Старт «мусорной реформы» в некоторых регионах могут отложить

В Москве все не так еще плохо. Сетки для пластика заполнены бутылками и канистрами из-под воды, а рабочие ЖКХ научились собирать картонные упаковки. Связывают их в пачки, хранят в сухих углах и грузят в иногда подъезжающую к мусорным бакам «Газель» — видимо, за некоторую компенсацию.

Но чуть отъехать от столицы — и картина нерадостная.

Да, почти везде на контейнерных площадках установлены предназначенные для раздельного мусора баки и сетки. На них красуются подробные инструкции: что надо туда бросать, какие бутылки-банки, с какой маркировкой. Но наполнены они тем же самым, что и большие контейнеры, предназначенные для вывоза на полигон. Все вперемешку: органика, пластик, стекло, картон, старое барахло и прочий хлам.

Раздельный сбор мусора, похоже, у нас не пошел.

Почему? Потому что мы люди отсталые, инертные и не можем, как европейцы, научиться сортировать отходы?

«МК» изучил проблему и понял, что этот момент имеет место. Но главная причина все же другая.

* * *

С 2014 года раздельным сбором во Владимире и нескольких других городах Владимирской области занимались местные компании «Спецтранс» и «УНР-17». Занимались, по российским меркам, очень успешно. «Спецтранс» ежемесячно получал от населения порядка 95 тонн, а «УНР-17» еще больше — 500 тонн.

Все эти тонны уходили не на мусорные полигоны, чтобы там гнить и тлеть, отравляя почву и воздух, а отправлялись на перерабатывающие предприятия, где превращались в новые продукты и товары.

В 2019 году в соответствии с требованиями мусорной реформы власти Владимирской области должны были выбрать региональных операторов — частные компании, которые будут ответственны за все, что происходит с мусором в их зоне.

Область была поделена на три зоны. Соответственно, были выбраны три регоператора.

Владимирские компании пытались претендовать на роль регоператора, но безуспешно. Выбрали не их. Тем не менее они рассчитывали остаться в бизнесе. Налаженные связи, хорошая репутация, техника, специалисты, рядовые работники, логистика. Во Владимире их прекрасно знают и власти, и население. Понятно, они должны продолжать.

Прежде они работали по договорам с администрациями города и области. С началом мусорной реформы функции подрядчика перешли к регоператору. Компании ожидали, что он заключит с ними контракты на ту работу, что они выполняли успешно в последние пять лет.

Этого не произошло. Регоператор ничего с ними не заключил. Поэтому в последние дни декабря 2019 года они вынуждены были убрать из дворов свои сетки для раздельных отходов и прекратить работать.

А сам регоператор раздельным мусором заниматься не стал.

И снова пришлось жителям выбрасывать отходы в общие контейнеры. И снова весь мусор, включая вторсырье: пластик, стекло, картон, ветошь — поехал из Владимира на мусорные полигоны, а не на переработку. Все вернулось на круги своя.

Директор «Спецтранса» Антон Сивков объяснил потом во владимирских СМИ, что их случай не единичный: «В ряде других регионов России появление новых регоператоров также разрушило работающие программы по сортировке отходов».

Старт «мусорной реформы» в некоторых регионах могут отложить

  • * * *
  • Тупо возить мусор на полигоны гораздо выгоднее и проще, чем организовать раздельный сбор и отправку на переработку.
  • По сути это два разных бизнеса.

Полигонный бизнес — примитивный. Вот грузовик, вот контейнер, вот полигон. Пересыпал мусор из контейнера в грузовик, увез на полигон, вывалил, получил деньги.

РСО (раздельный сбор отходов) — сложный, комплексный, интеллектуальный бизнес. Заниматься им трудно, а прибыли он приносит немного. Да и вообще никакой не приносит, если нет больших объемов и действенной поддержки властей, настоятельно рекомендующих заключать всем контракты с данной компанией РСО.

Еще один предприниматель из Владимирской области Алексей Васильев (город Киржач) рассказал «МК», как он в прошлом году пытался собирать раздельный мусор в садовых товариществах, но бросил.

«Не выгодно», — объяснил он.

Невыгодно, потому что из пяти СНТ два соглашаются, а три отказываются. И те, кто соглашается, все равно путают мусор: в предназначенную для пластика сетку упорно бросают тетрапак, памперсы, коробки из-под яиц.

«Приходилось повторно сортировать этот уже как бы разделенный мусор. Нанимать людей, платить им. Если бы мы обслуживали тысячу СНТ, тогда, возможно, удавалось бы заработать. А так выгоды нет вообще никакой».

Компания Васильева установила в садовых товариществах сетки для двух видов отходов — стекла и пластика. За вывоз одной сетки СНТ платило 500 руб. Если в товариществе было установлено десять сеток, вывоз обходился садоводам в пять тысяч. Совсем недешево. Но мелкому местному бизнесу все равно было невыгодно. Расходы на повторную сортировку и транспортировку не окупались.

Алексей Васильев работал в Филипповском поселении. Оно граничит с Московской областью и находится в другой «мусорной» зоне — не в той, где Владимир. Региональный оператор там тоже другой — не тот, что отжал «Спецтранс» и «УРС-17», но тоже не местный. Большая компания федерального масштаба.

В отличие от владимирского регоператора она не пихала Васильеву палки в колеса, не выгоняла из СНТ, не запрещала ставить сетки. Причина, видимо, в том, что он очень мало забирал у садоводов мусора. Его работа не наносила ущерба полигонным вывозам, которыми живет регоператор.

Но если бы наносила, его бы, конечно, выдавили.

Пресс-секретарь благотворительного проекта «Собиратор» Анастасия Базарнова подтвердила низкую доходность раздельного сбора как бизнеса: «Сбор вторсырья, накопление и отправка его в переработку — не прибыльная деятельность для «Собиратора».

Видимо, поэтому никаких столкновений с регоператорами по поводу дележки вторсырья у проекта никогда не было.

«За месяц проект собирает порядка 90 тонн вторсырья, а у регоператоров цифры в десятки тысяч тонн отходов в месяц. При этом вторсырье, которое они отсортировывают на своих линиях, приносит мизерную часть от общей суммы их доходов».

Если в зоне регоператора копошатся как муравьи мелкие предприниматели или волонтеры, понемножку собирающие пластик-картон, регоператор от этого почти ничего не теряет в деньгах.

Но если какому-то «муравью» удастся раскрутиться и он начнет забирать существенные объемы мусора, которые могли быть вывезены регоператором на полигон, к нему, разумеется, будут приняты меры.

Ведь он отбирает у регоператора прибыль.

Старт «мусорной реформы» в некоторых регионах могут отложить picture-alliance.com

* * *

Мы обратились в ФАС с просьбой разъяснить, как могут предприниматели, занимающиеся РСО, противостоять регоператору в борьбе за отходы.

Начальник Управления регулирования в сфере ЖКХ Алексей Матюхин ответил исчерпывающе: «Правовая оценка может быть дана только при официальном обращении». Ну а поскольку обращение газеты неофициальное, никакой оценки у ФАС для нас нет.

Юридическую сторону дележки мусорных отходов разъяснила Анастасия Базарнова: «Регоператор заключает договоры с управляющими компаниями. Отходы переходят в собственность регоператора с момента помещения их в контейнер. До этого гражданин или организация вправе распоряжаться своими отходами самостоятельно, в том числе заключить договор на вывоз с имеющей лицензию организацией».

Другими словами, свои сетки для раздельного мусора в принципе может устанавливать любой предприниматель — лишь бы у него был заключен договор с управляющей компанией или СНТ.

Но, как пояснил эксперт тематической площадки ОНФ «Жилье и городская среда» Павел Склянчук, здесь есть нюанс. Нельзя их устанавливать на контейнерной площадке регоператора, где стоят его контейнеры. Надо оборудовать свою площадку, отдельную. И она, конечно, должна отвечать требованиям СанПиН и Правилам обустройства площадок накопления ТКО, утвержденным правительством.

Вот это условие уже из разряда невыполнимых.

Очень сложно найти землю под вторую контейнерную площадку, когда в жилом секторе одна площадка уже есть. И даже если удастся найти, вряд ли такая площадка долго простоит, учитывая неприязненное к ней отношение регоператора, для которого она является прямым конкурентом.

* * *

Подводя черту под исследованием раздельного сбора отходов, можно сделать следующие выводы:

1. Если россияне немножко потренируются, то при сборе отходов они способны отделять пластик от стекла, а железо от ветоши. Успешный опыт Владимирской области и других регионов, начавшийся до мусорной реформы, это доказал.

2. Но заниматься этим им не придется, потому что мусорная реформа устроена очень хитро: она провозглашает сбор и переработку раздельного мусора как главную цель и одновременно организует все так, чтобы эта цель оставалась недостижимой.

3. Потому что на самом деле мусорная реформа задумана для того, чтобы отобрать полигонный мусорный бизнес у региональных и местных элит и передать его федеральным элитам, интересы которых и представляют повсеместно региональные операторы. Экология, чистая страна, цивилизованное обращение с отходами в этой конфигурации играют второстепенную роль.

P.S. Ежегодно в России образуется около 70 млн твердых коммунальных отходов. Перерабатывается 5–7%. Остальное захоранивается на свалках и полигонах.

В соответствии с национальным проектом «Экология» к 2024 году должно перерабатываться 36% отходов.

Для этого в масштабах страны должна быть выстроена система раздельного сбора мусора. Как-то иначе решить поставленную нацпроектом задачу нельзя.

Читайте также:  «Мортон» анонсировал свой первый ЖК в Петербурге

Первые итоги «мусорной реформы» в России и список тех регионов, кто получил отсрочку — Регионы России

В стране с 1 января 2019 года стартовала «мусорная» реформа, о которой мы писали ранее. Накануне министр природных ресурсов и экологии Дмитрий Кобылкин отчитался о предварительных итогах перехода страны на новую систему обращения с твердыми коммунальными отходами (ТКО).

В понедельник, 14 января, министр  Кобылкин провел брифинг, в рамках которого глава разрабатывающего эту самую «мусорную» реформу ведомства заявил о важной миссии данной реформы.

Оказывается, новые правила обращения с ТКО в стране вводят для «декриминализации данной сферы услуг, формирования рынка добросовестных поставщиков с понятными задачами и результатом».

Министр также объяснил необходимость данных изменений из-за угрозы мусорного коллапса.

Если раньше россияне еще сохраняли еще последнюю надежду, что «мусорной» реформы можно избежать, то в понедельник вечером стало понятно, что утилизировать отходы по-новому заставят по итогу всех.

И дело не столько в брифинге министра экологии, сколько в подписанном в этот же день президентском указе.

Владимир Путин подписал документ  о создании единого мусорного оператора страны «Российский экологический оператор», который в форме публично-правовой компании будет базироваться в Москве. Учредителем выступит Минприроды.

Предполагается, что именно этот «Российский экологический оператор» должен создать систему обращения с отходами по всей стране, также именно этот оператор будет контролировать переработку, проводить экспертизу мусорных полигонов и заключать соглашения с международными организациями. Помимо этого главного федерального оператора в большинстве регионов страны уже работают свои операторы, за работой которых и будет следить учрежденная министерством организация.

«Мусорная реформа» в регионах

Как сообщает пресс-служба Минприроды, более 70 регионов в настоящий момент работают в полном соответствии с новыми требовании.

Другими словами в них утверждены территориальные схемы обращения отходов, произведен отбор региональных операторов, определен норматив накопления ТКО и установлен тариф. В списке «передовиков» на начало реформы оказались Московская, Новосибирская, Белгородская, Мурманская, Самарская области, Ставропольский край, Адыгея и Чечня. Про причины успеха Подмосковья мы поговорим позднее.

Три города федерального значения — Москва, Санкт-Петербург и Севастополь — получили особенное право не переходить на «мусорную» реформу вплоть до начала 2022 года.

Такую отсрочку жители трех столиц получили благодаря чаяниям депутатов Госдумы, которые проигнорировали предложения перенести сроки старта реформы для всех регионов без исключения.

Однако город-герой Севастополь решил время не терять и вместе с остальными регионами перешел на «мусорную реформу» с 1 января 2019 года. Остальные столицы пока решили, что им некуда торопиться.

Таким образом, из 85 регионов минимум 14 абсолютно не готовы к старту «мусорной» реформы, т.е. стали теми «аутсайдерами», которых министр Дмитрий Кобылкин решил даже не называть.

Он только отметил, что причины отставания устранимы и связаны с организацией мест размещения ТКО или их транспортировки характерные для северных и малонаселенных территорий ряда регионов, не готовностью мощностей регоператоров, корректировкой территориальных схем обращения с отходами, и др.

Одним из таких отстающих регионов стала Курганская область, где действующий врио губернатора Вадим Шумков на встрече с заместителем председателя правительства России Алексеем Гордеевым доложил о неготовности региона переходить на «мусорную» реформу с 2019 года.

В итоге Зауралье продолжило обращение ТКО по старой схеме, расторгнув договор с тюменской компанией ООО «Рифей». Услугу  по сбору и вывозу мусора в Курганской области осталась в составе содержания общего имущества многоквартирных домов. Во многом это связано с запланированными в регионе губернаторскими выборами, запланированными на 8 сентября 2019 года.

Решили «не разжигать», чтобы дать назначенцу спокойно выиграть на выборах.

Кочующий мусор москвичей

Как Московской области, где мусорный вопрос вырос во вполне понятные политические требования из-за отравления газом с мусорного полигона «Ядрово» в Волоколамске, удалось попасть в список регионов, лучше всех справившихся с «мусорной реформой»?

Очень просто — подмосковный мусор решили отдать другому региону. По слухам принять отходы москвичей грозило Ярославской области, но регион смог от этого отказаться.

Помочь Московской области очиститься решила Архангельская область, которой пообещали выделить из столичного бюджета 10 млрд рублей, чтобы построить экотехнопарк, способный принимать из столицы до 500 тыс.

т твердых бытовых отходов в течение последующих 20 лет.

Губернатор Игорь Орлов увидел в этом решении дополнительные инвестиции для региона, жители же восприняли такой шаг как опасный для экологии и несколько обидный. «Сделали из региона помойку», — заявляют местные жители.

Началась череда митингов с требованиями отставки губернатора. На улицу вышло около 8 тыс протестующих. Негодование местного населения продолжается. Так на 3 февраля 2019 года запланирован очередной митинг, который должен стать вторым за последние два месяца.

Ожидается, что людей на этот раз придет больше.

Все бы ничего, но уже с осени на станции Шиес, где и должен базировать экотехнопарк, начали вырубку таежного леса для освобождения площадей под мусорный полигон. Изданию «Проект» удалось выяснить.

что в спешке лесорубы вырубили порядка 60 га тайги, выйдя за пределы проекта технопарка. И областные чиновники просто передали им эту землю бонусом.

Предполагается, что будет вырублено еще 300 га дорогого леса.

Опасения местных связаны еще с последними неоднозначными заявлениями губернатора Орлова, который в конце года сделал неоднозначное заявление о появлении мусорного полигона не только в Шиесе, но еще и в Нименьге.

Тюменские истоки

Стало известно, что ноги у «мусорной» реформе, охватившей с 2019 года всю страну, растут именно из Тюмени.

На предновогодней пресс-конференции заместитель губернатора Тюменской области Вячеслав Вахрин заявил, что «принципиально новую, прогрессивную систему обращения с отходами» была рождена именно в Тюменской области, на совете по экологии при губернаторстве Владимира Якушева, который с мая 2018 года возглавил Минстрой. Отметим, что российский министр ЖКХ входит в состав наблюдательного совета компании «Российский экологический оператор». Также, как и бывший губернатор ЯНАО Дмитрий Кобылкин, возглавивший в мае Минприроды.

Это тюменская идея всю цепочку работ от вывоза до сортировки (если есть) и захоронения мусора отдать так называемым «региональным операторам», параллельно сделав услуга по вывозу ТБО стала не жилищной, а коммунальной, т.е. облагаемой увеличенным НДС. Региональным операторам отдали также право устанавливать тариф за вывоз мусора (в расчете за кубический метр или тонну отходов) и норматива образования отходов населением.

Еще не все россияне до конца осознали, что скоро они увидят новую графу в квитанциях ЖКХ.

Как недавно сообщил курирующий природопользование вице-премьер Алексей Гордеев заявил, что услуга утилизации ТБО теперь будет обходиться в 120-130 рублей в месяц на человека, цитирует чиновника РБК. Однако не все регионы перешли на такую подушевую плату за мусор.

Подушевой тариф означает расчет накопления мусора в год на одного человека (в кубических метрах или тоннах), который в среднем равен 190 л/месяц (от 120 до 280 л по разным регионам).

В Тюменской области установлен другой способ подсчета тарифа, где стоимость вывоза ТБО рассчитывается по площади. Так за «квадрат» здесь платят 5,04 рублей. И этот тариф делает просто заоблачными цены за вывоз мусора для частных домов.

Экологический активист Аркадий Каюгин начал эксперимент о том, сколько мусора «производит» семья из четырех человек, проживающая на 78 квадратных метрах.

Оказалось, что при действующем нормативе такая квартира должна накапливать 2,1 кг мусора в день, но в реальных условиях мусора получилось больше. Но если принять в расчет среднюю обеспеченность жилплощадью по региону, то получатся как раз установленные 276 кг/год.

Таким образом, Каюгин пришел к выводу, что оптимальным является дифференцированный норматив учета отходов. А якобы более справедливый подушевой работает только если квартира менее 110 «квадратов».

Аналогичный дифференцированный подход, где жители многоквартирных домов платят пропорционально площади квартир, работает сейчас в Калужской, Нижегородской областях и Удмуртии. Очевидно, что перехода на дифференцированный норматив расчёта добиваются сейчас и тюменские активисты, которые готовы протестовать против платежей за мусор 20 февраля.

В других регионах                    

Способ расчёта тарифа по площадям, помимо Тюменской области, применяется еще в пяти регионах: Амурская, Иркутская, Магаданская, Сахалинская области и Камчатский край.

Здесь одинаковый тариф в 4-5 рубля/кв.м распространяется как на жильцов квартир, так и на проживающих в частных домах. Более того, в некоторых районах Москвы тоже действует аналогичная схема.

Например, в Одинцовском районе, где расположена элитная Рублевка, тариф за «квадрат» составляет 9,02 рубля.

Если учесть количество шикарной недвижимости в этом районе столицы, то можно представить как обогатятся здесь местные мусорщики.

«Мусорной» реформой недовольны россияне, потому что из-за нее произошел заметный рост тарифа на утилизацию отходов. Исключением стали только Чечня, где тариф остался прежним, и Саратовская область, где чиновники обещают даже снижение утилизационного сбора на 4%.

Читайте также:  Нужно ли получать разрешение на остекление балкона?

В некоторых регионах вообще произошла анекдотическая ситуация, когда платежи на утилизацию отходов стали собирать, но жители понять не могут, за что они будут платить, если переработки мусора в регионе в принципе нет.

Например, руководитель фракции ЛДПР в ЗакСО Кировской области Владимир Костин сказал, что проблему с мусором это никак не решает. Уже сейчас обращаются жители районов, где мусор не вывозится.

Областное правительство до сих пор не может ответить, за что должны платить кировчане.

***

Таким образом, мы видим, что «мусорная» реформа федеральной властью отдана на откуп каждому конкретному региону, который должен сам крутиться и вертеться, чтобы привлечь соответствующие инвестиции, разработать документацию и выбрать условно надежного исполнителя, который бы не стал возить воздух за деньги населения.

И что этот региональный оператор не превратит благие намерения власти в частную наживу и не заработает по схеме капремонта, где все зиждется на субподрядах и «откатах». Пока первые итоги показывают, что мало кто понимает, для чего именно создана эта реформа, и какой она должна быть для городских и сельских жителей.

Молчим уже про миллионники, утопающие в собственных отходах.

  • Ксения Ширяева
  • Читайте нас также:

Мусорная реформа в России с 1 января 2019 | Новости 2021

Мусорную реформу в России можно назвать необходимостью, и не только потому, что отходов становится все больше — требуются перемены в плане организации всей системы, в подходе работы со свалками и полигонами.

Во времена СССР в стране работал единый стройный алгоритм сбора и вывоза отходов. Однако в современном мире состав мусора сильно изменился, а методы утилизации – устарели.

В советские времени предварительная сортировка по сути уже существовала, занимались ей пионеры во время сбора макулатуры и вторсырья.

В 90-е годы от этой системы отказались, что параллельно с новыми вызовами, например появился пластик, позволило образоваться масштабной мусорной проблеме.

Повсеместно во всех регионах стали образовываться стихийные свалки, переполнялись полигоны для утилизации ТБО, жители близлежащих с ними населенных пунктов задыхались от смрада. Ежегодно в России образовывалось 70 миллионов тонн мусора, утилизировать который оказалось некуда.

Стало ясно, что пришло время для реформирования мусорной сферы — последние новости пока говорят нам о «сыром» законодательстве, однако уже на начало 2021 года есть серьезные подвижки в сторону повышения качества вывоза и обращения с ТКО.

Цель мусорной реформы

Целью мусорной реформы, по замыслу ее авторов, является ликвидация незаконных свалок и переход на раздельный сбор отходов, их сортировку и переработку с тем, чтобы их можно было использовать повторно.

Таким образом, нынешняя система, по которой мусорные компании зачастую занимались тем, что собирали мусор и вывозили его на полигон, а иногда и просто вываливали в лесу, должна прекратить свое существование, уступив место новой методике.

Компании должны быть заинтересованы, чтобы везти мусор в специально отведенные для этого места. Эти места регионы вносят в разработанные территориальные схемы обращения с отходами.

Старые полигоны подлежат рекультивации. А если их собственники отказываются ее проводить, за них это должны делать региональные операторы, а затем – выставлять собственникам счет.

На местах приемки отходов должны строиться сортировочные мощности и перерабатывающие производства.

Закон о вывозе мусора

Закон о «мусорной реформе» заработал в России с 1 января 2019 года. Новая система обращения с отходами инициирована вступившими в силу поправками в закон от 31.12.2017 г. № 503-ФЗ «Об отходах производства и потребления«.

Согласно поправкам, к началу 2019 года все регионы РФ, за исключением Москвы, Санкт-Петербурга и Севастополя, должны были создать и представить территориальные схемы обращения с отходами, а также провести аукционы по выбору региональных операторов. Те регионы, кто не смогли найти регоператора по конкурсу, имеют право отсрочить работу с положениями о «мусорной реформе» до января 2021 года.

Также за субъектами РФ закреплено право самостоятельно вводить нормативы по накоплению мусора и определять алгоритм внедрения раздельного сбора ТБО и прочих отходов. Для Петербурга, Москвы и Севастополя переход на новую систему перенесен на 1 января 2022 года.

Важно! Плата за вывоз и сортировку мусора возлагается на всех тех, кто его производит. Речь не только о собственников магазинов и иных нежилых помещений, но и жильцов МКД, жителей частного сектора, садоводческих и огороднических некоммерческих товариществ.

Региональные операторы вывоза мусора

Региональные операторы по обращению с отходами в каждом регионе выбираются на основе конкурсных процедур. Всего в каждом регионе может быть по одному оператору. Компания-победитель конкурса осуществляет деятельность по:

  • сбору
  • транспортировке
  • обработке
  • утилизации
  • обезвреживанию
  • размещению отходов I — IV классов опасности

Основная задача регионального оператора – решение проблемы с вывозом и переработкой мусора в данном субъекте. Регоператор отвечает за всю деятельность в этой сфере, в том числе – взимает платежи с населения, готовит и создает инфраструктуру по работе с ТБО, включающую в себя строительство комплексов по обработке, утилизации, обезвреживанию и размещению отходов.

Региональным оператором также могут быть муниципальные или государственные унитарные предприятия в регионах. Для этого, согласно ФЗ «О внесении изменений…» от 25.12.

2018 № 483-ФЗ, они должны иметь необходимые лицензии.

Также к функциям регоператора относится ликвидация стихийных свалок, вывоз мусора с территорий многоквартирных домов, частного сектора, предприятий, строительство контейнерных площадок.

Регоператор вправе заключать договоры с мусорными компаниями. Посредством технологии ГЛОНАСС он осуществляет контроль за мусоровозами. Расчет с транспортными фирмами ведется на основании того объема мусора, который доставляется к месту сортировки и обработки.

Вы уже используете раздельные контейнеры для мусора в своем доме/квартире?

Тарифы: как они формируются

Тарифы для физических лиц стали самым спорным вопросом новой «мусорной реформы».

С 1 января 2019 года тариф на вывоз и сортировку отходов был выделен в квитанции об оплате ЖКХ в отдельную строку. Его выставляет региональный оператор.

До этого тариф включался с содержание и ремонт жилого помещения, а сама услуга значилась в перечне жилищных. Ее предоставляла муниципальная власть.

С 2019 года установка тарифа – прерогатива субъекта РФ. Однако при его формировании власти должны руководствоваться:

  • №89-ФЗ;
  • Правилами коммерческого учета… (Постановление Правительства РФ от 03.06.2016 №505);

С трудом перерабатываемые отходы

Генпрокуратура по поручению президента в ближайшее время начнет проверку соблюдения федеральными и региональными органами власти законодательства о вовлечении отходов производства и потребления в хозяйственный оборот в качестве дополнительных источников сырья. Кроме того, Владимир Путин поручил правительству к февралю 2021 г.

принять меры по созданию экологических технопарков, предназначенных для производства продукции из отходов производства и потребления.

Поручения президента, несколько дней назад опубликованные на сайте Кремля, последовали после проверки исполнения российского законодательства об обращении с отходами, которая проводилась контрольным управлением президента совместно с аппаратами полномочных представителей президента в федеральных округах.

Вывод по ее итогам: «Отсутствие экономических стимулов использования вторичных материальных ресурсов приводит к тому, что основные инвестиции направляются на возведение и рекультивацию полигонов. Площадь мусорных полигонов в России достигла 4 млн га, что сопоставимо с территориями Нидерландов, Швейцарии, Дании, и ежегодно увеличивается на 10%».

По данным публичной правовой государственной компании «Российский экологический оператор» (ППГК РЭО), ежегодно в России образуется порядка 65 млн т твердых коммунальных отходов (ТКО) – примерно 450 кг на человека.

При этом вторично в хозяйственный оборот вовлекается не более 10% ТКО, остальное направляется на свалки.

Для сравнения: в Германии, Австрии, Швейцарии и ряде европейских стран во вторичное производство уходит не менее 50% отходов.

Самым проблемным регионом с точки зрения утилизации ТКО остается Московская область. Вопрос мусорных свалок Подмосковья поднимался еще в 2017 г. во время прямой линии с президентом.

Тогда жители Балашихи пожаловались Путину на ужасную экологическую ситуацию в районе полигона «Кучино», куда отходы свозили со всей Москвы. Вскоре местные власти закрыли и этот полигон, и еще несколько свалок. Однако выросла нагрузка на другие объекты.

Например, на полигон «Тимохово», в 2017 г. принявший около 600 000 т отходов, в 2019 г. было отправлено уже в 1,5 раза больше – 930 000 т.

Одна из основных причин отставания России от европейских стран – отсутствие организованной системы раздельного сбора отходов, а также их последующей обработки, утилизации и обезвреживания. В СССР система заготовки и переработки вторичного сырья функционировала вполне сносно.

Достаточно вспомнить пункты сбора макулатуры и металлолома, стеклотары, утильсырья. В постсоветские времена эта система была практически полностью ликвидирована.

При этом товаров люди стали потреблять больше, формат их упаковки сильно изменился и количество отходов существенно выросло.

Проблему российские власти пытаются решить давно. Еще в 2013 г. Министерство природных ресурсов и экологии (Минприроды) утвердило Комплексную стратегию обращения с ТКО.

Читайте также:  Инструкция: как подать заявление на налоговый вычет

Была обозначена цель: сократить объемы ТКО, направляемых на захоронение, вовлекать в хозяйственный оборот как можно больше содержащихся в отходах компонентов – органику, металл, бумагу, стекло, пластик, текстиль, изношенные автомобильные шины.

Предлагалось использовать механизмы экономики замкнутого цикла, согласно которым отходы должны перерабатываться и использоваться заново. По замыслу авторов стратегии такой подход должен не только сберечь первичные ресурсы, но и улучшить экологию, уменьшив количество мусорных полигонов.

  • максимальное использование исходных сырья и материаловпредотвращение образования отходовсокращение образования отходов и снижение класса опасности отходов в источниках их образованияобработка (предварительная подготовка) отходов для утилизации (использования)утилизация (использование) отходовдругие операции в целях вовлечения отходов в хозяйственный оборотобезвреживание отходов
  • размещение (хранение и захоронение) отходов в соответствии с требованиями законодательства в области охраны окружающей среды и обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения

Стратегия рассчитана на период до 2030 г. К этому моменту предстоит усовершенствовать законодательство и механизмы регулирования деятельности по обращению с ТКО, создать материально-техническую базу, разработать методическое и информационное обеспечение. Однако, судя по темпам, которыми идет реформа сейчас, завершить ее к установленному сроку вряд ли удастся.

В конце 2014 г. в рамках исполнения стратегии были приняты поправки в закон «Об отходах производства и потребления», которые должны были дать старт мусорной реформе. Но их вступление в силу сразу же отложили, чтобы регионы смогли подготовиться к новым правилам.

В частности, разработать и принять территориальные схемы обращения с отходами, в которых должны быть данные обо всех свалках (в том числе скотомогильниках) и маршрутах перевозки отходов, утвердить тарифы на вывоз мусора для жителей, выбрать регионального оператора (одного или нескольких), который обслуживал бы весь цикл работы с отходами – их вывоз, сортировку, утилизацию, обезвреживание и захоронение.

Закон вступил в силу только 1 января 2019 г., именно эту дату и принято считать началом мусорной реформы. Но в трех городах – Москве, Севастополе и Санкт-Петербурге – начало реформы сразу же отложили до 2022 г.

Официальная причина: в городах запрещено создавать полигоны для мусора, а поскольку указанные три города федерального значения являются субъектами РФ, они вынуждены договариваться с другими субъектами, чтобы вывозить отходы туда.

Но, например, соседнее со столицей Подмосковье и без того превращено в огромную свалку. Предполагалось, что три года отсрочки дадут возможность создать современную инфраструктуру на соседних с федеральными городами территориях.

Однако, как полагает депутат Госдумы Алексей Куринный, перенос реформы в этих городах обусловлен просто желанием властей сохранить там спокойную обстановку, «чтобы не было социальных взрывов из-за резкого роста тарифов за вывоз мусора».

Согласно закону об отходах в каждом регионе должны были появиться региональные операторы, отвечающие за весь «жизненный цикл» мусора – от контейнера до полигона. Выбираются региональные операторы местными властями на конкурсной основе.

Число таких компаний зависит от того, на сколько зон обслуживания поделен регион. Например, в Ивановской области только одна зона, а в Краснодарском крае – одиннадцать.

Заключить договор с региональным оператором теперь обязаны все без исключения жители частных и многоквартирных домов, а также организации.

«Раньше мусор нередко вывозился в ближайший карьер, овраг, сбрасывался в лес или даже на обочины.

Смысл реформы отрасли в том, что региональный оператор сам определяет места, куда везти отходы, будь то сортировочный комплекс или полигон», – поясняет Руслан Губайдуллин, исполнительный директор ассоциации «Чистая страна», в которую входят региональные операторы и другие компании индустрии обращения с отходами.

Оператор выбирает перевозчика, который получит деньги за работу только тогда, когда довезет мусор до указанной точки. При этом оператор обязан отправлять мусор только на лицензированный объект (свалку или пункт сортировки), включенный в территориальную схему обращения с отходами – своего рода карту с подробным описанием всех объектов мусорной инфраструктуры в конкретном регионе.

Иными словами, реформа предполагала, что все мусорные потоки будут просчитаны и строго учтены, ведь логистика перевозки отходов учитывалась при расчетах тарифов на вывоз отходов. На деле территориальные схемы приняли в спешке.

«В них нет реального расчета объемов мусорообразования, нет сведений об источниках происхождения отходов, о логистике перемещения отходов.

Как следствие, неправильно рассчитаны тарифы на вывоз мусора для потребителей», – отмечает заместитель председателя общественного совета при Минприроды Александр Закондырин.

Требования закона о конкурсном отборе региональных операторов тоже зачастую были выполнены формально.

Мало в каких регионах на конкурс поступило больше одной заявки, в результате 10-летние контракты местные власти заключали с единственным возможным поставщиком услуг на безальтернативной основе и в отсутствие конкуренции. При этом роль самого института операторов до сих пор не до конца понятна.

«Есть сомнения в необходимости регионального оператора. Фактически это лишнее звено, которое только собирает деньги, но его функции туманны», – считает Ольга Сибирцева, замдиректора ООО «Экон», занимающегося вывозом отходов.

Раньше за вывоз мусора жители многоквартирных домов платили управляющей компании (УК), соответствующая услуга была зашита в статью расходов «Содержание и текущий ремонт дома», а та – транспортной организации, вывозящей мусор, которая сама решала, куда его везти. Теперь вывоз мусора превратился в отдельную коммунальную услугу. В платежке за услуги ЖКХ появилась новая строка: «Обращение с ТКО». Иногда в зависимости от региона плательщику и вовсе может приходить отдельная квитанция.

В среднем по стране платежи за вывоз мусора выросли с 70–80 до 150 руб. с человека в месяц. Причина – изменившаяся система расчетов оплаты. Раньше тариф определялся с учетом площади жилого помещения, с началом реформы в каждом регионе были утверждены свои нормативы образования отходов и тарифы на их вывоз.

Из-за некорректного расчета количества образующихся отходов нормативные показатели могут отличаться даже у ближайших регионов. Например, в Приморском крае тарифы рассчитываются исходя из 172 кг мусора на человека в год, а в Амурской области – 671 кг.

Почему в Амурской области мусорят, по мнению властей, почти в 4 раза больше, остается загадкой.

Особенно болезненной реформа оказалась для владельцев частных домов, которые теперь тоже обязаны заключать договоры на вывоз мусора с региональными операторами. Раньше собственники домов платили существенно меньше, чем жители городских многоэтажек, да и мусор могли выбрасывать сами – например, в контейнеры по пути на работу в город.

Рост тарифов привел к тому, что население стало бойкотировать мусорные квитанции. В 2019 г. региональные операторы по всей стране выставили к оплате физическим и юридическим лицам счетов на общую сумму 151,3 млрд руб.

Оплачено было 117,6 млрд. То есть долг по итогам года составил 33,7 млрд руб., из них 26 млрд как раз задолженность жителей. К весне 2020 г.

общая сумма долга перед операторами по всей стране, по данным ППГК РЭО, достигла 50 млрд руб.

Недовольство жителей многих регионов вызвало и то, что реформа, призванная уменьшить объем отходов, привела к еще большему захламлению мусорных площадок и прилегающих к ним территорий.

Дело в том, что новое законодательство не закладывает в тариф на вывоз мусора средства на содержание во дворах контейнерных площадок, их уборку и дезинфекцию.

Органы местного самоуправления согласно новому закону обязаны создавать и содержать контейнерные площадки, вести реестр и определять схему размещения мусорных баков. И теперь порядок на площадке зависит исключительно от властей: где-то чисто, где-то свалка.

«Раньше жители платили УК, которая нанимала дворников. Теперь расходы на вывоз мусора исключены из тарифа УК, – комментирует Андрей Худолеев, юрист Московской областной общественной организации содействия охране окружающей среды и контролю в ЖКХ.

– При этом закон не обязывает операторов, которые получают деньги за вывоз отходов, убирать саму мусорную площадку и ее окрестности. Жители на общем собрании могут принять решение о включении расходов на содержание контейнерных площадок в состав тарифа на содержание и ремонт.

Но вряд ли они согласятся, ведь получится двойная оплата за мусор».

Массовые жалобы населения на срыв графика вывоза мусора и захламленность контейнерных площадок становятся поводом для расторжения договоров региональных операторов с мусоровывозящими компаниями.

Те, в свою очередь, винят во всех бедах операторов, которые задерживают оплату услуг по вывозу отходов.

А операторы свою позицию аргументируют тем, что при плохой платежной дисциплине потребителей они и сами оказались не в состоянии оплачивать услуги подрядчиков – тарифы мусоровывозящих компаний составляют примерно 400 руб. за 1 куб. м мусора.

Оставьте комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *