Правительство утвердило план развития энергоэффективности до 2025 г.

Правительство утвердило план развития энергоэффективности до 2025 г.

  © flickr.com

Правительство России утвердило план реализации Энергетической стратегии страны на ближайшие 15 лет, он включает более 130 мероприятий, заявил премьер-министр Михаил Мишустин на совещании со своими заместителями. Об этом в понедельник сообщается на сайте кабмина. 

«Правительство утвердило план реализации Энергетической стратегии, рассчитанной на ближайшие 15 лет. Она была подготовлена с учётом поручений президента», — сказал он.

По словам главы кабмина, в план вошли свыше 130 мероприятий, затрагивающих все сферы топливно-энергетического комплекса (ТЭК) страны — от добычи ресурсов до снабжения жилых домов энергией и теплом.

Под каждую задачу, указал он, предложен свой комплекс мероприятий. «Среди них — наращивание производства сжиженного природного газа до 140 миллионов тонн. Создание центров по его перевалке, хранению и торговле.

Открытие полигонов низкоуглеродного производства водорода. Развитие зарядной инфраструктуры для автомобилей. А также вовлечение в разработку трудноизвлекаемых запасов нефти и газа.

Большая часть мероприятий будет реализована в ближайшие полтора года», — сообщил Михаил Мишустин.

• Правительство утвердило Энергетическую стратегию до 2035 года

Председатель Правительства рассказал, что, как ожидается, уже в среднесрочном периоде стратегия позволит решить ряд важных для развития России задач.

В частности, повысить добычу нефти и газового конденсата в Восточной Сибири, на Дальнем Востоке и в Арктической зоне. «В разы увеличить производство СПГ. Нарастить долю собственного или локализованного передового технологического оборудования.

И существенно расширить объём экспорта в страны Азиатско-Тихоокеанского региона», — пояснил премьер-министр.

Он также добавил, что особое внимание будет уделяться формированию общего энергетического рынка Евразийского экономического союза и обеспечению конкурентного участия там российского бизнеса. Соответствующие мероприятия по этому направлению включили в план.

В июне 2020 года кабмин утвердил Энергетическую стратегию страны до 2035 года, особое внимание в которой уделено в том числе расширению газотранспортной инфраструктуры в Восточной Сибири и на Дальнем Востоке. Она предусматривает, что уровень газификации российских регионов к 2024 году вырастет с 68,6 процента до 74,7 процента. В 2035 году этот показатель должен составить 82,9 процента. 

В документе прогнозируется и увеличение к 2024 году производства энергоносителей на пять-девять процентов (по сравнению с 2018 годом), экспорта продукции ТЭК — на 9-15 процентов, привлечение инвестиций в отрасль — в 1,35-1,4 раза.

Читаем проект нового Комплексного плана повышения энергоэффективности экономики

Много амбиций, интеграция с другими ведомствами, больше ограничений и требований, новые финансовые механизмы. Кто из ФОИВ испугается и будет против? Посмотрим.

Правительство утвердило план развития энергоэффективности до 2025 г.

Мария СТЕПАНОВА,
директор Эксперт-бюро “ЭнергиаВита”

Комплексный план повышения энергоэффективности экономики России обновлен! Минэкономразвития направило его проект в ФОИВы, а мы имеем возможность его изучить, сравнить с предыдущими намерениями и распоряжениями и представить, что нас ждет.

Считаю, план смелый. Не столько по показателям, сколько по амбициям его таким согласовать. Да одна эта амбиция стоит того, чтобы отдали в Минэкономразвития функцию формирования госполитики энергоэффективности.

Правильно сделали.

Вот так и должен думать уполномоченный орган – интегрировать разные направления и инструменты госполитики, привлекать другие ведомства, сводить воедино, вшивать в разные документы и предлагать новые механизмы.

Если коротко – необычная для последних государственных документов интеграция различных направлений; новые финансовые инструменты; заметно больше требований и ограничений, чем в предыдущей версии.

Впечатление, что не побоялись вложить в правительственный документ многолетние рекомендации отраслевых сообществ и площадок, которые, мы уже привыкли, годами оставались уделом отраслевых экспертов и не были услышаны на уровне лиц, принимающих решения.

В чем-то мы были готовы заранее, из выступлений представителей Департамента энергоэффективности Минэкономразвития в СМИ, в чем-то удивились. Скорее, приятно удивились.

41 страница. 77 мероприятия в 13 разделах.

Основной показатель результативности – снижение энергоемкости ВВП за счет технологического фактора (к 2030 году на 20% по сравнению с 2017). В прошлой версии Комплексного плана (распоряжение №703-р) была цель 1,5% в год.

Указывается, что цель должна достигаться усилением государственной политики в сфере энергосбережения в секторах экономики с наибольшим объемом потребления энергии. Таковыми признаются 4 сектора:

  • электроэнергетика и теплоэнергетика,
  • обрабатывающая промышленность,
  • транспорт,
  • сектор зданий и ЖКХ.
  • В прошлой версии это были «предприятия промышленности, регулируемые организации, организации с государственным участием, организации бюджетной сферы, многоквартирные дома».
  • Повышение энергетической эффективности бюджетного сектора рассматривается в контексте снижения прямых расходов бюджетов всех уровней бюджетной системы, пусть это не самая большая доля расходов.
  • Что бросилось в глаза при первом прочтении.

Интеграция энергоэффективности в госполитику

Мы давно говорим, что энергоэффективность – макроэкономическая категория, которая характеризует любую экономическую систему и может быть как ее характеристикой, так и рычагом для изменения (как управляемой, так и управляющей), и точно не может выступать и рассматриваться изолированно. И в данном документе это полностью отражено, что возможно сделать именно и исключительно из позиции планового органа, каковым является Минэкономразвития России. Ни одно отраслевое ведомство такой план предложить бы не могло.

С какими направлениями и инструментами госполитики предложено интегрировать госполитику энергоэффективности:

  • Климат и Парижское соглашение – упоминаются как обоснование и в этом контексте приводятся ожидаемые результаты
  • Циклическая экономика – использование вторичных ресурсов, трейд-ин для транспорта.
  • Цифровизация – в части АИС по интеллектуальному учета и новых планов на ГИС Энергоэффективность.
  • ДПМ. В разделе «Энергоэффективная электроэнергетика» единственное мероприятие – это совершенствование порядка и критериев конкурентного отбора проектов модернизации тепловой генерации, направленное на стимулирование внедрения парогазовых технологий и развитие когенерации.
  • НДТ. Природоохранное законодательство и переход на технологическое нормирование на основе наилучших доступных технологий и через несколько лет остается нововведением для российской промышленности, которое до сих пор некоторые пытаются оспаривать. Потеря времени. Минэкономразвития в проекте Комплексного плана предлагает актуализировать справочники НДТ в части дополнения показателями энергоэффективности, в частности, обновить «горизонтальный» ИТС48 по энергоэффективности в части утилизации вторичных энергоресурсов с расчетом комплекса экономических и экологических эффектов.
  • Стандартизация (упоминаются и новые ГОСТ Р, и работа в рамках ЕАЭС, и ужесточение требований к проектированию).
  • Тарифы (формирование консолидированных фондов из тарифных надбавок как инструмент финансирования, сохранение неизменных тарифов на срок энергосервисного контракта для РСО, выступающих ЭСКО).
  • Налоги (дифференцированный налог на имущество в отношении  зданий бюджетных учреждений в зависимости от класса энергетической эффективности).
  • Урбанистика, назовем так несколько направлений, важных для развития современных городов. Здесь и транспорт, которому посвящен отдельный раздел из нескольких мероприятий, и строительство (ужесточение норм и регламентов, требований к зданиям, кнут и пряник – ограничения и создание рынка, капитализирующего усилия по повышению энергоэффективности).
  • Госзакупки (ужесточение требований)
  • И даже законодательство по конкуренции – с его помощью предложено давать государственные и муниципальные преференции для производства энергоэффективной продукции, ВИЭ и иной энергоэффективной деятельности.

При условии отзывчивости и вовлеченности участвующих федеральных ведомств, план может обрасти и новыми блоками, потому что энергоэффективность сегодня должна и может быть встроена во все сферы деятельности.

Сектора влияния комплексного плана

Охвачены:

  • бюджетная сфера (100%-й учет, единые требования и функции регцентров, их финансирование из госпрограммы, требования к программам энергосбережения бюджетных учреждений, разработка типового набора энергосберегающих мероприятий и обеспечение их источниками финансирования, введение в бюджетных учреждениях энергоменежеров!), в части общественных зданий – капитализация энергоэффективности, запреты, программа строительства «нулевых» зданий
  • жилищный сектор, МКД (100%-й учет, повышенные требования, типовые мероприятия, рынок энергоэффективных зданий, обязательный энергоаудит при определении класса энергоэффективности для МКД при новом строительстве, отдельный подраздел по энергоэффективному капитальному ремонту, программа строительства «нулевых» домов)
  • электроэнергетика (в части ДПМ) и теплоэнергетика (приоритет когенерации вплоть до запрета строительства новых котельных в зоне эффективного теплоснабжения, льготное кредитование для перекладки сетей, стимулирование перехода на закрытые системы в городах 500k+)
  • промышленный сектор (НДТ, плата за превышение предельных значений показателей энергоэффективности промышленных технологий, утилизация тепла и использования вторичных энергоресурсов)
  • продукция и материалы (повышенные требования к стройматериалам и изоляции, к энергопотребляющим устройствам, к зданиям, к тепловой защите зданий)
  • транспорт (ограничение срока эксплуатации, механизмы трейд ин, комплексная программа модернизации пассажирского транспорта в городских агломерациях,
Читайте также:  Может ли иностранец купить дом в Крыму?

Финансирование энергоэффективных мероприятий

Предложены иногда нетривиальные источники финансирования.

Из традиционных.

Через госпрограмму (теперь энергоэффективность оформлена подпрограммой Д в госпрограмме «Экономическое развитие и инновационная экономика») предложено финансировать автоматизированные информационно-измерительные системы учета потребления энергетических ресурсов и воды, мероприятия по реализации типовых энергоэффективных проектов в государственных (муниципальных) учреждениях, а также, впервые за более чем 10 лет, финансировать деятельность региональных центров энергосбережения.

Не забыт энергосервис.

Ускорение оборачиваемости активов за счет факторинга (при условии заключения контрактов жизненного цикла), сокращение размера и срока финансового обеспечения при заключении энергосервисного контракта, компенсация убытков ЭСКО при необходимости приведения объекта в нормативной состояние, привод РСО в энергосервис (регуляторные соглашения и сохранение достигнутой экономии в тарифе).

Из менее ожидаемых источников финансирования – сильное решение открыть доступ энергоэффективным проектам к набирающему силу «зеленому» финансированию, объемы и рынки которого будут расти, а ставки должны быть весьма привлекательными, в т.ч. за рубежом.

Создавать консолидированные фонды (по сути, револьверные) софинансирования проектов, в т.ч. в регионах, в т.ч. за счет тарифных надбавок. Уже упоминавшиеся льготы по налогу на имущество на энергоэффективное жилье и общественные здания.

Государственное льготное кредитование приобретения энергоэффективного жилья у застройщиков, а также ИЖС. Поддержка субъектов МСП, реализующих мероприятия по энергосбережению.

Пропаганда энергоэффективности

Достаточно сказать три названия – «Почта России», «Мои документы» и портал госуслуг – именно через них предложено информировать население о необходимости и возможностях повышения энергоэффективности.

А еще рейтинг субъектов РФ по энергоэффективности))) Предлагаю сразу отдать АСИ, они справятся, субъекты бегом побегут повышать.

Учет

  1. Пора упомянуть намерение добиться 100-процентного учета потребления энергоресурсов и воды, не указано, в каких конкретно сферах – подразумеваем, во всех – это самый первый раздел плана.

  2. Кроме того, внедрение автоматизированных информационно-измерительных систем учета потребления в бюджетном секторе; разобраться с порядком оплаты за отопление с использованием приборов учета в МКД; снять ограничения по способам индивидуального учета тепла и обеспечить возможности индивидуального регулирования теплопотребления в МКД; развитие интеллектуального учета; ужесточение норм при проектировании и требований к УК.
  3. Отдельно стоит сказать о планах интеграции ГИС ЭЭ и системы ФГИС «Аршин» в части данных о наличии и состоянии приборов учета в бюджетных учреждениях.
  4. Кроме стимулирования и регулирования предлагается также ужесточить штрафы за несоблюдение требований по наличию приборов учета, а из этих сумм через консолидированные фонды финансировать новые установки ПУ.

Больше запретов и требований к энергоэффективности

Запретов и ограничений ощутимо больше, чем в предыдущем Комплексном плане (распоряжение 703-р).

  • Проектирование и строительство МКД без автоматизированных информационно-измерительных систем учета потребления.
  • Проектирование вертикальной разводки инженерных систем отопления в МКД.
  • Строительство МКД без автоматизированного погодного регулирования теплопотребления.
  • Строительство новых котельных при наличии свободной тепловой мощности ТЭЦ в зоне эффективного теплоснабжения.
  • Формирование перечня товаров и технологий, имеющих низкую энергетическую эффективность и последующий запрет их к производству и обороту.

Не план, а пир духа. Жаль, таким мы его вряд ли еще увидим. Согласующие ФОИВы испугаются, поправят по делу и не очень, уйдут от ответственности, снизят планку. Но подход к снаряду отличный. Надо на всех уровнях учиться планировать дерзко, ставить цели ближе и круче. Именно такого и ждут от сводного планового органа.

Однако, даже оставив за скобками сложности межведомственных согласований, даже если этот проект был бы принят в таком виде, и этого мало. Надо еще, чтобы дали над ним поработать несколько лет.

А когда постоянно меняются команды и условия, страдают преемственность и последовательность, и мы каждый раз с новым замиранием дыхания встречаем новые планы, очаровываемся сначала и разочаровываемся потом.

Этот отличный, давайте лет пять его будем реализовывать без революций? Иногда кажется, это важнее, чем собственно самые позитивные планы – сделать его главным пунктом “дайте поработать”.

Открыть документ

Это официальная версия, ушедшая в ФОИВ и опубликованная на сайте Минэкономразвития.

Правительство утвердило план реализации Энергетической стратегии

7 июня 2021 12:50

Распоряжение от 1 июня 2021 года №1447-р

Развитие рынка
малотоннажного сжиженного природного газа, открытие полигонов низкоуглеродного
производства водорода, расширение зарядной инфраструктуры для электромобилей –
эти и многие другие инициативы вошли в план реализации Энергетической стратегии
до 2035 года, который утвердил Председатель Правительства Михаил Мишустин.

В стратегии, принятой
летом прошлого года, в качестве основных целей развития
топливно-энергетического комплекса страны обозначены такие направления, как
содействие социально-экономическому развитию страны, а также укрепление и
сохранение позиций России в мировой энергетике. Способствовать их достижению
будет принятый Правительством план.

В документ вошло более
130 мероприятий, затрагивающих все отрасли ТЭК – от нефтегазодобычи до
электроэнергетики и теплоснабжения, сообщил Михаил Мишустин на совещании с
вице-премьерами 7 июня. Под каждую отраслевую задачу предложен свой комплекс
инициатив. При этом большая часть будет реализована в 2021–2022 годах.

Так, в нефтяной отрасли
продолжится донастройка механизмов, обеспечивающих сглаживание колебаний цен на
нефтепродукты, будет проведена оценка программ модернизации
нефтеперерабатывающих заводов.

Расширить потенциал газовой отрасли позволит,
например, создание специальных центров по перевалке, хранению и торговле СПГ в
Заполярье, проработка стимулов к использованию газомоторного топлива.

Также
будет запущен мониторинг региональных и межрегиональных планов газификации, что
поможет лучше контролировать их выполнение.

Основной ориентир при
развитии электроэнергетики – рост надёжности электроснабжения. С этой целью
запланированы мероприятия по внедрению интеллектуальных систем управления, а
также технологий удалённого мониторинга и диагностики состояния сетей.
Параллельно будут совершенствоваться процедуры техприсоединения, приниматься
меры для снижения потерь при передаче электричества.

Документ также
предусматривает отдельные мероприятия по повышению энергоэффективности отраслей
ТЭК, стимулированию использования возобновляемых источников энергии, разработке
отечественных технологий низкоуглеродного производства водорода. Отдельный трек
– формирование общего энергетического рынка на пространстве ЕАЭС.

Реализация плана укрепит
конкурентоспособность отраслей ТЭК, поможет повысить их технологический
уровень, а значит, позволит увеличить вклад топливно-энергетического
комплекса в развитие страны.

Документ будет опубликован.

Минэкономразвития России обновило план мероприятий по повышению энергоэффективности экономики | Министерство экономического развития Российской Федерации

Минэкономразвития направило на согласование в федеральные органы исполнительной власти проект обновленного комплексного плана мероприятий по повышению энергетической эффективности экономики России. Документ разрабатывался по поручению Правительства совместно с профильными федеральными и региональными органами исполнительной власти, экспертным и бизнес-сообществом.

В качестве мероприятий по развитию инструментов финансирования повышения энергоэффективности предлагается снять ограничения для развития энергосервисной деятельности, привлечение в энергосбережение «зеленых» инвестиций, льготное кредитование проектов по энергоэффективности, в том числе населения и субъектов МСП. Предлагается создать специализированный фонд, средства которого инвестировать в проекты по повышению энергоэффективности.

«Обновленный план направлен на повышение энергоэффективности наиболее энергоемких секторов экономики, которые потребляют свыше 80% всей энергии в стране: энергетика, промышленность, транспорт и жилищно-коммунальный сектор.

Технологическое обновление экономики с внедрением энергоэффективных технологий, по нашему мнению, должно стать ключевым драйвером для реализации накопленного потенциала энергосбережения», — сообщил заместитель министра экономического развития РФ Илья Торосов.

Реализация мероприятий обновленного комплексного плана позволит снизить энергоемкость ВВП только за счет технологического фактора на 20% к 2030 году относительно 2017 г. Общее же снижение энергоемкости ВВП составит до 35%. Экономия энергетических ресурсов составит свыше 140 млн тонн условного топлива, что эквивалентно сокращению выбросов парниковых газов в размере 280 млн тонн СО2.

  • Проект комплексного плана по повышению энергоэффективности является основным инструментом достижения климатических целей РФ по снижению выбросов парниковых газов и синхронизирован с проектом стратегии низкоуглеродного развития РФ до 2050 года, подготовленной Минэкономразвития и внесенной в Правительство в апреле 2020 года.
  • Проект комплексного плана включает шесть основных отраслевых блоков мероприятий: электро- и теплоэнергетика, промышленные технологии, энергоэффективные материалы, жилые и общественные здания, ЖКХ, транспорт, бюджетный сектор.
  • Достичь высоких показателей энергоэффективности в промышленности предлагается за счет введения обязательных требований по энергоэффективности при внедрении наилучших доступных технологий, расширять и совершенствовать требования к энергопотреблению бытовых электроприборов, ужесточать требования к энергоэффективности теплоизоляционных материалов и конструкций.
Читайте также:  В Москве изменятся нормативы по числу парковок

«Жилым и общественным зданиям как крупнейшему потребителю энергетических ресурсов в комплексном плане уделяется особое внимание. Современные аналоги существующих в стране зданий потребляют вдвое меньше энергии, а информация о классе энергоэффективности зданий давно стала мировой нормой», — отметил замминистра.

Повышение эффективности в жилищном секторе будет обеспечиваться путем проведения энергоэффективных капитальных ремонтов МКД.

Для этих целей предлагается увеличить финансирование Фонда содействия реформированию ЖКХ и вовлекать в энергоэффективный капремонт ресурсоснабжающие организации.

При новом строительстве предлагается запретить использование неэнергонеэффективных технических решений и оборудования с низкой энергоэффективностью. Стимулирование спроса на энергоэффективное жилье предлагается осуществлять за счет выдачи льготных ипотечных кредитов.

Государственная программа Российской Федерации «Развитие энергетики» | Министерство энергетики

Постановлением Правительства Российской Федерации от 15 апреля 2014 г. № 321 утверждена государственная программа Российской Федерации «Развитие энергетики» со сроком реализации до 2024 года.

Целями государственной программы являются надежное, качественное и экономически обоснованное обеспечение потребностей внутреннего рынка в энергоносителях, энергии и сырье на принципах энергосбережения и энергоэффективности, а также выполнение обязательств по зарубежным контрактам.

Параметры государственной программы актуализированы в соответствии со стратегическими ориентирами, определенными Указом Президента Российской Федерации от 7 мая 2018 г.

№ 204 «О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года», Указом Президента Российской Федерации от 21 июля 2020 г.

№ 474 «О национальных целях развития Российской Федерации на период до 2030 года» и Основными направлениями деятельности Правительства Российской Федерации на период до 2024 года, утвержденными Председателем Правительства Российской Федерации 29 сентября 2018 г. № 8028п-П13.

Структура государственной программы предусматривает реализацию 5 подпрограмм, имеющих отраслевую направленность, 44 целевых показателей (индикаторов) и 25 основных мероприятий, в том числе двух федеральных и одного ведомственного проекта, а именно:

  • Федеральный проект «Гарантированное обеспечение доступной электроэнергией»;
  • Федеральный проект «Гарантированное обеспечение транспорта нефти, нефтепродуктов, газа и газового конденсата»;
  • Ведомственный проект «Цифровая энергетика».

Для обеспечения опережающего социально-экономического развития приоритетных территорий, в том числе Дальневосточного федерального округа, Северо-Кавказского федерального округа, Калининградской области, Арктической зоны Российской Федерации, Республики Крым и г. Севастополя, в государственной программе выделены специальные разделы, включающие в себя цели и задачи, конкретные проекты, индикаторы и ключевые показатели на указанных территориях.

В соответствии с Бюджетным кодексом Российской Федерации государственная программа включает в себя:

  • Правила предоставления субсидий из федерального бюджета бюджетам Республики Крым и г. Севастополя на компенсацию территориальным сетевым организациям, функционирующим в Республике Крым и г. Севастополе, выпадающих доходов, образованных вследствие установления тарифов на услуги по передаче электрической энергии ниже экономически обоснованного уровня;
  • Правила предоставления и распределения субсидий из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации в целях софинансирования расходных обязательств субъектов Российской Федерации, возникающих при развитии заправочной инфраструктуры компримированного природного газа;
  • Правила предоставления и распределения субсидий из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации в целях софинансирования расходных обязательств субъектов Российской Федерации, возникающих при поддержке переоборудования существующей автомобильной техники, включая общественный транспорт и коммунальную технику, для использования природного газа в качестве топлива.

Ежегодно ход реализации государственной программы и предложения по ее корректировке проходит общественное и экспертное обсуждение на заседаниях Комитета Государственной Думы по энергетике, Комитета Совета Федерации по федеративному устройству, региональной политике, местному самоуправлению и делам Севера, в рамках Общественного совета при Министерстве энергетики Российской Федерации.

Правительство утвердило дорожную карту по энергоэффективности, — газета

По ней к 2025 году высшим классом энергосбережения должен будет обладать каждый третий новый дом, а энергозатраты в ЖКХ в целом — снизиться на четверть. Программа реализуема и не скажется на стоимости нового жилья, говорят эксперты, такие меры окупаются за 5–7 лет; но приведение старого жилого фонда в соответствие новым требованиям может стоить слишком дорого.

МОСКВА, 6 сентября (BigpowerNews) — Премьер–министр Дмитрий Медведев утвердил дорожную карту по энергоэффективности зданий и сооружений до 2025 года — распоряжение подписано 1 сентября, сообщил Белый дом. Об этом пишет сегодня «Коммерсант».

План состоит в снижении расходов тепла и электроэнергии в ЖКХ за десять лет на четверть в сравнении с базовым 2015 годом. Контрольными точками станут снижение среднего потребления на 5% в 2018–м и на 15% — в 2020 году.

Еще одной задачей Минстроя — он отвечает за реализацию плана — станет увеличение доли зданий высшей степени энергоэффективности в общем объеме сдачи до 10% в 2018–м, 20% в 2020–м и 30% — в 2025 году.

К октябрю Минстрою предстоит создать рабочую группу, которая изучит госрегулирование в области энергоэффективности и предложит меры по устранению административных барьеров.

В ноябре министерство должно разработать первоочередные требования, включая обязательное использование экономичного освещения и тепловых пунктов с автоматическим погодным регулированием.

В те же сроки мероприятия по повышению энергоэффективности включат в перечень работ при капремонте, а к марту 2017 года требования к экономичности появятся и в документации для государственных и муниципальных закупок. Принуждать застройщиков к их выполнению будут поправками к КоАП — они будут внесены в третьем квартале 2017 года.

В Национальном объединении строителей и проектировщиков «Коммерсанту» сообщили, что участвовали в подготовке документа с осени 2015 года и существенных замечаний к нему нет.

По словам члена совета объединения Дмитрия Ивагина, «на стоимости квадратного метра новые требования вряд ли скажутся — вложения в энергоэффективность на стадии строительства окупаются в течение 5–7 лет».

«С учетом того, что современные застройщики предпочитают сами и строить, и эксплуатировать здания, им новые требования выгодны. В пересчете на стоимость жизненного цикла энергоэффективные дома дешевле»,— говорит он.

Собеседники «Коммерсанта» в самих строительных компаниях признались, что пока не оценивали дополнительных инвестиций, которые нужны для выполнения новых требований Белого дома. «Когда выйдут конкретные постановления правительства, будем их исполнять»,— сказал представитель одной из компаний, добавив, что дополнительные расходы все равно покроют покупатели.

По словам главы директора Института отраслевого менеджмента (ИОМ) РАНХиГС Елены Иванкиной, которые приводит газета, определенная часть затрат действительно «ляжет на застройщика и будет переложена на потребителя». Для нового жилья затраты окупятся «очень быстро», однако уже для вторичного жилого фонда расчеты сложнее.

«Затраты на капремонт, которые мы несем, могут покрыть значительную часть мероприятий по энергоэффективности — замену окон, батарей, демонтаж централизованного теплоснабжения. Вопрос — подъемные ли это вложения на сегодняшний день»,— говорит она. Впрочем, в целом, по ее оценке, показатели дорожной карты «абсолютно реализуемы». «Можно даже достигнуть большего. Мы на 1 кв. м.

тратим 76 кВт, а Германия — 12 кВт»,— отмечает эксперт.

Напомним, предыдущий этап борьбы за энергоэффективность был запущен Дмитрием Медведевым, когда он занимал пост президента.

Внедрение приборов учета, энергоэффективного освещения, а также энергосервисных контрактов, при реализации которых энергосбережение оплачивается за счет экономии, по данным МЭА, обеспечивали сокращение потребления энергоресурсов в российском ЖКХ до 2013 года.

Но в конце 2014 года господдержка программ энергоэффективности в регионах была свернута, а их финансирование на региональном уровне сохранилось лишь в немногих субъектах РФ, как, например, во Владимирской области. Там бюджет региона тратит на эти цели 160 млн. руб.

в год, а общий объем финансирования мероприятий составляет 1,6 млрд. руб., рассказала «Коммерсанта» первый заместитель губернатора Лидия Смолина. Областные власти оценили выгоды экономии и уже требуют выполнения рекомендаций по энергоэффективности от застройщиков в рамках бюджетных контрактов, говорит она.

Медведев утвердил комплексный план повышения энергоэффективности

23 апреля 2018, 14:23

Горки. 23 апреля. ИНТЕРФАКС — Премьер-министр РФ Дмитрий Медведев утвердил план повышения энергоэффективности.

«Я утвердил комплексный план мероприятий по повышению энергоэффективности.

Как известно, мы в этой сфере, по части энергоэффективности, сильно отстаем от лидерских позиций, у нас здесь огромный потенциал, его раскрытие должно, прежде всего, позволить сэкономить энергоресурсы, повысить производительность промышленности, конкурентоспособность и промышленности, и сельского хозяйства, снизить издержки энергетических компаний», — сказал Д.Медведев в ходе совещания с вице-премьерами.

По его словам, задачи повышения энергоэффективности будут решаться в комплексе с применением мер государственного регулирования и стимулирующих мер.

«План включает в себя действия по повышению энергоэффективности регулируемых инфраструктурных компаний, предприятий промышленности, организаций бюджетной сферы, многоквартирных домов. Это направления, где энергоэффективность пока оставляет желать лучшего, где велики потери в сетях, где есть возможность оптимизации», — добавил глава кабмина.

Вице-премьер Аркадий Дворкович пояснил, что в отношении жилых многоквартирных домов речь идет о регулировании режимов электро-, тепло- и водоснабжения, а также об эффективном применении современных приборов учета.

В части регулируемых инфраструктурных компаний и бюджетных организаций речь идет о том, чтобы в рамках системы закупок приобретать именно энергоэффективные товары и технологии, добавил зампред правительства.

По его словам, за 10 лет энергоэффективность в России повысилась на 13%.

Читайте также:  В москве на вторичном рынке скидки уменьшились в 2 раза за год

«До 2025 года повышение эффективности должно составить как минимум 12%, я считаю, можно достичь и лучших показателей, до 2030 года — не менее 23%, но должны стремиться к цифре 30% повышения эффективности к 2030 году», — сказал А.Дворкович.

Он отметил, что наибольшее увеличение эффективности можно получить как раз в электроэнергетике и теплоэнергетике.

«Здесь удельный расход энергоносителей на единицу произведенной электроэнергии и теплоэнергии слишком большой.

Планом предусмотрены конкретные действия по эффективной электрогенерации, которая будет осуществляться в рамках нового механизма модернизации электро- и теплогенерации, а также за счет снижения потерь в сетях электрических, тепловых и сетях водоснабжения», — подчеркнул вице-премьер.

  • Он добавил, что для реализации этих планов предусматриваются дополнительные меры, в том числе типовые банковские продукты, облегчение доступа к энергосервисным контрактам, льготы, включая налоговые, и штрафные санкции за неисполнение соответствующих требований.
  • Как сообщалось, 10 апреля Госдума приняла в третьем чтении законопроект, наделяющий правительство правом выработки единых требований к программам по энергосбережению и повышению энергоэффективности организаций с участием государства.
  • Кроме того, 6 апреля вступил в силу приказ Минстроя РФ об утверждении требований в сфере энергетической эффективности.

Дворкович: До 2025 года рост энергоэффективности должен быть минимум 12%

23 апреля 201815:55

Сегодня, 23 апреля, на заседании правительства России премьер-министр Дмитрий Медведев сообщил, что утвердил комплексный план мероприятий по повышению энергоэффективности, согласно которому снижение энергоёмкости валового внутреннего продукта должно быть до 1,5% в год. Зампред правительства Аркадий Дворкович заверил главу кабмина, что до 2025 года повышение энергоэффективности должно составить как минимум 12%.

Комплексный план предусматривает действия по повышению энергетической эффективности в отношении регулируемых инфраструктурных компаний, предприятий промышленности, организаций бюджетной сферы, многоквартирных домов, говорится в распоряжении, подписанном Медведевым.

В отношении регулируемых инфраструктурных компаний предусмотрены действия по снижению потерь энергетических ресурсов в ходе их транспортировки и при потреблении.

Предусматривается сочетание мер прямого административного воздействия и стимулирующих мер, а также информационное и методологическое обеспечение реализации проводимой политики.

«В рамках системы закупок предусматриваются обязательные закупки именно энергоэффективных товаров, энергоэффективных технологий. При необходимости это касается освещения и многих других вопросов, которые постепенно решаются. За 10 лет на 13% энергоэффективность в России повысилась», — констатировал Дворкович.

По его словам, в России слишком большой удельный расход энергии и энергоносителей на единицу произведённой электроэнергии и теплоэнергии.

Для реализации утвержденного комплексного плана предусматриваются дополнительные меры, в том числе типовые банковские продукты, облегчение доступа к энергосервисным контрактам, льготы, включая налоговые, и штрафные санкции за неисполнение соответствующих требований. «Считаем, что в комплексе данный набор мер действительно может дать результат.

До 2025 года повышение энергоэффективности должно составить как минимум 12%, хотя я считаю, что можно достичь и лучших показателей, до 2030 года не менее 23%. Но стремиться должны к цифре 30% повышения энергоэффективности к 2030 году», — заявил Дворкович.

Как ранее соощало EADaily, комплексный план мероприятий по повышению энергоэффективности разрабытывал Минэкономразвития России в соответствии с поручением президента страны по итогам заседания Госсовета по вопросу «Об экологическом развитии Российской Федерации в интересах будущих поколений».

Правительство утвердило программу развития нефтегазохимического комплекса России до 2025 года

 Вести ЭкономикаВести ЭкономикаМосква, 13 марта — «Вести.Экономика». Правительство РФ утвердило план мероприятий по развитию нефтегазохимического комплекса в России на период до 2025 года, предусматривающий более чем двукратное увеличение объемов экспорта в данном секторе экономики.

В утвержденном документе обозначены основные мероприятия и целевые показатели по развитию нефтегазохимического комплекса в рамках «дорожной карты» (pdf).

В пояснении к документу отмечается, что программа развития нефтегазохимического комплекса России, внесенная Минэнерго РФ, направлена на достижений целей национального проекта «Международная кооперация и экспорт», в рамках которого планируется повышение объема экспорта продукции с $17,4 млрд до $37 млрд к 2025 г.

Для достижения данного показателя в рамках «дорожной карты», в частности, запланированы: государственная поддержка экспортных поставок отечественной продукции высоких переделов; стимулирование инвестиционной деятельности производителей нефтегазохимической продукции; снижение влияния инфраструктурных ограничений; повышение эффективности государственного регулирования в области экологии, промышленной безопасности и капитального строительства; предоставление благоприятных налоговых и таможенных преференций для запуска масштабной инвестиционной программы; стабилизация налоговых условий и таможенно-тарифного регулирования на срок от 15 лет для организаций, реализующих крупные нефтегазохимические инвестиционные проекты.

На совещании правительства РФ в среду, 13 марта, вице-премьер Дмитрий Козак прокомментировал утвержденную программу развития нефтегазохимического сектора РФ, отметив ряд её ключевых положений в плане различных финансовых, налоговых и регуляторных мер.

Пресс-служба правительства РФ

«План носит комплексный характер, предусматривает реализацию финансовых, налоговых, таможенно-тарифных, организационных и регуляторных мер как действующих, так и потенциальных производителей российской продукции нефтегазохимии с целью повышения прежде всего конкурентоспособности, а также создания долгосрочных, предсказуемых условий для инвесторов в эту отрасль.

В части налоговых и таможенно-тарифных мер необходимо выделить два основных направления поддержки нефтегазохимии в России. Во-первых, уже до конца марта текущего года (план по времени достаточно сжат) в Правительство должен быть внесён проект федерального закона, направленный на создание стимулирующих налоговых условий для выделения и переработки этана в нефтегазохимическую продукцию.

Предполагается введение вычета по акцизам для организаций, которые введут в эксплуатацию газоперерабатывающие, перерабатывающие или нефтегазохимические мощности после 1 января 2022 г.

У нас в настоящее время есть несколько проектов, которые позволяют решить эту задачу, но к их реализации не приступают в связи с тем, что нет долгосрочной, предсказуемой стратегии регулирования этой деятельности.

Обратный акциз на этан должен формировать более низкую цену на входящее сырьё для нефтегазохимии для обеспечения операционной конкурентоспособности отечественного производства по сравнению с зарубежными предприятиями.

А также учитывать инвестиционную составляющую для окупаемости инвестиций в новые газоперерабатывающие и нефтегазохимические отрасли. Это довольно капиталоёмкие производства, которые нуждаются в масштабных инвестициях.

Во-вторых, до 1 октября текущего года будут также разработаны нормативные правовые акты, которые предусмотрят механизмы, стимулирующие инвестиции в нефтегазохимические мощности, работающие на других видах сырья.

Эти механизмы в том числе должны предусматривать изменение ставки вывозной таможенной пошлины на сжиженные углеводородные газы (СУГ) с целью расширения использования СУГ в качестве сырья для нефтегазохимической промышленности.

В рамках национального проекта «Международная кооперация и экспорт» в настоящее время также предусматривается стимулирование производства конкурентоспособного оборудования для нефтегазохимии. Будут предоставляться субсидии по процентным ставкам по кредитам и по торговым операциям, и на экспортно ориентированные инвестиционные проекты в этой отрасли. Выделен специальный лимит.

В рамках «дорожной карты» предусмотрено стимулирование спроса на российское оборудование для нефтегазохимии для инвестиционных проектов, которые будут реализовываться на территории России.

Предусматривается разработка к лету текущего года проекта постановления Правительства, где по этим инвестиционным проектам мы будем субсидировать процентные ставки по кредитам, которые выдаются в российских кредитных организациях на инвестиционные проекты, реализуемые на территории России в этой отрасли.

В «дорожной карте» этого нет, но в настоящее время также подготовлен законопроект о внесении изменений в закон о промышленной политике в Российской Федерации, так называемый СПИК 2.0, где эти технологии будут стимулироваться через механизм специального инвестиционного контракта.

Поскольку большинство из этих технологий сегодня не внедрены на территории Российской Федерации, они для действующих проектов используются по лицензии.

В рамках этой «дорожной карты» также предусмотрен анализ пропускной способности транспортной инфраструктуры для доставки сырья к местам переработки и транспортировки готовой продукции на рынки сбыта. И в случае возникновения узких мест будут внесены предложения по их расшивке.

Наконец, четвёртый блок мероприятий, которые предусмотрены «дорожной картой», – это организация биржевой торговли продукцией нефтегазохимии к середине 2020 года по результатам мониторинга ценообразования в отрасли.

Дмитрий Козак отметил, что при успешном выполнении утвержденной «дорожной карты» нефтегазохимическая отрасль России сможет создать более 18 тыс. высокотехнологичных рабочих мест и получит инвестиции в объеме $40 млрд, существенно увеличив собственные производственные мощности и долю российской нефтегазохимической продукции на мировом рынке.

Оставьте комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *