Мусорные полигоны в России переполнены, рост объема отходов и система их захоронения вызывают недовольство людей. Решить проблему могут новые рабочие процессы и современные технологические решения по обращению с отходами
Об эксперте: Вадим Бамбозов, кандидат экономических наук, генеральный директор ООО «МСК-НТ».
Несмотря на многочисленные эко-инициативы, объем мусора в России продолжает расти. Площадь российских свалок ежегодно увеличивается на 0,4 га, подсчитали в «Гринпис России». Это примерно равно территории Москвы и Санкт-Петербурга вместе взятых.
И для потребителя, и для самих операторов мусорные полигоны и стихийные свалки стали ключевой проблемой. Граждане ждут их планомерной ликвидации или как минимум удаления от своего места жительства.
Кроме того, общество требует обоснованной тарифной политики, высокого качества услуг и снижения негативного влияния на экологию.
Недовольство населения уже вылилось в серию протестных акций в российских регионах, включая Московскую, Новгородскую и Архангельскую области.
Отвечая на общественный запрос, операторы вывозят мусор, наращивая издержки на транспортировку отходов и создание инфраструктуры. Но в итоге все равно сталкиваются с дефицитом емкости полигонов. Фактически отрасль подошла к своим естественным пределам: ни площадь полигонов, ни транспортное плечо вывоза отходов, ни издержки не могут расти до бесконечности.
Эти противоречия влияют на восприятие отрасли обществом, которое выступает главном заказчиком услуги. А государство чаще всего разделяет его позицию.
Полностью снять эти противоречия вряд ли возможно. Единственный рабочий вариант для операторов — внедрять другие технологии переработки ТКО. Однако и роль государства не стоит недооценивать.
Что же необходимо отрасли для того, чтобы снять проблему переполненных свалок и выйти на новый уровень?
С января 2019 года в России ввели новую систему обращения с ТКО. Изменились принципы и механизмы сбора, сортировки, переработки и утилизации мусора. Основная цель новаций — решить проблему с захоронением отходов на свалках, повысить глубину переработки ТКО и снизить социальную напряженность.
Для отрасли, которая не реформировалась более полувека, изменения давно назрели. Но проблема в том, что вводятся они избирательно. Города федерального значения — Москва, Санкт-Петербург, Севастополь — получили отсрочку с введением мусорной реформы до 1 января 2022 года.
Притом именно мегаполисы генерируют основную часть мусора в России. Отходы крупных агломераций, как правило, утилизируются в других регионах по устаревшим схемам, вызывая социальные волнения.
Такая избирательность показала неопределенность в выборе стратегии реформирования отрасли. По сути, движение идет разнонаправленно и не позволяет операторам и администрациям регионов сбалансировать отношения с обществом.
В целом по стране власти надеются повысить долю утилизации ТКО с нынешних 5—7% до 36% к 2024 году: такие целевые показатели отражены в нацпроекте «Экология». По Центральному федеральному округу доля должна быть ощутимо выше — в среднем 60%. Это вновь возвращает нас к вопросу о решениях, которые позволят эффективно утилизировать мусор.
Для большинства населенных пунктов захоронение отходов — пока единственный доступный вариант. Но в нынешнем виде полигоны, безусловно, оставлять нельзя, а для модернизации требуются огромные капитальные затраты.
У операторов просто нет таких ресурсов, а поддержка со стороны государства по этому направлению недостаточна. К тому же развитие полигонов не вполне соответствует целям мусорной реформы и вызывает неприятие в обществе.
Поэтому ставку придется делать на другие методы утилизации ТКО.
- Мусоросжигательные заводы
В конце прошлого года Госдума приравняла мусоросжигание к утилизации, если при этом производится электроэнергия. Современные технологии действительно помогают снизить экологический вред от термической переработки отходов.
Правда, такой вариант не подходит для малых и большинства средних городов: везти мусор на большой завод дорого, а строить собственный — нецелесообразно.
Для крупных городских агломераций сжигание более эффективно.
Но с учетом низких цен на энергоносители и вследствие сырьевой ориентации экономики страны здесь довольно остро встает вопрос об экономической эффективности такой альтернативной электрогенерации.
Технологии, отвечающие современным требованиям, стоят в десятки раз дороже, чем можно было бы окупить действующим тарифом. А если экономить на решениях, снова возникает риск спровоцировать социальную напряженность.
К примеру, в Московской области жители недовольны проектами заводов, где используются системы очистки дымовых газов предыдущего поколения.
Вопрос еще осложняется высокой концентрацией переработки: на каждый завод приходится значительный объем ТКО — около 500—700 тыс. т в год.
По нашей оценке, мусоросжигание на текущем этапе развития применимо для крупных городских агломераций, где есть возможность повышать тариф. Вместе с захоронением этот сегмент в среднесрочной перспективе может занимать 30% в общем объеме утилизации ТКО.
Современные производства так устроены, что зачастую проще и дешевле произвести новое, чем переработать старое. Раздельный сбор и вторичное использование требуют усилий от общества и находятся под экономическим давлением. Прежде всего, из-за цен на вторсырье, которые обеспечивают игрокам низкий доход.
По сути, развитие раздельного сбора и вторичного использования — это вопрос цивилизационного выбора. Участникам процесса нужно решить: считаем ли мы эту концепцию стратегически верной и готовы ли за это заплатить?
Власти, со своей стороны, ищут способ заинтересовать население и утверждают, что раздельный сбор должен привести к снижению тарифов. Такой принцип реализован у нас в Нижегородской области, где за раздельно собранный мусор граждане платят на 20% меньше.
В целом, если участников процесса удастся мотивировать на раздельный сбор и отправку отходов на вторпереработку, таким образом в среднесрочной перспективе можно потенциально утилизировать до 15% мусора.
Технология карбонизации отходов позволяет ликвидировать мусорные свалки с органической составляющей, которая обычно служит источником неприятных запахов и антисанитарии.
Вместе с АО «Центр компетенций по решениям в области обращения с отходами — исследования, разработка, внедрение» мы разработали типовой инновационный проект по карбонизации отходов «под ключ». Производственная мощность нашего решения достигает 100 тыс. т переработки ТКО в год.
При этом выбросы в атмосферу примерно в два-четыре раза ниже, по сравнению с традиционными методами термической переработки мусора.
Решение оптимально для населенных пунктов численностью 200—300 тыс. человек и его легко масштабировать и тиражировать.
Инвестиции в проект частично окупаются за счет продажи продукта переработки — карбона, который востребован в том числе на международных рынках.
И хотя карбонизация подходит в основном для небольших городов, с ее помощью в общей сложности можно утилизировать до 25% российского мусора в среднесрочной перспективе.
Операторы и население сегодня находятся в конфронтации. Но это состояние деструктивно: стороны нужно «подружить» и сделать так, чтобы они вместе работали над общими задачами.
На самом деле общественные активисты могут помочь операторам совершенствовать операционные процессы. Например, в рамках принципа «жалоба как подарок». Вместо того, чтобы тратить деньги и другие ресурсы на мониторинг и контроль, оператор может использовать обратную связь от населения.
Граждане напрямую заинтересованы в качестве и полноте услуг, а значит, проконтролируют ситуацию лучше любого специалиста. И если правильно работать с информационным потоком от населения, деструктивная конфронтация превращается в продуктивный операционный процесс. А недовольные активисты — в партнеров.
Кроме того, в условиях реформы для операторов важно вовлекать население в раздельный сбор отходов. Для этого наша компания «МСК-НТ» вместе с партнерами работает над созданием инфраструктуры, делающей процесс удобным и технологичным.
Речь идет, например, об установке фандоматов для возвратной тары и оборудовании специальных станций по приему опасных отходов.
В результате потребители получают возможность вернуть себе залоговую стоимость упаковки, сдав ее в фандомат или аппарат обратного вендинга.
По экспертным оценкам, для повышения доли переработки с нынешних 5—7% до 60% отрасли требуются капитальные вложения из расчета 3 млрд руб. на каждый 1 млн т ТКО в год. Речь идет о прямых инвестициях на сумму 150—200 млрд руб.
в горизонте ближайших пяти лет, не считая капитальных затрат на строительство крупных мусоросжигательных заводов.
Эти средства нужны на модернизацию полигонов, комплексы сортировки и вторпереработки, мощности по термической переработке отходов (карбонизация), модернизацию и автоматизацию операционных процессов.
Из-за большой доли неплатежей доходность инвестиций в мусорной отрасли относительно невысока. Цели реформы, направленные на снижение тарифов, осложняют ситуацию, особенно с учетом того, что отрасль не завершила стадию становления, а рабочие инструменты софинансирования отсутствуют.
Опыт смежных отраслей показывает, что часть затрат на объекты сортировки, переработки, утилизации отходов и другую инфраструктуру может взять на себя государство.
Например, через профильную компанию «Российский экологический оператор», федеральные и региональные фонды развития. Но пока инструменты поддержки отрасли не работают на практике.
И чтобы исправить ситуацию, необходимо снизить давление по софинансированию капзатрат на принципах ГЧП.
Выстраивание эффективного взаимодействия между участниками отрасли и государством позволит смягчить противоречия между обществом и региональными операторами. Это будет достигнуто путем реализации инвестпроектов, направленных на внедрение современных технологий.
Тем более, технологические решения для этого есть. Они разнообразны по стоимости, производительности, набору и качеству конечных продуктов. В отдельных случаях часть вложений в объекты можно компенсировать за счет продажи продуктов глубокой переработки, оптимизации и тиражирования обновленных операционных процессов.
Главная задача инвестора — выбрать оптимальное решение для конкретного города или региона. Поэтому стратегии развития региональных операторов должны быть как можно скорее протестированы. Преимущество на рынке получат те игроки, которые сделают это раньше и лучше других.
Не стоит забывать и о том, что отрасль обращения с отходами живет не в вакууме и тоже пострадает от сложившейся сегодня ситуации.
Борьба с распространением коронавируса неизбежно приведет к замедлению экономики и сокращению доходов малого и среднего бизнеса, а затем и населения. Все это спровоцирует рост неплатежей за утилизацию отходов — со стороны как домохозяйств, так и компаний.
И чтобы исключить экономическую и социальную напряженность, разумно было бы поддержать операторов гарантиями государства на федеральном и региональном уровнях.
Подписывайтесь и читайте нас в Яндекс.Дзене — технологии, инновации, эко-номика, образование и шеринг в одном канале.
Как победить в «мусорной» войне
Мусор превратился в угрозу, которую нельзя не заметить. Эксперты не устают делиться мрачными прогнозами относительно последствий, которые ждут нас уже в ближайшем будущем— и речь идет не только об экологии, но и социальных конфликтах.
Поэтому в том, что проблема переработки отходов стала одной из тем прошедшего Петербургского международного экономического форума, нет ничего удивительного.
Со стороны порой даже создавалось впечатление, что участики ПМЭФ обсуждали планы по ведению «боевых действий», а заодно озвучивали итоги первых месяцев войны, исход которой пока не ясен.
Например, по мнению генерального директора публично-правовой компании «Российский экологический оператор» Дениса Буцаева, мусорная реформа — это настолько амбициозная задача, что впору говорить о «строительстве» новой отрасли.
«Мы должны обрабатывать 60% и утилизировать около 36% отходов. Существующие в настоящий момент параметры значительно ниже.
Суть реформы — в создании полноценной и комплексной инфраструктуры, которая предполагает совершенно новый формат организации сбора отходов, их сортировки, переработки и утилизации.
Например, если у нас останутся „хвосты“, они будут захоронены в совершенно новых технологических параметрах и режимах», — отметил он в ходе одной из панельных дискуссий.
России не миновать «мусорных бунтов»?
Буцаев также отметил, что решить поставленные задачи можно только при условии комплексного подхода — причем одним лишь разговором о технологиях дело не должно ограничиваться.
«Нам необходимо создать стабильную регуляторную среду, и важно, чтобы правила игры не менялись слишком часто. Если изменения происходят — они должны быть всегда обусловлены серьезными причинами», — сказал он.
Не менее важной задачей называли и изменение ментальности населения — формирование культуры обращения с отходами. По словам Буцаева, многие страны Европы десятилетиями шли к таким результатам, но Россия должна будет добиться прогресса гораздо быстрее.
«Для этого нужно рассказывать населению, за что они платят, в чем заключается услуга и что в ней нового. Также мы должны пресекать действия недобросовестных участников процесса», — сказал он.
Первый заместитель министра природных ресурсов и экологии Денис Храмови вовсе объявил, что впервые за долгое время экологическая повестка стала у нас одним из приоритетов государственной политики, цель которой — перейти от существующей системы накопления отходов к экономике замкнутого цикла.
Очередные поборы под видом реформы
«Сегодня у нас захоранивается 97% мусора. Из европейских стран к нам ближе всего Румыния и Греция, где эта цифра достигает 90%. Но на другом полюсе находятся Нидерланды и Швеция, где на полигоны отправляется только 5%, а остальное идет в переработку», — сказал он.
Храмов добавил, что огромную роль в переходе к экономике замкнутого цикла играет работа законодателей, и напомнил, что новая отрасль создается не с нуля — с 2016 года вводится расширенная экологическая ответственность производителей.
«Нужно не только заниматься утилизацией отходов, но и предусматривать меры, благодаря которым предотвращается их образование. Все знают, что Тайвань уже запретил использование посуды и предметов из пластика, в Европе подобные правила будут введены с 2021 года», — заметил министр.
Председатель комитета Государственной думы по экологии и охране окружающей среды Владимир Бурматовпри этом отметил, что большая часть российского населения далека от рассуждений о «строительстве новой отрасли» — и этот момент обязательно нужно учитывать. Люди оценивают эффективность мусорной реформы исходя из того, что видят на собственной контейнерной площадке, и тех сумм, которые написаны в ежемесячных квитанциях.
Шиес: откровенный диалог
«И с тем, и с другим у нас беда. Контейнерные площадки находятся в ужасающем состоянии. Полномочия по контролю за ними „болтаются“ между муниципальными властями и региональными операторами. Последние справедливо говорят: „Зачем нам это нужно, если мы завтра уйдем с рынка. Куда мы денем все эти контейнеры, почему мы должны их покупать? У нас такие расходы не заложены в тарифе“.
Муниципалитеты отвечают, что у них нет денег. И это действительно так — денег нет. Недавно нам удалось договориться с председателем правительства о выделении специального федерального финансирования тем регионам, которые нуждаются в нем. В моем понимании — это большинство субъектов Российской Федерации.
И федеральные средства будут направлены на оборудование контейнерных площадок», — рассказал Бурматов.
По словам парламентария, несмотря на то, что один закон был принят для всех, ситуация с его исполнением может быть диаметрально противоположной даже в соседних регионах. Большинство субъектов оказались не готовы к реформе, а их руководство до последнего надеялось, что она будет вновь перенесена.
Другая проблема, с точки зрения законодателя, заключается в несостоятельности многих региональных операторов по материально-техническому оснащению.
«Иногда конкурсы выигрывали откровенные пустышки. Это была игра в поддавки ряда губернаторов и их окружения — конкурсы организовывали под конкретную компанию. Сейчас они пожинают плоды», — заявил Бурматов.
Третья проблема, по мнению политика, связана с отсутствием эффективного диалога между органами власти и гражданами. На сегодняшний день только 25% субъектов Российской Федерации приступили к обсуждению с населением территориальных схем размещения отходов. Однако уже через полгода эта работа должна быть закончена.
Россия чище не станет
«Чтобы стимулировать граждан к раздельному накоплению, безусловно, нужно возвращать гражданам средства за раздельно собранный мусор. Потому что он тогда является не отходами, а сырьем для региональных операторов, которые на этом зарабатывают. Таким образом мы будем рублем стимулировать население к раздельному накоплению», — предложил Бурматов.
Его идею подхватил и Бертран Камю, заявивший, что российская мусорная реформа — не только правильный шаг для защиты экологической среды, но и важное решение с экономической точки зрения.
«И в Европе, и в других странах сейчас растет понимание, что отходы — это не просто мусор, а ресурс. Нужно давать определенные стимулы и для бизнес-моделей. И многие страны сегодня развивают соответствующую инфраструктуру.
Великобритания еще 15 лет назад 80% отходов закапывала на свалках. Сейчас этот показатель меньше 20%. Они инвестируют в крупные энергетические программы переработки мусора.
Другой важный момент — эта индустрия очень эффективно создает рабочие места», — рассказал Камю.
Стоит добавить, что национальный проект «Экология», который Денис Храмов назвал главным инструментом достижения экономики замкнутого цикла, не исчерпывается только лишь решением проблемы с твердыми коммунальными отходами.
«Ситуация с мусором напоминает прорвавшийся гнойник»
По официальной статистике, каждую секунду в мире производится 13 тонн опасных отходов. Это 400 млн тонн в год или примерно 60 кг в расчете на каждого человека. При этом воздействие особо опасных отходов на окружающую среду носит невосстановимый характер, в то время как от просто опасных отходов природа должна восстанавливаться минимум 30 лет.
Первый заместитель генерального директора Государственной корпорации по атомной энергии «Росатом» Кирилл Комаров считает, что ситуация с опасными отходами в нашей стране складывается из двух проблем.
«Первая из них заключается в том, что данная зона по-прежнему остается достаточно серой, поскольку законодательство сегодня работает так, что образователь этих промышленных отходов работает в заявительном порядке: сколько продекларировал, столько и попало в статистику. Но даже по официальным данным перерабатывается только 1,4%. Вторая проблема связана с решением задач инфраструктурного характера».
По словам Комарова, первыми объектами, обеспечивающими переработку опасных и особо опасных отходов станут четыре бывших завода по химическому разоружению. Они будут переоборудованы и подготовлены специально для этой деятельности.
Одним словом, фронт работ в рамках мусорной реформы обозначен весьма масштабный. Пожалуй, Бертран Камю не зря отметил, что он поражен скоростью, с которой страна пытается изменить сложившуюся с отходами ситуацию и достичь мирового уровня. Намерения действительно благие. Посмотрим, куда они выведут. Генеральное сражение с мусором еще явно впереди.
Дмитрий Глебов
«Росбалт» представляет проект «О мусоре – начистоту!», призванный напомнить, что проблема грамотной утилизации отходов касается любого из нас, и каждый может внести свой вклад ее решение. И от того, какие ответы мы найдем сегодня, будет зависеть качество нашей жизни завтра.
«Чистая страна». Почему в регионах до сих пор нет раздельного сбора отходов, а свалки продолжают расти?
В России в январе 2019 года началась «мусорная» реформа, которая меняет правила обращения с твердыми коммунальными отходами. У каждого региона должен был появиться региональный оператор, который бы следил за вывозом мусора и отвечал за то, чтобы отходы действительно поступали на конкретные предприятия по сортировке или захоронению.
Аудиторы Счетной палаты подготовили отчет о том, как проходит реформа, — по их данным, из-за неэффективной работы властей внедрять раздельный сбор готовы лишь 39 регионов. «Такие дела» рассказывают, к каким выводам пришли аудиторы, а также эксперты, которые ознакомились с отчетом СП.
Переполненные мусорные контейнеры во дворе одного из жилых домов Челябинска Донат Сорокин / ТАСС
Миллионы тонн отходов на свалках
В 2019 году в России образовалось 65 миллионов тонн твердых коммунальных отходов и 90% из них отправятся на свалки и полигоны, указано в отчете Счетной палаты.
«Накопление такого колоссального объема мусора таит в себе серьезную угрозу, проявляющуюся и в вынужденной эксплуатации переполненных полигонов, и в появлении несанкционированных свалок.
И как следствие — ухудшение условий жизни и обоснованное недовольство людей, проживающих рядом с такими объектами», — указывает Сергей Иванов, специальный представитель президента РФ по вопросам природоохранной деятельности, экологии и транспорта.
Остаточная вместимость и остаточное время работы полигонов Счетная палата
К 2022 году мощности полигонов в 17 регионах, а к 2024 — еще в 15 будут исчерпаны из-за высоких темпов образования отходов. Аудиторы отмечают, что в этих регионах ситуация близка к критической. Наиболее сложная ситуация с мусорными полигонами сложилась в Магаданской области, Бурятии, Забайкальском крае, Сахалинской области и ЕАО.
В некоторых регионах свалки и полигоны не соответствуют требованиям природоохранного законодательства и «отравляют воздух, воду, почву», но в отчете их число не уточняется. Помимо этого существует множество несанкционированных свалок: только за 2019 год исполнительные власти обнаружили более 27 тысяч таких объектов, а Росприроднадзор — более четырех тысяч.
Руководитель токсического отдела Гринпис в России Алексей Киселев говорит, что ни одна региональная схема по обращению с отходами «не соответствует требованиям законодательства в части приоритетов госполитики». По его словам, схемы рассчитаны на полигоны, свалки, сортировку смешанных отходов и сжигание на мусоросжигательных заводах.
В приоритеты госполитики входит максимальное использование исходных сырья и материалов, предотвращение образования отходов, сокращение образования отходов и снижение класса опасности в источниках их образования, обработка, утилизация, обезвреживание отходов.
Не те нормативно-правовые акты
Руководитель направления по взаимодействию с органами власти ассоциации «РазДельный Сбор» Анна Гаркуша отмечает, что в отчете ведомства не упоминается «фундаментальная ошибка игнорирования приоритетности основ госполитики в области обращения с отходами». По ее словам, ошибка состоит в том, что сначала необходимо «предотвращать и собирать раздельно, потом отсортировывать и утилизировать и только потом задумываться, что делать с хвостами».
Эксперт говорит, что все нормативно-правовые акты, которые регулируют сферу обращения с отходами, «нацелены на сбор и обработку уже образовавшихся смешанных отходов» и «не стимулируют и даже препятствуют внедрению раздельного сбора отходов».
Аудиторы Счетной палаты указывают, что на сегодня лишь в 39 регионах запланировали раздельный сбор. Только 24 субъекта изучили морфологию (объем и состав) мусора, а в остальных отсутствуют данные, которые необходимы для определения необходимой мощности заводов по переработке и утилизации отходов.
Счетная палата пришла к выводу, что реформа проходит не всегда успешно из-за недостаточно эффективной работы органов федеральной и региональной власти.
Например, из-за Минприроды были поздно приняты нормативно-правовые акты на федеральном уровне, из-за чего реформа началась не в 2017 году, а только в 2019.
Не доработаны региональные программы, территориальные схемы по обращению с отходами, нормативы накопления отходов и тарифы на услуги операторов.
«С момента старта реформы и до сих пор не было уделено серьезного внимания ключевым вопросам.
Отсутствует системный подход в постановке задач на ближайшие пять-семь лет, для решения которых должны быть вовлечены власть, бизнес и общественные организации», — комментирует Андрей Шипелов, гендиректор компании «РТ-Инвест», которая занимается созданием комплексной системы обращения с отходами в России.
В 19 регионах планируют привлекать бизнес к работе с отходами, в том числе где-то им предоставят налоговые льготы. Власти 45 субъектов планировали привлечь местных жителей к сортировке мусора и обучить их ответственному потреблению.
Не так выделяли деньги
По данным Счетной палаты, Минприроды не утвердило правила предоставления субсидий публично-правовой компании «Российский экологический оператор», созданной в 2019 году.
РЭО занимается поддержкой проектов по строительству инфраструктуры по обращению с мусором в российских регионах. Из-за этого, считает Счетная палата, деньги не были доведены до регулятора в полном объеме.
РБК также пишет, что за два года компания так и не вошла в капитал ни одного из проектов, а также не предоставила финансирование.
Минприроды не выделило регионам и инвесторам деньги на софинансирование строительства объектов сортировки. В отчете СП говорится, что меры государственной поддержки инвестиционных проектов недостаточно эффективны, поэтому инвесторам они неинтересны.
Счетная палата указывает на то, что в России не работает механизм «расширенной ответственности производителей товаров», который мог бы быть дополнительным финансовым источником строительства объектов обращения с отходами. Компании включают в отчетность нормативы утилизации, которые не соответствуют реальности, или вовсе не сдают отчетность. Из-за этого те отходы, из которых можно было бы извлечь вторсырье, идут на свалки.
При этом доходы за год от экологического сбора, который оплачивают производители и импортеры товаров за утилизацию товаров, не превышают трех миллиардов рублей. Счетная палата указывает, что этого недостаточно для создания инфраструктуры утилизации отходов.
К 1 июля был риск, что операторы по вывозу мусора в 19 регионах прекратят работу.
«Уход регионального оператора, его банкротство — это кризисная ситуация для региона, требующая временного назначения муниципальных предприятий и, вероятно, выделения дополнительных средств из бюджета для обеспечения бесперебойного вывоза отходов», — говорит бывший министр экологии и природопользования Московской области Александр Коган.
Проблема со свалками
Согласно указу президента России Владимира Путина, к 2024 году необходимо уничтожить все несанкционированные свалки, которые обнаружили на 1 января 2018 года в границах городов. В рамках федерального проекта «Чистая страна» эти участки должны ликвидировать и рекультивировать.
По данным Росприроднадзора, в России на начало 2018 года было более восьми тысяч несанкционированных свалок, из них 916 — внутри населенных пунктов. Только у 191 из них — площадь свыше гектара. Счетная палата считает, что при реализации проекта «Чистая страна» ликвидируют только наиболее крупные свалки в черте городов, а более 700 объектов останутся неохваченными.
В Минприроды ответили, что на самом деле свалок в России гораздо больше, но расширить перечень в рамках текущего финансирования сложно и дорого. Для внесения свалки в перечень необходимо, чтобы изначально регионы внесли ее в государственный реестр объектов накопленного вреда окружающей среде. В итоге в список попали только свалки, которые выявили на начало 2018 года в границах городов.
«Свалки, которые не подходят под эти критерии, но действительно доставляют неудобство и дискомфорт жителям, мы технически можем рекультивировать в рамках второго блока объектов. Это так называемые особо опасные объекты», — говорит заместитель министра природных ресурсов Константин Румянцев.
В Счетной палате указывают, что есть недостатки в правовом регулировании реестра объектов, которые оказывают негативное воздействие на окружающую среду. На 1 апреля в списке было 193 таких места.
В реестр включают те объекты, которые негативно влияют на природу: например, места, где добывают, перерабатывают, утилизируют, организовывают захоронение всех углеводородов, железных руд, угля и кокса, а также любые фармацевтические субстанции, текстиль и кожу, пищевую продукцию.
К 2024 году должны уничтожить 75 таких объектов. Аудиторы подчеркивают, что даже при формальном достижении этой цели сложно подтвердить реальное прекращение негативного воздействия на окружающую среду и здоровье человека.
Стремиться к нулю отходов
Эксперты указывают на то, что в законодательстве России никак не прописана идея стремления к модели «zero waste» — низкому уровню полигонного захоронения, вплоть до полного отказа от него.
«Создание в России комплексной системы обращения с отходами с максимальным вовлечением вторичных ресурсов позволит не только достичь значительных результатов переработки, но и существенно улучшит качество жизни населения и сохранит природные ресурсы», — говорит Андрей Шипелов.
Гаркуша предлагает перенаправить бюджетные деньги на разработку нормативных правовых актов, стимулирующих замену одноразовых товаров на многоразовые альтернативы, продажу продуктов и товаров народного потребления в тару покупателя, экопросвещение, формирование нацпрограммы по предотвращению и сокращению образования отходов.
Алексей Киселев настаивает на том, что решить проблему с отходами поможет не только переработка, но и предотвращение их образования.
«Наглядный пример — директива ЕС “Об ограничении одноразового пластика”, по которой десять наиболее часто встречающихся загрязнителей европейских берегов — одноразовые пластиковые товары — попадут под запрет.
Некоторые виды одноразовой пластиковой тары и упаковки выпадают из системы раздельного сбора, трудно извлекаются на сортировках и не востребованы на рынке вторичного сырья», — говорит Киселев.
Протесты и заполненные полигоны. Счетная палата оценила "мусорную реформу" в России — BBC News Русская служба
Автор фото, Alexander Demianchuk/TASS
Во многих регионах России заканчивается или уже закончилось место на мусорных полигонах, говорится в новом отчете Счетной палаты. То, как проводится «мусорная реформа», приводит к росту недоверия к властям и протестам даже против «экологически приемлемых и прогрессивных решений», предупреждает ведомство.
Счетная палата опубликовала отчет о том, как в России создается «комплексная система обращения с твердыми коммунальными отходами». Фактически ведомство проверило то, как в России реализуется «мусорная реформа».
В сферу проверки вошли министерство природных ресурсов, Росприроднадзор, Российский экологический оператор (РЭО) и другие ведомства. Временные рамки проверки — с 2017-го до 2019 года. Как раз в 2017 году в регионах России началось внедрение новых систем обращения с отходами.
К концу 2019 года «ситуация в области обращения с твердыми коммунальными отходами в стране в целом может быть охарактеризована как неблагополучная», говорится в отчете Счетной палаты.
По данным ведомства, больше всего мусора в России по-прежнему отправляется на полигоны — это 90% твердых коммунальных отходов. При этом в десятках российских регионов места на свалках заканчиваются.
Так, в 17 регионах мощности полигонов будут исчерпаны через 2 года (к 2022 году), еще в 32 субъектах — к 2024 году.
В некоторых регионах место на свалках к моменту публикации отчета должно было уже закончиться. Так, по состоянию на начало 2019 года в Магаданской области и Бурятии оставалось место на полигонах на месяц работы. Всего на несколько месяцев работы емкости оставалось у мусорных площадок в Забайкальском крае, Еврейской автономной области и Краснодарском крае.
Ранее о проблеме нехватки места на полигонах говорил, в частности, заместитель диретора РЭО Алексей Макрушин (его цитировали «Ведомости») во время публичного обсуждения Федеральной схемы коммунальных отходов в июне этого года. РЭО — это госкомпания, которая была создана для проведения «мусорной реформы». Счетная палата в том числе проверяла и ее работу.
По словам Макрушина, в Забайкальском крае, Сахалинской и Еврейской автономной областях вместимость мусорных полигонов, включенных в государственный реестр, будет исчерпана в течение нескольких месяцев.
Правда, до 2023 года можно размещать отходы на полигонах, у которых нет разрешений, следует из приказа министерства природы России.
Министерство в мае 2019 года разрешило использовать «незаконные свалки» еще четыре года. Владимир Логинов, тогда занимавший пост замминистра, объяснял это решение дефицитом легальных полигонов.
За этот срок власти должны были увеличить долю перерабатываемого мусора до 36%.
Автор фото, Mikhail Solunin/TASS
Подпись к фото,
Власти пытаются в ближайшие годы разрешить проблему нехватки мест на мусорных полигонах с помощью несанкционированных свалок
Счетная палата также пишет о несанкционированных свалках. По ее данным, за 2019 год только региональные ведомства выявили больше 27 тысяч несанкционированных свалок общей площадью 127,5 кв км. Из них, по данным ведомства, ликвидировано около 16 кв км.
Но свалки будут образовываться и дальше, считают аудиторы Счетной палаты. По их данным, уровень переработки отходов в России не превышает 10%.
При этом за время действия реформы поменялось и определение понятия переработки отходов. В конце декабря 2019 года президент Владимир Путин подписал законопроект, согласно которому сжигание мусора на заводах с выработкой электроэнергии приравнивается к переработке.
По задумке властей, при сжигании мусора получается товар в виде электроэнергии, поэтому сжигание можно считать переработкой.
В мае 2020 года «Ростех» объявил о планах построить в России 25 мусоросжигательных заводов. Общая стоимость проекта оценивается в 600 млрд рублей (7,6 млрд долларов).
«Дочка» «Ростеха», компания «РТ-Инвест», ранее планировала к 2023 году построить четыре мусоросжигательных завода в Подмосковье и один в Казани.
Строительство сопровождалось протестами, как и многие другие инициативы в рамках «мусорной реформы».
Отдельно Счетная палата пишет о связи мусора, доверия к власти и протестов.
«В условиях отсутствия достоверных данных об отрасли обращения с отходами растет недоверие граждан к действиям, предпринимаемым региональными и федеральными властями в сфере обращения с отходами, которое приводит к тому, что люди протестуют против любых, даже экологически приемлемых и прогрессивных решений (например, против строительства мусоросортировочных предприятий)», — говорится в отчете аудиторов.
Самые крупные региональные протесты в прошлые годы были связаны как раз с объектами, которые были запланированы в рамках мусорной реформы.
Одной из причин ее активизации стали протесты жителей населенных пунктов в Подмосковье, которые примыкали к полигонам «Кучино» и «Ядрово».
Одним из возможных решений проблемы стали планы московских властей вывозить отходы в другие регионы — в частности, в Архангельскую область.
Так возник проект мусорного полигона на неиспользуемой станции Шиес на границе Архангельской области и Коми. В октябре 2018 года комиссия по инвестиционной политике и развитию конкуренции в Архангельской области утвердила инвестиционный проект по созданию экотехнопарка.
Примерно в это время на месте заброшенной станции начал действовать лагерь активистов, которые выступали против строительства полигона. Несколько раз на месте протестов происходили стычки между охранниками и участниками лагеря.
Подпись к видео,
Как живет Шиес — одна из самых скандальных строек России. Фильм Би-би-си
В защиту Шиеса проходили массовые акции в Архангельской области и в других регионах. Так, в феврале 2019 года митинги против «мусорной реформы» состоялись в 44 городах.
В апреле новый врио губернатора Архангельской области Александр Цибульский высказался против проекта.
28 сентября он уже в статусе избранного губернатора заявил, что всю технику и объекты имущественного комплекса из Шиеса вывезут до конца декабря текущего года, а персонал подрядной организации покинет территорию.
«Официальное подтверждение о начале активных работ по технической рекультивации земли на Шиесе мы получили на днях от руководства профильной структуры правительства Москвы, управляющей проектом. Сегодня согласовываем график работ по рекультивации, они начнутся в начале октября», — написал он в своем телеграм-канале.
«В рамках реформы системы обращения с твердыми коммунальными отходами отрасль создается практически «с нуля», — так прокомментировал выводы Счетной палаты Алексей Макрушин (его ответ на критику ведомства приводится в материалах Счетной палаты). По его словам, проблемы, с которыми сталкивается реформа, должны решаться скоординированными усилиями правительства, регионов и различных инситутов развития.
К началу 2020 года 79 регионов перешли на новую систему обращения с отходами, говорится в отчете Счетной палаты. Всего четыре региона не перешли на систему региональных операторов — среди них Москва и Санкт-Петербург, они должны ввести эту меру в начале 2022 года.
Получается, что 14,95 % от численности населения России — или почти 22 млн человек — еще не затронуты в полной мере «мусорной реформой», так как живут в зонах, которые не обслуживают региональные операторы, делают вывод аудиторы.
Но и там, где такие компании есть, они не могут работать прибыльно и эффективно.
В двух десятках регионов операторы, которые начали работу лишь 1-2 года назад, уже оказались на грани банкротства. Так, по данным отчета Счетной палаты, по состоянию на начало июля 2020 года на грани прекращения работы оказались 22 оператора в 19 субъектах.
По оценке Би-би-си, по итогам 2018 года лидерами рынка услуг по вывозу мусора стали «Хартия» Игоря Чайки, «Вива-Транс» предпринимателя Андрея Половинкина и Автопарк №1 «Спецтранс» (принадлежала Анатолию Язеву и его детям — одной из богатейших семей Санкт-Петербурга).
Министерство природных ресурсов в ответ на критику со стороны Счетной палаты заявило, что подготовило три меры.
«Первая — это субсидирование процентной ставки по кредитам на реализацию инвестпроектов региональных и других операторов по обращению с отходами. Вторая — это льготный лизинг. И третья — это компенсация части капитальных затрат региональных операторов на реализацию инвестиционных проектов», — приводятся в материалах ведомства слова заместителя министра Константина Румянцева.
Мусорный коллапс грозит 19 регионам России, подсчитали в Госдуме
Так, сообщил Бурматов, в этот список попали Алтайский край, Башкирия, Бурятия, Москва и Московская область, Кабардино-Балкария, Краснодарский край, Крым, Дагестан, Ингушетия, Коми, а также Калужская, Кемеровская, Курганская, Ленинградская, Магаданская, Орловская, Самарская и Тверская области.
ЗОНЫ РИСКА
Всего комитетом было выявлено три фактора рисков, грозящих регионам «мусорным коллапсом».
Так, в 9 субъектах РФ на данный момент только объявлены конкурсные процедуры по выбору региональных операторов — Алтайский край, Воронежская область, Кемеровская область, Магаданская область, Пермский, Краснодарский и Красноярский края, Самарская область, Дагестан. При этом в Москве конкурсная процедура по выбору регионального оператора до сих пор не начата, сообщил Бурматов.
«С учетом того, что процедура подписания соглашения с отобранным оператором и установления тарифа на практике занимает от 2 до 5 месяцев, указанные выше 10 регионов могут столкнуться с проблемой остановки вывоза ТКО из мест накопления с 1 января 2019 года», — сказал он.
Кроме того, в ряде регионов, по его словам, соответствующие полигоны просто отсутствуют — например, в Дагестане, а в целом ряде субъектов емкости полигонов находятся на грани исчерпания.
Бурматов пояснил, что процесс разработки проектно-сметной документации, строительства, оборудования и ввода в эксплуатацию нового полигона на практике занимает от 8 месяцев до 1,5 лет в зависимости от мощности.
В этой связи указанные регионы могут столкнуться с отсутствием легальных полигонов для захоронения коммунальных отходов.
Комитетом также были выявлены регионы с риском многократного роста платы за обращение с отходами: Ингушетия – прогнозируется рост ежемесячных затрат семьи из трех человек с примерно 76 до 1399 рублей (рост на 1746%), Курганская область – с 77 до 630 рублей (714%), Коми – с 145 до 761 рублей (424%).
При этом, сообщил депутат, в ряде регионов также зафиксирован многократный рост платы за услугу по вывозу мусора, который затронет не весь регион, а его отдельные зоны: Красноярский (5530%) и Пермский края (538%), ЯНАО (2845%), Нижегородская (1585%), Астраханская (855%), Иркутская (338%), Воронежская (304%) области.
В декабре прошлого года президент РФ Владимир Путин подписал закон, который закрепляет раздельный сбор мусора в России, а также содержит меры по стимулированию предприятий и россиян к раздельному сбору отходов.
Все субъекты РФ к 1 мая должны были заключить соглашения с региональными операторами по обращению с отходами.
Однако, согласно мониторингу думского комитета по экологии и охране окружающей среды, к 1 июня региональные операторы были выбраны только в 69 субъектах Российской Федерации.
В середине октября сопредседатель Центрального штаба ОНФ, вице-спикер Госдумы Ольга Тимофеева заявляла о том, что девять российских регионов не имеют подходящей инфраструктуры и установленных тарифов для перехода на новый порядок обращения с отходами, который должен вступить в силу с начала 2019 года.
Принят закон о переходном периоде реализации «мусорной» реформы
Как отмечается в пояснительной записке к закону, в настоящее
время в субъектах РФ — городах федерального значения сейчас сложная ситуация в области
обращения с твердыми коммунальными отходами (ТКО).
В соответствии с № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» захоронение отходов в границах населенных
пунктов запрещено.
Таким образом, размещение объектов захоронения отходов на территории субъектов РФ — городов федерального значения невозможно.
В то же время объекты захоронения отходов, расположенные на территории соседних субъектов РФ, зачастую переполнены и подлежат закрытию, а создание новых объектов в таких субъектах РФ затруднено из‑за высокой
плотности населения.
По мнению авторов закона, единственным выходом из сложившейся ситуации является создание современных высокотехнологичных объектов
обращения с отходами. Но на реализацию этой задачи от стадии оформления
подходящих земельных участков до ввода в эксплуатацию потребуется до 3 лет.
Потому
построение долгосрочного прогноза развития отрасли, являющегося определяющим
фактором при расчете стоимости коммунальной услуги по обращению с ТКО
регионального оператора, не представляется возможным.
При этом в соответствии с действующим законодательством обязанность по началу деятельности регионального
оператора по обращению с ТКО и оказания коммунальной услуги по обращению с отходами
наступает не позднее 1 января 2019 года.
- Согласно принятому закону, если выбранный по конкурсу
региональный оператор после 1 января 2019 года по каким‑либо причинам откажется
от исполнения контракта, субъект РФ сможет без проведения конкурсных процедур
на один год выбрать другого оператора на своей или соседней территории или же
возложить обязанности оператора на действующие унитарные предприятия, имеющие
лицензию на обращение с отходами. - Если ни один из перечисленных вариантов не возможен, регион будет вправе временно продолжить работу с мусором в том
формате, который действовал до наступления 2019 года. - Для того чтобы избежать резкого скачка тарифов за вывоз
мусора, где главная составляющая — это транспортные расходы, закон разрешит
регионам по согласованию с Правительством в течение четырех лет использовать
действующие полигоны, но при условии, что они не представляют угрозы для
экологии и здоровья людей.
Представляя закон на пленарном заседании, Председатель Комитета
по экологии и охране окружающей среды Владимир Бурматов подчеркнул, что
речь не идет о переносе реформы и тем
более об ее отмене.
«Основные положения реформы обращения с отходами вступают в силу с 1 января, и никто от этого отступать не собирается», — отметил депутат, добавив, что региональные операторы практически во всех регионах
выбраны, а тарифы установлены.
По его словам, принятый закон – это страховка, «причем не для губернаторов, а для граждан, потому
что люди не должны становиться заложниками возможного мусорного коллапса,
который мог бы случиться в нескольких регионах страны, если бы мы с вами не подготовили этот закон».
Заместитель
Председателя Государственной ДумыОльга
Тимофеева рассказала, что «фактически реформа снова «забуксовала».
Государственной
Думе пришлось вводить переходные положения для неготовых к реформе регионов.
Просто потому, что есть риск, что в ряде территорий в январе произойдет
мусорный коллапс: никто не приедет и не вывезет мусорные баки. Все эти поправки – это реакция на сигналы с мест».
Как отмечал член Комитета по труду, социальной политике и делам ветеранов Андрей Исаев, «в изначальной редакции он касался только городов
федерального значения, где в полном объеме действие закона переносится на 1 января 2022 года. Закон сложный, но необходимый.
С нашей точки зрения, надо
решать мусорную проблему, но здесь главное вместе с мусором не выбросить и содержание, то есть не вызвать ситуацию коллапса, ситуацию непомерной нагрузки
на граждан.
И поэтому для федеральных городов, у которых это наиболее проблемно,
мы переносим окончательные сроки на 1 января 2020 года.
Ко второму чтению
появились определенные страховые механизмы и для других территорий, чтобы можно
было решать вопрос при отсутствии назначенного оператора и чтобы там тоже не возникла проблема (надеюсь,
что этого не произойдет) в январе следующего года».
Напомним, в Послании Федеральному Собранию Президент РФ
Владимир Путин заявил о необходимости решить проблему свалок в стране.