Граффити: искусство или вандализм?

В рамках темы месяца «Уличная культура и стрит-арт» приглашенный редактор Design Mate Александр Мущенко размышляет об истории и природе граффити, его ценности, как искусства, и о том, как относиться к граффити в современном мире.  

Граффити: искусство или вандализм?Александр Мущенко Продакшн-директор Музея стрит-арта в Санкт-Петербурге#AlexanderMushchenko

На этот вопрос можно дать простой ответ. Граффити может быть вандализмом. И искусством тоже. Является оно вандализмом или нет зависит лишь от того, где и с какой целью оно создано.

То, что этот вопрос возникает, говорит об отсутствии сформировавшегося отношения к феномену граффити и о широком интересе к нему как со стороны обывателя, так и со стороны участников профессионального сообщества.

Но самое главное здесь отнюдь не соотношение искусства и вандализма. Вопрос скорее в том, является ли граффити искусством, что это такое и как к нему относиться в условиях современного мира. В эпоху постмодернизма искусством может быть все, что угодно.

Фактически, на вопрос о причастности граффити к искусству необходимо ответить каждому из нас.

Только для того, чтобы ответ был объективен, необходимо знать, что такое граффити, какое место оно занимает в современной культуре и какова история его происхождения.

Граффити: искусство или вандализм?

В первую очередь, отметим, что термин «граффити» рассматривается в двух смыслах – в широком и узком. В широком смысле – от итальянского graffito («царапать») – это изображения или надписи, выцарапанные, написанные или нарисованные краской или чернилами на стенах и других поверхностях. Данный термин известен достаточно давно и в данном контексте применяется преимущественно в среде историков.

В узком смысле граффити — это субкультурное явление, ставшее значимой частью уличного искусства. В его основе лежит написание собственного имени или названия команды в как можно большем количестве мест. Чем в более опасном месте находится так называемый «кусок» (произведение), чем больше его тираж. Чем уникальнее стиль художника, тем больше степень уважения, которую он получит внутри сообщества.

Очень часто к граффити причисляют объекты стрит-арта, мурализма.

Это неправильно, потому что самая важная составляющая граффити — это шрифт. Чем он узнаваемее и сложнее, тем лучше.

Еще одни отличие граффити от стрит-арта в том, что представители этого направления создают свои работы преимущественно для граффити-райтеров – им не важна оценка их произведения рядовым зрителем и случайным прохожим. Важен респект внутри закрытого комьюнити.

А стрит-арт наоборот «работает» на обычного зрителя, взаимодействует с горожанами, городом, его архитектурой. Одним словом, с городской средой. Соответственно, сегодня мы рассматриваем граффити в более узком понимании субкультурного явления.

Исторически феномен граффити связан с Нью-Йорком. В конце 60-х-начале 70-х годов в городе сложилась нестабильная социальная атмосфера.

Причин этому несколько: полным ходом идут процессы, связанные с джентрификацией (переселением населения из центральных районов в социальные районы, ставшие гетто на окраинах города), активизацией преступных групп и националистических организаций.

Активные общественные изменения, вызванные в том числе нестабильной экономической ситуацией, накаляют обстановку в городе.

В этом контексте будет уместно упомянуть о том, что появлению субкультуры граффити способствовало наличие криминальных надписей, которые выполняли чисто информативную функцию: они сообщали о занятости района той или иной бандой. Стены становились инструментом коммуникации в рамках криминального сообщества. Таким образом, последовавшее появление субкультурного граффити в Нью-Йорке во многом навеяно криминальной эстетикой.

Граффити: искусство или вандализм?

Фактически, временем появления граффити принято считать 1971 год.

В этот год на первой полосе The New York Times выходит знаменитое интервью под заголовком «Taki 183 Заводит друзей по переписке», в котором было впервые представлено новое молодежное явление – граффити, и в частности история Тaki из 183 района, который в течение долгого времени писал свое имя по всему Нью-Йорку.

Данная публикация повлекла за собой появление множества подражателей, движение начало развиваться в геометрической прогрессии и в последующие 10 лет (в том числе благодаря подъему хип-хоп культуры) превратилось в настоящую субкультуру со своими правилами, понятиями и традициями.

Безусловно, с точки зрения обывателя эта культура (или скорее, контркультура) враждебна городскому порядку.

Она вторгается в частное и государственное владение, отрицает право собственности и установленные нормы морали.

Но зная предпосылки появления граффити и социальную обстановку того времени, мы можем прийти к заключению, что этот феномен фактически является коммуникационным каналом как между участниками сообщества, так и с окружающим миром.

Надписи на стенах, являющиеся именами (никнеймами) художников, говорят о существовании этих людей. Надписи, сделанные на поездах, становятся посланием благополучному центру из гетто и символом зачастую бессознательной борьбы против классового неравенства: «Смотрите, мы есть, хотя вы нас не видите».

В условиях развития городов, как системы управления гигантскими массами людей, подобного рода действия можно трактовать, как борьбу индивида за городское пространство, подчиненное четким, не поддающимся сомнению правилам.

В данном контексте интересны мысли французского философа Ги Дебора, который писал о том, что урбанизм является новым эффективным средством для сохранения классовой структуры власти. Поэтому выход индивида в городское пространство с деструктивными посланиями во многом связан с изменением статуса города во второй половине XX века.

Феномен нью-йоркского граффити – лишь один из примеров такой борьбы. Но нужно понимать, что схожие процессы происходили во Франции конца 60-х годов, когда во время студенческих выступлений, известных как Красный май, одним из основных инструментов коммуникации выступали художественные практики, осуществляемые в городском пространстве.

Также интересен пример Берлина, в котором стена стала символом противоборства двух политических систем и местом для проявления жителями своего отношения к тем или иным политическим и социальным процессам. Таким образом, обладая необходимой информацией, мы можем сформировать собственное отношение к граффити.

Причем эти мнения могут быть и позитивными (если рассматривать граффити в контексте борьбы молодежи за городское пространство) и негативными (если рассматривать граффити в контексте порчи имущества — вандализма).

Граффити: искусство или вандализм?

Теперь что касается вандализма и граффити. В общественном мнении эти два понятия чаще всего синонимичны. Однако это не совсем справедливо, т.к. граффити далеко не всегда является вандализмом.

С правовой точки зрения «вандализм это осквернение зданий или иных сооружений, порча имущества на общественном транспорте или в иных общественных местах». С первого взгляда может показаться, что к данному толкованию можно отнести любое граффити.

Однако объективная сторона преступления выражается в действиях, оскорбляющих общественную нравственность. И такими действиями могут быть нанесения непристойных рисунков, оскорбительных текстов, бесцельной порчи имущества, порчи исторических памятников и т.п.

Таким образом, отнести граффити к вандализму с точки зрения законодателей можно в строго определенных случаях, например, надписи на общественном транспорте, надписи на исторических памятниках.

Что касается значения слова вандализм в культурной сфере, чаще всего его понимают как одну из форм деструктивного поведения человека, в ходе которого уничтожаются или оскверняются предметы искусства, культуры.

Как и в случае с правовой оценкой вандализма, это определение делает акцент на умышленной порче объектов, обладающих высокой культурной и исторической ценностью. Как мы видим, феномен граффити нельзя отнести к вандализму и поставить между ними знак равенства.

Поэтому рекомендуем разделять эти два термина и использовать их в правильном месте и в нужный момент.

Интересно и то, что уличная реклама воспринимается нами как нечто естественное, но часто наносит гораздо больший ущерб чем граффити и при этом не считается вандализмом.

Это немного странно, потому что фактически граффити является саморекламой и визуально в городской среде очень часто считывается как рекламная вывеска.

Быть может, просто еще не прошло достаточно времени для того, чтобы мы привыкли к этому новому явлению и перестали завышать его общественную опасность? Тут есть над чем подумать.

Граффити: искусство или вандализм?

И последнее. Граффити стало своеобразным мостом, по которому в город вышли уличные художники, отдалившиеся от субкультурной составляющей граффити, увидевшие интерес в работе с городским пространством.

И эти художники, работающие с городской архитектурой, с актуальными темами, визуально вписывающие свои произведения оказали очень большое влияние на глобальную культуры.

Некоторые города фактически стали музеями под открытым небом, эти работы стали визитными карточками городов, они легитимны, а их художники популярны и востребованы. Граффити, образно говоря, плохой парень, старший брат стрит-арта, без которого бы младший не смог найти дорогу в городском пространстве.

И уже только за это можно относиться к этому проявлению молодежной культуры более снисходительно. К тому же, очень часто мы забываем, что граффити-райтеры, что бы нарисовать свою работу, идут на очень большой риск, берут на себя ответственность, которая гораздо выше нанесенного ущерба.

Но так ли велика общественная опасность от действий, связанных с нанесение рисунков на поверхности городского пространства? Этот и другие вопросы, связанные с историей развития уличного искусства отражены в книге лауреата премии Сергея Курёхина Игоря Поносова «Искусство и город».

Читайте также:  Электронные сделки могут вскоре уравнять с бумажными

Видя очередное произведение на стенах свежевыкрашенного дома, мы не знаем, как к нему отнестись: какие критерии оценки использовать, нравственные, эстетические или правовые?

Граффити это искусство? Или вандализм? — Еще больше информации на GammaPaint.RU

Когда мы видим всевозможные надписи на стенах, первое, что приходит в голову – это выходки хулиганов. Но у такого направления есть название – граффити.

Несмотря на масштабы технологического прогресса, люди всё также продолжают рисовать на стенах, как и в эпоху первобытного общества. Если посмотреть на такие рисунки с данного ракурса, то получается, что граффити – один из старейших способов самовыражения.

Но общество всё-таки разделяется на два лагеря: одни считают граффити вандализмом, а другие – творчеством.

Граффити – это искусство?

В первую очередь, разберёмся с понятием «вандализм». В энциклопедии дано четкое определение этому термину: вандализм – это уничтожение культурных и моральных ценностей.

В обществе вандализмом принято обозначать неприемлемое поведение или вредительство. Но можно ли к нему отнести граффити? Некоторые уверены, что рисунки на стенах – это явный признак поведения молодёжи, которое не подчиняется общепринятым нормам. Однако, веских доводов в пользу этого факта нет.

Граффити, скорее всего, – это способ общения. Посредством рисунка автор пытается донести мысль, выразить своё мнение. Зачастую граффити нацелено на публичность, редко – на личное послание.

Граффити: искусство или вандализм?

Граффити: определяем границы

Название искусства «граффити» происходит от итальянского слова, что дословно означает «нацарапанный».

Точного определения, что такое граффити не существует. Большинство исследователей только сходятся в том, что граффити – это средство общения. Оно может носить публичный или неофициальный характер.

Граффити – альтернативный способ выразить своё мнение. Для таких рисунков не существует табу и запретов – каждый автор может выразить своё мнение, не боясь нарушить социальные нормы и права. В таком случае граффити становится лучшим способом выразить свое «Я».

Как называют граффити по другому?

Граффити также имеет множество других названий:

  • Bomb. Это быстрый рисунок, который рисуют объёмными буквами, похожими на пузыри. В таком стиле граффити рисуют краской, используя, как правило, 1-2 цвета (чёрный и белый, иногда как дополнение – серебристый или жёлтый).
  • Crew. Тип граффити, нарисованный несколькими авторами, которые объединены в одну команду. В эту команду также могут входить b-boys или DJ'z.
  • Throw up. Граффити, нарисованные простыми лаконичными линиями, которые превращаются в буквы.
  • Blockbusters. Рисунки, которые приобретают трехмерный вид.
  • Character. Граффити, в котором используют персонажей из комиксов.
  • Freestyle. Стиль граффити, который чаще всего применяют для рисунков на улице. Он объединяет в себе все известные стили граффити.

История граффити

Сегодня к граффити начали относиться с большим пониманием, ведь это направление имеет древнюю историю.

Несмотря на то, что рисунки отличаются современным видом, истории граффити не одно столетие. Предшественниками граффити называют наскальные рисунки, которые ученые находят повсеместно на стенах пещер.

Новый виток граффити приобрело во времена Древнего Рима и Греции. Там рисунками на стенах обозначали общественные лозунги, изречения политиков, признания в любви. Благодаря таким граффити археологам удалось узнать много интересного о жизни людей той эпохи.

Новую жизнь граффити получило в XX века в Нью-Йорке. Именно этот город считают родиной граффити. Когда в Нью-Йорке возник хип-хоп, граффити стали неотъемлемой его частью.

Начинающие художники, чтобы воплотить свои таланты, часто использовали аэрозоли и маркеры, рисуя шедевры на стенах домов и гаражей. Граффити стало искусством без границ. Оно приобрело мобильность, так как рисунки можно было встретить не только на стенах домов, но и на транспорте. В 70-ых годах американские художники украсили граффити вагон, а спустя год – разрисовали целый состав поездов.

Волна граффити охватила Америку. Но среди граффистов далеко не все были профессионалами, а просто использовали баллончики для хулиганства. Как направление в изобразительном искусстве граффити было признано только в 1979 году. Именно тогда была организована первая выставка граффити.

Граффити как вид искусства

Сегодня признанными столицами граффити по праву считают Берлин, Париж и Нью-Йорк. Там зачастую на стенах рисуют спреями. Стены домов, разукрашенные граффити, органично вписываются в антураж этих городов, и не вызывают негативной реакции со стороны общества.

Граффити – невероятный гибкий и всесторонний вид искусства. Для его создания можно использовать огромный арсенал средств. Но большинство художников предпочитает аэрозольные краски в баллончиках.

Граффити: искусство или вандализм?

В Париже впервые применили стиль трафаретного граффити, которое дало толчок развитию нового направления в этом искусстве. Художники самостоятельно изготавливали формы для нанесения неповторимых рисунков.

Как правило, от места, где расположен рисунок, зависит его стиль и способ изображения. Большинство граффити нарисовано маркерами или специальными баллончиками с краской.

Сегодня художники для создания своих рисунков применяют светодиоды и проецируемые изображения.

Стили граффити

В граффити множество стилей и направлений. Популярный стиль – тэггинг. Готовые рисунки выглядят как зашифрованные коды. Часто с помощью тегов художник обозначает свои инициалы.

Еще один вид граффити – бомбинг. Рисунки состоят из 2 или 3 цветов. Граффити наносят быстро, и поэтому при их создании нет времени менять баллончики с разными цветами красок. Бомбинг применяют для того, чтобы покрыть рисунком большую по размерам поверхность.

Wildstyle – один из самых сложных стилей граффити. В нём переплетаются буквы и заостренные узоры. Wildstyle носит такое название, так как в нем встречаются дикие, взрывные элементы.

Известные художники граффити

Одним из самых известных в мировой культуре уличных художников считается житель Нью-Йорка Джон Франклин, который рисует под псевдонимом Стэш. Он создал целое поколение уличных художников, и в последующем перенёс свои рисунки с вагонов метро и тоннелей на холсты.

Не менее популярный представитель стрит-арта – британец Бэнкси. До сих пор экскурсоводы организовывают для туристов походы по самым интересным работам Бэнкси в Лондоне.

Граффити: искусство или вандализм?

Жан-Мишель Баския – яркая звезда стрит-арта, которая покорила Manhattan необычными рисунками. Граффити Баскии встречаются по всему Нью-Йорку, заставляя людей задуматься о вечном и переосмыслить ценности жизни.

Граффити в России появились сравнительно не так давно. Датой зарождения рисунков на стене можно считать 1985 год. В то время молодежь увлеклась брейк-дансом, частью которого было отражение культуры hip-hop на стенах домов. Наиболее популярным граффити-художником в России в то время был выходец с Калининграда Макс-Навигатор.

Постепенно граффити захватили Санкт-Петербург и Москву, украшая стены домов необычными рисунками.

Графики по праву можно назвать отдельным искусством, которое позволяет художнику громко заявить о своем «Я», выразить обществу своё мнение и донести свои ценности. Граффити сегодня считают отдельным видом искусства. Но существует главное условие – рисунки не должны носить хулиганский характер.

«Vans»

Граффити: искусство или вандализм?

ГРАФФИТИ – ИСКУССТВО ИЛИ ВАНДАЛИЗМ?

Скейтбординг, хип-хоп и граффити сосуществуют вместе, а начиная с начала 80-х годов стало вообще сложно различить тот рубеж, где заканчивается одно и начинается другое. Многие скейтпарки выступают в роли неких «храмов искусства» для самовыражения граффити-художников, и никому в голову не приходит назвать это вандализмом.

Но если взглянуть на вещи шире, то становится уже не так просто отделить момент, где чистое искусство перетекает в вандализм. Граффити может предстать в наших глазах чем-то вроде ржавчины на общественном имуществе, как что-то уродливое или же как пример социального разложения.

Оно часто рассматривается как элемент Теории разбитых окон – идея этой теории состоит в том, что даже небольшие свидетельства разрушений и упадка в общественных пространствах ведут со временем к нарастанию хаоса, который в конце концов приводит к росту организованной преступности и несоблюдению законов и норм правопорядка (еще раз повторимся – это всего лишь теория).

Несомненно, истина лежит где-то посередине. Люди, которые рисуют граффити, сами себя считают художниками, использующими общественное пространство как большой холст.

А основы граффити-техник в изобразительном искусстве – их приемы и средства – сейчас являются базой для невероятно острого, на злобу дня, уличного искусства, ценность которого признается не только обществом, но и владельцами имущества, на котором это уличное искусство появляется.

Поэтому мы решили обратиться непосредственно к художникам и экспертам с вопросом, в какой части спектра «искусство — вандализм» они видят граффити.

В качесте экспертов выступили Алекс Харви (Alex Harvey), Дэн Пирс (Dan Pearce) и Эндрю Кульман (Andrew Kulman).

Алекс Харви является одним из основателей и менеджером в Blank Walls, группе, которая занимается поручительством и согласованием арт-проектов в Австралии и Великобритании.

Дэн Пирс – графический дизайнер и художник, работавший, помимо прочих, с такими артистами, как Anthony Joshua, Rag’n’Bone Man и 50 Cent.

И последний эксперт в нашем списке – профессор Эндрю Кульман (Andrew Kulman) из Школы Визуальных Коммуникаций Городского Университет Бирмингема.

Читайте также:  Минимальная отделка квартир в новостройках может стать обязательной

МОЖЕТ ЛИ ВООБЩЕ ИСКУССТВО РАССМАТРИВАТЬСЯ КАК АКТ ВАНДАЛИЗМА?

Мысль о том, что творческая форма самовыражения может рассматриваться в качестве вандализма, мало распространена среди граффити-художников. «Граффити – это 100% искусство», — заявляет Пирс. «Это символ восстания против старых порядков, и оно дает просто фантастические новые формы для самовыражения, а что именно делает эти формы искусством – решать самому художнику.

Я считаю, что абсолютно все является искусством, если художник в него вкладывает посыл и смысл».

Но где проходит та черта общественной морали, за которой акт искусства превращается в акт вандализма? «Граффити, конечно, может скатиться в категорию, где это уже будет просто вандализм – бессмысленный тег с нецензурным содержанием на стене исторического здания, например» — соглашается Пирс.

Важно различать граффити и стрит-арт.

«Существуют ключевые отличия между граффити и стрит-артом и парадокс заключается в том, каким образом оба этих направления обогащают современное искусство, в одно и то же время являясь порождением «уличного искусства» – отмечает Харви, поясняя – «Надо также принять во внимание тот факт, что граффити стало нелегальным только в момент массового распространения наружной рекламы».

Кульман соглашается с Пирсом в том, что существуют некие моральные границы, но также он настаивает на том, что решение всегда остается за художником: «Вопрос заключается в том, оскверняет ли вообще граффити общественное имущество? Многие граффити-художники считают, что общественные пространства и муниципальная собственность – это самая лучшая платформа для их работ, особенно когда они несут некий социальный или политический подтекст.

Интересно, что такие города как Амстердам и Берлин признают граффити частью современного городского искусства, и туристическая индустрия включается в это, организуя экскурсии по самым заметным образцам и работам. Я считаю, что следует разделять понятие теггинга, граффити и стрит-арта.

Последнее чаще всего признается в качестве наиболее легитимной разновидности уличного искусства.

Отношение к граффити поменялось за последние пару десятилетий, и власти таких городов как Бристоль стали извлекать выгоду из того, что на их улицах появляются работы Бэнкси (Banksy), и конечно же эти работы успели заслужить одобрение в среде критиков».

ВОПРОС ОФИЦИАЛЬНОГО ПРИЗНАНИЯ

Может ли и должно ли несанкционированное искусство типа стрит-арта и граффити быть когда-нибудь официально признанным? Или все же для того, чтобы оно продолжало существовать и нести заложенные смыслы, ему стоит оставаться в пограничном состоянии некоторой нелегальности.

У Дена Пирса нет сомнений на счет официального признания: «Прогуляйтесь по улицам Восточного Лондона, и вы увидите каких масштабов граффити там достигло – это целые районы, которые превратились в один большой холст, покрытый работами художников.

И эта работа многих художников помогла обществу принять граффити. Художники подобные Шепарду Фейри (Shep Fairey) и Retna раздвигают границы восприятия своими работами, которые теперь занимают не просто отдельные стены, а целые здания по несколько этажей.

Эти гигантские муралы нереально сложно рисовать, это требует планирования, работы воображения, работы с цветом и композицией, и зачастую в работе над ними поднимаются вопросы общественного одобрения.

Они требуют огромного количества организации, включая согласования на уровне муниципальных и городских советов. Они 100% официально признаны и приняты местными жителями».

Харви в свою очередь подчеркивает важную особенность: «Стрит-арт — это разновидность граффити, с помощью которой мы можем оживлять общественные пространства.

За годы работы в арт-индустрии мы обнаружили, что чем более разнообразен и выразителен дизайн пространств, и чем он более завязан на одобрении и отвечает запросам местного комьюнити, тем меньше вероятность того, что пространства будут подвергаться вандализму и порче.

Примером может служить работа 2018 года Remembrance Day mural художника Джерома Девенпорта (более известного под ником Ketones6000)».

Кульман указывает на то, что официально разрешенные работы могут терять часть своей художественной ценности в качестве произведения искусства в связи с тем фактом, что они были созданы с официального разрешения местных властей, но это не значит, что они не несут ценности вообще, и что должны отделяться от художественных принципов, которые лежат в их основе.

«Я считаю, что чем больше мы будем видеть такого типа работ в местах, где их невозможно представить без официального разрешения, тем меньшее воздействие на зрителя будут иметь эти работы» — говорит Кульман. «Официальные» граффити-стены выглядят намного менее выразительно и органично, нежели работы, созданные на заброшенных и опустевших зданиях и сооружениях.

Общественное признание граффити на официальном уровне вынудит наиболее непримиримых участников граффити-сообщества еще больше раздвигать границы дозволенного и решаться на более бескомпромиссные шаги.

Как любое искусство, взаимодействующее с социумом, граффити нуждается в ясно сформулированной цели или должно нести четкий художественный посыл, независимо от того, что это — политическое, социальное или ироническое высказывание, или же просто художественное выражение чувств создателя.

Теггинг является некой системой шифров для граффити-банд и для стороннего наблюдателя может выглядеть как набор ничего не значащих символов. С другой стороны, самые эффектные граффити могут оказать на вас глубокое художественное впечатление, в то время как вы будете просто проходить мимо».

СУЩЕСТВУЕТ ЛИ ТАКОЕ ПОНЯТИЕ, КАК «ПЛОХОЕ» ГРАФФИТИ?

Если согласиться с тезисом о том, что любой вид человеческого самовыражения имеет право на существование, то следуя этому умозаключению, «плохого» граффити не может существовать.

По мнению Дена Пирса, «если на создание чего-либо, будь то красивый, абстрактный, захватывающий художественный элемент, затрачено время и приложены должные усилия – то это уже можно признать произведением искусства.

Хорошее оно или плохое – зависит от смотрящего, и того, какой смысл он вкладывает в увиденное».

Кульман соглашается: «Нет, не существует «плохого» граффити, существует просто граффити как способ личного художественного самовыражения и в этом случае граффити является убедительным художественным жестом.

Люди могут пробовать доказать, что выбор места или поверхности для граффити неуместен или вредит общественному пространству, но факт того, что оно существует, предполагает то, что кто-то будет пытаться навесить свои ярлыки в отношении граффити.

По-эстетски мы все можем сделать выводы о художественной ценности того или иного граффити, но в то же время нельзя отрицать, что, рассуждая так, мы находимся в плену Западных ценностей, что мешает нам до конца объективно оценивать культурную значимость того или иного произведения».

НАРИСОВАНО НА СТЕНЕ? – НЕ ИСКУССТВО!

Главный вывод, к которому приходят и художники, и критики, и искусствоведы, заключается в том, что граффити обязательно надо придать статус признанного вида изобразительного искусства.

Проблема вандализма будет всегда, когда речь идет о граффити, но, если судить объективно, редко когда граффити портит то место, где оно нарисовано. В подавляющем числе случаев все совсем наоборот.

Для тех художников, кто достиг вершин в искусстве, используя краску из баллонов, граффити – это не просто рисование на стенах – это высказывание, метод самовыражения, возможность проявить свой талант через яркость формулировок и здоровую иронию.

Многие из нас окружены сотнями примеров уродливых вещей, разбросанных по округе и созданных с разрешения местных органов власти – отвратительные уличные рекламные биллборды, бездушные архитектурные проекты, огромные дорожные развязки без какой-либо пешеходной инфраструктуры вокруг. Однако каким-то неведомым образом разрешения на их создание были получены. Враждебность по отношению к граффити в сравнении с этими «произведениями искусства» начинает походить на некие проблемы с общим уровнем художественного восприятия.

Когда граффити несет с собой причинение убытков и криминал – это вопрос соблюдения законов. Но когда оно выражает справедливое и емкое утверждение, дает выход эмоциям и выглядит наполненным смыслами, красотой и производит впечатление на смотрящего как произведение искусства, критикующим не следует в своих высказываниях путать категории «Мне это не нравится» и «Это – вандализм!».

НА КОГО СТОИТ ОБРАТИТЬ ВНИМАНИЕ?

Итак, кто же прямо сейчас создает самые заметные работы? Мы задали этот вопрос нашим экспертам.

АЛЕКС ХАРВИ

Jerome Davenport (Ketones6000) – откинув все кривотолки о том, что Джером мой бизнес-партнер, он является первоклассным художником, заслужившим не только мое, но и всеобщее признание во многих граффити и арт-кругах. Его работы не перестают удивлять меня, а их темы хорошо продуманы и всегда приносят массу позитивных изменений в тех местах, где они располагаются.

Kobra – Все, чем бы не занялся Кобра, принимает поистине всемирные масштабы. Один из самых крупных и уважаемых художников в мире прямо сейчас.

  • Vhils – уникальный стиль, признанный во всем мире.
  • Joel Artista – Он способствует созданию арт-проектов, объединяющих местных художников с целью вовлечения в процесс молодежи и подростков, и продвижения социальных изменений.
  • PichiAvo – широко известный дуэт художников из Испании.
  • Rosie Woods – Одна из самых сильных девушек-художниц в мире на данный момент.
  • ЭДРЮ КУЛЬМАН
  • Kid Acne and Phlegm – мне нравится подход к граффити от Шеффилдских художников.
  • Space Invader
Читайте также:  Можно ли занизить цену в договоре, если я беру ипотеку?

Граффити: искусство или вандализм?

Граффити стали стихией, изменившей внешний вид улиц в конце XX века, и упоминание этого слова вызывает в воображении человека множество различных образов. С каждым годом количество разрисованных стен в наших городах стремительно увеличивается. Это значит, что искусство граффити привлекает все больше и больше людей.

Нередко гуляя по улице, на здании, гараже или заборе можно заметить нечто яркое, громадное, непонятное. Ты остановишься, пытаясь разобраться, фантазируешь и ломаешь голову. Наконец, перед тобой вырисовываются буквы, но разобрать — какие, невозможно. Эти буквы, как большая задача, которую нужно непременно решить, не зная ни формул, ни ходов решения.

Эта задача носит название — граффити (от итальянского «царапать»), а автор этого искусства величается райтером.

Особенность этого вида «городского декора» в том, что человеку не нужно идти в галерею или на выставку. Граффити украшают внешний вид старых городских стен, строительных заборов, заброшенных строений и даже целых заводских корпусов. Другое дело, какую идею, смысл и энергетику несут эти художественные композиции.

Практика показывает, что подчас стены являются не «подиумом» для интересных цветовых решений, а просто тренировкой для дилетантов и любителей порисовать. Поэтому далеко не все воспринимают разрисованные стены, как способ самовыражения. Для многих это скорее хулиганство, чем творчество. Кто-то называет это вандализмом.

История граффити началась много тысячелетий назад. Первобытные люди разрисовывали пещеры, как правило, в основном это были сцены охоты, животные и окружающая природа [5]. Египтяне украшали стены пирамид, фрески сохранились в храмах и по сегодняшний день.

Древние римляне наносили буквенные рисунки на статуи и стены. В основном это были политические изречения и признания о любви. Кстати, созданные много веков назад граффити позволяют современным ученым узнать о жизни людей в те времена.

Ведь то, как изображены и оформлены были рисунки, граффити говорят об имеющемся языковых различиях и особенностях, а также о том, какой образ жизни вели древние люди. Даже в эпоху Возрождения подобное искусство было не забыто.

Многие известные художники довольно часто вырисовывали или вырезали свои имена на различных поверхностях.

Однако совсем недавно граффити получило свое новое развитие. Нью-Йорк стал родиной данного вида искусства. Именно здесь в 70–80 годах прошлого столетия возникла хип-хоп культура, брейк-данс, а граффити стал ее частью. Особенно хорошо эта субкультура прижилась в бедных районах Латинской Америки, где ещё ранее возникла своя собственная традиция — «муралс», т. е. рисунок на домах.

К 90-м годам появляются художники, которые во многом отходят от граффии (написание букв, имён) и полностью переключаются на создание образов или прямых посланий, причём используя для этого самые разные техники.

Чаще всего граффитчики создают шедевры, которые содержат определенные символы — тэги. Это набор букв, изображающийся каждым художником по-своему.

Именно стиль написания тэгов способствует тому, что граффитчик становится узнаваемым по такому письму.

Начинающие художники часто использовали для создания своих шедевров уголь, простые аэрозоли и маркеры. Рабочие инструменты частенько изготавливались самостоятельно. Даже специальные составы для подкраски обуви и штемпельная краска становились материалами для работы.

Граффити имеет много стилей и направлений. Одно из них носит название тэггинг. Такие изображения похожи на таинственные сообщения. Кроме того, путем нанесения тэгов изображаются инициалы художника.

Еще один вид граффити — это бомбинг. Такие изображения характеризуются тем, что содержат всего лишь два или три цвета. Кроме того, они очень быстро наносятся, от чего страдает качество рисунка.

В основном граффити этого вида состоят из буквенных символов, выполненных в оригинальной манере. Цель таких граффити — покрыть большой размер поверхности. Поэтому его можно отнести к хулиганским рисункам.

Wildstyle (дикий стиль) — это наиболее сложный стиль граффити. Основной характеристикой таких изображений является сплетения букв и заостренные углы.

Почему назвали этот тип граффити именно так? Потому что рисунок включает дикие, взрывные элементы.

Буквы становятся нечитаемыми, так как художник часто вносит какие-то оригинальные дополнения, что приводит к отсутствию понимания написанного.

FX (или 3D style, «объемный стиль»). Этот стиль отличается абсолютным объёмом букв. Придумать такой рисунок очень сложно.

Надо обладать неординарной фантазией и незаурядным мышлением, чтобы нарисовать слово в объёме. При этом надо, чтобы все буквы сочетались друг с другом, и было довольно-таки понятно, что написано.

Далеко не каждый райтер на это способен, и для этого нужны долгие годы тренировок.

MessiahStyle — оригинальность этому стилю придают буквы, словно написанные на отдельных листах и наложенные друг на друга. Этот стиль был изобретён жителем Нью-Йорка Vulcan, работы которого характеризируются своеобразной цветовой гаммой [8].

В нашей стране граффити появилось сравнительно недавно. Датой рождения можно считать 1985 год. Именно в это время молодежь нашей страны заинтересовалась брейк-дансом, который является частью культуры хип-хопа. Изначально граффити можно было увидеть на декорациях фестивалей, посвященных брейк-дансу.

Яркие декорации производили неизгладимое впечатление на молодых людей. В то время стал популярным граффитист калининградец Макс-Навигатор. Однако в Москве долгое время граффити не появлялось и, соответственно, не развивалось. И только совсем недавно и в столице России появились мастера такого вида изобразительного искусства.

Сейчас этот вид искусства дошел до самых маленьких провинциальных городов и населенных пунктов.

Сфера отношения к граффити широка и спорна и граффити может считаться отдельным видом изобразительного искусства при одном условии. Нанесение таких изображений не должно носить хулиганский характер.

Человечество всегда стремилось создать что-то новое и оригинальное, однако граффитисты должны понимать, что их искусство получит истинное признание только тогда, когда перестанет быть уделом уличных хулиганов. Эстетика и приёмы граффити используются в рекламе, дизайне, видео и т. п. [7]. Выставки граффити регулярно проводятся в официальных учреждениях культуры.

Однако во многих случаях деятельность художников улицы рассматривается как хулиганство и проявление вандализма и преследуется законом. В чем связь вандализма и граффити? Согласно Большой Российской энциклопедии «вандализм — это бессмысленное уничтожение культурных и материальных ценностей» [4].

Но в более широком смысле вандализм означает вредительство, асоциальное поведение. Некоторые считают, что граффити — это своеобразная форма девиантного поведения, очень распространенная среди подростков и молодежи. С этим можно поспорить. Во-первых, феномен граффити в России никто не изучал и никаких исследований никто не проводил.

Во-вторых, граффити — это способ коммуникации в обществе, способ выразить свое мнение или донести какую-либо информацию, и при этом сделать это инкогнито. Граффити — самое свободное (если так можно выразиться) из средств самовыражения. Пиши, рисуй, о чем хочешь, не боясь нарушить какие-либо нормы и правила, здесь нет никаких табу и запретов.

В общем, полная свобода творчества. Если говорить о крупных городах, то там есть так называемые галереи граффити, то есть стены, полностью изрисованные краской. Возникают такие галереи по разным причинам. Но в основном, это места сбора «неформальной» молодежи. В крупных городах есть несколько таких мест.

В Санкт-Петербурге — это Ротонда, подъезд дома, в котором живет Б. Б. Гребенщиков, в Москве стена Мира, стена Цоя на Арбате и другие. Но только почему-то возникают надписи и рисунки не только в специально отведенных местах, а где попало: на домах, общественных зданиях, на детских площадках… Можно ли это назвать искусством самовыражения или это скорее хулиганство, чем творчество?

Все «настоящие» граффитчики соблюдают кодекс, который гласит: «Не расписывай дома, представляющие культурную ценность, и вообще, не рисуй на жилых домах — не навязывай людям свое мировоззрение, не пиши на именах других райтеров, тем более на чужих работах, на надгробиях: роспись мемориальных стен и машин — это смерть! Те, кто пишет на чужих работах, заслуживают презрения.

Итак, понятие граффити воспринимается по-разному: для одних — это искусство и модный стрит-арт объект, для других — вандализм.

Граффити, в принципе, невозможно контролировать или искоренить путем наложения на него запретов. Поэтому как форма искусства и средство выражения взглядов оно гибко, всеохватывающе и свободно от цензуры.

Это своего рода анонимный визуальный диалог автора с другими членами общества.

Способов самовыражения, в наши дни немало, но если так хочется нарисовать и выразить свое собственное я, то может следует использовать достижение научно-технического прогресса и компьютерных технологий, возможности социальных сетей, предлагаемых Интернетом. Они позволяют по-иному взглянуть на сферу применения ставших уже всем привычных надписей на стенах.

Только стены эти не привычные бетонные, деревянные или металлические — они виртуальные. Внешне эти рисунки граффити «В контакте» ничем не отличаются от настоящих граффити-картинок (приложение 3).

Существует специальная программа Graffiti Studio, позволяющая имитировать реальные материалы, используемые для письма, и алфавиты для написания граффити на разных языках, её можно скачать в Интернете бесплатно. Существует ещё одна (подобная) программа Graffiti Creator, кроме этого, надписи граффити можно создавать в «Фотошопе» (Photoshop).

Возможности социальной сети «В контакте» также позволяют скачать красивые граффити-картинки. Поэтому доставить радость людям можно не только рисунками на стенах, но и рисунками, созданными при помощи различных компьютерных программ.

Подводя итог выше сказанному, можно утверждать, что граффити является культурным феноменом, в той или иной форме встречаемым в любом обществе.

Граффити можно рассматривать как конкретный манифест персональной и общественной идеологии, очень эффективный в плане визуального воздействия на людей.

Поэтому граффити является искусством, если служит для достижения благородных целей, в противном случае — это вандализм.

Литература:

Оставьте комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *