В Петербурге официально достроили Западный скоростной диаметр

1960

Город Санкт-Петербург в его исторической планировке подковообразно охватывает с севера, востока и юга Невскую губу.

Развитие южных и северных районов города определяло новые задачи для транспортной системы Северной столицы. Уже в 1960-х годах Ленинград испытывал сложности с сообщением между северными и южными районами. Постоянное увеличение грузооборота в Морском порту привело к значительному уровню нагрузки на внутригородские дороги, ориентированные на порт.

В 1966 году в Генеральном плане развития Ленинграда появилась перспективная автомагистраль, соединяющая север и юг города по максимально короткому маршруту, проходя рядом с Морским портом.

В Петербурге официально достроили Западный скоростной диаметр

  • 1997
  • 17 ноября
  • Распоряжением Комитета по управлению городским имуществом Санкт-Петербурга №1261-р учреждено Акционерное общество «Западный скоростной диаметр»

В Петербурге официально достроили Западный скоростной диаметр

  1. 1999
  2. 12 ноября
  3. Приказом Государственного комитета РФ по строительству и жилищно-коммунальному комплексу №119 создана рабочая группа по разработке проекта строительства автомобильной дороги «Западный скоростной диаметр»

В Петербурге официально достроили Западный скоростной диаметр

  • 2000
  • 1 февраля
  • Распоряжением Губернатора Санкт-Петербурга Владимира Яковлева утвержден акт выбора трассы автомобильной дороги «Западный скоростной диаметр»

В Петербурге официально достроили Западный скоростной диаметр

  1. 2003
  2. 27 февраля
  3. Получено положительное заключение ФГУП «Главгосэкспертиза России» по Обоснованию инвестиций в строительство автомобильной дороги «Западный скоростной диаметр»

В Петербурге официально достроили Западный скоростной диаметр

  • 2004
  • 4 ноября
  • АО «ЗСД» совместно с группой проектных компаний во главе с ЗАО «Институт «Стройпроект» приступили к разработке проекта строительства автомобильной дороги «Западный скоростной диаметр»

В Петербурге официально достроили Западный скоростной диаметр

2005

20 сентября

Начато строительство Южного участка ЗСД от развязки с КАД до развязки на пересечении с Краснопутиловской ул. и участок подключения 3 и 4 районов Морского порта Санкт-Петербурга в створе Автомобильной ул.

В Петербурге официально достроили Западный скоростной диаметр

2006

Правительством Санкт-Петербурга был принят Закон № 627-100 «Об участии Санкт-Петербурга в государственно-частных партнерствах (ГЧП)».

В Петербурге официально достроили Западный скоростной диаметр

  1. 2008
  2. 30 октября
  3. Открыто движение на части Южного участка ЗСД от КАД до Краснопутиловской ул., включая подключение 3 и 4 районов Морского порта Санкт-Петербурга

В Петербурге официально достроили Западный скоростной диаметр

  • 2010
  • 19 мая
  • Начато строительство Северного участка ЗСД, проходящего от правого берега реки Большая Невка до пересечения с трассой Е-18 «Скандинавия»

В Петербурге официально достроили Западный скоростной диаметр

14 октября

Открыто движение на части Южного участка ЗСД от Краснопутиловской ул. до Благодатной ул.

  1. 2011
  2. 14 марта
  3. Создано общество с ограниченной ответственностью «Магистраль северной столицы»

14 мая

На открытом для движения участке ЗСД от КАД до Благодатной ул. введена платная эксплуатация

9 августа

Под председательством Губернатора Санкт-Петербурга Валентины Матвиенко состоялось заседание конкурсной комиссии, на котором были представлены результаты рассмотрения конкурсных предложений участников и подведены итоги открытого конкурса. Решением конкурсной комиссии победителем открытого конкурса в отношении ЗСД, Партнером был единогласно признан участник ООО «Магистраль северной столицы»

  • 2012
  • 10 октября
  • При участии Премьер-министра РФ Дмитрия Медведева и Министра транспорта РФ Максима Соколова открыто движение на всей протяженности Южного участка ЗСД до набережной реки Екатерингофки

А.Л. Костин, Председатель правления Банка ВТБ, Г.С. Полтавченко, Губернатор Санкт-Петербурга, Д.А. Медведев, Премьер-министр РФ, И.А. Лукьянов, генеральный директор АО «Западный скоростной диаметр», Б.М. Мурашов, председатель Комитета по развитию транспорта

20 декабря

Обществом подписано Соглашение о ГЧП с Санкт-Петербургом и ОАО «Западный скоростной диаметр» (ОАО «ЗСД») со сроком действия 30 лет

2013

1 марта

В соответствии с условиями Соглашения о ГЧП началось строительство Центрального участка ЗСД от транспортной развязки с наб. р. Екатерингофка до правого берега р. Большая Невка

2 августа

В присутствии Президента РФ Владимира Путина был открыт для движения Северный участок ЗСД

1 декабря

В соответствии с условиями Соглашения о ГЧП Южный участок ЗСД передан в эксплуатацию ООО «Магистраль северной столицы»

  1. 2014
  2. 1 мая
  3. В соответствии с условиями Соглашения о ГЧП Северный участок ЗСД передан в эксплуатацию ООО «Магистраль северной столицы»

15 мая

На Северном участке ЗСД от транспортной развязки с Приморским проспектом до пересечения с трассой Е-18 «Скандинавия» введен платный проезд

  • 2016
  • 9 августа
  • Завершены работы по замыканию контура Западного скоростного диаметра

2 декабря

В присутствии Президента РФ Владимира Путина состоялась торжественная церемония открытия Центрального участка ЗСД в Санкт-Петербурге и Пуск движения по всей протяженности магистрали

С.Н. Горьков, председатель Внешэкономбанка, А.Л. Костин, председатель правления Банка ВТБ, В.В. Путин, Президент РФ, Н.Н. Цуканов, полномочный представитель Президента РФ в СЗФО, Н.А. Асаул, заместитель министра транспорта РФ, А.Н. Бнатов, генеральный директор

4 декабря

Открыто движение по Центральному участку ЗСД и всей протяженности магистрали.

Западный скоростной диаметр и его характеристика

ЗСД расшифровывается, как – западный скоростной диаметр. Эта уникальная автомагистраль проходит через центр Санкт-Петербурга. Подобное расположения скоростной дороги больше не встречается по всей территории России.

В Петербурге официально достроили Западный скоростной диаметр

Что это

Изначально данная автодорога задумывалась как платная, поэтому большинство автовладельцев восприняли эту новость достаточно скептически. После ответа на вопрос: «что из себя представляет ЗСД» водители Санкт-Петербурга поговаривали: «эти негодяи нашли новый способ вытрясти с нас деньги, налогов им уже недостаточно».

Первое время после открытия данной автомобильной дороги автовладельцы не спешили ею пользоваться, поэтому искали объездные маршруты в попытках сэкономить. Владельцы северо-западной магистрали пошли на небольшую хитрость и возможно заплатили деньги сервису Яндекс-карты, так как любой маршрут, даже отдаленный пересекался или проходил недалеко от зоны ЗСД.

В Петербурге официально достроили Западный скоростной диаметр

Яндекс всеми силами пытался завести автомобиль на платную дорогу ЗСД и отчасти это у них получилось. Нередко жители города Санкт-Петербург и его гости попадали в ловушку, когда внезапно оказывались на платном шоссе. В первое время именно такие автомобили составляли большую часть трафика магистрали Северной столицы ЗСД.

Время шло и количество автомобилей в городе значительно увеличилось. Поэтому время, потраченное на дорогу из спальных районов до центра, перевалило за час. А в случае обильных снегопадов, которые часто бывают в северной столице время на дорогу увеличивалось еще больше.

Трафик в городе неустанно возрастал, а количество дорог в Петербурге оставалось прежним. Добираясь до места работы, автомобилисты часто попадали в пробки, что негативно сказывалось на дневном распорядке.

В Петербурге официально достроили Западный скоростной диаметр

Настоящим спасением стал ZSD. Теперь автомобилисты могут минуть огромное количество светофоров и не угодить в пробку. Но автомагистраль Северной столицы имеет и свои недостатки. В основном они касаются выездов и въездов. С центра Санкт-Петербурга можно попасть на западный диаметр только с острова Васильевский, набережной Макарова и Обводного канала.

После того, как был построен мост Бетанкура, жители Петроградского района получили возможность попасть домой по широкой дороге ЗСД.

История возникновения

Еще во времена СССР, когда Санкт-Петербург переживал бурное развитие, появились проблемы, касающиеся транспортных развязок.

В плане городского развития города в 1966 г. было предусмотрено строительство большой автомагистрали. Она должна была проходить около Морского порта и связывать районы Северный и Южный.

В Петербурге официально достроили Западный скоростной диаметр

В итоге разработали строительный план, маршрут утвердили в 2000, а само строительство началось через 5 лет и продолжалось 3 года.

  • В 2012 г. открыли проезд на Южном участке от КАДа до Екатерингофки.
  • Северный участок открыли в 2013 году.
  • Центральная часть дороги была построена в 2016 году.

Несмотря на тот факт, что дорога является платной, она особо удобна для передвижения крупного автотранспорта: автобусов и грузовиков. Во время час пика, когда в Питере длинные пробки, ЗСД практически полностью свободное.

Технические параметры

Западно-скоростной диаметр представляет собой удобную скоростную дорогу, которая существенно разгрузила центр города и некоторые районы. Её можно назвать отличным примером партнерства предпринимателей и государства в сфере, касающейся дорожно-транспортного строительства.

Состоит автомагистраль из 3 больших зон – Южной, Северной, Центральной. Проезд является платным, но благодаря качественному покрытию и освещению добраться до места назначения стало намного быстрее. ЗСД имеет самое современно дорожное управление движением. По всей протяженности установлены информативные знаки и указатели.

В Петербурге официально достроили Западный скоростной диаметр

Расход топлива сведен к минимуму по сравнению с передвижением в городских условиях:

  • Протяженность ЗСД составляет 46.6 км.
  • Длина проезда в самой высокой точке – 19.3 км, в низкой – 2.7 км.
  • Развязки – 15.
  • Полосы – от 4 до 8.
  • Максимальная скорость передвижения – 110 км/ час.

Протяженность

55% от общей длины является протяженность искусственных сооружений: эстакады, путепроводы, мосты, тоннели. Проходит магистраль вдоль Финского залива до запада города, таким образом связывая Морской порт с другими городами, а также с КАД, предоставляя удобный выход в скандинавские и балтийские страны.

Читайте также:  Правительство намерено увеличивать объемы строительства домов из дерева

Протяженность Южного участка составляет 8.5 км. Большая часть проходит вдоль железных дорог. Протяженность северного участка 26.4 км.

Развязки

На трассе есть следующие виды:

  • Развязка «Скандинавия». Данная развязка находится практически в самом начале магистрали и представляет пересечение дорог – Зеленогорское и Скандинавское шоссе. Автомобилисты могут не съезжая, оплатить проезд.
  • Развязка при пересечении с КАД. Магистраль неоднократно пересекается с КАД, что позволило его существенно разгрузить.
  • Развязка на Приморском. Отличается непростым расположением, но благодаря многочисленным съездам водители могут сэкономить время.
  • Развязка проспект «Богатырский». Расположена между такими улицами, как Оптиков и Камышовая.
  • Развязка наб. Екатерингофка. На этом промежутке находится 4 полосы, 2 из которых являются коммерческими.
  • Развязка ул. Благодатная. На этом участке находятся удобные заезды и съезды с Благодатной улицы.
  • Развязка ул. Автомобильная. Имеет 2 полосы и находится около улицы Краснопутиловской.
  • На пересечении КАД. В разных зонах есть 4 или 2 полосы. Позволяет заехать на магистраль с шоссе – Пулковское.

В Петербурге официально достроили Западный скоростной диаметр

Полосы

Ширина шоссе составляет до 8 полос (22 км – восьмиполосная, 18 км – шестиполосная, 6 км – четырёхполосная). Были запущены специальные полосы для осуществления бесконтактной оплаты. Это позволило существенно сократить время ожидания в пунктах приёма оплаты.

В Петербурге официально достроили Западный скоростной диаметр

Скорость

Скоростной режим на западном скоростном диаметре установлен законодательством и относиться к общим требованиям, касающихся скорости передвижение по автомагистралям РФ.

  • Максимальная скорость автотранспорта, вес которого не превышает 3500 кг составляет – 110 км/час.
  • Маломестные и международные автобусы – 90 км/час.
  • Автотранспорт массой более 3500 кг – 90 км/час.
  • Автобусы, перевозящие детей, а также грузовики, которые в кузове перевозят людей – 60 км/час.

В Петербурге официально достроили Западный скоростной диаметр

Экономическое значение

ЗСД способствует развитию Санкт-Петербурга, как крупного торгово-транспортного города:

  • Создает удобный проезд к порту, таким образом, увеличивая грузооборот.
  • Обеспечивает выход из портов, железных дорог, автомобильных, воздушных терминалов на дороги федерального значения.
  • Предоставляет Пассажирскому порту удобную транспортную доступность.
  • Развивает транспортную инфраструктуру северо-запада Северной столицы.
  • Пополняет бюджет от эксплуатации.
  • Обеспечивает рабочие места.
  • ЗСД способствует развитию и застройке территорий.

Особенности

Практически половина магистрали расположена на эстакадах из-за плотности застройки и множеству систем коммуникаций. Благодаря современным технологиям они соединены в единый архитектурный стиль.

Перед архитекторами стояла задача создать единый образ, который был бы узнаваем и отличал ЗСД от других объектов.

Особый облик должен был прослеживаться по всей протяженности автомагистрали, поэтому её большая часть отлично просматривается из жилых застроек и других городских сооружений.

В Петербурге официально достроили Западный скоростной диаметр

Эстакады имеют специальные шумозащитные щиты, которые вдобавок выполняют и декоративную функцию.

Отличительной чертой являются уникальные конструктивные особенности, технологии производства и монтажа, которые уникальны для России.

Перспективы

В скором времени по ЗСД будут запущены автобусные рейсы, которые свяжут аэропорт Пулково и район Приморский. Использоваться будут не отдельные участки, а вся магистраль. Будут установлены удобные автобусные остановки, оборудованные эскалаторами и лифтами.

Заключение

На официальном ресурсе https://nch-spb есть схема, благодаря которой автовладельцы смогут проще ориентироваться на любых участках автомагистрали. Благодаря многочисленным съездам и выездам на дорогу экономится время и топливо, а удобные развязки позволяют максимально эффективно планировать свои поездки.

???? Западный скоростной диаметр — что это такое, стоимость проезда, официальный сайт

Западный скоростной диаметр — важный проект для совершенствования транспортной инфраструктуры, способствующий развитию Северной столицы как мегаполиса. Это уникальный проект, так как трасса проходит через центр огромного города. Подобного расположения скоростных дорог в России больше не существует.

Что такое Западный скоростной диаметр в Санкт-Петербурге

Платная городская автотрасса для движения «Западный скоростной диаметр» (сокращённо «ЗСД») является ключевым элементом транспортной инфраструктуры Санкт-Петербурга, а также одним из крупнейших транспортных узлов Европы.

Автомагистраль обеспечивает решение ключевых транспортных задач города:

  • обеспечение круглосуточной связи между разными районами города;
  • снижение транспортного потока в центральной части города;
  • возможность проезжать мегаполис менее чем за 20 минут;
  • обеспечение транспортной доступности Морского порта Санкт-Петербурга;
  • вывод автомобильных потоков на федеральные трассы.

В конце 2016 года на торжественной церемонии в присутствии Президента РФ автомагистраль была полностью открыта для движения.

Технические характеристики

Основные сведения о Западном скоростном диаметре:

  • Протяжённость основного хода составляет 46,6 км. Общая протяжённость более 70 км;
  • Автомагистраль имеет 9 транспортных развязок, ещё 3 планируются;
  • На разных участках дороги от 4 до 8 полос движения;
  • Максимальная разрешённая скорость движения по автомагистрали составляет 110 км/ч;
  • Трасса начинается от южного участка кольцевой автомобильной дороги вокруг Санкт-Петербурга и заканчивается подключением к автодороге Е-18 «Скандинавия».

Условно разделяется на три участка — Южный, Центральный и Северный.

Южный участок имеет протяжённость 8,7 км. Основная его часть расположена параллельно железнодорожным путям. Практически весь Южный участок автомагистрали проходит по искусственным надземным сооружениям;

Длина Центрального участка составляет 11,7 км. Имеет 8 полос движения. Соединяет Васильевский остров с Адмиралтейским и Приморским районами. В составе этого участка построены уникальные сооружения:

  • Двухъярусный мост через Морской канал;
  • Вантовый мост через Корабельный фарватер над Большой Невой;
  • Тоннель, проложенный открытым способом под рекой Смоленкой;
  • Вантовый мост через Петровский фарватер.

Северный участок является самым длинным — 26,4 км. Приблизительно 80% участка наземные, остальная часть дороги проходит по мостам и путепроводам.

Официальный сайт

Западный скоростной диаметр имеет свой сайт, который носит название управляющей компании «Магистраль Северной столицы»: nch-spb.com.

Возможность пересечь мегаполис без пробок за 20 минутРешение ключевых транспортных задач Санкт-ПетербургаОбслуживание мощных транспортных потоковОсуществляются важные международные, межрегиональные, городские и пригородные связиСоздание Западного скоростного диаметра дало импульс дальнейшего развития экономики Санкт-Петербурга (застройка северо-западных районов города, размещение новых предприятий в местах пролегания трассы и т. д.)Имеется круглосуточная служба поддержки. При ДТП или иных нештатных ситуациях, дорожные службы в постоянной готовности и оперативно отреагируютОтносительно высокая стоимость проездаОгромные очереди в час пик на пункты оплатыПрисутствует недовольство определённого количества граждан (стоимость, качество дороги не на всей протяжённости хорошее, пострадали виды на некоторые живописные места)

На официальном сайте можно найти много информации как о самой Автомагистрали, так и о компании. Также имеются различные опции, например, пополнить счёт транспондера или воспользоваться тарифным калькулятором для расчёта стоимости проезда.

Для пользователей работает служба поддержки.

По вопросам проезда по ЗСД, для предложений, замечаний и другим вопросам можно обратиться в call-центр по номеру +7 812 380 00 30 ежедневно с 09:00 до 21:00.

О нештатной ситуации (ДТП, посторонние предметы на трассе и т. д.) можно сообщить в круглосуточную службу поддержки набрав короткий номер с мобильного 0405 или с городского +7 812 647 92 36.

На официальном сайте предлагается заполнение формы обратной связи с указанием Ф. И. О., электронной почты и самого вопроса.

Тарифы

Стоимость проезда по базовым тарифам составляется исходя из способа оплаты (наличные/банковская карта, транспондер ЗСД, транспондер другого оператора), тарифной зоны (для удобства оплаты автомагистраль разделена на 5 тарифных зон) и класса транспортного средства. Подробнее смотрите в таблицах ниже.

Базовые тарифы на проезд по автомобильной дороге «Западный скоростной диаметр» Действуют с 00:00 18.01.2020

Тарифная зонаКатегория (класс) ТС
I II III IV
КАД (юг) — Благодатная ул. 150 ₽ 150 ₽ 250 ₽ 300 ₽
Благодатная ул. — наб. Макарова 150 ₽ 150 ₽ 250 ₽ 300 ₽
наб. Макарова — перспективная развязка с Шуваловским пр. 150 ₽ 150 ₽ 250 ₽ 300 ₽
перспективная развязка с Шуваловским пр. — КАД (север) 150 ₽ 150 ₽ 250 ₽ 300 ₽
КАД (север) — Е-18 «Скандинавия» 150 ₽ 150 ₽ 250 ₽ 300 ₽

В Петербурге официально достроили Западный скоростной диаметрБазовые тарифы «Транспондер» на проезд по автомобильной дороге «Западный скоростной диаметр» В Петербурге официально достроили Западный скоростной диаметр

Тарифы «Транспондер» значительно отличаются в зависимости от времени суток и точек въезда и съезда. Также к нему доступны скидки и привилегии. Информация о ценах представлена на официальном сайте ЗСД.

Тарифная опцияСкидка от Базового тарифа «Транспондер», % Стоимость, ₽Применимость опции к Категории (Классу) ТС
Легковой 10 10 100 I, II
Легковой 25 25 900 I, II
Легковой 50 50 2 100 I, II
Легковой 100 100 5 000 I, II
Грузовой 10 10 200 III, IV
Грузовой 100 100 23 000 III, IV
Читайте также:  В гостиницах Москвы и Петербурга рекордное количество постояльцев

Разрешённые классы автомобилей для движения по ЗСД

Автомагистраль рассчитана на передвижение следующих классов ТС:

Категория (класс) ТСПримерДопуски
I Мотоциклы и легковые автомобили Высота ТС над передней осью ≤1,3 метра и количество осей равно 2
II Крупногабаритные внедорожники, автодома, автобусы, грузовые автомобили Высота ТС над передней осью > 1,3 метра и количество осей равно 2
III Автомобили с одноосным прицепом, тяжёлые грузовые автомобили и крупные трёхосные автобусы Количество осей равно 3
IV Автомобили с двухосным прицепом, седельные тягачи, автопоезда Количество осей равно 4 или более

Проект имеет свои преимущества и недостатки, он не остановился в развитии, и продолжает совершенствоваться. Западный скоростной диаметр является уникальной для России автомагистралью и способен решать множество проблем как на государственном уровне, так и для жителей и гостей Северной столицы.

Значение и история проекта

Автомобильная дорога «Западный скоростной диаметр» (ЗСД) является ключевым элементом транспортной инфраструктуры не только Санкт-Петербурга, но и всего региона в целом.

Благодаря строительству автомагистрали снижено транспортное воздействие на объекты исторической значимости в центральной части города, обеспечена круглосуточная связь между северными, центральными и южными районами города.

ЗСД представляет собой платную городскую магистральную дорогу скоростного движения, с транспортными развязками в разных уровнях, на большей части 8-ми полосную, с допустимой скоростью движения транспорта 110 км/час и интенсивностью движения более 100 тыс. автомобилей в сутки, оснащенную современными автоматизированными системами управления движением и связи.

Трасса Западного скоростного диаметра начинается на юге — от южного участка кольцевой автомобильной дороги вокруг Санкт-Петербурга (КАД), проходит вдоль железнодорожных веток Балтийского направления и северного железнодорожного полукольца, далее — по акватории Финского залива вдоль западной оконечности Васильевского острова, по территориям Приморского и Курортного районов Санкт-Петербурга и заканчивается подключением к  автодороге Е-18 «Скандинавия» в районе посёлка Белоостров.

В Петербурге официально достроили Западный скоростной диаметр

Проект строительства ЗСД —  очень сложный и интересный с технической точки зрения.

Ввиду прохождения трассы в теле сложившейся плотной селитебной и промышленной застройки, насыщенной коммуникациями, почти половина трассы запроектирована на эстакадах, которые решены в едином архитектурно-художественном стиле, отражающем современные технические возможности мостостроения, а также деликатное и бережное отношение к существующему городскому ландшафту. В состав Западного скоростного диаметра входят уникальные мостовые сооружения. Это в первую очередь относится к транспортным сооружениям ЗСД, располагающимся в акватории Невской губы, строительство которых является неотъемлемой частью формирования морского фасада Петербурга.

Западный скоростной диаметр стал важнейшей частью транспортно-логистического комплекса Санкт-Петербурга, обслуживающей мощные транспортные потоки по направлениям их наибольшей концентрации – от порта к автодорожным выходам в регионы России и на связях северных, центральных и южных районов города.

Трасса соединяет крупные центры деловой активности, а также мощные транспортные узлы, такие как Морской порт Санкт-Петербурга, аэропорт «Пулково», грузовые терминалы, речные портовые комплексы, железнодорожные станции и вокзалы, обеспечивая их связи с внешними автомобильными дорогами, что позволяет создать современную систему перевозок.

В Петербурге официально достроили Западный скоростной диаметр

Создание автомобильной дороги Западный скоростной диаметр стало катализатором развития экономики Санкт-Петербурга, позволило начать застройку северо-западных районов города, разместить в районе тяготения трассы новые предприятия, позволило привлечь отечественные и зарубежные инвестиции, обеспечило рост занятости и доходов бюджетов за счет активизации предпринимательской деятельности и увеличения стоимости недвижимости в зоне прохождения магистрали.

Ключевые этапы реализации проекта

1997 г. 1999 г. 2000 г. 2003 г. 2004 г. 2005 г. 2006 г. 2008 г. 2009 г. 2010 г. 2011 г. 2012 г. 2013 г. 2014 г. 2016 г. 2019 г.
17 ноября Распоряжением Комитета по управлению городским имуществом Санкт-Петербурга №1261-р для целей реализации проекта учреждено Акционерное общество «Западный скоростной диаметр»
12 ноября Приказом Государственного комитета РФ по строительству и жилищно-коммунальному комплексу №119 создана рабочая группа по разработке проекта строительства автомобильной дороги «Западный скоростной диаметр»
01 февраля Распоряжением Губернатора Санкт-Петербурга Владимира Яковлева утвержден акт выбора трассы автомобильной дороги  «Западный скоростной диаметр»
27 февраля Получено положительное заключение ФГУП «Главгосэкспертиза России» по обоснованию  инвестиций в строительство автомобильной дороги «Западный скоростной диаметр»
04 ноября АО «ЗСД» совместно с группой проектных компаний во главе с АО «Институт «Стройпроект» приступили к разработке проекта строительства автомобильной дороги «Западный скоростной диаметр»
20 сентября Начато строительство Южного участка ЗСД от транспортной развязки на пересечении с Краснопутиловской ул. и участок подключения  районов №3 и №4 Морского порта Санкт-Петербург в створе Автомобильной ул.
31 октября Распоряжением Правительства Российской Федерации №1494-р принято решение о реализации проекта строительства автомобильной дороги «Западный скоростной диаметр» на концессионной основе»
30 ноября Распоряжением Правительства РФ №1708-р проект строительства автомобильной дороги «Западный скоростной диаметр» включен в перечень инвестиционных проектов, реализуемых при государственной поддержке за счет средств Инвестиционного фонда РФ
30 октября Открыто движение на части Южного участка ЗСД от КАД до Краснопутиловской ул.
14 апреля Председатель Правительства РФ Владимир Путин осмотрел ход строительства автомобильной дороги «Западный скоростной диаметр» и одобрил предложение о начале строительства II очереди
19 мая Начато строительство Северного участка ЗСД, проходящего от транспортной развязки с Приморским пр. до  пересечения с трассой Е-18 «Скандинавия»
14 октября Открыто движение на части Южного участка ЗСД от Краснопутиловской ул. до Благодатной ул.
07 февраля Объявлен открытый конкурс на право заключения соглашения о создании и эксплуатации ЗСД на основе государственно-частного партнерства.
14 мая На открытом для движения участке ЗСД от КАД до Благодатной ул. введена платная эксплуатация
09 августа Под председательством Губернатора Санкт-Петербурга Валентины Матвиенко состоялось заседание конкурсной комиссии, на котором были подведены итоги открытого конкурса на право заключения соглашения о создании и эксплуатации ЗСД на основе государственно-частного партнерства. Решением конкурсной комиссия партнером признан участник ООО «Магистраль северной столицы»
23 декабря В присутствии Председателя Правительства РФ Владимира Путина подписано Соглашение о создании и эксплуатации на основе государственно-частного партнерства автомобильной дороги «Западный скоростной диаметр»
10 октября При участии Председателя Правительства РФ Дмитрия Медведева и Министра транспорта Максима Соколова открыто движение на всей протяженности Южного участка ЗСД до набережной реки Екатерингофки
20 декабря Состоялось финансовое закрытие по Соглашению о создании и эксплуатации на основе государственно-частного партнерства автомобильной дороги «Западный скоростной диаметр»
01 марта В соответствии с условиями Соглашение о ГЧП началось строительство Центрального участка ЗСД от транспортной развязки с наб. р. Екатерингофки до правого берега Большой Невки
02 августа В присутствии Президента РФ Владимира Путина открыт для движения Северный участок ЗСД
07 октября На открытом для движения участке ЗСД от Благодатной ул. до наб.р. Екатерингофки введен платный проезд
01 декабря В соответствии с условиями Соглашения о ГЧП Южный участок ЗСД передан в эксплуатацию ООО «Магистраль северной столицы»
15 мая Северный участок ЗСД передан в эксплуатацию  Партнеру  — ООО «Магистраль северной столицы»,  введен платный проезд
02 декабря В присутствии Президента РФ Владимира Путина состоялось торжественная церемония открытия Центрального участка ЗСД и пуск движения по всей протяженности магистрали
04 февраля На всей протяженности автомобильной дороги «Западный скоростной диаметр»  введен платный проезд
28 января Начато строительство новой транспортной развязки ЗСД на пересечении с Новым шоссе  
03 сентября На новой транспортной развязке ЗСД на пересечении с Новым шоссе открыто движение

Катар станет соинвестором скоростной трассы в Петербурге :: Бизнес :: РБК

Структура суверенного фонда Катара получит почти 25% в «Западном скоростном диаметре». Пока вся прибыль от проекта уходит на обслуживание кредитов — на получение дополнительных доходов он должен выйти в конце 2022 года

В Петербурге официально достроили Западный скоростной диаметр

Западный скоростной диаметр ( Петр Ковалев / ТАСС)

О том, что суверенный фонд Катара (Qatar Investment Authority, QIA) договорился о приобретении доли в проекте «Западный скоростной диаметр» (ЗСД), РБК сообщили участники сделки.

Планируется, что сделка (покупателем выступает 100% дочерняя компания QIA — F4 Holding LLC) будет закрыта во втором полугодии 2021-го «после выполнения ряда условий», в том числе получения одобрения Федеральной антимонопольной службой.

Читайте также:  Может ли официально не работающий человек взять ипотеку?

ЗСД — внутригородская платная магистраль в Санкт-Петербурге общей протяженностью 46,6 км (с учетом съездов и развязок — более 70 км). Движение осуществляется по четырем–восьми полосам, максимальная разрешенная скорость движения — 110 км/ч.

Кто сейчас владеет дорогой

ЗСД строится на основе ГЧП с 2011 года: интересы города представляет АО «Западный скоростной диаметр», а частного партнера — ООО «Магистраль Северной столицы». Это ООО учредили ВТБ и Газпромбанк.

Они же выступали кредиторами проекта вместе с ВЭБ.РФ, Евразийским банком развития и Европейским банком реконструкции и развития (ЕБРР). Но часть инвесторов и кредиторов из проекта вышли: официально об этом заявляли ВЭБ.

РФ, Газпромбанк и ЕБРР.

Сейчас, по данным СПАРК, 100% ООО «Магистраль Северной столицы» контролируется ООО «Холдинг МСС» — это холдинговая компания проекта ЗСД, в которой получают долю катарские инвесторы.

На текущий момент сделка согласована на следующих условиях: структура QIA покупает 24,99% долей в уставном капитале и акционерном кредите ООО. Как уточнили в ВТБ, «в ходе обсуждаемой сделки будет оформлено решение одного из миноритарных акционеров реализовать свою долю в проекте».

Кто именно это будет, а также кто является бенефициарам ООО помимо самого ВТБ — в группе не раскрывают.

Текущий состав частных партнеров ЗСД (то есть в «Холдинге МСС») выглядит следующим образом:

  • 49% долей — у структуры ВТБ;
  • 24,1% — у ООО «Дефенсум-Инвест». До марта 2021 года ее владельцем был юрист Андрей Панков, но затем доли перешли в ЗПИФ «Велиум Капитал» под управлением специализированного депозитария ВТБ и ООО «УК Джи Ай Си Эм». GICM Group — «финансовая группа, фокусирующаяся на управлении состояниями, прямых инвестициях, M&A, финансово-консультационных услугах», указано на ее сайте (какие именно проекты реализует группа, не уточняется). Старший проектный управляющий GICM Group Федор Бизиков, который также значился старшим портфельным управляющим GHP Group бизнесмена Марка Гарбера. В пресс-службе GICM GROUP затруднились ответить на вопрос о том, реализует ли ЗПИФ бумаги в пользу суверенного фонда Катара (Бизиков отказался от комментариев). «Я не имею отношения к этом проекту, Федор [Бизиков] у меня давно не работает», — сказал РБК Гарбер;
  • 24,9% ООО «Холдинг МСС» принадлежат зарегистрированной на Кипре компании Blognot Ltd. Ее бенефициар, согласно выписке из реестра, Роис Потамитис, как минимум в 2016 году занимавший пост управляющего директора консалтинговой компании BDO Ltd. Тогда же он сам называл себя «реальным владельцем» российского ООО. РБК направил запрос в консалтинговую компанию, в которой работал Потамитис.

Как уточнили в ВТБ, «в ходе обсуждаемой сделки будет оформлено решение одного из миноритарных акционеров реализовать свою долю в проекте». Кто именно это будет, а также кто является бенефициарам ООО помимо самого ВТБ — в группе не раскрывают.

«Мы приветствуем решение QIA о вхождении в проект и полагаем внимание знакового финансового института признанием качества проделанной работы и свидетельством перспектив развития проекта», — прокомментировал Олег Панкратов, гендиректор «ВТБ Инфраструктурный холдинг».

Какие еще значительные инвестиции есть у Катара в России

QIA является одним из крупнейших акционеров «Роснефти» — через QH Oil Investments ей принадлежит 18,53% (самая крупная доля после «Роснефтегаза» и британской BP). Другая катарская компания — Qatar Airways в марте 2018 года заявила об интересе купить 25% аэропорта Внуково, но эта сделка до сих пор не завершена. QIA также является акционером банка ВТБ (2,35% акций).

Как зарабатывают на дороге

Общий объем инвестиций в строительство магистрали составляет 212 млрд руб. Согласно заключенному в 2012 году концессионному соглашению, инвестор отвечает за строительство центрального участка магистрали (11,7 км от набережной реки Екатерингофки до правого берега реки Большая Невка), инвестировав 82,86 млрд руб., и эксплуатацию всей трассы в течение 30 лет.

Если доходы оператора трассы составляют менее 9,6 млрд руб. в год, он получает соответствующую компенсацию от города. При превышении этой суммы доход делится так: 90% получает город, 10% — инвестор.

По итогам 2020-го, согласно отчетности «Западного скоростного диаметра», трафик составил 90,6 млн транзакций (в 2019-м — 96,6 млн), прогноз на 2021-й — 90–95 млн транзакций: «В соответствии с прогнозом выручки от взимания платы за проезд получение сверхдохода ожидается в четвертом квартале 2022 года.

Основными факторами роста являются увеличение существующего трафика, в том числе за счет ввода в эксплуатацию транспортных развязок для подключения к автомагистрали новых городских территорий с высоким транспортным спросом и привлечения дополнительных транспортных потоков на ЗСД».

Новости экономики и финансов СПб, России и мира

Как говорится в официальном сообщении АО «Западный скоростной диаметр» (ЗСД) от 2 мая 2017 года, 20 апреля состоялась государственная регистрация сделки по передаче в аренду компании ООО «Магистраль Северной столицы» (МСС) центрального участка трассы ЗСД. Это отрезок от транспортной развязки на пересечении с КАД в зоне «Предпортовая-2» до развязки на пересечении с дорогой Е-18 «Скандинавия».

МСС получила участок в пользование до 19 декабря 2042 года. Арендатор будет собирать плату за проезд, устанавливать тарифы и обеспечивать эксплуатацию трассы. Стоимость переданной в аренду трассы оценена в 184,74 млрд рублей. Арендная ставка в сообщении не указана, в МСС проигнорировали запрос «ДП» на этот счет.

Консорциум «Магистраль Северной столицы» был создан в марте 2011 года. Это концессионер, который выиграл конкурс на строительство центрального участка ЗСД стоимостью 120 млрд рублей (из них 60 млрд рублей — затраты бюджета, остальное — контролируемые государством банки, ВТБ и Газпромбанк) и протяженностью 11 км.

Строительство началось в 2013 году и должно было завершиться весной 2016-го, позже сроки сдвинули, и участок открылся в декабре.

Сообщалось, что в состав консорциума вошли «ВТБ Капитал», Газпромбанк, компании Astaldi (Италия), Ictas Insaat (Турция) в качестве подрядчиков строительства и Mega Yapi Inssaat ve Ticaret (Турция) в качестве технического консультанта.

Однако судя по данным ЕГРЮЛ, учредителем МСС был кипрский офшор «Исмер Лимитед» (Ysmer Limited).

В день, когда президент Владимир Путин лично открыл движение по достроенному центральному участку ЗСД, 2 декабря 2016 года, у МСС сменились владельцы.

Компания теперь принадлежит на 50% ООО «Инфраструктурные инвестиции холдинг» («дочка» ВТБ), на 41,5% ООО «М строй эксперт» (принадлежит «дочке» Газпромбанка — ООО «УК ГПБ — Ресурсосберегающие технологии») и на 8,5% кипрской компании «Блогнот лимитед».

Примечательно, что по условиям концессионного соглашения МСС получила право собирать плату за проезд уже построенных за государственный счет и открывшихся в 2012-2013 годах северного и южного участков ЗСД (на их строительство было потрачено 35,9 млрд и 47 млрд рублей соответственно). Причем до 2019 года годовой доход от сбора платы будет существенно меньше установленной соглашением планки в 9,6 млрд рублей, говорится в соглашении, и город должен будет компенсировать концессионеру разницу.

В пресс-службе МСС не прокомментировали вопросы «ДП» о том, сколько компания уже заработала за счет взимания платы за проезд по ЗСД (деньги с водителей стали собирать с 14 мая 2011 года, когда открылся первый платный участок от развязки с КАД до Благодатной улицы). По данным СПАРК, в 2015 году выручка МСС составила 29 млрд рублей, в 2014-м — 33,7 млрд, в 2013-м — 7,4 млрд.

Об объемах годового дохода платной магистрали можно судить по размеру субсидий, которые МСС получала из бюджета: в 2016 году 4,18 млрд рублей, на 2017-й запланировано 4,6 млрд (сумма, возможно, будет увеличена до 5,2 млрд рублей). Ранее комитет по инвестициям Петербурга сообщал, что в 2018 году МСС может получить субсидию в 4,143 млрд, в 2019-м — 3,669 млрд рублей.

За время эксплуатации трассы минимальная стоимость проезда по ней увеличилась на 50%: с 30 рублей и 10 рублей (дневной и ночной тарифы для легковых авто) до нынешних 60 рублей.

С 15 мая с 60 рублей до 100 рублей вырастет тариф для проезда через пункт оплаты ЗСД на Богатырском проспекте для легковых машин, водители которых платят наличными.

Оставьте комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *