Минстрой научит граждан следить за порядком проведения капремонта

Большинство граждан России высказывают неподдельный интерес к вопросам, касающимся капитального ремонта многоквартирного дома (МКД), и того спектра работ, которые он включает в себя.

Тенденция роста народного интереса к этим вопросам объяснима и предсказуема. Согласно требованию Жилищного кодекса (ЖК) и учитывая поправки, внесённые в него в 2014 г.

, владельцы жилых помещений МКД обязаны нести регулярные личные расходы в виде взносов, предназначенных на капремонт домов. Деньги поступают в профильные фонды.

Минстрой научит граждан следить за порядком проведения капремонта

Эти поправки вызвали сильный общественный резонанс: далеко не каждый гражданин разобрался, почему обязан оплачивать капитальный ремонт многоквартирных домов из собственного кармана. Каждый субъект РФ имеет свою собственную программу капремонта МКД.

Капремонт: очередь на проведение

Прежде чем говорить об очерёдности осуществления капитальных ремонтных работ МКД, желательно коснуться основ Федерального законодательства (ФЗ), регламентирующих этот вопрос.

№/№ Законодательная база Расшифровка
1. ЖК РФ ст. № 166 Перечисляются ремонтные работы, производимые в рамках капремонта
2. ЖК РФ ст. № 154 Говорится о том, что финансовые затраты по капремонту обязаны нести собственники квартир
3. ЖК РФ ст. № 182 Говорится о том, что ответственность за капремонт возложена на плечи оператора регионального уровня

Очерёдность осуществления капремонта МКД должна устанавливаться программой регионального уровня.

Очерёдность напрямую зависит от того, насколько дом обветшал и нуждается в ремонтных работах. По закону, очерёдность устанавливается на период, сроком в тридцать лет.

Программы регионального уровня содержат следующую информацию:

  1. Список МКД, которые входят в число аварийных и имеют больше двух квартир.
  2. Перечень требуемых работ.
  • Календарное время старта.

С целью поддержания информационной базы в актуальном виде, закон требует проведения регулярных технических осмотров, для наблюдения за «самочувствием» МКД. Так, обновление сведений в базе осуществляется в ежегодном режиме.

На основании информации, полученной от УК (либо ТСЖ), принимается решение проводить, либо не проводить, капремонт каждого конкретного МКД. В этом вопросе принимаются в учёт отклонения «состояния здоровья» МКД от установленных Жилищным кодексом строительных нормативов.

Устанавливая очерёдность, региональные программы учитывают следующую информацию:

  1. Временной срок эксплуатации жилых многоквартирных домов.
  2. Календарное время проведения последнего капремонта.
  3. Наличие наполненности общедомовой «копилки» на капитальные нужды.
  4. Уровень изношенности дома.
  5. Метраж дома.
  6. Объём капитальный трудовых вложений, которые необходимы каждому конкретному зданию.

Каждый желающий может получить интересующие сведения обо всём, что касается проведения капремонта в доме, зайдя на «территорию» официального Правительственного портала (www.reformagkh.ru). Там можно ознакомиться с утверждёнными планами, координацией которых занимается ведомство Государственного Жилищного Надзора.

Программа капремонта: что в неё входит?

В начальной части статьи выяснили, что же представляет собой такое понятие, как «капитальный ремонт» и почему за его осуществление собственники жилья МКД обязаны платить, внося личные деньги в целевой фонд. Теперь предлагаем разобраться с тем, какие обязательства, связанные с проведением капитальных ремонтных работ, несёт государство перед гражданами, и что делается по программе капремонта.

Перечень работ можно узнать из текста ст. № 166, ч.1 ЖК РФ. Приводим список обязательных работ, осуществляемых при производстве капитального ремонта:

  1. Должны ремонтироваться внутридомовые инженерные системы, такие как: электричество, отопление, горячее/холодное водоснабжение, газоснабжение, отведение воды.
  2. Должен производиться ремонт или замена лифтового оборудования.
  3. Должны проводиться кровельные работы.
  4. Должны ремонтироваться подвальные помещения (общедомовое имущество).
  5. Должен осуществляться фасадный ремонт и ремонт фундамента.
  6. Должен производиться ремонт базового фундамента.

Кроме вышеприведённого перечня капитальных работ, каждый субъект России может дополнить рабочий список по усмотрению, посредством включения в него следующих пунктов:

  1. Мероприятия, утепляющие фасад здания.
  2. Мероприятия, нацеленные на переустройство не вентилируемой кровли в вентилируемую крышу.
  3. Работы по организации проходов на поверхность крыши МКД и т. д.

Порядок проведения капитального ремонта

В этой статье мы расскажем о порядке проведения капитального ремонта. Для начала вы узнаете, чем капитальный ремонт отличается от текущего. Кроме того, мы расскажем, какими законодательными актами регулируется капремонт, как он финансируется и кто контролирует ход работ.

Чем капитальный ремонт отличается от текущего

Текущий и капитальный ремонт – это два вида ремонта, которые отличаются способами финансирования и перечнем видов работ. Текущий ремонт проводит организация, которая обслуживает ваш дом.

Оплачивается он за счёт средств, собираемых на содержание общего имущества дома. Для капитального ремонта в течение нескольких лет формируется фонд. Капремонт финансируется из средств этого фонда.

Кроме того, дом может получить субсидии из федерального или регионального бюджета.

Что касается работ, то текущий ремонт носит предупредительный характер.

Согласно Правилам обслуживания общего имущества МКД, управляющая организация должна проводить осмотры помещений и на их основе составлять план работ по текущему ремонту.

Во время капремонта комплексно восстанавливаются или заменяются внутридомовые инженерные сети, лифты, проводятся восстановительные работы на фасаде и кровле здания.

Законодательные акты, регулирующие порядок проведения капитального ремонта

Определение капитального ремонта дано в статье 166 Жилищного кодекса РФ. Эта же статья устанавливает правила проведения капремонта.

 Статья 154 Жилищного кодекса РФ описывает, какие платежи включаются в плату за жилое помещение. Взносы на капремонт – входят в структуру платежа за жилые помещения.

 Статья 158 ЖК РФ уточняет, что взносы на капремонт обязаны платить и владельцы нежилых помещений.

Многоквартирный дом может получить финподдержку от госкорпорации «Фонд содействия развитию ЖКХ». Для получения денег нужно обратиться в соответствующие региональные органы власти. Далее, в Фонд поступит заявка от имени вашего региона.

Если будут выделены средства, то их можно будет потратить на оплату процентов по кредиту на проведение капремонта, а также на оплату работ по повышению энергоэффективности дома (в рамках капремонта). Максимальный размер субсидий составляет 5 миллионов рублей на один МКД.

Правила предоставления такого рода субсидий устанавливает постановление Правительства РФ от 17.01.2017 №18. Конечно, это довольно сложная процедура. В 2017 году такого рода поддержку получили только 27 домов по всей России.

Депутаты Госдумы РФ уже предлагали упростить процедуру получения финподдержки на капремонт. Однако соответствующий законопроект ещё не принят.

Способ формирования фонда капитального ремонта

Жители многоквартирных домов не могут отказаться от оплаты взносов на капремонт, так как это их обязанность в силу прямого указания закона. Однако они могут решить, каким способом будут накапливаться средства для проведения капитального ремонта.

Вариантов здесь два: спецсчёт многоквартирного дома в банке или формирование фонда капремонта на счёте регионального оператора капремонта. По умолчанию взносы поступают на счёт регионального оператора. Спецсчётом владеет организация, обслуживающая многоквартирный дом (УО, ТСЖ или ЖСК).

И сбором средств, при наличии спецсчёта, также занимается УО, ТСЖ или ЖСК, которая обслуживает МКД, капремонт в этом случае включается отдельной строкой в квитанцию за управление и обслуживание общего имущества МКД.

Региональный оператор капремонта – это сторонняя организация, которая выставляет отдельную квитанцию.

Заметим, что УО, ТСЖ или ЖСК не могут размещать взносы на капремонт на своих банковских счетах. Это является нарушением жилищного законодательства и чревато штрафами. Для спецсчёта необходимо выбрать банк, который удовлетворяет условиям, описанным в постановлении Правительства РФ от 24.04.2018 No497.

На сегодня в РФ действуют пять банков, которые этим условиям полностью удовлетворяют: ПАО Сбербанк, Банк ГПБ (АО), Банк ВТБ (ПАО), АО «Россельхозбанк», АО «АЛЬФА-БАНК».

Если владелец спецсчёта открыл его в другом банке, необходимо срочно созвать ОСС, которое решит, в какой из указанных пяти банков необходимо перевести спецсчёт.

Преимущество спецсчёта в том, что жители дома через ОСС могут принять решение о сроках капремонта. Когда фондом капремонта МКД распоряжается региональный оператор, он устанавливает и сроки проведения капремонта, а также выбирает исполнителя работ.

Мероприятия по капитальному ремонту МКД

В ходе капремонта восстанавливаются или полностью меняются внутридомовые коммуникации, которые составляют ОИ МКД. А именно: системы водоснабжения и водоотведения, разводка электросети, газовое оборудование, система теплоснабжения. Полный перечень работ по капремонту, указан в ст. 166 Жилищного кодекса РФ.

Лифты подлежат замене, если они используются более 25 лет. Если лифт установлен менее 25 лет назад, то проводится ремонт кабины и подъёмного оборудования. При необходимости ремонтируются и шахты лифта.

Капремонт кровли предполагает замену кровельного покрытия, ремонт или замену несущей конструкции кровли, восстановление теплоизоляции и водонепроницаемости крыши, при необходимости кровлю красят.

Фундамент ремонтируется с учётом расположения несущих конструкций первого этажа и схемы инженерных сетей. Во время капитального ремонта капремонта фасада МКД восстанавливают герметичность швов, штукатурку и облицовочную плитку, меняют отливы и водосточные трубы.

В приказе Минстроя РФ от 15.02.2017 №98/пр перечисляются виды работ по капитальному ремонту, которые позволяют увеличить энергоэффективность МКД. В этот перечень входят работы по герметизации межпанельных швов, трещин и дополнительной теплоизоляции стен дома.

Читайте также:  В 2017 году в Подмосковье начнут строить легкое метро

Кроме того, в приказе рекомендуется установить общедомовые приборы учёта потребления коммунальных ресурсов, модернизировать теплоузлы, установив тепловые пункты.

По части электрической энергии Приказ предлагает установить в подъездах светодиодные лампы и ОДПУ для предотвращения безучётного потребления электроэнергии.

Кто контролирует проведение капремонта

Если в вашем доме деньги на капитальный ремонт накапливаются на спецсчёте регионального оператора, то и контролировать все работы должен регоператор.

Ведь согласно статье 180 Жилищного кодекса РФ, в этом случае регоператор должен стать заказчиком капитального ремонта.

В ситуации, когда у вашего дома есть спецсчёт, на который перечисляются средства на капремонт, то все претензии к качеству надо адресовать управляющей компании, ТСЖ или ЖСК. То есть той организации, которая обслуживает ваш дом.

Выводы

  1. Капремонт – это отдельный вид деятельности по обслуживанию МКД, который финансируется за счёт средств фонда капитального ремонта дома.
  2. Фонд капремонта МКД формируется одним из способов, выбранных собственниками: накопление средств на спецсчёте МКД или на счёте регионального оператора капремонта.
  3. Виды работ, которые проводятся в рамках капремонта определяет жилищный кодекс РФ и ряд законодательных актов.
  4. Качество работ в ходе капитального ремонта контролирует региональный фонд капремонта или управляющая компания, в зависимости от выбранного способа накопления средств на капремонт.

Приказ Минстроя России от 09.12.2020 N 758/пр
"Об утверждении методических рекомендаций по принятию субъектом Российской Федерации решений о внесении изменений в региональную программу капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах"

МИНИСТЕРСТВО СТРОИТЕЛЬСТВА И ЖИЛИЩНО-КОММУНАЛЬНОГО

ХОЗЯЙСТВА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ПРИКАЗ

от 9 декабря 2020 г. N 758/пр

  • ОБ УТВЕРЖДЕНИИ МЕТОДИЧЕСКИХ РЕКОМЕНДАЦИЙ
  • ПО ПРИНЯТИЮ СУБЪЕКТОМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ РЕШЕНИЙ
  • О ВНЕСЕНИИ ИЗМЕНЕНИЙ В РЕГИОНАЛЬНУЮ ПРОГРАММУ КАПИТАЛЬНОГО
  • РЕМОНТА ОБЩЕГО ИМУЩЕСТВА В МНОГОКВАРТИРНЫХ ДОМАХ

В соответствии с частью 4.1 статьи 168 Жилищного кодекса Российской Федерации, пунктом 1 Положения о Министерстве строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 18 ноября 2013 г. N 1038, приказываю:

утвердить прилагаемые методические рекомендации по принятию субъектом Российской Федерации решений о внесении изменений в региональную программу капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах.

Министр

И.Э.ФАЙЗУЛЛИН

  1. Утверждены
  2. приказом Министерства строительства
  3. и жилищно-коммунального хозяйства
  4. Российской Федерации
  5. от 9 декабря 2020 г. N 758/пр
  • МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ
  • ПО ПРИНЯТИЮ СУБЪЕКТОМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ РЕШЕНИЙ
  • О ВНЕСЕНИИ ИЗМЕНЕНИЙ В РЕГИОНАЛЬНУЮ ПРОГРАММУ КАПИТАЛЬНОГО
  • РЕМОНТА ОБЩЕГО ИМУЩЕСТВА В МНОГОКВАРТИРНЫХ ДОМАХ

1. Настоящие методические рекомендации разработаны с целью оказания методического содействия органам государственной власти субъектов Российской Федерации при принятии ими решений о внесении изменений в утвержденную региональную программу капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах (далее соответственно — Методические рекомендации, региональная программа).

2.

В соответствии с частью 6 статьи 168 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее — Жилищный кодекс) порядок подготовки и утверждения региональных программ, требования к ним, порядок представления органами местного самоуправления сведений, необходимых для подготовки региональных программ, устанавливается законом субъекта Российской Федерации. Согласно части 5 статьи 168 Жилищного кодекса региональная программа актуализуется не реже чем один раз в год.

3.

В целях обеспечения единообразия предоставления органами местного самоуправления сведений, необходимых для принятия решения о внесении изменений в региональную программу, органом государственной власти субъекта Российской Федерации, ответственным за ее принятие, актуализацию и реализацию (далее — уполномоченный орган), рекомендуется предусмотреть сбор таких сведений по единой форме (перечню) согласно приложению к настоящим Методическим рекомендациям.

  1. 4. При подготовке изменений в региональную программу рекомендуется обеспечить проверку:
  2. а) наличия многоквартирных домов, введенных в эксплуатацию после даты утверждения региональной программы или внесения в нее последних изменений, подлежащих включению в региональную программу с учетом требований части 5.1 статьи 170 Жилищного кодекса, а также о многоквартирных домах, не включенных в региональную программу в результате технических ошибок;
  3. б) наличия многоквартирных домов, признанных в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 28 января 2006 г. N 47 «Об утверждении Положения о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания, многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, садового дома жилым домом и жилого дома садовым домом» аварийными и подлежащими сносу или реконструкции после даты утверждения региональной программы или внесения в нее последних изменений и подлежащих исключению из региональной программы в соответствии с пунктом 1 части 2 статьи 168 Жилищного кодекса;
  4. в) наличия многоквартирных домов, которые не включаются (подлежат исключению) из региональной программы в соответствии с нормативным правовым актом субъекта Российской Федерации, принятым в соответствии с пунктом 1 части 2 статьи 168 Жилищного кодекса.

5.

При разработке нормативного правового акта субъекта Российской Федерации, определяющего порядок внесения в региональную программу изменений, рекомендуется учитывать минимальную продолжительность эффективной эксплуатации элементов отремонтированных конструкций и внутридомовых инженерных систем многоквартирного дома и проектного срока эксплуатации многоквартирного дома, а также очередной срок проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах после выполнения их капитального ремонта в соответствии с региональной программой.

6.

По общему правилу, установленному частью 4 статьи 168 Жилищного кодекса, решение общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме требуется для внесения в региональную программу изменений в части переноса установленного срока капитального ремонта общего имущества в таком многоквартирном доме на более поздний период, сокращения перечня планируемых видов услуг и (или) работ по капитальному ремонту общего имущества в этом многоквартирном доме, за исключением случаев, предусмотренных пунктами 1 — 5 части 4 статьи 168 Жилищного кодекса.

  • Приложение
  • к Методическим по принятию
  • субъектом Российской Федерации
  • решений о внесении изменений
  • в региональную программу капитального
  • ремонта общего имущества
  • в многоквартирных домах

Форма (рекомендуемая)

  1. Информация
  2. о техническом состоянии многоквартирных домов (далее МКД)
  3. в целях актуализации региональной программы капитального
  4. ремонта (далее РПКР), краткосрочных планов реализации РПКР
N п/п Показатели Значение Дата актуализации информации
1 Статус МКД по признаку включения (исключения) из РПКР
2 Статус МКД по признаку сокращения (расширения) видов работ, услуг по капитальному ремонту
3 Статус МКД по признаку изменения сроков (очередности) проведения капитального ремонта
4 Статус МКД по признаку принадлежности к объектам культурного наследия
5 Адрес МКД
6 Общая площадь МКД, кв. м.
7 Количество зарегистрированных граждан, чел.
8 Год ввода в эксплуатацию (год постройки) МКД (частей, секций, блоков МКД)
9 Материал стен
10 Количество этажей (минимальное, максимальное)
11 Количество подъездов
12 Износ МКД в году включения в РПКР, %
13 Нормативный срок эксплуатации МКД, лет
14 Год последнего комплексного капитального ремонта
15 Основные конструктивные элементы и инженерные системы МКД, иные объекты общего имущества МКД, подлежащие капитальному ремонту наименование
16 ед. изм.
17 количество
18 год включения в состав общего имущества (исключения из состава общего имущества)
19 износ по состоянию на год включения в РПКР, %
20 минимальная продолжительность эффективной эксплуатации, лет
21 виды работ, услуг по капитальному ремонту, включенные в РПКР
22 год завершения последнего капитального ремонта
23 Способ формирования фонда капитального ремонта
24 Предельная стоимость работ (услуг) по капитальному ремонту
25 Решение общего собрания собственников о проведении капитального ремонта Дата решения общего собрания собственников
26 Утвержденные виды работ, услуг по капитальному ремонту
27 Объем утвержденных видов работ (услуг) по капитальному ремонту
28 Утвержденная предельная стоимость работ (услуг) по капитальному ремонту
29 Утвержденные сроки проведения капитального ремонта
30 Утвержденные источники финансирования капитального ремонта
31 Необходимость проведения капитального ремонта в сроки, установленные РПКР Да/Нет
32 Дата определения в порядке, установленном законодательством субъекта РФ, необходимости проведения капитального ремонта в сроки, установленные РПКР
33 Класс энергоэффективности МКД
статус по признаку включения (исключения) из РПКР:
1 подлежит включению в РПКР
1.1 введен в эксплуатацию после завершения строительства или реконструкции
1.2 в связи с выявлением технической ошибки
1.3 на основании изменения Жилищного кодекса РФ
1.4 на основании изменения регионального законодательства
1.5 в связи с утратой оснований для исключения из РПКР, установленных в соответствии с пунктом 1 части 2 статьи 168 Жилищного кодекса РФ
1.6 иные основания
2 подлежит исключению из РПКР
2.1 в связи с признанием аварийным и подлежащим сносу или реконструкции
2.2 в связи с изъятием земельного участка под многоквартирным домом для государственных, муниципальных нужд
2.3 после выявления технической ошибки
2.4 на основании изменения Жилищного кодекса РФ
2.5 на основании регионального законодательства
2.6 иные основания
Статус многоквартирного дома по признаку сокращения (расширения) видов работ, услуг по капитальному ремонту
3 сокращение видов работ, услуг по капитальному ремонту
3.1 в связи с отсутствием основного конструктивного элемента или инженерной системы
3.2 в связи с выявлением технической ошибки
3.3 на основании изменения Жилищного кодекса РФ
3.4 на основании изменения регионального законодательства
3.5 в связи с изменением способа формирования фонда капитального ремонта
3.6 запланированный вид услуг и (или) работ по капитальному ремонту общего имущества в МКД был проведен ранее и при этом в порядке установления необходимости проведения капитального ремонта общего имущества в МКД определено, что повторные оказание таких услуг и (или) выполнение таких работ в срок, установленный РПКР, не требуются
4 расширение видов работ, услуг по капитальному ремонту
4.1 в связи с созданием основного конструктивного элемента или инженерной системы
4.2 в связи с выявлением технической ошибки
4.3 на основании изменения Жилищного кодекса РФ
4.4 на основании изменения регионального законодательства
4.5 в связи с изменением способа формирования фонда капитального ремонта
4.6 иные основания
Статус многоквартирного дома по признаку изменения сроков (очередности) проведения капитального ремонта
5 перенос капитального ремонта на более ранние сроки, чем установлено РПКР
5.1 по решению общего собрания собственников
5.2 при установлении необходимости проведения капитального ремонта в более ранние сроки, в том числе в связи с угрозой жизни и здоровью граждан, общему имуществу и имуществу собственников
5.3 в связи с проведением капитального ремонта в приоритетном порядке согласно региональному законодательству
5.4 по иным основаниям
6 перенос капитального ремонта на более поздние сроки, чем установлено РПКР
5.1 по решению общего собрания собственников, если не подтверждена необходимость проведения капитального ремонта в сроки, установленные РПКР
5.2 в связи с изменением способа формирования фонда капитального ремонта по основаниям, предусмотренным частью 7 статьи 189 Жилищного кодекса РФ
5.3 в связи с невозможностью выполнения работ, услуг по капитальному ремонту (в том числе завершения ранее начатых) в связи с воспрепятствованием собственниками помещений в МКД, и (или) лицом, осуществляющим управление МКД, и (или) лицом, выполняющим работы по содержанию и ремонту общего имущества в МКД
5.4 в связи с изменением сроков проведения работ по ремонту внутридомовых инженерных систем газоснабжения, ремонту, замене, модернизации лифтов, ремонту лифтовых шахт, машинных и блочных помещений
5.5 по иным основаниям
7 установление новых сроков проведения капитального ремонта после завершения капитального ремонта по РПКР
Статус многоквартирного дома по признаку принадлежности к объектам культурного наследия
8.1 признан объектом культурного наследия
8.2 вновь выявленный объект культурного наследия
Читайте также:  Ограничение долевого строительства сделает популярнее жилье на стадии котлована

  • МИНИСТЕРСТВО СТРОИТЕЛЬСТВА И ЖИЛИЩНО-КОММУНАЛЬНОГО ХОЗЯЙСТВА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
  • ПИСЬМО от 28 октября 2020 г. N 43518-ИФ/09
  • Министерство строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации в связи с изменениями порядка расчета государственной экспертизы проектной документации в части проверки достоверности определения сметной стоимости (далее — проверка сметной стоимости) капитального ремонта объектов капитального строительства сообщает следующее.

Частью 1 статьи 48 Градостроительного кодекса Российской Федерации (далее — Кодекс) установлено, что при проведении капитального ремонта объекта капитального строительства в случаях, предусмотренных частью 12.2 данной статьи, осуществляется подготовка раздела проектной документации «Смета на капитальный ремонт объекта капитального строительства».

В соответствии с частью 12.2 статьи 48 Кодекса в случае проведения капитального ремонта объектов капитального строительства, финансируемого с привлечением средств бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, средств лиц, указанных в части 1 статьи 8.

3 Кодекса, осуществляется подготовка сметы на капитальный ремонт объектов капитального строительства на основании акта, утвержденного застройщиком или техническим заказчиком и содержащего перечень дефектов оснований, строительных конструкций, систем инженерно-технического обеспечения и сетей инженерно-технического обеспечения с указанием качественных и количественных характеристик таких дефектов (далее — дефектный акт).

Застройщик по собственной инициативе вправе обеспечить подготовку иных разделов проектной документации, а также подготовку проектной документации при проведении капитального ремонта объектов капитального строительства в иных случаях, не указанных в настоящей части.

Таким образом, при проведении капитального ремонта объекта капитального строительства градостроительным законодательством не предусмотрена обязанность застройщика по подготовке проектной документации в строгом соответствии с требованиями Положения о составе разделов проектной документации и требованиях к их содержанию, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 16 февраля 2008 г. N 87.

Согласно части 2 статьи 8.

3 Кодекса при проведении капитального ремонта объектов капитального строительства если сметная стоимость капитального ремонта, фиксируемого с привлечением средств бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, средств юридических лиц, созданных Российской Федерацией, субъектов Российской Федерации, муниципальными образованиями, юридических лиц, доля в уставных (складочных) капиталах которых Российской Федерации, субъектами Российской Федерации, муниципальных образований составляет более 50 процентов, превышает десять миллионов рублей, указанная сметная стоимость подлежит проверке сметной стоимости в случаях, установленных пунктом 27(4) Положения об организации и проведении государственной экспертизы проектной документации и результатов инженерных изысканий, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 5 марта 2007 г. N 145 (далее — Положение N 145).

  1. Пунктом 27(3) Положения N 145 установлено, что при проверке сметной стоимости капитального ремонта объектов капитального строительства, работ по сохранению объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации проводится изучение и оценка соответствия указанных в абзаце первом пункта 27(3) расчетов физическим объемам работ, включенным в ведомость объемов работ и в дефектный акт по состоянию на дату обследования.
  2. Пунктом 16(4) Положения N 145 предусмотрено, что для проведения проверки сметной стоимости капитального ремонта объектов капитального строительства (в случае, если такие работы не связаны со строительством или реконструкцией объекта капитального строительства) представляется в том числе проектная документация на объект капитального строительства в соответствии с требованиями (в том числе к составу и содержанию разделов документации), установленными законодательством Российской Федерации (подпункт «г» пункта 13) а также дефектный акт по состоянию на дату обследования.
  3. При представлении для проведения проверки сметной стоимости капитального ремонта объекта капитального строительства одновременно со сметой на капитальный ремонт объекта капитального строительства проектной документации на объект капитального строительства и (или) результатов инженерных изысканий, выполняемых для подготовки такой проектной документации, для определения размера платы за проведение проверки сметной стоимости капитального ремонта применяется положение пункта 51(1) Положения N 145.
  4. В случае если для проведения проверки сметной стоимости капитального ремонта объекта капитального строительства за исключением многоквартирных домов (общего имущества в многоквартирных домах) представляется одновременно со сметой на капитальный ремонт объекта капитального строительства дефектный акт, то для определения размера платы за проведение проверки сметной стоимости капитального ремонта применяется положение пункта 57(2) Положения N 145.

За проведение проверки сметной стоимости капитального ремонта многоквартирных домов (общего имущества в многоквартирных домах), осуществляемой без проведения государственной экспертизы результатов инженерных изысканий и оценки соответствия проектной документации, в соответствии с пунктами 57 и 57(3) Положения N 145 взимается плата в размере 24 тыс. рублей, в т.ч. НДС.

Вместо с тем, отдельно следует рассматривать вопрос о порядке расчета стоимости проверки сметной стоимости капитального ремонта автомобильных дорог.

Учитывая, что при капитальном ремонте автомобильных дорог на проверку сметной стоимости одновременно со сметой на капитальный ремонт предоставляются проектная документация и материалы инженерных изысканий, обязательность разработки которых предусмотрена подпунктом 5 пункта 3 Классификации работ по капитальному ремонту, ремонту и содержанию автомобильных работ, утвержденной приказом Минтранса России от 16 ноября 2012 г. N 402, для определения размера платы за проведение такой проверки применяется и положение пункта 57(1) Положения N 145.

В целях однозначного толкования Положения N 145 в настоящее время Минстрой России подготавливает соответствующие уточнения.

                                                                                                                                                                                                                И.Э.ФАЙЗУЛЛИН

Читайте также:  Главное событие на рынке недвижимости по мнению россиян

Скачать: Письмо Минстроя России от 28.10.2020 N 43518-ИФ/09 «О проверке сметной стоимости капитального ремонта объектов капитального строительства при проведении государственной экспертизы проектной документации»

Порядок проведения капитального ремонта многоквартирного дома

Любое строение имеет свою длительность эксплуатации. Наличие мероприятий по поддержанию состояния здания в удовлетворительном виде любого характера – текущего или капитального, отражается на главных характеристиках помещений.

И если текущий ремонт это действие, предупреждающее серьёзные разрушения, то капремонт это совокупность мероприятий, которые направлены на замену, а также восстановление и модернизацию конструктивов МЖД и коммуникационных элементов, в связи с их физической изношенностью.

Порядок проведения капитального ремонта определён ФЗ№ 271[1] и его целью является благоустройство строения без внесения любых изменений в строительные параметры объекта.

Правила осуществления капремонта в МКД

Обновление многоэтажного дома капитального характера, которое предусмотрено согласно  статье 167 Жилищного кодекса[2] выполняется специализированными организациями, закреплёнными за жилой недвижимостью.

Масштабы проведения капиталки конструктивов и коммуникаций разняться в зависимости от рабочего состояния многоквартирного дома и потребностей существующих у живущих в нём граждан.

Длительная эксплуатация конструкций изнашивает их, и, как результат – разрушение определённых частей здания. Во избежание возникновения необратимых процессов здание требуется капитально ремонтировать. Также основой для проведения КР является соответствие сооружения, предназначенного для проживания, всем санитарным нормам и техническим правилам, закреплённым в законе.

Капитальные замены в квартирах частично могут осуществляться самими владельцами квартир. Выполняется это для обеспечения комфорта и безопасности своего жилища и перечень действий хозяин квартиры принимает по своему усмотрению. Такое правило не распространяется на владельцев муниципального жилищного фонда.

Поскольку действия дорогостоящие, то вовремя выполненные текущие мероприятия, помогут избежать трудоёмкого процесса капремонта с большим вложением средств. При этом важно знать, что собственники жилища производят мероприятия за счёт собственных средств, в наниматели госфонда обеспечиваются за счёт средств общего фонда КР.

Следует отличать реконструкционные меры от капремонта. Установка новых перегородок или смещения дверных проёмов приравнивается к реконструкционным действиям, на которые требуется получение спецразрешения в профильных ведомствах.

Если внутриквартирные решения владелец может осуществлять по своему усмотрению, но при наличии разрешений, то какие мероприятия внести в список на капитальные меры общего имущества МКД, решается на собрании жителей.

Также поводом для внесения работ в перечень капремонта может быть определение спецкомиссии, а периодичность и объёмы заданий назначаются компетентными инспекторами регионального фонда КР. При этом необходимость проведения восстановления жилых зданий регламентируется ЖК.

Так, на основании этого закона выполнять его необходимо при таком износе строения:

  1. Каменного здания процент изношенности должен находиться в пределах от 30 до 70%.
  2. Деревянного строения – не более 65%.

Порядок реализации капитального ремонта

На основании глава 18 ЖК РФ[3], закреплено, что возмещение трат на действия, связанные с капитальным ремонтом в МЖД осуществляется за средства регионального направления или местного бюджета. Однако также внедрена их оплата жильцами для наполнения фонда КР определённого ЖД.

Для инициирования проведения капремонта следует получить распорядительный документ от компании, которая несёт ответственность за содержание этого дома и проведение в нём эксплуатации оборудования. Основанием для возникновения такого документа может быть:

  • завершение даты эксплуатационного предела отдельных конструктивов строения;
  • требование жителей, основанное на неисправности какого-либо элемента здания.

Следует знать, что сроки выполнения капремонта каждого индивидуального конструктива или оборудования устанавливаются обособленно в зависимости от материала.

Нормативами закреплены минимальные временные отрезки безопасной эксплуатации каждого несущего элемента. И действия должны быть произведены не позднее, чем эксплуатационная способность этого конструктива перестанет исполнять свои основные функционалы, призванные обеспечивать комфортное нахождение людей в жилище на фоне безопасности.

Если обоснованное требование населения, обратившегося с вопросом назначения действий капитального характера, не удовлетворено предусмотренным способом, то следует инициировать судебное разбирательство с постановлением обязать проведение указанного регламента.

Согласно СНиП 31-01-2003 Здания жилые многоквартирные[4], первичный КР в полном объёме, необходимо проводить не позднее тридцатилетнего срока последующего за введением ЖД в эксплуатацию, выборочный – по исходу двадцати лет. Срок службы всех элементов МЖД зависит от материалов, использованных при строительстве, нормативные показатели следующие:

  1. Для фундаментных и стеновых материалов – от 30 до 90 лет.
  2. Балконных элементов, лестничных маршей, крылец, веранд – от 30 до 80 лет.
  3. Элементов кровли, дверных и оконных проёмов – до 30 лет. При этом деревянные составляющие кровли установлены с запасом прочности до 80 лет.
  4. Внутренняя отделка помещений, при соответствующем производстве текущего ремонта может прослужить до 30 лет.

Каждый МЖД с момента его ввода в эксплуатацию паспортизирован. Техпаспорт, который содержит первоначальные сведения об отстроенном здании, оснащён специальными графами, в которых отображается периоды проведения всех ремонтов, состояние домовых конструктивов и всех элементов.

За проведением осмотров закреплены коммунальные конторы. Согласно их зоны ответственности, осуществление осмотров должно происходить дважды в году.

Визуальные характеристики вносятся в паспорт, по этим сведениям происходит анализ состояния дома и необходимость выполнения капитального ремонта. Прохождение осмотров регламентировано правилами. Для реализации полного цикла работ, регламент осуществления обследования состояния дома прописан в статье 55 Градостроительного норматива[5] и Постановлением Правительства №170[6].

Определение важности выполнения работ входит в непосредственные обязанности профильной комиссии. Специалисты приглашённых ведомств, изучив данные проведенных осмотров, составляют акт с рекомендациями о необходимости инициирования обновлений. В большинстве случаев здание осматривают с выходом на место.

При получении рекомендаций к осуществлению КР окончательное решение принимается на общем сходе собственников жилищ, инициатором которого выступает коммунальная контора, получившая заключительный документ. Жильцы должны определить необходимость выполнения капиталки, объёмы выполнения, продолжительность реализации рекомендаций и порядок финансирования.

Полученное решение общего схода документально оформляется в установленном порядке и жилконтора может нанимать подрядную организацию. Жильцы вправе отказаться от выполнения деяний, если предоставленная смета указанного ремонта или материалов не обоснована и, по мнению жителей, завышена.

Однако, если это касается капремонта небезопасных аварийных коммуникаций или оборудования лифтового хозяйства, то выполнение лучше не затягивать. Можно подключить к действиям по выбору строителей и приобретению материалов инициативную группу жильцов, возможно, тем самым уменьшить общую стоимость капремонта.

Кто принимает выполненные работы КР

Все произведенные мероприятия подлежат обязательной приёмке. Порядок осуществления приёмки работ следующий:

  • за неделю до предположительного окончания действия, подрядчик оповещает об этом заказывающую сторону.
    • Если заказчик региональный оператор – именно он создаёт приёмочную комиссию и сам ответственный за составление акта строительного контроля объекта.
    • В случае заказа со стороны собственника помещения – ответственность за приглашение приёмочной комиссии лежит на нём.
  • на месте проводится исследование выполненных работ. В случае обнаружения брака, происходит его ликвидация за счёт виновной стороны;
  • одновременно с приёмным актом оформляется гарантия выполненных работ. Гарантийный срок, который начинает свой отсчёт со дня принятия объекта – пять лет. При наступлении гарантийной ситуации следует обратиться к региональному оператору или непосредственно к подрядному исполнителю. При этом все поломки устраняются за счёт подрядчика в сроки, которые лучше закрепить при составлении гарантии.

Все документы, которые сопровождают исполнение мероприятий, должны быть оформлены в соответствии с существующим законодательством и отвечать требованиям делопроизводства.

Важность правильно составленных бумаг заключается в том, что в случае восстановления своих прав в судебном порядке недооформленный документ или акт, составленный не по правилам, может быть причиной для не рассмотрения иска потерпевшей стороны.

2.статье 167 Жилищного кодекса 4.СНиП 31-01-2003 Здания жилые многоквартирные
5.статье 55 Градостроительного норматива
6.Постановлением Правительства №170.

Оставьте комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *