Минприроды разработало правила строительства в заповедниках

Минприроды разработало правила строительства в заповедниках Госдума в окончательном чтении приняла законопроект, позволяющий вести строительство на территории государственных природных заповедников.

  • Как сообщает «Медуза», такая поправка внесена в закон «Об особо охраняемых природных территориях».
  • РБК отмечает, что это может быть использовано для строительства курортов, опасаются экологи.

Согласно документу, правительство РФ сможет создавать в заповедниках биосферные полигоны, где разрешено вести капитальное строительство и прокладывать необходимую инфраструктуру для «обеспечения развития познавательного туризма, физической культуры и спорта».

  1. Прежде такие полигоны можно было создавать только рядом с территорией заповедников.
  2. Минприроды разработало правила строительства в заповедниках
  3. По информации издания «Коммерсантъ», законопроект изначально касался лишь вопроса размещения отходов в Крыму – однако был неожиданно повышен до федерального уровня.

К третьему чтению в нем появилась норма о возможности выделения части заповедных территорий под биосферные полигоны для строительства гостиниц и спортивных сооружений.

Поправка к правительственному законопроекту, устанавливающему переходный период для объектов размещения отходов в Крыму, была внесена председателем комитета коммунистом Владимиром Кашиным и его заместителем единороссом Валерием Язевым.

«Фактически депутаты Кашин и Язев предлагают разрешить строить в заповедниках и нацпарках гостиницы и спортивные комплексы!», – заявил изданию руководитель программы ООПТ «Гринписа России» Михаил Крейндлин.

  • В совместном заявлении российского отделения Всемирного фонда дикой природы и Русского географического общества говорится, что новая поправка «создает угрозу для всей системы особо охраняемых природных территорий, поскольку впервые допускает возможность фактического уменьшения территорий и ослабление режима охраны заповедников».
  • Минприроды разработало правила строительства в заповедниках
  • Новости ТВК узнали у посетителей красноярского заповедника «Столбы», что они думают о такой инициативе.
  • В старейшем заповеднике России, который граничит с фанпарком «Бобровый лог» – одним из объектов будущей «Универсиады-2019», Новостям ТВК 26 июня заявили, что надеются не попасть под действие нового закона.

«Вряд ли это коснется «Столбов». У нас уже давно имеется зонирование – более 30 лет.

  1. На «Столбах» выделен туристско-экскурсионный маршрут, заповедное ядро и буферная зона.
  2. Минприроды разработало правила строительства в заповедниках
  3. Тем более заповедник второй год находится в стадии преобразования в Национальный парк, закон касается заповедников, поэтому нас он не должен коснуться», – рассказала Новостям ТВК начальник отдела экологического просвещения заповедника «Столбы» Марина Щербакова.

По информации РБК, в России насчитывается 103 государственных природных заповедника.

Из них 35 являются биосферными – теми, рядом с которыми сейчас возможно создание полигонов. Рядом с некоторыми из них созданы биосферные полигоны.

Минприроды разработало правила строительства в заповедниках

Российское отделение Всемирного фонда дикой природы полагает, что в первую очередь под угрозой оказался Кавказский биосферный заповедник, на земли которого для строительства горнолыжных курортов претендует сразу несколько компаний.

«У лоббистов горнолыжного освоения Кавказского заповедника есть все основания надеяться, что принятый закон позволит им реализовать свои планы. При этом бизнесменов не беспокоит, что ценнейшая природная территория будет фактически уничтожена», – пишет экологическая организация. Минприроды разработало правила строительства в заповедниках

Останавливать застройку заповедников станет намного сложнее

  • Мнение эксперта 4 минуты 17/06/2020 читать и обсуждать наши новости в телеграме читайте наши новости в телеграме
  • Комитет по транспорту и строительству Государственной думы готовит ко второму чтению законопроект № 866900-7, который отменит государственную экологическую экспертизу (ГЭЭ) проектной документации любых объектов на особо охраняемых природных территориях, объектов обезвреживания и размещения отходов, объектов I категории опасности — наиболее опасных для окружающей природы и для здоровья людей.
  • Расскажу, как этот навредит особо охраняемым природным территориям и объектам всемирного природного наследия ЮНЕСКО.
  • Отмена государственной экологической экспертизы объектов в границах ООПТ означает, что перед строительством любых сооружений на этих природных территориях не будет проводиться оценка экологических рисков. 

Сейчас в заповедниках и национальных парках планируют и даже реализуют довольно много проектов, которые могут оказать существенное воздействие на состояние охраняемых природных комплексов. Например, строительство горнолыжного курорта в Кавказском биосферном заповеднике или добыча нефти в природном парке «Нумто». К сожалению, российское законодательство не всегда запрещает реализацию таких проектов на особо охраняемых природных территориях.

Так, согласно закону «Об особо охраняемых природных территориях»:

  • на биосферных полигонах заповедников разрешено возводить спортивные и познавательно-туристические объекты,
  • в национальных парках разрешено строить объекты, необходимые для работы самих парков и для жителей расположенных в их границах деревень,
  • допускается строительство объектов на части земельных участков в границах охраняемой территории, если такое использование земли разрешено федеральным законом и предельные параметры этой деятельности чётко прописаны в положении об ООПТ.

Минприроды разработало правила строительства в заповедниках

На большинстве особо охраняемых природных территорий — кроме государственных природных заповедников, заповедных и особо охраняемых зон национальных парков — допускается строительство линейных объектов: дорог, линий электропередач, трубопроводов.

Например, в Кургальском заказнике в Ленинградской области проложили газопровод «Северный поток 2». Невозможно без урона для особо охраняемой территории строить и размещать там линейные объекты и вырубать деревья и кустарники на лесных участках ООПТ, чтобы эти линейные объекты обслуживать.

Читайте также:  Прописка больше не нужна для получения социальных услуг

Это подтверждает даже Президиум Верховного суда.

В ряде ООПТ разрешена добыча полезных ископаемых. Например, в заказниках федерального значения «Ненецкий» и «Приазовский», включенных в перечень водно-болотных угодий международного значения, охраняемых международной Рамсарской конвенцией.

При проведении ОВОС (оценки воздействия на окружающую среду) и государственной экологической экспертизы определяется, допустимо ли размещение указанных объектов на особо охраняемой территории, проводится оценка вреда, который может быть причинён природным комплексам, и оценка степени сохранности памятников природы.

Если экспертная комиссия ГЭЭ посчитает, что возможный вред слишком серьёзный или планируемое строительство разрушит охраняемые в ООПТ природные комплексы, она может дать отрицательное заключение. В таком случае проект будет остановлен. Именно так государственная экологическая экспертиза отклонила строительство дороги через Кавказский заповедник из Майкопа в Сочи. 

В процессе проведения ОВОС и государственной экоэкспертизы планируемая технология может быть изменена на более щадящую. Например, изначально коридор трассы газопровода «Северный поток 2» в Кургальском заказнике планировали сделать шириной 100 метров.

В результате общественных обсуждений в рамках ОВОС компания «Норд Стрим 2» была вынуждена изменить проект и сократить ширину трассы до 30-60 метров в зависимости от участков.

 Российское отделение Greenpeace по-прежнему считает прокладку газопровода через заказник недопустимым, однако первый вариант проекта причинил бы охраняемой территории ещё больший ущерб.

Минприроды разработало правила строительства в заповедникахВид на озеро Байкал.

В случае, если экоэкспертиза незаконно одобряет экологически опасный проект, у общественности есть шанс обжаловать это решение в суде. Именно так произошло, когда ГЭЭ одобрила строительство нефтепровода «Восточная Сибирь — Тихий океан» в 800 метрах от берега Байкала.

Отмена экологической экспертизы приведёт к разрушению наиболее ценных природных комплексов, в том числе мест обитания редких видов, что прямо запрещено федеральными законами «Об особо охраняемых природных территориях» и «О животном мире». На ООПТ обитает наибольшее количество краснокнижных животных и растений.

Многие охраняемые природные территории нашей страны подпадают под действие международных конвенций и соглашений, в том числе являются объектами всемирного природного наследия ЮНЕСКО.

Международные договоры предусматривают, что ОВОС должна проводиться перед началом любой деятельности, которая может оказать воздействие на объекты, подпадающие под действие этих конвенций.

Отмена экологической экспертизы многократно усилит воздействие на эти территории и приведёт к нарушению международных обязательств России, что противоречит Конституции.

Мы призываем всех, кто ещё не направил в профильные комитеты Думы обращения с требованием сохранить экологическую экспертизу, сделать это прямо сейчас. Если нас будет много, мы в очередной раз сможем защитить от застройки уникальные уголки природы России.

Помогите сохранить экологическую экспертизу

Greenpeace — некоммерческая организация, мы существуем только благодаря поддержке частных лиц. С их помощью мы можем продолжать природоохранную работу и планировать её на годы вперед.

законы особо охраняемые природные территории

Кому нужнее дом

Когда-то Подмосковье было богато водно-болотными угодьями. Однако, большая часть из них осушена, а иногда и…

Очередные нападки на нацпарк

Greenpeace обратился к Минприроды с требованием отказаться от планов изъятия из нацпарка «Самарская Лука» населённых…

Опасный прецедент 

По инициативе губернатора Ставропольского края в Госдуму внесли проект, который корректирует закон «Об особо охраняемых…

Минприроды разрешило застройку охраняемых природных территорий — Охотники.ру

Ведомство разработало документ, регламентирующий изменения охранных зон вокруг особо охраняемых природных территорий. На этих участках могут разрешить строить жилые дома, храмы, культурные учреждения, бизнес-центры и другие объекты.

Минприроды разработало правила строительства в заповедниках

  • В настоящее время проект об охранных зонах вокруг ООПТ находится на согласовании.
  • Он определяет регламент установения и корректировки зон вокруг национальных парков, природных заповедников и парков и памятников природы; требования к их площадям и действующие в них ограничения.
  • Проект предложил установить буферные зоны ООПТ до 15 километров, а для объектов в городах федерального значения — до 150 метров.
  • При этом минимальные значения авторы не указали.

Действующие нормы имеют минимальный порог в 1 километр. Предыдущая версия документа предлагала сократить его до 5 метров.

В этих зонах хотят запретить промысловую и любительскую охоту, создание аграрных и промышленных предприятий. При этом в документе нет пункта о запрете на сплошные рубки.

Более того, авторы предложили разрешить строительство жилых домов, зданий культурного, религиозного, научного, рекреативного, административного и бизнес-предназначения.

Разрешение на стройки описано в общих словах. Указана пороговая высота (до 20 метров), процент застройки (не более 1%), а также запрет для домов на негативное влияние на природу.

При этом новые правила не коснутся объектов, которые появились в буферных зонах до появления документа. Это поможет узаконить все постройки, которые появились на территориях в нарушение нынешних законов, подчеркнули специалисты.

Читайте также:  Компания ЮИТ согласовала строительство двух ЖК в Петербурге

По словам опрошенных изданием экспертов, в настоящее время нет единого документа, объединяющего все ограничения относительно охранных зон.

Ранее эти вопросы рассматривались отдельно для каждой территории. В некоторых разрешали строительство в силу местной экономической и социальной ситуации.

Экологи подчеркнули, что зоны созданы для минимизации влияния человека на природные территории. Если они не будут реализовывать эту цель, то они превратятся в фикцию.

Новые правила очень размыты. Так, под определение объектов для предпринимательской деятельности могут попасть полигоны ТБО. Кроме того, здания в этих зонах не проходят экологическую госэкспертизу, из-за чего сложно оценить влияние строительства.

Документ не имеет особого смысла, поскольку и без него на ООПТ никто не обращает внимания. Они напомнили, что новый документ стал вторым. Первый возмутил экологов и общественников из-за сокращения минимального размера буферной зоны до 5 метров.

Теперь же минимум вообще исчез из документа. Кроме того, проект разрешил строить в зонах «что угодно, от жилья до храмов».

По мнению экспертов, «документ подложили под бизнес». Он нужен для легализации незаконной стройки в Лосином острове и в других местах.

22 октября 2019 в 12:27

Минприроды разработало системные требования ко всем «мусорным» объектам страны

Минприроды разработало единые требования к объектам обработки, утилизации, обезвреживания и размещения твердых коммунальных отходов. Сейчас требования к таким предприятиям регулируются рядом документов, системных критериев нет. Планируется, что правительственное постановление начнет действовать с 1 января 2021 года.

Отметим, в последние годы «мусорные» объекты вызывают протесты граждан, вблизи домов которых они должны появиться. В частности, жители Подмосковья выступают против строительства мусоросжигательных заводов и комплексов по переработке отходов, сомневаясь в их экологичности и безопасности.

Аналогичные протесты возникают и в других российских регионах.

— Реклама —

В основном документ носит формальный характер. В нем, например, говорится, что при строительстве предприятий должны применяться материалы, обеспечивающие их «долговечность и экологическую безопасность».

Все они должны быть защищены от свободного доступа посторонних лиц и техники, оборудованы системой весового контроля и учета поступающих отходов, количества получаемой продукции и захороненного мусора.

Также документ предписывает оснастить мусоросортировочные станции и полигоны, принимающие отходы без предварительной сортировки, радиометрическим контролем до 1 июня 2021 года.

В отношении объектов обезвреживания, то есть сжигания отходов, в документе говорится, что они могут находиться там, где «отсутствует экономическая целесообразность» переработки, сортировки и складирования мусора на полигоне или же строительство их невозможно «в силу природно-климатических особенностей таких территорий».

При этом отмечается, что на предприятия по утилизации мусора нельзя принимать отходы без предварительной сортировки. Напомним, в конце 2019 года Госдума приняла закон, приравнивающий сжигание мусора с выработкой энергии к его переработке.

Правительство, говорили эксперты «Ъ», взяв курс на сжигание, рассчитывает выполнить цели нацпроекта, который предполагает резкий рост переработки отходов в стране (см. «Ъ» от 18 декабря 2019 года).

Противники инициативы уверяли, что новый порядок приведет к росту платы для населения за вывоз мусора.

В свою очередь, полигоны должны быть оснащены средствами по охране воздуха от загрязняющих веществ, водных объектов — от сброса неочищенных стоков, подземных вод — от загрязнителей.

Также на полигонах необходимо будет проводить реконструкцию, если мониторинг покажет негативные изменения окружающей среды. Вывести из эксплуатации свалку можно будет в случае ее заполнения до проектной вместимости или по решению суда.

После этого полигон нужно будет рекультивировать и «интегрировать в окружающий ландшафт». Затем земли под бывшей свалкой могут быть переведены в иную категорию.

Документ определяет исчерпывающий перечень территорий, где полигоны строить запрещено. В частности, под ограничения попадают водоохранные, лесопарковые, курортные, лечебно-оздоровительные и рекреационные зоны. Также свалки не могут находиться в населенных пунктах, в поясах санитарной охраны источников питьевого водоснабжения, на пути миграции животных и ближе 15 км от аэродромов.

В пояснительной записке говорится, что этот показатель обеспечивается «существующими техническими и технологическими возможностями», а также организацией раздельного сбора твердых коммунальных отходов.

«Документ распространяется на объекты, которые находятся в стадии строительства, в том числе и те объекты, которые создаются в соответствии с заключенными концессионными соглашениями»,- обращает внимание исполнительный директор ассоциации операторов отрасли по обращению с отходами «Чистая страна» Руслан Губайдуллин.

«Это повлечет необходимость перепроектирования, остановки строительства, проблемы при вводе готовых объектов в эксплуатацию, дополнительные расходы»,- отмечает он.

Он ставит под сомнение показатель извлечения пригодных для переработки отходов (не менее 60%): сейчас в составе мусора такая доля полезных фракций отсутствует.

Координатор ассоциации «Раздельный сбор» Анна Гаркуша обращает внимание, что показателя невозможно достичь без раздельного сбора отходов.

«В законодательстве до сих пор нет понятия «вторичный материальный ресурс»,- говорит она.

В остальном документ выглядит как декларация того, что уже и сейчас должно работать, но не работает из-за отсутствия ответственности, считает госпожа Гаркуша. При этом новый проект Минприроды не подразумевает санкции за его несоблюдение.

Читайте также:  Местные власти смогут судиться с росреестром за решения в пользу граждан

Разъяснения по вопросу выдачи разрешения на строительство на территории ООПТ федерального значения

08.05.2020

Положением о Министерстве природных ресурсов и экологии Российской Федерации, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 11 ноября 2015 г.

№ 1219, установлено, что Минприроды России является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию, в том числе в сфере особо охраняемых природных территорий (далее — ООПТ).

На основании постановления Правительства Российской Федерации от 29 мая 2008 г. № 404 «О Министерстве природных ресурсов и экологии Российской Федерации» Минприроды России осуществляет государственное управление в области организации и функционировании ООПТ федерального значения.

Пунктом 4 статьи 2 Федерального закона от 14 марта 1995 г.

№ 33-ФЗ «Об особо охраняемых природных территориях» (далее — Федеральный закон № 33-ФЗ) установлено, что ООПТ могут иметь федеральное, региональное или местное значение и находится в ведении соответственно федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления.

  • Согласно пункту 1 статьи 12 Федерального закона № 33-ФЗ национальные парки относятся к ООПТ федерального значения.
  • Частью 4 статьи 51 Градостроительного кодекса Российской Федерации (далее — Градостроительный кодекс) определено, что разрешение на строительство выдается органом местного самоуправления по месту нахождения земельного участка, за исключением случаев, предусмотренных частями 5-6 и другими федеральными законами.
  • В соответствии с пунктом 6 части 5 статьи 51 Градостроительного кодекса перед началом проведения работ по строительству, реконструкции объектов капитального строительства на территории национального парка необходимо получить разрешение на строительство в Минприроды России.

Кроме того, согласно пункту 7.2 статьи 11 Федерального закона от 23 ноября 1995 г. № 174-ФЗ «Об экологической экспертизе» проектная документация объектов, строительство, реконструкцию которых предполагается осуществлять в границах ООПТ федерального значения подлежит государственной экологической экспертизе федерального уровня.

  1. Обращаем внимание, что до получения разрешения на строительство необходимо согласовать вопросы социально-экономической деятельности хозяйствующего субъекта с Минприроды России в порядке, предусмотренном пунктом 4 статьи 15 Федерального закона № 33-ФЗ.
  2. Для принятия решения о согласовании социально-экономической деятельности на территории национального парка хозяйствующие субъекты должны представить в Минприроды России:
  3. — копии правоустанавливающих документов и (или) выписку из Единого государственного реестра недвижимости об основных характеристиках и зарегистрированных правах на земельный участок, объектах капитального строительства, расположенных на указанном земельном участке (при их наличии);
  4. — информацию относительно видов предполагаемой (осуществляемой) на земельном участке деятельности;
  5. — материалы, обосновывающие соблюдение установленного на территории национального парка режима особой охраны, разработанные согласно требованиям постановления Правительства Российской Федерации от 16 февраля 2008 г. № 87 «О составе разделов проектной документации и требованиях к их содержанию»;
  6. — материалы оценки воздействия на окружающую среду.

Обращаем внимание, что подпунктом «л» пункта 11 статьи 1 Федерального закона от 3 августа 2018 г.

№ 342-ФЗ «О внесении изменений в Градостроительный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации» часть 17 статьи 51 Градостроительного кодекса дополнена пунктом 1.

1 согласно которому в случае строительства объектов индивидуального жилищного строительства (далее — ИЖС) получение разрешения на строительство не требуется.

При этом строительство или реконструкция объекта ИЖС осуществляется на основании соответствующего уведомления, в порядке, установленном статьей 51.1 Градостроительного кодекса.

Форма уведомления о планируемом строительстве утверждена приказом Минстроя России от 19 сентября 2018 г. № 591/пр «Об утверждении форм уведомлений, необходимых для строительства или реконструкции объекта ИЖС или садового дома».

  • В случае, если строительство ИЖС предполагается на территории национального парка, то до направления уведомления о планируемом строительстве необходимо определить вид разрешенного использования земельного участка.
  • Для принятия решения о согласовании разрешенного использования земельного участка, в том числе для строительства объекта ИЖС на территории национального парка хозяйствующие субъекты должны представить в Минприроды России:
  • — копии правоустанавливающих документов и (или) выписку из единого государственного реестра недвижимости об основных характеристиках и зарегистрированных правах на земельный участок, объектах капитального строительства, расположенных на указанном земельном участке (при их наличии);
  • — информацию относительно видов предполагаемой (осуществляемой) на земельном участке деятельности.

Заявление и документы в бумажном виде необходимо направить в Минприроды России по адресу: ул. Большая Грузинская, 4/6, г. Москва, 123995.

График работы Минприроды России: понедельник — четверг с 9:00 до 18:00, пятница с 9:00 до 16:45, суббота и воскресенье — выходные.

Оставьте комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *