Олимпиада в Сочи довела некоторых застройщиков до банкротства

ВСЕ ФОТО

Крупнейшие кубанские компании, строившие дороги в Сочи перед проведением Олимпиады, обанкротились, пишет газета «Ведомости». Первыми в этом списке оказались краснодарская КДБ и «Тоннельный отряд — 44».

КДБ обанкротилась в июле, в феврале — «Тоннельный отряд — 44» (Сочи), который строил в том числе дублер Курортного проспекта.

Затем пришла очередь «Тоннельдорстроя». 29 сентября Краснодарский арбитраж рассмотрел заявление о банкротстве компании и сразу постановил вести конкурсное производство.

Согласно акту, к моменту банкротства долги «Тоннельдорстроя» составляли 3,7 млрд рублей, в том числе по подтвержденным судебным решениям — 1,9 млрд рублей, имущество и дебиторская задолженность компании оценивались всего в 1,8 млрд рублей.

В реестре «Тоннельного отряда — 44» указаны 15 кредиторов с требованиями на 4 млрд рублей. Крупнейшим кредитором компании является ВТБ, на который приходится 3,6 млрд рублей долга.

Реестр кредиторов КДБ и «Тоннельдорстроя» суды еще не успели сформировать.

Вал банкротств

Напомним, что в апреле о банкротстве заявлял один из крупнейших российских господрядчиков — омская строительная компания НПО «Мостовик», возводившая в Сочи большую ледовую арену на 12 тысяч мест для хоккея с шайбой, санно-бобслейную трассу и ряд крупных объектов транспортной инфраструктуры города. Компания также была одним из крупнейших подрядчиков при подготовке к саммиту стран АТЭС — 2012 во Владивостоке.

Крупные кредиторы «Мостовика» подали иски о возмещении на сумму более 25 млрд рублей, в том числе «Сбербанк» — на сумму порядка 18,8 млрд рублей, «Альфа-банк» и «Газпромбанк» — по 3,4 млрд рублей. Еще 2,3 млрд рублей требует с НПО «Ханты-Мансийский банк». Рассмотрение иска в суде стартовало накануне, 16 октября. Ранее банк уже отсудил у компании 317 млн рублей, сообщает Kvnews.ru.

В марте 2014 года о ликвидации объявил еще один из крупных российских генподрядчиков — корпорация «Инжтрансстрой». Она занималась строительством к Олимпиаде 14 объектов, в том числе автодороги между курортами «Альпика-Сервис» и «Роза Хутор», Главного олимпийского медиацентра, гидротехнических комплексов в порту Сочи и в устье Мзымты и др.

Основным владельцем компании является бывший министр строительства России Ефим Басин. В феврале 2014 года он получил медаль «За строительство транспортных объектов», сообщал сайт Минтранса. А спустя всего месяц было объявлено о ликвидации «Инжтрансстроя». Как отмечал сайт «РБК», свои проблемы Басин связывал с олимпийскими заказами в Сочи.

В апреле эксперты прогнозировали, что крах трех компаний — это только начало. Вал новых банкротств еще впереди, говорил один из сочинских подрядчиков, чье мнение приводилось в другой статье «Ведомостей».

Компаниям отказали возмещать убытки

Крах компаний их руководители объясняли недочетами в проектной документации, следовало из текста статьи. Дело в том, что экспертиза олимпийских проектов происходила едва ли не в авральном порядке, поэтому стоимость строительства радикально отличалась от первоначальной.

Так, НПО «Мостовик», выиграв право на проектирование и строительство санно-бобслейной трассы за 3 млрд рублей, пыталось согласовать с федеральными властями увеличение сметы до 12 млрд рублей из-за необходимости потратиться на решение проблемы с оползнями. Но власти согласились заплатить лишь 7 млрд рублей.

Кроме того, заказчики легко меняли проекты. Например, на автомобильной дороге от Красной Поляны к горной олимпийской деревне, строительством которой занимался «Инжтрансстрой», появились два тоннеля, которые не предусматривались ранее.

Руководители компаний были уверены, что если они докажут заказчику, что проект обошелся дороже контрактной цены, то ущерб им возместят, поясняют эксперты. Однако с 2005 года действует твердая договорная цена, и чиновник не пойдет на увеличение стоимости уже заключенного контракта, пояснял «Ведомостям» человек, близкий к основному инвестору олимпийских объектов «Олимпстрою».

В результате «серьезных разногласий» с заказчиками о стоимости объектов «Инжтрансстрой» не смог продолжать строительную деятельность, а его руководство было вынуждено объявить о ликвидации, передавало агентство РИА «Новости» со ссылкой на заявление, опубликованное на сайте самой корпорации.

Решение не компенсировать подрядчикам убытки принимал вице-премьер Дмитрий Козак. Подрядчики приходили к Козаку и жаловались, что проект подорожал из-за ошибок в документации, «но Козак полностью отметал их претензии или соглашался лишь с частью», рассказывал «Ведомостям» некий федеральный чиновник.

Напомним, что изначально стоимость Олимпиады в Сочи была оценена в 12 млрд долларов.

На момент подачи заявки в МОК в 2007 году она равнялась уже 314 млрд рублей, в том числе 195 — из госбюджета, сообщала газета «РБК daily». В 2013 году стоимость подготовки к Олимпиаде оценивалась в 1,5 трлн рублей.

Таким образом, Игры в Сочи стали самыми дорогими в истории. По данным «Ведомостей», 98% средств было направлено на строительство.

Сайт «Кубанский репортер» напоминает, что зимняя Олимпиада в США в 2002 году обошлась для сравнения в 2,45 млрд долларов при заявленных 1,9 млрд; в Италии было заявлено 2,4 млрд — потрачено 4,37 млрд; в Канаде планируемые 2,1 млрд возросли до 2,45 млрд.

Строителей заподозрили в хищениях

В итоге олимпийская стройка обернулась уголовными делами. Прокуратура Краснодарского края сообщала, что только в первом полугодии 2013 года было инициировано возбуждение 11 уголовных дел по фактам противоправных посягательств на более чем 170 миллионов рублей, выделенных на строительство олимпийских объектов, передает сайт «Сочи-24».

По обвинению в растрате бюджетных средств был арестован руководитель «Тоннельного отряда 44» Леван Гоглидзе. Как отмечает «Кубанский репортер», делом Гоглидзе занялись после увольнения и последующего бегства бывшего вице-президента ОКР Ахмеда Билалова, с которым, как утверждают следователи, тот был близок.

Летом 2012 года два уголовных дела были возбуждены в отношении руководства «Мостовика». Как передает ТАСС, по данным правоохранительных органов, компания завышала стоимость работ в ходе строительства спортивных объектов, в частности санно-бобслейной трассы для госкорпорации «Олимпстрой».

Кроме того, в августе этого года уголовное дело завели на гендиректора «Мостовика» — депутата законодательного собрания Омской области от партии «Единая Россия» Олега Шишова. Как писала газета «Коммерсант», его подозревают в хищении свыше 525 млн рублей при строительстве окружной дороги в Омске, включенной в план мероприятий по подготовке к празднованию 300-летия города.

Общий кризис

Другие строители отделались проще — для них участие в Олимпиаде обернулось всего лишь снижением прибыли.

Так, чистая прибыль «Мостотреста» Аркадия Ротенберга в 2013 году уменьшилась на 45% до 2,3 млрд рублей при росте выручки на 24% до 116,7 млрд рублей, говорилось в сообщении на сайте компании.

Потери от строительства олимпийских объектов в Сочи в 2013 году «Мостотрест» оценил в 2,5–3 млрд рублей, передавало агентство ТАСС со ссылкой на гендиректора компании Владимира Власова.

«Трансстрой» Олега Дерипаски потерял больше. Как отмечал «Коммерсант», из-за участия в олимпийской стройке прибыль компании в 2013 году сократилась на 87% по сравнению с 2012 годом. Снижение прибыли в компании объяснили тем, что фактические затраты на строительство превысили сметную стоимость.

Между тем эксперты отмечали, что проблемы не только в Сочи. Строительная отрасль России переживает тяжелейший в истории кризис, писали «Ведомости». Неприятности есть и у других компаний, строящих на бюджетные деньги. Некогда крупнейший в столице подрядчик по инфраструктурному строительству — «Мосинжстрой» — начал ликвидацию.

На грани банкротства его конкурент — НПО «Космос», практически прекратило деятельность ОАО «Горнопроходческих работ N1» (ГПР-1). Падает прибыль у «Мостотреста», АРКС, «Ингеокома» и «Трансстроя», жаловались журналистам в апреле близкие к компаниям источники. Так что дело не в Олимпиаде, она лишь выявила недостатки системы.

Не пережили Олимпиаду

В начале апреля стало известно о финансовой несостоятельности крупного олимпийского подрядчика — омского научно-производственного объединения «Мостовик». Основным объектом «Мостовика» в Сочи было строительство санно-бобслейной трассы стоимостью 2,5 млрд рублей.

«В конце 2013-го — начале 2014 года НПО “Мостовик” попало в сложное финансовое положение, которое было вызвано завершением крупных проектов, многие из которых имели убытки, участием предприятия в инвестировании в строительство четырехзвездочной гостиницы на 700 номеров в Сочи, а также неплатежами со стороны отдельных заказчиков», — говорится в официальном сообщении компании. В итоге 4 апреля «Мостовик» подал в арбитражный суд Омской области заявление о банкротстве.

А незадолго до этого, в середине марта, о своей ликвидации объявило ООО «Корпорация “Инжтрансстрой”», основанное в 2007 году бывшим главой Минстроя России Ефимом Басиным. Компания также сослалась на «серьезные разногласия» с заказчиками в вопросе стоимости олимпийских строек.

В Сочи «Инжтрансстрой» вел 14 объектов, в том числе строил автодорогу между курортами «Альпика-Сервис» и «Роза Хутор» в Красной Поляне, грузовой район порта Сочи Имеретинский, пассажирский порт Сочи, новый терминал аэропорта и так далее.

Именно эти контракты и подвели корпорацию: она получила за них меньше, чем рассчитывала, и оказалась не в состоянии расплатиться с субподрядчиками.

Два схожих банкротства крупных подрядных организаций незамедлительно вызвали разговоры о следующем «кандидате на вылет» — среди игроков рынка и экспертов мало кто сомневается, что список тех, кто ненадолго переживет Олимпиаду, пополнится новыми именами.

«Явных претендентов на банкротство я не вижу, но не исключаю, что они есть. Дело в том, что строительные компании часто берут краткосрочные кредиты до момента оплаты работ заказчиком, — говорит аналитик агентства “Инвесткафе” Роман Гринченко.

— Правда, назвать конкретные компании сложно, поскольку строители обычно не раскрывают подробную финансовую информацию о своей деятельности».

Заложники политического капитализма

Если сообщение о банкротстве «Инжтрансстроя» строительный рынок воспринял сравнительно спокойно, то аналогичная ситуация с «Мостовиком» была расценена как знаковая. Ведь это НПО, в составе которого работает 31 строительно-монтажное управление и около 21 тыс.

Читайте также:  Как решать проблемы с управляющей компанией?

человек, в последние годы ассоциировалось прежде всего с затеянными государством «стройками века».

В родной для себя Омской области «Мостовик» — один из крупнейших налогоплательщиков, география его объектов — от Красногорского гидроузла на Иртыше до нового городского аэропорта (впрочем, недавно компания вышла из его капитала). Занимался «Мостовик» проектированием и строительством Омского метрополитена.

На федеральном уровне самым знаменитым проектом компании было строительство моста на остров Русский через пролив Босфор Восточный к саммиту АТЭС 2012 года. Два года назад омский холдинг подписался еще под одним мегапроектом российского политического капитализма — созданием в Чечне горнолыжного курорта «Ведучи».

Инвестором этой инициативы главы республики Рамзана Кадырова выступил известный чеченский бизнесмен Руслан Байсаров. Планировал «Мостовик» поучаствовать и в стройке объектов чемпионата мира по футболу 2018 года в Калининграде.

Однако за этим фасадом скрывалась крайне рискованная кредитная политика руководства «Мостовика» во главе с гендиректором и основным бенефициаром Олегом Шишовым, в свое время создавшим компанию на базе студенческого стройотряда.

Критическое финансовое положение в «Мостовике» сложилось еще два года назад в связи с непропорциональным увеличением долговой нагрузки к выручке и чистой прибыли (см. таблицу).

Открытых данных по финансовым показателям компании за 2013 год еще нет, однако, по имеющимся сведениям, в первые месяцы размеры кредиторки достигли 37,1 млрд рублей.

Первые признаки тонущего корабля «Мостовик» стал подавать в прошлом году, когда, по данным «СПАРК-Интерфакса», против компании было подано 226 арбитражных исков на 3,29 млрд рублей. А за первые месяцы этого года объем исков, по которым «Мостовик» выступает ответчиком, вырос до 5,3 млрд рублей. Среди этих дел фигурируют и олимпийские стройки.

В конце марта, например, Управление капитального строительства Сочи подало в арбитражный суд Краснодарского края иск о взыскании с подрядчика неустойки в размере 805,5 млн рублей.

А 3 апреля с арбитражным иском к «Мостовику» более чем на 3 млрд рублей обратился Альфа-банк, после чего компания и подала заявление о банкротстве в Омский областной арбитраж.

О серьезных проблемах «Мостовика» стало широко известно еще в январе, когда Федеральная служба по труду и занятости обнародовала результаты проверки в компании: оказалось, что ее задолженность по зарплате перед 13 тыс. работников по всей стране превысила 964 млн рублей. Платить людям перестали еще осенью прошлого года.

Сначала сотрудники жаловались на свои проблемы в соцсетях, а затем перешли к активным действиям, организовав за несколько дней до новогодних праздников митинг у головного офиса компании. В результате задолженность по зарплате была погашена, но финансовое положение предприятия покачнулось еще сильнее.

Сообщалось также, что выездная проверка в конце прошлого года выявила у «Мостовика» налоговые недоимки на миллиард рублей.

Обязательства «Мостовика» росли гораздо быстрее доходов

Выручка 8 14,7 24,9 30,8 32,7
Чистая прибыль 0,08 0,49 0,6 0,61 0,74
Кредиторская задолженность 2,3 5,9 14,8 23,2 30,2

Источник:

«СПАРК-Интерфакс»

Кредитный капкан и рейдерский след

Основной кредитор «Мостовика» — Сбербанк, которому компания задолжала 18,8 млрд рублей. Еще 6,7 млрд подрядчик в сумме должен Альфа-банку и Газпромбанку. Как пояснили «Эксперту» в инвестиционной компании Sberbank СIB, подвела «Мостовик» именно олимпийская стройка.

Компании пришлось пойти на дополнительные и внеплановые траты: из-за ошибок в расчетах деформировалось основание мостового сооружения в Сочи. В результате предприятие оказалось закредитовано, а дополнительные затраты, вопреки ожиданиям, не были возмещены из федерального бюджета.

На запрос «Эксперта» прокомментировать эти факты пресс-служба «Мостовика» ответила отказом. «Таких историй теперь должно быть много, — подчеркивают в Sberbank СIB.

— Если компаниям не удастся договориться с государством о дополнительном финансировании, у них останется единственный выход — банкротство».

В то же время эксперты отмечают, что у обанкротившихся подрядчиков были серьезные проблемы с эффективностью управления.

Олег Шишов, например, традиционно воспринимался скорее как талантливый прораб, чем как руководитель быстрорастущей корпорации с многомиллиардными оборотами.

В частности, у компании были серьезные проблемы со связями с общественностью — несмотря на то что «Мостовик» вел столь резонансные проекты, он всегда был одной из самых закрытых строительных компаний России.

А Ефим Басин, считает генеральный директор исследовательского агентства InfraNews Алексей Безбородов, «просто устал — он слишком давно на рынке». Еще одним риском «Инжтрансстроя» было то, что корпорация стала генподрядчиком ряда олимпийских проектов при отсутствии собственной строительной техники.

Нельзя исключать и такой специфический фактор, как коррупционная нагрузка при реализации «государевых строек». Генеральный директор одной из компаний — поставщиков стройматериалов для олимпийского строительства рассказывает, что выиграть тендер без отката госчиновникам в размере 30–40% от суммы контракта было невозможно.

После чего сумма отката включалась в конечную стоимость проекта, что вело к его удорожанию на те же 30–40%.

А когда наступал момент выкупа построенных объектов государством, появлялись контрольно-ревизионное управление, прокуратура, налоговые и следственные органы, начинавшие утверждать (и вполне резонно!), что стоимость неоправданно завышена.

На этом основании подрядчику отказывали в дополнительном финансировании, что теперь и начало приводить к банкротствам. В пользу этой версии говорит тот факт, что еще в прошлом году в отношении «Мостовика» было заведено уголовное дело по факту завышения стоимости строительства санно-бобслейной трассы в Сочи.

Еще одна версия банкротства — возможный рейдерский захват компании, на что совсем недавно намекал мэр Омска, бывший главный инженер «Мостовика» Вячеслав Двораковский.

Комментируя ситуацию в компании одному из местных изданий, он заметил, что «Мостовик» вынуждают сменить омскую прописку, и это можно трактовать как один из признаков интереса к нему рейдеров.

Подключился к атаке на «Мостовика» и блогер Алексей Навальный, выдавший компании по итогам Олимпиады в Сочи бронзовую медаль в категории «классический распил».

О том, что банкротство — это не ликвидация, а защита от недружественного поглощения, недавно заявил в СМИ сам Олег Шишов.

По его словам, после проведения процедуры банкротства он рассчитывает на финансовое оздоровление компании, которая сейчас рассматривает ряд перспективных проектов в России и за рубежом, обещающих «большой финансовый результат».

«Это мера вынужденная, направленная на защиту предприятия от недружественного банкротства и на финансовое оздоровление.

Инициированная “Мостовиком” процедура позволит возобновить полноценную хозяйственную деятельность, приступить к выполнению социальных обязательств перед сотрудниками объединения, защитить интересы основных кредиторов и даст возможность выполнять свои обязательства по текущим контрактам. При этом руководство НПО “Мостовик” стремится не доводить поданное заявление до судебного решения, а перейти к согласованной с банками-кредиторами программе оздоровления, в том числе управления предприятием», — говорится в официальном заявлении компании.

С позицией руководителя «Мостовика» согласен и Алексей Безбородов: «Банкротство — один из способов защиты компаний. В итоге “Мостовик” останется на плаву, но уже с другими акционерами».

Губернатор Омской области Виктор Назаров тоже заявил на недавней пресс-конференции, что «Мостовик» подал на банкротство, чтобы провести финансовое оздоровление, а задача региона — сохранить предприятие как крупного работодателя и налогоплательщика.

Зов большой дороги

И все же чем бы ни закончились истории с банкротством «Инжтрансстроя» и «Мостовика», для рынка инфраструктурного строительства это не катастрофа.

Ведь ни уже утвержденный портфель заказов, ни техника, ни многочисленный персонал и, главное, ни накопленные этими компаниями компетенции никуда не денутся и будут востребованы в ходе реализации обширных планов государства по строительству инфраструктурных объектов.

Еще в конце 2011 года Владимир Путин на Всероссийской конференции транспортников заявил, что за ближайшее десятилетие в стране необходимо удвоить объемы дорожного строительства, доведя к 2020 году целевые показатели финансирования до 8 трлн рублей бюджетных средств и 500 млрд внебюджетных инвестиций. В 2012-м размеры финансирования Федерального дорожного фонда значительно увеличились, превысив 391 млрд рублей, а в прошлом году объем финансирования сектора предварительно оценивался уже в 450 млрд рублей.

Поэтому ситуация, возникшая вокруг «Инжтрансстроя» и «Мостовика», играет в первую очередь на руку их конкурентам.

Один из игроков, которые могут значительно усилиться в ближайшем будущем, — группа «Сумма» дагестанского бизнесмена Зиявудина Магомедова, еще одной «звезды» отечественного политического капитализма. В портфеле «Стройновации», например, уже порядка 30 млрд рублей госзаказов в сфере дорожного строительства.

Проблемами конкурента воспользуется и новосибирское ОАО «Сибмост».

Тем более что эта компания, по оборотам уступающая «Мостовику», ведет более аккуратную финансовую политику и не участвует в имиджевых стройках: ее чистая прибыль по РСБУ в прошлом году выросла в 12,3 раза по сравнению с 2012-м — до 62,955 млн рублей, а выручка — на 23%, до 13,8 млрд рублей. В этом году «Сибмост» достроит Бугринский мост через Обь в Новосибирске, а в следующем — сдаст в эксплуатацию четвертый мост через Енисей в Красноярске.               

В сочи расследуют дело о банкротстве олимпийского застройщика

Следственное управление УМВД Сочи возбудило уголовное дело в отношении одного из олимпийских застройщиков, компании «Тоннельдорстрой», по признакам умышленного доведения до банкротства.

По результатам проведённой на предприятии проверки выяснилось, что с 2010 по 2012 год из «Тоннельдорстроя» были выведены самые ликвидные активы на сумму более 540 миллионов рублей. Кроме того руководство компании получало необоснованные крупные займы, сообщает «Коммерсант».

Назначенный осенью прошлого года управляющим ТДС Михаил Кравченко также рассказал, что сейчас идёт также проверка сделок по незавершённому строительству, общая сумма которых составляет 900 миллионов рублей.

Читайте также:  Бескаркасная мебель: чем различаются дорогие и дешевые пуфы и кресла-мешки?

«Тоннельдорстрой» был основан в 1991 году чистая прибыль в 2012 составила 1,7 млрд рублей. Перед Олимпиадой компания получила несколько подрядов по строительству дорог и реконструкции мостов на общую сумму почти 7,5 миллиардов. Процесс банкротства начат в 2014 годы и инициирован «Сочиводоканалом».

Мэр Сочи Анатолий Пахомов: некоторые застройщики в городе потеряли и страх, и совесть

Как власти города-курорта борются с самостроем, почему сложно снести эти здания и остановить их возведение, как Сочи выживал в дни разгула стихии в конце октября, когда оказался заблокирован наводнением, и зачем главе города резиновые сапоги в багажнике — об этом в интервью ТАСС рассказал мэр Сочи Анатолий Пахомов.

— Анатолий Николаевич, сначала о последних событиях. Сочи пережил разгул стихии в конце октября, оказался в транспортной изоляции после разрушения дорог. Насколько город был готов к непогоде?

— Сейчас город живет своей жизнью, хотя локально последствия непогоды у нас были, и серьезные. У меня самого сапоги в машине — они мне уже надоели, если честно, но такие «залповые» дожди в Сочи не редкость.

Мы действительно были готовы к удару этой стихии в полном объеме: режим повышенной готовности объявили практически за сутки, во всех СМИ и по громкоговорителям сообщили людям, что ждем циклона. Когда ночью мы поняли, что сильной непогоды не избежать, расставили на дежурство специалистов спасательных служб. Круглосуточно мониторили подъем уровня воды в реках.

В Адлере за ночь (когда в Сочи прошел ливень — прим. ТАСС) сошло в общей сложности семь селей, многие — прямо на трассы, что парализовало движение автомобилей. К полудню следующего дня все дороги были очищены.

В первый же день, как только мы поняли, что автомобильный мост разрушен и железнодорожного сообщения нет (из-за этого с раннего утра 25 октября город оказался отрезан от остальной России — прим. ТАСС), мы объявили режим ЧС. Опросили нефтепродавцов, все ответили, что на семь дней есть запас нефтепродуктов. Также было доложено, что продуктов нам хватит на десять дней.

Стали мониторить заправки, на одной или двух сразу выявили повышение цен — передали в антимонопольную службу, там моментально среагировали.

— Есть понимание, каков ущерб от удара стихии?

— Общий ущерб подсчитать сложно. Знаю, что сочинцы уже подали документы на компенсации, и у нас первые выплаты пошли.

При частичной утрате имущества первой необходимости сумма компенсации составит 50 тыс. на каждого члена семьи, при полной утрате — 100 тыс. на члена семьи.

— Ливневые коллекторы для Сочи — это отдельная, больная тема. Жители жалуются, что они не справляются во время дождей, а летом в ливневке утонул ребенок. В каком сейчас состоянии сеть ливневой канализации, проверяете их, будете улучшать?

— Сочи — это горы и субтропики.

Это природное явление, от которого застраховаться невозможно.

Ливневки в большинстве своем строились еще при Советском Союзе, потом много лет были ничейными — не были ни у кого на балансе, никто их не чистил. А это почти 900 км сетей. Это была просто беда, город весь плавал.

В 2013 году мы создали МУП «Водосток», это предприятие следит за ливневками, делает все заблаговременно. Оно привело в порядок 180 км сетей, сейчас больше 90% водостоков на балансе, остальные возьмут на баланс буквально в течение полугода.

Впервые в этом году принят экономически обоснованный тариф за обслуживание сетей, что позволило уже направить 10 млн рублей на реконструкцию. С 2019 года будет ежегодно направляться 20 млн рублей.

Наряду с этим строятся и новые, например, в селе Молдовка.

Теперь, когда мы получаем информацию (о предстоящем ливне — прим. ТАСС), первое, что делают главы районов, — едут проверять все коллекторы и ливневки, смотрят, чтобы решетки не были забиты. Они потом все равно забьются той же листвой — у нас город весь в зелени, субтропики. Но за их состоянием постоянно следят наши специалисты и при необходимости сразу расчищают.

Случай, когда мальчик утонул в Лазаревском районе (в августе 2018 года — прим. ТАСС), — это вопрос про частников. Ливневый коллектор в месте, где случилось ЧП, — бетонный желоб. Хозяин дома для удобства установил бетонную плиту над ливневой канализацией, чтобы можно было заехать в дом, а ограждение с решеткой не сделал.

Ребенок во время дождя бежал в дом, бабушка осталась позади. Мальчик на этот мостик забежал, видимо, поскользнулся

Что нужно было сделать, чтобы такого не было? Хотя бы ограждение поставить, вероятно.

Следователи предъявили обвинение владельцу гостевого дома, где останавливалась семья, хозяин дома уже признал свою вину. Мы в свою очередь тоже сделали выводы из этой ситуации, постараемся не допустить подобных трагедий впредь.

— В последнее время в Сочи много скандалов, связанных с самостроями. Как сейчас обстоит дело с незаконными постройками? Удалось ли решить проблемы, связанные с получением документов о законности постройки уже фактически после того, как здание возведено или даже заселено?

— Самострой — это когда человек получил разрешение на строительство частного дома, а выстроил более трех этажей. Разрешение на подключение воды, света и газа получил как на одну семью, а по факту подключил целый дом. Нет подъезда для скорых и пожарных, нет гидрантов. Весной был пожар в узаконенном самострое, не могли к дому подступиться и начать тушить.

Некоторые наши застройщики потеряли не только совесть — они потеряли страх.

Здание было опасно не только для соседей, так как возвели его прямо по периметру участка, но и угрожало безопасности полетов. Мы долго судились, но нам удалось добиться сноса этого дома, он идет в настоящее время.

Или, например, застройщики прекрасно понимают, что такое Имеретинская низменность (место, где проходили Олимпийские игры, а теперь престижный район Сочи — прим. ТАСС).

Там особо ценная зона, высота здания может быть максимум 12 метров — то есть не более трех этажей. Все это знают, но «включают дурака» и строят. А у мэрии потом одно полномочие — в суд идти.

И только суд может приостановить строительство, вынести решение о сносе.

Но суд нередко принимает решение узаконить. У нас сегодня 29 объектов, которые через суды введены или признаны собственностью, из них 18 уже получили технические условия. Еще по 11 домам собственникам надо создать ТСЖ и заключить договоры на подключение, а люди не хотят. Убеждаем.

Я уверяю вас, что, если бы застройщик знал, что в суде никогда не будет легализовано его беззаконие, он бы никогда не брал с людей бешеные деньги, не вкладывал бы деньги в строительство.

У нас в Адлере один судья вынес более 30 решений, узаконивающих самострои, — удивительных, на наш взгляд.

Сейчас эта история приостановилась, было много уголовных дел, арестовали многих застройщиков и других причастных.

Отдельная проблема — частные самострои, например, гаражи.

Надо сносить, этим должна заниматься служба приставов, а у них нет таких денег. Мы сейчас подали 321 иск в суд на владельцев каждого из них, за просрочку будем брать по 5 тыс. за каждый день — стимулируем сносить.

— Бум самостроев, судя по всему, пришелся на последние восемь-десять лет из-за большого внимания к Сочи в связи с большими преобразованиями?

— Самострои были и до этого, боролись с ними. В начале 2000-х были заключены многочисленные инвестиционные договоры, по которым построили высотные здания. Тогда же стали появляться теневые схемы узаконивания.

После Олимпиады у нас действительно процесс пошел активнее: интерес к Сочи резко вырос, выросли цены на недвижимость — стало выгодно строить жилье в Сочи, это стало приносить сверхприбыли. У нас цена на квартиры, которые поближе к морю, 250 тыс. рублей за квадратный метр — это московская цена!

— Видите какой-то способ обезопасить людей, чтобы они не покупали квартиры в самостроях?

— Решение суда о сносе самостроев публикуется. Также нужно обратить внимание, что в самострое квартира дешевле значительно. Если в «официальном» доме стоимость начинается от 170 тыс. рублей за квадратный метр, то в самострое есть и за 50, и за 60 тыс.

Тут вопрос к людям: когда человек покупает машину за 300 тыс. рублей на рынке, он ее осматривает, проверяет, не гнилая ли она. А когда 2 млн минимум тратит на покупку жилья, почему не проверяет документы?!

— Последние аресты чиновников из мэрии Сочи тоже из-за земли и самостроев?

К Бомбергеру есть вопросы по поводу планов по застройке северного склона Бытхи. Кстати, этот участок застройщик приобрел не у нас, а у Росимущества — это федеральные земли. К Бомбергеру есть вопросы из-за того, что он подписал разрешение на строительство в зоне, где проходит ЛЭП, а строить в таком месте нельзя.

Но перенос ЛЭП был предусмотрен проектом комплексной застройки, одобренным экспертизой, работы должны провести за счет застройщика. При этом перенести ЛЭП можно, только получив разрешение на строительство и на его основании заключив договор с сетевиками.

В данном случае никаких процессуальных отклонений допущено не было, на участке никаких строительных работ не велось.

Читайте также:  Жители подмосковья попросили путина запретить строительство «мортонграда»

По Малову: ему вменяют, что он подписал ввод в эксплуатацию объекта, на котором имелись нарушения по технике безопасности.

Но при этом почему-то умалчивается, что сделал он это на основании судебных актов, вступивших в законную силу и обязательных для исполнения.

— Мы сказали, что сами эту ситуацию не вытянем, у нас просто не хватает полномочий. Прокуратура создала рабочие группы, которые работают в городе, по районам. Сейчас мы работаем вместе, выявляем самострои, информируем и прокуратуру, и Госстройнадзор, после чего подаем в суд.С краем работаем. Мы солидарны с тем, что сказал губернатор Вениамин Иванович Кондратьев: мы показываем сегодняшними действиями, что при борьбе с коррупцией нет неприкасаемых, в том числе и среди чиновников. Тех, кто действительно виновен, на мой взгляд, наказать необходимо. Но нужно понимать, что власти тоже не всесильны. Нет чиновника, который не допускает ошибок, — все живые люди, все работаем.

Надеюсь, следствие разберется. Ни по одному задержанному, пока его вина не доказана судом, мы не можем быть уверены, что он виновен.

— А вы не боитесь этой борьбы с самостроями, ведь вы в открытую выступаете против тех, кто зарабатывает на этом деньги?

— Я не боюсь этих самостройщиков.

По состоянию на начало этого года в краевом реестре проблемных домов по Сочи было 185 объектов, из которых строительство 150 осуществлялось в отсутствие разрешительной документации. Сейчас 53 дома официально из этого списка исключены. Еще 49 на сегодняшний день — в очереди на исключение.

За год достроено и введено два многоквартирных жилых дома, восстановлены права 1 тыс. участников строительства. До конца 2018 года планируется исключить из числа проблемных объектов семь многоквартирных домов с количеством квартир около 2,5 тыс.

— Анатолий Николаевич, сейчас обсуждается проект новой автотрассы от Джубги до Сочи — по сути, дублера нынешней. Насколько она необходима, учитывая удар стихии в октябре, когда оказалась перекрыта единственная трасса в город?

— Я думаю, она в любом случае необходима, потому что пока одна «линия жизни» — и если ее снесет, то вы же видите, как получается. Но этим вопросом занимается губернатор Краснодарского края, сейчас ведутся разговоры про государственно-частное партнерство и другие варианты строительства. Построить собственными силами мы ее, конечно, не сможем.

Росавтодор разработал концепцию развития дороги Джубга — Сочи, называя ее реконструкцией. По сути же это предложение построить на месте серпантина новую четырехполосную скоростную трассу — по две полосы в каждую сторону.

Если проект будет реализован, добраться от Джубги до Сочи можно будет всего за час, а не за три: длина трассы составит примерно 119,5 км, а расчетная скорость на ней — 120 км/ч.

— Сочи активно развивается за счет курортов и международных мероприятий — принимал Олимпиаду, чемпионат мира по футболу, «Формулу-1». Что дальше? На какие масштабные мероприятия вы рассчитываете, как будете привлекать туристов?

— За годы, прошедшие после Олимпийских игр, число мероприятий растет, и это не только чемпионаты мира и политические встречи, но и масса региональных и городских событий. В среднем мероприятия в Сочи открываются примерно раз в три дня. Большинство проходят на объектах, построенных к Олимпиаде.

В 2017 году мы приняли уже около 300 мероприятий, их посетили более 1,2 млн человек. В календарном плане 2018 года у нас также около 200 мероприятий. Число туристов, думаю, будет не меньше.

Скоро откроем горнолыжный сезон. У нас шикарные склоны, и они развиваются и после Олимпиады.

Собираемся вводить единый ски-пасс, сейчас этот вопрос обсуждается: руководство горнолыжных курортов, а их у нас три, ведет по этому поводу переговоры.

Беседовали Людмила Борщева, Сергей Леваненко

Строителей олимпийских объектов в Сочи кинули на зарплаты

kiberbob2000

Российские строительные компании, обанкротившиеся после олимпийской стройки в Сочи и задолжавшие деньги своим сотрудникам, до сих пор не рассчитались с рабочими по своим долговым обязательствам. Отчаявшиеся люди обращаются во все инстанции и даже пишут письма президенту России Владимиру Путину.

Среди предприятий-банкротов, которые оставили без зарплат рабочих, оказались «Трансстройтоннель», «Тоннельдорстрой», «Тоннельный отряд N44 » и «Сочистройтранс». Часть рабочих, так и не дождавшись денег, покинули Сочи, но некоторые продолжают борьбу.

Сотрудники компании «Трансстройтоннель», не получившие зарплату, оказались в числе написавших письмо Владимиру Путину. По их словам, многие не получали заработную плату уже в течение полугода, а кто-то не видел денег еще с весны. Забрать расчет не удается даже тем, кто был уволен, пожаловались рабочие.

Как сообщается 28 января на сайте Maks Portal, рабочим запретили проход на строительную площадку «Трансстройтоннеля», который является филиалом корпорации «Трансстрой». Теперь они опасаются, что их вообще могут оставить без заработанных ими средств.

По словам рабочих, ранее в компании их пугали тем, что наймут других людей, а их «разгонят». При этом в ноябре прошлого года директор компании Владимир Горбачев обещал рабочим погасить все долги в самое ближайшее время. Он указал, что все финансовые трудности связаны с банкротством предприятия, но деньги будут выплачены.

В пресс-службе ФКУ Упрдор «Черноморье», которая являлась заказчиком работ, посоветовали оставшимся без зарплаты обращаться в арбитражный суд, подчеркнув, что все обязательства перед подрядчиками сами они выполнили в соответствии с государственным контрактом.

Как указывает телеканал «Вечерний Сочи», без зарплаты остаются около двух сотен человек. Практически все они иногородние — приехали из других регионов страны: с Урала, из средней полосы России и республик Северного Кавказа.

Последний год «Трансстройтоннель» занимался завершением строительства дублера Курортного проспекта. При этом строители на невыплату зарплат жаловались неоднократно. Решением Арбитражного суда города Москвы от 23 июля 2014 года «Трансстройтоннель» признан банкротом.

Отметим, во время подготовки к Олимпиаде «Трансстройтоннель» был субподрядчиком у компании «Мостовик». В августе 2012 года «Мостовик» фигурировал в скандале со строительством одного из олимпийских объектов в Сочи.

Компанию обвинили в завышении стоимости при строительстве санно-бобслейной трассы для Олимпиады в Сочи. Само предприятие тогда опровергло обвинения в хищении, отметив, что цены выросли из-за сложных условий строительства.

Позднее руководитель компании Олег Шишов заявил, что на объектах в Сочи компания ничего не заработала и понесла убытки, не уложившись в смету.

«Тоннельдорстрой»

Ранее письмо к президенту РФ было опубликовано в поддержку рабочих, которые трудились в компании «Тоннельдорстрой» (Кубанская финансовая компания).

Его обнародовала генеральный директор кадрового агентства «Рост» Светлана Коваленко на портале «БлогСочи».

Она сообщила, что без зарплат остались около трехсот человек, которые приехали с Украины специально для того, чтобы вести строительство дорог, мостов и тоннелей в Сочи.

По словам женщины, 160 рабочих с Украины не получили оплату за полгода работы на строительстве автомобильной дороги к микрорайону «Бытха».

Еще 134 человека остались без оплаты 4,5 месяца работы на автомагистрали-дублере Курортного проспекта, еще 82 людям не платили на протяжении восьми месяцев, пока они прокладывали автомобильную дорогу от села Эсто-Садок до спортивно-туристического комплекса «Горная Карусель». По словам Коваленко, государство эти работы оплатило.

В документах «Тоннельдорстроя» есть сведения о предоплате украинским гастарбайтерам, но ничего не говорится о проделанной ими работе, сообщает Радио «Свобода».

Как указала Коваленко, в полиции не смогли установить, куда делись денежные средства, отложенные для оплаты труда рабочих. «Мы обращались с августа 2013 года к Президенту РФ, к Председателю Правительства РФ, Счетную палату РФ, Госдуму РФ, Следственный комитет РФ, Генеральную прокуратуру РФ, все спускается в край и тут все вязнет, как в трясине», — посетовала женщина.

Решением Арбитражного суда Краснодарского края от 29 сентября 2014 года «Тоннельдорстрой» признан банкротом.

«Тоннельный отряд N44 » и «Сочистройтранс»

О задолженностях перед рабочими компаний «ТО-44» и «Сочистройтранс» вновь заговорили после того, как один из сотрудников данных фирм, Николай Белугин, обратился в городское собрание депутатов Сочи с просьбой организовать благотворительную акцию по сбору материальных средств для помощи строителям. Как пишет «Кавказский узел», мужчина указал, что сам работал машинистом крана при строительстве олимпийских объектов в обеих организациях, главным акционером которых является один из депутатов горсобрания.

По словам Белугина, в фирмах, где он работал, «трудились около полтысячи человек из разных уголков нашей страны и других стран… Они, не получив зарплаты, разъехались». Он объяснил, что жители Сочи не оставляют попыток получить свои честно заработанные деньги.

Ранее, в начале января, стало известно, что бывшие сотрудники организации «Тоннельный отряд-44» обратились за помощью к депутату Государственной думы от КПРФ Сергею Обухову. Строители просили его обратить внимание на ситуацию с невыплатой зарплаты.

Они утверждают, что ранее отправляли обращения в администрацию президента России, полицию, Следственный комитет, прокуратуру и трудовую инспекцию, но там им рекомендовали идти в суд.

При этом у строителей уже имеются вынесенные в их пользу решения судов, которые не исполнены до сих пор.

«Тоннельный отряд N44» и «Сочистройтранс» признаны банкротами решениями судов от 12 ноября и 21 апреля 2014 года соответственно. Руководитель «Тоннельного отряда – 44» Леван Гоглидзе получил условный срок по обвинению в злоупотреблении полномочиями и незаконном обороте оружия. http://newsru.com/russia/28jan2015/olimpobjectsochi.html

Оставьте комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *