У турецких строителей начинаются сложности в россии

Турки возвращаются на российский строительный рынок. Но пустят ли их туда китайцы?

В конце прошлого месяца случилось то, чего многие не ожидали: 27 июня Президент Турции Реджеп Эрдоган извинился-таки за сбитый в ноябре прошлого года российский бомбардировщик СУ-24.

Уже 30 июня Председатель Правительства РФ Дмитрий Медведев, следуя указаниям Президента Путина, распорядился начать процесс восстановления торгово-экономических связей с Турцией. Строительство вошло в число отраслей, которые кризис в российско-турецких отношениях задел сильнее всего.

Насколько просто будет теперь туркам восстановить свой status quo на строительном рынке России?

Пусто ли свято место?

Еще в ноябре 2015 года мы писали, что, хотя турецкие компании принимали участие в крупнейших строительных проектах типа «Москва-Сити» и олимпийских объектов в Сочи, большинство экспертов сходились во мнении, что уход турецких строителей с рынка не будет трагедией.

С одной стороны, уже тогда ожидалось, что санкции в отношении тех компаний, которые были задействованы на строительстве крупных объектов, будут не такими жесткими. С другой стороны, те ниши, которые все-таки освободятся, должны были занять отечественные компании, а качество их работ не будет уступать турецким, поскольку наши специалисты многому у них научились.

Так, в общем-то, и произошло. Наиболее крупные компании, такие как Enka, Esta Construction, Renaissance Construction, Ant Yap, были включены в специальный список и от санкций не пострадали. А на освободившуюся долю рынка устремились российские, белорусские и китайские фирмы.

У турецких строителей начинаются сложности в России

Судя по всему, вернуться турецким специалистам в Россию будет не так просто. Вице-премьер Правительства РФ Дмитрий Козак, например, считает, что турецкие строители восстановят свои позиции на рынке, но не в полной мере, ибо многие ниши уже заняты отечественными строителями.

Этого же мнения придерживается и министр строительства и ЖКХ РФ Михаил Мень, который заявил, что возвращение турецких строителей серьезно на рынок не повлияет.

Большинство экспертов также утверждают, что санкции против турецких компаний мало повлияли на строительный рынок РФ, а итоги кризиса в российско-турецких отношениях еще аукнутся туркам в 2017 году, поскольку крупные контракты обсуждаются уже сейчас и без их участия.

Кроме того, не на руку турецким строителям и затянувшаяся стагнация на рынке. По оценкам экспертов, в ближайшие два года темпы строительства будут сокращаться вслед за снижением спроса.

Однако есть и те, кто считает иначе.

Например, генеральный директор ГК «Спектрум» Владимир Иванов уверен, что ниша, которая освободилась с уходом ряда турецких компаний с российского рынка, осталась не занятой нашими строителями.

По его мнению, самые сильные турецкие игроки на рынке остались, а вот российские компании не предложили рынку свои услуги на том же уровне качества, что обеспечивали турки.

«Туркам будет очень сложно вернуть свою долю на рынке»

Мы попросили прокомментировать перезагрузку российско-турецких отношений в сфере строительства президента Ассоциации строителей России Николая КОШМАНА.

У турецких строителей начинаются сложности в России— Николай Павлович, как, на Ваш взгляд, изменится ситуация в строительной отрасли в связи с последним потеплением российско-турецких отношений?

— Наш президент Владимир Владимирович Путин очень жестко отреагировал на сбитый самолет, и мы сейчас видим, что это было сделано абсолютно правильно. Кризис в отношениях между странами отрицательно повлиял, прежде всего, на экономику Турции.

Что касается строительной отрасли России, то не 100% турецких строительных компаний ушли с рынка. Остались те, кто вел сложные объекты. Им было разрешено закончить строительство. Поэтому для нас серьезных изменений и потрясений не произошло.

— Сейчас эксперты разделились во мнениях. Большинство считает, что турецким строителям будет сложно восстановить свой прежний статус, но есть и те, кто полагает, что ниша, которая освободилась с уходом турок, до сих пор не занята. А Вы как думаете?

— На мой взгляд, перспектива выхода на рынок для турецких компаний усложнилась, потому что сюда зашли китайцы и наши компании. Свято место, как известно, пусто не бывает, и туркам будет очень сложно вернуть свою долю на рынке.

Здесь они должны разбираться со своим президентом — почему он так долго думал. Извиняться Эрдогану надо было ровно семь месяцев назад,  сразу после того как сбили самолет. Извиниться, осудить негодяя, который стрелял, и принять жесткие меры по недопущению подобного впредь.

— Насколько китайские строители «вписались» в отрасль?

— Ассоциация строителей России совместно с Посольством Китая в марте провела 1-й Российско-китайский строительный форум, который был направлен на то, чтобы на большие строительные объекты зашли китайские компании.

Я уже знаю около десятка китайских строительных фирм, которые начали у нас работать: в Липецкой области, Башкирии. Строятся серьезные объекты. Например, совместно с РЖД китайцы строят скоростную железную дорогу Москва — Казань.

— Мы знаем¸ что турецкие строительные фирмы были заняты на статусных площадках. Могут ли они рассчитывать на подобные заказы теперь?

— Все крупные заказы, на которых турки работают, будут доведены до конца. В частности, в работе все объекты, которые должны быть построены к Чемпионату мира по футболу 2018 года. Если я не ошибаюсь, там работают две турецкие компании. Президент FIFA Джанни Инфантино несколько дней назад был на объектах и остался удовлетворен.

А относительно будущих контрактов, на мой взгляд, тендеры и конкурсы станут острей. Результат будет зависеть от того, насколько качественно турки на них сработают.

— Многие считают, что, когда турецкие фирмы заходили на наш рынок в 1990-е годы, их работа была качественнее нашей. Сегодня мы их догнали?

— Я в корне не согласен с утверждением, что работа турецких строителей оценивалась как более качественная.

Как вы помните, в феврале 2004 года произошла тяжелая катастрофа на объекте, который строила турецкая компания: «Трансвааль парк», где погибли 28 человек.

Турецкие строители грубейшим образом нарушили там правила производства работ, самостоятельно изменили проектное решение, что привело к тяжелейшим последствиям.

Также были серьезные вопросы по строительству Терминала №2 во Внуково и ряда других объектов. Поэтому я бы сказал, что турки заходили сюда не под фанфары, а нам приходилось их ставить на место и, в первую очередь, по качеству работ.

Что касается наших строителей, то 90-е годы были очень серьезным испытанием для строительного комплекса страны. Во многих регионах он практически прекратил существование, потому что объемы строительства были маленькими.

Мы многого не знали, но нас больше учили китайцы. Две китайские компании — «Виск» и «Юаньда» — научили нас лить бетон для высотного строительства, заниматься ограждающими конструкциями, они построили великолепный объект «Балтийская жемчужина» в Санкт-Петербурге и др.

— А почему тогда доля присутствия на рынке именно турецких строительных компаний, а не китайских, до кризиса доходила до 19%?

— Турки взяли тем, что приводили в нашу страну свои инвестиции: здесь были развернуты 10 турецких банков, где они кредитовались. А китайцы строили на наши бюджетные деньги.

На упомянутом строительном форуме мы поставили китайцам условие, что они будут работать в нашей стране только на свои инвестиции и кредиты. И они с этим согласились.

— Есть мнение, что российским строителям за время кризиса в отношениях с турками не хватало качественного турецкого бетона. Станет ли новая перезагрузка подспорьем для отрасли в этом смысле?

— Я уже назвал «Трансвааль парк». Вот вам турецкий бетон. Восемь связей лопнуло, кровля сложилась, убило людей. Где тут качественный бетон?

Сейчас наши строители находятся в очень тяжелом положении не потому, что турки или китайцы на рынке, а потому, что банковская сфера создала жесточайшие условия для получения кредита: 23—26% годовых! Строителям становится невыгодно делать многие объекты. Если бы банки были заинтересованы в том, что нам необходимо сберечь строительный комплекс, такого беспредела не было бы.

Я хотел бы обратиться к банкам, которые сегодня занимаются стройкой, экономикой. Они должны в этих сложных условиях сделать шаг навстречу: дать льготные кредитные ставки для тех, кто занимается строительством детских садов, школ, больниц, жилья и остальных объектов социального назначения.

Вот тогда нам будет неважно, кто еще работает на нашем рынке: турки, китайцы или белорусы.

Подготовил Евгений ГОРЧАКОВ

Невероятные приключения турок в России

У турецких строителей начинаются сложности в России

Застройщики из Турции с 1998 года реализовали в России две тысячи проектов на общую сумму $62 млрд, что составляет почти пятую часть общего объема контрактов на отечественном строительном рынке. Что сделало турецкие компании и рабочую силу такими популярными в нашей стране, проанализировали эксперты компании «Метриум Групп». 

Строительный бум в России пришелся на последние 20 лет. За это время в Москве сдано более миллиарда квадратных метров недвижимости, 24 миллиона из них построили партнёры из Турции. В конце 2015 года отечественный рынок рисковал потерять самых популярных стройподрядчиков – турок. Из-за санкций под запрет могла попасть любая деятельность турецких компаний в России.

Читайте также:  Бюджеты покупателей квартир в новостройках москвы сократились на 2 млн рублей

Такая перспектива вызвала некоторую напряженность среди игроков рынка недвижимости. По словам Владимира Путина, в России работают 300 строительных компаний под юрисдикцией Турции, а их ежегодный оборот достигает 50 млрд долларов. По предложению Минстроя, крупнейшим строительным фирмам Турции разрешили остаться на российском рынке и завершить текущие проекты.

В перечень, подготовленный Минэкономразвития, вошли Enka, IC Ictas, Renaissance Construction, Ant Yapi, Mebe и Odak Group. Эти застройщики выполнят все свои обязательства по контрактам, заключенным до 1 января 2016 года, и их работа будет полностью оплачена.

Этим компаниям также разрешено продление договора подряда, который почти всегда заключается на год, а затем пролонгируется до окончания работ по строительству.

Необходимо понимать, что санкции распространяются на компании, находящиеся в турецкой юрисдикции.

Некоторые из них не стали дожидаться, пока политическая ситуация окончательно зайдёт в тупик, и в конце 2015 года предприняли попытки получить российское «гражданство»: начали создавать с российскими партнерами совместные предприятия, провели реорганизацию бизнеса.

Подобные меры, пусть и нехотя, одобрили власти России. Строительство санкт-петербургских спортивных объектов к чемпионату мира по футболу, который пройдет в России в 2018 году, может быть сорвано без участия партнёров из Турции, а это недопустимо.

Так что смягчение санкций вполне вероятно. Чиновники уже заявляли, что «готовы разрешить строительство спортивных объектов при условии создания совместных предприятий с местными партнерами, которые должны стать их контролирующими акционерами». 

Другой объект федерального значения – терминал B аэропорта «Шереметьево» — тоже, скорее всего, будет построен турецкой компанией. Сейчас за этот проект борются Renaissance Construction и Limak, обе они имеют российскую аккредитацию – это даёт им право получать контракты в России.

Так за какие преимущества в работе так жалуют турецких застройщиков в России?

Во-первых, сотрудничество с турками привлекательно их объемными инвестицями в российский девелопмент. Если турецкая компания участвует в российском проекте, она в среднем обеспечивает 30% его бюджета. Одна только Enka готова инвестировать полмиллиарда долларов в строительство московских объектов. 

Во-вторых, человеческий фактор.

«На стройплощадках, где строят турки, поддерживается строгая дисциплина, — говорит Лариса Бобылева, директор департамента продаж ОАО «Маяк», генподрядчиком по строительству которого является компания Ant Yapi.

— Прорабы заботятся о рабочих, оборудовании, материалах. На стройке царит чистота и порядок, форменная одежда опрятная и красивая – словом, все ответственно относятся к делу. Такой подход ускоряет работу и повышает её качество».

В-третьих, экономия. Турки – хорошие строители по доступной цене. «Турецкие рабочие качественнее отечественных, но гораздо дешевле европейских, — утверждает управляющий партнер «Метриум Групп» Мария Литинецкая.

— Это обеспечивает отличный баланс, и именно в этом основная причина популярности турок на российских стройках.

Их отличает высокая скорость работы, организованность, точное соблюдение сроков при более дешевой рабочей силе».

В-четвёртых, богатый опыт. «Турки сильны главным образом в двух вещах — монолитном строительстве и возведении высотных зданий, — считает Григорий Ваулин, генеральный директор компании «Ферро-Строй». — Первое, чем славятся турецкие строители, это монолит — сегодня 70% домов этого типа в России возводят турки.

Надо сказать, в монолитном домостроении они лучшие, ведь еще в 1980-х годах они работали на немцев, где и приобрели огромный опыт. Бетон они заливают так, что даже непосвященный человек почувствует разницу, увидев это. Они гордятся своей работой, и на это у них есть причины.

Второе главное преимущество – многоэтажные (выше 25 этажей) дома. При строительстве высотных зданий российские девелоперы отдают предпочтение именно турецким подрядчикам. Например, контракты на строительство небоскрёбов «Башня Федерация» и «Город столиц» получила компания Ant Yapi.

Отечественные застройщики часто испытывают сложности с подобными проектами, отказываются от них. А вот с турками такой проблемы нет».

Конечно, есть и сложности в работе с иностранными партнёрами, главная из них – валютные контракты. Еще задолго до охлаждения российско-турецких отношений началось ослабление рубля.

Буквально за полгода стоимость импортного подряда выросла почти вдвое – большинство договоров с турками предусматривали оплату в евро.

Сложно сказать, к какому компромиссу придут российские заказчики и их турецкие партнеры в условиях дорогой валюты – последние неохотно заключали контракты в рублях.

Однако заинтересованность сторон в совместной работе взаимная, и есть несколько простых решений для её продолжения. Например, комбинированная система оплаты: фиксированная ставка в рублях, плавающая – в евро. Кроме того, турки готовы принимать в качестве компенсации затрат на строительство готовые квартиры. И такие случаи известны. 

«Конечно, нельзя обойти стороной политическую ситуацию, сложившуюся между нашими странами, — добавляет Григорий Ваулин.

— Очевидно, что российский рынок привлекателен для турецких компаний, но в данный момент перспектива получения ими заказов в России весьма туманна.

В этой связи привлечение турецких подрядчиков — это репутационный риск и возможные проблемы с государственными органами, а на таком шатком рынке, как наш, можно растерять покупателей и из-за меньших проблем».

Так или иначе, санкции против Турции едва не повредили нашей же экономике, это признала и властная элита. Поэтому теперь они, вероятно, будут разрабатываться более осторожно. «В отрасли девелопмента повода для паники на сегодняшний день нет, — резюмирует управляющий партнер «Метриум Групп» Мария Литинецкая.

— Все текущие объекты, на которых заняты турецкие строители, будут завершены. По заявлению Правительства РФ, «компаниям, которые ведут долгосрочные проекты и имеют российскую аккредитацию, будет разрешено продолжать свою работу». Дольщикам объектов, которые строят турки, и инвесторам объектов ЧМ-2018 беспокоиться не о чем.

Каким бы плачевным ни было состояние рынка и политическая ситуация, жильё будет продолжать строиться, текущие проекты – завершаться». 

Путин пообещал Эрдогану вернуть в Россию турецких строителей — BBC News Русская служба

У турецких строителей начинаются сложности в России

Автор фото, AP

Подпись к фото,

Путин сказал, что вопрос об отмене запрета на визы для турецких строителей на переговорах поставил Эрдоган

Президент России Владимир Путин заявил, что запрет на работу в России турецких строительных компаний будет в ближайшее время снят по итогам прошедших в пятницу переговоров с лидером Турции Реджепом Тайипом Эрдоганом.

«Господин президент ставил сегодня вопрос об этом, в том числе применительно к турецким строительным рабочим, в отношении которых действительно был введен запрет на визы, на рабочие визы. Мы договорились сегодня с господином президентом о том, что этот запрет будет снят», — сказал Путин.

Россия запретила привлечение новой рабочей силы из Турции с 1 января 2016 года, с тех пор запрет был смягчен — из-под его действия был выведен ряд крупных турецких компаний, но окончательно его так и не отменили.

Всего, по данным российского минэкономразвития, с конца 1980-х годов турецкими фирмами построено на территории России свыше 800 объектов.

Под запретом остаются турецкие помидоры. «Этот вопрос обсуждался», — сказал после переговоров Путина и Эрдогана министр сельского хозяйства России Александр Ткачев.

Президенты России и Турции на переговорах в Москве также обсудили Сириию, где в конце прошлого года был объявлен режим прекращения огня. Договоренность об этом была достигнута при участии Москвы и Анкары, а также Ирана.

«Что касается перспектив [урегулирования], то надо прямо сказать, что ситуация остается сложной», — признал Путин. Но при этом он выразил «осторожный оптимизм» и допустил подключение к урегулированию «других солидных игроков, в том числе США».

Эрдоган после встречи с Путиным и в целом говорил о доверительных отношениях с Москвой. «Я считаю, что мы завершили уже процесс нормализации в результате нашего сегодняшнего совещания, и больше не хотим произносить такое слово, как «нормализация». После этого у нас такие ожидания — установить надежные взаимные доверительные отношения», — сказал Эрдоган.

Отношения между Москвой и Анкарой резко охладились с ноября прошлого года, когда самолет Су-24 российских ВКС, участвовавший в военной операции в Сирии, был сбит на сирийско-турецкой границе 24 ноября 2015 года турецким истребителем.

27 июня прошлого года Эрдоган направил Путину послание, выразив соболезнования в связи с гибелью пилота, после чего отношения между странами постепенно начали налаживаться.

«Пусть хотя бы свяжутся с нами». Десятки подрядчиков турецкого строителя ЗСД уже три года ждут свои деньги

Глава Сбера предсказал падение цен на нефть в три раза«Фонд Ходорковского» и ещё три НПО признаны нежелательными в РФ16 тысяч привились впервые: в Петербурге новый рекорд вакцинацииКраснодарский край немного смягчил правила въезда туристовВ чёрный список Роскомнадзора могут попасть ещё 6 VPN-сервисовНаш проект: Живая история. Как сохраняют старинный петербургский паркУчёные обнаружили серьезное последствие храпа у малышейКак записаться на прививку от коронавируса в ПетербургеВ Росприроднадзоре рассказали, что мутит воду в Малой НевкеИнтересно до слез. Куда УФСИНу деть мужчину с анатомией женщиныВ России новая пенсионная реформа: о чем договорились ЦБ и НПФПутин рассказал, кто крахмалит его воротнички и гладит рубашкиНовый рекорд: женщина с коронавирусом оставалась заразной почти годГрузовик протаранил полицейскую «Ниву» под Псковом. Есть пострадавшиеВласти Петербурга рассказали, когда позовут на повторные прививкиПредыдущие новостиАрхив материалов

Читайте также:  Должникам по ЖКУ и штрафам могут не дать кредит

В конце прошлой недели у первого из почти семи десятков обиженных подрядчиков и поставщиков на строительстве петербургского Западного скоростного диаметра сдали нервы. Спустя три года ожидания к филиалу турецкого холдинга ICA подан банкротный иск.

У турецких строителей начинаются сложности в РоссииАнтон Ваганов/КоммерсантъПоделиться

Хотя ЗСД сдан в эксплуатацию еще в 2016 году, петербургский филиал ICA, который строил его, все еще функционирует как юрлицо. Во-первых, на нем гарантийные обязательства перед заказчиком, которые продлятся еще года два. А во-вторых, огромное число претензий от подрядчиков и поставщиков, которые спустя три года так и не могут получить свои деньги.

Данные судебной статистики говорят о 16 рассматриваемых сейчас делах. Всего по неисполненным обязательствам зафиксировано 66 требований на 210 млн рублей, а 116 дел на 728 млн рублей значатся завершенными.

Все они поданы не к самому турецкому холдингу, а к его петербургской структуре со сложным названием Филиал акционерной компании «ИДЖА АСТАЛДИ-ИДЖ ИЧТАШ ВХСД ИНШААТ АНОНИМ ШИРКЕТИ». Это не единственный филиал ICA в Петербурге – второй сейчас достраивает последний участок магистрали Петербург – Москва М-11.

К нему у подрядчиков тоже есть вопросы в суде, но их единицы, что можно списать на обычную хозяйственную активность крупной компании. Хотя в 2017 году претензий было много, и трасса даже перекрывалась грузовиками подрядчиков, требовавших расплаты.

Строительство ЗСД стало одним из крупнейших инфраструктурных проектов Петербурга как по стоимости, так и по числу привлеченных подрядчиков. Его общая стоимость оценивалась в 212 млрд рублей. Из них на центральный участок в 11,7 км, где подрядчиком была ICA, пришлось больше половины – 128 млрд рублей.

Это связано со строительством трех крупных мостов и тоннеля под Смоленкой, включая 620-метровый вантовый мост через Корабельный фарватер.  Около 50 млрд рублей было направлено на центральный участок из федерального бюджета, остальное привлечено инвесторами ООО «Магистраль северной столицы».

Ими стали Внешторгбанк, Евразийский банк развития, ВТБ, Газпромбанк и ЕБРР. 

ICA Construction – крупная подрядная организация, базирующаяся в Турции. Она образована как совместное предприятие турецкой IC Ictas Insaat A.S. и итальянской Astaldi S.p.A.

Совокупный портфель уже выполненных заказов превышает $6 млрд. Подряды выполняются  по всему миру — от Латинской Америки до Африки и Юго-Восточной Азии.

В Петербурге компания кроме ЗСД строила аэропорт Пулково, сейчас завершает достройку последнего участка трассы Петербург – Москва М-11 и планирует участвовать в строительстве трамвайной линии Сосновая Поляна – Красное Село.

Если внимательно изучать дела, поданные к филиалу, занимавшемуся стройкой ЗСД, можно заметить, что в ряде случаев после обращения в суд задолженность частично гасилась, и дела закрывались по инициативе истцов.

Но есть примеры, когда даже после заключения мирового соглашения, обязывающего ICA заплатить часть денег в обмен на отказ от требований, подрядчикам приходилось заново идти в суд и снова требовать расплатиться.

 

«Где-то они споткнулись»

Такая ситуация случилась, к примеру, с АО «Воронежстальмост». Эта фирма участвовала в ремонте и строительстве Финляндского железнодорожного и Вантового мостов, а к 2016 году была крупным подрядчиком и на объектах ЗСД. 

«Сперва они нам перечисляли деньги, и были большие молодцы. Но потом что-то случилось, где-то они споткнулись, и с 2016 года перестали платить», – рассказывает юрист воронежской компании Ольга Прибыльнова.

Судя по судебным документам, остаток долга — 28,6 млн рублей. За время тяжб «Воронежстальмосту» пришлось подать с десяток разных исков, несколько раз заключались мировые соглашения, но погашать долг ICA так и не стала.

«Мы приняли решение подавать банкротный иск, хотя понимаем, что вообще-то наше законодательство не предполагает такой процедуры в отношении филиала иностранной компании. Это первая попытка, которая может состоится, а может – нет», – говорит Прибыльнова.

Спустя три дня после подачи иска арбитражный суд Петербурга и Ленобласти оставил его без движения, предложив воронежцам до 2 сентября донести недостающие документы. «Мы торопились, нам надо принимать быстрые меры, а когда торопишься, не все успеваешь сделать вовремя.

Но спасибо суду, он дает месяц на исправление недочетов», – объясняет юрист. 

Однако надо ли будет приносить нужные документы и платить пошлину – в «Воронежстальмосте» не уверены. «Если они хотя бы с нами свяжутся, может быть, ничего и не состоится. Пока не связывались», – объясняет юрист. 

В ООО «Рутолл», которое поставляло на ЗСД систему сбора платы за проезд, считают, что им повезло. «Большую часть денег нам выплатили, у нас был договор с довольно жесткими условиями. Но сейчас закончился гарантийный срок, и подошел очередной платеж. И его мы никак не можем получить.

По контракту мы должны уведомлять их о необходимости заплатить деньги чуть ли не за полгода. И все это время мы им посылали письма, а ответ — вообще ничего. Никакого общения не происходит, – рассказывает «Фонтанке» специалист «Рутолл».

– Мы думаем, у них на счетах уже ничего нет, все выведено, а этот филиал не закрывается только из-за гарантийных обязательств перед городом». В начале июля был подан иск на 13,6 млн рублей, судебное заседание по нему назначено на 28 августа.

Стоит отметить, что «Рутолл» – не простая компания, она контролируется Игорем Ротенбергом. Но, видимо, магия имен не действует на турецких строителей.

Все – в Турцию!

В российском представительстве ICA заверяют, что банкротный иск к ним — недоразумение. «АК «ИДЖА АСТАЛДИ – ИДЖ ИЧТАШ ВХСД ИНШААТ АНОНИМ ШИРКЕТИ» является турецкой компанией, имеющей в РФ филиал, и кредитор состоит в отношениях только с ним.

Российский филиал является структурным подразделением компании-учредителя в Турции. Инициировать какое бы то ни было производство по делу о банкротстве в России в отношении находящейся в Турции турецкой компании-учредителя нет никаких правовых оснований, – говорят в компании.

– Подобное ходатайство может быть подано только в Турции и на основании турецкого законодательства о банкротстве.

С учетом того, что в России отсутствует транснациональное законодательство о банкротстве (нет прецедентов и не регламентируется законами), мы полагаем, что начать подобное производство в отношении АК «ИДЖА АСТАЛДИ – ИДЖ ИЧТАШ ВХСД ИНШААТ АНОНИМ ШИРКЕТИ» было бы невозможно».

При этом представители турецкого холдинга подчеркивают, что не намерены прекращать свою деятельность даже после окончания гарантийного срока по ЗСД. «Компания продолжит свою деятельность и погасит свою фактическую задолженность в соответствии со своим бизнес-планом», – заявили в ICA, подчеркнув, что часть претензий подрядчиков уже отклонена в судах. 

С юридической точки зрения этот банкротный иск и правда выглядит не очень перспективно.

Партнер компании «Юникомлигал» Наталия Неверовская говорит, что прецедентов банкротства в российском суде иностранной компании не было.

  «Ситуации, когда нужно искать методы воздействия на иностранные фирмы, случаются довольно часто, и мы рассматривали подобные риски в своей практике, но действенных решений не так много. Даже если мы ее тут обанкротим, непонятно, как потом использовать это решение в Турции, – говорит юрист.

– Филиал ICA в рамках этого дела, наверное, можно было бы закрыть, если удастся убедить суд в том, что он работает недобросовестно. Но что это даст кредитору? Будет просто такая месть, но денег не вернуть».

Так что подобный иск выглядит как жест отчаяния и желание привлечь внимание турецкого строительного гиганта к проблемам обиженных им российских фирм.

Денис Лебедев, «Фонтанка.ру»

Увидели опечатку? Выделите фрагмент и нажмите Ctrl+Enter

Что успели построить в России турецкие компании? | Политика, экономика, общество (без банов)

Еще недавно Турция была для России надежным деловым партнером, с которым мы стремились развивать сотрудничество в самых разных областях.

Теперь качество турецких продуктов, товаров и услуг оказалось под вопросом, а в отношении турецких бизнесменов начинают действовать новые правила и ограничения. Это касается и российского строительного рынка.

Читайте также:  С какого возраста ребенку можно дарить недвижимость?

Турки работают на нем более 30 лет и успели возвести за это время немало масштабных и знаковых объектов. 

Уже сейчас турецкие застройщики сталкиваются с многочисленными сложностями – от различных внеплановых проверок до приостановки проектов. А с 1 января 2016 года все турецкие строительные компании должны будут получать специальные разрешения на заключение контрактов в РФ.

По мнению аналитиков, это может грозить немалыми потрясениями всему российскому строительному рынку, ведь турки на нем – одни из ведущих игроков: на их долю приходится до трети всех контрактов.

 С конца 1980-х годов турецкие компании построили у нас почти 2 тысячи объектов стоимостью около 62 млрд долларов. В одной лишь Москве работают десятки турецких компаний, которые строят более 1 млн кв.

метров недвижимости. 

Турецкие строители специализируются на торговой и офисной недвижимости, а также на дорогом жилье. По отзывам заказчиков, строят быстро и качественно, соблюдают все правила и нормативы. Не зря им доверили возведение сложнейших в техническом отношении и знаковых в плане имиджа объектов.

Итак, что это за объекты?

  • сайт башни «Федерация».
  •   Фото  «Башня Федерации»

Среди них – высотки делового центра «Москва-Сити». Самое известное и масштабное из его сооружений – комплекс «Федерация», состоящий из башен «Восток» и «Запад». 95-этажная башня «Восток» высотой 343 метра признана самым высоким небоскребом не только России, но и всей Европы. Ее строили многие компании из разных стран мира, но генеральным подрядчиком выступила турецкая Renaissance Construction. А генподрядчиком строительства 62-этажной башни «Запад» была другая турецкая фирма – Ant Yapi. 

  1. Комплекс «Город столиц»
  2. Комплекс «Город столиц» Фото официальный сайт объекта
  3. Эта же компания построила в «Москве-Сити» комплекс «Город столиц», состоящий из двух башен — 76-этажной «Москвы» и 65-этажного «Санкт-Петербурга».
  4. Фото «Эволюция»

А Renaissance Construction возвела необычный спиралевидный небоскреб «Эволюция», напоминающий по форме молекулу ДНК. Кроме того, компания строит в деловом центре комплекс «Renaissance Moscow Towers», завершение которого намечено на 2018 год.

  • Комплекс «ОКО». Capital GroupКоплекс «Око»
  • Многофункциональный комплекс «ОКО» в «Москва-Сити» – детище турецкой компании Antteq.
  • Еще одна крупная турецкая фирма – Enka – выступила застройщиком «Башни на набережной», которая с 2007 по 2010 год считалась самым высоким зданием Европы.

Другой известнейший проект Enka – гостиница «Красные холмы» на Космодамианской набережной в Москве. Эта же компания – застройщик и владелец сети торговых центров «Капитолий»  в Москве, Подмосковье и Санкт-Петербурге. На счету Enka также немало других, менее известных проектов в разных городах России.

  1. Проект » Лахта-центр»
  2. Фундамент  «Лахта-центра»

Еще один знаменитый небоскреб, по поводу которого еще недавно велись горячие споры, – «Лахта-центр» в Санкт-Петербурге.

Будущую штаб-квартиру «Газпром-нефти» высотой 462 метра строит компания Renaissance Construction.

Пока еще строящийся «Лахта-центр» попал в Книгу рекордов Гиннесса: на стройке зафиксирован рекорд объема непрерывного бетонирования при заливке нижней плиты фундамента 462-метрового небоскреба.

  • Торговый центр «Авиапарк»
  • Аквариум в  Торговом центре «Авиапарк»
  • Эта же компания возводила в Москве торговый центр «Авиапарк» на Ходынке, строит торговые комплексы у станций метро «Славянский бульвар» и «Полежаевская».
  • ЖК «Лица» Официальный сайт  объекта

Офисный комплекс «Белые сады» рядом со станцией метро «Белорусская» построила турецкая компания Ant Yapi. Кроме того, на ее счету столичные жилые комплексы «Life-Ботанический Сад», «Лица», Wine House, «Воробьев дом» и «Парк Рублево».

Российский бойкот: турецкие муляжи не снесут, но новые строить не будут — МК

Россия может ввести экономическую блокаду Турция по крайней мере в ряде отраслей, в том числе в строительной. Как известно, турецкие компании с начала 1990-х годов очень быстро внедрились в строительный бизнес нашей страны.

Ими был реставрирован Белый дом на Краснопресненской набережной после его расстрела и пожара во время памятных событий 1993 года, чуть позже они ремонтировали Кремль, участвовали в реконструкции отдельных объектов Госдумы. Кроме того, их же подрядчики построили такие известные проекты, как башня «Федерация», другие объекты «Москва-Сити».

Турецкие строители возвели сотни, если не тысячи жилых многоквартирных домов не только в столице, но и по всей России.

На российский строительный рынок турки пришли в конце 1980-х. Они предлагали цены ниже, чем европейские конкуренты, строили быстро, шли на скидки, зачастую работали без предоплаты. Первые подряды, которые им давали, — это жилье для офицеров Российской армии, покидавших Германию и другие страны бывшего соцлагеря.

С начала 1990-х турки начали завоевывать Москву. В частности, они получили заказ от столичного правительства на реконструкцию Петровского пассажа, других крупных торговых, государственных, жилищных и развлекательных объектов.

Строили они и дороги, в том числе проводили реконструкцию Ленинского проспекта (правда, в качестве субподрядчика, а главным подрядчиком были немцы). Турками был перестроен Белый дом, проведены реставрационные работы в Кремле. Их положение настолько укрепилось, что приобрело по сути сакральный характер.

Не зря Борис Гребенщиков в своем шедевре «Древнерусская тоска» пел: «турки строят муляжи святой Руси за полчаса».

Действительно, качество построенных ими зданий нередко оставляло желать лучшего. Турки использовали дешевые материалы. Это приводило к обвалу штукатурки, протечкам, трещинам в стенах.

Причем даже в самых авторитетных организациях, которые турок нанимали.

Так, спустя несколько дней после ремонта в центральном офисе «Газпрома» там протекла крыша, причем, как рассказывают бывшие сотрудники монополии, непосредственно над кабинетом тогдашнего его главы Рема Вяхирева.

Впрочем, самым серьезным провалом турецких строителей стала трагедия в аквапарке «Трансвааль», когда из-за рухнувшей крыши погибли 28 человек и более ста были ранены. Генподрядчиком объекта выступала турецкая «Кочак иншаат лимитед», которая так и не понесла наказания.

Было бы неудивительно, если именно тогда, в 2004 году, турок стали бы выдавливать с российского, особенно московского рынка строительства. По крайней мере, предъявлять повышенные требования. Однако, как ни странно, этого не произошло.

Более того, их активно подключали к новым масштабным проектам. И хотя те же москвичи возмущались фасадами зданий, возведенных турецкими фирмами, считая их неэстетичными, выгонять их из столицы никто не собирался.

По подсчетам московских властей, турецкие компании за 20 лет построили в городе около 24 млн кв. м недвижимости. За последние 15 лет, по Росстату, всеми строительными компаниями в Россия было введено около 1,3 млрд кв. м.

Как рассказала «МК» эксперт Рейтингового агентства строительного комплекса Инна Маратканова, по оценкам ее компании, в стране турками за 15 лет построено около 36 млн кв. м, то есть их доля на рынке примерно равна 2,6%.

Однако, учитывая офшорные схемы, по ряду данных, доля турок доходит до 10%. Но теперь они рискуют потерять и это. Выгнать турецких строителей из России предлагают депутаты, о возможности этого также говорил и Дмитрий Медведев.

Но эксперты не спешат бить в набат. «Сложно судить о доле турецких предприятий в российской строительной отрасли. Многие работают через представительства в нашей стране или офшоры (раскрыть их бенефициаров практически невозможно. — Н.М.).

Крупнейшие турецкие строительные компании — Ant Yapi, Renaissance Construction, GRM Group, ESTA Construction, Costa Group, Enka, Mimsa Construction. Впрочем, доля строительных турецких компаний не так важна.

Общие объемы строительства и спроса на жилье падают — в январе–октябре 2015 года более чем на 10% по отношению к тому же периоду прошлого года, — такое количество у нас есть кому строить и без турок», — говорит Инна Маратканова.

Впрочем, турки продолжают участвовать в строительстве крупнейших объектов в нашей стране, в том числе возводят отдельные участки «Москва-Сити».

В 2010 году Владимир Путин с Реджепом Эрдоганом обсуждал вопрос возможности участия турок в возведении спортивных объектов к чемпионату мира по футболу, который пройдет в нашей стране в 2018 году. Эрдоган рассчитывал получить до 35% из общей стройки.

Сколько ему дали — не афишируется (кстати, в строительстве олимпийских объектов в Сочи турки принимали самое непосредственное участие).

Однако любопытно, что 24 ноября, когда турецкие истребители сбили российский бомбардировщик, министр спорта выступил со следующим заявлением: «Всем строящимся стадионам необходимо внести изменения в проектную документацию, связанную с оптимизацией, импортозамещением и усилением мер безопасности». Возможно, это лишь совпадение, а может быть, и первая ласточка по выдворению турок из нашего строительного бизнеса.

Опубликован в газете «Московский комсомолец» №26974 от 27 ноября 2015

Заголовок в газете: Турецкие муляжи не снесут, но новые строить не будут

Оставьте комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *