Китайская госкомпания может вложить $1,5 млрд в строительство в России

Вопросы обеспечения целлюлозного комбината лесосырьевой базой обсудил вице-премьер – полпред Президента России в ДФО Юрий Трутнев в Пекине во время рабочей встречи с президентом корпорации «Чайна Чэнтун Холдингс Групп» Чжу Бисинем.

В мероприятии принимали участие Министр Российской Федерации по развитию Дальнего Востока Александр Галушка, замминистра Александр Крутиков, генеральный директор Агентства Дальнего Востока по привлечению инвестиций и поддержке экспорта Леонид Петухов

«Мы заинтересованы в том, чтобы более интенсивно сотрудничать с иностранными, в том числе китайскими инвесторами», — отметил Юрий Трутнев.

По словам вице-премьера, власти заинтересованы в создании производства по переработке леса на Дальнем Востоке. В связи с этим, как отметил вице-премьер, планируется пересмотреть вопрос о повышении экспортных пошлин на круглый лес.

 «Мы заинтересованы в предприятиях полного цикла, связанных с максимально глубокой переработкой леса. Уверен, что совместными усилиями мы сможем сделать этого проект выгодным как для Китая, так и для России», — подчеркнул он.

Как отметил Чжу Бисинь, корпорация «Чайна Чэнтун Холдингс Групп» работает в России с 1996 года. В портфеле реализованных на сегодняшний день проектов — Торговый дом «Дружба» (Москва), международный торгово-выставочный центр «Гринвуд» (Красногорский район Московской области, вторая очередь проекта — в стройке).

Китайская сторона планирует инвестировать более 10 млрд юаней или 1,5 млрд долларов в строительство целлюлозно-бумажного комбината на Дальнем Востоке с проектной мощностью 500 тыс. тонн хвойной целлюлозы в год.

Инвестором станет дочерняя структура корпорации — «Чайна Пэйпер Корпорэйшн» (China Paper Corporation), основной деятельностью которой является производство целлюлозы и бумаги.

Китайская госкомпания может вложить $1,5 млрд в строительство в России
Китайская госкомпания может вложить $1,5 млрд в строительство в России

В качестве возможного региона для реализации проекта рассматривается Хабаровский край. Комбинат будет производить несколько видов целлюлозы – для различных видов бумаги и картона. Предполагается, что продукция будет поставляться в Китай.

«Это крупная сумма инвестиций. Очень значимый для нас инвестиционный проект, поэтому мы должны тщательно обсудить все нюансы его реализации. Со своей стороны, мы будем привлекать другие финансовые учреждения, в том числе рассчитываем на финансовую поддержку со стороны правительства Китая», — уточнил Чжу Бисинь.

Как подчеркнул инвестор, особое внимание при строительстве и запуске предприятия будет уделено экологической составляющей.

«Мы знаем про меры по защите экологии в России. Они также есть в Китае. Мы сделаем все, чтобы соблюдать порядок и обеспечивать экологическую безопасность», — отметил Чжу Бисинь.

По договоренности сторон дальнейшие переговоры с более детальным обсуждением проекта пройдут в России в конце ноября.

Напомним, компания «Чайна Чэнтун Холдингс Групп» основана в 1992 году и является крупной государственной корпорацией под управлением Комитета по государственной собственности Государственного совета КНР.

В структуру «Чайна Чэнтун Холдингс Групп» входит 280 малых предприятий и 13 компаний второго эшелона на территории Китая, Гонконга, России, Великобритании, Нидерландов, Бельгии и других странах. «Чайна Чэнтун Холдингс Групп» — многопрофильный холдинг, работающий в отраслях: горнодобыча, производство бумаги, лесная отрасль, транспорт и логистика.

Китайская госкомпания может вложить $1,5 млрд в строительство в России

Дмитрий Медведев начинает визит в Китай

Компания посредством своих дочерних компаний предоставляет комплексные логистические услуги, осуществляет деятельность по управлению активами, занимается развитием лесного хозяйства, производством целлюлозы и изделий из древесины. «Чайна Чэнтун Холдингс Групп» осуществляет торговлю черными и цветными металлами, углем и коксом.

Кроме того, осуществляет торговлю редкими драгоценными металлами, включая платину, родий, рутений, палладий и серебро. Компания производит и продает продукцию из древесины, а также упаковку для пищевых продуктов, бумагу для упаковки жидких пищевых продуктов, иные изделия из целлюлозы.

Кроме того, компания занимается проектами в области недвижимости, организацией туризма.

Отметим, в Китае проходит ряд рабочих встреч в рамках двухдневного визита в КНР Премьер-министра России Дмитрия Медведева.

В ходе визита глава кабинета министров встретится с председателем КНР Си Цзиньпином и проведет межправительственные переговоры, по итогам которых ожидается подписание пакета документов о сотрудничестве в энергетической сфере и сельском хозяйстве.

1 ноября Дмитрий Медведев и Ли Кэцян проведут 22-ю регулярную встречу глав правительств двух стран.

 В состав российской делегации вошли первый вице-премьер Игорь Шувалов, вице-премьеры Ольга Голодец, Аркадий Дворкович, Юрий Трутнев, а также министр природных ресурсов Сергей Донской, глава Минпромторга Денис Мантуров, министр связи и массовых коммуникаций Николай Никифоров, глава Минэкономразвития Максим Орешкин, министр сельского хозяйства Александр Ткачев и глава Министерства по развитию Дальнего Востока Александр Галушка.

Васильева Евгения+7 (985) 269-77-02e.vasileva@minvr.ru

Канал Минвостокразвития России в Telegram

Строительство Hyperloop в России оценили в $1,5 млрд

Внедрение проекта скоростных поездов Hyperloop в России обойдется в $1,5 млрд. Транспортная система авторства Элона Маска может быть применена также для перевозки пассажиров из Москвы в Сочи и Санкт-Петербург.

Управляющий директор венчурного фонда Caspian VC Билл Шор и главный инженер Hyperloop One по направлению «Левитация» доктор Кейси Хэндмер в рамках Восточного экономического форума в присутствии министра транспорта РФ Максима Соколова представил результаты исследования возможного применения технологии Hyperloop на участке между транспортно-логистическим центром в Хуньчуне и «Большим портом «Зарубино».

Исследование по заказу Caspian VC и американской Hyperloop One выполнил МосгортрансНИИпроект. Исследование подтвердило, что технология Hyperloop подходит для транспортировки грузов на этом участке. Специалисты детально проработали маршрут с учетом требований технологии и рельефа, а также предложили первые технологические решения, в частности относительно опор будущей трассы.

По предварительным оценкам, в сооружение ветки Hyperloop в Приморье нужно будет вложить $1,5–2,1 млрд. Общая протяженность маршрута составит чуть меньше 65 километров. Средняя скорость движения капсул на маршруте может достигать 875 км/ч.

Предполагается, что на пятый год эксплуатации трассы по ней можно будет ежегодно перевозить 18,9 млн тонн зерна и 1,3 млн TEU контейнерных грузов. Максимальная провозная способность ветки в одном направлении составит 50 млн тонн грузов всех типов.

В рамках исследования разработана дорожная карта реализации проекта. Планируется, что на запуск Hyperloop на участке Хунчунь – Зарубино потребуется не менее 4 лет, из которых 3 года уйдут на анализ и обновление нормативно-правовой базы, а также подготовку детального технико-экономического обоснования проекта.

История вопросаВ июне 2016 г. на Петербургском международном экономическом форуме (ПМЭФ) меморандум с Hyperloop One подписали группа «Сумма» и власти Москвы.

Документ предусматривает создание концепции транспортных маршрутов с использованием скоростных вакуумных поездов.

Министр транспорта России Максим Соколов на ПМЭФ сообщил, что российские власти предлагают в качестве пилотного проект развития коридора «Приморье-2».

В настоящее время проектом по разработке и внедрению технологии вакуумного поезда занимаются две частные компании: Hyperloop One и Hyperloop Transportation Technologies. Сама идея сверхзвукового поезда была предложена основателем компаний SpaceX и Tesla Motors Элоном Маском в 2013 г.

Технология Hyperloop предполагает, что внутри трубы (диаметр 6,8 м) с очень разреженным воздухом (так называемый форвакуум, то есть давление в 1 тыс. раз ниже атмосферного) движется капсула аэродинамической формы. В движение капсулу приводит линейный электродвигатель.

При этом капсула не касается стенок трубы, поскольку вентилятор в носовой части использует остаточный воздух для создания эффекта воздушной подушки.

Капсула имеет длину около 21 м и способна нести 2 стандартных двадцатифунтовых контейнера. Погрузка-разгрузка капсулы, как ожидается, будет занимать не более 15 минут. Масса капсулы вместе с грузом составит около 30 тонн.

Группа «Сумма» также готова осуществить проект Hyperloop для перевозки пассажиров из Москвы в Сочи и Санкт-Петербург. Об этом сообщил владелец компании Зиявудин Магомедов.

Cообщалось, что инвестиции в проект сверхскоростного поезда Hyperloop в Приморском крае оцениваются в 30-40 млрд руб. Российский фонд прямых инвестиций (РФПИ) может стать организатором китайских вложений в создание в России транспортной системы Hyperloop.

Китайская госкомпания может вложить $1,5 млрд в строительство в России

Источник: Вести Экономика

South China Morning Post (Гонконг): дорога в Москву может открыть путь к богатствам для большего числа китайских компаний в России

Китайская государственная компания — первый иностранный подрядчик, выигравший контракт в главной инфраструктурной программе президента России Владимира Путина. Наблюдатели считают, что договор объемом 760 миллионов долларов в будущем укрепит связи между соседями, находящимися под давлением Запада.

Китайская железнодорожная строительная корпорация (CRCC) выиграла контракт на строительство участка трассы Москва-Казань общей протяженностью 729 километров. Ожидается, что этот контракт откроет путь для китайских инвестиций в инфраструктуру России.

Впервые китайская компания принимала участие в российском национальном проекте, направленном на возрождение экономики страны, которая пошатнулась под растущим давлением низких цен на нефть, западных санкций и, в этом году, пандемии covid-19.

Контракт был подписан накануне встречи Межправительственной российско-китайской комиссии по сотрудничеству и развитию Дальнего Востока и Байкальского региона Российской Федерации и Северо-Востока Китайской Народной Республики, запланированной на 29 сентября. Сопредседателями встречи станут китайский вице-премьер Ху Чуньхуа (Hu Chunhua) и его российский коллега Юрий Трутнев.

Автомагистраль Москва-Казань — это часть так называемого транспортного коридора Западная Европа — Западный Китай. Его протяженность составит более восьми тысяч километров. Он пройдет от китайского города Ляньюньган (Lianyungang) на побережье Желтого моря через Казахстан к самому западному городу России — Санкт-Петербургу.

CRCCI, дочерняя компания государственной Китайской железнодорожной строительной корпорации (CRCC), изучит местность, спроектирует и построит пятый участок трассы, соединяющий столицу Республики Татарстан на юго-западе страны с Москвой. Протяженность участка составит 107 километров.

Ожидается, что строительство магистрали будет закончено к 2024 году. Магистраль сократит время в пути между двумя российскими городами практически вдвое — с 12 часов до 6,5 часов.

Полностью детали сделки не раскрываются, но Мэн Тао (Meng Tao), генеральный менеджер евразийского подразделения CRCCI, сообщил информационному агентству «Синьхуа», что в контракт включено строительство всех соответствующих объектов, включая пункты взимания платы и автозаправочные станции.

Читайте также:  Продаю квартиру. Как нужно себя вести?

Китайская госкомпания может вложить $1,5 млрд в строительство в РоссииThe Diplomat24.09.2020ИноСМИ08.09.2020Nature18.03.2020Жэньминь жибао10.07.2019

Москва рассматривает эту магистраль как ключевой элемент в своих попытках оживить экономику регионов. В июле премьер-министр Михаил Мишустин охарактеризовал её как «важную часть общенационального плана по преодолению последствий распространения коронавируса и поддержке ключевых секторов экономики».

По словам Мишустина, проект даст регионам импульс к ускоренному развитию, суммарный прирост внутреннего регионального составит более 500 миллиардов рублей к 2050 году.

По мнению региональных наблюдателей, этот договор может рассматриваться как попытка укрепить экономические связи в ситуации, когда обе страны находятся под растущим давлением со стороны Запада.

Пекин вступил в ожесточенную конфронтацию с США по нескольким вопросам. Москва же, и так с 2014 года находящаяся под санкциями из-за аннексии Крыма, столкнулась с новой волной критики, спровоцированной отравлением известного критика Путина Алексея Навального.

Еще в 2013 году стороны договорились о строительстве совместно финансируемой скоростной железной дороги между Казанью и Москвой. Из-за стоимости проекта, которая должна была составить 22 миллиарда долларов, сообщение о нем было встречено критикой в обеих странах, поэтому дальше объявления дело не пошло.

«Стоимость автомагистралей намного ниже, чем стоимость скоростных железных дорог. Договор может помочь сторонам укрепить двусторонние связи и достичь суммы в 100 миллиардов долларов [в торговле] в этом году», — сказал Ли Лифань (Li Lifan), эксперт в области отношений с Россией из Шанхайской академии социальных наук.

Артём Лукин, доцент Дальневосточного федерального университета, отметил, что CRRCI стала единственной иностранной строительной компанией, выигравшей контракт.

«Это может быть задумано как пробная попытка. Если все пройдет хорошо, китайские компании смогут получать больше контрактов на строительство дорог в России или на участие в других крупных инфраструктурных проектах.

Китайские компании, в том числе CRCC, входят в ряды мировых лидеров по реализации больших инфраструктурных проектов.

Заключая контракт с CRCC, российское правительство, возможно, надеется учиться на китайском опыте», — говорит Лукин.

В рамках ключевой инициативы председателя Си Цзиньпина «Один пояс, один путь», за последние годы Китай приступил к осуществлению амбициозной инвестиционной и строительной программы по сооружению трасс, портов, мостов и железных дорог, связывающих Азию, Европу и другие регионы.

В то же время китайские инвестиции в инфраструктуру России были малозначительны и сосредоточены в основном на энергетическом секторе, несмотря на то что обе страны заинтересованы в укреплении связей на Евразийском суперконтиненте.

По мнению Лукина, это частично объясняется тем, что местные правительства, хоть и отчаянно нуждаются в инвестициях, предпочитают российские компании китайским подрядчикам. Однако некоторые компромиссы на этом пути уже достигнуты.

«Если Китай начнет инвестировать значительные суммы в инфраструктуру России, некоторые контракты нужно будет отдать китайским компаниям, но значительная их часть должна попасть в руки российских подрядчиков, — говорит Лукин.

 — Решение позволить CRCC принять участие в строительстве магистрали Москва-Казань может служить знаком того, что Москва и Пекин наконец нащупали компромиссное решение, которое позволит привлечь в инфраструктуру России столь необходимые китайские инвестиции».

Материалы ИноСМИ содержат оценки исключительно зарубежных СМИ и не отражают позицию редакции ИноСМИ.

Китайский инвестор готов вложить 1,5 млрд. долларов в строительство ЦБК в Хабаровском крае

Вопросы создания предприятий по глубокой переработке древесины на Дальнем Востоке обсудили в Пекине в рамках российско-китайских переговоров.

Встречу с потенциальным инвестором — президентом корпорации «Чайна Чэнтун Холдингс Групп» Чжу Бисинем, провел вице-премьер Правительства РФ – полпред Президента России в ДФО Юрий Трутнев.

Речь шла о строительстве целлюлозно-бумажного комбината. В обсуждении параметров проекта, который планируется реализовать на территории Хабаровского края, приняли участие Министр Российской Федерации по развитию Дальнего Востока Александр Галушка, замминистра Александр Крутиков, генеральный директор Агентства Дальнего Востока по привлечению инвестиций и поддержке экспорта Леонид Петухов.

По словам вице-премьера, Правительство РФ заинтересовано в новых производствах по переработке леса на Дальнем Востоке и создании условий для появления таких предприятий. Для этого, в частности, планируется пересмотреть политику экспортных пошлин на круглый лес.

«Уверен, что совместными усилиями сможем сделать этот проект выгодным как для Китая, так и для России», — подчеркнул Юрий Трутнев.

Как отметил президент корпорации «Чайна Чэнтун Холдингс Групп», в создание целлюлозно-бумажного комбината проектной мощностью 500 тыс. тонн хвойной целлюлозы в год планируется вложить более 10 млрд юаней или 1,5 млрд долларов.

Инвестором станет дочерняя структура корпорации — «Чайна Пэйпер Корпорэйшн» (China Paper Corporation), основной деятельностью которой является производство целлюлозы и бумаги.

Планируется, что комбинат будет производить несколько видов целлюлозы – для различных видов бумаги и картона.

«Это значимый для нас проект, поэтому мы должны тщательно обсудить все нюансы его реализации.

Со своей стороны будем привлекать другие финансовые учреждения, в том числе рассчитываем на финансовую поддержку со стороны правительства Китая.

Знаем про меры по защите экологии в России и сделаем все, чтобы соблюдать порядок и обеспечивать экологическую безопасность при строительстве и запуске предприятия», — отметил Чжу Бисинь.

Согласно договоренностям сторон дальнейшие переговоры с более детальным обсуждением проекта пройдут на российской территории в конце ноября.

Напомним, компания «Чайна Чэнтун Холдингс Групп» основана в 1992 году и является крупной государственной корпорацией под управлением Комитета по государственной собственности Государственного совета КНР.

В структуру «Чайна Чэнтун Холдингс Групп» входит 280 малых предприятий и 13 компаний на территории Китая, Гонконга, России, Великобритании, Нидерландов, Бельгии и других странах. «Чайна Чэнтун Холдингс Групп» — многопрофильный холдинг, работающий в отраслях: горнодобыча, производство бумаги, лесная отрасль, транспорт и логистика. В России корпорация работает с 1996 года.

Пресс-служба Губернатора Хабаровского края При использовании материалов ссылка на сайт www.khabkrai.ru обязательна

Китай довел Россию: в лесу рождается госкомпания

2021-05-14T07:15:20+10:00 2021-05-14T07:15:20+10:00 2021-05-14T07:15:20+10:00

Минвостокразвития готово презентовать правительству проект создания госкомпании, которая станет эксклюзивным агентом по экспорту необработанного леса с Дальнего Востока. Одним из учредителей корпорации должен стать Российский фонд прямых инвестиций (РФПИ).

О создании госкомпании в начале этого года заявил вице-премьер – полпред президента в ДФО Юрий Трутнев. Он обосновал это тем, что, если в 2022 г. прекратить экспорт круглого леса из РФ, на Дальнем Востоке около 34 тыс. человек останутся без работы.

«Мы оставим одну компанию, сделаем ее государственной, обяжем ее реинвестировать прибыль в строительство перерабатывающих предприятий на нашей территории. И продолжим работу с инвесторами. Видимо, уже с западными, если с восточными не получается. Отступать неправильно, но мы не можем оставить людей без работы», – сказал Трутнев.

Ожидается, что в течение ближайшего месяца завершится формирование модели госкомпании. В презентации проекта не указан потенциальный вклад РФПИ в новую компанию или другие детали участия. В нем лишь указано, что в наблюдательный совет новой госкомпании войдут представители учредителей и руководители крупнейших лесоперерабатывающих компаний региона с правом голоса.

РФПИ не новичок в лесной отрасли. В 2013 г. фонд приобрел долю в RFP Group (сокращение от Russia Forest Products), крупнейшем лесопромышленном холдинге Дальнего Востока. Эта компания – лидер в России по экспорту круглых лесоматериалов в Китай (20% российского экспорта в год), который занимает третье место в мире по таким поставкам, говорится на сайте компании.

Российско-китайскому инвестфонду (на 50% принадлежит РФПИ) принадлежит 42% RFP Group, остальное у миллиардера Романа Абрамовича и его партнеров.

Согласно приведенным в презентации Минвостокразвития данным, RFP Group в настоящее время получает основную часть (43%) квот на экспорт круглого леса с Дальнего Востока (еще 24% у малайзийской «Римбунан Хиджау», 19% – у приморского «Тернейлеса»).

Как сообщал KONKURENT.RU, появления инициативы о госкомпании игроки рынка ожидали еще с того времени, когда в Приморье начали ограничивать выделение лесфонда для предприятий.

Так, Евгений Избушев, генеральный директор АО «Сергеевский леспромхоз», говорил, что «придет госкомпания, которая будет собирать деньги себе в карман, занимаясь тем же самым, чем сейчас мы.

А подряжать на заготовку леса будут нас же?»

Введение запретительных пошлин на экспорт сырого лесоматериала с 1 января 2022 г. вызовет стрессовую ситуацию в лесопромышленном комплексе, а инициатива по созданию госкомпании, которой доверят исключительное право на вывоз древесины за рубеж, – не выдерживает критики, отмечал в свою очередь Владимир Щербаков, генеральный директор ОАО «Тернейлес».

Полпред Трутнев заявил, что поручение создать госкомпанию по экспорту круглого леса дал сам президент. По словам Трутнева, она должна заработать к концу текущего года.

Напомним, в прошлом сентябре Владимир Путин поручил с 1 января 2022-го запретить экспорт необработанной древесины, чтобы препятствовать ее бесконтрольному вывозу. Теоретически без работы могут остаться примерно 34 тыс. человек на Дальнем Востоке.

Согласно данным Счетной палаты, почти 85% лесного фонда страны не имеют достоверного отражения в государственных базах учета лесных ресурсов. То есть в России 1,145 млн га лесов, и о состоянии лесного фонда на площади 967 млн га «нет достоверной информации».

«На протяжении последних 10 лет сохраняется количество случаев незаконных рубок в пределах 16-17 тыс. единиц в объеме 1,3 млн кубических метров в год. Сумма нанесенного ущерба – в среднем 11-12 млрд рублей ежегодно», – заключают аудиторы.

Одной из главных причин запрета экспорта необработанной древесины, по словам Трутнева, является нежелание Китая инвестировать в российский ЛПК.

«Мы очень сильно просили наших китайских коллег: «Пожалуйста, давайте построим что-то на Дальнем Востоке, сбалансируем экономический результат от этого ресурса, раз уж он у нас в стране расположен». Были переговоры. После этого на нас выходили китайские компании.

Читайте также:  В феврале вторичное жилье больше всего подорожало в крыму и дагестане

Например, China Paper говорила: «Нам нужно столько-то, такую-то лесосеку». Мы эту лесосеку искали, в Хабаровском крае формировали участки. После этого компания ушла из переговоров. Был второй тур, другая компания – та же самая история», – сказал Трутнев.

Вице-премьер говорил, что китайская сторона рассчитывает на отмену запретительных пошлин на экспорт необработанной древесины.

«Мое ощущение, что они просто не хотят переносить центр прибыли из Китая в Россию и надеются, что мы сдадимся, примем решение и отменим пошлины, отменим законодательство и продолжим экспорт круглого леса. У них есть некоторые основания так думать – один раз подобное решение принималось лет десять назад. Очень надеюсь, что второй раз такого не будет», – резюмировал Трутнев.

Поднебесная экспансия. Китайцы инвестируют миллиарды в российский бизнес

Китайские инвесторы ищут выходы на новые рынки, пользуясь геополитической ситуацией, пока западные страны не наращивают свою долю в России. Сейчас все более ощутимо выделяется преимущество китайских вложений перед западными.

Вице-президент Русско-Азиатского Союза промышленников и предпринимателей Тимур Андреев связывает это, в том числе, и с ужесточением американских санкций: «У западных европейских партнеров ограничены возможности поставок оборудования в Россию.

В этой связи у китайских партнеров появляются дополнительные возможности выхода на российский рынок».

По данным компании Skladium совокупный объем инвестиций в производственные площадки в России в 2017 году составил порядка 250 млрд рублей, а вклад российских государственных и частных компаний в новые производственные площадки составил около 206 млрд рублей, или 82,5% от общего объема инвестиций.

Около 16,5 млрд рублей (6,6% от общего объема) вложили компании и фонды с участием Китая. Для сравнения: почти в 2 раза меньше — около 9 млрд рублей — вложили немецкие компании, ранее безусловные лидеры. Чуть более 4 млрд рублей инвестировали компании с американскими корнями.

Инвестиции других стран в российское производство суммарно составили 14,5 млрд рублей, это 5,8% от общего объема. Доли Германии и США составляют 3,55% и 1,66% соответственно. Вложения других стран оцениваются в 5,8%.

Россия и Китай «полностью реализуют потенциал на экономическом и политическом уровне», — заявил первый секретарь посольства Китая в России Ли Чаохуэй на конференции, посвященной развитию российско-китайских торгово-экономических отношений, подчеркнув, что отношения между странами переживают лучший период своего развития.

По словам Ли Чаохуэя, рост товарооборота между двумя странами в 2018 году вырос на 25,7% до $65,7 млрд, а концу года он превысит $100 млрд. 2019 год (как и нынешний) объявлен годом межрегионального сотрудничества.

По словам управляющего партнера компании ILM Андрея Лукашева, увеличение доли инвесторов из КНР и других стран Азии обусловлено долгосрочной стратегией, так называемого «разворота на Восток», и льготными условиями, предусмотренными для новых резидентов в особых экономических зонах.

Экономически привлекательны для совместных предприятий особые экономические зоны и индустриальные парки Приморья, Сибири, Урала и Приволжья, где резиденты получают различные налоговые льготы.

Самыми востребованными отраслями производства у компаний с китайским корнями стали добывающая, нефтехимическая и деревообрабатывающая промышленность и машиностроение.

Многие проекты имеют долгосрочные инвестиционные перспективы и не ограничиваются разовым вложением средств. 

Как пример можно привести расширение производственных площадей китайской компании Haier, производящей бытовую технику в Набережных Челнах. В 2016 году там ввели в эксплуатацию завод по производству холодильников, инвестиции в который составили $50 млн (около 3,25 млрд рублей по нынешнему курсу).

В 2018 году производитель бытовой техники заложил первый камень завода по производству стиральных машин с сопоставимыми инвестициями (также на уровне $50 млн). При этом планы Haier в Набережных Челнах двумя заводами не ограничиваются.

В итоге на площадке 127 га должен появиться индустриальный парк из 12 заводов общей стоимостью около $1 млрд.

Другой масштабный проект с участием китайских инвестиций — «Ямал СПГ». Проект по сжижению газа в Арктике на 20% принадлежит крупнейшей китайской нефтегазовой компании CNPC, еще 9,9% в 2016 году выкупил китайский Фонд шелкового пути за €1,089 млрд.

В 2017 году запущена первая производственная линия мощностью 5,5 млн т. Всего их запланировано три, таким образом, суммарная мощность составит 16,5 млн т в год. Совокупные инвестиции в проект составят около $23,4 млрд или порядка 1,5 трлн рублей.

В 2019 году планируется ввести в эксплуатацию автомобильный завод «Хавейл Мотор Рус» в Туле, принадлежащий китайскому автопроизводителю Great Wall Motors, который специализируется на кроссоверах и внедорожниках.

Строительство началось в 2015 году и к настоящему моменту завершено. Сейчас компания занимается транспортной инфраструктурой и ввозом оборудования.

Совокупные инвестиции в строительство оценивались в сумму около $354 млн.

Созданная при участии Российско-китайского инвестиционного фонда группа компаний Russia Forest Products (RFP) в 2017 году запустила производство сухих пиломатериалов из ели и пихты в городе Амурск Хабаровского края. Инвестиции в проект составили 12 млрд рублей. RFP также анонсировала строительство еще нескольких заводов в Приморье и Якутии.

Еще один крупный проект, реализованный в 2017 году — станкостроительный завод в Ленинском районе Подмосковья. Инвестиции в российско-китайское производство «ДМТГ РУС» составили около 1,2 млрд рублей, а совокупные инвестиции в производство до 2020 года достигнут 8 млрд рублей.

Китай хочет активно инвестировать в строительство и во все, что с ним связано. Перечень оборудования, которое традиционно китайские инвесторы представляют на выставках, очень широк.

«Насосы, энерготехнические установки, подъемные механизмы и другая строительная техника Китая находит широкое распространение, например, в московском высотном строительстве», — рассказал замгендиректора «ЦНИИП Минстроя России» Владимир Гутников. Большой потенциал сохраняется и по строительству дорог и метро.

Например, в Москве некоторые станции подземки строят китайские компании с привлечением китайского оборудования и рабочих из Поднебесной.

Без иллюзий: Китай превращает Россию в свой сырьевой придаток

Почему не следует верить оптимистическим рассказам российских СМИ про иностранные инвестиции в российскую экономику

Крайне интересный анализ того, что на самом деле происходит в отношениях между Россией и Китаем сделал в своем блоге экономист Денис Сучилин. «Новые Известия» публикуют этот материал с небольшими сокращениями:

Неоднократно я поднимал тему особенностей «управления» собственными средствами людьми, которые, скажем так, задают экономический [прежде всего] вектор движения нашей страны [и мира в целом]. Одним из принципов, которых придерживаются такие люди, является принцип [назовем его грубо] «деньги к деньгам».

В данном случае эта фраза означает не то, что мы привыкли под ней видеть (если деньги есть, то к ним «прилипнут» еще; а у кого нет денег, у того они и не появятся), а то, что стоит на самом деле за этой фразой — нельзя допускать, чтобы у «бедных» людей появлялись деньги. Эта формула стоит в основе формирования крупнейших капиталов в мире (проще говоря, на этом стоит весь экономический мир). И слово «бедный» имеет здесь чуть более широкое значение — скорее: не такой как «мы» (собственники капитала).

Один из последних примеров, который я приводил, когда мы поднимали тему, был следующий: обладатель крупного капитала готов был терять десятки миллионов (терпеть воровство со стороны подобного [не по размеру капитала] ему), но не готов был отдавать 0,5% от этой суммы обычному человеку, который мог этот процесс купировать. Кто из читателей имел возможность напрямую (или рядом) работать с российскими героями Forbes, тот понимает, о чем я говорю. В российской политике это особенно хорошо стало заметно в последнее время: своим — всё, остальным — ничего (иногда еще говорят: остальным — закон).

В качестве международного примера из самых очевидных для широкой группы пользователей сети можно выделить пример миллиардера Джефа Безоса, основного акционера Amazon.

В последнее время он тоже стал говорить о том, что часть своих средств отдаст на благотворительность — речь идет о десятках миллиардов долларов.

При этом не идет речи о том, чтобы как-то улучшить жизнь своих же рабочих, которые постоянно жалуются в сети на тяжелые условия труда и низкую оплату за такой труд.

Не будем сейчас углубляться в эту узкую тему (кому нужно, сможет набрать в Яндексе «жалобы сотрудников амазон» и с первой же ссылки погрузиться в ситуацию), важно понимать одно: все эти люди из Forbes произносят красивые слова о благотворительности, о том, что жизнь простых людей нужно улучшать, и при этом за плечами этих людей рабский труд тысяч сотрудников и трагедии их семей. Сколько покалеченных судеб стоит за спинами российских участников Forbes, можно легко понять, забив в поиске Яндекса фразу «как живут шахтеры» или «экология в местах добычи«.

Во всем мире всё одинаково: человек (группа), стоящий на социальной лестнице выше говорит красивые слова, и при это просто пользуется более слабым — не помогает, а именно использует его, взамен давая ему обещания и минимум ресурсов для выживания и продолжения работы.

Это относится ко всем уровням взаимоотношений в мире. Лишнюю копейку тому, кто стоит ниже или не является «своим», — никогда никто не даст. Это правило, которому следуют неукоснительно. Только так формируется и работает большой капитал.

Если в рамках этой ситуации рассмотреть межгосударственные отношения и взглянуть на цепочку «Россия — Китай», то всё становится еще более очевидно.

Из федеральных СМИ нам постоянно говорят: «Ну, раз, Запад не хочет с нами нормально общаться, мы поворачиваемся на Восток. Китай — наш лучший друг«.

Читайте также:  Многодетные семьи петербурга бесплатно получат землю под строительство

Давайте посмотрим на Китай. В последнее время мы только и слышим о цифрах в сотни миллиардов долларов, когда речь идет об инвестициях, объеме займов или вливаний в Китайскую экономику (тут цифры перевалили уже за триллион долларов). Даже наш ЦБ перевел почти 100 млрд долларов ЗВР в активы в китайских юанях. Чем же отвечает Китай?

Давайте немного откатимся назад и посмотрим на общие итоги, прошедшего недавно ПМЭФ. «Коммерсантъ» пишет о «грандиозной удаче» и рекордных для России объемах заключенных соглашений:

С 6 по 8 июня проходил 23-й Петербургский международный экономический форум (ПМЭФ-2019). В нем приняло участие рекордное количество гостей — 19 тыс. человек из 145 стран мира. Самыми большими делегациями стали китайская и американская. Также было заключено рекордное количество сделок — 650 соглашений на сумму 3,1 трлн руб. Основные сделки и высказывания участников:

  • Сбербанк и Rambler Group подписали соглашение об операционном взаимодействии.
  • ВЭБ, Сбербанк и Газпромбанк профинансируют на сумму около $1,7 млрд проект группы «Акрон».
  • «Газпром нефть» и «Новатэк» подписали соглашение о создании СП по разведке и добыче нефти и газа в Арктике.
  • «Лукойл» приобрел за $800 млн у New Age 25% в проекте на шельфе в Республике Конго.
  • OMV заплатит «Газпрому» €905 млн за долю в ачимовских залежах.
  • ЦРПТ за 15 лет вложит в создание системы маркировки товаров 220 млрд руб.
  • Xiaomi и Mastercard подписали соглашение о сотрудничестве, в результате которого в России станет доступен платежный сервис Mi Pay.
  • «Газпромнефть» и Shell создадут совместное предприятие для освоения месторождений в ЯНАО на основе «Меретояханефтегаза».
  • «Яндекс», Mail.ru, Rambler, «Кинопоиск» и правообладатели — ведущие медиахолдинги страны — заключили на площадке Роскомнадзора меморандум о сотрудничестве в борьбе с распространением пиратского контента.
  • «Газпром нефть» заключила соглашение с «Совкомфлотом» о заправке судов с сжиженным природным газом.
  • «Газпром нефть» подписала с Shell и Repsol соглашение о намерениях по созданию СП для освоения неразведанных Лескинского и Пухуцяяхского участков на Гыдане.
  • Газпромбанк и «Дом.РФ» договорились выпустить ипотечные облигации на сумму до 350 млрд руб. в 2020-2021 годах.
  • Газпромбанк предоставит более 30 млрд руб. Государственной транспортной лизинговой компании на реализацию проекта порта Лавна.
  • НОВАТЭК и китайская CNOOC подписали договор купли-продажи доли в 10% в проекте «Арктик СПГ-2», который планируется запустить в 2023 году. Аналогичный договор на такую же долю был подписан также с китайской CNPC.
  • Минпромторг подписал СПИК с российским автоконцерном «Соллерс». Проект предполагает развитие модельного ряда автомобилей УАЗ. Инвестиции составят 7,5 млрд руб. за 10 лет.
  • Подконтрольный Газпромбанку «РЭП Холдинг» и итальянская Ansaldo Energia создадут совместное предприятие по производству и сервису газовых турбин мощностью от 70 до 340 МВт.
  • МТС подписал с правительством Москвы соглашение о развитии 5G на сумму более 20 млрд руб.
  • ВТБ стал владельцем контрольной доли в компании «Мирогрупп ресурсы», которая входит в десятку крупнейших экспортеров зерна.
  • Ford полностью погасил кредит «ВЭБ.РФ» совместному предприятию Ford Sollers в размере 39,5 млрд руб., и продает завод во Всеволожске.

График особенно красив. Но, если вы внимательно посмотрите, то увидите, что большая часть сделок, а соответственно и сумм — это инвестиции российских государственных и окологосударственных компаний. Иностранные компании готовы вкладываться лишь в приобретение сырья и в лучшем случае подписать соглашение, в котором главным стоит вопрос: дойдет ли еще до сделки?

Вот вам и успех. На этом фоне встреча с китайским лидером и бравурные речи о развитии межсторонних отношений смотрятся просто нелепо. Хочет ли Китай инвестировать в Россию? Конечно, хочет. Китай:

  • хочет покупать наши ресурсы (нефть, газ, уголь …), готов даже в долг на много лет вперед ;
  • хочет приобретать землю в долгосрочную аренду;
  • хочет выпиливать наш лес, практически ничего за него не платя (почитайте о последнем конфликте в Красноярском крае — понятно, что идет борьба за губернаторское кресло, госконтракты и т.д., но в целом это же часть картины: официально леса вывезли на 50 млрд рублей, а налогов заплатили чуть больше 1 млрд рублей, и это речь только об официальном вывозе, а что там в реальности, можно только догадываться, ссылка на Youtube;
  • хочет постепенно ассимилировать близкие к нему территории:

… за прошлый год в Приморском отделении Сбербанка клиенты приобрели юаней на 29% больше, чем в 2017-м. На Сахалине и в Амурской области — больше на 11-11,4%. В Хабаровском крае покупка наличных юаней увеличилась на 13%. В банке «Приморье» также констатируют рост объема проданных юаней на 20%.

Любопытно, что в конце прошлого года кредитная организация также запустила первый эквайринг Alipay на Дальнем Востоке.

К сервису уже подключены торговые сети «Невада Групп» — минимаркеты «РазДва», а также гипермаркеты «Самбери», представленные на территории Хабаровского, Приморского, Камчатского краев, Амурской и Еврейской автономной областей.

Как пояснили в торговой сети «Самбери», подобной услугой чаще всего пользуются китайские туристы, и количество операций в системе растет.

Управляющий ВТБ в Приморском крае Александр Вялков рассказывает, что уже с 2017 года банк принимает в своей банкоматной и POS-терминальной сетях карты China Union Pay.

В июле этого года в торговых и сервисных точках, где установил терминалы ВТБ, можно расплатиться смартфоном с системой Huawei Pay для владельцев карт China Union Pay и мобильного телефона Huawei или Honor.

На сегодня 100% терминалов и устройств самообслуживания Сбербанка на Дальнем Востоке обслуживают карты Union Pay.

Как отмечают в кредитной организации, основной объем операций по картам Union Pay в России формируют туристы, приезжающие из КНР и других стран АТР.

Например, за 2018-й год через терминалы Дальневосточного Сбербанка проведено более 218 тыс. операций. Наиболее активно расплачивались этими картами в Приморском, Хабаровском краях и Амурской области (с)

И вкладывает в эти направления десятки миллиардов долларов. Но это не инвестиции в Россию, это инвестиции в сырье, и в свои «плантации».

В лучшем случае Китай приобретает пакет акций, который позволяет ему экономически / юридически влиять на все принимаемые решения.

Все ключевые проекты (магистрали, РЖД …), где реально нужны инвестиции в российскую сторону, Китай саботирует, перекладывая расходы на нас.

Ради объективности стоит сказать, что Китай не только высасывает из нас ресурсы, использует нашу землю, постепенно втягивая в себя нас, встраивая в свою экономику, как плантацию / сырьевую колонию, и делая нас более зависимыми от [через пять лет — в полном смысле] крупнейшей экономики в мире, он ради приличия (чтобы «оправдать доверие» народа к продавшимся российским чиновникам и сделать ассимиляцию менее очевидной и заметной) показывает и реальные «инвестиции» в российскую экономику:

Китайский автогигант Great Wall Motor начал производство автомобилей на новом российском автозаводе полного цикла в Тульской области мощностью 80.000 автомобилей в год, сообщило Министерство промышленности и торговли РФ в среду.

Компания начала строить завод полного цикла в 2015 году, общий объем инвестиций составит $500 миллионов, на втором этапе проектная мощность должна достичь 150.

000 автомобилей в год, говорится в сообщении Great Wall (с) Reuters

Еще раз — смешные 0,5 млрд долл за 5 лет. А теперь на фоне описанных в первой части записи сотен миллиардов долларов китайских инвестиций оцените размер капитальных инвестиций (настоящих прямых, свидетельствующих о реальном интересе в развитии) Китая в российскую экономику:

[Чистые] инвестиции Китая в капитал упали с 1,9 млрд доллар до 1,1 млрд долларов. Еще раз — всего 1,1 млрд долларов — составляет реальный чистый интерес Китая в развитие «партнерских отношений» и вера в экономику России.

А теперь еще раз задайтесь вопросом: партнер мы Китаю или просто группа людей, стоящая между огромной экономической агрессивной машиной и географической территорией с большим количеством ресурсов? Мы точно хотим «путь на Восток»?

А теперь заново перечитайте первые шесть абзацев данной записи.

P.S. Знаете, что интересно. С 2017 года прямые чистые инвестиции в Россию за год выросли на 11% (около 52 млрд долл). А за 2018 год, как вы видите, из графика выше, упали на 6,2% (минус 33 млрд долларов). Если вы посмотрите на список стран (слева в таблице выше), то поймете, что основной минус показали Кипр, Сингапур и другие оффшорные и около зоны.

Хочется, надеяться, что все они побежали перерегистрироваться в российские оффшоры на о.

Русский или в Калининград, но, что-то мне подсказывает, что просто и российские чиновники (и их близкие знакомые, которые и стоят за всеми этими оффшорами и нерезидентами осознают в преддверии событий 2023-2024 годов (здесь и здесь) всю «инвестиционную привлекательность» российского «рынка» и комфортно выходят.»

Оставьте комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *