Власти Москвы усилят надзор за застройщиками в кризис

Подошел к своему завершению 2020 год.

Он был непростым1 для всего строительного комплекса: пандемия и последующий экономический кризис заставили власть и профессиональное сообщество проделать огромную работу по сохранению стабильности.

По понятным причинам плановых показателей достичь не удалось, но можно констатировать, что в 2020 году стройка устояла и продолжает вытягивать экономику нашей страны.

Во многом это произошло благодаря кадровым изменениям в российском правительстве.

В начале уходящего года в составе обновленного кабинета министров на должность «строительного» вице-премьера был назначен бывший заммэра Москвы Марат Хуснуллин, получивший полномочия координировать государственную политику в сфере строительства, архитектуры и градостроительной деятельности, жилищно-коммунального хозяйства, а также работу ключевых для саморегулируемых организаций строительной отрасли ведомств – Минстроя России и Ростехнадзора (в установленной сфере деятельности).

В том же январе 2020 года на пост первого заместителя министра строительства и ЖКХ РФ был назначен бывший министр строительства, архитектуры и ЖКХ Республики Татарстан Ирек Файзуллин, которому потребовалось меньше года, чтобы сделать очередной карьерный скачок и занять кресло руководителя Минстроя России, сменив Владимира Якушева.

Наконец, под занавес уходящего года президент Республики Татарстан Рустам Минниханов был назначен председателем комиссии Государственного совета по направлению «Строительство, жилищно-коммунальное хозяйство и городская среда».

Таким образом, в новый – 2021-й год – строительная отрасль въезжает на тройке бывалых профессионалов с фамилиями, не очень привычными для артикуляционного аппарата русскоязычного человека. Как бы то ни было, строительная отрасль определенно попала в крепкие руки.

Власти Москвы усилят надзор за застройщиками в кризис

Продолжая тему глобальных изменений, нельзя обойти стороной отдельные законодательные и нормотворческие инициативы, которые либо получат свое развитие в будущем, либо навсегда останутся в году уходящем.

Так, где-то в правительственных коридорах затерялся «оптимизационный законопроект», подготовленный ФАС и Минфином России в целях комплексного совершенствования системы государственных закупок.

Несмотря на то, что документ так и не был внесен на рассмотрение Государственной Думы, мы уверены, что у него еще все впереди.

Здесь же добавим, что в законодательство о государственных закупках в 2020 году было внесено множество маленьких поправок, направленных на его оптимизацию – пусть пока и не системную.

Зато были благополучно приняты два Федеральных закона, заложивших основу реформы контрольно-надзорной деятельности, и Федеральный закон о Едином государственном заказчике в сфере строительства. На полноценный запуск новой структуры управления строительным госзаказом законодатель закладывает не более календарного года.

Как всегда, при больших переменах не обошлось без конфузов: в результате кадровых пертурбаций в Минстрое России, строительные чиновники пропустили сроки выпуска ряда нормативных правовых актов на смену документам, попавшим под регуляторную гильотину.

В результате, с 1 января 2021 года перестанут действовать сразу три нормативных документа, регулирующих порядок размещения средств компенсационных фондов саморегулируемых организаций строительного комплекса, порядок ведения Национальных реестров специалистов в области инженерных изысканий, архитектурно-строительного проектирования и строительства, а также порядок аттестации на право подготовки заключений экспертизы проектной документации и (или) результатов инженерных изысканий. Попадут ли в этой связи под действие регуляторной гильотины чиновничьи головы, мы узнаем совсем скоро, а пока – виват, Анархия!

Также мы в этом году не дождались утверждения Стратегии развития строительной отрасли и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации до 2035 года – что закономерно: предыдущая редакция проекта документа была подготовлена в прежние, доковидные, времена и ее стратегические ориентиры в условиях экономического кризиса стали недостижимы. Новую редакцию проекта Стратегии-2035 подготовил Российский союз строителей, который в последние месяцы уходящего года тесно взаимодействовал с Минстроем России, но документ пока не смог преодолеть стадию обсуждения с профессиональным сообществом.

  • Не случилось в уходящем году и полноценного перехода отрасли на ресурсно-индексную модель ценообразования в строительстве, но зато была презентована свежая «дорожная карта», в соответствии с которой Минстрой России обещает перейти на формирование сметной стоимости ресурсно-индексным методом во II квартале 2022 года.
  • Власти Москвы усилят надзор за застройщиками в кризис
  • Институт строительного саморегулирования в уходящем году также был щедр на инициативы и метаморфозы.

Национальное объединение строителей в числе мер поддержки строительной отрасли добилось принятия поправки, разрешающей СРО выдавать льготные займы своим членам из средств компенсационного фонда обеспечения договорных обязательств.

Благодаря лоббистам, законодатели впервые в истории саморегулирования разрешили распечатать компенсационные фонды СРО.

Впрочем, мало кто рискнул этим разрешением воспользоваться – вопрос ответственности в случае невозврата займа так и остался неурегулированным.

Увидели свет и другие поправки в Градостроительный кодекс. Так в случае принятия законопроекта Ирины Яровой, который благополучно прошел первое чтение, кредитные организации смогут контролировать целевое использование средств компенсационных фондов строительных саморегулируемых организаций.

А принятие законопроекта Павла Федяева позволит Советам Национальных объединений СРО использовать часть дохода от размещения и (или) инвестирования средств компенсационных фондов исключенных СРО на собственные нужды.

Сами СРО тоже смогут сократить свои траты на содержание Национальных объединений – и тоже за счет использования доходов, полученных от размещения компенсационных фондов.

Напомним, что размер выплаты на содержание НОСТРОЙ с середины будущего года составит 6 800 рублей за одного члена СРО – экономический и эпидемиологический кризис не помешал руководству Национального объединения строителей продавить увеличение размера отчислений на свое содержание.

Также ожидает своего часа и законопроект о независимой оценке квалификации специалистов, внесенных в НРС. Версия законопроекта в редакции депутата Надежды Епифановой была отложена до лучших времен, а вариант Минстроя России так и не добрался до парламентских коридоров.

Не обрел вид закона и очередной законопроект, направленный на «амнистию» саморегулируемых организаций, утративших часть средств компенсационных фондов вследствие банкротства кредитных организаций. С другой стороны, еще под занавес 2019 года Поручение от 13 сентября 2017 г.

№ ДК-П9-6031 о проведении внеплановых проверок соответствия СРО требованиям градостроительного законодательства было снято с контроля.

А во втором квартале уходящего года и иные проверки были приостановлены – в целях предотвращения распространения коронавирусной инфекции и снижения нагрузки на бизнес.

Таким образом, в 2020 году требование о размещении на специальных банковских счетах компенсационных фондов в их «историческом максимуме» было временно отодвинуто на периферию, что помогло десяткам саморегулируемых организаций сохранить свой статус. И это – хорошо!

К слову о государственном контроле и реестре саморегулируемых организаций.

За 2020 год саморегулируемое сообщество покинули всего четыре СРО: Ассоциации «Центр объединения изыскателей «СФЕРА-А» (СРО-И-039-11012013) – на основании соответствующего заключения Совета НОПРИЗ, и Ассоциация «Строительный комплекс Волгоградской области» (СРО-С-138-22122009), Ассоциация «Центр объединения проектировщиков «СФЕРА-А» (СРО-П-159-06082010), Ассоциация «Гильдия проектировщиков Сибири» (СРО-П-051-11112009) – на основании собственного заявления.

А вот ожидаемого исключения Ассоциации «Балтийский строительный комплекс» (СРО-С-010-28052009), в деятельности которой надзорный орган выявил множественные нарушения, в том числе недостачу 868-ми млн рублей в компенсационном фонде, так и не случилось.

Места ушедших заняли четыре новые саморегулируемые организации: Ассоциация изыскателей Северо-Кавказского округа (СРО-И-049-21052020), Ассоциация проектировщиков «Объединение организаций архитектурно-строительного проектирования» (СРО-П-217-23102020), Ассоциация «ИНЖГЕОСТРОЙ» (СРО-И-050-23102020) и Ассоциация «Региональный строительный комплекс» (СРО-С-303-25122020).

В числе инициатив реализованных в уходящем году также стоит упомянуть выход приказа Минстроя России от 06.11.2020 года № 672/пр о расширении перечня направлений подготовки специалистов, сведения о которых могут быть включены в НРС.

Во многом благодаря перечню из 618 специальностей Национальные реестры специалистов продолжили прирастать.

За 2020 год количество специалистов по организации строительства увеличилось на 17 432, а специалистов по организации инженерных изысканий и проектирования – на 10 665.

Нельзя не отметить качественный скачок в применении цифровых и дистанционных технологий, который саморегулирование совершило вместе со всей страной. Многочисленные конференции и круглые столы, заседания коллегиальных органов и общие собрания, и даже Всероссийский съезд членов Национального объединения изыскателей и проектировщиков прошли в этом году в режиме видеоконференцсвязи.

Несмотря на ограничения личного общения, саморегулируемому сообществу удалось укрепить связи с Минстроем России: в Общественном совете при министерстве появилась Комиссия по саморегулированию в строительстве, а НОПРИЗ подписал соглашение с Главгосэкспертизой о сотрудничестве, предусматривающем информационный обмен и взаимное консультирование.

Также стоит отметить, что завершение эпохи перемен и смена руководства в НОСТРОЙ благоприятно сказалась на медиа-активности саморегулируемых организаций и отдельных ее представителей.

В 2020 году политический вес прокачали Наталья Разумова и Союз Строительных компаний Урала и Сибири (СРО-С-030-24082009), Максим Федорченко и Ассоциация строительных организаций Новосибирской области (СРО-С-284-21062017), Александра Белоус и Ассоциация «Поддержки организаций строительной отрасли» (СРО-С-227-01072010), Андрей Таушев и Ассоциация «Альянс строителей Оренбуржья» (СРО-С-024-06082009) и многие другие саморегулируемые организации, получившие статус платиновых по версии Рейтинга влияния строительных СРО.

Власти Москвы усилят надзор за застройщиками в кризис

В целом для саморегулирования уходящий год можно смело назвать благоприятным. В совокупности, количество вступлений пусть не на много, но превысило количество исключений. Сокращения полномочий и увеличения ответственности СРО не случилось, а вот сокращение внешних проверок, и административного контроля – наоборот.

Как стратегическая отрасль, строительство благодаря пандемии получило беспрецедентные меры финансовой поддержки, а скоростное снижение административных барьеров и обязательных требований время от времени удивляло даже самих чиновников.

Читайте также:  Влияет ли рефинансирование ипотеки на налоговый вычет?

Саморегулируемые организации также внесли посильный вклад в поддержку участников рынка. За прошедшие двенадцать месяцев многие СРО принимали решение не увеличивать размер ежемесячных членских взносов, а в отдельных случаях такие взносы даже уменьшались или вовсе упразднялись на краткий срок.

Власти Москвы усилят надзор за застройщиками в кризис

В завершение от всей души благодарим уважаемых читателей, на протяжении этого года выбиравших портал «Правда о СРО» в качестве дополнения к чашечке утреннего кофе! Не переключайтесь!

1Из ежегодного новогоднего обращения президента Российской Федерации Владимира Путина.

Столичные застройщики оценили усилия власти по снижению административных барьеров

Власти Москвы усилят надзор за застройщиками в кризис

Полноценная единая цифровая платформа в сфере строительства заработает череp 2-3 года, ожидают девелоперы /Евгений Разумный / Ведомости

В последние годы работа по упрощению и ускорению процессов строительства ведется на уровне федеральных министерств (и во взаимодействии со стройкомплексом Москвы): сокращены сроки ключевых процедур в строительстве, оформлении граддокументации (ГПЗУ, разрешения на строительство и ввод объектов в эксплуатацию), актуализированы основные документы нормативно-технического регулирования, рассказал в октябре руководитель департамента градостроительной политики Сергей Левкин на пресс-конференции «Ключевые реформы в строительной сфере: что нужно застройщикам».

Количество процедур и времени, необходимое для получения разрешений на строительство и ввод объекта в эксплуатацию, в Москве уменьшилось втрое за 10 лет, напомнил он.

Столичные власти задали правильный вектор на дальнейшее снижение нагрузки на бизнес со стороны надзорных органов, поэтому в краткосрочной перспективе условия работы застройщиков в этой части еще улучшатся, надеется Андрей Колочинский, управляющий партнер «Векторстройфинанса».

Сейчас более 90% услуг в сфере строительства город предоставляет застройщикам в электронном виде, в том числе услуги по подключению к сетям ресурсоснабжающих организаций.

Работают онлайн-сервисы, которые позволяют девелоперам получать информацию, необходимую для принятия решения о реализации инвестиционно-строительных проектов: параметры участка, необходимые документы, затраты на оформление разрешений.

В Москве создана информационная инфраструктура, позволяющая застройщикам и проектировщикам получать актуальную информацию об условиях и особенностях строительства на конкретном участке, утверждает Левкин.

Сегодня в онлайн-формате доступно 22 госуслуги и 19 услуг ресурсоснабжающих организаций, на их оказание было подано более 14 500 заявок с момента начала работы системы.

И как рассказал генеральный директор ВЦИОМа Валерий Федоров, согласно опросу, проведенному летом 2020 г.

, в котором приняли участие 1185 участников строительной отрасли, 49% говорят, что за последние годы работа в этой части улучшилась.

«Строительная отрасль – одна из ключевых в Москве, и, разумеется, работа по снижению административных барьеров для застройщиков важна для города и для покупателей. Мы видим, что сроки прохождения документации реально сокращаются, множеством госуслуг компании могут воспользоваться онлайн, и этот список продолжает расширяться.

Это особенно важно в условиях, когда значительная часть сотрудников работает удаленно. Можно констатировать, что отмена ряда устаревших процедур способствует прозрачности рынка и в конечном счете – доступности жилья для покупателей», – подтверждает данные опроса гендиректор агентства недвижимости We Know (до недавнего времени «S.A.

Ricci – жилая недвижимость») Александр Галицын.

За три года российская строительная отрасль поднялась с 115-го на 26-е место в рейтинге Всемирного банка (Doing Business) – эксперт ОНФ Павел Склянчук также высоко оценивает эффективность принятых Минстроем решений по снижению административных барьеров в строительстве.

Дальнейшие шаги по улучшению ведения строительного бизнеса, вероятно, будут происходить не за счет ускорения получения разрешительной документации, что пошло бы во вред ее качеству, а за счет сокращения избыточных требований и уменьшения количества взаимодействий компаний с органами власти в результате внедрения цифровых сервисов, уточняет он.

Любовь Цветкова, председатель правления Ассоциации инвесторов Москвы, отмечает и реформы городские: «Хотя они и не обладают таким потрясающим эффектом, как льготная ипотека, но и перевод услуг в электронный вид, и регламентирование услуг ресурсоснабжающих организаций, и возможность отклонения фактической площади построенного объекта от проектной до 5% (речь идет про погрешность при обмере БТИ), и сокращение сроков выдачи ГПЗУ – это все нужно и полезно для застройщиков. Помогает в ряде случае сдвинуть с места зависшие проекты», – объясняет она.

Даже странно, что проблемы у застройщиков все еще есть. Но, согласно опросу ВЦИОМа, 83% опрошенных основной проблемой называют недостаток инвестиций, на втором месте оказались высокие процентные ставки по кредитам (76% опрошенных), на третьем – нестабильность правил игры (тревожит 70%).

Колочинский говорит, что, несмотря на улучшение взаимодействия в работе с городом, на первый план сегодня выходят другие факторы, которые касаются не только строительной отрасли: речь о недостатке средств и экономической нестабильности, о росте себестоимости строительства и снижении маржинальности бизнеса.

Кроме того, реализации долгосрочных проектов мешает отсутствие возможности планировать из-за постоянных изменений правил работы и совершенствования законодательной базы. 

«За последние годы мы обеспечили снижение сроков выдачи ГПЗУ до 14 рабочих дней, разрешений на строительство и на ввод в эксплуатацию – до пяти рабочих дней, прохождения экспертизы проектной документации – до 30 календарных дней для жилых объектов.

Но мы просто не можем продолжать сокращать сроки, искусственно их сжимая, это может негативно повлиять как на качество, так и на безопасность строительства», – говорит Левкин.

По его словам, дальнейшие усилия в этой сфере невозможны без пересмотра системы взаимодействия между застройщиками и властью: радикального упрощения реализации инвестиционно-строительного проекта не добиться, если не перейти от системы предоставления услуг исходя из полномочий органов власти к взаимодействию исходя из реальной потребности застройщика.

То есть предоставлять только те документы и услуги, которые нужны на данном конкретном этапе и объекте, избегая лишних согласований с другими ведомствами. Для этого нужна цифровая площадка для взаимодействия всех участников процесса: застройщиков, проектировщиков, строительных компаний, федеральных и региональных органов исполнительной власти, ресурсоснабжающих организаций, считает Левкин.

Наибольший эффект по оптимизации административных процедур в сфере строительства проявится через 2–3 года, прогнозирует Цветкова, когда полноценно заработает единая цифровая платформа в сфере строительства.

В сочетании с мероприятиями по сокращению избыточных ГОСТов, СНиПов и другими нововведениями в градостроительное законодательство это и правда сократит инвестиционный цикл в строительстве на один год. Конечно, все это не должно сказаться на безопасности и качестве строительства, подчеркивает Левкин.

Объясняя, что сокращение ГОСТов и СНиПов происходит только там, где они устарели, избыточны и дублируют друг друга, усложняя работу застройщиков.

Строительная отрасль: меры поддержки — призрачные, затяжное падение — реальность

20.06.2020

Экономика

Показатели по строительству снижаются сильнее, чем в целом по экономике

26 и 28 мая ЦСР провел онлайн-конференции: «Рынок строительства и недвижимости: стимулы восстановления отрасли после кризиса-2020 и дополнительные драйверы роста». В конференции участвовали спикеры Центра стратегических разработок, эксперты и представители строительных компаний.

В ходе обсуждения ЦСР представил итоги специального проекта, в рамках которого было проведено исследование ситуации на рынке недвижимости и строительства в условиях пандемии COVID-19 и других кризисных явлений.

По данным мониторинга, для рынка недвижимости и строительства характерны пессимистические настроения относительно финансовых перспектив. Кризис 2020 г.

затронул абсолютно каждую строительную компанию, а ситуацию осложняет растущий риск банкротства — за последние 2 месяца он вырос с 29% до 32%.

Строительный сектор в полной мере попал под действие вводимых ограничений и шоковых воздействий.

С одной стороны — это физическая остановка строительства, с которой столкнулось 9 из 10 компаний, причем для половины из них эта проблема актуальна до сих пор.

А процесс возобновления работы может затянуться в связи с возвращением большого количества рабочих из регионов и стран СНГ в условиях неопределенности и отсутствия доходов домой. И это в свою очередь опять-таки может остановить стройки.

Другой момент — покупка квартиры для подавляющего большинства граждан значимая, чрезвычайно дорогостоящая и, скорее всего, единственная подобная покупка в жизни. Однако, действующие ограничения в связи с самоизоляцией практически полностью остановили рынок.

И все это приводит к существенному снижению экономических индикаторов.

Кроме того, в ожиданиях бизнеса — снижение выручки в текущем году, численности сотрудников, зарплат и показателей ввода жилья, а также увеличение кредитной нагрузки.

И загадывать на долгосрочную перспективу что-то сложно, но если не предпринимать меры поддержки, то к показателям отрасли, которые были достигнуты к концу 2019 г., можно будет вернуться только через 4 года.

По данным исследования, сегодня строительный рынок концентрируется на уровне топ-20 игроков, на которых приходится более 25% рынка, и в основном они находятся в Москве и Санкт-Петербурге.

Что касается банков, то ситуация с точки зрения распределения по объемам ипотечных кредитов не меняется: два крупнейших лидера — Сбербанк и ВТБ. Так, на Сбербанк приходится 42% всех ипотечных кредитов, на ВТБ — 22%. А в целом 91% ипотечных кредитов приходится всего на 6-7 банков.

Деньги как недоступный ресурс

На индекс бизнес-климата влияют уровень цен и спрос на продукцию, а последний в плане покупки жилья все больше снижается. Однако, несмотря на это застройщики ожидают рост цен на квартиры, который в среднем по их предположениям может составить 3-4%.

Налоговая нагрузка занимает второе место в структуре стоимости квадратного метра жилья. На НДС и страховые взносы приходится 50% от всех налоговых поступлений строительной отрасли.

Читайте также:  В москве на первичном рынке — исторический максимум спроса

И если сравнивать стоимость квадратного метра в докризисный и кризисный периоды, то доля налоговой нагрузки сохраняется на уровне 16%, опережая расходы по кредитам и займам.

В условиях, когда государство старается поддержать строительную отрасль, в том числе стимулируя спрос на покупку жилья, такая весомая роль налоговой нагрузки при формировании цены повышает значимость налоговых льгот как инструмента по стабилизации отрасли.

Интересно, но показатели по строительству снижаются сильнее, чем в целом по экономике, что скорее всего связано с недоступностью для некоторых компаний мер государственной поддержки. Так, количество заключенных ДДУ в 2020 г. может упасть более чем на 100 тыс. ед, да и снижение зарплаты и численности работников ожидается сильнее, чем в целом по другим отраслям.

Специфика строительной отрасли состоит в применении большого количества физического труда, который не может осуществляться дистанционно, и перевод непосредственных строителей на дистанционный режим не имеет смысла.

Но, как известно, в некоторых компаниях такие строители могут быть также работниками субподрядчиков, и не все компании нанимают под конкретный проект строителей по трудовому договору.

И здесь можно предположить, что разница в процентах увольнений в строительной отрасли и остальных сферах появилась как раз по этим причинам.

Также большинство компаний ожидают снижения ввода жилья, как многоквартирного, так и индивидуального, хотя сектор ИЖС это затронет в меньшей степени.

Та же история с объемами вводимого метража, где снижение по многоквартирным домам будет несколько выше, чем по индивидуальным. Большинство компаний говорят о том, что в 2020 — половине 2021 гг.

планируется в первую очередь ввод 1-комнатных квартир и сокращение числа ввода 3-4-комнатных квартир.

Строительные проекты — длительные. Естественно, дома, которые будут сдаваться в этом году, это начатые в прошлом, позапрошлом, а то и раньше.

И вариант, когда сроки сдачи домов при долевом участии будут сорваны, представляется совсем чрезвычайным.

Сегодня застройщиков за срыв ожидает все, вплоть до уголовной ответственности, поэтому они постараются любой ценой, даже разрушая собственный бизнес, выполнить обязательства в срок.

Однако, если объемы сдачи жилья в этом году не сократятся, это совсем не означает ситуация стабилизировалась. Последствия происходящих сейчас событий скажутся прежде всего на том, что не будут начинаться новые проекты или станут сворачиваться и замораживаться проекты, находящиеся в стадии ранней реализации.

Пандемия перехлестнулась со сложным переходом на проектное финансирование, которое и само по себе дает спад по новым проектам.

Причем даже тем компаниям, у которых не возникает проблем его получить, им все равно нужно время перестроиться и перейти на новые взаимоотношения, что может составить задержку до полугода.

И пусть сейчас ситуация по объему сдаваемых метров не кажется плохой, но это не говорит о том, что проблем в строительной отрасли нет.

Сегодня у застройщиков по выданным разрешениям находится в стадии строительства менее 100 млн кв. м жилья, и по прогнозам ожидается их снижение на 12-20% или до 76 млн кв. м.

И оно будет зависеть от того, насколько эффективно будут работать меры поддержки и насколько они будут доступны.

Однако достаточно большая доля компаний говорит, что меры поддержки, которые должны на них распространяться, они получить не могут, и не более 15% компаний отмечают, что ранее отмеченные проблемы решены.

Кризис — реальный, меры поддержки — призрачные

Что сегодня больше всего волнует и тормозит строительные компании? Прежде всего — это приостановка строительства отдельных объектов, на что указали 27% респондентов, сложности, связанные со свободным передвижением транспорта, возникновение проблем у подрядчиков и поставщиков. Есть и проблемы по снижению производительности труда из-за усиления мер безопасности и перебои с поставками материалов — 26%.

Так, 86% застройщиков столкнулось с проблемой перебойных поставок, причиной чему служит кризис в транспортной сфере. Количество грузовых перевозок резко сократилось, а их средняя стоимость возросла на 30%.

Плюс в условиях самоизоляции возникла проблема непонимания федеральных и региональных властей между собой.

Первые многократно подчеркивали, что субъекты транспортной инфраструктуры освобождены от получения электронных пропусков, а вторые требовали их наличие.

У 87% застройщиков возникло снижение производительности труда, что объясняется действующими рекомендациями Роспотребнадзора. А 81% застройщиков столкнулся с перемещением работников через границу.

Плюс ко всему покупка квартиры онлайн — достаточно сложный вопрос не только в плане заключения и оформления всех необходимых документов, но и в моральном. И покупать ее онлайн, не глядя, не выезжая на объект и не видя макет, достаточно сложно.

Отстает 6-месячный мораторий на банкротство, что довольно странно, ведь этому риску больше всего подвержены застройщики. Но данная мера распространяется только на попавшие в системообразующие списки компании.

Большая проблема с реструктуризацией кредитов застройщиков, на которую не охотно идут банки, говоря, что нужно увеличить тело кредита, либо выдвигая требования дополнительного обеспечения. В результате это не мера поддержки, а увеличение долгового времени.

Также застройщикам нужны кредиты на пополнение оборотных средств, однако, получить их в банках они не могут, т.к. их выдача идет в разрез со специальными правилами их финансирования, иначе говоря, противоречат отраслевому законодательству.

А из-за появившейся нормы о сохранении численности сотрудников — получение одобрения банком стало нереальным. Нигде не учитывается, что увольнения могут быть по собственному желанию или в связи с окончанием срока трудового договора, даже в связи с нарушением. И это нужно регламентировать.

Есть и еще нюанс. После прохождения процедуры по 651 Постановлению Правительства и четырем приказам Минэкономразвития, компания всего лишь получает право претендовать на получение мер поддержки, а не саму поддержку.

Компания препарируется и выворачивается на изнанку с точки зрения всех цифр, но по итогу — в Налоговой Инспекции нужно проходить полную процедуру по 409 Постановлению.

И если по 651 Постановлению оценивается группа компаний, то в 409 Постановлении — одно юридическое лицо.

Кстати говоря, в ходе проверки нужно подтвердить объемы падения выручки компании. Однако по ДДУ показать выручку в моменте невозможно, а только после ввода объекта в эксплуатацию.

Также недоступными оказались отсрочка внесения арендной платы, в том числе за использование федерального имущества, возможность изменить сроки и цены госконтрактов и доступность получения сертификата о форс-мажоре.

Самые востребованные меры поддержки у строителей — это налоговые вопросы и послабления. Строительная отрасль крайне чувствительна ко льготам по своим основным налогам — НДС, страховые взносы и налог на прибыль организации.

Сегодня для отрасли действуют только две антикризисные налоговые меры — заявительная отсрочка и рассрочка по уплате налогов и страховых взносов и двукратное снижение страховых взносов.

И доля крупных застройщиков, получивших налоговую отсрочку — 34%, что делает эту льготу лидером среди всех мер поддержки строительной отрасли.

  • Для системообразующих и градообразующих организаций помимо отсрочки налогов также важна льгота на пополнение кредитных средств по ставке 5%, а для МСП — по снижению кредитной ставки до 8,5% и снижению совокупных страховых взносов.
  • Самыми доступными оказались продление на год действия лицензий и разрешений, отсрочка прохождения разрешительных процедур и освобождение от плановых проверок.
  • Строители ждут хотя бы… понимания

Но что могло бы глобально помочь отрасли? В первую очередь это конечно поэтапное раскрытие эскроу-счетов. Необходимо найти баланс между интересами застройщиков и обеспечением прав дольщиков.

В сложившейся ситуации застройщик должен получать какие-то средства до момента достройки, иначе у него просто могут закончиться деньги.

А поэтапное раскрытие позволит также сэкономить бюджетные средства и не будет влиять на стоимость объектов.

Было бы интересно создать альтернативную систему, при которой банк оценивает возможную достройку объекта конкретным застройщиком, и от этого будет зависеть раскрытие.

Также необходим мораторий по штрафам. Сегодня эта мера есть, и она может быть востребованной, т.к. дает облегчение на пополнение ликвидности. Но она до конца не работает. Получить отсрочку по выставленным штрафам, особенно по тем, по которым уже есть вступившие в силу судебные решения и выданы исполнительные листы, невозможно, т.к. 229-ФЗ этого не позволяет.

Как уже говорится, коронавирус скорее всего станет толчком для цифровизации всех отраслей, в том числе и строительства. И в связи с этим необходимо развивать онлайн-продажи квартир.

Большим подспорьем может стать и субсидирование ставок по проектным кредитам.

Строительная отрасль не только одна из самых пострадавших отраслей, она может стать драйвером роста экономики в виде самостоятельного выхода из кризиса, а также подтягивая другие отрасли. Поэтому, по оценке большинства респондентов, драйверами роста будут включение строительства в перечень особо пострадавших отраслей и предоставление налоговых льгот.

Хотелось бы получить более разумный подход при стресс-тестированиях. Понятно, что государство просто так средства раздавать не будет, но в результате у системообразующих компаний создается впечатление, что никто ни рубля не получит.

Сегодня становится важным не содержание отчетов, а форма их заполнения. Так из менее 20 поданных в Минстрой организациями отчетов только 8 ушло в Минэкономразвития.

Читайте также:  Минэкономразвития хочет ограничить «дачную амнистию»

Компании начинают задумываться в целесообразности участия в финансовом мониторинге и стресс-тестировании, ведь это занимает огромное количество времени, а эффективность от процедур не понятна.

В целом необходимо не усреднять меры по отрасли, а учитывать специфику — одни и те же меры могут применяться для разных компаний по-своему. Крупным застройщикам нужно одно, а средним и малым несколько другое.

И меры поддержки нужно предпринимать уже сейчас, а не ждать, когда большинство застройщиков не смогут работать, и поддерживать будет некого. Ясно одно, что по завершению пандемии застройщикам придется доказывать, что не ввод объекта или перенос сроков связан был именно с коронавирусной инфекцией, а не с какими-либо другими факторами.

  1. Пока верстался номер:
  2. С момента конференции ЦСР прошел почти месяц, однако картина с мерами поддержки отрасли практически не изменилась — они существуют на бумаге, а в реальности строители дружно говорят о входе в затяжной кризис и падение объемов строительства в ближайшие годы. 
  3. Галина Крупен

Этот материал опубликован в июньском номере Отраслевого журнала «Строительство». Весь журнал вы можете прочитать или скачать здесь.

Мэрия Москвы пытается обвинить администрацию президента в создании политического кризиса?| Новости политики

Некоторые эксперты указывают на то, что конфликты избирательной кампании в Мосгордуму — результат недоработок политического блока мэрии Москвы

Кампания по выборам депутатов Мосгордумы проходит с многочисленными скандалами. Есть мнение, что это самые скандальные выборы за несколько последних созывов МГД.

Основной конфликт разворачивается вокруг отказа в регистрации многим известным представителям несистемной оппозиции: главе Красносельского муниципального округа Илье Яшину, юристу ФБК Любови Соболь, Геннадию и Дмитрию Гудковым, а также ряду других известных политиков.

Оппозиция наносит ответный удар

Илью Яшина, например, уличили в использовании служебного положения для ведения агитации во время подписной кампании: на заседании избирательной комиссии по вопросу его регистрации выяснилось, что на некоторых страницах официального сайта Красносельского муниципального округа были ссылки на ролики, очень похожие на агитацию в пользу Яшина.

Любови Соболь, как и многим другим оппозиционерам, отказали в регистрации из-за высокого процента брака в представленных на проверку подписных листах.

В частности, говорилось о том, что в подписных листах политиков выявлено серьезное число так называемых «мертвых душ».

Наряду с этим, оппозиционеры представляли видеодоказательства того, что далеко не все «мертвые души» в действительности мертвы, также высказывали массу претензий к работе экспертов, однако, по их же собственным заявлениям, не были услышаны.

14 июля оппозиция вывела своих сторонников на несанкционированный митинг в Новопушкинский сквер. Оттуда толпа численностью примерно в 1000 человек отправилась к мэрии Москвы, а затем — к зданию Мосгоризбиркома.

Несмотря на то, что акция не была согласована со столичными властями, полиция перешла к жестким мерам лишь после половины восьмого вечера, когда протестующие начали разворачивать палатки.

В автозаках оказались 33 человека, в числе которых были Илья Яшин и Любовь Соболь. Спустя несколько часов всех задержанных отпустили.

Согласованный с властями митинг в поддержку независимых кандидатов, состоявшийся 20 июля, собрал более 22 тысяч человек. Судя по всему, такой успех оказался неожиданным даже для самих оппозиционеров.

А дальнейший сценарий развития событий, как считают эксперты, будет зависеть от позиции мэрии Москвы.

Нельзя исключать эскалации и радикализации протеста, если ответом на претензии оппозиции будет лишь усиление административных мер.

24 апреля во время утренней пробежки правоохранители задержали главу ФБК Алексея Навального: об этом оппозиционер сообщил в своем Instagram.

Некоторые эксперты предполагают, что задержание связано с призывами Навального прийти 27 июля на несанкционированный митинг, который планируется провести у здания мэрии Москвы.

Возможно, таким образом власть пытается удержать граждан от участия в незаконной акции.

Попытка «перевести стрелки»?

Есть мнение, что кризис, разразившийся в российской столице, стал результатом ошибок в работе политического блока мэрии Москвы. И что в Кремле таким положением дел крайне недовольны.

Так, Telegram-канал «Незыгарь», который многие связывают с администрацией президента РФ, 16 июля сообщил, что «команда Сергея Собянина не смогла решить достаточно несложную задачу по формированию качественного и комфортного (для себя) нового состава МГД».

При этом автор публикации считает, что «проблема — в слабых компетенциях ответственной за эти выборы вице-мэра Натальи Сергуниной и прочих членов команды Собянина, уверовавших в несокрушимую мощь сосредоточенного в их руках административного ресурса и потому заранее решивших обеспечить себе победу шапкозакидательскими методами».

Интересно, что в тот же день, 16 июля, пресс-секретарь Владимира Путина Дмитрий Песков заявил, что Кремль, конечно, отслеживает ситуацию на выборах в Мосгордуму, однако не имеет ни намерений, ни полномочий в нее вмешиваться.

Автор «Незыгаря» считает, что «в нынешней ситуации дистанцирование АП от московских выборов выглядит как некая «черная метка» Собянину: мол, если уж сказали, что «мы сами — с усами», так теперь сами и расхлебывайте, поскольку головой надо думать, кого и на какие участки назначать».

Спустя буквально несколько дней в информационное поле вбрасывается статья, которую можно расценить как ответ на критику. Так, спецкор «Медузы» Андрей Перцев пишет, что прошлые выборы в Мосгордуму курировала заместитель мэра Москвы Анастасия Ракова.

Кампания тогда прошла тихо, с хорошим результатом для власти. Что интересно, представителям несистемной оппозиции в 2014 году тоже отказали в регистрации и-за подписей, однако серьезных протестов по этому поводу не было.

Спокойно прошли и выборы мэра Москвы в 2018 году.

Несмотря на очевидные успехи, Анастасию Ракову устраняют от руководства политическим блоком мэрии. Андрей Перцев предполагает, что причиной тому стала излишняя самостоятельность Раковой: она не жаловала во время мэрской кампании кремлевских кураторов и не торопилась отчитываться им.

Далее следует предположение, что такая независимость Раковой не понравилась первому заместителю главы администрации президента Сергею Кириенко, после чего осенью 2018 года на место Раковой пришла Наталья Сергунина, ранее работавшая в экономическом блоке. Плюс ко всему, ответственным за выборы стал и Алексей Немерюк — бывший глава департамента торговли и услуг.

Логика просматривается вполне очевидная: навязанные «сверху» непрофессионалы натворили дел…

Похоже, вчера пришел ответ на эту публикацию: «Незыгарь» разместил пост о возможной связи Натальи Сергуниной с чеченским криминалитетом, а в «Собеседнике» появилась статья об имущественных секретах чиновников правительства Москвы. Сергунина там тоже упоминается в негативном контексте.

Как бы то ни было, ответственность за московские выборы, в том числе и за кадровые решения, с ними связанные, всегда лежала на мэрии.

Поэтому ряд экспертов уверены, что все гораздо проще: экономистам, привыкшим мыслить категориями цифр, сложно за несколько месяцев вникнуть в закономерности развития общественных процессов. Да и понимание простой истины, что политика — это искусство договариваться, приходит далеко не сразу.

Однако кризис — вот он, гудит многотысячными толпами возмущенных граждан на улицах Москвы. И теперь надо как-то выйти из этой сложнейшей ситуации, максимально сохранив лицо…

Оргвыводы последуют?

По-видимому, над Сергуниной и Немерюком нависли тучи: все же для работы в политическом блоке требуются более грамотные и опытные специалисты, понимающие, что «закручивание гаек» неизбежно приводит к стихийным уличным акциям. Также необходима объективная и беспристрастная проверка подписей кандидатов от несистемной оппозиции: их дальнейшую политическую судьбу должны решать избиратели, а не чиновники.

Собственно, об этом и шла речь на встрече председателя Центризбиркома Эллы Памфиловой с незарегистрированными кандидатами в МГД, которая состоялась 23 июля. В ходе мероприятия Памфилова признала, что имели место ошибки при вводе информации об избирателях в ГАС «Выборы» и базу МВД.

В ответ на предложение Сергея Митрохина «зарегистрировать всех» глава ЦИК РФ ответила, что это нереально из-за существующих законодательных барьеров.

«Думаете, мне нравится это законодательство?», — сказала Элла Памфилова.

Также она заявила, что ЦИК обратится в Мосгоризбирком, и члены Центризбиркома будут присутствовать при рассмотрении жалоб незарегистрированных кандидатов.

По ее словам, все сомнения, возникающие при проверке подписей, должны трактоваться в пользу кандидата.

Поэтому нельзя исключать, что после повторной проверки некоторые представители несистемной оппозиции все же примут участие в выборах в Мосгордуму.

Одни эксперты расценили позицию Памфиловой как проявление слабости: мол, власть испугалась массовых уличных акций и пошла на попятную. Другие считают, что никакой слабости здесь нет: признание ошибок — это, наоборот, позиция силы. И можно предположить, что если ошибки, допущенные при проверке подписей независимых кандидатов, будут устранены, то исчезнет и сам повод для массовых выступлений.

Оставьте комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *