Власти Петербурга рассмотрели два проекта застройки в Приморском районе

Что строят в Приморском районе Новостройки на Комендантском проспекте Точечная застройка обжитых кварталов Квартиры с отделкой в Приморском районе Цена вопроса Драйверы развития района «Изюминки» новостроек в Приморском районе Проблемы района

Приморский район не только самый большой в Петербурге, но и самый быстрорастущий. В новом тысячелетии его население увеличилось почти на 200 тысяч человек и приближается к 600 тысячам. Такой рост стал возможным благодаря ударному строительству. Только в январе 2018 года в районе сдано в эксплуатацию 4 жилых дома на 4,7 тыс. квартир. Эта часть Петербурга отличается и разнообразием проектов.

В Приморском районе работают все известные и не очень строительные компании. Даже «Су-155» начинала здесь свои проекты, но вскоре обанкротилась.

Поэтому при покупке квартиры в новостройке важно обращать внимание на репутацию застройщика.

Впрочем, поправки в законы «О долевом строительстве» и «О регистрации недвижимости», которые начали работать с 1 июля 2018 года, защищают дольщиков от рисков вложиться в долгострой.

Что строят

Подавляющее большинство новых жилых комплексов Приморского района – это жилье уровня «масс-маркет». Строительство домов комфорт-класса в большинстве случаев ведется монолитным способом, но есть в районе кирпично-монолитные и панельные дома.

Среди новостроек есть проекты, потрясающие масштабом. Например, в ЖК «Шуваловский» 24 дома, которые возводятся в несколько очередей. В новом квартале будет более 8,5 тыс. квартир. Чуть меньше жилой комплекс «Новоорловский» – в нем 7 тыс. квартир. Самый крупный проект – «Чистое небо». Здесь будет 32 тысячи квартир.

Власти Петербурга рассмотрели два проекта застройки в Приморском районе

Есть в Приморском районе новостройки–«середнячки» по размеру. Это дома на 500-2000 квартир. Камерных проектов меньше, и они относятся к бизнес-классу. Жилые комплексы уровня «бизнес» и «премиум» располагаются в южной части района. Среди новых интересных проектов в этом сегменте — ЖК «Terra» (Терра) от ГК «РосСтройИнвест» и ЖК «Мастер на Серебристом» от ООО «Мастер девелопмент».

Важный факт

В некоторых новостройках Приморского района часть квартир выкупают власти для последующей передачи очередникам. Уточните перспективу, если вам важно знать, станут ли вашими соседями многодетные семьи и дети-сироты!

Как выгодно и безопасно купить квартиру в новостройке

Конец Комендантского проспекта и прилегающие к нему кварталы превратились в огромную строительную площадку. Несколько компаний возводят здесь преимущественно дома комфорт-класса высотой 20-27 этажей. Среди интересных проектов можно отметить:

  • ЖК «Чистое небо»;
  • ЖК «Legenda Комендантского»;
  • ЖК «Полис на Комендантском».

Власти Петербурга рассмотрели два проекта застройки в Приморском районе

Сдача большинства жилых комплексов на Комендантском проспекте намечена на 2020 год. Возведение масштабных проектов ведется в несколько этапов. Одновременно с жильем здесь строятся школы и детские сады. В этой части Приморского района уже работают гипермаркет «Лента» и торгово-развлекательные центры. Магазины шаговой доступности, кафе и банки открываются на первых этажах новостроек.

Одно из преимуществ этой локации – близость крупной зеленой зоны. В пешей доступности расположен Юнтоловский заказник.

На улицах Приморского района, застройка которых сложилась еще в советское время, тоже появляются новые дома. Это проекты точечной застройки, которые реализуются в рамках редевелопмента либо на месте обветшавших зданий.

На месте промышленных предприятий появляется современное жилье. Яркий пример – «ЖК Риверсайд», который построен на бывшей территории «Ленинградского северного завода».

Недалеко от него ГК «ЦДС» возводит крупный квартал ЦДС «Черная речка» из девяти корпусов с продуманной инфраструктурой для семейного проживания

Если смотреть на карту новостроек Приморского района, видно, что проекты бизнес-класса находятся рядом с Большой Невкой и Финским заливом. Среди них ЖК «LIFE-Приморский» и «Дом у Елагина острова».

Власти Петербурга рассмотрели два проекта застройки в Приморском районе

В большинстве жилых комплексов повышенной комфортности есть видовые квартиры – из окон открывается водная гладь залива или панорамы парковых ансамблей.

Отдельного внимания заслуживают малоэтажные проекты. Среди них ЖК Stockholm на берегу Большой Невки. Комплекс представляет собой два здания подковообразной формы, обращенных основанием на набережную.

Благодаря такому расположению из большинства окон открывается вид на Елагин остров. Будущие жильцы ЖК Riviere Noire, расположенного на набережной Черной речки, также смогут любоваться красивой панорамой из окон своих квартир.

Еще один интересный проект премиум-класса – Rich’Art Club на тихой Дибуновской улице, утопающей в зелени.

Приобретение жилья в новостройке раньше почти всегда гарантировало, что в ближайшие несколько лет в доме будут раздаваться звуки ремонтных работ. Шум прекратится, только когда все соседи закончат благоустройство своих квартир.

Такие неудобства можно исключить, если выбрать вариант с отделкой. Застройщики все чаще предусматривают полное благоустройство во всех без исключения квартирах дома либо компонуют такое жилье в конкретных секциях или корпусах.

Власти Петербурга рассмотрели два проекта застройки в Приморском районе

Еще один тренд – вариативность отделки даже в проектах комфорт-класса. Например, в жилом комплексе «МореОкеан» есть две дизайнерские линии — «шоколад» и «ваниль», соответственно в темных и светлых тонах.

Такие же два варианта отделки предлагаются в ЖК «Чистое небо». Причем выбрать можно не только основной цвет, но и некоторое оснащение квартиры: межкомнатные двери могут быть глухие или со вставкой из стекла.

Квартиры, обустроенные под ключ, стоят на 8-12% дороже. Но такая отделка обходится дешевле и завершается быстрее, потому что застройщики закупают материалы и комплектующие по оптовым ценам. Кроме того, часть стоимости отделочных работ можно вернуть с помощью налогового вычета.

Цена вопроса

Квартиры в Приморском района стоят дешевле, чем в центре Петербурга, но дороже, чем в большинстве других периферийных районов. Вот информация о ценах.

  • Однокомнатные квартиры — от 4.2 млн руб.
  • Двухкомнатные квартиры — от 6.42 млн руб.
  • Трехкомнатные квартиры — от 8.96 млн руб.

Цены квадратного метра от 123 570 руб. встречаются в новостройках сегмента «масс-маркет». По такой стоимости продаются квартиры в жилых комплексах на ранних стадиях строительства и на значительном удалении от метро. На отделку при такой стоимости также рассчитывать не приходится.

В элитных новостройках Приморского района цена одного «квадрата» может достигать 772 500 руб.

Северная часть Петербурга становится все более комфортной не только благодаря строительству жилья, но и за счет развития инфраструктуры. В первую очередь улучшается транспортная доступность.

  • Замкнута кольцевая автодорога, по которой удобно добираться до других северных районов Петербурга и в сторону Сестрорецка.
  • Открыт Западный скоростной диаметр, по которому доехать до центра города можно за 15-20 минут, а до южных районов за полчаса.
  • Активно ведется строительство метрополитена. К середине 2018 года в Приморском районе работали уже 5 станций, расположенных на трех ветках.

Власти Петербурга рассмотрели два проекта застройки в Приморском районе

Новая точка притяжения в этой местности – «Лахта-центр». Это не просто самое высокое здание в Европе, а крупнейший центр деловой активности.

Будущий переезд штаб-квартиры «Газпрома» в этот небоскреб подстегнул спрос на качественное жилье в ближайших кварталах.

Задолго до открытия головного офиса сотрудники, в том числе топ-менеджеры компании, начали покупать для себя квартиры в новостройках Приморского района.

Приморский район отличается от других локаций массовой застройки. В отличие от Кудрово, Парнаса или Мурино. Здесь в новых домах почти мало студий, зато в большом ассортименте представлены квартиры для семейного проживания с двумя и более комнатами.

В Северной части района в последние несколько лет наблюдается жесткая конкуренция между застройщиками. Одновременно с этим покупатели повышают требования к жилью.

Эти условия заставляют девелоперов тщательно прорабатывать проекты, начиная с планировок, заканчивая благоустройством двора, а также придумывать особые «фишки». Уникальные особенности есть практически в каждой новостройке. Вот лишь некоторые из них.

В перечислении только проекты комфорт-класса. В жилых комплексах уровня «бизнес» преимуществ еще больше.

Власти Петербурга рассмотрели два проекта застройки в Приморском районе

Smart-проекты

Девелопер LEGENDA Intelligent Development применяет практически революционный подход к квартирографии и эргономике жилья.

Как рассказывает руководитель компании Василий Селиванов, даже архитекторы удивились поставленной задаче – им предложили создать «планировки мечты» без оглядки на строительные ограничения, привязки к стоякам воды и отопления и соседним квартирам.

Уже позже эти идеальные планировки вписывали в необходимые нормативы. Сейчас в Приморском районе можно купить квартиры в нескольких smart-проектах компании «Легенда»: на Комендантском проспекте и на пересечении улиц Оптиков и Яхтенной.

Комфорт для всех поколений

В ЖК «Ультра Сити» от строительной компании «Северный город» есть пассажирские лифты, которые доставляют людей на придомовую территорию, расположенную на 6 метров выше уровня улицы. Во дворе не только игровые площадки, но и места для выгула собак, и даже яблоневый сад.

А озеленение продумано так, что в разное время создает определенную цветовую гамму. На закрытой территории расположен детский сад, а по внешнему периметру – галерея ресторанов и магазинов.

Таким образом, комфорт обеспечен людям всех возрастов, а решить большинство бытовых вопросов можно, не покидая территории жилого комплекса.

Уникальная архитектура

Масс-маркет перестал быть синонимом типового жилья. Яркое подтверждение этому – внешний вид жилого комплекса «Ариосто», строительством которого занимается группа компаний «Арсенал недвижимость».

Облик здания выдержан в традиционном петербургском стиле и легко бы вписался даже в архитектуру центральных районов. В «Ариосто» есть высокие входные арки, ажурные решетки на балконах и даже имитация мансардного этажа. Классика в проекте сочетается с современными инфраструктурными решениями.

В проекте есть подземный паркинг, отдельный гаражный комплекс и детский сад на первом этаже.

Недостатки Приморского района тесно связаны с достоинствами. Существующие проблемы решаются комплексно под контролем властей.

Читайте также:  5 лучших цветов для интерьера кухни

Транспорт

Магистрали проложены, метро строится, но транспортная доступность остается проблемой Приморского района. От некоторых новостроек до ближайших станций метро можно добраться пешком за 30-35 минут или примерно за такое же время на автобусе или маршрутке.

Власти Петербурга рассмотрели два проекта застройки в Приморском районе

Жители надеются на продолжение Невско-Василеостровской линии. «Беговая» запущена, но предполагаемый срок сдачи следующей станции «Туристская», на пересечении одноименной улицы и улицы Оптиков, варьируется между 2023 и 2028 гг. Продолжение зеленой ветки метрополитена до Шуваловского проспекта еще более туманно.

Перспективы развития подземного транспорта делают Приморский район привлекательным для инвесторов и людей, которые приобретают квартиры для себя с прицелом на будущую ликвидность.

Покупка жилья в строящемся доме на этапе котлована – выгодное вложение средств. Во-первых, по мере хода строительства недвижимость растет в цене.

Во-вторых, квартиры неизбежно подорожают после открытия новых станций метрополитена.

Там плохо пахнет?

Неприятный запах на севере Петербурга – известная проблема. Долгое время его источниками были полигон твердых бытовых отходов в поселке Новоселки и коллекторы очистных сооружений водоканала. Проблема решалась на высшем уровне, вплоть до губернатора Санкт-Петербурга.

Прием отходов на этом полигоне прекращен в 2017 году. В последнее время работы свалки туда свозили только землю и строительные отходы, не имеющие запаха. Работы по устранению запахов свалки продолжаются, готовятся и проекты очистных коллекторов.

Застройщики уверены в хороших перспективах локации и возводят все новые жилые корпуса. Существует спрос и на квартиры в домах рядом с закрытым полигоном.

Между тем, уже мало кто из новоселов домов на улице Оптиков помнит, что там тоже была свалка. Участок с отходами рекультивирован несколько лет назад – теперь на этой территории зеленый холм. Неприятный запах также ликвидирован полностью.

Подпишитесь на новые статьи о продаже квартир

Новости экономики и финансов СПб, России и мира

Власти Петербурга рассмотрели два проекта застройки в Приморском районе

Приморский район — самый густонаселённый в Петербурге — почти 600 тысяч человек. Средний уровень их доходов — 74 тыс. рублей, это средний по городу результат, но очень сильный, учитывая плотность жителей и локацию. При этом их усреднённое благополучие может ещё вырасти, когда в башню «Лахта Центра» заселятся топ–менеджеры «Газпрома».

Центр районного уровня

Правда, быстро это точно не случится: по обновлённым планам переезд сотрудников может начаться только в конце 2021 года, а оставшиеся общественные пространства откроются не раньше II квартала 2022 года. Ну а главный вопрос для будущего района — что дальше? Сможет ли Приморский повторить успех Московского или Петроградки?

«Есть серьёзная проблема для развития этой территории в заявленных масштабах — ограниченность земельных ресурсов, — говорит директор департамента консалтинга ГК “БестЪ” Вячеслав Кайгородов.

— Там просто негде строить объекты в объёмах с претензией на новый деловой центр города.

Да и с транспортной доступностью, несмотря на наличие ЗСД, КАД и проектируемые дополнительные развязки, не всё идеально».

«Дополнительно сдерживают потенциал территорий вокруг Лахты существенные ограничения по высотности. При их сохранении о традиционном деловом районе в окружении “Лахта Центра” говорить не приходится», — добавляет руководитель отдела стратегического консалтинга Knight Frank St Petersburg Игорь Кокорев.

Успешное развитие делового района на периферии по определению предусматривает максимально удобное транспортное обеспечение, а этого как раз нет, считает директор аналитического и проектного центра «Урбан Про» Александр Холоднов.

«Туда будет очень сложно попасть и на машине, и на общественном транспорте. По–хорошему туда необходимо тянуть ветку метро: хотя бы от “Новокрестовской”, а в идеале — в продолжение “оранжевой” ветки от “Горного института”. Плюс критически необходим более удобный съезд с ЗСД в сторону Лахты», — говорит эксперт.

Но, если отбросить совсем уж заоблачные амбиции, новая точка роста всё равно придётся очень кстати — ведь и классическим «спальником» Приморский точно не назовёшь.

«Развитие района должно идти в направлении его большей комплексности и разнообразия выполняемых функций.

Так, из центральной части города могли бы быть перебазированы два–три вуза», — предлагает начальник отдела территориального стратегического планирования МЦСЭИ «Леонтьевский центр» Артур Батчаев.

Власти Петербурга рассмотрели два проекта застройки в Приморском районе

Новые промзоны

Из–за своей протяжённости Приморский район охватывает сразу несколько промышленных зон, выделенных Смольным как перспективные.

Это Белоостров (территориальный резерв — 130 га), Конная Лахта (резерв — 374 га, среди резидентов — «Бритиш Американ Тобакко–СПб»), Каменка (резерв — 52 га, среди резидентов — автозаводы Hyundai и Nissan и производители автокомпонентов Magna), а также Северо–Западная (резерв — до 10 га).

Отдельно стоит упомянуть площадку петербургской особой экономической зоны «Новоорловская» (резерв — свыше 30 га, среди резидентов — фармпроизводители «Вертекс», «Новартис Нева», «Фармсинтез–норд»). В 2021 году в рамках ОЭЗ может завершиться строительство инновационного центра, 70% в котором будет отдано под производство, а 30% — под офисы.

Высокий промышленный потенциал обеспечивают близость к логистическим центрам, транспортным узлам (ЗСД, КАД, Выборгское и Приозерское шоссе), короткое транспортное плечо к основным портам и высокая плотность населения, но развитие можно ещё ускорить за счёт решения транспортных проблем, говорят промышленники.

«Системное развитие транспортной инфраструктуры района стоит в приоритете у городских властей и имеет чёткий план, в отличие от прежних лет, когда район в части транспортной инфраструктуры развивался хаотично, — уверяет гендиректор АО “ОЭЗ “Санкт–Петербург” Тамара Рондалева. — Успех в развитии любой территории увязан с развитием транспортной доступности с опережением развития самой промышленности в данной локации на 3–5 лет. Необходимо развить транспортную инфраструктуру, после этого бизнес сам придёт в район».

А вот остатки промзоны на Чёрной речке, наоборот, постепенно растворяются в жилой и деловой застройке. Площадка ближе к Неве уже полностью трансформировалась под жильё, но севернее ещё осталось пространство под жильё комфорт– и бизнес–класса.

«Основной ресурс для строительства жилья более высоких категорий — это серый пояс между Белоостровской улицей и набережной Чёрной речки, где уже активно ведётся застройка бывших площадок заводов “Ильич”, “Невская палитра”, “Прогресс”.

Неосвоенный потенциал для редевелопмента и строительства составляет в этой локации примерно 10–15 га, — считает Вячеслав Кайгородов. — Также есть определённый ресурс для редевелопмента у территории южнее улицы Генерала Хрулёва.

Это площадка Северного завода в квартале между Заусадебной улицей, Чёрной речкой, Коломяжским и Богатырским проспектами».

«Я бы обратил внимание на зоны соприкосновения крупных жилых районов. Там недоформирована квартальная сеть, потенциально девелоперы могут скооперироваться и организовать что–то вроде интересных пешеходных бульваров, — предлагает Александр Холоднов.

— Также там стоит обратить внимание на “зону отчуждения” между новыми качественными жилыми кварталами и задворками бизнес–центров по Кантемировской улице.

По идее, там напрашивается предложение замкнуть деловой квартал, но проекта планировки на эту территорию нет и трудно что–либо говорить о конкретных планах. А северная промзона вдоль Чёрной речки — за кладбищем в районе “пьяной” дороги — вряд ли сильно изменится.

На неё также с двух сторон постепенно надвигается точечная жилая застройка, но вряд ли эта территория комплексно преобразуется».

Спрос на «комфорт» и «бизнес» найдётся — ведь нужно же где–то жить тем менеджерам «Газпрома», которым не по карману Крестовский остров. Но отстоит ли этот нефтегазовый средний класс интересы своего нового дома? Вопрос, ответ на который может определить судьбу всего Приморского района.

Потенциал от природы

Впрочем, кроме башни у района есть и другие уникальные преимущества. Например, огромные зелёные массивы, а также протяжённая береговая линия. Одна беда — полноценно использовать их получается не всегда.

Те немногие территории побережья Финского залива, которые не имеют статуса особо охраняемых (например, береговая линия в Лисьем Носу), уже плотно застроены частными домами.

А где статус есть — там бизнесу делать нечего, тогда как у города денег на благоустройство не хватает.

«Мы много раз проводили различные экомероприятия в районе и очень хорошо знаем, на что похожи берега, поля и лесные массивы. К великому сожалению, многие из них — это большие и ужасные помойки», — сетует председатель правления экологической общественной организации «Город мечты» Сергей Максимов.

Отдельная история — Юнтоловский заказник, имеющий большое экологическое значение и являющийся местом обитания редких видов растений, птиц и рыб.

Читайте также:  Госдума хочет запретить продажу жилья с долгами по жкх

«Мне вспоминаются большие зелёные массивы вроде Тиргартена в Берлине или Булонского леса в Париже. Но, боюсь, это нерелевантные примеры, — подбирает сравнение Александр Холоднов. — Но то парки, а Юнтолово — это лес.

Парк в традиционном смысле предусматриваем массовые вырубки, поля плитки и развлечения. Но это уничтожит природную экосистему. Так что нужно осторожнее. Есть хорошая практика с экотропами.

Например, Сестрорецкое болото или в Комарово».

В Дирекции особо охраняемых природных территорий пояснили, что осенью заключён госконтракт на проектирование экомаршрута уже и по территории заказника. Протяжённость тропы составит 3,5 км, половина — «в виде деревянных настилов». Представят проект весной, а когда приступят к реализации — пока непонятно.

В 2006 году у Смольного была идея построить на северо–восточном участке зоопарк, что позволило бы улучшить условия для животных с Петроградки. На разработку концепции потратили свыше миллиарда рублей, а общественное обсуждение продолжалось вплоть до 2014 года, когда губернатор Полтавченко поставил в проекте жирную точку.

До сих пор непонятно, кто в итоге одолел зоопарк — экологи или скупые чиновники. Вместо него попытались возвести экопарк (северо–западнее пересечения Камышовой и Яхтенной улиц), но из этого, по мнению урбанистов, ничего хорошего тоже не вышло.

«По факту просто вырубили большой участок и сделали “благоустройство”», — констатируют в «Урбан Про».

Мнение главы Приморского района

Николай Цед рассказал «ДП» о новой промышленности, благоустройстве и скейтерах.

У района протяжённые территории береговой линии. Не все используются рационально. В том числе есть вопросы с собственниками…

— Один из глобальных проектов, который будет реализован в ближайшее время, — благоустройство вдоль набережной Большой Невки от Елагина моста до Парка 300–летия. Там были сложности, потому что часть земли является городской, часть — частной. Но мы нашли компромиссы с собственниками, они свою землю тоже готовы благоустраивать в рамках единой концепции.

Получится ли с приходом «Газпрома» создать новый деловой центр в Приморском районе? Эксперты говорят, что земли не хватает.

— Здесь всё измеряется не земельным участком, а тем, какие цели преследуются. «Лахта Центр» — только часть будущего развития. Район уже давно перестал быть просто «спальником».

У нас уже сегодня есть предприятия, которые не дымят трубами, а используют высочайшие технологии: это «Радар ММС», «ОДК–Климов» и другие.

И я бы хотел видеть инвестиционные проекты, связанные с новейшими технологиями, с развитием научного кластера.

Не всегда стремление местных властей к благоустройству совпадает с видением бизнеса.

— Ряд проектов мы реализуем по итогам изучения общественного мнения. На 2021 год, по опросам жителей, первое место заняло общественное пространство вокруг станции метро «Старая Деревня».

Здесь всё удачно совпало: мы собирались обустраивать эти территории еще несколько лет назад, эскизный проект у нас уже был, и приятно, что мы сошлись с жителями в приоритетах.

Жители лучше знают, что им необходимо в их микрорайоне.

Мы реализовали замечательный проект — под Коломяжским путепроводом построили скейт–парк. А началось с того, что мне молодые ребята написали письмо ещё 3 года назад. Я их пригласил к себе, мы начали вместе работать, они организовались, приняли участие в проекте «Твой бюджет» и победили. Вот пример, как это работает.

По Юнтоловскому заказнику какое стратегическое видение?

— Сейчас там начали делать экотропы, проект ведёт городской комитет по благоустройству. Сам заказник трогать нельзя, лес должен остаться лесом, и тропы не должны туда вести. У нас и сегодня в Юнтоловском заказнике можно встретить и кабана дикого, и лося, не говоря уже про лис и зайцев.

Но есть буферная зона вблизи жилого массива — вот там можно сделать дорожки, поставить скамейки, небольшие спортивные площадки.

Выделите фрагмент с текстом ошибки и нажмите Ctrl+Enter

Обсуждаем новости здесь. Присоединяйтесь!

На линии фронта. Как южной части Приморского района стать вторым центром города

В Петербурге сотрудники ОМОНа помогли утёнку воссоединиться с семьей11 лучших телесериалов июля: выбор «Фонтанки»Беглов рассказал, как чувствует себя после ревакцинацииЯвлинский впервые пропустит выборы в ГосдумуВрач-иммунолог рассказал, как болеют ковидом привитыеДым от горящего автобуса окутал Старо-Петергофское шоссе в ПетербургеЖена Мамонова о его состоянии: Всё плохоСемак рассказал о своих преемниках на посту главного тренера «Зенита»На Эльбрусе спасли альпиниста из ПетербургаПетербург ждут солнце и тепло. Антициклон не уходит из городаРубинштейна снова гуляет. Фанаты провожают Евро-2020 в ПетербургеКоммерсанта из Молдовы в Петербурге оштрафовали за любовь к шавермеПетербург затянуло дымом с пожара на стройке в МуриноМатчи Евро-2020 в Петербурге посетили почти 133 тысячи зрителейMoet Hennessy отказывается от поставок шампанского в РоссиюПетербург подключается к производству «ЭпиВакКороны»В КСП увидели бесполезность петербургского комитета по делам АрктикиИспания по пенальти обыграла Швейцарию в рамках Евро-2020 в ПетербургеРФС обсуждает отставку Черчесова после провала на Евро-2020Предыдущие новостиАрхив материалов

Приморский район по итогам 2019 года снова вышел на первое место по объемам построенного жилья в Петербурге. Район, где уже проживает более 500 тысяч человек, мог бы стать вторым центром города, если скорректировать планы по его развитию в части функционального наполнения и архитектуры, уверены эксперты.

Власти Петербурга рассмотрели два проекта застройки в Приморском районе Павел Каравашкин/КоммерсантъПоделиться

Главная архитектурная доминанта в районе уже есть — это небоскреб «Лахта Центра», он же как общественное пространство должен стать местом притяжения для горожан и туристов.

Но чтобы их удержать, одного небоскреба недостаточно — необходим комплексный подход к развитию, в первую очередь, прибрежной части, а также строительство не только жилья, но и деловой, туристической и гостиничной инфраструктуры.

Несмотря на близость к Финскому заливу и курортным зонам Петербурга, несколько десятилетий Приморский формировался исключительно как типичный спальный район. Однако открытие в ближайшем будущем именно здесь башни «Газпрома» позволило взглянуть на перспективы северо-западного побережья по-новому.

Смена доминанты

Чем активнее развивается застройка, тем очевидней становится контраст между южной и северной частью Приморского района. По данным Комитета по строительству, в 2019 году здесь было введено 618,3 тыс. кв.

метров жилья — 98 домов, или более 15% новых квартир, построенных за прошлый год. Расширение происходит с завидной стабильностью — по данным Консалтингового центра «Петербургская Недвижимость», в 2018 году было введено 600,6 тыс. кв.

м, в 2017 — 555,6 тыс. кв. м.

«У Приморского района сложная структура, — отмечает руководитель отдела стратегического консалтинга Knight Frank St Petersburg Игорь Кокорев, — в него входит не только сложившийся массив жилой застройки, но и Лахта, Ольгино, Лисий Нос, Юнтолово, создается еще и крупный жилой массив севернее Новоорловского заказника».

Как отмечает Ольга Трошева, руководитель КЦ «Петербургская недвижимость», на объекты сегмента масс-маркет приходится 97%, оставшиеся 3% — это жилые комплексы высокой ценовой категории (бизнес и элита), расположенные вдоль Приморского проспекта.

То есть если северная часть функционирует как типичный «спальник» со своими плюсами и минусами, то южная часть взяла на себя функции центра — если рассматривать его как модель города в миниатюре.

Здесь есть, например, своя «историческая» застройка, складывавшаяся в советское время, в том числе, малоэтажные «немецкие» коттеджи 1940-1950-х годов.

Главным импульсом для развития южной части района как центра притяжения горожан стало строительство небоскреба «Лахта Центра».

Это одновременно и деловой центр — ожидается, что в штаб-квартире ПАО «Газпром» будет работать около 8 тысяч человек, и общественное пространство — с концертными залами, ресторанами и прогулочными зонами, и туристическая достопримечательность — самый высокий небоскреб в Европе со смотровой площадкой. Рядом с «Лахта Центром» — парк 300-летия, от которого через Яхтенный мост можно попасть на новый футбольный стадион «Газпром арена». Кроме того, южная часть района насыщена торговыми центрами и гипермаркетами. Есть здесь и концертно-спортивный комплекс «Тинькофф Арена», который сейчас активно развивается именно как концертная площадка. Плюс, после открытия в мае 2018 года станции метро «Беговая» значительно повысилась транспортная доступность этой части района.

Ближе некуда

Несмотря на это, в настоящий момент Приморскому трудно претендовать на звание второго или третьего центра города, считает Игорь Кокорев, поскольку сам он имеет сложную структуру и у него отсутствует явный центр.

«Однако если смотреть на общие тенденции развития города, то Приморский район — одно из трех направлений, на которые функции городского значения «распространяются» от исторического центра Петербурга», — отмечает он.

Логично, что такой центр должен сформироваться вокруг «Лахта Центра» и вдоль побережья Финского залива и Большой Невки. Тем более, что это часть «морского фасада» города, а несмотря на значительную протяженность побережья Финского залива в городской черте, первая линия застройки формируется, можно сказать, хаотично.

В Кировском районе на первой линии находится грузовой порт, и все идеи насчет его переноса за городскую черту так и остаются на уровне разговоров. На Васильевском острове «фасад» менялся несколько раз, возникали все новые линии намывных территорий, затем появился Западный скоростной диаметр, а сейчас новые земли застраиваются жильем различными девелоперами.

Читайте также:  Жители Петербурга стали брать больше ипотечных кредитов

В Красносельском районе побережье тоже — сплошная жилая застройка.

Многомиллиардный проект под Петербургом напугал экологов :: С.-Петербург :: РБК

Власти Петербурга рассмотрели два проекта застройки в Приморском районе

Интерпресс / PhotoXPress.ru

Петербургский центр экспертиз ЭКОМ представил заключение общественной экологической экспертизы проектной документации «Приморский универсально-перегрузочный комплекс».

Экологи считают, что проект может оказать разрушительное воздействие на окружающую среду четверти Карельского перешейка.

По их мнению, разработчики забыли просчитать возможные негативные эффекты, которые потом «внезапно» возникнут и на этапах строительства, и в процессе функционирования порта.

Первый универсальный

«Приморский УПК» — первый в Балтийском бассейне проект глубоководного универсального морского портового комплекса. Документация (747 томов) подготовлена ООО «Онего Шипинг Лтд» в рамках контракта с ООО «Приморский УПК» (28,5% доли принадлежат петербургскому предпринимателю Илье Траберу), заключенного 6 марта 2020 года.

Планируемый пока объем инвестиций — от 77 до 90 млрд руб. (впрочем Андрей Сизов, генеральный директор ООО «Приморский универсально-перегрузочный комплекс», говоря о перспективе, заявил на ПМЭФ-2019, что инвестиции в порт он оценивает в 200 млрд руб.).

На площади в 710 га (включая 27 га намыва) планируется построить десять морских причалов для перевалки угля, минеральных удобрений, контейнеров, генеральных грузов и зерна, а также складской логистический центр. Общая мощность — до 70 млн т в год, из которых 25 млн — уголь.

Ввод объекта в эксплуатацию по первоначальным планам был намечен на 2022 год.

Разрушительный проект

Согласно заключению ЭКОМ, проект не будет безопасным ни в экологическом, ни в техническом плане. Разработчики, по мнению экспертов ЭКОМ, не проводили исследования, которые могли бы выявить слишком серьезные проблемы. Между тем, проект может оказать разрушительное воздействие на окружающую среду четверти Карельского перешейка и акватории вокруг Берёзовых островов, говорится в заключении.

«Чтобы не оценивать реальный ущерб, инвестор порта сначала вырубил лес, засыпал ручьи с нерестилищами, а потом сказал: тут так всё и было, можно строить, природы нет. Но это неправда, — заявил РБК Петербург директор ЭКОМ Александр Карпов.

 — Чтобы никого не напугать, разработчики не оценивали воздействия огромных транспортных потоков, перемещения грунта, новых рек воды и пр. Они старались как можно меньше выходить за границы площадки проектирования, как будто проектируют не порт, а лодочную станцию».

По его словам, разработчики забыли посчитать многие проблемы, которые потом «внезапно» возникнут и на этапах строительства, и в процессе функционирования порта (если его удастся построить).

Эксперты ЭКОМ утверждают, что проект может нарушить несколько федеральных законов, а также «обязательных» международных конвенций (и ещё парочку «необязательных»). «И это обернётся международными же неприятностями», — отмечает Александр Карпов.

Компания исключает вред экологии

Позицию «Приморского УПК» относительно воздействия проекта на окружающую среду изложил ее генеральный директор Андрей Сизов на конференции по модернизации портов и терминалов Smart Ports Russia в марте 2021 года.

Как утверждает гендиректор, компания будет применять разработанную и запатентованную «Приморским УПК» закрытую технологию перевалки угля и других сыпучих грузов, исключающую негативное воздействие на окружающую среду.

Кроме того, предполагается, по его словам, создание принципиального нового портового флота, работающего на СПГ- топливе, что будет способствовать улучшению экологической обстановки в Балтийском море.

«Создавая наш передовой порт с использованием современного и высокотехнологичного оборудования, мы не просто наблюдаем процесс перехода от традиционного проектирования и строительства промышленного объекта к «зеленому» строительству, которое характеризуется экологической безопасностью, благоприятными здоровыми условиями жизнедеятельности человека и учитывает интересы будущих поколений, но и являемся участниками этого процесса», — утверждает Андрей Сизов.

На просьбу РБК Петербург прокомментировать заключение ЭКОМ «Приморский УПК» ответил: «В 2020 году проект строительства портового комплекса уже проходил общественную экологическую экспертизу и получил положительное заключение о применении при строительстве проработанных технологических решений и методов их применения, позволяющих минимизировать риски и воздействие на окружающую среду. Кроме того, в январе 2021 года также было получено положительное заключение государственной экологической экспертизы о соответствии требованиям российского законодательства в области охраны окружающей среды».

Что касается претензий ЭКОМ к технологической составляющей проекта, то «Приморский УПК» утверждает, что высокая степень технологичности применяемых в проекте «зеленых» решений, была подтверждена европейскими экспертами в рамках независимого аудита, проведенного международной консалтинговой компанией в области инжиниринга и управления проектами Royal Haskoning DHV (Нидерланды).

Жители и экологи против

Жители окружающих территорий, между тем, с самого начала протестовали против проекта, не желая получить вблизи домов открытую перевалку угля и удобрений.

Как ранее сообщал РБК Петербург, они не верят обещаниям компаний-инвесторов перевозить по железной дороге и переваливать в порту все сыпучие грузы закрытым способом, ссылаясь на высказывания независимых экспертов. «Если уголь находится в закрытом помещении, то он становится пожароопасным.

Поэтому во всем мире такие комплексы частично-закрытого типа. В таком случае уголь все равно хранится на улице, его ворошат, чтобы он не загорелся», — заявил ресурсу «Луна» Артем Трембовлев, руководитель общественной организации «Надежда».

Местное население также возмущено уничтожением лесных угодий. Как утверждает адвокат Евгений Баклагин, представляющий интересы жителей припортовых районов, «Приморский УПК» еще до утверждения проекта и до публичных слушаний вырубил 265 га леса под площадку для строительства порта.

Впрочем, признает адвокат, лес вырубали по закону — в рамках договора с Комитетом по природным ресурсам Ленобласти на аренду лесных участков Рощинского лесничества для заготовок древесины, но как обычный лесозаготовитель, а не строитель порта. Позднее был заключен новый договор — о строительстве на территории, где прошли вырубки леса, линейных объектов (железной и автомобильной дорог, ЛЭП и др.).

«Но строят они никакой не линейный объект, а порт, — возмущается Евгений Баклагин. — Я вижу в этом нарушение».

Из-за вырубки леса дачники поселка Балтийское потеряли защитную зеленую зону — она отделяла их от действующего соседнего порта, в котором грузятся танкеры компании «Транснефть — Порт Приморск». Жители говорят, что от порта «воняло и раньше, но стало еще сильнее».

Возник скандал, в ходе которого глава Комитета по природным ресурсам Ленобласти Павел Немчинов пообещал, что «Приморский УПК» восстановит лес в полном объеме.

Однако позже компания заявила, что собирается восстановить лес лишь частично — только на территории, свободной от инфраструктуры порта.

Жители Приморска и близлежащих поселков регулярно проводят акции протеста, направляют обращения властям всех уровней.

В их обращении к президенту говорится: «Фактически Ермиловское побережье превратится в промзону, экологии побережья и акватории Финского залива будет нанесен непоправимый ущерб, территория произрастания нескольких краснокнижных растений будет уничтожена, местные жители потеряют ближайшие рекреационные зоны, а главное — нашему здоровью будет нанесен серьезный вред. Мы не хотим дышать угольной пылью, не хотим, чтобы наши дети болели легочными, онкологическими и другими заболеваниями, которые вызывает близкое соседство с угольным портом!».

Экономический просчет

Некоторые эксперты, опрошенные РБК Петербург, считают проект спорным и с экономической точки зрения. Треть будущего грузооборота рассчитана на экспорт угля.

До недавнего времени этот расчет основывался на серьезном (из-за девальвации рубля в 2014 году) увеличении мирового спроса на российский уголь.

Однако в последние годы по ряду причин (как экономическим, так и политическим) этот спрос начал падать и сейчас большинство экспертов прогнозируют сокращение российского экспорта угля, которое будет происходить в перспективе 5 — 10 лет.

Главным драйвером падения угольной конъюнктуры является Европа, переключающаяся на газ и альтернативную энергетику, а Евросоюз и вовсе решил к 2035 году полностью отказаться от использования угля для выработки электрической и тепловой энергии.

Российские порты Балтики экспортируют грузы в основном именно в Европу, поэтому падение там спроса и цен на уголь вообще и на российский в частности делает, по мнению экспертов, бесперспективным расчет на дальнейшее увеличение грузооборота портов за счет угольного экспорта.

Справка

В сентябре 2020 года стало известно о намерении Минтранса включить ООО «Приморский УПК» в национальный проект «Комплексный план модернизации и расширения магистральной инфраструктуры на период до 2024 года» (КПМИ), содержащий проекты по морской перевалке грузов.

В нацпроект включаются только мероприятия, по которым есть бюджетные обязательства. По плану правительства РФ суммарная стоимость входящих в КПМИ проектов должна быть не менее 828,1 млрд рублей, 193,5 млрд руб. из которых предоставляет бюджет (остальное — частные инвесторы).

Какую часть бюджетных средств сможет получить «Приморский УПК» пока не известно.

Повтор публикации от 02.07.2021 

Оставьте комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *