Власти планируют привлекать средства граждан для расселения

В целях сокращения непригодного для проживания жилого фонда была разработана программа «Ветхое жилье».

Она стартовала в 2002 году, но пока рано говорить о конечных сроках реализации – значительное количество объектов не отвечает требованиям безопасности. В соответствии с Указом президента № 204 от 07.05.18 г.

, переселение из аварийного жилья после 2020 года продолжится. До 20 июля 2019 года будут разработаны и законодательно закреплены новые механизмы.

Планы Минстроя

За улучшение условий проживания придется доплачивать сверх выкупной стоимости аварийного жилья.

Важно! Под выкупной ценой подразумевается не только стоимость недвижимости на рынке, но также расходы, понесенные собственником на переезд и аренду квартиры на время расселения.

Если сразу заплатить нет возможности, то жильцам предоставляются следующие способы (на усмотрение местных властей):

  • льготная субсидированная ипотека;
  • договор социального найма.

В случае с пенсионерами, инвалидами, малообеспеченными и многодетными семьями социальный найм с органом МСУ предусматривает льготы. Граждане улучшают свои жилищные условия без денежных вложений – платить придется только за коммунальные услуги.

Те, кто не относится к льготным категориям, будут ежемесячно выплачивать коммуналку и арендную плату (размер устанавливается муниципальным органом – до 70% от рыночной ставки). За жильцами сохраняется право выкупа жилплощади.

Если предложенные варианты решения проблемы не устраивают, то граждане имеют право потребовать денежную компенсацию. Для этого им придется подать заявление в органы местного самоуправления.

Власти планируют привлекать средства граждан для расселения

Ужесточение условий вызвано необходимостью остановить злоупотребления. Они связаны с приобретением «за копейки» аварийного объекта с последующим получением дорогостоящей благоустроенной недвижимости.

Необходимость вкладывать деньги делает такую схему нерентабельной, но при этом позволяет действительно нуждающимся людям получить квартиру на выгодных условиях (за ипотечным кредитом в банк обращаться не придется). В остальном правила реализации программы остаются прежними. В соответствии с паспортом нацпроекта, в 2020 году расселению подлежит 1 млн. кв.

м, новые квартиры получит около 55.8 тыс. человек. Несмотря на внушающие уважение цифры, темпы расселения превысят объемы аварийной недвижимости на 30 % лишь в 2023 году.

Условия программы

Главная цель программы – обеспечение граждан, проживающих в аварийных зданиях, благоустроенным жильем. Условия регламентируются 185-ФЗ и Постановлением правительства. Чтобы принять участие в программе, требуется получить решение межведомственной комиссии, подтверждающее факт непригодности дома для безопасного проживания (обязательно проводится экспертиза).

Переселение подчиняется установленным правилам:

  • в первую очередь переселяются лица, которым негде жить;
  • если владелец проживает в ином населенном пункте, то он может претендовать на денежную компенсацию;
  • новая жилплощадь должна соответствовать параметрам предыдущей (это касается площади и благоустроенности);
  • если ранее на каждого жильца приходилось менее 18 кв.м, государство предоставляет возможность улучшить условия проживания и увеличить площадь до установленных норм;
  • лица, которые проживали в исторических районах, имеют возможность самостоятельно выбирать новое место жительства;
  • собственникам не могут быть предложены коммунальные квартиры.

Власти планируют привлекать средства граждан для расселения

При расселении приоритет отдается жилью, расположенному в районе нахождения аварийного дома. Если жильцы не возражают, то могут быть предложены другие варианты.

Важно! После того как жилье признано непригодным для проживания, запрещается продавать его или заключать договор мены.

Признание жилья аварийным

В преддверии обновленной программы будут пересмотрены критерии, в соответствии с которыми жилое здание признается непригодным к проживанию в нем людей. Изменения должны вступить в силу в конце 2019 года.

Такое условие закреплено в паспорте национального проекта «Жилье и городская среда».

Минстрой РФ предлагает четко разграничивать понятия аварийного и ветхого жилья – первое подлежит обязательному расселению и сносу, а второе – пригодно для жизни, но требует капитального ремонта и последующего наблюдения за состоянием. К аварийным относятся постройки, которые:

  • получили критические повреждения при стихийных бедствиях и не подлежат реконструкции;
  • не отвечают санитарным нормам;
  • находятся в возможном эпицентре техногенной катастрофы;
  • имеют разрушенные стены, фундамент, другие конструктивные элементы;
  • серьезно пострадали в результате пожара.

Власти планируют привлекать средства граждан для расселения

К ветхим относятся здания из дерева и кирпича, износ которых составляет соответственно 65 и 70%. Ознакомиться со списком аварийного жилья по регионам можно на reformagkh.ru/relocation.

Чтобы объект был признан аварийным, требуется предоставить в администрацию:

  • заявление на оценку состояния дома (квартиры);
  • пакет документов – в него входят кадастровый паспорт, права собственности на недвижимость, поэтажный план, проект реконструкции (если она проводилась).

Межведомственная комиссия рассматривает заявление, проверяет жилье. По итогам составляется акт и передается в орган МСУ. В случае несогласия с решением жильцы имеют право заказать независимую экспертизу и обратиться в суд с иском.

Власти планируют привлекать средства граждан для расселения

Сроки

После принятия решения о расселении жильцы уведомляются об этом с указанием срока. По закону он не должен превышать 5-ти дней, но государственные органы могут его продлить (максимальный срок – 1 год).

Программа переселения в 2020 году останется в силе. Как и ранее, жильцы аварийных домов и квартир вправе отказаться от невыгодных предложений – неправомерные действия могут быть оспорены в суде. Не стоит бояться отстаивать свои интересы – органы местной власти, как правило, не заинтересованы в задержке очереди и стремятся прийти к компромиссу.

  • Переселение из ветхого жилья: права собственника

Как будут расселять дома по новому закону о всероссийской реновации :: Жилье :: РБК Недвижимость

Закон о комплексном развитии территорий предлагает распространить опыт московской программы реновации на всю страну при расселении ветхого и аварийного жилья. Рассказываем, как будет работать новая программа сноса и расселения

Власти планируют привлекать средства граждан для расселения

ЕРА/ТАСС

Президент России Владимир Путин подписал закон о всероссийского реновации старого жилого фонда. Соответствующий документ опубликован на официальном портале правовой информации. 

Новый закон позволит изымать землю у собственников жилья и расселять неаварийные дома в целях комплексного развития территорий.

Это норма делает закон одним из важнейших в сфере градостроительной политики и развития городов, принятых в 2020 году.

В случае подписания документа Владимиром Путиным закон на многие годы вперед будет влиять на расселение старого жилого фонда, развитие и создание облика российских городов.

Рассказываем, как именно будет работать новая программа реновации в регионах, как будут выбирать территории для комплексного развития, какое жилье может подпасть под снос, что получат взамен жители старых домов.

Что такое комплексное развитие территорий

В пояснительной записке к документу отмечается, что закон о комплексном развитии территорий должен распространить опыт московской реновации на все регионы России, но слово «реновация» в законе не употребляется ни разу.

В документе комплексное освоение территорий определяется как «совокупность мероприятий, выполняемых в соответствии с утвержденной документацией по планировке территории и направленных на создание благоприятных условий проживания граждан, обновление среды жизнедеятельности и территорий общего пользования поселений, городских округов».

Цели программы всероссийской реновации

Главными задачами программы названы развитие поселений и городов, повышение качества и комфорта городской среды и улучшения их внешнего облика, развитие всей необходимой инфраструктуры и благоустройство территорий.

Программа должна также обеспечить достижение необходимых показателей в сфере жилищного строительства и улучшения жилищных условий россиян, которые указаны в различных госпрограммах и нацпроектах.

Одной из целей программы также является привлечение частных инвестиций в проекты реновации.

Власти планируют привлекать средства граждан для расселения

Одна из целей закона — выйти на целевые показатели нацпроектов по объемам строящегося жилья, то есть строительства 120 млн кв. м жилья в год ( Андрей Гордеев/Ведомости/ТАСС)

— Всероссийская реновация — это проект, который будет во многом определять развитие строительной отрасли на ближайшие десять лет.

Свободные объемы жилья, построенного в рамках программы реновации, будут все больше конкурировать с коммерческими жилыми проектами.

С точки зрения стратегического планирования, оценивая инвестиционную привлекательность проекта, стоит учитывать расположение в районах реновации.

Регионам дали широкие полномочия по реновации

Властям в регионах и муниципалитетах дали широкие полномочия в вопросах проведения реновации в субъектах России. Правом принять решение о реновации будут наделены их высшие исполнительные органы.

Они смогут разработать и утвердить адресные программы по сносу и реконструкции многоквартирных домов, на основании которых будет принято решение о комплексном развитии территории.

Регионы сами станут определять содержание программ, источники финансирования, порядок опроса граждан, технические характеристики домов, которые могут быть включены в программу.

Такие полномочия главам регионов необходимы для расчистки фонда аварийного и ветхого жилья и для ускорения темпов ввода в строй нового жилья, а федеральные и региональные власти будут взаимодействовать в вопросах проведения реновации в субъектах, пояснил журналистам пресс-секретарь президента России Дмитрий Песков.

Читайте также:  Россияне меньше всех в мире тратят на ремонт

— Вопрос обновления территорий российских городов с деградирующей застройкой очень актуален. Но во всем мире к таким проектам редевелопмента подходят на основе их поддержки большинством собственников недвижимости.

А поддержка достигается через предоставление собственникам выгоды от этих проектов, в том числе безусловного улучшения жилищных условий. Закон о комплексном развитии территорий такую выгоду гражданам не гарантирует, а оставляет решение на усмотрение регионов.

То есть в разных регионах гражданам не гарантированы равные права в этом отношении, что, на мой взгляд, недопустимо.

Какие территории и дома могут подпасть под реновацию

В законе названы несколько вариантов, когда может проводиться комплексное развитие территорий — это касается территорий жилой, нежилой застройки, незастроенных территорий и по инициативе правообладателя.

Из проекта закона убрали положение, по которому в программу могли включить только территории, на которых 50% и более составляют аварийные и подлежащие сносу многоквартирные дома.

Данный пункт вызывал критику, поскольку в программу могли быть включены любые дома, в том числе не ветхие и не аварийные. К второму чтению это положение исчезло — теперь параметры территорий будут определять субъекты.

Таким образом, под реновацию могут подпасть территории, где даже нет ветхих и аварийных домов.

Помимо ветхого и аварийного жилья, в программу могут включать и неаварийные дома в случае износа крыши или фундамента, а также если капремонт дома дорог и нецелесообразен.

В документе отмечается, что здания должны быть построены в период индустриального домостроения, быть в ограниченно работоспособном техническом состоянии. Под снос могут попасть дома с определенным износом конструктивных элементов или если стоимость капремонта превышает определенную сумму.

Порядок признания зданий ограниченно работоспособными, а также степень износа и предельную стоимость капремонта станут определять регионы.

Власти планируют привлекать средства граждан для расселения

Не все регионы смогут поддержать качество реновации по-московски ( Михаил Терещенко/ТАСС)

Средний возраст аварийных домов в исследуемых городах — Волгограде, Новосибирске, Нижнем Новгороде, Воронеже, Казани, Челябинске, Уфе, Ростове-на-Дону, Владивостоке, Краснодаре и Екатеринбурге — составляет 78 лет.

Обычно возраст аварийных домов, которые расположены в окружении ветхой застройки, меньше, чем у таких домов, расположенных точечно.

Наиболее старые МКД — в Ростове-на-Дону (возраст 103 года), а наиболее «молодые» — в Казани (62 года).

Обычно в аварийных домах низкая обеспеченность жильем — 14 кв. м на человека. Этот показатель вдвое ниже средней обеспеченности по стране — 25 кв. м на человека.

Наибольшие по площади аварийные дома расположены в Воронеже и Челябинске (более 500 кв. м), наименьшие — в Екатеринбурге и Владивостоке (порядка 200 кв. м). Низкая плотность застройки является фактором инвестиционной привлекательности редевелопмента, в том числе за счет частных инвесторов.

Источник: Институт экономики города

Изъятие земель

Закон о всероссийской реновации позволяет изымать земельные участки, которые включены в программу, для государственных или муниципальных нужд в целях комплексного развития. Документом установлены ограничения для изъятия участков.

Для реновации нельзя изымать участки с объектами федерального значения без согласования с органами власти, а также участки с жилыми — частными и многоквартирными — домами и с садовыми домами, которые находятся в хорошем состоянии и соответствуют всем критериям для таких объектов.

Правительство может дополнительно определить объекты недвижимости, которые не могут быть изъяты для реновации.

— Регионы и сейчас могут получать федеральное финансирование на цели расселения аварийного жилья, для этого необходимо было составить программу и графики расселения.

Закон о комплексном развитии территории отличается прежде всего тем, что теперь в программу сноса и расселения можно включать любые панельные дома, даже не ветхие и не аварийные, а также многоэтажки, соответствующие определенным критериям, которые будут приняты властями региона.

Кроме того, важное отличие от предыдущих механизмов, регулирующих снос и расселение, — закон о КРТ поможет объединять бюджетные средства (регионов и федеральные) со средствами частных инвесторов (застройщиков). Это должно существенным образом повлиять прежде всего на скорость реализации программы.

Кто решает, сносит и застраивает

Решение о реновации и включении территорий будет принимать высший исполнительный орган власти субъекта или глава местной администрации.

Правительство также может принять такое решение, если территория и объекты на ней принадлежат органам федеральной власти и в случае реализации инвестпроекта с привлечением средств федерального бюджета. После решения о комплексном развитии территории его должны согласовать уполномоченные органы в течение 30 дней.

Для реновации можно привлекать инвесторов через конкурсы или аукционы. В них смогут участвовать компании с опытом в строительстве от трех лет и имеющие в портфеле реализованные проекты площадью не менее 10% той площади квартир, которые они собираются возводить в ходе комплексного развития территории.

Власти планируют привлекать средства граждан для расселения

Инвесторы смогут участвовать в комплексном развитии территории через конкурсы или аукционы ( Максим Григорьев/ТАСС)

Что решают жители домов

После публикации решения о реновации необходимо провести общие собрания собственников только в многоквартирных домах, которые не признаны аварийными.

Сроки проведения собраний — не позднее месяца после принятия решения о реновации территории, но регионы могут сократить этот срок.

Если в домах не проведены собрания собственников в установленный срок, они также включаются в программу реновации.

Фонду ЖКХ могут дать право привлекать кредиты для ускорения переселения из аварийного жилья

Власти планируют привлекать средства граждан для расселения

ФОТО: ЮРИЙ МАГАС / ПГ

Министерство строительства предложило разрешить Фонду содействия реформирования ЖКХ привлекать кредитные и заемные средства для финансирования регионов с тем, чтобы ускорить возможность переселения из аварийного жилья. Соответствующий законопроект опубликован во вторник на федеральном портале проектов нормативных правовых актов. 

  • Документом предлагается внести изменения в Федеральный закон «О Фонде содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства».
  • «Дополнение функций государственной корпорации — Фонда содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства функцией по привлечению кредитных и иных заемных средств в целях предоставления субъектам РФ финансовой поддержки на ускоренную реализацию программ переселения», — говорится в пояснительной записке.
  • Ведомство также предложило дополнить функции фонда поручительством за исполнение принятого субъектами РФ обязательства по возврату кредитных и заемных средств, привлеченных в целях ускорения реализации программ переселения, и по уплате процентов за их использование.
  • Кроме того, фонд предлагают наделить правом  за счет временно свободных финансов и кредитов выделять регионам средства выше ежегодного лимита.

Власти планируют привлекать средства граждан для расселения

Кому положено социальное жильё

При этом субъекты РФ смогут не возвращать в Фонд ЖКХ средства, выделенные на переселение из аварийного фонда по программам, запущенным до 1 января 2019 года, в том случае, если эти деньги будут направлены на реализацию программ переселения, запущенных после 1 января 2019 года. При заключении соответствующего соглашения Фонд ЖКХ уменьшит будущий лимит для региона на сумму перераспределенных средств.

Проект закона также подразумевает, что Фонд ЖКХ может приобретать жилые помещения и выплачивать возмещение за изымаемое жилье.

Так, оба показателя рассчитываются как произведение общей площади приобретаемого жилья и трех четвертых нормативной стоимости квадратного метра.

Если регионы или муниципальные образования покупают жилье или выплачивают возмещения, которые выше расчетной стоимости, то превышение расходов оплачивается за счет региональных или местных бюджетов.

Ожидается, что разрабатываемый закон вступит в силу со дня его официального опубликования.

Расселение граждан из аварийного жилья входит в национальный проект «Жилье и городская среда» и реализуется в рамках федерального проекта «Обеспечение устойчивого сокращения непригодного для проживания жилищного фонда». Общий объем финансирования реализации проекта по расселению из всех источников до конца 2024 года составит 507,2 миллиарда рублей.

Регионам могут предоставить дополнительные возможности для ускоренного расселения аварийного фонда

В Государственную Думу внесен законопроект о новых механизмах
переселения граждан из аварийного жилищного фонда.

Проект закона подготовлен во исполнение поручения Президента Российской
Федерации и предоставляет субъектам РФ право устанавливать дополнительные меры по обеспечению новыми жилыми помещениями граждан, получивших возмещение за изымаемое аварийное жилье. Об этом заявил Первый заместитель Председателя Комитета по жилищной политике и ЖКХ Сергей Пахомов.

«Улучшение жилищных условий граждан,
переселяемых из аварийных домов должно быть не формальным, а фактическим.

Зачастую
предоставляемое жилье было хоть и выше учетной нормы на человека, но все‑таки недостаточным
по метражу, несмотря на то, что некоторые семьи изъявляли желание доплатить за более
комфортное для них жилье за счет собственных средств. Сейчас такая возможность появляется», — отметил Сергей Пахомов.

  • При этом, по словам депутата, парламентский контроль потребуется за другой предложенной Правительством нормой – о предоставлении жилого помещения в соседнем населенном пункте для переселенцев из аварийного жилья, в случае
    принятия субъектом Российской Федерации такого решения.
  • «Наш Комитет, скорее всего, будет
    предлагать до первого чтения провести парламентские слушания, на которых
    совместно с субъектами Российской Федерации обсудить детали того, как будет
    реализовываться новая программа расселения из аварийного жилищного фонда и те
    механизмы, которые закладываются в федеральном законодательстве и требуют
    последующего принятия региональных законов», — заявил Первый заместитель Председателя Комитета.
  • Кроме того, в дополнительном обсуждении
    нуждаются принципы оценки земельных участков и формирования выкупной стоимости
    изымаемого жилья, которые будет устанавливать Правительство Российской
    Федерации.
Читайте также:  Хроника пикирующего 2015-го: загородные дома в подмосковье

«Чтобы исключить риски, связанные с коммерческой продажей земельных участков, освобожденных после сноса аварийных
многоквартирных домов, в законе необходимо прописать их целевое назначение –
строительство объектов социального назначения, общественных пространств и т. д. Кроме
того, мы помним, что двор – это единица политического пространства», —
подчеркнул Сергей Пахомов.

Напомним,
что согласно паспорту федерального проекта «Обеспечение устойчивого сокращения
непригодного для проживания жилищного фонда» в рамках нацпроекта «Жилье и городская среда» в 2019–2024 годах из аварийных домов общей площадью более 9,5
млн кв.

метров в новое жилье планируется переселить 530 тысяч человек.

На эти
цели планируется направить более 507 млрд рублей, в том числе 431 млрд рублей
из федерального бюджета, более 67 млрд рублей из региональных бюджетов, свыше 7
млрд рублей — из внебюджетных источников.

Особенности мониторинга обеспечения переселения граждан из аварийного жилищного фонда

Прежде чем расселять аварийные дома, нужно зафиксировать факт опасного состояния объекта недвижимости.

Общий регламент прописан в нормах ФЗ № 185 «О фонде содействия реформированию ЖКХ» от 21 июля 2007 года, а также в статьях ЖК РФ и региональных программах.

Ответственный за переселение граждан из аварийного жилья орган – государственная корпорация Фонд содействия реформированию ЖКХ. Основная задача – найти непригодное жилье, составить список аварийных объектов и определить порядок расселения домов в регионах.

Условия выполнения Программы по переселению из аварийного жилья:

  1. Выделение средств из федерального и региональных бюджетов – в скором будущем планируется переложить основные затраты на муниципальные объединения.
  2. Аварийность дома устанавливают эксперты по ходатайству межведомственной комиссии.
  3. Допускаются плановая и внеплановая проверка объекта недвижимости – в рамках Программы реформирования ЖКХ или по заявлению жильцов старого дома.
  4. Соблюдение принципа «метр в метр» – взамен старой аварийной жилплощади предоставляются квартиры со схожим метражом или чуть большим метражом. Разницу в стоимости фиксируют в отчете: если жилье собственника было дороже, государство доплатит за переселение, а если новое жилье дороже – разницу в цене покрывает уже гражданин.
  5. Переселение в объекты того же района или населенного пункта, например – в пределах Санкт-Петербурга, а не в Саратове или Казани.
  6. Задействование маневренного (резервного) жилищного фонда – временная мера, которая позволяет переждать поиск подходящего жилья.
  7. Возможность выбора: новое жилье или деньги за выкуп аварийного.
  8. Учёт жилой нормы – не менее 18 кв. метров на одного человека (в зависимости от региона проживания).
  9. Возможность обжаловать выбор властей – если граждан не устраивает предоставленная жилплощадь, они могут подать иск о переселении в более подходящий жилой объект.
  10. Принудительное расселение домов – аналогичным правом подачи иска обладают и власти, в том случае, если жильцы отказываются покидать аварийный дом.
  11. Жильцы коммуналок расселяются в отдельные квартиры.
  12. Граждан, снимающих жилье по договору социального найма, переселяют в муниципальные объекты – старый договор расторгают; по прибытию на место наниматель вновь заключает договор соцнайма с администрацией района.

Аварийное жилье имеет отличие от ветхого и пригодного для проживания людей. В частности, износ такого жилья составляет свыше 70%. Жить в доме опасно для здоровья граждан.

Восстановить аварийный дом практически невозможно, поэтому в большинстве случаев он подлежит немедленному сносу. Зачастую на его месте строят новый дом, а переселенные жильцы могут заселиться в готовый объект.

Сейчас активно практикуется социальная ипотека для переселяемых заемщиков – льготная ставка составляет порядка 5-6% годовых.

Пример:

Семья Черновых проживала в 3-комнатной квартире, общей площадью 80 кв. метров. Жилье принадлежало муниципальным властям, с которыми был заключен договор социального найма. Дом был построен в 1967 году и попал в Программу по переселению из аварийного жилья.

Наравне с другими жильцами расселение коснулось и семью Черновых – двоих супругов и маленькой дочки. Однако им была выделена не 3-комнатная жилплощадь. Администрация смогла предоставить только 2-комнатную квартиру с меньшим метражом – 48 кв. метров.

Глава семейства обратился с жалобой в отдел по расселению местной администрации. Ему пояснили, что власти гарантируют лишь сохранение жилой площади взамен аварийной. Об улучшении условий для нанимателя и членов его семьи речи не идет.

Следовательно, при получении новой квартиры не действует правило предоставления жилья нуждающимся семьям (ст. 57 и 58 ЖК РФ). При этом администрация не нарушила закон, выделив семье квартиру с двумя, а не с одной комнатой.

  Программа для бюджетников по улучшению жилищных условий

 В статье рассматриваются вопросы финансового обеспечения переселения граждан из аварийного жилья, анализируется состояние системы мониторинга жилищного фонда. В ходе анализа дается оценка реализации региональных адресных программ по переселению граждан.

Ключевые слова: государственная политика в сфере ЖКХ, финансовое обеспечение, мониторинг региональных адресных программ.

Право гражданина на жилье является одним из базовых конституционных прав в Российской Федерации, как и в любом развитом государстве. Очевидно, что данное жилье должно быть безопасным и соответствовать определенным стандартам качества. Соответственно, проживание граждан в жилье ненадлежащего качества, а тем более, признанном аварийным, недопустимо.

Согласно данным официальной статистики в период с 2000–2012 годов площадь аварийного жилищного фонда непрерывно увеличивалась и к концу 2012 года удельный вес аварийного жилищного фонда в общей площади всего жилищного фонда государства составил 0,67 %. [5]

В жилищном фонде по данным Росстата на начало 2013 года здания старше 40 лет составляют более 36 %, около двух третей многоквартирных домов имеют износ более 30 %. [4]

Согласно Федеральному закону от 21.07.

2007 N 185-ФЗ «О Фонде содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства», на Фонд возлагается ответственность за проведение мониторинга и анализа реализации региональных адресных программ по переселению граждан из аварийного жилищного фонда, а также за мониторинг выполнения условий предоставления финансовой поддержки за счет средств Фонда в целях контроля за эффективностью использования средств Фонда. [1]

Фонд проводит мониторинг на основе сбора и анализа информации, предоставляемой ему высшими должностными лицами субъектов РФ (руководителями высших исполнительных органов государственной власти субъектов РФ): отчетности о ходе реализации указанных программ, планов, выполнения условий предоставления финансовой поддержки за счет средств Фонда и отчета о расходовании средств Фонда. Ответственность за полноту и достоверность предоставляемой в Фонд информации возлагается на высшие должностные лица субъектов РФ и главы муниципальных образований. Таким образом мониторинг представляет собой двустороннее взаимодействие, в ходе которого происходит регулярное и достаточно широкое информационное взаимодействие Фонда и стороны, получающей финансовую поддержку.

В случаях, когда по результатам мониторинга региональных адресных программ по переселению граждан из аварийного жилищного фонда Фондом было выявлено нецелевое использование средств, правление Фонда принимает решение о приостановлении предоставления финансовой поддержки, причем финансирование приостанавливается в части средств, равных средствам, использованным с нарушением их целевого назначения. Предоставление финансовой поддержки возобновляется в случае устранения выявленных нарушений при условии представления в Фонд отчета об устранении выявленных нарушений, а также в случае возврата средств Фонда.

Плановые показатели в разрезе субъектов РФ установлены распоряжением Правительства РФ от 26 сентября 2013 г. N 1743-р «Об утверждении комплекса мер, направленных на решение задач, связанных с ликвидацией аварийного жилищного фонда». В 2020 г. планируется расселить 2933,7 тыс.

м2 аварийного жилищного фонда, в котором проживает 186,74 тыс. человек.

В качестве фактических показателей берется площадь аварийного жилищного фонда, расселенная с 2014 года и количество граждан, переселенных с 2014 года — по состоянию на отчетную дату включительно (накопительным итогом). [2]

При формировании отчета по мониторингу в части финансирования в первую очередь приводятся данные по общей фактической стоимости долгосрочной программы переселения по всем источникам финансирования, то есть четко разделяются средства Фонда, консолидированных бюджетов субъектов РФ и внебюджетных источников.

Читайте также:  Жителей подмосковья обогреют теплом мусорных свалок

Также оцениваются по годам суммы средств по заключенным и планируемым к заключению контрактам, суммы средств перечисленные и планируемые к перечислению контрагентам.

По итогам мониторинга рассчитывается недостаточность средств субъекта РФ и может указываться сумма средств, планируемых к внесению в составе изменений в НПА субъекта.

Мониторинг в части оценки рисков осуществляется на основе показателей реализации программ переселения за предыдущие периоды с учетом потребности в финансировании и реальной обеспеченности в средствах консолидированных бюджетов субъектов РФ.

Проводится поквартальная балльная оценка субъектов, вследствие чего субъекты ранжируются по уровню риска.

В зависимости от попадания в зону риска либо от близости к данной зоне субъектам РФ присваивается определенный цветовой индикатор, то есть образуется цветовая карта субъектов по уровню риска.

По результатам ежемесячного мониторинга Фондом принимаются меры, направленные на недопущение срыва сроков реализации мероприятий по переселению граждан из аварийного жилья. В обязательном порядке проводится анализ причин отставания в выполнении программ и выработка мер по их устранению.

Так, за 2020 год Фондом было проведено 173 выездных проверки реализации программ переселения, в рамках которых 52 субъекта РФ проверены согласно утвержденному плану-графику.

Всего в 2020 году в ходе выездного мониторинга проверкам подверглись 510 муниципальных образований на территории 78 субъектов РФ, были осмотрены 4 432 многоквартирных дома, включая вновь возведенные и предназначенные для переселения граждан из аварийного жилищного фонда. [3]

Литература:

  1. Федеральный закон от 21.07.2007 № 185-ФЗ (ред. от 29.07.2017) «О Фонде содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства» // СПС КонсультантПлюс.

Перечень поручений по вопросу переселения граждан из аварийного жилья

  • 1. Правительству Российской
    Федерации:
  • обеспечить
    внесение в законодательство Российской Федерации изменений,
    предусматривающих:
  • дальнейшее
    продление действовавшего до 1 января 2018 г. механизма
    переселения граждан из аварийного жилищного фонда;
  • продление
    срока деятельности государственной корпорации ‒ Фонда содействия реформированию
    жилищно-коммунального хозяйства до 1 января 2026 года.
  • Срок –
    до 30 декабря 2018 г.;
Срок исполнения 30 декабря 2018 года
  1. установление
    однозначных критериев признания жилых домов аварийными и порядка оценки их
    состояния в соответствии с такими критериями;
  2. введение
    понятия ветхого жилья и установление критериев отнесения жилых домов
    к этой категории, разработку и реализацию на их основе
    мероприятий по осуществлению текущего контроля за состоянием таких
    домов и их капитальному ремонту;
  3. установление
    целевого назначения земельных участков, на которых расположены подлежащие
    сносу аварийные дома;
  4. расширение
    механизмов переселения граждан из аварийного жилищного фонда, включающих
    создание специализированного жилого фонда, предоставление гражданам жилых
    помещений по договорам найма жилого помещения, предоставление
    собственникам жилья субсидированной льготной ипотеки, осуществление
    дополнительных социальных выплат на цели обеспечения жильём собственников
    жилых помещений, расположенных в подлежащих расселению аварийных домах;
  5. повышение
    требований к осуществлению конкурсного отбора подрядных организаций,
    привлекаемых для строительства домов в рамках реализации программ
    переселения граждан из аварийного жилищного фонда;
  6. создание
    привлекательных для застройщиков условий при реализации механизма
    по развитию застроенных территорий;
  7. установление
    особенностей предоставления жилых помещений и иных мер поддержки при
    переселении из аварийного жилищного фонда для граждан ‒ собственников и нанимателей жилых помещений
    в домах, признанных в установленном порядке аварийными, намеренно
    ухудшивших свои жилищные условия.

Срок ‒ 20 июля 2019 г. Ответственный:
Медведев Д.А.

  • 2.
    Правительству Российской Федерации совместно с органами государственной власти
    субъектов Российской Федерации проработать вопросы:
  • увеличения
    доли софинансирования мероприятий по переселению граждан
    из аварийного жилищного фонда за счёт средств консолидированных
    бюджетов субъектов Российской Федерации и порядка его осуществления;
  • оказания
    финансовой поддержки за счёт средств федерального бюджета посредством
    предоставления дотаций на выравнивание бюджетной обеспеченности субъектов
    Российской Федерации для реализации мероприятий по переселению граждан
    из аварийного жилищного фонда.
  • Срок –
    20 декабря 2018 г.

Ответственные:
Медведев Д.А., высшие должностные лица (руководители высших исполнительных
органов государственной власти) субъектов Российской Федерации.

Добавить в Календарь

3.
Минстрою России обеспечить:

с участием
государственной корпорации – Фонда содействия реформированию
жилищно-коммунального хозяйства контроль за соответствием установленным
требованиям жилых помещений, предоставляемых гражданам в рамках реализации
программ по переселению граждан из аварийного жилищного фонда.

Доклад –
20 июля 2019 г., далее – ежегодно. Ответственные:
Якушев В.В., Цицин К.Г.;

Добавить в Календарь

расширение
практики использования при проектировании и строительстве жилых домов для
переселения граждан из аварийного жилищного фонда экономически эффективной
проектной документации повторного применения.

Доклад –
20 июля 2019 г., далее – ежегодно. Ответственный:
Якушев В.В.

Разъяснения ЖК РФ в части переселения граждан из аварийного жилищного фонда

  • МИНИСТЕРСТВО СТРОИТЕЛЬСТВА И ЖИЛИЩНО-КОММУНАЛЬНОГО
  • ХОЗЯЙСТВА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
  • ПИСЬМО
  • от 17 апреля 2020 г. N 15026-МЕ/06

Министерством строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации рассмотрены обращения по вопросам применения положений частей 8.1, 8.

2 статьи 32 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее — ЖК РФ) в части переселения граждан из аварийного жилищного фонда и сообщается следующее.

Федеральным законом от 27.12.

2019 N 473-ФЗ «О внесении изменений в Жилищный кодекс Российской Федерации и Федеральный закон «О Фонде содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства» (далее — Федеральный закон N 473-ФЗ) внесены изменения в полномочия органов государственной власти Российской Федерации в область жилищных отношений при переселении граждан из аварийного жилищного фонда.

При этом в статье 32 ЖК РФ сохранена действовавшая до вступления в силу Федерального закона N 473-ФЗ гарантия прав собственников на получение возмещения за изымаемое жилое помещение (части 6, 7 статьи 32).

Исходя из части 8 статьи 32 ЖК РФ, предоставление взамен изымаемого жилого помещения другого жилого помещения с зачетом его стоимости при определении размера возмещения за изымаемое жилое помещение возможно исключительно при наличии волеизъявления сторон соглашения — собственника изымаемого жилого помещения и органа, осуществляющего изъятие. Таким образом, предоставление жилого помещения взамен изымаемого, является по сути заменой денежного возмещения натуральной формой с доплатой разницы между стоимостью предоставляемого жилого помещения и размером возмещения той или иной стороной.

Частью 8.

1 статьи 32 ЖК РФ субъектам Российской Федерации предоставлено право самостоятельно устанавливать для собственников жилых помещений в многоквартирных домах, признанных в установленном порядке аварийными и подлежащими сносу или реконструкции, дополнительные меры поддержки по обеспечению жилыми помещениями таких лиц (предоставление гражданам субсидий на приобретение жилых помещений, возмещение процентов по ипотеке, кредиту или займу) при условии, что на дату признания многоквартирных домов аварийными у правообладателей жилых помещений в таких домах отсутствуют иные пригодные для проживания жилые помещения (далее — меры поддержки).

Таким образом, установленное в части 8.1 статьи 32 ЖК РФ условие, по мнению Минстроя России, не распространяется на реализацию прав собственника на предоставление жилого помещения в соответствии с частью 8 статьи 32 ЖК РФ.

По вопросу установления различных требований к гражданам, которым могут быть установлены дополнительные меры поддержки, в части 8.1 статьи 32 ЖК РФ и в пункте 3 части 6 статьи 16 Федерального закона от 21.07.

2007 N 185-ФЗ «О Фонде содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства» (далее — Федеральный закон N 185-ФЗ, Фонд ЖКХ) следует учитывать, что ЖК РФ является актом более высокой юридической силы, чем Федеральный закон N 185-ФЗ.

Следовательно, положения Федерального закона N 185-ФЗ подлежат применению в части, не противоречащей ЖК РФ.

Пункт 3 части 6 статьи 16 Федерального закона N 185-ФЗ устанавливает направления расходования средств Фонда ЖКХ и поскольку упоминаемая в нем субсидия, в случае принятия субъектом Российской Федерации решения о предоставлении граждан таких субсидий, будет являться дополнительной мерой поддержки граждан при переселении из аварийного жилищного фонда, на получателей субсидий будет распространяться условие, предусмотренное частью 8.1 статьи 32 ЖК РФ. Более того, по мнению Минстроя России, субъект Российской Федерации, принимая решение об установлении дополнительных мер поддержки граждан при переселении из аварийного жилья, вправе устанавливать дополнительные условия, предъявляемые к гражданам — получателям субсидий, помимо установленных ЖК РФ и Федеральным законом N 185-ФЗ, таким образом конкретизируя категории получателей субсидий.

Статья 32 ЖК РФ была дополнена новой частью 8.

2, согласно которой граждане, которые приобрели право собственности на жилое помещение в многоквартирном доме после признания его в установленном порядке аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, за исключением граждан, право собственности у которых в отношении таких жилых помещений возникло в порядке наследования, имеют право на выплату возмещения за изымаемое жилое помещение, рассчитанного в порядке, установленном частью 7 указанной статьи, размер которого не может превышать стоимость приобретения ими такого жилого помещения, при этом положения частей 8 и 8.1 указанной статьи в отношении таких граждан не применяются.

Оставьте комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *