10 граффити, которые меняют пространство городов

  • «Большой Енот», Лиссабон
  • Замок Кельбурн, Глазго
  • «Майя», Москва
  • «Сан Дженнаро», Неаполь
  • «Машина заказов» (Ordering Machine), Гренобль
  • «Господи, помоги мне выжить среди этой смертной любви!», Берлин
  • Дэвид Боуи, Лондон
  • Стена Джона Леннона, Прага
  • «Ярость, бросатель цветов» («Rage, the Flower thrower»), Вифлеем
  • Via Zamboni, Болонья

«Большой Енот», Лиссабон

Bordalo II.

Описание и история: Лиссабон можно по праву считать одной из европейских столиц уличного искусства — здесь даже есть правительственный департамент, занимающийся стрит-артом. Так что уличных художников здесь любят и уважают, а не считают за вандалов.

Bordalo II — португальский художник и активист, известный серией работ Trash Animals. Это не просто рисунки на стенах, а объёмные инсталляции, сделанные из мусора. Bordalo II привлекает внимание общественности к проблеме экологии и её влияния на животных. Каждая работа занимает у художника от трёх до семи дней. 

10 граффити, которые меняют пространство городов

Bosc d’Anjou / flickr.com

10 граффити, которые меняют пространство городов

Han van Hoof / flickr.com

Как добраться: енота можно найти на улице Bartolomeu Dias (в двух минутах ходьбы от Музея современного искусства). 

Замок Кельбурн, Глазго

Нунка, Нина Пандольфо, OSGEMEOS (братья-близнецы). Все художники из Бразилии.

Описание и история: замок Кельбурн был построен в XIII веке, неудивительно, что к 2007 году ему требовалась серьёзная реконструкция. Владелец замка, граф Патрик Бойл (граф Глазго), предложил государству оригинальную идею — разрисовать фасад задмка — и пригласил знаменитых уличных художников.

10 граффити, которые меняют пространство городов

Derek Buchanan / flickr.com

Оригинальные абстрактные рисунки привлекли множество туристов, на деньги от билетов планировалось провести реконструкцию (и стереть граффити). Но графу они так понравились, что, по слухам, он до сих пор ведёт переписку с правительством, пытаясь отстоять рисунки и оставить их навсегда. Шотландцы люди упрямые, и кто победит — мы не знаем.

10 граффити, которые меняют пространство городов

Beth / flickr.com (слева) и Karen Evans / flickr.com (справа)

Как добраться: на автобусе A78, следующем по маршруту Greenock. Цена билета  — 5 £ (≈ 430 руб. в одну сторону). Дорога займёт около 45 минут.

«Майя», Москва

бразильский художник Эдуардо Кобра.

Описание и история: красочное граффити в центре Москвы не рассказывает об остром социальном конфликте, но зато привлекает внимание яркими цветами и размером (18х16 метров). Граффити изображает знаменитую русскую балерину Майю Плисецкую. Работа появилась в 2013 году, за полтора года до смерти Плисецкой, так что прима Большого театра успела её увидеть и оценить по достоинству.

10 граффити, которые меняют пространство городов

Olgysha / Shutterstock.com

Как добраться: граффити расположено по адресу: Большая Дмитровка 16/1 (пять минут пешком от станции метро «Театральная»).

«Сан Дженнаро», Неаполь

итальянский художник Джорит (Jorit). 

Описание и история: только в Неаполе можно встретить граффити, изображающее святого. Этот город удивительным образом сочетает почти фанатическую набожность и абсолютную любовь к современному искусству. Огромное граффити в стиле реализма во всю стену расположено в районе Forcella, считающимся одним из самых опасных (всё из-за неаполитанской мафии, Каморры).

10 граффити, которые меняют пространство городов

Marzia Bertelli / flickr.com

Как добраться: пешком по via Duomo до Via Veccaria Vecchia 33. Дорога займёт около 20 минут.

Визуальное искусство у итальянцев в крови, поэтому современные (правда, непризнанные) Боттичелли сейчас рисуют буквально повсюду — в Италии нередко можно встретить полностью расписанные поезда метро и километры стен на улицах. Некоторые, правда, заходят слишком далеко и украшают своими художествами исторические монументы. Такой вандализм не приветствуется, а вот к сотням невероятно красивых граффити туристы и государство относятся нормально.

«Машина заказов» (Ordering Machine), Гренобль

Nevercrew — команда из двух итальянских художников. Сейчас проживают в Швейцарии.

Описание и история: на огромном граффити во всю стену изображены два реалистичных кита, подвешенных на вешалку с помощью большого куска ткани. Художники хотели обратить внимание на проблему эксплуатации человечеством природных ресурсов. Работа появилась на стене в честь фестиваля уличного искусства в Гренобле в 2016 году. 

10 граффити, которые меняют пространство городов

NEVERCREW / flickr.com

Как добраться: «Машина заказов» расположена в двух минутах пешком от автобусной остановки Championnet. Сюда ходят автобусы 12 и C3.

«Господи, помоги мне выжить среди этой смертной любви!», Берлин

Дмитрий Врубель — русский художник, проживающий в Берлине.

Описание и история: думаем, с этой работой ты прекрасно знаком, даже если воочию увидеть её не удалось. На граффити изображён поцелуй Леонида Брежнева и Эриха Хонеккера (немецкий политический деятель XX века). 

Сам поцелуй ознаменовал десятилетний договор, заключённый между Восточной Германией и СССР в 1979 году, и был запечатлён на фотографии, попавшей в сотни газет. 

10 граффити, которые меняют пространство городов

Ppictures / Shutterstock.com

В 1989 году Берлинская стена пала, а в 1990 трансформировалась в галерею под открытым небом. В этом же году на её Восточной стороне появилась работа Дмитрия Врубеля (до падения стены украшать её граффити разрешалось только с Западной стороны). Работа была сильно испорчена к 2005 году, и художника попросили её реставрировать.

Как найти: расположена в Истсайдской галерее. Добраться можно на метро, линия U1, до станции «Шлезишес Тор» (Schlesisches Tor). Отсюда 10 минут пешком. Билет на метро в одну сторону — 2,5 € (≈ 185 руб.).

Дэвид Боуи, Лондон

Джеймс Кочран, британский художник австралийского происхождения. 

Описание и история: граффити размером больше человеческого роста появилось на стене магазина Morleys в 2013 году — Боуи родился буквально за углом. 

10 граффити, которые меняют пространство городов

chrisdorney / Shutterstock.com

Великий певец умер в 2016. С тех пор это место стало его мемориалом — здесь поклонники оставляют цветы и записки. Граффити также покрыли пластиком, чтобы защитить от воздействия среды  — вот оно, бережное отношение к искусству!

Как добраться: мемориал находится рядом со станцией метро «Брикстон» (Brixton). Билет на метро — 4,9 £ (≈ 400 руб.).

10 граффити, которые меняют пространство городов

Lenscap Photography / Shutterstock.com (слева) и chrisdorney / Shutterstock.com (справа)

Стена Джона Леннона, Прага

десятки разных художников.

Описание и история: оказывается, существует не только стена Цоя! В Праге, прямо напротив французского посольства, сразу после смерти Джона Леннона в 1980 году начали появляться первые рисунки и надписи. Правительство долго пыталось бороться с «вандализмом», но, говорят, на защиту фанатов встало французское консульство — во избежание волнений и протестов стену попросили оставить в покое. 

По сей день здесь появляются новые рисунки и записи, так что увидеть обновленную стену можно в каждый приезд в Прагу. 

emka74 / Shutterstock.com

emka74 / Shutterstock.com (1, 2)

Как добраться: две минуты пешком от Храма Девы Марии.

«Ярость, бросатель цветов» (Rage, the Flower thrower), Вифлеем

Бэнкси.

Описание и история: Бэнкси — самый знаменитый уличный художник нашего времени. Никто не знает, кто он на самом деле, но его работы известны всему миру, поскольку всегда поднимают острые вопросы (политика, социальное устройство, военные конфликты). 

Читайте также:  На Петровском острове в Петербурге за несколько лет построят 270 тысяч кв. м жилья

Jonas K. / flickr.com

«Бросатель цветов» изображает человека в маске, который вместо коктейля Молотова кидает букет цветов. Смысл очевиден — художник не хочет войны между Израилем и Палестиной.

Бэнкси стал настолько знаменит, что его работы уже выставляются в музеях по всему миру. Посетители гадают, кто же скрывается за личностью знаменитого художника и активно платят деньги за то, чтобы взглянуть на коллекцию его работ под одной крышей.

Как добраться: полчаса пешком от Базилики Рождества Христова

Улица Дзамбони, Болонья

студенты Болонского университета.

Описание и история: улица Дзамбони (Via Zamboni) считается университетской улицей города Болонья. Собственно, весь город считается студенческим, благодаря Болонскому университетц, но улица Замбони особенно интересна по нескольким причинам.

Здесь расположены культурные места, например Муниципальный оперный театр или Музей Палаццо Поджи (Музей медицины). Студенты решили, что местным палаццо не помешает немного красок и на протяжении десятилетий разукрашивали стены зданий разными граффити. 

Sailko / it.wikipedia

Sailko / commons.wikimedia.org

Получилось очень аутентично — старинные колонны покрылись политическими лозунгами и произведениями искусства. Разглядывать можно бесконечно. 

Как добраться: 10 минут пешком от Piazza Maggiore — главной площади Болоньи.

Уличное искусство красиво, социально значимо и (немаловажный плюс!) – почти всегда бесплатно. И его так много, что знакомиться с ним можно всю жизнь, ища любимые граффити по всему миру. Кто знает, возможно, после окончания пандемии появится новые картины. Кстати, Бэнкси уже сделал одну для британской больницы. 

10 самых известных городов с граффити и стрит-артом

Уличное искусство — та область, которая развивается по своим собственным законам. К граффити можно относиться по-разному, но это в любом случае красочно, оригинально и самобытно. Прогуляемся по столицам стрит-арта прямо сейчас?

Лос-Анджелес

Граффити и стрит-арт были всемирно признаны искусством именно после того, как в 2011 году в Музее современного искусства в Лос-Анджелесе прошла первая в США музейная выставка Art in the Streets.

Сейчас галереи города принимают выставку за выставкой, появляются новые объекты и в естественной среде. Наибольшая концентрация изображений наблюдается в районах Артс-Дистрикт в Даунтауне и Венис-Бич.

10 граффити, которые меняют пространство городов 10 граффити, которые меняют пространство городов 10 граффити, которые меняют пространство городов
streetartinlosangeles

Бристоль

Лавры Бэнкси не дают покоя креативной молодежи, которая со всего мира съезжается в родной город художника. Летом в Бристоле проводится крупнейший в Европе фестиваль граффити и стрит-арта. На откуп участникам отдают районы Бедминстер и Саутвилл — там можно посмотреть, как из-под шипящих баллончиков с краской создаются новые произведения.

10 граффити, которые меняют пространство городов 10 граффити, которые меняют пространство городов 10 граффити, которые меняют пространство городов
spray.bristol matteo.francescon moontomoon

Берлин

Точка притяжения поклонников стрит-арта, город добровольно предоставляет художникам площадки для самовыражения. Главным объектом является Берлинская стена — ее фрагменты покрыты многочисленными слоями краски.

В 2009 стену отреставрировали, и власти города попросили отдельных художников восстановить свои муральные картины. Так на стене снова появилось творение Дмитрия Врубеля — исторический поцелуй Брежнева и Хонеккера.

10 граффити, которые меняют пространство городов 10 граффити, которые меняют пространство городов 10 граффити, которые меняют пространство городов
graffitiboxshop _street_art_berlin_

Мехико

Склонность к монументальной живописи у мексиканцев в крови — они занимались этим еще во времена древних цивилизаций. Из недавней истории надо вспомнить десятилетия Мексиканского мурализма.

В наши дни столица стала истинным раем для уличных художников — сотни изображений, от суперреалистичных до экспериментальных абстракций.

Фестиваль All City Canvas 2012 года обогатил эту коллекцию девятью огромными арт-объектами: в кои веки это было сделано абсолютно легально, правда, на согласование организаторы потратили почти год.

10 граффити, которые меняют пространство городов
casakeillor streetart_mexico

Лондон

Граффити подчас подобны бабочке, их век недолог: популярные места то и дело норовят закрасить новыми работами, а несогласованные арт-объекты могут быть уничтожены администрацией.

Существуют специальные гиды по стрит-арту: они помогут найти лучшие из эфемерных творений, сфотографировать раскиданные по городу трафареты Бэнкси и познакомиться со самыми свежими картинами в экс-маргинальном, а ныне богемном районе Шордич.

val_le_yeti dumontsamantha

Сан-Паулу

Культовое место, где краской покрыто практически все. В богатый район Вила-Мадалена можно ходить и вечером, а вот в Бон-Ретиру и Барра-Фунда после заката лучше не соваться.

Не пропустите длиннющую стену на Проспекте 23-де-Майо и зашифрованные послания «пишасао» (Pixação) — этот стиль надписей, наносимых в труднодоступных местах, родился именно здесь. А в декабре в Сан-Паулу пройдет второй фестиваль O.

bra — на прошлом за две недели потратили 4000 баллонов краски.

graffitisaopaulo

Вальпараисо, Чили

Главные очаги вибрирующей стрит-арт культуры Вальпараисо — это Серро-Алегро-и-Консепсьон, менее туристические районы Пуэрто и Серро-Карсель, а также довольно опасный для гринго Ван-Бурен.

В последнем можно посмотреть граффити вандального стиля и изображения, работающие в сочетании с потрясающей архитектурой.

И, наконец, есть Серро-Поланко, который после недавнего фестиваля стал настоящим граффити-музеем под открытым небом.

valpostreetart

Кейптаун

Самовыражение через рисунки в публичных местах настолько привычно для местных жителей, что власти города уже несколько лет пытаются обуздать эти проявления.

Но не через запреты, а через довольно охотно выдаваемые разрешения. Их должны получить художники, которые собираются расположить свои творения на стенах, просматриваемых с дороги.

В официальных галереях тоже проходит много выставок стрит-арта.

capetownstreetart

Париж

В центре города граффити можно найти только на строящихся объектах и у Центра Жоржа Помпиду. Обязательно загляните в дом 59 на улице Риволи, обитель свободных художников. Затем надо держаться подальше от центра: вас ждут галереи улицы Денуае, грузовики и здания на бульваре Менильмонтан. На закуску — прогулка по 19-му округу Парижа вдоль канала Сен-Мартен в сторону парка Вилет.

streetartparis

Мельбурн

Признанный «столицей стэнсил-арта», город считает качественные образцы настенного искусства одной из аттракций для туристов. Параллельно с этим идет борьба с убогими надписями и нелегальными рисунками, мешающими владельцам зданий. Самые крутые изображения размещены в фотогалерее официального сайта Мельбурна, в интернете можно скачать карту их расположения.

salamaddage liezoren rob_insta_rker

Стрит-арт и архитектура: самые громкие проекты

10 граффити, которые меняют пространство городовГраффити «Окно в Европу», набережная Цесаревича, Владивосток, 2012. Арх-бюро Concrete Jungle (основатели: Феликс Машков и Вадим Герасименко).

Время, когда граффити считалось вандализмом, кануло в темное прошлое. Сегодня уличные художники заняли заслуженное место на пьедестале современного искусства. Городские власти, которые раньше гонялись за авторами, чтобы наказать их по всей строгости закона, теперь встают в очередь на заключение контрактов для оформления общественных пространств. Уличные художники не просто делают наши города красивыми и интересными, зачастую им под силу переосмыслить существующий урбанистический ланшафт, изменить архитектурный контекст.

Вслед за великими именами родоначальников стрит-арта — Китом Харингом (Keith Haring), Бэнкси (Banksy) и Жаном-Мишелем Баския (Jean-Michel Basquiat) на улицы вышло горомное количество художников, чтобы разрисовать все, что попадется им под руку.

Сами стрит-артисты считают, что искусство давно было пора выпустить из музеев на улицу. И хотя типологию современного искусства тяжело загнать в строгие рамки (пост-граффити, «интервенция», мурализм и т.

 д), единственное, что хотят городские жители и туристы — это зрелищность, масштаб, эстетика, философский посыл и яркие краски. Именно это зритель и получает от уличного художника.

Специально для наших читателей рассказываем о самых громких именах в мире современного уличного искусства и предлагаем насладиться подборкой самых эффектных стрит-арт проектов.

Покрас Лампас

Каллиграфия площадью 1625 кв. метров заняла у художника два дня работы и затребовала 730 литров краски.

Художник Арсений Пыженков, родом из Королева, известен во всем мире как Покрас Лампас (Pokras Lampas). Забавный теперь уже не псевдоним, а официальное имя, было образовано от старого выражения «покрасить» в среде граффитистов и самой абсурдной рифмы к нему. Покрас работает в стиле «каллиграффити», как очевидно из названия — на стыке граффити и каллиграфии. Он постоянно занят новыми проектами, а на его руках — следы свежей краски.

Художник смог раскрасить тоннель от Атриума до Курского вокзала только наполовину. Причина в том, что часть принадлежит торговому центру, а часть — РЖД, и последние отказались предоставить свой отрезок Покрасу.

Читайте также:  Покупатели квартир в ипотеку не застрахованы от аферистов

Прославил художника проект по созданию самой большой каллиграфии в России (да и вообще в мире) на крыше «Красного Октября» в 2015 году.

В 2017 Покрас расписал тоннель от Курского вокзала до торгового центра «Атриум» в Москве, вдохновляясь произведениями художников русского авангарда, цитатами Малевича, Кандинского и Маяковского.

Громким международным проектом в карьере каллиграфиста стала покраска крыши Дворца итальянской цивилизации (Palazzo Della Civilta) в Риме, который по совместительству является штаб-квартирой Fendi. 

«Важно, чтобы творчество не превращалось в ремесло. Главное — доверять своей интуиции и делать только то, во что ты искренне веришь. Честное творчество всегда будет оценено по достоинству», — Покрас Лампас.

Подмосковный пост-граффити дуэт Aesthetics group существует с 2004 года. Состав участников и концепция со временем менялись, на данный момент — это Petro (Петр Герасименко) и Slak (Илья Блинов).

Совместная работа Petro и Slak в рамках пилотного проекта фестиваля «Объекты природы». Аэрозольная краска. Котка (Финляндия), 2014.

Коллектив прошел путь от классического граффити к его смешению с абстрактной живописью. Художники работают на стыке авангарда и граффити, авторский стиль выражается в насыщенных цветах и ломаных линиях.

Диптих без названия. Левая часть — Slak, правая часть — Petro. Аэрозольная краска, акрил. Сатка, Челябинская область, 2017.

Московский художник Миша Most занимается граффити с 1997-го и с 2004 года создает живописные работы. Автор быстро перешел из разряда «уличных авторов» в полноценные художники. Практически все работы автора посвящены человеческому будущему.

В 2017 году художник создал самую большую настенную живопись в мире на площади 10 тысяч кв. метров. Холстом для произведения «Эволюция 2.1» стало здание промышленного комплекса в городе Выкса (Нижегородская область).

«Эволюция 2.1», Выкса, Нижегородская область, 2017.

Осенью того же года Миша научил рисовать дрона. В основе лежал подход «создание картины без художника». Дроны широко распространены в наше время, люди постоянно обучают устройства делать что-то новое. А художник решил привнести это «что-то новое» в искусство.

Проект «Прощание с вечной молодостью» состоял из нескольких этапов. Для начала Миша отрисовывал объект на планшете, затем изображение переносилось в специальную программу, по которой «летает» дрон. Затем для получения законченного произведения стоило всего лишь нажать на кнопку — остальное делала машина.

«Прощание с вечной молодостью»: Миша Most и дрон.

Вообще-то британская художница Камилла Валала (Camille Walala) по профессии дизайнер по тканям. Но полученное образование никогда по-настоящему ее не захватывало. Последнее время Камиллу активно зовут оформлять бетонные коробки, непримечательные фасады и пешеходные переходы.

Здание Splice Post, Лондон.

Валала работает на грани современного искусства и архитектуры, вливая в окружающую среду энергию и оптимистический настрой при помощи ярких красок и орнаментов. Огромное влияние на творчество художницы оказала группа Memphis.

Детская площадка в Лондоне.

Именно в стиле этого дизайнерского объединения автор оформила фасад промышленного здания в Бруклине 40-метровой росписью. В основе концепции — оптические иллюзии, контрастные цвета и повторяющиеся L-образные мотивы.

Фасад в духе группы «Мемфис», Бруклин (Нью-Йорк).

Холстом швейцарца по происхождению и закоренелого парижанина по месту жительства Феличе Варини (Felice Varini) стала сама архитектура. Художник знаменит фирменными оптическими иллюзиями. Работы автора запечатлены на стенах зданий и тротуарах, в парках и скверах.

С первого взгляда созданное Варини изображение не воспринимается цельно, оно распадается на отдельные фрагменты. И лишь с определенной «правильной» точки зрения орнамент складывается в целостный образ. Работы Варини выглядят настолько нереальными, что первая реакция человеческого мозга: «Это фотошоп!».

Жанр, который выбрал для себя Варини, называется анаморфозом. Главной темой творчества стала геометрия — разнообразные правильные фигуры: круги, треугольники, прямоугольники. Работы Варини подобным миражам в пустыне: вот человек наблюдает гипнотическое зрелище и вдруг, одно неверное движение, и видение растворяется.

Крыша «Жилой единицы» Ле Корбюзье, Марсель, Франция, 2016.

Художники Ill-Studio в сотрудничестве с модным брендом Pigalle радикально изменили внешний облик баскетбольной площадки в Париже. В 2015 году спортивный объект оделся в резкие цвета и четкие геометрические формы по мотивам творчества Казимира Малевича.

Площадка Pigalle Duperré в Париже зажата в узком пространстве между домами, 2015.

В 2017-м же студия обратилась к более мягким, но не менее эффектным градиентным оттенкам. «Работая над этой площадкой, мы хотели исследовать отношения, складывавшиеся между спортом, искусством и культурой на протяжении многих десятилетий», — рассказывают авторы проекта.

Площадка Pigalle Duperré, Париж, 2017.

Проект яркой баскетбольной площадки бурно обсуждался на просторах интернета по всему миру. Современному поколению Instagram пространство явно пришлось по душе.

Разумеется, это не единственный спортивный объект, который имеет такую нестандартную окраску. Например, в бельгийском городе Алст художница Катрин Вандерлинден (Katrien Vanderlinden) поработала над преображением другой баскетбольной площадки.

Максимально эффектно яркая поверхность выглядит с высоты полета квадрокоптера.

Баскетбольная площадка, Алст, Катрин Вандерлинден.

А в итальянской Равенне городскую среду оживила другая баскетбольная площадка. Обновлением занимался уличный художник Gue.

Баскетбольная площадка, Равенна, стрит-артист Gue.

Творчество французского художника-концептуалиста Даниэля Бюрена (Daniel Buren) имеет постоянный элемент — полоску. Интересно, что концептуальную тему автор обрел благодаря случайности. Однажды на заказанных им холстах остались следы от упаковки — полосы, которые заполонили всего его работы, вне зависимости от контекста.

Тени сквозь цветное стекло Даниэля Бюрена подобны произведениям искусства.

От холста француз переходит к городской среде — маркирует полосами станции метро, дворы Парижа. С 70-х художник работает с разноцветным стеклом и светом.

Он превращает окна зданий в витражи и изучает отбрасываемую ими тень.

Совместно с итальянской галереей Continua Бюрен создал масштабную инсталляцию прямо на фасаде здания парижской галереи Aveline в фирменном стиле — с вертикальными монохромными полосами и витражным стеклом.

Галерея Aveline, Париж, Даниэль Бюрен.

Стиль молодой британской художницы Шантель Мартин (Shantell Martin) легко узнаваем. Черно-белыми размашистыми рисунками Шантель готова оформить что угодно — раскрасить городские стены или декорировать новую коллекцию обуви или одежды.

Баффало (штат Нью-Йорк), 2017.

Самые масштабные проекты художницы находятся в США. В 2017 году автор расписала 60-метровую стену завода в Баффало. Не меньше повезло городу Денвер — там Шантель оформила огромное общественное пространство. На площади в 600 кв. метров художница разрисовала все доступные ей поверхности — дорожный асфальт, тротуары и колонны.

Денвер (штат Колорадо), 2017.

Польская художница, работающая под псевдонимом NeSpoon, украшает Польские города. В технике трафарета автор расписывает городские стены, фасады домов, мусорные баки, тротуары, мосты и пандусы. Излюбленным орнаментом стрит-артистки являются тончайшие замысловатые кружева.

Стараниями художницы старые здания в аварийном состоянии, дорожные ямы и полуразрушенные стены становятся по-настоящему эстетичными. Выполненные NeSpoon узоры выглядят настолько реалистично, что хочется подойти и потрогать фактуру «кружева».

В качестве бонуса предлагаем и другие примеры работ уличных художников со всего света, меняющих городской ландшафт при помощи искусства.

Как художники меняют городское пространство с помощью граффити и разбитых окон — Дизайн на vc.ru

Рассказывает Андрей Павлов, основатель «Добавь Красок».

Всем привет! Наткнулся на несколько постов по подобной тематике и решил дополнить.

Не буду писать о том, как заработали и потратили миллион. Расскажу о том, зачем мы этим занимаемся, и немного опишу несколько кейсов.

Как мне кажется, зарабатывать деньги — это прекрасно, но важнее делать это со смыслом, принося пользу другим. Мы выросли в разных средах и с разным подходом к жизни, но в какой-то момент нас с партнером объединило желание изменить окружающий мир.

Читайте также:  В России не хватает магазинов

Как ни странно, мы считаем граффити вандализмом, да и стритарт нам по большей части тоже не заходит. Хайп — это прикольно, но зачастую не долговечно. Мы же называем свою деятельность художественная роспись, оформление городских и интерьерных пространств.

Журналисты назвали нас художниками-урбанистами, то что надо 🙂 3:08 мин P.S. Ниже я скину ссылки на видео

Начали с оформления простых трансформаторных подстанций и через пару лет уже получилось оформить брандмауэрную стену. Тогда мы договорились с администрацией областного города о том, что если мы найдем спонсора, то сможем получить оплату за работу, а так нам выделяли немного средств на краску. Получилось сделать сразу 9 этажный дом с подъемника. Прошло уже почти 9 лет.

Тогда же я попробовал себя в организации различных граффити-фестивалей, что на самом деле было одновременно и весело, и здорово, но в тоже самое время (не сразу это понял) было лишь тусовкой личных амбиций, и результата как такового для городского пространства не несло.

Одна из работ на фесте​

В своей работе мы руководствуемся теорией разбитых окон, вкратце: там где мусор и грязь, его будет только больше. Но верно и обратное. Опыт многих городов говорит за себя.

Известный пример: рабочие каждый день оттирали граффити с поездов Нью-йоркского метро, каждую ночьдень появлялись новые, такое противостояние длилось продолжительное время, но в итоге произошел переломный момент и теперь поезда чистые.

Мы уверены в том, что если добавить красоты и чистоты, можно изменить мир, что там где есть красивые рисунки — там легче дышится и радостнее живется. По крайней мере, отзывы простых людей подтверждают это.

Помимо разбитых окон, есть еще видеоэкология — относительно новое научное направление, возникшее на стыке биологии, медицины, экологии и архитектуры. С точки зрения этой науки вид большинства зданий вреден для здоровья.

Современные многоэтажные дома и сооружения, созданные с использованием только прямых линий и углов, с большим числом одинаковых окон, создают агрессивную видимую среду, неуютную для человека. Из-за постоянного созерцания таких зданий может ухудшиться зрение, пострадать психика.

Кстати, в большинстве случаев там, где произведена роспись, уже не появляются граффити. Можно сказать, этакий win-win.

Первый брандмауэр, выполненный в сотрудничестве с Kaspersky lab

С этим проектом связаны самые нежные чувства. Мы впервые самостоятельно прошли все этапы согласований и даже оказались втянуты в небольшую «войну» между активистами и ТСЖ (она уже шла до нас). Интересно, как меньшинство, которое громко высказывает свое отношение, может так сильно влиять на что-то.

В целом, наверное, это наблюдается во многих сферах жизни. В нашей ситуации было так, что один человек, который хотел быть председателем ТСЖ, пытался использовать это против существующего. Окружение этого человека не хотело подписывать согласие на роспись, только по этой причине, хотя сам эскиз им нравился.

Про меня лично написали нехорошую статью в газете, написали жалобу президенту, уполномоченному по правам ребенка и даже в РПЦ…

В итоге самым приятным было то, что эти самые люди (не все конечно), в конце концов, пришли и благодарили нас за рисунок.

Для «Лаборатории Касперского» мы сделали еще несколько проектов Ниже ссылка на подробное видео о создании

Уличными зрителями являются все горожане, без исключения. Поэтому рисунок, как нам кажется, должен быть понятным большинству. Не все люди подписаны на красивые современные модные паблики с картинками, не все ходят в музеи, не все понимают когда «сложносочиненно».

Подытожу часть аутдорной тематики некоторыми работами. Все они сделаны по заказу администраций или управляющих компаний.

Роспись стен в офисе или другом интерьере по своей сути для нас не отличается от росписи подстанций и домов. Мы также следуем принципам вышеупомянутых наук, но здесь на первый план выступает индивидуальный подход и качество, не забывая про требования клиента. Ведь необходимая атмосфера создается совместно с заказчиком.

У нас есть опыт как создания быстрых работ «за ночь», так и длительных, вдумчивых проектов, некоторые из представлены ниже:

Роспись в салоне «Евросиб», лестница, соединяющая этажи отдела Mini. Задача была вписаться в существующую цветовую гамму салона и отобразить модельный ряд, согласно существующим фотографиям. В помещениях удобнее всего для наброска использовать проектор, а на улице это не всегда возможно, там можно привязываться к швам или еще каким меткам на стене дома.

Как и во многих случаях, заказчик хотел изначально утвердить эскиз «один-в-один», но у нас получилось его переубедить. Объясню. Когда ты проводишь в помещении какое-то определенное время, оформляя его, ты начинаешь его лучше видеть, чувствовать. Это уже не скетч, не эскиз, не 3D-проекция – это настоящее помещение.

И ты понимаешь, как и что лучше сделать. Поэтому мы всегда утверждаем концепцию и основные моменты заранее, но стараемся оставить люфт для творчества. В конечном счете заказчик так или иначе появляется в процессе, и мы можем, основываясь на изначальном условии, не переделывать эскиз, не тратить общее время, а создавать прямо в процессе.

Самым большим по площади у нас был проект росписи тренажерного зала, в общей сложности более 550 м² и почти месяц работ. Сложности добавляло то, что рисовать приходилось ночью, так как днем зал работал в обычном режиме.

Так как объем был большой, мы договорились сделать изначально пару эскизов, нарисовать их и дальше согласовывать частями, но уже после первых стен, заказчик доверил нам самим решать, что и где будет нарисовано.

Конечно, мы все обсуждали, но эскизов больше не делали. Идеальный клиент 🙂 На самом деле такой подход очень сильно радует и мотивирует, и нам как профессионалам очень нравится, когда есть доверие, от этого результат становится еще лучше. Проверено.

Самым же трудоемким был проект скалодрома, где мы его сначала спроектировали, потом построили и в конце расписали. На «всё про всё» ушло 5 месяцев. Но так как статья про роспись, то описывать стройку и прочие административно-хозяйственные нюансы не буду. Есть небольшой видео репортаж про роспись:

3:28 мин В тату-салоне Ink Brothers​ Ниже ссылка на подробное видео о создании ​Оформление интерьера в частном доме

Мы оформляли разные пространства и стены, вот еще несколько фотографий работ.

  • Оформление тату-салона Ink Brothers (Забитые), длительность — 19:31 мин.
  • Интервью на телеканале Санкт-Петербург (про художников-урбанистов), длительность — 3:08 мин.
  • Интервью на телеканале Life (про скалодром), длительность — 3:28 мин.
  • Оформление брандмауэра в Северодвинске, длительность — 4:42 мин.

Оставьте комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *