Сколково и Новая Москва станут зонами экологичного строительства

[adace-ad id=»5714″]

Давно известный факт — времени на раскачку у нас нет.

За технологический рывок в России отвечает множество структур: «Роснано», Фонд инфраструктурных и образовательных программ, корпорация «МСП», Российский экспортный центр, ЭКСАР, Фонд развития промышленности, Фонд содействия развитию малых форм предприятий в научно-технической сфере и фонд «Сколково».

Широкой публике наиболее знаком именно последний из них. Российская «Кремниевая долина» существует уже без малого 10 лет, поэтому давайте взглянем на прошлое и настоящее самого масштабного high-tech инкубатора в нашей стране.

Сколково — это типа Иннополиса? 

Да, Сколько и Иннополис — это так называемые технополисы, компактные «города» заточенные на технический прогресс, науку, исследования, инновации, рокет саенс, изобретения, робототехнику. Их градообразующие предприятия — научно-промышленные комплексы, научно-исследовательские и учебные институты.

Сколково и Новая Москва станут зонами экологичного строительства

Сколково располагается в западной части Москвы и действительно задумывалась как наш ответ Силиконовой долине в далеком сентябре 2010 года, когда, на тот момент президент, Дмитрий Медведев подписал соответствующий указ.

По всем правилам строения наукоградов, архитектура Сколково выполнена в стиле хай-тек, который разработало французское бюро AREP. Денег на градостроительную часть не жалели и даже сейчас Сколково выглядит весьма технологично с эстетической точки зрения.

В структуру Сколково входит несколько основных объектов из которых особенно выделяются, пожалуй, три:

Правда ли, что Сколково построили в поле?

Верно. Одно из главных особенностью Сколково является тот факт, что он был построен фактически в чистом поле — на том месте не было ни единого здания. Нужно понимать, что технопарк — это просто натыканные производственные и исследовательские центры, соединённые одной ЛЭП. Технопарк — это ключевой субъект внутри страны, который даёт буст экономической и предпринимательской деятельности.

Сколково и Новая Москва станут зонами экологичного строительства

Построить индустриальный и промышленный технопарк в России настолько же сложно, насколько вы это себе представляете. Подрядчиков, способных выполнить такой сложный и масштабный проект на рынке единицы. Одним из самых авторитетных предприятий по проектированию технопарков считается проектно-инжиниринговая компания V-GRAND.

Технопарк имеет свой стандарт функционала, который ввела Международная ассоциация технопарков и научных парков (ASPA) в далеком 2002 году.

Технополис должен налаживать коммуникацию между бизнесом, наукой и учебными заведениями, оказывать помощь в получении грантов и льгот, обеспечивать необходимым оборудованиям своих резидентов, привлекать инвесторов (в том числе иностранных) и создание новых рабочих мест.

В России существует и свой бюрократический документ  — Стандарт индустриального (промышленного) парка от Минэкономразвития России.

С проектированием и строительством — еще сложнее. Всего существует две классификации такого проекта:

Greenfield

Создание технопарка «с нуля». На месте, где не было промышленного производства (при создании «Сколково» использовали именно этот подход).

Настоящий индустриальный парк — это почти всегда «Гринфилд» — проектирование с учетом всех потребностей, возможности расширения, расположение объектов, качественные материалы, строительство по технологии BIM, современный внешний вид.

Но за такую роскошь придётся заплатить немало денег, ведь всю инфраструктуру придётся строить с того же «нуля» для всей промышленной зоны: электросеть, дороги, очистительные сооружения, связь, теплосеть, газопровод, электросеть, водоснабжение и так далее.

Brownfield

Промышленная зона, где ранее размещались производственные объекты. Технопарк будет возведен на основе оставшейся инфраструктуры.

Плюсы такого подхода очевидны — готовые коммуникации, удобное расположение (обычно рядом с федеральными трассами и/или железнодорожными путями), уменьшение затрат на строительство из-за уже существующих построек и, в следствие этого, уменьшение стоимости аренды. Минусы тоже лежат на поверхности — наследие СССР вряд ли находится в идеальном состоянии.

Потребуется, как минимум, косметический ремонт, чтобы не отпугнуть юных стартаперов. Если к этому прибавить ремонт водоочистительных сооружений, крыши, замену труб, то вполне может возникнуть ситуация, когда проще построить всё с нуля.

[adace-ad id=»5226″]

Технопарк «Сколково»

Основная цель работы Технопарка «Сколково» — это создание инфраструктуры для инновационной деятельности, акселерация бизнеса, привлечение молодых талантов в качестве резидентов. На данный момент общая площадь технопарка «Сколково» – это немыслимые 110 000 м².

  Все кластеры расположены в технопарке, на котором раскинулись офисные помещения, образовательные и научные центры. Технопарк — это и есть основа Сколково, вся его суть. На 2020 год текущая загруженность технопарка близка к 100%, поэтому было принято решение о строительстве двух дополнительных ниток, которое стартует в 2024-2025 году.

В этот же промежуток времени планируется открытие собственного технопарка «Сбербанка», который по площади будет самым большим технопарком в мире.

Сколково и Новая Москва станут зонами экологичного строительства

Помимо стандартного офисного размещения, технопарк Сколково помогает формировать команду (подбор кадров), помощь с организацией бизнес-процессов, охрану интеллектуальной собственности, построение имиджа и стратегии развития продукта, обучение инновационному менеджменту, возможность использовать научную и технологическую экспертизу Сколковского Технологического Института, доступ к нужному оборудованию, проведение конференций по инновационным технологиям.

«Сколково» сейчас

Спустя десять лет развития технопарка можно подвести некоторые итоги. В данный момент (2020г.) количество компаний в Сколково приближается к отметке 2800.

Более половины из них (~60%) получили выручку (совокупная всех компаний — 400 млрд. рублей). Было создано почти 40 000 рабочих мест, было получено 1300 патентов, а грантов выдали более чем на 15 млрд.

рублей. Пациент скорее жив, чем мертв.

Что касается именно реализации продуктов, созданных в Сколково, то здесь не всё так радужно. Всего 30% резидентов смогли вывести продукт на рынок, остальные 70% продолжают бороться за место под солнцем.

Считается, что, в основном, успех имеют исследовательские центры крупных компаний и резиденты, которые ориентированы на разработку продуктов для гигантов рынка, вроде Сбербанка, Росатома, Россетей, S7, Microsoft, Intel, IBM, Siemens, Airbus.

Однако, в Сколково полно success story у совершенно самобытных продуктов.

Вот лишь несколько последних примеров: «Экзамус» (создание инструментов онлайн-прокторинга), «Скан Граф» (сервис с технологией получения 3D акустических изображений на дне с высоким изображением, их анализ и идентификация при помощи технологий ИИ), «РЕПЕЙ» (комплекс поэлементного контроля и предиктивной диагностики аккумуляторной батареи)

Сколково и Новая Москва станут зонами экологичного строительства

Развитие «Сколково» как единой экосистемы тоже продолжается — в планах увеличение площади технополиса до 3700 тыс. кв. м, развитие логистической и транспортной инфраструктуры.

В 2021 году будет начато строительство центра ядерной медицины и делового квартала «Сколково Парк».

Так же важное соглашение было подписано с Группы Группой ЧТПЗ (металлопрокат) о создании Центра развития инноваций в 2021 году.

За громкими сделками происходят и вполне житейские истории. Например, доставка документов с помощью роботов. Речь идёт о проекте «Яндекс.Ровер» — робота, курсирующего по улицам Сколково с апреля 2020 года.

Полностью автономный «бокс» умеет заранее планировать маршрут и объезжать препятствие. Управлять роботом можно через приложение.

Яндекс уже не в первый раз обкатывает свои технологические новинки в Сколково и местным жителям от этого одни плюсы — в будущем планируется доставлять с помощью «Яндекс.Ровер» еду и посылки с интернет-магазинов

Сколково и Новая Москва станут зонами экологичного строительства

Кстати, Роверы уже начали своё шествие по улицам Москвы.

Сколково и Новая Москва станут зонами экологичного строительства

Хочу в Сколково! Что мне делать?

Статус резидента Сколково — это, в первую очередь, репутация. Искать инвестиции под свой стартап гораздо проще, имея статус резидента инновационного центра.

Чтобы стать участником Сколково необходимо заполнить заявку, которые будут премодерировать их эксперты на предмет инновационности и перспективы роста.

Но для начала вам придётся пройти небольшой онлайн-курс по теме на самом сайте (https://sk.ru/applicants-actions/)

Как устроен инновационный центр «Сколково»

В следующем году «Сколково» отмечает десятилетие.

За прошедшие годы пустырь за МКАДом, где выросло первое здание Гиперкуба, превратился в настоящий наукоград — инновационный центр, попасть в который стремятся и новички отрасли, и самые передовые крупные бизнесы: Сибур, ТМК, «Сбербанк», Boeing. «Сноб» рассказывает, как строился центр, как устроена его экосистема и каким будет самый технологичный город в России

Сколково и Новая Москва станут зонами экологичного строительства

Десять лет назад Фонд «Сколково» задумывался как набор институтов, которые сформируют среду для появления и развития инновационных компаний.

Сегодня это экосистема с полноценной городской инфраструктурой — жилыми домами, международной гимназией, университетом, Технопарком и значительным количеством научно-технических центров крупных корпораций.

Внутри экосистемы более 150 компаний-инвесторов, сотня индустриальных партнеров, а также более 2000 стартапов 

За время существования Фонд выдал более 3500 грантов на общую сумму 15 миллиардов рублей. Самый большой объем финансовой помощи получили проекты в области биологических и медицинских технологий: их доля в портфеле «Сколково» составляет 33%.

Часть 2. Что такое «поддержка стартапов»

Основная задача «Сколково» — создать среду, в которой предприниматели смогут эффективно реализовать свои идеи. Именно поэтому Фонд тщательно отбирает инновационные проекты, следит за их развитием, внедрением, кооперацией с другими резидентами. 

Чтобы стать резидентом «Сколково», нужно получить статус участника проекта. Процедура выстроена таким образом, чтобы исключить любые подтасовки. На первом этапе подается заявка, которая отправляется на рассмотрение экспертов. Каждый проект оценивают от 5 до 7 профильных специалистов, выбранных из пула (в общей сложности Фонд пользуется услугами 750 независимых экспертов) компьютером.

Читайте также:  Эксперты рассказали о покупателях элитной недвижимости в Москве-2014

Они получают на рассмотрение анонимную анкету, в которой сосискатель излагает суть технологии. Оценка проводится по четырем критериям: научная обоснованность и технологическая реализуемость, команда, конкурентные преимущества, потенциал коммерциализации. Всего за время существования Фонда проанализировано более 20 тыс. заявок.

Те стартапы, которые стали участником проекта, получают доступ к многочисленным сервисам, в числе которых акселерационные программы и услуги центра сертификации и стандартизации. Многие сервисы участники проекта могут получить на льготных условиях — например, услуги Технопарка или помощь в регистрации интеллектуальной собственности.

Также участники могут рассчитывать на налоговые льготы, грантовое финансирование и информационную поддержку своей работы. 

Еще один инструмент, который хорошо поддерживает стартапы, и активно развивает бизнес-среду, — это поиск клиентов и подходящих рынков.

Фонд, во-первых, активно участвует в международных ярмарках и отправляет туда своих резидентов (Slush, Bio International Convention и другие), а во-вторых, проводит собственные ежегодные мероприятия — Open Innovations Startup Tour, Startup Village, CyberDay и другие.

Два года назад в пилотном режиме запущена индивидуальная акселерация. В результате около сотни стартапов нашли новых партнеров и нарастили выручку. Один из них — разработчик инновационных решений для умного дома «ЛИИС Инженерные решения» — за последний год при помощи Фонда вышел на европейский рынок и увеличил выручку в 12 раз.

Кроме того, Фонд занимается акселерацией корпоративной – по конкретным заданиям партнеров из числа крупных компаний. Это позволяет приблизить решения молодых команд к реальным потребностям заказчиков и в будущем интегрировать полученные разработки в их бизнес.

Например, в прошлом году «Сколково» и авиакомпания S7 провели конкурс инновационных проектов S7 Startup Challenge, по итогам которого три стартапа-победителя получили инвестиционную поддержку и партнерство с S7, а сама авиакомпания — готовые решения для внедрения.

Сколково и Новая Москва станут зонами экологичного строительства Сколтех

Часть 3. Институт, технопарк, научные центры — как устроено «Сколково» сегодня 

В экосистему «Сколково» входит Сколковский институт науки и технологий (сокращенно Сколтех), который создан при участии одного из самых успешных технологических университетов мира — Массачусетского технологического института (MIT). Первым ректором Сколтеха был профессор MIT Эдвард Кроули. Через 5 лет после открытия — в 2016 году — ректором стал академик Александр Кулешов. 

Сколтех готовит исследователей и предпринимателей, а в учебном процессе делает акцент на инновационных и бизнес-практиках. Образование в Сколтехе — это подготовка к работе в условиях быстро меняющегося научно-технологического ландшафта. Успехи наглядно демонстрирует статистика: в 2018 году 80% выпускников Сколтеха основали стартапы или начали работать в высокотехнологичных компаниях.

В 2018 году Сколтех получил награду Rising Star of Citation Impact за самый большой рост количества публикаций и цитат среди российских институтов, а в октябре этого года университет попал в топ-100 лучших молодых вузов по версии главного научного журнала Nature, заняв 97 место и став единственным российским вузом в Nature Index.

1 сентября 2018 года институт переехал в новое здание, построенное по проекту швейцарского архитектурного бюро, обладателя архитектурного «Оскара» — Притцкеровской премии — Herzog & de Meron. А через год – в сентябре 2019 — сам проект получил главный приз в номинации «Лучший университетский кампус» ежегодной архитектурной премии Prix Versaille. 

В экосистему «Сколково» также входит самый большой Технопарк в Восточной Европе — здание, наиболее известное среди посетителей Инновационного центра. Его площадь превышает 96 тысяч квадратных метров, а это — почти 14 футбольных полей.

Сколково и Новая Москва станут зонами экологичного строительства Технопарк «Сколково»

Основная задача Технопарка — объединить резидентов из разных сфер (в «Сколково» верят в мультидисциплинарный подход к построению бизнеса — когда представители разных областей встречаются и придумывают что-то новое, ни на что не похожее, революционное) и предоставить им все необходимые сервисы для развития технологий.  Именно здесь проходит форум «Открытые инновации», и здесь же расположены офисы более 250 резидентов, лаборатории и центры коллективного пользования.

Сколково и Новая Москва станут зонами экологичного строительства Технопарк «Сколково»

Важную роль в развитии «Сколково» играют индустриальные компании-визионеры — те, кому интересно вкладываться в новые технологии и науку, следить за состоянием отрасли, искать перспективные направления.

Сегодня у Фонда больше сотни партнеров, которые участвуют в технологических разработках стартапов, а также строят на территории иннограда центры НИОКР (научно-исследовательские и опытно-конструкторские работы).

Например, холдинг «Сибур» открыл центр для нетворкинга специалистов в области получения и переработки полимерных материалов.

«Татнефть» в своем центре разрабатывает технологии нефтедобычи, «Трубная Металлургическая Компания» исследует, как повысить эффективность основных технологических процессов в черной металлургии, а Сбербанк построил самый большой в России центр обработки данных.

Экосистему также формируют венчурные структуры. В 2017 году была создана инвестиционная платформа Skolkovo Ventures, под управлением которой находятся три венчурных фонда, инвестирующие в проекты в области IT, индустрии 4.0 и агротехнологий.

Их задача — вовлечь в российский венчурный рынок новых игроков: крупные технологические компании и корпорации с государственным участием.

В 2018 году сервисы Skolkovo Ventures привлекли для компаний-резидентов более трех миллиардов рублей внебюджетного финансирования, при этом поддержку наставников («инвестиционный менторинг) получили 155 компаний.

Часть 4. Город с открытым кодом

Сколково и Новая Москва станут зонами экологичного строительства

«Сколково» — куда больше, чем научный город или технопарк. По задумке его создателей, он состоит из четырех районов — Южный, Технопарк, Университет и Северный, каждый из которых самодостаточен с точки зрения комфортной городской среды. И в то же время, вместе с Центральной зоной и Зоной озеленения они составляют единый ансамбль, объединенный общей инфраструктурой и градостроительной концепцией, разработанной французской компанией AREP.  В ее основе лежит идея Urbanvillages — малоэтажного поселения с низкой плотностью застройки, в котором жилье находится в шаговой доступности от работы и рекреационных зон, при этом пространство используется практически круглосуточно.

Сколково и Новая Москва станут зонами экологичного строительства

Градообразующими элементами «Сколково» можно считать Университет и Технопарк.

Рядом с ними возводятся многочисленные офисные и лабораторные здания, многоквартирные жилые дома и коттеджи, спортивные центры и магазины.

По проекту нового Генплана Инновационного центра, всего на территории «Сколково» будут жить около 17 тыс. человек, а работать — более 80 тыс. (с учетом тех, кто будет регулярно приезжать из Москвы).

Часть 5. Предстоящее десятилетие

Свое десятилетие Фонд будет отмечать в течение всего следующего года. В программе — мероприятия, посвященные юбилею и специальные выступления на различных форумах в России (ПМЭФ, ВЭФ и Российский инвестиционный форум в Сочи) и за рубежом (Всемирный экономический форум в Давосе). 

В глобальных планах у «Сколково» в 2020 году — Нобелевская неделя, на которую в Москву будут приглашены 7-10 Нобелевских лауреатов по физике, химии, медицине и экономике, а также новая премия «Сколково» в области инноваций и новых технологий, которая будет носить имя Нобелевского лауреата Жореса Алферова –он стоял у истоков создания «Сколково» и до конца жизни являлся сопредседателем Консультативного научного Совета Фонда.

Фото предоставлены Skolkovo Foundation

Бочкарев: Здания ММК в «Сколково» соответствуют стандартам экоустойчивого проектирования и строительства

Сколково и Новая Москва станут зонами экологичного строительства Сколково и Новая Москва станут зонами экологичного строительстваНа фото заместитель мэра Москвы по вопросам градостроительной политики и строительства Андрей Бочкарев. пресс-служба Комплекса градостроительной политики и строительства города Москвы

Здания Международного медицинского кластера в «Сколково» соответствуют международным стандартам экоустойчивого проектирования и строительства. Об этом рассказал заместитель мэра Москвы по вопросам градостроительной политики и строительства Андрей Бочкарев.

— Для оценки используют стандарт Leed (Leadership in Energy and Environmental Design). Эта система регулирует практически каждую составляющую работы здания: от вентиляции до водоснабжения — и оценивает, насколько эффективно происходит использование ресурсов, — сообщил заммэра.

Андрей Бочкарев добавил, что здание Страсбургского университетского госпиталя в медкластере обеспечивает максимальное использование естественного света, а дополнительное воздействие на энергоэффективность оказывает озеленение объекта.

Пресс-служба Комплекса градостроительной политики и строительства Москвы добавила, что «зеленые» здания потребляют меньше электроэнергии и отдают меньше тепла в окружающую среду. Одним из инструментов такого проекта является «зеленая» кровля. Ее функционирование позволяет поддерживать экологию Москвы и сокращать экономические затраты.

«Новые округа» — еженедельная бесплатная информационная газета о деятельности государственной власти Троицкого и Новомосковского административных округов. Издание регулярно знакомит читателей с актуальными событиями в жизни поселений.

  • Возрастная категория сайта 12+
  • Контакты: +7 (499) 557-04-24, добавочные: 222, 235, newokruga@vm.ru
  • Учредитель СМИ: Префектура Троицкого и Новомосковского административных округов
  • 117042, Россия, Москва, аллея Витте, д. 5
  • Главный редактор: Куприянов Александр Иванович

Приемная префекта Д.В.Набокина +7 (499) 652-61-20

Дежурный по префектуре (по рабочим — с 17 до 8 час., по выходным — круглосуточно) +7 (499) 652-61-20. Горячая линия Префектуры ТиНАО по вопросам ЖКХ +7 (499) 652-61-05

Центральный факс (круглосуточно) +7 (499) 652-61-01

Пресс-служба: +7 (499) 652-61-29, tinao@mos.ru

Экологическая программа Фонда «Сколково» станет первым шагом на пути к «зеленой» экономике

12 августа состоялась пресс-конференция, посвященная запуску первой экологической программы Фонда «Сколково» GreenTech Startup Booster. Проект организован при поддержке Министерства природных ресурсов и экологии РФ и Министерства строительства и ЖКХ РФ совместно с экологически ориентированными российскими и международными компаниями.

Читайте также:  Итальянская гостиничная сеть построит ТЦ и элитные дома в регионах России

Цель уникальной для России экологической программы GreenTech Startup Booster — внедрение «зеленых» технологий в ключевых отраслях промышленности, поддержка стартапов и зрелых разработок компаний, работающих в сфере экологии, консолидация бизнеса, науки и государства в решении экологических проблем, но самое главное — реализация глобальной модели устойчивого развития общества. Отбор в GreenTech Startup Booster продлится до декабря 2020 года, заявки принимаются до 3 октября. После этого до марта 2021 года для лучших проектов планируются пилотные внедрения. 

Сколково и Новая Москва станут зонами экологичного строительства

На международной арене мероприятию окажут поддержку партнеры: WIPO Green, Climate-KIC, International Association of Science Parks (IASP) и Sustainable Development Solutions Network (SDSN).

С российской стороны проект поддержат АНО «Национальные приоритеты», Агентство инноваций Москвы, АО «МСП Банк», «Зеленый патруль», «Деловая Россия», Московский инновационный кластер, Торгово-промышленная палата РФ, Фонд содействия инновациям, Фонд «Русский углерод», Российское экологическое общество и ряд других организаций, заинтересованных в развитии экологических технологий в России.

Программа предназначена для компаний, имеющих разработки в стадии готовности от опытного образца до промышленного производства.

Тематика решений привязана к основным задачам промышленности в области экологии и устойчивого развития как по текущим вызовам, так и по задачам перспективного развития (снижение углеродного следа и выбросов парниковых газов, повышение эффективности очистных сооружений по воде и воздуху, утилизация отходов и т. д.).

Председатель Фонда «Сколково» Аркадий Дворкович заострил внимание на глобальности проблемы экологии и ее значимости в контексте устойчивого развития общества, а также на экономических аспектах внедрения «чистых» технологий.

Аркадий Дворкович, председатель Фонда «Сколково»: «Экологическая повестка — один из приоритетов в работе инновационного центра. Более 300 наших резидентов уже реализуют проекты, связанные с этим направлением.

Многие из них работают на конкурентном рынке, их общая выручка в 2019 году составила почти 7 млрд рублей. Сегодня пришло время не просто поддерживать отдельные компании, а осуществить полноценный проект с бизнес-партнерами.

Поиск современных высокотехнологичных решений по такому социально значимому и актуальному на сегодняшний день направлению — непростая задача. И ее выполнение невозможно без участия ведущих российских вузов, крупнейших отечественных и международных корпораций.

Уверен, совместно нам удастся реализовать самые амбициозные планы в области экологии».

Первый заместитель министра Министерства природных ресурсов и экологии РФ Денис Храмов сообщил, что видит задачу государства в том, чтобы обеспечить налоговые и другие меры финансовой поддержки экологичным компаниям.

Это уже не требования корпоративных правил — это требования общества.

По проектам «Внедрение НДТ» и «Чистый воздух» с предприятиями заключено 33 четырехсторонних соглашения на сумму более 420 млрд рублей, в соответствии с которыми реализуются проекты по снижению выбросов вредных веществ в окружающую среду.

Денис Храмов, первый заместитель министра природных ресурсов и экологии РФ:«Программа акселератора GreenTech Startup Booster — очень своевременная и востребованная инициатива. Минприроды ее активно поддерживает.

Нам объективно нужна площадка для поиска новых решений в отношении ликвидации вреда окружающей среде от производства.

Такая программа важна для реализации нацпроекта “Экология”, ключевого инструмента политики в сфере охраны окружающей среды, конечная цель которого — переход к “зеленой” экономике».

Заместитель министра строительства и жилищно-коммунального хозяйства Максим Егоров рассказал о том, что предпринимает Минстрой РФ в рамках реализации нацпроекта «Экология». В соответствии с поставленной правительством задачей нужно улучшить качество воды с 50 до 90,8 %, построить или реконструировать свыше 2 тыс. объектов.

Максим Егоров, заместитель министра строительства и жилищно-коммунального хозяйства РФ: «Экология — главный фактор комфортной городской среды. У нас есть задача, поставленная президентом: в 1,5 раза улучшить его по сравнению с 2018 годом.

Городская среда — это вода, воздух, парки и скверы — все, что нас окружает. Поэтому очень востребованы технологии мониторинга окружающей среды и другие решения в рамках smartcity.

Уверен, все, что будет обсуждаться в рамках GreenTech Startup Booster, поможет нам улучшить жизнь граждан».

Вице-президент Фонда «Сколково» Олег Дубнов рассказал о том, что идея экологической программы появилась около полугода назад.

Все началось с визита руководства компании «Сибур», открывшей в «Сколково» современный научно-исследовательский центр, в лаборатории компании «Хеликс», также расположенные в «Сколково».

Работу акселератора было решено разделить на шесть блоков: снижение негативного воздействия на воду, воздух и землю, чистая энергия, мониторинг окружающей среды, а также человек и окружающая среда.

Олег Дубнов, вице-президент, исполнительный директор Кластера энергоэффективных технологий Фонда «Сколково»: «Мы нацелены на то, чтобы собрать стартапы с проектами, готовыми как минимум к пилотной реализации в течение года. Предпочтение отдается юридическим лицам, чтобы ускорить процесс внедрения технологии.

Заявки принимаются от российских и международных компаний. Ожидается, что их будет более 500, в ноябре отберут 50 проектов, из которых на финальном этапе в декабре индустриальные партнеры выберут 20 лучших для реализации пилотных проектов. Сейчас нас поддерживают два министерства.

Надеемся, что к ним присоединятся и другие заинтересованные государственные структуры».

Индустриальные партнеры GreenTech Startup Booster смогут провести пилотные испытания и внедрения для финалистов программы на своих площадках самостоятельно либо при поддержке Фонда «Сколково». Финалисты также смогут стать участниками «Сколково» с возможностью получить пятимиллионный грант на реализацию пилотного проекта.

Свое участие в программе в качестве индустриальных партнеров уже подтвердили российские компании «Сибур», НЛМК, Helyx, «Северсталь», «Татнефть», «Газпромнефть», ТМК и зарубежные лидеры в формировании экологической повестки ENEL, EDF, TOTAL. Ведущие российские вузы РХТУ имени Д. И. Менделеева, МИСиС, РГУ нефти и газа имени И. М. Губкина, МФТИ, ЛГТУ, МЭИ, УГНТУ выступят в качестве научных партнеров. 

Сайт программы GreenTech Startup Booster: https://greentech.sk.ru/

Справочная информация

Фонд «Сколково» – некоммерческая организация, созданная в 2010 году и исполняющая функции управляющей компании Инновационного центра «Сколково». Цель Фонда — поддержка технологического предпринимательства в России и коммерциализация результатов научно-исследовательской деятельности. Число резидентов «Сколково» уже приблизилось к 2,5 тысячам.

Фонд оказывает им комплекс услуг, необходимых для вывода разработок на российский и международный рынки. Статус резидента дает компании налоговые и таможенные льготы. В 2019 году выручка резидентов составила более 100 млрд рублей, а сумма привлеченных ими инвестиций превысила 13 млрд руб.

С 2019 года закон позволяет любой организации, занимающейся исследовательской деятельностью на территории России, получить доступ ко всем сервисам и льготам Инновационного центра. На территории Инновационного центра «Сколково» расположен Сколковский институт науки и технологий (Сколтех), входящий в топ-100 молодых университетов мира по версии Nature Indeх.

Инфраструктуру Инновационного центра составляют, в частности, крупнейший в Европе Технопарк и исследовательские центры индустриальных партнеров. В 2019 году в Инновационном центре открылись три новых партнерских R&D-центра — компаний «Сибур», ТМК и «Татнефть». На территории «Сколково» в общей сложности уже введено в эксплуатацию более 750 тыс. кв. м.

жилых кварталов, исследовательских  и образовательных  центров. Внебюджетные инвестиции в создание инфраструктуры превысили 100 млрд руб. Сайт: www.sk.ru.

  • Telegram: @oi_press
  • Контакты для СМИ:Александра БарщевскаяФонд «Сколково»Пресс-секретарь
  • E-mail: ab@sk.ru

Как повлияет строительство ЦКАД на экологию Подмосковья?

ЦКАД — это система платных автомобильных дорог Московской области протяженностью, по разным данным, от 516 до 550 км. Срок ввода в эксплуатацию — 2025 г. С момента анонсирования проекта ученые разных специальностей не устают говорить о его экологической опасности. Редакция KVARTIRAzaMKAD.ru собрала все доступные экологические прогнозы.

Сколково и Новая Москва станут зонами экологичного строительства

ЦКАД пройдет через 13 районов Подмосковья и задействуют «бетонки» Большого и Малого колец, объединив их в скоростной автобан (разрешенная скорость — до 120 км/ч).

На пересечении с 18 радиальными автомагистралями будут построены многоуровневые развязки, а пересечения с железными дорогами также будут разнесены на разные уровни.

Всего предполагается строительство 31 развязки и 180 искусственных сооружений.

Будут построены объезды вокруг Ногинска, Электростали, Бронниц, Звенигорода, Голицыно, Химок, Балашихи, Одинцово. Большая развязка появится возле Жуковского. В районе Капотни появятся объезд через Дзержинский и Лыткарино. В качестве главных узлов развития рассматриваются Клин, Солнечногорск, Поварово, Кубинка, Климовск, Домодедово, Бронницы, Электросталь, Ногинск и Рахманово.

После первого этапа строительства дорога будет четырехполосной, после второго — 6–8 полосной.

У ЦКАДа много задач: разгрузка вылетных магистралей и уличной сети столицы, организация международных транспортных коридоров и т. д.

Считается, что эта дорога решит и проблему заторов в Московском регионе, образующихся из-за железнодорожных переездов. Предположительно пропускная способность ЦКАД достигнет 70–80 тыс. автомобилей в сутки.

Ожидается, что ЦКАД будет одной из самых передовых автотрасс в стране: современная автоматическая система управления дорожным движением, станции метеонаблюдения, площадки для вертолетов, средства экстренной связи, стоянки для отдыха водителей и зоны дорожного сервиса. То есть подобие лучших дорог Европы.

Но в местах пересечения ЦКАД с главными радиальными дорогами МО должны возникнуть склады и «логистические центры» (в ближайшие годы на территории Подмосковья предполагается строительство 20 таких центров, большая часть из которых будет располагаться как раз вдоль ЦКАД).

Как заявил в прошлом году председатель комитета Госдумы по экономической политике, инновационному развитию и предпринимательству Игорь Руденский, все логистические компании смогут возвести в районе ЦКАД свои центры, откуда будут поставлять грузы в столицу более легким транспортом.

Читайте также:  За капремонтом дома можно будет следить онлайн

По январскому же заявлению бывшего министра инвестиций и инноваций Московской области, а ныне заместителя председателя подмосковного правительства Дениса Буцаева, благодаря ЦКАДу регион станет глобальным центром грузообработки, что даст экономические преференции и глобальный толчок к развитию прилегающих территорий. Приоритетными возле ЦКАД станут промышленные, логистические, торговые объекты, автопорты и АЗС, мотели. Есть где развернуться и застройщикам жилья. Трассу будет обрамлять 6-километровая зона для строительства объектов обслуживания ЦКАД и развития сервисной инфраструктуры. В итоге возникнет около 300 тыс. новых рабочих мест, а антропогенная нагрузка на территорию сильно возрастет. При том, что ЦКАД будет проложена в обход большинства существующих населенных пунктов, по полям и лесам. Исходя из всего этого, возникают глобальные вопросы экологического плана.

Общая экокартина

Идет речь об ухудшении качества окружающей среды, происходящее от дальнейшей урбанизации территории, увеличения площадей городской и промышленной застройки.

К гигантскому кольцу от столицы потянутся радиальные «щупальца», в результате чего для полноценного общения с дикой природой придется углубляться в Подмосковье на куда большее расстояние, чем сейчас. Возрастет и антропогенная нагрузка — ведь к 10 млн.

жителей столицы прибавится еще порядка 500 тыс. — работники, участвующие в строительстве ЦКАД и сопутствующей инфраструктуры и члены их семей.

Правозащитник Андрей Маргулев в 2013 г. писал в своем блоге, что строительство ЦКАД несет в себе два компонента — загрязнение окружающей среды продуктами человеческой деятельности, и уничтожение природных ресурсов. Борис Самойлов, зав.

лабораторией Московского региона ВНИИ Охраны природы еще четыре года назад заявил, что основной вред при строительстве ЦКАД принесет комплекс терминалов и складов, которые разместятся на лесных территориях.

Будут уничтожены природные ресурсы, ухудшится качество воздуха.

Экологи в своих прогнозах говорят об образовании фотохимического смога и техногенном загрязнении водохранилищ. Специалисты по комплексному развитию территорий говорят о пагубности сценария, при котором Московская область превращается в гигантскую перевалочную базу. А вот некоторые конкретные проблемы.

Воздействие на леса

От 40 до 60% дороги проляжет по лесным территориям. Под вырубку попадают леса на площади более 5000 га. Зачищаться будет по 3 км с каждой стороны магистрали.

Еще в 2010 году Алексей Ярошенко, руководитель лесной программы «Гринпис России» заявил, что в результате данного проекта зелёный пояс Москвы сократится на 12%.

Остатки лесных массивов, и так не обладающие большими размерами, распадутся на малые островки и потеряют в итоге свою ценность.

Фрагментация лесных территорий может пагубно сказаться на лесных ландшафтах. Снизится сопротивляемость болезням. Ведь уже сегодня мы видим комплексное поражение елей Подмосковья типографом.

Фрагментация ведет к распаду стен леса, примыкающих к образовавшимся открытым пространствам, распространению заносных (в то числе и опасных для человека) видов растений, ухудшению санитарного состояния лесов.

По подсчетам специалистов, площадь такого выраженного негативного воздействия на природу составит в случае полной реализации проекта порядка 350 тыс. га, 140 тыс. га из которых придется на территории лесов — это 7% от общей площади лесов МО. В итоге лесистость области понизится с 41% до 38,5%. Никаких «компенсирующих мер» при этом не предлагается.

Существует и проблема изменения статуса лесов. Согласно Лесному плану региона, почти все леса, находящиеся между МКАД и ЦКАД, предназначены для рекреационной деятельности. То есть здесь могут размещаться временные постройки и проводиться благоустройство. Но в итоге может потихоньку легализоваться и лесная застройка.

Воздействие на зверей и птиц

Они тоже могут пострадать, ведь фрагментация лесов ведет к сокращению эффективной численности популяций живых организмов и потенциально к их вымиранию. А благодаря радиальным «щупальцам», которые протянутся от Москвы к ЦКАД, диким уголкам природы с редкими обитателями может и не остаться места.

Тем более что отдельным видам животных — таким, как кабаны, лоси или косули для существования необходимы довольно обширные участки сплошного леса, где они могли бы добывать пропитание-то есть на «фрагментированных» территориях они вряд ли выживут. Плюс щум, загрязнения, увлажнения почвы.

Особенно пагубно строительство может сказаться на редких видах, в результате чего видовое разнообразие, по прогнозам, может сильно снизиться. Пострадать могут даже насекомые, неспособные преодолеть 6-километровую полосу.

В 2010 году кандидат биологических наук, орнитолог и старший научный сотрудник кафедры зоологии позвоночных Биологического факультета МГУ Николай Поярков, сказал, что наибольший вред будет нанесён птицам в 500-метровой придорожной полосе.

Опасность, в частности есть для водоплавающих и околоводных птиц, обитающих в двух рыбхозах и системе залитых водой карьеров «Брикет» в Рузском районе — эти птичьи угодья могут быть нарушены. По некоторым утверждениям, на одних только пернатых МО может потерять 30–35 млн. руб.

Загрязнение водоемов

Состояние воды в верхнем течении Москвы-реки и питьевых водохранилищах системы канала имени Москвы определяется состоянием прилегающих природных территорий и водосборных бассейнов.

Увеличение площадей промышленной и жилой застройки в границах водосборного бассейна верхнего течения реки и на территориях, граничащих с питьевыми водохранилищами, повлечет рост количества загрязняющих веществ, направляющихся в источники питьевого водоснабжения столицы.

Строительство ЦКАД затронет ценные природные комплексы, обладающие гидросистемой, отличающейся сложностью и хрупкостью.

Трасса коснется Озернинского водохранилища (на границе Озернинского рыбопитомника и между кварталами Никольского лесничества), Тростенского озера — морено-ледникового проточного водоема в Рузском районе, третьего по площади среди озер региона, пройдет вблизи от чистого озера Сенеж, и по верховьям нескольких десятков рек, которые питают Истринское, Рузское и Старорузское водохранилища.

Заказники и лесничества

Все помнят борьбу за Химкинский лесопарк. А сейчас в 6-километровой зоне трассы оказываются также 19 государственных природных заказников, из которых 4 «встают» прямо на ее пути.

Например, меняются границы «Широколиственного леса в долине Клязьмы» в Ногинском районе и «Системы оврагов у станции Морозки» в Дмитровском.

В частности, из этого государственного природного заказника областного значения была исключена часть 29 Деденевского участкового лесничества, где в прошлом году уже случилась вырубка леса.

Между тем, по утверждениям Дружины охраны природы Биофака МГУ и «Гринпис России», на этом участке сохраняются высоковозрастные широколиственные леса с вязами и места обитания редких видов, находящихся в Красной книге МО — такие, как коралловидный ежовик, клейкий шалфей, черно-синий слизень.

Были изменены и границы ГПЗ «Леса Октябрьского лесничества» в Клинском районе и «Левобережье р. Москвы на участке Тучково-Ожигово» в Рузском. В этих заказниках, обладающих уникальной флорой и фауной, и сведение леса, и капстроительство находятся под запретом.

Но, как и в предыдущих случаях, после проведения реорганизации в марте 2010 года, участки, по которым планировалось строительство ЦКАД, были исключены из состава заказников.

В частности, строительство ЦКАД затронет государственный природный заказник областного значения «Покровский», что в Клинском районе, в окрестностях деревень Покровка и Елино.

В Рузском районе строительство коснется Тучковского, Чепелевского, Глубоковского лесничеств. В первом из них трасса вначале захватит 1800 м, а позже пройдет на протяжении 2,2 км по лесу между его кварталами и перейдет в зону между кварталами Чепелевского лесничества. Ну, а затем, и переход в Глубоковское лесничество.

Климатические изменения и глобальная урабанизация

По утверждению некоторых специалистов, ЦКАД может внести свой вклад и в потепление мезоклимата Московского региона, так как еще больше «разогреет» Подмосковье. Этому будет способствовать уменьшение площади лесов, обладающих умеряющим эффектом для климата.

Поскольку, согласно схеме территориального планирования Московской области, почти вся территория внутри ЦКАД станет зоной концентрации градостроительной деятельности, столица и ближнее Подмосковье превращаются в единый урбанизированный комплекс диаметром примерно 120 км.

Ликвидируются ли пробки?

Алексей Ярошенко полагает, что нет, так как магистраль строится не вдоль основных направлений движения транспорта, а поперек. Чтобы объехать московские пробки, которые никуда не исчезнут, по ЦКАД, надо будет делать чересчур большой крюк.

По мере роста населения машин станет только больше, и транспортный коллапс может охватить все центральное Подмосковье. А значит, число выбросов от автомобилей увеличится.

В прошлом году координатор движения «Синие ведерки» Петр Шкуматов предположил, что экология Московской области пострадает, прежде всего, от увеличения трафика большегрузного транспорта.

Размеры экоущерба

По результатам исследования Дружины охраны природы биофака МГУ, из-за вырубки деревьев материальный ущерб составит более 11,5 млрд. руб., что можно сопоставить с бюджетом лесного хозяйства всей страны на год, составляющим около 20 млрд. руб.

А если по-другому?

Экологи предлагали в свое время при строительстве дороги по максимуму сохранить ее природное окружение и превратить ЦКАД в современную скоростную автомагистраль без размещения вдоль дороги планируемых объектов и узлов ускоренного развития, за исключением инфраструктурных объектов, необходимых для обеспечения нормального функционирования самой автодороги. А Шкуматов говорит, что разгрузке дорог региона способствовало бы строительство хороших дорог в соседних, что позволило бы транзитному транспорту, использующему дороги Подмосковья чисто для нормального проезда, прокладывать маршруты «по диагонали», не заезжая в МО. Все это звучит разумно, но…

Все ли так страшно?

У противоположной стороны свои аргументы. Так, руководитель экспертного центра Probok.net Александр Шумский заявил, что не видит ничего критичного в том, что дороги строятся через лес и апеллирует к общемировой практике.

Интересно, что борьба вокруг Химкинкого леса стала катализатором для его обустройства, расчистки и организации там парковой зоны.

А Денис Буцаев высказывал в том году мнение, что экология Подмосковья, наоборот, выиграет от строительства ЦКАД, поскольку многокилометровые пробки на вылетных трассах, создающиеся, отчасти, благодаря фурам на обочинах, наносят куда больше вреда окружающей среде и жителям близлежащих мест.

Кроме того, у жителей новостроек не будет необходимости ездить на работу в Москву — ведь рядом будут промышленные зоны и деловые центры, где они смогут применить свои силы, а потому дорога разгрузится.

Буцаев также говорил, что надо правильно спроектировать подъездные пути к торговым центрам и грамотно привязать последние к местности, а также обещал, что власти учтут весь негативный опыт, связанный с МКАДом.

Губернатор же Подмосковья Андрей Воробьев и вовсе в прошлом году заявлял, что считает недопустимым возведение ТЦ в непосредственной близости у ЦКАД.

А в июне нынешнего года он объявил об изменении проекта ЦКАД в районе Бронниц, с целью недопущения вырубки уникального реликтового леса (другой причиной был потенциальный снос детсада и школы.

Тогда Воробьев сообщил, что «уникальные места и социальные объекты должны остаться нетронутыми», а потому власти будут искать решения по сохранению экологии и соцучреждений.

Среди некоторых защитных мер, которые предлагают власти — оснащение ЦКАДа специальными туннелями для животных. Таким образом, последние меньше пострадают. Для жителей же небольших населенных пунктов вдоль ЦКАДа, обещают установить шумозащитные экраны.

Читайте так же: Как повлияет строительство ЦКАД на экологию Подмосковья?

Оставьте комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *