Частный капитал в регионах пойдет на инфраструктуру жкх

Правительство предварительно определило семь проектов, которые получат средства из ФНБ на общую сумму почти 900 млрд руб. Их направят на строительство новых автодорог, желдорпутей, обновление ЖКХ и вагонов петербургского метро

Частный капитал в регионах пойдет на инфраструктуру ЖКХ

Виталий Тимкив / РИА Новости

В правительстве выбрали семь приоритетных инфраструктурных проектов общей стоимостью 4,9 трлн руб. для софинансирования из Фонда национального благосостояния.

Они были представлены на рассмотрение премьер-министру Михаилу Мишустину, рассказал РБК источник, знакомый с результатами состоявшегося в пятницу, 21 мая, совещания в правительстве под руководством первого вице-премьера Андрея Белоусова.

В случае утверждения эти проекты получат 895 млрд руб. из ФНБ, рассказал источник.

Собеседник, близкий к одному из профильных ведомств, подтвердил отбор семи приоритетных проектов для финансирования из ФНБ, которые должны быть реализованы по поручению президента для обеспечения синергетического развития инфраструктуры и промышленности. Ранее в правительстве сообщали, что речь идет о масштабных проектах в транспортной сфере, в частности модернизации железнодорожной сети, в электроэнергетике.

Какую сумму фонд может направить на проекты

Финансирование из ФНБ выгоднее банковского: оно предоставляется по более низким ставкам и на больший срок. Объем фонда по состоянию на 1 мая составлял 13 трлн 825,43 млрд руб., или 12% прогнозного ВВП на 2021 год, что эквивалентно $185,87 млрд. За апрель его объем увеличился на 23,3 млрд руб.

Проектом поправок в Бюджетный кодекс об инвестировании средств ФНБ по достижении его ликвидными средствами планки 7% ВВП предполагалось, что доля средств фонда, выделяемых для инфраструктурных проектов, не должна превышать 20% совокупного объема заемного финансирования отдельного проекта за счет всех источников.

Но недавно Минфин предложил установить, что средства ФНБ могут составлять не более 40% совокупного объема заемного финансирования отдельного проекта за счет всех источников.

В настоящее время ликвидная часть ФНБ составляет около 7,5% ВВП, то есть для новых инвестиций в инфраструктурные проекты доступно около 0,5% ВВП, или 580 млрд руб.

Объем ФНБ будет расти и далее, поскольку в 2021 году (январь—май) Минфин закупил в резервы уже более 600 млрд руб. на дополнительные нефтегазовые доходы бюджета.

Однако даже если прямо сейчас принять решение о новых инвестиционных проектах, деньги из ФНБ начнут поступать в экономику не раньше 2022 года, сказал РБК федеральный чиновник.

Эксперт: объем господдержки ЖКХ может составить 10-20 млрд рублей

Ранее стало известно, что Минстрой России разработал план мероприятий по поддержке строительной отрасли и сферы ЖКХ в условиях ухудшения ситуации в связи с распространением коронавируса.

Ведомство предлагает оказывать регионам поддержку в подготовке объектов ЖКХ к отопительному сезону, компенсировать организациям выпадающие доходы в случае задолженности за коммунальные услуги и поддержать граждан, оказавшихся в сложной жизненной ситуации.

Документ сейчас рассматривает Минэкономразвития России, после обсуждения правительством РФ он будет включен во второй пакет антикризисных мер.

«Общая стоимость будет складываться из заявок субъектов Российской Федерации и может достичь 10-20 млрд рублей.

Наиболее сложно обстоит вопрос с теплоснабжающими организациями почти в половине регионов страны, которые из-за теплой зимы понесли серьезные убытки там, где расчет осуществляется не равномерно в течение года, а только в течение отопительного периода — в среднем восемь месяцев», — сказал Склянчук.

В качестве дополнительных мер поддержки сферы ЖКХ эксперт считает необходимым предоставить муниципалитетам льготы по налогу на имущество по новым объектам коммунальной инфраструктуры в сфере водоснабжения и водоотведения по нацпроекту «Экология» и федеральному проекту «Чистая вода», поскольку это влияет на стоимость тарифа.

Также стоит предусмотреть компенсации для управляющих компаний и ТСЖ не только по задолженностям за коммунальные услуги, но и за содержание общего имущества, уверен заместитель генерального директора ассоциации организаций и специалистов в сфере развития ЖКХ и городского развития «ЖКХ и городская среда» Дмитрий Гордеев. «Люди поднимают вопрос о дезинфекции общих помещений в домах. Средства на это в платежах нигде не заложены. Поэтому Минстрой РФ должен установить размеры и профинансировать стоимость таких услуг», — говорит эксперт.

Помочь регионам с отопительным сезоном

Собеседники агентства отмечают, что финансирование регионов на подготовку к отопительному сезону, в первую очередь, может пойти на закупку топлива, модернизацию котельных, ремонт и замену тепловых сетей, чтобы избежать аварий в отопительный период.

Гордеев обращает внимание, что необходимо также предусмотреть контроль целевого использования этих средств. При этом наибольшая поддержка нужна будет регионам с большим количеством малых городов, в которых зафиксирована высокая степень износа коммунальных сетей, добавляет Склянчук.

В некоммерческом партнерстве «ЖКХ Контроль» считают, что при подготовке регионов к отопительному сезону основные проблемы чаще всего связаны с подготовкой домов.

«Есть компании, которые не проводят нужные мероприятия [по подготовке к отопительному сезону] по разным причинам, в том числе и потому, что сборы достаточно низкие, и они пытаются выбирать только отдельные мероприятия из всего перечня.

Сейчас также должна осуществляться поддержка управляющих организаций, которые управляют ветхими и аварийными домами, потому что там точно [несопоставима] стоимость управления и всех работ [с тем], что они собирают», — отмечает исполнительный директор организации, зампредседателя Общественного совета при Минстрое Светлана Разворотнева.

Опрошенные ТАСС эксперты отмечают важность упрощения процедуры выдачи россиянам субсидий на оплату услуг ЖКХ. «Самый главный тренд — нужно делать максимально простой и максимально быстрой адресную помощь гражданам, оказавшимся в сложной жизненной ситуации.

[Если] есть долг [за услуги ЖКХ], люди не могут получить субсидию, сейчас это становится критически важным, надо срочно менять этот пункт [в Жилищном кодексе РФ].

Субсидиями пока плохо пользуются, потому что сложно собрать все документы, бремя сбора документов должно лечь на органы исполнительной власти субъекта или учреждения, уполномоченного им, которое принимает решение о выделении субсидии», — прокомментировала Разворотнева.

По ее словам, также необходимо предусмотреть однократную процедуру проверки нуждаемости в субсидии и предоставления документов на период чрезвычайной ситуации.

Эксперт напомнила, что правительство РФ 26 марта внесло на рассмотрение в Госдуму законопроект «О внесении изменений в отдельные законодательные акты РФ по вопросам предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций».

Своими предложениями она предлагает расширить проект федерального закона.

Минстрою следует выделять дополнительное федеральное финансирование помощи регионам на адресные субсидии в сфере ЖКХ, считает Гордеев.

«Во многих субъектах РФ низкие стандарты стоимости жилищно-коммунальных услуг и максимально допустимой доли расходов семей на оплату ЖКУ. Поэтому адресную помощь получает малая доля домохозяйств», — говорит эксперт.

В свою очередь Склянчук считает, что следует ввести субсидии для малообеспеченных граждан по замене или поверке исправности индивидуальных приборов учета коммунальных ресурсов.

Кроме того, можно было бы установить мораторий на проверку, так как в этом случае в квартиру должны приходить сотрудники спецорганизаций, что, по его мнению, «неуместно в условиях сложной эпидемиологической ситуации».

Инфраструктурный кредит — выгодная альтернатива или дополнение к банковскому финансированию

«Механизм» предоставления бюджетных инфраструктурных кредитов был анонсирован президентом России Владимиром Путиным в послании Федеральному собранию.

Предполагается, что до конца 2023 года объем таких кредитов составит не менее 500 млрд руб.

Какие возможности инвестиционные кредиты открывают в сфере ГЧП и проектного финансирования, рассказал советник, руководитель Практики проектного финансирования и ГЧП АБ «Линия права» Михаил Корнев.

Как известно из выступления президента, инфраструктурные кредиты будут выдаваться по ставке не более 3% годовых на 15 лет под конкретный проект, прошедший федеральную экспертизу.

В числе приоритетных обозначены проекты в сфере автодорожной инфраструктуры, ЖКХ, общественного транспорта, туризма, социальной сфере, комплексного развития территорий.

При этом размер кредита будет рассчитываться с учетом проводимой субъектом РФ ранее долговой политики: «чем меньше долгов было у региона, тем больше он сможет получить инфраструктурных кредитов».

Таким образом, инфраструктурный кредит является выгодной альтернативой или дополнением к банковскому финансированию. Инвестиционный кредит позволяет получить «длинные дешевые деньги». С учетом того, что ключевая ставка ЦБ РФ составляет (на 29 апреля 2021 года) 5% с перспективами роста, инфраструктурный кредит может ощутимо улучшить финансовые показатели проекта.

Кроме того, горизонт финансирования в 15 лет вполне позволяет использовать инфраструктурные кредиты в проектах с длительным сроком возвратности инвестиций, а также сочетать их с краткосрочным, но и более дорогим банковским финансированием.

Субъекты РФ могут быть заинтересованы в дополнительном обеспечении возвратности инфраструктурного кредита и соответствующем обеспечении. 

Так как бюджетные кредиты предоставляются на условиях возмездности и возвратности, полагаем, что наибольший интерес у регионов возникнет в отношении проектов, генерирующих доход за счет коммерческой деятельности частного партнера (концессионера), а не за счет бюджетных обязательств региона.

В классических концессиях достаточным обеспечением интересов региона служило возникновение права публичной собственности на создаваемый объект. При грамотном структурировании проекта объем обязательств региона в инвестиционной части не превышал бы стоимость создания объекта (с учетом кредитной составляющей).

Читайте также:  Дворцовые интерьеры в коммуналках петербурга

Предоставляя средства на реализацию проекта за счет бюджетного кредита, регион будет заинтересован в обеспечении возвратности средств: как и частный партнер (концессионер), регион является «заемщиком», а значит возникновение собственности на построенный объект уже не гарантирует всех интересов региона. 

Независимо от итогов реализации проекта инфраструктурный кредит подлежат возврату. В отличие от классических концессий, регион как заемщик опосредовано несет риски доходности по проекту и заинтересован в получении части дохода от проекта.

Возвратность инфраструктурного кредита может обеспечиваться за счет уже отработанных механизмов, например, концессионной платы или платы частного партнера. В интересах региона ее можно определить как процент от получаемой концессионером (частным партнером) прибыли, но не менее размера, достаточного для погашения тела и процентов по инфраструктурному кредиту.

  • В случае, если доходность проекта не позволяет обслуживать инфраструктурный кредит, регион будет вынужден обеспечивать его возврат за счет иных источников, что повышает нагрузку на бюджет и является дополнительным риском для региона при применении инфраструктурного кредита.
  • В этом случае субъект РФ будет заинтересован в применении дополнительных механизмов обеспечения обязательств частного партнера (концессионера) по возмещению тела и процентов по инфраструктурному кредиту.
  • Полагаем, что для такого обеспечения могли бы применяться классические механизмы проектного финансирования, в которых регион участвовал бы наравне с финансирующим банком:
  • определение очередности удовлетворения требований региона и банка к концессионеру (частному партнеру).

Очевидно, что акционерный долг должен быть субординирован по отношению к обязательствам перед банком и регионом. «Старшинство» обязательств банка и региона будет подлежать обсуждению.

  • обязательства перед регионом могут быть обеспечены залогами прав требования кредитора к третьим лицам, залоговыми счетами, поручительствами акционеров.

Так как объем банковского финансирования может быть уменьшен за счет инфраструктурного кредитования, соответствующее уменьшение объемов обеспечения обязательств перед банком может быть использовано для обеспечения обязательств перед регионом. Банк и регион должны будут договориться о порядке удовлетворения требований за счет обеспечения.

  • регион, таким образом, становится еще одним «старшим» кредитором.

Конкуренция региона и банка в проектном финансировании не типична: регион по концессиям и ГЧП-проектам обычно выступает «гарантом» перед банком. В случае применения инфраструктурных кредитов регион становится также и самостоятельным кредитором.

С этой точки зрения инвестор также принимает дополнительные риски: вместо одного кредитора (банка) в проекте участвуют сразу два кредитора, каждый с самостоятельным интересом в возврате займов и обеспечении обязательств частного партнера (концессионера). Это усложняет структуру сделки и налагает на частного партнера (концессионера) дополнительные риски по управлению проектом.

Также при применении инфраструктурного кредита возникает вопрос о применимости механизма гарантирования минимального дохода.

Регион как кредитор частного партнера (концессионера) уже принял на себя дополнительные риски по возврату инфраструктурного кредита и может быть не заинтересован в дополнительной нагрузке на бюджет за счет МГД, что также порождает дополнительные риски при структурировании сделки.  

  1. Пока инфраструктурный кредит (500 млрд рублей до 2023 года) глобально не является конкурентом банковскому кредитованию по объемам финансирования, но с учетом стоимости финансирования банковский кредит безусловно проигрывает инфраструктурному.
  2. В случае распространения инфраструктурного кредитования банки могут быть вынуждены скорректировать требования к платежным механизмам проектов и смягчить позицию безусловного «старшего» кредитора.
  3. Порядок отбора проектов (фактически – требования к проектам), а также порядок определения размера инфраструктурного кредита подлежат определению, но именно от них во многом зависит, как конкретно поменяется механизм структурирования проектов с учетом инвестиционного кредита.

Инвесторы в сферу ЖКХ в малых городах будут освобождены от НДС

Правительство выступило с предложением освободить от НДС концессионеров в сфере ЖКХ в городах с населением до 100 тысяч человек.

Правительство выступило с предложением освободить от НДС концессионеров в сфере ЖКХ в городах с населением до 100 тысяч человек.

Соответствующий проект поправок в Налоговый кодекс был одобрен правкомиссией по законопроектной деятельности, сообщили в «Известиях». 

По словам члена правкомиссии, председателя правления Ассоциации юристов России Владимира Груздева, законопроект направлен на привлечение инвестиций для развития сферы ЖКХ в небольших городах. 

«По сути, это программы государственно-частного партнерства (ГЧП), посредством которых бизнес активно вовлекается в модернизацию объектов социальной инфраструктуры и предоставление жилищно-коммунальных услуг», – отметил он, уточнив, что по концессионным соглашениям государство может передавать в руки частных инвесторов на определенный срок объекты социальной инфраструктуры, которые требуют реконструкции. 

«В свою очередь, инвесторы обязаны вложить серьезные средства в реконструкцию и строительство объектов. В дальнейшем расходы инвесторов должны окупаться за счет эксплуатации объектов в целях предоставления услуг в сфере ЖКХ.

При этом доступ иностранных инвесторов в эту сферу полностью закрыт, партнерами государства могут выступать только частные компании.

Средства инвесторов в рамках ГЧП могут привлекаться для модернизации водоснабжения и канализации», – добавил он.

Устанавливающий такую возможность законопроект Госдума приняла в первом чтении 26 мая. Изначально нормы должны были действовать лишь в городах с населением менее 50 тысяч человек.

Груздев обратил внимание на то, что существуют определенные проблемы, из-за которых развитие развитие ГЧП в сфере ЖКХ тормозится. Так, одним из препятствий является то, что для заключения концессионных соглашений небольшие организации вынуждены платить налог на добавленную стоимость.

Также, в отличие от предприятия, концессионер не может пользоваться упрощенной системой налогообложения, поэтому при передаче в концессию систем водоснабжения или теплоснабжения тарифы для населения увеличивались из-за перехода компании в другой режим налогообложения. 

«В малых городах довольно тяжелая ситуация с системами ЖКХ. Надо вкладывать достаточно много средств, чтобы содержать инфраструктуру. Есть большое количество маленьких организаций, у которых собственник работает в регионе.

И он готов был бы заниматься развитием инфраструктуры этого города, но при условии того, что его инвестиции будут защищены.

Если бы, например, ограничения в части тарифов были бы более мягкие, было бы больше инвестиций», – отметил член общественного совета при Минстрое России Алексей Макрушин.

Член Ассоциации юристов России Наталья Скрябина выразила мнение, что в настоящее время инвесторам не интересны небольшие имущественные комплексы объектов тепло-, водоснабжения и водоотведения, однако отмена НДС для концессионеров может привлечь их в малые города. 

В марте глава Минстроя Ирек Файзуллин сообщил о том, что в России было заключено около 2,5 тысячи концессионных соглашений в сфере ЖКХ на сумму более 500 миллиардов рублей. 

(function() { var sc = document.createElement('script'); sc.type = 'text/javascript'; sc.async = true; sc.src = '//smi2.ru/data/js/89437.js'; sc.charset = 'utf-8'; var s = document.getElementsByTagName('script')[0]; s.parentNode.insertBefore(sc, s); }()); (function() { var sc = document.createElement('script'); sc.type = 'text/javascript'; sc.async = true; sc.src = '//smi2.ru/data/js/89437.js'; sc.charset = 'utf-8'; var s = document.getElementsByTagName('script')[0]; s.parentNode.insertBefore(sc, s); }()); if (window.Ya && window.Ya.adfoxCode) { var params = { p1: 'bzorw', p2: 'fulf', puid2: '229103', puid8: window.localStorage.getItem('puid8'), puid12: '186107', puid21: 1, puid26: window.localStorage.getItem('puid26'), extid: (function(){var a='',b='custom_id_user';if(!localStorage.getItem(b)){var c='ABCDEFGHIJKLMNOPQRSTUVWXYZabcdefghijklmnopqrstuvwxyz0123456789';for(var i=0;i

Жкх переходит на «цифру». умные решения помогут устранить жилищные скандалы — регионы россии

Избавиться от коррупции и создать гражданское общество можно без революций и митингов. Достаточно разработать и внедрить цифровой сервис, в котором оживет вся экосистема вашего двора, дома и подъезда. Ведь именно там начинается жизнь человека. IT-решения сегодня дают полную прозрачность не только между коммунальными компаниями и жильцами, но и чиновниками, которые наглядно смогут контролировать работу управляющих компании.

У кормушки

За последние годы конфликты между управляющими компаниями (УК) и жителями домов достигли пика по всей стране. Все чаще собственники многоквартирных домов пытаются разорвать контракт и сменить УК. Причины везде схожие: необоснованный рост цен на услуги при тотальном невыполнении своих обязательств.

Не так давно в подмосковной Балашихе, в доме класса «комфорт» сорвался лифт, пролетев несколько этажей. К счастью, сработала страховка и лифт не упал. В управляющей компании заявили, что срыва не было. Количество ремонтных заявок на этот лифт, только за год, исчислялось десятками. Юридические барьеры уже год мешают жильцам дома сменить управляющую компанию.

Да и нет уверенности, что новая фирма не повторит политику своих предшественников.

Подобные истории в разных вариациях повторяются по всей стране. Корень проблем очевиден – отсутствие прозрачных отношений между УК и жильцами, УК и департаментом ЖКХ города.

Казалось бы, в эпоху цифровых технологий достаточно создать сайты, онлайн-площадки для сбора данных и обмена информацией. Но по факту, почти все сайты УК имеют ограниченный функционал и локальную форму.

К ним не подключены департаменты ЖКХ, которые должны контролировать исполнение обязательств коммерческими УК. А жалобы жильцов тонут в безответной цифровой пучине.

Парадокс состоит в том, что мы пользуемся массой мобильных приложений для услуг и покупок, развиваем проекты цифровой экономики, а столь нужного цифрового сервиса для качественной жизни в многоквартирном доме сложно найти даже в Москве. В столице доля сервисов на базе IT-решений для жильцов и УК не покрывает и 15% управляющих компаний.

Редакции «Регионы России» удалось найти сервис, который создает прозрачную оцифрованную инфраструктуру для коммунальных задач, а заодно позволяет чиновникам видеть картину без искажений и задержек. Основатели этого цифрового сервиса заодно предложили ряд решений по взаимопомощи для жильцов, а также создали социальную сеть, которую можно масштабировать от дома до района и даже города.

Сегодня цифровой сервис «Геометр» активно тестируется в Сочи в рамках проекта «Умный город». Сочинцы сразу в нескольких районах пользуются частью этой эко-системы – приложением для обмена данными между жильцами и УК. В целом, сервис федерального уровня имеет множество инструментов.

Читайте также:  В Москве, вдоль МКЦ, будет активно развиваться торговля

Взаимодействие УК с жильцами и департаментом ЖКХ города, а также  оплата квитанций – это основа приложения. Параллельно идет стимулирование рабочих процессов за счет социальных ИТ-решений.

По сути – это частная социальная сеть – виртуальный дом, в котором жильцы обсуждают проблемы домового быта, могут оценить оперативность УК, внести свои предложения по развитию двора и района.

Но главное, в этой интеграции появился рычаг влияния в лице муниципальных департаментов ЖКХ, которые могут видеть отчеты о работе УК и оперативно принимать меры, если проблемы граждан остаются нерешенными.

Василий Маркелов, директор по маркетингу ИТ-платформы «Геометр»

Мы пообщались с директором по маркетингу такой глобальной ИТ-платформы «Геометр» Василием Маркеловым, пытаясь понять, изменят ли цифровые экосистемы ситуацию на рынке ЖКХ, а возможно и во всех хозяйственных вопросах города.

  • «Проблемы жильцов с управляющим компаниями коренятся, как раз в закрытости электронных площадок – УК не хотят «выносить сор из избы», но и решать проблемы жильцов не торопятся. Низкая юридическая грамотность людей в вопросах коммунального хозяйства, позволяет недобросовестным УК вводить их в заблуждение»
  • — Василий Маркелов, директор по маркетингу ИТ-платформы «Геометр»

В один клик

Знакомясь с «Геометром», мы рассчитывали увидеть приложение, где есть только жильцы дома и управляющая компания. Но вы создали социальную сеть районнного или даже городского масштаба. Зачем это нужно, если всех волнуют только отношения со своей УК в доме?

Проблемы жильцов с управляющим компаниями коренятся как раз в закрытости электронных площадок – УК не хотят «выносить сор из избы», но и решать проблемы жильцов не торопятся. Низкая юридическая грамотность людей в вопросах коммунального хозяйства позволяет недобросовестным УК вводить их в заблуждение.

Прежде чем создать наш сервис, мы изучали все узкие места в коммуникациях между жильцами, компаниями и администрацией. В итоге было решено создавать экосистему, способную дать всем сторонам полную картину событий.

Даже маленькая проблема в жилом доме может затянуться, поскольку исполнителем нередко являются подрядные организации.

Поэтому задача нашего сервиса – увидеть ситуацию комплексно, чтобы участники сервиса «Геометр» смогли оперативно выявить слабое звено и ликвидировать проблему.

Любой житель, открыв в смартфоне приложение «Геометр», сможет увидеть разделы. Например, на странице «SOS: Сообщить о проблеме» можно выбрать локацию: «Двор», «Подъезд», «Квартира», «Помощь соседей». После выбора житель попадет в раздел, где есть варианты проблем. Например, в подъезде грязно.

Он заходит в раздел «В подъезде», видит там варианты, среди которых есть «Состояние подъезда». Внутри этого варианта есть еще варианты, включая «Не убирают в подъезде». Здесь он может оставить комментарий и фото/видео. Большое число вариантов специально создано для легкости использования.

Человек не должен тратить много времени на передачу данных.  Далее информация поступает к УК, где распределяется по категориям важности и приоритетности исполнения. Операторы УК открывают систему управления работы с клиентами (CRM), которая сама распределяет запросы по исполнителям.

При этом УК имеет возможность оставлять ответный комментарий жильцу, демонстрируя свою лояльность и готовность решать проблемы.  

Обычно после такого обращения в УК, ситуация погружается в сумрак. Жилец не знает, планируются ли работы, когда они будут проведены и будут ли вообще. Как у вас происходит делегирование полномочий?

Для этих целей у нас созданы модули: «Управление сотрудниками», «Поиск исполнителей», «Запись звонков» и другие разделы с передачей полномочий. Сотрудник помимо полученной задачи, должен будет предоставить отчет о ее выполнении.

Если говорить о функционале для жильцов, то для нас провели исследование, и выяснили, что в первую очередь пользователям важно: отправлять обращения в УК и получать обратную связь; оплачивать квитанции и передавать показания счётчиков.

Поэтому мы создали для УК модуль «Прием платежей», который значительно облегчит процесс выплат. Вы удивитесь, но у многих УК даже в столице не всегда полноценно работает интернет-страница, где жилец должен делать оплату через личный кабинет.

За счет нашего модуля оператор выставляет счет, а абонент нажимает кнопку оплаты банковской картой и в два клика ее проводит. Мы планируем осуществлять оплату квитанций по QR-кодам, и по номеру лицевого счёта.

Посмотрели – прослезились

Когда во всей этой цепочке между УК и жильцом появляется чиновники из ЖКХ?

Информированность администрации проходит по двум каналам. Это централизованный сбор обращений от жителей домов и со всего города, а также отчеты от УК.

Надзорным органом над УК является Жилищная инспекция, а на муниципальном уровне, контроль за их работой осуществляют департаменты городского хозяйства. Выделенный представитель администрации или жилищной инспекции получает доступ в личный кабинет на платформе «Геометр».

Он видит насколько соблюдаются стандарты работы с жителями: время реакции, количество нерешенных вопросов и т.д. Существуют нормативы на решения проблем. Например, отсутствие воды  – это приоритетная задача, которую нужно решить быстро.

Сейчас работа по контролю за УК ведется чиновниками по телефону и по обращениям на электронную почту. Это закреплено на уровне законов. Правда, в отдельных регионах для людей уже есть интернет сервисы для подачи обращений.

Разве чиновники смогут вести контроль сразу по нескольким цифровым каналам?

Для муниципальных департаментов должен быть единый цифровой сервис. Потому что основная масса приложений и сервисов являются нишевыми решениями, автоматизирующими взаимодействие жителей и УК.

Администрацию, как участника, такие сервисы не вводят в свои платформы.

Есть конечно, отдельная история – «Добродел», но он закрывает другой уровень взаимодействия – жителей и администрации, а управляющие компании в нем явно не присутствуют.

Насколько удобна и понятна форма подачи информации для администрации?

Для чиновника, как для любого управленца, дается сводная информация с показателями в разных срезах: какие УК работают без нарушения регламентов, а какие с нарушениями; количественные показатели обращений по категориям.

И уже при необходимости можно углубиться в подробности, если некая УК регулярно нарушает нормативы или, вообще, игнорирует заявки людей. Чиновник имеет возможность увидеть каждое обращения и реакцию на него со стороны УК.

Таким образом, он моментально может собрать фактуру для инициации административных процедур.

  1. «Важным подспорьем станет наличие большой аналитической базы, которая сформируется за счет накопленных показателей. По ней будет проводиться сводный анализ, а главное они дадут городу картину стратегического развития на будущее»
  2. — Елена Семенова, заместитель директора ФАУ «Проектная дирекция Минстроя России»

Прозрачность вместо митингов

По логике, такая прозрачная система должна стимулировать развитие гражданского общества. Есть ли возможность у жильцов увидеть принятые чиновниками меры?

Деньги на формирование социальной инфраструктуры точек роста получат все дальневосточные регионы

Более 55,6 млрд рублей из федерального бюджета будет распределено между дальневосточными регионами на формирование социальной инфраструктуры точек экономического роста. Такое решение было принято по итогам заседания правительственной подкомиссии по вопросам реализации инвестиционных проектов на Дальнем Востоке и Байкальском регионе.

Будет осуществлена работа по созданию целого ряда объектов инфраструктуры. Общее количество мероприятий в рамках сегодня подготовленных предложений – 196. В целом на финансирование всех этих объектов будет выделено 55 млрд 657 млн рублей.

Вице-премьер – полпред Президента России в ДФО Юрий Трутнев

В настоящее время на Дальнем Востоке определено 44 центра экономического роста, для которых будет формироваться социальная инфраструктура. Сейчас определен список приоритетных проектов, для которых будет выделено финансирование в первую очередь.

Речь идет о создании новых и реконструкции действующих больниц, поликлиник, школ, детских садов, объектов культуры и спорта. Также федеральные средства пойдут на ремонт и строительство жилья, коммунальной инфраструктуры для точек роста и новых поселений, созданных на «дальневосточных гектарах».

Предполагается, что в дальнейшем список объектов социальной инфраструктуры будет расширен.

Всего на формирование социальной инфраструктуры точек роста до 2020 года зарезервированы бюджетные ассигнования в размере 68,4 млрд рублей.

 «В резерве находятся проекты на сумму порядка 13 млрд рублей, что соответствует тому лимиту финансирования, который заложен в федеральном бюджете. На трехлетку в бюджете заложена сумма на 68 млрд рублей.

Сегодня 55 млрд рублей мы распределили, еще 13 млрд рублей осталось», – прокомментировал Министр РФ по развитию Дальнего Востока Александр Галушка.

Более 26 млрд рублей будет выделено Сахалинской области. Средства федерального бюджета пойдут на строительство и реконструкцию более ста объектов социальной инфраструктуры точек роста на самом Сахалине и на Курильских островах. Финансирование получили практически все объекты из ФЦП «Развитие Курильских островов».

Более 10,7 млрд рублей будет предоставлено Хабаровскому краю. Основной упор сделан на развитие социальной инфраструктуры Комсомольска-на-Амуре.

Читайте также:  Вентиляция в квартире: системы, модели и цены

«В Комсомольске-на-Амуре уже сегодня работают современнейшие высокотехнологичные производства, а сам город находится в неадекватном такому производству состоянии.

Люди работают, выпускают современную продукцию, а условия для жизни отстают.

Поэтому предусмотрены федеральные средства на реализацию комплексного плана развития города», – пояснил Министр РФ по развитию Дальнего Востока Александр Галушка.

Амурской области будет предоставлено 5,6 млрд на развитие социальной инфраструктуры города Свободного. В качестве приоритетных определены шесть объектов в сфере здравоохранения, 11 объектов в сфере образования, 12 объектов в сфере ЖКХ, по одному объекту в сфере культуры и спорта.  

Отметим, что для Комсомольска-на-Амуре и города Свободный были разработаны специальные комплексные планы социально-экономического развития, утвержденные Правительством России.

Приморью выделено свыше 5,124 млрд рублей. Средства будут направлены на строительство и реконструкцию 19 объектов – школ, больниц, детских садов, объектов спорта и культуры.

4,7 млрд рублей выделено Камчатскому краю. Будет осуществлено строительство первой очереди Камчатской краевой больницы. В сфере образования запланирована модернизация материально-технической базы 9 техникумов. В Петропавловске-Камчатском финансирование будет направлено для стадиона «Спартак».

Республика Саха (Якутия) получит свыше 1,748 млрд рублей. Средства будут выделены для капитального ремонта детской поликлиники в городе Нерюнгри.

В сфере образования признаны приоритетными три школы, предусмотрена модернизация материально-технической базы для 5 учреждений. В Среднеколымске появится ФОК. В Нерюнгри реконструируют сооружения водопроводно-канализационного хозяйства.

Дополнительно прорабатывается механизм финансирования в рамках государственно-частного партнерства еще двух объектов в сфере здравоохранения.

Еврейской автономной области предоставят больше 665 млн рублей. Большая часть средств предусмотрена на строительство и модернизацию объектов здравоохранения и образования. Также выделено финансирование на покупку жилья для медицинских работников.

Более 652,8 млн рублей потратит Магаданская область на два объекта здравоохранения, строительство двух ФОКов и обновление материально-технической базы трех техникумов.

Федеральный бюджет предоставит Чукотскому автономному округу 562,7 млн рублей на два объекта здравоохранения, модернизацию материально-технической базы 4 техникумов и строительство многофункциональной спортивной площадки в селе Лорино. Также планируется строительство мобильных жилых домов для оленеводческих бригад коренных народов Севера.

Отдельно выделено финансирование на обустройство территорий скопления «дальневосточных гектаров». Речь идет о территориях, где будут формироваться новые поселения.

«К работе надо приступать прямо в этом году. Все 196 мероприятий мы должны осуществить за 3 года. До конца 2020 года все эти планы должны быть реализованы», – завершил заседание подкомиссии Юрий Трутнев.

Васильева Евгения +7 (985) 269-77-02

e.vasileva@minvr.ru

Канал Минвостокразвития России в Telegram

Инфраструктурная ипотека поможет оживить экономику регионов

В первой половине 2017 года объем прямых иностранных инвестиций в российскую экономику вырос вдвое по сравнению с прошлым годом. Об этом на октябрьском заседании с участием лидеров мирового бизнеса заявил премьер-министр РФ Дмитрий Медведев. По оценке главы правительства, экономика России адаптировалась к новым вызовам и условиям, с которыми столкнулась после введения санкций

«Несмотря на попытки экономической изоляции нашей страны, усиливается интерес к сотрудничеству с Россией и зарубежных инвесторов», — заявил он.

Впрочем, регионам по-прежнему не хватает средств на развитие инфраструктуры. Год от года из федерального бюджета на эти цели выделяется все меньше денег. Председатель правления Национального центра государственно-частного партнерства (ГЧП) Павел Селезнев в статье для «Российской газеты» отмечал, что расходы бюджета на инфраструктуру сокращаются на 10% в год.

Ситуацию осложняет тот факт, что изрядно изношенное советское инфраструктурное наследие подчас ремонтировать бесполезно. Проще заменить, но эта задача требует иного уровня финансовых решений.

Потенциально эффективным для привлечения внебюджетных инвестиций выглядит сам институт ГЧП, но пока доля частного капитала в нем не дотягивает до 3% от общего объема инвестиций в инфраструктуру страны.

Ситуация давно требовала структурных реформ и такие реформы получили практическое воплощение в виде «инфраструктурной ипотеки». Термин появился с подачи президента России. Владимир Путин заявлял, что механизм позволит обеспечить опережающие темпы роста экономики.

Принцип работы нового механизма взаимоотношений государства с частным бизнесом ранее объяснял глава Минфина Антон Силуанов. По словам чиновника, это будет некий аналог ГЧП, когда частный инвестор сможет кредитовать государство по привлекательным для него ставкам.

Заемные средства пойдут на строительство дорог или, например, газопроводов.

Заведующий кафедрой государственного регулирования экономики РАНХиГС Владимир Климанов рассказал, что детальной разработкой проекта инфраструктурной ипотеки в настоящий момент занимается министерство экономического развития РФ. По его словам, для этого ведомство перестраивает работу нескольких структурных подразделений.

«Речь идет об одной из форм государственно-частного партнерства. – объясняет эксперт. — Решения для масштабных инфраструктурных задач будут аккумулированы в средства разных участников.

Впоследствии получатели благ от построенных проектов будут нести за них финансовую ответственность. Те проекты, которые я видел, подразумевают участие самых разных сторон.

Создание федеральной структуры с соответствующими функциями, участие регионов, инвесторов и населения с целью решения проблем в дорожном хозяйстве и в части других инфраструктурных объектов».

Как отмечает экономист, об эффективности механизма инфраструктурной ипотеки говорит зарубежный опыт, однако эксперт напоминает, что в России своя специфика. «В нашей стране расходы на инфраструктуру выше как у бизнеса, так и у государства.

Это определяется географическим расположением и большими размерами страны. Это создает меньше условий для окупаемости проекта и вызывает меньший интерес инвесторов. Но, с другой стороны, очевидно, что инвестиционные решения нужно искать, поскольку ресурсов одного участника процесса будет недостаточно.

Нужно привлекать и аккумулировать средства для масштабных задач», — отмечает он.

Ответственность за реализацию проектов инфраструктурной ипотеки, как отмечает специалист, ложится на плечи глав субъектов РФ. Но, как говорит Климанов, в экспертном сообществе пока нет единого мнения, насколько регионы готовы платить за использование объектов в долгосрочной перспективе.

Ожидается, что первыми шагами на пути к реализации проектов станет реформа законодательства в сфере ГЧП и внедрение системы распределения и управления проектными рисками. Главы отдельных регионов страны видят в новации выход из финансового кризиса.

Не секрет, что многие субъекты РФ заканчивают год с задолженностями по бюджетным кредитам и будут участвовать в программе реструктуризации. Так, глава Архангельской области Игорь Орлов заявил, что рассматривает строительство железнодорожной магистрали «Белкомур» (Белое море – Коми – Урал) в качестве пилотного проекта инфраструктурной ипотеки.

По его мнению, это позволит в ближайшее время определить наиболее эффективные и целесообразные механизмы господдержки проекта и представить инвестору подтверждение намерений властей по его реализации.

Похожие планы у губернатора Иркутской области Сергея Левченко. Ранее депутат Госдумы от региона Сергей Тен рассказал журналистам, что первым проектом нового механизма ГЧП может стать строительство автодороги «Вилюй». По его словам, данный проект интересен, как нефтегазовым компаниям, так и жителям России в целом.

Работают в данном направлении и власти Тульской области. Именно в Туле ранее было подписано первое на территории РФ концессионное соглашение на условиях государственно-частного партнерства на реконструкцию инфраструктуры ЖКХ города Ясногорска. Сейчас проект успешно реализовывается с помощью частного капитала.

В планах региональной администрации и другие проекты. Так, на прошлой неделе глава губернатор Алексей Дюмин предложил Заксобранию вывести Тульскую область в число первых регионов, где механизм инфраструктурной ипотеки получит полноценное практическое воплощение.

Глава области предложил использовать новый механизм для строительства объездной автодороги города Новомосковска, поскольку действующая транспортная система сдерживает развитие ряда перспективных промышленных компаний, и автодороги, соединяющей федеральные трассы М-2 «Крым» и М-4 «Дон».

Такая политика может стать примером полноценного использования новых экономических инструментов для развития региона.

По принципу инфраструктурной ипотеки могут быть также построены Багаевский и Нижегородский гидроузлы, сообщал 19 декабря глава Минтранса РФ Максим Соколов.

Первый позволит решить проблему судоходства на реке Дон при мелководье, а нижегородский проект – максимально использовать потенциал внутренних водных путей и также увеличить грузопоток.

Власти Нижегородской области уверены, что в перспективе ГЭС откроет новые возможности для регулярного судоходства не только по Волге, но и по Оке, Ветлуге и Суре. Ожидается, что интенсивное судоходство в области даст импульс к развитию нижегородских портов.

Несмотря на то, что в экспертном сообществе пока нет детального понимания работы новой формы ГЧП в части распределения рисков и окупаемости проектов в долгосрочной перспективе, механизм выглядит довольно перспективным для привлечения частного капитала.

На выходе инвестор получает актив, а население – инфраструктурный объект, который дает импульс к развитию региона в целом. Возможно, это шанс совершить прорыв и модернизировать наконец устаревшую инфраструктуру и в дальних регионах страны.

В условиях санкционного прессинга со стороны международного сообщества хороши все инструменты, которые позволят российской экономике привлекать капитал и наращивать собственные объемы производства.

Оставьте комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *