Принцип учета обманутых дольщиков усовершенствуют

Обманутый дольщик — дольщик, в отношении которого застройщик не выполнил взятые на себя обязательства по строительству объекта недвижимого имущества, и передачи в установленный договором срок доли построенного объекта для оформления права собственности. Основные понятия

  •  Долевое строительство — вид строительства, при котором застройщик привлекает средства дольщиков (граждан и юридических лиц) для долевого строительства многоквартирных домов и (или) иных объектов недвижимости и возникновением у участников долевого строительства права собственности на объекты долевого строительства и права общей долевой собственности на общее имущество в многоквартирном доме и (или) ином объекте недвижимости.
  •  Участник долевого строительства — физическое или юридическое лицо, заключившее договор о долевом участии со строительной компанией (застройщиком).
  •  Застройщик — юридическое лицо независимо от его организационно-правовой формы, имеющее в собственности или на праве аренды, на праве субаренды либо в предусмотренных Федеральным законом от 24 июля 2008 года N 161-ФЗ «О содействии развитию жилищного строительства» (далее — Федеральный закон «О содействии развитию жилищного строительства») случаях на праве безвозмездного срочного пользования земельный участок и привлекающее денежные средства участников долевого строительства в соответствии с настоящим Федеральным законом для строительства (создания) на этом земельном участке многоквартирных домов и (или) иных объектов недвижимости, за исключением объектов производственного назначения, на основании полученного разрешения на строительство.

 

  • Договор участия в долевом строительстве — договор, по которому одна сторона (застройщик) обязуется, в установленный договором срок, построить определенный объект недвижимого имущества или организовать его строительство и передать часть построенного объекта (объект долевого строительства) другой стороне (дольщику) для оформления права собственности, а дольщик обязуется в срок осуществить капитальные вложения в строительство (финансировать строительство) объекта.

Договор заключается в письменной форме, подлежит государственной регистрации и считается заключенным с момента такой регистрации (ч.3 ст.4 214-ФЗ). Договор в обязательном порядке должен содержать: 1) определение подлежащего передаче конкретного объекта долевого строительства в соответствии с проектной документацией застройщиком после получения им разрешения на ввод в эксплуатацию многоквартирного дома и (или) иного объекта недвижимости; 2) срок передачи застройщиком объекта долевого строительства участнику долевого строительства; 3) цену договора, сроки и порядок её уплаты; 4) гарантийный срок на объект долевого строительства. При отсутствии в ДДУ данных условий договор не считается заключенным!

  •  Основные виды нарушений застройщиком взятых на себя обязательств: «двойная продажа» прав на одну и ту же квартиру нескольким дольщикам, затягивание сроков (приостановка) строительства и передачи объекта, несоответствие качества выполненных работ на объекте недвижимости стандартам.

В случае банкротства застройщика участники долевого строительства в соответствии с ФЗ «О несостоятельности (бакнкротстве)» (Глава 9, параграф 7) могут предъявить свои требования к застройщику для рассмотрения их в Арбитражном суде. Большинство видов нарушений застройщиком подпадает под действие статьи 159 УК РФ «Мошенничество», однако применить к ним данную статью довольно сложно, т.к. он (застройщик) находит множество способов обойти закон (см. Обход закона, «серые схемы»). Федеральный закон № 214/2004г  В апреле 2005 вступил в силу закон «Об участии в долевом строительстве многоквартирных домов и иных объектов недвижимости». Он регулирует отношения, связанные с привлечением денежных средств граждан и юридических лиц для долевого строительства многоквартирных домов и/или иных объектов недвижимости на основании договора участия в долевом строительстве (с возникновением у этих участников права собственности на объекты долевого строительства и права общей долевой собственности на общее имущество в многоквартирном доме и/или ином объекте недвижимости).

Закон установил допустимую форму договора о долевом участии в строительстве многоквартирных домов, направленную на защиту прав физических лиц от недобросовестных застройщиков. Этот закон регламентировал возможности вложения денег частными лицами в строительство и ужесточил надзор над застройщиками, увеличив их ответственность.

 Обход закона, «серые схемы» С момента вступления закона в силу большинство застройщиков этот закон проигнорировали, пойдя по пути придумывания схем его обхода, оставляя дольщиков бесправными. Наибольшее распространение получили: предварительный договор купли-продажи и вексельная схема. Так до 2009 года на вексельную схему и аналогичную ей схему с заключением предварительного договора купли-продажи приходилось до 90 % всех продаж новостроек. Предварительный договор купли-продажи — довольно распространенная схема на первичном рынке. Её смысл в том, что в будущем, когда застройщик получит разрешение, всю необходимую документацию и достроит дом, он заключит с гражданином основной договор купли-продажи готовой квартиры. То есть обязуется в будущем продать квартиру. По заключенному с фирмой предварительному договору все квартиры числятся не за конкретными дольщиками, а за застройщиком. Сценарий такой: застройщик заключает с участниками долевого строительства предварительный договор купли-продажи, оформляет на себя в собственность квартиры, а потом продает их дольщикам. Но деньги с покупателя застройщик получает по предварительному договору купли-продажи — квартира полностью оплачивается в момент его заключения, а не когда она появится физически. Предварительный договор купли-продажи (в отличие от основного) не подлежит государственной регистрации, а значит, ничто не мешает застройщику, взяв с вас деньги, подписать затем еще несколько договоров на ту же квартиру. Застройщик не дает никаких обязательств построить дом к определенному сроку. В принципе, закон не запрещает использовать предварительные договоры долевого участия в строительстве, но он исключает возможность принимать по ним оплату. На практике это ограничение благополучно обходят, — к примеру, берут деньги не по предварительному договору, а якобы в счет резервирования средств по основному договору. Законность этих действий также вызывает сомнения. Одна из разновидностей предварительного договора предполагает использование векселя (вексельная схема). Чтобы явно не нарушать закон, деньги обычно занимают у граждан под вексель. Суть этой схемы в том, что с гражданином, который хочет приобрести квартиру, вместо договора долевого участия, заключается два договора — обычно предварительный договор купли-продажи (или соглашение о намерениях) и договор купли-продажи векселя. По нему покупатель не передает деньги, а подписывает соглашение о покупке у застройщика векселя на сумму стоимости квартиры. При этом в предварительном договоре оговаривается, что оплата будущей сделки возможна путём погашения векселя. По вексельной схеме дольщики получают не саму квартиру, а лишь обязательство её передать. Ведь вексель — это ценная бумага, которая подтверждает, что гражданин дал на такой-то срок фирме деньги в долг. Они потом должны быть засчитаны в стоимость квартиры. То есть застройщик погашает вексель не деньгами, а квадратными метрами. Фактически он производит зачет встречных обязательств. Вексель и обязательство предоставить квартиру формально никак не связаны. То есть при ближайшем рассмотрении привлечения денежных средств в долевое строительство нет. В векселе невозможно указать конкретную — подлежащую передаче — квартиру. А стало быть, нет гарантий, что застройщик обменяет ценную бумагу именно на квартиру, а не рассчитается с вами вашими же деньгами. Нормативных актов, обязывающих его выполнить обещание, просто не существует. Ну, а в случае банкротства застройщика дольщик не сможет получить и денег, предъявив вексель к погашению. К тому же по истечении оговоренного срока обращения векселя фирмы, его выдавшей, может уже и не существовать. Еще одна опасность таится в следующем. Если вексель с определенным сроком оплаты не предъявить к оплате в течение года со дня выдачи, держатель этой ценной бумаги теряет право получить выплату по ней. Граждане обычно не знают этой подробности, и в случае, если застройщик недобросовестный, возникнут проблемы. Покупатель в такой схеме абсолютно не защищен. В последнее время получил следующий вид мошенничества: застройщиком покупается небольшой по площади земельный участок, предназначенный для индивидуального строительства. Участок может находиться в поселке, садоводческом или дачном товариществе. На участке строится многоквартирный жилой дом. Квартиры продаются как доли в доме. При строительстве таких домов часто нарушаются градостроительные нормы, они не обеспечены инженерными коммуникациями и могут быть снесены по решению суда (см. Высотка на шести сотках).

Читайте также:  Нужен ли вам дизайнер интерьеров и сколько он стоит?

Использование схемы ЖСК — допускается 214 ФЗ, но регулируется Жилищным кодексом РФ. В отличие от договоров долевого участия, договоры паенакопления не подлежат обязательной регистрации Росреестром. Это позволяет застройщикам, использующим ЖСК, совершать двойные продажи (т.е.

продавать одну и ту же квартиру дважды и больше раз разным покупателям). Продавать квартиры через ЖСК, согласно Жилищному кодексу РФ, можно до получения разрешения на строительство.

Если администрация муниципального образования не выдаст разрешения на строительство, такие дома могут быть признаны самостроями и по решению суда снесены.

 Решение проблем

В Москве Первая волна обманутых соинвесторов строительства жилья прокатилась по России в 2003—2005 годах. Некоторая часть таких дольщиков пришлась на Москву. К достройке «проблемных» домов столичные власти привлекли крупнейшие строительные компании города. В мае 2009 года правительство Москвы поспешило заявить о решении проблемы обманутых дольщиков. Но с наступлением экономического кризиса 2008—2009 годов большое количество строек оказалось замороженным[6]. Застройщики ссылаются на финансовые трудности. Дольщики, полностью выполнившие свои обязательства по инвестированию строительства, не понимают, на какие цели были израсходованы их деньги.

В мае было обнародовано число замороженных в Москве строек — 148 (около 10 тысяч квартир). Депутат А. Беляков говорил о возможных миллионах пострадавших. Обманутые дольщики, пытаясь привлечь внимание чиновников к своим проблемам, часто идут на протестные действия (митинги, самозахват, голодовки).

 В целом по стране

Федеральные власти пытаются переломить сложившуюся ситуацию, так, на осенней сессии Государственной Думы РФ, осенью 2009 года приняты поправки в Федеральный закон № 214 от 2004 г. «Об участии в долевом строительстве многоквартирных домов и иных объектов недвижимости». Поправки подготовлены в рамках рабочей группы партии «Единая Россия» по защите прав вкладчиков и дольщиков. В частности, предусматривается, что с вступлением в силу поправок все сделки с привлечением средств граждан на рынке жилья будут регулироваться только этим законом (№ 214/2004г). 16 декабря 2013 г. Министерство юстиции РФ зарегистрировало (регистрационный номер 30598) приказ Минрегиона России № 403 от 20.09.2013 г., в котором утверждены критерии отнесения граждан к числу обманутых дольщиков. Таким образом, в конце 2013 года вступили в силу единые для всех регионов России критерии отнесения граждан к числу «обманутых дольщиков». С 1 февраля 2014 года Москомстройинвест приступил к приему заявлений и документов для включения в Реестр пострадавших граждан. Реестр будет формироваться по новым правилам и критериям Минрегиона России.

 Эффективность принимаемых мер

К сожалению, принимаемые меры и поправки в Федеральные законы в корне не изменили ситуацию, проблема обманутых дольщиков продолжает существовать и количество обманутых дольщиков постоянно растет. Существующее законы не регулируют и не гарантируют исполнение обязанностей даже по надлежаще оформленному договору долевого участия, который полностью соответствует требованиям Федерального закона №214 «Об участии в долевом строительстве многоквартирных домов и иных объектов недвижимости», и том числе прошедшему государственную регистрацию. А конкретно, неблагонадежный застройщик часто пользуется схемой вывода денег через фиктивные сделки и преднамеренного банкротства компании, после чего по российским законам никакие учредители не несут ответственность за обанкротившуюся компанию. И даже в случаях доказанной в суде вины застройщика, очень сложно взыскать средства за оспоренные преступные сделки, опять-таки из-за несовершенства российских законов.

Согласно только официальным данным, в 2017 году в России насчитывается 38 тыс. обманутых дольщиков. Однако это статистика учитывает не больше трети обманутых дольщиков. Пока складывается ситуация, когда на практике число жертв преступных схем растет, несмотря на усилия властей – с начала года число обманутых дольщиков уже увеличилось на 30 тыс. человек.

По различным подсчетам, число обманутых дольщиков в несколько раз превышает официальную статистику. Так, летом при рассмотрении законопроекта о фонде защиты прав дольщиков, лидер фракции КПРФ Геннадий Зюганов говорил о 150 тыс. пострадавших.

По словам главы комитета Госдумы по природным ресурсам, собственности и земельным отношениям Николая Николаева, «Единая Россия» сегодня информирует о 130 тыс. человек.

Принцип учета обманутых дольщиков усовершенствуютПринцип учета обманутых дольщиков усовершенствуютПринцип учета обманутых дольщиков усовершенствуютПринцип учета обманутых дольщиков усовершенствуютПринцип учета обманутых дольщиков усовершенствуютПринцип учета обманутых дольщиков усовершенствуютПринцип учета обманутых дольщиков усовершенствуютПринцип учета обманутых дольщиков усовершенствуютПринцип учета обманутых дольщиков усовершенствуютПринцип учета обманутых дольщиков усовершенствуют

Новости и статьи по данной услуге

Полномочия Фонда защиты прав дольщиков расширят

  • «Принятый сегодня закон защитит законные интересы граждан – участников долевого строительства», — отметил Председатель ГД Вячеслав Володин. 
  • Он пояснил, что, в соответствии с поправками, Фонд защиты прав дольщиков получит право достраивать проблемные объекты и строить новые многоквартирные дома без использования счетов эскроу для скорейшего исполнения обязательств застройщика перед участниками долевого строительства.
  • Кроме того, фонд сможет получать в упрощенном порядке в аренду или безвозмездное пользование земельные участки под строительство многоквартирных домов.
  • Фонд будет наделен функциями технического заказчика, он также сможет создавать коммерческие и некоммерческие организации, направлять на финансирование строительства часть временно свободных средств.

«Такое расширение прав фонда позволит быстрее достраивать дома и строить новые, а значит — люди быстрее смогут переехать в собственное жилье», — сказал Председатель Государственной Думы.

Вячеслав Володин подчеркнул, что «тема обманутых дольщиков — на особом контроле Государственной Думы. За несколько лет нам законодательно удалось решить многие вопросы. Деятельность застройщиков стала более прозрачной, а права граждан, покупающих жилье в строящемся доме, защищены».

Подробнее о законе

В соответствии с законом в единой информационной системе жилищного строительства будут созданы личные кабинеты регионов, конкурсных управляющих и расширен перечень информации, которую необходимо размещать на платформе.

Уточняются также основания для исключения долгостроев из единого реестра проблемных объектов. Это должно обеспечить достоверный учет домов, в которых есть обманутые дольщики и по которым необходимо принять решения о способе восстановления их прав. 

У регионов появится право решать вопрос о нежилых помещениях, расположенных на первых этажах многоквартирных домов, которые приобретались гражданами для ведения предпринимательской деятельности, и передавать помещения в случае такой возможности. Можно будет детально рассматривать каждый объект.

Кроме того, ко второму чтению исключили из документа норму, которая могла лишить дольщиков права не принимать квартиру у застройщика с недостатками. Ранее она вызвала большой резонанс, поэтому было решено сохранить нынешнее положение дел, пояснил ранее один из авторов проекта закона Председатель Комитета по природным ресурсам, собственности и земельным отношениям Николай Николаев.

СП: решить проблему обманутых дольщиков поможет их полный учет и увеличение финансирования

Счетная палата проанализировала ситуацию в сфере долевого строительства и выявила риски невыполнения программ помощи обманутым дольщикам и дальнейшего роста числа граждан, пострадавших от недобросовестных застройщиков. С одной стороны, это обусловлено текущей экономической обстановкой, с другой – нехваткой финансирования. 

«На март текущего года в Единый реестр проблемных объектов включено более трех тысяч домов и свыше тысячи застройщиков в 76 регионах. Наиболее сложная ситуация складывается в Москве, Московской, Ленинградской, Нижегородской областях и Краснодарском крае.

С учетом снижения покупательной способности населения, а также участившихся случаев банкротства небольших и средних застройщиков, есть риски дальнейшего увеличения количества проблемных объектов и, соответственно, числа обманутых дольщиков», – заявила на Коллегии аудитор Счетной палаты Светлана Орлова. 

Проблема усугубляется еще и тем, что до сих пор нет полной и достоверной информации о количестве граждан, права которых были нарушены. 

«Из-за изменений в законодательстве с середины 2019 года регионы не ведут реестр таких граждан. На июль прошлого года в нем числилось порядка 48 тыс. человек. В то же время по различным экспертным оценкам, их общее количество сейчас составляет от 180 до 200 тыс. человек. Поэтому Счетная палата рекомендует Правительству в первую очередь провести совместно с регионами полную инвентаризацию обманутых дольщиков», – отметила аудитор. 

Следующее, что важно сделать, – это оценить финансовые возможности бюджетов всех уровней по софинансированию программ помощи обманутым дольщикам. По мнению Счетной палаты, проблема финансирования – это сейчас один из главных сдерживающих факторов. 

Так, по оценке Фонда защиты прав дольщиков, на 1 января 2020 года необходимо достроить 3137 жилых домов, и на это нужно 686 млрд рублей. В свою очередь в «АО «ДОМ.

РФ» подсчитали, что только из федерального бюджета в 2020-2024 годах на эти цели потребуется порядка 722 млрд рублей.

При этом законом о бюджете Фонду в 2020 году предусмотрено только 3 млрд рублей, а в 2021-2022 годах бюджетные ассигнования вообще не запланированы. 

Аналогичная ситуация складывается и по региональным бюджетам. Так, в 2020-2022 годах средства на достройку проблемных объектов предусмотрены только в 31 регионе в размере немногим более 40 млрд рублей.

Читайте также:  Больше всего застройщиков-банкротов в Новосибирской области

При этом большинство регионов, согласно утвержденным «дорожным картам», планировали полностью восстановить права обманутых дольщиков в 2020-2022 годах. «Отсутствие финансирования, особенно в условиях распространения короновируса, создает существенные риски незавершения реализуемых мероприятий в установленные сроки.

А это, в свою очередь, может привести к увеличению социальной напряженности в обществе», – считает Светлана Орлова. 

Есть вопросы и к работе самого Фонда. 

Во-первых, это низкий уровень расходования средств, которые Фонд получил из федерального бюджета в 2018-2019 годах. Так, в 2018 году из предусмотренных 8 млрд рублей он использовал только 43,5 млн рублей (0,54%), в 2019 году – 8,11 млрд рублей из 43,56 млрд рублей (18,6%). 

«Это свидетельствует о крайне низком качестве бюджетного планирования у Минстроя России. Бюджетные средства выделялись Фонду в отсутствие оценки степени технической готовности проблемных объектов, без определения необходимого размера денежных средств и сроков завершения строительства, а также размера предполагаемого возмещения обманутым дольщикам», – констатировала Светлана Орлова. 

Второе, что обращает на себя внимание, – это многократное превышение заработной платы сотрудников Фонда относительно средней по России и Москве. При этом высокий уровень зарплат пока не подкреплен значимыми результатами.

«Результаты деятельности Фонда как института развития можно охарактеризовать как «весьма скромные, – отметила аудитор. – Так, за три года его работы (с 2017 по 2019 годы) завершено строительство чуть более 3 тысяч жилых помещений, а компенсации выплачены немногим более 1 300 обманутым дольщикам». 

По итогам анализа Счетная палата направила Президенту и в Правительство информационные письма с конкретными предложениями решения выявленных проблем.

Международный опыт 

  • Государственное контрольное управление США 

Министерство жилищного строительства и городского развития США оказывает поддержку в вопросах жилищной аренды для домохозяйств с низким уровнем дохода.

Поддержка осуществляется через ваучерную программу выбора жилья: домохозяйству выдается специальный документ (ваучер), который используется для покрытия платежей в рамках аренды частных квартир или домов, доступных на рынке. В 2016 году на реализацию программы было выделено около 20 млрд долл. США, и порядка 2,4 млн домохозяйств получили поддержку.

Государственные жилищные агентства, с помощью которых осуществляется программа, сообщили о различных схемах мошенничества в отношении участников ваучерной программы. В ходе проверки онлайн-объявлений и сайтов, посвященных аренде, ВОА США выявил несколько потенциальных признаков мошеннических схем.

Проведенный ВОА анализ ситуации показал, что вид мошенничества зависит от стадии ваучерной программы и статуса участника – заявитель, держатель ваучера или домовладелец.   

  • Национальное контрольно-ревизионное управление Великобритании 

В апреле 2013 года правительство запустило программу поддержки граждан, желающих приобрести жилье, «Помощь в покупке» (Help to Buy). Целью программы является стимулирование спроса на новое жилье за счет повышения доступности ипотечного финансирования и стимулирования застройщиков к строительству новых домов.

В рамках программы правительство предлагает покупателям жилья в новых домах кредит на оплату первоначального взноса по ипотеке в размере до 20% от стоимости покупки. Это дополняет собственный взнос покупателя, который обычно должен составлять не менее 5%.

Затем покупатели берут ипотечный кредит, как правило, в размере 75% от стоимости собственности. Ипотечные кредиты в размере 75% или менее от стоимости недвижимости зачастую имеют более низкую процентную ставку.

ВОА Великобритании отмечает, что размер программы и механизм ее реализации соответствуют намерению Министерства по делам общин и местного самоуправления оказать существенное влияние на рынок недвижимости. Максимальный бюджет программы составил 4,6 млрд долл. США.

Спрос в начале осуществления программы оказался высоким: за первые девять месяцев программой воспользовались 12,875 покупателей. Министерство рассчитывает вернуть инвестиции в размере около 6 млрд долл. США к 2040–2041 годам. 

  • Национальное контрольно-ревизионное управление КНР 

ВОА Китая проводит ежегодные проверки в отношении городских жилищных проектов, субсидируемых государством. В отчете 2016 года сообщается, что ВОА провел аудит 14,8 тыс. жилищных проектов.

В ходе проверки было установлено, что объем средств на жилищные проекты, которые были незаконно выведены или присвоены, снизился на 78% по сравнению с предыдущим годом.

Тем не менее, аудит выявил ряд проблем: 

  1. наблюдались недостатки в управлении и контроле за проектами жилищного строительства;
  2. не применялись налоговые или финансовые преференции;
  3. политика в отношении реновации трущоб и строительства вспомогательных объектов не была осуществлена в полной мере;
  4. отмечались недостатки со стороны управляющих организаций в вопросах управления, в механизмах проверок и контроля. 

Изменен механизм защиты прав дольщиков, пострадавших от недобросовестных застройщиков

27 июня Президент РФ подписал Закон № 151-ФЗ о внесении масштабных изменений в российское законодательство, регулирующее вопросы долевого строительства. Изменениям подверглись, в частности, не только ЗК, ГрК РФ и сам Закон об участии в долевом строительстве, но и законодательство о банкротстве, статусе столицы РФ, государственной регистрации недвижимости и др.

Основные нововведения

Теперь действие Закона об участии в долевом строительстве распространено и на нежилые помещения, приобретаемые дольщиками.

Договор долевого участия может заключаться в электронной форме, подписанной усиленной квалифицированной электронной подписью, а договор уступки права требования неустойки, штрафа (пени) в рамках долевого строительства не подлежит госрегистрации.

Согласно изменениям в Закон о банкротстве требования о взыскании финансовых санкций с застройщика удовлетворяются в третьей очереди кредиторов.

В информации о застройщике теперь должны быть указаны сведения о лицах, входящих в соответствии с Законом о конкуренции в одну группу с застройщиком, а в информации о проекте строительства – данные о целевом кредите (займе), а также количество заключенных договоров (общая площадь объектов долевого строительства и их цена).

Минстрой предложил изменить критерии отнесения граждан к обманутым дольщикамПроект приказа ведомства предусматривает изменение критериев признания пострадавшими граждан, потерявших деньги, вложенные в долевое строительство, и вносит поправки в правила ведения соответствующего реестра

В целях урегулирования отношений между застройщиками-банкротами и дольщиками будут созданы региональные фонды для завершения строительства многоквартирных домов или иных объектов недвижимости.

Фонд субъекта РФ может выступать в качестве застройщика и завершать строительство вышеуказанной недвижимости.

Он вправе привлекать денежные средства граждан и юрлиц по договорам ДДУ только при условии их размещения на счетах эскроу уполномоченного банка.

В одном субъекте РФ может быть создан только один такой фонд, который контролирует финансирование строительства всех незавершенных объектов на его территории. В некоторых случаях фонд сможет отказаться от финансирования завершения строительства объекта. Также предусмотрено создание общедоступного реестра проблемных объектов недвижимости.

Законом уточняется, в каких случаях застройщик вправе расторгнуть договор банковского счета с уполномоченным банком до ввода в эксплуатацию многоквартирного дома. Упрощается процедура проведения повторной экспертизы проектной документации.

Эксперты «АГ» прокомментировали отдельные положения закона

Руководитель проектов Бюро присяжных поверенных «Фрейтак и Сыновья», к.ю.н. Виктор Спесивов считает, что принятый закон нельзя назвать революционным, поскольку он завершил формирование новой системы отношений в сфере жилищного строительства, выстраиваемой предыдущими законами.

«Как заработает эта система и к чему это приведет – вопрос дискуссионный, однако очевидно, что возможности для появления новых “обманутых дольщиков” существенно сократятся, если не исчезнут полностью. То, что цены на жилье вырастут – да, но не факт, что они не выросли бы и без введения дополнительных гарантий для дольщиков.

И вообще, это нормально – платить за гарантии и за то, что точно получишь товар, а не “дырку от бублика”», – отметил эксперт.

Совфед одобрил закон, защищающий права участников долевого строительства при банкротстве застройщиков

Он положительно оценил новеллу о возможности внесения изменений в получившую положительное заключение экспертизы проектную документацию без ее повторной экспертизы: «Это сильно сократит сроки строительства и снизит “бюрократическую волокиту”, хотя коррупционную составляющую не уменьшит – просто перенаправит ее поток с одного адресата на другого».

Читайте также:  Как вернуть деньги за страховку при досрочном погашении?

Тем не менее Виктор Спесивов обратил внимание на недостаток закона.

По его мнению, несовершенство закона заключается в том, что заказчик в рамках Закона о контрактной системе в сфере госзакупок (№ 44-ФЗ) принимает объемы работ по строительству (реконструкции) объекта на основании проектной документации, а оплату этих работ производит на основании специальной контрактной сметы, составляемой после проведения торгов и содержащей ценовое предложение подрядчика, с которым заключается контракт. «То есть ни заказчик, ни подрядчик при освоении средств в рамках строительства напрямую не привязаны к его сметной стоимости, указанной в проектной документации. Очевидно, такая новая схема существенно затруднит органам финансового контроля и правоохранительным органам процесс доказывания суммы размера ущерба, причиненного в результате отступления от требований проектной документации в ходе строительства, финансируемого с привлечением бюджетных средств. И сделает существующую систему закупок работ по строительству в рамках Закона № 44-ФЗ еще более коррумпированной, чем она есть сейчас», – заключил эксперт.

Юрист практики «Недвижимость и строительство» юридической фирмы ART DE LEX Павел Медянкин в качестве одного из главных нововведений отметил возможность создания фонда субъекта РФ в целях урегулирования обязательств застройщика-банкрота перед дольщиками: «Таким образом, законодатель создает возможность разрешения проблемных ситуаций “на местах”».

Позитивной новеллой, по мнению юриста, также является экспертное сопровождение проекта органом исполнительной власти или организацией, проводившими экспертизу проектной документации.

«Если в ходе экспертного сопровождения в проектную документацию будут внесены изменения, требующие проведения экспертизы проектной документации, то орган исполнительной власти или организация, проводившая экспертизу, подтверждают соответствие внесенных в проектную документацию изменений необходимым требованиям.

Нововведения позволят привлекать экспертов к участию в проекте на раннем этапе, чтобы исключить необходимость проведения дополнительных экспертиз проектной документации в случае внесения в нее изменений, а также оптимизировать сопутствующие издержки», – пояснил эксперт.

Павел Медянкин также высоко оценил формирование единого реестра проблемных активов, который будет содержать сведения о многоквартирных домах и иных объектах недвижимости, в отношении которых застройщик признан банкротом либо просрочил более чем на 6 месяцев завершение строительства или передачу объекта участнику долевого строительства.

Правительство утвердило порядок создания и деятельности Фонда защиты прав граждан – участников долевого строительства

«Заслуживает внимания и корректировка предмета регулирования Закона № 214-ФЗ: законодательство о долевом строительстве получило распространение на любые помещения в любых зданиях, а не только на жилые помещения в многоквартирных домах и жилые дома блокированной застройки, как было предусмотрено ранее.

Изменения направлены на дополнительные гарантии защиты прав покупателей нежилых помещений (в частности, апартаментов). Кроме того, ст. 2.

1 Закона № 214-ФЗ теперь содержит запрет на привлечение денежных средств граждан в строительство любыми опосредованными схемами (например, ценными бумагами или условиями договоров доверительного управления паевым инвестиционным фондом)», – отметил эксперт.

Он подытожил, что указанные новеллы направлены на укрепление существующего механизма защиты и обеспечения прав участников долевого строительства путем активного участия государства в правоотношениях и эффективного банковского контроля, а также установления ограничения использования средств публично-правовой компании «Фонд защиты прав граждан – участников долевого строительства».

Юрист Содружества Земельных Юристов Павел Лобачев отметил, что поправки были приняты достаточно оперативно. Среди важных изменений он назвал дополнительное стимулирование использования застройщиками счетов эскроу.

«В частности, возможность строительства без их применения ограничена по сроку, застройщик, использующий ДДУ, обязан выплачивать специальные взносы. Эти меры помогут обезопасить граждан от финансовых потерь.

На обеспечение прав дольщиков направлено также и создание фондов субъектов РФ, которые будут заниматься завершением строительства проблемных объектов», – отметил эксперт.

Защищать права участников долевого строительства предлагается нерыночными механизмамиВ Госдуму внесен пакет поправок, касающихся ранее принятых изменений в правовом регулировании долевого строительства, вступающих в силу 1 июля

Он также подчеркнул, что теперь привлечение денежных средств граждан посредством ДДУ обязательно не только при продаже жилых помещений, но и также нежилых: «В данном случае очевидно намерение законодателя оградить граждан от различных недобросовестных схем, используемых застройщиками, чтобы “вывести” соглашение из-под сферы регулирования Закона об участии в долевом строительстве. С учетом того, что нежилые помещения, приобретаемые гражданами в строящемся доме, – это, как правило, апартаменты и кладовые, которые используются ими для проживания или обеспечения последнего, внесенные изменения следует оценить положительно».

Павел Лобачев отметил отсутствие необходимости регистрации уступки требования об уплате штрафных санкций, вытекающих из ДДУ: «Несмотря на то что поправка фиксирует уже сформировавшийся в судебной практике подход, она очень важна, так как передача права требования неустойки от дольщика ИП или юрлицу для смены подведомственности – очень популярная схема».

По мнению юриста, обязательность регистрации самого ДДУ направлена в первую очередь на обеспечение соблюдения прав дольщиков при заключении договора. Соответственно, такая защита со стороны государства при передаче права требования неустойки от одного лица к другому представляется излишней, а потому внесенные изменения будут выгодны как гражданам, так и бюджету.

«Внесенные поправки делают покупку недвижимости в строящемся доме еще более безопасной. В то же время они неизбежно повлекут существенные издержки, в первую очередь, застройщиков, в связи с чем может возникнуть вопрос об экономической целесообразности привлечения денежных средств по предлагаемой законодателем схеме», – заключил эксперт.

Новые критерии «обманутого дольщика» или как попасть в реестр пострадавших граждан

В конце прошлого когда был опубликован приказ Минстроя, содержащий в себе новые критерии граждан с целью включения их требований в реестр обманутых дольщиков. При соответствии данным критериям дольщику будет присвоен статус пострадавшего. Новые критерии вступают в силу с 01 июля 2017 года. Про реестр я ранее писала здесь.

Критерии для включения в реестр обманутых дольщиков

    • неисполнение застройщиком своих обязательств по договору в течении более 9 месяцев и отсутствие прироста вложений в незавершенное строительство по данным последних двух отчетных периодов;
  • привлечение денежных средств граждан на основании ДДУ, заключенного в соответствии с 214 ФЗ — то есть пайщики ЖСК и прочих форм организации строительства не имеют шанса попасть в реестр, но при этом у них остается шанс предъявить требования застройщику в процедуре банкротства;
  • полное исполнение своих обязательств перед застройщиком самим дольщиком. Таким образом в реестр не будут включены граждане, которые не полностью внесли плату за квартиру по ДДУ;
  • отсутствие правопреемника у застройщика, простыми словами — нет того, на кого можно было бы в суд подать и предъявить свои претензии;
  • отсутствие обеспечения у застройщика — как банковского, так и страховки (словом, платить за застройщика некому);
  • отсутствие дольщика в реестре по другому объекту — если у вас ДДУ заключен в отношении двух квартир, в реестр будет включено требование только по одной из двух.

Для включение в реестр гражданин должен соответствовать всем критериям, установленным приказом, а не одному из них или нескольким. В приказе указаны основания, по которым (помимо несоответсвия критериям) дольщик не будет включен в реестр, одним из них является расторжение договора долевого участия.

Сам приказ Минстроя с критериями можно скачать здесь.

Как попасть в реестр?

Включение в реестр носит заявительный характер. Гражданин должен подать заявление, приложив к нему копию паспорта, копию ДДУ, копию платежки (чека), подтверждающего полную (100%) оплату по договору, копию решения суда (при наличии).

А если договор был заключен до 01 июля 2017 года — каким критериям я должен соответствовать?

Если заявление не было подано до 01 июля 2017 года, то его рассмотрение уже после этой даты будет по новым правилам.

Похожее

Страница 1 из 11

Оставьте комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *