стандартизированные тарифы для типовых договоров технологического присоединения, обеспечить участие застройщика в процедуре согласования включенных в плату технических решений, а также отразить в схемах ресурсоснабжения информацию о свободных мощностях в возможных точках присоединения.

По мнению исполнительного директора Фонда «Институт экономики города» Татьяны Полиди, в условиях высокоплотной городской застройки сложно быстро размещать дополнительные сети, необходимые для подключения какого-либо объекта, а существующие сети сильно изношены (на 30–40%).

Вопрос инфраструктурного обеспечения, наращивания плотности застройки на застроенных территориях необходимо решать более комплексно – например, в рамках программ по обновлению систем водоснабжения, теплоснабжения в целых кварталах.

Никакими санкциями для сетевых компаний эту объективную проблему не решить – сроки подключения могут быть короткие, только если для этого созданы в первую очередь все технологические решения.

Полиди считает, что нужен прозрачный механизм распределения затрат на создание инфраструктуры между всеми ее будущими пользователями.

Тарифы на подключение этой роли не выполняют, поэтому целесообразно обратиться к опыту других стран, где для этих целей формируются городские внебюджетные фонды, пополняемые за счет уплаты всеми застройщиками градостроительного сбора (сбора за воздействие), размер которого устанавливается открыто и просто – как удельная сумма в расчете на 1 кв. м создаваемой площади.

Минстрой обяжет застройщиков использовать сохраняющие тепло материалы

/Андрей Гордеев / Ведомости

Сложности вызывают длительные сроки подключения и регулирование, особенно в части тарификации, рассказывает партнер адвокатского бюро Asterisk Сергей Демченко.

Федеральный закон устанавливает принцип и метод формирования платы за присоединение, но разрешает региональным властям снижать и увеличивать значение исходных данных, рассказывает он. Именно так возникают разные подходы, требующие от застройщиков разных бюджетов и трудозатрат.

Большинство судебных споров по тарифам с органами государственной власти сводятся к проверке соблюдения методики и правильности расчетов, экономической обоснованности включения в тариф отдельных видов расходов, делится наблюдениями Демченко.

Самые архаичные требования к приемке проведенных работ сохраняются при подключении к газу, говорят опрошенные «Ведомости&» застройщики. Например, они до сих пор собирают комиссию по приемке газовых сетей в составе более 20 человек, которые зачастую дублируют функции друг друга в связи с отсутствием четко установленных полномочий.

Читайте также:  20 статей о том, как купить вторичную квартиру

Отсутствие прозрачности подчас заставляет застройщиков уходить из тех регионов, где решение проблем особенно затруднено, рассказывает Гарифуллина, от этого в первую очередь страдают локальный рынок и потребитель.

Ресурсоснабжающие организации в договорах техприсоединения предусматривают большой аванс (на начальном этапе подключения до проведения проектно-изыскательских и строительно-монтажных работ по технологическому присоединению), отмечает Сиваев в презентации работы, посвященной проблемам и предложениям по оптимизации услуги техприсоединения к инженерным сетям. С одной стороны, это необоснованная нагрузка на застройщика (особенно в условиях применения внедренной с 2019 г. новой схемы финансирования строительства с помощью эскроу-счетов), с другой – дестимулирует ресурсоснабжающие организации строго соблюдать сроки выполнения работ по договору.

Сиваев предлагает снизить долю авансовых платежей, которые застройщик платит за присоединение к сетям, это простимулирует ресурсоснабжающие организации соблюдать сроки выполнения мероприятий по договору.

До сих пор законодательством не урегулированы вопросы, связанные с перекладкой (выносом) сетей из зоны будущей застройки, а вопросы переуступки выделенных застройщику ресурсов решены лишь частично, рассказывает Кирилл Холопик, руководитель аппарата Национального объединения застройщиков жилья (НОЗА), заместитель председателя комитета Торгово-промышленной палаты РФ по предпринимательству в сфере строительства.

Зачастую застройщик принимает решение о приобретении прав на земельный участок, даже не зная, потребуется вынос сетей или нет, отмечает Сиваев.

Процедура выноса инженерных сетей из пятна застройки требует отдельного обсуждения, согласен Дмитрий Тимофеев, председатель комиссии НОЗА и вице-президент девелопера ГК «ПИК». Иногда застройщик получает участок для строительства с проложенными по нему инженерными сетями. Тогда их нужно демонтировать и перенести на новое место.

Но порядок работ определяет та организация, которая обслуживает сети. Еще недавно в Москве преобладала имущественная компенсация, когда застройщик сам переносил сети, а затем передавал их ресурсоснабжающим организациям, сейчас она денежная, пишет Сиваев.

Это приводит к тому, что сроки выполнения работ могут растягиваться на годы, сам застройщик мог бы справиться за 3–4 месяца, рассказывает Тимофеев.

А перенос бесхозных сетей в регионах – это практически нерешаемый вопрос в приемлемые для застройщика сроки, добавляет Гарифуллина из «Талана».

У сторон должна быть возможность договариваться по каждому объекту, кто будет выносить сети, и синхронизировать сроки выноса, полагает Тимофеев. Кроме того, важно определить условия и форму компенсации, порядок и модель ее расчета, отмечает он. Сиваев считает иначе: возможность выбора важна в переходный период, в целом же целесообразно перейти к денежной компенсации.

По мнению Полиди, неоптимальное размещение сетей, часто пересекающих вдоль и поперек земельные участки, предназначенные для застройки, – это наследие советского градостроительства, когда частное и публичное не было разграничено.

Плохо другое, отмечает Полиди: практика хаотичной прокладки сетей по территории земельных участков сохраняется, что создает ровно такие же проблемы по их выносу из пятна застройки в будущем.

Необходимо законодательно урегулировать вопросы размещения линейных объектов коммунальной инфраструктуры на территориях общего пользования (под улицами), а пересекать земельные участки застройки только в исключительных случаях.

Минстрой обяжет застройщиков использовать сохраняющие тепло материалы

/Евгений Разумный / Ведомости

Строительство сетей – обременение для застройщика многоквартирного дома. «Особенно дорого может обойтись подключение к сетям теплоснабжения, стоимость которого определяется исходя из величины подключаемой нагрузки, но не расстояния до точки подключения. То есть не важно, будут к вашему участку тянуть 1 км [теплотрассы] или всего 2 м, заплатите вы одинаково», – рассказывает Цветкова.

Для решения этой проблемы Минстрой предложил дать застройщику право продать ресурсоснабжающей организации созданные им сети, но по цене, которая не превышает фактически понесенных затрат.

Законопроект опубликован в мае на портале проектов нормативных правовых актов regulation.gov.ru. Если ресурсоснабжающая организация откажется покупать сети, то их выставят на торги.

Если и в этом случае желающих приобрести сети не найдется, то их выкупят муниципалитеты.

Цель – остановить рост числа бесхозяйных сетей в России, объясняет Минстрой в пояснительной записке к проекту закона.

«Например, протяженность бесхозяйных сетей газораспределения в зоне эксплуатационной ответственности газораспределительных организаций, подконтрольных группе «Газпром», на 1 ноября 2019 г. составила 8500 км.

Между тем распределительные газопроводы относятся к опасным производственным объектам», – говорится в документе. Если законопроект примут, то это будет прекрасной новостью для застройщиков, что принадлежащие им сети будут гарантированно выкуплены, считает Цветкова.

Но для муниципальных бюджетов это неуправляемые финансовые риски, потому что неясны объемы инфраструктуры, которые создадут, а затем потребуют выкупить застройщики и ресурсоснабжающие организации, говорит Полиди.

«Финансовые обязательства надо распределять «на берегу», для этого нужны программа развития инфраструктуры и источники ее финансирования (тариф для населения, тариф для застройщика, займы и бюджетные субсидии)», – считает Полиди. &

Методические рекомендации по энергоэффективному капремонту

Минстрой РФ представил методические рекомендации по проведению энергоэффективного капитального ремонта в МКД. В документе, где собственно методические советы составляют четыре страницы, описаны возможные проекты по повышению качества и энергоэффективности МКД. Обязательны ли они для применения и что в них входит, расскажем сегодня.

Узнайте, что входит в перечень работ по капремонту общего имущества в МКД.

Рекомендации по энергоэффективному капремонту

Приказом от 19 сентября 2016 года N 653/пр Минстрой РФ утвердил методические рекомендации по выполнению проектов, направленных на улучшение качества и энергетической эффективности МКД при капитальном ремонте общего имущества. Рекомендации необязательны к выполнению, но желательны.

Разработаны они для стимулирования проектов и мероприятий в области энергоэффективного ремонта. А ответственность за контроль реализации приказа возложена на заместителя министра строительства и ЖКХ РФ Андрея Чибиса.

Зачем нужны подобные мероприятия и проекты? Минстрой РФ отвечает, что необходимо это для определения системного подхода к выработке целого перечня мероприятий по энергоэффективному ремонту общего имущества в каждом конкретном МКД.

В пояснительной записке есть предупреждение, что Минстрой РФ не гарантирует одинаковый результат от применения рекомендованных мероприятий в отдельных домах.

Дело в том, что техническое состояние разных МКД, состояние инженерных внутридомовых систем и, конечно, климатические условия, в которых расположен дом, могут существенно отличаться.

Поэтому рекомендации носят усреднённый характер.

Если вы хотите воспользоваться рекомендованным Минстроем РФ перечнем проектов при подготовке к проведению капитального ремонта общего имущества в МКД, то делать это необходимо с учётом технического состояния МКД и, соответственно, возможности осуществления технических мероприятий и решений.

Можно ли провести капитальный ремонт за счёт государства? Читайте нашу статью.

Читайте также:  «леруа мерлен» откроет 100 новых магазинов за 5 лет

Перечень мероприятий для энергоэффективного капитального ремонта

Перечень рекомендованных мероприятий состоит из трёх блоков:

  • мероприятия, направленные на улучшение теплозащиты ограждающих конструкций МКД;
  • проекты по повышению энергоэффективности внутридомовых инженерных сетей;
  • дополнительные события по улучшению состояния инженерных коммуникаций.

Теплозащиту ограждающих конструкций МКД можно улучшить, если:

  • постепенно улучшать теплозащиту наружных стен, окон и наружных дверей дома, крыши и чердачных перекрытий, пола и стен подвала;
  • следить за остеклением лоджий, заделкой и герметизацией межпанельных швов, ликвидировать утечки тепла;
  • уплотнять наружные входные двери в подъездах;
  • дополнительно разделять входные тамбуры;
  • утеплять чердак.

Для повышения энергоэффективности инженерных внутридомовых сетей Минстрой РФ рекомендует:

  • ставить общедомовые приборы учёта потребления тепловой энергии и горячей воды;
  • следить за теплоизоляцией внутридомовых инженерных систем теплоснабжения и горячего водоснабжения в подвале и на чердаке;
  • устанавливать теплоизоляцию внутридомовых трубопроводов системы отопления и ГВС;
  • позаботиться об установке автоматизированного узла управления системой теплоснабжения;
  • организовать автоматизированный индивидуальный тепловой пункт;
  • поставить энергосберегающие осветительные приборы;
  • поставить датчики движения в местах общего пользования.

Что касается дополнительных мероприятий по улучшению энергоэффективности МКД, то Минстрой РФ предлагает:

  • поставить балансировочные клапаны на вертикальных стояках системы отопления и клапаны, регулирующие температуру на отопительных приборах;
  • установить частотное регулирование приводов насосов в циркуляционном трубопроводе системы ГВС;
  • ночью понижать температуру в узлах управления системой теплоснабжения;
  • для каждого фасада МКД регулировать тепловой режим;
  • установить первую ступень приготовления горячей воды при помощи тепловых насосов или утилизации тепла вентиляционных выбросов;
  • обустроить гибридную систему ГВС, которая позволит сэкономить и как можно дольше сохранить тепло. Сделать это можно двумя способами: с насосами, использующими теплоту грунта и тепло вентиляционных выбросов, и с применением солнечных коллекторов воды.

Дополнительно с перечнем мероприятий Минстрой РФ приводит в процентном соотношении предполагаемое снижение вида нагрузки или мощности систем отопления и вентиляции и горячего водоснабжения, затрат электроэнергии на покрытие вида нагрузки, а также средние годовые затраты на эксплуатацию, обслуживание и ремонт.

Минстрой обяжет застройщиков использовать сохраняющие тепло материалыЗолотые годы: компенсация взносов на капремонт пожилым людям

Особенности проведения мероприятий

Мероприятия из перечня могут проводиться при формировании взносов на капремонт в размере выше минимального, при реализации энергосервисных договоров, а также при проведении капитального ремонта по инициативе собственников МКД, определивших источник финансирования такого капитального ремонта.

Андрей Чибис рассказал, что часто собственники при обсуждении капитального ремонта решаются на повышение энергоэффективности дома. В таком случае МКД не просто содержится в удовлетворительном состоянии, в нём проводится модернизация, за счёт чего улучшается качество жизни доме.

Такие работы стоят недёшево, однако, по словам Андрея Чибиса, «затраты на энергосбережение компенсируются за счёт снижения платы за ЖКХ – экономия может достигать 30% от суммы платежа за ЖКУ».

Если у вас остались вопросы, вы всегда можете обратиться к нам за консультацией. Мы помогаем управляющим компаниям соответствовать ФЗ N 209 (заполнение ГИС ЖКХ). А ещё мы запустили сервис по проведению ОСС «ОСС на 100%». Теперь организовать общее собрание собственников станет проще. Мы всегда рады вам помочь!

Разъяснения Минстроя России по вопросу необходимости членства застройщика, не осуществляющего строительства, в саморегулируемой организации

Банк России в связи с поступающими вопросами о разъяснении необходимости членства застройщика, не осуществляющего строительства, в саморегулируемой организации сообщает о получении следующих разъяснений Минстроя России в соответствии с его компетенцией.

Как разъясняет Минстрой России, согласно пункту 1 статьи 2 Федерального закона от 30.12.2004 № 214-ФЗ «Об участии в долевом строительстве многоквартирных домов и иных объектов недвижимости и о внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации» (далее — Федеральный закон № 214-ФЗ), застройщик — хозяйственное общество:

  • которое или основное общество которого либо любое из дочерних хозяйственных обществ основного общества имеет опыт (не менее трех лет) участия в строительстве (создании) многоквартирных домов общей площадью не менее пяти тысяч квадратных метров в совокупности, при наличии полученных в порядке, установленном законодательством о градостроительной деятельности, разрешений на ввод в эксплуатацию таких многоквартирных домов в качестве застройщика, и (или) технического заказчика, и (или) генерального подрядчика в соответствии с договором строительного подряда;
  • которое имеет в собственности или на праве аренды, на праве субаренды либо в предусмотренных Федеральным законом от 24 июля 2008 года № 161-ФЗ «О содействии развитию жилищного строительства», подпунктом 15 пункта 2 статьи 39.10 Земельного кодекса Российской Федерации случаях на праве безвозмездного пользования земельный участок и привлекает денежные средства участников долевого строительства в соответствии с указанным Федеральным законом для строительства (создания) на этом земельном участке многоквартирных домов и (или) иных объектов недвижимости, за исключением объектов производственного назначения, на основании полученного разрешения на строительство;
  • наименование которого содержит слова «специализированный застройщик».
  • При этом на застройщиков, осуществляющих привлечение денежных средств участников долевого строительства с использованием счетов эскроу, требования, предусмотренные абзацем вторым пункта 1 статьи 2 Федерального закона № 214-ФЗ, не распространяются.
  • Кроме того, перечень обязательных требований к застройщику приведен в статье 3 Федерального закона № 214-ФЗ.
  • Норма, изложенная в пункте 5 части 1 статьи 20 Федерального закона № 214-ФЗ, предусматривающая, что проектная декларация включает в себя информацию о членстве застройщика в саморегулируемых организациях в области инженерных изысканий, архитектурно-строительного проектирования, строительства, реконструкции, капитального ремонта объектов капитального строительства и о выданных застройщику свидетельствах о допуске к работам, которые оказывают влияние на безопасность объектов капитального строительства, а также о членстве застройщика в иных некоммерческих организациях (в том числе обществах взаимного страхования, ассоциациях), если он является членом таких организаций и (или) имеет указанные свидетельства, носит диспозитивный характер.
  • Таким образом, членство застройщика в саморегулируемых организациях не является обязательным требованием Федерального закона № 214-ФЗ.

Минстрой России также отметил, что в соответствии с пунктом 2 Правил подготовки нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти и их государственной регистрации, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 13.08.1997 № 1009, письма федеральных органов исполнительной власти не являются нормативными правовыми актами.

Таким образом, следует учитывать, что письма Минстроя России и его структурных подразделений, в которых разъясняются вопросы применения нормативных правовых актов, не содержат правовых норм, не направлены на установление, изменение или отмену правовых норм, а содержащиеся в них разъяснения не могут рассматриваться в качестве общеобязательных государственных предписаний постоянного или временного характера.

3 ноября 2020 года

Страница была полезной?

Последнее обновление страницы: 03.11.2020

Взрывная волна: газ отключат автоматически

 Газета.RuГазета.Ru

Речь идет о проектировании газоанализаторов в новых жилых домах, пояснили «Газете.Ru» в Минстрое России.

«Документ устанавливает правила проектирования систем газопотребления (внутренних сетей газопотребления) одноквартирных и блокированных жилых домов, а также жилых многоквартирных зданий, в которых в качестве топлива используется природный газ», — говорится в материалах ведомства.

Документ в том числе регламентирует установку систем контроля загазованности с автоматическим отключением подачи газа.

Они должны быть установлены в теплогенераторных, предназначенных для встроенных или пристроенных помещений общественного назначения, и в помещениях квартир при размещении в них газоиспользующего оборудования.

Читайте также:  В Петергофе построят малоэтажный жилой комплекс

«Газовая плита должны быть оборудована системой «газ-контроль», прекращающей подачу газа на горелку при погасании пламени», — сказано в приказе.

Также перечислены требования к помещениям, в которых плиты устанавливаются отдельно или встраиваются в мебель.

Помимо прочих требований, приказ регламентирует установление в зданиях с таким оборудованием легких конструкций «для погашения давления взрыва и обеспечения устойчивости здания при взрыве газовоздушной смеси».

Иными словами, должны быть установлены окна, которые легко бы выбивались взрывной волной.

Приказ об ужесточении требований к строительству новых газифицированных домов принят на фоне взрывов бытового газа в жилых домах. Трагедии ранее произошли в Ижевске, Ярославле. Утром 14 января этого года взрыв произошел в девятиэтажном доме в городе Шахты Ростовской области. Также по одной из версий, взрыв бытового газа мог стать причиной взрыва в многоэтажке в Магнитогорске.

Как пояснили в Минстрое, через полгода, когда изменения вступят в силу, новые дома будут приниматься только в соответствии с новыми правилами к газовому оборудованию. Соответствующее оборудование будет устанавливаться за счет застройщиков.

Дальнейшее обслуживание может обеспечиваться управляющими компаниями. Сейчас в Госдуму внесен законопроект, который дает право управляющим компаниям право от лица собственников заключать договоры на установку обслуживание внутриквартирного оборудования.

Согласно поправкам ко второму чтению, которые имеются в распоряжении «Газеты.Ru», предлагается заключить не один договор между управляющей компанией и поставщиком услуги по обслуживанию газовой системы, а два: на внутриквартирное и общедомовое оборудование.

Возможность применения именно этих правил не исключают в Минстрое, рассказали «Газете.Ru» в ведомстве.

«Принципиально, что ко второму чтению будет два договора. Идея законопроекта — рассматривать газовое оборудование как единое целое, но в силу того, что это два разных собственника (общедомовое и внутриквартирное), это два договора», — уточнил автор инициативы депутат ГД Илья Осипов.

По его словам, договоры, которые были заключены на момент вступления в силу закона, продолжат действовать.

«Если вы заключили договор, и проверка оборудования не была сделана, а деньги уже заплачены, то до момента, когда проверка проводится, будет действовать этот договор. Потом управляющая организация будет обязана заключить новое соглашение или включить вас в общий договор», — сказал собеседник издания.

Внутриквартирное оборудование будет нуждаться в проверке раз в несколько лет или иной установленный срок.

Если управляющая компания получит подобные полномочия, то есть вероятность, что это будет включено в счет платежки собственникам, и оплачивать проверку будут сами владельцы квартир, предположил эксперт «Качество жизни» ОНФ Арсений Беленький.

Ранее депутаты внесли законопроект, который тоже предполагает установку в жилых домах автоматизированные системы контроля за обеспечением газовой безопасности за счет региональных фондов капитального ремонта.

Согласно нему, система должна не только оповестить о высокой концентрации бытового газа в квартире аварийно-диспетчерскую службу, но и автоматически перекрыть подачу газа к газовому оборудованию, открыть аварийные вентиляционные люки или включить дополнительную вентиляцию.

По данным Минстроя, в России газифицировано больше 60% жилого фонда.

Малым застройщикам поднимают потолок

Минстрой намерен расширить поддержку застройщиков, реализующих низкорентабельные проекты в небогатых регионах,— ведомство подготовило проект постановления правительства, упрощающий получение ими субсидируемых кредитов.

Сейчас на такое финансирование могут претендовать проекты стоимостью до 500 млн руб.— это ограничение предлагается снять.

Участники рынка полагают, что это упростит жизнь малым застройщикам — зачастую нуждающиеся в кредитах низкомаржинальные проекты оказываются дороже,— а также ускорит строительство в регионах.

Программу поддержки низкомаржинальных проектов жилищного строительства планируется расширить — как сообщил вчера руководитель подразделения «Дом.РФ» по сопровождению программ в жилищной сфере Виталий Насонов, ее планируется распространить на более крупные проекты. В Минстрое “Ъ” сообщили, что проект постановления правительства уже разработан и проходит общественное обсуждение.

Напомним, необходимость в поддержке малых застройщиков возникла после перехода на проектное финансирование — девелоперы с низкорентабельными проектами в небогатых регионах (более половины субъектов РФ), как правило, не могут получить кредиты в банках.

Как ранее сообщал вице-премьер Марат Хуснуллин, на низкомаржинальные проекты приходится около 12 млн кв. м. Чтобы они не ушли с рынка и не оставили за собой новые проблемные объекты, Минстрой подготовил программу их поддержки в виде субсидируемых кредитов.

Получить такие займы могут застройщики, реализующие в регионах, где среднедушевые доходы за первый квартал 2020 года как минимум на 15% ниже средних по стране, небольшие проекты стоимостью до 500 млн руб. (и с рентабельностью ниже 15%).

На реализацию этой программы планируется выделить около 6,8 млрд руб.

Теперь условие о том, что проект должен быть не дороже 500 млн руб., предлагается исключить.

Как отметил господин Насонов, это позволит развернуть в субъектах РФ с низкими среднедушевыми доходами строительство более крупных проектов, в том числе по программе комплексного развития территорий.

С похожей инициативой выступает и Сбербанк — как пояснил вице-президент банка Сергей Бессонов в интервью «Интерфаксу», региональные девелоперы обращаются за кредитом в среднем на сумму около 530 млн руб., а бюджет проекта оценивается примерно в 620 млн руб.

«Ограничение по сумме приведет к тому, что существенная часть проектов просто не попадет в программу субсидирования»,— пояснил он.

Руководитель Всероссийского центра национальной строительной политики Александр Моор называет это предложение абсолютно закономерным с учетом мер по развитию строительства жилья, которые уже принимаются в том числе в регионах.

В результате, полагает он, «можно ожидать стимулирования развития строительства не только в крупных городах, но и в маленьких населенных пунктах».

Глава комитета по строительству «Опоры России» Дмитрий Котровский отмечает, что эта мера нацелена на вовлечение в оборот большего количества застройщиков и объектов, пересчитанных на квадратные метры.

«Я думаю, что речь идет о рисках недостижения объемов ввода по истечении какого-то периода времени — это может быть актуально уже с 2022 года, поэтому и нужно объектам оказать какую-то помощь»,— говорит он.

По мнению руководителя комиссии по проектному финансированию Общественного совета при Минстрое Рифата Гарипова, отмена ограничения в 500 млн руб. позволит упростить жизнь малым застройщикам.

Однако, добавляет он, остается немало вопросов, требующих продолжения работы в этом направлении,— в частности, необходимо более четко определить, кто относится к малым застройщикам и какие требования должны к ним предъявляться.

Евгения Крючкова

Оставьте комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *