Для регионов могут ввести показатели эффективности строительства

Блог

Для регионов могут ввести показатели эффективности строительства

Советы успешного ТОП-менеджера – это принципы, руководствуясь которыми удается достичь успеха в бизнесе. Это набор инструментов и правил, с помощью которых, менеджер достигает поставленных целей. В своей книге «Бизнес это…

19 октября

Первый Эксперт

Для регионов могут ввести показатели эффективности строительства

А/Б тестирование сайта А/В тестирование — это определения наилучшей ценности вашего сообщения, которое вы хотите донести до своей целевой аудитории. Как много в вашей маркетинговой интернет стратегии, основано на том,…

16 июля

Первый Эксперт

Для регионов могут ввести показатели эффективности строительства

Спиральная динамика – это теория описывающая уровни развития личности человека и руководителя, команды и организации. Это естественное, природное, логичное движение снизу вверх, открывающее путь к развитию в новый мир ценностей,…

2 июня

Первый Эксперт

Для регионов могут ввести показатели эффективности строительства

Управление эффективностью Управление эффективностью – это комплекс мероприятий позволяющих своевременно выявлять и корректировать отклонения организации от заданных целей. Сравнивая системы управления западных и российских компаний можно увидеть множество различий в…

5 апреля

Первый Эксперт

Для регионов могут ввести показатели эффективности строительства

10 важных уроков управления интернет магазином от автора книги «Доставляя счастье» и создателя магазина Zappos.com — Тони Шея. Урок 1. Интернет-торговля строится на постоянных клиентах Когда Zappos был запущен в…

1 марта

Первый Эксперт

Для регионов могут ввести показатели эффективности строительства

«Наша философия заключалась в том, чтобы большую часть денег, которые мы могли потратить на рекламу, инвестировать в улучшение обслуживания клиентов и формирование у них положительного впечатления о компании, а маркетингом пусть занимаются наши покупатели,…

24 февраля

Первый Эксперт

Для регионов могут ввести показатели эффективности строительства

SCRUM — управление проектами Scrum — наиболее действенная и популярная методология управления проектами при разработки информационных систем и программного обеспечения. Созданная сравнительно недавно, изначально свою известность методика обрела благодаря применению…

17 февраля

Alex

Для регионов могут ввести показатели эффективности строительства

Коучинг как стиль управления Коучинговый подход в управлении – это отказ от директивного руководства. Это изменение культуры компании и пробуждение внутренней мотивации ее сотрудников. Применение коучинга позволяет максимально раскрыть индивидуальный…

3 февраля

Alex

Для регионов могут ввести показатели эффективности строительства

Предприниматель Андрей Кривенко начал свой бизнес, уволившись с должности финансового директора компании-производителя рыбы в 2008 году. Найти новую работу в кризис оказалось непросто, и он стал искать проблему, на решении…

30 января

Первый Эксперт

Для регионов могут ввести показатели эффективности строительства

Поставь сотрудников на первое место Корпоративная философия Ричарда Брэнсона о том, что «люди — наш величайший актив», была провозглашена им совсем не для того, чтобы произвести хорошее впечатление на своих…

28 января

Первый Эксперт

«Стремление к партнерству объясняется одной простой причиной: преуспеть в бизнесе гораздо проще вместе с партнером, чем без него. Деловых людей, которые добились значительного успеха, объединив свои сильные стороны, гораздо больше,…

15 января

Первый Эксперт

Правила делегирования Друзья, сегодня поговорим про правила делегирования и их важность в бизнесе. Этот вопрос — один из самых болезненных не только в российском, но и международном бизнесе. Начну с одной…

10 января

Первый Эксперт

Про смысл жизни простым языком рассуждает Петр Мамонов – незаурядная личность, российский рок-музыкант, артист и певец, бывший лидер группы «Звуки Му». Живет просто, не пытаясь никому понравиться, не стараясь никого…

8 января

Первый Эксперт

Горизонтальная структура управления — это отсутствие вертикальных уровней управления в организации, присущих традиционной модели управления. Ее основой являются самоорганизующиеся команды. Практически все компании мира сейчас сталкиваются с одной задачей —…

8 декабря

Первый Эксперт

Задачи гендиректора зависят от состояния компании. Одни строят и созидают, другие лишь поддерживают набранный темп в условиях стабильной экономики при сложившейся бизнес-модели. ДЖЕФФРИ ИММЕЛЬТ (JEFFREY R. IMMELT), ех-CEO General Electric, поделился, как…

29 ноября

Первый Эксперт

«Обычно мы считаем, что процессы и менеджмент — это что-то скучное и унылое, а стартапы — динамичное и увлекательное. Но вот что действительно увлекательно — так это видеть, как стартап…

17 ноября

Первый Эксперт

Интервью с главным управляющим директором «Альфа-банка» Алексеем Марей о секретах управления, корпоративной культуре и бизнес-правилах. Вы работаете в «Альфа-банке» уже 13 лет. Не устали? Нет, ни секунды. Здесь то место,…

6 ноября

Первый Эксперт

5 сентября в рамках совместной работы по сбору материала для новой книги, профессора школы менеджмента австралийского университета University of NSW Линдена Брауна, было взято интервью у Олега Лега, создателя, вдохновителя…

3 ноября

Первый Эксперт

Есть известная (но, возможно, апокрифическая) история о том, как теория относительности пришла в голову Альберту Эйнштейну, когда он ехал на велосипеде. Говорят, что Уоррен Баффет читает не меньше шести часов…

28 октября

Первый Эксперт

Показатели оценки инвестиционного проекта

Зачем нужен инвестпроект

Инвестиционные проект составляют, чтобы привлечь инвестиции для реализации идеи. При этом инвестиции должны быть целесообразными, иметь конкретные сроки и установленные объёмы.

Когда инвесторы рассматривают проекты, они хотят найти способ сохранить или приумножить капитал. Чтобы сделать грамотный выбор, они оценивают потенциальный доход, сроки и риски.

В статье мы разберём, какие существуют методы для оценки инвестпроектов, какие показатели рассматривают инвесторы и как их рассчитать.

  • Основные показатели оценки инвестпроектов
  • Существуют два типа современных методов оценки инвестиционных показателей: статистические и методы, основанные на дисконтировании.
  • Главное отличие статистических от методов дисконтирования в том, что они не учитывают временную стоимость денег.

В 1999 г. ученые Грэм и Харви попытались выяснить, какие методы используют в практике финансовые директоры американских компаний. Они отправили анкету 4440 компаниям, в которой просили указать наиболее часто используемые методы оценки проектов. Ответы были получены от 392 респондентов.

Результаты исследования показали, что крупные фирмы (с уровнем продаж до 1 млрд $) предпочитают показатели внутренней нормы доходности (IRR) и чистой дисконтированной стоимости (NPV), не всегда принимая в расчёт срок окупаемости (PBP) и дисконтированный срок окупаемости (DPP) в отличие от маленьких предприятий (с уровнем продаж до 100 млн $) [Graham, Harvey, 2001].

Для регионов могут ввести показатели эффективности строительства

Самые популярные показатели инвестпроектов. США, 2001

Деньги сегодня — ценнее, чем завтра

Правило основано на концепции временной стоимости денег, когда иметь 100 рублей сегодня — выгоднее, чем 100 рублей завтра.

Есть два проекта с одинаковыми вложениями и отдачей, но в разное время. Согласно концепции — предпочтительнее тот, который вернёт деньги быстрее — проект Б, так как полученные за два года возврат и проценты можно инвестировать в другие проекты.

Период Проект А Проект Б
0 -100 -100
1 30 75
2 30 75
3 30
4 30
5 30

Выше риски — больше отдача

Вложения в менее надёжный проект увеличивают риск потерять деньги. Есть два варианта: положить деньги в банк под 10% годовых или инвестировать в стартап под 20%. На первый взгляд, вложения в стартап принесут больший доход, но стоит учитывать более высокий риск потерять деньги.

Если сравнивать проекты:

  • с одинаковым доходом, то предпочтительнее проекты с меньшим риском;
  • с одинаковыми рисками, то предпочтительнее проекты с более высоким доходом.

Период, в течение которого проект окупает инвестиции.

Есть два проекта с разными вложениями и доходом.

Период Проект А Проект Б
0 -100 -10
1 50 15
2 50 15
3 50 15
Итого 150 45

Проект А принесёт больше, чем Проект Б, но он требует более высокую сумму инвестиций для возврата. Кроме того, проект Б вернёт вложенные деньги быстрее и больше на каждый вложенный рубль.

Какой выбрать — зависит от стратегии инвесторов. Некоторые инвесторы устанавливают лимит на срок окупаемости, например, не принимают проекты, которые окупаются больше года.

В таком случае проект Б является более привлекательным, несмотря на меньшую прибыль.

Чтобы высчитать срок окупаемости, нужно разделить инвестиции на среднегодовую прибыль. Для проекта А средняя ежегодная прибыль равна 50, поэтому 100/50 = 2 года — срок, за который окупится проект. Среднегодовая прибыль проекта Б — 15, значит 10/15 = 2/3 года = 8 месяцев — срок окупаемости проекта Б.

Срок окупаемости ещё не говорит о прибыльности проекта, потому что не учитывает риски. Чтобы учесть все факторы оценки инвестиционных показателей в экономической теории появились понятия дисконтирования и NPV.

Читайте также:  В москве 40% квартир в новостройках — 1-комнатные

Допустим, что инвесторы вкладывают деньги в проект под 10% годовых.

Сегодня Через год Через 2 года
Инвестиции 100 ₽ 110 ₽ 121 ₽

Возврат 110₽ через год равен возврату 121₽ через два года. В случае если владельцы проектов отказажутся от проекта до старта, им придётся вернуть инвестору 100₽ без процентов. Из этого следует, что 100₽ сегодня, 110₽ через год и 121₽ через два года — эквивалентны.

Дисконтирование основывается на приведении к подобной эквивалентности — мы пытаемся увидеть, сколько стоят будущие деньги в «сегодняшних деньгах».

Для дисконтирования денежных потоков используют формулу:

Для регионов могут ввести показатели эффективности строительства

Дисконтированные денежные потоки, формула расчета

  1. n, t — количество временных периодов;
  2. CF — денежный поток;
  3. i — ставка дисконтирования или процент, при котором инвесторы готовы инвестировать деньги в проект.
  4. Чтобы получить чистую дисконтированную стоимость (Net Present Value — NPV) — стоимость проекта в «сегодняшних деньгах», нужно сложить все дисконтированные денежные потоки и вычесть первоначальные инвестиции.
  • Если NPV >0 — проект стоит принять, он принесёт больше, чем требуется инвесторам.
  • При NPV r — требуемый инвесторами доход меньше IRR, значит проект стоит принять.
  • IRR < r — отказаться, потому что проект не принесёт требуемого дохода инвесторам.

Когда мы сравниваем несколько проектов или финансовых инструментов с одинаковой ставкой дисконтирования, предпочтительнее те, чьи показатели IRR выше.

Воспользуемся формулой «ВСД» в Excel. Она нужна, чтобы рассчитывать показатель IRR.

Период CF
0 -500
1 100
2 200
3 300
4 400
IRR = 27%

Показатель IRR составляет 27%. При ставке дисконтирования 12%, IRR> r, поэтому проект стоит рассматривать.

Дисконтированный срок окупаемости (Discounted Payback Period = DPP) показывает за какой период времени сумма дисконтированных денежных потоков покроет все дисконтированные инвестиционные затраты. То есть, с какого момента инвестор окупит затраты и начнет получать дополнительную прибыль.

При использовании этого метода в сравнении нескольких проектов, стоит выбирать тот, который имеет меньшее значение DPP.

Формула для расчёта:

Для регионов могут ввести показатели эффективности строительства

Дисконтированный срок окупаемости, формула расчета

Рассчитаем дисконтированный срок окупаемости для проекта: сумма инвестиций — 500 руб., срок денежных потоков — 4 лет, ставка дисконтирования — 12%

Для регионов могут ввести показатели эффективности строительства

Срок окупаемости проекта составит 3 года, так как именно в этот период сумма денежных потоков превысит сумму первоначальных инвестиций.

Дисконтированный срок окупаемости проекта — 4 года.

Для регионов могут ввести показатели эффективности строительства

Разница обычного и дисконтированного срока окупаемости

Если для оценки проектов используется только этот метод, то из нескольких альтернативных проектов при равных условиях принимается тот проект, который имеет меньшее значение DPP. Недостаток метода в том, что он не учитывает денежные потоки, которые могут быть получены после завершения периода окупаемости.

Индекс прибыльности (Profitability Index — PI) — это отношение NPV к дисконтированному объему инвестиций. Он показывает сколько дополнительных рублей получит инвестор на каждый вложенный рубль.

Индекс считают по формуле:

Для регионов могут ввести показатели эффективности строительства

Индекс прибыльности, формула расчета.

  1. где I — первоначальные инвестиции,
  2. PV — дисконтированный доход за период времени t,
  3. R — ставка дисконтирования.

В нашем примере PV = 716,47. Чтобы рассчитать PI, нужно разделить PV на I (сумму первоначальных инвестиций: 716,47/500 = 1,43.

PI — показатель, который покажет сколько прибыли принесёт проект при требуемой ставке дисконтирования на каждый вложенный рубль.

Подробнее по теме:

Герасименко А.В., Финансовый менеджмент — это просто. — Москва: Альпина Паблишер, 2019.

Сайт: «Корпоративный менеджмент», https://www.cfin.ru/finanalysis/invest

Сайт: «Финансы и МСФО: теория и практика», http://msfo-dipifr.ru/

Посмотреть примеры инвестпроектов в разделе «Инвестиции»

Квадратные меры

Как уточнили в аппарате Мутко, планируется, что каждый регион разработает свою шестилетнюю программу реализации нацпроекта. Региональные программы будут включать конкретный план действий по достижению целевых показателей. «Каждому региону будут определены целевые показатели. Это будет ориентиром для каждого руководителя субъекта РФ», — пояснили в правительстве.

По словам источник РБК, близкого к правительству, эти показатели станут своеобразными KPI (ключевые показатели эффективности, от англ. Key Performance Indicators. — РБК) для губернаторов.

В планах регионов будет прописан ряд основных показателей, ключевыми станут два — обеспеченность жильем и доступность жилья, а также объем ввода квадратных метров жилья в год и показатели по программе аварийного жилья.

Согласовывать планы регионов будет Минстрой. «Показатели обсуждаются с регионами. К середине декабря будут сформированы региональные программы», — уточнили РБК в пресс-службе Минстроя.

Эффективность работы региональных властей правительство оценивает с 2012 года — тогда был опубликован соответствующий указ президента.

В 2017 году премьер Дмитрий Медведев утвердил методику расчета девяти новых показателей эффективности губернаторов.

С 2020 года новые показатели будут применяться при оценке эффективности работы по повышению уровня социально-экономического развития, а с 2021-го — при оценке достижения высоких темпов наращивания экономического потенциала регионов.

В 2016 году Владимир Путин дал поручение правительству совместно с Центробанком подготовить предложения по введению ключевых показателей эффективности для оценки работы руководителей федеральных органов власти. KPI должны были соответствовать параметрам целевого сценария социально-экономического развития России.

В октябре 2017 года стало известно, что Минэкономразвития доработало законопроект о государственном и муниципальном контроле и надзоре. Один из ключевых блоков документа — оценка эффективности.

Предлагается установить внутри- и межведомственные KPI, порядок создания этих нормативов утвердит президент.

Показателем эффективности предлагалось сделать размер ущерба гражданам и государству, причиненными явлениями, которые должны были устранить надзорные органы и т.п.

Власти Москвы в 2013 году сообщали о разработке критериев оценки работы глав управ. Среди критериев назывались благоустройство района, состояние торговли, уровень управления жилищным фондом, строительство, взаимодействие с населением и т.п.

Какими будут последствия, если план не выполнят?

За невыполнение показателей в рамках нацпроектов будут применяться «меры бюджетного принуждения», которые определены при невыполнении показателей результативности на основании постановления правительства № 999, поясняет источник РБК, близкий к обсуждению этого вопроса.

Для регионов могут ввести показатели эффективности строительства

Александр Тарасенков / Интерпресс / ТАСС

В этом постановлении, которое вступило в силу в январе 2015 года, утверждены правила предоставления субсидий из федерального бюджета бюджетам регионов. В постановлении указано, что, если регион не выполнил условия предоставления субсидий, деньги нужно вернуть.

Сумма возврата зависит от того, каких показателей результативности использования субсидии удалось достичь, а каких — нет.

В Бюджетном кодексе России, на который ссылается постановление, к бюджетным мерам принуждения относятся в том числе приостановка или сокращение предоставления субсидий.

Зачем понадобился «строительный» KPI?

Для тех регионов, которые будут выполнять плановые показатели программы, предусмотрен «бонус». После утверждения региональной составляющей нацпроекта правительство планирует рассмотреть различные варианты поддержки строительной отрасли в регионах, отмечают в аппарате Мутко.

В паспорте нацпроекта указано, что на проект «Жилье» из федерального бюджета в 2019–2024 годах будет выделено 189,77 млрд руб. Большую часть средств, 183,77 млрд руб., получат регионы для стимулирования строительства жилья. Кроме того, предусмотрено, что еще 81,43 млрд руб. выделят сами регионы.

Главной мерой поддержки, которая могла бы помочь развитию в регионах, председатель совета директоров ГК «Гранель» Андрей Назаров называет помощь в финансировании строительства инфраструктуры. «Чтобы простимулировать отрасль в регионах и как-то подтолкнуть жилищное строительство, необходимо, чтобы развивались территории.

Строительство пойдет естественным путем развития, если регион будет доступен, поэтому одно из наиболее приоритетных направлений для финансирования — инфраструктура», — поясняет Назаров. С такой позицией соглашается партнер «Лидер Групп» Александр Рассудов. «Но 184 млрд руб. — сумма небольшая.

Вряд ли ее дождутся регионы вроде Москвы и Петербурга, в которых строительство и так идет активно», — добавляет Рассудов.

«Для каждого региона должен быть свой план. Например, в некоторых регионах изношены коммуникации, особенно в центральных частях городов. Где-то мало инфраструктуры.

А где-то нужно сделать акцент на развитии общественных пространств», — говорит финансовый директор компании «Талан» (строит жилье в 14 регионах) Евгений Романенко, добавляя, что адаптация параметров нацпроекта к конкретному региону поспособствует его общей эффективности.

Читайте также:  Налог с аренды: варианты для тех, кто сдает квартиру

Андрей Назаров добавляет, что нужно также улучшать качество городской среды.

«Без качественной комфортной городской среды миграция из регионов только усилится, платежеспособного населения будет все меньше и строить будет не для кого», — говорит Назаров.

Поддержать спрос может и субсидирование ипотечных ставок, отмечают в «Гранель». Но этот «бонус» может дать только Минфин, на котором лежит выполнение нацпроекта в части доступности ипотеки.

Что это значит для строителей?

Сейчас по всей России в стадии строительства находится 130 млн кв. м жилья, приводил в октябре данные «Дом.РФ». Но распределение по регионам неравномерное — 25% всей стройки приходится на пять регионов: Москва, Московская область, Санкт-Петербург, Краснодарский край и Ленинградская область.

Показатели нацпроекта для каждого региона вряд ли помогут победить этот дисбаланс, но это может косвенно повлиять на инвестиционный климат в регионах.

«Может быть, благодаря этому уменьшатся излишние административные барьеры и противостояния при получении разрешения на строительство и разрешения на ввод, что сейчас бывает. Это сделает власти регионов более заинтересованными в развитии строительства», — говорит Александр Рассудов.

Но для увеличения строительства жилья нужно, по его словам, чтобы увеличивался платежеспособный спрос. «Иначе это все слишком напоминает советский госплан», — добавляет Рассудов.

Об изменениях в оценке эффективности работы глав регионов и деятельности органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации

В феврале текущего года опубликован Указ Президента Российской Федерации от 04.02.2021 № 68(далее – Указ), регламентирующий вопросы оценки эффективности деятельности высших должностных лиц и органов власти на региональном уровне. Ранее действующий документ от 25 апреля 2019 г. № 193 утратил свою силу.

Новый Указ утверждает обновленный перечень показателей для оценки эффективности деятельности высших должностных лиц (руководителей высших исполнительных органов государственной власти) и деятельности органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации и вступает в силу с 04 февраля 2021 года. Таким образом, оценка результатов деятельности в регионах по итогам 2021 года будет осуществляться на основе новых показателей эффективности.

Для регионов могут ввести показатели эффективности строительства

Одним из значительных изменений является то, что из действующего Указа исключен пункт о необходимости ежегодного предоставления высшими должностными лицами (руководителями ВИОГВ) субъектов Российской Федерации докладов о достигнутых за отчетный период значениях (уровнях) показателей. Таким образом, планирование контролируемых показателей  и доклады об их достижении теперь полностью  возложено на Правительство Российской Федерации.

Отметим также произошедшее изменение сроков предоставления Правительством Российской Федерации Президенту Российской Федерации следующих документов:

  • доклад о достигнутых субъектами РФ за отчетный период (прошедший год) фактических значениях (уровнях) показателей, предусмотренных пунктами 2 — 20 перечня, — ежегодно, до 1 июня (ранее до 1 мая);
  • предложения по распределению между субъектами РФ грантов на основе достигнутых за отчетный период (прошедший год) фактических значений (уровней) показателей, предусмотренных перечнем, — ежегодно, до 1 июля (ранее до 1 апреля).

В остальном общая схема взаимодействия органов власти в условиях действия Указа не претерпела каких-либо изменений.

Что касается самих показателей, то они существенно изменились. Во-первых, увеличилось общее количество показателей с 15 до 20. Обновлённый перечень показателей оценки, установленный Указом, приведен в таблице 1.

Таблица 1. Перечень показателей для оценки эффективности деятельности высших должностных лиц (руководителей высших исполнительных органов государственной власти) субъектов Российской Федерации и деятельности органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, утверждённый Указом Президента Российской Федерации от 04.02.2021 № 68

Наименование
1 Доверие к власти (доверие к Президенту Российской Федерации, высшим должностным лицам (руководителям высших исполнительных органов государственной власти) субъектов Российской Федерации, уровень которого определяется, в том числе посредством оценки общественного мнения в отношении достижения в субъектах Российской Федерации национальных целей развития Российской Федерации).
2 Численность населения субъекта Российской Федерации.
3 Ожидаемая продолжительность жизни при рождении.
4 Уровень бедности.
5 Доля граждан, систематически занимающихся физической культурой и спортом.
6 Уровень образования.
7 Эффективность системы выявления, поддержки и развития способностей и талантов у детей и молодежи
8 Доля граждан, занимающихся добровольческой (волонтерской) деятельностью.
9 Условия для воспитания гармонично развитой и социально ответственной личности.
10 Число посещений культурных мероприятий.
11 Количество семей, улучшивших жилищные условия.
12 Объем жилищного строительства.
13 Качество городской среды.
14 Доля дорожной сети в крупнейших городских агломерациях, соответствующая нормативам.
15 Качество окружающей среды.
16 Темп роста (индекс роста) реальной среднемесячной заработной платы.
17 Темп роста (индекс роста) реального среднедушевого денежного дохода населения.
18 Темп роста (индекс роста) физического объема инвестиций в основной капитал, за исключением инвестиций инфраструктурных монополий (федеральные проекты) и бюджетных ассигнований федерального бюджета.
19 Численность занятых в сфере малого и среднего предпринимательства, включая индивидуальных предпринимателей и самозанятых.
20 «Цифровая зрелость» органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления и организаций в сфере здравоохранения, образования, городского хозяйства и строительства, общественного транспорта, подразумевающая использование ими отечественных информационно-технологических решений.

Среди них шесть показателей остались абсолютно неизменными:

  • Ожидаемая продолжительность жизни при рождении.
  • Уровень бедности.
  • Уровень образования.
  • Количество семей, улучшивших жилищные условия.
  • Качество окружающей среды.
  • Численность занятых в сфере малого и среднего предпринимательства, включая индивидуальных предпринимателей и самозанятых.

Среди  «выбывших» показателей:

  • Количество высокопроизводительных рабочих мест во внебюджетном секторе экономики.
  • Производительность труда в базовых несырьевых отраслях экономики.

Есть показатели, у которых изменилась «формула», т.е. оцениваться, по сути будет то же самое, но изменится методика расчета показателя. Это, например, такой показатель, как «Темп роста (индекс роста) реальной среднемесячной заработной платы», который ранее был сформулирован как «Уровень реальной среднемесячной заработной платы».

Есть и совершенно новые показатели, в введении которых отчетливо прослеживается цель по приведению показателей в соответствие с национальными целями развития до 2030 года, определенными в Указе Президента РФ № 474 «О национальных целях развития до 2030 года». Так, уровень доверия к власти теперь определяется, в том числе посредством оценки общественного мнения в отношении достижения в субъектах Российской Федерации национальных целей развития Российской Федерации.

Достижение новой национальной цели «Возможности для самореализации и развития талантов» будут характеризовать такие вновь введенные показатели, как:

  • Эффективность системы выявления, поддержки и развития способностей и талантов у детей и молодежи.
  • Доля граждан, занимающихся добровольческой (волонтерской) деятельностью.
  • Условия для воспитания гармонично развитой и социально ответственной личности.
  • Число посещений культурных мероприятий.
  • Доля граждан, систематически занимающихся физической культурой и спортом.

Отдельно стоит остановиться на новом показателе «»Цифровая зрелость» органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления и организаций в сфере здравоохранения, образования, городского хозяйства и строительства, общественного транспорта, подразумевающая использование ими отечественных информационно-технологических решений», который коррелирует с национальной целью «цифровая трансформация». В свете активно проводимой работы по цифровизации государственного управления данный показатель представляет особый интерес, рассмотрим его  подробнее.

Мониторинг эффективности региональных инвестиционных проектов | Современные технологии управления

Актуальность

Проблемы мониторинга оценки эффективности региональных инвестиционных проектов  встают достаточно остро в период развития рыночных отношений в РФ.

  Условия, формы финансирования, выбор объектов финансирования, алгоритм оценки хода реализации региональных инвестиционных проектов, эффективное освоение денежных средств являются вопросами, наиболее обсуждаемыми как в научной среде.

Решением проблемы занимаются органы государственной власти на федеральном и региональном уровнях. Но ряд проблем в настоящее время до сих пор требует научно-обоснованных решений.

Читайте также:  Власти Севастополя препятствуют вводу 3 жилых домов без причин

Изученность проблемы

Проблематика вопросов оценки эффективности региональных инвестиционных проектов  поставлена в научных трудах ученых.

В частности, в начале первого десятилетия ХХI века ряд российских ученых, в том числе Золотов А.В. [11],  Кораблев В.Г. [12], Сбитнев А.Е.  [14], Якупова Л.В.

[15], посвятили свои диссертационные исследования проблемам оценки эффективности финансирования и реализации региональных проектов.

Изучению зарубежного опыта проектного финансирования посвятили свою научную работу Воронина Л.А., Колкарева Э.Н., Алексеенко A.A., Узунчикоян Л.В. [10]. Авторы приходят к выводу  о том, что крупные инвестиционные проекты высокочувствительны к изменениям в политической и правовой сферах.

Поэтому они утверждают, что  точное прогнозирование реализации и оценки проектов должно осуществляться с применением современных научно обоснованных методов, а эффективность оцениваться по комплексной системе показателей, включающей социальные, экологические, экономические, технологические и геополитические аспекты.

Авторы предлагают в качестве интегрированного показателя эффективности крупного инвестиционного проекта на региональном уровне использовать показатель его системной конкурентоспособности.

Парфеновой Е.Н. [13] в 2009 г.

предложено создание оптимальных критериев анализа региональных инвестиционных проектов, которые позволят учитывать индивидуальные предпочтения и приоритеты каждого субъекта Российской Федерации.

Автор предполагает, что это даст возможность выбрать наилучший проект, направленный на укрепление и рост региональной экономики, ориентированной на повышение уровня и качества жизни населения.

Рассматривая факторы экономического роста производства в современных условиях российской экономики, условия повышения инвестиционной активности в регионе, Булгакова Н.В., Шураева К.В. [8], Афанасьева Л.В.

[7] акцентируют внимание на методах оценки эффективности региональных инвестиционных проектов.

Именно они, по мнению авторов, играют определяющую роль при выборе возможных вариантов вложения бюджетных денежных средств в реализацию проектных решений.

В 2009 г. в журнале «Имущественные отношения в Российской Федерации» Вершинина В.В., Железный В.Б.

[9] излагают результаты обсуждения проблемы разработки новой редакции Методики расчета показателей и применения критериев эффективности региональных инвестиционных проектов, применяемой в Министерстве регионального развития Российской Федерации для отбора проектов, претендующих на финансирование с привлечением средств Инвестиционного фонда Российской Федерации. Обсуждение проходило 25 марта 2009 года в рамках постоянно действующего семинара «Анализ инвестиционных проектов» в Институте системного анализа Российской академии наук.

Нормативно-правовая база мониторинга оценки эффективности региональных инвестиционных проектов

Рассмотрим  основные положения нормативно-правовой базы мониторинга оценки эффективности региональных инвестиционных проектов.

Согласно правилам отбора и координации реализации приоритетных инвестиционных проектов федеральных округов [3], утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 3 августа 2011 г. N 648, координатором мониторинга реализации инвестиционного проекта является федеральный орган исполнительной власти.

Согласно данной методике 2009 г. [4] эффективность региональных инвестиционных проектов определяется на основе совокупности групп показателей эффективности.

Таблица 1 — Показатели эффективности региональных инвестиционных проектов

Показатели Методики определения  показателей
Показатель экономической эффективности Определяется как часть суммарного за все годы реализации регионального инвестиционного проекта произведенного объема валового регионального продукта в субъекте Российской Федерации, который может быть обеспечен в результате реализации указанного инвестиционного проекта
Показатели финансовой эффективности Определяются как чистая приведенная стоимость проектов и внутренняя норма доходности проектов.
Показатель бюджетной эффективности Определяется как отношение дисконтированных налоговых поступлений в бюджеты различных уровней бюджетной системы Российской Федерации, обусловленных реализацией данных проектов, к дисконтированному объему бюджетных ассигнований Фонда
Показателями социального эффекта Являются:
а) повышение уровня занятости населения в трудоспособном возрасте;
б) повышение уровня обеспеченности населения благоустроенным жильем;
в) улучшение состояния окружающей среды;
г) повышение доступности и качества услуг населению в сфере транспорта, здравоохранения, образования, физической культуры и спорта, культуры, жилищно-коммунального хозяйства.

Требования к составу результатов финансовых прогнозов утверждены Едиными стандартами «Общие правила подготовки региональных инвестиционных проектов для рассмотрения Экспертным Советом по региональной инвестиционной политике при министерстве регионального развития российской федерации» [1].  Согласно этим правилам всех финансовые показателей (коэффициенты) рассчитываются в финансовой модели.

Таблица 2 – Показатели эффективности в финансовой модели региональных инвестиционных проектов

Группы показателей Показатели
Показатели инвестиционной привлекательности
  • Показатели инвестиционной привлекательности по проекту в целом – чистая приведенная стоимость проекта (NPVproject), дисконтированный период окупаемости проекта (DPBРproject);
  • Показатели инвестиционной привлекательности для отдельных Участников проекта: для собственников (указывается в случае, если рассматривается возможность предоставления Инвесторами долевого финансирования по проекту) – внутренняя норма доходности для собственников (IRRequity); для иных Участников проекта (указывается по усмотрению Инициатора проекта* ·);
  • Также по усмотрению составителей финансовой модели могут быть включены другие показатели, если это требуется в силу отраслевых или иных особенностей проекта.
Показатели финансовой устойчивости
  • Показатели обслуживания (покрытия) долга: коэффициент покрытия процентных выплат (Interest coverage ratio, EBIT/проценты), коэффициент покрытия выплат по обслуживанию долга операционными денежными потоками (Debt Service Coverage Ratio, DSCR), коэффициент покрытия долга денежными потоками, доступными для обслуживания долга, в период погашения долга (Loan Life Coverage Ratio, LLCR);
  • Показатели долговой нагрузки: Долг/Собственный капитал, Долг/EBITDA, Долг/CFADS;
  • Также по усмотрению составителей финансовой модели могут быть включены другие показатели, если это требуется в силу отраслевых или иных особенностей проекта. В частности, к показателям покрытия долга также могут быть отнесены:  PLCR (Project Life Coverage Ratio, RLCR (Reserve Life Coverage Ratio).
Показатели ликвидности (платежеспособности)
  • Показатель текущей ликвидности (current ratio), быстрой ликвидности (quick ratio).
  • Также по усмотрению составителей финансовой модели могут быть включены другие показатели, если это требуется в силу отраслевых или иных особенностей проекта.
Показатели бюджетной эффективности
  • В качестве бюджетных доходов, в том числе, могут учитываться:
  • ежегодное увеличение налоговых выплат и иных отчислений в бюджет, а также во внебюджетные фонды;
  • экономия бюджетных средств, складывающая из расходов, запланированных в бюджете, необходимость осуществления которых отпадет в случае реализации данного проекта;
  • дополнительные дивидендные выплаты (в случае предоставления государством долевого (акционерного) финансирования);
  • процентный доход (при предоставлении государством заёмного финансирования);
  • косвенные бюджетные доходы.
Показатели социально-экономической эффективности
  • изменение уровня занятости в процентах, создание дополнительных рабочих мест с указанием количества рабочих мест, создаваемых на стадии строительства и эксплуатации проекта;
  • превышение уровня зарплаты, пособий и иных выплат работникам, участвующим в реализации проекта, над среднеотраслевым / средним в регионе, в процентах;
  • создание новых объектов (реконструкция существующих), повышение качества и перечня услуг в сфере образования, здравоохранения, культуры, спорта, социального обеспечения, жилищно-коммунального хозяйства и т.д.;
  • изменение экологических условий;
  • изменение эффективности использования природных ресурсов.

Прописаны также и отдельные элементы мониторинга эффективности региональных инвестиционных проектов.

Например, заявка на региональный инвестиционный проект должна содержать предложения по контролю за ходом реализации проекта и целевым использованием средств (например, возможность передачи в залог акций Организации, ответственной за реализацию проекта, или основных акционеров Организации, ответственной за реализацию проекта; выделение финансирования в виде траншей) [1].
Алгоритм мониторинга эффективности региональных инвестиционных проектов как по окончании реализации, так и по этапам реализации в нормативно-правовых документах четко не изложен как на федеральном, так и на региональном уровне.  Это приводит к получению неполных сведений о реальной эффективности проектов на различных этапах их реализации, а чаще к отсутствию данных по эффективности. Такая ситуация способствует искажению ситуации на местах в регионах, к завышению, как правило начальной стоимости региональных инвестиционных проектов, не способствует корректировке и оптимизации хода региональных инвестиционных проектов.

Проблемы мониторинга  оценки эффективности региональных инвестиционных проектов

Оставьте комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *