В России может появиться госпрограмма энергоэффективности

Министерство экономики подготовило обновленный план снижения энергоемкости экономики России. Как государство будет повышать энергоэффективность зданий, ЖКХ, промышленности и транспорта, анализирует портал ОКНА МЕДИА. 

План повышения энергоэффективности РФ до 2030 года

Министерство экономики подготовило обновленный план по повышению энергоэффективности экономики РФ. 11 августа 2020 года проект плана Правительством был направлен в Федеральные исполнительные органы власти на согласование.

Цель обновленного плана – снижение энергоемкости ВВП России к 2030 году на 35% по отношению к 2017 году за счет повышения энергоэффективности экономики. Из них на 20% потребление энергоносителей можно снизить за счет использования современных технологий.

Самыми энергозатратными секторами экономики – 85% от общего потребления топловно-энергетических ресурсов, согласно документу, являются 4 сектора экономики: ЖКХ, электро- и теплоэнергетика, обрабатывающая промышленность.В России может появиться госпрограмма энергоэффективности сектора экономики, на которые направлена программа повышения энергоэффективностиВ вышеупомянутых секторах предполагается создание энергосберегающих механизмов обновления и повышения энергоэффективности.В России может появиться госпрограмма энергоэффективности механизмы повышения энергоэффективности наиболее энергоемких секторов экономикиЭто позволит сократить потребление энергетических ресурсов не только в существующей экономической ситуации, но в условиях экономического роста.

В комплексном плане обозначены мероприятия, сроки внедрения и ожидаемые результаты. 

Большое внимание в плане уделено сектору «Здания и ЖКХ», занимающему 17% от потребления всех энергоресурсов.

Повышение энергоэффективности зданий в жилищном секторе

Ситуация в жилищном секторе с точки зрения энергоэффективности выглядит не лучшим образом. Более половины эксплуатирующихся многоквартирных домов (МКД) являются неэнергоэффективными и потребляют в 2 раза больше энергии, чем современные здания.В России может появиться госпрограмма энергоэффективности характеристики сектора «Здания и ЖКХ» с точки зрения энергопотребления и энергоэффективности*МКД – многоквартирные дома

  • Для повышения энергоэффективности существующего и строящего жилого фонда предлагается установить новые требования для строительства и проведения капремонтов.В России может появиться госпрограмма энергоэффективности план повышения энергоэффективности нового строительства*МКД – многоквартирные дома
  • План предусматривает запрет на строительство неэнергоэффективного нового жилья и поощряет возведение энергоэффективного.
  • Капитальный ремонт домов, согласно плану, должен обеспечить уровень энергоэффективности не ниже класса «С».В России может появиться госпрограмма энергоэффективности план повышения энергоэффективности эксплуатируемыз МКД при капремонте*МКД – многоквартирные дома
  • Новостройкам и эксплуатируемым домам после проведения капремонта будут присваиваться классы энергоэффетивности, что давно стало нормой в мировой практике.
  • Важным моментом обновленного плана является – требования 100% приборного учета потребления энергоресурсов с автоматизированной системой передачи данных.

Также предъявляются новые требования к повышению энергоэффективности тепловых сетей с целью снижения потерь. Предусмотрена модернизация энергосервисной деятельности. Важнейшей составляющей является – стимулирование инвестиций в энергосбережение и расширение господдержки в этой сфере.

Кто не заинтересован в повышении энергоэффективности России?

В повышении энергоэффективных зданий и снижения теплопотерь не заинтересованы:

  • Энергосбытовые и добывающие компании. «Обогрев улицы» создает повышенный спрос на энергоносители добывающих и сбытовых компаний. У них нет стимулов для сокращения теплопотерь. Осуществление планов по энергоэфективности может к 2030 году освободить около 140 млн тонн условного топлива, которое нужно будет куда-то сбывать.
  • Управляющие компании. Недоработки в своей работе они «переваливают на плечи» жильцов, которые вынуждены получать платежки с повышенной оплатой;

Энергоэффективность и сокращение парниковых газов

С 2019 года Россия является участником «Парижского соглашения по климату», согласно которому страна обязуется сократить выбросы углекислого газа. Но «Парижское соглашение» не может служить барьером на пути экономического развития РФ.

В любом случае повышение энергоэффективности экономики приведет к снижению парниковых газов и экономии 140 млн т. условного топлива или 280 млн т. СО2.

Мировая практика в строительстве энергоэффективных домов

В развитых странах около 50% энергии потребляют жилые дома, поэтому энергосбережению уделяется большое внимание.

В энергоэффективном доме комфортные условия проживания поддерживаются за счет высокой герметизации здания, применения альтернативных источников энергии без использования традиционных систем отопления. Энергоэффективные дома классифицируются, исходя из объемов энергопотребления.

Классификация энергоэффективных зданий в зависимости от энергопотребления

Потребление энергии, кВт * ч/м2 Категория дома
Менее 90 Энергоэффективный
Менее 45 Энергопассивный
Менее 15 «Нулевого» потребления (требуется только энергия для подготовки горячей воды)

Пионером в энергоэффективных зданиях стало офисное здание в Манчестере (США), построенное в 1974 году.В России может появиться госпрограмма энергоэффективности первое в мире энергоэффективное здание в МанчестереВ нем были использованы следующие энергоэффективные решения:В России может появиться госпрограмма энергоэффективности энергосберегающие технологии в офисном здании в Манчестере (США)

Строительство энергоэффективных зданий получило широкое распространение в Европе. Лидерами в этом вопросе являются: Германия, Финляндия и Дания.

В таких домах используется комплекс энергосберегающих технологий.В России может появиться госпрограмма энергоэффективности технологии энергоэффективных зданийТакие технологии позволяют в климатических условиях Центральной Европы строить дома с «нулевым» энергопотреблением (менее 15 кВт * ч/м2), что существенно, ниже чем, к примеру, в обычном кирпичном доме.

Объем потребления энергоносителей 

Кирпичный дом Потребление энергии, кВт * ч/м2
В России 400-600
В Европе 250-350

Энергоэффективные дома в России

В 2001 году в России был построен 1-й энергоэффективный жилой дом в Москве. В нем были использованы следующие технологии:

  • Фасад с повышенной теплозащитой;
  • Горячее водоснабжение подавалось с помощью теплонасосов, использующих тепло грунта и теплого воздуха от вытяжной вентиляции;
  • Регулируемое поступление тепла в квартирах;
  • Поквартирный учет энергопотребления.

В России может появиться госпрограмма энергоэффективности первый энергоэффективный дом в России в МосквеНесмотря на то, что с этого времени прошло почти 20 лет, энергоэффективные дома не получили пока широкого распространения в стране.

Проблемы энергоэффективных домов

У энергоэффективных домов есть свои недостатки:

  • Проблема качества воздуха. Высокая герметичность и использование искусственных строительных материалов, которые выделяют в воздух вредные для здоровья вещества;
  • Более высокая цена. Цена дома с «нулевым» энергопотреблением за 1 м2 дороже, в среднем, на 12%. Но затраты окупятся уже через 7-10 лет. При массовой застройке стоимость энергоэффективных домов будет снижаться.

Требуется высокая квалификация проектировщиков, а также строителей. Малейшее несоблюдение технологии строительства, например, неплотности или пропуски в теплоизоляции, неизолированная перемычка и прочее, сведет на нет все даже самые прогрессивные проектировочные решения и другие работы по теплоизоляции дома.

Окна энергоэффективных домов

Важнейшей составляющей энергоэффективного дома являются теплосберегающие окна. Через обычные окна проходят самые большие теплопотери здания (до 40%).

Интересен опыт зарубежных стран в проектировании окон для энергэффективных домов. Наиболее подходящим вариантом для России может стать опыт Канады. К примеру, в Канаде построили энергоэффективные дома для климатических условий с расчетной температурой -34,5 0С (6100 градусо-суток отопительного периода). Для сравнения, это приблизительно показатели Тюмени или Верхнеуральска.

Энергоэффективные технологии, используемые в таких домах, изображены на схеме ниже.В России может появиться госпрограмма энергоэффективности энергосберегающие технологии при строительстве энергоэффективных домов в КанадеТакой дом по смете компании дороже обычного на 3-5%.

Если вернуться к опыту европейских домов с «нулевым» потреблением тепла, то в них используется следующая конструкция стеклопакета:

  • 2-камерный стеклопакет (3 стекла);
  • Стекла с низкоэмиссионным покрытием (теплосберегающие);
  • Между стеклами находится инертный газ, чаще аргон.
Теплозащитные свойства окна во многом зависят от конструкции стеклопакета, который занимает около 70% площади окна.

Теплопроводность окна с таким стеклопакетом составляет не более 0,8 Вт/м2 * К (в российской терминологии: сопротивление теплопередаче выше 1,2 0С * м2/Вт).

Судя по общим теплозащитным характеристикам окна, приведенным выше, к примеру, для пластикового окна здесь должен применяться оконный профиль толщиной 80 мм и выше.

В итоге

Внедрение в жизнь плана по повышению энергоэффективности позволит начать обновление и модернизацию важных секторов экономики: ЖКХ, энергетика, транспорт, промышленность. Также создаст задел для внедрения в строительстве и других секторах экономики современных энергосберегающих технологий, без которых «экономика не сможет быть экономной».

Апгрейд госпрограммы по энергоэффективности идет полным ходом

В России может появиться госпрограмма энергоэффективности Эксперты «БАРС Груп» приняли участие в обсуждении новой версии госпрограммы «Энергоэффективность и развитие энергетики». Экспертное обсуждение проводилось Аналитическим центром при Правительстве РФ совместно с Министерством энергетики России.

Госпрограмма «Энергоэффективность и развитие энергетики» подверглась значительным изменениям в части структуры, формулировки целей и задач, а также целевых индикаторов в связи с Постановлением Правительства РФ №588 «Об изменении порядка разработки, реализации и оценки эффективности госпрограмм».

Так, в новой версии госпрограммы число индикаторов сократилось с 54 до 38. Произошла актуализация приоритетов, целей, паспортов и ресурсного обеспечения. Особое внимание теперь будет уделяться развитию энергетики Дальневосточного ФО и энергоснабжения Байкало-Амурской и Транссибирской магистралей.

Ещё одно нововведение – госпрограмма будет согласовываться с Росстатом. Основная цель этого согласования в определении индикаторов и показатели программы для их включения в госплан статистических работ.

По словам заместителя генерального директора ФГБУ «Российское энергетическое агентство» Минэнерго РФ Алексея Кулапина, теперь оценка эффективности и результативности госпрограммы будет производиться на основании данных официальной статистики.

Читайте также:  Аренда квартир в Москве перестала дорожать

Кроме того, с помощью госпрограммы будет оцениваться эффективность расходования бюджетных средств.

Алексей Кулапин особо отметил и важность информационных систем: «Мониторинг исполнения госпрограммы, достижение всех целевых индикаторов ведётся в автоматизированном режиме, и на основе этого анализа делается заключение о результативности». Например, такими возможностями обладает система «БАРС. Энергоэффективность».
Госпрограмма пройдет и стадию общественного обсуждения. Для этого ее текст разместят в открытом доступе в сети Интернет на сайте Минэнерго и специальном портале.

С учетом внесенных изменений, общий объем финансирования госпрограммы за счет средств федерального бюджета составит 96 млрд. руб.

При этом, как неоднократно подчеркивалось в ходе обсуждения, большое внимание будет уделено привлечению инвестиций на региональном уровне и созданию региональных институтов развития энергоэффективности, о чем также свидетельствует введение некоторых новых индикаторов.

Впервые в подпрограмме «Энергосбережение и повышение энергоэффективности» появится индикатор «Сокращение энергоемкости регионального валового продукта».

Госпрограмма разрабатывается на трёхлетний период в соответствии с федеральным бюджетом, а объём финансирования мероприятий, включенных в госпрограмму, осуществляется по созданной тарификации.

Энергоэффективность в России на низком уровне

14.07.2020 12:21:00

Государство не демонстрирует достаточной воли и решимости для проведения политики энергосбережения

В России может появиться госпрограмма энергоэффективности Фото pixabay.com

Комитет Государственной Думы по энергетике провел «круглый стол» на тему «Энергосбережение и повышение энергетической эффективности в Российской Федерации: практика реализации и перспективные направления развития федерального законодательства».Мероприятие прошло 13 июля 2020г. в формате видеоконференцсвязи.

Открывая дискуссию, председатель комитета Государственной Думы по энергетике Павел Завальный отметил, что тема энергосбережения чрезвычайно важна для России с учетом той роли, которую играет фактор энергоресурсов в нашей экономике. Производя порядка 2 млрд. т.у.т., сама страна потребляет порядка 1 млрд.т.у.т. Примерно треть этого объема пережигается.

Уровни энергоемкости производства важнейших отечественных промышленных продуктов выше среднемировых в 1,2 — 2 раза, а по отношению к лучшим мировым практикам — в 1,5 — 4 раза. Цель по снижению энергоемкости ВВП России на 40% при сохранении текущих темпов будет достигнута только в 2043 г. с существенным отставанием от плана.

Энергоемкость экономики России с 2008 года по 2018 год снизилась на 9,3 процента, с 10,8 до 9,8 т.у.т./млн. рублей ВВП в ценах 2016 года. Основными факторами, которые обеспечили снижение энергоемкости, стали технологический фактор — рост энергоэффективности энергопотребляющего оборудования и уровень загрузки производственных мощностей.

При этом экономических стимулов для повышения энергоэффективности у участников рынка нет: внутренние цены на уголь и природный газ субсидируются за счет экспортных цен на эти энергоносители, цены на нефтепродукты формируются по сложной схеме.

Низкие цены на энергоносители создают барьеры для внедрения энергоэффективных технологий и решений во всех отраслях экономики нашей страны.

Государство не демонстрирует достаточной воли и решимости.

Так до 2014 года действовала государственная программа «Энергосбережение и повышение энергетической эффективности на период до 2020 года», целью которой было 40% снижение энергоемкости ВВП к 2020 году. Но в 2014 г.

она была заменена на менее амбициозную программу «Энергоэффективность и развитие энергетики». Целевой индикатор новой программы по снижению энергоемкости к 2020 году составлял всего 13,5 %, но и он достигнут не был.

Что касается государственного финансирования программы, в последние годы оно фактически сошло на нет.

При этом потенциал энергоэффективности огромен, и ключевым должен быть технологический фактор.

Повышения энергоэффективности можно достичь за счет внедрения передовых технологий, например, парогазовых установок, установок комбинированной выработки электричества и тепла, электрификации и газификации транспорта, современных энергоэффективных конструкций зданий и теплоизоляционных материалов, энергоэффективного освещения, современных приборов учета потребления энергетических ресурсов и так далее.

Директор департамента конкуренции, энергоэффективности и экологии Минэкономразвития РФ Михаил Сонин подчеркнул большое значение присоединения России к Парижскому соглашению для повышения энергоэффективности экономики страны.

Наша страна обладает хорошим потенциалом по достижению заявленных в Парижском соглашении целей, и усилия по их реализации в контексте устойчивого развития будут оказывать положительное влияние на ускорение структурных сдвигов в национальной экономике в сторону повышения энергоэффективности.

Участие в Парижском соглашении позволит не отставать от тенденций мировой технологической революции.

Полноценная реализация потенциала энергосбережения позволит высвободить значительные дополнительные объемы ископаемого топлива для экспорта, «озеленить» баланс потребляемой энергии, сократить выбросы в атмосферу, повысить качество жизни населения.

При этом технологический фактор должен быть является ключевым в снижении энергоемкости ВВП страны в наиболее энергоемких секторах экономики: энергетике, обрабатывающей промышленности, транспорте и жилищно-коммунальном хозяйстве.

Повышения энергоэффективности можно достичь за счет внедрения передовых технологий, например, парогазовых установок, установок комбинированной выработки электричества и тепла, электрификации и газификации транспорта, современных энергоэффективных конструкций зданий и теплоизоляционных материалов, энергоэффективного освещения, современных приборов учета потребления энергетических ресурсов и так далее.

Минэкономразвития ведет работу над Стратегией долгосрочного развития Российской Федерации с низким уровнем выбросов парниковых газов до 2050 года, в которую будут внесены не только целевые показатели, но и необходимые мероприятия.

Параллельно ведется и ежедневная нормативная работа по актуализации требований по энергоэффективности в различных секторах экономики, при госзакупках, программ энергосбережения в бюджетном секторе, на региональном и муниципальном уровне.

Заместитель директора департамента развития электроэнергетики Минэнерго РФ Петр Бобылев отметил взаимосвязанность вопросов экономической и энергетической эффективности, экологичности с вопросом надежности и энергоснабжения экономики страны.

С одной стороны, конкуренция на мировом энергетическом рынке толкает российский ТЭК к постановке более амбициозных целей по энергоэффективности, по снижению удельных топливных затрат на производство энергии, изменению инфраструктуры энергетической отрасли.

С другой стороны, во главе угла стоит бесперебойное энергообеспечение такой большой и климатически сложной страны как Россия, и это заставляет быть более осторожными.

В том числе, этим можно объяснить недостаточную амбициозность программ модернизации электроэнергетики ДПМ штрих, являющейся на сегодня основным механизмом модернизации электроэнергетики, повышения энергетической эффективности и достижения показателей удельного расхода топлива в производстве электрической энергии. За это ее постоянно критикуют.

Сегодня основная работа ведется над программами развития и модернизации в различных секторах ТЭК, прежде всего, электоэнергетике, изменением схем теплоснабжения регионов и повышением их эффективности, внедрением наилучших доступных технологий.

Заместитель генерального директора ФГБУ «РЭА» Минэнерго РФ Игорь Кожуховский рассказал об информационном обеспечении повышения энергоэффективности на основе ГИС ТЭК.

Она позволит иметь более четкую и ясную картину существующих уровней энергоэффективности в различных секторах ТЭК, потребления ими энергоресурсов для собственных нужд, топливных затрат при производстве энергии.

Также можно будет более эффективно оценивать влияние тех или иных мероприятий на изменение этих показателей.

Одним сегментов ГИС ТЭК должна была стать ГИС «Энергоэффективность», которая позволила бы распространить мониторинг и анализ показателей энергоэффективности не только на сам ТЭК, но и на все сектора экономики, вести четкий учет энергопотребления. Она была создана, но затем ее внедрение было остановлено.

Передача вопросов политики в области энергоэффективности от Минэнерго к Минэкономразвития привело к выводу ГИС «энергоэффективность» из ГИС ТЭК, что представляется нерациональным, поскольку снизит возможности по коплексному анализу ситуации с производством и потреблением энергоресурсов и разработке топливно-энергетических балансов.

Директор по цифровой трансформации ТЭК ФГБУ «РЭА» Минэнерго РФ Алексей Конев рассказал о системе энергетического менеджмента в компаниях ТЭК как ключевом инструменте повышения энергоэффективности в ТЭК.

Сам факт ее внедрения дает порядка 5% экономии энергоресурсов. Эта практика относится к наилучшим доступным технологиям, активно внедряется и на международном уровне для реализации целей Парижского соглашения.

Было бы целесообразно рекомендовать ее к более активному и широкому внедрению в различных секторах экономики.

Директор Ассоциации «Совет производителей энергии» Дмитрий Вологжанин представил взгляд генерирующего сектора на проблему повышения энергоэффективности. Показатель 255г/кВтч к 2030г. в принципе является достижимым. При этом потенциал мероприятий по изменению режимов нагрузок в производстве электроэнергии и тепла уже близок к своему исчерпанию.

Акцент в снижении топливных затрат на производство энергии должен быть сделан на модернизацию генерирующих мощностей. При этом важно понимать, что строительство 16 ГВт соответствующих современных парогазовых мощностей по программе ДПМ стоило порядка 1 трлн. руб.

Соответственно, и далее нужно предусмотреть какие-то экономические стимулы, которые сделают глубокую модернизацию мощностей, особенно ТЭЦ, инвестиционно привлекательными.

Что касается актуализации Комплексного плана мероприятий по повышению энергетической эффективности экономики России, он должен быть увязан с отраслевыми программами развития, в нем должен быть сделан более четкий акцент на всех основных секторах с высоким потенциалом энергосбережения, включая ТЭК, транспорт, здания и сооружения, более конкретно прописаны необходимые мероприятия и целевые показатели.

Читайте также:  Предложение: давать гражданство за покупку дорогой недвижимости

Представители республики Татарстан и Свердловской областей поделились своим опытом внедрения программ энергоэффективности и энергосбережения.

Для регионов является актуальным возврат к практике предоставления субсидий из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации на реализацию региональных программ в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности в рамках подпрограммы «Энергосбережение и повышение энергетической эффективности» государственной программы Российской Федерации «Энергоэффективность и развитие энергетики». Не менее важно ускорить принятие проекта постановления Правительства РФ «Об утверждении Правил установления требований к программам в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности организаций с участием государства или муниципального образования».

  • Также в ходе круглого стола обсуждались вопросы повышения энергоэффективности и проведения энергоэффективной модернизации модернизации жилья, в том числе, не только многоквартирных, но и частных домов, повышения эффективности потребления энергетических и коммунальных ресурсов, внедрение интеллектуальных систем учета ресурсов, повышения качества ресурсов для снижения объемов их потребления и так далее.
  • Комитет Государственной Думы по энергетике считает целесообразным рекомендовать Правительству РФ:
  • — Актуализировать Комплексный план мероприятий по повышению энергетической эффективности экономики России учетом целей Парижского соглашения, с упором на комплексный подход, охватывающий все сферы экономики, включая ТЭК, ЖХК, промышленность, транспорт и население.
  • -рассмотреть возможность разработки и утверждения постановления Правительства Российской Федерации «Об утверждении Порядка составления топливно-энергетических балансов на федеральном уровне и на уровне субъектов Российской Федерации» (вместе с «Методикой составления топливно-энергетических балансов на федеральном, отраслевом уровне и на уровне субъектов Российской Федерации») в рамках нормативно–правового обеспечения реализации Федерального закона «О стратегическом планировании в Российской Федерации»;
  • -инициировать разработку и принятие в ряд Федеральных законов в части установления класса энергетической эффективности общественных зданий, строений, сооружений, уточнения содержания требований энергетической эффективности для зданий и сооружений и учета необходимости ужесточения требований к конструкционным элементам и инженерному оборудованию зданий и сооружений,
  • — разработать в внести в Государственную Думу проект федерального закона «О внесении изменений в Федеральный закон «Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» и в отдельные законодательные акты Российской Федерации» в части с развитием интеллектуальных систем учета природного газа, а также подготовить проекты аналогичных законов по развитию интеллектуальных систем учета тепловой энергии, холодной и горячей воды.
  • -создать постоянно действующую программу стимулирования собственников к проведению энергоэффективного капитального ремонта многоквартирных домов
  • -рассмотреть возможность реализации комплекса мероприятий, содействующих переходу муниципальных образований к новой модели регулирования отношений в сфере теплоснабжения по методу «альтернативной котельной», основанной на применении наилучших доступных технологий, устранение избыточных требований в нормативной базе, ведущих к снижению энергоэффективности.

-продолжить реализацию политики в сфере топливной эффективности тепловых электрических станций с целью достижения показателя удельного расхода условного топлива в 255,6 г т.у.т.

/кВт•ч к 2035 году, для чего предусмотреть на КОММод введение порогового значения КПД для тепловых электрических станций на уровне не ниже 43-46 % для объектов, работающих с использованием паросилового цикла, и не ниже 53-56 % для станций с использованием парогазового цикла, ниже которого не рассматривать проекты модернизации;

-предусмотреть возможность введения системы налогов или штрафов для юридических лиц за неэффективное использование энергоресурсов в различных отраслях по аналогии с программой увеличения уровня утилизации попутного нефтяного газа.

Эти и другие предложения, в том числе, прозвучавшие в ходе круглого стола, войдут в рекомендации комитета и будут направлены в федеральные органы исполнительной власти.

Государственная программа Российской Федерации «Развитие энергетики» | Министерство энергетики

Постановлением Правительства Российской Федерации от 15 апреля 2014 г. № 321 утверждена государственная программа Российской Федерации «Развитие энергетики» со сроком реализации до 2024 года.

Целями государственной программы являются надежное, качественное и экономически обоснованное обеспечение потребностей внутреннего рынка в энергоносителях, энергии и сырье на принципах энергосбережения и энергоэффективности, а также выполнение обязательств по зарубежным контрактам.

Параметры государственной программы актуализированы в соответствии со стратегическими ориентирами, определенными Указом Президента Российской Федерации от 7 мая 2018 г.

№ 204 «О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года», Указом Президента Российской Федерации от 21 июля 2020 г.

№ 474 «О национальных целях развития Российской Федерации на период до 2030 года» и Основными направлениями деятельности Правительства Российской Федерации на период до 2024 года, утвержденными Председателем Правительства Российской Федерации 29 сентября 2018 г. № 8028п-П13.

Структура государственной программы предусматривает реализацию 5 подпрограмм, имеющих отраслевую направленность, 44 целевых показателей (индикаторов) и 25 основных мероприятий, в том числе двух федеральных и одного ведомственного проекта, а именно:

  • Федеральный проект «Гарантированное обеспечение доступной электроэнергией»;
  • Федеральный проект «Гарантированное обеспечение транспорта нефти, нефтепродуктов, газа и газового конденсата»;
  • Ведомственный проект «Цифровая энергетика».

Для обеспечения опережающего социально-экономического развития приоритетных территорий, в том числе Дальневосточного федерального округа, Северо-Кавказского федерального округа, Калининградской области, Арктической зоны Российской Федерации, Республики Крым и г. Севастополя, в государственной программе выделены специальные разделы, включающие в себя цели и задачи, конкретные проекты, индикаторы и ключевые показатели на указанных территориях.

В соответствии с Бюджетным кодексом Российской Федерации государственная программа включает в себя:

  • Правила предоставления субсидий из федерального бюджета бюджетам Республики Крым и г. Севастополя на компенсацию территориальным сетевым организациям, функционирующим в Республике Крым и г. Севастополе, выпадающих доходов, образованных вследствие установления тарифов на услуги по передаче электрической энергии ниже экономически обоснованного уровня;
  • Правила предоставления и распределения субсидий из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации в целях софинансирования расходных обязательств субъектов Российской Федерации, возникающих при развитии заправочной инфраструктуры компримированного природного газа;
  • Правила предоставления и распределения субсидий из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации в целях софинансирования расходных обязательств субъектов Российской Федерации, возникающих при поддержке переоборудования существующей автомобильной техники, включая общественный транспорт и коммунальную технику, для использования природного газа в качестве топлива.

Ежегодно ход реализации государственной программы и предложения по ее корректировке проходит общественное и экспертное обсуждение на заседаниях Комитета Государственной Думы по энергетике, Комитета Совета Федерации по федеративному устройству, региональной политике, местному самоуправлению и делам Севера, в рамках Общественного совета при Министерстве энергетики Российской Федерации.

Госпрограмма «Развитие энергетики» создает условия для реализации всех национальных проектов и программ

  • 23 октября 2020 года Министр энергетики РФ Александр Новак на заседании Комитета Госдумы РФ по бюджету и налогам рассказал об итогах и планах дальнейшей реализации государственной программы «Развитие энергетики».
  • Основной целью госпрограммы является надежное, качественное и экономически обоснованное обеспечение потребностей внутреннего рынка в энергоносителях, энергии и сырье на принципах энергосбережения и энергоэффективности, а также выполнение обязательств по зарубежным контрактам.
  • Министр отметил, что в этом году глобальная пандемия коронавирусной инфекции, оказавшая беспрецедентное влияние на жизнь общества и функционирование рынков, затронула и топливно-энергетический комплекс.

«Добыча нефти в этом году, как ожидается, снизится примерно на 10%, до уровня 507 млн.

тонн при плане 558-560 млн. тонн изначально. В 2021-2023 гг. в зависимости от ситуации по восстановлению темпов спроса планируется добыча на уровне от 518 до 560 млн. тонн. Конечно, на это будет влиять исполнение сделки со странами ОПЕК и не-ОПЕК. Она была заключена в апреле 2020 года и действует до 1 мая 2022 года.

Однако параметры, которые заложены в сделке, мы имеем право корректировать с учетом текущей ситуации на мировых рынках», – сказал Александр Новак.

В газовой отрасли, как сообщил Министр, также ожидается снижение показателей в этом году. В 2021-2023 гг. добыча газа прогнозируется на уровне 728-795 млрд. кубометров, экспорт газа – 220-240 млрд. кубометров. В электроэнергетике по итогам девяти месяцев снижение потребления в Единой энергосистеме составило около 2,3%, до конца 2020 года ожидается сохранение этой динамики.

В ходе своего выступления Александр Новак поблагодарил депутатов Госдумы за принятые в 2020 году законы. В частности, 15 октября 2020 года был принят закон, направленный на стимулирование переработки этана и сжиженных углеводородных газов в нефтегазохимическую продукцию за счет предоставления налоговых вычетов.

«Это даст возможность привлечь, по нашим оценкам, в среднесрочной перспективе около 3 трлн. рублей инвестиций в отрасль, создать новые рабочие места и дополнительную налоговую базу», – пояснил Министр.

Читайте также:  23% россиян готовы долгое время жить в съемном жилье

Отельным направлением в рамках госпрограммы является развитие рынка газомоторного топлива.

«По итогам 2020 года будет введено в эксплуатацию 104 заправки, из них 84 – за счет средств субсидий. Это позволит увеличить общее количество газовых заправок на 20% по сравнению с уровнем на начало года. Также планируем обеспечить переоборудование 12 тыс.

единиц техники за счет средств субсидий – это помимо той техники, которая будет выпущена и приобретена за счет субсидирования от министерства промышленности. К концу года объем рынка газомоторного топлива составит примерно 1,1 млрд. кубических метров газа при плане в 950 млн.

кубометров», – рассказал Александр Новак.

Говоря о реструктуризации и развитии угольной промышленности, Министр подробно остановился на мерах обеспечения социальной стабильности в угледобывающих регионах.

«Запланированы бюджетные ассигнования на реализацию мероприятий по социальной поддержке граждан, включая дополнительное пенсионное обеспечение работников угольной промышленности, переселение граждан из ветхого жилого фонда и обеспечение пайковым углем. В 2020 году на эти цели предусмотрено 4,717 млрд. рублей. На 2021-2023 гг. предусмотрено проектом 12,471 млрд. рублей», – сообщил Александр Новак.

В заключение своего выступления Министр отметил, что реализация государственной программы «Развитие энергетики» создает условия для реализации всех национальных проектов и программ, а также необходимый для этого инфраструктурный и энергетический каркас, обеспечивает поступление в бюджет доходов от добычи и экспорта энергоресурсов.

Правительство РФ утвердило госпрограмму по энергосбережению и повышению энергоэффективности на период до 2020г

Распоряжением Правительства России N2446-р от 27 декабря 2010 г. утверждена госпрограмма «Энергосбережение и повышение энергоэффективности на период до 2020 г.». Текст Госпрограммы энергосбережения приведен в приложении к статье.

За счет реализации мероприятий госпрограммы энергоемкость ВВП планируется снизить на 13,5%.

В совокупности с другими факторами это позволит решить задачу по уменьшению энергоемкости ВВП на 40% в 2007-2020 гг.

Под другими факторами имеется в виду снижение энергоемкости за счет естественных факторов нового строительства и технического прогресса, не относящихся к предмету планирования госпрограммы.

Ожидается, что к 2016 г. годовая экономия первичной энергии за счет мероприятий программы составит не менее 100 млн т условного топлива, к концу 2020 г. — не менее 195 млн т.

Суммарная экономия первичной энергии должна составить 1124 млн т условного топлива за весь срок реализации программы /2011-2020 гг/.

Экономия природного газа запланирована в объеме 330 млрд куб м за весь срок реализации программы, экономия электроэнергии — 630 млрд кВт*ч, экономия тепловой энергии — 1550 млн Гкал , экономия нефтепродуктов — 17 млн т.

Организация финансирования Госпрограммы энергосбережения

Общий объем финансирования программы 9 триллионов 532 миллиарда рублей. Из этой суммы запланированы средства:

  • федерального бюджета в размере 70 млрд руб;
  • бюджетов субъектов РФ — 625 млрд руб;
  • прогнозированы средства внебюджетных источников в размере 8 трлн 837 млрд руб.

Таким образом, объемы финансирования мероприятий Программы за счет средств федерального бюджета составляют 0,7 процента общих расходов на реализацию Программы.

К внебюджетным источникам, привлекаемым для финансирования мероприятий Программы, относятся:

  • плата по договорам на поставку мощности, инвестиционные составляющиетарифов регулируемых организаций;
  • взносы участников реализации подпрограмм Программы, включаяорганизации различных форм собственности;
  • средства частных инвесторов, привлекаемые в рамкахгосударственно-частного партнерства, в том числе на условиях оплаты из полученной экономии энергетических ресурсов в стоимостном выражении;
  • доходы от продажи единиц сокращения выбросов в рамках проектовсовместного осуществления, целевые отчисления от прибыли организаций,заинтересованных в осуществлении Программы;
  • кредиты, займы кредитных организаций, средства фондов и общественныхорганизаций, иностранных инвесторов, заинтересованных в реализации подпрограмм или отдельных мероприятий Программы;
  • иные внебюджетные источники.

Экономическая эффективность исполнения Госпрограммы энергосбережения

Программой прогнозируется получение экономического эффекта за счет повышения эффективности использования энергоресурсов:

  • суммарная экономия средств бюджетов всех уровней на приобретение энергоресурсов для государственных и муниципальных учреждений — 530 млрд руб;
  • суммарная экономия средств бюджетов всех уровней на предоставление субсидий на приобретение энергоресурсов для населения — 260 млрд руб.
  • суммарная экономия затрат на энергию всеми потребителями энергоресурсов – 9,255 трлн руб;
  • Экономический потенциал увеличения доходов от экспорта нефти, нефтепродуктов и природного газа за счет их экономии при реализации мероприятий программы оценивается в размере 2,7 трлн руб за весь срок ее реализации.
  • Поступления дополнительных сборов от уплаты организациями налога на прибыль за счет снижения энергозатрат организаций могут составить 163 млрд руб, а к 2021 г — 346 млрд руб.

Если суммировать всю предполагаемую экономию, общая выгода от реализации программы должна составить 13 триллионов 91миллиард рублей.

Прямой вычет затрат из приведенной суммы по всей видимости некорректен. Значительно влияние инфляции, изменений цен и тарифов, доходов населения и т.д. В тексте программы приведен прогноз показателей коммерческой эффективности чистый в виде дисконтированного дохода от реализации мероприятий Программы в 2011 — 2030 годах составит 724 млрд. рублей, внутренняя норма доходности — 20 процентов.

Организация исполнения Госпрограммы энергосбережения

Реализация Программы будет осуществляться поэтапно:

  • на I этапе (2011 — 2015 годы) предполагается осуществить переход на энергоэффективный путь развития экономики Российской Федерации;
  • на II этапе (2016 — 2020 годы) предполагается обеспечить развитие экономики Российской Федерации по энергоэффективному пути.

Параметры реализации Программы для II этапа должны быть уточнены до 1 января 2015 г. на основе результатов текущего осуществления мероприятий Программы.

С учетом специфики отдельных секторов российской экономики определены следующие подпрограммы, объединяющие группы однотипных мероприятий Программы в виде подпрограмм энергосбережения и повышения энергоэфффективности:

  • в электроэнергетике;
  • в теплоснабжении и системах коммунальной инфраструктуры;
  • в промышленности;
  • в сельском хозяйстве;
  • на транспорте;
  • в государственных (муниципальных) учреждениях и сфере оказания услуг;
  • в жилищном фонде.

Кроме того, предусмотрены общесистемные подпрограммы:

  • «Стимулирование энергосбережения и повышения энергетической эффективности в субъектах Российской Федерации»;
  • «Методическое, информационное и кадровое обеспечение мероприятий по энергосбережению и повышению энергетической эффективности».

В программе предусмотрено описание общих организационных принципов и ответственности за исполнение разделов программы, а так же основные меры государственной поддержки и стимулирования процессов повышения энергоэффективности.

Мониторинг исполнения Госпрограммы

В Программе предусмотрена система целевых индикаторов и показателей, отражающих целевую результативность ее мероприятий в отношении экономики Российской Федерации в целом, а также отдельных ее отраслей. Интегральные (обобщенные) целевые показатели энергосбережения и повышения энергетической эффективности определяют задания по суммарной экономии основных энергетических ресурсов в натуральном выражении.

  • Основная часть целевых показателей для отдельных подпрограмм Программы определяется в форме удельных расходов энергии на единицу производимых видов продукции, работ и услуг или удельных потерь энергии.
  • Субъекты Российской Федерации и муниципальные образования в соответствии с требованиями законодательства об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности разрабатывают целевые показатели энергосбережения и повышения энергетической эффективности в составе соответствующих региональных и муниципальных программ.
  • В соответствии с Федеральным законом «Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности » в Программе также устанавливаются целевые задания по повышению доли отпуска энергетических ресурсов по приборам учета и доли оснащенности приборами учета используемых энергетических ресурсов, доли объектов, на которых проведены энергетические обследования, и доли государственных (муниципальных) учреждений, заключивших энергосервисные договоры (контракты).
  • В Программе также определены характеристики энергетической эффективности энергопотребляющего оборудования, установок и транспортных средств и задания по повышению доли зданий, в которых проводится комплексный капитальный ремонт в рамках реализации проектов в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности.
  • Для оценки уровня эффективности использования энергии и формирования мероприятий по энергосбережению и повышению энергетической эффективности, а также мониторинга достижения целевых индикаторов и показателей Программы используется информация, содержащаяся в государственной информационной системе в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности, в том числе данные по результатам энергетических обследований и данные форм государственного статистического наблюдения.
  • Коваль Сергей Петрович

Госпрограмма энергосбережения РП 2446Р

Оставьте комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *