В России модернизируют изношенную коммунальную инфраструктуру

20 Мая 2021 1295 4 Экономика

В России модернизируют изношенную коммунальную инфраструктуру

Износ сетей водо- и теплоснабжения, канализации и водоотведения в России достигает в среднем 60%. В некоторых регионах показатель превышает 70%, а по отдельным объектам – более 80%. Об этом рассказал первый зампред комитета Совета Федерации по федеративному устройству Андрей Шевченко. По его словам, денег на модернизацию у регионов нет – у всех дефицит.

Коммунальный упадок и развал

  • Инфраструктура ЖКХ в России изношена в среднем на 60%, а в некоторых регионах более чем на 70%, по отдельным видам, например, канализации – в отдельных случаях на 80%. Коммунальные сети «уже давно не отвечают требованиям энергоэффективности и экологичности», передает РИА Новости слова представителя Совфеда Андрея Шевченко.
  • На их модернизацию в общей сложности требуется не менее 4 трлн руб. Но региональные и муниципальные бюджеты испытывают дефицит. «Они явно не смогут изыскать соответствующие финансовые ресурсы», – говорит Шевченко. Денег хватает лишь на то, «чтобы устранять последствия ежегодно происходящих аварий в коммунальных сетях, проложенных еще в советское время».
  • Федеральные власти пытались решить эту проблему – создали в 2019 году отдельную программу модернизации коммунальной инфраструктуры. Под программу попадали 49,4 тыс. км ветхих тепломагистралей и 328,1 тыс. км ветхих водопроводов. Однако из бюджета деньги на эту программу так и не были выделены. На нее перекинули остатки Фонда содействия реформированию ЖКХ. Эти средства закончились уже к текущему году.

Спасибо, что читаете «Капитал страны»! Получайте первыми самые важные новости в нашем Telegram-канале

  • Глава департамента ЖКХ Минстроя Михаил Гилев говорил, что денег у министерства и фонда на решение проблем «физически нет». Тем временем модернизируется ежегодно лишь 1% сооружений при необходимом темпе обновления в 3-5%. На эти цели в бюджете 2021 года заложено всего 395.6 млрд руб., или 1,7%. Для сравнения: на армию силовиков бюджет тратит 5,695 трлн руб. Регионы тратят гораздо больше, но и этого недостаточно. В 2020 году на коммунальную инфраструктуру ушло 1,329 трлн руб., или 8,5% консолидированного бюджета.

Ваш комментарий успешно отправлен на модерацию и вскоре будет опубликован в случае отсутствия нарушений правил комментирования.

Благодарим за Ваше мнение.

При отправке произошла ошибка.

Попробуйте повторить позднее.

«Какой сумасшедший возьмет канализацию в концессию? Где концессионер — там развал!»

Регионы просят на модернизацию коммунальной сферы сотни миллиардов рублей — федералы предлагают от силы сотни миллионов

Централизованное водоснабжение в России до сих пор имеет только 84% населения, а центральную канализацию — лишь половина россиян. Представители регионов привели эту статистику на круглом столе в Совете Федерации, запросив на строительство и модернизацию коммунальной сферы десятки, а то и сотни миллиардов рублей.

Но в Минстрое, не поверив их цифрам, готовы пока лишь точечно финансировать пилотные проекты ценой в сотни миллионов (да и эти деньги в бюджете РФ даже не запланированы).

Таковы удручающие данные, которые корреспондент «Реального времени» услышал от участников встречи в Совфеде, посвященной обсуждению модернизации объектов коммунальной инфраструктуры с высокой степенью износа.

Сенаторы и представители правительства пытались выяснить, сколько изношенных объектов сегодня требуют модернизации, какие суммы необходимы для решения проблемы и, главным образом, где их взять? Попутно разочаровавшись в возможностях ГЧП модернизировать ЖКХ и высказавшись за поднятие водных тарифов — для бизнеса.

Сенатор от Свердловской области, зампредседателя комитета СФ по федеративному устройству, региональной политике, местному самоуправлению Аркадий Чернецкий, открывая совещание, заметил, что степень износа коммунальных сетей сегодня в большинстве регионов — «высокая», а проблема — «острая». При этом реформирование отрасли ЖКХ в России идет уже 15 лет, приняты различные законодательные акты, Жилищный кодекс и прочее, одновременно все эти годы шло финансирование программ модернизации в регионах. Но объем финансирования по-прежнему небольшой. Главный вызов, стоящий перед властями: высокая изношенность инфраструктуры и технологическое отставание. Об этом говорят и результаты опроса 2019 года, который представители Совфеда провели в 57 регионах. Как оказалось, на модернизацию изношенных сетей регионам требуются колоссальные суммы, и «ничего, кроме ужаса они вызвать не могут»: Красноярский край потребовал 190 млрд рублей, Омская область попросила 55 млрд, Свердловская — 58 млрд, Самарская — более 200 млрд рублей.

— Один порядок цифр, о которых мы говорим, достаточно конкретно показывает, что ни за счет регионов, ни за счет муниципальных бюджетов невозможно модернизировать ЖКХ. Работу сложно выполнить и с участием федерального бюджета, — предупредил Аркадий Чернецкий. — Но глаза боятся, руки делают. Работу надо начинать. Так жить нельзя. В любом случае, если не обратим внимание, придем к катастрофе.

Аркадий Чернецкий, открывая совещание, заметил, что степень износа коммунальных сетей сегодня в большинстве регионов — «высокая», а проблема — «острая». При этом реформирование отрасли ЖКХ в России идет уже 15 лет. Фото council.gov.ru

Федералы разуверились в том, что ГЧП поможет модернизировать ЖКХ в регионах

Катастрофа может быть не за горами из-за банальной проблемы: отсутствия необходимых источников финансирования в регионах. Во-первых, тарифы сегодня не позволяют покрывать финансовые потребности, нужные для модернизации коммунальной инфраструктуры, — а резко повышать тарифы правительство по политическим причинам опасается.

Во-вторых, нет ресурсов даже для проектно-сметной документации (на нее уходит процентов 13 всех средств на те или иные проекты).

В-третьих, низкий уровень инициативности инвесторов — что понятно, так как экономическая состоятельность проектов «весьма сомнительная» (и ни один успешный бизнесмен не захочет взять на баланс себе, скажем, канализацию города).

Власти пытаются решить эти проблемы через законодательные новеллы и ревизию прежних актов.

Но, если верить сенаторам, государство фактически разочаровалось в концессионных соглашениях — форме государственно-частного партнерства, предусматривающей передачу государственного имущества на определенный срок частному инвестору, который должен осуществить строительство (реконструкцию) переданного имущества и имеет право получать доход от его использования. По словам Чернецкого, власти были дезориентированы их якобы «фантастическими возможностями» — хотя, казалось бы, можно было догадаться, что процент компаний, способных сделать водоотведение или водоочистку прибыльной (да еще откладывать средства на их модернизацию), будет минимальным изначально. Или же качество услуг будет оставлять желать лучшего. Сегодня, заверил сенатор собравшихся на круглый стол, концессию панацеей не рассматривают, но вычеркивать ее из списка инструментов все равно не будут.

Позитивной сенаторы считают практику постановления правительства РФ от 2015 года №1451 «О предоставлении финансовой поддержки за счет средств государственной корпорации — Фонда содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства на модернизацию систем коммунальной инфраструктуры», но и она выявила лакуны. Фото council.gov.ru

В Минстрое РФ не поверили цифрам регионов

Позитивной сенаторы считают практику постановления правительства РФ от 2015 года №1451 «О предоставлении финансовой поддержки за счет средств государственной корпорации — Фонда содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства на модернизацию систем коммунальной инфраструктуры», но и она выявила лакуны. Выяснилось, например, что даже в этом случае существовали ограничения — грубо говоря, у муниципалитетов на участие в этой программе тоже не было особенно денег. «Число муниципалитетов, где №1451 бы сегодня работало, — море разливанное, только денег нет», — так резюмировали неудачу постановления на круглом столе. В 2017 году появилось постановление №997, позволяющее предоставлять регионам и муниципалитетам кредиты, софинансировать процентную ставку и прочее. Сегодня готовится Стратегия развития ЖКХ до 2035 года в Совете Федерации, в рамках которой предлагается создать еще и региональный единый центр, укрупнить предприятия коммунального комплекса, частично решать проблемы модернизации через реализацию нацпроектов «Жилье» и «Экология». Но даже сама палитра возможных инструментов реализации самой реформы в коммунальной отрасли, которую сами регионы оценивают в триллионы рублей, до сих пор не сформулирована.

Главные претензии собравшиеся представители регионов и коммунальных организаций предъявили на встрече Министерству строительства и ЖКХ РФ, от которого выступила руководитель департамента развития жилищно-коммунального хозяйства Светлана Никонова — причем обидев многих собравшихся тем, что выступила и почти сразу же ушла. Раздражение регионов и сенаторов вызвала позиция Минстроя: нет точной информации о степени износа объектов коммунальной инфраструктуры в субъектах РФ, информация, мол, не носит системный характер, где-то износ завышен, где-то занижен: «По факту у нас в земле лежат новые трубы, а на бумаге — 100-процентный износ», — отметила чиновница, отказав в точности и опросу сенаторов, данные которого привел Чернецкий. Раскритиковали в Минстрое и существующие сегодня в ряде регионов в зонах эффективного радиуса теплоснабжения ТЭЦ кучи котельных, нагрузка которых перекладывается на потребителя. И практика, согласно которой технологические решения по модернизации сетей принимаются на уровне муниципалитетов, а инвестпрограммы и тарифы — на уровне региональном: и между собой они зачастую никак не связаны. Чтобы их связать — опять же потребуются изменения в отраслевых законах.

Читайте также:  В документах на мой участок появился запрет на строительство. Как так?

Раздражение регионов и сенаторов вызвала позиция Минстроя: нет точной информации о степени износа объектов коммунальной инфраструктуры в субъектах РФ. Фото Олега Тихонова

Своя программа финансирования пилотных регионов

Главной новостью для собравшихся — и даже сенаторов — стало объявление о том, что Минстрой разрабатывает отдельную программу для регионов по модернизации коммунальной инфраструктуры с износом выше 60%, для чего и потребуется предварительная инвентаризация, по-видимому.

Поэтому и заявки регионов по замене их изношенных сетей пока в министерстве завернули, хотя в субъектах РФ еще с весны обрадованно составляли сметы.

Несмотря на это, в данный момент идет отбор как пилотных регионов, так и пилотных проектов: более выигрышны для Минстроя комплексные проекты — заявки типа «трубу разорвало у фонтана, стало быть, надо туда закопать деньги» не пройдут.

— Чтобы мы не возвращались постоянно, не выкапывали плитку и не перекладывали сначала трубы для теплоснабжения, а потом через год, опять выкапывая плитку, трубы для водоснабжения, — объяснила Никонова.

В пилотную часть войдут регионы с низкой бюджетной обеспеченностью, проекты которых будут финансироваться большей частью за счет федерального бюджета (98%) — после реализации проектов снижение износа инфраструктуры должно составлять не менее 10%. На каждый проект выделять до 300 млн рублей — что, конечно, в свете запрашиваемых регионами цифр (см. выше) кажется каплей в море.

После того, как Никонова покинула круглый стол, от регионов посыпались вопросы, и тут же выяснилось, что сегодня и у сенаторов нет точных идей, что это за программа 60-. Зато точно известно, что в бюджете 2020—2023 года никаких федеральных средств на минстроевскую программу не закладывалось… А необходимость системной инвентаризации Чернецкий назвал «оттягиванием принятия решений».

Главные претензии собравшиеся представители регионов и коммунальных организаций предъявили Министерству строительства и ЖКХ РФ, от которого выступила руководитель департамента развития жилищно-коммунального хозяйства Светлана Никонова. Фото council.gov.ru

Незавершенные коммунальные объекты почти на 200 млрд

Начальник инспекции экспертно-аналитической и контрольной деятельности за ходом реформирования и модернизации жилищно-коммунального хозяйства Счетной палаты Алексей Глазачев в свою очередь в отсутствии системного подхода обвинил сам Минстрой РФ: реализация регионами отдельных инвестпроектов в коммунальной сфере, по данным СП, «носила лишь заявительный характер». Сорвана и реализация нацпроектов в регионах из-за неточной проектно-сметной документации. По «Чистой воде» кассовое исполнение к концу 2019 года — 10%, по «Оздоровлению Волги» — 0,1%. В ряде регионов не завершена реализация крупных инвестпроектов по модернизации объектов коммунальной инфраструктуры, строительство которой началось в 1990 — начале 2000-х годов, отметили в Счетной палате. Более 7,4 тыс. объектов коммунальной инфраструктуры на сумму 190 млрд рублей — столько сегодня в регионах «незавершенки». 500 объектов вообще законсервированы. Их предлагается достроить на деньги нацпроектов.

«У населения тариф — 11 рублей за кубометр воды, а рядом Стерлитамакский металлургический завод, который платит столько же!»

В защиту концессионных договоров выступил Владимир Талалыкин, первый замгендиректора Фонда содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства РФ.

По его данным, благодаря ним было построено в 2016—2017 годах 83 объекта инфраструктуры, более 110 км сетей, улучшено качество коммунальных услуг на территории с населением в 3 млн граждан в 22 субъектах РФ: всего проекты стоили 10,4 млрд рублей, из них 5,2 млрд выделил Фонд, 1 млрд — субъекты, 4 млрд — средства самих инвесторов.

Однако даже Талалылкин отметил, что без финансовой поддержки из бюджета модель «не складывается», а для нее придется поднимать тарифы. Чиновник считает отмену перекрестного субсидирования тарифов (за счет чего бизнесу начисляли повышенные тарифы, а населению их субсидировали) ошибкой.

— На прошлой неделе башкиры к нам из Стерлитамака приезжали по поводу модернизации водоотведения. У населения тариф — 11 рублей за кубометр воды, а рядом Стерлитамакский металлургический завод, который платит столько же! Надо вводить группы потребителей….

— Мы говорим, что не можем взять с бабушки больше 11 рублей. Хорошо.

Но сегодня есть промышленные предприятия, бизнес, для которых рост водного тарифа — не катастрофический, и он дал бы нам подушку безопасности — разве мы этого не знаем? Почему продолжаем с зашоренностью отрицать все возможности?! 10 лет назад мы сказали, что перекрестное субсидирование тарифов не нужно, тогда как весь мир сегодня идет в этом направлении! Да и затраты на воду в себестоимости бизнеса обычно минимальны! — согласился с ним сенатор Чернецкий.

В защиту концессионных договоров выступил Владимир Талалыкин, первый замгендиректора Фонда содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства РФ. Фото arhregion.ru

«Какой сумасшедший возьмет канализацию в концессию? 150 городов посетил в 2019 году. И где концессионер — там развал!»

Впрочем, сенатор полагает, что необходимо искать комбинированные пути, так как всего существует четыре возможности модернизации: либо поддержание системы инженерных коммуникаций за счет денег населения, либо за счет промышленных предприятий, либо за счет бюджета, либо за счет инвесторов. Игорь Шпектор, председатель комиссии Общественной палаты РФ по ЖКХ, однако, вообще назвал концессии (четвертый вариант Чернецкого) — «волонтерством».

— Я 30 лет проработал в «Тепловодоканале», 10 лет мэром Воркуты. Какой сумасшедший возьмет канализацию в концессию? 150 городов посетил в 2019 году.

И где концессионер — там развал! Концессионер мне говорит: «Так мне тариф не подняли!» Но если тариф поднимут, зачем отдавать нормальное предприятие в концессию?! Тарифы у нас везде занижены, нельзя это скрывать! Во многих городах! 18 рублей [за куб воды] не может стоить очистка сточных вод! Нам надо сделать нормальный тариф, а малообеспеченному населению его субсидировать. Но правду сказать нужно. 42,76 рубля за сбор ТБО — я говорю, это заниженный тариф. Это политизированная и ошибочная политика принятия тарифов, — эмоционально бушевал представитель Общественной палаты.

«Только 84% российского населения сегодня имеет централизованное водоснабжение! Позор!»

Учитывая эмоциональность именно этой части обсуждения — поднимать тарифы или нет, судя по всему, бизнесу придется подготовиться к худшему.

Тем более что по данным же эксперта Института экономики города, чтобы поменять и модернизировать всю коммунальную водную и канализационную инфраструктуру в регионах, потребуется минимум 3,8 трлн рублей.

В рамках умеренного сценария — объем ежегодных инвестиций в эту сферу надо все равно увеличить в 78 раз. У федерального бюджета же на это — как неоднократно отмечали на обсуждении сенаторы — денег нет. В регионах и подавно.

«Население сегодня в малых городах на убыль идет, и оставшиеся вынуждены всю эту огромную инфраструктуру тащить. Ее нельзя содержать наполовину, оплачивать приходится полноценную ее работу», — привела данные Елена Довлатова. Фото raww.ru

— А только 84% российского населения сегодня имеет централизованное водоснабжение! Позор! И еще для 50% населения надо построить центральную канализацию. Звучит страшно. Инфраструктура построена в 1960—70-е годы. Мы доедаем то, что построили тогда.

Но в те годы строили большие диаметры, и малые города, ставшие сегодня моногородами или вообще закончившими свое существование, надеялись на рост населения — а население сегодня в малых городах на убыль идет, и оставшиеся вынуждены всю эту огромную инфраструктуру тащить.

Ее нельзя содержать наполовину, оплачивать приходится полноценную ее работу, — привела страшные данные Елена Довлатова, исполнительный директор Российской ассоциации водоснабжения и водоотведения.

Под занавес обсуждения, помимо одного источника (поднять коммунальные водные тарифы для бизнеса), обнаружили и другие: из-за падения ставок по депозитам люди активно стараются вкладывать деньги, а не сберегать, их в рамках различных госзаймов (преимущественно, судя по всему, краткосрочных) тоже можно привлечь. Вот только поверят ли россияне и отдадут ли свои кровные даже на улучшение собственной коммунальной инфраструктуры?

Читайте также:  Сантехника и электрика: секреты монтажа

ОбществоИнфраструктураЭкономикаИнвестицииБюджет

аЁаОаВаЄаЕаД аПб€аЕаДбƒаПб€аЕаДаИаЛ аО б€аАаЗаВаАаЛаЕ аКаОаМаМбƒаНаАаЛбŒаНаОаЙ аИаНб„б€аАбб‚б€бƒаКб‚бƒб€б‹ а аОббаИаИ | 19.05.21

т€ЈаšаОаМаМбƒаНаАаЛбŒаНаАб аИаНб„б€аАбб‚б€бƒаКб‚бƒб€аА аВ а аОббаИаИ — баЕб‚аИ аВаОаДаО- аИ б‚аЕаПаЛаОбаНаАаБаЖаЕаНаИб, аКаАаНаАаЛаИаЗаАб†аИб аИ аВаОаДаОаОб‚аВаЕаДаЕаНаИаЕ — аИаЗаНаОбˆаЕаНаА аНаА 60%, аПб€аИ бб‚аОаМ аДаЕаНаЕаГ аВ б€аЕаГаИаОаНаАаЛбŒаНб‹б… аБбŽаДаЖаЕб‚аАб… аНаА аЕаЕ аМаОаДаЕб€аНаИаЗаАб†аИбŽ аНаЕб‚, аЗаАбаВаИаЛ аВ бб€аЕаДбƒ аПаЕб€аВб‹аЙ аЗаАаМаПб€аЕаД аКаОаМаИб‚аЕб‚аА аЁаОаВаЕб‚аА аЄаЕаДаЕб€аАб†аИаИ аПаО б„аЕаДаЕб€аАб‚аИаВаНаОаМбƒ бƒбб‚б€аОаЙбб‚аВбƒ ааНаДб€аЕаЙ аЈаЕаВб‡аЕаНаКаО.

аšаОаМаМбƒаНаАаЛбŒаНб‹аЕ баЕб‚аИ, аДаОбб‚аАаВбˆаИаЕбб бб‚б€аАаНаЕ аВ аНаАбаЛаЕаДбб‚аВаО аОб‚ аЁаЁаЁа , аПаО баЛаОаВаАаМ баЕаНаАб‚аОб€аА, ТЋбƒаЖаЕ аДаАаВаНаО аНаЕ аОб‚аВаЕб‡аАбŽб‚ б‚б€аЕаБаОаВаАаНаИбаМ баНаЕб€аГаОбб„б„аЕаКб‚аИаВаНаОбб‚аИ аИ баКаОаЛаОаГаИб‡аНаОбб‚аИТЛ.

а’ б€баДаЕ б€аЕаГаИаОаНаОаВ аОаБб‰аИаЙ бƒб€аОаВаЕаНбŒ аИаЗаНаОбаА аВбаЕаЙ аКаОаМаМбƒаНаАаЛбŒаНаОаЙ аИаНб„б€аАбб‚б€бƒаКб‚бƒб€б‹ аПб€аЕаВб‹бˆаАаЕб‚ 70%, аА аПаО аОб‚аДаЕаЛбŒаНб‹аМ аЕаЕ аВаИаДаАаМ, аНаАаПб€аИаМаЕб€, аКаАаНаАаЛаИаЗаАб†аИаОаНаНб‹аМ баЕб‚баМ, аБаОаЛаЕаЕ 80%, баОаОаБб‰аИаЛ аЈаЕаВб‡аЕаНаКаО.

ааА б‚аО, б‡б‚аОаБб‹ аПб€аОаВаЕбб‚аИ аМаОаДаЕб€аНаИаЗаАб†аИбŽ, бƒаЖаЕ баЕаЙб‡аАб б‚б€аЕаБбƒаЕб‚бб аНаЕ аМаЕаНаЕаЕ 4 б‚б€аИаЛаЛаИаОаНаОаВ б€бƒаБаЛаЕаЙ.

ТЋаžаДаНаАаКаО б бƒб‡аЕб‚аОаМ б‚аОаГаО, б‡б‚аО аБбŽаДаЖаЕб‚б‹ аБаОаЛбŒбˆаИаНбб‚аВаА ббƒаБбŠаЕаКб‚аОаВ б„аЕаДаЕб€аАб†аИаИ, аА б‚аАаКаЖаЕ аМбƒаНаИб†аИаПаАаЛбŒаНб‹б… аОаБб€аАаЗаОаВаАаНаИаЙ аНаОббб‚ аДаЕб„аИб†аИб‚аНб‹аЙ б…аАб€аАаКб‚аЕб€, аОаНаИ баВаНаО аНаЕ баМаОаГбƒб‚ аИаЗб‹баКаАб‚бŒ баОаОб‚аВаЕб‚бб‚аВбƒбŽб‰аИаЕ б„аИаНаАаНбаОаВб‹аЕ б€аЕббƒб€бб‹ТЛ, — б†аИб‚аИб€бƒаЕб‚ аЈаЕаВб‡аЕаНаКаО а а˜а ааОаВаОбб‚аИ.

ТЋа’ аПаОаДаАаВаЛббŽб‰аЕаМ аБаОаЛбŒбˆаИаНбб‚аВаЕ аДаЕаНаЕаГ бƒ б€аЕаГаИаОаНаОаВ б…аВаАб‚аАаЕб‚ аЛаИбˆбŒ аНаА б‚аО, б‡б‚аОаБб‹ бƒбб‚б€аАаНбб‚бŒ аПаОбаЛаЕаДбб‚аВаИб аЕаЖаЕаГаОаДаНаО аПб€аОаИбб…аОаДбб‰аИб… аАаВаАб€аИаЙ аВ аКаОаМаМбƒаНаАаЛбŒаНб‹б… баЕб‚бб…, аПб€аОаЛаОаЖаЕаНаНб‹б… аЕб‰аЕ аВ баОаВаЕб‚баКаОаЕ аВб€аЕаМбТЛ, — баКаАаЗаАаЛ баЕаНаАб‚аОб€.

а аЕбˆаЕаНаИаЕ аО баОаЗаДаАаНаИаИ аОб‚аДаЕаЛбŒаНаОаЙ аПб€аОаГб€аАаМаМб‹ аМаОаДаЕб€аНаИаЗаАб†аИаИ аКаОаМаМбƒаНаАаЛбŒаНаОаЙ аИаНб„б€аАбб‚б€бƒаКб‚бƒб€б‹ аБб‹аЛаО аПб€аИаНбб‚аО аЕб‰аЕ аВ 2019 аГаОаДбƒ. аœаИаНбб‚б€аОаЙ б‚аОаГаДаА аОб†аЕаНаИаЛ: аВ бб‚б€аАаНаЕ 49,4 б‚б‹ббб‡аИ аКаМ аВаЕб‚б…аИб… б‚аЕаПаЛаОаМаАаГаИбб‚б€аАаЛаЕаЙ аИ 328,1 б‚б‹ббб‡аИ аКаМ аВаЕб‚б…аИб… аВаОаДаОаПб€аОаВаОаДаОаВ.

ааО аДаЕаНаЕаГ аНаА аПб€аОаГб€аАаМаМбƒ аБбŽаДаЖаЕб‚ аНаЕ аВб‹аДаЕаЛаИаЛ.

а•аЕ аПб€аОб„аИаНаАаНбаИб€аОаВаАаЛаИ аИаЗ аОбб‚аАб‚аКаОаВ аЄаОаНаДаА баОаДаЕаЙбб‚аВаИб б€аЕб„аОб€аМаИб€аОаВаАаНаИбŽ а–аšаЅ, аНаО аК аНаАб‡аАаЛбƒ 2021 аГаОаДаА бб‚аОб‚ аЗаАаПаАб аБб‹аЛ аИбб‡аЕб€аПаАаН.

ТЋаЁаОаБбб‚аВаЕаНаНб‹б… аИбб‚аОб‡аНаИаКаОаВ бƒ аœаИаНбб‚б€аОб аИ аЄаОаНаДаА аПб€аОбб‚аО б„аИаЗаИб‡аЕбаКаИ аНаЕб‚ТЛ, — аЗаАбаВаИаЛ аВ б„аЕаВб€аАаЛаЕ аГаЛаАаВаА аДаЕаПаАб€б‚аАаМаЕаНб‚аА а–аšаЅ аВаЕаДаОаМбб‚аВаА аœаИб…аАаИаЛ а“аИаЛаЕаВ.

аŸб€аИ бб‚аОаМ б аКаАаЖаДб‹аМ аГаОаДаОаМ аИаНб„б€аАбб‚б€бƒаКб‚бƒб€аА аПб€аЕаВб€аАб‰аАаЕб‚бб аВ б€бƒб…аЛбаДбŒ: аОаБаНаОаВаЛбаЕб‚бб б‚аОаЛбŒаКаО 1% баОаОб€бƒаЖаЕаНаИб, б‚аОаГаДаА аКаАаК аЛаИбˆбŒ аДаЛб аПаОаДаДаЕб€аЖаАаНаИб аНаОб€аМаАаЛбŒаНаОаГаО баОбб‚аОбаНаИб аНбƒаЖаНаО 3-5%.

а’ б„аЕаДаЕб€аАаЛбŒаНаОаМ аБбŽаДаЖаЕб‚аЕ-2021 аНаА а–аšаЅ аЗаАаЛаОаЖаЕаНб‹ б€аАбб…аОаДб‹ аВ б€аАаЗаМаЕб€аЕ 395,6 аМаЛб€аД б€бƒаБаЛаЕаЙ. а­б‚аО 1,7% аОб‚ б€аАаЗаМаЕб€аА аБбŽаДаЖаЕб‚аА аИ аВ 14 б€аАаЗ аМаЕаНбŒбˆаЕ, б‡аЕаМ аПб€аАаВаИб‚аЕаЛбŒбб‚аВаО аВб‹аДаЕаЛбаЕб‚ аНаА б„аИаНаАаНбаИб€аОаВаАаНаИаЕ баИаЛаОаВб‹б… бб‚б€бƒаКб‚бƒб€ аИ аЗаАаКбƒаПаКаИ аОб€бƒаЖаИб (5,695 б‚б€аЛаН б€бƒаБаЛаЕаЙ).

аžбаНаОаВаНаОаЕ аБб€аЕаМб б€аАбб…аОаДаОаВ аНаА а–аšаЅ аВаОаЗаЛаОаЖаЕаНаО аНаА ббƒаБбŠаЕаКб‚б‹ а аЄ: аВ аПб€аОбˆаЛаОаМ аГаОаДбƒ аОаНаИ аПаОб‚б€аАб‚аИаЛаИ аПаО баОаОб‚аВаЕб‚бб‚аВбƒбŽб‰аЕаЙ бб‚аАб‚бŒаЕ 1,329 б‚б€аЛаН б€бƒаБаЛаЕаЙ, аИаЛаИ 8,5% аОб‚ аКаОаНбаОаЛаИаДаИб€аОаВаАаНаНаОаГаО аБбŽаДаЖаЕб‚аА.

аœаАб‚аЕб€аИаАаЛб‹ аПаО б‚аЕаМаЕ

а˜аЗаОаБб€аАаЖаЕаНаИаЕ: rrr

На эксперимент по модернизации ЖКХ выделено более миллиарда рублей

Замена труб отопления, водопровода и канализации, реконструкция котельных, коллекторов, насосных станций и другие мероприятия будут проведены в городах — участниках эксперимента по модернизации ЖКХ, запущенного минстроем. Корреспонденты «РГ» выяснили, как будет проходить обновление инфраструктуры.

Минстрой разработал программу «60 плюс», которая предусматривает поддержку муниципалитетов с износом коммунальных сетей более 60%. Чтобы доказать эффективность вложения средств, ведомство предложило предварительно осуществить пилотные проекты. Предполагается, что вложения должны окупиться в течение трех лет.

Собянин объявил о технологической революции в ЖКХ

Для участия в эксперименте отобраны пять городов.

На модернизацию коммунального хозяйства в Козьмодемьянске Республики Марий Эл, Орске Оренбургской области, Переславле-Залесском Ярославской области и Белово Кемеровской области на прошлой неделе правительство выделило 1,19 млрд рублей, еще 64,8 млн рублей направляется на обновление ЖКХ в Новоалтайске Алтайского края.

Отбирались города с изношенной инфраструктурой и с разными особенностями, сообщает минстрой. К примеру, в Орске очень протяженные коммунальные сети, в Переславле-Залесском — историческая застройка. Впоследствии нюансы реализации проектов будут учитываться при их запуске в других городах.

В кузбасском городе Белово в рамках проекта предполагается закрыть шесть старых угольных котельных, централизованным источником генерации тепла станет Беловская ГРЭС.

Для этого предстоит нарастить мощность конденсационных турбин на электростанции, реконструировав два ее энергоблока и вспомогательное оборудование, а также проложить двенадцатикилометровую тепловую магистраль.

Основные работы планируется завершить в 2021 году, а еще через год — ввести обновленную систему теплоснабжения в эксплуатацию.

В Новоалтайске модернизация тоже начнется с отопления — планируется реконструкция котельной N 1, отапливающей пятую часть города, и тепловых сетей по ее контуру. На втором этапе, в 2021-2022 годах, планируется реконструировать канализационный коллектор.

«Участие в программе позволит нам комплексно решать проблему изношенных сетей, — говорит глава Новоалтайска Сергей Еремеев. — Кроме того, это создаст условия для развития города в ближайшее десятилетие.

Так, реконструкция котельной даст возможность без проблем подключать к системе теплоснабжения строящиеся многоквартирные дома».

В целом по России требуется замена 43% водопроводных сетей и 45% канализационных

В Козьмодемьянске планируется в первую очередь заменить оборудование канализационно-насосной станции и провести реконструкцию 3,3 километра сетей. Второй этап затронет водоснабжение в исторической части города — заменят оборудование водозабора и обновят 9,4 километра сетей.

После этого планируется также построить дополнительные источники водозабора и полностью реконструировать насосную станцию, что улучшит качество питьевой воды. Общий объем расходов на реализацию проекта оценивается в 390 миллионов рублей.

При этом уже в первые же годы после завершения работ ожидается снижение затрат на электроэнергию, потерю воды, водоподготовку, расходов на аварийные работы и экологические штрафы — в целом на 460 млн рублей.

Система регистрации неполадок в ЖКХ запущена по всей стране

В Орске в рамках проекта будет потрачено 325,1 миллиона рублей.

На эти средства планируется провести строительство водовода, реконструкцию илопровода, котельной N 1 и тепловых сетей от котельной, а также возвести современные блочно-модульные тепловые пункты.

Кроме того, будут модернизированы два центральных тепловых пункта и обновлена тепломагистраль, идущая от Орской ТЭЦ-1.

Переславль-Залесский на первом этапе, по словам губернатора Ярославской области Дмитрия Миронова, получит 250 миллионов рублей. В целом же за три года в модернизацию инфраструктуры города предполагается вложить около миллиарда.

На эти деньги отремонтируют магистральные трубопроводы, тепловые пункты, модернизируют сети водоснабжения, водоотведения, объекты водозабора и насосных станций, очистных сооружений. Сейчас, как рассказал глава города Валерий Астраханцев, изношено более 80% тепловых трубопроводов, что приводит к потерям тепловой энергии и частым авариям.

Водопроводные сети, существующие в городе 106 лет, изношены на 81,8 процента, канализационные — на 89,3, коллекторы — на 89,6 процента.

Пилотные проекты по модернизации коммунальных сетей будут опробованы в пяти городах

Модернизация сетей крайне необходима, отмечают в Российской ассоциации водоснабжения и водоотведения. Чтобы темпы ремонта превышали темпы износа, необходимо обновлять ежегодно не менее 3% трубопроводов водоснабжения и водоотведения, сообщает ассоциация. В целом по России требуется замена 43% водопроводных сетей и 45% канализационных.

Если проекты покажут экономический эффект, есть договоренность, подчеркнул глава минстроя Владимир Якушев, что в дальнейшем ведомство подготовит еще ряд проектов, которые должны будут получить федеральную поддержку.

В россии собираются модернизировать ветхие водопроводные сети | иннокентий шниперсон

Согласно анализу Минстроя, протяженность ветхих сетей водоснабжения и водоотведения с износом свыше 60 % в России составляет 328,1 тыс. км. Этот огромный объем трубопроводов уже сегодня требует замены. И если не начать решать проблему сейчас, она рискует вылиться в настоящий коллапс водопроводно-канализационной отрасли.

Член научно-технического совета по развитию промышленности строительных материалов и конструкций при Минпромторге РФ Игорь Ефремов в этой связи отмечает:

«Мы неоднократно озвучивали проблему критического износа сетей водоснабжения на различных уровнях государственной власти и в профильных ведомствах.

При этом важно понимать, что дырявые изношенные сети – это основная причина падения качества питьевой воды, колоссальных убытков ввиду потерь дорогостоящей воды питьевого качества при транспортировке, экологического урона из-за массовых утечек промышленных и бытовых стоков, а также важнейший фактор постоянного роста тарифов ЖКХ. Когда появилась федеральная целевая программа «Чистая вода», экспертное сообщество отрасли водоснабжения отметило ее недоработки и фактически однобокость. Ведь программа ориентирована, прежде всего, на строительство очистных сооружений, водозаборов, сооружений водоподготовки и станции обезжелезивания, а вопрос строительства и замены сетей в ней практически не решается. В Паспорте ФЦП «Чистая вода» лишь одно ссылочное замечание – о том, что доля финансирования мероприятий по модернизации сетей водоснабжения не должна превышать 30% от общего бюджета региональных программ.Такой подход, когда упускается из внимания потребность в обновлении сетей водоснабжения и водоотведения, никогда не позволит достичь целей программы «Чистая вода» по обеспечению россиян чистой питьевой водой, ведь в процессе транспортировки по изношенным или построенным из сомнительного качества труб водопроводам даже хорошо очищенная вода подвергнется вторичному загрязнению и не будет соответствовать гигиеническим нормативам по санитарно-химическим показателям. Это чрезвычайно важно учитывать. Радует то, что сегодня государство, наконец, услышало наши экспертные замечания».

Читайте также:  Часть страховки за кредит будут возвращать при досрочном погашении

В апреле этого года вице-премьер РФ Виталий Мутко поручил Минстрою России создать отдельную подпрограмму государственной программы РФ «Обеспечение доступным и комфортным жильем и коммунальными услугами граждан Российской Федерации» в целях модернизации коммунальной инфраструктуры, износ которой достиг более 60%. Помимо модернизации сетей водоснабжения и водоотведения, будут отремонтированы ветхие сети теплоснабжения, протяженность которых по оценкам Минстроя, оценивается в 49,4 тыс. км.

На эти цели Минстрой предлагает выделить 366,2 млрд рублей дополнительных средств из федерального бюджета, из которых на модернизацию систем теплоснабжения с 2020 до 2024 года предполагается выделение 120,3 млрд рублей, а на водоснабжение и водоотведение – 245,9 млрд рублей. Такое финансирование позволит обеспечить замену 6 953,7 км сетей теплоснабжения и 240 590 км сетей водоснабжения и водоотведения.

По мнению Минфина, финансирование мероприятий по модернизации объектов коммунальной инфраструктуры уже сейчас может осуществляться за счет 13,5 млрд рублей Фонда ЖКХ, запланированных на 2019 год, а также за счет 5 млрд рублей проекта «Чистая вода» и 16 млрд рублей проекта «Оздоровление реки Волги».

Вице-премьер Виталий Мутко поддержал заключение Минфина и поручил Минстрою детально проработать подпрограмму.

«Нужно синхронизировать финансовые ресурсы этих программ и направить их на модернизацию коммунальной системы. Вместе с тем должна быть разработана стратегия привлечения инвестиций в ЖКХ. Ее также нужно включить в подпрограмму Минстроя. Работе инвестиционных программ нужно уделить особое внимание», – заключил вице-премьер.

В срок до 21 июня 2019 года Минстрою, Минэнерго, Минфину, Минэкономразвития России, ГК – Фонду ЖКХ необходимо разработать и внести в Правительство РФ проект постановления Правительства РФ, предусматривающий внесение изменений в государственную программу РФ «Обеспечение доступным и комфортным жильем и коммунальными услугами граждан Российской Федерации», включающий подпрограмму реализации мероприятий по модернизации объектов коммунальной инфраструктуры, износ которых достиг более 60%, начиная с 2020 года, предусмотрев в том числе мероприятия по привлечению инвестиций в инфраструктурные проекты в сфере теплоснабжения, водоснабжения и водоотведения.

Также Минстрою России и Фонду ЖКХ поручено до 1 июня оценить количество и техническое состояние изношенных коммунальных сетей, рассчитать, какой объем средств требуется на их модернизацию.

«В этой связи необходимо также проработать вопрос строгого госрегулирования процесса строительства коммунальных сетей, – подчеркивает Игорь Ефремов. – Сегодня в этой сфере масса проблем из-за отсутствия единого законодательно закрепленного Технического регламента – технических требований к сетям водоснабжения и водоотведения в РФ.

Это проблема засилья контрафактных и фальсифицированных труб, использования стальных труб б/у, а также неэффективного расходования бюджетных средств, произвола проектных и подрядных строительных организаций. Технический регламент сегодня остро необходим.

Данный документ позволит строго отрегулировать вопросы выбора материалов и технологий для строительства и реконструкции сетей водоснабжения и водоотведения РФ,установит обязательные для применения и исполнения требования к объектам технического регулирования – трубам и фасонным частям, процессам проектирования, производства,строительства, монтажа, наладки, эксплуатации, хранения, перевозки, реализации и утилизации.Также необходимо ввести обязательную сертификацию для всех видов труб и производств, выпускающих продукцию для систем водоснабжения и водоотведения, повысить ответственность должностных и юридических лиц проектных и эксплуатирующих организаций, усовершенствовать методику предоставления статистических сведений об аварийности в системах водоснабжения и водоотведения с указанием материалов, подвергшихся аварии. Только при соблюдении этих условий можно будет наверняка достичь обновления важнейших коммунальных артерий России».

Екатерина Немчинова

Вздрогнем! — Коммунальная инфраструктура изношена на 50–70 процентов

Россию ждёт холодная зима, обещают синоптики. Это полбеды. МЧС ожидает всплеска чрезвычайных ситуаций природно-техногенного характера. Да, чиновники обещают, что система ЖКХ справится со всеми этими напастями. Однако последнее – средняя температура по больнице. В России осталось достаточно мест, где может шарахнуть.

Точные данные приводить ещё рано, однако .

синоптики уже выделяют и самый холодный месяц. Им станет январь. В этом месяце сильные морозы будут стоять неделю или даже больше. Как ожидается, четыре январских дня «порадуют» столичный регион температурой в 20–25 градусов со знаком минус. А ещё на пару дней столбик термометра опустится ниже минус 25. При этом зима может оказаться затяжной – крепкие холода прогнозируют и на март будущего года Свой прогноз дали и в МЧС. Им по долгу службы нужно готовиться к худшему, однако даже если поделить опасения надвое, получается настораживающая картина. «В соответствии с прогнозом МЧС России, который составляется с учётом прогноза Росгидромета, в осенне-зимний период прогнозируется высокая вероятность возникновения чрезвычайных ситуаций», – говорит начальник центра «Антистихия» Владислав Волов.

В местах отдыха туристов в Дальневосточном, Сибирском, Южном и Северо-Кавказском федеральных округах ждут сходов снежных лавин и снежных заносов.

На Дальнем Востоке и в Северо-Западном федеральном округе спасатели готовятся к отрыву прибрежного льда в акваториях морей, а на внутренних водоёмах Северо-Западного, Центрального, Приволжского и Сибирского регионов – провалов людей и техники под лёд.

Прогнозируется также рост чрезвычайных ситуаций, связанных со взрывами бытового газа, наибольший риск на территории Южного, Центрального, Приволжского и Уральского регионов.

Отметили в МЧС и проблемные точки на карте России с точки зрения ЖКХ.

Аварии на коммунальных системах наиболее вероятны в Якутии, Камчатском, Приморском, Хабаровском краях, Амурской, Магаданской, Сахалинской областях, на Чукотке, в Дальневосточном федеральном округе, а также в Бурятии, Красноярском и Забайкальском краях, Иркутской, Новосибирской, Омской и Томской областях Сибирского Федерального округа. Дело в том, что «коммуналка» здесь наиболее изношена.

Что такой прогноз значит для России, мы хорошо ещё помним: лопнувшие трубы, замерзающие посёлки, аварии на электроподстанциях, заваленные снегом улицы – всё это многократно проходили. В отдельную проблему чиновники выделили положение дел в военных городках.

Памятна история прошлой зимы, когда в военгородке Степь Забайкальского края отказала котельная, построенная в 1970-е годы. На улице в это время было за 40. В нескольких домах тут же лопнули батареи, в квартирах столбики термометра упали ниже нуля.

Из городка пришлось эвакуировать женщин и детей, доставлять туда самолётом тепловые пушки и печи-буржуйки.

В этому году такая история вполне может повториться. По данным Минрегиона, проблемы есть в 95 военных городках. При этом, говорят чиновники, военные почти всегда скрывают эти проблемы от администрации. Ради хороших показателей делают ставку на авось.

Вовсе не застрахованы от замерзания и «гражданские» населённые пункты, особенно на Дальнем Востоке. Дело здесь в том, что в некоторых регионах – хоть готовься, хоть не готовься – состояние коммунальных систем таково, что будет чудо, если авария не случится. В целом, по данным замминистра регионального развития Анатолия Попова, коммунальная инфраструктура в России изношена на 50–70%.

А залатать трубы да обновить котельное оборудование мешают всё те же причины, что и 10 лет назад: слишком мало денег в коммунальном хозяйстве.

Кое-где в недофинансировании виновата нерасторопность местных властей. Вот, например, глава Минрегиона Виктор Басаргин утверждает, что все субъекты обладают ресурсами на подготовку к зиме.

Однако при этом к середине октября, когда во многих регионах уже выпал первый снег, целый ряд областей не выделил нужного количества средств.

Например, в Чечне, Чувашии, Самарской, Брянской, Магаданской и Тульской областях коммунальщикам дали только половину запланированного.

Кроме того, недополучают коммунальщики и от потребителей. Задолженность населения постоянно растёт и сегодня составляет около 64 млрд рублей (на 17% больше, чем в прошлом году). Больше всех люди задолжали в Северо-Западном, Центральном и Приволжском округах.

Кредиторская задолженность организаций тоже немалая: за электричество – 17,7 млрд рублей, за теплоэнергию – 38,2 млрд, за газ – 13,7 миллиарда.

Правда, тут надо оговориться: долги гражданского населения не снимают ответственности с коммунальщиков, хотя многие чиновники, судя по всему, придерживаются иной точки зрения.

Оставьте комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *