В россии 500 млн кв. м жилья надо снести или реконструировать

Поправки в сентябре внесли члены Совета Федерации Николай Журавлев, Олег Мельниченко, Андрей Шевченко и депутат Госдумы Евгений Москвичев. Инициатива дает регионам право утверждать адресные программы сноса и реконструкции многоквартирных домов с учетом мнения жителей.

У властей субъектов РФ будут полномочия по определению технических характеристик многоквартирных домов, которые могут быть включены в эти программы.

При этом решение о комплексном развитии территории регион сможет принять в том случае, если земельные участки как минимум наполовину заняты аварийным или ветхим жильем либо же промзоной.

В России 500 млн кв. м жилья надо снести или реконструировать

Госдума расширила права на досрочное оформление «дальневосточного гектара»

У местных властей появится возможность формировать комфортные общественные пространства вместо точечной застройки на месте сносимых домов, заявил депутатам Марат Хуснуллин. Он подчеркнул, что регионы будут сами определять территории для комплексного развития.

Важная часть законопроекта связана с учетом мнения жителей. Документ дает возможность сносить или реконструировать многоквартирный дом при согласии 2/3 собственников квартир.

Кроме того, после определения территории для комплексного развития пройдут публичные слушания. Так что решения вопреки мнению граждан приниматься не будут, заявил вице-премьер.

«Я уверен, что жители тут абсолютно защищены», — подчеркнул Хуснуллин.

Жилая площадь в новой квартире, согласно проекту, не должна быть меньше той, из которой переселяют граждан. Указывается, что люди также смогут получить денежную компенсацию вместо жилья по рыночной цене.

Зампред правительства полагает, что сначала крупные города начнут реализовать новый закон, ведь «во всех регионах — разная ситуация». И денег из разных источников понадобится немало.

Согласно расчетам кабмина, закон о КРТ в случае принятия потребует около 2 триллионов рублей — это только в первые десять лет реализации, уточнил Хуснуллин. «Чтобы эту программу реализовывать, придется собрать всех застройщиков и их средства, — заявил он.

— А также собрать все средства бюджетов — региональных, муниципальных, федерального. Придумать новые механизмы долгосрочных финансовых инструментов».

В России 500 млн кв. м жилья надо снести или реконструировать

Госдума одобрила санкции за призывы к отчуждению территорий РФ

Новый закон станет важным механизмом достижения национальных целей развития. «Мы должны за 10 лет построить один миллиард квадратных метров жилья… И каждый пятый квадратный метр жилья в стране в течение этого срока должен стать новым», — напомнил Марат Хуснуллин.

И, конечно, все понимают, что одного законопроекта о КРТ для выполнения задач по строительству и обновления жилого фонда страны будет мало.

По словам Хуснуллина, понадобится провести большую комплексную работу, которая включает подготовку кадров, формирование спроса на жилье через повышение доступности ипотеки, переход на цифровые формы проектирования и пересмотр всей градостроительной политики. «Это все мы прописали в наших планах реализации нацпроекта», — напомнил вице-премьер.

По словам Хуснуллина, главы регионов ждут документ, необходимый для реализации масштабных планов. «Когда мы обсуждали этот проект, все губернаторы выступили «за», — рассказал вице-премьер.

Особое внимание к проекту — в регионах, которые досрочно завершают программу расселения аварийного жилья. Как уточнил Хуснуллин, это Карачаево-Черкесия, Чечня, Магаданская, Саратовская и Сахалинская области.

Для этих регионов уже сегодня необходимо предусмотреть механизм для дальнейшего обновления жилого фонда, объяснил зампред кабмина.

В России 500 млн кв. м жилья надо снести или реконструировать

Местные власти смогут формировать общественные пространства вместо точечной застройки на месте сносимых домов, отметил Марат Хуснуллин. duma.gov.ru

Новый закон призван решить задачу по изменению облика районов в регионах РФ, создания комфортной среды для проживания в них, заявил один из авторов, сенатор Олег Мельниченко. По его словам, нынешние механизмы переселения несовершенны. Проекты обновления жилья серьезно ограничены по площади, в них невозможно включить ряд объектов.

Теперь это изменится, и проект даст регионам в распоряжение ускоренный механизм расселения ветхих и аварийных домов. Сейчас на этом пути немало препятствий, ведь из дома нельзя переселять, если хотя бы один собственник не согласен.

Такие граждане, по сути, держат заложниками всех остальных жильцов, которые в результате не могут улучшить свои условия, отметил сенатор.

Жилая площадь в новой квартире не должна быть меньше той, из которой переселяют граждан. Люди также смогут вместо жилья получить денежную компенсацию по рыночной стоимости

Законопроекту предстоит доработка ко второму чтению. Марат Хуснуллин обещал лично подключиться к этому процессу. «Готов со всеми фракциями провести встречи», — сказал он. Депутаты уже предложили ряд идей для доработки, чтобы дополнительно защитить жильцов, и они зафиксированы в принятом вместе с законопроектом постановлении.

Среди прочего планируется прописать, что собственникам квартир в сносимых домах должна быть предоставлена равноценная компенсация по выбору жильца — или путем выплаты в денежной форме, или путем предоставления жилья не дешевле освобождаемого помещения.

Стоимость будет определяться по правилам, установленным действующим жилищным законодательством.

Свои идеи смогут предложить и в регионах — законопроект будет обсуждаться с их представителями, рассказал спикер Госдумы Вячеслав Володин. А еще понадобится разъяснить на местах нюансы реализации нового закона.

«Мы сейчас договариваемся с аппаратом президента о том, что мы будем собирать губернаторов, замгубернаторов, чтобы учить, как этим заниматься, — сообщил Хуснуллин.

— Потому что это уметь надо — сделать комплексную территорию и ее развить».

Реновация в интересах москвичей или застройщиков?

Москвичи, чьи дома попали в опубликованные списки сноса, дружно вышли на санкционированный митинг 14 мая, выступив против программы затеянной мэрией «реновации». В то же время в столице есть жители ветхих домов, давно мечтающих о переселении в новые квартиры. Какие же дома были выбраны под снос и по какому принципу?

Малоэтажки стали символом престижа

Чем ближе к Красной Площади – тем дороже стоит квадрат столичной земли и тем сложнее получить «добро» на реконструкцию старых домов либо строительство на их месте элитной недвижимости.

Большинство ветхих строений в ЦАО – памятники старины, и потому даже полуразрушенные здания не должны сноситься: они подлежат бережному восстановлению, с сохранением исторического облика. На деле застройщики по-разному обходят требования закона, стремясь на месте «ветхой старины» построить современные клубные дома.

Нередки случаи, когда исторические здания вдруг «самовозгораются» и сгорают дотла. Тогда уже строителям остается лишь расчистить пепелище под новую стройплощадку. А бывает, что у исторического здания сохраняется только фасад, а внутри оно полностью перестраивается под нужды новых владельцев.

На Остоженке, Волхонке, Пречистенке, Полянке, Неглинке, Китай-городе, в Подсосенском, Казарменном, Лялином переулках стоят постройки XVIII-XIX веков, на которые уже давно «покушаются» девелоперы. Недавно на ул. Малая Бронная было «на законных основаниях» снесено четырехэтажное здание старейшей московской детской больницы – дом Нехлюдовой XVIII века.

Правительство Москвы отказало ему в охранном статусе и выдало разрешительную документацию на строительство здесь жилого дома высотой 28 метров.

А ведь совсем недавно (в 2013 году) был введен мораторий на многоэтажное строительство в районе Бульварного кольца…По сходной схеме готовится снос купеческой усадьбы XVIII века по адресу: Покровка, 36/1 (источник: archnadzor.ru).

Хотя дом обладает cтатусом ценного градоформирующего объекта, он не признан «Мосгорнаследием» памятником архитектуры, а значит, с ним можно не церемониться.Немало в ЦАО и других «престижных» округах Москвы домов, попадающих под определение ««хрущевки» или подобные им строения».

В большинстве своем это крепкие блочные или кирпичные дома, претерпевшие капитальный ремонт со сменой коммуникаций, проводки, заменой кровельного покрытия, то есть вполне пригодные для комфортной жизни здания.

Владельцы квартир в таких домах вполне довольны и своим жильем, и окружающей инфраструктурой, и локацией, и потому категорически не желают переезжать куда-то в рамках проекта реновации.В условиях, когда на дорогой земле себя окупает только «многоэтажка» уровня бизнес-класса, малоэтажные дома попали в категорию престижного жилья, даже если внешне проект выглядит как банальная «коробка» с отсутствием архитектурного декора. Зато внутри у жильцов сделан дорогой ремонт стоимостью от 1 млн рублей и выше; люди знают в лицо не только жителей своих подъездов, но и остальных соседей небольшого дома; дети без опаски гуляют в зеленых дворах: рядом с домом хватает парковочных мест для всех автомобилистов. Словом, плюсов у расположения «хрущевок» и малоэтажных строений в благополучных районах очень много. Именно жители таких домов и требуют не включать их жилье в «сносные» списки.

Размытые критерии

Согласно первоначальным планам столичной мэрии, программа реновации включает ликвидацию 7 934 столичных домов площадью 25,1 млн кв. метров, в которых проживают около 2 млн человек. Действие программы должно распространиться не только на «хрущевки» так называемых несносимых серий: I-510, I-511, I-515, II-07, I-335, I-447, но и их аналоги.

Вот это упоминание «аналогов» сильно растревожило москвичей, поскольку в случае «коврового» сноса и «зачистки» территории под новую масштабную застройку под бульдозер могут попасть и прочные кирпичные «трехэтажки», и старые особнячки, и различные объекты инфраструктуры, к которым уже привыкли жители города (магазины, детсады, школы, гимназии, спортклубы, досуговые центры и т.п.).

Читайте также:  Как выкупить комнату у муниципалитета?

К примеру, в «сносные» списки неожиданно попали прочные, капитально отремонтированные малоэтажные здания оригинальных архитектурных проектов и комфортных планировок в разных районах города: кирпичная «четырехэтажка» с толстыми стенами и высокими потолками по улице Бакунинская, д. 77с3 (1926-го года постройки), пятиэтажка с оригинальными угловыми балконами по улице Русаковская, д. 8 (год постройки – 1926-й), четырехэтажное добротное здание по улице Госпитальный вал, д. 5, корпус 13 (1950 г.п.), оригинальная «пятиэтажка» с арочными окнами первых этажей по адресу: ул. Южнопортовая, 14/32 (год постройки – 1952-й), и другие здания, являющиеся украшением города и вовсе не пребывающие в аварийном состоянии. Небольшой обзор на эту тему подготовил блогер Илья Варламов.

Ветхие и одинокие

Раскрыты детали проекта о "всероссийском сносе жилья" — МК

В Госдуму внесен законопроект, который разрешает по всей стране ради «комплексного развития территорий» в массовом порядке сносить жилые дома и прочие постройки, причем не только аварийные. Проблема за малым: местным властям надо найти средства — или застройщика, готового проект профинансировать.

После того, как в Москве была запущена программа реновации жилья, предложения распространить подобную практику на всю страну звучали неоднократно, но все попытки законодательно вопрос урегулировать заканчивались неудачей.

Внесенный на этот раз в Госдуму объемный документ на 47 страницах с предложением внести изменения в Градостроительный, Жилищный и Земельный кодексы подписали трое сенаторов (Николай Журавлев, Олег Мельниченко и Андрей Шевченко), а также глава думского Комитета по транспорту и строительству Евгений Москвичев («ЕР»).

Но на самом деле, как считает глава думского Комитета по ЖКХ Галина Хованская («СР»), «эта инициатива, скорее всего, исходит от кого-то в исполнительной власти».

В Градостроительном кодексе, по мнению авторов, должна появиться новая глава под названием «Комплексное развитие территорий». Решение о нём может быть принято правительством РФ (по инициативе региона), властями самого региона или муниципалитетом.

Попасть в границы обреченной на развитие территории имеют шанс те кварталы или районы населенных пунктов, где не менее 50% земель занято пустырями, многоквартирными домами, признанными аварийными и подлежащими сносу, самовольными постройками, а также домами, которые включены в местную «адресную программу сноса и реконструкции».

Что такое «адресная программа сноса и реконструкции», разъясняется в новом разделе Жилищного кодекса. Включать дома в подобные программы будут власти субъектов РФ — «в целях предотвращения роста аварийного жилищного фонда».

Они же решат, какие из домов должны реконструироваться или сноситься в первую очередь, а какие — во вторую и третью.

Каких возрастов и какого технического состояния здания попадут в программу — тоже определят власти регионов, исходя из местных условий и наличия средств.

Хотя слова «ветхое жилье» в законопроекте не упоминаются, по факту речь в данном случае идет именно о нем, сказала «МК» глава Комитета Госдумы по жилищной политике г-жа Хованская.

А замглавы думского Комитета по ЖКХ Павел Качкаев («ЕР») в разговоре с «МК» напомнил: «Когда некоторое время назад разрабатывали новую программу расселения аварийного жилья, было решено определить, какое жильё следует считать ветхим, и разработать отдельную программу, чтобы не доводить его до стадии аварийного. Минстрой пытался разработать критерии, но пока не получилось, и в российском законодательстве такого понятия нет».

Теперь, значит, законопроект предлагает самим регионам такие критерии устанавливать. Обычно «ветхим» считают жилье с 70% износом (если речь идет о многоквартирном доме). Ветхое жилье не опасно для жизни — в отличие от аварийного…

А что же будет с остальными, не аварийными и не ветхими домами, оказавшимся на территории «комплексного развития»? В законопроекте об этом ничего не говорится. Г-жа Хованская считает, что «с ними может быть всё, что угодно; если, например, крепкий, не старый трех-четырёхэтажный дом помешает застройщику, то сноса избежать будет очень трудно».

Что же обещано попавшим под снос жильцам и собственникам?

Равнозначные жилые помещения в том же населенном пункте или районе города, что означает квартиру не меньшей жилой площади и с прежним числом комнат, но большей общей площади.

Можно попросить и равноценную компенсацию: таковой ЖК называет сумму, включающую рыночную стоимость помещения, общего имущества в многоквартирном доме и земельного участка, на котором дом стоит, а также все убытки, которые собственник понесет в связи с переездом.

Г-жа Хованская говорит, что в этой части «законопроект резко ухудшает ситуацию по сравнению с московским законом о реновации, где оставлено право на судебную защиту». Во внесенной инициативе о праве оспаривать решение властей в суде ничего не говорится.

Финансово-экономическое обоснование к законопроекту уверяет: он «не повлечет дополнительных расходов из федерального бюджета». Оплачивать «комплексное развитие» предложено местным бюджетам.

Но главным инвестором должна стать компания, получившая право на реализацию программы, и выигравшая специальный аукцион. Требования к застройщику таковы: не менее трех лет работы на рынке строительства жилья, и не менее 5 тысяч кв.

м построенной и введенной в эксплуатацию площади (судя по всему, даже одного девятиэтажного дома с примерно 100 квартирами может быть достаточно).

Застройщик получает право конкретные проекты и детали проекта уточнять потом. Для начала вполне достаточно перечня построек, которые планируется снести или реконструировать, и тех, что планируется возвести.

На генпланы и прочие утвержденные ранее документы территориального планирования можно не обращать внимания.

Новый механизм «будет способствовать обновлению жилой застройки городов, созданию комфортной городской среды, улучшению жилищных условий граждан»,- утверждают авторы в пояснительной записке.

Почему закон о реновации вызывает тревогу, что строят вместо панелек в Москве и как модернизировать их без сноса — Дизайн и архитектура на TJ

В столице власти строят дома в два раза выше, чем обещали, а плотность увеличилась в несколько раз. Новый же закон позволит фактически принудительно изымать жильё у россиян.

Разрушенная пятиэтажка в Москве

Госдума приняла закон о всероссийской реновации — теперь панельки будут сносить, а на их месте строить современное жильё. Только на практике оказывается, что панельки не такое уж аварийное и ветхое жильё — его можно модернизировать и уже есть конкретные решения. А вместо комфортных домов власти строят двадцатиэтажные здания, нагружающие устаревшую инфраструктуру.

В обжитых микрорайонах вырубают сотни деревьев, оставляя вместо них всего одно, а жителям предлагают дома у железнодорожных путей, с худшей планировкой и неаккуратным ремонтом. Но смущают в новом законе не только эти недостатки реновации — юристы считают, что он позволит принудительно изымать жильё у россиян.

23 декабря Госдума приняла поправки к Жилищному и Гражданскому кодексу. Теперь московский принцип реновации распространится на всю Россию. Причём в первом чтении предполагалось, что уничтожать будут только ветхое и аварийное жильё, однако в итоге показания к сносу расширились.

  • Аварийные и подлежащие сносу многоквартирные дома;
  • Неаварийное панельное жильё;
  • Жильё с физическим износом (крыши, коммуникаций, фундамента), превышающим нормы региона;
  • Дома, в которых стоимость капитального ремонта превышает допустимую региональными властями;
  • Жильё, в котором нет центральных коммуникаций или с ограниченным техническим состоянием.

Застраивать освобождённые территории будут за счёт местных бюджетов, так что нововведения, скорее, коснутся «богатых» регионов. В пояснительной записке к законопроекту говорится, что он «будет способствовать обновлению жилой застройки городов, созданию комфортной городской среды и улучшению жилищных условий граждан».

Закон подразумевает, что собственник снесённого жилья получит либо равнозначную жилплощадь, либо компенсацию. Рыночную стоимость с учётом «упущенной выгоды» оценит суд. Тем, кто живёт в домах по соцнайму, предоставят другое жильё и сохранят очередь на улучшение условий. Срок передачи собственности — 45 дней.

Юристы считают, что нынешний закон даёт слишком размытые определения аварийных домов, что позволит легко выселять жителей и сносить их дома, прикрываясь целью развития территорий города.

Признаки, которые позволяют сносить дома согласно проекту нового закона, могут быть совершенно произвольными. Это могут быть дома, у которых отсутствуют «централизованные системы инженерно-технического обеспечения».

Какие именно системы — решают власти субъекта РФ. Либо это могут быть дома, у которых износ конструкции превышает какое-то значение. Какое именно значение — решают власти субъекта. Либо это дома, у которых стоимость капремонта превышает какую-то сумму в пересчёте на квадратный метр. Какую именно сумму — решают власти субъекта.

Наконец, это могут быть просто дома, построенные по типовым проектам в какой-то период. В какой именно период — опять-таки, решают власти субъекта. То есть в целом этот перечень охватывает любые дома вообще.

Неаварийные дома снести будет сложнее, однако и здесь многое зависит от решения властей. В соответствии с Жилищным кодексом, жители смогут принимать решение о сносе здания на общем собрании, которые сейчас организовывают сами. Однако с принятием новых поправок, возможно, собрания смогут инициировать только власти.

Читайте также:  В Севастополе планируют ремонт Матросского бульвара

Принят закон о сносе и реконструкции жилья

  • 23 декабря 2020 года на пленарном заседании Государственной Думы в третьем чтении был принят Федеральный закон «О внесении изменений в Градостроительный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации в целях обеспечения комплексного развития территорий».
  • Федеральный закон направлен на совершенствование института комплексного развития территорий и механизмов расселения аварийного и ветхого жилья.
  • Законом вводится новый единый механизм комплексного развития территорий (КРТ), взамен ранее предусмотренных Градостроительным кодексом Российской Федерации отдельных механизмов развития застроенных территорий, комплексного развития территорий, комплексного освоения территорий.

На практике отдельное применение каждого из этих механизмов зачастую оказывалось невозможным, так как они распространялись на разные виды объектов и взаимно исключали друг друга.

Поскольку реальная городская застройка, как правило, является смешанной, становилось невозможно в чистом виде использовать тот или иной режим редевелопмента. Это, в свою очередь, приводило к дроблению территорий на несколько частей и снижению инвестиционной привлекательности строительных проектов.

  1. Создание единого механизма КРТ призвано решить указанную проблему.
  2. В рамках нового механизма выделяются следующие виды КРТ:
  3. · КРТ жилой застройки, в границы которого могут входить только многоквартирные дома;
  4. · КРТ нежилой застройки, в границы которого могут вовлекаться различные объекты, кроме многоквартирных домов, жилых домов блокированной застройки, объектов ИЖС, садовых домов;
  5. · КРТ незастроенной территории;
  6. · КРТ по инициативе правообладателей.

Важно, что в границы КРТ жилой и нежилой застройки помимо основных объектов, прямо названных в законе, могут включаться и иные объекты. Перечень таких объектов законом не ограничивается, но они должны располагаться в границах того же элемента планировочной структуры – квартала или микрорайона.

Данная новелла крайне важна, поскольку большинство развиваемых территорий имеют смешанную застройку, которую в целом сложно отнести к тому или иному типу развития. Во избежание дробления территорий новый закон предусмотрел возможность объединять объекты различного типа в границах одного проекта КРТ.

  • Таким образом, создание единого механизма КРТ позволит более гибко подходить к развитию различных территорий, в том числе имеющих смешанную застройку.
  • В границы КРТ жилой застройки принятый закон разрешил включать многоквартирные дома, признанные аварийными и подлежащими сносу, а также иные многоквартирные дома, соответствующие критериям, определенным субъектами РФ.
  • Эти критерии не будут определяться произвольно. Согласно принятому закону они должны учитывать следующие требования:
  • · физический износ основных конструктивных элементов многоквартирного дома (крыша, стены, фундамент) превышает определенное субъектом РФ значение;
  • · стоимость капитального ремонта многоквартирных домов в расчете на один квадратный метр общей площади превышает стоимость, определенную субъектом РФ;
  • · многоквартирные дома построены в период индустриального домостроения, определенный субъектом РФ, по типовым проектам;
  • · многоквартирные дома находятся в ограниченно работоспособном техническом состоянии;
  • · в многоквартирных домах отсутствуют централизованные системы инженерно-технического обеспечения, определенные субъектом РФ.
  • Таким образом, в границы КРТ будут включаться только «проблемные» дома, требующие принятия мер по расселению жителей во избежание доведения таких домов до аварийного состояния в ближайшем будущем, в том числе дома, капитальный ремонт которых экономически нецелесообразен.
  • Согласно изменениям, внесенным в Жилищный кодекс Российской Федерации, собственникам жилых помещений в таких многоквартирных домах, взамен освобождаемых ими жилых помещений предоставляется возмещение, определяемое исходя из рыночной стоимости освобождаемого имущества и возникших убытков.
  • По заявлению собственника жилого помещения ему предоставляется взамен освобождаемого жилого помещения другое жилое помещение с зачетом его стоимости при определении размера возмещения за изымаемое жилое помещение.
  • Нанимателю жилого помещения взамен освобождаемого им жилого помещения предоставляется другое жилое помещение по договору социального найма, общая площадь, жилая площадь которого и количество комнат в котором не меньше общей площади, жилой площади освобождаемого жилого помещения и количества комнат в освобождаемом жилом помещении, а при наличии его письменного заявления другое жилое помещение может быть предоставлено ему на праве собственности на основании договора передачи жилого помещения в собственность.
  • Нормативным правовым актом субъекта РФ может быть предусмотрено право собственников жилых помещений, нанимателей жилых помещений на получение так называемого равнозначного жилого помещения – то есть помещения:
  • · жилая площадь которого и количество комнат в котором не меньше жилой площади освобождаемого жилого помещения и количества комнат в освобождаемом жилом помещении, а общая площадь которого – превышает общую площадь освобождаемого жилого помещения;
  • · которое соответствует стандартам, установленным нормативным правовым актом субъекта РФ;
  • · которое находится в многоквартирном доме, расположенном в том же поселении, городском округе, в котором расположен многоквартирный дом, включенный в границы территории жилой застройки, подлежащей КРТ.

Согласно переходным положениям закона ранее заключенные договоры развития застроенных территорий, комплексного развития территорий, комплексного освоения территорий сохраняют свое действие. Их исполнение, изменение и расторжение будет происходить по «старым» правилам, без учета внесенных изменений.

Необходимо отметить, что Национальное объединение строителей принимало активное участие в обсуждении проекта принятого закона. Так, неоднократно высказывался в поддержку данного проекта Президент НОСТРОЙ Антон Глушков.

  1. Национальным объединением в адрес Государственной Думы и Минстроя России направлялись концептуальные предложения по совершенствованию текста проекта, многие из которых были учтены при его доработке ко второму чтению, в частности:
  2. · исключено правило, согласно которому объекты, разрешенные к включению в границы КРТ, должны занимать не менее 50% площади территории КРТ;
  3. · исключены положения, лишающие органы местного самоуправления полномочий по принятию решений о КРТ;
  4. · разрешено проводить для отбора инвестора как аукционы, так и конкурсы;
  5. · ограничен круг нарушений договора КРТ инвестором, которые дают уполномоченному органу право на односторонний отказ от договора.
  6. Принятый Федеральный закон вступит в силу с момента его официального опубликования.

Реновация МКД: сносить или реконструировать? Мнения экспертов ТПП РФ разделились

В Торгово-промышленной палате Российской Федерации состоялось совместное заседание Комитета ТПП РФ по предпринимательству в сфере жилищного и коммунального хозяйства и Комитета ТПП РФ по предпринимательству в сфере строительства на тему: «Реновация многоквартирных домов с использованием современных технологий. Технические, юридические и экономические аспекты».

Модератором мероприятия выступил председатель Комитета ТПП РФ по предпринимательству в сфере строительства Ефим Басин.

Во вступительном слове он подчеркнул актуальность темы, т.к. она касается большой части населения страны. Москва в этом вопросе избрала путь сноса, но возможно другие города выберут иной путь – реновации с использованием новых энергоэффективных строительных технологий и способов финансирования.

Уже сегодня, отметил Ефим Басин, в России есть населенные пункты, в которых проведена реновация жилья.

В этом процессе, полагает он, полезен также опыт, накопленный Германией, где реновация осуществлялась путем увеличения жилой площади, утепления и замены окон, и, наконец, повышения энергоэффективности дома в целом.

Далее к собравшимся обратился председатель Комитета ТПП РФ по предпринимательству в сфере жилищного и коммунального хозяйства Андрей Широков, констатировавший катастрофическое старение жилого фонда страны. Это, по его мнению, означает, что жилье год от года труднее содержать в том надлежащем состоянии, при котором безопасно и комфортно жить гражданам.

Нужно проводить капитальный ремонт в многоквартирных домах (МКД) посредством реновации. Жилье должно отвечать требованиям сегодняшнего дня, а не середины прошлого века, сказал Андрей Широков. Кроме этого, требуют решения проблемы аварийного жилья и его нехватка в некоторых регионах страны.

Реновация – это не только обновление жилья, но и увеличение жилой площади для комфортного проживания его собственников.

Тему продолжил заместитель председателя Комитета Российского союза строителей по взаимодействию застройщиков и собственников жилья Константин Пороцкий, обративший внимание участников заседания на необходимость учета интересов всех граждан в процессе реновации жилого фонда.

Ситуация с ветшающим жильем чрезвычайно актуальна – панельная застройка 50-х годов прошлого века устарела и подлежит сносу. Однако существует немало домов, рассчитанных на 100 и более лет службы. В стране насчитывается около 500 млн кв.

м жилья такого типа, требующего реконструкции и модернизации, При обновлении жилого фонда его собственники получат энергоэффективный дом и определенное увеличение жилой площади для комфортной жизни.

Благодаря реконструкции можно учесть интересы граждан, как за счет бюджета, так и за счет частных инвесторов, сказал Константин Пороцкий.

Как считает заместитель директора Экспертного центра Российской академии народного хозяйства и государственной службы Евгений Блех, нынешняя реновация жилья – это замена жилищного фонда путем его сноса и строительство новых зданий на высвободившихся площадях.

На сегодняшний день нет инструментального заключения на дома, подлежащие сносу. Только проведен визуальный осмотр, что явно недостаточно в такой ситуации, отметил Евгений Блех. Под снос идут дома в 9 этажей, которые никак нельзя отнести к ветхому или аварийному жилью.

По его мнению, основной недостаток программы реновации – отсутствие внятного социально-экономического обоснования.

Читайте также:  Аренда жилья сильнее всего подорожала в Якутии и Башкирии

Заместитель генерального директора ООО «Институт развития строительной отрасли» Александр Сидоренко посвятил выступление теме отношений собственности в МКД. В процессе реновации появляются новые площади, автопарковки, пандусы и т.п.

При этом сложно справедливо оценить долю в праве собственности на общее имущество (холлы, электрощитовые и т.д.).

В связи с этим, полагает Александр Сидоренко, требуется создать новую модель справедливой оценки доли с целью формирования ответственного имущественного поведения.

В свою очередь, индивидуальный предприниматель Александр Шестопалов представил вниманию аудитории проект, позволяющий выполнить капитальный ремонт МКД и дополнительно возвести на чердаках этих домов около 200 млн. кв.м комфортного жилья мансардного типа. Этой работы, по его расчетам, хватит всему строительному комплексу страны на ближайшие 5 лет.

Руководитель Компании ГРП – Городская реконструкция пятиэтажек Валерий Чернышов сообщил, что к ним в компанию обращается большое количество собственников квартир в домах, которые подпадают или могут подпасть под реновацию, с заявлениями о том, что готовы выдержать процесс реновации их домов с помощью современных технологий, но не готовы из домов выезжать. Он остановился на открытом письме, направленном в адрес Мэра Москвы Сергея Собянина, опубликованном в газете «Ведомости» от 23.05.2017, в котором предлагается проводить масштабную реконструкцию МКД индустриальной застройки с применением современных технологий, в том числе с надстройкой нескольких этажей, то есть с увеличением жилой площади.

Затем к собравшимся обратился заместитель координатора проекта партии «Единая Россия» по развитию малоэтажного жилищного строительства «Свой дом», вице-президент Национального агентства по малоэтажному и коттеджному строительству Валерий Казейкин, который кратко ознакомил участников заседания с возможностями московского строительного комплекса по реновации ветхого жилья. По его мнению, для успешной реализации проекта необходимо привлечь к процессу частных инвесторов, что позволит полностью загрузить строительный комплекс города и получить улучшенное комфортное жилье.

Член Комитета ТПП РФ по предпринимательству в сфере строительства Михаил Каменский – один из активных организаторов программы сноса пятиэтажек в ранние годы, поделился приобретенным опытом сноса и утилизации самого дома, работы с населением дома и экономики процесса. А план был – сносить ежегодно 1 млн кв.м.

Главное в том, что все, кто занимался сносом пятиэтажек, сделали в итоге заключение, что нужно не сносить старые дома, а их реконструировать. Это выгоднее, чем строить новое жилье.

«Это главный вывод, который мы вынесли из многих лет работы в Москве по замене пятиэтажек новыми домами – лучше реконструировать, чем ломать».

В выступлении Вероники Межецкой – члена Комитета ТПП РФ по предпринимательству в сфере жилищного и коммунального хозяйства, прозвучала озабоченность проблемами экологии, так как в предлагаемом к реновации жилом фонде за долгие годы образовались лесопарки, зеленые дворы, высаженные 20-30 лет назад, которые в результате сноса домов исчезнут, а обещанные новые появятся не скоро.

Члены Комитета ТПП РФ по предпринимательству в сфере жилищного и коммунального хозяйства Юрий Павленков и Александр Вербицкий затронули тему многоквартирного дома как единого имущественного объекта с юридической точки зрения, его государственной регистрации, стоимости, понятия восстановительной стоимости.

Татьяна Полиди – исполнительный директор Фонда «Институт экономики города», остановилась на том, что проблема реновации – всероссийская.

Институт предлагает модели и, конечно, обращается к опыту социалистического лагеря, в котором было построено много жилья по советским проектам, хотя родиной индустриального строительства является Франция.

Опыт Запада показывает, что выборочно можно сносить особенно аварийные дома, но чаще всего их можно реконструировать, тем самым увеличивая жилую площадь.

Председатель совета директоров Корпорации «S.HOLDING» Алексей Шепель отметил, что его анализ предлагаемой схемы реновации жилья в городе Москве крайне отрицательный.

Его позиция сегодня – не принимать предложенную московскую схему, взвесить все стороны данного предложения с позиции экономики, технологии, плотности территорий, внимательнее рассмотреть предложения инициаторов реконструкции через санацию МКД с элементами надстройки и расширения площадей. Это, по его мнению, сохранит индивидуальность Москвы.

  • В заключение Андрей Широков отметил, что сегодня необходимо рассмотреть решение триединой задачи: как можно привлечь бизнес к процессу реновации; как взаимодействовать с собственником квартир и какова роль государства в этом процессе, например, в виде преференций бизнесу, таких как налоговые льготы, дешевые кредиты, доступность к документации.
  • По итогам заседания принято решение подготовить предложения в адрес соответствующих органов государственной власти.

Всероссийский снос жилья или о чем новый законопроект о комплексном развитии территорий России

  • 18 сентября 2020 года в Госдуму внесен большой законопроект №1023225-7 о комплексном развитии территорий в России.
  • Пресса его называет законопроект о всероссийском сносе жилья.
  • Мы попытались разобраться, что к чему.

Фото из открытых источников (www.unsplash.com)

Фото из открытых источников (www.unsplash.com)

Суть законопроекта.

  1. Новые поправки хотят внести в Градостроительный кодекс РФ и иные законодательные акты РФ.

  2. Они направлены на совершенствование института комплексного развития территорий и механизмов расселения аварийного жилья и жилья, подлежащего сносу или реконструкции на основании адресных программ, утверждаемых в соответствии с жилищным законодательством.

  3. Законопроект закрепляет единый механизм комплексного развития территорий с разными основаниями принятия решений для аварийного жилья, жилья, подлежащего сносу, реконструкции по адресным программам и для промышленных территорий.

  4. Критерием определения границ территорий комплексного развития будет являться то, что земельные участки, занятые аварийным или иным жильем, подлежащим сносу, реконструкции, промышленной зоной, должны занимать не менее 50% территории, в отношении которой принимается решение о её комплексном развитии.

  5. При этом в случае принятия решения о комплексном развитии территории в отношении промышленных зон, в границы такой территории не могут быть включены многоквартирные дома.

  6. Законопроектом разграничены полномочия по принятию решений о комплексном развитии территорий:
  • Решение о комплексном развитии территории по предложениям органов государственной власти субъектов РФ вправе принять Правительство РФ. Для таких случаев Правительством РФ должен быть определен порядок принятия решений о комплексном развитии территории и порядок реализации такого решения.
  • Правом принятия решений о комплексном развитии территорий также предлагается наделить высшие исполнительные органы государственной власти субъектов РФ. При этом законом или иным правовым актом субъекта РФ полномочиями по принятию решений о комплексном развитии территорий могут быть наделены органы местного самоуправления. Порядок принятия решений о комплексном развитии территории по инициативе регионов и порядок реализации такого решения будте устанавливаться законодательством субъектов РФ.

При этом, новый проект закона сохраняет действующую редакцию Градостроительного кодекса РФ, где закреплена возможность осуществления деятельности по комплексному развитию территории по инициативе правообладателей земельных участков и/или объектов недвижимости, расположенных в границах такой территории. Исключение составляют аварийные дома или дома, подлежащие сносу, реконструкции на такой территории.

Предполагается, что решение о комплексном развитии территории осуществляется публично-правовым образованием самостоятельно либо путем передачи полномочий специально созданной организации.

Её организационно-правовая форма, цели и предмет деятельности, порядок и условия управления, финансирования будут определяться учредителем.

Деятельность по комплексному развитию территорий может осуществляться органами власти или местного самоуправления как самостоятельно, так и на основании договора о комплексном развитии территории, заключенного с победителем соответствующего аукциона.

В качестве обязательного условия для участия в аукционе на право заключить договор о комплексном развитии территории предусматривается наличие у участников аукциона опыта (не менее 3-х лет) участия в строительстве (создании) многоквартирных домов общей площадью не менее 5000 кв.м.

в в совокупности, который подтверждается наличием полученных разрешений на ввод в эксплуатацию таких многоквартирных домов.

Адресные программы по сносу жилья

Проектом закона предусмотрено, что в целях обновления среды жизнедеятельности и создания благоприятных условий проживания граждан, общественного пространства, а также в целях предотвращения роста аварийного жилищного фонда на территории субъекта РФ, обеспечения развития жилых территорий и их благоустройства предусматривается возможность утверждения адресных программ по сносу и реконструкции многоквартирных домов, на основании которых может быть принято решение о комплексном развитии соответствующей территории.

В адресной программе устанавливается очередность сноса или реконструкции многоквартирных домов. Причем очередность сноса указанных многоквартирных домов определяется с учетом их технического состояния.

  • В целях реализации такой программы предлагается наделить широкими полномочиями субъекты РФ.
  • Так, регионы будут вправе:
  • 1) определить содержание программ по сносу и реконструкции;
  • 2) утвердить порядок её формирования и утверждения;
  • 3) определить источники финансирования программы;
  • 4) утвердить порядок выявления и учета мнения граждан при её формировании и реализации;
  • 5) определить технические характеристики многоквартирных домов, которые могут быть включены в указанные адресные программы.

В проект адресной программы по сносу и реконструкции могут быть включены только такие дома, в которых 2/3 собственников и нанимателей поддержали такое решение

Оставьте комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *