В 2017 году в Краснодаре заработает Восточная промышленная зона

ООО «Дега Девелопмент» проанализировало инженерную инфраструктуру Восточной промышленной зоны. В этом году продолжится строительство и подключение коммуникаций, а первые резиденты зайдут в промпарк не ранее 2018г.

В 2017 году в Краснодаре заработает Восточная промышленная зона

cont.ws

ООО «Дега Девелопмент» провело технический анализ развития инженерной и транспортной инфраструктуры Восточной промышленной зоны (ВПЗ) в Краснодаре. Об этом представители девелопера рассказали на встрече губернатора Кубани Вениамина Кондратьева и партнера компании Габриэля Гантнера.

«Мы понимаем, что импортозамещение диктует вектор экономического развития. Поэтому стараемся максимально развить индустриальные парки, т.к. промышленность – это то, что позволит нам максимально уверенно чувствовать себя в завтрашнем дне», – отметил Вениамин Кондратьев.

По словам директора департамента по коммуникациям и информационной политике компании Анны Букринской, уже получены предварительные технические условия на подключение.

До 10 ноября планируется заключение договора с «Дега Девелопмент» на строительство инженерной инфраструктуры. Проекты планировки и межевания территории будут согласованы и утверждены до 29 декабря 2017г., а к 1 июля 2018г.

ожидается ввод в эксплуатацию всех объектов инженерной инфраструктуры.

По оценкам девелопера, в промпарке под Краснодаром планируется создать несколько кластеров производств разной направленности. Согласно генплану площадки, более половины первой очереди ВПЗ займут обрабатывающие предприятия и заводы сельхозмашиностроения. Также запланировано размещение компаний из секторов легкой и медицинской промышленности, деревообработки и логистики.

Восточная промышленная зона (ВПЗ) – «пилотный» проект по созданию государственного промышленного парка. Для размещения первой очереди выделен земельный участок площадью 66,4 га в пригороде Краснодара. В августе 2016г.

«Корпорацией развития Краснодарского края» подана в министерство промышленности и торговли РФ заявка на присвоение территории статуса промышленного парка. Вторую очередь промышленного парка планируется разместить на прилегающей территории.

Общая площадь может быть увеличена до 330 га.

В настоящее время «Дега Девелопмент» параллельно с разработкой инфраструктуры промпарка занимается переговорами с возможными резидентами. Одним из якорных арендаторов площадей логистического кластера может стать ООО «Деловые линии». Компания планирует арендовать 20 тыс. кв. м. складских помещений на территории площадки. Предполагаемая сумма инвестиций – около 100 млн рублей.

Также ведутся переговоры с дочерней структурой «Росатома», которая рассматривает возможность строительства в Краснодарском крае производства комплектующих для ветростанций и композитных материалов для них. 

Как РБК Юг сообщал ранее, администрация Краснодарского края и руководство ООО «Дега Девелопмент» подписали на Петербургском международном экономическом форуме-2017г. два соглашения о сотрудничестве по развитию промпарка в Восточной промышленной зоне Краснодара.

Восточной промзоне Краснодара нашли девелопера :: Краснодар :: РБК

Поиском инвесторов для Восточной промышленной зоны Краснодара займется «Дега Девелопмент». Пока на площадке подключают коммуникации, но уже к концу 2017г. планируется заключить соглашения с первыми резидентами

В 2017 году в Краснодаре заработает Восточная промышленная зона

goodfon.ru

Администрация Краснодарского края и руководство ООО «Дега Девелопмент» подписали на Петербургском международном экономическом форуме-2017г.  два соглашения о сотрудничестве по развитию промпарка в Восточной промышленной зоне Краснодара. 

«Индустриальный парк «DEGA Краснодар» войдет в портфель DEGA Development на правах партнерской франшизы. Мы будем заниматься продвижением площадки среди российских и зарубежных инвесторов, привлекать в парк новых резидентов», – рассказала РБК Юг генеральный директор сети Ольга Миронова.

Компания уже осуществляет технический консалтинг по подведению инженерных сетей, добавляет заместитель гендиректора по стратегическому развитию Анна Букринская. «В будущем мы планируем построить свой первый объект на территории парка для последующей его продажи конечному производителю», – пояснила она.

В настоящее время в индустриальном парке ведутся работы по подключению коммуникаций. «Поскольку срок выхода на площадку будущего резидента варьируется от 6 месяцев до 1,5 лет (предпроект, проект, утверждение и согласования), то можно сказать, что территория уже готова к приему резидентов», – отметила Букринская.

Восточная промышленная зона (ВПЗ) –  «пилотный» проект по созданию промышленного парка в крае за счет бюджетных средств.

Для размещения первой очереди выделен земельный участок площадью 66,4 га в пригороде Краснодара. В августе 2016г.

«Корпорацией развития Краснодарского края» подана в министерство промышленности и торговли РФ заявка на присвоение территории статуса промышленного парка.

Вторую очередь промышленного парка планируется разместить на прилегающей территории. Общая площадь может быть увеличена до 330 га.

Предполагается, что первая очередь промпарка на площади 66,4 будет сдана в течение 3-5 лет. К концу 2017г. планируется подключить все коммуникации и подписать предварительные договоренности о намерении с первыми резидентами.

Строительство инфраструктуры будет производиться за счет совместного финансирования, прокомментировал РБК Юг вице-губернатор Краснодарского края Сергей Алтухов. «Часть расходов, конечно же, будет покрыта за счет краевого бюджета. Также у нас есть договоренности с естественными монополиями – в частности, «Федеральная сетевая компания» ведет строительство подстанции»», – отметил он.

Пока  окончательная стоимость строительства коммуникаций не называется. «Первым этапом предстоит сделать детальные план и проект.

Необходимо понимать, какие инвесторы туда придут, чтобы более грамотно и качественно построить необходимый и нужный объем инфраструктуры, чтобы мы не тратили деньги на создание избыточных мощностей.

В частности,уже решено, что в индустриальном парке не будет пищевых производств, а это значит, что не потребуется существенно увеличивать водоснабжение территории», – пояснил вице-губернатор Кубани. 

В компании также ответили, что пока преждевременно говорить о размере инвестиций, так как расчеты еще не завершены. Но в августе 2016г. губернатор Кубани Вениамин Кондратьев комментировал РБК Юг, что по предварительным расчетам на тот момент, вложения, необходимые для создания промпарка, оценивались в 8,5 млн руб. на гектар общей площади.

На территории краснодарского промпарка создадут кластеры обрабатывающей, легкой и медицинской промышленности, деревообработки и сельскохозяйственного машиностроения. Также там планируется разместить логистический кластер, отметили в пресс-службе девелопера.

По данным компании, уже готовы «зайти» инвесторы, планирующие строительство завода по производству фарфора и предприятия по обработке отходов и лома. Также достигнуты договоренности с компанией, занимающейся производством сельскохозяйственной техники.

Управляющей компанией индустриального парка станет НАО «Корпорация развития Краснодарского края», отмечали ранее в краевом департаменте инвестиций и развития малого и среднего предпринимательства. 

ООО «Дега Девелопмент» на 100% принадлежит швейцарской компании DEGA Group. Компания специализируется на развитии индустриальных парков, промышленном и коммерческом строительстве. В состав сети Dega Development входят промпарки, расположенные в Московской, Тульской, Ульяновской, Тамбовской, Челябинской, Свердловской и Иркутской областях, а также в Красноярском крае.

Восточная промышленная зона в Краснодаре должна открыться в 2017г

Событие:

Власти Краснодарского края рассчитывают, что первые резиденты начнут осваивать Восточную промышленную зону в Краснодаре в 2017г. Об этом РБК Юг рассказал губернатор региона Вениамин Кондратьев.

Восточная промышленная зона (ВПЗ) — это «пилотный» проект по созданию промышленного парка в крае за счет бюджетных средств.

– Сейчас для нас очень важно запустить «первый шар», обкатать сам механизм работы с таким объектом. И нужно понимать, что создание и ввод в эксплуатацию промпарка требует огромной предварительной работы не только по обеспечению коммуникаций, но большого объема бумажной работы, вплоть до внесения изменений во многие законодательные акты, — пояснил Кондратьев.

Руководство региона планирует, что уже к началу 2017г. все предварительные этапы будут завершены и первые резиденты смогут приступить к освоению территории промзоны.

Для размещения первой очереди ВПЗ выделен земельный участок площадью 66,4 га в пригороде Краснодара. В августе 2016г.

«Корпорацией развития Краснодарского края» подана в министерство промышленности и торговли РФ заявка на присвоение территории статуса промышленного парка.

Планируемые мощности инженерного обеспечения I очереди ВПЗ: по электроэнергии — 30мВт, по газу — 3 тыс. куб. м/час, по водоснабжению и водотоведению ​— 3 тыс. куб м/час.

Вторую очередь промышленного парка планируется разместить на прилегающей территории. Общая площадь парка может быть увеличена до 330 га.

В настоящее время активно ведется работа по обеспечению территории ВПЗ инженерными ресурсами. Еще в начале 2015г. администрация Краснодарского края и ПАО «ФСК ЕЭС» подписали соглашение о строительстве подстанции 220 кВ «Восточная промзона». Строительные работы начались в июле 2016г.

– Создание такого промпарка невозможно за пару месяцев, это многолетний проект. Но чтобы через 10 лет мы получили результат, ощутили эффект и влияние на экономику, двигаться и решать вопросы нужно уже сейчас, — объясняет глава региона.

По его словам, уже есть понимание, как территория ВПЗ будет подключаться к водоснабжению и газу, как будет организована система водоотведения и ливневок, прорабатывается вопрос по строительству дорог.

Кроме того, администрация активно обсуждает с ресурсными организациями возможность включения объектов, необходимых ВПЗ, в инвестиционные программы естественных монополий. Предполагается, что эти компании будут модернизировать или вводить новые мощности за счет своих средств, что позволит значительно экономить расходы бюджета на присоединении промпарка к инженерным сетям.

–Принципиальные договоренности уже есть. Дальше начнется подготовка проектной документации, будет просчитываться смета. Сейчас объем инвестиций, необходимых для создания промышленной зоны, оценивается в 8,5 млн руб. на гектар общей площади. Это ниже, чем в среднем по России. Но более точную цифру можно будет назвать только после подготовки всех документов, — отметил Кондратьев.

Читайте также:  Правда, что, если сдашь квартиру меньше чем на год, платить налоги не нужно?

Управлением парков, которые будут создаваться за счет краевого бюджета, займется «Корпорация развития Краснодарского края». Подобный опыт есть и других субъектах страны. В настоящее время корпорация ведет работу по привлечению потенциальных резидентов.

–Интерес есть. Я бы не сказал, что он огромный — все-таки нужно учитывать экономическую ситуацию момента, но вопросы нам поступают от достаточно большого количества компаний. С каждым потенциальным инвестором ведется работа в ручном режиме, проговариваются возможные варианты и условия, — рассказал губернатор.

При этом, по его мнению, оценивать общий объем инвестиций и называть конкретные имена резидентов пока рано. На данный момент известно, что на территории парка планируется разместить производство керамических изделий, полиэтиленовое и целлюлозно-бумажное производства.

–Узкая специализация промпарка нецелесообразна, поэтому, скорее всего, он будет мультиотраслевым, — добавил Кондратьев.

В регионе разработана концепция развития промышленных зон, согласно которой к 2020г. на территории Кубани должно быть создано 11 индустриальных парков. Планируется, что пять из них будут частными.

По мнению губернатора Кубани, создание сети промышленных парков в крае должно идти именно по пути государственно-частного партнерства.

Так, cоглашение о создании промпарка под Краснодаром было подписано на Международном инвестиционном форуме «Сочи-2015». Реализация проекта запланирована до 2020г. В рамках первого этапа ЗАО «Тандер» (управляющая компания сети «Магнит» Сергея Галицкого) планирует построить 14 предприятий. В настоящее время ведется оформление земельно-правовой документации.

В 2015г. в Сочи также было подписано инвестсоглашение, в рамках которого группа компаний «Базовый элемент» планирует создать промышленный парк в Усть-Лабинском районе. Он будет специализироваться на производстве стройматериалов и разработке биотехнологий.

Источник: http://kuban.rbc.ru/krasnodar/31/08/2016/57c6b8d49a79476ece6546b1?from=main

Краснодар включает индустриальный мотор

Кубань — регион с давно и прочно закрепившейся репутацией отечественной житницы и здравницы, с недавних пор ставший ещё и спортивной меккой с развитой транспортной инфраструктурой.

Но со времён советского экономического районирования на его долю приходилась минимальная промышленная составляющая, состоящая главным образом из предприятий по обслуживанию АПК, стройкомплекса и туристического сектора.

Но в последние годы муниципальные власти Краснодара прилагают большие усилия по изменению своей промышленной политики и привлечению крупных промышленных инвесторов.

Сегодня в Краснодаре всего 122 крупных и средних промпредприятия, на долю которых приходится почти четверть всего промышленного производства края.

Лидерами городской индустрии в разных отраслях являются «Филип Моррис Кубань», «Клаас», производственная компания «СТАНК», «УК «Европа–Инжиниринг», НПП «Флореаль», «Электросевкавмонтаж» и др. Сегодня это — активные инвесторы в своё развитие.

По итогам прошлого года объём отгруженных товаров собственного производства по крупным и средним промышленным предприятиям в действующих ценах составил 155,6 млрд рублей, что на 9,8% выше уровня 2015 года.

«У краевого центра раньше была достаточно парадоксальная структура экономики, а сейчас это типичный представитель экономики услуг, — считает Александр Полиди, заместитель секретаря Общественной палаты Кубани.

 — Да, исчезли несколько крупных промышленных предприятий, но такова общероссийская тенденция. Несмотря на спад в промышленности, экономика значительно выросла, потому что город сумел найти свою нишу.

В Краснодаре — самый быстроразвивающийся в стране строительный комплекс».

Но сегодня у муниципальных властей превалирует идея добавить в экономическую структуру города серьёзную индустриальную составляющую.

«Развитие промышленности, основанное на передовых технологиях и инновациях, позволит не только обеспечивать внутренний спрос и создавать рабочие места, но и производить продукцию, востребованную на внутреннем и международном рынках», — считает мэр Краснодара Евгений Первышов.

Промышленность как драйвер

Стройкомплекс, мощным развитием которого отличается Краснодар, тянет за собой до 50 сопутствующих отраслей, включая дерево- и металлообработку. АПК — традиционный драйвер Кубани — также является базой для развития промышленности: сектор, с одной стороны, нуждается в стройматериалах, металлоконструкциях, технике и т. п.

, с другой — даёт сырьевую базу для пищевой промышленности. Стройиндустрия и АПК — это сегодня два сектора, которые являются «локомотивами» для краснодарской промышленности.

По данным мэрии Краснодара, в 2016 году обработка древесины и производство изделий из дерева выросли сразу в 10,3 раза, производство электрооборудования, электронного и оптического оборудования — на 147,9%, производство машин и оборудования — на 143,3%.

На общем фоне сегодня выделяется один из лидеров регионального машиностроения комбайновый завод «Клаас», получивший в прошлом году статус российского производителя. С компанией заключён первый в России специальный инвестиционный контракт.

По его условиям Claas вложит в завод по производству сельхозтехники в Краснодаре дополнительно 800 млн рублей. Наращивание производства комбайнов (в полтора раза) и тракторов (на треть) делает «краснодарского немца» заметным федеральным игроком.

С изменением статуса на внутреннем рынке предприятие получает доступ ко всем федеральным преференциям и ожидает рост объёмов производства.

Кроме того, в 2018 году в районе посёлка Дорожный около Краснодара появится частный индустриальный парк АО «Тандер».

На территории 548,6 га компания Сергея Галицкого на свои средства рассчитывает разместить 14 предприятий (комплекс по выращиванию шампиньонов, компостный завод, производство сухих завтраков и снеков, мелкоштучных мучных и хлебобулочных изделий, мороженого, рыбы и пр.). Строительство началось в 2016 году, общий объём вложений в промпредприятия «Тандера» составит 9 млрд рублей, здесь будут созданы 2,6 тысячи рабочих мест.

Но планы отдельных лидеров — не гарантия общего промышленного подъёма. Городу нужны более системные проекты — свои «силиконовые долины», «руры» и «манчестеры». Краснодар активно взялся за промзоны и кластеры.

Эффект промзон

«Важнейшее направление в промышленной политике Кубани — это создание сети промышленных парков, — уверен губернатор края Вениамин Кондратьев. — Планируется, что к 2020 году на территории края появится 11 промзон, пять из них будут частными. Первые промпарки должны начать свою работу в ближайшие два-три года».

Промышленный парк общей площадью 330 га появится в Восточной промзоне Краснодара (неподалёку от трассы М4 «Дон», аэропорта, железной дороги). В мэрии ожидают, что там будут размещены почти 70 предприятий.

По замыслу властей, первые 12 могут появиться там уже в ходе освоения первой очереди парка, намеченной как раз на ближайшие три года. Появление столь мощного индустриального пула, по оценкам, потребует не менее 13 тысяч высококвалифицированных рабочих.

Этот проект планируется презентовать в Сочи на Российском инвестиционном форуме в феврале 2017 года.

Предполагается, что в Восточной промзоне уже в нынешнем году будет размещена подстанция 220 кВ, мощностей которой хватит для обеспечения энергоресурсами всех резидентов.

Муниципальные власти для привлечения инвесторов обещают различные меры господдержки для налаживания инженерной и транспортной инфраструктуры. А также установление ставки налога на прибыль, подлежащего зачислению в краевой бюджет, в размере 13,5%.

Кроме того, на срок от 5 до 10 лет для резидентов будет установлена льгота по налогу на имущество (77–99% от суммы налога в зависимости от величины вложений).

Ещё один частный парк (площадью 6,1 га) до 2018 года в жилом районе «Европея» планирует создать ООО «УК “Европа–Инжиниринг”».

В случае реализации планов по развитию государственных и частных индустриальных парков в Краснодаре ожидается появление порядка сотни новых предприятий и до 20 тысяч рабочих мест.

Это предполагает как заметное расширение круга игроков в городе, так и увеличение примерно на четверть количества занятых в индустриальном секторе. Сегодня, напомним, из общего числа в 1778 предприятий лишь 122 относятся к сегменту крупных и средних.

Запуск промзон позволит превратить Краснодар в региональный индустриальный центр.

Читайте также:  Сколько времени занимает купля-продажа квартиры?

На кого делать ставку

В промышленности Краснодара сегодня представлены игроки разного типа, каждый из которых преследует собственные цели и имеет собственные пути развития.

«Это прежде всего холдинговые структуры, местные производители с собственной материально-технической базой и оборотным капиталом, средние промышленные предприятия, которые являются потенциальными потребителем всех видов услуг и продуктов, и малый бизнес”, — говорит глава управления интеграции инноваций промышленной группы «ТЕГАС» Константин Анисимов.

Холдинги лидируют на самых привлекательных рынках — прежде всего, в строиндустрии и АПК. Они, как правило, сближают сырьевую, производственную базы, формируют собственную сбытовую сеть в опте и рознице, что позволяет максимально снизить себестоимость и цену товара.

Группы имеют собственную инвестиционную базу, возможность привлекать ресурсы. Поддерживать крупных игроков выгодно для региональных и муниципальных властей, учитывая их вклад в налогооблагаемую базу.

Наверняка именно они станут индустриальными локомотивами новой региональной политики города.

Средние игроки, располагающие ресурсами, свою стратегию строят на инвестировании в расширение бизнеса с целью увеличения доли в существующем сегменте, диверсификации деятельности в смежных областях бизнеса и вложении средств в новые перспективные направления.

Их стратегии позволяют в том числе решать точечные вопросы в сфере инноваций. Средние промышленные предприятия строят стратегию на оптимизации своей деятельности с целью сохранить ресурсы для собственного развития.

По мнению г-на Анисимова, как раз этот сегмент наиболее заинтересован в наличии новых технологий и в инновациях, научных разработках, технических решениях. Как раз здесь для властей есть обширное поле для помощи предприятиям по взаимодействию с техническими вузами.

Ибо своих финансовых ресурсов, как правило, промышленникам не хватает.

Сегмент малого промышленного бизнеса является самым проблемным. Малые предприятия должны быть мотивированы на участие в инновационных процессах больше всех, так как новые технологии могут стать для них защитой в ситуации обострения конкуренции. Но далеко не всегда у них это получается. Своих средств на модернизацию и инновации у них, как правило, нет.

Привлекать заёмные ресурсы сегодня непросто. Чтобы не быть поглощёнными крупным бизнесом, им жизненно необходимо постоянно обновлять технологии и продуктовые линейки.

«Однако руководители малых предприятий ищут чаще не новые разработки, а новые сферы применения для своих продуктов, так как они лучше всего знают именно свой продукт», — говорит Константин Анисимов, подводя к выводу о том, что на этот сектор довольно сложно делать ставку.

Впрочем, для этой аудитории могла бы быть полезной специальная инфраструктура, которая часто создаётся регионами для поддержки производителей — например, промышленные коворкинги, технопарки и инновационные предприятия на базе университетов, реальные кластеры, вовлекающие небольших производителей.

Два «узких» места

Эксперты, с которыми мы общались, называют две основные проблемы, которые лежат на пути промышленного развития города — транспортная доступность и наличие высококвалифицированной рабочей силы. Сегодня Краснодар и без промгигантов задыхается в многокилометровых пробках уже на въезде в город.

Это неприятный фактор для бизнеса — потери времени катастрофически снижают оборачиваемость средств. До той же Восточной промзоны быстро добраться и сейчас затруднительно.

«Особенно неприятен тот факт, что в прошлом году была свёрнута программа “Краснодару — столичный облик”, которая предусматривала выделение на развитие инфраструктуры города, в том числе дорожной сети, более 26 миллиардов рублей, две трети из которых — из средств регионального бюджета, — рассказал “Эксперту ЮГ” директор представителя АО “ФИНАМ” в Краснодаре Дмитрий Виноградов. — Отсутствие проработанной политики в сфере решения проблем транспортной доступности снижает инвестиционную привлекательность вложений в развитие промышленности Краснодара». Эту проблему обязательно нужно учесть, проводя работу по корректировке генерального плана Краснодара, запланированную на этот год.

Вторая проблема также лежит на поверхности. В мэрии Краснодара «Эксперту ЮГ» сообщили, что на начало 2017 года в промышленном секторе занято 67 тысяч человек (12,6%) от общего количества работающих в городе.

Если к 2018 году в Восточной промзоне и индустриальном парке «Тандера» должны работать уже более двух десятков предприятий с тысячами рабочих, то становится понятно, что поиск такого количества профессиональных кадров — серьёзная задача для инвесторов.

Готовить эти кадры уже некогда, а значит — нужно переманивать их из других регионов, переплачивая за создание привлекательных условия для переезда. А если речь идёт о переездах с семьями, город получает дополнительную нагрузку на социальную инфраструктуру, которая за период строительного бума отстала от нормы.

Развитие промышленности — амбициозная цель, достичь которой у Краснодара есть все шансы. Но это развитие требует вмешаться в стратегию города, чтобы заложить сценарии расшивки «узких» мест, которые видны уже сегодня.

Почему инвесторы уходят из Краснодара?

И осваиваются в Новороссийске и Адыгее

Промзоны, застроенные жилыми домами, дорогая земля, дефицит ресурсов, отсутствие площадок, подготовленных для запуска производственных проектов, – основные причины, мешающие Краснодару развиваться как промышленному центру.

Зарплаты – низкие, работать — негде

Краснодар утрачивает свои позиции как город с активно развивающейся промышленностью. Инвесторы, всерьез рассматривающие возможность размещения своих предприятий на Кубани, после изучения ситуации нередко отказываются от идеи базирования в краевой столице и уходят в Ставрополь, Новороссийск, Адыгею.

Более того, в виду того, что в Краснодаре очень дорогая земля, даже действующие предприятия нередко переезжают. В частности, сейчас краевые чиновники всерьез опасаются, что из Краснодара в пригород и близ расположенные станицы «сбегут» мебельщики, которым необходимо расширение производственных площадей и экономия на арендной ставке поможет существенно снизить текущие расходы.

Эти данные прозвучали на недавнем «круглом столе» на тему: «Краснодар как промышленный центр: что для этого нужно?», который проходил в рамках 13-го форума крупнейших компаний Южного федерального округа «Национальная роль растущих регионов».

«По итогам 1 полугодия 2019 года Краснодар утратил лидерство среди муниципалитетов Кубани по объемам промышленного производства.

Сейчас краевой центр находится по этому показателю на третьем месте, уступая Новороссийску и Абинскому району.

Если никаких мер предпринято не будет, то Краснодар продолжит падение в этом рейтинге», — заявил первый заместитель руководителя департамента промышленной политики Краснодарского края Владимир Мостовой.

Проблема спада промышленной активности, снижения интереса инвесторов и переезда предприятий из Краснодара в другие территории тревожит власти. Отчасти – потому, что город продолжает оставаться одним из самых привлекательных в России: поток мигрантов растет.

«К нам активно переезжают из других регионов, растет человеческий капитал. Это очень хорошо. Растет конкуренция на рынке труда. Даже у нас в департаменте треть сотрудников – приезжие специалисты, — отметил Мостовой. – Но, во-первых, из-за высокой конкуренции у нас во всех сферах снижаются заработные платы.

Это касается и водителей и высоко квалифицированных специалистов. А во-вторых, если новые предприятия не открываются, а рост промышленного производства – не наблюдается, возникает закономерный вопрос: где будет работать население? Одной только торговлей не заработаешь.

Краснодар является лидером страны по количеству торговых площадей на душу населения, но обольщаться не стоит: торговля развивается только потому, что приезжающие к нам люди, хотят что-то кушать, где-то одеваться. Но нужно думать о занятости, чтобы люди могли зарабатывать достойные деньги.

А без развития промышленного производства вопрос занятости не решить. Будут уходить предприятия – за ними потянутся и люди».

Тот факт, что наблюдается отток потенциальных инвесторов из Краснодара, подтвердил и модератор дискуссии Владислав Варшавский, генеральный директор ООО «ЮИКЦ». К нему уже не раз обращались бизнесмены, которые в поисках оптимального места для размещения своих предприятий отказывались от дислокации в краевой столице.

Кроме того, по его словам, только за последнее время 5 предпринимателей «перевели» свои производства из Краснодара в Адыгею, Ставрополье и другие территории… Сам Варшавский, между тем, уверен, что Краснодар, который в советские времена был оплотом приборо- и машиностроения, и сегодня обладает серьезным промышленным потенциалом, который необходимо развивать.

Чтобы привлечь бизнес, нужны новые шаги со стороны региональных и муниципальных властей.

Промышленная столица Кубани

Успех Новороссийска, который сегодня является лидером Кубани по темпам промышленного производства, количеству открывающихся предприятий и средней заработной плате (здесь она уже превысила 43 тысячи рублей), заставляет задуматься о том, что, фактически, центр экономической активности начал перемещаться из Краснодара в этот прекрасный город, расположенный, кстати, на берегу Черного моря.

Читайте также:  Как решать проблемы с управляющей компанией?

Причем близость к зонам отдыха и постоянный приток туристов не заставили городские власти отказаться от идеи развития промышленности.

Город стабильно развивается – здесь работают цементные заводы, строятся новые предприятия, расширяют производственную базу уже существующие.

Сегодня опыт властей Новороссийска «по взращиванию промышленного кластера» интересен в масштабах страны. И краснодарские чиновники готовы этот передовой опыт перенимать.

О том, чем обусловлен успех Новороссийска в вопросах привлечения инвесторов и укрепления промышленности, рассказала первый заместитель главы города Новороссийска Светлана Калинина. Она считает, что паниковать Краснодару рановато: в прошлом году он был лидером рейтинга, так что при желании вернуть утраченные позиции можно – нужно лишь больше внимания уделять вопросам развития бизнеса.

В администрации Новороссийска этому уделяется очень серьезное внимание: в мэрии создан и действует сектор по работе с промышленностью.

С предпринимателями власти очень плотно сотрудничают – обучают правилам участия в госзакупках, помогают выбрать направления господдержки и составить правильно свои проекты для участия в федеральных конкурсах грантов. Консультируют по всем вопросам.

Кроме того, оказывается содействие в организации сбыта продукции, в том числе и за рубеж, поиске бизнес-партнеров.

Власти Новороссийска стараются создавать максимально комфортные условия для бизнеса, выстраивают с предпринимателями конструктивный диалог и радуются успехам каждого. Они понимают, что каждое новое успешное предприятие – это новые рабочие места, дополнительные налоги, а значит – вклад в процветание города.

«Мы начали с разработки стратегии развития города. Промышленные земли сейчас все учтены и точно никуда «не уйдут». Конечно, с землей проблем много, но, как и все прочие, они – разрешимы. Нужно просто работать.

Два года назад, когда мы только начинали делать первые шаги в этом направлении, на организованные властями мероприятия для предпринимателей приходили всего 2-3 представителя бизнеса, теперь – с нами хотят работать, мы плотно сотрудничаем более чем с 40 предприятиями, — рассказала Светлана Владимировна, — и их количество растет. Люди увидели, что мы помогаем, поверили, потянулись». 

В Новороссийске разработана дорожная карта развития отраслей. Создан каталог предприятий. Все предприниматели, по словам Светланы Владимировны, обучены – знают, как участвовать в конкурсах по госзакупкам, как оформлять заявки на участие в конкурсах грантов. 

«Мы им помогаем, проверяем заявки, чтобы повысить их шансы на успех, сопровождаем их, чтобы у них все получилось.

Все предприятия и предприниматели осведомлены о существующих мерах поддержки – мы также их консультируем по этому поводу, помогаем оформить заявления.

И мы рады, когда нашим предприятиям удается получить федеральные гранты или стать получателями региональных мер поддержки», — говорит она.

И это отражается на объеме привлеченных в развитие предприятий средств. В прошлом году, например, предприятия из Новороссийска получили очень много федеральных грантов – на общую сумму, как сообщила Калинина, более 320 млн. рублей, в том числе по направлению «развитие импортозамещающего производства». 

В прошлом году власти Новороссийска подписали соглашения на реализацию еще 5 инвестиционных проектов. Планов много – хотят построить промышленный парк, ищут инвесторов для строительства сталепрокатного завода. 

Кроме того, буквально в прошлом месяце администрация Новороссийска обратились в правительство Краснодарского края с предложением о создании в Новороссийске свободной экономической зоны. Это, как ожидается, позволит сделать город еще более привлекательным для инвесторов.

«В правительстве Краснодарского края нам уже подтвердили, что на следующей неделе наши проекты будут рассмотрены, — сообщила Светлана Калинина. — Мы надеемся на поддержку наших начинаний».

Проиллюстрировал ощутимую разницу Новороссийска и Краснодара в подходе к работе с бизнесом и Владислав Есин, руководитель краснодарского подразделения «Российского экспортного центра». 

По его словам, с начала 2019 года, мероприятия «Экспортного центра» уже трижды проводились в Новороссийске (очевидно, что действующие там предприятия заинтересованы в расширении зарубежных рынков сбыта), и ни разу – в Краснодаре! О чем это говорит?

Новая промышленная карта Краснодара

Впрочем, Краснодар хоть и не бежит вперед семимильными шагами, но и на месте не стоит. В городе уже подыскали земельные участки под размещение новых промзон.

Как рассказал Дмитрий Литвинец, заместитель директора департамента архитектуры и градостроительства администрации муниципального образования город Краснодар, сейчас в городе идет обсуждение и доработка генплана города, рассчитанного на 20 лет.

Власти готовы к диалогу и учету поступающих предложений в части расширения промзон. Пока же, фактически, существовавшие в советские времена промзоны в большинстве своем застроены жилыми домами.

И захват высоткам производственных территорий продолжается… Предполагается, что утверждение нового генплана позволит прекратить этот процесс.

Участникам форума был представлен проект нового генплана Краснодара. Точнее – слайд, на котором были отмечены территории, которые, гипотетически, могут быть использованы для размещения – в перспективе — промышленных зон.

Это, в частности, два обширных земельных участка в районе станицы Елизаветинской, площадка на улице Красных партизан (Западный обход), территория в районе Ейского шоссе. Как промзона обозначена и существующая промышленная территория на Ростовском шоссе.

Промзоны предложено разместить в районе улицы Демуса, на территории в районе Ростовского шоссе в сторону станицы Динской, а также на участке в районе хутора Ленина и станицы Старокорсунской.

В Краснодаре были случаи, когда «зеленые зоны» поглощались жилищными комплексами, но прецедентов, когда их губили промышленные предприятия не было. В дальнейшем при размещении промышленных зон ни один парк и сквер не пострадает, заверили представители органов власти.

Прокомментировал ситуацию с неважной инвестпривлекательностью столицы Кубани и Андрей Бритченко, заместитель директора департамента экономического развития, инвестиций и внешних связей администрации муниципального образования город Краснодар.

Во-первых, он отметил, что если в Новороссийске в администрации создан целый сектор по работе с промышленностью, то в администрации Краснодара, по его словам, эти занимается «полспециалиста»… «Полспециалиста» в подтверждение его слов подал голос и зала.

Во-вторых, существуют объективные причины, не позволяющие в Краснодаре активно развиваться промышленности: это дефицит энергоресурсов (а сегодняшний день энергетики Краснодара не могут предложить серьёзных мощностей – их попросту нет) и нехватка промышленных земель.

  • Что касается дороговизны земли, в том числе и промышленной, то в этом направлении тоже идет работа: уже введена льготная ставка по налогообложению для собственников земельных участков, кроме того, льготные ставки аренды готовы предложить и тем, кто возьмётся за реализацию масштабных инвестпроектов.
  • Пытаются здесь создавать и промзоны – в частности, в поселке Березовом готовы предложить землю чуть ли не на бесплатной основе, но проект не удается развить из-за отсутствия инфраструктуры.
  • Подтвердил факт наличия в Краснодаре энергетического дефицита (к сетям подключаться дорого, не всегда технически возможно) и Сергей Панасенко, главный инженер филиала «Краснодарэлектросети» компании «НЭСК-электросети».

«Дефицит мощностей – это острая проблема. Не хватает центров питания, к которым можно было бы подключить новых потребителей. Для развития инфраструктуры выполняется большой объем работы. В прошлом году, например, был построен новый центр питания, подстанция «Восточная промзона», но на сегодняшний день лимитов на подключение к этой станции уже нет», — констатировал он.

Очевидно, что необходимо предпринимать серьезные шаги для увеличения объемов генерации, а также по развитию инфраструктуры. Пока темпы развития энергосистемы не успевают за ростом производства, сдерживая его.

Ситуация с обеспечением газом — спокойнее. Как отметил Александр Лойко, исполняющий обязанности заместителя генерального директора по реализации газа ООО «Газпром межрегион Краснодар», газа хватит, чтобы обеспечить потребности любого производства.

Предприятия, действовавшие в советские времена и приказавшие долго жить, высвободили большой объем «лимитов».

Он рекомендовал краевым властям включаться в федеральные проекты развития газовой инфраструктуры, разрабатывать региональные программы строительства подводящих трубопроводов, участвовать в инвестиционной программе «Газпрома». Все это позволит снизить затраты бизнеса на подключение к сетям.

Будем надеяться, что власти Краснодара и Кубани учтут озвученные замечания и предложения.

Подготовила Наталья Глумова

Оставьте комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *