Вместо кузовного цеха на «зиле» будут офисы и апартаменты

Какие изменения ждут территорию автомобильного завода им. Лихачева.

В старых границах Москвы 208 промзон занимают почти 19 тысяч гектаров – это 17% от площади мегаполиса.

Чтобы избавиться от «ржавого пояса» и использовать промышленные площадки для градостроительного развития, за восемь лет власти столицы утвердили 84 проекта реорганизации этих территорий.

Вот почему треть от всего объема строительства в пределах МКАД ведется на месте бывших заводов и заброшенных складов. 

Сейчас в стадии активной реализации находятся 63 проекта, где комплексно возводят новое современное жилье, детсады и школы, спортобъекты и культурные центры, парки и зоны отдыха. Масштабное преображение переживает и территория автомобильного завода им. Лихачева – этот проект уже называют олицетворением Москвы XXI века.

Город в городе

Вместо кузовного цеха на «ЗиЛе» будут офисы и апартаментыВ заводской экспедиции Московского автозавода имени Лихачева, 1978 год. Соболев Валентин / Фотохроника ТАСС

Старая промзона «ЗИЛ» на юге столицы занимала около 40% территории Даниловского района, а сейчас постепенно превращается в один из самых развитых, красивых, благоустроенных и престижных мест Москвы.

В ближайшие годы здесь возведут более 6 млн кв. метров недвижимости, в том числе 4,7 млн «квадратов» – на месте заводских цехов. После завершения строительства в этом «городе в городе» будут проживать 77 тыс.

человек, а благодаря развитой инфраструктуре появится 66 тыс. новых рабочих мест. Реализовать проект планируется до 2022 года.

На бывшей территории автозавода строится не просто спальный район – создается одна из крупнейших в столице территорий комплексного развития.

Новое качество жизни

Вместо кузовного цеха на «ЗиЛе» будут офисы и апартаменты

Бульвар братьев Весниных. mos.ru

Вместо кузовного цеха на «ЗиЛе» будут офисы и апартаменты

Арт-объект «Рост камней». mos.ru

Бывшую территорию завода разделили на девять частей, и в каждой будет свой центр притяжения. В жилом комплексе таким местом, по аналогии с Арбатом, станет 1,2-километровый пешеходный бульвар Братьев Весниных.

Здесь появятся концертный зал, драматический и кукольный театры, отель и торговые центры.

И даже музей «Эрмитаж-Москва» – столичный филиал петербургского музея со своей библиотекой и культурно-исследовательским центром. 

Своего часа ждет и огромная скульптура весом в 11,5 тонн и высотой с пятиэтажный дом, которую установят на бульваре. К арт-объекту «Рост Камней» подведут воду и электричество, чтобы зимой зеркальная поверхность из нержавеющей стали не покрывалась льдом.

Самая большая школа в России

Вместо кузовного цеха на «ЗиЛе» будут офисы и апартаменты mos.ru

По планам, рядом с жилыми кварталами построят 10 детских садов, детско-взрослую поликлинику и медицинский центр. А уже в 2019 году здесь откроется самая большая школа в России, в которой смогут учиться 2,5 тыс.

детей. В этом экспериментальном образовательном центре-гиганте заработает детский технопарк «Кванториум», где школьники будут изучать прикладную космонавтику и микробиологию, лазерные и IT-технологии, наноматериалы.

 

Промзону спасет красота

Вместо кузовного цеха на «ЗиЛе» будут офисы и апартаменты

Александр Авилов / АГН «Москва»

Вместо кузовного цеха на «ЗиЛе» будут офисы и апартаменты

Александр Авилов / АГН «Москва»

Вместо кузовного цеха на «ЗиЛе» будут офисы и апартаменты

Александр Авилов / АГН «Москва»

Вместо кузовного цеха на «ЗиЛе» будут офисы и апартаменты

Александр Авилов / АГН «Москва»

Некоторые заводские корпуса сохранят и наладят в них автосборочное производство ЗИЛа, которое от жилых домов уже отделяет зеленая зона – в 2018 году открылся парк «Тюфелева роща».

На площади в 10 гектаров высадили сотни деревьев и кустарников, устроили искусственный пруд с чистейшей водой площадью 3 тыс. кв. метров, оборудовали спортивные и детские игровые зоны.

Доминантой этой зоны отдыха стала пергола: этот навес из кортеновской стали – одновременно и беседка, и смотровая площадка, и прогулочная зона длиной 1,3 км (читайте подробнее: «Гусеница из голубой лагуны, или Чем удивит парк «Тюфелева роща»»). 

Кроме этого, в 2019 году от Третьего транспортного кольца до старого русла Москвы протянется почти 4-километровая набережная Марка Шагала, которая станет одной из самых протяженных в столице.

Для парка с «секретными садами» на берегу Москвы-реки отведут почти половину бывшей промзоны.

Здесь проложат четыре тематических маршрута – «Отдых», «Променад», «Магниты» и «Спорт», а также построят амфитеатр и стоянку для яхт.

Технопарк у «Технопарка»

Вместо кузовного цеха на «ЗиЛе» будут офисы и апартаменты nagatinoiland.ru

Возле станции «Технопарк» на базе четырех цехов ЗИЛа вводятся все новые корпуса Московского городского технопарка «Nagatino i-Land» – это второй по величине офисный объект столицы. Всего в бизнес-парке намерены построить 1 млн кв. м, а центр малого бизнеса обеспечит работой не менее 40 тысяч человек.

Попасть на «Остров мечты»

Вместо кузовного цеха на «ЗиЛе» будут офисы и апартаменты mos.ru

В 2019 году через проспект Андропова перекинут 200-метровый стеклянный надземный пешеходный переход с лифтами и траволаторами, который свяжет между собой «Nagatino i-Land», станцию метро «Технопарк» и крупнейший в Европе крытый детский тематический развлекательный парк.

«Остров Мечты» откроется осенью на берегу Нагатинской поймы на площади 100 гектаров и на ряду с Парком Горького, «Зарядьем» и ВДНХ станет для москвичей и туристов еще одним любимым местом семейного отдыха.

Кроме аттракционов, «Панда-парка», кинотеатра и концертного зала, здесь также появится живописный ландшафтный парк с аллеями и озерами, городской променад с миниатюрами мировых достопримечательностей, а на берегу поймы откроются детская яхтенная школа и отель.

Попасть на «Остров мечты» будет легко: к октябрю 2019 года через гладь Кожуховского затона от 2-го Южнопортового проезда протянут 6-полосный автомобильный мост с тротуарами 6-метровой ширины (читайте также: «В ближайшую пятилетку: самые невероятные, но ожидаемые здания Москвы»).

Легендарные спортобъекты

Ледовый дворец. mos.ru

Музей хоккейной славы. Сергей Ведяшкин / АГН «Москва»

Комплекс водного спорта. mos.ru

На севере полуострова ЗИЛ расположился спортивно-развлекательный квартал «Парк легенд». В 2015 году здесь открылся Ледовый дворец, а уже в следующем году его большая арена на 12 100 зрителей принимала матчи чемпионата мира по хоккею. 

Совсем рядом, в бывшем здании заводоуправления АМО «ЗИЛ», заработал Музей хоккейной славы, а напротив – Комплекс водного спорта «Арена Легенд», в котором находится Олимпийский центр синхронного плавания Анастасии Давыдовой. Здесь же расположился Центр водных развлечений с открытым бассейном, различными оздоровительными площадками, фитнес- и СПА-центром (читайте также: «Лето в большом городе: все бассейны Москвы под открытым небом»).

Полное обновление ждет и стадион «Торпедо» на Автозаводской: после капитальной реконструкции по европейским стандартам арена сможет вместить 15 тыс. зрителей. Также здесь появятся новые помещения для занятий боксом и борьбой, тренировочные поля с современным покрытием, раздевалки, легкоатлетическое ядро и всесезонный футбольный манеж.

Строят дороги и станции метро

АГН «Москва»

Станция метро «Технопарк». АГН «Москва»

Станция МЦК «Автозаводская». АГН «Москва»

Станция МЦК «ЗИЛ». АГН «Москва»

До 2015 года в районе была только одна станция метро – «Автозаводская». Поэтому новую транспортную инфраструктуру на «полуострове» ЗИЛ пришлось строить практически с нуля. В декабре 2015-го открыли новую станцию «Технопарк», которой уже сейчас ежедневно пользуются около 20 тыс. пассажиров. А когда на ее базе создадут крупный ТПУ – она сможет обслужить и 100 тысяч, и даже больше.

В 2016 году в самом центре бывшей промзоны открылись станции МЦК «Автозаводская» и «ЗИЛ». До конца 2020 года планируется построить второй (западный) пассажирский терминал этого ТПУ.

Всего же  на территории ЗИЛа построят более 30 километров новых – местных и магистральных – дорог. В 2018-м, к примеру, над Московским центральным кольцом протянули 537-метровый путепровод – продолжение нового проспекта Лихачева.

Строительство 3-километрового участка проспекта имени основателя московского автогиганта началось в апреле 2016 года и завершилось в августе 2018-го, на восемь месяцев раньше контрактного срока.

В скором будущем по этой главной дорожной магистрали ЗИЛа можно будет пересечь весь полуостров – от набережной Марка Шагала у Автозаводского моста ТТК до станции метро «Технопарк», и далее – выехать на проспект Андропова и Нагатинский мост.

Прослужит еще полвека

Нагатинский автометромост, 1969 год. Фото Виктор Будан / Фотохроника ТАСС

Метромост в 2017 году. Shutterstock.com

Кстати говоря, 805-метровый Нагатинский метромост – сооружение не совсем обычное: по одной его стороне едут автомобили, а по другой, на одном уровне с ними, – мчатся составы метро до станции «Коломенская». Пешеходы тем временем пересекают Москву-реку по двум широким тротуарам по краям 6-полосной автодороги.

Построили Нагатинский метромост еще в 1969 году, в то же время возводили и корпуса завода им. Лихачева. Авторов проекта тогда наградили Госпремией СССР, а огромное сооружение до сих пор является самым протяженным метромостом в столице, связывая сразу несколько районов: Нагатинский Затон, Нагатино-Садовники и Даниловский.

После 46 лет напряженной службы метромост потребовал ремонта. Работы по капитальной реконструкции сооружения завершили в 2017 году, и теперь этот транспортный объект без серьезных ремонтов послужит москвичам еще полвека.

Пять мостов в будущее

Скоро у Нагатинского моста появятся дублеры, а точнее, помощники: на территории промзоны «ЗИЛ» построят два автомобильных и три пешеходных моста. В 2018 году начали строить автомобильный мост параллельно железнодорожному Даниловскому мосту МЦК в районе 2-го Кожуховского проезда – он свяжет Третье транспортное кольцо с Варшавским шоссе.

Читайте также:  Сахалинская область стала лидером по росту цен на квартиры

К строительству второго автомобильного моста, который позволит проехать через затон Новинки до проспекта Андропова и станции метро «Технопарк», приступят в конце лета 2019 года. Кроме этого, берега старого русла реки соединят два пешеходных моста, которые построят с приличным отступом от береговой линии, чтобы они стали продолжением прогулочной зоны у воды.

А еще над Москвой-рекой протянется 680-метровый пешеходный вантовый мост – от набережной в районе бульвара Братьев Весниных на ЗИЛе в сторону ТПУ «Нагатинская».

Резервация ЗИЛ

К концу марта московские власти рассчитывают определиться с инвестором, который возьмется за расчистку территории ЗИЛа на юго-востоке столицы и строительство здесь нового жилого района.

Пока участники проекта стоимостью около 200 млрд руб. договариваются между собой, «Ъ» попал за главную проходную ЗИЛа.

Об уникальных бронированных лимузинах, заброшенных цехах завода, подробностях сохранения производства и будущей стройки рассказывает МАРГАРИТА ФЕДОРОВА.

  • — Вы на машине?
  • — А надо?
  • — Без машины до следующего дня не управимся: у нас тут почти 300 га.

Если точнее, ЗИЛ занимает 280 га, протянувшихся между станциями метро «Автозаводская» и «Нагатинская», с севера зажатых Третьим транспортным кольцом (ТТК), с юга и запада — Москвой-рекой. В годы расцвета с конвейера завода ежегодно сходило около 200 тыс. машин. В конце 2013 года конвейер окончательно встал.

Тогда, в 1970-х — начале 1980-х, ЗИЛ был похож на быстро растущий город в городе с собственной железной дорогой, бульварами и снующими туда-сюда автобусами, переполненными рабочими.

Сегодня ЗИЛ — охраняемая промышленная резервация в 5 км от Кремля, где среди закрытых цехов с разбитыми стеклами бегают собаки, а на остановках мерзнут те немногие, кто еще остался работать на заводе.

Сносить нельзя реконструировать

Вместо кузовного цеха на «ЗиЛе» будут офисы и апартаменты

Глеб Щелкунов, Коммерсантъ

В главном холле высотки ЗИЛа, которая смотрит на ТТК, пустынно — только охранник, кофемашина, банкомат и несколько таких же, как и мы, отогревающихся от холодного ветра со снегом посетителей. Вот и наш проводник, Александр. Документы на нас оформлены: по-другому на ЗИЛ не попасть. Подъезжаем к шлагбауму. Досмотр багажника обязателен.

— На выезде еще раз проверят. Столько лет пытаются растащить завод, и до сих пор есть что,— невесело объясняет наш гид.

Вместо кузовного цеха на «ЗиЛе» будут офисы и апартаменты

Глеб Щелкунов, Коммерсантъ

Минуем охрану. Нас встречает памятник Ленину, за ним начинается главный бульвар ЗИЛа, ведущий до круга, в центре которого стоит один из первых грузовиков завода — ЗИС-5, на который во время Второй мировой войны ставили минометы «Катюша».

Слева от Ленина режет небо острыми углами, как будто сложенная из детских деревянных кубиков, серая махина кузовного цеха. По задумке архитекторов, ее планируется превратить в культурный центр. Но у здания слишком нестандартная планировка — девятиметровые потолки и необъятные пролеты, сохранение которых может обойтись слишком дорого.

И тогда цех останется только на фотографиях. Архитекторы предлагают также оставить фасады цехов, тянущихся справа вдоль главного бульвара. Пока мы проезжаем мимо, читаю: арматурный корпус, рессорно-пружинный, ремонтно-инструментальное производство (РИП). Люди стоят только на входе у РИП, всего несколько человек: курят, о чем-то говорят.

Ощущение, что время остановилось — мимо проносится советский грузовик ЗИЛ-130, поворачиваю голову, взгляд натыкается на «доску почета».

Отапливать и освещать пустующие цеха нет смысла, да и лишние затраты завод сегодня не может себе позволить: год назад московские власти оценивали долг предприятия в 26 млрд руб.

— Из всех цехов на бульваре работает только РИП. Его еще у нас называют сердцем завода,— продолжает рассказ наш проводник.

Вместо кузовного цеха на «ЗиЛе» будут офисы и апартаменты

Глеб Щелкунов, Коммерсантъ

Когда цех закрывают, его обычно отключают от коммуникаций. Отапливать и освещать пустующие цеха нет смысла, да и лишние затраты завод сегодня не может себе позволить: год назад московские власти оценивали долг предприятия в 26 млрд руб. Расплатиться по счетам город намерен за счет продажи земли, располагающейся как раз за этими цехами.

За 65 га, где разрешено построить около 1,56 млн кв. м различной недвижимости, преимущественно жилья и апартаментов, чиновники рассчитывают выручить минимум 23,4 млрд руб.

Сохранит ли инвестор фасады цехов ЗИЛа — вопрос открытый: пока из всех строений завода памятником признано лишь выходящее на ТТК красное здание заводоуправления, построенное в 1916–1917 годах по проекту архитектора Константина Мельникова. Выбор, скорее всего, будет сделан в пользу экономически выгодного решения.

Еще в 2012 году власти подумывали создать на территории завода технопарк, но когда встал вопрос, как расплатиться с долгами, без долгих колебаний предпочли научно-промышленному кластеру жилье.

Как устроить из стройки спектакль

Вместо кузовного цеха на «ЗиЛе» будут офисы и апартаменты

Глеб Щелкунов, Коммерсантъ

Идей, как не убить ЗИЛ типовой панельной застройкой, у архитекторов много. К примеру, создать здесь полигон проектирования и тестирования новых видов городского транспорта или устроить из производства спектакль: ты сидишь в ресторане, а за стеклом роботы собирают машину. Но все опять упирается в деньги.

— Пока людей, говорящих: «Да, давай сделаем эти истории», нет. Их волнуют вполне конкретные проблемы,— признавался за несколько недель до моего похода на ЗИЛ Юрий Григорян, чье бюро «Проект Меганом» придумало концепцию развития завода, а затем совместно с НИиПИ Генплана Москвы воплотило ее в планировке территории.

Спорных моментов так много, что московские чиновники уже три раза переносили дату проведения road show, посвященного продаже зиловской земли.

Среди интересующихся ЗИЛом — крупнейшие российские девелоперы: «Кортрос» Виктора Вексельберга, группа ПИК Александра Мамута и Сергея Гордеева, «Главстрой» Олега Дерипаски, но даже им есть о чем волноваться. Общие инвестиции в освоение 65 га оцениваются минимум в 152 млрд руб. без учета 23,4 млрд руб., которые инвестор выложит за право поучаствовать в стройке.

Из них общие инвестиции на создание транспортной сети — в частности, продление Симоновской набережной от существующего участка до ТТК — превышают сумму в 33 млрд руб. Понятно, что эти затраты возьмет на себя город, но совсем непонятно, в какие сроки эти задачи реально будут решены.

За чей счет будет производиться рекультивация земель — еще один болезненный вопрос: после сноса зиловских цехов предстоит срезать грунт на глубину 2–3 м, а в случае литейных — все 6–8 м. И все это вывезти, что, по предварительным расчетам, будет стоить почти 9 млрд руб.

Спорных моментов так много, что московские чиновники уже три раза переносили дату проведения road show, посвященного продаже зиловской земли. Новая до сих пор не назначена, хотя уже 20 марта должно состояться вскрытие конвертов с заявками от претендентов.

Обсуждая нелегкую задачку, которую предстоит решить на ЗИЛе инвесторам, мы подъезжаем к частично расчищенной и огороженной забором площадке. Здесь уже высятся краны.

Это группа ТЭН начала строительство ледового комплекса «Арена Легенд» площадью 425 тыс. кв. м с тремя ледовыми площадками, музеем хоккейной славы, детско-юношеской спортивной школой.

Как только мы выходим из машины, к нам сразу подходят суровые чоповцы, чтобы узнать, кто мы такие и что собираемся здесь делать.

— Здесь надо аккуратнее. Этот участок ЗИЛ не контролирует: частная собственность,— предупреждает наш гид, на время успокоив разволновавшихся мужчин в черном. Но только на время: сразу, как мы начинаем фотографировать через сетку стройплощадку, они вновь накидываются на нас, угрожая отобрать фотоаппарат.

Вместо кузовного цеха на «ЗиЛе» будут офисы и апартаменты

Глеб Щелкунов, Коммерсантъ

Участок ТЭН достался достойный: с выходом на ТТК, к тому же в его границы попал единственный памятник ЗИЛа — красное здание заводоуправления. Хотя стройка, инвестиции в которую оцениваются в 20 млрд руб., только началась, она уже не обошлась без скандала: в мае прошлого года был снесен литейный цех завода 1916 года постройки.

Градозащитники сразу зашумели о незаконности сноса, но чиновники встали на сторону инвестора. «Снос цехов ЗИЛа не тот случай, когда нужно переживать, что мы что-то потеряли»,— четко обозначил позицию города вице-мэр и глава стройкомплекса Москвы Марат Хуснуллин.

После этих слов будущее кузовного цеха и фасадов корпусов на главном бульваре ЗИЛа кажется совсем предопределенным.

План реконструкции ЗИЛа

Завод урезали до цеха

Сворачиваем от памятника ЗИС-5 налево. Впереди нас ждет дорога, похожая на проселочную, с кочками и ухабами. Подпрыгивая на них, мы проезжаем под ветвью МЖД, на которой власти обещают открыть транспортно-пересадочный узел. Пока мы подъезжаем к прессовому корпусу, где разместится производство самого ЗИЛа, наш гид вспоминает былые достижения завода:

— Когда-то наши литейные цеха отливали даже колокола, которые расходились по всему миру — в Грузию, Армению, США, Канаду, Индию. 14 колоколов со звонницы Храма Христа Спасителя – наша работа. Но в 2000-х годах из-за вредности производства оно постепенно было перебазировано в Каширу. ЗИЛ производил и холодильники. Помните?

Читайте также:  В брянске глава управляющей компании осуждена за мошенничество

— Конечно, помню, один зиловский «пузач» до сих пор стоит на даче у моей бабушки, — отзываюсь я, провожая взглядом проплывающие мимо мрачные облупившиеся строения. — А главный конвейер покажете?

— Автосборочный корпус — потом, сначала — прессовый. Заодно согреемся и пообедаем.

Вместо кузовного цеха на «ЗиЛе» будут офисы и апартаменты

Глеб Щелкунов, Коммерсантъ

Мы останавливаемся у синего здания и через главный вход поднимаемся в буфет.

Вот откуда именитые рестораторы позаимствовали идею открытой кухни — конечно, из советских заводских столовых: среди огромных чанов с варящимися супами и макаронами резво снуют воинственного вида женщины в белых халатах, разливая компоты, раскладывая по тарелкам жареную рыбу, сгружая горячие пирожки на большие пластиковые подносы.

Вместо кузовного цеха на «ЗиЛе» будут офисы и апартаменты

Глеб Щелкунов, Коммерсантъ

После достойного обеда, стоившего 150 руб., отправляемся на само производство. Сегодня в помещениях прессового корпуса штамповкой деталей для легковых автомобилей, тех же Renault сборки «Автофрамоса», занимается совместное предприятие ЗИЛа и японской корпорации IHI Corporation — ООО «Альфа Аутомотив Технолоджи».

Нас сразу предупреждают, что лучше идти по специально очерченной дорожке вдоль стены, иначе есть шансы попасть под погрузчики, носящиеся здесь со скоростью гонщиков «Формулы-1». Сюда по предварительным планам и должно переехать производство самого ЗИЛа, главный конвейер которого встал в конце 2013 года.

Уже в этом году завод рассчитывает запустить производство новой модели грузовиков ЗИЛ-432940, оснащенных двигателем Минского моторного завода стандарта Евро-4. Точных данных об объемах выпуска пока нет, по грубым расчетам, чтобы бизнес был рентабельным, из прессового корпуса должно выезжать около 6–7 тыс.

новеньких грузовиков в год.

Понимания по объемам выпуска «МосАвтоЗИЛа», как и самого ЗИЛа, пока нет: цифры сильно плавают — от 25 тыс. до 150 тыс. машин в год

Вместо кузовного цеха на «ЗиЛе» будут офисы и апартаменты

Глеб Щелкунов, Коммерсантъ

Мы вновь садимся в машину и наконец едем к автосборочному корпусу. Сзади остается цех домашних холодильников. Здание главного конвейера настолько длинное, что теряется где-то впереди, сливаясь с серым небом. Внутри удивительно пустынно. У окна сидит несколько рабочих.

Мимо ряда свеженьких грузовиков мы идем к главному конвейеру. Его длина — 700 м. Когда-то за ним стояло около 1200 человек, а на сборку одного грузовика уходило всего 1,5 минуты.

В этом здании пока планируется разместить производство «МосАвтоЗИЛа» — совместного предприятия правительства Москвы (владеет 64,77% самого АМО ЗИЛ) и Сбербанка, которое должно заняться контрактной сборкой Fiat и Renault.

В отличие от рамных грузовиков ЗИЛа, контрактные машины собираются совсем по иным технологиям, поэтому в конце прошлого года конвейер был остановлен и теперь демонтируется. Понимания по объемам выпуска «МосАвтоЗИЛа», как и самого ЗИЛа, пока нет: цифры сильно плавают — от 40 тыс. до 150 тыс. машин в год.

Лимузины для Сталина

Вместо кузовного цеха на «ЗиЛе» будут офисы и апартаменты

Глеб Щелкунов, Коммерсантъ

Теперь нас ждет самое интересное: гордость ЗИЛа — цех по производству автомобилей представительского класса, где собирались лимузины для первых лиц государства.

— Раньше у этого цеха был особый режим допуска. Вон там, на входе, стояли будки с автоматчиками,— показывает наш проводник.

Глеб Щелкунов, Коммерсантъ

Когда-то отсюда ежегодно выезжали 25 лимузинов, которые вручную собирали для гаража особого назначения около 600 высококлассных специалистов. Первый лимузин, запущенный в производство в 1936 году – ЗИС-101 – лично инспектировал Сталин.

Сегодня из 600 человек остались всего 40, а за последние пять лет цех выпустил для частных заказчиков лишь 15 лимузинов. В главном помещении цеха звенит тишина, хотя в былые времена здесь стоял сумасшедший грохот: каждая деталь кузова лимузина выколачивалась киянкой на специальных дубовых шаблонах.

Но сегодня работы нет, хотя еще в 2012 году на ЗИЛе был собран новый президентский лимузин ЗИЛ-4112Р, над которым специалисты предприятия совместно с ЗАО «Депо-ЗИЛ» трудились с 2004 года.

Но тогда же, в 2012 году, по инициативе Минпромторга стартовал проект «Кортеж» по разработке и постановке на производство президентских лимузинов и автомобилей для первых лиц, подлежащих государственной охране.

Глеб Щелкунов, Коммерсантъ

Хотя в качестве потенциальных исполнителей рассматривался и ЗИЛ, с этого момента шансы запуска ЗИЛ-4112Р в производство стали таять.

В итоге проект был закреплен за Центральным научно-исследовательским автомобильным и автомоторным институтом (ФГУП НАМИ), которому в ближайшие три года на укрепление исследовательской базы и проведение НИОКР из федерального бюджета будет выделено около 11–12 млрд руб.

В январе 2014 года было официально объявлено, что к «Кортежу» присоединилась компания «Маруся Инжиниринг» известного шоумена и автогонщика Николая Фоменко. «Маруся» займется разработкой автомобилей для физических лиц, НАМИ — президентских лимузинов.

Кто будет производить новые модели — планы по выпуску 30 тыс. машин в год,— пока непонятно: Минпромторг обещает определиться с площадкой уже летом. Но среди главных кандидатов на выпуск «кортежных» седанов — ГАЗ и КамАЗ, оттеснившие ЗИЛ на задний план.

Пора уходить. На выходе нас провожает единственный в мире белый ЗИС-101. Во времена Второй мировой войны ЗИС-101 был главным штабным автомобилем, поэтому из 8752 выпущенных машин сегодня осталось около 30. Этот лимузин был выкрашен в белый цвет (все остальные ЗИС-101 — черные) специально для Женевского салона в 1997 году, но так до него и не доехал.

Самые известные автомобили АМО ЗИЛ

Вместо автопроизводства на ЗИЛе построят более 2 млн кв. м недвижимости :: Городская недвижимость :: РБК Недвижимость

Столичные власти утвердили планы по редевелопменту второй части промзоны ЗИЛа — на ней может появиться более 2 млн кв. м, из которых половина придется на жилье с соцобъектами.

Вместо кузовного цеха на «ЗиЛе» будут офисы и апартаменты

Konstantin Kokoshkin / Russian Look

Одним лишь проектом ЛСР на 1,5 млн кв. м было решено не ограничиваться — на 164 га по другую сторону железной дороги МКЖД решено построить более 2 млн кв. м, из которых половина придется на жилье с соцобъектами. Остальное отдадут под офисы и небольшие производства, говорят чиновники. Строительство такого масштаба обойдется девелоперу дороже 5 млрд долл., подсчитали эксперты.

Градостроительно-земельная комиссия города Москвы (ГЗК) в прошлый четверг, 16 октября 2014г., согласилась с подготовкой проекта планировки территории ЗИЛа для размещения объектов жилой и общественно-производственной застройки, говорится в сообщении Москомстройинвеста.

Ранее РБК писал, что чиновники решили подготовить конкурсную документацию по этому участку. Причиной собеседники РБК называли письмо китайской Dalian Wanda Group, в котором один из крупнейших девелоперов Китая высказывал заинтересованность в участии в таком конкурсе.

В отличие от группы ЛСР Андрея Молчанова, купившей этой весной право застройки 65 га, вторая территория в два раза больше — 130 га, сообщили в Москомстройинвесте. Пока готовятся необходимые документы, как только это будет сделано — участок выставят на торги, разъяснил РБК один из чиновников мэрии.

Всего рассматриваемая территория охватывает более 164 га. Общая наземная площадь объектов составит 2,07 млн кв. м, в том числе жилая с объектами социальной инфраструктуры — 1 млн кв. м, общественно-производственная часть — 1,07 млн кв.

м, говорится в материалах МКСИ. Основная застройка затронет южную часть этой территории площадью 110 га.

Северный участок в 20 га сейчас занят ТЭЦ ЗИЛ, после вывода которой с территории завода не менее 8 га будут отведены под размещение автобусного парка.

После отказа крупных международных автоконцернов открыть на ЗИЛе производство автомобилей московское правительство начало рассматривать другие варианты использования промышленной площадки.

«Может быть, мы примем такое решение, что там будут офисы или какой-то другой вид недвижимости, может быть, выставочные залы будут, — заявил РБК заместитель мэра Москвы Марат Хуснуллин. — Рассматриваем разные варианты.

Окончательное решение мы постараемся принять до конца года».

Примерный объем инвестиции в строительство здесь жилья директор департамента управления активами группы ПСН Татьяна Тикова оценивает в 100 тыс. руб. за 1 кв. м. Только себестоимость «коробки» может составить 50-60 тыс. руб.  за 1 кв. м, считает аналитик «Бест-Новострой» Сергей Лобжанидзе.

Компанию «МосАвтоЗИЛ» Сбербанк и правительство Москвы учредили в середине 2012г. Планировалось, что она займется контрактной сборкой машин, в первую очередь коммерческих. Однако ряд переговоров с представителями нескольких автоконцернов, в том числе с Renault и Daimler, оказались безуспешными, рассказывал ранее собеседник РБК и подтверждал близкий к «МосАвтоЗИЛу» источник.

Завод Московского автомобильного общества (АМО) был заложен в 1916г. Он строился для производства 1,5‑тонного грузовика по лицензии Fiat. Свое нынешнее имя предприятие получило в июне 1956г. после смерти бывшего гендиректора завода Ивана Лихачева.

Основная площадка в Москве занимает площадь около 275 га. Производство на ней было полностью остановлено в 2011г. Сегодня около 64% акций предприятия контролирует правительство Москвы, а основным кредитором является Сбербанк.

Алексей Пастушин

Читайте также:  Госдума одобрила во 2 чтении законопроект о запрете хостелов в жилых домах

Реновация промзоны «ЗИЛ» в Москве: как меняется территория «мертвого города»

В Москве продолжается реализация программы комплексного развития территорий (КРТ). Одна из важных задач, которые она решает – застройка промзон, так называемого «ржавого пояса» столицы, которые занимают огромные территории и практически не используются.

РИАМО продолжает серию публикаций о том, как изменятся территории бывших складов, заводов и фабрик в ближайшие годы.

Сегодня мы расскажем, как уже преобразилась промзона ЗИЛ – одна из крупнейших в столице – и в чем плюсы и минусы этого мегапроекта, сравнимого по масштабам с «Москвой-Сити».

«Мертвый» город

  сайт комплекса градостроительной политики и строительства города Москвы

Как рассказывает доцент экономического факультета РУДН Татьяна Крейденко, первые предприятия на территории современной промзоны «ЗИЛ» появились еще в конце ХVIII века, а к началу ХХ века здесь уже работали кожевенный и химический заводы, была построена Окружная железная дорога – ныне Малое кольцо МЖД. В 1916 году в Тюфелевой роще было начато строительство первого автомобильного завода – будущего «ЗИЛа», который в 2015 году ликвидировали по причине банкротства.

«К середине десятилетия ХХI века территория ЗИЛ представляла собой своего рода «мертвый» город, оказывающий негативное влияние на соседние районы», – добавляет эксперт РУДН. Эта промзона являлась препятствием для развития транспортной инфраструктуры и создавала проблемы в экологической ситуации.

Доцент РУДН уверена, что реновация промзон, особенно таких крупных, как ЗИЛ, за счет рекультивации, строительства набережной, транспортно-пересадочных узлов приведет к положительному развитию не только данной, но и прилегающих территорий. А это, в свою очередь, позволит улучшить и транспортную, и экологическую ситуацию в городе.

Жилье комфорт‑класса на берегу реки: что ждет промзону «Нагатинский затон»>>

Город в городе и уникальные дома

  сайт комплекса градостроительной политики и строительства Москвы

Промзона «ЗИЛ» до старта своей реновации в 2013 году занимала около 40% территории района Даниловский. За восемь лет работы там уже много чего успели открыть и построить, включая ледовый дворец «ВТБ Арена», часть корпусов ЖК «Зиларт», набережную Марка Шагала, школу, Музей хоккея.

Мэр столицы Сергей Собянин назвал комплексное развитие территории ЗИЛа крупнейшим проектом реорганизации промзон не только в России, но и в Европе. По масштабу реновация этой промзоны сопоставима с проектом «Москва-Сити». Ее реализацию планируется завершить в 2023 году.

К разработке проектов застройки на «ЗИЛе» привлекаются разные архитектурные бюро и используются самые современные решения. По словам главного архитектора Москвы Сергея Кузнецова, каждый дом ЖК «Зиларт» — это произведение искусства.

Например, один из новых корпусов дома №14 облицуют декоративными панелями, имитирующими византийский орнамент, а соседний корпус украсят волнообразными элементами из декоративной штукатурки. А дом №17 будет отличать орнамент в виде автозапчастей – отсылка к истории этого места.

Ожидается, что общая площадь застройки ЗИЛа и прилегающих территорий составит 6,4 миллиона квадратных метров недвижимости, из них 5,2 миллиона – непосредственно на месте бывшего завода имени Лихачева.

«Промзона «ЗИЛ» — пример масштабного преобразования промышленных территорий, когда на месте крупного производственного предприятия возводится полноценный «город в городе» со всей необходимой инфраструктурой», – говорит управляющий директор компании «Метриум» Надежда Коркка.

Среди преимуществ – удачное расположение на относительно небольшом удалении от центра, близость к Москве-реке и благоустроенному в 2018 году парку «Тюфелева роща». Рядом с ЖК «Зиларт» размещены офисы, технопарк и офисы Nagatino i-Land, спортивный квартал «Парк Легенд», новый парк развлечений «Остров мечты», добавляет эксперт.

  • «При проектировании активно применялась концепция квартальной застройки, что позволило, в том числе, сформировать современные и удобные общественные пространства», – говорит Коркка.
  • Ледовый дворец и крупнейшая школа России
  • Помимо жилой застройки, в рамках проекта редевелопмента предусмотрено строительство объектов социального и общественно-делового назначения, отмечает эксперт компании «Метриум».

Так, на ЗИЛе уже открылась и приняла первых учеников самая большая в России школа площадью более 40 тысяч квадратных метров, рассчитанная на 2,5 тысячи детей. Всего на месте бывшей промзоны планируется разместить три школы и 12 детских садов.

Кроме того, уже действует спортивный квартал «Парк Легенд», включающий в себя ледовый дворец с тремя аренами-трансформерами, а также Центр синхронного плавания, Музей российского хоккея, отель. Сюда же добавился одноименный ЖК.

«Однако расположение достаточно крупного подобного объекта рядом с жилой застройкой может вызвать конфликтные ситуации в дни проведения спортивных мероприятий», – считает Надежда Коркка.

Парк, бульвар и «голубая лагуна»

Среди наиболее интересных новых объектов на территории промзоны – пешеходный бульвар «Зиларта» (часть набережной Марка Шагала) протяженностью более 1,2 километра.

Особенного внимания заслуживает благоустроенная набережная Москва-реки и большой парк «Тюфелева роща» площадью 14,5 гектара, сопоставимый по размерам с парком Гюэль в Барселоне (Испания).

Кстати, реликтовая роща существовала задолго до появления промзоны – здесь охотились русские цари и любил гулять Николай Карамзин, который вписал это место в сюжет «бедной Лизы».

К разработке проекта парка был привлечен американский ландшафтный архитектор-урбанист Джерри Ван Эйк. Пространство для отдыха объединяет зеленую зону с деревьями и цветниками, оригинальный водоем «голубая лагуна» с прозрачной водой и лежаками, а также перголу – видовую прогулочную зону наподобие крытого моста протяженностью 1,3 километра.

«Пергола задумана как архитектурная доминанта проекта символизирует линию сборки или конвейер автомобильного завода и отсылает нас к истории завода имени Лихачева», – поясняет доцент РУДН Татьяна Крейденко.

В то же время сам парк – сезонная вещь с ограниченными функциями, пока выполняющий скорее транзитную функцию, чем рекреационную. По мнению эксперта, здесь пока относительно слабо продумана велоинфраструктура и безопасность переходов.

  1. «Пока акцент развития данной территории в большей степени смещен в сторону автомобилей, а не пешеходов: например, отсутствие оборудованных тротуаров на эстакаде, что создает проблемы для прохода жителей к станции МЦК», – указывает эксперт РУДН.
  2. «Парк будущего» на ВДНХ: появится ли в Москве второй «Остров мечты»>>
  3. Проблемы с транспортом и избыток ЖК

В 2015 году рядом с технопарком Nagatino i-Land открылась новая станция метро «Технопарк» Замоскворецкой линии. Также рядом с «ЗИЛом» находится одноименная станция МЦК. Помимо этого, в рамках строительства Бирюлевской линии метро на территории бывшей промзоны будет открыта станция метро «ЗИЛ», которая значительно улучшит транспортную доступность.

Тем не менее, ключевым минусом территории «ЗИЛ» является транспортная доступность реорганизуемой территории для автомобилистов, считает управляющий директор компании «Метриум» Надежда Коркка.

Выехать отсюда в город можно двумя путями. Первый – через Автозаводскую улицу, часть которой входит в состав загруженного ТТК.

Второй – по проспекту Лихачева на проспект Андропова, движение на котором не менее плотное.

Некоторые эксперты считают проект редевелопмента «ЗИЛа» в принципе в корне неверным.

«Наблюдать за проектом реорганизации промзоны бывшего завода имени Лихачева в Москве не очень весело – фактически он застраивается лишь жильем, с небольшим количеством общественных зон, чей функционал ограничивается в основном торговлей и сферой услуг», – считает основатель и CEO компании «ЕКТА Менеджмент», автор телеграм-канала «Технопарки Москвы» Екатерина Наумова.

Проблема, по ее словам, даже не в том, что эта территория имеет сложный экологический след – наследство старого производства, а втом, что такой подход к реновации – огромная потеря для производственной сферы Москвы, нецелевое расходование мощностей для столь перспективной и важной для города отрасли.

«Да, большая часть производственных площадей на «ЗИЛе» безнадежно устарела еще 20-30 лет назад и даже раньше. Однако это не значит, что реанимировать и использовать их было нельзя», – считает Наумова.

По ее словам, есть много примеров, в частности, в Германии, когда старые производства превращались в новые технологичные площадки. Постепенно именно промышленники, производственники и инноваторы оздоровляли территорию, превращая старые промзоны в современные центры притяжения, технополисы.

Технопарк со специализацией в современном автомобилестроении, площадки для тестирования беспилотных автомобилей, электрокаров и машин на водороде на бывшей территории «ЗИЛа» смотрелись бы куда правильнее, чем ЖК, ТРЦ и скверы, уверена эксперт.

В свою очередь, архитектор-дизайнер Национального центра промышленного дизайна и инноваций «2050.ЛАБ» Ксения Кочина добавляет, что на территории промзоны можно не только построить новые, но и реорганизовать уже имеющиеся здания.

«Могут возникнуть нестандартные решения в зависимости от дальнейших целей использования промзоны», – поясняет архитектор. Объекты могут быть любыми, главное – проработанный сценарий использования промзоны. Кроме того, надо понимать и то, как эта зона будет взаимодействовать с прилегающими зданиями и кварталами.

Маршрутка по вызову: как будет работать новый вид транспорта в Москве>>

Оставьте комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *