В Петербурге остановилось строительство «Зенит-Арены»

Роман Мун пытается понять главную стройку современности.

В Петербурге остановилось строительство «Зенит-Арены»

Новый стадион «Зенита» на Крестовском острове должен был открыться в 2008 году – раньше, чем Криштиану Роналду перешел в «Реал». Ориентировочная стоимость стройки тогда была 7,2 млрд рублей. С тех пор она возросла примерно в шесть раз. Последняя редакция окончания стройки – декабрь 2016 года. На восемь лет позже, чем планировалось.

Почему все так затянулось?

Самое очевидное – коррупция. Тут все понятно: стройка на Крестовском острове стала символом российской коррупции, одно из народных названий еще не построенного стадиона – «Распил-Арены».

Самые заметные коррупционные скандалы, связанные со стадионом:

– в 2010 году Олег Дерипаска уволил гендиректора тогдашнего генподрядчика «Инжтрансстроя» (компания до 2014 года была частью «Базового элемента») Ивана Кузнецова за финансовые махинации в размере нескольких сотен миллионов рублей. Точно не известно, были ли они связаны со строительством стадиона.

– в феврале 2013 года было возбуждено уголовное дело в отношении первого генподрядчика, компании «Авант», якобы завысившей стоимость строительства на 500 миллионов рублей. Дело было закрыто за истечением срока давности.

  • – в марте 2016 года Василий Сливкин, гендиректор московской компании, занимавшейся системой освещения, был обвинен в хищении нескольких десятков миллионов рублей.
  • – в июле 2016 года СК и экономическая полиция Санкт-Петербурга заподозрили одного из субподрядчиков в хищении 50 млн рублей в ходе установки электронного оборудования на арене.
  • Важно: Василий Сливкин находится под домашним арестом; больше ни один человек не попал в тюрьму за то, что «Зенит-Арена» сжирает такое количество государственных денег.

Впрочем, воровство самая простая причина, почему стадиона до сих пор нет. А есть еще и сложные.

Карма

В Петербурге остановилось строительство «Зенит-Арены»

У стадиона имени Кирова, который снесли в 2006 году, чтобы освободить место для новой арены, тоже была непростая история. Его начали строить в 1934 году, партия хотела, чтобы в Ленинграде появился самый большой (вместе с лондонским «Уэмбли») стадион мира. Процесс шел мучительно из-за: 1. пожеланий партии, которые часто менялись, 2. цены (68 млн рублей на стадион и пристань), 3. самого Крестовского острова – в те времена он был малопригоден для строительства, там было много леса и болот, какие-то части острова затапливало даже при самом легком наводнении. В итоге участок для стадиона пришлось специально осушить, подняв уровень земли на 2 метра. 

Строить стадион в Ленинграде начали одновременно с Олимпийским стадионом в Берлине. В 1936-м немецкая арена уже принимала Игры, а стадион имени Кирова не открылся и через 10 лет.

Отстранение архитектора Никольского (отстранили в 1941-м году, вернули – в 1946-м), смена концепции (вместо острова физкультурников на Крестовском построили Парк Победы над фашизмом) и, конечно, война (стадион и парк достраивали всем городом) привели к тому, что между началом строительства (1932) и первым матчем «Зенита» на новой арене (1950) прошло 18 лет.

История строительства стадиона Кирова – в тексте Станислава Гридасова в журнале Forbes

Смерть архитектора

В Петербурге остановилось строительство «Зенит-Арены»

Архитектор Кисе Курокава до открытия стадиона не дожил: он умер в октябре-2007, ему было 73 года.

«Сыграло свою роль то, что скончался главный архитектор проекта, – объясняет в интервью Sports.ru петербургский урбанист и архитектор Данияр Юсупов, эксперт независимой платформы «Открытая Лаборатория. Город». – Исчезает та фигура, которая может прийти и сказать: «Будет так».

Исчезновение фигуры, принимающей волевые решения, стало поражать один проект за другим. Стадион оброс другими проектами, по которым решения не были приняты. История с ЗСД (Западный скоростной диаметр, платная автомагистраль внутри Петербурга – Sports.ru) – два года решали, пускать его под землей, под водой, на уровне земли.

Все варианты перебрали, победил какой-то средний вариант. Так же с метро. Еще были дискуссии о том, как всех развозить. Мост – сначала был транспортным, потом пешеходным, потом стал торговым, потом обратно пешеходным. Везде решения не приняты. Причем не на уровне проектировщиков, но на уровне над ними.

Проект попал в капкан суммы безволия».

ЧМ-2018

В Петербурге остановилось строительство «Зенит-Арены»

Одной из главных причин затягивания строительства называют чемпионат мира, а конкретно — требования ФИФА к стадионам, которые главная футбольная организация обновила вскоре после того, как ЧМ-2018 достался России. В результате стадион пришлось перестраивать.

Максим Митрофанов, генеральный директор «Зенита» – в интервью Sports.ru:

«Сначала решили строить стадион на 60 тысяч с расчетом на полуфиналы крупных турниров сборных, финалы ЛЧ и подобные по статусу игры. А потом Россия выиграла право на проведение ЧМ-2018, и ФИФА конкретно к ЧМ-2018 и ЧМ-2022 выпустила новые требования по части вместимости стадионов, где проводятся полуфинальные матчи.

Количество мест должно было стать 68 тысяч, хотя стадион на тот момент уже был построен до отметки 14 метров. Уже был весь фундамент, уже начал возводиться конструктив. В итоге стройка была остановлена. Коллеги год проектировали, еще год определяли, как это все перестроить с минимальными потерями.

Два года фактически занимались только этим». 

Управленческий хаос 

История стройки стадиона на Крестовском острове – это в том числе история о том, как ее участники не могут найти общий язык.

Уже в 2011 году в медиа обсуждалось, что у нового губернатора города Георгия Полтавченко не сложились отношения с «Базовым элементом».

Еще пример: «Ведомости» цитируют анонимный источник, близкий к оргкомитету «Россия-2018». По его словам, были случаи, что к проекту стадиона могли что-то дорисовать и пойти требовать денег на том основании, что этих изменений требует ФИФА. Приходилось устраивать очную ставку с представителями ФИФА, сотрудниками оргкомитета, чтобы разобраться, кто кому что говорил.

Хорошо известно, насколько испортились отношения между «Инжтрансстроем» и Комитетом по строительству Санкт-Петербурга. Сейчас стороны судятся друг с другом.

В Петербурге остановилось строительство «Зенит-Арены»

«Эта идея с самого начала собрала вокруг себя слишком много жадных людей, – говорит Данияр Юсупов в интервью Sports.ru.

– На менеджерском уровне, наверное, можно с этим разобраться, но этот проект уже породил цепочку интересов, которые его в конечном счете подавили.

Стадион сам по себе существовать не может, тут подтягивается масса разных инфраструктур, которые тянут за собой другие интересы — например, интерес девелоперов, связанных с территорией. 

Сюда еще подбавила администрация Президента со своими интересами на острове Бычьем. Это информация непубличная, но про нее все рассказывают.

Что массы производственных и проектных сил, которые были привлечены к проектам вокруг «Зенит-Арены», в какой-то момент отвлеклись на проектирование разных мультифункциональных комплексов, которые напрямую с проектом не связаны, но связаны с интересами администрации Президента. Например, рекреационно-спортивный комплекс на острове Бычьем.

Официально он проходит как какое-то сооружение Спорткомитета, но спорт там исключительно как рекреация представлен. И вот они брали на себя массу сил по обслуживанию этих интересов. При этом им нужно было не забывать про ядро проекта.

Еще один довольно интересный эффект — интерес «Метростроя». Он получил слишком много контрактов, связанных с этим проектом. Строительство ЗСД и развязок, развитие метрополитена, строительство самого стадиона — все сосредоточилось в одних руках.

Оказалось, что производственные силы в этом городе ограничены. Взять их в стране особенно негде. Такая ситуация оказалась по очень многим связанным проектам. Административно-командным способом решить это не удается.

При этом головной корпус генподрядчика вообще потерял интерес к проекту. Менеджерское звено предпочло бросить проект. Чем очевиднее безуспешность проекта, чем жестче были управленческие методы, тем сильнее они ввергали проект в затягивание и меньшую успешность».

Главный вопрос: когда это все наконец закончится?

Прямо сейчас срок сдачи стадиона на Крестовском острове — декабрь 2016 года. На стадионе уже прошел футбольный матч строителей.

Тем не менее у стадиона могут возникнуть проблемы с сертификацией. На этой неделе стало известно, что инспекторы ФИФА раскритиковали качество выкатного поля. «Инспекторы ФИФА попрыгали по полю и сказали, что на этом поле матчи чемпионата мира и Кубка конфедераций проводить нельзя.

Нормативы по вибрации превышены в семь раз», — рассказал источник агентства Regnum. Еще он заявил, что власти Петербурга пришли к выводу, что замена выкатного поля «Зенит-Арены» на стационарное неизбежна. Как это отразится на сроках сдачи стадиона, пока неизвестно.

Фан-сектор «Зенита» уже сочинил и презентовал по этому поводу песню.

В Петербурге остановилось строительство «Зенит-Арены»

Летом 2017 года с того момента, как в «Зенит-Арену» был заложен первый камень, исполнится ровно 10 лет.

Школа, пострадавшая из-за стадиона «Зенита»

«На профессиональные работы нанимают людей, которые ничего не умеют». Один день на стройке стадиона «Зенита»

РИА Новости/Алексей Даничев, Владимир Астапкович, Никитин, Вадим Жернов; использовано фото: РИА Новости/Екатерина Штукина

Закончилось строительство ​​​​​​​«Зенит-Арены»

В понедельник пресс-секретарь «Метростроя», являющегося генподрядчиком строительства стадиона на Крестовском острове, Екатерина Гигиняк сообщила в своем  Twitter о завершении строительных работ. Стадион «Зенит-Арена» начали возводить еще в 2007 году.

Как выяснили «Известия», cразу после подписания акта планируется подать документы в Росреестр, чтобы зарегистрировать сооружение в качестве объекта имущественного комплекса города.

Читайте также:  Правительство может продлить на 5 лет срок выдачи материнского капитала

И только после этого стадион начнут передавать петербургскому футбольному клубу «Зенит». 

Передача «Зенит-Арены» запланирована на 25 января. А праздничная церемония открытия стадиона состоится весной, после того как здесь пройдут тестовые матчи и в целом завершится адаптация.

Официальную оценку итогам стройки даст во время посещения объекта 29 декабря губернатор Петербурга Георгий Полтавченко.

Но уже сейчас вице-губернатор Санкт-Петербурга Игорь Албин рассказал «Известиям» о том, какими усилиями был сдан стадион и какие выводы власти города сделали из этого.

  • — С 2008 года по август 2016 года строительство осуществляла «Инжиниринговая корпорация «Трансстрой», и за этот период объект, по сути, превратился в долгострой, его стоимость выросла в разы, — рассказал Игорь Албин «Известиям».
  • Он напомнил, что в августе контракт с прежним генподрядчиком был расторгнут по целому ряду причин.
  • — Учитывая сжатые сроки завершения работ на объекте, на фоне низких темпов производства работ, крайне низкой динамики освоения лимитов финансирования, отсутствия надлежащей и оперативной реакции на предписания заказчика, неоправданную волокиту при принятии управленческих, технических и производственных решений, низкую мобилизацию трудовых ресурсов и низкую культуру производства, плохое качество работ и понимая, что подобная линия поведения ставит под угрозу срыва ввод в эксплуатацию стадиона в сроки, определенные руководством города и страны, принято сложное, но единственно возможное в этой ситуации решение о досрочном расторжении контрактов, — сказал вице-губернатор.

Также представители вице-губернатора предоставили «Известиям» фотографии дефектов стадиона, выявленных в августе.

В длинном списке можно найти нарушения по материалам и технологиям устройства навесов павильонов, не устраненные последствия урагана, отсутствие должного ухода за полем, нарушение технологии устройства кровли, некачественную гидроизоляцию, отсутствие водоотвода с кровли стилобата, чаши стадиона и кровли, затопление поля, транспортного тоннеля, коридора сектора А, лифтовых шахт и т.д. Как признавался Игорь Албин в июле, «мы, по сути, не работаем, а плаваем на объекте в период осадков».

Вице-губернатор пояснил, что «приход на нового генподрядчика — ОАО «Метрострой», и «проведенная мобилизация трудовых и технических ресурсов» позволили набрать темп и довести объект до ввода в эксплуатацию.

В Петербурге остановилось строительство «Зенит-Арены»— В полной мере трудности, связанные с наследством прежнего генподрядчика, еще не преодолены, —признался, однако, вице-губернатор. — Нам предстоит довести до комфортных значений вибрацию выкатного поля, завершить пусконаладочные работы, устранить выявленные при приемке-передаче объекта дефекты.

Он добавил, что часть работ должна провести эксплуатирующая организация, у которой «есть свое видение проблемных вопросов и задач развития стадиона как спортивно-культурного объекта».

— Однако безопасность и надежность построенного стадиона будет гарантирована актом о вводе его в эксплуатацию, и это будет комфортный для игроков, болельщиков, посетителей, персонала и гостей объект, — отметил Игорь Албин. — у Петербурга есть колоссальный потенциал для развития и мощный строительный комплекс, который позволяет реализовать самые амбициозные проекты.

Напомним, строительство нового стадиона на месте снесенного стадиона имени Кирова на Крестовском острове началось еще в 2007 году. Первоначальный срок сдачи — 2009 год. Стадион, вмещающий до 68 тыс. человек на спортивных мероприятиях и до 80 тыс.

— на развлекательных, назывался уникальным из-за выдвижного поля и других передовых технологий. Но «уникальность» потребовала изменений в проекте, особенно после решения проводить на стадионе матчи ЧМ-2018 по футболу, и привела к росту цены. С 2008 года стадион строила компания «Трансстрой» и входящие в нее структуры.

С тех пор расходы на строительство выросли с 6,7 млрд до 39,2 млрд рублей.

В августе этого года комитет по строительству Петербурга разорвал контракт с «Трансстроем» и выбрал нового генподрядчика — петербургскую компанию «Метрострой».

16 ноября был арестован бывший вице-губернатор Петербурга, курировавший стройку до Албина — Марат Оганесян. По версии следствия, он, будучи вице-губернатором Петербурга, через фирмы-однодневки вывел более 50 млн рублей, которые планировалось потратить на видеотабло.

О том, на каких именно условиях стадион передадут «Зениту» 25 января 2017 года, будет объявлено дополнительно. В аппарате Игоря Албина «Известиям» рассказали только, что «обсуждается вопрос о концессии».

Летом 2017 года «Зенит-Арена» станет основной площадкой Кубка конфедераций. А в 2018 году на стадионе пройдут матчи чемпионата мира по футболу.

Власти Санкт-Петербурга опровергли сообщения о приостановке работ на "Зенит-Арене"

САНКТ-ПЕТЕРБУРГ, 14 июля. /Корр. ТАСС Антон Хлыщенко/. Стадион на Крестовском острове в Санкт-Петербурге будет построен к декабрю 2016 года. Об этом заявил вице-губернатор города Игорь Албин, слова которого ТАСС передала пресс-служба администрации.

«Работы на стадионе не остановлены. У нас нет сомнений в том, что стадион будет построен к декабрю 2016 года. В настоящий момент генподрядчик передал нам все документы, мы их изучаем», — заявил Албин.

На эту тему

В Петербурге остановилось строительство «Зенит-Арены»

Как отмечается в сообщении компании «Инжтрансстрой-Спб», которая является генеральным подрядчиком строительства спортивного объекта, городские власти могут сорвать сроки завершения строительства «Зенит-Арены».

«Заказчик в лице администрации города делает все, чтобы сорвать сроки завершения проекта, а именно отсутствуют проектные решения (проектная документация). В июле 2016 года заказчик передал в Главгосэкспертизу России очередной пакет проектных решений.

Объем изменений и новых работ по обоим контрактам составит до 30% от общего объема работ, входящих в предметы контрактов, что с учетом сезонности и технологии производства работ может внести существенные корректировки в срок сдачи стадиона», — говорится в сообщении компании.

Кроме того, как утверждает компания, заказчик не оплатил выполненные работы на 1 млрд рублей, не компенсировал убыточные работы. Увеличение сметы строительства стадиона на 4,3 млрд рублей не утверждено. «Финансовая ситуация на объекте чрезвычайно сложная. В любой момент могут начаться забастовки», — отмечается в пресс-релизе.

Генподрядчик направил властям Петербурга информацию о приостановлении выполнения контрактов из-за неисполнения заказчиком обязательств, при этом заявил, что продолжит строительные работы на объекте.

«Мы как добросовестный подрядчик для сохранения темпов строительства будем продолжать выполнение работ в объемах, которые позволяет выполнять имеющаяся у нас документация», — подчеркнули в компании.

О стадионе «зенит-арена»

Стадион, где пройдут матчи ЧМ-2018, был заложен в западной части Крестовского острова в 2007 году. Его проект корректировали трижды: в 2008, 2010 и 2013 годах. Каждый раз стоимость арены увеличивалась с предполагаемых изначально 6,7 млрд до возможных 43,8 млрд рублей. Ранее ТАСС сообщал, что смета строительства стадиона «Зенит- Арена» увеличена на 4,3 млрд рублей до 39,2 млрд.

В апреле в пресс-службе Смольного сообщили, что за стадионом закреплено название «Крестовский». Ранее стадион получил «народное» название «Зенит-Арена», так как после введения в строй и решения юридических формальностей арену планируется передать в эксплуатацию футбольному клубу «Зенит». Во время мирового первенства стадион будет называться «Санкт-Петербург».

Матчи чемпионата мира 2018 года пройдут с 14 июня по 15 июля на 12 стадионах в 11 городах России: Москве, Санкт- Петербурге, Казани, Нижнем Новгороде, Саранске, Калининграде, Волгограде, Екатеринбурге, Самаре, Сочи и Ростове-на-Дону.

Из России с футболом: туристический портал для болельщиков ЧМ-2018

Строительство «Зенит-Арены» остановили после бунта рабочих (фото, видео) |

В Петербурге остановилось строительство «Зенит-Арены»

Компания «Инжтрансстрой-СПб», занимающаяся возведением «Зенит-Арены», объявила о приостановке работ на объекте. Соответствующее письмо подрядчик направил в Смольный после прошедших накануне протестов рабочих.

Строители, возмущенные задержками зарплат, провели акцию, заблокировав въезды и выезды с территории многострадальной стойки, передает «Радио Балтика». По словам рабочих, деньги им выплачивают на месяц позже положенного, а к настоящему моменту задержка достигла уже двух месяцев.

«Радио Балтика»

Участники забастовки также отметили, что массово подали заявления на увольнения по собственному желанию, однако директор генкомпании не стал их подписывать. О своих бедах строители сообщили в обращении к губернатору Георгию Полтавченко.

«Радио Балтика»

Рассчитаться с бунтующими рабочими пообещал вице-губернатор Игорь Албин, заявивший, что уже взял ситуацию под личный контроль.

«Я поговорил с рабочими, удалось объяснить, что каждый получит заслуженное вознаграждение. В Петербурге никто не будет обманут.

Командно-штабные учения спровоцированы жадностью подрядной организации», — отметил Албин. СЮЖЕТ: «САНКТ-ПЕТЕРБУРГ»

Между тем сегодня утром «Трансстрой» уведомил Смольный о приостановке работ на стройке, пишет «Фонтанка.ру».

«Сегодня сложилась ситуация, при которой заказчик в лице администрации города делает все, чтобы сорвать сроки завершения проекта. Отсутствуют проектные решения (проектная документация).

В июле 2016 года заказчик передал в Главгосэкспертизу России очередной пакет проектных решений.

Объём изменений и новых работ по обоим контрактам составит до 30% от общего объема работ, входящих в предметы контрактов, что, с учётом сезонности и технологии производства работ, может внести существенные корректировки в срок сдачи стадиона.

Отсутствует оплата ранее выполненных работ на сумму 1 миллиард рублей, что создает колоссальное напряжение ввиду нехватки ликвидности. Заказчик уклоняется от принятия работ. В результате дефицита ликвидности финансовая ситуация на объекте чрезвычайно сложная. В любой момент могут начаться забастовки.

Читайте также:  Российские банки продолжают снижать ипотечные ставки

Отсутствует компенсация по убыточным работам и поставкам. Анонсированное и согласованное увеличение сметы строительства стадиона на 4,3 млрд рублей так и не воплощено в жизнь.

Признанные заказчиком убытки в связи с выполнением уникальных работ, а также большие убытки в связи с необходимостью закупать импортное оборудование, вызванные курсовой разницей и инфляционными явлениями, не компенсированы до сих пор и не имеют оформленного контрактного механизма исполнения.

Отсутствует профессиональная эксплуатационная служба с официальным, документально закреплённым статусом», — говорится в обращении.

По данным «Трансстроя», в последние две недели в Смольном муссируются идеи расторжения контрактов с генподрядчиком.

«Используется тактика шантажа с требованием подписать допсоглашение о применении дефлятора с дополнительными штрафами и санкциями, подписать соглашение с комплексным поставщиком, которое приведет к увеличению расходов против решения о нерасторжении», – резко замечают в компании.

Сми сообщили о срыве сроков строительства «зенит арены» :: бизнес :: рбк

Сроки завершения строительства «Зенит Арены», на которой в 2018 году должны пройти матчи чемпионата мира по футболу, снова сорваны, пишет «Коммерсантъ». Власти Петербурга приостановили исполнение контракта с «Инжтрансстроем»

В Петербурге остановилось строительство «Зенит-Арены»

Вид на строящийся стадион «Зенит Арена», январь 2015 года ( «РИА Новости»)

Комитет по строительству Санкт-Петербурга, выступающий заказчиком строительства «Зенит Арены», приостановил исполнение госконтракта с АО «Инжтрансстрой», которое должно было закончить свою часть работ по достройке стадиона до 15 декабря 2015 года, пишет «Коммерсантъ».

В декабре же арену планировалось сдать в эксплуатацию, а в сентябре 2016 года — провести тестовый матч, однако подрядчик, с которым был заключен контракт на сумму 12,5 млрд руб., не выполнил работы на 3,1 млрд руб., уточняет издание.

По действующему контракту компания должна была выплатить за просрочку неустойку — 675 млн руб. за полгода, однако власти и «Инжтрансстрой» подписали дополнительное соглашение, в котором сказано, что исполнение обязательств приостановлено «без взаимных претензий» из-за «отсутствия строительной готовности по ряду работ, выполняемых по иным госконтрактам».

В 2016 году Арбитражный суд Москвы приступил к процедуре признания банкротства «Инжтрансстроя».

Есть и другие признаки срыва сроков строительства арены, пишет издание: к концу 2015 года не были заключены контракты с субподрядчиками на работы стоимостью около 1,6 млрд руб., к концу года неосвоенными остались 590 млн руб. бюджетных ассигнований. Кроме того, вопреки графику строительства не сдана входная зона стадиона.

Накануне стало известно, что в секторе С стадиона обнаружили трещины.​ ​ Отмечалось, что они не влияют на безопасность объекта.

Строительство стадиона «Зенит Арена» началось в 2006 году. Изначально планировалось, что оно завершится в 2009 году, однако этот срок постоянно сдвигался.

Также за это время существенно изменилась стоимость строительства: изначально планировалось, что она составит 6,9 млрд руб., однако затем сумма возросла до 34,9 млрд руб.

В комитете по строительству Санкт-Петербурга 28 января сообщили, что общий объем строительных работ выполнен на 81,7%.​​​

В пятницу, после публикации в «Коммерсанте», генеральный директор «Инжтрансстрой-Спб», руководитель проекта «Строительство стадиона «Зенит» Виталий Лазуткин заявил ТАСС, что срок сдачи в эксплуатацию арены остается прежним. «Мы сейчас находимся в рамках второго государственного контракта, срок окончания которого декабрь 2016 года», — сказал он.

В заявлении компании, которое поступило в РБК, сказано, что перенос заказчиком на полгода сроков первого из двух контрактов на строительство стадиона «носит технологический характер».

«Стадион — это единое сложное инженерное сооружение, строительство которого требует жесткого соблюдения технологической последовательности в соответствии с проектом.

Первый контракт, который должен был быть завершен в декабря 2015 года, выполнен на 98%», — говорится в заявлении.

Из сообщения компании следует, что оставшийся объем работы на сумму 277 млн руб. перенесен на весну 2016 года.

«Технологический перенос сроков первого контракта не влияет на завершение строительства стадиона, то есть на исполнение второго, заключительного контракта с «Инжтрансстрой-СПб», согласно которому строительство стадиона будет завершено в декабре 2016 года.

Строительные работы непрерывно ведутся в соответствии с графиком. Общая готовность стадиона на сегодняшний день составляет 82%», — подчеркивается в заявлении.

Стройка века «Зенит-Арена»: дьявол кроется в деталях

1 декабря 2016 | Время чтения 5 мин

Дмитрий Горбунов, 1 декабря 2016, 15:54 — REGNUM Власти Санкт-Петербурга продолжают победно рапортовать, что графики работ на стройплощадке стадиона на Крестовском острове соблюдаются, проблемы решаются, к 26 декабря все строительные работы будут выполнены, а еще через месяц стадион благополучно передадут футбольному клубу «Зенит».

В Петербурге остановилось строительство «Зенит-Арены»

Эскизный вид стадиона. Иллюстрация компании «Трансстрой»

Piterarena.com

В каком же состоянии менее чем за месяц до сдачи находится многострадальная арена? Попробуем разобраться. Будем двигаться сверху вниз — от крыши к полю и примыкающей территории.

Крыша «на руках»

Как сообщало ИА REGNUM ровно месяц назад, на раздвижной крыше, об успешных испытаниях которой заявлялось минувшей осенью, оставался нерешенным вопрос с автоматическим управлением составными частями кровли. По данным источников агентства, эта проблема до сих пор не решена, а кое в чем даже усугубилась.

Для штатного закрывания и открывания крыши обе ее половинки должны двигаться синхронно, и автоматика должна управлять каждым из более чем двух дюжин двигателей, ускоряя или замедляя работу каждого агрегата, чтобы не было перекосов и других неожиданностей. Пока этой автоматики нет, и крышу во время испытаний двигали «вручную»: то есть, на каждый привод был замкнут свой пульт, и управлявшие ими люди при помощи множества ухищрений сдвигали половинки крыши.

Из-за этого, или по каким-то другим причинам, по крайней мере один привод… отвалился. К 15 декабря высокое начальство, в лице вице-губернатора Игоря Албина, потребовало, чтобы крыша работала, как часы. Осталось ждать недолго…

«Плохая им досталась доля. Немногие вернулись с поля…»

Про вибрацию выкатного поля «Зенит-Арены» знают уже не только во всей России, но и за ее пределами. Поиски инженерного решения, позволяющего ее убрать, в самом разгаре.

К 10 декабря комитет по строительству Санкт-Петербурга будет рассматривать варианты снижения вибрации, предлагаемые подрядными организациями.

По данным близких к строительству стадиона специалистов, ни один из предлагаемых на сегодняшний день вариантов полностью не устраняет вибрацию.

Куратор стройки Игорь Албин на днях признал, что до конца года проблему с полем решить не удастся, однако обещал сделать это к концу января, до передачи стадиона «Зениту».

Кстати, о полном устранении вибрации речь уже не идет, ставится цель лишь снизить частоту колебаний выкатного поля, чтобы они были незаметны футболистам и судьям.

Однако пока остается устойчивое сомнение в способности в указанные сроки ликвидировать недостатки, найденные инспекторами FIFA.

Стадион «Зенит-Арена»: всё красиво, только в футбол играть нельзя

У выкатного поля есть еще один нюанс, не менее важный, чем злополучная вибрация. Дело в том, что, когда поле закатывается в чашу стадиона и останавливается в проектном положении, между полем и трибунами остается зазор шириной в несколько метров.

По первоначальной задумке, этот зазор должен был закрываться некоей конструкцией. На ней должны были во время игры размещаться скамейки запасных, фотокорреспонденты, по ней должен проходить маршрут в раздевалку, там же должны разминаться запасные игроки перед выходом на поле и так далее.

Кто хоть один раз смотрел футбольный матч, понимает, что это должно быть за пространство.

Это понимают и строители стадиона, и проектировщики, и даже в комитете по строительству. Понимают — но до сих пор нет не только контракта на создание и поставку этого примыкания к полю, но даже и утвержденного проекта.

То есть, если вдруг каким-то чудом доблестные строители героически устранят вибрацию поля, и оно заедет к марту в чашу стадиона, футболистам и судьям придется буквально влезать на возвышающуюся конструкцию поля, чтобы начать игру. И это только один из примеров, который, при своей кажущейся незначительности, показывает состояние готовности стадиона.

  • Вскрытие покажет…
  • А сколько таких примеров в подтрибунных помещениях «Зенит-Арены»… Отделочные работы не выполнены в полном объеме почти на всех уровнях, некоторые организации отказываются выполнять работы по устройству потолков, потому что по документам они сделаны еще во времена «Трансстроя» и за них кем-то получены деньги.
  • Остается на стадионе и множество недоделок, включая незавершенную протяжку кабелей практически по всем инженерным системам, без которых эти системы, конечно, не смогут работать.

Не обошлось на арене и без привычных российских «забав» по вскрытию только что уложенного асфальта.

К примеру, входы на стадион были заасфальтированы одной из подрядных организаций, а потом проект вдруг внезапно поменялся.

(Такое, кстати, происходит постоянно, и КБ «ВИПС», проектировщик стадиона, постоянно находит этому оправдание.) Асфальт пришлось вскрывать, а за выполненную ранее работу по его укладке никто платить не собирается.

Оплата «на слово»

Кстати, о деньгах. За месяц до официального окончания работ (как ясно из предыдущего описания, окончания только по бумагам) большинство подрядных организаций не получило оплаты за выполненные работы.

У многих из них нет даже подписанных контрактов.

Зачастую работы выполнялись под заверения генподрядчика — «Метростроя», комитета по строительству, и, в отдельных случаях, возможно, самого вице-губернатора Игоря Албина.

К началу декабря у некоторых подрядчиков появились сомнения, не повторится ли история с неплатежами, которые остались после ухода «Трансстроя». Учитывая, что подписанных контрактов нет, работы выполнены, а потребовать будет нечего и не с кого, такой вариант не исключен.

  1. «Зенит-Арена» в Петербурге: «кина не будет»?
  2. …У тех, кто внимательно наблюдает за происходящим на Крестовском острове, создается впечатление, что ответственному за достройку стадиона вице-губернатору Албину уже не очень интересно само завершение строительства: главное — поскорее и без лишних скандалов передать стадион «Зениту».
  3. Последние действия представителей Смольного на стадионе, такие, как ночные совещания, с раздачей штрафов подрядчикам, показывают, что создание информационного шума и оптимистические доклады высшему руководству страны становятся важнее выполнения сложных инженерных задач на стадионе, решение которых в ближайшее время не предвидится.
  4. Читайте ранее в этом сюжете: Поле «Зенит-Арены» будет вибрировать на низкой частоте
  5. Читайте развитие сюжета: Мутко сообщил о сроках устранения вибрации поля «Зенит-Арены»
Читайте также:  Квартиры в новостройках Москвы стали реже покупать для инвестиций

В 2010 году на арене «зенита» должна была выступать metallica

Как говаривал известный писатель-сатирик Михаил Жванецкий, ремонт невозможно закончить — только прекратить. Возможно, самый яркий пример тому – стройка стадиона на Крестовском острове. Представляем хронологию стройки самого громкого футбольного долгостроя России – с идеи создания до наших дней.

Март 2005 г. «Стадион имени Кирова в Петербурге будет снесён»Первые сообщения о возведении новой арены на месте стадиона им. С.М. Кирова, располагавшегося на Крестовском острове, появились более 10 лет назад. Тогда речь шла о стадионе, приблизительная стоимость которого составила бы $ 150 млн, а вместимость — 50 000 зрителей.

Апрель 2005 г. «Новый стадион «Зенита» построят по манчестерскому образцу»Обнародована концепция будущего стадиона. Предполагалось, что прототипом для него послужит проект арены в Манчестере, созданный английской фирмой Arup. Генеральный директор ГУП «Стадион им. С.М.

Кирова» Демид Момот позже раскритиковал идею открытого стадиона в российских климатических условиях. А затем член правления ОАО «Газпром» Валерий Голубев сообщил, что образцом для стадиона может стать стадион в Дортмунде. Также руководство АО «Газпром» уточнило стоимость строительства.

За полгода цифра выросла почти на 70% – до 250 млн долларов.

Январь 2006 г. Стадион обещают построить к 2009 году

По словам руководителя петербургского Спорткомитета Вячеслава Чазова, он на 1 000 000% уверен, что «Газпром-арена» (именно так её предполагалось назвать) появится на месте стадиона им. Кирова к 2009 году. Однако эксперты предсказывают, что эти сроки будут неоднократно сдвигаться.

Апрель 2006 г.

Когда же стартует строительство?Как сообщил вице-губернатор Санкт-Петербурга Александр Вахмистров, строительство нового стадиона для «Зенита» начнётся в конце 2006 года, сразу после окончания разборки стадиона имени Кирова, которую планируется завершить в ноябре. «Тогда же мы планируем подписать соглашение о строительстве с генеральным подрядчиком», — заявил Вахмистров.

Июль 2006 г. Представлены проекты по новому стадиону в Санкт-ПетербургеВ Санкт-Петербурге открылась экспозиция разработанных архитектурных решений (предпроектных предложений) стадиона. В ней были представлены проекты, разработанные победителями первого этапа конкурса, среди которых — Kisho Kurokawa architect & associates (Япония).

Японцы предложили проект стадиона, по форме напоминающий космический корабль.

Крыша размером 200×90 метров выполнена из полимерного материала, держится на металлических мачтах и снабжена специальным механизмом, надувающим горячий воздух, что способствует таянию снега.

Японцы оценили стоимость своего сооружения чуть более чем в 225 млн долларов. Именно этот проект выделил среди прочих прежний президент «Зенита» Сергей Фурсенко.

Декабрь 2006 г. Стал известен строитель нового стадиона ФК «Зенит»Строителем стадиона стала петербургская компания ООО «СИНТЕЗ-СУИ», предложившая провести все работы за 6 млрд 664 млн 308 тыс. 170 рублей.

Март 2007 г. «Стадион «Зенита» будет построен до конца 2008 года»На совещании с участием губернатора Петербурга Валентины Матвиенко было объявлено, что строительство арены на Крестовском острове закончится 30 декабря 2008 года, а уже в следующем сезоне команда сможет проводить домашние матчи на новом стадионе.

При этом заказчики проекта до сих пор не определились с тем, какой делать спортивную арену — выдвижной или невыдвижной. «Исходя из сложных петербургских погодных условий, специалисты считают, что выдвижное поле может сильно повысить стоимость проекта, но не дать того эффекта, который мы хотим.

Надо все взвесить», — заявила Матвиенко.

Апрель 2007 г. Матвиенко: на новом стадионе «Зенита» поле будет выдвижным

Петербургский долгострой: что делать с «Зенит-ареной»

Санкт-Петербург, 14 июля. Строительство нового футбольного стадиона на Крестовском острове в Санкт-Петербурге вновь находится в центре внимания. Причем второй день подряд. Тревожные новости стали поступать еще в четверг вечером. Стало известно, что около сотни рабочих организовали стихийный митинг, причиной которого послужила задержка зарплаты за три месяца.

В пятницу утром генеральный подрядчик «Зенит-Арены» — «Ижтрасстрой –Спб» — нанес ответный удар. Компания заявила, что заказчик стадиона — администрация Санкт-Петербурга — делает все, чтобы сорвать сроки сдачи объекта в эксплуатацию, не выполняя условий контракта.

«Ижтрасстрой-Спб» предупредил, что не может работать, так как: первое — нет документов, согласно которым можно было бы достроить стадион, второе — нет денег — больше миллиарда рублей, чтобы погасить долги по зарплате перед рабочими, и предупредил об этом губернатора Санкт-Петербурга Георгия Полтавченко.

В довесок ко всему компания заявила, что накануне вечером произошла попытка рейдерского захвата территории стадиона, и что в таких условиях невозможно довести стройку до счастливого завершения.

«Ижтрасстрой-Спб» напомнил, что до Кубка Конфедераций, который принимает Санкт-Петербург, осталось чуть меньше года, и выразил обеспокоенность, что в сложившейся ситуации сроки строительства «Зенит-Арены» могут сорваться.

Власти Петербурга отреагировали практически немедленно. В администрации города подчеркнули, что заявленные факты генеральным подрядчиком требуют тщательной проверки. А в комитете по строительству и вовсе намекнули, что контракт с «Ижтрансстрой-Спб» и вовсе может быть расторгнут.

Между тем, новый скандал вокруг «Зенит-Арены» вызвал шквал обсуждений. Так, депутат Законодательного собрания Санкт-Петербурга Алексей Ковалев считает, что новый футбольный стадион Северной столице не нужен, как и сам чемпионат мира по футбола.

— В свое время уже предлагал перестать строить стадион и вообще выйти из проекта, когда смета «Зенит-Арены» перевалила за 15 миллиардов рублей.

Ну что это такое? Когда-то генподрядчик обещал уложиться в 14 миллиардов рублей, сейчас стадион стоит почти 40, почти в три раза больше! И я думаю, что будут требовать увеличения сметы и дальше. До Кубка Конфедераций осталось не так много времени, вот и смотрите, успеют ли они достроить стадион в такой ситуации.

Я вообще считаю, что стадион Санкт-Петербургу не нужен, чемпионат мира тоже не нужен, и все эти мероприятия надо перенести на другое поле! — заявил Ковалев Федеральному агентству новостей.

Депутат Законодательного собрания при этом считает, что новый футбольный стадион, рассчитанный на 68 тысяч зрителей, себя не окупит и будет слишком дорог для обслуживания.

— Давайте представим, что стадион построят. Но что мы будем дальше с ним делать? — продолжил Ковалев.

 — Только на эксплуатацию, обслуживание будем тратить в несколько раз больше! В Петербурге такую огромную аудиторию не соберет ни один футбольный матч, на «Петровском» постоянно есть пустые места.

Ну хорошо, может быть, проведем там какой-нибудь рок-концерт, да и то чаша не заполнится. Допускаю, что очень скоро стадион придет в негодность, вместе с раздвижной крышей, лет через десять. Стадион ждет печальный конец!

Знаменитый актер театра и кино Михаил Боярский разделил обеспокоенность строительством стадиона. Хотя при этом артист выразил уверенность, что «Зенит-Арену» сдадут вовремя.

— Мы этот стадион, конечно, построим, но какой ценой? Ведь есть не только материальная сторона вопроса, но и имиджевая, все же понимают, что коррупция, обогатились на стадионе все, а воз и ныне так. Стадион, конечно, достроят, вмешаются самые серьезные силы, и чемпионат мира мы проведем не хуже, чем Олимпиаду в Сочи, — уверен он.

— И все-таки осадок все равно останется. Потому что у нас не будет ощущения, что это народный стадион, что мы сделали это, построив его, и мы будем получать радость от этого и других спортивных событий. Будто бы его делали не для людей, а для себя, эксплуатируя любовь людей к спорту, это печально, — отметил Боярский.

Тем не менее, знаменитый актер считает, что новый стадион Санкт-Петербургу необходим.

— Конечно, стадион нам нужен, ведь на полдороги не останавливаются. Конечно, у меня было предложение снести стадион и поставить вместо него монумент Христу Зараба Церетели, чтобы не было воровства.

Но все же я считаю, что стадион достроить нужно.

Готов ли я помочь в строительстве? Если это поможет, то готов прийти с лопатой, но ведь я не будут воровать, меня туда никто не пустит, — шутливо добавил Боярский.

Футбольный стадион в западной части Крестовского острова начали строить в Санкт-Петербурге еще в 2006 году. С тех пор смета арены неоднократно увеличивалась и достигла 39,2 миллиарда рублей.

Предполагается, что первый тестовый матч без зрителей состоится 1 сентября, а «Зенит-Арену» введут в эксплуатацию в конце 2016 года.

На футбольном стадионе продут матчи Кубка Конфедераций, чемпионата мира по футболу, а также чемпионата Европы-2020

Оставьте комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *