Минстрой хочет активнее использовать деньги пенсионных фондов в концессиях жкх

В этом году в ЖКХ наблюдается концессионный бум. Но процесс проходит не без проблем

То, что государство так долго и упорно продвигало в сфере ЖКХ, похоже, начинает обретать вполне реальные очертания. В жилищно-коммунальную отрасль пошли частные инвестиции.

Если до недавнего времени количество концессионных соглашений можно было по пальцам пересчитать, то в этом году отмечен качественный скачок.

На просторах российского ЖКХ полноценно работает уже 900 концессий! О проблемах государственно-частного партнерства в коммунальной сфере шел разговор на недавнем III Общероссийском форуме частных операторов коммунальной инфраструктуры.

Условия созданы, милости просим!

В ЖКХ, наконец, пришли частные деньги. В целом за счет механизма ГЧП в отрасль привлечено 183 млрд руб. А значит, как отметили участники форума, инвестор поверил в отрасль. Достигнут определенный прогресс и в формировании концессионного законодательства.

— Сейчас у нас для частных операторов созданы такие условия, каких нет даже в некоторых экономически развитых странах, — отметила на форуме руководитель Департамента ЖКХ Минстроя РФ Оксана Демченко.

И действительно, изменения в сторону «благоприятствования» частным инвесторам видны невооруженным глазом. Например, теперь можно передавать в концессию объекты со значительной долей незарегистрированного имущества, предприятия с долгами. Продлен срок трансформации арендных соглашений в концессионные.

Любопытный факт. Везде, куда приходит концессионер, наблюдается улучшение ситуации: снижается аварийность, ведется ресурсосберегающая политика. По данным Минстроя, на концессионных предприятиях, занимающихся теплоснабжением, потери снизились на 18%, а аварийность — на 47%!

Минстрой хочет активнее использовать деньги пенсионных фондов в концессиях ЖКХ

Но чтобы частный инвестор в отрасли заработал в полную силу, нужно окончательно решить вопрос прямых договоров с ресурсниками, сошлись во мнении участники форума.

Кроме того, двигаться дальше мешает отсутствие квалифицированных управленцев в ЖКХ. В отрасль приходит инновационное оборудование, но, к сожалению, многие коммунальные предприятия продолжают работать так, как привыкли — по старинке.

В планах министерства, по словам Оксаны Демченко, продолжение политики активного привлечения частных инвесторов, отстройку механизмов установления предельного уровня тарифов по оплате ЖКХ (чтобы частник не задирал цены), формирование перечня показателей по привлечению частных инвесторов (за чем теперь регулятор будет строго следить).

А муниципалитеты — против…

Между тем на пути развития частного сектора в ЖКХ есть серьезные преграды. И главная из них, как отметил председатель правления Центра государственно-частного партнерства Павел Селезнев, это, как ни странно, «тихое» противодействие муниципалитетов. Последние достаточно ощутимо препятствуют допуску частных инвесторов на свою территорию.

Причина проста: «чужаками» сложнее управлять. Ведь частник, конечно же, будет проявлять самостоятельность в принятии решений. А многие муниципалитеты привыкли к так называемому ручному управлению подотчетными предприятиями ЖКХ.

Кроме того, присутствует и боязнь каких-либо нововведений в принципе.

— Нужно активнее рассказывать о новых форматах в ЖКХ местным депутатам, представителям администрации, — убежден Павел Селезнев. — А то ведь частный инвестор порой просто бежит из города, столкнувшись с непониманием со стороны местной власти.

Минстрой хочет активнее использовать деньги пенсионных фондов в концессиях ЖКХ

А вот заместитель председателя Правительства Московской области Денис Буцаев считает, что опасения муниципальных властей вполне понятны. И дело здесь даже не в какой-то злонамеренности и тем более корысти.

ЖКХ — это тот сектор, откуда поступает больше всего жалоб.

И муниципалитеты вполне объяснимо боятся того, что если они будут лишены управленческих рычагов, то не смогут вмешаться в ситуацию в случае каких-то чрезвычайных обстоятельств.

Кроме того, региональным властям пока не понятно, какую тарифную политику будет вести частный инвестор, как он удержится в том тарифном коридоре, который обозначило государство. Будут ли у него стимулы модернизировать переданную ему инфраструктуру.

Еще одна не очень хорошая тенденция: не все выигравшие конкурс концессионеры потом заключают концессионное соглашение. То есть они заявляют о своем желании войти в ГЧП, получают определенную выгоду от аккумуляции финансов, а когда доходит до вложения собственных средств — дают задний ход.

— У нас в Подмосковье немало сделок находится в таком подвешенном состоянии, — признался Денис Буцаев. — И как с этим бороться, пока не совсем ясно.

Обеспокоила участников форума и практика так называемой смены вывесок. Сейчас предприятие ЖКХ, взятое в аренду, можно переоформить в концессию. И предприниматели этим активно пользуются.

Минстрой хочет активнее использовать деньги пенсионных фондов в концессиях ЖКХ

В предпринимательской среде это называется «переобуться». То есть частник просто юридически меняет форму собственности, опять же не вкладывая при этом собственных средств.

— Из трехсот предприятий, которые изъявили желание оформить концессию, только сто — это реальные концессионеры. Остальные «переобулись», переоформили аренду в концессию, — сообщил вице-премьер подмосковного правительства.

А Павел Селезнев даже посетовал:

— Не хочется, чтобы такое «переобувание» стало для местной административной элиты удобным механизмом по «отжатию» собственности.

Зачем концессионеру застарелые «болячки» местного ЖКХ

Между тем есть претензии к государству и у представителей другой стороны — у самих концессионеров, участников государственно-частных партнерств. Первый заместитель генерального директора УК «Лидер» Юрий Сизов, например, посетовал на излишнее внимание надзорных органов:

— За последний год у нас прошло 120 проверок — по одной каждые две недели, — поделился он с участниками форума. — А ведь что такое проверка? Это выемка документов, отвлечение людей и пр. Конечно, со стороны может показаться, что все это не так ужасно. Но есть же пределы, есть психологическая усталость! — не без пафоса заключил он.

По мнению Юрия Сизова, предпринимателям должны быть понятны правила игры. В самом деле, зачем постоянно проверять предприятие, где и так все прозрачно?

— У нас 14 районов охвачено передовой системой сбора мусора. Мы сами себя проверим лучше любого проверяющего! — волнуется Юрий Сергеевич.

Вывод несложен: должен быть налажен тщательный мониторинг, анализ концессий. Тех, кто хорошо работает, надо оставить в покое и прекратить «кошмарить». А вот те, кто паразитирует не на инвестициях, а на обещаниях, должны серьезно призадуматься.

Минстрой хочет активнее использовать деньги пенсионных фондов в концессиях ЖКХ

Еще одна головная боль «правильных» концессионеров — попытка городских властей свалить на них все прежние беды коммунальной инфраструктуры.

Частный оператор нередко заключает концессионное соглашение вслепую, а потом выясняется, что трубопровод, который он должен теперь обслуживать, не ремонтировался последние 20 лет.

Начинаются бесконечные протечки, и, понятное дело, затраты инвестора возрастают многократно.

Вице-президент ЗАО «СМИТ групп» Андрей Демин считает, что муниципалитеты должны корректно формулировать условия конкурса и честно прописывать там параметры и состояние инфраструктуры ЖКХ.

Если же на уровне тендерного соглашения это прописать невозможно, муниципалитет должен гарантировать, что сдаваемые в концессию инженерные сети прослужат столько-то и столько-то.

Причем гарантии должны быть подкреплены денежными средствами.

«Тепло», «мусор» и «вода» — наши лучшие друзья?

Какие же направления больше всего интересуют частных инвесторов? Как оказалось, аншлаг наблюдается в сфере «мусорного» предпринимательства — вывоза ТБО, оборудования мусорных свалок и т.д. Популярны и объекты теплоснабжения: 456 проектов на 29,8 млрд руб. Традиционно пользуются спросом водоснабжение и водоподготовка: концессионеры активно разбирают региональные водоканалы.

— Сегодня нас тревожит отсутствие запроса муниципалитетов на частных операторов ЖКХ, — признался генеральный директор ГК «Росводоканал» Антон Михальков. — Мы работаем в отрасли 13 лет и уже давно доказали, что предприятия ЖКХ могут быть прибыльными и функционировать без копейки бюджетных дотаций.

Причина неудач в работе частных операторов в ЖКХ (да, собственно, и муниципальных операторов!) — это, по мнению Антона Михалькова, неумение сформировать правильные тарифы. А «неправильные» тарифы ведут к накапливанию долгов, невыплате по кредитам, а при худшем сценарии — и к банкротству.

…И все же процесс «концессионирования» в ЖКХ уже не остановить. Да, новый формат продвигается не без сложностей. Но когда у нас в России что-то проходило без сложностей? И все-таки надо признать, что там, где у коммунальной инфраструктуры есть хозяин, с подачей коммунальных ресурсов и качеством услуг ситуация становится значительно лучше.

А значит, мы на верном пути.

Елена МАЦЕЙКО

Минстрой хочет привлечь средства граждан и пенсионных фондов в развитие инфраструктуры ЖКХ

Минстрой хочет активнее использовать деньги пенсионных фондов в концессиях ЖКХ Rambler News ServiceRambler News Service

«Я же взял на себя обязательство, чтобы через год у нас была другая ситуация с готовностью людей, у которых есть накопления, вкладывать в ЖКХ. Мы внимательно будем с банками отрабатывать инструмент, как сделать так, чтобы те частные деньги, частные капиталы, которые сегодня лежат на депозитах, направлялись в инфраструктуру», — сказал Чибис. Он добавил, что также нужно задействовать средства, «которые есть в принципе в отрасли, объем денег пенсионных фондов».

По словам чиновника, планируется рассмотреть возможность выпуска инфраструктурных облигаций, которые ранее предложили в Газпромбанке.

«Это в том числе вопрос информационной работы, вопрос разъяснения, что, помимо существующих механизмов, есть и другие. Мы этой темой в июле плотно займемся», — отметил замминистра, подчеркнув, что механизм выпуска облигаций уже применен в Волгограде, где «концессионер как раз и выпустил облигации на 7 млрд руб.».

Первый вице-президент, руководитель «Газпромбанк Private Banking» Дмитрий Пешнев-Подольский в ходе сессии ПМЭФ-2016 заявил, что привлечь инвестиции в сферу жилищно-коммунального хозяйство можно за счет выпуска инфраструктурных облигаций.

«Банковские кредиты в два раза короче, чем облигации, как в развитых, так и в развивающихся странах. Если мы говорим о той сфере, которой требуются инвестиции на более длительный срок, то надо обратить внимание на создание инвестиционных инструментов.

Прежде всего, на наш взгляд, в виде облигаций.

Есть очень интересная форма инфраструктурных облигаций, которая активно обсуждается, и очень надеемся, в ближайшее время начнется их выпуск в достаточном объеме, чтобы на рынке сформировалась ликвидность», — сказал Пешнев-Подольский.

По его словам, именно этот инструмент может привлечь в ЖКХ значительную часть средств от частных клиентов. Привлекательность таких облигаций, по мнению эксперта, в том, что клиент берет на себя риск не должника, а конкретного проекта.

Читайте также:  10% квартир в новостройках Москвы продаются до старта строителства

Ранее заместитель министра экономического развития Николай Подгузов в интервью RNS рассказал, что инвестиции в убыточное жилищно-коммунальное хозяйство небольших населенных пунктов можно привлечь через присоединение таких проектов к тем, что реализуются в более крупных муниципалитетах.

« Есть муниципалитеты или крупные города, где жилищно-коммунальная сфера позволяет «отбивать» эти инвестиции достаточно хорошо, а есть небольшие муниципалитеты, где эта сфера явно убыточна. Необходимо правильное конфигурирование проекта с точки зрения вхождения в него муниципалитетов и с высокой потенциальной инвестиционной отдачей, и с низкой», — сказал Подгузов.

Правильная конфигурация, например через укрупнение водоканалов, может привлечь инвесторов в эту сферу, полагает он.

«Окупаемость проектов в сфере ЖКХ часто может быть за пределами выборного срока губернатора или главы муниципалитета. Соответственно, существует риск, когда через какое-то время после того, как этот проект сложится, условия по тарифам будут пересмотрены», — отметил Подгузов.

На прошлой неделе вице-премьер Дмитрий Козак сообщил, что в 2015 году объем инвестиций в сферу ЖКХ в России составил 183 млрд руб.

Концессия в сфере ЖКХ выгодна, прежде всего, самим потребителям

На прошедшем недавно мероприятии для журналистов «Энергокухня» представители энергетических компаний рассказали о концессионном механизме, как форме партнерства государства и бизнеса.

Дмитрий Назин, заместитель директора по перспективному развитию «Корпорации СТС» рассказал о том, что такое концессия и чем она выгодна всем нам, включая государство и самих потребителей коммунальных услуг.

Одна из самых больших инвестиционных программ компании реализуется на территории Тюменской области.

Корпорация СТС была создана в 2001 году как энергетический проект, связанный с электроэнергетикой, с передачей электрической энергии, в основном на территории Тюменской и Курганской областей.

«Пройдя этот путь, мы превратились в приличный энергетический холдинг.

В 2010 году было принято решение акционерами диверсифицировать бизнес и развивать такие направления как теплоснабжение, попробовать свои силы в водоснабжении и водоотведении. И начали активно развиваться именно в этом направлении.

В Корпорации СТС с учетом всех сервисных компаний работает 12,5 тысяч человек. И по итогам 2018 года ее выручка составила около 45 млрд рублей», — уточнил Дмитрий Назин.

Энергокухня-2019

УСТЭК

С 2015 года компания занимается реализацией концессионных соглашений и первой ласточкой стала Тюменская область. С 2016 года компания заключила десять таких соглашений с сфере водоснабжения и водоотведения.

По словам Дмитрия Назина, у корпорации есть достаточно крупные проекты, например, в Ноябрьске, где представлено коммунальное предприятие, которое охватывает все сферы коммунальных услуг города.

В Тобольске, где реализуется проект с участием федерального центра по программе софинансирования через Фонд содействия и реформирования ЖКХ – строится новый водозабор с подземными источниками взамен существующего.

«Концессионные обязательства составляют более 2 млрд рублей. В работе еще пять концессионных соглашений с общим объемом около 15 млрд рублей. Это вся система теплоснабжения города Нижневартовска, Сургута.

В Мегионе — все системы теплоснабжения, водоснабжения и водоотведения. И крупный проект в Челябинске, касающийся системы теплоснабжения, модернизации теплосетей», — говорит представитель Корпорации СТС.

Необходимость опрессовок отпадет, если в России сделают как в Дании

Все задаются вопросом, что такое концессия? Все почему-то думают, что это новый какой-то механизм. Так вот в музее Кисловодской государственной филармонии есть документ — концессионное соглашение 1872 года, где написано, что акционерное общество будет обязано построить железную дорогу за свой счет и страх в соответствии с означенным указом и приложенными техническими условиями.

«Дело в том, что у нас сейчас существует не совсем идеальная правовая база, регулирующая данный вид деятельности. Тем не менее, она четко определяет правила в этой сфере.

С точки зрения законодателя, концессия – это форма государственно-частного партнерства, позволяющая частной стороне эксплуатировать объекты муниципальной и государственной собственности, получать выгоду, но с принятыми на себя инвестиционными обязательствами», — пояснил Дмитрий Назин.

Энергокухня-2019

УСТЭК

Концессия – это механизм, который позволяет четко спрогнозировать условия эксплуатации, четко определить инвестиционные обязательства и понять тарифные последствия.

В основном возникают вопросы при передаче имущества частной стороне. Притом, никто не ставит своей целью детально разобраться в этом вопросе. На самом деле концессионный механизм прописан детально с точки зрения обязательств концессионера (частной стороны), которая заходит, приносит свои деньги, обязуется их потратить с определенным условием возвратности капитала.

Концессионер является гарантом исполнения этих обязательств путем предоставления банковских гарантий, тех штрафных санкций, предусмотренных за неисполнение.

Концессионное законодательство также обязывает частную сторону при эксплуатации этого имущества достигать определенных целевых показателей.

И это накладывает определенные требования на деятельность оператора, которые не позволяют ему недобросовестно относиться к своим обязательствам.

Почему пришли к такому механизму? Потому что МУПы и ГУПы показали себя неэффективными, сказывалось также недофинансирование.

В том числе, сдерживание роста тарифа, удерживание его на каком-то определенном уровне, тем самым ограничивая финансирование программы развития, на которую не было денег.

Зачастую, МУПы страдали тем, что у них не была проработана техническая программа, не позволяющая реализовывать инновационные проекты. Они не могли повысить энергоэффективность оборудования и эксплуатации данных систем.

По мнению Дмитрия Назина, это не говорит о том, что там работают недостаточно профессиональные сотрудники, а просто о том, что нет возможности использовать бюджет в полной мере для использования современных технологий.

Энергокухня-2019

УСТЭК

Все эти проблемы, они зачастую и порождали большую проблему для муниципальных предприятий. Высокие эксплуатационные затраты, низкая эффективность использования ресурсов. Все это приводило к банкротству, к созданию новых муниципальных предприятий.

Новая программа правительства РФ предписывает до 2025 года избавиться от всех муниципальных предприятий и передать все объекты теплоснабжения в частные руки.

Что может дать этот механизм? Это гарантии концессионера по соглашению перед муниципалитетом в части исполнения своих обязательств, это четкая инвестиционная программа с техническими, инновационными решениями для повышения эффективности эксплуатации сетей. Это минимизация объемов финансирования со стороны бюджетов различных уровней. Частная сторона берет на себя финансирование инвестиционных программ.

Это четкое понимание прогнозов по тарифному регулированию. И самое главное – это повышение эффективности управления системами теплоснабжения, водоснабжения и водоотведения за счет внедрения современных инновационных технологий, а также повышения эффективности бизнес-процессов внутри предприятия.

Пенсионный фонд могут оставить без офисов-дворцов. Организации предрекли большие перемены| Новости экономики

На пороге серьезных перемен оказался Пенсионный фонд России. Председателем правления ПФР стал бывший глава Минтруда Максим Топилин. Соответствующее распоряжение подписал премьер-министр Михаил Мишустин. Планируемые новации уже озвучены: штат структуры может быть заметно сокращен. На очереди — роскошные офисы ПФР в регионах

Максим Топилин занимал министерский пост с 2012 года. Экс-глава ПФР Антон Дроздов без работы не остался: он получил кресло заместителя министра финансов России.

К слову, бывший руководитель ПФР неоднократно оказывался фигурантом скандальных историй. К примеру, в 2018 году оппозиционер Алексей Навальный посвятил Дроздову и его семье целое расследование.

Согласно обнародованным данным, семья Дроздова владела дорогой недвижимостью в российской столице. Также сообщалось о роскошной даче в поселке Николино с домом площадью свыше 600 квадратных метров.

Суммарно сотрудники фонда Навального обнаружили у семьи главы ПФР имущество на сумму 970 млн рублей.  

Отдельно главу ПФР критиковали за роскошные офисы организации в регионах. На них даже обратил внимание глава государства Владимир Путин.

В своем телевизионном обращении о повышении пенсионного возраста президент коснулся и работы ПФР. Тогда Путин рассказал, что при реализации реформы рассматривался вариант продажи всех зданий ПФР, в том числе и в регионах.

По словам главы государства, руководители ПФР «слишком размахнулись со своими апартаментами».

«Людей это раздражает. И я это также поддерживаю», — заявил Путин. Впрочем, в ПФР ответили президенту, заявив, что офисы ПФР представляют собой «клиентские службы, в которых идет прием населения, в том числе маломобильных групп».

Уполномоченный при президенте РФ по правам предпринимателей Борис Титов вообще предлагал упразднить ПФР. По его мнению, было бы разумнее переложить его функции на федеральное казначейство. Титов отмечал и «отсталость» организации.

Судя по всему, в ближайшее время ПФР ждут большие перемены. Так, вице-премьер России Татьяна Голикова уже заявила, что из-за внедрения цифровых сервисов может быть сокращен штат Пенсионного фонд.

В частности, она не исключила, что изменения затронут и территориальные отделения организации. Голикова отметила, что совсем недавно правительство начало анализ информационных систем фонда, чтобы их оптимизировать.

Она призналась, что «не все получается, но мы должны это сделать».

Как заявил «Московской газете» политконсультант Ярослав Игнатовский, до ликвидации Пенсионного фонда дело не дойдет, однако изменения, похоже, неизбежны.

«Думаю, что нас ждет масштабная цифровизация, упразднение ненужных офисов-дворцов и, конечно же, сокращение сотрудников.

Это серьезная проблема, но это все делается для оптимизации работы, сокращения издержек бюджета и для повышения качества работы», — пояснил эксперт.

Игнатовский полагает, что новый глава ПФР Максим Топилин «быстро и эффективно разберется, как контролировать и осуществлять распределение проходящих через фонд средств».

Капремонт за счет средств фонда содействия реформированию ЖКХ: новые правила

Как известно, ранее согласно Закону N 185-ФЗ средства финансовой поддержки за счет Фонда содействия реформированию ЖКХ выделялись на проведение будущего капитального ремонта МКД.

В 2017 году в силу новых Правил предоставления финансовой поддержки за счет средств государственной корпорации – Фонда содействия реформированию ЖКХ на проведение капитального ремонта МКД, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 17.01.

2017 N 18 (далее – Правила), предполагается предоставление управляющим МКД поддержки в связи с уже выполненными работами. Из настоящей статьи можно получить общее представление о том, как получить бюджетные средства, а также узнать об их расходовании управляющим домом согласно новому порядку.

Читайте также:  Петербург в 2015 году принял 6,5 млн туристов

Капремонт за счет средств фонда. Цели предоставления финансовой поддержки

  • Если ранее финансовая поддержка предоставлялась на финансирование определенных услуг и (или) работ по капитальному ремонту общего имущества в МКД до их оказания и (или) выполнения, то теперь средства фонда предоставляются на возмещение части расходов:
  • – на уплату процентов за пользование займом или кредитом, полученным в валюте РФ и использованным в целях оплаты услуги (или) работ по капитальному ремонту общего имущества в МКД (за исключением неустойки (штрафа, пени) за нарушение условий такого договора);
  • – на оплату услуг и (или) работ по энергосбережению и повышению энергетической эффективности, осуществленных в ходе оказания и (или) выполнения услуг и (или) работ по капитальному ремонту общего имущества в МКД.

Обратите внимание: средства предоставляются на возмещение части расходов, а не на финансирование тех или иных работ. То есть первоначально расходы должны быть осуществлены (точнее, должен быть проведен ремонт, а также при необходимости должен быть заключен договор займа и сумма займа должна быть использована на оплату выполненных работ по капитальному ремонту).

Размер и условия предоставления финансовой поддержки

  1. Размер финансовой поддержки для каждого дома ограничен одновременно следующими показателями:
  2. – 50% общей стоимости услуг и (или) работ по капитальному ремонту;
  3. – 5 млн руб.

  4. Дом может получить финансовую поддержку, если:
  5. – он не признан аварийным;
  6. – его возраст составляет от 5 до 60 лет;
  7. – он оснащен ОПУ тепловой и электрической энергии, по которым рассчитывается плата за коммунальные услуги непрерывно в течение года, предшествующего дате утверждения (актуализации) региональной или иной программы и (или) утверждения краткосрочного плана;
  8. – капитальный ремонт не финансируется за счет средств регионального оператора, сформированных за счет взносов на капитальный ремонт собственников помещений другого МКД (то есть ремонт проводится лишь в пределах суммы взносов, фактически уплаченных региональному оператору собственниками помещений конкретно этого дома).
  9. В регионе должны быть утверждены региональная или иная программа капитального ремонта общего имущества и (или) краткосрочный план реализации программы, содержащие:
  10. – перечень МКД, в отношении которых планируется предоставление поддержки;
  11. – виды работ по капитальному ремонту;

– срок окончания работ в МКД, в отношении которых планируется предоставление финансовой поддержки за счет средств фонда, не позднее 01.11.2017;

– планируемую стоимость работ;

– размер и источники финансирования ремонта с указанием средств ТСЖ, собственников помещений, региональных операторов, средств бюджетов, средств фонда, кредитных средств с указанием размера процентной ставки и срока, на который предоставляется кредит.

Оплата работ

Финансовая поддержка за счет средств фонда на возмещение расходов на оплату услуг и (или) работ по энергосбережению предоставляется:

– при условии выполнения в составе работ, входящих в перечень из ч. 1, 2 ст. 166 ЖК РФ, мероприятий по энергосбережению и повышению энергетической эффективности из числа включенных в перечень таких мероприятий, утвержденный фондом по согласованию с Минстроем;

– при условии уменьшения в результате выполнения этих мероприятий расходов на оплату коммунальных ресурсов (тепловой энергии на отопление и ГВС по данным ОПУ, электрической энергии в объеме, равном разнице между объемом потребления по показаниям ОПУ и суммой объемов потребления по показаниям ИПУ) не менее чем на 10% по каждому дому.

По каждому дому должен быть предусмотрен перечень мероприятий по энергосбережению, должны быть установлены значения целевых показателей экономии ресурсов (указываются в региональной программе или краткосрочном плане ее реализации), а также размер расходов на коммунальные ресурсы за базовый год и плановый размер расходов на коммунальные ресурсы после проведения капитального ремонта.

Размер поддержки для каждого дома ограничен следующей “вилкой”: от двукратного до четырехкратного размера годовой экономии расходов на оплату коммунальных ресурсов, названных выше, в зависимости от достигнутого значения целевого показателя экономии расходов на оплату коммунальных ресурсов (подробный алгоритм расчета приведен в п. 8, 9 Правил).

Уплата процентов по кредитному договору

Поддержка предоставляется в размере прогнозных расходов на уплату процентов за весь срок действия кредитного договора, но не более чем на пять лет, из расчета 100% ключевой ставки ЦБ РФ, действующей на дату принятия фондом решения о предоставлении финансовой поддержки.

Для получения средств фонда необходимо представить письмо заимодавца (кредитной организации) о намерении выдать заем (кредит) ТСЖ, ЖК, ЖСК, УК для проведения капитального ремонта (письмо прилагается к заявке, которую подает в фонд орган власти субъекта РФ).

Обратите внимание! Такие формулировки, как планируемая стоимость работ, намерение кредитной организации выдать кредит, указание в региональной программе (краткосрочном плане ее реализации) средств фонда в качестве источника финансирования, а также тот факт, что в решении о проведении капитального ремонта должен быть оговорен порядок использования средств финансовой поддержки за счет средств фонда, указывают на то, что на момент направления субъектом РФ заявки в фонд ремонт еще не проведен, кредитный договор не заключен.

Предоставление финансовой поддержки за счет средств фонда

  • Фонд перечисляет средства субъекту РФ на основании представленных документов, подтверждающих:
  • – выполнение капитального ремонта;
  • – достижение значений целевых показателей экономии расходов на коммунальные ресурсы;
  • – привлечение кредитов (займов) для проведения капитального ремонта.

Документы в фонд должны быть представлены не позднее 01.12.2017. Причем фонд проводит проверку документов и только затем перечисляет деньги.

Если документы не будут представлены вовремя, средства финансовой поддержки на возмещение расходов, связанных с проведением ремонта конкретного дома, не будут выделены.

Поступившие средства субъект РФ распределяет между муниципальными образованиями, претендующими на них в соответствии с заявкой на предоставление финансовой поддержки. В течение 14 дней после получения денег ОМСУ принимает решение о распределении сумм между домами и уведомляет УК, ТСЖ, ЖК, ЖСК о выделении определенных денежных средств.

В течение 30 дней со дня получения уведомления ТСЖ, ЖК, ЖСК, УК направляют в Орган местного самоуправления (ОМСУ):

– информацию о банковских счетах ТСЖ, ЖК, ЖСК, УК с указанием их реквизитов;

– решение общего собрания членов некоммерческого объединения граждан или собственников помещений о проведении капитального ремонта общего имущества в МКД. Указанное решение также должно содержать порядок использования средств полученной финансовой поддержки (пп. “б” п. 42 Правил).

  1. Данные документы являются основанием для перечисления ОМСУ средств финансовой поддержки на банковские счета ТСЖ, ЖК, ЖСК, УК. Здесь возникают следующие вопросы:
  2. – на какой счет должны быть перечислены средства финансовой поддержки (на расчетный счет управляющего МКД или специальный счет, открытый для формирования фонда капитального ремонта общего имущества);
  3. – какое решение о проведении капитального ремонта имеется в виду;
  4. – какой порядок использования средств полученной финансовой поддержки могут установить собственники помещений своим решением?

Счет для зачисления средств фонда

Прежде всего ни Закон N 185-ФЗ, ни Жилищный кодекс не требуют, чтобы средства бюджетов, полученные за счет средств фонда, зачислялись на специальный счет, предназначенный для формирования фонда капитального ремонта.

Начиная с 2017 года средства финансовой поддержки, предоставленной в соответствии со ст. 191 ЖК РФ, образуют фонд капитального ремонта (ч. 1 ст. 170 ЖК РФ). В свою очередь, в ст.

191 ЖК РФ идет речь о средствах федерального бюджета, бюджета субъекта РФ, местного бюджета, выделяемых в порядке и на условиях, которые предусмотрены федеральными законами, законами субъектов РФ, муниципальными правовыми актами соответственно.

Выделение же рассматриваемых нами средств фонда регулируется постановлением Правительства РФ. Поэтому полагаем, что средства финансовой поддержки зачисляются на расчетный счет управляющего МКД.

Решение о проведении ремонта

«Мы видим препоны, которые ставят муниципалитеты»

Что сдерживает развитие концессий в сфере ЖКХ, с какими препятствиями сталкиваются потенциальные инвесторы на местах, а также как власти планируют решать проблемы в отрасли, рассказал в интервью “Ъ” замминистра строительства и ЖКХ Максим Егоров.

— Концессии считаются основным инструментом привлечения инвестиций в ЖКХ. Привело ли их развитие к каким-то ощутимым результатам?

— Концессии — наиболее совершенная форма ГЧП, это долгосрочные договоренности, что очень важно для ЖКХ. При их запуске мы думали, что в отрасль придет большой объем инвестиций.

Но жизнь меняется, и непростая экономическая ситуация обусловливает строгое тарифное регулирование, что, на мой взгляд, в какой-то степени сдержало более широкое распространение концессий, для которого были предпосылки.

Несмотря на коронакризис, наблюдается рост — по итогам полугодия количество соглашений выросло на 7,3% год к году — до 2,6 тыс., а объем вложенных средств — на 21,7% до 452,29 млрд руб.

Но, к сожалению, появилась такая тенденция — концессии с нулевой инвестиционной составляющей, так называемые пустышки. На бумаге объект переходит в концессию, но инвестор не дает своих денег, это просто его перевод из различных форм собственности.

— И какова доля таких «пустышек»?

— Более половины. Такие концессии работают, но не соответствуют цели, ради которой запускался механизм,— не приводят средства в отрасль, не способствуют обновлению инфраструктуры.

Они, может, и наполнены инвестиционными обязательствами, но поскольку в соглашениях порой прописаны невыполнимые условия, автоматически превращаются в «пустышку». В основном это история с МУПами и ГУПами малых городов с низкой тарифной базой и строгими ограничениями, особенно в сфере водоснабжения.

Поэтому мы считаем, что в концессии надо «заходить» полностью на субъект — брать не только крупный город, но и малые вокруг него, и собирать их в единую концессию, чтобы развивать все совместно.

— Минстрой ставил цель передать к 2020 году 80% ГУПов и МУПов в сфере ЖКХ в концессию. Выполнили ли эту задачу?

— Нет, не выполнили. Пожалуй, один из главных барьеров — нежелание властей на местах, чтобы инвесторы приходили.

Читайте также:  Россиянам, потерявшим работу, могут дать ипотечные каникулы

Мы видим препоны, которые ставят муниципалитеты: договариваются на одних условиях, а потом завышают объемы потребления, препятствуют передаче имущества или согласованию инвестпрограммы.

Там, где удалось собрать объекты и единым лотом выставить на конкурс, велико влияние властей субъектов.

— Почему муниципалитеты препятствуют?

— Наверное, живет старая логика: если я отдам объект в концессию, то потеряю управление. Например, муниципалитеты не хотят закрывать неэффективные котельные, хотя в Воронеже в рамках концессии крупная компания пересмотрела схему теплоснабжения — в итоге город выигрывает в деньгах.

В водоснабжении ситуация сложнее — водоканалы находятся в более критическом состоянии, и опять же местные власти не хотят пускать внешних игроков.

К тому же у нас потерян институт проектирования в части водоподготовки и водоочистки, мы в 2019 году не выполнили задачу по федеральному проекту «Чистая вода» (кассовое исполнение — 70%) просто потому, что нет проектных решений — либо они сделаны неэффективно.

Например, был проект, в который частный инвестор не пришел,— местные власти настаивали на проектном решении, которое они сделали за счет своего бюджета. Проектные мощности оказались втрое больше, чем нужно, а применяемые технологии так отстали, что требовалось столько электроэнергии, сколько город не тянул.

К сожалению, не все хотят считать деньги на эксплуатацию, поэтому инвесторы, рассматривая проект, задаются вопросом, как он будет содержаться с учетом тарифов. Но ситуация выправляется.

Мы запустили обновление инфраструктуры за счет нацпроектов — сначала у нас не было возможности возмещать концессионерам часть затрат, теперь можем не только МУПам и ГУПам выдавать средства, но и помогать концессионерам выполнять инвестпрограммы и цели нацпроектов.

— Планируется менять ситуацию на уровне регулирования?

— В проекте стратегии развития строительной отрасли и ЖКХ мы большой блок посвятили тому, что нужно докрутить в концессиях.

Проект проходит согласование, поэтому рассказать не могу, но мы облегчим процедуру перехода в концессию, защитим инвестора и, конечно, надо не забывать о муниципалитетах, поскольку инвесторы тоже не всегда бывают добросовестными.

В сфере водоснабжения есть еще одна сложность — достаточно строгие законы по секретности, что затрудняет участие иностранных инвесторов. В этом направлении мы работаем с ведомствами.

— Сократилась ли недофинансированность отрасли?

— Нет, я считаю, что она даже растет. Долги за все поставленные ресурсы составляют 1,5 трлн руб., из которых 600–700 млрд руб.— задолженность населения.

Во время карантина мы провалились с 96% собираемости платежей, которые были в начале года, до 80% — хотя дисциплина уже восстановилась (а в некоторых регионах фиксируем собираемость более 100%, то есть граждане оплачивают свои долги), это повлияло на отрасль.

Более того, в среднем износ сетей составляет около 60%, а в сфере водоснабжения — более 75%. Мы регионам задали вопрос, сколько надо денег, чтобы заменить все ветхие сети, котельные и водоканалы. Они ответили, что необходимо вложить 4 трлн руб., хотя, думаю, это очень большая оценка.

— А строительство новых сетей?

— Самая сложная проблема по развитию новых территорий в рамках строительства жилого фонда — это отсутствие воды и коллекторов канализации.

Это очень большие деньги — ни один инвестор, который приходит на площадку, не сможет развивать территорию без помощи.

По этому направлению мы тоже будем работать — либо по привлечению дополнительных инвестиций, либо по возмещению части затрат из федерального бюджета.

— Строительство сетей стало и предметом спора между ресурсоснабжающими организациями (РСО) и застройщиками…

— Да, есть такая тема. Например, ресурсники предлагают: «вы нам платите, а мы до колодца у дома все построим, делайте врезку».

Застройщики же настаивают на том, что они сами видят, как внутри территории должны располагаться сети, и готовы самостоятельно построить их до границы участка.

Но РСО говорят, что есть недобросовестные застройщики, которые строят сети не по технологии, поэтому ресурсники потом отказываются брать их себе в управление. Сейчас готовится законопроект, который должен расставить точки над i в этом вопросе.

— Есть какое-то предварительное решение? Ранее предлагалось обязать ресурсников принимать сети.

— Мы от такой жесткой нормы немного уйдем. Внутри министерства сейчас ведется дискуссия — надо где-то найти золотую середину.

Интервью взяла Евгения Крючкова

Пенсионные накопления разрешат инвестировать в IPO и ЖКХ-проекты :: Финансы :: РБК

  • НПФ приобретает не более 5% от общего количества акций, которые предлагаются при IPO;
  • совокупная стоимость акций, предлагаемых в ходе IPO, составляет не менее 50 млрд руб.;
  • эмитент акций должен иметь инвестиционный уровень рейтинга;
  • эмитентом акций заключен договор о поддержании цен на акции;
  • участие осуществляется на условиях предпоставки ценных бумаг со стороны контрагента или при участии на организованных торгах на условиях поставки против платежа.

По действующим сейчас правилам управляющие компании могут инвестировать средства НПФ «после того, как они начнут обращаться на бирже», напоминает директор группы рейтингов финансовых институтов Аналитического кредитного рейтингового агентства (АКРА) Юрий Ногин.

«Соответственно, они теряют инвестиционный доход в сравнении с тем, который был бы, если бы они участвовали в первичном размещении», — отмечает он. «Данная инициатива этот момент нивелирует. Она не увеличивает риски, поскольку вложения должны соответствовать требованиям по рейтингу, но открывает определенные возможности по получению доходности», — считает эксперт.

По мнению управляющего директора по корпоративным рейтингам «Эксперт РА» Павла Митрофанова, инвестиции НПФ в IPO могут быть «штучной историей». «IPO в принципе сейчас мало, особенно [по объему] не менее 50 млрд руб.», — пояснил эксперт свою точку зрения.

Одним из таких IPO, которые могут заинтересовать НПФ в виду новых указаний ЦБ, может стать будущая приватизация «Совкомфлота», полагает эксперт.

В 2017 году Минэкономразвития просило Центробанк убрать ограничения для НПФ, чтобы они могли участвовать как раз в приватизации этой компании, которая была запланирована еще в 2016 году, но постоянно откладывается.

В последнее время всего несколько крупных российских компаний публично говорили о планах в будущем выйти на IPO. Например, публичные предложения акций нефтехимического «Сибура» и углепроизводителя СУЭК могут соответствовать новым требованиям ЦБ по инвестициям пенсионных накоплений, но по срокам IPO этих компаний определенности пока нет.

По словам президента Независимой ассоциации пенсионных фондов (НАПФ) Константина Угрюмова, в проекте ЦБ содержатся «серьезные ограничения» для ценных бумаг, размещаемых в ходе IPO. «Эти ограничения мы считаем разумными и направленными на защиту интересов клиентов фондов», — указал он.

По состоянию на 1 октября под управлением НПФ находилось 2,6 трлн руб. пенсионных накоплений.

Средневзвешенная доходность инвестирования пенсионных накоплений в НПФ за первое полугодие 2018 года составила 4,4% из-за убытков, которые зафиксировали шесть фондов — четыре фонда ФГ «Будущее» Бориса Минца и два НПФ санируемого «ФК Открытие». При этом ряд крупных НПФ показал доходность гораздо выше — от 7 до 10%.

С 2014 года пенсионные накопления россиян не пополняются, поэтому НПФ могут наращивать средства под управлением только за счет переманивания клиентов друг у другу или у ВЭБа, где консолидированы накопления так называемых молчунов, то есть тех россиян, которые не подали заявлений о переводе пенсионных накоплений в НПФ.

Инвестиции в проекты ЖКХ

Фондам также планируют разрешить инвестиции пенсионных накоплений в муниципальные концессионные бумаги без кредитного рейтинга при условии, что:

  • третьей стороной в соглашении выступает регион, где реализуется проект;
  • оъектом соглашения являются проекты по теплоснабжению, водоснабжению, водоотведению;
  • услуги в рамках концессии оказываются по регулируемым государством тарифам, если регулятором не выступает муниципалитет.

НПФ могли инвестировать в концессии и раньше, но только в городах с численностью населения более 1 млн человек.

«То, что это ограничение снимается, — это очень логичная и нужная мера», — говорит генеральный директор ассоциации «ЖКХ и городская среда» Алексей Макрушин. «Во всем мире в ЖКХ инвестируют прежде всего пенсионные деньги.

Инвестиции в ЖКХ считаются низкорискованными и приносят относительно небольшой доход», — отмечает он.

По словам Ногина, участие государственных структур в проекте «нивелирует риски», связанные с отсутствием кредитного рейтинга у бумаг концессионных соглашений.

Покупка облигаций таких концессионных соглашений позволит фондам наращивать портфель за счет достаточно долгосрочных бумаг, добавляет эксперт. «Они будут учитываться в стресс-тестах ближе к госбумагам.

Это будет плодотворно влиять на достаточность капитала», — говорит он.

Отвязка облигаций от рейтинга выглядит рискованной, не согласен с ним Митрофанов. «Концессионность» как таковая еще не является гарантией низкого риска, так как публичной стороной концессии могут быть не самые кредитоспособные регионы», — аргументирует эксперт.

По его мнению, послабления в этой сфере связаны с выполнением майского указа президента по повышению качества питьевой воды посредством модернизации систем водоснабжения.

Для выполнения президентского указа запущен федеральный проект «Чистая вода», на который, по данным Минстроя, планируется потратить 245,05 млрд руб. в 2019–2024 годы. 85,5 млрд руб. власти намерены привлечь из внебюджетных источников.

Впрочем, для полной модернизации систем водоснабжения в России нужно втрое больше средств — 943,75 млрд руб.​, говорится в паспорте проекта.

Одним из примеров концессионных соглашений с пенсионными деньгами Алексей​ Макрушин называет деятельность УК «Лидер», которая распоряжается деньгами НПФ «Газфонда».

В 2016 году в Волгограде была создана компания «Концессионные соглашения», для того чтобы модернизировать систему теплоснабжения и горячего водоснабжения города.

В первые три года предполагалось вложить в инфраструктуру Волгограда 6,4 млрд руб. Организатором выпуска концессионных облигаций была как раз УК «Лидер».

Как отмечает Юрий Ногин, рынок концессионных бумаг «не очень расторгован». «В основном их покупают НПФ, близкие к организаторам размещений, потому что имеют дополнительную информацию о том, что это за бумаги и какие риски они в себе несут», — указывает эксперт.​

Оставьте комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *