В Москве районы вокруг МКЖД обеспечат инфраструктурой

Рассказываем, что сегодня и в ближайшем будущем будет составлять транспортный каркас Москвы и как он поможет избежать транспортного коллапса

В Москве районы вокруг МКЖД обеспечат инфраструктурой

Наталья Гарнелис/ТАСС

Создание транспортного каркаса Москвы позволяет комплексно подходить к решению транспортных проблем города, интегрировать все транспортные артерии и системы. Подобный подход начал применяться во многих мегаполисах мира, которые столкнулись с транспортным коллапсом, и столица идет по этому же пути.

Создание транспортного каркаса — это во многом попытка избежать транспортных проблем, которые ждали бы город, если бы он развивался без единой концепции в сфере транспорта, отмечается в аналитической записке о развитии транспортной программы Москвы.

Основные составляющие транспортного каркаса Москвы:

  • подземное метро (БКЛ, новые радиальные линии);
  • наземное метро на базе железнодорожного транспорта (интеграция в сеть общественного транспорта железных дорог — МЦК, МЦД);
  • развитие улично-дорожной сети (ежегодно не менее 100 км новых дорог) с упором на строительство хорд, которые на 20% более эффективнее, чем замкнутая кольцевая система;
  • транспортно-пересадочные узлы (ТПУ), объединяющие все это в единый комплекс. Задача ТПУ — сделать пересадку пассажиров между разными видами транспорта более комфортной и быстрой, снизить загруженность дорожной сети.

Повышение связанности районов и транспортной доступности, сокращение перепробегов транспорта, а также расшивка узких мест и сокращение заторов — основной ожидаемый эффект от развития сети автодорог. Теперь все элементы транспортной системы развиваются комплексно, для того чтобы избежать появления узких мест и заложить основу для их совершенствования в будущем, отмечается в материалах.

Согласованность в развитии разных видов транспорта и городской инфраструктуры позволяет не только решать локальные, точечные проблемы, но в конечном итоге направлено на комплексное развитие города, считают авторы проекта развития транспортного каркаса. Новая стратегия принимает в расчет всю Московскую агломерацию и учитывает все потоки — как пассажирские, так и грузовые.

Метро

Метрополитен — одна из важнейших точек транспортного каркаса столицы. В Москве с 2021 до 2024 года построят 25 станций метро, это около 58 км линий метро. Ежегодно планируется вводить по восемь-девять станций.

К 2025 году 90% москвичей будут жить в доступности от метро.

Удобное расположение станций метро в каждом районе города позволит многим москвичам отказаться от ежедневного использования автомобиля, фактически появляется альтернатива добраться в любую точку города на общественном транспорте, считают в столичном правительстве.

По оценке столичного правительства, ввод в эксплуатацию БКЛ (в 2022 году) разгрузит радиальные линии метрополитена на 10–30%, таким образом, не останется участков, работающих с существенным превышением пропускной способности. Прокладка новых радиальных линий также является важнейшим направлением развития московского метро.

В Москве районы вокруг МКЖД обеспечат инфраструктурой

Москомархитектура

Развитие улично-дорожной сети

Это ключевое направление транспортного каркаса, которое позволит снизить загруженность дорог Москвы.

В Адресно-инвестиционной программе города (АИП) на 2021–2023 годы заложено финансирование строительства 270 км дорог, 89 искусственных сооружений и 56 пешеходных переходов.

За это время планируется реконструировать еще пять развязок на МКАД, завершить строительство крупных магистралей каркаса Новой Москвы, а также закончить основные работы по формированию системы хордовых магистралей.

Одним из ключевых моментов для разгрузки дорог Москвы является строительство хорд, которые улучшат связанность районов и позволят отвести большую часть транспорта от центра города. В 2021–2023 годах ключевым проектом на ближайшие годы остается строительство новых хордовых магистралей — СВХ, ЮВХ и Южной рокады. Хорды улучшат связанность 73 районов Москвы с населением 7 млн человек.

Преимущество строительства хордовых магистралей состоит в том, что они, с одной стороны, выполнят функции вылетных магистралей, обеспечивая выезд автотранспорта за МКАД, минуя центр города, с другой стороны — хорды перераспределяют транспортные потоки между вылетными магистралями, которые они пересекают. По мнению экспертов, система организации движения в виде хордовых магистралей на 20% эффективнее, чем замкнутая кольцевая.

В Москве районы вокруг МКЖД обеспечат инфраструктурой

Сергей Бобылев/ТАСС

Северо-Западная хорда (от Сколковского до Ярославского шоссе, 83 км дорог, 32 искусственных сооружения, 30 пешеходных переходов) уже связала четыре округа столицы: Западный, Северо-Западный, Северный и Северо-Восточный.

Пробег автомобилей при проездах между соседними районами сократится примерно на 10%.

С запуском хорды разгрузились в среднем на 15% вылетные магистрали — Мичуринский проспект, Сколковское, Можайское, Рублевское, Звенигородское, Волоколамское, Ленинградское и Дмитровское шоссе, а также ряд центральных улиц, Третье транспортное кольцо и МКАД.

Южная рокада (31,5 км дорог, 8 искусственных сооружений и 11 пешеходных переходов) соединит между собой крупные автомобильные магистрали города — МКАД, Кутузовский проспект, Мичуринский проспект, проспект Вернадского, Ленинский проспект, Профсоюзную улицу, Варшавское шоссе, Пролетарский проспект, Каширское шоссе и Люблинскую улицу. Новая трасса станет дублером МКАД и Третьего транспортного кольца (ТТК) и уменьшит перепробег транспорта, а также обеспечит выход на автодороги федерального значения М-9 «Балтия» и М-5 «Урал».

Юго-Восточная хорда (101 км дорог, 59 искусственных сооружений, 13 пешеходных переходов) объединит 22 района, в которых проживает около 2,5 млн человек. Запуск ЮВХ улучшит дорожную ситуацию в секторе между шоссе Энтузиастов и Варшавским шоссе.

Она соединит крупные магистрали: шоссе Энтузиастов, Третье транспортное кольцо (ТТК), Рязанский и Волгоградский проспекты, новую вылетную магистраль от ТТК до развязки МКАД с Бесединским шоссе, улицы Подольских Курсантов, Липецкую и Дорожную, Симферопольское и Варшавское шоссе и магистраль Солнцево — Бутово — Варшавское шоссе.

Северо-Восточная хорда (75 км дорог, 58 искусственных сооружений, 13 пешеходных переходов) позволит перераспределить все автомобильные потоки на северо-востоке столицы, в том числе улично-дорожную сеть в центре города, восточную часть МКАД и ТТК. Затраты времени на дорогу для жителей между северными и восточными районами Москвы сократятся более чем на 40 минут.

СВХ снимет часть нагрузки с вылетных магистралей — Ярославского, Дмитровского, Щелковского и шоссе Энтузиастов. Кроме того, хорда позволит связать федеральную трассу Москва — Санкт-Петербург и перспективную трассу Москва — Нижний Новгород — Казань, а также создать дополнительные выезды на них.

Мцд и мцк

Новое направление транспортного каркаса Москвы — интеграция в сеть общественного транспорта железных дорог. Запуск пассажирского движения по Московскому центральному кольцу (МЦК) состоялся в 2016 году. Всего на МЦК открыта 31 станция, большинство из которых интегрированы через прямые пересадки с метрополитеном.

Развитию транспортной системы столицы также способствует запуск Московских центральных диаметров (МЦД), которые соединят между собой территории Москвы и ближайшего Подмосковья.

Благодаря открытию МЦД-1 и МЦД-2 улучшилось транспортное обслуживание более 4 млн жителей Москвы и Московской области. До конца 2024 года планируется запуск еще трех диаметров: Зеленоград — Раменское, Апрелевка — Железнодорожный и Пушкино — Домодедово.

Как ожидается, общая протяженность всех пяти диаметров составит 375 км со 186 станциями.

С момента запуска движения МЦД воспользовались более 120 млн пассажиров. За счет новой тарифной системы они сэкономили на поездках около 1,4 млрд руб., подсчитали в столичном правительстве.

В Москве районы вокруг МКЖД обеспечат инфраструктурой

Станислав Красильников/ТАСС

ТПУ

Одна из задач создания транспортного каркаса Москвы — связать все виды транспорта в единую систему должны транспортно-пересадочные узлы (ТПУ). Для этих целей в Москве за 2021–2023 годах построят 33 ТПУ.

По оценкам экспертов, создание системы транспортных узлов с удобными пересадками с одного вида транспорта на другой, сопутствующей инфраструктурой и перехватывающими парковками позволит снизить загруженность дорожной сети в среднем на 7%, что немало для мегаполиса. Стройкомплекс столицы ставит перед собой задачу построить ТПУ таким образом, чтобы пересадка пассажиров между разными видами транспорта происходила в наиболее комфортном и оперативном формате.

Развитие транспортной инфраструктуры Москвы за последние 10 лет

  • В 2011–2020 годах в Москве было построено более 1000 км дорог, что составляет 16% от существующей улично-дорожной сети.
  • Реконструировано/построено 15 вылетных магистралей, включая 17 развязок на МКАД. Обустроено 200 км выделенных полос для движения общественного транспорта.
  • На сегодняшний день строительная готовность всех хорд составляет 72%, в том числе введены в эксплуатацию 190 км дорог, 98 искусственных сооружений и 54 внеуличных пешеходных перехода.
  • Полностью открыта для автомобилистов Северо-Западная хорда — 83 км дорог, 32 искусственных сооружения и 30 пешеходных переходов.
  • Открыто движение по шести участкам Северо-Восточной хорды и трем участкам Южной рокады.

Около 40 млрд руб. привлекут для застройки территорий вблизи пересадочных узлов на МКЖД

МОСКВА, 11 ноября. /ТАСС/. Порядка 40 млрд руб. частных инвестиций привлекут для застройки территорий рядом с транспортно-пересадочными узлами (ТПУ) Московской кольцевой железной дороги (МКЖД). Об этом в среду сообщил журналистам генеральный директор АО «МКЖД» Алексей Зотов.

«Из 31 есть 11 ТПУ с коммерческой застройкой. «Ботанический сад» станет первым объектом, выставленным на торги компанией АО «МКЖД». Всего же планируется привлечь порядка 40 млрд руб. на застройку территорий вокруг 11 станций Московской кольцевой железной дороги», — сказал он.

На эту тему

В Москве районы вокруг МКЖД обеспечат инфраструктурой

Речь идет о строительстве вблизи станций метро «Ботанический сад», «Владыкино», «Ярославская», «Открытое шоссе», «Новохохловская», «ЗИЛ», «Варшавское шоссе», «Сити», «Шелепиха», «Новопесчаная», «Николаевская». По всем 11 коммерческим ТПУ МКЖД была проведена независимая экспертная оценка.

Как ранее сообщил Зотов в интервью ТАСС, на каждой из 31 станции кольца пассажиры смогут сделать пересадку на наземный городской транспорт, на 17 станциях — на метро и на 10 — на радиальные направления железной дороги, у 13 станций будут организованы парковки. Движение по кольцу будет открыто осенью 2016 года, будет использован новейший подвижной состав, интервалы движения в часы пик составят 5-6 минут. Пассажиропоток на МКЖД может достигнуть 300 млн человек в год к 2025 году.

Более 200 тыс. кв. м жилья

В ходе застройки территории у ТПУ «Ботанический сад» будет возведено более 200 тыс. кв. м жилой недвижимости.

«До 2018 года на прилегающих территориях к ТПУ «Ботанический сад» будет возведено более 200 тыс. кв. м жилья», — сказал Зотов . Кроме того, вблизи станции построят 35 тыс. кв. м офисных помещений, 30 тыс. кв. м торговых площадей, 45 тыс. кв. м апартотелей, 25 тыс. кв. м автомобильных паркингов, а также объекты социального назначения — школу, детский сад, магазины.

Читайте также:  Видеоблогер показывает, как построить дом в лесу

На эту тему

В Москве районы вокруг МКЖД обеспечат инфраструктурой

Также развитие ТПУ «Ботанический сад» включает в себя строительство системы подземных, наземных и надземных переходов.

По словам генерального директора АО «МКЖД», в районе ТПУ «Ботанический сад» проходит несколько крупных транспортных магистралей — это МКЖД, улица Вильгельма Пика, Северо-Западная и Северо-Восточная хорды, а также станция метрополитена «Ботанический сад». «В проекте планировки данного объекта для комфортной пересадки пассажиров с одного вида городского транспорта на другой будет построена целая система подземных, наземных и надземных переходов», — сказал он.

Новый деловой центр

Архитектурный совет Москвы согласовал проект строительства делового центра на площади между Московской кольцевой железной дорогой (МКЖД) и улицей Вильгельма Пика на севере столицы.

Как пояснил Зотов, здесь предусмотрено возвести комплекс зданий, в которых расположатся гостиница, офисы, выставочные площади, конгресс-холл. «Территория вокруг комплекса будет превращена в ландшафтный парк», — сказал он.

На противоположной стороне улицы Вильгельма Пика будут построены торговый комплекс, офисный центр, а также гостиница с подземной парковкой. Кроме зданий и сооружений общественного назначения, южнее ТПУ, в районе улицы Снежной, проездов Лазоревого и Серебрякова, будет построен жилой комплекс.

Зотов отметил, что с вводом МКЖД пассажирам не придется доезжать до центра, чтобы совершить пересадку — на поездку будет затрачено значительно меньше времени.

Зотов подчеркнул, что МКЖД станет «вторым пересадочным контуром метрополитена» с единым билетом и навигацией.

При этом благодаря вводу МКЖД значительно разгрузятся другие линии метрополитена — так, например, Кольцевая линия разгрузится более чем на 15%.

80 млн человек в сутки

Ожидается, что пассажиропоток на МКЖД в первый год ввода в эксплуатацию составит порядка 80 млн человек в сутки с возможностью последующего увеличения более чем в 3 раза — до 300 млн пассажиров в сутки. Зотов подчеркнул, что это первая пассажирская инфраструктура в Москве, которая будет запущена с трехкратным запасом провозной способности.

На эту тему

В Москве районы вокруг МКЖД обеспечат инфраструктурой

Как ранее сообщил Зотов в интервью ТАСС, общая сумма инвестиций в проект развития транспортно-пересадочных узлов на МКЖД составит порядка 55,5 млрд руб. При этом столичные власти вложат в строительство инфраструктуры второго пересадочного контура метрополитена только 15,5 млрд руб.

Правительство Москвы взяло на себя вопросы, связанные с удобством пересадок пассажиров, чтобы обеспечить им максимальный комфорт в пути. Транспортно-пересадочные узлы МКЖД позволят пассажирам максимально быстро пересаживаться на метро, наземный транспорт и пригородные поезда, для чего предусмотрены удобные пешеходные связи.

Летнее благоустройство в Москве охватит 186 улиц, парков, зон отдыха и территорию вокруг МКЖД

В Москве районы вокруг МКЖД обеспечат инфраструктурой«Расходы на благоустройство города — не самая большая статья городского бюджета. Тем не менее, это далеко не второстепенная задача. Считаю, что одним из главных направлений работы городских властей, одной из главных наших обязанностей является благоустройство, которое создает комфортные пространства в городе», — сказал Сергей Собянин.

По словам мэра Москвы, особое внимание будет уделено благоустройству прилегающих к МКЖД территорий в связи с подготовкой к началу пассажирского движения по кольцу.

«В этом году мы планируем обустроить огромное пространство, которое появляется вокруг Малого кольца железной дороги, по которому будет запущено пассажирское движение», — отметил Сергей Собянин.

Всего будет благоустроено 1,1 тыс. га вокруг МКЖД. В первую очередь обустроят удобные подъезды и пешеходные дорожки, ведущие к станциям и транспортно-пересадочным узлам (ТПУ). Построят новые тротуары и дороги и обновят старые, сделают удобные заездные карманы, остановки, парковки, высадят газонную траву и деревья, установят лавочки и фонари.

Также отремонтируют фасады и крыши 74 жилых домов, которые находятся рядом с железной дорогой.

54 км линий и 31 остановка — таким станет Малое кольцо железной дороги после масштабной реконструкции. Все станции — это целые мини-вокзалы в виде транспортно-пересадочных узлов. Они свяжут метро, железную дорогу, общественный и личный транспорт. В итоге по рельсам, где раньше ходили только товарные составы, поедет до 300 млн человек в год.

МКЖД станет наземным метро. В 2016 году по кольцу запустят пассажирское движение. Грузовые перевозки будут осуществляться ночью. Уже весной машинисты протестируют дорогу для наладки оборудования.

По кольцу запустят электропоезда «Ласточка». Составы из 5-10 вагонов смогут вместить до 1200 человек. Система климат-контроля обеспечит комфортную температуру в вагоне в любое время года.

Скорость движения составов сможет достигать 120 км/час. Поезда будут ходить каждые шесть минут, благодаря внедрению инновационной системы интервального регулирования.

Отсутствие светофоров позволит значительно сократить время ожидания поезда. От шума горожан защитят специальные экраны и так называемые «бархатные пути» — без стука колес.

Напомним, с 1908 года Московская кольцевая железная дорога обслуживала промзоны и в основном выполняла функцию по перевозке грузов. Со временем многие промышленные территории вокруг этого кольца пришли в запустение, некоторые производства закрылись. Ряд промзон в лучшем случае использовались под склады.

Сейчас эти территории активно реорганизуются, здесь строится жилье с социальными объектами, спортивные комплексы и др. Развивающимся районам требуются удобные транспортные связи.

Запуск пассажирского движения по МКЖД позволит частично решить вопрос транспортного обеспечения промзон. Кроме того, Малое кольцо свяжет пригородные железнодорожные поезда и электрички, которые идут в центр города, со станциями МКЖД. Пассажиры смогут, не доезжая до центра города, пересесть на поезда Малого кольца и двигаться дальше практически по всей территории Москвы.

Транспортный каркас Москвы развивается с опережением плана — МК

Масштаб строительства транспортного каркаса Москвы не только достигает, но и превосходит то, что было в советские времена: например, сейчас в столице работают на различных подземных объектах сразу 32 проходческих щита. Это не только самое большое их число в истории Москвы, но и мировой рекорд.

В разных концах мегаполиса строятся новые скоростные магистрали, идущие под землей и по эстакадам. Модернизируются линии железных дорог, строятся транспортно-пересадочные узлы, «расшиваются» узкие места.

Одновременно объединяются тарифные зоны и способы оплаты общественного транспорта, подвижной состав становится комфортнее, упорядочивается парковочное пространство.

— В целом у нас есть реальный шанс сделать транспортную систему, особенно общественный транспорт, лучшей в мире, — заявил мэр Москвы Сергей Собянин. — Уверен, что мы такую задачу выполним.

— Безусловно, за последние годы Москва активно развивает транспортную инфраструктуру, — отмечает Надежда Косарева, президент фонда «Институт экономики города».

— Мы видим, что ее развитие стало одной из главных статей расходов столичного бюджета. Это правильное направление.

По среднестатистическим данным, в крупных мегаполисах транспортная инфраструктура занимает порядка 50% территорий городов. Поэтому ее развитие в Москве — абсолютно правильная идея.

Из чего состоит каркас

Отдельные объекты и системы способны решать транспортные проблемы огромного города, только объединившись в комплексный каркас. Интеграция — наиболее сложный и высокотехнологичный, но абсолютно необходимый процесс, без которого невозможно выйти за рамки решения локальных проблем и перейти к комплексному развитию города.

Эту истину открыли для себя многие мегаполисы мира, столкнувшиеся с транспортным коллапсом: сложнейшая и крайне разветвленная система должна стать единым организмом, работающим с четко заданными критериями и приоритетами.

Москва начала создавать такой организм из разрозненных транспортных активов в начале 2010-х годов — и добилась значительных успехов.

Дополнительное измерение в эту проблему вносит рост самой Московской агломерации: в силу ситуации на рынках труда, недвижимости и исторических традиций Москва и Подмосковье с каждым годом все теснее связываются между собой логистически.

Поэтому транспортный каркас создается для всего большого Московского региона, от Савелова до Коломны, и учитывает как пассажирские, так и грузовые потоки.

И создается «на вырост» — так, чтобы не устареть в ближайшие десятилетия и позволить городу интенсивно развиваться.

— Уже сейчас видно, что средняя скорость на сети выросла: в одних районах существенно, в других чуть меньше, но все же рост скорости сообщения на улично-дорожной сети происходит, — поясняет Александр Кулаков, директор Центра транспортного моделирования НИУ ВШЭ. — Количество перевезенных пассажиров, спрос на общественный транспорт также растут. Это объективные показатели, а значит, ситуация с транспортной системой действительно улучшается с каждым годом.

В Москве районы вокруг МКЖД обеспечат инфраструктурой АГН «Москва»

Метро — под землей и на земле

Опорой транспортного каркаса Москвы остается Московский метрополитен — наиболее стабильная транспортная система в городе, перевозящая ежедневно более 10 миллионов человек, выдающаяся по своей надежности и скорости.

Москва поставила задачу к 2025 году довести процент москвичей, обеспеченных метро в шаговой доступности, до 90% — на данный момент эта программа реализуется с опережением графика. В ближайшем будущем — с 2021 до 2024 года — в столице построят 25 новых станций метро и 58 км линий, то есть ежегодно в строй будет вступать 8–10 новых станций.

К 2023 году замкнется Большая кольцевая линия — на данный момент это главный проект московского метростроительства. Ее ввод в строй позволит, как рассчитывают транспортники, существенно — на 10–30% — разгрузить существующие радиальные линии.

Планируется, что после запуска БКЛ (31 станция, 70 км путей) перегруженных сверх норматива участков в метро не останется. Строятся и новые радиальные линии — в том числе выходящие за пределы МКАД и даже самой Москвы (такие, как Коммунарская и Рублево-Архангельская).

— Если вагоны метро переполнены — это означает, что система линий метрополитена перегружена, — говорит Александр Кулаков, директор Центра транспортного моделирования НИУ ВШЭ. — Получается, что количество пользователей транспорта больше, чем система может обслужить.

Сейчас идет борьба за то, чтобы сделать хорошую альтернативную систему общественного транспорта, чтобы люди с личных автомобилей при перегруженной системе улично-дорожной сети переходили на общественный транспорт. Мы живем как раз в этой ситуации. У нас есть определенные запасы на всех фронтах.

Читайте также:  5 главных новшеств 2017 года в законах о недвижимости

И вот эта вот эффективная сбалансированная транспортная система должна нам помочь сделать так, чтобы равномерно были загружены и дорожно-уличные сети, и общественный транспорт. В некоторых городах бывает количество передвижений такое, что у них не справляется ни общественный транспорт, ни дороги.

Но это не наша ситуация, у нас все гораздо лучше.

Помимо строительства метро развивается и наземный внеуличный рельсовый транспорт: запущено пассажирское движение по Малому кольцу Московской железной дороги (ныне МЦК), реконструируются и уже введены в общую тарифную систему линии электричек (МЦД). Этот вопрос стоял на повестке дня в последние полвека, но решить его удалось только сейчас. Масштабы тут уже совершенно другие: протяженность всех пяти диаметров МЦД составит 375 км со 186 станциями.

Хорды и радиусы

Дорожная сеть также наращивается — причем делается это такими темпами, которые и не снились прежней «автомобильно ориентированной» Москве. За 2010-е годы в столице построено более 1000 км дорог, почти 300 мостов, тоннелей и эстакад.

С 2011 года удалось модернизировать 15 вылетных магистралей города — важнейших дорожных артерий — и 17 клеверных развязок МКАД, которые получили новые направленные съезды и «поехали» быстрее.

Адресно-инвестиционная программа Москвы даже с учетом экономических сложностей остается программой развития: в бюджете на 2021–2023 годы запланировано строительство 270 км дорог, 89 искусственных сооружений и 56 пешеходных переходов.

Это не говоря о продолжении реконструкции развязок МКАД, завершении строительства магистралей в Новой Москве и формировании системы хордовых магистралей.

В отличие от проектов 2000-х годов, город строит не замкнутые кольца, а хорды, связанные с вылетными магистралями. Расчеты специалистов из многих стран мира показывают, что хордовая система приблизительно на 20% более эффективна, чем замкнутая кольцевая.

На данный момент уже полностью готова Северо-Западная хорда (83 км дорог, 32 искусственных сооружения, 30 пешеходных переходов), которая прошла от Сколковского до Ярославского шоссе и уже примерно на 15% разгрузила соответствующие вылетные магистрали, а также ряд центральных улиц, ТТК и МКАД.

В процессе строительства — Южная рокада (31,5 км дорог, 8 искусственных сооружений и 11 пешеходных переходов) между Кутузовским проспектом и Люблинской улицей, которая свяжет загруженные Новорижское и Новорязанское шоссе и разгрузит МКАД.

Идут работы также на Юго-Восточной хорде (101 км дорог, 59 искусственных сооружений, 13 пешеходных переходов), трасса которой пройдет через 22 района, в которых проживает около 2,5 млн человек, и Северо-Восточной хорде (75 км дорог, 58 искусственных сооружений, 13 пешеходных переходов), которая должна разгрузить около 70 км существующих дорог.

— Безусловно, и хорды, и рокады, и перемычки, как, допустим, в Новой Москве между Киевским шоссе и Калужским, между Калужским и Варшавским, серьезно снижают нагрузку на дороги, — говорит координатор ассоциации «Дальнобойщик» Валерий Войтко. — Последствия радиальной схемы московских улиц и дорог исправляют строительством хорд, и это хорошо.

— Частично сданные участки существенно разгрузили как МКАД, так и Третье транспортное кольцо, особенно в часы пик, — отмечает профессор Эдуард Котлярский, завкафедрой организации и безопасности движения Московского автодорожного института.

— Хорды — это скоростные магистрали, движение без светофоров, нет пересечения с пешеходными потоками, отсутствует необходимость устраивать там массово пешеходные переходы. Ну и соответствующая безопасность движения там обеспечена.

Дороги имеют шумозащитные экраны, если проходят через жилой район.

ТПУ — чтобы объединить всех

Транспортная стратегия горожанина будущего (да, пожалуй, уже настоящего) — это мультимодальность, способность комфортно и гибко пользоваться разными видами транспорта — от собственных ног до скоростного поезда.

Для того чтобы такая концепция по-настоящему была удобной для использования каждый день, необходимы транспортно-пересадочные узлы, позволяющие совершать пересадки «бесшовно» и быстро. Такие узлы в Москве строятся в последние годы: в 2021–2023 гг. будет возведено 33 новых ТПУ.

По оценкам экспертов, такие узлы (где будут и перехватывающие парковки, и удобные пересадки, и дополнительная инфраструктура) позволят снизить загруженность дорожной сети приблизительно на 7%, что для мегаполиса достаточно серьезно.

— Уменьшение времени на пересадку и возможность связать разные виды транспорта в одном даст хороший результат по времени передвижения, — уверен Владимир Бахарев, шеф-тренер экспертного центра «Движение без опасности». — Если на работу в таком режиме будет ездить удобнее и быстрее, люди обязательно будут этим пользоваться.

Одновременно наращивается и дополнительная инфраструктура для мультимодальности: развивается система такси и каршеринга.

Причем, по данным исследовательского подразделения Deutsche Bank, Москва уже сейчас входит в десятку городов мира с самым доступным по стоимости такси, впечатляет и «свежесть» автопарка.

А каршеринг в Москве стал полноценным видом общественного транспорта — за пять лет работы этого сервиса совершено более 110 млн поездок. Не забыта и система велопроката — станции этой сети пришли во все районы столицы — и аренды электросамокатов.

— В целом все получается, — оценивает управляющий партнер компании «Инфра проект» Алексей Безбородов. — В целом с точки зрения удобства перемещения, отсутствия давки, стоимости передвижения и всего прочего Москва, несомненно, лучше почти всех европейских городов. В больших немецких городах организация транспорта сейчас на слабом уровне.

Создать полноценный — «по мерке» Москвы как мегаполиса — транспортный каркас создатели генпланов города намеревались на протяжении всего ХХ века. Темпы развития транспортной инфраструктуры, однако, никогда не могли сравниться с ростом столицы и ее агломерации.

Нынешняя попытка, безусловно, является наиболее масштабной во всей истории города — и ее темпы впервые более чем за 100 лет внушают уверенность, что в этот раз «догнать и перегнать» рост Москвы, дав столице адекватный ее размерам и потенциалу транспортный каркас, действительно получится.

Инфраструктура Центрального транспортного узла | Инвестпроекты | Компания

  • Развитие железнодорожной инфраструктуры Центрального транспортного узла
  • ОАО «РЖД» совместно с правительством Москвы и Московской области утверждена Программа развития железнодорожной инфраструктуры Центрального транспортного узла с учетом организации перспективных диаметральных маршрутов на период 2019-2024 гг.
  • Цель проекта

Повышение качества транспортной системы Московского региона, улучшение транспортной доступности районов Москвы (в том числе Новой Москвы) и Московской области. Сокращение нагрузки на городской общественный транспорт и уличную дорожную сеть, обеспечение комфортного перемещения пассажиров, преобразование железнодорожного транспорта из пригородного в пригородно-городской, интеграция железнодорожного транспорта в систему городского пассажирского транспорта.

Основные мероприятия

В период 2019 – 2024 гг. планируется реализовать:

  • Развитие Ярославского направления (V главный путь Москва-Пассажирская-Ярославская – Лосиноостровская-Мытищи, III главный путь Мытищи – Болшево, реконструкция ст. Мытищи, Пушкино);
  • Развитие Горьковского направления (реконструкция IV главного пути Москва-Пассажирская-Курская – Железнодорожная, строительство путепроводной развязки и 2го главного пути Реутово – Балашиха);
  • Развитие Смоленского направления (Строительство III и IV главных путей на участке Кунцево-I – станция Одинцово, Реконструкция ст. Москва-товарная-Смоленская, Строительство III и IV главных путей на перегоне станция Фили – Кунцево-I);
  • МЦК 4 мин (тех. перевооружение устройств СЦБ, электроснабжения, инфраструктуры МЦК);
  • Интеграция о.п. радиальных направлений с МЦК;
  • МЦД-1 Одинцово-Лобня (1 и 2 этап), МЦД-2 Нахабино – Подольск (1 и 2 этап);
  • МЦД-3 Крюково (Зеленоград) – Раменское, МЦД-4 Апрелевка – Железнодорожная и разработка ОПР МЦД-5.

В 2019 году планируется выполнить мероприятия:

  • Развитие Ярославского направления;
  • Развитие Горьковского направления;
  • Развитие Смоленского направления;
  • МЦД-1 Одинцово – Лобня (1 этап);
  • МЦД-2 Нахабино – Подольск (1 этап);
  • Интеграция Рижского и Ярославского направлений.

Финансирование, предусмотренное в Магистральном плане, млрд руб.

Развитие Центрального транспортного узла

95,8
84,9
68,1
92,9
88,7
90,0
520,4

за счёт средств ОАО «РЖД» 37,1 40,5 27,5 32,5 32,5 33,8 203,8
за счёт средств федерального бюджета, в т.ч.: 6,9 12,1 17,8 39,6 39,6 39,6 155,7
предусмотрено (федеральный бюджет) 6,9 12,1 17,8 36,9
дополнительная потребность (федеральный бюджет) 39,6 39,6 39,6 118,9
за счёт средств г. Москвы 51,8 32,3 22,8 20,8 16,6 16,6 160,9

Зотов: «МКЖД может восприниматься как контур метро»

Запуск пассажирских перевозок по Московской кольцевой железной дороге (МКЖД), который запланирован на конец 2016 года, обещает стать революцией в транспортной системе Москвы: в городе появится 31 новая станция, которая свяжет районы «хордами» и снизит нагрузку на кольцевую и радиальные линии метро на 15-20%, а на центральные железнодорожные вокзалы — на 20-40%. О том, как будет обеспечена безопасность пассажиров, какие современные технологии связи и навигации будут доступны на МКЖД, насколько комфортны будут станции для пассажиров, в интервью РИАМО рассказал генеральный директор МКЖД Алексей Зотов. 

План строительства МКЖД. ИНФОГРАФИКА>>

— Алексей Вячеславович, какова степень готовности инфраструктуры МКЖД? Успеваете ли вы в график? 

— Уже завершено строительство 15 остановочных пунктов МКЖД. Строительство всех остановочных пунктов планируется закончить к концу 2015 года.

Готовность железнодорожной инфраструктуры сейчас составляет 80%, и железнодорожники планируют закончить строительную часть работ на путях к началу апреля 2016 года, пассажирскую инфраструктуру – лифты, эскалаторы планируем установить к концу июля.

Что же касается строительства транспортно-пересадочных узлов, то их планируется завершить к моменту запуска движения на МКЖД с пассажирами. 

— Какое число пассажиров привлечет МКЖД? И для какой части жителей станции МКЖД будут в шаговой доступности от дома? 

— Важно понять, что МКЖД – будет практически вторым пересадочным контуром метро, и на первом этапе его цель — не привлекать новых пассажиров, а взять на себя нагрузку и перераспределить пассажиров с радиальных направлений метро и железных дорог.

Согласно подсчетам Генплана, только в первый год эксплуатации МКЖД сможет перевезти порядка 75 миллионов человек.

Почти половина из них — 34,5 миллиона человек — будут пассажиры метро, 20,2 миллиона — железнодорожного транспорта, 12,7 миллиона — автобусов, 7,5 миллиона — жители близлежащих домов. 

— Сейчас в городе работает много маршрутов автобусов, которые курсируют между соседними ветками метро. Не получится ли так, что с вводом МКЖД город отменит эти маршруты за ненадобностью? 

— Отнюдь, с появлением МКЖД город только добавит новые маршруты. Мосгортранс совместно с Департаментом транспорта разрабатывает новые, так называемые подвозящие маршруты к остановкам МКЖД, дополнительно к тем остановкам, которые уже есть в городе. 

Малое кольцо МЖД: рискованный проект или идеальная транспортная система?>>

— Какие маршруты будут наиболее востребованы у пассажиров МКЖД? 

— По нашему мнению, самыми востребованными станут маршруты на севере, северо-востоке, юго-западе и западе.

Там контур МКЖД находится на значительном удалении от Кольцевой линии метро и проходит через несколько линий подземки. Люди будут проезжать две-три остановки.

Вообще, везде, где требуется заезд через Кольцевую линию метро при движении в центр, мы ожидаем, что пассажиры предпочтут МКЖД. 

— Расскажите про интервалы движения поездов в час пик и днем. Время открытия и закрытия кольца будет совпадать с метро?

— Интервалы движения поездов будут почти как в метро: 6 минут в часы пик, в остальное время — 11-15 минут. Время работы МКЖД будет совпадать с графиком работы метрополитена — с 6.00 утра до 1.00 ночи.

— С какой скоростью будут ходить поезда МКЖД?

— Максимальная скорость подвижного состава составляет порядка 120 километров в час. На первом этапе это будут 5-вагонные поезда улучшенной аэродинамической формы вместимостью 1250 пассажиров, способные быстро набирать скорость и быстро замедляться, по аналогии с поездами метро. 

Ежедневный пассажиропоток на МКЖД составит более 400 тысяч человек>>

— Вдоль МКЖД появятся шумозащитные экраны. Какие еще элементы инфраструктуры предусмотрены для комфорта пассажиров и жителей?

— Мы исходим из того, что пассажиры не должны ощущать дискомфорта в поезде: шума, рывков, стука и так далее.

Для этого, в частности, на МКЖД прокладывается так называемый бесшовный путь, его еще называют «бархатный путь». При этой технологии увеличивается допустимая длина рельсовых плетей до 800 метров.

Также в возможности дороги мы закладываем новую систему управления движением, когда интервал движения поездов – плавающий. 

Обычно между стартами составов на линии закладывается диапазон в два состава, чтобы гарантировать поездам время и место на торможение и на разгон. Сейчас, пока один состав не тронется, второй не поедет.

А плавающий интервал позволяет двум составам двигаться друг за другом одновременно. На железной дороге такой принцип применяется в Сочи.

Этот принцип в перспективе, надеюсь, позволит, если поступит такой заказ от городских властей, сократить интервалы до двух-трех минут на МКЖД. 

— Вы сообщали, что для запуска МКЖД будут построены не только ТПУ, но и подъездные дороги. А как будет благоустроена территория вокруг кольца? На что будут похожи станции МКЖД? 

— Благоустройство территории поделено между несколькими участниками. Мы в МКЖД будем заниматься благоустройством входных-выходных групп, территорий ближайших остановок — это в радиусе примерно 100 метров от станции. Наши работы будут включать обустройство газонов, установку скамеек, заездных карманов для автобусов, остановок. 

Вторая часть – это полосы шириной 250 метров от дороги влево и вправо, за их благоустройство будет отвечать департамент капитального ремонта Москвы и префектуры. Префектуры уже составили план мероприятий и, наверное, в ближайшее время объявят конкурсы на благоустройство.

В сферу ответственности департамента капремонта входят тротуары и улицы, дополнительные остановки общественного транспорта, которые построят. И есть территория железной дороги вдоль полосы отвода, она относится к РЖД.

Думаю, что ориентиром по внешнему виду могут быть современные станции метро, например, «Тропарево». 

Нагрузка на Курский и Ярославский вокзалы снизится на 40% с запуском МКЖД>>

— Это вокруг, а что будет на самих станциях? 

— Что касается станций, то это благоустройство вестибюлей входа и выхода. На станциях, где это возможно, перед входной группой будет пространство, где можно посидеть, зарядить телефон, попить кофе, использовать Wi-Fi — все по современным стандартам. 

— Какие интернет-сервисы вы сможете предоставить пассажирам для коммуникаций и навигации на МКЖД? 

— Есть современные системы информирования пассажиров, когда пользователь через смартфон получает пуш-уведомление о том, какая рядом остановка и через сколько минут прибудет такой-то транспорт. Мы к этому тоже придем.

В том числе для этого мы планируем создание оптоволоконной сети вокруг МКЖД, чтобы передача данных шла с высокой скоростью.

Также планируем создание отдельного информационного центра, чтобы интегрировать его как в метрополитен, так и в РЖД, а также передавать данные для пассажиров.

Волоконная сеть будет использоваться и для Wi-Fi, и для передачи информации с камер, мы надеемся, что она будет реализована к моменту запуска МКЖД. Пока не разработано технологическое решение для коммуникации с пассажирами, возможно, мы договоримся с «Яндексом», и это будет сделано на их платформе. 

— Как будет обеспечена безопасность путей от террористической угрозы, а также против зацеперов? 

— Сейчас у зацеперов есть время запрыгнуть на поезд. Мы рассчитываем, что стоянка поездов на МКЖД будет очень краткосрочной, благодаря чему запрыгнуть будет практически невозможно.

Все ТПУ и остановочные пункты будут оборудованы камерами. Кроме того, из-за того, что поезда будут со сквозным проходом, исчезнут межвагонные перекрытия, в которые они забираются.

С головы поезда сидит машинист, а в хвосте – помощник машиниста. 

Поезда будущего: как будет выглядеть электричка МКЖД. ФОТО>>

— Какие меры безопасность предусмотрены на подходе к станциям? 

— Согласно федеральному закону, требования к безопасности станций включают создание досмотровых зон, систем наблюдения. Пока не могу сказать, как будут выглядеть досмотровые зоны, но в них будет все необходимое.

Кроме того, на МКЖД будет создано подразделение безопасности, оно будет сформировано на базе транспортной милиции ЦФО, сейчас идет формирование штата, это около 200 человек или больше, это аналог УВД на метрополитене, только федерального подчинения. Эти сотрудники будут присутствовать на станциях, в том числе патрулировать их. 

— Как будут оформлены станции, и насколько там будет комфортно? 

— Согласованные проекты станций предполагают как можно больше света и пространства внутри входных — выходных групп. Большинство станций находятся на насыпи, это дает высокие потолки – 7-8 метров, там будет свободно дышаться.

Мы закладываем возможность конструирования световых «фонарей» – прозрачных просветов в крыше, чтобы был естественный свет днем, но на тех станциях, где это приемлемо с точки зрения эксплуатации.

В вечернее время на станциях будет работать архитектурно- художественная подсветка, в том числе разных цветов.

Все платформы оснащены тактильной плиткой для удобства перемещения слабовидящих пассажиров. Во всех ТПУ будут лифты, туалеты. Во всех кассовых зонах есть специализированная касса для обслуживания пассажиров с ограниченными физическими возможностями. Высота расположения окон в такой кассе ниже метра, что облегчает пассажирам в инвалидной коляске приобретение билета.

Розетки для зарядки гаджетов оборудуют в вагонах и ТПУ на МКЖД>>

— Все ли платформы будут под крышей?

— Все платформы, без исключения, будут с навесами. Помимо этого, многие ТПУ строятся по принципу «сухие ноги», когда пассажиру для осуществления пересадки с одного вида транспорта на другой не потребуется выходить на улицу, так например, 11 пересадок с МКЖД на метро будет осуществляться через теплые переходы. 

— Как будет обеспечена интеграция МКЖД и метрополитена в части правил пользования, помимо единого билета? 

— МКЖД – это федеральный объект, а метро – региональный, это приводит к различиям в правилах проезда, например, для льготников, а также провоза велосипедов и так далее.

Но пассажир эту разницу не должен ощущать, поэтому правила на МКЖД, где это возможно, будут адаптированы к правилам метро. Мы хотим, чтобы МКЖД воспринималась как еще один пересадочный контур внутри города, контур метро.

Этому должна способствовать также интеграция по визуализации и навигации, но на платформе будет пока навигация РЖД, потому что это федеральная часть структуры. 

— Вы заявляли, что на ТПУ придут инвесторы. Сколько средств вы планируете выручить, и сколько недвижимости появится на ТПУ? 

— Мы планируем выставить на аукционы территории 11 участков ТПУ в 2016-2017 годах. Развитие территорий перед выставлением на аукцион уже сформировано, мы определили транспортную схему, потенциальные пассажиропотоки и точки приложения труда, энергетическую схему.

Инвестор получит продукт, где уже можно начинать строить, общий объем недвижимости оценивается в 750 тысяч квадратных метров. Жилье появится только рядом с ТПУ «Новопесчаная», остальные – это апартаменты и отели, офисы и торговые центры.

Мы рассчитываем, что инвесторы вложат в эти проекты минимум 40 миллиардов рублей, благодаря чему может появиться 40 тысяч рабочих мест. 

— Как МКЖД будет развиваться в дальнейшем? 

— Мы сделали систему, которая не конечна. Сначала поезда будут по пять вагонов, но длина состава может быть увеличена, так как длина платформы в 180 метров рассчитана на 10-вагонный поезд. Второй вектор развития – сокращение интервалов до 2-3 минут. Все это позволит МКЖД ежегодно перевозить до 300 миллионов пассажиров к 2025 году. 

Какова будет совокупная протяженность линий метрополитена и МКЖД>>

Иванна Боровец

Оставьте комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *