Минэнерго предлагает перейти на интеллектуальные счетчики электроэнергии

Минстрой России представил в Государственную думу проект нормативно-правового акта за номером 139989-7 «Об интеллектуальном учете электроэнергии».

Данная мера, предложенная профильным министерством, необходима для получения достоверной информации о потребляемых энергоресурсах.

Это позволит снизить вероятность использования неучтенной энергии, даст гарантию прозрачности системы начисления платежей.

Минэнерго предлагает перейти на интеллектуальные счетчики электроэнергии

Установка новых электросчетчиков станет обязательной с 1 июля 2019 года. В первую очередь это затронет новостройки и жилые дома, которые недавно прошли капитальный ремонт. К концу года будет разработан план, который определит порядок установки подобных приборов удалённой передачи данных во все жилые, офисные и производственные помещения.

Обязательная эксплуатация «умных» счетчиков – «первые ласточки» проекта

23 ноября 2009 года вступил в силу Федеральный закон №261-ФЗ «Об энергосбережении». Его появление дало возможность запустить пилотный проект по интеллектуальному учету энергетических ресурсов.

Закон прямо запрещает вводить в эксплуатацию многоквартирные жилые дома без необходимых гарантий эффективности подачи энергии, а также без предварительно установленного оборудования для учёта энергоресурсов. (ч. 6-10, ст. 11).

Ряд положений этого документа был использован правительством для постановки перед энергетиками и представителями строительной сферы ряда целей и задач, которые следовало выполнить в сжатые сроки. В частности, обязательным стало требование добиться достоверных показателей расхода энергоресурсов.

СП 134.13330.2012 от 1 сентября 2012 года также указывает на то, что жилые помещения и объекты социального назначения необходимо оборудовать счетчиками электроэнергии. Раздел 5.10 данного документа определил, что в качестве такого оборудования должны использоваться автоматизированные системы учета расходуемых энергетических ресурсов.

Переход к интеллектуальному учёту энергетических ресурсов был повсеместно завершён в ноябре 2017 года. Государственной думой в первом чтении был принят законопроект, предложенный профильными министерствами.

Основной задачей этого нормативно-правового акта является повышение популярности систем для дистанционной передачи показаний счётчика в организации, отвечающие за поставку энергоресурсов в режиме реального времени.

Где в первую очередь установят «умные» счетчики?

26 января 2016 года было опубликовано Распоряжение Правительства Российской Федерации №80-р, согласно которому автоматизированные системы учёта потребляемой электроэнергии входят в перечень оборудования, обязательного к установке при строительстве многоквартирных жилых домов. Новый проект закона делает обязательным установку интеллектуальных приборов учета для многоквартирных домов, которые вводятся в строй после проведения капитального ремонта.

Минэнерго предлагает перейти на интеллектуальные счетчики электроэнергии

Общественное обсуждение законодательной инициативы, проведенное заинтересованными представителями энергетического и строительного рынков, привело к тому, что некоторые положения законопроекта были пересмотрены.

К примеру, руководители ПАО «Россети» предложили сделать установку автоматизированных приборов учета обязательной для всех жилых зданий и общественных объектов. Современное оборудование предполагается устанавливать при замене старых счетчиков, вышедших из строя или при технологическом пуске систем.

В Ижевске уже некоторые дома оборудованы «умными» счетчиками электроэнергии.

Кто будет платить за установку «умных» счетчиков?

На данный момент финансовый вопрос, вызывающий беспокойство у населения, продолжает обсуждаться, однако представители Правительства РФ заявили, что оплата установки оборудования не будет возложена на плечи граждан России.

Сейчас финансовые расходы за установку систем учета лежат на управляющих компаниях или на компании-застройщике. В тех ситуациях, когда управляющая компания не имеет средств для покупки и установки нового оборудования, разрешено привлекать финансирование для данных целей из фонда капитального ремонта.

Такая возможность указана в Жилищном кодексе Российской Федерации (ч.2, ст.166, 188-ФЗ).

В пресс-релизе от Минстроя РФ представлены данные, согласно которых к этому моменту в России установлено более 500 тысяч «интеллектуальных» приборов учета.

Главный жилищный инспектор РФ Андрей Чибис заявил, что к 2024 году более 95% населения России должны перейти на новую систему учета потребляемой электроэнергии.

Польза «умных» счетчиков – кому выгодно внедрение проекта?

Министр энергетики Александр Новак заявил, что появление единой системы по учёту энергетических ресурсов, должна положительно сказаться прежде всего на самих потребителях электроэнергии. Важным фактором является и то, что предполагается использование оборудования, произведённого в России и рассчитанного на различные условия эксплуатации.

Согласно требованиям нормативно-правового акта, с собственников жилья в многоквартирных домах будет снята ответственность за передачу данных.

Цифровое оборудование самостоятельно получит необходимую информацию и передаст достоверные данные в расчетный центр в режиме реального времени.

У нового метода контроля и передачи данных существует ряд особенностей, которые будут положительно оценены потребителями электроэнергии:

  • владельцы недвижимости будут ограждены от возможных мошеннических действий. При нынешней системе учета хозяева жилья в многоквартирных домах вынуждены платить за электричество большие суммы из-за действий соседей, которые используют различные способы для того чтобы исказить данные приборов учёта;
  • квитанции будут содержать только фактические данные об использованных энергоресурсах;
  • станет возможным переход на индивидуальный тариф, который можно будет выбрать из нескольких предложенных вариантов.

Кроме собственников жилья, пользу от нововведений должны заметить управляющие компании и организации, занимающиеся поставкой энергоресурсов.

Новая система позволит избежать ошибок при получении показаний от потребителей, избавит от регулярного проведения проверок приборов учёта.

Статистические данные показывают, что в число злостных неплательщиков за электроэнергию входит менее 5% пользователей, однако более 30% собственников жилья забывают или не передают показания счетчиков в необходимые сроки. Это приводит к тому, что ресурсоснабжающие организации не могут своевременно получить денежные средства, из-за чего вынужден периодически повышать тарифы на электроэнергию.

Данные Минстроя РФ показывают, что внедрение современной системы учёта потребляемой электроэнергии дадут поставщикам энергоресурсов дополнительные возможности. Получение информации в режиме реального времени позволит устранить платёжные разрывы и оперативно проводить распределение финансовых средств. Отказ от контролёров и обходчиков позволит высвободить дополнительные денежные ресурсы.

Повсеместное внедрение нового оборудования даст ресурсоснабжающим организациям дополнительные рычаги воздействия на неплательщиков, что позволит снизить финансовые потери.

В жкх ещё одна реформа: в домах и квартирах установят приборы интеллектуального учёта электроэнергии

Вот такие интеллектуальные приборы учёта электроэнергии установлены на улице Лялинской в Верх-Исетском районе Екатеринбурга. Алексей Кунилов

Вслед за так называемой «мусорной реформой» россиян ждёт ещё одно весьма обременительное новшество в сфере ЖКХ – с 1 июля 2020 года начнётся повсеместное внедрение интеллектуальных систем учёта потреблённой электроэнергии.

То есть «умный» счётчик появится в каждой квартире, в каждом доме. По данным Минэнерго РФ, стоимость установки таких систем по стране может составить 385 миллиардов рублей.

Расходы, как и следовало ожидать, скорее всего лягут на плечи потребителя.

Всех поставят на счётчик

Закон, направленный на развитие интеллектуальных систем учёта электроэнергии, был принят Госдумой 19 декабря 2018 года. В самом начале он даёт определение того, что представляет собой «интеллектуальная система учёта электрической энергии (мощности)».

Если сказать своими словами, то это – счётчик, позволяющий удалённо собирать информацию о расходе электроэнергии, а также исключающий вмешательство в его работу со стороны потребителя. Иначе говоря, воровство электроэнергии с этим прибором станет невозможным.

Это и есть одна из главных причин, по которым новая система внедряется.

В законе определены сроки внедрения новшества: до 1 января 2023 года. После этого за отсутствие «доступа к минимальному набору функций интеллектуальных систем учёта электрической энергии» полагается штраф. Но штрафовать будут не потребителя, а организации, которые по закону обязаны установить «умные» счётчики.

В частных домах это территориальные сетевые организации, например, ОАО «МРСК Урала», если говорить о Свердловской области. В многоквартирных домах – гарантирующие поставщики электроэнергии.

Потребителя закон освободил от обязанностей по установке приборов нового учёта, более того, с 1 июля 2020 года нас, простых людей, вообще не касается забота по эксплуатации и установке любого прибора учёта электроэнергии.

Минэнерго предлагает перейти на интеллектуальные счетчики электроэнергииРасположение интеллектуальных приборов учёта таково, что гражданин до них не доберётся – слишком опасно. Алексей Кунилов

В Фабричном киловатты не воруют

В сельской местности приборы нового учёта электроэнергии активно внедряются уже сегодня. Увидеть их можно на столбах рядом с домами – неприметные металлические коробочки или небольшие ящики.

Установлены на самой верхотуре, так как визуально снимать с них показания не требуется, все данные передаются в энергоснабжающую организацию автоматически по радиосвязи.

Да и дисплея у них нет, как у обычных счётчиков, – контролировать по ним расход электричества у народа не получится.

– Правила нам предписывают: прибор учёта должен быть установлен на границе земельного участка, то есть мы будем стремиться установить его на опоре, даже если старый прибор у потребителя находится внутри дома, – поясняет заместитель генерального директора по развитию и реализации услуг ОАО «МРСК Урала» Дмитрий Вялков.

По его словам, в Свердловской области интеллектуальным учётом предстоит оснастить 390 тысяч домов – это только индивидуальные потребители электроэнергии, без учёта многоквартирников.

Так, в Алапаевском муниципальном образовании по итогам 2018 года 288 приборов интеллектуального учёта появилось в селе Нижняя Синячиха, 385 – в селе Арамашево, 768 – в посёлке Верхняя Синячиха.

На территории Свердловской области есть даже населённые пункты, которые полностью перешли на интеллектуальный учёт электроэнергии, это – посёлок Фабричное в Туринском городском округе. Там уже никто показания электроэнергии сам не снимает.

– Прежде всего приборы устанавливаем там, где мы имеем самые большие потери. В некоторых населённых пунктах теряется до 30 процентов всей переданной электроэнергии. Потери в сети – это в основном недоучёт или, говоря иначе, воровство электроэнергии, манипулирование показаниями счётчика. Установка современных приборов учёта эту проблему решает, – говорит Дмитрий Вялков.

Как пояснили в Свердловском филиале ОАО «Энергосбыт Плюс», которая является гарантирующим поставщиком электроэнергии для части многоквартирных домов области, в этой компании программа внедрения интеллектуальных систем учёта только формируется. За три года, с 2020 по 2022, предстоит установить 100 тысяч индивидуальных и 11 тысяч общедомовых приборов учёта. Свои программы формируют и другие гарантирующие поставщики, работающие с многоквартирными домами.

Минэнерго предлагает перейти на интеллектуальные счетчики электроэнергииИнтеллектуальный прибор учёта электроэнергии будут ставить на границе участка. Времена, когда счётчик стоял в доме, уходят в прошлое. Иллюстрация: МРСК Урала

За чей счёт учёт?

Во сколько обойдётся запланированный переход на интеллектуальную систему учёта электроэнергии и кто в конечном итоге будет за это платить? Наверняка это главный вопрос, который волнует потребителя.

Ведь в подавляющем большинстве мы – законопослушные граждане, рассчитываемся за потреблённую электроэнергию сполна, и новые «умные» счётчики нам ни к чему. Цена интеллектуального счётчика в разы больше обычного.

Как сказали корреспонденту «Облгазеты» в одной из энергокомпаний, стоимость установки одного такого счётчика колеблется от 15 до 30 тысяч рублей – колоссальные деньги, если рассматривать даже в масштабе области. Откуда их возьмут?

Пока переход на новую систему учёта в зоне ответственности той же МРСК Урала идёт за счёт реализации энергосервисных контрактов, когда организации-подрядчики на свои или привлечённые средства устанавливают интеллектуальные приборы учёта, а затем, за счёт получаемой экономии электроэнергии, компенсируют расходы.

То есть, казалось бы, потребитель в этом случае ничего не платит. Но экономия рассчитывается исходя из тарифов, в которых уже заложены потери до 15 процентов. В конечном итоге получается, что мы уже за установку новых приборов заплатили.

Читайте также:  Власти Москвы советуют не покупать квартиры до марта

В 2019 году по этой схеме МРСК Урала планирует перевести четверть своих потребителей на интеллектуальный учёт электроэнергии.

По-иному эта работа будет складываться в многоквартирных домах, где потери электроэнергии не столь велики.

Как сообщили в Свердловском филиале ОАО «Энергосбыт Плюс», «финансирование программы будет производиться из средств гарантирующего поставщика» – в данном случае – самой компании.

Закон в этом случае прямо предусматривает, что «расходы гарантирующего поставщика, понесённые им для исполнения обязательств… подлежат включению в состав сбытовой надбавки». То есть в конечном итоге это скажется на тарифах для нас с вами, потребителей.

Энергетики пытаются убедить, что интеллектуальный учёт будет выгоден не только поставщикам электроэнергии, но и потребителям: контроль объёмов потребления и снятие показаний в режиме онлайн повысит точность измерения отпускаемой электрической энергии, улучшит надёжность энергоснабжения. Они же будут и ремонтировать эти счётчики. Но смущает то, что потребитель полностью исключён из нового процесса учёта электроэнергии, его дело – только платить. Хотя в законе и сказано, что потребителю должна быть предоставлена возможность получения данных прибора на безвозмездной основе, будут ли энергокомпании это делать? На этот случай можно посоветовать не расставаться со старыми приборами учёта при установке новых – будет что привести в качестве аргумента, если не согласитесь с предъявляемыми счетами энергоснабжающих организаций.

По данным Министерства энергетики РФ, в России насчитывается 76,2 миллиона точек учёта электроэнергии. Сетевыми организациями установлено 2,18 миллиона интеллектуальных прибора учёта – 10,4 процента от общего количества.

522-фз или как умнеют счётчики электричества. Часть 1

В этом году тема «умных счётчиков электроэнергии» вошла в топ-3 вопросов ко мне. И она на первом месте.

Я решил написать статью, где пробегусь по главным аспектам новых законов, поясню, чего нам ждать и зачем все делается.

Сразу оговорюсь — технология на стадии внедрения, многие моменты ещё шлифуют напильником. Но общий вектор уже задан.

Минэнерго предлагает перейти на интеллектуальные счетчики электроэнергииПока еще глупые счетчики в одном из подъездов

Что меняется?

Итак, в 2020 году начал действие федеральный закон №522. Вот ссылка на него в Российской Газете.

Переведу с чиновничьего на русский.

До 1 июля 2020 года обязанность следить за прибором учёта электроэнергии возлагалась на потребителя. То есть на нас с вами. Если у счётчика вышел срок поверки, если он сломался или его украли — это ваши проблемы. О которых вы обязаны уведомить гарантирующего поставщика. И за свой счёт проблему решить.

С 1 июля эту обязанность возложили на энергетиков. А точнее на гарантирующего поставщика или сетевую организацию.

Зоны ответственности распределили следующим образом:

  • Если прибор учёта установлен в многоквартирном доме, то за ним следит гарантирующий поставщик электроэнергии. Это те ребята, что присылают вам квитанции за электричество и хотят за него денег. Часто имеют в своём названии слово «Энергосбыт», но не обязательно. Касается всех квартир и нежилых помещений дома, за исключением некоторых ТСЖ (об этом чуть ниже).
  • Если прибор учёта стоит вне МКД, то за ним следит либо тот же гарантирующий поставщик, либо уже сетевая организация. Тут надо смотреть с кем заключён договор. К примеру, часть частных домов может обслуживать Энергосбыт, а часть в зоне ответственности сетевой организации. Допустим, МРСК.
  • Если прибор учёта стоит у юридического лица в коммерческой недвижимости вне МКД (склады, офисные здания), так же надо смотреть с кем заключён договор. Опять же — либо гарантирующий поставщик, либо сетевики.
  • Есть частные случаи. Бывает так, что электросеть может находиться у кого-то в собственности. Самый яркий пример — садовые товарищества. Там столбы, провода и счётчики могут быть собственностью СНТ. Энергетиков интересует лишь один прибор учёта, который стоит на входе. Именно этот счётчик попадает под 522-фз. Остальные — нет. По той же схеме могут работать некоторые ТСЖ, склады или торговые комплексы. Счета выставляют на одного потребителя. А  он уже самостоятельно собирает деньги с участков, арендаторов или жильцов.
  • Отдельная категория — новостройки. Тут прибор учёта обязан установить застройщик. Те застройщики, что получили разрешение на строительство после 01.01.2021 обязаны поставить не просто счётчики, а «умные» счётчики. После сдачи дома, приборы учета передаются гарантирующему поставщику или сетевой организации.

Итак, с 1 июля 2020 года потребители освобождены от ответственности за свои приборы учёта. Их меняют гарантирующие поставщики и сетевые организации, либо ставит застройщик. Пока ещё можно ставить обычные, «глупые».

С 1 января 2021 года застройщики обязаны закладывать в новостройки только «умные» приборы учёта. Реально тут будет сдвиг где-то на полгода. Т.к. те, кто получил разрешение на строительство до 01.01.2021 года еще могут оставить «глупые» счетчики.

С 1 января 2022 года вообще все приборы учёта электроэнергии, которые идут под замену, должны стать «умными».

Отметим важный момент. Устанавливать новые приборы учёта будут только тем, у кого:

  • вышел срок поверки или эксплуатации счётчика;
  • счётчик сломан или утрачен;
  • счётчика нет и не было, но есть техническая возможность для его установки;
  • при строительстве нового дома;
  • установленный счётчик не соответствует необходимому классу точности 2.0 (т.е. погрешность измерений в рамках 2%).

Т.е. массового поумнения за год или даже два не произойдёт. Этот процесс рассчитан примерно на 16 лет, когда выйдет срок поверки последнего «глупого» счётчика.

Умный и со связями

Хорошо, с зонами ответственности разобрались.

Давайте попробуем понять, что такое «умный учёт электроэнергии».

Перечень требований к «умным» счётчикам приведён в постановлении правительства №890. Вот оно.

Минэнерго предлагает перейти на интеллектуальные счетчики электроэнергииЭнергомера СЕ208 заявлен как соответствующий 890 постановлению

Опять же, переведу.

  • «Умный» прибор учёта измерят бОльшее число параметров, нежели обычный. Он не только считает электроэнергию накопительным итогом, а делает замеры через короткие промежутки времени, знает ток, напряжение, частоту сети и прочее. Все эти параметры он записывает в свой внутренний энергонезависимый журнал. Чтобы потом их можно было оттуда достать, в случае необходимости.
  • «Умный» прибор учёта имеет канал связи до сервера энергетиков, куда регулярно передаёт свои измерения. Про канал связи ещё поговорим отдельно.
  • «Умный» прибор учёта имеет защиту от вскрытия и всяких волшебных магнитов. При попытке их использовать отправит на сервер тревожный сигнал.
  • Самое важное. По команде с сервера «умный» счётчик сможет отключить потребителя от сети или ограничить его. Прощайте монтёры с бокорезами, здравствуйте диспетчера с кнопками в интерфейсе.

Отмечу, что отключить потребителя в плане техники станет проще. Но вот регуляторика в отношении потребителей физиков пока не поменялась и вырубить ему электричество так же сложно.

Он должен уйти в минус на два месяца, после чего будет «последнее китайское предупреждение». И если физик все равно не платит, то происходит отключение через комиссию с актом.

И только в том случае, если отключение не несёт угрозы жизни или здоровью потребителя. Т.е. энергетикам проблем хватит. Но на бокорезах они сэкономят, это да.

Плюс — психологический момент. Сама возможность отключения по команде с сервера может сделать часть потребителей куда более дисциплинированными. А может и не сделать, посмотрим.

Наверняка, у читателей возникает логичный вопрос — сколько ж стоит вся эта инициатива? Новые приборы учёта, каналы связи, сервера. И главное, за чей счёт весь банкет? И зачем?

За чей счет?

Да, стоит все это немало.

Первая статья затрат — это сами приборы учёта. Если раньше можно было поставить в квартиру дешёвенькую Энергомеру за 500 рублей, то сейчас потребуется 5-6 тысяч рублей. Цены пока предварительные, «умные» приборы учёта ещё выпускаются небольшими партиями и производство только налаживают. На объёмах ценник, конечно, снизят. И все равно это очень дорого. Рост почти десятикратный.

А ведь сам счётчик — это только верхушка айсберга. Сервера, каналы связи, специалисты по обслуживанию. Да, уйдут в прошлое бегунки с блокнотами, но это такая себе экономия. Кто ж все оплатит?

Энергетикам разрешили использовать несколько источников:

  • Заложить в тариф. Самое логичное решение. Проблема в том, что у тарифов для физлиц есть потолок. Они не могут расти больше, чем на цифру официальной инфляции. Не пошикуешь. Зато юрики, как обычно, оплатят за себя и за того социально-защищенного парня. Не спешите радоваться, если вы живёте в квартире. Цены в вашей платежке могут и не вырасти, зато они вырастут в магазине, который вдруг стал больше платить за свет и холодильники.
  • За счёт федеральных и региональных программ. Дотации из бюджета предусмотрены, правда пока не очень ясно, сколько процентов затрат они смогут закрыть.
  • За счёт экономии. Стоп, что? Где тут экономия?

И тут мы переходим к самому интересному вопросу.

Зачем все это?

В разгар пандемии. Когда бюджеты и так трещат по швам, внедряют столь смелый и затратный закон. Зачем?

Узнаете во второй части.

Стало известно, чем грозят «умные» счетчики электроэнергии

Пока мы тревожимся о гипотетическом «цифровом концлагере», прямо в наших квартирах происходит тихая цифровая революция.

С 1 июля в домах, которые будут сданы после 1 января 2021 года, застройщики перестанут устанавливать старые приборы учета электроэнергии и перейдут на интеллектуальные.

Основным достоинством счетчиков станет то, что они будут передавать данные о потребленном электричестве прямо поставщику.

Когда их поставят?

Есть несколько моментов, о которых вы должны узнать прежде, чем воочию познакомитесь с «умным» счетчиком. Во-первых, в уже построенных домах их будут менять поэтапно, о чем должна позаботиться управляющая компания.

Это дает некоторую отсрочку, но отвертеться от установки новых приборов учета не получится, как и от платы за капремонт.

Читайте также:  Сертификат на маткапитал планируется выдавать на сайте госуслуг

Ожидается, что процесс закончится к 1 января 2024 года, но есть нюанс: счетчики будут менять по мере поломки, а срок службы некоторых особенно выносливых механизмов составляет до 15 лет.

Кто и сколько будет платить?

Установка счетчиков по закону бесплатна. Но где-то УК, пользуясь юридической безграмотностью жильцов, выставят счет за прибор и монтаж, разбив платеж на 12 траншей и включив в общий счет за электричество — вроде и незаметно.

К слову, стоит приспособление от 3 до 12 тысяч рублей. Нельзя забывать и о мошенниках: они обязательно установят счетчик за деньги и нагреют на этом руки.

Учитывая, что установить надо будет по всей стране примерно 22 миллиона приборов, черный рынок своего не упустит. Будьте бдительны!

И не радуйтесь особенно: кроме установки счетчиков есть еще и процесс их обслуживания. Вот его-то в квитанции обязательно (и законно) включат, подняв тариф на несколько копеек. Напомню, что содержание в надлежащем состоянии и своевременная поверка приборов учета является обязанностью потребителя.

Что они будут делать?

А это вот самое интересное: помимо того, что счетчик будет передавать информацию напрямую поставщику, он еще будет обладать функцией блокировки. Не заплатили — вам отключат электричество.

Правительство объяснило эти меры тем, что у населения задолженности по платежам — около полумиллиарда рублей, а несанкционированно подключались больше 76 миллионов точек.

Это огромные потери для бюджета, энергетиков, распределительных сетей, и их решено было сократить за счет самого крупного «не платящего» сегмента. Подсластили пилюлю тем, что включили в программу счетчиков возможность устанавливать дифференцированный тариф.

Из интересного: поставщик электроэнергии сам выберет форму передачи информации — в счетчики встроены параллельные системы, например сим-карта и вайфай.

Сложные вопросы

Конечно, установка «умных» приборов порождает ряд опасений, ни одно из которых не смогли развеять эксперты:

  1. Могут ли счетчики — с помощью специально обученных людей, конечно, — заниматься приписками? Если да, то как это отследить, пресечь и вернуть излишки выплат?
  2. Сколько раз надо проштрафиться и на сколько задолжать, чтобы счетчик отрубил квартиру от электричества? Учитывается ли наличие в квартире детей, лежачих больных, людей на аппаратах, действующих от электричества, холодильников с жизненно важными лекарствами в них?
  3. Если счетчик отключил электричество (моментально), когда он восстановит электроснабжение?

Пока тишина — молчит даже вездесущий ОНФ (Общероссийский народный фронт). И то верно: реформа затронет ту сферу, где основополагающим является человеческий фактор — и со стороны УК, и со стороны энергетиков, и со стороны жильцов.

А там, где все зависит от доброй воли человека, могут случаться непредсказуемые и порой криминальные вещи.

В любом случае однозначно выиграют только производители счетчиков, с которыми будут заключаться контракты на закупку оборудования: примерно 180 миллиардов рублей.

Что делать-то?

Ничего. Просто ждать, пока ваш счетчик не выработает свой ресурс. Установка «умных» счетчиков началась еще 15 лет назад — это весьма пожилое новшество. Если есть сомнения в работе счетчика — сверяйте квитанции. Не верите бумагам — за свой счет заказывайте поверку. Опасность взлома счетчика, безусловно, существует, равно как и сбоя в системе. Но это скорее исключение, чем правило.

Обращать внимание надо больше на схемы УК по «перерасчету ранее начисленных сумм», которые при некоторой ловкости рук позволяют обойти установленный законом максимум повышения тарифов.

Если вы заметили, что сумма выросла больше чем на 5% (которым москвичам, например, обещают плюсом уже с 1 июля 2020 года), обращайтесь с жалобой в УК, а потом — с заявлением в жилищную инспекцию и прокуратуру. Если вам регулярно выставляют недоимки — добейтесь письменного объяснения с доказательствами.

Помните, что сумма счетов за электроэнергию с установкой «умника» у вас должна существенно снизиться, а не наоборот.

Минэнерго предлагает перейти уже с июля 18г на обязательное внедрение технологии smart metering и запретить электросетям ставить устаревшие счетчики

Участники рынка скептически относятся к идее: расходы на внедрение «умных» счетчиков не будут включены в тариф.

МОСКВА, 23 марта (BigpowerNews) — Государство намерено обязать территориальные сетевые организации (ТСО) внедрять технологию smart metering — систему интеллектуального учета электроэнергии уже с 1 июля 2018 года, законопроект разработан Минэнерго и одобрен комиссией правительства по законопроектной деятельности. Как сообщает сегодня «Коммерсант», проект запрещает с июля 2018 года устанавливать или модернизировать «старые» приборы учета. Цель внедрения smart metering — адресное воздействие на неплательщиков, увеличение эффективности инвестпрограмм ТСО, говорится в пояснительной записке, отмечает газета.

По оценке «Россетей», розничный энергорынок РФ оснащен автоматизированным учетом на 9%. «Пилоты» по smart metering холдинг реализует с РФПИ в Калининграде, Ярославле и Туле. Smart metering — это первый этап внедрения smart grid (интеллектуальные сети), она позволяет, в частности, оперативно находить участки, где происходят потери («Россети» намерены сократить их до 9,14% к 2019 году).

Работа над законопроектом шла с 2013 года, но нынешний вариант не устраивает основных участников рынка, сообщает «Коммерсант». В «Россетях» отмечают, что он вводит повышенные требования к приборам учета и не содержит четкого определения источника возмещения расходов на их установку (их холдинг оценил в 80 млн. руб.).

В Минэнерго подчеркнули, что развитие smart metering будет идти за счет внетарифных источников: «триггером» для развертывания системы должна стать борьба ТСО с коммерческими потерями энергии (хищениями) и за увеличение ее полезного отпуска.

В пилотных регионах счетчики ставят за счет инвестора, а окупаются за счет экономии от снижения потерь.

В споре между энергосбытовыми компаниями и сетями о том, кто будет являться собственником приборов учета, Минэнерго встало на сторону первых. С этим не согласны в «Россетях»: там считают, что счетчик — конечный элемент сети, он определяет как объем электроэнергии, так и ее параметры в точке поставки, и собственником прибора должна быть сетевая организация.

В «Россетях» напоминают о других преференциях энергосбытам в части внедрения smart metering: в проекте постановления правительства об эталонных надбавках (марже) гарантирующих поставщиков (ГП, основной энергосбыт региона) расходы на автоматизированные системы учета внесены в эту надбавку.

В ассоциации ГП и энергосбытовых компаний законопроект не прокомментировали, отмечает газета.

Член набсовета ассоциации НП ТСО Алексей Седых, слова которого приводит издание, считает, что законопроект не решает своей основной задачи — снижения потерь энергии, в первую очередь это связано с тем, что расходы ТСО на установку приборов учета и создание smart metering не включены в тариф или плату за техприсоединение. «Могут возникнуть риски того, что ТСО не смогут своевременно удовлетворить требования потребителей по подключению приборов учета»,— считает он.

Минэнерго поделило счётчики между сетями и сбытами

Минэнерго направило в правительство проект поправок в законопроект об интеллектуальных системах учёта (ИСУ).

Как и предполагалось, регулятор предлагает разделить право собственности на счётчики: ранее принадлежавшие гражданам приборы учёта в многоквартирных жилых домах (МДК) теперь перейдут в ведение гарантирующих поставщиков (ГП), сетевым компаниям достанутся счётчики прочих потребителей розничного рынка, в том числе товариществ собственников жилья (ТСЖ).

Часть расходов на ИСУ может быть компенсирована за счёт ожидаемой экономии сбытов и сетей, но вопрос о сохранении этих средств в тарифе на будущие периоды не решён.

Неопределённая пока доля затрат на счётчики может быть включена соответственно в тариф на передачу и сбытовую надбавку, но возможный объём доплаты должен вписаться в ограничение роста ставок не выше уровня инфляции. Получить дополнительное финансирование через тариф сетям будет трудно: им ещё предстоит «уложить в инфляцию» широкомасштабную реформу сетевых тарифов, направленную на перераспределение перекрёстного субсидирования.

Законопроект об ИСУ был принят Госдумой в первом чтении в ноябре прошлого года.

После этого в энергосообществе развернулась широкая дискуссия: в документе чётко не были разделены понятия стандартных приборов учёта и интеллектуальных систем учёта (ИСУ), оказался не урегулирован вопрос о праве собственности на счётчики и, главное, не ясен механизм финансирования.

Норма о передаче счётчиков в ведение сетей, содержавшаяся в первоначальной редакции законопроекта, вызвала критику со стороны других участников рынка. Минэнерго заявило о возможности передачи приборов учёта в МДК в собственность сбытов, Минстрой предлагал оформлять их в общедомовую собственность.

Участники парламентских слушаний по проблемам ИСУ, которые прошли в марте в Совете Федерации, называли наиболее реальным компромиссный вариант, учитывающий интересы и сетей, и сбытов. Именно он внесён сейчас Минэнерго в правительство.

Проект поправок в законопроект об ИСУ предполагает, что право собственности на приборы учёта будет разделено между сбытовыми и сетевыми организациями, рассказала 30 октября заместитель министра энергетики Анастасия Бондаренко.

ГП получат в своё ведение счётчики бытовых потребителей – населения, проживающего в МДК; за приборы прочих покупателей розничного сегмента (мелких и средних промпотребителей, а также ТСЖ и частных домов) будут отвечать сетевики, в первую очередь региональные структуры «Россетей».

Предложенные Минэнерго поправки не окончательные, решения могут быть скорректированы при рассмотрении законопроекта в Госдуме и Совете Федерации, оговорилась г-жа Бондаренко.

На слушаниях в марте представители Минстроя и Совета Федераций торопили заинтересованные стороны с подачей своих предложений и замечаний, заявляя, что рассчитывают на принятие законопроекта до конца весенней сессии Госдумы.

Теперь в Минэнерго говорят, что закон об ИСУ может быть принят до конца года.

Документ вступит в силу через три месяца после утверждения, таким образом, при соблюдении озвученных сроков, потребители могут перестать отвечать за свои счётчики уже в марте.

В профильном министерстве рассчитывают, что основной этап процесса внедрения ИСУ в России займёт 3–5 лет. «Это экономически мотивированная цель для энергокомпаний, так как за счёт ИСУ они смогут сократить свои расходы, надеемся они не будут тянуть», – отметила Анастасия Бондаренко.

Впрочем, регуляторы всё же решили не оставлять процесс на самотёк.

Законопроект предполагает введение обязательного предоставления услуг интеллектуального учёта с 2021 года; с 2023 года – поправки в систему наказания для нерадивых энергетиков, которые не будут своевременно менять старые приборы на интеллектуальные.

Первые полгода потребитель, чья точка учёта не будет оборудована счётчиком со стандартным набором услуг ИСУ, будет оплачивать энергию по среднему чеку за предыдущие периоды, а затем всех расходы в полном объёме будут ложиться на бюджет владельца прибора (в случае с населением – на ГП).

Первоначально, в прошлом году, потребителям было обещано, что замена приборов учёта не будет оплачиваться ими через тариф. В марте Минэнерго уже не исключало, что часть затрат на принципах «эталона» всё же может быть включена в него.

Дело в том, что процесс внедрения «умных» приборов будет достаточно затратным: по оценкам отраслевых экспертов, замена примерно 50 млн счётчиков в России обойдётся в $5–15 млрд, свободных средств для этого нет ни у сетевых, ни у сбытовых компаний.

Сейчас в Минэнерго говорят о двух основных путях финансирования: за счёт экономии средств, которая должна формироваться по мере перехода на ИСУ, и тарифной составляющей. Но ответа на вопрос «В каких долях будут распределены расходы по этим статьям?» у регуляторов пока нет.

Решение о сохранении в тарифной выручке денег, сэкономленных в результате внедрения ИСУ, должно быть принято дополнительно, пояснила г-жа Бондаренко.

Частично расходы на покупку счётчиков могут быть заложены в тариф на передачу и сбытовую надбавку, но при этом регуляторам по-прежнему придётся учитывать запрет на рост тарифов на уровень инфляции, отметила замглавы Минэнерго.

Таким образом, расходы на счётчики могут быть включены в тарифы сетей и сбытов только в том объёме, который позволит не превысить инфляционные ограничения. Пока правительством определены целевые инфляционные показатели только до 2019 года включительно.

Читайте также:  ЛДПР предложила установить лимит прописанных в квартире людей

Оценить, какая часть расходов на ИСУ может войти в тариф, получится только после утверждения целевых показателей инфляции на будущие периоды, пояснила г-жа Бондаренко.

Стоит отметить, в настоящий момент в правительстве активно прорабатывается тема реформирования системы электросетевых тарифов с целью более справедливого перераспределения перекрёстного субсидирования.

«Россети» ранее заявляли, что эти изменения не приведут к серьёзному повышению тарифной нагрузки, она просто перераспределится между потребителями, а возможный рост платежей уложится в инфляционный рост. Наблюдатели сектора сомневаются, что сетям удастся уложить в инфляционные ограничения и «перераспределение «перекрёстки», и значимые расходы на оплату ИСУ.

Пока в правительстве не готовы назвать ориентировочную стоимость «умных» счётчиков, цены на рынке могут отличаться кратно в зависимости от функционала и других факторов. Минпромторг в ближайшее время должен определить минимальный обязательный функционал новых приборов, от которого будет зависеть их цена.

Открытым пока остаётся и вопрос о локализации производства ИСУ: пока основную массу предложения на российском рынке формируют продавцы устройств, произведённых в Китае.

Российские производители заявляют о готовности наладить производство современных приборов в России, но выработка требований по локализации также находится в компетенции Минпромторга, отметила Анастасия Бондаренко.

Источник: Переток

Минэнерго России: переход к массовому внедрению "умных счетчиков электроэнергии" (Bledso)

Минэнерго России надеется, что к весне 2018 года Госдума примет закон, позволяющий перейти к массовому внедрению «умных счетчиков электроэнергии». Их основная задача — удаленная передача показаний и в телефон или компьютер владельца квартиры, и в энергокомпании. В будущем такие счетчики помогут перейти и к удаленной смене тарифного меню, которая не потребует замены прибора.

Его стоимость министерство оценивает в 3-7 тысячи рублей, а траты за установку хочет возложить на энергетиков.

О том, что даст внедрение новых систем учета электроэнергии и как они будут работать, в интервью РИА Новости рассказал заместитель министра энергетики РФ Вячеслав Кравченко. Беседовала Марина Коцубинская.

— Правительство РФ в апреле внесло в Госдуму законопроект о развитии интеллектуальных систем учета электроэнергии, который предполагает внедрение «умных счетчиков». Когда вы рассчитываете на начало его рассмотрения депутатами?

— Мы рассчитываем на рассмотрение законопроекта в первом чтении в октябре.

—  Вы хотели бы, чтобы закон в этом году был принят?

— Было бы неплохо. Но этом году вряд ли, но к весне следующего года вполне реально.

И внесенный законопроект изначально касался узкой темы, связанной с тем, как устанавливать системы учета электросетевыми организациями и какие к ней должны быть требования. В ходе обсуждений возникло два основных вопроса.

Первый: кто за все это заплатит? Естественно, есть желание снять нагрузку с потребителей, в первую очередь с граждан. Второе: кто будет являться собственником таких систем учета?

Исходя из этого, мы считаем, что вполне разумной будет конструкция, которая реализована во многих странах мира: освободить потребителей, в первую очередь физических лиц, от этого бремени и переложить установку систем учета и их содержание на квалифицированного субъекта, который должен быть собственником этой системы и нести все права и обязанности, связанные с ее установкой, работой, эксплуатацией и так далее.

С одной стороны, мы точно снизим расходы граждан, связанные с установкой и дальнейшими ремонтами и поверками приборов учета. С другой стороны, появится стимул у электросетевых и ресурсоснабжающих организаций иметь такие системы учета и поддерживать их в надлежащем состоянии, в противном случае у них могут возникнуть проблемы с платежами, потерями.

— Сейчас законопроект что в себя включает?

— Законопроект говорит о том, что с определенного момента времени электросетевые организации должны устанавливать только новые «интеллектуальные» системы (приборы) учета, отвечающие определенным требованиям.

И это делается за счет средств самой компании. Ответы на те вопросы, о которых говорил выше, мы будем давать в процессе подготовки законопроекта ко второму чтению.

Понимание у всех участников процесса, как нам кажется, есть.

—  Что включает в себя внедрение интеллектуальных систем, помимо установки «умных счетчиков»?

— Когда мы говорим об интеллектуальной системе учета — это для начала сам прибор учета и все, что с ним связано: каналообразующая аппаратура, программное обеспечение и так далее. В данном случае мы, по-простому, говорим про счетчик, который не только показывает сколько киловатт было потреблено, но и выполняет много других функций.

— Какие функции?

— Безусловно, это возможность дистанционного снятия показаний, чтобы можно было не записывать их на бумажке, выйдя в тамбур или на лестничную клетку, а чтобы информация с прибора учета поступала тебе в личный кабинет на компьютере, на телефоне, автоматически приходила к ресурсоснабжающей организации.

Второе — чтобы дистанционно, без прихода специалиста, можно было перейти на другие тарифы, другое тарифное меню. Так как если вы сейчас захотите перейти с единого тарифа, например, на тариф «день-ночь», то скорее всего вам придется покупать новый счетчик.

Полагаю, что через некоторое время ресурсоснабжающие компании существенно расширят тарифное меню в том числе и исходя из объема потребляемой мощности. Следующее — этот счетчик может следить за качеством электрической энергии, фиксирует уровень напряжения и частоту.

Есть еще дополнительные функции — посредством счетчиков возможно узнавать об аварии в зоне своего действия: короткие замыкания, обрывы проводов и так далее.

С помощью таких систем значительно быстрее можно находить места повреждений и, следовательно, сокращать перерывы в энергоснабжении потребителей.

Ну и, конечно, дистанционное ограничение, отключение неплательщиков, а также сигнализация о несанкционированном вмешательстве в работу такого прибора.

  • — Вы хотите закрепить требование, чтобы при плановой смене счетчиков устанавливались уже только интеллектуальные приборы учета?
  • — Да.
  • — На «умных счетчиках» потребители смогут же посмотреть показания?
  • — Можно выйти к месту нахождения прибора и посмотреть показания на дисплее, и тут же «залезть» в компьютер или телефон, посмотреть какие там показания — никаких проблем.
  • —  Вы упомянули о возможности новых тарифных меню — это тоже будет прописано в законе?

— Нет. Мы сейчас имеем следующее тарифное меню: либо один тариф, либо так называемые тарифы по зонам суток — двухзонный «день-ночь» или трехзонный. Есть возможность выбрать что-то одно. Это исключительно на ваше усмотрение. Допускаю, что через некоторое время при изменении законодательства мы перейдем на что-то другое.

Не исключаю, что подобного рода тарифное меню будет включать несколько десятков позиций.

Забыл еще одну важную вещь: в эти системы учета мы планируем закладывать требования по учету не только потребленной электроэнергии, а в том числе, если все-таки у нас будет развиваться своя маленькая локальная генерация, например, солнечная панель на крыше вашего дома, то система будет учитывать объемы выдачи с нее в общую сеть.

— В апреле вы поясняли, что стоимость одного интеллектуального прибора учета электроэнергии, по различным оценкам, может составлять от 20 тысяч рублей до 30 тысяч рублей. При этом развитие систем интеллектуального учета электроэнергии будет осуществляться сетевыми компаниями исключительно за счет внетарифных источников. Во сколько в целом может обойтись такая замена?

— У нас самые простенькие приборы учета стоят порядка 3 тысяч рублей, дальнейший рост стоимости это дополнительные опции. Мы прикидывали, что они «гуляют» в диапазоне от 3 до 7 тысяч рублей.

Безусловно, у энергетиков самый высокий уровень потребителей, оснащенных приборами учета. Вместе с тем, есть проблема безучетного потребления. Она не настолько остра как в тепле и в газе, в воде, но тем не менее.

Когда мы закладывали в законопроект норму о том, что сетевые компании интеллектуальные системы учета будут ставить за свой собственный счет, исходили из того, чтобы в первую очередь создать экономический стимул для установки таких систем учета именно там, где наиболее высокие потери, где высокая аварийность и так далее.

На первом этапе эти системы надо начать внедрять: из-за широкого распространения, отработки технологий, развития конкуренции среди производителей их дальнейшая стоимость точно будет снижаться, и тогда уже можно вести речь о том, чтобы включать затраты на содержание систем учета, их установку в общий тариф. А пока только за счет электросетевых организаций.

— И по-прежнему счетчик будет оставаться в собственности ресурсоснабжающей компании?

— Да. Мы на самом деле считаем правильным, что прибор учета должен являться собственностью квалифицированных субъектов рынка электрической энергии. Тогда все вопросы, связанные с поверкой приборов учета, с поломками и так далее — это все будет их головной болью.

— Если ломается счетчик, все равно же плата будет начисляться по какому-то нормативу, который выше тарифа, и за эту головную боль заплатит потребитель. А если компания быстро не сможет отремонтировать счетчик, потому что у нее какой-то производственный план и есть время только через два месяц?

— Значит, тогда это будет списываться на потери электросетевых организаций и влиять на их финансовый результат, поэтому они будут заинтересованы как можно быстрее поменять эти приборы учета, максимально быстро все сделать, иначе понесут убытки.

— Как компании смогут окупить свои затраты на установку приборов учета?

— Первое — снижение потерь электроэнергии при передаче по электросетям. Далее — минимизация издержек, например, уменьшение числа лиц, которые ходят и проверяют показания приборов учета.

Это в основном сотрудники сетей, потому что на сети у нас возложена обязанность формирования объемов полезного отпуска электроэнергии. Далее это достаточно быстрое и оперативное реагирование на аварии, которые где-то происходят.

Соответственно, минимизация рисков, связанных с тем, что к тебе будут как с сетевой компании предъявляться претензии за качество энергоснабжения и так далее.

После того, как ты дистанционно снимаешь показания, у тебя есть возможность вообще одномоментно формировать объем полезного отпуска и сразу сводить баланс потребления электроэнергии.

В нашем понимании это уменьшение числа споров между потребителями, сбытовыми компаниями и сетями. Особенно это актуально в многоквартирных домах.

Соответственно, это снижение расходов на тех же самых юристов, ну и так далее.

— С «Россетями» обсуждали этот проект, он им интересен?

— Мы это обсуждали не только с «Россетями». Проект интересен.

— А энергосбытовым компаниям?

— Для энергосбытовой компании самым важным вопросом является своевременное, прозрачное получение достоверной информации от потребителя. Если им это будет обеспечено, а это безусловно должно быть, то не думаю, что с их стороны будет неприятие.

—  Будет какой-то переходный период до того, как закон начнет действовать?

— С учетом того, что нам говорили производители систем учета, переходный период должен быть не очень большой. Почти все уже находится в производстве. Я думаю, года будет достаточно.

Самое главное сделать прибору «мозги»: подготовить программное обеспечение и обеспечить надежную передачу данных. Остальное уже нюансы. Понятно, что прибор учета должен быть защищен и доступен.

Для потребителей в многоквартирном доме — это щит на лестничной клетке, для индивидуальных домов — это щит, установленный на опоре.

— То есть в частных домовладениях счетчик должен стоять за границей участка?

— Да. На самом деле это уже сплошь да рядом. Если вы проедете по Подмосковью, то увидите на многих опорах линий электропередачи низкого напряжения вынесенные приборы учета.

Оставьте комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *