Информационная система ЖКХ готова к работе не во всех регионах

Информационная система ЖКХ готова к работе не во всех регионах

Внедрение информационных технологий в сферу ЖКХ — вопрос уже давно назревший. Выгоды очевидны: это и повышение качества управления городским хозяйством, и улучшение работы предприятий отрасли, и снижение затрат. Наконец, это обеспечение нормальных сервисов для граждан.

Обо всех этих плюсах, о стоящих задачах, интересных проектах, возникающих проблемах и способах их решения мы попросили рассказать эксперта в области информационных технологий, директора блока организационного развития и технологий компании ОТР Алексея Игоревича КУЛЕШОВА.

Информационная система ЖКХ готова к работе не во всех регионах

— Алексей Игоревич, насколько востребованы информационные технологии в такой сфере, как ЖКХ?

  • • Удостоверение о повышении квалификации
  • • Удобное обучение безотрыва от работы
  • • Успейте забронировать скидку

Узнать больше

о программах

— Общий тренд на цифровизацию затрагивает в большей или меньшей степени все отрасли экономики, так что сфера ЖКХ не исключение. Информационные технологии могут обеспечить высокую безопасность, слаженную работу всех городских служб, и, что важнее, ИТ-решения помогают сокращать издержки.

Имеет смысл говорить скорее не о востребованности информационных технологий в общем, а о цифровизации отрасли ЖКХ в рамках стратегического планирования ее развития.

Именно цифровизация, то есть применение инновационных, ранее отсутствовавших технологий для повышения эффективности работы, качества принимаемых решений, в том числе для повышения эффективности ранее выполненной автоматизации, является трендом, определяющим устойчивое опережающее развитие отрасли ЖКХ.

Можно выделить несколько ключевых задач цифровизации отрасли ЖКХ. Это, во-первых, повышение эффективности процессов управления — снижение потерь, снижение косвенных и накладных расходов в тарифах и прочее.

Во-вторых, снижение объема дебиторской задолженности в отрасли и возникающей в результате нее дополнительной финансовой нагрузки на бизнес. В-третьих, обеспечение прозрачности отрасли для общественного контроля и регулирования.

В-четвертых, повышение качества оказываемых жилищно-коммунальных услуг за счет создания элементов рыночной конкуренции в отрасли и, как следствие, снижение тарифов.

Кроме того, это создание условий для привлечения частных инвестиций в развитие отрасли и, наконец, формирование базы полных, достоверных и актуальных данных в сфере ЖКХ — о состоянии жилищного фонда, об объемах и качестве оказываемых услуг и потреблении энергоресурсов, о потребителях ЖКУ.

— Какие проекты в этом секторе сегодня наиболее интересны и перспективны?

— К настоящему моменту реализовано множество интересных региональных и муниципальных решений в области повышения качества и эффективности деятельности организаций в сфере ЖКХ.

Также в суботраслевых сегментах создано много примеров цифровых пользовательских сервисов со стороны управляющих компаний, расчетных центров, не говоря уже про ресурсоснабжающие организации, многие из которых являются крупными игроками рынка, активно развивающими собственные ИТ-платформы и сервисы: мобильные кабинеты, программные роботы для клиентских коммуникаций и прочее. В то же время ключевыми вызовами, стоящими в настоящее время в этой области, по-прежнему остаются низкое качество и разобщенность данных в сфере ЖКХ, отсутствие общей онтологии описания данных и модели данных, включая определение эталонных источников. Удручает и лоскутно-фрагментарный характер автоматизации отрасли. Даже успешно реализованные региональные и муниципальные решения имеют в настоящее время низкий потенциал тиражирования, а создававшаяся в качестве цементирующей отраслевой государственной информационной системы ГИС ЖКХ не в состоянии решить задачу автоматизации и централизации информационных потоков ввиду неустранимых «врожденных» проблем.

— Как цифровые технологии позволят повысить качество и эффективность работы предприятий и организаций отрасли ЖКХ?

— Если рассуждать глобально, то на основе открытых цифровых платформ можно построить комплексную архитектуру цифровой экосистемы ЖКХ. Конкретные прикладные технологии применяются для автоматизации разных функций: прогнозирования и моделирования, учета потребленных ресурсов, начисления за услуги и приема платежей, управления документами и тому подобного.

В целом в сфере ЖКХ применим достаточно широкий технологический стек. Например, умные ПУ — приборы учета и датчики, подключенные посредством каналов передачи информации к системам мониторинга, могут автоматически снимать показания и передавать их в информационные системы, в которых на основе полученных данных происходит начисление платы за коммунальные услуги.

Роботизация процессов позволяет автоматизировать рутинный процесс приема платежей с помощью цифровых программных роботов — через мобильное приложение или онлайн-кассу.

Технологии искусственного интеллекта внедряются для повышения эффективности мониторинга и управления объектами инфраструктуры. ИИ позволит перейти на модель гибкой подачи коммунальных ресурсов — автоматизировать управление мощностью их подачи в зависимости от различных переменных факторов, с учетом пользовательских сценариев.

Еще одна технология — создание «цифровых двойников» объектов коммунальной инфраструктуры, «обученных» на исторических данных и соединенных с умными датчиками, установленными на самих объектах.

Новая цифровая реальность позволит незамедлительно выявлять аварии и предаварийные ситуации, определять, какие объекты инфраструктуры требуют ремонта.

Это облегчает учет и прогнозирование ремонта и замены участков сетей теплоснабжения, планирование инвестиционных и производственных программ.

В дальнейшем мы можем ожидать создание так называемой цифровой диспетчерской, интегрированной с системами аварийно-диспетчерских служб, службами ГО и ЧС, — произойдет частичная автоматизация коммуникации с населением.

— Существуют ли уже отечественные цифровые платформы управления, которые объединяют информационные потоки от различных городских инфраструктур?

— Наиболее масштабный проект, который призван был стать отраслевой интегрирующей цифровой платформой, — это, конечно, Государственная информационная система ЖКХ. Однако в силу наличия в системе очевидных функциональных недоработок и технологических просчетов ГИС ЖКХ так и не стала полноценной, интегрирующей отрасль площадкой.

На региональном и муниципальном уровнях существует множество успешно внедренных комплексных платформенных решений в области ЖКХ, реализующих требования стандарта «Умный город», включающих паспортизацию и контроль жизненного цикла объектов жилого фонда, учет потребления ресурсов и контроль состояния объектов инфраструктуры, автоматизацию и контроль деятельности управляющих компаний по управлению жилым фондом, централизацию диспетчерской функции, автоматизацию управления капитальным ремонтом, централизацию функций начисления платежей и работы с потребителями и прочее.

Одно из таких решений — это, например, цифровая платформа РИАС ЖКХ, внедренная в Ульяновской, Владимирской, Кировской и еще нескольких областях.

Это фактически цифровой двойник города, система, в которой помимо картографических данных хранится информация из биллинговых систем РИЦ и УК, данные о потреблении ресурсов из систем диспетчеризации, история обращений и жалоб граждан.

РИАС ЖКХ позволяет контролировать жизненный цикл объектов жилищного фонда. Помимо РИАС ЖКХ можно вспомнить и интеллектуальную систему диспетчеризации «АИС Город.

Приборный учет», которая обеспечивает эффективный контроль потребления энергоресурсов с помощью интеллектуального учета и автоматизированного дистанционного управления. АИС ПУ внедрена в Ульяновске, Димитровграде, Самаре и имеет потенциал к масштабированию.

— Застройщики, управляющие компании, ТСЖ заинтересованы в цифровизации сферы ЖКХ?

— Каждому из стейкхолдеров цифровизация ЖКХ будет по-своему выгодна. Основная задача участников экосистемы ЖКХ — обеспечение безопасного и комфортного проживания, поэтому внедрение современных технологий, способствующих формированию удобной среды, на руку всем.

Государственная власть заинтересована в росте эффективности за счет внедрения цифровых технологий: повышение прозрачности и достоверности данных в отрасли ЖКХ, возможность получения систематизированных по различным признакам данных облегчат принятие управленческих решений на всех уровнях.

Регионы признали ГИС ЖКХ нерабочей системой

Информационная система ЖКХ готова к работе не во всех регионах государственная информационная система ЖКХ

С таким предложением депутаты выступили в письменном обращении к председателю правительства РФ Дмитрию Медведеву.  Они сообщают, что ГИС ЖКХ работает неисправно, и загрузка данных в нее подчас невозможна по техническим причинам. Свои функции система не выполняет, так зачем тратить на нее средства? Не лучше ли воспользоваться полными исправными базами данных, составленными в регионах?

ГИС ЖКХ — это государственная информационная система, которая по задумке ее создателей должна была содержать в себе всю информацию о сфере ЖКХ и каждом ее участнике в отдельности. Для этого все УК, РСО, ТСЖ и другие подразделения отрасли с прошлого лета обязаны были внести в систему подробные данные. Для тех, кто запаздывал с исполнением этого задания с января 2018 года введены штрафы.

Однако еще с прошлого года участники сферы заявляли — ГИС ЖКХ не работает исправно. Во время загрузки данный программа «зависает», не достает каких — то полей. Добавить свои данные становится невозможно.  Каждый, кто хоть раз работал в системе признавал, что она работает из рук вон плохо.

— ГИС ЖКХ так и не позволила обеспечить требуемую прозрачность информации. К работе технически не готова. Ее использование уже привело к существенным затратам, которые легли в том числе на жителей, но результата так не появилось, — утверждают авторы послания.

По мнению депутатов Ульяновской области, система часто сбоит, не дает полностью раскрыть информацию, предоставляет ложные сведения. Но при этом за эти технические ошибки наказывают поставщиков информации, которые просто не могут выполнить поставленные требования.

В таких условиях депутаты предлагают отложить введение штрафов для тех, кто не внес данные до 2020 года. Но есть и другое предложение.

Во многих регионах давно сформированы подробные актуальные базы данных. Они проверены на практике и несколько лет успешно функционируют в регионах.

  Поэтому авторы послания предложили Медведеву пересмотреть принцип работы ГИС ЖКХ и сделать эти базы данных основой системы.

Кроме того, у регионах есть разработки, которым можно поучиться. Так, у некоторых платежных операторов уже давно налажена система, обеспечивающая расщепление платежей и передачу их конкретным поставщикам ЖК-услуг. А вот в ГИС ЖКХ такой возможности нет.

Первыми на послание отреагировали эксперты. Замдиректора по IT ООО «АИС Город» (регионального разработчика биллинговых программ для РИЦ) Валерий Кандаулов считает, что частично региональные базы можно использовать в ГИС ЖКХ.

Однако гораздо лучше будет, если они будут работать раздельно, составлять друг другу конкуренцию. так жители смогут выбрать какая из систем для них удобнее.

Читайте также:  Минстрой обновил значения средней стоимости жилья в регионах

  Единственное, что может быть усовершенствовано в ГИС ЖКХ , по мнению Кандаулова, это размещение информации В ГИС о региональных сервисах.

 Замминистра связи и массовых коммуникаций РФ Михаил Евраев высказался против каких — либо изменений. По его словам, никакой прозрачности, при использовании баз данных из регионов, можно не ждать.  Сама эта идея абсурдна, как и то, что УК серьезно тратятся на загрузку данных.

— Все эти разговоры о затратах — страшилки. Ни о каких изменениях в ГИС ЖКХ речь не идет —  все это обсуждалось еще три года назад, и два года система работает по этим принципам. Если мы будем использовать региональные базы, тогда ничего работать точно не будет, — заявил Евраев.

Он также заметил, что ни о какой прозрачности в этом случае речь не пойдет. Все это будут просто разрозненные сведения  без единого поисковика и аналитики. Все это может быть выгодно, как сообщил Евраев, только тем, кто пытается что — то скрыть.

На финишной прямой: ГИС ЖКХ готова к работе!

На днях Минсвязи, Минстрой РФ и комитет Госдумы по жилищной политике и ЖХЧ провели заседание, которое было посвящено вопросам создания информационной системы коммунальной отрасли. Разработки находятся на стадии завершения, ГИС практически готова к исполнению своих обязанностей.

Информационная система ЖКХ готова к работе не во всех регионах

Первые оценки работы системы: достоинства и недостатки

По словам заместителя министра Минкомсвязи, Михаила Евраева, в середине декабря текущего года было подписано несколько договоров с регионами РФ относительно правил использования и сроков подключения информационной системы.

Первопроходцами решено сделать Тульскую и Ивановскую области. Как утверждает заместитель министра, если первые пробы станут успешными, то есть система докажет свою эффективность – процесс будет осуществляться активными темпами.

Уже к 2015 году каждый из субъектов Российской Федерации должен будет подписать соглашение на проведение опытной эксплуатации ГИС.

В докладе заместителя руководителя Минкомсвязи, Дмитрия Полухина, содержалась информация об особенностях использования электронных паспортов в отрасли ЖКХ.

Он обратил внимание на некоторые недочеты, обнаруженные в паспорте на многоквартирный дом. В нем имеется свыше 700 полей. Далеко не все они необходимы, большая часть использоваться не будет.

От представителя Чувашии, Владимира Лидермана, прозвучало замечание о несовершенстве электронных паспортов. Он отметил, что паспорт невозможно загрузить в автоматическом режиме, чтобы использовать в рамках системы ГИС.

Как оптимизировать работу системы?

Участники совещания сошлись во мнении, что оптимизация системы должна включать в себя:

  • упрощение процедуры сбора данных о состоянии жилищного фонда;
  • автоматизацию централизованного размещения собранной информации;
  • аккумулирование только тех данных, которые на самом деле необходимы и будут использоваться потребителями услуг, органами власти и участниками рынка.

Собравшиеся выслушали доклад Александра Морлока — вице-президента ЗАО «Ланит». Он поделился информацией о том, как используется электронная подпись в информационной системе.

Было отмечено, что любые действия в ГИС, которые имеют значение с юридической точки зрения, должны подкрепляться электронной подписью.

В конце заседания Михаил Евраев сообщил, что работоспособность системы на данный момент обеспечена на три четверти. В феврале 2015 года состоится Интернет-форум.

В процессе интерактивного обсуждения, возможно, будут найдены новые пути оптимизации системы. Эффективность ее работы будет зависеть не только от министерств, но и от инициативности каждого субъекта РФ.

Одним из главных вопросов стало изучение первых практических результатов тестирования ГИС в двух пилотных областях. Согласно планам, на следующем заседании его участники познакомятся с усовершенствованным функционалом ГИС.

ИТ-система ЖКХ – новый мегапроект России

30 Мая 2014 15:05 30 Мая 2014 15:05 |

В ближайшие 2–3 года в России планируется создать очередную гигантскую информационную систему. Она должна объединить всех участников рынка ЖКХ — управляющие и ресурсоснабжающие компании, федеральные органы и местные администрации, непосредственно жильцов — с тем чтобы сделать жилищно-коммунальное хозяйство прозрачнее. Полную версию статьи читайте в свежем номере журнала CNews.

Попытки консолидировать отрасль ЖКХ и снизить долю ручного труда при расчетах стоимости услуг коммунальных организаций предпринимаются в России с середины прошлого века.

Например, «первые шаги механизации учета в жилищно-коммунальном хозяйстве Тульской области были сделаны в 1960 г.

на основе счетно-клавишной и фактурной техники типа Ascota и Zoemtron», — рассказывается в исторической справке на сайте регионального ИВЦ ЖКХ.

Предприятия ЖКХ Тульской области вложили средства в организацию кустовой машиносчетной станции (КМСС), на базе которой «создавался вычислительный и кадровый потенциал для решения различных задач бухгалтерского учета, механизации отчетности и обработки коммунальных платежей по единому расчетному документу». Такого рода объединения появлялись в разных регионах страны, а многие из них были преобразованы в расчетные центры и существуют по сей день.

С тех пор коммунальные предприятия обзавелись вычислительными мощностями и программным обеспечением, в той или иной степени автоматизирующим расчеты. В регионах предпринимаются все новые попытки консолидировать информацию ЖКХ, сделать эту сферу прозрачнее, а взаиморасчеты — удобнее. Но значительные успехи — это скорее исключения.

Как есть

«Во многих субъектах Российской Федерации сегодня уже существуют региональные системы ЖКХ (Позволяющие контролировать начисления и следить за расходом ресурсов, оплачивать счета. — Прим. CNews). Хорошие системы в Москве, Новосибирске, Пензе, Ленинградской области.

В Гатчине, например, сервис уже налажен и давно работает, но это самое начало пути, — говорит замминистра связи Михаил Евраев.

— Даже в тех регионах, где система установлена, она используется не на все сто процентов, поскольку поставщики не обязаны ее использовать».

Отсутствие единой информационной среды ЖКХ не позволяет видеть и анализировать общую картину происходящего в этой сфере. Следовательно, федеральные власти и те регионы, в которых нет систем ЖКХ, не способны принимать взвешенные решения о распределении бюджета и вести стратегическое планирование. Нет механизмов обратной связи власти и граждан.

С точки зрения жителей, вариантов оплаты услуг ЖКХ достаточно много, как офлайн, так и онлайн. «Но сегодня нет возможности проверять квитанции на достоверность информации, и этим пользуются недобросовестные управляющие компании, зарабатывая на этом немалые деньги», — считают в Минкомсвязи.

Решить перечисленные проблемы должна Государственная информационная система (ГИС) ЖКХ. Ее разработку начинают недавно созданное Министерство строительства и ЖКХ совместно с Минкомсвязью.

Как будет

Система, в которой будет храниться информация о каждой квартире, по мнению Минкомсвязи, позволит контролировать поставщиков услуг и ресурсов. Применительно к водоснабжению процесс будет выглядеть следующим образом. Данные о потребленном количестве воды, снятые с квартирных приборов учета, поступят в управляющую компанию.

Эта компания обязана передать полученную информацию в муниципалитет, который, в свою очередь, направит ее в базу данных портала ГИС ЖКХ (он станет частью Единого портала госуслуг). Далее система сравнит суммарные показания приборов по дому с показаниями по этому же дому, переданными Водоканалом.

В случае их расхождения будет сформирован запрос для проведения проверки в контролирующий орган.

  • Еще одна подсистема ГИС ЖКХ в режиме реального времени будет проводить автоматическую проверку начислений на предмет корректности, сравнивая их с установленными тарифами (информация о тарифах будет поступать в ГИС через систему межведомственного электронного взаимодействия от Федеральной службы по тарифам).
  • Информационная система ЖКХ готова к работе не во всех регионах
  • Кликните, чтобы увеличить

«Нужен «пряник». Внедрение ГИС ЖКХ в России буксует

Эксперты Ассоциациии региональных операторов капитального ремонта (АРОКР) в пятый раз оценивали четыре главных показателя деятельности регфондов: качество оформления раздела «Общая информация», реализацию программы капремонта в регионе, работу с собственниками и качество оформления сайта.

Подробное освещение деятельности рынка ЖКХ сегодня перешло и в политическую плоскость. Так «Единая Россия» через партийный проект «Школа грамотного потребителя» внедряет онлайн-формат жилищного просвещения граждан страны.Пилотным регионом стала Москва.

В онлайн-лекциях специалисты сферы ЖКХ в рамках программы «Старший по дому онлайн» научат как грамотно создать ТСЖ, сделать капремонт в МКД энергоэффективным, разобраться в квитанциях и сэкономить на оплате ЖКУ, провести общее собрание собственников.

Не выходя из дома, потребители могут также узнать как реализовать свои жилищные права, снизить расходы на общедомовые нужды, благоустроить дворовую территорию и даже урегулировать бытовые конфликты с соседями. В первую же неделю с момента запуска программы порядка тысячи человек выразили желание принять участие в проекте.

«Мы делаем первые шаги по переводу общих собраний собственников на онлайн-формат. Для этого граждане должны привыкнуть к тому, что ЖКХ становится более умным, цифровым.

Далее планируем запустить тренажер для проведения общих собраний с использованием ГИС ЖКХ и иных систем», – отметил федеральный координатор проекта, первый заместитель председателя комитета Государственной Думы по жилищной политике и жилищно-коммунальному хозяйству Александр Сидякин.

Напомним читателям, что Государственная информационная система ЖКХ была создана для сбора, обработки, хранения, предоставления и использования информации о жилищном фонде.

В задачу системы входит также информирование о стоимости и перечне услуг по управлению общим имуществом, работах по содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирных домах, предоставлении коммунальных услуг и поставках необходимых ресурсов, размере платы за жилое помещение и коммунальные услуги, задолженности по указанной плате. Также ГИС содержит информацию об объектах коммунальной и инженерной инфраструктур. Оператором ГИС ЖКХ является «Почта России».

В соответствии с изменениями в федеральном законодательстве, вступившими в силу в феврале этого года, органы местного самоуправления в ГИС ЖКХ обязаны размещать также информацию о муниципальной программе формирования комфортной и современной городской среды, благоустройстве мест массового отдыха населения (городских парков).

Читайте также:  Материнский капитал будут выдавать еще 2 года

«Обновление городской среды должно базироваться на широком внедрении передовых технологий и материалов в строительстве, современных архитектурных решениях, на использовании цифровых технологий в работе социальных объектов, общественного транспорта, коммунального хозяйства, что в том числе позволит обеспечить прозрачность и эффективность системы ЖКХ, чтобы граждане получали качественные услуги и не переплачивали за них», – отметил Владимир Путин в своем Послании к Федеральному Собранию.Однако, слова президента России являются указом не для всех. Так, к примеру, закон о раскрытии информации о ЖКХ проигнорировали муниципальные власти Свердловской области. Как заявил член Общественной палаты Среднего Урала Сергей Полыганов на заседании Общественного совета при региональном Департаменте государственного жилищного и строительного надзора, где подводились итоги года, ни одна из администраций муниципалитетов региона не прислала информацию для ГИС ЖКХ.

Серьезные претензии предъявляются также управляющим компаниям. Как считают участники рынка ЖКХ, до сих пор нет реальных рычагов влияния на УК и ТСЖ. Во многом, благодаря этому, возложенные на них функции и предписания государственных жилищных инспекций не выполняются, а штрафы не пугают.

ЖКХ не хватает прозрачности

По мнению ряда экспертов, непрозрачность ЖКХ является одной из главных проблем коммунальной отрасли, порождающей недовольство граждан и недоверие инвесторов. При реализации действующей ГИС ЖКХ не соблюдены принципы создания системы, установленные федеральным законом от 21.07.

2014 N 209-ФЗ «О государственной информационной системе жилищно-коммунального хозяйства». Так, не обеспечены однократность размещения и многократность использования информации, размещенной в системе, полнота и достоверность информации, непрерывность и бесперебойность функционирования системы.

Одна из самых серьезных проблем – отсутствие базовой информации у самих органов власти.

«Отсутствует значительный объем информации в базах ФИАС и Росреестра – от 5 до 15 % от всего жилого фонда. При этом нет надежды, что эта база будет сформирована в ближайшее время в силу целого ряда пробелом в действующем законодательстве. Так, например, в связи с реализацией положений Федерального закона от 15 апреля 1998 года 66-ФЗ «О садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединениях граждан», в части упрощения процедуры регистрации построек «дачной амнистии», регистрация жилых домов производится органами Росреестра по подаваемой декларации, а регистрация жителей органами Федеральной миграционной службы, – рассказала нам исполнительный директор НП «ЖКХКонтроль» Светлана Разворотнева. – При этом указанная информация в органы местного самоуправления не направляется, таким образом органы местного самоуправления не имеют информации для размещения в ГИС ЖКХ».

Эксперт отметила, что информация из базы Федеральной миграционной службы в настоящее время вообще не размещается в системе по причине отсутствия ее технической готовности. Уничтожена система БТИ, техническая инвентаризация МКД не проводилась многие годы.

В результате отсутствуют даже сведения о составе и площадях ОДИ в домах.

Таким образом, в отсутствие в ГИС ЖКХ объекта недвижимости РСО, УО, ТСЖ, ЖК не могут выполнять свою обязанность по размещению информации в системе и не имеют возможности повлиять на данную ситуацию.

При этом отсутствует система одного «ответственного» за поставку той или иной информации, возможность со стороны субъектов бизнеса верифицировать данные. Обнаружив фактические неточности, УК или РСО не в состоянии исправить их самостоятельно. Проблему усугубляют технические недоработки. Одной из серьезных проблем является целый ряд не урегулированных юридических вопросов.

Функционал ГИС ЖКХ пока что ограничен и не предусматривает всех возможных схем взаимоотношений между участниками коммунального рынка в соответствии с жилищным и гражданским законодательством.

На сегодняшний день отсутствие в ГИС ЖКХ данных в полном объеме, недостоверность имеющейся информации, нестабильность работы системы аннулируют ее ценность для органов власти и подрывают доверие пользователей к данной системе и сфере ЖКХ в целом, считают эксперты.

«Никто не спорит, что программа нужна, это и контроль и прозрачность, достоверность информации. Но сроки внедрения слишком сжаты. По моему мнению, нужно было начинать с внедрения для крупных управляющих организаций, например, с численностью домов не менее 50. Для них это было бы проще. Для ТСЖ и ТСН внедрять в последнюю очередь. В ТСЖ нужен специальный человек для ввода в данных или заключение договора с организацией. Это повышение тарифа и дополнительные расходы. Как правило председатели ТСЖ пожилые люди, самостоятельно не могут решать такие вопросы. Для небольших УО тоже самое. Все это в ущерб реальной работе. Тариф, как правило, остается прежним. В то же время даже не проводилось опроса какой процент граждан пользуется системой. У нас это единицы. При этом проводятся семинары, но уровень крайне низкий. Чаще всего просто запугивают административными штрафами. Сама система часто виснет, пропадают введенные данные. Запрашиваются явно излишние данные, дублируется с другими системами в частности Реформа ЖКХ», – рассказал нам кандидат экономических наук, председатель правления КОО «Общественный контроль ЖКХ», председатель общественного совета при ГЖИ Челябинской области Иван Камшилов.

Опять вся надежда на власть

По мнению представителей рынка ЖКХ, чтобы система заработала, необходимо провести огромную предварительную работу и в первую очередь – органам государственной власти.

Эксперты отрасли убеждены, что недопустимо перекладывать эту работу на субъекты бизнеса и граждан (представителями которых являются ТСЖ) и тем более, при нынешней содержательной и технической неготовности системы ГИС ЖКХ, штрафовать их за то, что они эту работу не сделали.

«Система может быть чрезвычайно полезным инструментом, облегчающим работу участников рынка. Все мы активно пользуемся «госуслугами» или онлайн-банком не из-за угрозы санкций, а потому, что это удобно.

Поэтому развитие системы должно (по крайней мере в первые годы) идти не столько за счет кнута, сколько за счет «пряника». Сделайте выгодной размещение информации в системе и организации сами ее заполнят, – отметила в беседе с корреспондентом экспертного канала Светлана Разворотнева.

– Для успешного внедрения ГИС ЖКХ необходимо реализовать принцип единственного поставщика для каждого вида информации. Как минимум в 2018 году сохранить обязанность для внесения информации в ГИС только для органов власти и государственных структур.

Перенести срок ответственности за внедрение системы как минимум до 1 июля 2019 (также, как для городов Федерального значения). Передать обязанность размещения информации по домам, управляемым ТСЖ, органам МСУ или ГЖИ».

Напомним, правительством РФ принято решение отказаться от нововведений, позволяющих населению не оплачивать ЖКУ, начисления по которым отсутствуют в ГИС ЖКХ.

Вместо этого управляющим организациям будет исключено право насчитывать штрафы и пени при не несвоевременном размещении данных в ГИС ЖКХ, а дата вступления изменений в силу перенесена на 2019 год.

из архива ФедералПресс, https://pixabay.com/

Гис жкх не готова к запуску

Состояние ГИС ЖКХ

Счетная палата проверила состояние государственной информационной системы жилищно-коммунального хозяйства (ГИС ЖКХ) и пришла к выводу, что она не готова к полноценному запуску.

Причина — низкий уровень насыщения системы необходимой информацией, в связи с чем она непригодна для информирования граждан о ЖКХ и проведения оплаты жилищно-коммунальных услуг.

Оператором ГИС ЖКХ является ФГУП «Почта России», которая с 2013 г. находится в ведении Минкомсвязи.

Недостаток информации

По результатам проверки выяснилось, что на портале ГИС ЖКХ размещены неполные статистические данные. В частности, там не представлены в должном объеме плановые показатели для расчета статистики. Кроме того, необходимые характеристики заполняются не полностью: более 90% характеристик присутствует лишь для 1% многоквартирных домов.

Поставщики информации размещают в ГИС ЖКХ недостаточное количество лицевых счетов. По данным «Почты России», по состоянию на 1 ноября 2017 г. на одно помещение многоквартирного дома приходилась 1,76 лицевого счета, а на один жилой дом — 0,83 лицевого счета.

Последствия проверки

Счетная палата напоминает, что в июле 2017 г. в «Почте России» произошла смена руководства.

Новое руководство серьезно отнеслось к проверке со стороны палаты и продемонстрировало конструктивное восприятие замечаний, отмечает контрольное ведомство.

Еще до оглашения результатов проверки «Почта России» утвердила План мероприятий по устранению нарушений и План мероприятий по реформированию системы закупок предприятия. Исполнение обоих планов контролируется Счетной палатой.

По результатам проверки Счетная палата направит представления министру связи и гендиректору «Почты России».

Кроме того, будут разосланы информационные письма Президенту России, руководителям парламентских фракций, а также в Федеральную антимонопольную службу (ФАС) и Федеральное казначейство.

Помимо этого, Счетная палата направит обращение в Генеральную прокуратуру и копию отчета в Федеральную службу безопасности (ФСБ). Также информацию об итогах проверки получат Госдума и Совет Федерации.

Развитие ГИС ЖКХ

ГИС ЖКХ — это единая информационная система, действующие по всей России и предназначенная для информирования граждан в сфере ЖКХ и оплаты жилищно-коммунальных услуг.

Система должна объединить всех участников рынка ЖКХ — управляющие и ресурсоснабжающие компании, федеральные органы и местные администрации, а также непосредственно жильцов — с тем, чтобы сделать жилищно-коммунальное хозяйство прозрачнее.

Проект создания системы стартовал в июле 2014 г. и осуществлялся совместно Минкомсвязью, Минстроем и «Почтой России», на субподряде у которой к работам была привлечена без проведения тендера компания «Ланит».

В качестве нормативно-правовой базы ГИС ЖКХ потребовалось принять два федеральных закона и зарегистрировать в Минюсте 15 приказов, выпущенных совместно с Минстроем. Система была аттестована на соответствия требованиям безопасности 28 апреля 2016 г., а 1 июля введена в промышленную эксплуатацию, и тогда же произошел запуск круглосуточной службы техподдержки.

С 1 июля 2017 г. в системе обязаны размещать тематическую информацию органы власти и все организации отрасли. До начала 2018 г. штрафы за неразмещение информации не были предусмотрены. Для городов федерального значения, то есть Москвы, Санкт-Петербурга и Севастополя, ответственность за неразмещение информации наступит с июля 2019 г.

В мае 2017 г. замминистра связи и массовых коммуникаций Михаил Евраев заявил, что «ГИС ЖКХ делается без копейки бюджетных денег.

Читайте также:  Больше всего элитных квартир в Москве сдают на Арбате и Тверской

Инвестором выступает «Почта России», которая является оператором в силу закона, заказчик — Минкомсвязи, а всю нормативно-правовую базу мы делаем с Министерством строительства и ЖКХ».

Чиновник указывает на то, что «Почта» хоть и государственное по сути предприятие, но его деятельность подразумевает зарабатывание денег. «И конечно, этот проект для «Почты» должен быть окупаемым, — говорит он. — Примерные сроки — 2022-2023 гг.».

«Подобные системы в спокойном режиме делаются за 7-10 лет, но никак не за 2,5», — рассуждал Евраев ранее на CNews Forum 2016.

По данным Минкомсвязи, представленным в январе 2018 г., в ГИС ЖКХ зарегистрировано 1,5 млн человек. Пользователи портала госуслуг получают личный кабинет в системе автоматически. В ГИС ЖКХ зарегистрировано более 85 тыс. организаций и госорганов.

Система располагает данными о 18 млн многоквартирных и жилых домов, более 100 млн и лицевых счетов, более 50 млн индивидуальных счетчиков. С ГИС ЖКХ интегрированы 3150 ИТ-систем.

В частности, с ней работают все банки России, которые разместили в системе более 1 млрд фактов оплаты.

источник:http://www.cnews.ru/

ЖКХ-2017: государственная информационная система может остановить коммунальные платежи

Недавно на портале regulation.gov.ru завершилось обсуждение функциональных и технических требований к государственной информационной системе жилищно-коммунального хозяйства (ГИС ЖКХ).

На сбор предложений было отведено, как обычно, 15 дней.

Результат, с учетом серьезности и огромной важности будущей системы, вызывает удивление – в графе «Предложения, поступившие в ходе общественного обсуждения» значится «Не поступало».

ГИС ЖКХ – сложная IT-система, объединяющая сведения о жилищном фонде всей страны. В этом смысле в мире у ГИС ЖКХ нет аналогов.

В соответствии с законом о ГИС ЖКХ система должна быть готова к 1 февраля 2016 года, а ее оператором определено ФГУП «Почта России».

Такое решение активно продвигал заместитель министра связи и массовых коммуникаций Михаил Евраев, мотивируя его тем, что именно «Почта России» доставляет счета за коммунальные услуги гражданам.

  • Странный выбор
  • Прежде «Почте России» ничего подобного не поручали – у предприятия совершенно иной производственный профиль, IT-системы оно не разрабатывает.
  • Определяя ФГУП «Почта России» оператором ГИС ЖКХ, Минкомсвязь пообещала создать и эксплуатировать будущую систему за счет предприятия.

Возложение финансового бремени создания ГИС ЖКХ на «Почту России» выглядит по меньшей мере странным: ФГУП «Почта России» в первом полугодии 2014 года понесла свыше полутора миллиардов рублей убытка (в первом полугодии прошлого года был доход 154,7 миллиона рублей). Тем не менее, в августе 2014 года «Почта России» за один день провела процедуру закупки услуг по разработке, проведению опытной эксплуатации в пилотных регионах и сопровождению прикладного ПО ГИС ЖКХ у единственного претендента на этот подряд.

Это не все. Минкомсвязь в лице того же Михаила Евраева отстаивает идею ускоренного – в течение полутора лет – акционирования «Почты России».  В случае, если такой замысел реализуется, «Почта России» будет вправе отказаться от деятельности в качестве оператора ГИС ЖКХ, но при этом останется владельцем системы – ведь ее разработка финансировалась за счет средств «Почты России».

Кто будет делать систему и за какие деньги

Но вернемся к собственно ГИС ЖКХ. Сумма закупки составляет около 360 миллионов рублей, срок выполнения работ – конец декабря 2015 года. Исполнителем по контракту стало ЗАО «Ланит». А в проекте контракта, опубликованном на портале закупок, фигурирует иная сумма – 425,7 миллиона рублей. Спишем несоответствие на спешку при подготовке документов.

Несмотря на всю неочевидную предысторию, Исполнитель начал работу над прототипом системы еще до заключения контракта – накануне публикации извещения о закупке на заседании совместной рабочей группы Минкомсвязи России и Минстроя России по созданию ГИС ЖКХ представители компании «Ланит» уже продемонстрировали опытную версию «ГИС ЖКХ».

Возможно, это объясняется тем, что «Ланит» и Михаил Евраев доверяют друг другу, т.к. не первый раз совместно работают над большими проектами.

Так, в 2011 году, еще будучи начальником управления контроля размещения госзаказа Федеральной антимонопольной службы, Евраев выступал функциональным заказчиком при разработке официального сайта госзакупок zakupki.gov.ru, исполнителем которого была «Ланит».

 Экономия драгоценного времени, а его на разработку отведено совсем немного, возможно, оправдывает такое пренебрежение формальностями.

К контракту, как и положено, прилагается техническое задание, в котором перечислена большая часть требований к ГИС ЖКХ, упомянутых в начале статьи. Видимо, поэтому потенциальные участники обсуждения требований, понимая, что фактически все решения уже приняты и зафиксированы в контракте «Почты России», не стали тратить время на их анализ и публикацию своего мнения на regulation.gov.ru.

  1. От ГИС ЖКХ ничего не требуется?
  2. Тем не менее, для того, чтобы собрать замечания к проектам функциональных и технических требований (которые, заметим, должны быть утверждены совместным приказом Минкомсвязи и Минстроя), Экспертный центр электронного государства провел опрос представителей региональных органов исполнительной власти, экспертов компаний-разработчиков соответствующих систем по управлению ЖКХ в регионах (собранные предложения обобщены и направлены Минкомсвязи России).
  3. Суть предложений состоит в детализации тех положений требований к ГИС ЖКХ, которые сформулированы недостаточно ясно, и в акценте на использование зарекомендовавших себя на практике IT-систем вместо не вполне надежных (в частности, предложено использовать для идентификации пользователей ЕСИА, а не универсальную электронную карту).

В проекте требований, кроме того, не отражена принципиально важная, для России даже инновационная функция системы – расщепление платежей между поставщиками ресурсов. Предполагается между тем, что счета за электроэнергию, отопление, воду и пр.

будут генерироваться по отдельности. Это сложная и важнейшая часть ГИС ЖКХ. Разработчику предстоит обеспечить для каждого пользователя подключение к биллинговым системам поставщиков ресурсов. Что творится с IT на стороне этих поставщиков, т.е.

к чему именно предстоит подключиться, доподлинно не известно.

Требования к ГИС ЖКХ составлены сейчас максимально неконкретно, они годятся для описания практически любой IT-системы. Это удобно и для подрядчика, и для того, кто его нанял – по завершении разработки ГИС ЖКХ они заявят «мы сделали все, что от нас требовалось – покажите, какой пункт требований не выполнен», и будут формально правы.

Для тех же, кто будет эксплуатировать и использовать систему, такой подход никаких удобств не сулит.

В требованиях, например, отсутствует конкретика, совершенно необходимая регионам при решении вопросов интеграции своих IT-систем ЖКХ с федеральной информационной системой.

Многие регионы, среди них Москва, Санкт-Петербург, Республика Коми, Ульяновская область и др., уже создали для ЖКХ собственные IT-системы.

Позиция Минкомсвязи состоит в следующем: кто не хочет, может не получать региональное решение, которое разработает «Ланит», и продолжать эксплуатировать собственное.

Тем же, кто собственного решения не имеет, нечего и думать о разработке – хотя бы потому, что времени не хватит. При этом взаимодействие с действующими региональными системами разработчики ГИС ЖКХ не тестируют.

Без бюджетных денег не обойдется

Отсутствие в требованиях к ГИС ЖКХ конкретных формулировок об интеграции региональных систем с государственной информационной системой приведет к тому, что субъекты РФ, исполняя требования Закона о ГИС ЖКХ, будут вынуждены использовать региональный сегмент, разработанный «Ланит» по заказу «Почты России», либо адаптировать (фактически – переделывать) собственную систему. Это должно быть сделано до 1 февраля 2016 года, то есть на разработку, доработку и интеграцию государственных и муниципальных информационных систем остается чуть немногим больше года.

Хотя Минкосмвязь обещает сделать централизованную поставку решения для регионов бесплатной, это не значит, что регионам не придется тратиться.

Как показывает предыдущая практика распространения «типовых решений» для регионов, внедрение и неизбежная доработка «по месту» все равно обойдется каждому из субъектов РФ в сотни тысяч, а возможно и миллионы бюджетных рублей.

А средства, истраченные на ранее созданные собственные региональные IT-системы для ЖКХ, придется списать.

Для обшей оценки региональных затрат имеет смысл вспомнить финансово-экономическое обоснование разработки ГИС ЖКХ, подготовленное ко второму чтению законопроекта о ГИС ЖКХ в апреле 2013 года. Там затраты регионов оценивались так:

  • на создание и внедрение регионального сегмента ГИС ЖКХ во всех субъектах Российской Федерации – 681,823 миллиона рублей;
  • на сопровождение регионального сегмента системы – 151,501 миллиона рублей в год.

Главное же замечание, которое можно сделать в связи с требованиями к ГИС ЖКХ, таково: не вполне ясно, за счет чего ее основные пользователи, а это граждане и компании, управляющие жилищным фондом, получат выгоду и удобства.

В заключение следует отметить, что риски неудачного внедрения ГИС ЖКХ, если они, не дай Бог, реализуются, повлекут тяжелые последствия не только и не столько для Минкомсвязи и «Почты России».

Пострадает прежде всего жилищно-коммунальный комплекс страны. Закон о ГИС ЖКХ разрешает гражданину – потребителю услуг ЖКХ не оплачивать их, если счет за предоставленные услуги и потребленные ресурсы не выставлен в ГИС ЖКХ.

Ее неработоспособность просто остановит платежи.

Следите за нашим Телеграм-каналом, чтобы не пропускать самое важное!

Оставьте комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *