Росреестр стал реже отказывать в регистрации прав на недвижимость

19.12.2016

Что такое отказ в  государственной регистрации прав на недвижимое имущество и как обывателю разобраться в тонкостях регистрационной деятельности?

Во-первых, орган государственной регистрации прав в процессе своей деятельности при осуществлении регистрации прав обязан принять решение по каждому поступившему на регистрацию заявлению. Каким может быть решение регистратора?

В своем большинстве принимаются решения о проведении регистрации. Так, за истекший период 2016 года в отношении объектов недвижимости Омского района было принято 27985 положительных решений о проведении регистрации.

Может быть принято решение о прекращении регистрации в тех случаях, когда заявители в процессе регистрации, но до принятия решения регистратором, представили заявления о ее прекращении, то есть самостоятельно отказываются от проведения регистрации по сделке. Подобные случаи возникают, когда после подписания договора у сторон изменились обстоятельства либо имеются неустранимые в процессе регистрации недостатки, но такие решения составляют только 2,3 процента от общего количества принятых решений.

Еще одна категория принятых регистратором решений – возврат документов без рассмотрения, составляющая всего 0,5 процента от всех заявлений, принятых на регистрацию.

Данное решение принимается  в случаях  отказа в осуществлении кадастрового учета, а также при отсутствии информации об уплате государственной пошлины (п. 5 ст. 13 и п. 4 ст. 16 Федерального закона № 122-ФЗ от 21.07.

1997 «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним» (далее – Закон о регистрации).

Во-вторых, не нужно путать отказ в регистрации с отказом в приеме документов, так как на стадии приема документов решение об отказе в регистрации не может быть принято специалистом, который осуществляет прием пакета документов для проведения регистрации.

Решение об отказе в регистрации  принимается только государственным регистратором и только после проведения правовой экспертизы всех, представленных заявителем, документов и принятия мер для устранения недостатков, препятствующих проведению государственной регистрации.

А отказать в приеме документов может специалист, осуществляющий прием, в одном случае – когда в документах имеются подчистки, приписки, зачеркнутые слова и иные неоговоренные в них исправления, либо документ исполнен карандашом, имеет серьезные повреждения, не  позволяющие истолковать его содержание (п. 3 ст. 18 Закона о регистрации).

Остановим внимание на основаниях принятых решений об отказе в государственной регистрации и проанализируем причины таких отказов, поскольку при обращении за государственной регистрацией прав на недвижимое имущество любой гражданин либо юридическое лицо не застрахованы от ситуации, когда имеющиеся недостатки, препятствующие регистрации, влекут за собой решение об отказе в государственной регистрации. Данная категория принятых решений составляет около 2 процентов от общего количества зарегистрированных прав, ограничений, сделок.

Основания для отказа в регистрации предусмотрены статьей 20 Закона о регистрации.  Вроде бы достаточно просто принять решение, определив, имеются ли основания  для отказа в регистрации, указанные в законе.

Однако ситуации бывают разные, и регистратор  должен дать оценку не только всем документам, которые представлены для регистрации, но и предусмотреть последствия принятого им решения,  в том числе его обоснованность и возможность обжалования решения  в судебном порядке.

Первое основание для отказа. Оно звучит так: «Право на объект недвижимого имущества, о государственной регистрации которого просит заявитель, не является правом, подлежащим государственной регистрации прав».

Как правило, по данному основанию очень редко принимаются решения об отказе, в текущем году их было три, поскольку это как раз те случаи, когда регистрация не предусмотрена законодательством.

Если буквально трактовать данную формулировку, то можно сделать вывод о том, что  речь идет о различных видах прав на недвижимость, которые делятся на подлежащие регистрации и не подлежащие таковой, а также случаи обращения за регистрацией права на объект, который не относится к недвижимому имуществу.

Следующее основание: «С заявлением о государственной регистрации прав обратилось ненадлежащее лицо». Оно является уже более распространенным и обоснованно в тех ситуациях, когда отсутствуют полномочия у представителей для совершения конкретных регистрационных действий.

Были случаи, когда представитель обратился за регистрацией, представляя интересы своего доверителя, однако доверенность на момент обращения уже отменена доверителем.

По данному основанию также принимаются решения об отказе, когда имеется ошибка в правоустанавливающих документах правообладателя, не позволяющая достоверно определить принадлежность данного правоустанавливающего документа лицу, обратившемуся за регистрацией.

Это может быть неправильное написание фамилии, имени и отчества, либо допущены исправления в документе, которые не оговорены надлежащим образом. И в этом случае граждане только в судебном порядке могут установить факт принадлежности правоустанавливающего документа.

А вот, пожалуй, наиболее распространенное и самое ёмкое основание для отказа в регистрации: «Документы, представленные на государственную регистрацию прав, по форме или содержанию не соответствуют требованиям действующего законодательства».

Какие же случаи подпадают под данное основание? В общей массе отказов в регистрации отказы по этому основанию составляют 30 процентов. Очевидно, что несоответствие документов закону по форме и их несоответствие по содержанию, являются разными основаниями для отказа.

В практике регистрации это означает, что в отказе должно быть четко указано, по форме или по содержанию документы не соответствуют закону (разумеется, возможны случаи несоответствия и по форме, и по содержанию одновременно).

В каких же случаях принимается решение с основанием отказа, связанным с нарушением формы документов? Так, для регистрации может быть представлен документ, составленный в другом государстве, но не легализованный (отсутствует апостиль), не соблюдена установленная законодательством для отдельных видов сделок нотариальная форма договора, тоже самое относится к необходимости нотариального удостоверения доверенностей на осуществление регистрационных действий.

Теперь обратим внимание на нарушение требований к содержанию документов как основанию отказа в регистрации.

Требования к содержанию можно разделить на две группы. Первая – относится к сведениям, которые в обязательном порядке должны содержаться в правоустанавливающих документах. Эти требования содержатся  в ст. 18 Закона о регистрации и Правилах ведения Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним.

В частности, правоустанавливающие документы должны отражать информацию, необходимую для государственной регистрации прав на недвижимое имущество, содержать описание недвижимого имущества и вид регистрируемого права, должны включать наименования юридических лиц без сокращения, с указанием их мест нахождения, а также полностью написанные фамилии, имена, отчества и адреса мест жительства физических лиц. Вторая группа – это основания, которые предусмотрены законодательством, но не соблюдены заявителями. К ним можно отнести: несоблюдение преимущественного права покупки; несоблюдение норм, устанавливающих ограничения, в случае отчуждения земель сельскохозяйственного назначения; отсутствие сведений в договорах об имеющихся ограничениях (обременениях), ненадлежащий правоустанавливающий документ (выписка из похозяйственной книги, декларация об объекте).

Отдельным основанием,  и, зачастую, применяемым одновременно с предыдущим, является основание, сформулированное следующим образом: «Не представлены документы, необходимые для государственной регистрации прав, в случаях, если обязанность по представлению таких документов возложена на заявителя».

Это основание, как и предыдущее, является распространенным и значительным по количеству, так как составляет 50 процентов от общего количества отказов.

В основном не представляются: правоустанавливающие документы; документы о предоставлении земельных участков для создания объектов недвижимости;  заявления о государственной регистрации первичного права продавцов о ранее возникшем праве; документы, подтверждающие права собственности продавцов;  нотариально удостоверенные согласия супругов; документы об отказе от права преимущественной покупки.  В настоящее время появились случаи, когда приняты решения об отказе в регистрации по причине  отказа родителей от исполнения обязательств по оформлению прав на несовершеннолетних детей при использовании средств материнского капитала. Имеются решения об отказе в связи с продажей доли постороннему лицу по землям сельскохозяйственного назначения. Новое для данного основания в текущее время – не представляются документы, подтверждающие законность перепланировки либо реконструкции объекта недвижимости. Также регистраторы вынуждены принимать решения об отказе по проблемным объектам долевого строительства, в связи с отсутствием документов для осуществления регистрации прав участников долевого строительства, например, по дому 2 мкр. Врубелево, В 2016 году регистраторами тщательно проверялись распорядительные акты органов местного самоуправления поселений и муниципального района по предоставлению земельных участков, в отделе была налажена работа по взаимодействию с земельными инспекторами Омского района, результатом которой явились 38 решений об отказе в регистрации.

Следующее основание для отказа в регистрации: «Акт государственного органа или акт органа местного самоуправления о предоставлении прав на недвижимое имущество признан недействительным с момента его издания в соответствии с законодательством, действовавшим в месте его издания на момент издания». В 2016 году это основание применялось в двух случаях нарушения норм земельного законодательства, когда распоряжения сельских поселений были признаны недействительными в результате проверок и отменены.

Рассмотрим еще одно основание отказа, вытекающее  из ст. 20 Закона о регистрации: «Лицо, выдавшее правоустанавливающий документ, не уполномочено распоряжаться правом на данный объект недвижимого имущества». Только в одном случае в 2016 году данное основание являлось причиной отказа в регистрации.

 Но под это основание подпадают и другие случаи.  Термин «не уполномоченный» говорит, прежде всего, о том, что речь идет о лице, которое само не является правообладателем и не имеет полномочий на распоряжение данным имуществом.

Читайте также:  Что лучше – копить или брать ипотеку?

Таким образом, данное основание для отказа ориентирует регистрирующий орган на проверку правомерности распоряжения соответствующим правом.

Следующее основание для отказа: «Лицо, которое имеет права, ограниченные определенными условиями, составило документ без указания этих условий».

Данная норма ориентирует регистратора на то, что в правоустанавливающем документе право на объект недвижимости должно быть описано в том состоянии, в котором оно находится на момент составления документа, т.е. со всеми ограничениями и обременениями, зарегистрированными в ЕГРП.

На практике имеется только один отказ в регистрации по данному основанию, поскольку заявители заинтересованы в проведении регистрации и принимают все меры для устранения данного основания в процессе проведения правовой экспертизы.

Еще одно основание: «Правоустанавливающий документ об объекте недвижимого имущества свидетельствует об отсутствии у заявителя прав на данный объект недвижимого имущества». Оно тоже является достаточно редким.

На практике текущего года во всех случаях заявителями являлись физические лица, желающие оформить права на созданные объекты, однако права на земельный участок у них отсутствовали в связи с истечением срока действия договора аренды.

Основание «Правообладатель не представил заявление и иные необходимые документы на государственную регистрацию ранее возникшего права на объект недвижимого имущества, наличие которых необходимо для государственной регистрации возникших после введения в действие настоящего Федерального закона перехода данного права, его ограничения (обременения) или совершенной после введения в действие настоящего Федерального закона сделки с объектом недвижимого имущества, в случаях, если обязанность по представлению таких документов возложена на заявителя» используется для принятия решения об отказе в регистрации нечасто. Данное основание прописано четко и не позволяет его расширительно толковать, соответственно применяется только в указанных случаях.

Следующее основание: «Имеются противоречия между заявленными правами и уже зарегистрированными правами» применяется в случаях, когда правообладатель обратился за регистрацией, а аренда или ипотека уже погашены ранее, либо решением суда правоустанавливающий документ признан недействительным. Бывает, что заявители обращаются с заявлением об отказе от права собственности на земельный участок, однако они уже не являются правообладателями ввиду того, что ранее распорядились объектом.

Не допускается осуществление государственной регистрации права на объект недвижимого имущества, который не считается учтенным в государственном кадастре недвижимости.

По данному основанию отказывается в тех случаях, когда объект недвижимости не поставлен на кадастровый учет, но нужно отметить, что на сегодняшний день данная причина не является неустранимой, и решений по данному основанию принято не более десяти.

«Ответ органа государственной власти или органа местного самоуправления на межведомственный запрос свидетельствует об отсутствии документа и (или) информации, необходимых для государственной регистрации прав, если соответствующий документ не представлен заявителем по собственной инициативе» — это основание было использовано только в одном отказе в регистрации прав по заявлению муниципального образования.

«В государственном кадастре недвижимости в отношении земельного участка, на государственную регистрацию прав на который представлены документы, отсутствуют сведения о координатах характерных точек границ такого земельного участка или одна из границ такого земельного участка пересекает одну из границ другого земельного участка в соответствии с внесенными в государственный кадастр недвижимости сведениями о последнем» — еще одно основание для принятия решения об отказе в регистрации, которое предусмотрено законом, однако практика по которому в Омском районе отсутствует.

Итак, законом четко определены основания для принятия регистратором решения об отказе в регистрации. Вместе с тем, следует отметить, что со стороны регистратора принимаются все меры, направленные на устранение недостатков, препятствующих проведению государственной регистрации.

Как  показывает практика работы и анализ принятых решений об отказе в регистрации, количество отказов – это не показатель работы регистрирующего органа, а прежде всего результат недоработки документов, которые готовятся для оформления юристами, представителями, кадастровыми инженерами, органами местного самоуправления и специалистами других органов. Скажем в дополнение, можно было бы вполне избежать принятия решений об отказе в регистрации нескольких десятков объектов, если бы до момента межевания, постановки на кадастровый учет объектов и подачи документов на регистрацию был бы проверен факт о принадлежности объекта.

И в завершение.  Сообщение  об отказе подписывается регистратором и направляется заявителю в течение пяти дней после окончания срока рассмотрения заявления.

В случае отказа в государственной регистрации государственная пошлина заявителю не возвращаются.

После отказа в государственной регистрации заявитель имеет право на повторное обращение за регистрацией после устранения причин, вызвавших отказ в государственной регистрации, либо обращается в суд.

Количество повторных обращений после устранения нарушений законом не регламентировано. Пошлина каждый раз оплачивается заново. Новое обращение имеет смысл только в том случае, если допущенное нарушение устранено.

В зависимости от ситуации в судебных инстанциях можно обжаловать отказ в государственной регистрации или подать иск о признании права в случаях, когда замечания, указанные в сообщении об отказе, устранить невозможно в силу объективных причин.

Если отказ в регистрации суд признает необоснованным и в его решении указано на необходимость провести регистрацию, то регистрация будет осуществляться без заявления, на основании решения суда и ранее поданных документов. В течение 3 дней после поступления решения суда в регистрирующий орган должностное лицо обязано уведомить об этом заявителя и известить о сроках совершения регистрационных действий.

  • В 2016 году в практике работы Омского отдела судебных решений о признании отказов в регистрации необоснованными принято не было.
  • Динара Галиаскарова,
  • начальник Омского отдела
  • Управления Росреестра
  • по Омской области,
  • государственный регистратор.

Отказали в регистрации права собственности на недвижимость или приостановили регистрацию: что делать?

Если вам отказали в регистрации права собственности на недвижимость, нужно для начала разобраться с причинами отказа. Если причины необоснованные, незаконные, в этом случае однозначно нужно идти в суд обжаловать решение Росреестра.

Если же причины обоснованные, то будущему собственнику следует устранить их и подать документы на регистрацию повторно.

Однако если же причины являются обоснованными, но неустранимыми (зависят от действий других лиц), то единственный способ оформить ваше право собственности — это признать его в суде.

Для того чтобы разобраться с тем, какие причины отказа в регистрации права собственности на квартиру, дом, иной объект недвижимости являются обоснованными, приведем нормы закона, регулирующие деятельность Росреестра, а затем приведем примеры из практики и варианты действий будущего собственника в этих случаях.

Для начала нужно отметить, что после вступления в силу Закона о государственной регистрации недвижимости  от 13.07.

2015 года № 218-ФЗ единственным основанием для отказа в государственной регистрации права собственности на объект недвижимости является неустранение причин, препятствующих регистрации права собственности и явившихся основаниями для приостановления регистрации, в течение срока приостановления регистрации, указанного в решении Росреестра. 

Разберемся с основаниями приостановления регистрации. Когда же регистрация права собственности невозможна по мнению законодателя? В законе обозначено 59 оснований для приостановления регистрации права собственности. Обозначим ключевые моменты, приведем примеры применения этих норм из практики, а также расскажем о вариантах разрешения спорной ситуации. 

  • с заявлением о регистрации обратилось неуполномоченное лицо  Например, заявление подано от представителя, не имеющего полномочия на подписание заявления о регистрации в доверенности. Как правило, данное основание устранимо, необходимо подать заявление о регистрации от уполномоченного лица в течение срока приостановления регистрации. Однако бывают ситуации, когда с заявлением о регистрации права собственности обращаются наследники (право собственности наследодателя не было зарегистрировано в реестре), в этом случае предоставления свидетельства о праве на наследство не является достаточным для регистрации, нужно подтвердить право собственности наследодателя и затем наследников в суде,  обратившись с иском о признании права собственности.
  • имеются противоречия между заявленными правами и уже зарегистрированными правами, либо ранее представлены документы на государственную регистрацию другой сделки с этим же объектом недвижимости или перехода, ограничения права либо обременения объекта недвижимости и по данным документам решение о государственной регистрации или об отказе в государственной регистрации не принято То есть на объект недвижимости зарегистрировано уже чье-то право собственности, при этом подаются документы не о переходе права собственности от этого лица к новому правообладателю, либо поданы документы о регистрации права собственности другого лица на этот же объект. На практике встречаются случаи двойных продаж объектов недвижимости, когда лицо обращается для регистрации права собственности на приобретенный объект недвижимости, а на него уже зарегистрировано право собственности другого покупателя. При этом возможно, признание права собственности на один объект недвижимости разных лиц в суде, так как отсутствуют единая база судебных дел по объектам недвижимости (нельзя посмотреть все судебные процессы по объекту недвижимости, если правопритязания не зарегистрированы в реестре). В этом случае единственный способ разрешить спор — обратиться в суд для признания права собственности, при этом в суде нужно доказать первоочередность возникновения вашего права собственности, для этого нужно понимать правовую природу заключенного договора, момент возникновения права собственности. Риск того, что возникнет право собственности другого лица раньше и будет зарегистрировано в реестре, является важным доводом в пользу скорейшей регистрации права собственности  на объект недвижимости.
  • право, ограничение права или обременение объекта недвижимости не подлежит государственной регистрации Например, регистрация предварительного договора или договора аренды сроком менее года. В некоторых случаях правоприменительная практика Росреестра идет вразрез с судебной практикой. Если исходя из судебной практики регистрация права/обременения требуется, то нужно обжаловать решение Росреестра в суде.
  • не представлен полный комплект документов, необходимых для государственной регистрации прав, их форма и/или содержание не соответствуют требованиям закона Если устранить недостатки документов не представляется возможным (ошибки допущены второй стороной сделки, при этом она отказывается их устранять, либо отсутствуют необходимые документы, их невозможно получить), то выходом из этой ситуации является тоже обращение в суд (предмет иска будет разный в зависимости от конкретных обстоятельств). Например, подобные ситуации возникают, когда дольщикам направлен застройщиком односторонний акт, Росреестр отказывает в регистрации на основании данного акта, либо в акте ошибки, несоответствие данным в реестре, либо имеются исправления, а застройщик отказывается изменять передаточный акт. В этом случае дольщик вынужден обратиться в суд для признания права собственности.
  • представленные документы не являются подлинными или сведения, содержащиеся в них, недостоверны (представлены копии документов или имеются разногласия в документах, либо у Росреестра имеются основания не доверять сведениям) Подобные ситуации встречаются, например, при банкротстве застройщика. Дольщик имеет на руках подписанный передаточный акт, однако подает его на регистрацию только после введения процедуры банкротства Застройщика. Росреестр, обладая информацией о банкротстве, имеет основания полагать, что акт подписан неуполномоченным лицом (особенно если акт подписан представителем по доверенности от застройщика, при этом доверенность отсутствует), либо недостоверен, приостанавливает регистрацию для уточнения сведений у арбитражного управляющего и в суде, однако положительный ответ обычно не получает, поэтому отказывает в регистрации. В этом случае дольщику нужно обратиться в рамках дела о банкротстве для признания права собственности.
  • представленные документы подписаны (удостоверены) неправомочными лицами  Например, договор подписан лицом по доверенности, однако в доверенности отсутствуют полномочия на подписание подобного договора. В этом случае единственный выход — исправлять документы либо представлять документы, подтверждающие полномочия. Если же полномочия имеются в документах, а Росреестр считает, что их нет, то необходимо обжаловать решение Росреестра в суде и доказать наличие полномочий.
  • не представлены (не поступили) документы, запрошенные органом регистрации прав по межведомственным запросам Данное основание приостановления сложно устранить заявителю. Получается, что государственные органы между собой не могут “договориться”: Росреестр запросил документы у уполномоченного органа, ответ не получил, приостановил регистрацию в связи с этим, однако он может в течение данного срока (до 1 месяца) так и не получить ответ, соответственно на этом основании он отказать в регистрации, то есть получается из-за бездействия государственных органов, которые не передают нужную информацию, страдает заявитель, при этом от Росреестра крайне сложно добиться информации о получении ответа, часто обжалование решения Росреестра может не помочь, так как в суде может быть установлено, что действительно он не получил необходимые сведения из уполномоченного органа, в этом случае придется обжаловать бездействие уполномоченного органа, не предоставившего документы. Это законодательно установленный путь разрешения данной проблемы. Однако практический совет такой: попытаться получить от уполномоченного органа (например, из суда заверенную копию решения суда) документы, необходимые для регистрации и подать их по поручению гос.органа самостоятельно в Росреестр (в запечатанном конверте с сопроводительным письмом). Кроме того, часто такой уловкой пользуются сотрудники Росреестра перед праздниками, если не успевают закрывать необходимое число регистрационных дел, поэтому, исходя из житейского опыта, в этом случае лучше попробовать подать документы после праздников, зачастую в этом случае получается получить выписку из ЕГРН без приостановки.
  • представлена (поступила) информация об отсутствии документов, запрошенных органом регистрации прав по межведомственным запросам В этом случае заявителю придется обратиться в суд, чтобы доказать свое право собственности.
  • сделка, акт органа государственной власти или органа местного самоуправления, являющиеся основанием для государственной регистрации права, признаны недействительными в судебном порядке В данном случае разрешить данную проблему можно, обжаловав решение суда о признании недействительным основания возникновения права собственности (сделки, акта и т.д.)
  • представленные для государственной регистрации прав в силу закона документы не свидетельствуют о факте возникновения права в силу закона Ситуация аналогичная с полномочиями на подписание документа. Если изучив правовую природу документа, вы не согласны с решением Росреестра, то нужно обжаловать. Если Росрееестр прав, то потребуется внесением изменений в документы, в отдельных случаях признание права в суде. Приведем пример: квартира приобретена по предварительному договору купли-продажи, оплачено полностью, передана заявителю. Заявитель обращается в Росреестр для регистрации, Росреестр приостанавливает на этом основании регистрацию, при этом абсолютно законно. Дело в том, что предварительный договор купли-продажи не является основанием для перехода права собственности, он только закрепляет обязательство заключить договор купли-продажи в будущем, и если вторая сторона отказывается его заключать, то необходимо обратиться в суд для разрешения этого спора и только на основании решения суда зарегистрировать право собственности. Поэтому заявителю до подачи документов на регистрацию необходимо разобраться с правовой природой документов.
  • в представленных документах отсутствует подтверждение наличия предусмотренного законом согласия на совершение сделки Например, согласие супруга на совершение сделки с совместно нажитым имуществом либо согласие общего собрания участников общества на совершение крупной сделки от юридического лица в отдельных случаях. В этом случае нужно определить: а) действительно ли требуется это согласие; б) если согласие требуется, то его получение обязательно, если отсутствие данного согласия влечет ничтожность сделки. 
  • границы земельного участка, о государственной регистрации прав на который представлено заявление, пересекают границы другого земельного участка, сведения о котором содержатся в ЕГРН. В данном случае необходимо в досудебном или судебном порядке разрешить спор о границах земельного участка, оспорить установленные границы.
  • созданный (создаваемый) объект недвижимости, при строительстве (реконструкции) которого в соответствии с законодательством не требуется выдача разрешения на строительство, разрешения на ввод в эксплуатацию, не соответствует виду разрешенного использования земельного участка, на котором он создан (создается), или не соответствует градостроительному регламенту в случае, если правообладатель такого земельного участка вправе выбрать вид разрешенного использования этого земельного участка без согласований и разрешений, либо в орган регистрации прав поступило уведомление о несоответствии построенных или реконструированных объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома требованиям законодательства о градостроительной деятельности, направленное органом государственной власти или органом местного самоуправления, уполномоченными на выдачу разрешений на строительство В данном случае заявителю необходимо рассмотреть возможность признать право собственности в судебном порядке (оценить перспективы, наличие оснований для признания права собственности).
  • в орган регистрации прав поступил судебный акт или акт уполномоченного органа о наложении ареста на недвижимое имущество, или о запрете совершать определенные действия с недвижимым имуществом В этом случае, если обременение наложено незаконно, заявителю необходимо обжаловать решение органа, наложившего обременение, во внесудебном или судебном порядке. И только после этого обратиться в Росреестр для регистрации.
Читайте также:  Жители регионов скупают новые квартиры в Петербурге

Мы рассмотрели лишь некоторые основания для приостановления государственной регистрации права собственности, наиболее часто встречающиеся на практике.

Многие из них являются следствием неполноценной проверки объекта недвижимости при покупке, несоблюдения предусмотренного законом порядка совершения сделки (например, неполучение необходимых согласий, несоблюдение содержания, формы сделки (например, нотариальной сделки), подписания сделки неуполномоченным лицом, несоблюдения правил продажи земельного участка, долевой собственности, сделки с участием несовершеннолетнего и т.д.

В некоторых случаях покупателям удается исправить недочеты впоследствии и успешно зарегистрировать свое право собственности, однако нередки случаи, когда в дальнейшем устранить недочеты не получается, в том числе в судебном порядке, при этом, если вся сумма по договору передана другой стороны, покупатель несет серьезные риски. Поэтому важно все проверить до покупки объекта недвижимости и действовать согласно алгоритму, предусмотренному законом. 

Проверка юридической чистоты недвижимости на вторичном рынке: пошаговая инструкция 

Вместе с тем, некоторые основания приостановки являются следствием несовершенства законодательства, административных препонов,  недобросовестности других участников сделки. В таких случаях необходимо прибегнуть, как правило, к судебной защите. 

В каждой конкретной ситуации необходимо изучить досконально решение Росреестра и постараться устранить выявленные нарушения. Если данные действия не помогут устранить причину приостановки, нужно определить стратегию защиты своего права собственности.

Если Росреестр приостановил регистрацию права собственности, при этом заявитель понимает, что не может устранить указанные в решении недочеты, не стоит ждать вынесения отказа, начните защищать свои права уже после получения уведомления о приостановке.

 

Обжалование решения Росреестра об отказе в государственной регистрации права собственности 

Исходя из того что после принятия нового Закона о регистрации недвижимости, отказ выносится только в одном случае — неустранения причин, послуживших основанием для приостановки в срок, то обжаловать отказ Росреестра имеет смысл в том случае, если нарушения были устранены, но Росреестр все равно вынес отказ (такие случаи редки на практике). Если же Росреестр необоснованно и незаконно приостановил регистрацию, то заявителю нужно обжаловать решение о приостановлении регистрации. 

  • В случае несогласия с решением о приостановлении государственной регистрации права собственности на недвижимость его можно обжаловать в административном порядке в апелляционную комиссию при Росреестре и в суд. 
  • Заявление об обжаловании решения о приостановлении представляется в апелляционную комиссию Росреестра по месту нахождения органа регистрации прав, принявшего решение о приостановлении, в течение 30 дней с даты принятия такого решения.  
    В заявлении должно быть указано следующее:

  • сведения о заявителе
  • сведения о кадастровом инженере, изготовившем межевой план, технический план или акт обследования, представленный с заявлением в орган регистрации прав, по результатам рассмотрения которых было принято решение о приостановлении
  • дата и номер заявления, представленного в орган регистрации прав, по результатам рассмотрения которого принято решение о приостановлении
  • дата и номер решения о приостановлении государственной регистрации
  • правовое обоснование несоответствия решения о приостановлении нормам Федерального закона от 13.07.2015 года № 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости» и иным нормам законов
Читайте также:  Ростовский застройщик построит микрорайон в Краснодаре

Повторная подача заявления об обжаловании решения о приостановлении в отношении одного и того же решения органа регистрации прав не допускается.

Заявление об обжаловании решения Росреестра о приостановлении регистрации может быть подано в районный суд (городской суд) по месту нахождения органа регистрации, вынесшего данное решение. Данное заявление подается и рассматривается по правилам Кодекса административного судопроизводства РФ.

Как признать право собственности на недвижимость в суде?

Приостановление государственной регистрации прав на недвижимое имущество – сколько раз можно?

Правовое регулирование учета сделок с недвижимым имуществом находится в постоянном движении: постоянно меняется законодательство, активно принимаются изменения, государственные органы принимают внутренние документы регламентирующие порядок учета сделок с недвижимостью.

    Любая сделка с недвижимым имуществом, которая в силу закона подлежит государственной регистрации, является основным предметом регулирования государственного регистрирующего органа.

В соответствии с российским гражданским законодательством, к недвижимому имуществу относятся не только квартиры, помещения, дома, земельные участки и т.д., но и объекты прочно связанные с землей, а именно воздушные и морские (речные) суда.

Из-за обширности рассматриваемых правоотношений, сузим круг до изучения имущества, учет которого является обязанностью Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии (Росреестр).

Все сделки с таким имуществом, с некоторыми оговорками, подпадает под действие Федерального закона «О государственной регистрации недвижимости» от 13.07.2015 N 218-ФЗ[1] (далее – Закон).

В Закон постоянно вносятся правки и изменения направленные на улучшение и упрощение процедуры регистрации, а также на защиту прав Заявителей. Не смотря на стремление законодателя к постоянному улучшению нормативной базы в области государственной регистрации недвижимости, остаются пробелы, осложняющие жизнь лицам, которые обращаются в государственный орган регистрации, за получением соответствующей услуги.

                Порядок осуществления государственной регистрации прав и государственного кадастрового учета закреплен в ст.

29 Закона и включает в себя в числе прочих обязательных условий проведение правовой экспертизы документов, представленных для осуществления государственной регистрации прав, на предмет наличия установленных Законом оснований для приостановления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав.

                В ранее действовавшем Законе N 122-ФЗ «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним»[2] основания для приостановления и отказа в государственной регистрации не были жестко взаимосвязаны. Это порождало многочисленные жалобы и судебные споры. В настоящее время отказ в регистрации возможен только по тем же основаниям, что и предшествующее отказу приостановление.

                При подаче основного пакета документов государственный регистратор, ссылаясь на нормы Закона может приостановить государственную регистрацию на указанные в Законе сроки. При этом основания для приостановления регистрационных действий прописываются в приостановлении.

Для целей устранения приостановления регистрационных действий, Заявитель в установленные Законом сроки, должен устранить причины, препятствующие государственной регистрации, выполнив все указания и замечания указанные в уведомлении о приостановлении. Обычно устранение замечаний происходит путем подачи дополнительных документов, информационных писем и т.д.

При этом рассмотрение документов возобновляется в день поступления в орган регистрации прав документов, устраняющих причины приостановления. Срок возобновления государственной регистрации после подачи Заявителем дополнительных документов в Законе не установлен (ограничавается лишь сроками самой приостановки). Подразумевается, что такой срок должен быть разумным.

 Однако государственные регистраторы не редко используют данный пробел в законодательстве, для максимального затягивания момента возобновления регистрационных действий.

      После возобновления регистрационных действий, государственный регистратор принимает решение либо о регистрации поданных изначально документов, либо о второй приостановке.

При второй и последующих уведомлениях о приостановлении государственной  регистрации, заявители зачастую сталкиваются с тем что, устранив все замечания в первой приостановке, они полагают, что осуществится государственная регистрация и (или) кадастровый учет.

Но на практике часто бывает, что заявитель получает новую приостановку, с основаниями, которые не были отражены в первом уведомлении о приостановлении.

Таким образом, получается, что государственный регистратор провел еще одну правовую экспертизу и выявил дополнительные основания для приостановления, абсолютно никаким образом не связанные с уже устраненными Заявителем по первой приостановке причинами.

В данном случае у Заявителя появляется закономерный вопрос,  о проведении правовой экспертизы поданных документов таким образом, чтобы в первоначальной приостановке были отражены абсолютно все основания указанные в статье 27 Закона, которые препятствуют проведению государственной регистрации. Ответ на вопрос Заявителя не дает ни регистрирующий орган, ни Законодатель.

                Таким образом, делаем вывод, что законодательство не ограничивает государственного регистратора в количестве приостановок в указанный в Законе срок, в том числе, в случае если после устранения заявителем всех причин препятствующих осуществлению государственной регистрации, регистратором будут выявлены дополнительные нарушения в представленных документах, не указываемые им ранее.

                В своей статье «Ключевые вопросы применения нового Закона о государственной регистрации недвижимости» автор указал: «только в случае, если в течение срока приостановления государственной регистрации прав не устранены причины, препятствующие ее осуществлению, указанные в статье 26 Закона N 218-ФЗ, государственный регистратор отказывает в регистрации прав»[3]. Соответственно, поиск новых оснований для приостановления государственной регистрации,  а как следствие и дальнейшего отказа, не связанных с поданными заявителем документами для устранения оснований приостановления, противоречит самой сути ст. 27 Закона.

                Данный пробел в законодательстве, значительно затягивает государственную регистрацию, давая возможность государственному регистратору неограниченное количество раз в установленный законодательством срок производить приостановление регистрационных действий.

Кроме того, государственный регистратор, видя определенное количество оснований для приостановления государственной регистрации при, например, 10 причинах, имеет право 10 раз выносить уведомление о приостановлении заявителю, в каждом уведомлении о приостановлении указывая по одной причине.

И, к сожалению, такие случаи на практике встречаются довольно часто.

         Выходом из данной ситуации стало бы закрепление такого понятия как «первоначальная правовая экспертиза», при проведении которой государственный регистратор, выявляет все препятствующие регистрации основания и «последующие правовые экспертизы» которые будут направлены на изучение дополнительных документов, поданных для устранения причин приостановления. При этом если при «последующих правовых экспертизах» будут выяснены обстоятельства препятствующие проведению государственной регистрации, которые могли бы быть выяснены при «первоначальной правовой экспертизе» и соответственно сразу же отражены в первой приостановке, при этом данные обстоятельства никаким образом не связаны с подачей дополнительных документов служащих для устранения причин приостановки, такие действия государственного регистратора должны признаваться неправомерными.

                Кроме того, видится необходимым закрепление в законодательстве, максимального срока в который государственный регистратор обязан принять решение после подачи дополнительных документов на устранение приостановления государственной регистрации.

      Приостановление государственного  кадастрового  учета  или государственного кадастрового учета  и  государственной  регистрации прав  в  отношении   документов,   необходимых    для    осуществления государственного   кадастрового   учета,   в   случаях,    установленных Законом, может быть обжаловано в административном порядке  (ч. 9, ст.

26 Закона) заявителем или его представителем, а также кадастровым инженером,  подготовившим  межевой  план,  технический  план  или акт обследования,  либо  юридическим  лицом,  работником  которого  является кадастровый инженер, подготовивший межевой план,  технический  план  или акт  обследования,  в  апелляционную  комиссию,  созданную  при   органе регистрации прав в соответствующем  субъекте  Российской  Федерации  для рассмотрения  заявлений  об  обжаловании  решений  о приостановлении. Обжалование  указанного  приостановления  в  судебном  порядке,  возможно только после его обжалования в апелляционную комиссию  (ч. 1, ст. 26.1 Федерального закона от  24  июля  2007 г. N 221-ФЗ  «О  кадастровой деятельности»).                 Несмотря на появление при регистрирующем органе апелляционных комиссий, пока самым эффективным вариантом для Заявителя (хотя и самым время затратным, как в денежном выражении так и во временном) остается обжалование действий регистратора в судебном порядке. Обжалование решения о приоставновке в суд, зачастую ограничевается получением Росреестром копии жалобы и опреативной регистрацией поданных Заявителем документов.

[1] Федеральный закон от 13.07.2015 N 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости»

[2] Федеральный закон от 21.07.1997 N 122-ФЗ «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним»

[3] Кирсанов А.Р. Ключевые вопросы применения нового Закона о государственной регистрации недвижимости // Имущественные отношения в Российской Федерации. 2017. N 9. С. 6 — 14.

Оставьте комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *