Фсо сможет строить в охраняемых природных зонах

27 января 2021, 10:08; обновлено в 10:52 ФСО сможет строить в охраняемых природных зонах Фото отсюда Бесполетная зона в районе мыса Идокопас около Геленджика, где находится «дворец Путина», была установлена приказом Минтранса от 24 июля 2020 из-за «возросшей активности стран НАТО». Об этом сообщили в ФСБ. По данным ведомства, причиной стала «возросшая разведывательная активность ряда сопредельных государств, в том числе входящих в блок НАТО», к территории, где находится пограничная застава погрануправления ФСБ по Краснодарскому краю. Административный комплекс заставы был введен в эксплуатацию в октябре 2020 года, сообщили в ФСБ. В ФСБ указали, что отряд занимается «защитой участка государственной границы России, обеспечением экономических и других законных интересов страны, контролем в сфере охраны водных и биологических ресурсов и соблюдением юридическими и физическими лицами правил режима госграницы и погранконтроля». «Других задач на отделение не возложено», — подчеркнули в ведомстве. В службе заявили, что пограничный режим был установлен в морской акватории Геленджика в соответствии с приказами ФСБ (приказ 454 от 2017 года «Об утверждении правил пограничного режима» и приказ 355 от 2007 года «Об определении участков внутренних вод России, в пределах которых устанавливается пограничный режим»). В ведомстве утверждают, что запрета на прохождение лодок в районе мыса Идокопас нет, в этом районе также нет и других объектов, подведомственных службе.

РБК

В Федеральной службе охраны (ФСО) заявили, что в районе Геленджика нет объектов, охраняемых ведомством. На территории Геленджика и в прилегающих к нему районах нет объектов, охраняемых Федеральной службой охраны (ФСО). Об этом говорится в ответе ведомства на запрос РБК. Там добавили, что ФСО не вводило на этой территории каких-либо запретов и ограничений.

РБК

Обычно, чтобы выйти в море на любой лодке — хоть на надувной, хоть на яхте, — надо выполнить простую процедуру: позвонить в местное пограничное управление ФСБ и по телефону уведомить о своих планах. Чистая формальность — рыбачить, купаться, по большому счету, можно где угодно. Но не тут. Местное ФСБ настоятельно просит обходить мыс Идокопас (тот самый, на котором стоит дворец Путина) за милю. Свое требование они ничем не объясняют, просто отправляют всех рыбаков в обход в открытое море за два километра от берега. И с воздуха ко дворцу тоже не подобраться. Над ним — официальная бесполетная зона URP116.

palace.navalny.com, 19 января

Согласно приказу Минтранса, бесполетная зона URP116 была установлена над мысом еще в 2011 году, напомнил ведущий «Эха Москвы» Александр Плющев. ФСБ в своем ответе «просто назвала последнюю действующую версию приказа», допустил заместитель главного редактора «Холода» Михаил Зеленский.

«Медиазона»

Подписывайтесь:

  • Обратите внимание:
  • Для связи с отделом новостей: news@varlamov.ru

ФСО сможет строить в охраняемых природных зонах

Строительство в защитной зоне объекта культурного наследия — МосТСЖ

Всё чаще стали обращаться за консультацией по следующему вопросу. Когда-то построили жилой дом на земельном участке для ИЖС в Подмосковье (в границах населенного пункта). Потом обратились за получением градостроительного плана земельного участка (ГПЗУ) и разрешения на строительство, но получили отказ в получении последнего.

В выданном ГПЗУ было указано следующее ограничение: земельный участок находится в защитной зоне объекта культурного наследия (граница зоны — 200 метров от объекта культурного наследия), строительство и реконструкция на нем запрещены полностью. При этом по факту земельный надел находится приблизительно в 150 метрах от указанного объекта.

Вопрос: как узаконить уже построенный дом на земельном участке, находящемся в защитной зоне объекта культурного наследия?

Защитная зона объекта культурного наследия

05 апреля 2016 года статьей 34.1. Федерального закона № 95-ФЗ «Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации» введены ограничения строительства в границах защитных зон объектов культурного наследия.

Иными словами, имея в собственности, либо в аренде земельный участок, предназначенный для строительства, Вы можете быть лишены возможности реализовать своё право в случае, если Ваш земельный участок расположен в непосредственной близости с объектом культурного наследия (далее – ОКН).

Согласно п.3 ст.34.1 Федерального закона № 95-ФЗ границы защитной зоны ОКН устанавливаются:

  • 1) для памятника, расположенного в границах населенного пункта, на расстоянии 100 метров от внешних границ территории памятника, для памятника, расположенного вне границ населенного пункта, на расстоянии 200 метров от внешних границ территории памятника;
  • 2) для ансамбля, расположенного в границах населенного пункта, на расстоянии 150 метров от внешних границ территории ансамбля, для ансамбля, расположенного вне границ населенного пункта, на расстоянии 250 метров от внешних границ территории ансамбля.
  • В случае отсутствия утвержденных границ территории ОКН, расположенного в границах населенного пункта, границы защитной зоны такого объекта устанавливаются на расстоянии 200 метров от линии внешней стены памятника либо от линии общего контура ансамбля, образуемого соединением внешних точек наиболее удаленных элементов ансамбля, включая парковую территорию…

Где узнать про защитную зону

В открытых источниках информации муниципальных органов власти нужно найти «Правила землепользования и застройки территории …», утвержденные решением представительного органа власти муниципального района Московской области. Из имеющегося там картографического материала найти Карту границ зон с особыми условиями использования территории (ЗОУИТ). Защитная зона на карте может выглядеть следующим образом (красные линии):

ФСО сможет строить в охраняемых природных зонах

В открытых данных Министерства культуры РФ (https://opendata.mkrf.ru) найдите ваш ОКН и узнайте по Таблице является ли он памятником или ансамблем, федерального, регионального или местного значения, включен ли в список ЮНЕСКО, является ли особо ценным объектом.

ФСО сможет строить в охраняемых природных зонах

Рассмотрим конкретный пример

Например, такая ситуация может быть. Граница защитной зоны установлена на расстоянии 200 метров от ОКН (по данным ГПЗУ и/или ПЗЗ), а по данным Министерства культуры РФ данный ОКН отнесен к памятникам. Это означает, что в настоящее время отсутствуют утвержденные границы территории ОКН.

После утверждения границ территории ОКН появятся новые границы защитной зоны, которые будут установлены на расстоянии 100 метров от внешних границ территории памятника. За пределами этих границ будет разрешено строительство в соответствии с градостроительным регламентом Вашего населенного пункта.

Отсюда следует 2 возможных варианта развития событий: 1) Ваш участок окажется за пределами 100-метровой защитной зоны памятника, 2) Ваш участок останется в защитной зоне памятника.

Как узнать заранее? Абсолютно точно узнать невозможно. Но приблизительно – можно. На Публичной кадастровой карте Росреестра найдите Ваш земельный участок и объект культурного наследия.

Воспользуйтесь измерительной функцией сайта и произведите замеры расстояния.

Если ОКН не имеет кадастровых границ (не отмежёван и не стоит на кадастровом учёте) необходимо произвести замеры от внешней стены объекта культурного наследия.

Вариант № 1 (Ваш участок за пределами 100-метровой защитной зоны памятника)

Для установления границ территории ОКН разрабатывается Проект зон охраны объекта культурного наследия в соответствии с Постановлением Правительства РФ от 26 апреля 2008 г. N 315 «Об утверждении Положения о зонах охраны объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации».

В целях обеспечения сохранности объекта культурного наследия в его исторической среде на сопряженной с ним территории устанавливаются зоны охраны объекта культурного наследия: 1) охранная зона ОКН, 2) зона регулирования застройки и хозяйственной деятельности, 3) зона охраняемого природного ландшафта. В охранной зоне запрещается строительство объектов капитального строительства (ОКС)! В зоне регулирования могут быть серьезные ограничения на строительство и реконструкцию ОКС, к которым относятся и жилые дома.

Разработка проектов зон охраны ОКН проводится по инициативе органов государственной власти, органов местного самоуправления, собственников или пользователей объектов культурного наследия, правообладателей земельных участков или по решению суда.

Разработка проектов зон охраны объектов культурного наследия может проводиться также по инициативе юридических лиц, общественных и религиозных объединений, уставная деятельность которых направлена на сохранение объектов культурного наследия.

Основной проблемой в разработке такого проекта станет вопрос финансирования. Проект разрабатывается от 1 до 3 месяцев, в зависимости от региона и исполнителя. Стоимость проекта от 250 до 700 тысяч рублей.

Чтобы финансирование было произведено за счет местного или регионального (областного) бюджета необходимо соответствующее обращение в исполнительный орган власти (в администрацию района, к Губернатору). Желательно при этом иметь согласие и поддержку местной религиозной организации православного прихода, если объектом культурного наследия является действующий Храм или Церковь.

В случае отказа или бездействия органов власти в разработке проекта зон охраны ОКН их действия/бездействие можно обжаловать в суде.

Кроме того, региональный орган охраны объектов культурного наследия вправе принять решение, предусматривающее установление границ защитной зоны объекта культурного наследия на расстоянии меньшем, чем расстояния, указанные в статье 34.

1 Федерального закона № 95-ФЗ, на основании заключения историко-культурной экспертизы с учетом историко-градостроительного и ландшафтного окружения такого ОКН. Стоимость такого заключения от 500 тысяч рублей и выше.

После изменения границ защитной зоны памятника на Ваш земельный участок может быть выдано Разрешение на строительство, а потом и все остальные документы для регистрации дома.

Вариант № 2 (Ваш участок в пределах 100-метровой защитной зоны памятника)

В этом случае есть 2 возможных варианта: 1) в Проекте зон охраны Ваш участок всё-таки окажется вне охранной зоны (для этого проектировщикам нужно представить важные обоснования); 2) судебный порядок признания права собственности на построенный объект. При этом надо понимать, что построенный дом для суда является самовольной постройкой.

Читайте также:  Темпы сдачи жилья в России выросли на четверть

Решение суда о самовольной постройке, не обязательно будет в пользу истца – только грамотные действия и достоверность поданной документальной базы могут обезопасить объект от принудительного сноса.

Основным документом, который регулирует оформление самовольной постройки, является 222 статья ГК РФ. Именно на основании нее при наличии определенных факторов имеется возможность узаконить постройку и получить право собственности.

В п.3 статьи 222 ГК РФ (по состоянию на 01.11.

2018г) установлено, что право собственности на самовольную постройку может быть признано судом, а в предусмотренных законом случаях в ином установленном законом порядке за лицом, в собственности, пожизненном наследуемом владении, постоянном (бессрочном) пользовании которого находится земельный участок, на котором создана постройка, при одновременном соблюдении следующих условий:

  • если в отношении земельного участка лицо, осуществившее постройку, имеет права, допускающие строительство на нем данного объекта;
  • если на день обращения в суд постройка соответствует установленным требованиям;
  • если сохранение постройки не нарушает права и охраняемые законом интересы других лиц и не создает угрозу жизни и здоровью граждан.

Для решения этого вопроса в суде необходимо обязательно участие юриста по земельным вопросом с большой практикой решения подобного типа вопросов. Оплата стоимости данного вида услуг от 30 до 100 тысяч рублей в зависимости от региона и опыта юриста.

Обязательно должны быть собраны все документы по строительству дома (проект, договор, акты, расписки, квитанции и т.п.), подтверждающие завершение строительства дома до утверждения Правил землепользования и застройки территории, установивших защитную зону ОКН.

Вы читали авторскую статью «Строительство в защитной зоне объекта культурного наследия»

ООПТ: строительство и эксплуатация недвижимости на землях особо охраняемых природных территорий

Правовой центр ДВА М готов предложить широкий спектр юридических услуг, связанных со строительством и эксплуатацией недвижимости на землях особо охраняемых природных территорий (ООПТ), а также по выявлению неуказанных в кадастре иных зон особого использования территории применительно к земельному участку или зданию.

Представительство в уполномоченных органах Представление интересов в суде Взаимодействие с проектировщиками и экспертами

По вопросам:

Значение особо охраняемых природных территорий состоит в сохранении территорий и объектов, имеющих особое природоохранное, научное, культурное, эстетическое, рекреационное и оздоровительное значение для региона или страны в целом. Все ООПТ относятся к объектам общенационального достояния.

Вместе с тем, нахождение земельного участка в границах ООПТ и (или) ее охранной зоны накладывает существенные ограничения на собственника или арендатора участка – вплоть до невозможности использования земли и недвижимости.

Но при этом во многих случаях удаётся найти законную возможность совместить интересы владельца недвижимости и задачи охраны природы, обеспечить экономически эффективное использование земель в пределах ООПТ и прилегающей к ней территории.

Виды особо охраняемых природных территорий

В зависимости от назначения и особенностей режима использования, в соответствии с федеральным законом ООПТ подразделяются на следующие категории:

  • Государственные природные заповедники;
  • Национальные парки;
  • Природные парки;
  • Природные заказники;
  • Памятники природы;
  • Дендрологические парки и ботанические сады.
  • Вероятнее всего, каждый слышал, а то и бывал в природном заказнике «Воробьевы горы» или в национальном парке «Лосиный остров» в Москве.
  • Вместе с тем, законами субъектов РФ могут устанавливаться и иные, прямо не поименованные в федеральном законе, категории особо охраняемых природных территорий.
  • Так, в составе ООПТ Москвы образованы ландшафтные заказники «Теплый Стан», «Тропаревский», «Долина реки Сходни в районе Молжаниновский», комплексный заказник «Петровско-Разумовское», природно-исторические парки «Сокольники», «Царицыно», «Измайлово», «Останкино», «Битцевский лес» и др.

В составе ООПТ Московской области можно выделить такие виды ООПТ как особо охраняемый водный объект «Долина р. Лутосня» и прибрежная рекреационная зона «Лидино».

В зависимости от статуса, все особо охраняемые природные территории можно также разделить на следующие три группы:

  • ООПТ федерального значения;
  • ООПТ регионального значения;
  • ООПТ местного значения.

Государственные природные заповедники и национальные парки в силу прямого указания закона относятся к ООПТ федерального значения, а земельные участки и природные ресурсы, расположенные в их границах, находятся в федеральной собственности, из которой не подлежат отчуждению.

Природные парки отнесены к ООПТ регионального значения. Остальные особо охраняемые природные территории могут быть отнесены как к ООПТ федерального, так и к ООПТ регионального значения. ООПТ местного значения создаются, в свою очередь, органами местного самоуправления в пределах соответствующего муниципального образования.

В составе отдельных видов ООПТ, например, национальных и природных парков, производится также внутреннее функциональное зонирование с выделением зон хозяйственного назначения, охраны объектов культурного наследия, рекреационных, физкультурно-оздоровительных, заповедных и прочих зон.

ФСО сможет строить в охраняемых природных зонах

Режим особо охраняемых природных территорий

  1. В силу прямого указания закона, для земель ООПТ не устанавливается градостроительный регламент, в том числе, не применяются Правила землепользования и застройки, являющиеся важнейшим документом, регламентирующим строительство и иную градостроительную деятельность в Москве и области.
  2. Инвестору, планирующему застройку участка, следует иметь ввиду, что ограничения использования участков в границах ООПТ, а также вопросы их охраны и защиты, определяются положением о соответствующей особо охраняемой природной территории (далее – «Положение»), принимаемым на соответствующем уровне органами государственной власти или местного самоуправления.
  3. Положением могут быть предусмотрены основные и вспомогательные виды разрешенного использования земельных участков, в том числе, применительно к каждой функциональной зоне ООПТ.
  4. В случае, если режим ООПТ допускает строительство на участке, Положением устанавливаются предельные (минимальные и (или) максимальные) параметры разрешенного строительства, реконструкции объектов недвижимости (за исключением линейных объектов).
  5. Как правило, Положением устанавливается достаточно жесткий режим использования участков в границах ООПТ, включая полный запрет на возведение на них объектов капитального строительства, непосредственно не связанных с использованием ООПТ, а также изменение функционального назначения участка.
  6. Правообладатели подписывают охранные обязательства по соблюдению режима использования и обеспечению сохранности природных сообществ и объектов на участках, расположенных в ООПТ.
  7. Осуществление любого рода хозяйственной деятельности в границах ООПТ требует обязательного согласования проектной документации со стороны уполномоченного органа в области охраны окружающей среды (в Москве – это Мосприрода), включая проведение государственной экологической экспертизы проекта.
  8. В то же время, грамотный подход, выявление зон с особыми условиями использования, которые накладываются на границы земельного участка, в рамках градостроительного аудита, позволят правообладателю (инвестору) выработать наиболее эффективный план его использования и предотвратить многие риски.

Фсо разрешат ограничивать использование частных земель

Такие полномочия просит предоставить Федеральная служба охраны (ФСО).

Создание вокруг правительственных объектов зон предусмотрено Федеральным законом «О государственной охране». Согласно действующим правилам, утвержденным Правительством России, в радиусе они не должны превышать километра от границы самого охраняемого объекта.

Информация об особых условий использования территории вносится в градостроительные регламенты и правила землепользования и застройки соответствующего муниципального района.

Вместе с тем Земельный кодекс РФ запрещает требовать согласования размещения в особых зонах зданий, сооружений или осуществления иных видов деятельности (исключения касаются только придорожных полос и приаэродромной территории).

ФСО сможет строить в охраняемых природных зонах

Проект положения о зонах охраняемых объектов делегирует ФСО практически неограниченные полномочия самостоятельно решать вопрос использования территории.

Ведомство вправе запретить любое строительство, в том индивидуальное жилищное и прокладку велодорожек, размещение и эксплуатацию временных сооружений, использование земельных участков для ведения садоводства, огородничества и личного подсобного хозяйства, использование акватории водных объектов с целью любительского рыболовства. Исключается деятельность всех видов промышленных и сельскохозяйственных предприятий, организация розничной торговли, проведение массовых общественно-политических, спортивных, культурных, зрелищно-развлекательных и иных мероприятий, организация пляжей, туризм, запуск беспилотных аппаратов (включая игрушечные квадрокоптеры, автомобили и катера). Кроме того, на попавших в особую зону зданиях нельзя будет размещать информационные доски, надписи и обозначения площадью более 0,3 кв. метра.

Границы зон и местоположение самих охраняемых объектов на местности не обозначаются, но сведения об особенностях использования территории и соответствующих ограничениях вносятся в Единый государственный реестр недвижимости. Кроме того, в горной местности ФСО вправе расширить периметр территории с особым режимом до трех километров.

В свою очередь опрошенные АПИ эксперты убеждены, что само по себе установление ФСО зоны охраняемого объекта не означает, что на включенных в нее земельных участках ничего нельзя будет делать.

«В каждом конкретном случае в соответствующем акте должны указываться конкретные ограничения.

Застройщику или иному лицу, планирующему вести деятельность на таком земельном участке, необходимо запросить необходимую информацию от органов государственной власти или местного самоуправления», – поясняет юрист адвокатского бюро «Леонтьев и партнеры» Тамаз Мстоян.

Читайте также:  Накопительной ипотеки в России пока не будет

По его словам, собственники расположенных на включенных в зоны охраняемых объектов участков недвижимости вправе требовать возмещения причиненных ограничением их прав убытков, включая упущенную выгоду.

«Она осуществляется на основании соглашения, заключаемого с соответствующим органом власти и собственниками или правообладателями объектов недвижимости либо на основании решения суда», – констатирует Тамаз Мстоян. 

В то же время судебная практика свидетельствует, что даже в отсутствие четких правил использования зон ФСО владельцы попавших в них земельных участков ограничиваются в правах.

Так, житель Ялты Игорь Петренко не смог зарегистрировать права на собственный участок, оказавшийся неподалеку от правительственных дач. Основанием для отказа стали возражения службы охраны.

Служители Фемиды признали такое решение законным.

В свою очередь, Управление лесного хозяйства по Московской области и Москве не смогло отобрать участки в Москворецком лесничестве, сданные в аренду частным компаниям. Отклоняя иски о расторжении договоров, арбитражный суд констатировал, что на момент их заключения арендодатель знал о расположении вблизи спорных участков охраняемого ФСО объекта – резиденции «Горки 9».

Перечень объектов ФСО и даже их количество засекречены. Большинство из них расположены в Москве и Санкт-Петербурге.

Особые зоны могут создаваться вокруг загородных резиденций, в том числе «Ново-Огарево», «Барвиха» и «Горки-9» в Московской области, «Долгие Бороды» на Валдае, «Бочаров Ручей» и «Ривьера» в Сочи, Константиновского дворца в Стрельне, охотхозяйства «Завидово», комплексов для отдыха высших чиновников в Екатеринбурге, Красноярском крае, Иркутской, Калининградской, Самарской и Саратовской областях, в Крыму (в том числе знаменитого «Фороса», Массандровского и Юсуповского дворцов), во многих других регионах.

Источник: © Агентство правовой информации
Просмотр всей ленты новостей: http://www.opengaz.ru/news

Как в России защитят охраняемые природные зоны

ТАСС, 20 февраля. Новые национальные парки, которые появятся в российских регионах в 2019 году, позволят защитить особые природные территории от браконьеров, «черных лесорубов» и недобросовестных застройщиков.

Закрепление границ существующих особых природных территорий, о необходимости которой заявил президент Владимир Путин в ходе послания Федеральному собранию, позволит оградить заповедники и нацпарки от разрушения и создает условия для развития экологического туризма.

Как сообщалось,Путин в ежегодном послании сообщил, что новые национальные парки в 2019 году будут созданы в Дагестане, Коми, Якутии, Алтайском крае и в Челябинской области.

Глава государства также поручил Минприроды провести детальную ревизию постановки на кадастровый учет всех природоохранных территорий. По словам президента, у многих особо охраняемых природных территорий (ООПТ) до сих пор четко не определены границы, не соблюдаются режимы регулирования.

Путин назвал решение проблем в сфере экологии ответственностью каждого россиянина и призвал активно включиться в эту работу и молодежь.

Первый государственный заповедник в России был создан в 1917 году на северо-восточном берегу озера Байкал, после того как в ходе экспедиции выяснилось, что в этих районах почти полностью истребили популяцию соболя. Российский закон об особо охраняемых природных территориях был подписан в марте 1995 года, определяя эти объекты как общенациональное достояние.

Новые нацпарки

По данным информационно-аналитической системы «Особо охраняемые природные территории России», в общей сложности в стране существует более 19,5 тыс. ООПТ, из них 488 — федерального значения, 16 тыс.

— регионального, и 2,9 тыс. — местного значения.

Многие регионы работают над определением границ новых национальных парков и заповедников, чтобы сохранить уникальную природу и исключить вредное воздействие человека.

В 2019 году в Челябинской области ждут закрепления границ национального парка «Зигальга» площадью порядка 45 тыс. га, все документы уже направлены в Минприроды РФ. «Сейчас туризм там больше «дикий».

Создание национального парка позволит привести туризм в соответствие с нормами, позволит создать там сеть экологических троп», — отметил начальник управления экологического просвещения областного Минэкологии Виталий Безруков.

В Якутии, где отмечают растущую популярность экологического туризма, ждут создания нацпарка «Кыталык». Определение его границ позволит взять под особую охрану гнездовой ареал стерхов.

«Появятся экологические маршруты для развития экологического туризма, а также условия для размножения других видов водоплавающих птиц — гусей, черной казарки, клоктуна и других», — сообщил ТАСС министр экологии республики Сахамин Афанасьев.

В пригороде Севастополя создают все больше маршрутов для туристов, которых притягивает природа с живописными видами и большим разнообразием растений и животных. Депутаты городского Законодательного собрания в 2018 году высказали предложение создать на берегу Черного моря новый национальный парк, объединив мысы Сарыч и Айя и урочище Ласпи.

Вместе с тем, как рассказал ТАСС депутат заксобрания Севастополя Вячеслав Горелов, охрана объектов на региональном уровне не дает достаточной защиты, так что в уникальной природной зоне время от времени пытаются вести строительство.

«Наша инициатива уже получила поддержку ученых, депутатов Госдумы. Сейчас мы готовим письма в Минприроды РФ и правительство Севастополя.

Мы понимаем, что статус национального парка — то есть объекта федерального значения — дает тот уровень, который позволит сохранить эту уникальную природу», — рассказал Горелов.

Границы и охрана

Оперативное уточнение и закрепление границ охраняемых природных территорий должно предотвратить нанесение ущерба флоре и фауне. В Республике Коми действуют две ООПТ федерального значения, один из них — национальный парк «Югыд ва».

Парк и граничащий с ним Печоро-Илычский заповедник входят в список Всемирного наследия ЮНЕСКО под общим названием «Девственные леса Коми».

Власти отмечают: проблема с установлением границ в регионе есть для всех существующих территорий — и федерального, и регионального значения, одна из них касается парка «Югыд ва».

«По решению Верховного суда РФ отменены границы нацпарка, сейчас они не установлены.

То есть границы нацпарка должны быть приведены в порядок с учетом мнения местного населения, из них должны быть выведены территории хозяйствования и после всех уточнений ООПТ должны использоваться только для экологического туризма, на что обратил внимание президент», — сообщил ТАСС министр охраны окружающей среды Коми Роман Полшведкин.

Подчеркивая значимость закрепления границ заповедных зон, эксперты поясняют, что еще одна задача — соблюдение установленных на этих территориях правил. В Башкирии все границы ООПТ определены, сообщили ТАСС в Минэкологии республики.

Но остаются случаи незаконной рубки леса в заказнике «Урал-Тау». Вольный выпас лошадей на территории госзаказника «Кунгак» приводит к повреждению солонцов, уничтожению корма, предназначенного для диких животных.

Для наведения порядка регион объединил усилия с соседними субъектами, проводятся рейды с применением беспилотных летательных аппаратов.

Ежегодная проблема заказников Ставрополья — незаконный сбор первоцветов, в том числе занесенных в Красную книгу России. Теплая зима 2019 года привела к тому, что сборщики подснежников и черемши отправились в заказники уже в феврале. В региональном Минприроды отмечают, что в этот период усиливают режим охраны, в рейды выходят инспекторы, полицейские, присоединяются и общественники.

«В конце прошлого года 25 ставропольских активистов прошли дистанционное обучение в Школе общественных экологических инспекторов… В законе «Об охране окружающей среды» прописан статус общественных экологических инспекторов, они имеют право фиксировать нарушения и предъявлять доказательства, а власть обязана реагировать. Люди из разных районов края готовы помогать инспектировать заповедные территории», — пояснил ТАСС эксперт Общероссийского народного фронта в Ставропольском крае, эколог Андрей Скрипчинский.

Без ущерба окружающей среде

По данным Ростуризма, с 2014 года число туристов, посещающих экологические маршруты в стране, увеличилось почти в 2,5 раза. Опыт российских заповедников показывает, что на территории особо охраняемых природных территорий можно организовать комфортный и познавательный отдых, не нанося при этом вреда окружающей среде.

Площадь Кавказского государственного природного биосферного заповедника имени Х. Г. Шапошникова, включенного в список Всемирного наследия ЮНЕСКО, составляет 283 тыс. га, все границы определены. На территории заповедника не существует ни одного населенного пункта, нет ни одной порубки, с 2002 года здесь не было ни одного природного пожара.

«В том году нас посетили 210 тыс. туристов, в заповеднике действуют 12 летних и зимних турмаршрутов общей протяженностью 600 км. В одном из горных приютов «Фишт» впервые в прошлом году провели интернет, теперь туристы могут отправлять фотографии, делиться ими в соцсетях, что тоже очень комфортно», — пояснил ТАСС директор заповедника Сергей Шевелев.

В Челябинской области за последние годы открыто несколько экологических маршрутов, в том числе в Серпиевском заказнике, на острове Веры в северо-западной части озера Тургояк. Разрабатываются и другие маршруты, включая экотропу по Челябинскому городскому бору и Каштакскому бору.

«Экологические тропы, во-первых, познавательные. Они позволяют на определенном участке рассказать о территории в целом. Во-вторых, позволяют не пускать людей в охраняемую зону, чтобы там не наносили вреда», — пояснил начальник управления экологического просвещения, работы с обращениями граждан областного Министерства экологии Виталий Безруков.

Читайте также:  Запретить продажу микродолей в квартирах могут уже летом

Под нацпарки и заповедники подводят строительный фундамент

На «специальных участках» российских национальных парков и заповедников могут разрешить возводить капитальные объекты — их перечень установит правительство РФ для каждой конкретной территории. Это следует из проекта поправок, разработанного Минприроды совместно с Советом федерации.

Чиновники намерены избавить от излишних ограничений и бюрократии жителей населенных пунктов, находящихся на природоохранных территориях.

Впрочем, указывают эксперты, документ не только не решает существующих проблем, но и может привести к капитальной застройке национальных парков и заповедников.

Чиновники Минприроды совместно с сенаторами разработали проект поправок (есть у “Ъ”) к Земельному кодексу и закону об особо охраняемых природных территориях (ООПТ). По мнению чиновников, поправки должны помочь разрешить проблемы жителей населенных пунктов, находящихся на природоохранных территориях.

На территории национальных парков запрещается любая деятельность, которая может нанести ущерб экологии, говорится в пояснительной записке. Так, граждане, владеющие домами и постройками на территории ООПТ, не могут оформить землю в собственность.

Кроме того, любые постройки можно возвести только после согласования с Минприроды, которое, как правило, затягивается на длительный срок.

Ранее в ведомстве говорили о том, что невозможность даже в отдельных случаях изменять границы ООПТ заводит в правовой тупик решение актуальных вопросов, связанных с деятельностью хозяйствующих субъектов, функционированием населенных пунктов и жизнедеятельностью граждан, проживающих там.

В России 58 национальных парков, в границы 23 из них входит около 700 населенных пунктов.

Законопроект разработан по итогам слушаний в Совете федерации.

Сенаторы предложили, в частности, отменить запрет на приобретение участков в населенных пунктах, закрепить за дирекциями нацпарков полномочия оформлять разрешения на строительство, а также разрешить гражданам, проживающим вблизи границ нацпарков, пользоваться лесными «и иными ресурсами» природоохранных территорий.

Впрочем, после включения в процесс Минприроды список инициатив был существенно расширен — перемены затронут не только национальные парки, но и заповедники.

В частности, предложено разрешить «на специальных участках» возводить капитальные объекты, «перечень которых устанавливается правительством для каждого природного заповедника». Постройки должны быть «направлены на обеспечение функционирования государственного природного заповедника, жизнедеятельности граждан, проживающих на его территории». Также документ снимает запрет на нахождение в заповедниках участков «иных пользователей и собственников».

Отметим, сейчас земли заповедников изъяты из гражданского оборота и находятся в федеральной собственности. Аналогичные «послабления» предлагаются и для национальных парков. Также там разрешат строить «объекты спорта» «в специально предусмотренных для этого местах» и передавать участки в некоторых зонах нацпарка из федеральной в региональную и муниципальную собственность.

Отметим, чиновники и парламентарии неоднократно предпринимали попытки решить проблемы граждан, проживающих на территории ООПТ. Так, в 2016 году Минприроды разработало законопроект, который предполагал исключение из границ природоохранных территорий участков в границах поселений или участков, необходимых для обеспечения безопасности государства.

Также исключение предполагалось «по отдельным решениям президента». Разрешить проблемы россиян, проживающих в нацпарках, пытались в 2017 году в Минэкономики: ведомство разрабатывало поправки, разрешающие приватизацию земель особо охраняемых природных территорий, расположенных в населенных пунктах (см. “Ъ” от 16 марта 2017 года).

Впрочем, оба документа дальше обсуждения не продвинулись.

В Минприроды заявили “Ъ”, что поправки обсуждались с экспертным сообществом, всеми ответственными федеральными органами исполнительной власти, а также с регионами, где наиболее остро стоит вопрос соблюдениях баланса прав людей и сохранности ООПТ.

Эксперт «Гринписа России» Михаил Крейндлин говорит, что законопроект не только не решает проблемы жителей населенных пунктов, ради чего он задумывался, но и может привести к капитальной застройке нацпарков и заповедников, «разрешив там строить все что угодно».

«То есть, например, если через Лосиный Остров для обеспечения жизнедеятельности города Москвы надо будет построить дублер Ярославского шоссе и еще один какой-нибудь дублер МКАД, то специальным перечнем правительства может быть предусмотрен такой объект,— возмущается модератор тематической площадки «Экология» подмосковного ОНФ Антон Хлынов.— А перечни эти, как акты подзаконные, могут меняться и дополняться».

Анна Васильева

Разъяснения по вопросу выдачи разрешения на строительство на территории ООПТ федерального значения

08.05.2020

Положением о Министерстве природных ресурсов и экологии Российской Федерации, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 11 ноября 2015 г.

№ 1219, установлено, что Минприроды России является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию, в том числе в сфере особо охраняемых природных территорий (далее — ООПТ).

На основании постановления Правительства Российской Федерации от 29 мая 2008 г. № 404 «О Министерстве природных ресурсов и экологии Российской Федерации» Минприроды России осуществляет государственное управление в области организации и функционировании ООПТ федерального значения.

Пунктом 4 статьи 2 Федерального закона от 14 марта 1995 г.

№ 33-ФЗ «Об особо охраняемых природных территориях» (далее — Федеральный закон № 33-ФЗ) установлено, что ООПТ могут иметь федеральное, региональное или местное значение и находится в ведении соответственно федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления.

  • Согласно пункту 1 статьи 12 Федерального закона № 33-ФЗ национальные парки относятся к ООПТ федерального значения.
  • Частью 4 статьи 51 Градостроительного кодекса Российской Федерации (далее — Градостроительный кодекс) определено, что разрешение на строительство выдается органом местного самоуправления по месту нахождения земельного участка, за исключением случаев, предусмотренных частями 5-6 и другими федеральными законами.
  • В соответствии с пунктом 6 части 5 статьи 51 Градостроительного кодекса перед началом проведения работ по строительству, реконструкции объектов капитального строительства на территории национального парка необходимо получить разрешение на строительство в Минприроды России.

Кроме того, согласно пункту 7.2 статьи 11 Федерального закона от 23 ноября 1995 г. № 174-ФЗ «Об экологической экспертизе» проектная документация объектов, строительство, реконструкцию которых предполагается осуществлять в границах ООПТ федерального значения подлежит государственной экологической экспертизе федерального уровня.

  1. Обращаем внимание, что до получения разрешения на строительство необходимо согласовать вопросы социально-экономической деятельности хозяйствующего субъекта с Минприроды России в порядке, предусмотренном пунктом 4 статьи 15 Федерального закона № 33-ФЗ.
  2. Для принятия решения о согласовании социально-экономической деятельности на территории национального парка хозяйствующие субъекты должны представить в Минприроды России:
  3. — копии правоустанавливающих документов и (или) выписку из Единого государственного реестра недвижимости об основных характеристиках и зарегистрированных правах на земельный участок, объектах капитального строительства, расположенных на указанном земельном участке (при их наличии);
  4. — информацию относительно видов предполагаемой (осуществляемой) на земельном участке деятельности;
  5. — материалы, обосновывающие соблюдение установленного на территории национального парка режима особой охраны, разработанные согласно требованиям постановления Правительства Российской Федерации от 16 февраля 2008 г. № 87 «О составе разделов проектной документации и требованиях к их содержанию»;
  6. — материалы оценки воздействия на окружающую среду.

Обращаем внимание, что подпунктом «л» пункта 11 статьи 1 Федерального закона от 3 августа 2018 г.

№ 342-ФЗ «О внесении изменений в Градостроительный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации» часть 17 статьи 51 Градостроительного кодекса дополнена пунктом 1.

1 согласно которому в случае строительства объектов индивидуального жилищного строительства (далее — ИЖС) получение разрешения на строительство не требуется.

При этом строительство или реконструкция объекта ИЖС осуществляется на основании соответствующего уведомления, в порядке, установленном статьей 51.1 Градостроительного кодекса.

Форма уведомления о планируемом строительстве утверждена приказом Минстроя России от 19 сентября 2018 г. № 591/пр «Об утверждении форм уведомлений, необходимых для строительства или реконструкции объекта ИЖС или садового дома».

  • В случае, если строительство ИЖС предполагается на территории национального парка, то до направления уведомления о планируемом строительстве необходимо определить вид разрешенного использования земельного участка.
  • Для принятия решения о согласовании разрешенного использования земельного участка, в том числе для строительства объекта ИЖС на территории национального парка хозяйствующие субъекты должны представить в Минприроды России:
  • — копии правоустанавливающих документов и (или) выписку из единого государственного реестра недвижимости об основных характеристиках и зарегистрированных правах на земельный участок, объектах капитального строительства, расположенных на указанном земельном участке (при их наличии);
  • — информацию относительно видов предполагаемой (осуществляемой) на земельном участке деятельности.

Заявление и документы в бумажном виде необходимо направить в Минприроды России по адресу: ул. Большая Грузинская, 4/6, г. Москва, 123995.

График работы Минприроды России: понедельник — четверг с 9:00 до 18:00, пятница с 9:00 до 16:45, суббота и воскресенье — выходные.

Оставьте комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *