Темпы строительства Московского метрополитена растут из года в год. Сегодня станции подземки есть в тех районах, где раньше о них и не мечтали. А кроме того, с развитием сети появился и новый вид транспорта – наземное метро.
И в ближайшие несколько лет карта метрополитена разрастется настолько, что почти сто процентов жителей города будут иметь свою станцию подземки в шаговой доступности от дома.
Рассказываем, как будет развиваться столичный метрополитен и какие линии и станции ждут москвичей в ближайшие годы.
Почти стопроцентное покрытие
Москва 24/Антон Великжанин
Метрополитен – одна из важнейших составляющих транспортного каркаса столицы. Удобное метро в каждом районе города позволяет многим москвичам не только отказаться от ежедневного использования личного автомобиля, но фактически дает возможность добраться в любую точку города с помощью общественного транспорта и с наименьшими временными затратами.
Шаговая доступность станций метро традиционно в Москве считается одним из важнейших показателей комфортной жизни. Поэтому еще в 2011 году Сергеем Собяниным была поставлена задача «удвоить» столичный метрополитен.
С тех пор в городе появилось 116 километров линий и более 50 новых станций подземки.
И, согласно планам, к 2025 году 90% жителей Москвы будут иметь под боком свою станцию метро, тогда как в 2010 году их количество составляло всего 75% от всего населения города.
В целом у нас есть реальный шанс сделать транспортную систему, особенно общественный транспорт, лучшей в мире. Уверен, что мы такую задачу выполним.
Так, до 2024 года в Москве построят еще около 58 километров линий метрополитена, 25 станций и 4 депо. На развитие метро выделяется 38,5% средств из городского бюджета.
Итоги 2020 года
В 2020 году столичные власти планировали открыть для пассажиров 9 новых станций метрополитена. Так, в марте пассажирам стал доступен второй участок Некрасовской линии со станциями «Юго-Восточная», «Окская», «Стахановская» и «Нижегородская».
Кроме того, для пассажиров открыли двери две станции юго-восточного участка БКЛ – «Авиамоторная» и «Лефортово».
Таким образом, до конца года планируется ввести в эксплуатацию еще три станции метро: это «Электрозаводская» на северо-востоке БКЛ, а также «Мнёвники» и «Карамышевская» на западе большого кольца.
Появление заявленных станций в срок вопросов не вызывает. Строительство метро в столице ведется беспрецедентными за всю историю города темпами. В марте в Москве компанией Guinness World Records был зафиксирован мировой рекорд по числу одновременно работающих на строительстве метро тоннелепроходческих комплексов. Их было 23. Ни в одном мегаполисе мира не работало одновременно столько машин.
БКЛ
портал мэра и правительства Москвы/Максим Денисов
БКЛ – в настоящий момент главный проект строительства метрополитена, а также крупнейший в истории московской подземки. «Большая кольцевая линия метро – самый масштабный из реализуемых сегодня проектов в Москве.
Ежесуточно на всех участках Большой кольцевой линии количество рабочих составляет около 13 тысяч человек, и, кроме этого, проходку ведут также семь тоннелепроходческих комплексов», – отмечает руководитель департамента строительства Рафик Загрутдинов.
Первые идеи строительства БКЛ озвучивались еще в 1985 году. Однако к строительству смогли приступить только через 25 лет вследствие многих причин, в том числе и из-за недостатка ресурсов. Решение о старте работ по большому кольцу принял Сергей Собянин в 2011 году, и уже в ноябре того же года началось строительство.
В общей сложности на большом кольце будет 70 километров путей, 31 станция и три электродепо – это будет самая протяженная линия московской подземки. Планируется, что она полностью будет готова в 2022 году.
портал мэра и правительства Москвы/Денис Гришкин
После ввода в эксплуатацию БКЛ будет выполнять несколько важных функций. Во-первых, новые станции появятся в районах, где до этого жители могли только мечтать о метро. Порядка 3 миллионов человек из 34 районов Москвы получат метро в шаговом доступе.
Во-вторых, дополнительная линия сильно усложнит топологию транспортной сети, что предоставит пассажирам новые, комфортные варианты маршрутов и сильно сэкономит их время. Это будет возможно благодаря пересечению БКЛ с другими линиями подземного и наземного метро, а также с МЖД. Так, с запуском линии можно будет сделать:
- 20 пересадок на другие линии метро;
- 3 пересадки на МЦК;
- 13 пересадок на МЦД;
- 11 пересадок на линии железной дороги.
И самое главное – ввод в эксплуатацию БКЛ разгрузит радиальные линии метрополитена на 10–30%. В московском метро не останется участков, работающих с существенным превышением пропускной способности.
1 из 4
К настоящему моменту открыто для пассажиров 9 станций большого кольца. Первый участок БКЛ на северо-западе Москвы был запущен в феврале 2018 года.
Он включал в себя пять станций: «Деловой центр», «Шелепиха», «Хорошевская», «ЦСКА» и «Петровский парк». В декабре того же года к ним добавилась «Савеловская» БКЛ.
Уже в марте 2020 года список пополнили еще 3 станции на юго-востоке: «Нижегородская», «Авиамоторная» и «Лефортово».
В перспективе жителей Москвы ожидают еще две станции большого кольца до конца года – это «Электрозаводская» на юго-востоке, а также «Мнёвники» и «Карамышевская» на западе.
В 2021 году к ним планируется добавить еще 10 станций: «Аминьевская», «Мичуринский проспект», «Проспект Вернадского» и «Давыдково» – на юго-западном участке, «Калужская», «Зюзино» и «Улица Новаторов» – на южном, «Терехово» и «Кунцевская» – на западном, а также станция «Каховская» – уже в составе БКЛ.
Прокладка новых радиальных линий
Стоит отметить, что в ходе строительства БКЛ закладываются технические решения, которые позволят в будущем присоединить к ней новые радиальные линии метрополитена. Дополнительные радиусы – еще одно важнейшее направление развития московского метростроения.
Они увеличат охват районов Москвы и ближайшего Подмосковья скоростным подземным транспортом, а также предоставят качественную альтернативу уже имеющимся радиусам, что позволит улучшить их пропускную способность, а также избавиться от переизбытка пассажиров на конечных станциях.
Первым реализованным проектом в этом направлении стала Некрасовская линия из 10 станций, запущенная в полную силу в 2020 году.
Рублево-Архангельская линия
комплекс градостроительной политики и строительства города Москвы
Эта линия будет пересекаться с БКЛ на станции «Карамышевская», которую планируется сдать в эксплуатацию уже в текущем году. Таким образом, она протянется от делового центра «Москва-Сити» до Рублево-Архангельского и будет востребована жителями не только района Хорошёво-Мнёвники, но и территории Рублево-Архангельское в районе Кунцево на западе столицы.
В настоящий момент линия находится на стадии подготовки градостроительной документации и предпроектных работ. Длина новой линии составит около 18,7 километров.
Она будет включать в себя 9 станций: «Шелепиха», «Пресня», «Улица Народного Ополчения», «Бульвар Генерала Карбышева», «Живописная», «Строгино», «Троице-Лыково», «Рублево-Архангельское» и «Ильинская».
Отмечается, что все названия рабочие и перед открытием могут быть изменены.
К активным работам по Рублево-Архангельской линии планируется приступить после 2022 года. Однако уже в ближайшее время строители могут заложить для нее основу, приступив к строительству конструкций на пересечении со станцией «Карамышевская». Власти не раз отмечали, что планируют запустить линию уже до 2027 года.
Бирюлевская линия
комплекс градостроительной политики и строительства города Москвы
Эта линия также находится на стадии проектирования. Подготовку к ее строительству планируется начать в 2021 году.
Бирюлевская линия пройдет по территориям нескольких районов города: Даниловского, Нагатинский Затон, Москворечье-Сабурово, Печатники, Царицыно, Бирюлево Восточное и Бирюлево Западное. Сейчас в этих районах проживает порядка полумиллиона человек, еще почти четверть миллиона человек работают, не имея при этом доступа к метро в шаговой доступности.
Она начнется на территории бывшей промзоны ЗИЛ, где будет организована пересадка на станцию ЗИЛ МЦК. Кроме того, линия пройдет через Нагатинский Затон, где пересечется с потенциальной станцией БКЛ «Кленовый бульвар».
Длина долгожданной линии составит 23 километра, на которых разместятся 10 станций со следующими рабочими названиями: «ЗИЛ», «Технопарк», «Кленовый бульвар», «Курьяново», «Москворечье», «Кавказский бульвар», «6-я Радиальная улица», «Липецкая», «Бирюлево», «Бирюлево пассажирская». Отмечается, что в последующем линию могут и продлить: до Щербинки на территории ТиНАО и от ЗИЛа до центра города. Закончить работы по Бирюлевской линии в текущем проекте планируется также до 2027 года.
Коммунарская линия
комплекс градостроительной политики и строительства города Москвы
37,8 километров линий, 16 станций и 2 электродепо – это новая Коммунарская линия метрополитена. Она пройдет от станции МЦК Крымская до конечной в городе Троицке, по пути пересекая несколько других линий подземки.
Так, на Коммунарской линии будет переход на Калужско-Рижскую на станции «Академическая», на БКЛ – на будущей станции «Улица Новаторов», на Сокольническую – на станции «Коммунарка».
Таким образом, Коммунарская линия разгрузит южные участки Сокольнической и Калужско-Рижской линий, обеспечив альтернативные маршруты жителям юго-запада Москвы, а также сократив время дороги до центра для указанных районов на 30-40 минут.
Кроме того, на 20% уменьшится нагрузка на улично-дорожную сеть.
Строительство этой линии уже началось. Запускать ее будут в несколько этапов. Первый участок от «Севастопольского проспекта» до «Коммунарки» в ТиНАО планируют закончить к 2023 году.
16 станций Коммунарской линии
«Севастопольский проспект», «Академическая», «Улица Строителей», «Улица Новаторов», «Университет Дружбы Народов», «Улица Генерала Тюленева», «Славянский мир», «Мамыри», «Бачуринская», «Коммунарка», «Сосенки», «Воскресенское», «Десна», «Десеновское», «Ватутинки» и «Троицк».
Параллельно со строительством новых артерий власти Москвы реализуют еще один крупный проект в области метростроения – это продление действующих радиальных линий.
В частности, Сокольническую линию продлят до деревни Потапово в ТиНАО, где, согласно планам, в 2023 году появится станция «Новомосковская». Люблинско-Дмитровскую линию продлят до станции метро «Физтех» в СВАО, которую планируют закончить к 2022 году.
Калининско-Солнцевская линия дойдет до самого аэропорта Внуково, где своя станция метро может также появиться уже в 2022 году.
И наконец Арбатско-Покровскую линию продлят до района Гольяново, где новая станция метрополитена сможет обслуживать около 70 тысяч жителей.
Собянин рассказал о планах по развитию наземного метро
В москве появятся 8 новых станций метро — аргументы недели
Аргументы Недели → Общество
31 марта 2015, 11:46
фото: russianlook.com
До конца 2015 года на территории Москвы планируется построить 12 км линий метро и 8 новых станций, сообщил журналистам заместитель мэра столицы по вопросам градостроительной политики и строительству Марат Хуснуллин во вторник.
Хуснуллин напомнил, что в этом году Московскому метрополитену исполняется 80 лет. И в этот юбилейный год планируется открыть сразу несколько новых станций метро. Скоро открывается станция «Котельники». Также находится в работе большой участок Люблинско-Дмитровской линии от «Марьиной рощи».
- По его словам, на этом участке будет открыта, в том числе станция метро «Петровско-Разумовская», которая станет юбилейной — двухсотой — станцией московского метрополитена.
- Он также сообщил, что в 2015 году запланировано и открытие станций «Румянцево», «Саларьево», «Бутырская», «Фонвизинская», «Ховрино» и «Технопарк».
- «Хочу подчеркнуть, что в этом году создается задел на 60 км линий и 35 станций метро, которые планируется построить в ближайшие три года», — сказал Хуснуллин.
- Добавьте АН в свои источники, чтобы не пропустить важные события — Яндекс Новости
В мире
В мире
В мире
В мире
- Андрей Угланов
Доктор Равиль Мирхайдаров: Плохих вакцин у нас нет
Что такое постковидный синдром? Какие засады ждут человека через…
- Виктор Крестьянинов
Мировые СМИ обсуждают инцидент эсминца Defender с российскими войсками
Провокация британского правительства, отправившего эсминец Defender…
- Татьяна Москвина
Татьяна Доронина: Владимир Владимирович! Наш президент! Спаси русский театр! Его убивают
В редакцию нашей газеты поступило несколько документов, касающихся…
- Владимир Леонов
В «Роскосмосе» восстановлен в прежней должности Сергей Крикалёв
В понедельник, 21 июня, в три часа дня пресс-служба «Роскосмоса»…
- Константин Гурдин
Как обеспечить будущее ОПК России
Орды многочисленных аналитиков, как и различные экономические издания…
- «Продуманные» абитуриенты-2021 решили поступать именно сюда
- Александр Чуйков
Альтернатива от Грефа
На днях небезызвестный, всеядный и многоликий глава «Сбербанка» Герман…
- Сергей Рязанов
Социолог Людмила Намруева: Политика власти заставляет усомниться, есть ли просвет в сельской жизни
Лето в разгаре, как и работы на личных участках. Что для одних дачный…
- Татьяна Тимука
Латвийский политик Дмитрий Голубев: «У тех кто не хочет вакцинировать своих детей, нужно их отнять»
Если Бог хочет наказать, то он отнимает прежде разум. Видимо, член…
- Денис Терентьев
Власти Калининграда рассматривают вопрос о развитии исторического центра города
В Калининграде уже два десятка лет не утихает спор по поводу будущего…
В мире
Природа
Общество
Общество
Политика
- Россия запретила ввоз макарон и других продуктов c Украины
Общество
Армия
Культура
В мире
Природа
Происшествия
Происшествия
Общество
Природа
Общество
Армия
Общество
Культура
Армия
Футбол
Природа
Общество
Общество
В мире
Общество
В мире
Общество
Общество
В мире
В мире
Общество
Мнение
В мире
Общество
Общество
В мире
В мире
В мире
Общество
Политика
Футбол
Мнение
Общество
Шоу-бизнес
Политика
Футбол
Политика
Происшествия
Общество
Мнение
Общество
Общество
В мире
Политика
Мнение
Политика
Природа
Общество
Какие станции метро откроют в Москве в 2015 году :: Городская недвижимость :: РБК Недвижимость
В Москве в 2015г. откроют восемь новых станций метро. А к 2020-му сеть Московского метрополитена будет насчитывать 267 станций
Depositphotos/metlion
Протяженность линий метрополитена
- Лондон — 402 км, количество станций — 270
- Париж — 219,9 км, станций — 383 с учетом пересадочных
- Берлин — 146,3 км станций — 173
- Нью-Йорк — 337 км станций — 468
- Токио — 310,3 км станций — 390
В 2015г. власти столицы намерены открыть восемь новых станций метро. Они появятся на Сокольнической, Таганско-Краснопресненской, Люблинско-Дмитровской и Замоскворецкой линиях.
«Прежде всего это «Румянцево» и «Саларьево» на Сокольнической линии, работы на которых подходят к концу, — рассказал в интервью «ТАСС» о планах столичного метростроя заместитель мэра Москвы по вопросам градостроительной политики и строительства Марат Хуснуллин. — Фактически уже построена и в начале следующего года откроется станция «Котельники» на Таганско-Краснопресненской линии».
Три новые станции появятся на Люблинско-Дмитровской линии: «Бутырская», «Фонвизинская» и «Петровско-Разумовская». На открытом участке Замоскворецкой линии между «Автозаводской» и «Коломенской» планируется к вводу станция «Технопарк», на этой же ветке метро на севере Москвы появится станция «Ховрино».
Всего к 2020г. в Москве намечается построить более 160 км новых линий и открыть 79 новых станций. Таким образом, общая протяженность линий столичного метро увеличится в 1,5 раза и составит свыше 450 км, а количество станций возрастет до 267. Это сопоставимо с протяженностью метро в крупных мегаполисах мира.
Также к 2020г. планируется сформировать третий пересадочный контур метро (Вторая кольцевая линия) протяженностью порядка 54,5 км и построить 25 станций, что позволит снять перегрузку с Кольцевой линии и центральных пересадочных узлов метрополитена.
8 станций Москвы-2015. Фото. Видео:
- Станция «Румянцево»
- Станция «Саларьево»
- Станция «Котельники»
- Станция «Бутырская»
- Станция «Фонвизинская»
Станция «Технопарк»
Станция «Ховрино»
На севере Замоскворецкой линии после «Речного вокзала» в следующем году появится также станция метро «Ховрино».
Она станет конечной станцией «зеленой» ветки и одновременно частью большого транспортно-пересадочного узла, который свяжет метро, железную дорогу, автомобильный и общественный наземный транспорт. До сентября 2013г.
станция носила проектное название «Улица Дыбенко». Решения, каким будет дизайн станции, пока нет.
Подготовила Елена Лыкова
Где в Москве скоро будет метро
Как бы не боролись с пробками они продолжают расти. Поэтому в городах, где есть метро, наличие станции рядом с домом большой плюс. И этот плюс, конечно, увеличивает цены на квартиры у метро.
А если метро еще нет, но оно уже запланировано, спроектировано, начато строительство? Я уже писала в одной из прошлых статей, что развитие инфраструктуры, транспортной доступности сильно влияет на рост цен на недвижимость. Покупка квартиры рядом с местом, где скоро будет метро – всегда выгодна, и для проживания. и для инвестирования. Квартира однозначно вырастет в цене.
https://www.youtube.com/watch?v=riTvFSJoQkk
Информация будет интересна не только тем, кто собирается купить квартиру в Москве, но и тем, кто хочет продать (может стоит повременить?).
Источник: Департамент строительства Москвы
Источник: Департамент строительства Москвы
Где в Москве в скором времени построят метро
До 2024 года в Москве будет построено 25 станций метро, по восемь-девять в год.
2021 год
Заработают 9 станций большой кольцевой линии (БКЛ). Правда, некоторые из них дублируют уже существующие, но и это улучшит транспортную доступность, упростив или уменьшив количество пересадок:
Кунцевская, Терехово, Улица Новаторов, Калужская, Зюзино, Давыдково, Проспект Вернадского, Мичуринский проспект, Аминьевская.
2022 год
Должно закончиться строительство БКЛ, будут построены еще 8 станций:
Марьина Роща, Рижская, Сокольники, Кленовый бульвар, Нагатинский Затон, Печатники, Текстильщики.
Калининско-Солнцевская линия, «Пыхтино». Москомархитектура
Калининско-Солнцевская линия, «Пыхтино». Москомархитектура
2023 год
Здесь уже рекомендую обратить особое внимание покупателей и продавцов недвижимости. Построят девять станций.
Люблинско-Дмитровская линия:
Улица 800-летия Москвы, Лианозово, Физтех, Южный порт.Калининско-Солнцевская линия:
- Пыхтино, Внуково.
- Коммунарская линия:
- Коммунарка, Бачуринская.
- Сокольническая линия:
- Новомосковская.
Калининско-Солнцевская линия, «Внуково» . Москомархитектура
Калининско-Солнцевская линия, «Внуково» . Москомархитектура
В 2024-2025 годах запланировано:
- Продолжение Коммунарской линии, дальше в Новую Москву. Метро придет в Сосенское, Воскресенское, Десёновское и Краснопахорское поселения и Троицк.
- Новая Рублёво-Архангельская линия, которая соединит «Москву-Сити» с поселком Рублево-Архангельское. Она пройдет через Хорошёво-Мневники и Строгино.
- И должно свершиться чудо – метро придет в Бирюлево, один из самых дешевых районов Москвы. Один из районов города с самой плохой транспортной доступностью. Строительство этой линии начали планировать еще в 1970 году!!! Будет построено 10 станций от станции «ЗИЛ» МЦК через Печатники, Москворечье-Сабурово, Царицыно в Бирюлево Восточное и Западное.
Дорогие читатели! Надеюсь Вам пригодится эта информация. И дай бог все запланированное свершится.
Жду ваши отклики, комментарии. Ставьте «лайки» и подписывайтесь на канал, чтобы не пропустить самое важное и интересное. По всем вопросам можете писать на почту dzenrealty@yandex.ru или в чат
С небес под землю: почему метро нужно только москвичам
Пока в Москве продолжается активное строительство подземки — уже завершена проходка очередного тоннеля Большой кольцевой линии от «Лефортово» до «Рижской», региональные центры думают, что делать со своими метрополитенами.
Содержать такой транспорт накладно, развивать — слишком дорого, а популярность его в некоторых городах с годами только падает.
Так, глава Екатеринбурга Александр Высокинский на днях пообещал: вагонный парк городского метро будет обновляться, хотя «одна транспортная единица для метрополитена стоит примерно как детский сад». Нужно ли городам-миллионникам метро, разбирались «Известия».
Деньги под землю
В Екатеринбурге одно из самых коротких метро в мире, у него одна линия и девять станций. Есть планы по развитию новых направлений, но это очень дорого — прокладывать метрополитен приходится в скальном грунте. Пассажиропоток стабильно снижается с 2013 года — тогда было перевезено 52,4 млн человек за год, а в 2019 году — уже 46,3 млн.
1 октября о своих затратах на развитие метро сообщили власти Новосибирска: город с бюджетом в 50 млрд рублей закупит 12 эскалаторов на общую сумму 569,7 млн для строящейся станции метро «Спортивная». Ее торопятся возвести к 2023 году, когда в городе должен пройти молодежный чемпионат мира по хоккею.
И если Екатеринбург и Новосибирск тратят большие деньги на действующий метрополитен, то Красноярск вынужден ежегодно выкладывать из бюджета десятки миллионов на недостроенное метро. На этой неделе стало известно, что на поддерживающие работы в подземке выделили 72 млн.
— С 2015 года на обеспечение безопасности подземных выработок (рабочих стволов, перегонных тоннелей, рудничных дворов, котлованов), сооруженных с 1995 по 2013 годы, ежегодно выделяется из краевого бюджета 76 млн 121 тыс. рублей. Плюс из бюджета города Красноярска — 1,5 млн рублей ежегодно, — сообщили «Известиям» в правительстве Красноярского края.
Деньги эти в прямом смысле уходят под землю: на охрану недостроя, осмотр, откачку грунтовых вод, вентиляцию, освещение, слежение за наземными и подземными деформациями, на технологические работы по безопасному состоянию возведенных конструкций.
В городе выполнено около 3,5 км подземных сооружений. В правительстве по-прежнему надеются завершить строительство метро: сейчас, как пояснили «Известиям», продолжается плановая большая работа по корректировке проектно-сметной документации.
Прошлый проект метро был разработан еще в 1993 году. Корректировка закончится до конца этого года. Если получится пройти все экспертизы, то 2021 год уйдет «на работу с федеральным центром по включению расходных обязательств в последующие периоды».
А срок строительства будет напрямую зависеть от объемов ежегодного финансирования.
Словесные интервенции
Возможно, шанс у города на федеральное финансирование есть. Однако эксперты осторожны в оценках таких перспектив.
— В современных российских условиях строительство метро — это очень дорогие проекты, невозможные к реализации без федеральной поддержки, а федеральная поддержка по городским проектам в настоящее время минимальна, — заметил в разговоре с «Известиями» старший научный сотрудник Института экономики транспорта и транспортной политики НИУ ВШЭ Павел Зюзин. — В основном сводится к финансированию сети федеральных дорог и железнодорожных путей.
При этом на федеральную поддержку надеется и другой город с недостроенным метро — Челябинск. Там в черновом варианте построено две станции метро из четырех, за две других и электродепо еще не принимались.
— Правительством Челябинской области ведется работа с федеральными органами исполнительной власти по вопросу возобновления софинансирования из средств федерального бюджета строительства метрополитена, — заявили «Известиям» в правительстве Челябинской области. — Кроме того, прорабатываются вопросы по привлечению частных инвестиций в строительство объекта. Бюджетом города Челябинска на строительство метрополитена в 2020 года предусмотрено 341,8 млн рублей.
При этом в 2020 году на метро уже потрачено 204,5 млн рублей — на выполнение обслуживающих процессов в минимальном объеме, которые обеспечат безопасность построенных подземных выработок, поверхностных сооружений и городской застройки.
Недостроенное метро в России есть еще только в Омске, где успели возвести метромост и одну станцию. Там, однако, власти приняли решение окончательно закрыть проект.
— Омский и Красноярский проекты в принципе были нецелесообразны, поэтому эти проекты нужно как можно скорее ликвидировать со всем, что было построено, за исключением метромоста в Омске, который можно приспособить для движения трамваев, — считает Зюзин. — В Красноярске речь должна идти о полной ликвидации всего построенного задела, который успели возвести с 1995 года.
По словам эксперта, в Красноярске нужно скорее развивать трамвайную сеть на левый берег, дополнив ее каким-либо проектом линий скоростных автобусов по типу того, что есть в Белгороде.
Ограниченные возможности
По вопросу финансирования проектов метро в российских городах федеральный Минтранс замечает, что организация транспортного обслуживания населения в городском, пригородном и межмуниципальном сообщениях находится в компетенции региональных и местных властей.
— Метрополитены относятся к числу наиболее капиталоемких сооружений, имеют большие эксплуатационные расходы и при этом обеспечивают перевозки граждан по приемлемым для них тарифам, — заявили в ведомстве «Известиям».
— По мнению Минтранса России, вопрос развития метрополитенов в субъектах целесообразно рассматривать с учетом себестоимости поездки и прогнозируемого пассажиропотока, оценки соотношения общественных затрат и общих социальных эффектов, связанных с реализацией проекта, а также в увязке с развитием других видов городского пассажирского транспорта.
В ответе Минтранса подчеркивается, что у федерального бюджета ограниченные возможности, в связи с этим приоритет отдается проектам, которые предусмотрены документами стратегического планирования и по которым приняты отдельные решения президента России и правительства. Тем не менее федеральные деньги на региональные метрополитены выделялись — например, в рамках подготовки к чемпионату мира по футболу в 2018 году были построены станции метрополитена «Стрелка» в Нижнем Новгороде и «Новокрестовская» в Санкт-Петербурге.
Еще один вариант финансирования — привлечение частных инвесторов. Но и тут это пока удел Москвы.
— В России есть опыт развития метрополитенов с использованием модели транспортно ориентированного девелопмента, — заявили в Минтрансе.
— Согласно этой модели, инвестор получает право застройки коммерческой и жилой недвижимостью прилегающих к станциям и транспортно-пересадочным узлам земельных участков в обмен на обязательство по финансированию строительства образующей их транспортной инфраструктуры. Так, за счет средств Crocus Group была построена станция «Мякинино» Арбатско-Покровской линии Московского метрополитена.
Не каждому инвестору будет интересно строительство станций метро — генеральный директор Института экономики города Александр Пузанов пояснил «Известиям», что сама по себе станция метро не может стать центром притяжения бизнеса и пассажиропотока.
— Метро само по себе не может существовать, оно заточено на массовые перевозки по одному и тому же направлению больших групп людей, которые должны от этих точек рассредотачиваться, — отметил он.
— Когда транспортно-пересадочные узлы работают, когда они начинают быть еще и локальными центрами территорий, когда развивается бизнес, тогда это имеет достаточно серьезные позитивные внешние эффекты и может оправдывать немалые инвестиции, которые вкладываются в строительство метро.
Никто не тянет
Год назад Минтранс сообщил: в России метро «операционно не убыточно только в городе Москве». Первый замминистра транспорта Иннокентий Алафинов отмечал, что вложение средств в строительство метрополитена настолько затратно, что «никакой город или регион, кроме одного, это дело не тянет».
В Казани, как сообщила мэрия города, на строительство метро за последние 10 лет потратили более 45 млрд рублей, при этом доля метрополитена в прошлом году в общем объеме перевозок составляла 11,6%. Пассажиропоток, как отметили в мэрии, соответствует всего 15% пропускной способности метро. То есть это еще и откровенно непопулярный вид транспорта.
— Метрополитен не приносит дохода, однако он выполняет необходимый объем пассажироперевозок в кратчайшие сроки и с должным комфортом, существенно снижая нагрузку на наземный транспорт, — заявили в мэрии Казани.
— Расходы на организацию пассажирских перевозок электрическим транспортом и содержание МУП «Метроэлектротранс» осуществляются за счет средств от перевозки пассажиров и средств бюджета Республики Татарстан.
На 2020 год в бюджете республики заложено 194,9 млн рублей.
В Нижнем Новгороде на содержание метрополитена тратится ежегодно около 1 млрд 800 млн рублей.
— Нижегородское метро, как и любой другой вид муниципального общественного транспорта, не является прибыльным, — заявили «Известиям» в МП «Нижегородское метро».
— Так как предприятие в первую очередь решает социальные задачи по обеспечению транспортной доступности для населения, установленные тарифы на проезд меньше себестоимости поездки, поэтому предприятие содержится за счет субсидий из городского и областного бюджетов.
При этом Павел Зюзин приводит Нижний Новгород как пример города, в котором метро можно развивать, но — потратившись на новые станции в жилых районах, в первую очередь в Сормовском, до которого Сормовско-Мещерская линия пока так и не доведена.
У властей города соответствующие планы есть, однако пока не доведенные до конкретных решений. Есть генплан города от 2010 года, по которому предусмотрено развитие метрополитена до 2030 года — в том числе за счет продления Сормовско-Мещерской линии от станции «Буревестник» до станции «Сормовская».
Однако конкретные даты строительства в ответе на запрос «Известий» правительство Нижегородской области не привело.
Трамвайная линия
В своем выступлении в Госдуме в прошлом году первый замминистра транспорта Иннокентий Алафинов заметил, что «с точки зрения тематики развития метрополитена» более правильным выходом будет трамвай.
Спустя год позиция Минтранса не поменялась.
В ведомстве считают, что «в крупных и средних городских агломерациях не в полной мере используется потенциал развития скоростных видов транспорта, в том числе рельсовых, а также скоростных автобусных и троллейбусных маршрутов с выделенной инфраструктурой движения». Министерство отмечает, что эти виды общественного транспорта могут переключить на себя часть пассажиропотока с личного автотранспорта.
— Проектом Транспортной стратегии на период до 2030 года предусмотрена трансформация пригородных поездов в городские поезда, являющиеся полноценной частью системы внутригородских транспортных сообщений, — сообщили в Минтрансе.
— Также стратегия направлена на развитие систем легкорельсового транспорта, реорганизацию маршрутной сети городского транспорта общего пользования с выделением магистральных и подвозочных маршрутов, развитие скоростных систем наземного транспорта, обновление нормативной базы в области проектирования легкорельсового транспорта, реализацию пилотных проектов в области легкорельсового транспорта.
В стратегии о метрополитенах не сказано ничего — строительство подземок в городах не просто не в приоритете, этот вид общественного транспорта даже не рассматривают.
Между тем доктор технических наук, заведующий кафедрой управления и защиты информации Российского университета транспорта Леонид Баранов выразил мнение, что как раз подземный транспорт «всегда эффективен».
— Число автомобилей в городах растет, городская инфраструктура в принципе с этим не справляется. Многие переходят на городской транспорт, у которого появились выделенные полосы, но из-за этого увеличилось время проезда до работы на автомобиле, — заметил Баранов. — Решение вопроса — внеуличный транспорт, каковым является метро.
Он подчеркивает, что даже если вести речь не о метро, то в любом случае нужно говорить о развитии внеуличного транспорта, у каждого вида которого есть свои сложности — даже для воздушного нужно предусматривать транспортные коридоры.
— В остальных российских городах, где нет метро, никаких шансов на его строительство нет, — уверяет между тем Павел Зюзин. — Строительство метро по советскому варианту — глубокого заложения — нецелесообразно ни в коем случае. Нужно искать альтернативы, а альтернативы есть в развитии существующих трамвайных сетей.
Александр Пузанов полагает, что в ряде случае без метро действительно не обойтись, но нужно рассматривать каждый город индивидуально.
— Другое дело, что у нас линейка других видов общественного транспорта достаточно слабо развита, — заметил Пузанов. — ЛРТ (легкорельсовый транспорт. — «Известия») — это то, что развивается во всем мире, так называемое легкое метро, но у нас его развитие пока на уровне разговоров. А оно могло бы стать альтернативой.
Пример успешного внедрения другого типа общественного транспорта Пузанов видит в Волгограде: там курсирует скоростной трамвай.
— Волгоград — это такой линейный город, 70 км вдоль Волги — и три ряда основных проспектов, — говорит Пузанов. — В такой линейной структуре основные перемещения масс людей идут в одном направлении, вдоль этой городской оси.
По его мнению, в ряде других городов можно было бы применить этот опыт. Павел Зюзин с ним согласен и, более того, предлагает даже челябинское недостроенное метро объединить с трамвайной сетью и создать общественный скоростной транспорт по волгоградскому принципу.
Заглянуть за горизонт
Между тем решать вопросы общественного транспорта ряду городов просто необходимо. Например, активно развивающемуся сейчас Краснодару, где о строительстве наземного или подземного метро говорят давно, но до дела пока не дошло.
— Ответ на вопрос, нужно ли строить метро в каждом конкретном городе, может быть очень разным, и проект надо рассматривать не сам по себе, а в контексте стратегии пространственного развития города — нужно ли оно в рамках этой стратегии или нет. Нужно заглянуть за горизонт 10 лет, — говорит Александр Пузанов.
— Например, Краснодар — бурно развивающийся город, и рано или поздно ему будут нужны кардинальные решения транспортного вопроса. Причем не только Краснодару, ведь метро может выполнять и функцию агломерации.
С каким трудом Москва пробивала станции метро за пределы границ города, в Московскую область, хотя социальная и экономическая необходимость были очевидны.
Он отметил, что кардинальные транспортные решения нужно принимать, только глубоко разобравшись в каждом конкретном случае.