Более 200 компаний со всего мира хотят изменить внешний облик Челябинска

Сегодня в Челябинске прошла презентация новой концепции благоустройства центра города. Ее создали специалисты российского Союза архитекторов, а попросил их об этом губернатор Борис Дубровский. Как предлагается изменить улицы и скверы и суждено ли этим планам воплотиться в жизнь, узнал наш корреспондент.

Концепцию создавали московские архитекторы, и именно они сегодня, 3 декабря, держали слово на своего рода первых публичных слушаниях, где основными зрителями и критиками были как представители областной и городской власти, так и простые жители. Важно: концепция — это не проектно-сметная документация, это лишь предложения и эскизы. Но именно с них может начаться заметное преображение центра города.

Более 200 компаний со всего мира хотят изменить внешний облик Челябинска

Николай Шумаков, президент Союза архитекторов России

— Задача стоит невероятно сложная и в то же время простая. Надо сделать операцию городу, чтобы он зажил другой жизнью — человеческой, — комментирует цель создания концепции благоустройства центра Челябинска Николай Шумаков, президент Союза архитекторов России (сам уроженец столицы Южного Урала).

— Это все возможно, причем с небольшими затратами, просто надо сделать изменения на уровне взгляда человека. Мы говорим в первую очередь о благоустройстве, делаем первый шаг. И первое, что нужно — почистить город. Каленой метлой пройтись, чтобы освободить от лишних наслоений.

А потом на месте лишних наслоений сделать то, что должно быть цивилизованным в моем любимом Челябинске.

Более 200 компаний со всего мира хотят изменить внешний облик Челябинска

Столичные архитекторы выделили три типа благоустройства центра Челябинска

Под наслоениями Николай Шумаков имеет ввиду — «как в Индии, где мусор сваливается на жилую территорию» — сложившийся за годы перестройки облик города, в котором фасады испорчены разномастно застекленными балконами и кричащими вывесками, кондиционерами, а нижние этажи зданий переходят в «сарайчики, торговые ряды». «В этих закоулках происходит какая-то неосознанная жизнь, причем все это происходит не просто в панельных домах, а в шикарной сталинской застройке в центре города», — подчеркнул архитектор. Он также отметил,что снег в городе надо убирать дочиста.

Более 200 компаний со всего мира хотят изменить внешний облик Челябинска

Презентация концепции благоустройства центра Челябинска прошла в «Рэдиссон Блу»

Шумаков признался, что к саммитам ШОС и БРИКС до 2020 года весь указанный в концепции объем работ выполнить невозможно, но основное, фундаментальное успеть можно, если начать прямо сейчас.

Далее в «Рэдиссон Блу» прибыли губернатор Челябинской области Борис Дубровский, врио главы Челябинска Владимир Елистратов, председатель комитета градостроительства и архитектуры администрации Челябинска Сергей Репринцев, замглавы города по дорожному хозяйству Владимир Алейников, глава Центрального района Челябинска (где, согласно концепции, и должны произойти серьезные изменения) Виктор Ереклинцев.

Более 200 компаний со всего мира хотят изменить внешний облик Челябинска

Губернатор Борис Дубровский, врио главы Челябинска Владимир Елистратов, председатель комитета архитектуры Сергей Репринцев, председатель Союза архитекторов Николай Шумаков

Николай Шумаков вышел на сцену и сообщил собравшимся — представителям бизнеса, власти, простым жителям — об основной идее концепции. «Город из враждебного к людям сделать удобным. Че — человеческий город», — сказал председатель Союза архитекторов, а затем предложил задать ему вопросы перед презентацией.

В зале встали люди, но диалога не получилось. Челябинцы непременно хотели пообщаться с Борисом Дубровским, причем по теме микрорайона «Парковый-2», а не центра города. Однако губернатор заметил, что по регламенту сейчас интервьюируют не Дубровского, а Шумакова.

Слушатели успокоились, после чего было решено передать слово Андрею Бутусову, руководителю команды архитекторов, создававших концепцию. Он подробно рассказывает об архитектурных решениях, его слова сопровождаются листанием слайдов с эскизами на большом экране.

Документ содержит 49 проектов-рисунков, преобразования касаются почти 300 га в центре Челябинска, ограниченных улицами Труда и Кирова, Цвиллинга и проспекта Ленина, Энгельса, Сони Кривой и Лесопарковой.

Более 200 компаний со всего мира хотят изменить внешний облик Челябинска

Эскизы преобразований центра Челябинска

— Мы выделили три типа благоустройства, — говорит Бутусов. — Первый тип, для улиц с высокой концентрацией исторической застройки (видимо, имеются ввиду Кировка и участок улицы Труда со старинными домами — прим. редакции). Здесь мы предлагаем по максимуму подсвечивать тротуары, деревья, использовать природный камень, цветную брусчатку.

Второй тип — для улиц функционально насыщенных, на которых расположены объекты культуры и социальные учреждения. Здесь предлагается использовать бетонные плиты и крупные кустарники. И третий тип — улицы, примыкающие к центральным, но не несущие высокой функциональной нагрузки.

Здесь предлагается использовать в качестве покрытия асфальт и ставить универсальные малые архитектурные формы.

Более 200 компаний со всего мира хотят изменить внешний облик Челябинска

Архитектор Андрей Бутусов

На слайдах мелькают симпатичные эскизы, на которых угадывается пространство вышеуказанных улиц в центре Челябинска. Бутусов продолжает: неплохо бы сделать модульные остановки общественного транспорта. Хорошо бы добавить света на пешеходных переходах и тротуарах. Хотелось бы убрать так называемый визуальный шум, закопав все провода в коллектор под асфальт.

В доказательство последнего утверждения показывают рисунок пересечения улиц Кирова и Труда на мосту возле Концертного зала и исторического музея. Вид сверху: по мосту ползет трамвай, пространство оформлено здесь и там аккуратными зелеными зонами и — никаких висящих проводов.

Вообще, по мнению столичных архитекторов, все ограждения и заборы в центре Челябинска можно заменить на зеленые изгороди. И будет совсем другая картина.

Более 200 компаний со всего мира хотят изменить внешний облик Челябинска

Эскиз: Челябинск, избавленный от проводов

Слово дают известному челябинскому краеведу, координатору группы «АрхиСтраж» Петру Латышеву.

Он высказывает неудовольствие по поводу предложения соорудить на пересечении Кировки и Карла Маркса, где сейчас книжные развалы, амфитеатр. «Ларьки надо убрать, и ничем не надо перекрывать исторические здания», — говорит Латышев.

Его заверяют, что амфитеатр в граните будет выглядеть гораздо лучше нынешнего блошиного рынка и никак не испортит внешний вид Кировки.

Затем одна из слушательниц спрашивает, куда будут деваться стоки с улиц Челябинска, ведь изменения в облике центра потребуют и новых дорог и асфальта. Ей отвечают, что концепция предусматривает вертикальную схему строительства ливневок.

Более 200 компаний со всего мира хотят изменить внешний облик Челябинска

Эксперт в сфере транспорта Яков Гуревич остался недоволен новой концепцией

Яков Гуревич, эксперт в сфере транспортной инфраструктуры сообщил, что вообще не увидел никакой внятной концепции, а только несколько разных картинок. «Почему везде на эскизах я вижу бетон? Когда уже начнет внедряться экоархитектура?» — спросил Гуревич.

Он также сказал, что «Челябинск — единственный город, где уничтожили ливневую канализацию», и заявил о необходимости смещать приоритеты в сторону общественного транспорта, а не маршруток, как сейчас. Зал поддержал его слова аплодисментами. Эксперты же сообщили в ответ, что деревья обязательно нужно сохранять в хорошем состояни.

В частности, предлагается расширить так называемые стволовые стаканы вокруг деревьев на Кировке и окружить их газонными лавками.

Более 200 компаний со всего мира хотят изменить внешний облик Челябинска

Архитектор Дарья Распопина рассказала о возможном преобразовании транспортной системы в центре Челябинска

О транспортном развитии Челябинска в рамках новой концепции благоустройства рассказывала архитектор Дарья Распопина. В частности, она сообщила, что в центре Челябинска необходимо изменить геометрические параметры улиц — в первую очередь для удобства пешеходов.

Вообще, приоритет в развитом городе должен быть у пешеходов и велосипедистов. Кроме того, необходимо вернуться к теме выделенных полос под общественный транспорт (власти Челябинска к единому мнению по этой теме так до сих пор и не пришли).

В частности, девушка подчеркнула, что на проспекте Ленина выделенки под автобусы и троллейбусы должны быть по умолчанию.

Также рациональной московским архитекторам видится идея создания специальных пешеходных платформ на остановках трамваев, чтобы люди не выходили прямо под колеса общественному транспорту. Правда, как это будет выглядеть, пока неясно.

Прозвучала также не лишенная очарования идея сделать из улицы Сони Кривой дублер проспекта Ленина с его бульваром — озеленить ее, сделать тротуар удобным для пешеходов, чтобы создать людской трафик на всем протяжении до улицы Лесопарковой.

Более 200 компаний со всего мира хотят изменить внешний облик Челябинска

Глава Центрального района Челябинска Виктор Ереклинцев в целом остался доволен предложениями

Виктор Ереклинцев, глава Центрального района Челябинска, в целом отнесся к концепции с интересом, хотя некоторые точечные нюансы остались ему не совсем понятны. «Самый лучший вариант для воплощения — выбрать единого оператора, который занимался бы и проектированием, и контролем. Нам, на уровень района надо отдать локальные вещи.

И главное — уже сейчас нужно приступать, времени у нас мало. Предполагается основную часть сделать к саммитам ШОС и БРИКС, а ведь надо еще делать экспертизу, осмечивание, начинать поиск источников финансирования», — говорит чиновник.

Ереклинцев считает, что изменения назрели давно, надо менять облик центра города, и при этом нужен взгляд со стороны; так что инициатива пригласить московских архитекторов с его точки зрения — вполне оправданная.

Губернатор Борис Дубровский вышел на сцену в завершение презентации

Губернатор Борис Дубровский вышел на сцену в завершение презентации. От него ждали решающего одобрительного (или неодобрительного) слова. «Сейчас мы обсуждаем, как город может выглядеть. Вот давайте посмотрим на эту территорию в центре Челябинска. Посмотрим и…

давайте начнем снова, — неожиданно предложил Дубровский. И далее начал пояснять. — Мне бы тоже хотелось изменить все и сразу, я вообще за все хорошее против всего плохого. Но масштаб Челябинска таков, что тут очень сложно будет принимать общие решения.

Я этот центр города увидел пять лет назад и был огорчен его состоянием, я считаю, что Челябинск заслуживает совсем другого. Можно и нужно показать красоту этой территории — я так считаю. Вот концепция — видовая, цветовая, озеленения, формирования общественных пространств.

Я хочу понять — вы видите это развитие так же?». Зал одобрительно прогудел в ответ.

Собравшиеся бурно реагировали на презентацию эскизов и выступления экспертов

Борис Дубровский также рассказал, что приходится считать деньги, что «умные люди до нас придумали, что не надо в городе пешеходов, пусть будут только автомобили» (вероятно, имея ввиду пресловутую «дорожную революцию», которая шла при прежней областной власти).

Также губернатор рассказал историю из собственного опыта — как сложно преодолеваются поведенческие привычки в разных странах мира. «Я в Америке очень сильно удивился, когда в одном городе не нашел вообще пешеходного движения, потому что они там только в автомобилях передвигаются. Вышел с утра пробежаться и понял, что негде.

Возле заправки нашел фаст-фуд, смотрю, к нему подъезжают, берут в окошке пакетик с едой, съедают, бросают пакет в урну, не выходя из машины, и едут дальше. Я все думал, а где же таким образом еще естественные потребности отправляют, но так и не дождался конца этого технологического цикла, — поведал Борис Дубровский, развеселив зал.

— Меня сильно удивила эта концепция. Но это было лет 15 назад, а потом, наверное, и в Америке города стали меняться».

В завершение встречи Николай Шумаков заверил губернатора и собравшихся, что концепция разработана на высшем уровне. А станет ли она основой проектно-сметной документации, вероятно, станет известно очень скоро.

Ведь времени на долгие раздумья уже давно нет. Также архитектор заявил, что в Челябинске просто необходимо достроить метро, тем более что по московским меркам нынешний объем работ можно довести до финала за два года.

  

На сайте archconcept74.ru, где выложена презентация, уже оставлено более тысячи комментариев. Они будут переданы в Союз архитекторов России для редактирования проекта. 

Р.S. После окончания презентации Борис Дубровский пообщался с челябинцами, которые очень хотели спросить его о разных городских проблемах. Но это было уже без прессы.

Челябинск с архитектурной точки зрения выглядит достойно

Начнем с того, что в российских школах родной край обычно фактически не изучают вовсе. Школьные программы включают в себя изучение биологии, географии, истории применительно к стране и миру.

Читайте также:  Госдума хочет запретить продажу жилья с долгами по жкх

Но то место, где человек родился, изучают в лучшем случае в ходе факультатива. Между тем изучение родного края – самое естественное для любого человека, который учится и хочет познать окружающий мир.

Первая ступень знания – это то, что видишь своими глазами и слышишь своими ушами в том месте, где родился и живешь.

Ранее мы рассказывали о том, как Влад Феркель со товарищи сделал девять книг мемориальных досок Челябинска. Это, без преувеличения, уникальный проект. Который, кстати, был реализован без малейшей поддержки бюджета города и области. Потом у Феркеля был проект по памятникам. А дальше неутомимый исследователь двинулся из Челябинска в сторону Миасса через Копейск.

Новый проект Феркеля снова посвящен изучению Челябинска. На сей раз речь идет об архитектурных особенностях столицы Южного Урала. Наверняка многие из челябинцев даже не подозревают, что такие особенности есть. Мы привыкли думать, что в родном городе не за что толком глазу зацепиться, нечего изучать и нечего показать гостям города. Между тем это ошибочная точка зрения.

— Влад, как я понял, суть твоего проекта – архитектурный ликбез. Кто аудитория проекта, для кого это все предназначено?

— Книжка, которую мы делаем, в первую очередь для себя. Всякий ликбез начинается с себя. Профессионалы от архитектуры все знают, но никому ничего доброго не расскажут. Потому что если и попытаются, то будут объяснять специфическим языком с обилием терминов. Так что их просто не поймут.

Архитектура – неотъемлемая часть истории. Та же площадь Революции – специалисты говорят, что комплекс площади не сложился, он, дескать, эклектичен. А на мой взгляд, архитектурный комплекс площади Революции – своего рода музей под открытым небом.

Там есть остатки дореволюционной архитектуры (Народный дом, в котором сейчас находится Театр юного зрителя). Есть остатки модерна, есть конструктивизм, есть советский неоклассицизм. А еще есть здание, свидетельствующее об эпохе борьбы с архитектурными излишествами.

Имеется в виду дом, который недавно покрасили в розовый цвет, что вызвало скандал.

Более 200 компаний со всего мира хотят изменить внешний облик Челябинска

Возле драмтеатра видим объекты более позднего времени. То есть пройдя по площади Революции, ты можешь получить общее представление об архитектуре города.

Мы с Еленой Меньшениной задумали взяться за изучение архитектуры Челябинска периода 30-50-х годов ХХ века. Идея была ее, а я подключился и прихватил с собой еще Игоря Стоякина.

— Меньшенина архитектор?

— Нет, она филолог. И мой давний соавтор по многим книжкам по истории родного города.

В теме, за которую мы взялись, есть несколько переходных этапов. Скажем, конструктивизм – это прежде всего Тракторозаводский район Челябинска.

Более 200 компаний со всего мира хотят изменить внешний облик Челябинска

Сперва в советские времена речь шла о минимальном украшении домов. Потом пришло время вычурно-имперского стиля сталинского периода. Советский неоклассицизм – так, видимо, будет правильно назвать этот стиль. А еще позднее началась так называемая борьба с архитектурными излишествами. Деньги надо было экономить и перераспределять на строительство жилья, поскольку людям жить негде.

— С чего начался проект архитектурного ликбеза?

— Начали мы с того, что просто пошли по городу и стали фотографировать дома вместе с их деталями. Проект так и называется «Челябинск в деталях: архитектура 30-50-х годов». Детали же определяют оригинальность здания. Интересные здания обнаружились, к слову, в каждом районе города. Всего мы насчитали около 150 зданий. Состояние разное. Большинство, увы, потеряло первоначальный облик.

К слову, я стал тихо ненавидеть всякое озеленение. Хотя вообще-то люблю зелень. Но когда архитектор проектирует, он же вряд ли думает о том, что высаженное рядом со зданием деревце через 30 лет полностью закроет этот дом. И то, что задумывал архитектор, уже не будет видно. А спилить дерево нельзя. Оно числится на балансе «Горзеленстроя». За незаконный снос дерева полагается штраф.

— Все районы города уже таким образом обошли?

— Пока шесть районов из семи сделали. Отснят уже практически весь город. Мы не ставили перед собой задачу отснять вообще все дома того периода. Выбирали наиболее интересные, наиболее характерные. Самыми пышными оказались в этом смысле, конечно, Центральный и Советский районы. Металлургический район, безусловно, особенный. В Ленинском районе много чего нашлось.

Более 200 компаний со всего мира хотят изменить внешний облик Челябинска

Но в целом во всех районах города есть что посмотреть с точки зрения поставленной нами задачи.

— Значит, большинство зданий находятся в плохом состоянии?

— Я бы сказал, в отвратительном. Мы это называем покраской заборов. Получилось так, что мы большую часть зданий отсняли – и тут началась подготовка к саммитам ШОС и БРИКС. И многие старые здания начали красить ребята из Средней Азии.

Более 200 компаний со всего мира хотят изменить внешний облик ЧелябинскаБолее 200 компаний со всего мира хотят изменить внешний облик Челябинска

— Как вообще выглядят здания 1930-1950-х годов на фоне современного города? Все-таки многое с тех пор изменилось.

— Интересно оценить, как вписывали здания интересующего нас периода в окрестный пейзаж. Чаще всего очень грамотно это делалось. Например, здание на улице Елькина, где была совпартшкола, потом обком комсомола, а сейчас суд Советского района. Само здание архитектора Серебровского – очень необычное.

Более 200 компаний со всего мира хотят изменить внешний облик Челябинска

Но никто же не смотрит в деталях, челябинцы головы не поднимают, просто бегут мимо по своим делам. А иногда здания могут еще завешать гирляндами, рекламными щитами и прочим. Облик постройки от этого, конечно, теряется.

Чтобы понять, каким наследием мы располагаем, можно взять для примера два ДК по одному проекту Барташевича: ДК завода имени Колющенко и ДК ЧТПЗ. Это типовые здания, но все же отличия у них есть. Особенно если смотреть на одно и то же здание с разных ракурсов – совершенно по-разному видишь объект.

Более 200 компаний со всего мира хотят изменить внешний облик Челябинска

Еще удивительный ДК металлургов. Таких Дворцов культуры в СССР было шесть штук – проект типовой. В то же время у каждого здания есть свои отличия. Наш ДК металлургов очень удачно вписан в окрестный пейзаж. Благо в этом месте было просторно.

Более 200 компаний со всего мира хотят изменить внешний облик Челябинска

— В СССР все здания были типовыми?

— Да, пожалуй. Однако у них есть свои особенности почти у каждого. Взять тот же театр оперы и балета в Челябинске. Похожий есть еще в Волгограде. Но для жителей Челябинска этот объект – единственный в своем роде. И при ближайшем рассмотрении обнаруживаются уникальные отличия. Например, в Челябинске только на одном здании есть мутулы.

— Что это такое?

— В Лего же дети играют? Вот эти пластинки с пупырышками – вообще-то греческий архитектурный элемент под названием мутулы. В Челябинске такой элемент есть на здании «Челябэнерго» в самом центре города.

Более 200 компаний со всего мира хотят изменить внешний облик Челябинска

Эти необычные элементы расположены на верху здания, под фронтоном. На них никто, понятно, внимания обычно не обращает. Но здание очень достойное, заслуживающее того, чтобы его изучали. Архитектор здания опять же Серебровский.

Более 200 компаний со всего мира хотят изменить внешний облик Челябинска

Или для примера рассмотрим жилой дом напротив кинотеатра имени Пушкина, в котором расположен большой продуктовый магазин. Там применена очень интересная техника – двойной штукатурки — сграффито.

Она выполняется разным цветом. И потом один слой виден сквозь другой. Изображение самого Пушкина на кинотеатре его имени тоже, кстати, выполнено с применением этой же техники. Черный Пушкин на сером фоне.

Это очень интересно!

— Когда был построен кинотеатр имени Пушкина?

— В 1937 году, в разгар сталинского правления. Построили двухэтажное здание с подвалом, выполненное в стиле конструктивизма. Изначально проект уже был необычным: двухзальный кинотеатр. Причем, интересное расположение залов получилось. Один находится над фойе, а второй как бы за фойе. На колоннах есть интересные оформительские элементы. Хотя это же 30-е годы…

Или взять кинотеатр «Родина», один из ярких примеров советского неоклассицизма. Архитектор Гофрат взял типовой проект и сделал достаточно интересный объект. Который, кстати, сохранил свой исторический облик после реконструкции, когда кинотеатр переделывали в органный зал.

  • С «Родиной» можно еще сравнить здание на пересечении проспекта Ленина и улицы Цвиллинга, в котором раньше размещался магазин «Ритм».
  • Эти два здания по архитектурной пышности доведены, можно сказать, до предела.
  • — Архитекторы проявляли свою индивидуальность в рамках типовых проектов?

— Можно сказать и так. Важно, что они очень удачно вписывали эти типовые проекты в окружающее пространство. В центре Челябинска есть гостиница «Южный Урал».

Еще довоенной поры здание, пример конструктивизма. Но в нем уже появились колонны какие-то. Важно, что все вместе эти объекты создают определенное понимание истории своего города.

Если умеешь правильно смотреть и как бы читать историю по этим зданиям.

— Но одно дело, какими эти здания были построены, и совсем другое, как они выглядят теперь.

— Конечно, к сегодняшнему дню облик этих зданий сильно изуродован. Проводами, столбами, рекламными щитами, кондиционерами. Понятно, что нужны деньги и определенные усилия, чтобы привести исторические здания в порядок.

Но когда мы говорим, что в Челябинске посмотреть не на что, что город грязный, можно сказать, что это результат нашего общего равнодушия к историческому наследию, которым мы пока еще располагаем.

Читайте также:  С лета 2017 года реестр обманутых дольщиков будет формироваться по-новому

И в наших силах эти здания привести в порядок, сделать лицом города.

Знакомый приехал недавно из Польши, показывает фотографии. Да, там красиво. Однако это все эти здания — в основном XIX век. А в ХХ веке поляки ничего особенного не построили. Так что у нас в этом смысле как минимум не хуже исторический задел. Главное – не угробить эти здания окончательно.

Отдельного внимания заслуживает старое здание аэропорта в Челябинске. Его же хотели сносить. А оно едва ли не единственное сохранившееся здание аэропорта в России, построенное по этому проекту.

— Центр Челябинска напоминает Петербург. Но и центр Хельсинки построен похожим на Петербург. Однако какое разное отношение к историческому наследию в Челябинске (да и в России в целом) и в той же Финляндии.

— Когда я побывал в Валенсии, понял, что Петербург строили похожим на Испанию. А когда я съездил в Венецию, понял, что Петербург – вообще жалкая подделка. Не в обиду петербуржцам будь сказано. С другой стороны, Петербург все же очень хорош. В конце концов и копия может быть качественной.

— Значит, вы с соавтором Меньшениной решили сохранить историческое наследие Челябинска хотя бы в фотографиях?

— Да. Технология такая: берем какое-то здание, отснимаем общий его вид, яркие детали, подписываем, как они все называются. Есть и архитектурный словарь.

Вообще была идея сделать архитектурный словарь на местной почве. Что такое фронтон, а что такое те же мутулы, а что такое капитель? Это становится очень интересно.

Но есть проблема с тем, что в разных архитектурных словарях один и те же детали могут называть по-разному.

Кстати, в ходе этой нашей работы доходит порой до смешного. Иногда сфотографируешь замызганное, облезлое здание периода 30-50-х годов.

В фотошопе его очистишь от грязи, покрасишь. Потом показываешь фото человеку, который в этом здании работает. И он приходит в восхищение.

Он, оказывается, даже не замечал красоту объекта, в котором трудится! Хотя ходит туда каждый день.

— Как сделать так, чтобы челябинцы научились смотреть правильно на исторические здания? Это же действительно очень интересно, очень важно.

— К сожалению, опыт показывает, что большинству населения это, увы, не нужно. Может быть, когда-нибудь придет понимание. А может быть, и не придет.

«Острые углы дизайн-кода»: бизнес не готов играть по-новому

Первое собрание «ПроПолиса» прошло в челябинской «Винотеке Соловьёва» и было посвящено внедрению в Челябинске дизайн-кода. Новые правила размещения вывесок и информационных конструкций вступили в силу с 1 июня 2018 года. Пока что они касаются только гостевых маршрутов, но вскоре будут распространены и на остальные улицы города.

Участники разделились на тех, кто ставит на первое место облик города (главный архитектор Челябинска Николай Ющенко и главный художник города Екатерина Силина) и тех, кто считает нужным в первую очередь учитывать интересы бизнеса (представитель НКО «Клуб лидеров» АСИ Денис Константинов и председатель комитета по экологии и ресурсосбережению ЮУТПП Андрей Минченко). Особняком держался гендиректор ООО «УралНИИСтромПроект» Василий Важенин, призывавший и соблюдать дизайн-код, и контролировать растущие расценки рекламных компаний.

Более 200 компаний со всего мира хотят изменить внешний облик Челябинска

главный архитектор Челябинска Николай Ющенко

«По сравнению с другими городами-миллионниками мы вскочили в последний вагон, – говорит главный архитектор Челябинска Николай Ющенко. – На прошлой неделе ездили в Екатеринбург, где 27 гостевых маршрутов и дизайн-код – уже свершившийся факт, так ведь там приятно гулять по улицам в центре. У нас же очень медленно действует.

99,9% вывесок и рекламных конструкций были установлены самовольно, это вакханалия цветов, гигантские тряпки, ни шрифтов, ни запаха дизайна, просто какофония. Мы настаиваем на упорядочении, на учёте архитектурных деталей, уважительном отношении к бренд-букам, мы против ярких подложек, против частичного перекрашивания фасадов в свои цвета.

Я сокрушаюсь, что очень вяло раскручивается внедрение дизайн-кода. Результатов пока мало, но они радуют».

Господин Ющенко сообщил также, что по информации на 29 января в городское управление наружной рекламы передано 834 акта по нарушениям дизайн-кода, и только 34 организации добровольно демонтируют свои конструкции.

Екатерина Силина добавила, что в адрес администрации поступает очень много обращений от горожан: «В месяц получаем около 70 жалоб по информационному шуму и по телефону, и письменно, и по электронной почте. Но нам не хватает ресурсов, не можем выделить отдельный штат на обратную связь с населением».

По её словам, в первую очередь, обращаются те, у кого идёт проверка конструкций, а потом те, кто уже получил предписания на смену конструкций.

Более 200 компаний со всего мира хотят изменить внешний облик Челябинска

председатель комитета по экологии и ресурсосбережению ЮУТПП Андрей Минченко и представитель НКО «Клуб лидеров» АСИ Денис Константинов

Представителям мэрии оппонировали представители бизнеса. Денис Константинов убеждён, что горожан дизайн-код и внешний облик Челябинска в целом интересуют менее всего. Его мнение зиждется на различных опросах в городах-миллионниках.

«Предприятия – патриоты города, они не стали бы противодействовать, если бы было оптимальное решение, – считает господин Константинов.

– Сегодня фирмам предлагают повесить рекламные конструкции, которые не отражают потенциала компании. У нас есть два варианта – идём по пути Сеула, где есть реклама, или по пути Северной Кореи, где конструкций нет.

Мы не против, чтобы город менялся к лучшему, но лужаек на всех не хватит».

Предприниматель привёл в пример кафе «Пенка», которое разонравилось ему после замены вывески.

«Пристроенный фасад и рекламные конструкции могут быть памятником архитектуры по сравнению с самим зданием! Архитектурно и дизайнерски город стал проигрывать, стал упрощённым. Было приятно пройти по проспекту Ленина и для меня, и для большинства жителей.

Проблема дизайн-кода не беспокоит даже 1% горожан. Мы отсняли всю улицу Цвиллинга, нашли на ней магазин, полностью соответствующий дизайн-коду, но он обанкротился и закрылся.

Бизнес можно трогать только в тех пределах, которые бизнес сам предложит», – говорит господин Константинов.

Более 200 компаний со всего мира хотят изменить внешний облик Челябинска

Андрей Минченко

Свыше 200 архитекторов предложат проекты по созданию облика Челябинска

Более 200 компаний со всего мира хотят изменить внешний облик Челябинска

Сегодня завершился прием заявок в рамках международного конкурса «Аrchchel-2020». Свыше 200 участников в ближайшее время смогут представить архитектурные эскизы трех объектов столицы Южного Урала. Помимо ведущих агентств России, созданием облика Челябинска заинтересовались представители из Австралии, Англии, Турции, Италии, Германии и Израиля.

Напомним, в рамках мероприятия, специалисты со всего мира могли принять участие в формировании визуальных решений южноуральской столицы, представив на суд жюри проекты по следующим объектам: аэропорт, конгресс-центр и набережная реки Миасс на участке от Свердловского проспекта до улицы Лобкова.

— Для нас важно, чтоб участники конкурса максимально придерживались технического задания к объектам, ведь задача создать не только уникальные идеи, а проекты, которые после проведения саммитов ШОС и БРИКС будут полезны для жителей города. Так конгресс-центр будет использоваться как современная концертная площадка, новое здание аэропорта преобразуется в дополнительные терминалы, а набережная реки Миасс станет новой пешеходной зоной для отдыха и занятий спортом, — рассказал директор и главный редактор архитектурного издательства TATLIN, Эдуард Кубенский.

По словам организаторов, в данный момент наибольшее количество заявок поступило от представителей трех городов: Москвы, Челябинска и Санкт-Петербурга.

Помимо этого, география проекта объединяет специалистов из Екатеринбурга, Новосибирска, Тюмени, Уфы, Краснодара, Перми, Хабаровска, Калининграда, Самары и Ярославля.

Также заявки подали участники из Австралии, Англии, Турции, Италии, Германии и Израиля, они представят свои эскизы здания аэропорта и набережной реки Миасс.

— Заявки на участие в конкурсе подали такие известные в российской архитектуре имена как АБ «Остоженка», АБ «Атриум», АБ «Асадов», Тотан Кузембаев и другие. Наличие среди участников как звезд архитектуры, так и малоизвестных молодых бюро создает уникальное состязательное поле, способное не только дать яркие решения конкретных задач конкурсной программы, но и, возможно, нащупать тренды современной архитектуры в целом, — добавили в оргкомитете конкурса.

Некоторые представители подают заявки на выполнение эскизов нескольких работ, но пока наибольший интерес у конкурсантов вызывает проект Конгресс-центра.

— Теперь перед участниками конкурса стоит задача представить свои разработки до 18 ноября в соответствии с техническим заданием. Мы надеемся, что предложенные проекты станут действительно достойными и уникальными идеями для строительства объектов к саммитам ШОС и БРИКС, — отметила директор Агентства международного сотрудничества Челябинской области Ольга Алейникова.

  • Представленные работы будут оцениваться компетентным жюри сразу по нескольким категориям: соответствие требованиям технического задания, соблюдение логики пространственной организации, инновационность и реалистичность проекта, эффективность с точки зрения затрат на строительство и эксплуатацию, а также по индивидуальным требованиям, зависящим от выбора объекта.
  • Добавим, в состав жюри вошли такие именитые специалисты, как немецкий архитектор и инженер, основатель компании Werner Sobek Вернер Зобек, британский архитектор и художник, руководитель мастерской aLL Design Уильям Олсоп,президент Союза московских архитекторов Николай Шумаков, президент Союза архитекторов России Андрей Боков,главный архитектор Челябинска Николай Ющенко, главный архитектор Екатеринбурга Тимур Абдуллаев, вице-президент Межрегиональной общественной организации «Союз московских архитекторов» Михаил Хазанов.

200 архитекторов со всего мира подали заявки на конкурс к саммиту ШОС в Челябинске

Более 200 компаний со всего мира хотят изменить внешний облик Челябинскаhttps://www.znak.com/2016-09-20/200_arhitektorov_so_vsego_mira_podali_zayavki_na_konkurs_k_sammitu_shos_v_chelyabinske

Читайте также:  В августе россияне купили на треть меньше жилья, чем год назад

2016.09.20

В Челябинске завершился прием заявок в рамках международного конкурса «Аrchchel-2020», который проводится в рамках подготовки к саммитам ШОС и БРИКС-2020.

Заявки подали свыше 200 участников, которые в ближайшее время смогут представить архитектурные эскизы трех объектов столицы Южного Урала.

Помимо ведущих агентств России, созданием облика Челябинска заинтересовались представители из Австралии, Англии, Турции, Италии, Германии и Израиля, сообщает пресс-служба минэкономразвития Челябинской области. 

Среди объектов, по которым проводится конкурс, — аэропорт, конгресс-центр и набережная реки Миасс на участке от Свердловского проспекта до улицы Лобкова в Челябинске. Наибольший интерес у конкурсантов вызвал проект конгресс-центра, сообщает министерство.

«Для нас важно, чтоб участники конкурса максимально придерживались технического задания к объектам, ведь задача создать не только уникальные идеи, а проекты, которые после проведения саммитов ШОС и БРИКС будут полезны для жителей города.

Так, конгресс-центр будет использоваться как современная концертная площадка, новое здание Аэропорта преобразуется в дополнительные терминалы, а набережная реки Миасс станет новой пешеходной зоной для отдыха и занятий спортом», — рассказал директор и главный редактор архитектурного издательства TATLIN, Эдуард Кубенский.

По информации «Агентства международного сотрудничества», наибольшее количество заявок поступило от представителей трех городов: Москвы, Челябинска и Санкт-Петербурга.

Также заявки подали участники из Екатеринбурга, Новосибирска, Тюмени, Уфы, Краснодара, Перми, Хабаровска, Калининграда, Самары и Ярославля.

Помимо этого, география проекта объединяет специалистов из Австралии, Англии, Турции, Италии, Германии и Израиля, они представят свои эскизы здания аэропорта и набережной реки Миасс.

«Среди участников известные в российской архитектуре имена и компании, такие как Тотан Кузембаев, АБ «Остоженка», АБ «Атриум», АБ «Асадов» и другие.

Наличие среди участников как звезд архитектуры, так и малоизвестных молодых бюро создает уникальное состязательное поле, способное не только дать яркие решения конкретных задач конкурсной программы, но и, возможно, нащупать тренды современной архитектуры в целом», — рассказали в оргкомитете конкурса.

До 18 ноября участники конкурса должны представить свои разработки в соответствии с техническим заданием. Работы будут оцениваться компетентным жюри сразу по нескольким категориям: соответствие требованиям технического задания, соблюдение логики пространственной организации, инновационность и реалистичность проекта, эффективность с точки зрения затрат на строительство и эксплуатацию.

В начале декабря планируется торжественная церемония объявления победителей. 

Хочешь, чтобы в стране были независимые СМИ? Поддержи Znak.com

Что было вместо ТРК «Родник» и как изменился Челябинск? Разглядываем город на снимках со спутника

Огромный торговый центр на месте леса, новый жилой комплекс вместо пустыря на набережной, реновация производства в жилые дома — за последние десять лет облик Челябинска местами изменился до неузнаваемости. Предлагаем вместе посмотреть на спутниковые снимки города, сделанные в 2009 и 2018 годах. Некоторые метаморфозы действительно шокируют.

На спутниковых снимках видно, как на месте густой зелени в Ленинском районе вырос крупный торгово-развлекательный центр «Алмаз». Даже представить страшно, сколько деревьев пошло под топор ради этой масштабной стройки, которая началась в декабре 2012 года.

Находится ТРК вдоль одной из самых загруженных дорог — Копейского шоссе. Жителям соседних домов не помешала бы зелёная полоса, которая помогала бы бороться с автомобильными выхлопами.

Вместо зелёного леса — огромный торгово-развлекательный центр. Всё для горожан

Ещё один участок леса уступил своё место огромному торгово-развлекательному комплексу в центре города, на набережной реки Миасс. Речь о ТРК «Родник» площадью 135 тысяч квадратных метров. Его официальное открытие состоялось в сентябре 2011 года. Многие приняли его появление с позитивом, ведь там открылся первый «Ашан».

На Северо-Западе Челябинска в обозримом будущем должен появиться ещё один масштабный ТРК, инициатором проекта выступает ООО «Родник» (принадлежит семье экс-губернатора Михаила Юревича). Речь идёт о земельном участке в границах улиц Университетская Набережная, Академика Макеева, набережной реки Миасс и улицы Архитектора Александрова.

На 14 марта назначены публичные слушания о планировке этой территории.

Тут разницу в зелени тоже можно оставить без комментариев…

Сама улица Труда, которую венчает ТРК «Родник», за последнее десятилетие тоже претерпела заметные изменения. Вдоль неё выросла череда высоток — жилые комплексе «Западный луч» и «Манхеттен». А вот зелени там стало меньше, деревьями пришлось пожертвовать при расширении дороги.

Возле ТРК «Гагарин Парк» сейчас возводят конгресс-холл «Таганай», который станет площадкой для проведения саммитов ШОС и БРИКС. На снимках 2009 года видно, что на этом месте раньше был пустырь и деревья.

Улицу Труда едва ли можно узнать на этих фото. Её облик заметно изменился

Некоторые же участки в центре Челябинска за последние десять лет так и не дождались преображения. Например, ЖК «Княжеский», который начали возводить на пересечении улиц Братьев Кашириных и Каслинской в 2009 году, в том же году и заморозили. Застройщик начал банкротство, а покупатели так и не увидели своих квартир. В 2019 году долгострой отметит юбилей — 10 лет.

На достройку дома готова зайти компания «Икар», после того как оценит все финансовые вложения и договорится с администрацией Челябинска о получении земельного участка без торгов. Это будет компенсация застройщику, готовому решить проблему обманутых дольщиков. Возможно, на спутниковых снимках 2020 года мы сможем увидеть на этом месте законченную высотку. Но не факт.

За 10 лет стройка дома на Братьев Кашириных так и не сдвинулась с мертвой точки

Стройкой десятилетия с уверенностью можно назвать микрорайон «Академ Riverside».

Что он только не пережил за это время: громкое начало стройки, которую анонсировал сам Дмитрий Медведев (на тот момент он был премьер-министром России), бум продаж квартир, а потом уголовное дело о мошенничестве застройщика, тысячи обманутых дольщиков и возрождение.

Сейчас микрорайон достраивает компания «Трест «Магнитострой»».

Только посмотрите, как к 2019 году разросся этот микрорайон. И да, после начала масштабной стройки микрорайона зелени на северо-западе Челябинска тоже стало намного меньше.

«Академ Riverside» — одна из самых масштабных челябинских строек последнего десятилетия

От зелени на снимках 2009 года, где сейчас построен жилой комплекс «Парковый-2», в глазах рябит. На свежих снимках картина уже не столь освежающая. А ведь микрорайон собираются уплотнять и дальше. В этом году проект его застройки прошёл публичные слушания.

Рядом с уже существующими высотками построят ещё несколько домов. Обратите внимание, на снимках почти десятилетней давности нет и комплекса «Метран» на Новоградском проспекте.

В ближайшие два года территория предприятия тоже обещает расшириться — там построят вторую очередь комплекса.

На этих фото кажется, что весь лес застроили? Нет, тут планируется ещё возведение домов

А теперь перейдём на другой участок на Северо-Западе Челябинска, где тоже ведётся активная стройка. Грандиозность проекта микрорайона «Парковый» можно понять, если взглянуть на снимки 2009 года. Строительство домов там начиналось в 2011 году, и микрорайон застраивается до сих пор. А вот леса, рядом с которым жители и мечтали жить, становится всё меньше.

Жители «Паркового» хотели жить рядом с лесом. Только его остаётся всё меньше — строительство домов продолжается

За последние десять лет в городе построили две очереди транспортной развязки на улице Братьев Кашириных. Они разгрузили проспект Ленина, объединили северо-запад города с востоком и юго-востоком. Результаты такого проекта, начатого в 2010 году, видно из космоса. Сейчас на участке ведётся строительство третьей очереди моста, завершить которое обещают к лету 2019 года.

Появление развязки на Братьев Кашириных — итог «дорожной революции», начатой в 2010 году

В последние годы жилое строительство кардинально изменило карту не только Челябинска, но и его пригорода. У нас бурно застраивался Сосновский район.

В нём появились микрорайоны «Залесье», «Звёздный», «Вишнёвая горка», «Привилегия» и другие. Один из крупных проектов — «Белый хутор». Удивительно, что когда-то на этом месте было чистое поле, а теперь тут кипит жизнь.

Скоро построят и президентский посёлок, где разместятся главы государств во время саммитов-2020.

Вместо чистого поля — жилой микрорайон. Как вам такое преображение?

Набережная озера Смолино в Ленинском районе спустя 10 лет заметно преобразилась. Если посмотреть на первое фото, видно, что возле жилой застройки был пустырь, который потом превратился в строительную свалку. Сам берег озера заросший и неблагоустроенный.

В 2017 году на набережной построили ЖК «Смолинский», куда по программе переселения заехали жители ветхоаварийных домов.

На снимках из космоса видно, как изменился ландшафт береговой линии — у неё появились чёткие очертания: возле высоток разбили сквер, русло реки почистили.

Судя по планам администрации Ленинского района, в ближайшее время благоустройство набережной Смолино продолжится. Мы рассказали, как хотят преобразить один из старейших районов Челябинска.

Набережная озера Смолино за 10 лет получила более чёткие границы, на берегу появился сквер

Участок напротив городского бора на улице Лесопарковой за десять лет пережил настоящую реновацию. На месте бывшего радиозавода «Полёт» сперва выросли малоэтажные дома. При этом конфигурация застройки осталась прежней — дома выстроены буквой Е. Сейчас по соседству с ними высятся и новенькие многоэтажки.

Тут была настоящая реновация территории — вместо производства построили жилые дома

Оставьте комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *