Дворцовые интерьеры в коммуналках петербурга

Ленинградские коммуналки — отдельный культурный феномен, с которым стоит познакомиться всем исследователям Петербурга. Вы проникнете в коммунальную квартиру с дореволюционной планировкой, сохранившимися деталями интерьера и лепниной, узнаете об особенностях эпохи уплотнения и, конечно, услышите истории местных старожилов.

«Коммуналка в Эрмитаже»
Перед вами во всей красе предстанет сочетание несочетаемого: старинной архитектуры доходных домов и советского быта. Мы посетим коммунальную квартиру с восьмью комнатами, где живут совершенно разные семьи.

Здесь вы найдете детали прошлого, а то и позапрошлого века: дореволюционные газеты под слоями обоев, блестящие латунные ручки, остатки лепнины на потолке, граммофон, кровать, пережившую блокаду, и старинную изразцовую печь, которую можно затопить.

В квартиру мы проникнем через старинную парадную с мраморными ступенями, а обратно выйдем, как заговорщики, через квартиру на черную лестницу, ведущую в задний двор.

В гости к Сергею Довлатову
Коммунальная квартира любопытна еще и тем, что в ней жил Сергей Довлатов. Вы попадете в комнату площадью под сорок квадратных метров, где в свое время гостили Иосиф Бродский и Евгений Рейн. Вас ждут истории из жизни Довлатова, байки о пятнах портвейна на полу и о том, каким путем писатель ходил в школу.

Предметы быта из прошлого
В комнате Довлатова вы сможете завести патефон, увидите первый советский телевизор, довоенный телефон и фотоаппарат-гармошку.

Узнаете, что значило объявление «не слушайте ртом и не говорите ухом», увидите пластинку «на костях» — ведь за каждым предметом скрывается целый пласт историй.

Фактически все экспонаты вы сможете сфотографировать и даже потрогать.

Неформальная комната в эркере
В следующей коммунальной квартире мы заглянем в гости к местному жителю и окажемся в комнате с пятиметровыми потолками, печью и эркером. Разберемся, что такое «офонаревшая квартира», и вспомним рассказы местных жителей о буднях в современной коммуналке.

Будни квартир эпохи уплотнения
Я расскажу об удивительных и порой странных бытовых ситуациях, которые происходили в самом начале эпохи уплотнения, ставшей отсчетной точкой для петербургских коммуналок.

Например, вы позвоните в довоенный дверной звонок и узнаете, чем в начале прошлого века занимались дворник, швейцар и водовоз. Раскроете, как правильно сдавать дежурство по кухне и какая самая большая коммунальная квартира в городе.

Для наглядности я использую старинные фотографии.

Секретные парадные
Помимо посещения коммунальной квартиры мы исследуем три парадных лестницы со старинными витражами, шахтой лифта начала прошлого века и дореволюционной плиткой под ногами.

Шаг за шагом вы прочувствуете ускользающую атмосферу и шарм старого Петербурга там, куда еще не добрались реставраторы.

А в комнате Довлатова я покажу вам целую коллекцию метлахской плитки, изразцов и стеклоблоков.

Посещение барской квартиры
В одной из парадных мы заглянем в квартиру, где когда-то жила семья хозяина дома и архитектора. Хоть это и не коммуналка, здесь осталось множество вещей-свидетелей ушедшей эпохи.

Стену гостиной украшают пилястры с маскаронами, на окнах осталась оригинальная фурнитура, а в углу стоит изразцовая финская печь. Хозяйка квартиры — искусствовед, она поделится интересными историями и любопытными сюжетами.

Кому подойдет прогулка

Всем, кто любит узнавать город через архитектурные детали и истории местных жителей, а также ценителям нетривиальных маршрутов, которые незнакомы обычным туристами.

На период пандемии мы уменьшаем количество участников группы – в среднем около шести человек. Если вы всё же переживаете о своем здоровье, можно заказать индивидуальную экскурсию.

  • В будние дни размер группы обычно не превышает восьми человек, а в выходные доходит до пятнадцати участников
  • Длительность экскурсии зависит от размера группы, ее возрастного состава и прочих условий. Обычно, если в группе 2-5 человек, продолжительность экскурсии не более полутора часов, если же экскурсантов более 10, экскурсия длится примерно два часа.
  • В программу включено посещение трёх старинных жилых квартир, парадных лестниц и дворов-колодцев
  • Экскурсию для вас проведу я или другой гид из моей команды
  • В холодное время года есть возможность затопить изразцовую печь

Начало экскурсии в районе метро Звенигородская.
Точное место встречи вы узнаете сразу после бронирования.Задать вопросы гидуВы можете пообщаться с гидом до оплаты заказа
и получить ответы на все интересующие вас вопросыПо дворам и парадным28Коммуналки9Дворцовые интерьеры в коммуналках ПетербургаДворцовые интерьеры в коммуналках ПетербургаДворцовые интерьеры в коммуналках Петербурга+6Дворцовые интерьеры в коммуналках ПетербургаДворцовые интерьеры в коммуналках ПетербургаДворцовые интерьеры в коммуналках ПетербургаДворцовые интерьеры в коммуналках ПетербургаДворцовые интерьеры в коммуналках ПетербургаНа сайте вы оплачиваете 23% стоимости, а остальные деньги — гиду на месте. Вы можете задать гиду любые вопросы до оплаты.

  • Это групповая экскурсия.
    Группа
    не больше
    15 человек.

Классная прогулка. Гид Ася молодецГид опоздала на 20 мин. по самой экскурсии: ожидания оказались выше реальности.Если вам до 20 лет и вы не видели ни одного фильма, где действие происходит в нулевые, можно сходить, но это слишком дорого за такую «прогулку». Покажут пару парадных, один колодец и бомжатник. Потом квартира Давлатова, ничего примечательного. И Колокольная, 11. Тут встретит хозяйка и расскажет о своих хоромах. Ничего заумного рассказывать не будут, экскурсия не про это.Здравствуйте! Спасибо за Ваш отзыв и необычный взгляд на экскурсию. Не очень понял Ваше замечание насчёт цены экскурсии. Маршруты без посещения квартир, по дворам и парадным, стоят ровно столько же, а здесь мы ещё выплачиваем гонорар местным жителям. Для Петербурга в разгар туристического сезона наша цена нисколько не завышена, а напротив, идёт по низу рынка. Обратите внимание что на других сайтах эта же экскурсия обошлась бы Вам дороже. Все наши гиды прекрасно знают о чем говорят — они родились в подобных коммунальных квартирах , лично знакомы с завсегдатаями Ленинградского рок клуба, занимаются экскурсиями ни первый год, лично вовлечены в рассказываемый материал. Все интересующие Вас вопросы и «заумные рассказы» можно было лично спросить у гида, мы всегда рады интерактиву на экскурсиях. Самая плохая группа для гида это экскурсанты не задавшие ни один вопрос и стоящие в сторонке. Мне кажется, что Вам изначально не очень подходила эта экскурсия , раз вы не впечатлилились старинными коммуналками и назвали их «бомжатником», все посещаемые объекты и их фотографии были представлены в описании экскурсии.Организатор экскурсии опоздал без предупреждения на пол часа, при звонке в фирму на вопрос о том где и когда будет экскурсовод, просто бросили трубку. Пол часа шесть человек ждали на жаре, были дети. На комментарий экскурсоводу, что надо звонить и говорить о задержке, ответа не получили, кроме слов- очень жаль-. Последующая экскурсия естественно была отменена.Очень интересная экскурсия. Узнали много нового. Посмотреть быт за фасадами Санкт Петербурга очень интересно.Экскурсия — супер ! Полное погружение в реальный быт современного Питера , о котором туристы просто не задумываются. На меня произвела огромное впечатление. Анастасия , отличный гид : много информации, хорошо построенный маршрут, не утомительная экскурсия.Экскурсия шикарная! Все что хотела получила сполна)) Егор гид прекрасный рассказчик))Гид Ася очень интересно рассказывает, маршрут составлен удобно, всё очень понравилось!Очень интересная экскурсия. Шок от красоты и упадка питерских коммуналок. Записались через интернет, пришли в назначенное время, собралось 15 человек. Очень необычные квартиры и парадные. Есть, о чем подумать и что обсудить после. Приятный гид Дарья!Интересная экскурсия, соответствует описанию. Спасибо большое гиду Дарье!Очень понравилась экскурсия! Гид Александр прекрасно владеет темой, имеет доступ к интерьеру экскурсионных объектов, рассказывает увлеченно и с энтузиазмом!Экскурсия понравилась , однако по времени она проходила 1,5 часа , что всегда недостаточно . Такие прогулки должны продолжаться не менее 2 часов…Если вы не обременены архитектурным образованием, вероятно получите удовольствие. Рекомендую гиду поглубже разобраться в этом предмете и не путать термины. Уже была на подобной экскурсии на Чернышевской, парадные там были гораздо интереснее, но эти тоже любопытно было посмотреть. Экскурсия не очень понравилась, с привкусом турагенства и теплоходов.Экскурсия длилась 2 часа 20 минут. Посетили 4 места, еду покупали в 3-х, ели в 2-х. В первом месте (палатка на улице) не оказалось приборов, с помощью которых можно было с'есть купленное, в 4-м месте не было мест. Зарезервировать места в этих заведениях в принципе невозможно,они просто на это не рассчитаны. В общем, весь наш «экспириенс» заключился в паре шариков фалафеля, китайской курице в сладком соусе и пончике с кофе. Потом ещё раз перечитала описание экскурсии, поняла, что оно в 2 раза расходится с действительностью. Плюс большие расстояния между этими точками, пришлось брать такси. Увидев, какие расстояния мы проезжали, поняла, что пройти их пешком было бы реально трудно. В общем, экскурсию не рекомендую.Экскурсия произвела сильное впечатление своей аутентичностью и экзотическим выбором мест, легкостью и непринужденностью. Не покидало ощущение квеста. Вряд ли на некоторые места вы бы могли набрести случайно. Очень правильный темп — не успеваешь устать и есть время оглядеться и прочувствовать атмосферу. Вы узнаете много интересного не только о стрит-фуде, но и о жизни и истории города. Спасибо гиду Александру!Дворцовые интерьеры в коммуналках ПетербургаПредставитель команды гидов
по Санкт-ПетербургуОбычно отвечает в течение 11 часов

Роскошь и нищета петербургских коммуналок

В соцсетях набирает популярность инстаграм петербургского фотографа, который снимает дореволюционные квартиры из «старого фонда»: с высокими потолками, большими окнами, лепниной на потолке и каминами. Большинство из них в советское время было переделано в коммунальные квартиры, в которых и сейчас есть жильцы.

Читайте также:  Барахолки и базары: что там покупать, а что не следует?

Дворцовые интерьеры в коммуналках Петербурга

Фото опубликовано Max­im (@maax_sf) Июн 14 2016 в 1:03 PDT

Коммунальная квартира на 5‑й Советской улице.

Фото опубликовано Max­im (@maax_sf) Июн 16 2016 в 8:37 PDT

Расселенная коммунальная квартира на Кирочной улице.

Фото опубликовано Max­im (@maax_sf) Июн 26 2016 в 8:54 PDT

Напольные часы в квартире на Петровской набережной.

Фото опубликовано Max­im (@maax_sf) Июн 29 2016 в 4:06 PDT

Стенной сейф в расселенной коммуналке на Большом проспекте Петроградской стороны от американской фирмы Lowrie S&L.

Фото опубликовано Max­im (@maax_sf) Июл 19 2016 в 1:26 PDT

Комната с витражом и печкой в коммунальной квартире на Рузовской улице.

Фото опубликовано Max­im (@maax_sf) Авг 11 2016 в 2:00 PDT

Квартира на Шпалерной улице.

Фото опубликовано Max­im (@maax_sf) Авг 6 2016 в 6:55 PDT

«Двери эти странные потому, что с одной стороны у них стекла, а с обратной — глухие филенки. Справа стоит статуя из итальянского мрамора. Автор неизвестен, так как подпись сколота. Стоит дорого. Очень».

Фото опубликовано Max­im (@maax_sf) Июл 26 2016 в 6:34 PDT

Дореволюционный латунный смеситель. «Два рычага изначально были соединены перемычкой с надписями «душъ» и «ванна» с разных сторон. А сверху в смеситель вставлялся термометр (сейчас там заглушка)». 

Фото опубликовано Max­im (@maax_sf) Июн 30 2016 в 6:44 PDT

Балкон с оградой в стиле модерн.

Фото опубликовано Max­im (@maax_sf) Авг 15 2016 в 2:22 PDT

Хостел в доме 1902 года на Суворовском проспекте.

Фото опубликовано Max­im (@maax_sf) Авг 16 2016 в 8:31 PDT

Раскрашенная потолочная лепнина. «Сложно сказать, оригинальные это цвета или эксперименты предыдущих жильцов. Вообще, до революции лепной декор нередко раскрашивали в подобные оттенки».

Фото опубликовано Max­im (@maax_sf) Авг 30 2016 в 1:38 PDT

Камин в стиле модерн в доме на Галерной, 67. «Изготовлен, скорее всего, где-нибудь в Польше или Лифляндии. Состояние так себе, явно перекладывался, и довольно криво. Перфекционисты не одобрят».

Фото опубликовано Max­im (@maax_sf) Сен 4 2016 в 5:05 PDT

«Думаете, это лестница в каком-нибудь особняке? Или, может быть, парадная лестница богатого доходного дома? А вот и нет. Это лестница внутри одной из квартир в доходном доме Дернова на Таврической улице.

В квартире сейчас находится детский сад, а знаменит дом совсем не этими интерьерами.

В другой квартире, на самом верху дома, находилась «башня Иванова» — неформальный эпицентр культурной жизни эпохи Серебряного века».

Фото опубликовано Max­im (@maax_sf) Сен 6 2016 в 7:04 PDT

«Несмотря на то что дом построен в эпоху расцвета модерна (1904 год), его экстерьер и интерьеры эклектичны. Впрочем, иногда модерн таки просачивается».

Фото опубликовано Max­im (@maax_sf) Сен 17 2016 в 10:11 PDT

«Кухня в расселенной коммуналке в самом центре Петербурга. И не спрашивайте, что находится в банке справа».

Фото опубликовано Max­im (@maax_sf) Дек 23 2016 в 12:43 PST

«Это детский садик в бывшей квартире на набережной Фонтанки, 24. Конечно, до революции это была не просто квартира, а одна из самых богатых квартир города, занимавшая целый этаж. Ныне одна ее половина все еще является жилой, а во второй уже много лет находится детский сад. Кстати, если хотите испортить исторический интерьер, покрасьте стены в пастельный зеленый и постелите гулкий ламинат». 

Фото опубликовано Max­im (@maax_sf) Сен 22 2016 в 2:35 PDT

«Коммунальные путти (мальчики с крыльями в искусстве Ренессанса и Барокко. — Прим. ред.)».

Фото опубликовано Max­im (@maax_sf) Сен 23 2016 в 2:08 PDT

«Вот здесь до революции жила прислуга. Типичная людская — каморка около кухни, с окнами во двор. Эта комната сохранила исторические габариты».

Фото опубликовано Max­im (@maax_sf) Сен 28 2016 в 6:55 PDT

1902 год.

Фото опубликовано Max­im (@maax_sf) Окт 2 2016 в 2:03 PDT

Адреса заброшенных мест фотограф не называет.

Фото опубликовано Max­im (@maax_sf) Окт 27 2016 в 6:09 PDT

«Говорят, в этой квартире до революции жил некий фармацевт, владелец всего дома. На первом этаже располагалась его аптека. Фармацевт сбежал из страны в 1917 году, а аптека просуществовала на том же месте почти весь XX век».

Фото опубликовано Max­im (@maax_sf) Ноя 9 2016 в 1:27 PST

Уже не коммунальная квартира, сданная в аренду.

Фото опубликовано Max­im (@maax_sf) Окт 29 2016 в 4:06 PDT

Фото опубликовано Max­im (@maax_sf) Ноя 21 2016 в 6:56 PST

«Эта печь, кстати, притворялась камином, но была выведена на чистую воду. Обе дверцы исторические. Внешние якобы улучшают эстетическое восприятие печи».

Фото опубликовано Max­im (@maax_sf) Ноя 29 2016 в 9:05 PST

Каминная печь на улице Черняховского.

Фото опубликовано Max­im (@maax_sf) Дек 1 2016 в 12:21 PST

«Под слоями обоев в квартире Распутина, разумеется, дореволюционные газеты. Планируя ремонт в старом фонде, надо обязательно учитывать часы, которые будут потрачены на чтение столетней прессы».

Фото опубликовано Max­im (@maax_sf) Дек 5 2016 в 1:05 PST

«Бывшая хозяйская квартира на Конной улице, в доме №8. Квартира никогда не была коммунальной, а в конце 1990‑х здесь была проведена щадящая реставрация. Помимо лепнины и печей, сохранили и привели в порядок двери с фурнитурой, окна, паркет. Дом был построен архитектором Львом Наткиным в 1912 году».

Фото опубликовано Max­im (@maax_sf) Дек 26 2016 в 1:22 PST

«Готическая гостиная в детском саду — бывшей квартире Поклевских-Козелл на набережной Фонтанки. На месте шкафа раньше был камин с порталом. А когда-то в доме проходили собрания масонской ложи».

Фото опубликовано Max­im (@maax_sf) Янв 17 2017 в 8:40 PST

Камин. «Его изразцы изначально были в терракотовом исполнении, то есть не глазурованные. Такие камины красились уже после установки в любой цвет по желанию заказчика. А слева видны следы арки, ведущей в соседнее помещение. Стенка и дверь здесь появились в процессе уплотнения».

Питерские коммуналки как пережиток революции

  • Марина Маслова родилась в шестикомнатной коммунальной квартире в доме номер 65 на Большом проспекте, и к тому моменту здесь выросло и достигло зрелых лет целое поколение, появившееся после большевистской революции 1917 года.
  • Маслова до сих пор живет в той самой комнате, где родилась 61 год назад, и помнит десятки семей, прошедших по извилистым, темным коридорам этого дома и живших в его переполненных комнатах.
  • Именно здесь в 1970-е гости на ее свадьбе двигали мебель, чтобы освободить место для танцев на тех 32 квадратных метрах, где, помимо нее с мужем, жили ее родители и бабушка.

И именно здесь, в небольшой комнате по соседству с кухней в начале 1960-х повесился 16-летний юноша, переживавший из-за исчезновения родителей, с которыми делил это не превышающее размеры серванта пространство. Оба родителя были глухонемыми, и подросток, обезумевший от их бесконечных пьянок и пренебрежения, свел счеты с жизнью от безысходности, рассказала Маслова.

  1. «После этого в комнате никто и никогда не жил», — сказала она.
  2. Спустя век после русской революции коммунальные квартиры наподобие масловской остаются одним из неизменных символов того, как этот элегантный город превратился из столицы Российской империи в очаг коммунистической революции, сотрясавшей Европу на протяжении следующих 70 лет.
  3. Петр Великий считал Санкт-Петербург с его дворцами, зданиями в итальянском стиле и романтическими каналами своего рода «витриной», российским «окном на Запад».

Но когда большевики свергли царя и создали то, что стало Советским Союзом, то столкнулись с жилищным кризисом.

Сельские жители стали стекаться в Санкт-Петербург (переименованный в Ленинград), Москву и другие города в поисках лучшей жизни. А представителей дворянства и аристократии вынуждали бежать или убивали.

Коммунистическая власть забрала их элегантные дома и квартиры в историческом центре Санкт-Петербурга и заселила незнакомцами.

Общие квартиры стали называться коммунальными, по-русски — коммуналками.

В большинстве случаев на одну семью приходилась всего одна комната, а их общее количество варьировалось от трех до десяти. Комната служила членам семьи одновременно спальней, столовой и гостиной.

Зачастую в одной маленькой комнате жили несколько поколений, как было и с семьей нашей героини, пока в 1988 году в соседней комнате не умерла женщина, и советское правительство не отдало принадлежавшую ей жилплощадь растущей семье Масловых.

«В некотором смысле в СССР было не так уж плохо: нам давали квартиры», —сказала Марина.

На сегодняшний день, по оценкам городских властей Санкт-Петербурга, в городе с населением 4,5 миллиона человек насчитывается 78,500 коммунальных квартир и 250 000 их обитателей. В 2008 году — а тогда таких квартир было 117 000 — в городе была впервые запущена программа переселения семей, проживавших в наиболее изношенных из них.

Общее пространство делится между семьями и часто становится предметом споров, включая вопросы пользования туалетом. Каждая семья имеет собственный рулон туалетной бумаги, а в некоторых квартирах — и собственные стульчаки, которые висят на стенах и снимаются по необходимости.

В квартире номер 16 до 1986 года не было горячей воды. Ванной комнаты тоже не было, только кухонная раковина, поэтому жители ходили мыться в баню, расположенную чуть дальше по улице.

Общие кухни вмещают до пяти плит, и во избежание конфликтов семьи чередуют время приготовления и приема пищи. Холодильники и продукты находятся в личных комнатах.

Читайте также:  Супруги теперь могут составлять совместные завещания

Дворцовые интерьеры в коммуналках ПетербургаThe New York Times21.04.2017The Atlantic25.08.2017Svenska Dagbladet22.08.2017В коридорах вечно темно, ведь общего света там нет. Стены украшают клубки электропроводов, змеящихся из комнаты в комнату. У каждой семьи собственный счетчик электроэнергии и лампа над дверью. В некоторых квартирах для каждой комнаты оборудован отдельный выключатель для туалета, чтобы никому не приходилось платить за посещения санузла соседями.

В 1899 году, когда было построено здание, в котором живет Маслова, в Санкт-Петербурге было много однотипных многоквартирных домов, в которых многие апартаменты сдавались богатыми хозяевами внаем временно или постоянно.

Бабушка Масловой получила эту квартиру во время блокады Ленинграда в годы Второй мировой войны, когда войска нацистской Германии в течение 900 дней осаждали город, лишив его жителей провизии и предметов первой необходимости. Ее бабушка жила в деревянном доме, но его снесли на дрова, и ей с дочерью дали одну из самых больших комнат в этой квартире.

По словам Масловой, здесь жило самое большее 17 человек и шесть семей. Сегодня эта цифра не превышает шести-семи человек, в зависимости от того, кто приходит и остается. Многие комнаты арендуют студенты, желающие жить и учиться в историческом центре.

При наличии хороших отношений между соседями, как в квартире номер 16, жить в таких условиях вполне терпимо. В противном случае жизнь становится невыносимой, отметила Маслова.

В 1950-е Никита Хрущев представил масштабный проект жилищного строительства, в соответствии с которым по всему Советскому Союзу были построены многоквартирные жилые дома.

Десятки тысяч живших в коммуналках семей переехали в собственные квартиры, многие из которых располагались за пределами центральной части города.

В других городах, таких как Москва, данный проект способствовал практически полному исчезновению коммунальных квартир. А в исторических зданиях в центре Санкт-Петербурга их остались сотни тысяч.

После распада Советского Союза компании, ведущие операции с недвижимостью, скупили огромное количество коммунальных квартир в живописном центре Санкт-Петербурга и превратили их в роскошные апартаменты и бутик-отели. Многие жители коммуналок стремились переехать в собственные квартиры, даже если те располагались за пределами центра.

«В Санкт-Петербурге люди, чувствующие себя настоящими петербуржцами, считают, что могут жить только в центре, — пояснил антрополог Илья Утехин, автор осуществленного в 2008 году масштабного исследования коммунального быта, чье детство также прошло в коммуналке. — По этой причине многие готовы терпеть плохие условия — просто ради того, чтобы остаться в центре».

Четыре года назад одну из комнат в этой квартире купил двадцатишестилетний художник Евгений Корелин со своим братом. Они полностью изменили внутреннее убранство помещения и создали современный лофт, впускающий достаточно света для работы. На 2 миллиона рублей (около 33 тысяч долларов) комнату в коммуналке было купить дешевле, чем большую квартиру недалеко от центра.

«Здесь не идеально, я бы предпочел более тихое место, — сказал Корелин. — И все же я живу в историческом центре и познаю город, так что оно того стоит».

Лестница, ведущая в коммуналку Лены Михайловской на Проспекте Римского-Корсакова, со временем осела и стала неровной.

Это трехэтажное здание в центре Санкт-Петербурга было построено в 1798 году и находится всего в нескольких кварталах от знаменитого Мариинского театра. Когда-то здесь жил вице-губернатор города. В 1860-х его переделали под общежитие семинарии и пристроили еще один этаж.

Затем пришла революция, и большевики превратили семинарию в восемь коммунальных квартир по 10 комнат каждая. Для Санкт-Петербурга несколько звонков перед входом является верным признаком коммунальной квартиры. На входной двери Михайловской таковых пять, причем не все из них работают.

Михайловская с мужем и дочерью-подростком делят одну комнату из десяти. Большинство других жильцов — студенты-арендаторы, поэтому в квартире в основном тихо, сказала она. Стены в старом здании толстые и звук практически не пропускают.

  • Квартиры в этом доме продаются трудно из-за их площади и объема ремонтных работ, необходимых с точки зрения разрушающейся инфраструктуры, поведала Михайловская.
  • Их семья прожила здесь несколько лет и наконец-то скопила достаточно денег, чтобы купить собственное жилье, а потому через два месяца их здесь уже не будет.
  • «Мне более не хочется делить пространство с другими людьми», — сказала она.

Михайловская выросла в четырехкомнатной коммуналке. Это было настолько типичным явлением, что она не могла нормально общаться с одним из своих из одноклассников, чье детство с коммуналками связано не было.

А вот 48-летний Игорь Зайцев и 40-летняя Ксения Беляева не спешат продавать свои две комнаты на Невском проспекте, главной улице Санкт-Петербурга.

Пара делила трехкомнатную коммуналку со Светланой Косиновой на протяжении десяти лет.

Они стали друг для друга родными, даже в отпуск ездили вместе, — сообщил Зайцев, указывая на фотографию, висящую на стене кухни, где все трое отдыхают в столице Чешской республики Праге.

Продажа комнат станет отказом от жизни, к которой они привыкли и которой кое-кто может даже позавидовать, — сказал он.

«А когда вы уезжаете на пару дней, всегда есть кому покормить вашу кошку», — усмехнулась Беляева.

Материалы ИноСМИ содержат оценки исключительно зарубежных СМИ и не отражают позицию редакции ИноСМИ.

В гостях: бывшая коммуналка в питере

О проектеМесто: Санкт-ПетербургРазмер: 98 кв.мКто здесь живёт: Владас Баронас и Светлана.

Владас — основатель столярной студии «ЮниКуб», Светлана преподаёт в университете и работает в консалтинговой компании Автор проекта: дизайнер Надежда Давыденко, NDdesign, при активном участии владельцевИстория: дом построен в 1820 году, а квартира долгие годы была коммунальной.

После войны дом отремонтировали: заменили перекрытия на металлические, окна вставили новые, взамен выбитых при взрыве фугаса во дворе, а пол выложили контрибуционным паркетом из Германии Екатерина Титенко, Анна Чернышова

Купить квартиру супруги решили стихийно.

Перед защитой кандидатской диссертации Светлана приходила в этот дом к своему оппоненту, и жена профессора обмолвилась, что по соседству продают коммуналку. В начале 2000-х Петербург выглядел неважно — городские службы плохо следили за состоянием фасадов и парадных, а этот дом выгодно отличался благодаря уютному дворику. Светлана и Владас расселили две семьи, которые занимали квартиру, сделали ремонт и переехали с детьми. А вскоре вовлекли новых соседей в работы по благоустройству двора.

Квартира оказалась типичной для центра города «гребёнкой» с длинным коридором и комнатами по одной стороне, выходящими в зелёный закрытый двор. В первом интерьере было много простоты и свободы: дети росли, к ним приходили друзья, вместе они даже рисовали на стенах.

Во время недавнего ремонта большую часть отделки поменяли, но отказаться от послевоенного паркета владельцы не смогли. «Когда мы купили коммуналку и решили зачистить рамы от масляной краски до дерева, то нашли надписи химическим карандашом на немецком.

Каждая плашка паркета была снабжена этикеткой немецкого производителя с названием фабрики», — рассказывает Светлана.

Шкаф-купе с зеркальным фасадом (на фото справа) сохранили от первого ремонта, тем более что мебель эта с сюрпризом: одна из створок маскирует проход в приватную комнату. «Раньше её занимал наш сын и всегда шутил, что живёт в Нарнии. Он очень любил неожиданно выскакивать из шкафа, изумляя гостей», — рассказывает Светлана.

Главный акцент в прихожей — расчищенный фрагмент стены: его взяли в раму, как картину. Это портал в другие времена: кирпичу почти двести лет, он использовался при постройке дома; чёрный телефон — артефакт из коммунального прошлого квартиры.

А Будда из сандалового дерева — антиквариат, фрагмент старинного индийского дворца: «Мы привезли Будду из путешествия и разместили в прихожей — видим его, уходя из дома и приходя в дом. Его улыбка успокаивает: мир нужно принимать таким, каков он есть».

Семейная фотография в рамке — кадр из скального путешествия в Иорданию.

Она стоит в бывшем дымоходе-пещере: в квартире их несколько, но только один из них рабочий — в гостиной.

Длинный коридор украшают карты, тоже символы большого мира: «Пока дети жили с нами, была традиция: каждые новогодние праздники мы вместе собирали пазлы со старинными картами разных времён и народов.

Так продолжалось одиннадцать лет, и мы сохранили все карты. На каждой указан год, когда пазл был собран», — рассказывает Светлана.

Заодно коридор взял на себя функцию библиотеки: под самым потолком смонтировали полки, чтобы хранить многочисленные книги.

Первый ремонт был построен на сочетании серого и оранжевого. Во время недавнего преобразования владельцы решили использовать пару тёплых и глубоких цветов. «Палитра — предложение дизайнера, сами бы мы не решились на такой эксперимент, — рассказывает Владас. — Дымчато-зелёный сочетается с коралловым и лавандовыми акцентами. Это цвета нашей питерской погоды».

В интерьере прослеживается стиль модерн — один из базовых для истории Петербурга. Это и палитра, и отдельные предметы мебели — люстра, диван, буфет, часы, бюро начала XX века, купленное в комиссионке.

Читайте также:  Что будет с ценами на жилье в москве в 2016 году?

Владас отреставрировал его своими руками, на момент покупки бюро было в очень плохом состоянии. Дерева в интерьере много, что не удивляет, учитывая занятие хозяина.

У каждой породы своя фактура и цвет: они придают интерьеру дополнительную теплоту.

Ещё один представитель стиля модерн — элегантный буфет в окружении библиотечных полок. С тёплой древесиной рифмуется спил настоящего сибирского кедра, напоминающий шаманский бубен.

Владельцы же ассоциируют его с большим этапом личной истории: много лет семья прожила в Сибири. Слева от спила — плетёная колотушка из Латвии, тоже архаическая вещь: древние ливы отгоняли такими духов.

На полке чуть выше — коллекция колокольчиков, которую собирает Светлана.

Мягкую группу дополняет ореховый журнальный столик авторского дизайна. Под стеклом — уникальная доска: это старинная столешница для арабского письма, которую Владас и Светлана нашли в Индии. Доску украшает филигранная резьба в виде цветущей ветви, а в центре расположен ровный деревянный овал. Именно на него клали лист бумаги, чтобы вывести арабскую вязь.

На полу ковёр в стиле пэчворк: эту рукотворную вещь привезли из Армении. Полотно сплетено из фрагментов старых аутентичных ковров. Их, в свою очередь, восстановили на фабрике в Ереване с использованием старинных технологий и натуральных красителей.Все картины в интерьере связаны с важными для хозяев местами или событиями семейной истории.

Полотно над диваном — пейзаж Томска, родного города владельцев, где они прожили больше тридцати лет.

«Томск чем-то похож на Петербург: например, там тоже много построек эпохи модерн, правда, деревянных. Город был местом ссылки нескольких декабристов, да и первая профессура приехала в местный университет из Петербурга.

С собой привезли не только прислугу, но и столичную моду, архитектуру, дизайн», — рассказывает Светлана.

Любимое место отдыха владельцев — на диване или в кресле у камина, который полноценно и безопасно функционирует. Внутрь старого дымоотвода вставлен современный дымоход из нержавеющей стали.

В отличие от дымохода, старый портал не сохранился, и нынешний возводили заново. Со стороны гостиной его облицевали кирпичной кладкой, окрашенной в цвет стен.

Каминная плита выполнена из дубового слэба, а стену над дымоходом украшают декоративные плитки, купленные на блошином рынке в Севилье.

Боковую грань каминного портала декорировали камнями из Выборга: как-то владельцы всей семьёй поехали за грибами, а заодно собрали натуральный материал для облицовки. Узор из камней закручен в форме спирали — символа вечного развития и движения, в центре — коряга в виде головы змеи с янтарным жёлтым глазом.

Со стороны кухни возле перегородки поставили буфет для посуды. Как и многие предметы в интерьере, Владас сделал его своими руками: «Места в кухне-гостиной, прямо скажем, не очень много. Поэтому глубину буфета высчитывали по сантиметрам, чтобы не мешал проходу, но вместил большие тарелки. А чтобы не выглядел громоздко, он максимально прозрачный со всех сторон».

В столовой со стен сняли штукатурку, оставив старый кирпич. Во время ремонта обнаружили приятный сюрприз — старый проход с арочной кладкой: он дал возможность использовать глубину капитальной стены.

В прежнем проёме устроили ещё один буфет — витрину для семейных коллекций. Теперь там живут кофейные пары Светланы и ликёрные рюмки, фужеры и декантеры Владаса.

Все деревянные предметы в столовой — от обеденного стола до подоконника — сделаны из натурального дуба.

Ещё один изысканный акцент в интерьере столовой — восстановленный диван в стиле модерн, с высокой спинкой и небольшой полкой. Над ним — картина художника Андрея Мошанова.

В интерьере спальни отталкивались от гобелена с ирисами: богатую по цвету композицию дополняют базовые цвета интерьера. Раму для гобелена с живым краем сделал хозяин, она перекликается с фактурным изголовьем кровати. Шторы выбрали в фиолетовой гамме, тоже в тон гобелену.

Палисандровый туалетный столик восстановлен и переселён в спальню со старой дачи.

Ещё одна интересная пара аксессуаров — картина в простенке между окнами, над которой повесили гипсовую камею. «Картина “Венера” художника Алексея Балмасова плотная и открытая, а камея, напротив, символ кротости и целомудрия.

Таким образом мы уравновесили земное и возвышенное», — рассказывает Светлана.

Вторая картина Алексея Балмасова поселилась в кабинете, бывшей комнате дочери: ироничная петербурженка заняла место рядом с письменным столом.

Теперь в этой комнате работает Светлана, а большую часть пространства занимают шкафы с книгами, они протянулись до самого потолка.

Обратите внимание на пол перед диваном: под стеклом находится сухой аквариум.

«Комната дочери была оформлена в морском стиле.

В своё время мы выбрали паркет до лаг, чтобы получилась эта ниша, и положили под стекло всё, что можно найти на морском дне — от ракушек до как бы случайно потерянного телефона, легендарного “банана” от Nokia», — вспоминает Светлана.

Санузел объединили, чтобы высвободить место для кладовой. В получившейся ванной концентрация живого дерева, наверное, самая высокая в квартире: это и дубовый слэб в качестве столешницы, и дубовое подстолье, дубовая рама для зеркала с внутренней подсветкой, ясеневый слэб в роли вешалки для полотенец.

У древесины сохранили и первоначальные контуры ствола, сучки и даже кору, чтобы наполнить интерьер магией живой природы. Фоновую отделку выбрали в светло-бежевых тонах, чтобы не отвлекать внимание от главных героев интерьера, деревянных элементов.___________________________

СМОТРИТЕ ТАКЖЕ…

Больше фото работ Владаса — в профиле столярной студии «ЮниКуб»МЫ ЛЮБИМ ХОДИТЬ В ГОСТИ…Хотите стать героем следующей статьи? Напишите на RuEditors@houzz.com и приложите несколько фотографий своего интерьера (достаточно съёмки на смартфон). Мы обязательно свяжемся с вами, если примем решение о публикации!

Квартира в стиле сдержанного петербургского модерна на месте советской коммуналки

Архитектору Татьяне Снежкиной достался в работу удивительный объект – большая квартира, расположенная в доходном доме на Васильевском острове в Санкт-Петербурге, который является памятником архитектуры начала ХХ века.

Дом в стиле модерн был построен архитектором А. Ф. Барановским незадолго до Октябрьской революции.

Квартира, которую приобрели заказчики Татьяны, имела прекрасную планировку с роскошным полукруглым эркером и оригинальным, «родным» декором.

Правда, эффектное пространство, а также гипсовая лепнина, два керамических камина и печь Ракколаниокского гончарного завода находились в плачевном состоянии.

«Нам досталась классическая запущенная петербургская коммуналка, но с огромным потенциалом, — вспоминает архитектор.

– Мы кропотливо расчистили поздние советские наслоения, убрали перегородки и максимально достоверно восстановили парадный исторический интерьер в старом фонде Петербурга».

Прежде всего, архитектор восстановила изначальную, задуманную проектировщиком здания структуру квартиры, которую сами горожане прозвали «гребенка». Она была популярна в начале ХХ века в доходных домах и представляла собой глубокое пространство с длинным коридором и комнатами с окнами на одну строну.

Однако данная квартира имеет угловое расположение и помимо 16 окон в ряд по одному фасаду имеет полукруглый эркер с балконом. В нем архитектор предложила разместить хозяйскую женскую спальню.

Рядом с ней находится еще одна спальня (мужская) и небольшая гостевая, а вся левая часть прямоугольного объема отдана гостиной и кухне. Эти помещения изолированы, но имеют общий анфиладный проход, который в коммунальную бытность был заложен.

Перепланировка также включала объединение санузлов в один большой и создание гардеробной комнаты.

Приступая к проекту, архитектор тщательно изучила историю дома, и оказалось, что не только дом овеян легендами, но и участок, на котором он расположен. В свое время в здании, которое здесь стояло до постройки Барановского, собиралась масонская ложа, участие в которой принимал А.Ф. Лабазин – вице-президент Академии Художеств.

Восстановив помещения в их парадном блеске, вернув интерьерам историческую достоверность, архитектор поняла, что все новые элементы интерьера должны быть подчинены выявившейся мощной теме парадной квартиры начала XX века. «Но создавать историческую стилизацию желания ни у заказчиков, ни у меня не было.

Мы решили действовать современными элегантными средствами: широкий паркет, строгие дверные заполнения с текстурным стеклом, в меру декоративные светильники, мелкий орнаментальный рисунок обоев и глубокие спокойные цвета… Поставленной задачи удалось добиться с помощью достаточно простых приемов и материалов и в рамках относительно небольшого бюджета», — отмечает Татьяна Снежкина.

Оставьте комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *