В Казани превратят дореволюционный завод в лофты

  • Мне тревожно в Казани.
  • Когда я еду по новой аэропортовской дороге
  • (улице Тихомирнова), я проскакиваю
  • начисто сбритые Дегтярку и Суконку.
  • Глаз тревожно косит вправо
  • на незастроенные пустыри: где все?
  • Вечером на Малой Красной совсем никого нет.

И на Большой. Совсем никого.

Освещены снаружи нарядные фасады,

сияют фонари. Как прекрасно кругом!

Но где все?

Казань — это вызов

С самого начала совместной истории Казань ведет непростой диалог с Россией и отвечает на импульсы, идущие от великой державы, искренне и темпераментно. С точки зрения градостроительной центр Казани – средоточие архитектурно-планировочных и идейных деклараций, созвучных пережитым городом эпохам и вполне сомасштабных сперва имперскому, а нынче уже и общемировому уровню.

Еще со времен кафтыревского плана 1768 года, когда ведущая от Кремля на юг Проломная (Баумана) улица была крепко взята за хвост Рыбнорядской площадью, образовалась главная планировочная ось центра города.

И прозвучала ясная классицистская декларация: просторная ромбовидная площадь, центральный перекресток Казани, взяла на себя весь хаос стекавших в междуречье Казанки и Булака-Кабана оврагов, которые густо заросли вольными дачками, кривыми деревушками, вороньими слободками.

Из углов просторного пространственного ромба разошлись четыре луча – улицы (нынче Петербургская, Пушкина, Татарстан и Баумана). Так почти 250 лет назад была заложена регулярная основа развития большого города, в котором мы живем и сейчас.

В Казани превратят дореволюционный завод в лофтыЦентр Казани развивался большими шагами, каждый из которых становился декларацией основного тренда своей эпохи. В 1802 году в Казани было построено первое театральное здание. Простояло оно всего 12 лет и сгорело. Но в 1838 году архитектор Петонди спроектировал Театральную площадь – зрелый имперский стиль потребовал обширного симметричного прямоугольного пространства с памятником поэту Державину в центре, обрамленного богато украшенными объемами крупных общественных зданий.В Казани превратят дореволюционный завод в лофтыТеатральные здания на площади горели одно за другим. Сегодняшнее – шестое по счету. А вот здание Дворянского собрания, построенное в 1856 году, стоит и поныне. Логика заложенного в позапрошлом веке ансамбля преемственно развивалась в ХХ веке строительством здания обкома КПСС, пятого корпуса КАИ.В Казани превратят дореволюционный завод в лофтыДаже невзрачная стекляшка актового зала Консерватории 1967 года деликатно встала в ряд масштабных соседей и не нарушила общую гармонию площади. Впрочем, вы ту стекляшку уже, наверное, и не помните – в 2004 году архитекторы Логинов и Прокофьев заменили её мощным артистичным объемом ГБКЗ им. С. Сайдашева – выразительной декларацией нового культурного тренда Татарстана.В Казани превратят дореволюционный завод в лофтыВ советское время развитие города приобрело новый масштаб. Амбициозный план первой пятилетки предусматривал модернизацию центра Казани. Начало этой работе положило возведение здания КГФЭИ.В Казани превратят дореволюционный завод в лофты

На высоком склоне второй городской террасы (после Кремлевской возвышенности) по проекту архитектора Савицкого необыкновенно выразительно встал над поистине небесной лестницей в 80 ступеней одновременно изысканный и монументальный портик Финансового института (строительство начато в 1936, а закончилось с перерывом на войну только в 1945 году). Храм науки!

В Казани превратят дореволюционный завод в лофтыВ 1962 году Казань, наконец-то, вышла к Волге новым Речным вокзалом. И туда, прорезая ткань Татарской слободы, протянулся наш Новый Арбат — красавец-проспект, застроенный могучими девятиэтажками – улица Татарстан: мощная декларация движения к светлому коммунистическому будущему.В Казани превратят дореволюционный завод в лофтыНесколькими годами раньше, в 1949-1954 гг. одна из сторон центрального городского ромба, тогдашней площади Куйбышева, была поднята высотой вдвое при постройке архитекторами Саначиным и Солдатовым на северо-западной стороне ромба жилого дома в манере сталинского «вампира» (магазин «Яхонт»). На входе в площадь с запада её высоту приподняло новое здание – универмаг «Детский Мир».
В Казани превратят дореволюционный завод в лофтыВ Казани превратят дореволюционный завод в лофтыСтало очевидно, что задуманное в XVIII веке Кафтыревым геометрически точное и ясное пространственное решение прекрасно развивается и в новую эпоху. Стал повышаться масштаб площади, усилилась ее роль в организации застройки центра города. Город созрел для новой масштабной архитектурно-планировочной и идейной декларации в самом своем центре.

Разрушение центра

Что случилось с казанцами в 1970 году, когда новый главный архитектор города Мунир Агишев при проектировании первой в городе по-настоящему пафосной многоэтажки — центральной городской гостиницы «Татарстан», сумел настоять на том чудовищном варианте ее размещения, с которым мы живем уже больше 40 лет? Где были всевластные партийные руководители и великие деятели культуры того времени, ведь здания гостиниц по этому самому проекту Агишев построил к этому времени и в Альметьевске, и в Набережных Челнах? Куда смотрели наши городские начальники? Какие слова нашел Агишев, чтобы убедить их вырубить одну из сторон ромба, разрушить прекрасную логику классического порядка грубым вторжением могучего бетонного стилобата в самую середину ромбовидного пространства?

В Казани превратят дореволюционный завод в лофтыЛегко предположить, что источником вдохновения Мунира Агишева было творчество великого французского архитектора Ле Корбюзье с его идеями «Лучезарного города», плана Вуазен и прочих социал-утопических проектов. Легендарика утопии, к тому времени пять лет как воплощенной в реально построенном городе – столице индийского штата Пенджаб Чандигархе. Кому тогда не мечталось повторить «подвиг» знаменитого француза! И как же, видимо, органично звучали его социалистические идеи революционного городского переустройства в обкомовских кабинетах. Результат, как говориться, «на лице»: корбюзианская архитектурно-планировочная декларация грубо сломала центральную площадь Казани.

Дальше – больше.

Стекавшиеся из оврагов в устье перед старинным кинотеатром «Вузовец» (до 1916 года – «Мулен Руж», затем – «Народный», позднее — «Рот Фронт») три улицы: Некрасова, Бутлерова и Кочетов переулок создавали выразительную юго-восточную аванплощадь центрального городского ромба у подножия величественного храма науки — здания КГФЭИ. Но при сносе ветхой застройки в этом углу (надо же вычищать центр города от трущоб!) у архитекторов не нашлось лучшего решения, как просто подровнять соседний бугор и водрузить над ним одинокую фигурку бронзового Мулланура Вахитова.

Градостроительная ситуация требовала создать могучие пропилеи, оформляющие вход в академический – вузовский район города.Но на такое решение не хватило храбрости. Так с 1985 года и зябнет пламенный революционер посреди невнятного пустыря. Пространство аванплощади развалилось.

Несколько десятилетий было тихо.

Но однажды начавшийся процесс разрушения центра Казани имеет свою неумолимую логику. В 2005 году из множества конкурсных вариантов для строительства центрального городского подземного торгового центра (чтоб как на московской Манежной площади!) был выбран тот, который добил центр Казани окончательно.

Авторы проекта ТРК «Кольцо», архитекторы Сафин и Быков из казанского Гипронииавиапрома нашли способ рассыпать одновременно и раненый уже ромб площади Тукая, и устье улиц Некрасова и Бутлерова, и лишить ясного пространственного начала улицу Пушкина.

Мотивы их творческого подвига были, скорее всего, прекрасны: создание каскадной объемной композиции… организация пространственных связей… открытие свободного обзора… бла-бла-бла… Но теперь от самого устья улицы Баумана (и даже не скажешь докуда) раскинулось аморфное пространство без границ и ориентиров, заражённое сыпью рекламных билбордов, растяжек и истерично бегающих неоновых строчек.

В нашем городе больше нет центральной площади.

Дальше – понеслось совсем без тормозов. Санация обширных трущобных районов старого казанского центра была осуществлена к огромному событию в истории нашего города – Тысячелетию Казани.

Центру Казани наконец-то было уделено должное внимание: весь район улицы Федосеевской, вся Дегтярка, вся Суконка и остатки Мокрой слободы под Кремлем были властной рукой снесены.

Жители этих трущоб, не веря собственному счастью, стали обладателями благоустроенного жилья с квадратурой по очень хорошему нормативу. А на месте бывших трущоб равноудаленные инвесторы начали строительство новых офисных, жилых и общественных зданий.

Оставим в стороне «поселок нефтяников» на набережной Казанки под Кремлем. Но в Суконной и Дегтярной слободах сегодня строительство остановилось. Снесли их (и, если помните, засыпали песком) летом 2002 года за неделю.

  1. Вот улица Руиси в районе Авлабар.
  2. К сожалению, на этом фото не Федосеевская улица в Казани.
  3. А это не спуск с улицы Япеева, это Метехский спуск в Авлабаре в Тбилиси:
  4. И где теперь, ввиду сноса вместе с Мокрой слободой пивной «Раки», тусуются наши казанские фрики?
  5. Михаил Каплан
  6. Продолжение:
  7. Крах Казани (часть вторая): экспансия Казани
  8. Крах Казани (часть третья): проклятие микрорайона

Теперь, через 12 лет, на «освоение» этих территорий нет ни денег, ни задач – строить жилье? Для кого? Всех же выселили и обеспечили квартирами по нормативам (очень хорошим!). А других жителей в Казани нет… Офисы и молы? Снова офисы и молы?!  Рассказывают о проекте главного архитектора Барселоны (!) Хосе Асебильо (почему не Бильбо Беггинса?) застроить этот район жильем премиум-класса. Для премиум-нас? С премиум-вами?!Боюсь, что эти пустыри навсегда… Но может быть и нет другого инструмента санации городского центра, кроме бульдозера? У наших корбюзианцев – нет.Но посмотрите, как подробно и ласково реконструируются старые кварталы в историческом центре совсем не богатого Тбилиси! Вот улица Баратишвили в районе Сололаки.
За муниципальный счет посреди старинных улиц роют траншеи и прокладывают новые трубы, коллекторы, кабели. Меняют кровли и столярку (пластмассовых рам я там не видел). Я расспрашивал знакомых администраторов, как поступают с жильцами? Отвечают: «В маневренном фонде перетерпливаются… А потом возвращаются по старому месту жительства».
Ах, вы бы видели районы старых деревянных домиков на кирпичных цоколях в самом-пресамом историческом центре 15-миллионного (!) Стамбула. Вот, порадуйтесь, в трехстах метрах от Айя-Софии и Голубой мечети.В махалле Мимар Камалеттин.В махалле Эмин Синан.Смотрите: они не снесли свою Суконку.И Дегтярку свою не снесли.А вот и вовсе угол Зои Козьмодемьянской (ну… мог бы быть, я имею в виду…).В направлении пристани Еникапи.На Новопесочной, в сторону Хади Такташ. Нет? А ну да, конечно, нет…Да, не каждый дом новый, что-то подлежит перестройке.Вот такая жизнь: не Квартал Б на Эсперанто (так у казанских инвесторов и девелоперов называется огромный пустырь на месте старой Суконной слободы), а вполне гармоничная городская ткань: дворики-улочки-перекрестки-скверики-площадки-садики.И самое главное: люди. Сапожники в уличных будках и их клиенты.Люди, пьющие чай (бир бардак чай) и беседующие в уличных забегаловках.Стамбульские айсоры. Кстати, а куда делись наши казанские айсоры с угла улиц Островского и Айдинова?!

Читайте также:  Уфа ― самый экологически чистый город России

Где люди, торгующие вдвоем три ковра на Тихомирнова, угол Пехотного переулка?Где девочки в парикмахерских в цокольных этажах (там аренда дешевле) на Суконной?Где умники с газетами на углу Тельмана (ой, да что это я, какая Тельмана…)?Где соседи, курящие вместе кальян в «Туган Авылым»? Впрочем, откуда соседи, там же вокруг теперь никто не живет…Где сообщества жителей?То самое главное, что мы утратили на улицах Касаткиной и Зои Козмодемьянской, Суконной, Новопесочной, Луковского и Айдинова – сложные человеческие сообщества жилых кварталов. Там больше нельзя сделать вот такие жанровые фотографии.Больше нет этих кварталов.И вот уже 12 лет там не светятся окна, не зовут в сумерках с улицы детей, не жарят перемячи, не отряхивают с яблонь плоды, потому что там больше не живут люди. В центре нашего города больше нет жизни.

Это «Фабрика Алафузова» — первый лофт в Казани

11 июля 2018

Проект «Фабрика Алафузова» запустил клубный промоутер Андрей Питулов в 2015 году. Он разместился в бывшем здании фабрики по обработке шерсти и уже несколько раз за всё время существования оказывался на грани краха. Но, несмотря на огромные долги и отказ партнёров, лофт не прекращал мероприятия и ремонт. Казанский сайт Enter по нашей просьбе  узнал подробности о жизни проекта.

Попасть впросак с деньгами не страшно: Питулов рассказывает, как задолжал 100 млн рублей и продолжает строить свой проект.

Мотивировать сотрудников можно не деньгами: команда «Фабрики» держится на собственной инициативе несмотря на долги и отсутствие средств.

Важно находить подход к каждому резиденту и мероприятию: «Фабрика» варьирует цены в зависимости от арендаторов, делая скидки тем, кому они нужнее.

В оформлении можно использовать всё: в лофте винтажные диваны соседствуют со старыми креслами из кафе и занавесом из театра, и это органично.

Клубный промоутер из Казани Андрей Питулов в 2012 году помогал знакомым организовать Progressive Daddy в Москве, а заодно стал невольным свидетелем возрождения «Красного Октября» — столичного завода, превратившегося в полноценный креативный кластер. Именно тогда он задался вопросом — почему в Казани такого нет? — и почти одновременно с этим узнал о продаже в столице Татарстана фабрики.

Андрей Питуловсоздатель лофта «Фабрика Алафузова»

По странному стечению обстоятельств эту площадку Питулов знал с детства. Когда-то он жил в доме напротив и отлично помнил ужасную вонь аммиака и мокрой шерсти, которую обрабатывали в цехах фабрики, когда-то принадлежавшей местному меценату Ивану Алафузову.

В Казани превратят дореволюционный завод в лофты

Поиск средств на лофт — никому ещё толком не известное понятие в 2014 году — отнял довольно много времени и сил. Первую часть Питулов нашёл быстро, продав доставшийся по наследству офис и заняв ещё небольшую сумму.

Эти деньги он вложил в качестве аванса, но поиск второй половины неожиданно затянулся, стали капать пени: по восемь тысяч рублей в сутки. В итоге, когда искомая сумма выросла до 1,7 млн рублей, Питулов обратился в финансовую компанию «Пять капиталов».

Она дала деньги под процент — не только на выкуп здания, но и на работы по проектировке. Договор был рассчитан на три года.

В результате только на техническое обследование всех зданий, конструкций и фундамента фабрики ушло 1,5 млн рублей, но, благодаря «Пяти капиталам», дело шло быстро.

Вот только согласование эскиза фасада затянулось на 10 месяцев, а проценты продолжали начислять.

Примерно в это же время Адмиралтейскую слободу, в которой располагается фабрика, признали исторической частью города, что заметно осложнило процесс.

Андрей Питуловсоздатель лофта «Фабрика Алафузова»

Увидев такие цифры, Питулов обратился к московскому заводу «Флакон» с предложением поучаствовать в проекте, но заинтересовать столичный проект не получилось, да и средств не хватало. А когда он вернулся с переговоров, «Пять капиталов» заявила о прекращении сотрудничества и потребовала отдать всю сумму в ближайший год. Благо бывшие партнёры помогли промоутеру взять кредит в «Булгар Банке».

Андрей Питуловсоздатель лофта «Фабрика Алафузова»

Основной источник дохода «Фабрики» — это мероприятия. Их проводят здесь регулярно с лета 2015 года, несмотря на то, что ремонт всё ещё продолжается. Первыми были в том числе и историко-тематические события по мотивам работы фабрики под названиями «Лён», «Кожа», «Шерсть» и «Брезент». Их проводили совместно с промогруппой BNF.

В Казани превратят дореволюционный завод в лофты

Развитием «Фабрики» занимается команда, которая практически не получает за это денег: «алафузовцы», как они сами себя называют, работают за идею. Одни отвечают за продажу билетов, другие — за их проверку, третьи водят экскурсии по лофту для гостей. Большинство делает то, что хочет и умеет: тут варят узбекский плов, пекут вафли, открыли секонд-хенд.

Андрей Питуловсоздатель лофта «Фабрика Алафузова»

В Казани превратят дореволюционный завод в лофты

Организацию событий по большей части взял на себя сам Питулов. Например, «Фабрика» регулярно участвует в «Ночи музеев»: в 2018 году её посетили 1 200 человек. Многие из мероприятий организованы и группой BNF — выставка ретро-автомобилей, пивной фестиваль, «Ночной маркет» и турнир по брейк-дансу и стрит-арту Combonation.

Впрочем, на мероприятиях лофт практически не зарабатывает: с пивного фестиваля прибыль составила всего две-три тысячи рублей, а на выставке ретро-авто «Фабрика» потеряла порядка 10 тысяч.

Основные источники монетизации — это деньги со входа, арендная плата резидентов (200-250 рублей с квадратного метра в месяц) и фотосъёмки, которые стоят от 100 рублей за фото на мобильный до 1 000 за использование профессиональной аппаратуры.

Есть и экскурсии по «Фабрике» — 200 рублей с человека.

В Казани превратят дореволюционный завод в лофтыВ Казани превратят дореволюционный завод в лофтыВ Казани превратят дореволюционный завод в лофтыВ Казани превратят дореволюционный завод в лофты

Пространство можно и арендовать под собственное мероприятие — ценник варьируется от тысячи до 50 тысяч рублей в зависимости от организаторов и идеи. Но при этом «Фабрика» готова брать на себя даже такие вопросы, как приглашение диджея и организация кейтеринга.

Андрей Питуловсоздатель лофта «Фабрика Алафузова»

О прибыли, по словам Питулова, говорить не приходится: все полученные деньги уходят на ремонт, стройку и оплату старых долгов. Пробовали обращаться за помощью к Министерству культуры Республики Татарстан, но положительного ответа не получили. Даже региональному ведомству сложно найти 50 млн для инвестиций — что уж говорить о локальном бизнесе.

Андрей Питуловсоздатель лофта «Фабрика Алафузова»

Свободных площадей у «Фабрики Алафузова» много. Сейчас она вмещает три репетиционные базы, два квеста («Нехорошая квартира» и «Эмоциум»), фотостудию «Атмосфера», секонд-хенд, кузницу и мастерскую по камню. Остальные помещения пустуют и задействуются только под мероприятия, хотя могут стать пристанищем для креативных проектов казанцев.

В Казани превратят дореволюционный завод в лофтыВ Казани превратят дореволюционный завод в лофты

Оформление «Фабрики» — это отдельная тема.

Оно соответствует возрасту помещений: кузница и мастерская по камню, например, располагаются в настоящей кузнице 1823 года постройки — ей почти 200 лет! Поэтому лофт впитывает в себя историю: здесь можно найти и кресла, буквально найденные Питуловым на помойке, и около 700 книг, которые просто подарил ему знакомый, и стулья из чебоксарского кафе, и старые красные занавески.

Андрей Питуловсоздатель лофта «Фабрика Алафузова»

Промышленные гиганты Казани: история легендарных заводов

  • Казанские историки Наталия Федорова и Аскар Гатин рассказали, как развивалась наша промышленность и как ушли в историю легендарные заводы. 
  • Развитие промышленности в Казани имеет многовековую историю, но промышленный бум, который начался в России в начале XIX века, дал мощный толчок для строительства еще большего числа фабрик и мануфактур в Татарстане.
  • Одни историки связывают этот толчок с либеральными реформами Александра II, другие считают, что помимо реформ и освобождения от крепостного права важную роль сыграло развитие техники, появление новых технологий и вообще изменение всей системы государственного правления. 
  • – Государство было заинтересовано в техническом прогрессе, хотя крепостное право долго тормозило этот процесс, – рассказывает кандидат исторических наук, доцент кафедры татароведения и тюркологии КФУ Аскар Гатин.
  • Таким образом, на рубеже XIX–XX веков в Татарстане появляется несколько крупных промышленных комплексов, часть из которых находились в Казани. 
  • – Обычно историки выделяют предприятие братьев Крестовниковых, фабрику Алафузова, предприятие Ушкова, то есть те предприятия, которые внесли существенный вклад в развитие экономики тех лет, – подчеркивает Аскар. 

Следующий виток в развитии промышленности Казани был связан с эпохой НЭПа и началом индустриализации.

Тогда многие предприятия остались без хозяев в связи с национализацией предприятий. Были предприняты попытки восстановить их и наладить производство. В результате к 1926 году многие из них уже работали на полную мощность, и Казань стала одним из крупных промышленных центров России. Промышленность продолжала развиваться, в связи с этим было уделено внимание развитию энергетического комплекса. Для производства любой продукции нужна была электроэнергия, поэтому было принято решение построить ТЭЦ-1. Как рассказал Аскар Гатин, электроэнергия до революции была локальной. Предприятия Крестовниковых, Алафузова, например, имели свои автономные паровые машины, которые вырабатывали электричество.

В предчувствии войны в Европе Сталин ставит задачу вооружиться. В годы второй пятилетки в Казани закладывается основа для авиастроительной отрасли. Наряду с авиастроительным заводом в Казани возникает авиационный институт.

Читайте также:  Как я делала дизайн-проект для трешки: личный опыт. часть 4

В годы войны на территорию Татарстана была эвакуировано несколько десятков крупных предприятий. На этой базе у нас возникли «Точмаш», радиоприборный, авиастроительный и вертолетный заводы в Казани работали уже до этого.

Они все были созданы на базе маленьких предприятий. Например, на основе бондарного завода, на его площадях и оборудовании был создан вертолетный завод. Готовые станки и цеха перевезли из Москвы – и развернулось производство.

– А когда пошла реэвакуация на основные площадки, на наши заводы стали завозить более современное оборудование, – рассказала кандидат исторических наук Наталия Федорова. 

«Спартак»

Фабрика «Спартак» получила развитие, производя армейскую обувь в военные годы. При этом предприятие имеет местные корни.

В начале XX века хозяин обувной фабрики построил в городе особняк в псевдомавританском стиле. Тем, кто хорошо знает Казань, он наверняка знаком – большое серое здание Республиканской офтальмологической клиники на Бутлерова. Мужчина, судя по всему, был очень расчетливый, потому что когда пришла Октябрьская революция, он предпринял хитрый шаг. 

– Национализацию проводили не сразу, первоначально она была актом карательным, то есть вот ты против советской власти – национализируем предприятие. А хозяин обувной фабрики соглашался на все условия.

Рабочий контроль? Пожалуйста! Рабочее управление? Пожалуйста! Так он сохранил за собой место хозяина фабрики, полностью особняк и всю прислугу особняка.

А через несколько месяцев развернулась Гражданская война, и, когда через Казань отступали белочехи, хозяин обувной фабрики к этому времени перевел капиталы в более надежный эквивалент – золото и камни – и с белочехами ушел, – рассказала Наталия Федорова.  

Меховой комбинат 

Еще одно легендарное предприятие  – Казанский меховой комбинат. За ним стоит колоссальная история. Комбинат сделал огромный вклад в развитие экономики, благодаря ему Казань считалась меховой столицей России. Открыто было предприятие в 1928 году.

Поначалу комбинату не хватало профессиональных кадров – приходилось выписывать специалистов из-за рубежа. Но в скором времени там появились свои профессионалы, которые выработали собственные методы обработки шкур и окраски мехов. Так производство начало набирать обороты и прославилось своей продукцией на всю Европу.

В основном завод в те годы работал на экспорт обработанных шкур.

В военные годы меховой комбинат стал производить обмундирование для армии и, успешно справившись с этой задачей, был награжден орденом Ленина.

В послевоенные годы предприятие продолжало процветать  и расширять свой ассортимент. Комбинат несколько раз менял свое название.

В 1972 году ему присвоили имя Хусаина Ямашева, в 1991 году произошла реструктуризация предприятие и он был преобразован в АО «Мелита». 

«Тасма» 

История завода начинается в 1933 году, тогда это была Фабрика кинопленки № 8. Название «Тасма» появляется в 1947 году и расшифровывается как «татарские светочувствительные материалы».

– В России были две фабрики, которые делали кинопленку. Это был завод «Свема» на Украине и наша «Тасма». Если посмотрите советские кинофильмы, там можно заметить в конце значок с названием завода, где была сделана пленка. Так вот, на многих из них была обозначена «Тасма», – вспоминает Аскар Гатин.

На заводе помимо кинопленки делали еще рентгеновскую и фотопленку. Кстати, появление «Тасмы» тоже было связано с военными нуждами, в частности необходимостью материалов для съемки с самолетов. Для этого требуется пленка очень высокого качества, потому что приходилось многократно увеличивать изображение. Производство было заложено еще до войны, но после оно стало полувоенным.

В 2006 году на базе «Тасмы» создается технополис «Химград». 

«Полимерфото» 

Одновременно с «Тасмой» начинает свою историю Казанский фотожелатиновый завод № 9 – «Полимерфото». Строительство предприятия началось в 1935 году на территории поселка Левченко. В 1941 году было запущено первое производство. В то время на заводе выпускали 750 тонн желатина в год.

Завод обеспечивал кинопромышленность страны желатином – важным компонентом для производства кинопленки и фотобумаги.

В послевоенные годы на заводе была проведена модернизация, в процессе которой заводчане сами изобрели и собственноручно изготовили новые технологические линии, позволившие увеличить производительность до 3225 тонн продукции в год.

Из отходов стали производить прецепитат, боропрецепитат, костную муку, шлаковую муку и технический жир. На заводе производили кассеты для магнитофонов МК-60 и МК-90. К 1985 году  производственная мощность завода достигала 15,5 миллиона кассет в год.

Усилиями руководства завода был внесен вклад в социальную и культурную жизнь города. Были построены Дом культуры, спорткомплекс, бассейн, детский сад, пионерлагеря, а так же жилые дома и общежития.

В результате перестроечных процессов животноводство стало приходить в упадок, значительно снизилось и количество сырья, поставляемого на «Полимерфото». Не смотря на многочисленные попытки вывести завод из кризисной ситуации, в 1996 году завод был объявлен банкротом. 

Табачная фабрика

Как известно, после революции в стенах церквей и мечетей открывались различные учебные, производственные и прочие заведения.

По словам Аскара Гатина, когда Богородский монастырь распустили, то на его территории в 30-е годы также планировали создать «Восток-фильм». Были планы построить в Казани свой татарстанский Голливуд.

Незадолго до войны планы поменялись, хотя у нас и снимались некоторые фильмы на местную национальную тематику.

Таким образом, в 1941 году в стенах Богородского женского монастыря была размещена табачная фабрика. Производство развернулось в монашеских корпусах и в храме Николы Тульского. Как и для некоторых других предприятий Казани, оборудование для производства было эвакуировано из Ленинграда.          

Табачное производство в те годы имело свою, очень интересную специфику. Дело в том, что производство сигарет в СССР имело двойное назначение. Особенности производства позволяют очень быстро переориентировать фабрику на выпуск боеприпасов. Считалось, что табачная фабрика могла быстро перенаправить свое производство на военные рельсы.

Историк пересказывает воспоминания людей, которые работали на фабрике. Всем известно, что храм Казанской иконы Божией Матери, входящий в состав Богородского монастыря, был построен на месте, где нашли одноименную икону.

А когда в нем была основана табачная фабрика, это место обозначили особым образом. Работники и руководство фабрики с осторожностью относились к нему и даже специально огородили.

И это несмотря на то, что царило время атеизма и борьбы с религией. 

После перестройки фабрика несколько раз меняла название: «Идель-табак», «Спектрум», «Ильбар-табак». Закрылось производство в 2005 году, а здание было возвращено епархии.

Пивоваренный завод Петцольда 

Здание пивоваренного завода Петцольда считается уникальным туристическим объектом, расположенным в Старо-Татарской слободе, историческим наследием города и местной достопримечательностью. Построено в 1905 году казанским купцом Оскаром Эдуардовичем Петцольдом, известным в городе общественным деятелем и членом Казанского губернского попечительства детских приютов.

Завод проработал лишь до 1914 года. Тогда указом Николая II вступил в силу сухой закон, после чего здание завода опустело. Вторую жизнь ему подарил концерн «Красный Восток», который переоборудовал здание в середине XX века под производство соков и воды.

В 1975 году здание завода реконструировали, и многие исторические детали архитектуры были утрачены. Завод переоборудовали под молочное производство.

С 2012 года  ведется реконструкция здания компанией «Эдельвейс Групп», которая планирует сделать его новым центром притяжения горожан и туристов. Здесь планируется разместить небольшое кафе, конференц-зал и офисы, а оставшиеся помещения использовать как выставочные пространства. 

Кондитерская фабрика «Заря» 

Кондитерская фабрика «Заря» открылась в 1924 году в Суконной слободе, в центре города между Щербаковским и Школьным переулками. В начале своей истории фабрика представляла собой несколько деревянных строений, но со временем производство выросло до 2,4 гектара.

Фабрика «Заря» производила более 30 тысяч тонн готовой продукции в год и входила в десятки крупнейших предприятий России. Здесь выпускалось более 200 наименований кондитерских изделий. Одно из них стало настоящей легендой — это торт «Татарстан».

За ним выстраивались огромные очереди, большинство гостей республики привозили его домой в качестве сувенира.

В 2008 году «Заря» продала свое оборудование и переступила права на все торговые марки Чистопольскому хлебозаводу. Совладелец фабрики Зураб Хубулава планировал возродить производство, но, к сожалению, его планы так и не воплотились в жизнь. 

Завод ЭВМ 

Завод математических машин начинает свою историю в 1951 году. Тогда постановлением Совета Министров СССР было принято решение о его строительстве. В 1960 году завод выпускает ЭВМ М-20 — в то время самое мощное электронное вычислительное оборудование в Советском Союзе.

Продукция предприятия пользовалась популярностью на научных и государственных предприятиях, в оборонной промышленности страны.

Завод ЭВМ наладил производство цифровой печатной техники, акустических систем и катушечных магнитофонов.

В 1994 году предприятие было введено в состав нового предприятия «Терминал», а в 1991 году к нему подключилась британская компания ICL. Так была создана новая организация – ОАО «ICL-КПО ВС». В музее предприятия хранятся свидетельства истории легендарного завода, с которого все начиналось.

Фабрика Алафузова

Известный общественный деятель Иван Алафузов внес вклад в развитие не только промышленности Казани, но и культуры и социальной сферы. Мануфактурщик скупил несколько кожевенных предприятий, сколотив на этом свое состояние.

Кожаная и льняная мануфактуры в XIX веке стали стартом для предприятия, прославившегося не только в России, но и за рубежом.

Иван Иванович отличался особой заботой о своих работниках, благодаря ему в городе были построены Дом культуры, больница, школа и церковь.

Фабрика профункционировала до 2007 года, успев пережить революцию, советскую власть и перестройку. В годы коммунизма была переименована в льнокомбинат имени Ленина и поменяла специализацию на переработку шерсти.

Читайте также:  Может ли нерезидент сдавать российскую квартиру в аренду?

Предприятие разделили потом несколько собственников. Одна часть была передана москвичам, а другая с 2013 года была взята под опеку бизнесменом Андреем Питуловым, превратившись из старой фабрики в лофт-пространство. Сейчас в здании проходят выставки, театральные постановки, собираются байкеры, творческая молодежь и туристы.

Казанский мясокомбинат

Казанский мясокомбинат был открыт в 1937 году решением Наркомпищепрома СССР. Предприятие было одним из самых крупных в мясной отрасли республики. Именно на Казанском мясокомбинате начали производить первую халяль-продукцию в России, когда в 1991 году поступил заказ от делегатов первого заседания Всемирного конгресса татар. В дальнейшем халяль-продукция вошла в постоянный ассортимент завода.

Производство находилось под контролем мусульманского духовенства. В 2006 году был образован комитет по стандарту «Халяль» при Духовном управлении мусульман Республики Татарстан.

В ноябре 2014 года мясокомбинат был объявлен банкротом.

"Архнадзор": что нового за неделю

Общественное движение «Архнадзор»Информационный бюллетень № 208

9 февраля 2015 года

В выпуске:

● «Архнадзору» – 6 лет● Новая «горячая точка» – дома Михайлова на Большой Дмитровке● Огромные территории «Мосфильма» могут быть зачищены● Выставка «Москва Пастернака в событиях и лицах» открывается в столице● От Дома Рогова в Санкт-Петербурге останется историческая высота● В Смоленской области будут восстановлены четыре дворянские усадьбы

и многое другое

Нам 6 лет7 февраля общественному движения «Архнадзор» исполнилось 6 лет.

«Должен ли меняться облик города?» – интервью координатора «Архнадзора» Рустама Рахматуллина в эфире радиостанции «Столица-FM»

Федеральные новости

2 февраля 2015 года состоялось информационное собрание членов Российского национального комитета Международного Совета по вопросам памятников и достопримечательных мест (ИКОМОС)

  • Российский список кандидатов в ЮНЕСКО подвергнут ревизии
  • Новая жертва: дома Михайлова
  • Вечером 4 февраля начался снос доходных домов Михайлова на Большой Дмитровке, 9
  • Столичные власти приняли решение о сносе здания, несмотря на то, что в департамент культурного наследия была подана рекомендация о признании ансамбля ценной архитектурной застройкой: комментарий координатора «Архнадзора» Константина Михайлова
  • Были поданы заявления в ОВД с требованием немедленно остановить работы и привлечь лиц, которые их ведут, к ответственности
  • «Уничтожают ради подземных парковок» – координатор «Архнадзора» Рустам Рахматуллин о сносе домов Михайлова в эфире телеканала «Дождь»
  • Дворовые строение доходного дома Михайлова объединены единым стилем и воспроизводят усадебную композицию владения
  • Кто продолжает крушить старую Москву: репортаж телеканала «Дождь» с ми координатора «Архнадзора» Рустама Рахматуллина и активистки Анастасии Сивицкой
  • Ответ Правительства Москвы градозащитникам – снос очередного исторического квартала
  • Снос домов Михайлова на Большой Дмитровке: репортаж телеканала «360°» с комментарием активистки «Архнадзора» Анастасии Сивицкой
  • Реквием по Большой Дмитровке владение 9
  • 6 февраля снос домов купца Михайлова был приостановлен: репортаж телеканала «Москва-24»
  • Снос исторического квартала на Большой Дмитровке приостановлен: телерепортаж программы «Вести-Москва» с комментарием активистки «Архнадзора» Анастасии Сивицкой (видео на YouTube) – вскоре после выхода в эфир этот сюжет был удалён с сайта «Вестей».
  • «Важно, чтобы люди аргументировали свои заявления по поводу объектов. Думаю, хорошим примером обращения к органу охраны является как раз заявление о доме Михайлова» – комментарий юриста, координатора «Архнадзора» Наталии Румянцевой
  • В Москве впервые приостановлено разрушение старинного здания по обращению общественников
  • «Нам не понятно, зачем сносить крепкие, хорошие здания» – комментарий активистки «Архнадзора» Анастасии Сивицкой в телерепортаже программы «Новости культуры»
  • Мосгорнаследие создало прецедент исполнения закона
  • «Там еще есть, что спасать» – координатор «Архнадзора» Константин Михайлов
  • Библиотека ИНИОН РАН

Не успела осесть пыль на Садовнической улице после сноса домов Привалова, созданных архитектором Нирнзее, как московский стройкомплекс нанёс новый сильный удар культурному наследию столицы – теперь на Большой Дмитровке. Объектом агрессии стали доходные дома Михайлова, созданные выдающимся архитектором Эрихсоном.Аркадий Дворкович, Владимир Фортов и Юрий Пивоваров осмотрели здание библиотеки

  1. Что осталось от ИНИОНа: фотографии из уцелевших и сгоревших помещений
  2. «Архитектурная и общественная ценность этого здания настолько велика, что сейчас даже глупо спорить – реконструировать его или нет» – координатор «Архнадзора» Марина Хрусталёва о возможности реконструкции пострадавшего при пожаре здания ИНИОН РАН
  3. Пожар в библиотеке ИНИОН уничтожил полный комплект материалов Генассамблеи ООН на русском языке
  4. В чем ценность сгоревшего здания ИНИОН? – об этом размышляют представители «DOCOMOMO-Россия» Елена Овсянникова и Николай Васильев
  5. Юрий Болотов – о том, почему ИНИОН РАН должен быть восстановлен
  6. Здание ИНИОН после пожара сносить не будут – заявление президента РАН Владимира Фортова
  7. По тревожным адресам Москвы

Юрий Норштейн в защиту домов Привалова на Садовнической улице

  • Компания, связанная с крупным московским девелопером «Capital Group», может получить право на застройку участка площадью 3 га на Софийской набережной напротив Кремля
  • Министерство культуры предложило снести павильоны «Мосфильма» для возведения киноконцертного комплекса, офисов и жилья
  • На ВДНХ борются с сомнительным общепитом: телерепортаж программы «Вести-Москва»
  • Другие новости столицы

Участники заседания Общественного консультативного совета политических партий при Мосгордуме предлагают московской мэрии создать при Правительстве Москвы Совет по сохранению культурного наследия

  1. Удивительное рядом: Руководитель Мосгорнаследия Александр Кибовский удостоен медали ордена «За заслуги перед Отечеством» II степени – и это после одобрения сноса домов Привалова.
  2. О проекте «Последний адрес» рассказывает архитектор и художник Евгений Асс
  3. К 70-летию Победы на Преображенской площади восстановят храм
  4. Памятник Жукову на Манежной площади могут заменить на новый
  5. Малый зал Московской консерватории откроется 20 февраля после реставрации
  6. Российский историк, писатель и телеведущий Феликс Разумовский обратился с открытым письмом в редакцию газеты «Вестник Замоскворечья»
  7. На карте Москвы появится несколько новых наименований
  8. Новая Москва

Публичные слушания по территориальным схемам Новой Москвы пройдут в марте

«Архнадзор»: события и комментарии

Несносные иллюзии: координатор «Архнадзора» Пётр Мирошник о том, почему реформа столичного стройкомплекса выгодна и мэрии, и москвичам

«Ху из мистер Ху?» – полная версия статьи Петра Мирошника на нашем сайте

Афиша

В усадьбе Люблино во дворце Н.А. Дурасова работает выставка «Праздники в подмосковных усадьбах: Люблино, Кусково, Останкино, Архангельское»

С 10 февраля 2015 года в доме И.С. Остроухова в Трубниковском переулке начинает работать выставка «Москва Пастернака в событиях и лицах»

  • Усадьба булочника Филиппова – поможем вместе восстановить усадьбу!
  • 10 февраля 2015 года в Главном здании Государственного исторического музея открывается выставка «Образ русской усадьбы»
  • Подмосковье

Заработал первый туристический интернет-портал Подмосковья

Власти Королева могут пересмотреть программу ликвидации ветхого жилья

Санкт-Петербург и его окрестности

От Дома Рогова в Санкт-Петербурге останется историческая высота в 15,56 м

  1. Борьба за Блокадную подстанцию продолжается
  2. На фасад здания училищного совета при Синоде на улице Правды, 13, в стенах которого размещается Институт кино и телевидения, вернулась икона
  3. Фрейлинский корпус на Елагином острове отреставрируют к концу 2015-го
  4. КГИОП просит возбудить уголовное дело по факту демонтажа корпуса Обуховской больницы
  5. Лазаревскую усыпальницу откроют после реставрации
  6. Шесть залов Русского музея готовят к открытию после реставрации
  7. Водонапорную башню на Васильевском острове отдают бесплатно под творческие проекты
  8. Митрофаньевское кладбище не разрежут магистралью
  9. В Пушкинском районе отремонтированы мемориалы ансамбля «Зеленый пояс Славы»
  10. Реставрацию фасадов Михайловского дворца завершат к жеребьевке ЧМ-2018
  11. Реставрация дачи Громова в Лопухинском саду внесена в план на 2015 год
  12. Мариинский театр получит еще одно здание на Римского-Корсакова под гостиницу
  13. «Невское время» представляет бывшие храмы, которые не могут вернуться в лоно церкви, так как находятся в частной собственности
  14. Дом Лялевича на Розенштейна может стать муниципальным памятником
  15. Электростанцию Варшавского вокзала, стоящую на трассе пробивки Измайловского проспекта, хотят «перенести»
  16. В Красном Селе завершились общестроительные работы по возведению Арки Победы
  17. В Выборге со здания на Крепостной улице обвалились куски лепнины
  18. В курортном районе Санкт-Петербурга могут построить отель рядом с дачей-памятником
  19. Под Гатчиной разрушается усадьба Абрама Ганнибала
  20. Штаб Офицерской артиллерийской школы на Захаржевской улице, 14, в Пушкине будет реконструирован под жилой дом
  21. Ратная палата в Царском Селе признана высоким примером возрождения здания и музея
  22. Госнаркоконтроль ремонтирует дом-памятник на Волконской в Петергофе
  23. Жилой городок в Стрельне будет реконструирован под маневренный фонд
  24. В регионах России

Координатор «Архнадзора» Константин Михайлов с последними новостями из жизни российского культурного наследия

  • Объекты наследия ставят на церковный учёт
  • Как регионы России создают свои культурно-исторические бренды
  • Крым

В Симферополе на улице Горького в здании бывшего Национального банка Украины обвалилась часть балкона

Смоленская область

В Смоленской области будут восстановлены четыре дворянские усадьбы, их планируют объединить в один туристический маршрут

Алексей Семин взял в аренду на 49 лет дворцовый комплекс Шереметьевых в Смоленской области

Тверская область

Комедия формальностей: слушания по Комсомольской роще в Твери состоялись

Увезенный в ночь на 5 февраля 2015 года с Трехсвятской трамвай не был объектом культурного наследия

Ярославская область

Что происходит с историческим наследием Рыбинска

Памятник архитектуры незаконно снесли в Ярославле

Вологодская область

Доходное наследие: по кирпичику и по бревнышку – как ушлые предприниматели разбирают на части памятники архитектуры в Вологде и в Хабаровске

Псковская область

Началась реставрация храма Сергия с Залужья

Рязанская область

Усадьба генерала Желтухина в Рязанской области – на грани исчезновения

Калужская область

В калужской деревне Георгиевское восстанавливают храм XVIII века

Над выпуском работали: Н. Брусиловский (выпускающий редактор), А. Сивицкая.

Оставьте комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *