Депутаты предлагают упростить доступ провайдеров в дома

На федеральном портале нормативно-правовых актов появился законопроект Минкомсвязи РФ “О внесении изменений в федеральный закон «О связи» и иные законодательные акты Российской федерации в части обеспечения права граждан на доступ к информации”. В случае принятия и одобрения законопроекта Минкомсвязи, Федеральный закон вступит в силу с 1 января 2017 года.

Предпосылки планируемых изменений

Проект Федерального закона предлагает упростить интернет-провайдерам вход в МКД.

На сегодняшний день операторы связи могут получить доступ к коммуникациям жилого дома, если за это на ОСС проголосует не менее 2/3 собственников помещений в данном МКД.

С учётом того, что общее собрание собственников собирается с трудом и не всегда набирается кворум, собрать столько подписей практически невозможно.

Минкомсвязи предлагает поступить иначе. Так, в законопроекте говорится, если собственники в течение оговоренного срока не реализовали своё право на распоряжение общим имуществом для получения услуг связи, то муниципалитет будет проводить конкурс среди операторов связи. Управляющая организация будет заключать договор с победителем конкурса.

Сейчас операторам приходится договариваться о доступе в МКД с руководителями УК или председателями ТСЖ и соглашаться на их условия и тарифы.

Поэтому целесообразно выработать единые условия доступа провайдеров в МКД.

Но также министерству следует пояснить, на отсутствие каких именно технических условий может ссылаться управляющая организация при отказе в заключении договора с интернет-провайдером.

Депутаты предлагают упростить доступ провайдеров в домаДоговоры ресурсоснабжения между УК и РСО подлежат лицензионному контролю.

О чём законопроект

Как сказано в пояснительной записке к законопроекту Минкомсвязи, министерство беспокоится о необходимости обеспечения граждан интернет-услугами наряду с коммунальными. Однако достижение этих целей невозможно без решения существующих правовых и административных препятствий, тормозящих развитие инфраструктуры связи в МКД.

По закону каждый оператор связи должен использовать принадлежащую ему коммуникационную сеть для оказания услуг пользователям. Для этого каждому интернет-провайдеру необходимо заключить договор на оказание услуг связи с собственником. И только после этого оборудование монтируется на объектах общего имущества МКД.

В настоящее время данный вопрос регламентируется нормами главы 16 ГК РФ и ст.36-38 ЖК РФ. Согласно этим нормам, передача в пользование объектов общего имущества выносится на рассмотрение общего собрания собственников.

Принятие решений об условиях пользования третьими лицами общим имуществом и определении лиц, уполномоченных от имени собственников заключать такие договоры, относится к компетенции ОСС

Сенаторы предложили упростить провайдерам доступ в дома :: Технологии и медиа :: РБК

Группа сенаторов предложила упросить доступ операторам связи в многоквартирные дома: теперь для размещения оборудования им не потребуется получать разрешение двух третей собственников жилья

Депутаты предлагают упростить доступ провайдеров в дома

Владимир Смирнов / ТАСС

В понедельник, 24 декабря, сенаторы Андрей Клишас, Людмила Бокова, Дмитрий Мезенцев и Олег Мельниченко внесли в Госдуму проект поправок в закон «О связи» и другие законодательные акты, предполагающий упрощение доступа в многоквартирные дома для операторов связи (текст законопроекта есть в распоряжении РБК, о его внесении сообщили авторы инициативы).

Согласно Жилищному кодексу сейчас для размещения оборудования связи в многоквартирных жилых домах необходимо, чтобы разрешение на это дали две трети собственников помещений.

«На практике обеспечить присутствие на собрании собственников жилья в количестве, достаточном для исполнения требования закона о принятии решения, практически невозможно.

Поэтому договоры на размещение оборудования связи в жилых домах заключаются с нарушением установленного законодательством порядка либо вообще не заключаются», — отмечается в пояснительной записке к документу.

Компании и лица, управляющие жилым фондом, при согласовании операторам размещения оборудования используют непрозрачные схемы, требуют плату за само размещение и доступ к этому оборудованию впоследствии — около 2% выручки интернет-провайдера в год, указывается в документе.

По оценке Национальной ассоциации домовых инфокоммуникационных сетей, за размещение своего оборудования операторы платят УК не менее 2,5 млрд руб. ежегодно.

Все это «негативно сказывается на темпах создания телекоммуникационной инфраструктуры, качестве и доступности услуг связи, развитии конкуренции».

Согласно внесенному в Госдуму законопроекту операторы смогут получить доступ к общедомовой инфраструктуре по заявлению на подключение от собственника квартиры.

Оператору нужно представить управляющей компании (УК) схему размещения сетей и оборудования. УК должна рассмотреть заявление в течение пяти рабочих дней и в течение трех дней оповестить жильцов.

Собрание собственников жилья в течение трех месяцев сможет принять решение о запрете размещения и демонтаже оборудования.

Интернет-провайдеры уже много лет жалуются на трудности с доступом в многоквартирные дома. Минкомсвязь еще в 2014 году разработала законопроект, упрощающий доступ, но документ раскритиковали из-за противоречий с Жилищным кодексом. Следующая версия законопроекта, представленная в октябре 2016 года, получила отрицательный отзыв государственно-правового управления президента (ГПУ).

После обсуждения инициативы с представителями телеком-отрасли Минкомсвязь представила третий вариант документа, который, как сообщалось в январе 2018 года, находится на согласовании в ГПУ.

В ноябре «Коммерсантъ» писал, что рабочая группа «Связь и ИТ» экспертного совета при правительстве подготовила новую версию законопроекта о недискриминационном доступе операторов связи к инфраструктуре в жилых домах.

Минстрой не согласен с планом Минкомсвязи по упрощению доступа провайдеров в жилые дома

Депутаты предлагают упростить доступ провайдеров в дома

Работа операторов на крышах домов может быть опасна для жильцов, считает Минстрой /Владимир Смирнов

Минстрой против упрощения доступа операторов к внутридомовым коммуникациям многоквартирных домов.

По мнению министерства, исключение необходимости согласования такого доступа с общим собранием собственников (то, что предлагает Минкомсвязи) может ухудшить состояние общего имущества многоквартирных домов – крыш и стен – и сказаться на безопасности проживания в них, передал «Ведомостям» замминистра строительства и ЖКХ Андрей Чибис. О разногласиях Минкомсвязи с Минстроем по этому вопросу говорил на заседании экспертного совета Федеральной антимонопольной службы сотрудник Минкомсвязи, но конкретные претензии он назвать затруднился.

Сейчас оператор может получить доступ к коммуникациям жилого здания, только если заручится согласием 2/3 собственников жилья. Когда речь идет о многоквартирном доме, то собрать столько подписей практически нереально.

Чтобы упростить операторам доступ и повысить конкуренцию на рынке фиксированной связи, Минкомсвязи разработало законопроект, по которому муниципалитет может сам проводить конкурс среди операторов, если собственники жилья в течение оговоренного срока, например года, не дали согласия на прокладку в дом кабеля – т. е. не реализовали свое право на распоряжение общей собственностью с целью получения услуг связи. По проекту закона управляющая компания (УК) заключает с победителем конкурса публичный договор, т. е. другие провайдеры получают право заключить с ней такие же договоры на аналогичных условиях.

Если в 2011 г. «Эр-телеком» потратил на выплаты УК за доступ в жилые здания менее 50 млн руб. (0,5% от выручки), то в 2014 г. на порядок больше – 600 млн руб. (почти 3% выручки), рассказывал гендиректор «Эр-телеком холдинга» Андрей Семериков.

Между Минкомсвязи и Минстроем нет противоречий, уверяет представитель Минкомсвязи Дмитрий Захаров.

Сейчас министерства обсуждают механизмы решения этой проблемы – по одному из сценариев специальный закон для этого приниматься не будет, а Минстрой разработает новые строительные нормы и правила (СНиП), упрощающие работу операторов, рассказывает он. Представитель Минстроя подтвердил, что такое предложение существует.

Сейчас операторы договариваются о доступе в дома с руководителями УК или председателями товариществ собственников жилья (ТСЖ), рассказывает гендиректор «Искрателекома» Алхас Мирзабеков. В Москве средняя плата за доступ в дом, которую провайдер отчисляет УК или ТСЖ, – около 50 руб. с подключенной квартиры в месяц, говорит он.

Если ТСЖ или УК не хотят пускать оператора, то либо устанавливают заградительный тариф – 100–150 руб. с квартиры, либо требуют согласия 2/3 собственников. Единые условия доступа провайдеров в жилые дома необходимы, согласен Мирзабеков, хотя впустить туда всех желающих все равно не удастся.

Тогда надо менять технические регламенты сдачи построенных квартир в эксплуатацию – так, чтобы каждая имела современную кабельную инфраструктуру, добавляет он.

Провайдеры регулярно жалуются на конфликты с УК и ТСЖ. Так, в январе 2015 г.

после конфликта с ТСЖ одного из домов в Южном Тушине все работающие в нем операторы были вынуждены прекратить в нем работу – их оборудование было принудительно демонтировано, рассказывал «Ведомостям» представитель Национальной ассоциации домовых информационно-коммуникационных сетей (НАДИКС). При этом расходы операторов на доступ к внутридомовым коммуникациям растут (см. врез).

Представители НАДИКС обсуждали с Минстроем и Минкомсвязи изменения в свод правил по прокладке кабельных коммуникаций, но итогового документа не видели, передал «Ведомостям» председатель правления ассоциации Леонид Буслаев. Изменения в правила требуют изучения – пока не ясно, например, будут ли они распространяться на весь существующий жилой фонд либо только на новое жилье, говорит представитель группы компаний «Акадо» Денис Рычка.

Норма о необходимости получения согласия 2/3 собственников устарела, считает представитель МТС Дмитрий Солодовников. Предложенная Минкомсвязи процедура не исключает ответственности операторов за сохранность общего имущества жилых домов, уверен он. СНиПы надо менять, потому что сейчас они не учитывают, что в доме могут работать несколько операторов, утверждает он.

«Вымпелком» поддерживает упрощение доступа в многоквартирные дома, говорит его представитель Наталья Ташкеева.

Фас поддержала операторов по доступу в дома | comnews

ФАС поддержала позицию, изложенную в законопроекте об упрощении доступа интернет-провайдеров в многоквартирные жилые дома, по поводу отсутствия платы управляющим компаниям (УК) со стороны операторов за установку оборудования связи.

Читайте также:  Банки будут жестче проверять долговую нагрузку заемщиков

Таким образом, ФАС вступила в заочную полемику с Минстроем РФ, который настаивает на возмездных договорах с УК.

Кроме того, ФАС придерживается позиции, что количество операторов, которые могут «зайти» в дом, должен отрегулировать сам рынок, тогда как Минстрой предлагает четкую законодательную регламентацию их количества.

В минувшую пятницу прошла пресс-конференция в МИА «Россия сегодня», посвященная доступу операторов связи в многоквартирные жилые дома для оказания услуг потребителям.

Согласно озвученным первым заместителем председателя Комитета Совета Федерации по конституционному законодательству и государственному строительству Людмилой Боковой планам, соответствующий закон собираются принять осенью 2019 г.

В данный момент на рассмотрении в Госдуме находится законопроект №614271-7 о внесении изменений в Федеральный закон «О связи» и иные законодательные акты РФ в части обеспечения права граждан на доступ к услугам электросвязи.

Законопроект внесли в Госдуму 24 декабря 2018 г. члены Совета Федерации Людмила Бокова, Андрей Клишас, Дмитрий Мезенцев и Олег Мельниченко.

Он предусматривает создание недискриминационных равных условий доступа (НДД) операторов связи к инфраструктуре многоквартирных домов (МКД).

Операторы не должны платить УК за доступ в дома

Согласно законопроекту, УК не должны взимать плату с операторов за возможность «прийти» в дом и установить оборудование для оказания услуг связи жильцам. В документе поясняется, что оборудование устанавливается в целях организации оказания услуг связи одному из собственников квартир, являющемуся одновременно и сособственником объектов общего имущества дома.

Минстрой поддерживает законопроект, однако предлагает обязать операторов заключать возмездные договоры с УК. «Договор между УК и оператором не может носить безвозмездный характер, — сказали ComNews в пресс-службе министерства на минувшей неделе.

— В этих случаях на УК возлагаются дополнительные обязательства по контролю за выполнением оператором связи работ по монтажу оборудования, разработке и согласованию плана размещения оборудования операторов связи, организации допуска их сотрудников в помещения МКД, обеспечению нормативного использования сетей связи и т.д.

, возмещение за эти услуги должно производиться оператором связи и не может обременять дополнительными расходами жителей дома».

Напротив, ФАС, операторы, представители Совфеда и Экспертного совета при правительстве РФ выступили в пятницу единым фронтом. По их мнению, отношения между операторами и УК должны иметь безвозмездный и бездоговорной характер.

Заместитель руководителя ФАС Анатолий Голомолзин отметил, что нет никаких оснований для взимания платы за вход оператора в дом.

«Экспертный совет при правительстве РФ сделал большую работу и проанализировал все те аспекты, которые УК пытаются включить в договор с операторами связи. Выяснилось, что нет ни одной из предлагаемых услуг, которые в настоящее время уже не оплачивались.

Именно поэтому мы все считаем (Минкомсвязи совсем недавно определилось с позицией), что нет оснований для того, чтобы характер взаимоотношений между операторами связи и УК был договорной и возмездный», — сказал замглавы ФАС.

Экспертный совет при правительстве РФ считает правильным при регулировании этого вопроса ориентироваться на два основных принципа.

«Во-первых, безвозмездный характер доступа операторов связи к общедолевой собственности и взаимоотношений с организациями, которые осуществляют управление многоквартирными домами.

Во-вторых, бездоговорной характер взаимодействия операторов связи с организациями, осуществляющими управление многоквартирным домом», — отметила куратор рабочей группы «Связь и IT» Экспертного совета при правительстве РФ Ирина Левова.

Как рассказала Ирина Левова, ассоциация «Ростелесеть» по просьбе Экспертного совета провела опрос участников ассоциации для оценки масштабов проблематики регионов. По ее словам, только за два дня организация получила более 60 претензий к требованиям УК из 30 городов.

«Большинство участников Ассоциации сталкиваются с проблемами как при строительстве сетей на новой территории, так и при эксплуатации существующих сетей. Существенная доля отмечает, что их (операторов — Прим.

ComNews) принуждают заключать договоры с угрозами демонтажа оборудования», — поделилась результатами она.

По оценкам ФАС, плата операторов управляющим компаниям варьируется от 500 руб. до 80 тыс. руб. ФАС недоумевает по поводу того, за что УК берут деньги с операторов. «Операторы связи за свой счет оказывают все необходимые услуги.

Абоненты уже платят в рамках платы за содержание общедомового имущества. За что еще брать дополнительную плату?» — задается вопросом Анатолий Голомолзин.

Причем, привела пример Ирина Левова, УК не только «выманивают» деньги у провайдеров, но и порой требуют передать в собственность ТСЖ 30 видеокамер.

Президент АО «ЭР-Телеком Холдинг» Андрей Кузяев, выступая от лица телекоммуникационного сообщества, посетовал на то, что масштабы проблемы огромны. По его словам, десятки миллиардов рублей операторы вынуждены тратить на обеспечение доступа в многоквартирные дома.

В то время как эти деньги могли бы пойти на инфраструктуру, развитие новых стандартов и создание цифровых сервисов. «Сегодняшняя ситуация, связанная с управлением доступом в многоквартирные жилые дома, является серой, непрозрачной и, очевидно, создает реальные проблемы для роста и развития телекоммуникационной отрасли всей страны», — озвучил проблему он.

По мнению отрасли, механизм должен быть недискриминационным, безвозмездным и на недоговорной основе.

Интернет-провайдерам хотят упростить доступ в дома. Эксперт объясняет, что это значит для жителей

Проблема «последней мили» достаточно актуальна – до сих пор есть случаи, когда из-за крайне жесткой позиции управляющих компаний люди вынуждены пользоваться дорогим и некачественным интернетом.

В России услуги подключения к интернету относительно недорогие по сравнению с другими странами мира. Так, средний платеж за месяц составляет чуть меньше 10 долларов, тогда как в США интернет обойдется в среднем в 68 долларов, в Великобритании – в 40 долларов, а в Германии в 37 долларов.

Это достигается, в том числе, благодаря конкуренции между разными провайдерами. Россияне обычно могут выбирать одного из нескольких провайдеров, представленных в многоквартирном доме. Но это не всегда и не везде так.

Существует проблема так называемой «последней мили» – права провайдера стать финальным звеном между магистральным каналом и оборудованием клиента.

Другими словами, провайдеров не пускают в дома, и чаще всего это делают управляющие компании. УК могут или отдавать приоритет своим «карманным» провайдерам, или устанавливать плату за подключение домов. По данным ФАС, операторы связи ежегодно платят 2,7 миллиарда рублей за право доступа в многоквартирные дома – и эти деньги в итоге ложатся на абонентов.

До недавнего времени провайдеры боролись с управляющими компаниями через Федеральную антимонопольную службу (ФАС), говорит Анастасия Яремчук, руководитель антимонопольной практики консалтинговой компании RBS. Но в 2016 году это делать стало сложнее: Верховный Суд вопреки сложившейся административной и судебной практике указал на то, что УК не может злоупотреблять доминирующим положением в доме, так как не имеет его.

«После этого операторы связи на несколько лет потеряли рычаг давления на УК. Это поспособствовало продолжению и упрочнению недобросовестного поведения УК, сужению рынка операторов связи и ущемления прав собственников помещений в домах», – говорит Яремчук.

Надежда на лучшее?

Еще год назад на рассмотрение Госдумы был внесен законопроект авторства нескольких представителей Совета Федерации, который гарантирует интернет-провайдерам безвозмездный доступ к инфраструктуре жилых домов.

Законопроект тогда так и не рассмотрели даже в первом чтении – против него выступил парламентский комитет по жилищной политике и ЖКХ. Противники законопроекта настаивают на том, что неограниченный доступ провайдеров несет риски для комфорта граждан.

Тогда в комитете подготовили свои поправки к Жилищному кодексу – управляющим компаниям хотят дать право требовать с провайдеров оплату за электроэнергию, которую использует сетевое оборудование. Против таких поправок выступили сами провайдеры – они считают, что плата за электроэнергию и так включается в коммунальные платежи.

Буквально сегодня стало известно, что в ФАС предоставили положительный отзыв на первоначальный законопроект. Но в комитете Госдумы говорят, что их поправки могут быть добавлены к нему во втором чтении.

Анастасия Яремчук говорит, что законопроект важен для отрасли – он сможет решить проблему, когда жители не могли выбрать провайдера, «неугодного» их управляющей компании. Эксперт считает, что это может повлиять и на стоимость услуг связи:

Данный законопроект имеет важнейшее значение, поскольку сможет разрешить давнюю проблему. Она заключается в фактической невозможности жителей многоквартирных домов получить услуги интернет-провайдеров, «не угодных» управляющим компаниям (УК) таких домов.

Новые поправки повлияют на расширение круга участников рынка связи (интернет-провайдеров), поскольку не будут ограничены лишь хорошими взаимоотношениями с УК, а смогут «выходить» напрямую к жителям многоквартирных домов. Увеличение конкурентной среды, безусловно, повлечет за собой развитие данной сферы.

Собственники жилья приобретут право выбора наилучших и наиболее выгодных для себя условий среди множества предлагаемых услуг, не ограничиваясь только тем оператором, который уже есть в доме.

Возможно, это также повлияет и на стоимость оказываемых услуг: операторы, находящиеся в состоянии конкуренции, стараются предлагать выгодные условия со всех сторон (и по цене, и по качеству).

В случае же существования на рынке конкретного дома одного-единственного оператора, такой может беспрепятственно не изменять качество своих услуг, завышая при этом цену.

Анастасия Яремчук, руководитель антимонопольной практики RBS

Читайте также:  Может ли официально не работающий человек взять ипотеку?

Соответственно, жители, лишенные возможности приобрести услуги другого оператора, вынуждены платить больше за возможно низкое качество обслуживания. Поэтому поправки могут стать полезными для рынка, считает Яремчук.

Что это означает для россиян

Естественно, что мнения среди заинтересованных сторон разделились. Учитывая, что конфликт изначально возник между управляющими компаниями и провайдерами, у всех своя точка зрения:

  • провайдеры уверяют, что свободный доступ в многоквартирные дома даст потребителям возможность выбирать лучшие по качеству и ценам услуги;
  • управляющие организации настаивают, что просто не хотят нарушать комфорт граждан, а приход новых провайдеров требует проводить дополнительные строительные работы, протягивать кабели и устраивать дополнительные стояки.
  • Тем не менее, пишет «Коммерсантъ» со ссылкой на свой источник среди УК, в реальности представители управляющих организаций понимают, что законопроект важный и нужный, но просто опасаются, что его лоббирует «Ростелеком», чтобы под видом борьбы за конкуренцию монополизировать рынок услуг связи.
  • В случае принятия законопроекта стоит ожидать, что на рынке появится больше интернет-провайдеров, и жители домов смогут выбирать из нескольких поставщиков услуг связи.
  • Насколько это в действительности снизит цены, сказать сложно – особенно учитывая, насколько они низкие (по мировым меркам) сейчас.

В гд внесли законопроект об упрощении доступа интернет-провайдеров к жилым домам

сюжет: Деятельность Госдумы VII созыва

Теги: Законотворчество, Совет Федерации РФ, Государственная Дума, Россия

МОСКВА, 24 дек — РАПСИ. Члены Совет Федерации РФ внесли в Госдуму законопроект, согласно которому предлагается упростить доступ операторам связи в многоквартирные дома. Текст документа опубликован в электронной базе данных нижней палаты парламента.

Авторами поправок в закон «О связи» выступают сенаторы Андрей Клишас, Людмила Бокова, Дмитрий Мезенцев и Олег Мельниченко. 

В настоящее время, согласно Жилищному кодексу для размещения оборудования связи в многоквартирных жилых домах необходимо, чтобы разрешение на это дали не менее две трети собственников помещений.

При этом, как отмечается авторами инициативы в пояснительной записке, на практике обеспечить присутствие на собрании собственников жилья в количестве, достаточном для исполнения требования закона о принятии такого решения, практически невозможно.

Договоры на размещение оборудования связи в жилых домах заключаются с нарушением установленного законодательством порядка либо вообще не заключаются, в результате чего операторы связи сталкиваются с препятствиями со стороны лиц, уполномоченных на управление жилым фондом, которые используют непрозрачные схемы согласования размещения оборудования, и требуют с операторов связи плату за размещение, доступ в технические помещения. Интернет-провайдеры выплачивают управляющим организациям около 2% своей выручки в год.

Указанные факторы, как указываются сенаторы, негативно сказываются на темпах создания телекоммуникационной инфраструктуры, качестве и доступности услуг связи, развитии конкуренции.

Граждане, в свою очередь, сталкиваются с невозможностью получать услуги связи того оператора, чьи условия его устраивают.

В целях устранения указанных негативных последствий законопроект предусматривает специальное основание для размещения оборудования в жилом доме — выданные технические условия размещения оборудования связи на объектах общей собственности жилого дома.

В частности, операторы связи будут вправе обратиться с заявлением к лицам, осуществляющим управление многоквартирным домом, о выдаче такого разрешения. Управляющей компании (УК) необходимо будет предоставить схему размещения сетей и оборудования.

В свою очередь УК должна будет рассмотреть заявление в течение пяти рабочих дней и в течение трех дней оповестить жильцов. Собрание собственников жилья в течение трех месяцев сможет принять решение о запрете размещения и демонтаже оборудования.

  • В случае неправомерного отказа лица, осуществляющего управление многоквартирным домом, от выдачи технических условий размещения либо непредоставления ответа на заявление в установленные сроки оператор связи вправе обжаловать такие действия или бездействие в орган исполнительной власти субъекта РФ, осуществляющий региональный государственный жилищный надзор.
  • Также в документе закрепляет, что за установку оборудования связи и доступ к нему с оператора связи плата не взимается, поскольку он в данном случае не использует имущество третьих лиц.
  • Законопроект «направлен на создание недискриминационных (равных) условий доступа всех операторов связи к инфраструктуре многоквартирных домов, на обеспечение баланса интересов и конституционных прав собственников, создает важные условия развития современной телекоммуникационной среды», — отмечается в пояснительной записке.

Интернет-провайдеры просят Минкомсвязь поддержать упрощение их доступа в жилые дома

Интернет-провайдеры попросили Минкомсвязь поддержать законопроект об упрощении доступа в жилые дома, не обязывая их оформлять договоры с управляющими компаниями, на чем настаивает Минстрой.

О соответствующем обращении «МегаФона», МТС, «ВымпелКома», «ЭР-Телеком Холдинга» и ассоциации «Ростелесеть» к главе Минкомсвязи Константину Носкову, направленном 22 марта, сообщает «Коммерсант», в распоряжении которого есть документ.

Письмо получили, но министр его еще не рассматривал, уточнил представитель Минкомсвязи Евгений Новиков.

Проект об упрощении доступа операторов к общему имуществу жилых домов в конце декабря внесен в Госдуму. Поправки к закону «О связи» и другие акты подразумевают доступ в том числе безвозмездно и без договора.

Но Минстрой предлагает обязать операторов заключать возмездные договоры с УК, а Минкомсвязь «на данный момент поддерживает договорную систему», следует из письма операторов.

В этом случае их платежи могут составить не менее 10 млрд рублей, или 300 рублей на абонента в год, что «отрицательно скажется на конкуренции и, как следствие, качестве и цене услуг».

Сейчас много домов, в которые операторы заходят бесплатно, и если закон потребует платить деньги, совокупный рост тарифов однозначно произойдет, подтвердил «Коммерсанту» президент «Ростелесети» Олег Грищенко.

Текущие затраты провайдеров на доступ в дома составляют не менее 2,7 млрд рублей в год, говорится в протоколе заседания экспертного совета Федеральной антимонопольной службы, направленном 4 марта в аппарат правительства замглавы службы Анатолием Голомолзиным.

В одних случаях размещение оборудования происходит безвозмездно, в других — по договорам с УК, стоимость услуг которых варьируется от 500 до 80 тыс. рублей, отмечается в протоколе.

Беспрепятственный безвозмездный доступ позволит соблюсти интересы собственников жилых помещений и провайдеров, считает Голомолзин.

Минкомсвязь однозначно против существующих барьеров, но, по словам Евгения Новикова, «наверное, для жителей лучше, если УК будут хотя бы знать, какие операторы приходят в дом».

«Чтобы мы не получили ситуацию, когда в домах будут побиты перекрытия, течь крыши, а небо будет в проводах, когда нет документа, определяющего права и обязанности операторов и УК», — поясняет он.

По мнению Новикова, «это не должен быть возмездный договор, но это мог бы быть типовой безденежный договор». Минкомсвязь планирует еще раз обсудить вопрос с операторами в начале недели.

В Минстрое сообщили, что готовы поддержать законопроект при условии его доработки. Там считают, что УК должны получить полномочия по заключению договоров с операторами без необходимости утверждения на общем собрании собственников. Свободный доступ провайдеров на чердаки в Минстрое считают «недопустимым», в том числе из-за опасений по поводу «антитеррористической защищенности» домов.

Эти риски снимаются разработкой правил взаимодействия операторов связи и УК, считают в МТС. За их нарушение можно ввести административную ответственность, следует из письма провайдеров. Речь идет о штрафах и «вплоть до отзыва лицензий у УК», уточнил источник «Коммерсанта» на рынке связи.

Домовладельцы против операторов связи: кто прав и что делать?

Вступление

С учетом длительных новогодних праздников появилось время для обобщения судебной практики по спорам операторов связи с домовладельцами, управляющими организациями и товариществами собственников жилья (недвижимости) относительно размещения ТК-оборудования в многоквартирных домах.

Кроме того, 24.12.2018 в Государственную Думу поступил законопроект «О внесении изменений в Федеральный закон «О связи» и иные законодательные акты Российской Федерации в части обеспечения права граждан на доступ к услугам электросвязи», авторство которого приписывают Андрею «32 турбийона» Клишасу и трем его коллегам из Совета Федерации.[1]

Отмечу, что все нижеизложенное является субъективным мнением и поэтому вовсе не претендует на достижение объективной истины.

Немного истории

Технология широкополосного доступа в Интернет просто «взорвала» самарский рынок телекоммуникационных услуг, мгновенно повлияв и на цены, и положение региональных монополистов. Это было прекрасное время, ведь количество операторов постоянно увеличивалась, конкуренция росла, а цена услуг стремительно падала.

Однако со временем у собственников помещений в многоквартирных домах начали возникать вопросы:

— почему кабели протянуты в дом через крышу (т.н. «воздушка»), прикреплены как попало и где попало (как следствие — наледь, разрушение оголовков вентиляционных шахт, слуховых окон, крыши и лестничных клеток в подъездах, плесневой грибок и т.д.)?

— почему оборудование коммерческой фирмы подключено к этажным щиткам, розеткам, к лифтовому энергоснабжению (т.е. по факту энергопотребление в местах общего пользования оплачивают сами все собственники, которые могу и не являться абонентами оператора связи)?

— почему лестничные клетки «украсились» множеством трубостоек, хаотично прикрепленных горизонтальных «разводок»?

— и когда этот хаос уже закончится?

В свою очередь, ТСЖ и управляющие организации с удивлением обнаружили, что у технических специалистов операторов (а также их подрядчиков) есть ключи от всех подвалов и крыш. А еще началась первая «война» операторов, когда они начали резать провода друг другу, попутно направляя заявления в полицию.

Да и с оплатой потребленной операторами электроэнергии как то нехорошо получалось (нет счетчиков, нет границ ответственности, нет «вычета» и т.д.).

Выход из ситуации был найден достаточно простой и эффективный: управляющие организации, а также «продвинутые» ТСЖ заключали абстрактные и ни к чему не обязывающие договоры «на оказание услуг доступа к общему имуществу МКД», в которых вполне откровенно прописывались «входные билеты» — право оператора получить доступ к жилому фонду, выраженное в конкретной сумме.[2]

В свою очередь, «обычных» председателей ТСЖ, старших по МКД банально «купили» всякой мелочью: бесплатным доступом в Интернет, канцелярскими товарами, ноутбуками и т.д.

Читайте также:  Более 200 компаний со всего мира хотят изменить внешний облик Челябинска

Как вариант, можно «договориться» через фирму-посредника, которая обеспечивала отсутствие проблем в многоквартирных домах за гонорар в 30-40-50 % вознаграждения.

В итоге участники схемы достигли консенсуса. Естественно, что имущественные интересы собственников помещений в МКД во внимание вообще не принимались.

  • Правовая «турбулентность»
  • Как ни странно, но сложившаяся «идиллия» была разрушена двумя весьма специфическими организациями — «Ростелеком» и «Компания ТТК».
  • Причем в их симметричном поведении не усматривается какой-либо здравой логики, но легко объясняется намерением эффективных менеджеров одномоментно снизить издержки, а также упование на административный ресурс.

И, по абсолютно случайному совпадению, Федеральная антимонопольная служба разместила в сети Интернет информационное письмо от 27.05.

2015 № ИА/26126/15 «Об оценке обстоятельств, связанных с доступом операторов связи в многоквартирные дома», в котором на основании «позиции Экспертного совета по вопросам связи при ФАС России» и «позиции судов Российской Федерации» весьма вольно истолковала положения Жилищного кодекса РФ, причем (и это опять абстрактная случайность) исключительно «в пользу» операторов связи.[3]

С этого момента началась настоящая «охота на ведьм».

Как это обычно происходит в нашей стране, первыми «под удар» региональных управлений ФАС попали юридически беспомощные ТСЖ и адекватные управляющие организации, не участвовавшие в «схемах». В итоге появились сотни разбирательств по делам о злоупотреблении доминирующим положением и т.н. «экономической координации», предписания, административные штрафы и т.д.

Ситуацию не спасал даже судебный «фильтр», т.к. арбитражные судьи либо «штамповали» галиматью УФАС, либо технично «изобретали» квази-нормы, чтобы хоть как то оправдать незаконное вмешательство административного органа во вполне очевидные гражданско-правовые споры между операторами связи с ТСЖ (управляющими организациями).[4]

В ответ на столь очевидное и грубое нарушение «водяного перемирия» кабели операторов начали «резать».

Перефразируя тезис «Преступность — это нормальная реакция нормальных людей на ненормальные условия жизни» отмечу, что это была очевидная реакция местных бонз на нарушение «понятийных» соглашений.

Ведь в нашей стране на любое иррациональное применению административного ресурса (при отсутствии иных эффективных регуляторов) всегда отвечают либо игнорированием, либо неуправляемой агрессией.

Именно в этот момент в публичном пространстве появился проект закона «О внесении изменений в федеральный закон «О связи»… [5]

Обоснование проекта было сформулировано предельно просто:

— «… для целей оказания услуг связи жильцу многоквартирного дома оператор связи должен использовать свое оборудование, разместив его непосредственно на общем имуществе многоквартирного дома.

Очевидно, что без такого размещения (например, в этажном щитке и без прокладки кабеля связи от квартиры жильца на чердак, куда осуществлён завод оптического кабеля оператора и размещена телекоммуникационная стойка) оказание услуг связи (телефонная связь, доступ к сети Интернет, цифровое телевидение) невозможно в силу технических причин.»;

— «интернет-провайдеры выплачивают управляющим компаниям около 2% своей выручки в год, в то время как обязательные отчисления в резерв универсального обслуживания составляет 1,2% в год.»;

— «Заложенное в пункте 1 статьи 44 Жилищного кодекса … с целью защиты частной собственности ограничение прав собственников общей собственности в случае с размещением оборудования связи для реализации доступа гражданина к информационно-телекоммуникационной сети Интернет представляется избыточным и нецелесообразным.».

  1. Можно язвительно посмеяться по факту явного непонимания чиновниками Минкомсвязи дефиниций «собственник» и «жилец», но эти существенные различия, судя по практике Верховного Суда РФ, не всегда осознают даже топ-судьи, поэтому чего уж требовать от чиновников?
  2. Тем не менее, федеральным министерством публично озвучены тезисы: о приоритете права на информацию некоего третьего лица (нанимателя жилого помещения, арендатора нежилого помещения, временного жильца) над правом собственника; сложности с проведением общего собрания собственников; и про отчисления в некий резерв универсального обслуживания.[6]
  3. Луч света в темном царстве
  4. В качестве практикообразующего «кейса» юристы чаще всего вспоминают дело №А45-646/2015 (ТСЖ «Кропоткина 108» против УФАС по Новосибирской области)», но это не совсем правильно.

Провайдеры смогут зайти в дом без разрешения жильцов

В Государственную Думу внесен законопроект, который может значительно упростить работу интернет-провайдеров.

Это новые поправки в Жилищный Кодекс РФ: они позволят завести кабель в дом без дополнительных согласований и разрешений от управляющей компании (УК) – достаточно будет заключить договор всего лишь с одним абонентом.

Если в доме нет УК, то, как указано в законопроекте, собственник жилья имеет право самостоятельно дать провайдеру доступ в дом. Парламентарии рассмотрят законопроект до конца весенней сессии – ориентировочно до середины июня.

Сейчас чтобы начать работу в том или ином многоквартирном доме, необходимо провести общее собрание и получить у собственников жилья разрешение. «Да» должны сказать 2/3 владельцев квартир.

Проект закона на рассмотрение Госдумой внесли депутаты Раиса Кармазина и Владимир Горбачев. Работа над документом продолжалась с прошлого года: подготавливался законопроект, финансово-экономическое обоснование, пояснительная записка.

В соответствии с процедурой рассмотрения подобных документов свое заключение о нем подготовило Правовое управление Госдумы.

Во-первых, юристы обратили внимание депутатов на одно из положений самого ЖК: принимать решение от имени всех собственников один житель может только в том случае, если большинство его соседей дало на той свое согласие.

Во-вторых, не проработана процедура «для отказа в принятии лицом, уполномоченным на управление многоквартирным домом, решения о размещении оборудования связи». И, в-третьих, терминология законопроекта, по мнению специалистов Правого управления, требует унификации. Например, в одном случае в документе говорится о размещении информационно-телекоммуникационных сетей, в другом – о размещении оборудования связи.

Отзывы и замечания на законопроект уже подготовили четыре субъекта федерации: Чувашская и Карачаево-Черкесская республики, Тульская и Самарская области. Обе республики документ поддержали, в отличие от двух других регионов. Тульская областная Дума рекомендовала данный проект федерального закона отклонить.

Местные парламентарии посчитали целесообразным сохранить действующие нормы Жилищного кодекса, «так как общим имуществом в многоквартирном доме владеют, пользуются и распоряжаются собственники помещений в многоквартирном доме».

Поддержали коллег и в Самарской Губернской Думе: постановлением от 29 марта 2011 года законопроект признан нецелесообразным.

Если представители законодательной ветви власти смотрят на данный документ с точки зрения соблюдения прав собственников жилья, то участники телекоммуникационного рынка оценивают его с практических позиций. Для многих из них поправки в ЖК выглядят нежизнеспособными.

Президент провайдера «Горком» (Москва и Московская область) Алексей Запорожец уверен, что управляющие компании по-прежнему будут отказывать операторам.

Предлогом для того, чтобы не пускать провайдера в здание, часто становится отсутствие технической возможности предоставить доступ к инфраструктуре дома.

Впрочем, по словам Алексея Запорожца, в некоторых случаях это соответствует действительности – в стояках, через которые идут кабели, уже нет свободных мест. Сомневается в эффективности и генеральный директор «Эр-телеком холдинга» Андрей Семериков: всё будет зависеть от правоприменительной практики.

Не все эксперты телекоммуникационного рынка настроены пессимистично. Эти поправки, если будут приняты, положат конец спорам между провайдерами и управляющими компаниями.

Представитель «Вымпелкома» Анна Айбашева уверена, что упрощение доступа в жилые дома станет позитивным событием для всего рынка: усилит конкуренцию среди провайдеров, а значит, будет стимулировать и повышение качества.

Вице-президент Национальной ассоциации домовых информационно-телекоммуникационных сетей Александр Васильев напоминает, что сейчас зачастую УК не пускает провайдера в дом, так как аффилирована с другими операторами и защищает их интересы.

В этом случае обиженная компания подает жалобу в Федеральную антимонопольную службу. И даже если жалоба будет удовлетворена, УК вправе оспорить решение ФАС в суде. Бюрократическая волокита может длиться месяцами – это всё ради доступа только в один дом.

Смущает провайдеров и то, что законопроект предусматривает возможность требовать управляющей компанией с оператора «соразмерную разовую плату за предоставление доступа к общему имуществу».

При этом нигде в документе не указано, как и кем будет определяться эта сумма.

Александр Васильев отметил, что сейчас провайдеры вынуждены платить по 500-600 рублей в месяц УК – за право работать в том или ином доме.

Поправки в Жилищный Кодекс вступят в силу только после того, как будут официально опубликованы. До этого законопроект должен пройти через Государственную Думу (три чтения), Совет Федерации и президента РФ, который подпишет соответствующий указ.

На каждом из этапов документ может быть как одобрен, так и отклонен, на каждом этапе в него могут быть внесены изменения.

Из-за этого многие эксперты телекоммуникационного рынка сомневаются, что поправки в ЖК если и будут приняты, то произойдет это в краткосрочной перспективе.

Провайдеры смогут зайти в дом без разрешения жильцов by Роман Машинистов

Возможно, вас также заинтересует:

Оставьте комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *