Росреестр выступил против монополии на выдачу электронных подписей

08 Ноября 2019 11:23 08 Ноя 2019 11:23 |

Госдума приняла в первом чтении законопроект о серьезном ужесточении требований к удостоверяющим центрам электронной подписи. Выдавать подписи юридическими лицам смогут только ФНС и Центробанк, а госструктурам – Федеральное казначейство.

Государственная Дума приняла в первом чтении законопроект о внесении поправок в Закон «Об электронной подписи». Документ был разработан рядом сенаторов и депутатов и предполагает серьезную реформу удостоверяющих центров электронной подписи.

Напомним, действующий с 2011 г. Закон «Об электронной подписи» вводит три вида подписей: простую, усиленную и квалифицированную. Простой подписью является любая технология, об использовании которой договорились стороны. Усиленной подписью является подпись, выданная удостоверяющим центром.

Квалифицированная подпись – это подпись, выданная аккредитованным удостоверяющим центром. Аккредитацией занимается Минкомсвязи. Такого рода подпись признается аналогом собственноручной.

Новые требования к удостоверяющим центрам

Принятый в первом чтении законопроект увеличивает минимальный размер чистых активов аккредитованного удостоверяющего центра с 7 млн руб. до 1 млрд руб.

, а минимальный размер финансового обеспечения – с 30 млн руб. до 200 млн руб.

Если у удостоверяющего центра есть филиалы в как минимум двух третях российских регионов, то минимальный размер чистых активов может быть сокращен до 500 млн руб.

Росреестр выступил против монополии на выдачу электронных подписей

Госдума серьезно ужесточает требования к удостоверяющим центрам электронной подписи

Срок аккредитации удостоверяющих центров сокращается с пяти до трех лет. За нарушения в работе удостоверяющих центров технического характера вводится административная ответственность. А за умышленные действия сотрудников удостоверяющих центров, помимо административной, вводится еще и уголовная ответственность.

На этом новые требования не заканчиваются. Юридические лица смогут использовать только квалифицированные электронные подписи, выданные удостоверяющим центром Федеральной налоговой службы (ФНС). Дополнительно при заключении сделок будут применяться квалифицированные электронные подписи физических лиц, уполномоченных действовать от лица соответствующих юридических лиц.

В случаях с кредитными организациями, некредитными финансовыми организациями и платежными системами будут применяться квалифицированные электронные подписи, выданные удостоверяющим центром Центробанка.

В случаях с органами госвласти и местного самоуправления, а также их должностными лицами будут применяться квалифицированные электронные подписи, выданные удостоверяющим центром Федерального казначейства.

То есть фактически государство вводит монополию на выдачу электронных подписей юридическим лицам. В случае одобрения законопроекта норма об обязательном получении подписей в удостоверяющих центрах ФНС и Центробанка вступит в силу через два года.

Сертификаты квалифицированных электронных подписей и аккредитация удостоверяющих центров, выданные до опубликования данного закона, будут действительны до конца срок их действия, но не более двух лет. Правительство поддержало предлагаемый законопроект.

Более либеральный законопроект не прошел

Участники рынка критиковали этот законопроект в части введения госмонополии по выдаче электронных подписей для юридических лиц. Интересно, что параллельно с ним в Госдуму был внесен еще один законопроект об электронной подписи – за авторством сенатора Людмилы Боковой.

Тысячи предпринимателей готовы поспособствовать инновационному развитию Москвы

Инновации и стартапы Росреестр выступил против монополии на выдачу электронных подписей

Он во многом дублировал принятый сейчас Госдумой в первом чтении документ, однако в нем не было требований для юридических лиц и кредитных организаций получать электронные подписи только в удостоверяющих центрах ФНС и Центробанка.

Вместо этого там говорилось, что ФНС сможет отзывать сертификаты электронных подписей юридических лиц, а Центробанк – отзывать сертификаты электронных подписей кредитных организаций. Но Комитет Госдумы по финансовым рынкам посчитал, что данный законопроект не соответствует требования Конституции и вернул его разработчикам.

Впрочем, источник CNews в рабочей группе по доработке данного законопроекта говорит, что ко второму чтению документ будет изменен, и от идеи госмонополии на подписи для юридических лиц откажутся.

Однако при этом будут кратно увеличены требования для аккредитованных удостоверяющих центров, выдающих подписи юридическим лицами, в связи с чем общее число таковых удостоверяющих центров не будет большим.

Облачная электронная подпись

В то же время принятый Госдумой в первом чтении законопроект предоставляет возможность использования облачной электронной подписи. С этой целью удостоверяющие центры смогут хранить ключи проверки электронных подписей и, по поручению их владельцев, создавать с их помощью электронные подписи.

Также вводится понятие доверенной третьей стороны. Она будет проверять подлинность электронной подписи в электронных документах в конкретный момент и проверять подлинность электронных подписей, выданных за рубежом. Доверенные третьи лица должны будут проходить аккредитацию в Минкомсвязи. Ожидается, что в Росси появится около 20 таких лиц.

В связи с этим вводится еще одно понятие – метка доверенного времени. Это достоверная информация в электронной форме о дате и времени подписания электронного документа электронной подписью, создаваемая и проверяемая доверенной третьей стороной, удостоверяющим центром либо оператором информационной системы.

Игорь Королев

Короткая ссылка

В кремле не одобрили еще одну версию законопроекта об электронной подписи :: финансы :: рбк

Правовое управление Кремля в третий раз раскритиковало законопроект, передающий ФНС право выдачи бизнесу цифровых подписей: предыдущие замечания в документе не учтены, а новое положение о доверенных лицах противоречит цели закона

Росреестр выступил против монополии на выдачу электронных подписей

Виталий Аньков / РИА Новости

Государственно-правовое управление президента России (ГПУ) отказалось поддержать новую версию законопроекта об электронной цифровой подписи, которую правительство подготовило ко второму чтению. РБК ознакомился с заключением от 29 ноября и текстом законопроекта от 20 ноября, содержание документов подтвердили три источника на финансовом рынке.

Законопроект, принятый Госдумой в первом чтении, наделяет правом выдавать бизнесу усиленные квалифицированные электронные подписи (УКЭП) только Федеральную налоговую службу (ФНС) вместо почти пяти сотен действующих сейчас удостоверяющих центров (среди них — банки, страховые компании, биржи, брокеры, частные ИТ-компании). Правительственные поправки смягчают это требование, разрешая ФНС выбирать доверенных лиц, которые также смогут выдавать квалифицированные электронные подписи.

ГПУ дало отрицательный отзыв на поправки, указав, что они нуждаются в доработке.

Предыдущие замечания правового управления Кремля в поправках не учтены, а новое предложение о доверенных лицах ФНС в нынешнем виде «противоречит основной цели законопроекта», говорится в заключении, которое помощник президента, начальник ГПУ Лариса Брычева направила зампреду и руководителю аппарата правительства Константину Чуйченко.

Усиленные квалифицированные электронные подписи (УКЭП) представляют собой цифровой аналог собственноручной подписи, который создается с помощью сертифицированных ФСБ средств шифрования. С ее помощью организации и граждане могут обмениваться юридически значимыми документами в электронном виде.

Изменения правил их выдачи компаниям, по версии авторов законопроектов — депутатов и сенаторов, призваны сократить масштабы мошенничества с использованием электронных подписей. Однако бизнес выражал недовольство поправками.

В частности, существование единственного удостоверяющего центра в случае возникновения технических проблем может привести к тому, что «деятельность организаций будет парализована», говорилось в письме некоммерческого партнерства ECR, объединяющего крупнейших ретейлеров и производителей потребительских товаров, премьеру Дмитрию Медведеву.

Если законопроект вступит в силу в нынешнем виде, то аккредитованные Минкомсвязью удостоверяющие центры лишатся права выдавать электронные подписи юридическим лицам, а будут работать только с физлицами.

Для центров также ужесточаются требования по размеру собственных средств: не менее 1 млрд руб. вместо текущих 7 млн руб., или не меньше 500 млн руб., если у УЦ есть филиалы не менее чем в 75% регионов.

Еще один вызвавший разногласия пункт — необходимость использования двух подписей (юрлица и его руководителя как физлица): ECR указывало, что это увеличит время обработки и проверки запроса внешними системами при подписании документа.

Фнс готова к монополии на электронную подпись // в госдуме обсудили изменения в профильный закон

Росреестр выступил против монополии на выдачу электронных подписейПраво выдачи электронной подписи юрлицам предлагают отдать удостоверяющим центрам Федеральной налоговой службы (ФНС). Такие изменения в сфере регулирования электронной подписи (законопроект № 747528-7) обсудили на парламентских слушаниях в Госдуме. Одновременно с передачей этих полномочий налоговикам ужесточатся требования к существующим удостоверяющим центрам. Например, размер их собственных средств предлагают увеличить более чем в 70 раз. Это приведет к сокращению числа центров. Участники дискуссии соглашались, что нужны меры для борьбы с мошенничествами в сфере электронной подписи. Но монополия ФНС может нарушить уже существующую систему и негативно повлиять на бизнес.

Законопроект, которому были посвящены сегодняшние парламентские слушания, был подготовлен Минкомсвязи и внесен в Госдуму в мае этого года.

Его главная задача – повышение качества работы удостоверяющих центров и сокращение мошенничества с использованием электронных подписей.

По данным ФНС за 2018 год и три квартала 2019 года выявлено 42 тысячи случаев неправомерного использования ЭЦП, рассказывал заместитель главы ФНС Андрей Петрушин. Один из самых ярких случаев этого года ― мошенническая передача прав на чужую квартиру с помощью ЭЦП.

Для борьбы с мошенничеством в первую очередь предлагается ужесточить требования к удостоверяющим центрам. Размер собственных средств авторы предлагают увеличить до 500 млн руб.

для тех центров, у которых есть филиалы в не менее ¾ субъектов и до 1 млрд руб. для центров без филиалов. Сейчас по Закону о цифровой подписи[1] размер средств для удостоверяющих центров составляет 7 млн руб.

Читайте также:  На востоке Москвы может появиться жилой комплекс с бизнес-инкубатором

независимо от наличия филиалов.

Увеличится и размер гражданской ответственности центров. Сейчас это не менее 30 млн руб. и не более 300 млн руб., а по законопроекту будет от 200 до 500 млн руб. Это поможет устранить с рынка тех, кто финансово неустойчив и недобросовестен, говорил заместитель министра цифрового развития, связи и массовых коммуникаций Олег Пак.

Если эти изменения будут приняты, то рынок удостоверяющих центров сильно сократится. Это означает, что «высвободятся» 10-15 тыс. человек, которые в них работали. Но в Минкомсвязи подумали и о них. Эти люди смогут работать в «доверенных третьих сторонах».

Это, по законопроекту, аккредитованные юрлица, которые на платной основе будут проверять электронную подпись в электронном документе «в конкретный момент времени в отношении лица, подписавшего электронный документ, для обеспечения доверия при обмене данными и электронными документами». Таких организаций будет около 20, говорится в пояснительной записке.

Но заместитель начальника управления Восьмого центра ФСБ России Константин Дробаденко назвал цифру меньше – около 10. Он же пояснил, зачем нужны «доверенные третьи стороны»: чтобы проверять не только действительность сертификатов, но и «дотянуться» до удостоверяющего центра и проверить полномочия лица, подписывающего документ.

Интересы бизнес-сообщества будут учтены, обещают в ФСБ. А глава Федеральной нотариальной палаты Константин Корсик предлагал распространить полномочия «доверенной третьей стороны» и на нотариусов.

Однако сквозной темой парламентских слушаний было другое важное изменение ― передача полномочий по выдаче квалифицированной электронной подписи удостоверяющим центрам ФНС. ФНС к этому готова, заверил замглавы службы Андрей Петрушин. Некоторый опыт у налоговиков есть: сейчас электронные подписи выдаются в рамках личного кабинета налогоплательщикам-физлицам.

Монополия приведет к деградации качества и работы всей системы, опасался глава департамента информационной безопасности Тинькофф-банка Дмитрий Гадарь.

Олег Пак с этим не соглашался и предлагал строить бизнес не на идентификации человека, а вокруг сервисов, которые будут созданы на универсальном механизме идентификации специально для бизнеса. Заместитель министра сравнивал эти механизмы с паспортом гражданина, который выдает государство.

Но если это бы делала коммерческая организация, пусть даже сто раз проверенная, то возникают риски. То же самое касается и юрлиц, полагает Олег Пак.

Электронная подпись: что изменится с 1 июля 2021 года и позже

Мы обновили статью от 19 апреля 2021 года, потому что про поправки стало понятно чуть больше. Все комментарии к прежнему тексту сохранились.

В статье мы используем распространенное выражение «получить электронную подпись». На деле в УЦ получают сертификат электронной подписи. А потом с помощью закрытого и открытого ключей владелец сертификата формирует электронную подпись для каждого файла — «ставит подпись» на документ. Сертификат подтверждает, что ключи принадлежат конкретно этому владельцу и именно он подписал документ.

Что происходит

В 2019 году приняли поправки к Федеральному закону от 06.04.2011 № 63-ФЗ «Об электронной подписи». Часть из них уже заработала, часть начнёт работать в июле 2021 и январе 2022 года.

Июльские и январские изменения коснутся всех, кто использует электронную подпись: руководители будут получать подпись в налоговой и у ее доверенных лиц, сотрудники — в удостоверяющих центрах (далее — УЦ) с новой аккредитацией. 

Какие электронные подписи будут работать после 1 июля 2021 года

После 1 июля для владельцев электронных подписей ничего не поменяется. Осваивать новые правила придется к 1 января 2022 года или раньше — если срок действия подписи закончится раньше января.

Обычно срок действия электронной подписи заканчивается через 12 месяцев с момента получения. Проверить срок можно по инструкции. Также электронная подпись станет недействительна раньше 1 января 2022 года, если аккредитация у УЦ закончится до этой даты.

Какие УЦ больше не смогут выдавать электронные подписи

С июля 2021 года в большинстве УЦ нельзя будет получить электронную подпись — они не пройдут аккредитацию по новым правилам. Подписи, которые такой УЦ выдаст до 1 июля 2021 года, будут работать до 1 января 2022 года (ч. 4 ст. 3 476-ФЗ). Конечно, если сроки действия подписи или аккредитации УЦ не закончатся раньше.

В июле 2021 года станет известно, какие УЦ останутся на рынке, то есть получат аккредитацию по новым правилам. Именно они смогут выдавать электронные подписи. А что контур?

Определить УЦ, которые получат аккредитацию по новым правилам, можно будет по перечню аккредитованных УЦ — приказ об аккредитации у таких центров будет датирован позже 1 июля 2020 года.

Получается, что до 1 июля обновить свою подпись можно в любом УЦ, с 1 июля — в УЦ, получившем аккредитацию по новым правилам.

Где получать подписи сотрудникам и уполномоченным лицам. Электронные доверенности

С 1 января 2022 года сотрудники организаций и уполномоченные лица должны использовать свою личную подпись и для рабочих, и для личных документов (пп. 2 п.1 ст. 17.2 и п. 2 ст. 17.3 476-ФЗ). Такая подпись называется «электронная подпись физического лица» — в ней указаны только ФИО сотрудника и нет данных о юрлице, в котором он работает.

С 2022 года получать подписи физлиц нужно будет в УЦ, которые аккредитованы по новым правилам.

Использовать подпись физлица для документов организации можно будет только вместе с электронной доверенностью (официальное название — доверенность в машиночитаемом виде).

На внедрение этой доверенности понадобится время: разработать принципы её работы, утвердить необходимые нормативные акты, научить информационные системы и сервисы принимать доверенности.

Работа уже идёт, но вряд ли закончится раньше 1 июля 2021 года. 

Поэтому, прежде чем менять свою подпись на подпись физлица, убедитесь, что нужная вам система или портал принимает электронные доверенности. И только после этого обращайтесь в УЦ.

Вероятно, первые новости о доверенностях появятся ближе к концу 2021 года. Чтобы узнать их, следите за новостями своих информационных систем (ФНС, ФТС и т.д.), а также крупных операторов ЭДО и отчётности.

Где получать подписи руководителям и ИП

С 1 января 2022 года руководители юрлиц и ИП должны будут использовать подписи ФНС. Получить такую подпись руководители могут уже с 1 июля 2021 года.

Чтобы получить, нужно будет обратиться напрямую в налоговую или к её доверенным лицам: УЦ, аккредитованным по новым правилам, и прошедшим дополнительный отбор. Список доверенных лиц станет известен в июле 2021 года — о нём расскажут ФНС и сами доверенные лица. 

Рекомендуем дождаться окончательного списка доверенных лиц и точек выдачи подписей. Так вы сможете выбрать точку, где руководителю будет удобнее всего получить подпись. Возможно, это будет тот же самый УЦ, в котором свои подписи будут получать сотрудники, — доверенные лица ФНС смогут выдавать подписи и руководителям, и сотрудникам. 

Как получать электронную подпись налоговой

За первой подписью руководитель должен приехать сам — для удостоверения личности. Отправить представителя даже с нотариальной доверенностью не получится. Получая следующие подписи, он сможет удостоверять личность дистанционно: действующей электронной подписью или биометрическими данными (п.25 Приказа ФНС от 30.12.2020 № ВД-7-24/982@).

С собой руководителю нужно взять паспорт, СНИЛС, защищенный носитель (похож на флешку) и документацию на него. Носитель можно купить в УЦ или у производителя, а можно использовать уже имеющийся. Подойдут модели Рутокен ЭЦП 2.0, Рутокен S, Рутокен Lite, JaCarta ГОСТ, JaCarta-2 ГОСТ или другие, соответствующие требованиям ФНС (пп.в п.22 Приказа ФНС).

Нюансы работы с подписью ФНС

Чтобы электронная подпись работала, на компьютере должно быть действующее средство криптозащиты (например, программа КриптоПро CSP и лицензия на нее). Эту программу можно приобрести в УЦ, у доверенных лиц или у производителя.

В ФНС руководители смогут получить только одну подпись на юрлицо. Ее ключ будет некопируемый, а значит нельзя будет сделать копию для бухгалтера или тендерного специалиста. Всем сотрудникам и уполномоченным лицам, которые также подписывают документы от лица компании, понадобится своя подпись физлица и электронная доверенность.

Для руководителей финансовых организаций и должностных лиц госструктур с 2022 года будут действовать иные правила. Им нужно будет применять подписи, полученные в Центробанке и Казначействе соответственно.

Кому и как получать ЭП с 2022 года: сводная таблица

Кто подписывает документ Что нужно для подписания Где получать ЭП
Частное физлицо ЭП физлица (ФЛ) Аккредитованный УЦ (АУЦ)
Сотрудник организации или уполномоченное лицо ЭП ФЛ + доверенность, подписанная ЭП юрлица (ЮЛ) АУЦ
Руководитель коммерческой организации ЭП ЮЛ, в которой указан руководитель ФНС и доверенные лица
Индивидуальный предприниматель (ИП) ЭП ИП ФНС и доверенные лица
Сотрудник ИП ЭП ФЛ + доверенность, подписанная ЭП ИП АУЦ
Нотариус ЭП нотариуса ФНС и доверенные лица
Автоматическое подписание от организации ЭП ЮЛ без указания руководителя ФНС и доверенные лица

Частые вопросы про изменения

Что мне делать с электронной подписью? 

До 1 июля 2021 года Ничего необычного. Обновите в любом УЦ, если срок действия закончился.

С 1 июля 2021 года до 1 января 2022 года Если нужна новая подпись, то теперь можете получить ее только в УЦ, аккредитованном по новым правилам. Руководители компаний ИП могут обратиться в ФНС.

Ближе к 1 января 2022 года  Скорее всего, к этому сроку станет понятно, как будут работать электронные доверенности для сотрудников и появится список доверенных лиц ФНС. Можно предположить, что действовать нужно будет так:

  • Если вы не руководитель, получите подпись физлица в УЦ, аккредитованном по новым правилам. Но сначала проверьте, что сервисы и порталы, где вы работаете, принимают электронную доверенность.
  • Если вы руководитель юрлица или ИП — обратитесь в УЦ ФНС или к её доверенным УЦ, чтобы получить электронную подпись юрлица.

А что контур?

Удостоверяющий центр Контура соответствует всем требованиям, предъявляемым законом об электронной подписи, и сейчас мы в процессе получения аккредитации. 

Когда получим её, планируем сотрудничать с УЦ ФНС, чтобы стать доверенным лицом, которое поможет выдавать электронные подписи руководителям юрлиц и ИП.

Также Контур участвует в разработке нормативно-правовых актов, которые регулируют применение электронных доверенностей. И планирует участвовать в подготовке системы этих доверенностей. А наши сервисы будут поддерживать работу таких доверенностей со всеми информационными системами, с которыми взаимодействуют.

Срок действия моей подписи заканчивается после 1 января 2022 года. Она будет работать в 2022 году?

Если ваш УЦ не получит аккредитацию по новым правилам, то нет — подпись с 2022 года работать не будет. 

Если ваш УЦ получит аккредитацию, то прямого ответа на этот вопрос в законодательстве сейчас нет. Известно только, что руководителям компаний и ИП в любом случае нужно будет получать подпись в ФНС или у ее доверенных лиц. 

Читайте также:  Госдума одобрила закон о защите добросовестных покупателей жилья

Как будут работать сертификаты физлиц-сотрудников, станет ясно ближе к 1 января 2022 года, поэтому следите за новостями аккредитованных УЦ.

Подготовила Ольга Кураева, редактор

Росреестр напоминает собственникам о возможности защитить их недвижимость

21.08.2019

Федеральная служба государственной регистрации, кадастра и картографии (Росреестр) напоминает, что 13 августа 2019 года вступил в силу закон, направленный на обеспечение защиты прав граждан при оформлении сделок с недвижимостью с применением усиленной квалифицированной электронной подписи (УКЭП).

Согласно новому закону, гражданам для проведения в электронном виде сделок об отчуждении принадлежащей им на праве собственности недвижимости с использованием УКЭП необходимо представить лично либо направить посредством почтовой связи в Росреестр заявление о возможности проведения таких действий. Заявление должно быть оформлено на бумаге с личной подписью собственника объекта недвижимости.

Заявление о возможности регистрации перехода или прекращения права на основании документов, подписанных УКЭП, собственник может подать одновременно в отношении всех его объектов недвижимости или любого из них (на каждый из объектов недвижимости заполняется отдельное заявление).

При поступлении в Росреестр заявления от гражданина о возможности регистрации на основании документов, подписанных его УКЭП, в ЕГРН вносится соответствующая запись.

Отсутствие в ЕГРН такой записи повлечет возврат без рассмотрения представленного в электронном виде заявления о государственной регистрации перехода или прекращения права собственности на соответствующий объект недвижимости, за исключением случаев, предусмотренных законом.

В частности, внесение отметки в ЕГРН не требуется, если электронная подпись выдана Федеральной кадастровой палатой Росреестра, при совершении сделок в нотариальной форме и представлении документов на регистрацию нотариусами, а также представлении документов на регистрацию органами власти либо местного самоуправления. Не требуется также специального заявления от собственника, если сторонами договора купли-продажи недвижимости при подаче электронного пакета документов используются информационные технологии взаимодействия кредитных организаций с Росреестром.

Росреестр также напоминает, что каждый владелец недвижимости может подать заявление в Росреестр о том, что сделки с принадлежащим ему имуществом могут производиться только при его личном участии. При подаче такого заявления в ЕГРН также будет внесена соответствующая запись.

Наличие в ЕГРН такой записи является основанием для возврата без рассмотрения заявления, представленного иным лицом (не являющимся собственником объекта недвижимости или его законным представителем) на государственную регистрацию перехода, ограничения (обременения), прекращения права на соответствующий объект недвижимости.

Оба вида заявлений можно подать при обращении в многофункциональный центр «Мои документы» (экстерриториально – в филиалах Федеральной кадастровой палаты Росреестра). Такие заявления также можно направить по почте, заверив предварительно свою подпись в них у нотариуса.

В МФЦ оператор поможет составить заявления по установленной форме. Заявители также могут предварительно заполнить форму заявления самостоятельно.

Образцы заявлений:

Росреестр также обращает внимание, что собственник может представить в Росреестр оба вида заявлений: о невозможности проведения сделок с недвижимостью без его личного участия (как граждане, так и организации) и заявление о возможности проведения сделок с недвижимостью с использованием его УКЭП (граждане).

* Федеральный закон от 02.08.2019 № 286-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «О государственной регистрации недвижимости»

Власти намерены ввести монополию на выдачу электронных подписей юрлицам

Несмотря на возражения предпринимателей, комитет Госдумы по финансовому рынку рекомендовал принять 23 июля в первом чтении поправки в закон «Об электронной подписи», пишут «Ведомости». Поправки существенно ужесточат для юридических лиц правила получения электронных подписей.

Квалифицированные электронные подписи (КЭП) юрлицам сможет выдавать только удостоверяющий центр (УЦ) Федеральной налоговой службы (ФНС), а кредитным организациям — УЦ Банка России, говорится в поправках. Проблемы нынешнего закона «Об электронной подписи» подробно обсуждались на Хабре.

Главная проблема — недостаточная идентификация клиентов удостоверяющими центрами. В стране работают сотни коммерческих УЦ, которые предлагают получить цифровую подпись по копии паспорта или в офлайне по ксерокопии, и тому подобное. Законопроект ужесточает требования к коммерческим УЦ: они должны иметь капитал не менее 1 млрд руб.

(произвольное количество филиалов) или не менее 500 млн руб. (филиалы не менее чем в трёх четвертях регионов). Но самое главное, что монополию на выдачу квалифицированных электронных подписей юрлицам получает ФНС.

Триггером для внесения изменений в закон «Об электронной подписи», возможно, стали недавние истории, как с помощью электронной подписи воруют квартиры и как мошенники оформляют на ничего не подозревающих граждан фиктивные фирмы.

Хотя председатель комитета по финансовому рынку Анатолий Аксаков говорит, что правила выдачи КЭП власти хотят давно, потому что УЦ допускают слишком много нарушений. С начала 2018 года по II квартал 2019 года одна лишь ФНС зафиксировала примерно 43 300 случаев неправомерного использования квалифицированной электронной подписи. Самое распространённое нарушение неоднократно описано на Хабре — КЭП выдается по фиктивным документам, используется для регистрации юрлиц и ИП.

Причина этих нарушений понятна — коммерческих УЦ слишком много и они зарабатывают с количества проданных электронных подписей. А люди хотят пройти процедуру как можно проще и быстрее: «Человек, получающий подпись, как правило, получает её не для себя, а для директора или бухгалтера той компании, где он работает.

У человека, кроме получения подписи, ещё уйма дел. Если человеку говорят, что доверенность, по которой он хочет получить подпись, должна быть нотариально заверенной, то человек считает это жуткой бюрократией.

В следующий раз, когда человек захочет получить новую электронную подпись, он постарается обратиться в другой, более „клиентоориентированный” удостоверяющий центр, — пишет imbasoft, автор статьи «Что не так с федеральным законом „Об электронной подписи” (63-ФЗ), и как это можно исправить», — Таким образом, мы получаем ситуацию, когда быть правильным удостоверяющим центром, проводящим строгую идентификацию клиентов, невыгодно. Всегда найдется другой удостоверяющий центр, относящийся к данному вопросу менее трепетно, чем и будет завлекать ленивых клиентов. Оформление злоумышленниками поддельных сертификатов это не проблема какого-то конкретного удостоверяющего центра, а системный кризис уровня федерального законодательства. Можно сказать даже больше — это глобальная проблема (примеры тут и тут) самой технологии инфраструктуры открытых ключей, лежащей в основе закона.

ФНС оценила ущерб: с начала 2018 г. по I квартал 2019 г. выявлены 3674 декларации с использованием КЭП, полученные на третьих лиц без их ведома или по поддельным документам, фиктивный оборот по ним — 88 млрд руб. ФНС уверена, что государственная монополия решит проблему, потому что тогда из процесса уйдёт коммерческая составляющая. К тому же у ФНС имеются дополнительные сведения для выявления фальсифицированных документов, сказал Михаил Мишустин, руководитель Федеральной налоговой службы. Доводы против монополизации выдачи КЭП приводят и представители бизнеса, и представители коммерческих УЦ, которых выдавливают с рынка. Фактически, они лишаются 95% бизнеса: ежегодно в России выдаётся около 5,5 млн КЭП, из них 95% получают юрлица, рассказала советник гендиректора СКБ «Контур» (выдаёт электронные подписи) Анастасия Лабуцкая. По её словам, централизованная система будет уязвима для неумышленных сбоев, деятельность всех юрлиц в России может быть парализована: не только приостановится документооборот, но будут сорваны торги и хозяйственная деятельность. На законопроект уже жаловалось председателю правительства Дмитрию Медведеву некоммерческое партнёрство ECR (объединяет X5 Retail Group, Unilever, L’Oreal, Metro Cash & Carry и еще более 70 компаний). Эти компании не причастны к выдаче КЭП, но они волнуются, что принятие законопроекта может парализовать бизнес. Кроме того, реализация законопроекта потребует дополнительных затрат, которые не предусмотрены авторами законопроекта и правительством. Ассоциация РОСЭУ («Разработчики и операторы систем электронных услуг») подсчитала, что монополизация рынка приведёт к увеличению расходов компаний на электронный документооборот более чем на 30 млрд руб. Ещё 20 млрд руб. из бюджета уйдёт на доработку государственных систем электронного документооборота. Кроме того, государству придётся вложиться в создание инфраструктуры УЦ в ФНС, считают в ассоциации: это потребует разовых расходов в размере 5 млрд руб. и ежегодно еще 20 млрд руб. на её содержание. Представитель ФНС не согласен с такой оценкой, поскольку у службы уже есть сеть УЦ и опыт поддержания работы сервисов выдачи ЭП физическим лицам в личном кабинете на сайте ФНС России. Вдобавок ко всему, бизнес боится повышения цен: сейчас средняя рыночная стоимость сертификата электронной подписи составляет 1500 руб., а предполагаемая госпошлина за получение квалифицированного сертификата будет составлять 2500 руб. Это на самом деле не такая маленькая разница. К примеру, розничный банк использует несколько тысяч сертификатов на несколько миллионов рублей в год. «Ведомости» пишут, что при поддержке бизнеса подготовлен альтернативный законопроект, который ужесточает требования к УЦ, но не вводит монополии на выдачу сертификатов, а предлагает наделить ФНС полномочиями приостанавливать сертификат. В предложенную участниками рынка редакцию внесены предложения по повышению качества работы УЦ и сокращение мошеннических действий с использованием электронных подписей: повышенные требования к УЦ (большой собственный капитал, большой лимит ответственности) и усиление надзора за их деятельностью (в том числе создание специального коллегиального органа, уполномоченного принимать решения об аккредитации) Сейчас в коридорах власти будут решать, какой из законопроектов принять: один лоббирует ФНС, а другой — представители бизнеса и Сбербанк. Представители этого банка тоже выступили против монополизации рынка, потому что это «может вызвать недоверие бизнес-сообщества к технологии электронной подписи». Советник гендиректора СКБ «Контур» Анастасия Лабуцкая говорит, что альтернативный законопроект позволит ФНС эффективнее бороться с мошенниками и блокировать деятельность юрлиц — примерно так, как ЦБ взаимодействует с банками, обязывая их блокировать счета.

Читайте также:  В петербурге теперь можно оплачивать коммуналку через sms

Законопроекты совпадают на 95%. Речь только о том, передавать в ФНС монопольное право на выдачу квалифицированных электронных подписей или нет. Правительство поддерживает первый проект (утверждённый комитетом). Но есть ещё вероятность, что в него внесут изменения.

Только зарегистрированные пользователи могут участвовать в опросе. Войдите, пожалуйста.

  • 61,0%Да, бардака станет меньше111
  • 39,0%Нет, проблему нужно решать иными способами71

Эксперты выступают против госмонополии на выдачу электронной подписи

Вернуться к списку

Минкомсвязи собирается ограничить число удостоверяющих центров, которые сегодня имеют право выдавать квалифицированную электронную подпись, двумя государственными структурами. Соответствующий законопроект уже внесен ведомством. В пояснении к нему сказано, что сегодня аккредитованные удостоверяющие центры допускают многочисленные нарушения, что вызывает недоверие к ним со стороны пользователей. Инициатива Минкомсвязи призвана установить единые стандарты предоставления услуги.

В настоящее время в России открыто более 440 удостоверяющих центров (УЦ) и 5000 точек выдачи электронных подписей, в которых работает не менее 15 тыс. высококвалифицированных специалистов. Существующие УЦ ежегодно приносят бюджету не менее 6,5 млрд. руб.

в виде налогов. Стоимость квалифицированной электронной подписи (КЭП) для физических лиц начинается от 1400 руб.

 Кроме ее выдачи, УЦ предлагают еще целый ряд услуг, например, программное обеспечение, позволяющее подписывать электронные документы и отправлять их в ведомства.

По мнению участников круглого стола «Сфера электронных услуг Российской Федерации. Пути развития и угрозы», проведенного ассоциацией РОСЭУ 20 апреля 2017 г.

, новая инициатива Минкомсвязи подрывает доверие к регулятору, способствует снижению конкуренции и, как следствие, ухудшению качества услуг удостоверяющих центров. Уже через 2 года после вступления в силу предложенных Минкомсвязи поправок на рынок труда будет выброшено 15 тыс. человек.

Затраты государства на создание новой инфраструктуры составят не менее 5 млрд.руб. Кроме того, в пояснительной записке к законопроекту сказано, что стоимость КЭП увеличится до 2500 руб.

Для решения существующих на рынке проблем необходимы подзаконные акты, определяющие порядок работы УЦ, контроля за их деятельности и ответственности за нарушение законодательства. Также должны быть разработаны нормативно-правовые акты по применению полномочных сертификатов и электронной подписи.

Кроме того, эксперты высказали пожелания по оптимизации законодательства, регулирующего применение КЭП как криптографического средства, и упрощению процесса использования СКЗИ в массовом сегменте. Сам реестр сертификатов должен быть доступен для того, чтобы можно было проверить легитимность предъявляемых данных.

Также УЦ должны получить доступ к СМЭВ для проверки информации при выдаче КЭП.

Источник: https://www.crn.ru/news/detail.php?ID=118876

В россии изменился порядок использования электронной подписи при проведении сделок с недвижимостью

Источник: Кадастровая палата Московской области

Подать документы на регистрацию перехода права собственности дистанционно, без разрешения собственника, стало невозможно.

С 13 августа 2019 года вступает в силу закон, регулирующий порядок применения усиленной квалифицированной электронной подписи (ЭП) при проведении сделок с недвижимостью. Новые правила устанавливают возможность проведения таких сделок только с письменного согласия владельца недвижимости.

С 13 августа граждане получат возможность в заявительном порядке внести в Единый государственный реестр недвижимости (ЕГРН) запись о возможности регистрации перехода права собственности на принадлежащую им недвижимость на основании заявления в электронном виде, заверенного ЭП. При отсутствии такой записи в ЕГРН провести сделку дистанционно стало невозможно.

«Иными словами, если гражданин считает возможным проведение сделок с находящейся у него в собственности недвижимостью в электронной форме с использованием ЭП, он может подать в орган регистрации прав соответствующее заявление на бумажном носителе, то есть выразить свое согласие в «традиционной» форме.

Тогда в ЕГРН будет внесена специальная отметка.

В противном случае документы о регистрации перехода права собственности, например, в результате купли-продажи объекта недвижимости, поданные в электронном виде и заверенные ЭП, будут возвращены без рассмотрения», – говорит замглавы Федеральной кадастровой палаты Павел Чащин.

Заявление о возможности проведения регистрационных действий на основании электронных документов, заверенных ЭП, можно подать как в отношении всех принадлежащих физическому лицу объектов недвижимости, так и в отношении любого из них по отдельности. После подачи гражданином заявления в ЕГРН вносится соответствующая запись в срок, не превышающий пяти рабочих дней.

Как отмечает замглавы Кадастровой палаты, ранее, с 2013 года, чтобы обезопасить имущество, собственники могли подать заявление о внесении в ЕГРН записи о невозможности государственной регистрации перехода или прекращения права собственности на принадлежащие им объекты недвижимости без их личного участия.

В таком случае даже при наличии у третьих лиц нотариально заверенной доверенности на совершение вышеуказанных действий, данная запись служила основанием для возврата заявления на совершение сделки без рассмотрения.

«Не все граждане знали о подобной возможности, поэтому обратный порядок, то есть разрешение проведения сделок с использованием ЭП, позволит минимизировать риски совершения мошеннических операций с недвижимостью», – говорит Чащин.

В то же время есть в новом законе и исключения: в случаях, если используемая при оформлении сделок с недвижимостью ЭП выдана удостоверяющим центром (УЦ) Федеральной кадастровой палаты и если сделка проводится с участием нотариусов или органов власти, которые взаимодействуют с Росреестром в электронном виде, наличие особой отметки в ЕГРН не является обязательным.

Также действие нового закона не распространяется на цифровую ипотеку. «Таким образом сохраняется возможность электронной подачи сведений от кредитных организаций, где не требуется личное участие гражданина.

С одной стороны, закон минимизирует риски мошенничества и защищает собственников объектов недвижимости, с другой – учитывает уже существующие механизмы цифровизации рынка», – отмечает замглавы Кадастровой палаты.

Один из пунктов закона вступит в силу несколько позже: спустя 90 дней с момента его официального опубликования. Он регламентирует порядок погашения ранее внесенной в ЕГРН записи о возможности регистрации права собственности на основании электронных документов. Убрать ее можно будет также в заявительном порядке по желанию собственника или по решению суда.

Напомним, ФЗ № 286 о внесении изменений в федеральный закон «О государственной регистрации недвижимости» подписал Президент РФ Владимир Путин 2 августа 2019 года. Закон вступит в силу спустя десять дней с момента его опубликования.

Внести поправки в действующее законодательство потребовалось в связи с появлением в России нового вида мошенничества с недвижимостью: злоумышленники использовали возможность дистанционной подачи документов для регистрации перехода права собственности на объекты недвижимости с помощью поддельных ЭП, созданных на имена их владельцев.

Автором пакета поправок стал председатель Комитета Госдумы по государственному строительству и законодательству Павел Крашенинников.

Согласно действующему законодательству, выдача сертификатов ЭП для получения государственных услуг осуществляется аккредитованными УЦ в соответствии с ФЗ № 63 «Об электронной подписи». Всего в России насчитывается около 500 государственных и коммерческих аккредитованных УЦ, аккредитованных Минкомсвязи и создающих сертификаты ЭП.

Федеральная кадастровая палата в связи с появлением случаев мошенничества с использованием ЭП считает также необходимым усиление контроля за деятельностью аккредитованных УЦ и повышение их ответственности за создание и выдачу сертификатов ЭП, которые могут быть использованы для получения государственных услуг в электронном виде, в том числе для проведения действий с недвижимостью.

Помимо этого, сейчас разрабатываются предложения по доработке дополнительных механизмов аутентификации заявителей при получении электронных госуслуг. В частности, речь идет о биометрической идентификации граждан по лицу и голосу. Такие инструменты позволят дополнительно защитить граждан от потенциальных рисков мошенничества.

Справочно:

Федеральная кадастровая палата (ФКП) – оператор Федеральной государственной информационной системы ведения Единого государственного реестра недвижимости (ФГИС ЕГРН).

Кадастровая палата работает в сфере кадастрового учета, регистрации прав собственности и сделок с недвижимостью, оказывает связанные с этим услуги населению и бизнесу в каждом регионе России. С 2009 года находится в ведении Росреестра.

Федеральная кадастровая палата предоставляет сведения из ЕГРН, принимает заявления о кадастровом учете и (или) регистрации прав, вносит сведения о границах субъектов РФ, муниципальных образований и населенных пунктов, зон с особыми условиями использования территории, объектов культурного наследия и других объектов в ЕГРН.

В 2019 году Кадастровой палатой запущен проект по реинжинирингу существующих электронных сервисов предоставления госуслуг для физических и юридических лиц. Также, согласно плану трансформации учреждения, на базе ФКП будет создан Аналитический центр для участников рынка недвижимости и бизнес-сообщества.

Оставьте комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *