Госдума запретила регионам чрезмерно завышать тарифы на электричество

Тарифы на электроэнергию в 2021 году

Правительство России одобрило поэтапное повышение тарифов для населения на электроэнергию в 2021 году. Такое решение было принято в рамках действующей государственной политики по формированию стоимости коммунальных услуг.

Руководство страны поставило непростую задачу: в максимально сжатые сроки выровнять тарифные расценки по регионам.

При этом в Минэкономразвитии не исключают, что впоследствии для розничных потребителей может быть запланировано еще одно повышение цен на электроэнергию в 2021 году.

Госдума запретила регионам чрезмерно завышать тарифы на электричество

Новые расценки

Согласно опубликованному макроэкономическому прогнозу на три ближайших года, тарифы на электроэнергию в 2021 году будут проиндексированы на 5%.

Учитывая, что проект был полностью одобрен правительством, гражданам не стоит рассчитывать на введение моратория даже в случае серьезного ухудшения экономической ситуации. Нововведение вступит в силу с 1 июля, когда традиционно индексируются цены на коммунальные услуги.

Таким образом, стоимость электроэнергии не повысится с 1 января 2021 года, как это изначально предрекали некоторые эксперты.

Промышленным предприятиям также стоит готовиться к новым расценкам на коммунальные услуги. Но для них индексация на период 2021-2023 гг. составит только 3% ежегодно.

Как пояснили в профильном Министерстве, такое решение – это вынужденная мера, направленная на снижение объема действующего перекрестного субсидирования отдельных регионов, что характерно для электросетевого комплекса.

В течение ближайших трех лет повышение тарифов на транспортировку электроэнергии сохранится на уровне 5%. В 2021, 2022 и 2023 годах тарифы будут повышаться на обозначенный документом размер индексации.

Соответственно будут расти и регулируемые правительством тарифы для розничных потребителей.

Позиция Минэкономразвития

Несмотря на то, что изменения в оплате электроэнергии вступят в силу не с 01 января 2021 года, такое решение правительства граждане восприняли без особого энтузиазма. Во многом это обусловлено тем, что для промышленных предприятий была утверждена более «лояльная» индексация.

А рядовым потребителям, которые отдают существенную часть своих дохода на оплату коммунальных услуг, был утвержден сравнительно высокий тариф.

Но в Министерстве дали свое пояснение, почему индексация для населения растет более высокими темпами, по сравнению с ситуацией в промышленном комплексе: только такой непопулярной мерой можно снизить объем субсидирования.

По факту частных потребителей гораздо больше, чем коммерческих. И они в любом случае будут обязаны оплачивать коммунальные услуги, покрывая расходы по субсидированию.

Как отметили в Ведомстве, изменение стоимости не поспособствует существенному увеличению расходов потребителей. В среднем после всех повышений совокупный платеж вырастет только на 4% в год в период с 2021 г. по 2023 г., как это предусмотрено утвержденным макроэкономическим прогнозом.

Ситуация с тарифами

Каждый второй россиянин уже ощутил снижение уровня своих доходов и увеличение стоимости товаров и услуг. При этом коммерческие предприятия планомерно сокращают свои штаты наемных работников, чтобы сэкономить на фонде оплаты труда. А правительство было вынуждено отказаться от индексации заработных плат работников бюджетной сферы.

В целом ситуация в экономике страны постепенно ухудшается. И неясно, с какими финансовыми итогами удастся завершить следующий год, если придется принимать новые ограничительные меры для предотвращения распространения коронавирусной инфекции.

На фоне снижения уровня реальных доходов населения задолженность по коммунальным услугам только растет. И индексация их стоимости явно не поможет уменьшить сумму накопленного долга. Появятся новые должники, которые не потянут оплату этих тарифов.

Будут активно использоваться более действенные методы для взыскания долгов вплоть до судебных тяжб и принудительного изъятия имущества.

Несмотря на то, что новые тарифы на оплату электроэнергии с 2021 года – это, судя по последним новостям, окончательное решение, правительству стоит подумать о мерах поддержки малообеспеченных граждан. По мнению экспертов, если не позаботиться о таких потребителях, они не смогут оплачивать коммунальные услуги по новым расценкам и быстро станут должниками.

Другие коммунальные услуги

Россиянам стоит готовиться не только к повышению стоимости электроэнергии. Судя по последним новостям, другие тарифы тоже будут пересмотрены с 2021 года.

В частности, изменятся расценки на водоснабжение, водоотведение и теплоснабжение, что было предусмотрено еще в 2019 году в рамках прогноза социально-экономического развития РФ. Намного больше потребителям придется платить за газ и его транспортировку.

С 1 июля как для промышленности, так и для населения правительство запланировало индексацию стоимости таких услуг на 3%, а за транспортировку по распределительным сетям – на уровне 3,7%. Подорожают и другие популярные услуги.

С 1 января будет осуществлена индексация стоимости железнодорожных грузовых и пассажирских перевозок. Повышение будет реализовано в несколько этапов на 3,7%, 3,6% и 3,8%…

Подробнее: Подробнее ➤

Читайте, оценивайте и комментируйте! Всех благодарю за внимание! ????????????

https://www.youtube.com/embed/BPzbsSO4I88Госдума запретила регионам чрезмерно завышать тарифы на электричество

В госдуме обсудили вопросы государственного регулирования цен и тарифов на электроэнергию

23 Ноября 2018

     Комитет Государственной Думы по энергетике провел круглый стол на тему: «Государственное регулирование цен (тарифов) на электроэнергию и его влияние на развитие энергетики и экономики страны в целом».

     
     Открывая мероприятие, председатель комитета Павел Завальный отметил, что за последние десятилетия система государственного регулирования претерпела существенные изменения. Система ценообразования на территории «ценовых зон» оптового рынка электроэнергии перешла на конкурентные принципы. Была сформирована торговая система оптового рынка электроэнергии.

В части услуг инфраструктурных организаций — электросетевых организаций, системного и коммерческого операторов, гарантирующих поставщиков, а также в технологически изолированных территориальных энергосистемах в полном объеме сохранено государственное регулирование тарифов.

     
     «Система ценообразования на электроэнергию в стране, сложившаяся в ходе реформы электроэнергетики, весьма сложна и далека от прозрачности. Эффективной, удовлетворяющей потребителя и нужды отрасли ее назвать нельзя», — заявил Завальный.

Главной проблемой является перекрестное субсидирование, искажающее экономику отрасли, делающее непрозрачной структуру формирования цены на электроэнергию. Оно тормозит переход энергетики к конкурентной модели развития, снижает ее эффективность и инвестиционную привлекательность.

     
        Руководитель профильного департамента Минэнерго РФ Павел Сниккарс заметил, что перекрестное субсидирование на сегодня является одной из необходимых мер экономической политики государства, решения о которой принимаются на уровне Правительства РФ.

При этом определение предельно допустимого уровня перекрестки на оптовом и розничных рынках электроэнергии и в сетевом комплексе, прекращение роста ее объемов действительно важны.

     
     Среди решений, которые министерство считает необходимыми, Павел Сниккарс назвал распространение механизмов перекрестного субсидирования на крупных потребителей, перешедших в сети ФСК, поскольку их уход в эти сети увеличивает нагрузку на остающихся в распределительных сетях средних и мелких потребителей, что несправедливо.

Также важным министерство считает изменение подходов к техническому присоединению к сетям и переход на оплаченное резервирование мощности.

Минэнерго России разработан проект постановления Правительства Российской Федерации, в соответствии с которым предусмотрен постепенный (к 2024 году) переход потребителей на оплату услуг по передаче электроэнергии исходя из 100% величины максимальной мощности. Тем самым предлагается отказаться от оплаты услуг за фактически потребленную мощность. Кроме того, проект предполагает обременение производителей электроэнергии дополнительными обязательствами по оплате резервируемой сетевой мощности. Это должно снять существующую проблему, при которой при росте присоединения потребление электроэнергии и мощности не растет, и содержание избыточных мощностей создает дополнительную нагрузку на отрасль.
     
     Первый заместитель председателя комитета Государственной Думы по энергетике Сергей Есяков обратил внимание собравшихся на то, что электроэнергетика является предметом рассмотрения более чем половины законопроектов и дискуссионных мероприятий в комитете, и эта пропорция сохраняется годами. Это только подтверждает сложность отрасли и ее регулирования, то, как далеко еще до завершения процесса реформирования.

     По мнению Сергея Есякова, ценообразование в отрасли должно строиться на трех основных принципах: цены и тарифы должны быть экономически обоснованными, инвестиционно привлекательными и долгосрочными. Существующая сегодня система не отвечает, по большому счету, ни одному из этих критериев.

Уровень конкуренции в генерирующем секторе снижается, ценовые сигналы во всех секторах существенно искажены. Все обсуждаемые и ожидаемые нормативные нововведения означают существенное изменение подходов к тарифоообразованию, так что об их долгосрочности пока говорить не приходится.

     
     Дмитрий Васильев, начальник управления регулирования электроэнергетики ФАС подчеркнул, что изменения назрели во всех секторах электроэнергетики. Важным ФАС считает переход на эталонное ценообразование. Внедрение эталонного принципа регулирования в будущем позволит снизить тарифную нагрузку на потребителей энергоресурсов.

Уже сейчас он позволил устранить тарифную дискриминацию и привел тарифные решения регулирующих органов субъектов Российской Федерации к сопоставимым параметрам.          
     
       С июля 2018 года действуют сбытовые надбавки, установленные с применением метода эталонных затрат.

Читайте также:  В России в 2019 году вводят больше жилья, чем в 2018

Выравнивается стоимость электроэнергии в схожих по структуре затрат регионах, что благоприятно скажется на их инвестиционной привлекательности, а энергокомпании получают экономически обоснованную плату за свои услуги для дальнейшего развития и модернизации инфраструктуры.

В целом, переход к новому методу регулирования обусловлен необходимостью исключения субъективной оценки регулирующими органами экономической обоснованности расходов, повышения прозрачности тарифного регулирования.

Об этом заявил начальник Управления регулирования электроэнергетики ФАС России Дмитрий Васильев на круглом столе в Государственной Думе Российской Федерации на тему: «Государственное регулирование цен (тарифов) на электроэнергию и его влияние на развитие энергетики и экономики страны в целом».

     
     «Положительным примером явилось снижение цен на электрическую энергию для предпринимателей Курганской области в июле 2018 года по сравнению с июнем 2018 года на 44 коп. за 1 кВт·ч. Эффект более 30 коп. за 1 кВт·ч был обусловлен именно снижением величины сбытовых надбавок гарантирующего поставщика.

Заметное снижение сбытовых надбавок гарантирующих поставщиков для представителей малого и среднего бизнеса с июля 2018 года зафиксировано также в Республике Карелия, Архангельской области, Алтайском крае, Республике Тыва, Томской, Новгородской, Мурманской и Ярославской областях, Республике Хакасия, Ростовской области, Карачаево-Черкесской Республике, Республике Ингушетия», — указал представитель службы.
          
     Как отметил Дмитрий Васильев, отдельное внимание антимонопольная служба уделяет электросетевому комплексу.

     «ФАС ведёт работу по внедрению эталонов в сетях, а также планирует корректировать действующий порядок и исключить право региональных регуляторов превышать предельный максимальный уровень тарифа на услуги по передаче электроэнергии без согласования с антимонопольным ведомством.

Рассчитываем, что с 2019 года будут запущены пилотные регионы, в которых тарифы на передачу будут регулироваться методом эталонных затрат», — отметил Дмитрий Васильев.
     
       Следующий блок работы ФАС России связан с установлением тарифов на долгосрочной основе.

     
     «ФАС России разработала и внесла в Правительство РФ проект постановления, который позволит производителю электрической энергии, осуществляющему деятельность в технологически изолированных зонах, сохранять экономию расходов, связанных в том числе со сменой вида топлива, а также с использованием ВИЭ.

Документ также предусматривает установление долгосрочных тарифов для таких регулируемых организаций — 5 лет», — сообщил Дмитрий Васильев.
     
      Также Дмитрий Васильев коснулся перспектив проекта федерального закона «Об основах государственного регулирования цен (тарифов)», разработанного ФАС России.

Работа над ним ведется антимонопольной службой уже почти два года. Изначально концепция законопроекта предусматривала полное замещение действующей системы отраслевого регулирования на новую нормативную основу, единую для всех отраслей и детализированную непосредственно в самом законе. Такой подход вызвал массу возражений.

По итогам рассмотрения ситуации на совещании в Правительстве РФ в октябре 2018 г. принято решение о придании законопроекту «рамочного» характера с сохранением существующей правовой системы отраслевого регулирования тарифов на уровне правительственных и ведомственных актов.  
          
     Завершая свое выступление, он перешел к теме развития конкуренции.

Представитель ФАС указал, что распоряжением Правительства РФ утверждена «дорожная карта» по развитию конкуренции в отраслях экономики и переходу отдельных сфер естественных монополий в состояние конкурентного рынка на 2018-2020 гг. План содержит 207 мероприятий по развитию конкуренции в 17 отраслях экономики, из них 7 мероприятий в сфере электроэнергетики.

     
     Руководитель департамента Минэкономразвития РФ Дмитрий Вахруков обратил внимание участников мероприятия на то, что издержки экономики, связанные с электроэнергетикой, растут выше ВВП. При этом все решения, связанные с отраслью, сегодня направлены или на увеличение, или на перераспределение этих издержек.

По мнению министерства, этот подход в корне неверен, и необходимо снижение издержек в электроэнергетике за счет повышения эффективности работы отрасли. Источником повышения эффективности может стать снижение операционных и инвестиционных затрат.

В части операционных затрат Минэкономразвития поддерживает позицию ФАС по переходу к эталонному принципу регулирования тарифов. В части снижения инвестиционных затрат Министерство уже в ближайшее время выйдет с инициативой о новом подходе к формированию инвестиционных программ монополий, в числе которых находится и ПАО Россети. Одним из ключевых критериев включения проектов в программы должна стать коммерческая эффективность инвестиций. Сегодня такого требования к программам нет.

     Заместитель председателя правления Ассоциации «НП «Совет рынка» Сергей Лебедев считает ключевой задачей в сфере ценообразования в отрасли развитие конкуренции на розничном рынке. Сегодня она практически отсутствует, причиной этому — экономические и технологические барьеры.

Главным экономическим барьером является перекрестное субсидирование, и его снижение невозможно без выработки единого подхода к проблеме, которого сегодня на уровне органов власти нет. В части снятия технологических барьеров большую роль могут сыграть цифровые технологии, в том числе переход к интеллектуальной системе учета энергопотребления.

     
       «На следующий год цены на оптовом рынке вырастут на 11%, тарифы на передачу — на 3,3%, сбытовая надбавка вырастет значительно больше, и все это нужно «упаковать» в 2,4% среднего роста платы за коммунальные услуги.

С таким набором входящих параметров вывод однозначный — объем перекрестки в следующем году продолжит увеличиваться», — подсчитал директор Института проблем ценообразования и регулирования естественных монополий ВШЭ Илья Долматов, который отметил, что, несмотря на постоянное обсуждение мер по ликвидации перекрестки в электроэнергетике, она только растет.

     
     «Потребители переплачивают за избытки генерирующей мощности более 100 млрд руб. ежегодно.

Совокупность новых инициатив Минэнерго, а особенно завышение объемов модернизации генерации и сетевых тарифов поднимут рост нагрузки на потребителей до такого уровня, при котором возникает риск загубить отечественную промышленность», — сказал в ходе своего доклада директор РУСАЛа по работе с естественными монополиями Максим Балашов.

     
     Директор Совета производителей энергии Дмитрий Вологжанин обратил внимание на то, что электростанции не должны быть плательщиками услуг на передачу сетевых компаний, так как изначально их предназначение — выдавать мощность во внешние сети энергосистемы.

Он также подчеркнул важность заморозки списка субсидируемых регионов, для которых предусмотрены особые условия ценообразования на энергорынке (Северный Кавказ, Бурятия, Карелия).
     
     На чрезмерную нагрузку и неэффективность действующего ценообразования обратил внимание директор ассоциации «Сообщество потребителей энергии» Василий Киселев. Согласно приведенным им данным, в Европе и США рост цен на электроэнергию существенно ниже инфляции в отличие от РФ, притом что темпы вводов новых сетевых и генерирующих мощностей, обновления оборудования за рубежом заметно выше. Следствием этого являются стагнирование полезного отпуска, увеличение удельных затрат и дальнейшее закручивание проблемы по спирали. Представитель потребителей высказал пожелание назначить ответственным чиновникам ключевой показатель эффективности в виде доли затрат на электроэнергетику в ВВП страны.

     Первый заместитель председателя комитета Государственной Думы по энергетике Валерий Селезнев озвучил опасения представителей сетевого комплекса о том, что переход к эталонному тарифообразованию фактически приведет не к снижению, а к росту перекрестного субсидирования.

Кроме того, он высказался по вопросу продления субсидирования тарифов для Дальневосточного федерального округа. По мнению депутата, делать это нельзя, поскольку практика реализации решения показала, что 60% субсидий достаются крупному бизнесу, а вовсе не бюджетным организациям, малому и среднему бизнесу, инвестиционным проектам.

Необходима как минимум существенная корректировка механизма, направленная на поддержку только тех потребителей, которые приносят заметный вклад в реализацию государственной цели по развитию ДФО.
     
     На это обратил внимание и партнер Vygon Consulting Алексей Жихарев.

По его словам, действующий механизм субсидирования ДФО стимулирует поставщиков завышать затраты и из-за отсутствия адресности субсидий не имеет должного эффекта. «Адресность субсидии и обеспечение инвестиций в энергоинфраструктуру — штрихи, которых недостает механизму субсидирования ДФО.

Сегодня скидку получают все без исключения предприятия, оплачивающие электроэнергию по тарифу, превышающему 4,3 руб./кВт·ч. (4 руб./кВт·ч в 2017 году). Притом, что потребители, например, в Волгоградской области в 2017 году платили 7,2 руб./кВт·ч. Таким образом, только 3 млрд из 24 млрд руб.

в 2017 году пошло на поддержку действительно нуждающегося в ней бизнеса. Изначально целью внедрения механизма было привлечение инвестиций в ДФО. Соответственно условием для получения скидки в тарифе должно стать обязательство инвестиций в промышленное производство или в развитие энергетической инфраструктуры Дальнего Востока», — отмечает эксперт.

     
     Член комитета по энергетике Наталья Назарова убеждена, что тарифообразование необходимо вести с учетом влияния тарифов не только на различные отрасли экономики, но и на регионы. Кроме того, помимо увеличения экономической обоснованности и долгосрочности тарифов, необходимо повышение прозрачности тарифообразования.

Читайте также:  В калининграде начали достраивать проблемный жк су-155

     
     Член комитета по энергетике Иван Медведев также высказался против продления субсидирования тарифов для Дальневосточного федерального округа в его нынешнем виде. По его информации, фактически из 24 млрд руб. субсидий на заявленные законом цели пошли максимум 3.

Нужно искать другие способы поддержки вышеуказанных территорий, не за счет потребителей ценовых зон. Также депутат считает неправильным введение предлагаемой Правительством социальной нормы потребления электроэнергии для населения в объеме 300 кВт в месяц по регулируемым ценам. С его точки зрения, такой «паек» лишь вызовет социальную напряженность, но никак не поможет снижению перекрестного субсидирования, поскольку доля населения в ней не так уж велика.

Завышенный тариф на электроэнергию в СНТ: как садоводам оплачивать потери в сетях?

Оплата электроэнергии в СНТ: законодательство.

Начнем с того, что сразу уточним — под «СНТ» мы понимаем не только собственно «садоводческие некоммерческие товарищества», но и другие объединения. Огороднические, дачные, коттеджные. А кроме объединений так же и партнерства, кооперативы. Просто так сложилось, что аббревиатура «СНТ» стала наиболее распространенным обозначением для такого рода объедений.

Далее. Согласно действующему на данный момент (ноябрь 2018 года) закону «О садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединениях граждан» (от 15 апреля 1998 г.

№66-ФЗ), СНТ — это «некоммерческая организация, учрежденная гражданами на добровольных началах для содействия ее членам в решении общих социально-хозяйственных задач ведения садоводства, огородничества и дачного хозяйства».

У СНТ есть имущество общего пользования. Оно предназначено обеспечения потребностей членов объединения в «проходе, проезде, водоснабжении и водоотведении, электроснабжении, газоснабжении, теплоснабжении, охране, организации отдыха и иных потребностей».

При этом на членов СНТ возлагается обязанность по уплате членских взносов. Иными словами — регулярному внесению денежных средств, «на содержание имущества общего пользования, оплату труда работников, заключивших трудовые договоры с таким объединением, и другие текущие расходы такого объединения».

Кроме того, члены объединения посредством «целевых», «дополнительных» и «паевых» взносов оплачивают покупку, ремонт, создание новых объектов общего имущества, а так же погашают долги, образовавшиеся у садоводства по тем или иным причинам.

Все это прописано в ст. 1 указанного выше закона N 66-ФЗ.

Как видим, законодательство указывает, что члены СНТ имеют право на обеспечение их потребности в электроснабжении. И при этом они обязаны платить членские взносы, за счет которых это электроснабжение осуществляется. А так же ремонтируется, совершенствуется, обслуживается электросетевое хозяйство объединения. Это нормативная сторона дела.

Оплата электроэнергии в СНТ: основная проблема

Практическая сторона заключается в том, что на границе внутренней сети СНТ установлен прибор учета электроэнергии. Он показывает, сколько электроэнергии было поставлено садоводческому объединению. Весь этот объем СНТ обязано оплатить.

Средства на оплату объединение собирает со своих членов, а так же лиц, ведущих хозяйство на территории СНТ в индивидуальном порядке, и членами объединения не являющимися (назовем их для простоты «индивидуалами»). И члены СНТ, и «индивидуалы» учет потребления на своих участках ведут с помощью индивидуальных счетчиков электроэнергии.

Проблема, однако, в том, что сумма показаний всех индивидуальных счетчиков в любом случае окажется ниже, чем потребление электроэнергии, учтенное общим счетчиком на «входе» в СНТ.

Первая причина тому — технологические потери в сетях товарищества. Они могут составлять от нескольких процентов до 10% от «входящих» объемов электроэнергии. Зависит эта цифра от состояния инфраструктуры товарищества: трансформаторов, проводов линий электропередач, приборов учета.

Помимо технологических потерь, разница между показаниями индивидуальных и общего счетчика возникает так же по причине неучтенного потребления (считай — воровства) электроэнергии, а так же задержки с передачей показаний счетчиков.

Результат таков: СНТ, исходя из показаний общего прибора учета электроэнергии, должно энергосбытовой компании одну сумму. А собрать с членов СНТ, исходя из действующих тарифов и показаний их счетчиков, может другую, заметно меньшую.

И даже если удастся справиться с воровством и добиться одновременного снятия показаний счетчиков, проблема технологических потерь остается. Решить ее можно двумя путями:

  • увеличить тариф, по которому садоводы платят за свет, сделать его выше официально утвержденного для населения данного региона
  • ввести дополнительный взнос, за счет которого оплачиваются потери в сетях.

И хотя действующее законодательство и не содержит прямых разъяснений на этот счет, исходя из актуальной судебной практики, правильным является второй путь.

Компенсация потерь в электросетях СНТ: судебная практика

Рассмотрим показательное решение суда по делу «завышенных» тарифов на электроэнергию в СНТ.

Жительница Красноярского края обратились в один из местных районных судов с претензией к своему СНТ «Аграрник».

В исковом заявлении женщина потребовала отменить решение общего собрание членов СНТ, которым был установлен завышенный (с ее точки зрения) тариф на электроэнергию в размере 2 руб. за 1 кВт.ч.

При том, что на территории Красноярского края на тот момент (2012 год) тариф для населения составлял лишь 1,6 руб. за кВт.ч.

В судебном разбирательстве представитель СНТ заявил, решение о назначении повышенного тарифа было принято для того, чтобы покрыть потери, возникающие в электросетях и трансформаторах товарищества.

Их объем составляет 5,2%.

По мнению представителя СНТ, принятые решения не противоречили действующему законодательству, поскольку оплата производилась за фактически принятое абонентом количество энергии в соответствии с данными учета энергии.

Однако суд с такой точкой зрения не согласился. В судебном решении говорится, что действующим законодательством (а именно — Приказом Федеральной службы по тарифам от 6.08.2004 г.

N 20-э/2 «Об утверждении методических указаний по расчету тарифов и цен на элетро — и тепловую энергию на розничном потребительском рынке») садоводческие некоммерческие объединения приравнены (в части действия тарифов на электроэнергию) к категории «население».

При этом решение о размере тарифа на электроэнергию для населения принимает уполномоченный региональный орган исполнительной власти. В случае Красноярского края — Региональная энергетическая комиссия (РЭК). И оплата потребления электроэнергии членами СНТ должна производится именно по тарифу, утвержденному Красноярской РЭК.

Со стороны СНТ на суде были представлены возражения в том смысле, что 2 руб. за кВт.ч. это не тариф, а «плата за электроэнергию». Она установлена как «комплексный показатель для расчетов внутри садового товарищества», с его помощью покрываются расходы на потери и содержание электросетей товарищества, и это совсем не то же самое, что региональный тариф на электроэнергию.

Суд с такой трактовкой не согласился. Тариф, с точки зрения судьи — это тариф. По нему происходит оплата потребляемой электроэнергии. А плата за содержание сетей и покрытие потерь должна взиматься с помощью специальных дополнительных взносов.

В итоге заявление члена СНТ об отмене завышенного тарифа было удовлетворено. Ознакомиться полностью с решением суда можно по этой ссылке.

Такого рода решений достаточно много. И, несмотря на это, практика показывает, что в садоводческих объединениях по-прежнему массово устанавливается свой «внутренний» завышенный тариф на электроэнергию.

Последняя новость на эту тему — итоги проверки прокуратурой Нижегородской области соблюдения законодательства при оплате электроэнергии в садоводческих объединениях региона. Всего было выявлено около сорока случаев установления «завышенного» тарифа на электроэнергию в СНТ. Их председатели получили от прокуратуры представления об устранении выявленных нарушений.

Оплата электроэнергии и новый закон об СНТ

Стоит так же упомянуть, что с 1 января 2019 года в силу вступает новый закон о садоводческих объединениях (Федеральный закон от 29 июля 2017 г. N 217-ФЗ «О ведении гражданами садоводства и огородничества для собственных нужд и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации»).

Этим документом в интересующий нас вопрос вносится большая ясность. В частности, п. 5 ст. 14 закона среди видов членских взносов в садоводческом объединении отдельно перечислены:

  • взносы осуществление расчетов с поставщиками тепловой и электрической энергии, воды, газа, водоотведения на основании договоров, заключенных с этими организациями;
  • взносы на содержание имущества общего пользования товарищества.

Таким образом, разделение оплаты электроэнергии в садоводческих объединениях на две составляющие — платежи за фактически потребленное электричество и взнос на оплату потерь в сетях — становится более очевидным.

Стоимость электроэнергии в России завышена на 20%. В Госдуме ищут пути снижения цены для бизнеса

В Госдуме РФ считают, что стоимость электроэнергии в России может быть ниже на 20%. Как указывают аналитики, цена киловатт-часа уже сравнялась или превзошла цену в отдельных регионах США и странах Европы. При этом соотношение уровня жизни и стоимости ресурса складывается явно не в пользу России. Основными драйверами роста называют нерыночные надбавки на оптовом рынке, пик которых придется на 2021 год. В регионах УрФО разброс цен составил от 3,6 до 6,4 руб. Традиционно самая дорогая электроэнергия была зафиксирована в Курганской области.

Тарифы на электроэнергию в России возможно снизить на 20%. Об этом заявил руководитель rомитета Государственной думы по энергетике Павел Завальный. По мнению депутата, уровень жизни и стоимость ресурсов в стране сильно не соответствуют друг другу.

«Кто-то говорит, что цена низкая, но это не так. Тарифы завышены относительно тех, которые могли бы быть, процентов на 20. Если смотреть абсолютную цену, то она у нас для промышленных потребителей в электроэнергии составляет порядка 5 руб/ и сопоставима с ценой электроэнергии в Америке», – отметил Павел Завальный.

Читайте также:  Как открыть замок без ключа?

Напомним, как ранее сообщало Накануне.

RU, в конце 2019 года цена для промышленных потребителей в России, подключенных на высоком уровне напряжения к распределительной сети в 1 полугодии 2019 года, составила около 7 центов за киловатт-час, включая налоги.

При этом средняя цена электроэнергии для промышленных потребителей США в 2019 году составляет 6,93 цента. Среди европейских стран, в которых цена электроэнергии для промышленных потребителей оказалась ниже российских показателей – Бельгия, Франция, Швеция, Норвегия.

В этих странах цена киловатт-часа колеблется от 5 до 6 евроцентов. За первое полугодие 2019 года ряд территорий продемонстрировал снижение цен для промышленности от 10 до 12%. Однако в России конечная цена за 6 месяцев 2019 года, напротив, возросла на 9%.

Для снижения тарифов необходимы меры по повышению эффективности электросетевого комплекса, в том числе ликвидация перекрестного субсидирования, когда за счет надбавок к тарифу для крупных промышленных потребителей нивелируется разница между реальным и экономически обоснованным тарифом на электроэнергию для населения и соцобъектов.

«С этой точки зрения вся «перекрестка», которая есть и на оптовом рынке, и на розничном рынке электроэнергии, превышала 400 млрд руб.

И, соответственно, темпы влияния на рост ВВП — где-то 0,6-0,8% сдерживания за счет стоимости электроэнергии, потому что она касается всех сфер экономики, всех потребителей. Если «перекрестка» дальше будет расти, то влияние будет почти процент на рост ВВП.

Энергоемкость ВВП уже превысила 4%, на пик мы выйдем в 2021 году – ожидаем 4,5%, что очень много. По оценкам аналитиков, энергоемкость ВВП не должга превышать 4%», – резюмировал Павел Завальный.

В разрезе регионов УрФО самая высокая нерегулируемая цена на электроэнергию по итогам декабря 2019 года традиционно установилась в Курганской области.

В зоне деятельности гарантирующего поставщика АО ЭК «Восток», юридические лица вынуждены платить от 4,9 до 6,4 руб. за киловатт-час.

Однако, по мнению экспертов, по итогам января следует ожидать небольшого снижения цена, обусловленного решением регионального регулятора об уменьшении единого котлового тарифа на электросетях ПАО «СУЭНКО».

В Челябинской области (гарантирующий поставщик «Уралэнергосбыт») в декабре предприятия заплатили за электроэнергию от 4,3 до 5,9 руб., в ХМАО, ЯНАО и Тюменской области киловатт стоил от 3,7 до 5,3 руб., а в Свердловской области – от 3,6 до 5,9 руб.

Источник в одной из энергосбытовых компаний пояснил, что в декабре практически во всех регионах России удалось сдержать и даже снизить цену относительно всего полугодия.

«Это связано с тем, что Правительство РФ приняло постановление, которое продлевает переходный период на метод «эталонных сбытов».

Ранее, с 1 июля 2019 года, эта методика стала драйвером сильного роста из-за увеличения сбытовой надбавки энергосбытовых компаний. Сейчас ФАС одумалась, и переходный период продлили еще на год.

Таким образом, сбытовая составляющая в конечной цене упала», – рассказал инсайдер.

По словам Павла Завального, в каждом регионе структура затрат своя и свой объем перекрестного субсидирования.

«Сейчас тариф для сетевого комплекса будет расти, инфляция минус, но на оптовом рынке рост будет выше. На пик стоимости энергии на ОРЭМ мы выйдем в 2022 году, когда будут запущены все программы», – сообщил депутат Госдумы.

Позицию главы комитета по энергетики поддерживают и потребители. Как рассказал Накануне.RU заместитель директора Ассоциации НП «Сообщество потребителей энергии» Валерий Дзюбенко, стоимость ресурса действительно завышена, однако точные цифры назвать очень сложно.

«Статистика разнится даже у федеральных органов исполнительной власти. Но можно сказать точно, что основной объем перекрестного субсидирования ложится на крупных потребителей, тех, кто сидит на высоком напряжении. По нашим данным, на эту группу приходится две трети всего объема перекрестки. Это при учете того, что они потребляют более 50% энергии», – отмечает представитель Ассоциации.

В россии задумались о реформе тарифов на электричество — мк

Завышенные или заниженные в России тарифы на электроэнергию? Вот в чем вопрос. Ответ на него не очевиден даже для научного сообщества.

Например, в Российской академии наук (РАН) считают, что тарифы на электричество неоправданно высоки, а в Центре стратегических разработок (ЦСР) уверены, что цены на свет существенно ниже экономически обоснованных. Тем временем платежная дисциплина россиян оставляет желать лучшего.

За 2020 год долги населения за электричество выросли на 12 млрд рублей, подсчитали в Центре финансовых расчетов. У властей наготове решение проблемы: с богатых брать за свет больше, а с бедных – меньше.

Заместитель руководителя направления «Климат и зеленая энергетика» ЦСР Олег Колобов заявил, что тарифы на электричество для россиян в среднем на 30-50% ниже экономически обоснованных. По его расчетам, разница составляет примерно 2-3 рубля за кВт/час. Но это в среднем. Есть регионы, где для населения действуют пониженные тарифы.

По словам Колобова, например, на изолированных и удаленных территориях экономически обоснованный уровень тарифа для потребителей по объективным причинам может достигать 40-45 руб за кВт/час при фактическом тарифе в 3-5 рублей. Однако такие пониженные тарифы компенсируются за счет более высоких тарифов в мегаполисах.

Такая практика компенсации пониженных тарифов для одних групп населения за счет более высоких тарифов для прочих потребителей была введена в начале 1990-х годов в качестве меры социальной поддержки. Однако сейчас эта поддержка уже не является адресной. В итоге льготные тарифы распространяются как на малообеспеченные слои населения, так и на население с высокими доходами.

Так, жители домов с электроплитами платят за электроэнергию по льготным тарифам, как и владельцы дорогих электрокаров, привел пример эксперт.

В то же время заведующий лабораторией прогнозирования ТЭК Института народнохозяйственного прогнозирования РАН Валерий Семикашев убежден, что тарифы на электричество для населения можно снизить. По его словам, энергия от ГЭС и АЭС – дешевая, но цены при этом – выше.

Между тем термин «экономически обоснованный тариф», прозвучавший от эксперта ЦСР (центр считается «мозговым центром» Министерства экономического развития), попал в документ с предложениями поменять механизм адресной поддержки малообеспеченных граждан. На днях рабочая группа Госсовета РФ по направлению «Энергетика» рассмотрела идею повысить тариф на электричество для обеспеченных граждан и за счет этого субсидировать плату за свет малоимущих семей. Предложения направлены президенту.

Новый механизм должен заменить действующую систему перекрестного субсидирования, когда тарифы для малообеспеченных граждан снижаются за счет повышения тарифа для предприятий. То есть в этом «уравнении» бизнес хотят заменить обеспеченными гражданами.

Уйти от перекрестного субсидирования еще в мае прошлого года предлагала Федеральная антимонопольная служба (ФАС). Но тогда инициативу раскритиковали в Минэнерго и Минэкономразвития, предупредив, что цены на свет для россиян начнут расти.

Сейчас объем перекрестного субсидирования составляет по стране порядка 239 млрд рублей в год. Это много, учитывая, что конкурентоспособность российской промышленности снижается, а затраты бизнеса не главный ресурс – электроэнергию – нет.

Впрочем, цены на свет и так растут – пока, правда, в оптовом сегменте. В 2020 году оптовая цена на электричество из-за пандемии и затрат на ввод новых мощностей выросла до максимального за пять лет значения – до 2,54 тыс. рублей за МВт/час в европейской части страны и на Урале и до 1,78 тыс рублей за МВт/час в Сибири.

«Судя по практике предыдущих лет, несмотря на рост оптовых цен, тарифы для населения государство продолжит сдерживать, а для других категорий потребителей может и отпустить.

Однако за повышения оптовых цен на электричество граждане все-таки заплатят, но эта плата будет сидеть в цене товаров и услуг из отраслей, где используется много электричества», – спрогнозировал замдиректора «Ассоциации ЖКХ и городская среда» Дмитрий Гордеев.

Между тем россияне и так не тянут оплату электричества. По данным Центра финансовых расчетов, в 2020 году долги населения за свет выросли на рекордную за восемь лет сумму – 12 млрд рублей – и достигли 66 млрд. Это следствие антикризисной меры по отсрочке коммунальных платежей на период пандемии, считают эксперты.

Опубликован в газете «Московский комсомолец» №28516 от 12 апреля 2021

Заголовок в газете: Свет померкнет для бедных и для богатых

Оставьте комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *