В невском районе петербурга появится офисный небоскреб

22:00, 4 июня

В Петербурге представили концепцию нового небоскреба. Он расположится рядом с «Лахта Центром» и будет в два раза выше. Что еще известно о проекте? И как он может изменить город? Об этом — в репортаже Андрея Федорова.

«Теперь переходим к самой обсуждаемой теме этих дней. «Газпром» планирует построить ещё один небоскрёб у нас в Петербурге. Как говорится, аппетит приходит во время еды. Один построили. Теперь хотят ещё один установить. Где именно, пока непонятно. Но заявление сделано уже официальное. Мы подходим к той действительности, которую раньше нельзя было себе даже представить. Как вам такое устойчивое выражение: «небоскрёбы Петербурга»? Даже язык не поворачивается это произносить. Но это факт. Тема уже обсуждается. С одной стороны, этот дерзкий проект может пойти на пользу городу. Деловая активность с обветшавших дворцов исторического центра города переместится в эти небоскрёбы. Но в то же время, все мы помним особенности нашего города, для которого такое понятие, как небесная линия, возведено почти в ранг национальной идеи петербуржцев. Давайте попробуем просчитать все факторы «за» и «против» этой идеи. Репортаж Андрея Фёдорова». «Медный всадник, Нева и стрелка Васильевского острова. Вот они — открыточные виды привычного многим Петербурга.  Но стоит отойти от центра, и перед нами — город будущего, который скоро дополнит ещё одна башня. Расположится рядом с существующей, будет почти в два раза выше».

Пока представлен лишь концепт, но какой амбициозный! 703 метра, 150 этажей. Новый небоскреб станет вторым по высоте в мире. Совсем немного уступит лишь дубайскому «Бурдж-Халифу».

Авторство за британским архитектурным бюро. Заказчик — «Газпром». Компания, доходы которой в прошлом году рухнули почти в 9 раз. И та, что до сих пор не ввела в эксплуатацию свой прежний объект — Лахта-Центр. Тем не менее, уже мечтает о новом проекте. Вдохновение, по словам председателя правления Алексея Миллера, черпают из космоса.

«Прообразом данной конструкции является квазар, это такое космическое явление красивое. Но при всем том, что конструкция смотрится так, что многие спрашивают: можно ли это построить? Ответ – да, можно. Легко ли это?  Нет! Не совсем. В том, что мы его построим, с точки зрения каких-то инженерных и технических решений, сомнений нет».

При этом «Газпром» планирует не только строительство второго небоскреба, но и поэтапное освоение обширной территории вокруг. По замыслам, здесь должен вырасти финансовый и деловой центр города, как это уже реализовано во многих городах Европы. У англичан есть «Лондон-Сити». В столице Франции — «Ла-Дефанс». В пейзажи итальянского Милана давно вписался «Порта-Нуова».

Представители делового сообщества успокаивают: район небоскребов – это неизбежное развитие города.

«Это будет не просто финансовый центр, а центр деловой активности. Это центр притяжения ресурсов, дорогих рабочих мест, амбициозных молодых людей со всей страны, а, возможно, и со всего мира. Это все новый Петербург. Сюда пришли деньги, сюда пришли мозги, и, это крайне важно, сюда пришли молодые люди. И это все означает, что мы не стоим, мы движемся вперед». «Если сравнивать высоту нового здания с постройками в исторической части Петербурга, то получим такие цифры. Планируемые 703 метра — это почти 6 шпилей Петропавловской крепости, 7 Исаакиевских соборов, 30 зданий Эрмитажа. Кстати, при Николае I самым высоким зданием был именно Зимний дворец. Строить выше него было запрещено».

Царский указ положил начало формированию плоского города и его уникальной «небесной линии». Преобладание горизонталей над вертикалями позже описал академик Лихачёв. А ее изменения, уже 20 лет, фиксирует фотограф Александр Петросян. Результаты — в книге «Крыши и шпили Петербурга». Одним из её главных героев стал первый небоскрёб, масштабы второго автора пугают.

«Вот новый как раз может стать тем самым решающим моментом, который полностью изменит восприятие всей панорамы. Это тревожно. По крайней мере, мы не знаем, как это будет выглядеть и восприниматься, есть опасения».

Если проект реализуется, то выглядеть будет примерно так. Новая высотка вторгнется в открыточные виды и нарушит и без того неустойчивый баланс. С одной стороны, ветшающая историческая часть, с другой — блестящая деловая окраина.

«Думаю, что показать такую картинку нового здания — это не что иное, как попытка отвлечь внимание от самой актуальной сейчас темы, которая тоже связана с «Газпромом» — это Охтинский мыс, где президентское поручение к 1 мая не выполнено, а «Газпром» не может дать никаких внятных ответов. Это попытка переключить людей на обсуждение других сюжетов».

Охтинский мыс — уникальный исторический памятник с остатками трех древних крепостей. И место, где «Газпром» хотел разместить первый небоскреб. Но помешала городская общественность. Сейчас решается судьба археологического музея.

«Обойти закон и построить небоскреб в Петербурге пытались не единожды. Например, еще в дореволюционном городе обсуждался проект высотного дома компании «Зингер» на Невском проспекте. Якобы, изначально, оно задумывалось как точная копия Нью-Йоркской штаб-квартиры – Singer Building. 53 этажа, на тот момент — самое высокое здание в мире».

Вторая попытка сделать город высоким предпринималась уже в Ленинграде. В 50-е, архитекторы только в Московского районе, новом центре города, планировали возвести около 20 высоток. Но не сложилось. Послеблокадный город нужно было восстанавливать, а не строить. Да и деньги все утекали в столицу.

«Строили действительно из «веточек и желудей» 2-х и 3-х этажные дома не из-за того, что такие маленькие домики выглядят классно и здорово. С удовольствием бы строили небоскребы. Денег просто не было. Даже кранов не было, выше трех этажей ты физически не мог строить. Как вручную эти блоки поднять?»

На архитектурный облик Петербурга, в течение трех веков, влияли разные исторические события. Но именно они сформировали этот архитектурный феномен. Тот, который мы не должны потерять. И в вопросе сохранения или развития всегда искать компромисс.

В Невском районе Петербурга появится офисный небоскреб
В Невском районе Петербурга появится офисный небоскреб
В Невском районе Петербурга появится офисный небоскреб
В Невском районе Петербурга появится офисный небоскреб
В Невском районе Петербурга появится офисный небоскреб
В Невском районе Петербурга появится офисный небоскреб
В Невском районе Петербурга появится офисный небоскреб
В Невском районе Петербурга появится офисный небоскреб
В Невском районе Петербурга появится офисный небоскреб
В Невском районе Петербурга появится офисный небоскреб

«Лахта Центр» в Санкт-Петербурге. Удивительные и интересные факты о небоскребе

Самое высокое здание в Европе, самый северный небоскреб в мире, «башня Саурона», «газоскреб» и «кукурузина».

Шпиль в пасмурное время скрывается в облаках, а если гроза, то вся конструкция сверкает как огромная электрическая дуга. Но это внешне.

Внутри у «Лахта Центра», который виден в Петербурге даже с ряда точек на окраинах, еще больше интересного. Мы собрали все ключевые факты о штаб-квартире «Газпрома», от строительства и до экологии.

Чтобы представить себе в воображении некоторые параметонры, которые мы привели ниже, надо сильно постараться. Настолько невероятными они кажутся.

В Невском районе Петербурга появится офисный небоскреб

Адрес, цена, название и прозвища «Лахта Центра»

Назначение небоскреба заключается в том, чтобы служить штаб-квартирой концерна «Газпром». Кроме того, здесь будут работать многочисленные общественные объекты.

Без дефиса. Написание «Лахта Центр» зарегистрировано как товарный знак (регистрация №472056 в ФИПС) именно в таком виде, поэтому правильно писать без дефиса. Высотная улица, дом 1 — такой адрес утвержден городской топонимической комиссией 22 ноября 2018 года.

Санкт‑ПетербургТерритория Лахта — Яндекс.Карты

9 км от исторического центра Петербурга — на таком расстоянии разрешили построить «газоскреб».

Ландшафтно-визуальный анализ проводили три независимые организации: Институт территориального развития, Гидрометеорологический и Политехнический университеты. Данные были вынесены на публичные слушания.

ЮНЕСКО не имел и не имеет претензий к проекту.

120,7 миллиардов рублей потрачено на строительство небоскреба «Газпромом».

Прозвища. Петербуржцы называют «Лахта Центр» «кукурузиной», «газпромбашней», «газоскребом» и «Башней Саурона».

«Лахта» — рабочее название для станции метро. Ее планируется построить к 2025 году.

Хэштеги — #ЛахтаЦентр, #LakhtaCenter, ник в инстаграме — @lakhtacenter.

Официальный сайт — https://www.lakhta.center/

Компания Renaissance Construction являлась генеральным подрядчиком стройки.

В Невском районе Петербурга появится офисный небоскреб

Пара страниц истории

Топоним Лахта произошел от финского слова lahti, что переводится как «залив». Лахта была древним поселением на Финском заливе. Люди появились здесь более 3 тысяч лет назад. В настоящее время это район Петербурга, он включен в черту города с 1963 года.

Петр I построил себе на Лахте усадьбу под названием Ближние Дубки. Легенда гласит, что в ноябре 1724 года он спас утопающих рядом с ней матросов. В итоге сам простудился и 27 января 1725 года умер. В конце XIX века в этих местах появилась часовня «Петровская сосна». К сожалению, ни то ни другое не сохранилось.

«Охта Центр» — именно этот проект предшествовал «Лахта Центру». Небоскреб планировали построить в Красногвардейском районе.

Однако к нему было две жестких претензии: высотка испортила бы исторический облик Петербурга и должна была располагаться на территории памятника «Шведская крепость Ниеншанц».

Валентина Матвиенко, тогда губернатор Петербурга, под давлением общественности согласовала перенос проекта в Приморский район.

В Невском районе Петербурга появится офисный небоскреб

Небоскреб «Лахта Центр» строился с 2012 по 2019 годы. Правда, откроется башня только в 2021 году, сейчас идут отделочные и прочие внутренние работы.

Основные параметры «Лахта Центра»: высота, сколько этажей и другие

С августа 2016 года «Лахта Центр» считается самым северным небоскребом в мире. Что касается Петербурга, то до этой даты самой высокой была телебашня — 326 метра. Ее рекорд держался 55 лет.

В Невском районе Петербурга появится офисный небоскреб

87 этажей и 462 метра в высоту. Всемирный торговый центр для сравнения был высотой 415 метров и 110 этажей. Такое соотношение высоты с этажностью связано с формой и конструкцией башни небоскреба.

На последнем, 86-м, этаже находится обзорная площадка. Она расположилась на высоте 378 метров. По сути, у «Лахта Центра» такая высота и есть — 378 метров.

Далее уже идет шпиль, который не делится на этажи, играя чисто эстетическую роль.

670 тысяч тонн — общий вес здания, если посчитать всю инфраструктуру, остекление и примерное количество мебели и людей. Это в два раза больший вес, чем у всех жителей Петербурга. Как считали и то и другое? Самим интересно.

Общая площадь комплекса составляет 400 тысяч квадратных метров.

2000 автомобилей вмещает подземная парковка. Еще 90 парковочных мест предусмотрено для велосипедистов.

Особенности конструкции

Без крыши. «Лахта Центр» не имеет крыши в традиционном представлении, как нет ее у, допустим, пирамиды или тетраэдра. Здание закручивается вокруг своей оси на 90 градусов, постепенно сужаясь к вершине. Каждая плита поворачивается на 0,82 градуса относительно оси здания. Грани образуют тот самый шпиль и создают эффект закручивания к самой верхушке.

Читайте также:  «Дальневосточные гектары» предлагают выдавать живущим за границей россиянам

Максимум на 46 сантиметров от вертикали отклонит вершину «Лахта Центр» даже сильнейший шторм. Посетители обзорной площадки ничего не почувствуют, потому что «качка» там составит всего лишь 27 сантиметров. Зато узнают об этом технические сотрудники комплекса: здание оснащено GNSS-антенной, она регистрирует любое колебание.

Автоматическую метеостанцию «Лахта Центр» установили буквально в облаках — на высоте 462 метра, на шпиле. С июня 2019 года она записывает основные данные по температуре, влажности, скорости и направлению ветра.

В Невском районе Петербурга появится офисный небоскреб

Пятиугольная звезда — такую форму имеет основание здания. 65 метров получится диаметр воображаемого круга, который можно провести по вершинам звезды.

Протерозойские глины — в эти прочные коренные породы установлен фундамент «Лахта Центра». В месте строительства они находятся относительно недалеко от поверхности.

Коробчатый фундамент имеет окружность диаметром 98 метров. Он располагается на двух подземных этажах. Такая конструкция гарантирует стабильность здания и гармоничную передачу нагрузки в свайное основание.

264 буровые сваи диаметром 2 метра каждая составляют основу фундамента. Сваи погружены в землю на 82 метра. Они буронабивные, то есть их не забивали, а делали прямо в грунте. Сначала выбурили скважину, потом грузили каркас из металла и затем заливали бетон.

Свая — это 220 кубических метра бетона. Кроме того, у нее тяжеленный каркас из стали — 20 тонн. Каждая крепко ввинчена в грунт.

От грунтовых вод сваи защищены огромной стеной из бетона по всему периметру. И это не все. В конструкции есть еще одна подстраховка.

Сваи и их каркасы оборудованы датчиками, они обнаружат любое изменение в положении. Этот мониторинг ведется постоянно.

До 6 баллов по шкале Рихтера — такое землетрясение «Лахта Центр» легко выдержит и выстоит. Хотя, конечно, петербуржцам и в страшном сне не являлась такая сейсмическая активность. Но на всякий случай перестраховались. Для расчетов брались данные региона Карпат.

130 000 м² составляет площадь остекления, в том числе шпиля башни — 72 500 кв.м. Один стеклопакет весит внушительно — 740 килограмм. Строители применили холодногнутое стекло. В нашей стране эта технология использовалась до сего момента всего два раза — на башне «Эволюция» в Москва-Сити и для штаб-здания банка «Санкт-Петербург».

Стекло испытывали особым образом на герметичность: возводят макет, на него льют поток воды, а с винтов самолета моделируют жуткий шторм.

В Невском районе Петербурга появится офисный небоскреб

Нюансы строительства «Лахта Центра»

На грандиозной стройке работало 11 000 человек. В смену выходило 6500 человек. Команда была интернациональная: много русских, итальянцев, сербов, немцев, корейцев, таджиков, узбеков. Все внутренние обозначения дублировались на трех языках: русском, английском и турецком.

На один этаж в среднем вырастал комплекс за каждые шесть дней строительства. Работа шла 24/7.

На строительство ушло около 400 000 м³ бетона.

В Книге рекордов Гиннеса увековечили бетонирование нижней плиты фундамента башни как самую большую беспрерывную заливку бетона в мире. Не останавливаясь, строители залили 19 624 м³ материала. На это ушло 49 часов. Прежний рекорд был превышен на 3000 м³.

Что любопытного внутри «Лахта Центра»?

Офисные войны вокруг кондиционера потеряют всякий смысл в кабинетах небоскреба. Форточек в высотке нет в принципе.

Вместо них так называемыми техническими «форточками» оснастили буферные зоны по всему зданию. Они откроются при определенной скорости ветра и температуре за окном.

Благодаря этому внутри возникает эффект сквозняка, температура соответственно уменьшается, а вместе с ней и нагрузка на систему охлаждения.

Обслуживают здание 102 лифта, пассажирами которых одновременно могут стать 1280 человек. В пересчет на наземный транспорт: 20 вагонов высокоскоростного «Сапсана» вмещают меньше, только 1012 человек. Масштабы чувствуются.

40 лифтов расположены в башне, а она, в свою очередь, имеет 3 транспортные зоны. Нижняя — с 1-го по 32-й этажи, средняя — 31-52 этажи, а также верхняя. Здесь работают 5 двойных лифтов для пересадки.

Время ожидания лифта в час пик, уверяют очевидцы, не превышает 29 секунд, а в некоторых зонах вообще ждать нужно не более 15 секунд. Вертикальный транспорт «летает» со скоростью от 2,5 м/с до 8 м/с.

За 45 секунд домчит до смотровой площадки шаттл. Он едет, не останавливаясь, и скорость хорошая — 8 м/с.

В Невском районе Петербурга появится офисный небоскреб

Угол обзора у гостей смотровой площадки будет 360 градусов. Сейчас это самая высокая из европейских обзорных площадок. Она обогнала Лондон и Куала-Лумпур. На «обзорке» посетитель оказывается над облаками. Открывается вид на весь город, от центра до спальных районов.

В непосредственной близости парк 300-летия Петербурга, Финский залив, стадион «Газпром Арена» (на фото выше), чуть дальше виднеются Петропавловский собор, Ростральные колонны, здание Адмиралтейства, Исаакиевский собор, Троице-Измайловский собор, Смольный собор, Тучков мост, Вантовый мост, Троицкий мост, ЗСД, пассажирский порт «Морской фасад».

Онлайн-камера «Лахта Центра»

Если видео не работает, смотрите онлай-трансляцию с башни на их Ютьюб-канале.

1500 человек одновременно смогут прийти на ланч в «Лахта Центр». Весь общепит находится на пяти уровнях здания. На приготовление блюд ежедневно требуется 100 тонн свежих продуктов.

Братья Березуцкие — известные российские рестораторы. Их самый высокий в Европе панорамный ресторан занимает 75-й и 76-й этажи «Лахта Центра», это 315 и 319,2 метра соответственно. Современная русская кухня, в меню обещают только самое вкусное и уникальное от каждого региона России.

За 24 минуты, так рассчитали эксперты, будет осуществлена полная эвакуация всего здания. Кроме того, в небоскребе предусмотрено пять зон безопасности, предел огнестойкости которых составляет четыре часа.

Так что любой, даже самый маломобильный посетитель, сможет добраться до безопасной зоны за 1-3 минуты.

Ну и вообще здесь работает специальная противодымная защита, комплекс разделен на отсеки, которые позволяют купировать пожар, чтобы не дать ему распространиться.

Экспозиционная площадь научно-образовательного центра составляет более 7000 квадратных метров.

Среди его целей формирование научной картины мира, в частности, базовых представлений о Вселенной, и вообще популяризация науки среди широкой аудитории. В состав центра входит и планетарий с 14-метровым куполом.

Благодаря куполу можно наблюдать звезды в любой нехмурый день на 360-градусной проекции. Вместимость планетария — 100 человек.

Есть еще уникальный зал-трансформер: всего за 10-20 минут он может полностью менять свою конфигурацию и конфигурацию сцены. Легким движением кнопки и приводящих рычагов он превращается в лекционную зону с сиденьями-ступеньками, при необходимости — в театр с оркестровой ямой, становится бальным залом или подиумом. Настоящий хамелеон.

На береговой зоне у «Лахта Центра» построят единственный в Петербурге амфитеатр на открытом воздухе. Смотреть кино одновременно смогут 2000 зрителей.

Принцип систем для мытья окон у небоскребов один – кран и люлька. Но он подходит только для прямых фасадов. Поэтому для «Лахта Центра» пришлось разрабатывать особые решения.

Шпилем займутся промышленные альпинисты. Они будут пользоваться электрическими подъемниками. На Северный и Южный корпус выделены передвижные краны.

Фасады арки обслуживает самоходный коленчатый подъемник.

Чтобы привести в порядок стекла на башне, отводится 94 дня. В бригаде 20 специалистов. Фасады двух корпусов натереть до блеска возможно за 119 дней снаружи и 104 дня внутри. Этим будет заниматься команда также из 20 человек.

В Невском районе Петербурга появится офисный небоскреб

Экологические аспекты

3,1 тысяч тонн отходов в год ожидается от «кукурузины». С такими объемами в силах справиться специальная вакуумная система мусороудаления. Отходы сортируют, измельчают и прессуют.

Никаких посторонних запахов, плесени и тем более насекомых или грызунов. Благодаря системе общий объем подлежащего к вывозу мусора в 20 раз меньше раз, чем был бы при использовании традиционных технологий.

Птицы. Больше всего «Лахта Центру» достается в публичном пространстве за наших пернатых братьев. Говорят, что перелетные птицы не смогут гнездоваться в Лахтинском разливе, а стаи птиц будут врезаться в башню, не сумев ее обогнуть.

Да, вероятность того, что часть птиц не заметит вовремя небоскреб и не облетит его, есть. Но это проблема высотных сооружений вообще.

Орнитологи посоветовали сделать подсветку задания зеленой в пик активности птиц, именно этот цвет они замечают лучше всего.

При этом в петербургском небоскребе нет главной опасности для птиц – зеркальных фасадов. Кроме того, грани-ребра небоскреба, окантовка стеклопакетов сделают его заметным для пернатых. Может, и обойдется.

75% рабочих мест в небоскребе расположены в зонах естественного освещения. Об этом факте всегда упоминают, когда речь идет о влиянии комплекса на экологию. Реже придется включать свет, а значит, удастся снизить энергопотребление. Все как любят те, кто ходит в «Пятерочку» со своим пакетом, чтобы не плодить лишний пластик (и это правильно).

Инциденты, происшествия и OMG-события в «Лахта Центре»

Руфер родом из Новосибирска, смелый и отчаянный парень, летом 2020 года покорил и сам «Лахта Центр» и сердца многих из тех, кто посмотрел его сногсшибательное видео. Он по лесенке залез на самый верх. Без страховки. Вы тоже посмотрите видео (ниже). Но — не повторяйте ????

  • Впрочем, администрация, которая начала проверку события (назвать его инцидентом как-то не получается), уже наверняка предприняла упреждающе-профилактические действия.
  • Кстати, узнать еще больше о «Лахта Центре», увидеть его «вживую» вы можете на этой экскурсии:

«Лахта Центр 2»

«Газпром» предложил построить новый небоскреб в Петербурге высотой 703 м, что сделает его вторым по высоте в мире. РБК Петербург собрал экспертные мнения как против, так и в поддержку этого проекта.

В Невском районе Петербурга появится офисный небоскреб

Эскиз нового небоскреба «Лахта Центр 2» на фоне Петропавловской крепости ( пресс-служба «Газпрома»)

Архитектурная концепция нового небоскреба была представлена в Смольном, на заседании Межведомственного совета по реализации соглашения о сотрудничестве между Санкт-Петербургом и ПАО «Газпром».

«Создание в районе «Лахта Центра» ядра, вокруг которого будет формироваться новый, современный центр, позволит не только сделать шаг вперед во всех сферах городского развития, но и даст возможность сохранить исторический Петербург таким, каким мы его знаем и любим», — заявил глава компании Алексей Миллер.

Читайте также:  Каждый 4-й застройщик в России может обанкротиться

«Проект предполагает создание вертикальной городской среды в форме спиральной башни высотой 703 м, что символизирует неразрывную связь с историей и традициями Петербурга: новаторством, устремлением в будущее. Элегантный шпиль станет еще одним акцентом в панораме, сформированной доминантами различных эпох и движущих сил в развитии города.

Символически эта башня дополнит башню «Лахта Центра» как еще один высочайший образец экоустойчивой высотной архитектуры», — сказал Тони Кеттл, архитектор проекта. В пресс-службе компании сообщили, что к настоящему моменту разработана дорожная карта по реализации проекта.

На уточняющие вопросы РБК Петербург о сроках реализации и месте строительства в «Газпроме» не ответили.

На идею построить в Петербурге новый небоскреб уже отреагировали в городском парламенте. На сегодняшнем заседании депутат Законодательного собрания Борис Вишневский назвал проект «еще более чудовищным, чем первый Лахта Центр».

«Даже не постеснялись выложить картинку, на которой новая башня торчит на фоне Петропавловского собора и рядом с существующей башней.

Этим городскому сообществу брошен открытый вызов», — заявил он с трибуны, призвав других парламентариев защищать небесную линию Петербурга.

Александр Кононов, заместитель председателя Совета Санкт-Петербургского городского отделения Всероссийского общества охраны памятников истории и культуры (ВООПиК):

В Невском районе Петербурга появится офисный небоскреб

«Пока мы можем судить о проекте только по картинкам, которые распространил «Газпром».

Вид 703-метрового небоскреба на фоне Петропавловского собора — объект с такой высотой вторгнется во все исторические виды и панорамы Петербурга. Но не думаю, что это имеет серьезную перспективу на реализацию.

Я думаю, что они и сами это прекрасно понимают. Мне кажется, это сделано специально для отвлечения внимания от ситуации с Охтинским мысом.

Я считаю, что всерьёз тут даже обсуждать нечего, потому что даже конкретного места строительства пока не названо, «где-то на Лахте». Никого проекта строительства тоже нет, просто нарисовали несколько картинок.

К проектной деятельности это пока не имеет никого отношения. Озвучена некая концептуальная идея.

Напомню, что от того момента, когда впервые была озвучена идея строительства первого небоскреба на Охте, до начала реализации проекта прошло почти десять лет».

Феликс Буянов, руководитель архитектурной мастерской «Б2»:

В Невском районе Петербурга появится офисный небоскреб

«Конечно, у этого проекта есть плюсы. Как минимум, он принесет новые крупные инвестиции в город. Пока очень мало информации, но сама идея построить сверхвысокий небоскрёб в Петербурге мне импонирует. Вопрос, где точно планируется строительство, еще будет отдельно обсуждаться.

Когда точно определится его локация, будет можно определить гармоничность его взаимодействия с исторической частью города, наиболее важной для большинства жителей.

И то, как он будет взаимодействовать с новой доминантой, которая уже завоевала свои права и сейчас является одной из визитных карточек Петербурга. На мой взгляд, «Лахта Центр» — это серьезнейший вклад в формирование морского фасада города, и только безумец будет это отрицать.

Тем не менее, определенные потери для центра города «Лахта Центр» принес. К счастью, климат у нас такой, что в пасмурную и дождливую погоду небоскрёб почти не виден.

В Невском районе Петербурга появится офисный небоскреб

Эскиз нового небоскреба «Лахта Центр 2» ( пресс-служба «Газпрома»)

Пока представлены только первые шаги, первые зарисовки, архитектурная концепция здания может еще измениться, всерьез обсуждать ее рано. Но можно сказать, что идея, представленная на рендерах — не новая, в определенной степени вторичная.

Еще лет десять назад архитектор Сантьяго Калатрава проектировал для Чикаго самое высокое здание Америки Chicago Spire (высотой 609,6 метров на 150 этажей — ред). Но проект не был реализован.

Периодически в разных городах что-то похожее анонсируется.

У «Лахта Центр 2» масштаб беспрецедентный, но это-то и интересно. Само существование Петербурга было агрессивным вызовом среде, природе и соседям. Город держит удар, и не зря сотни и тысячи людей сюда стремятся.

Такая дерзкая идея заслуживает внимания и поддержки. Вопрос в том, как ее оформить, насколько она будет эффективна. Важно, чтобы строительство не заморозилось на середине, как строительство высочайшего здания в Саудовской Аравии и Дубае.

Ведь проект очень дорогой и это несет определенные риски».

Мнения спикеров могут не совпадать с позицией редакции

Подготовила: Мария Тирская

Повтор публикации от 26.05.2021

Новости экономики и финансов СПб, России и мира

В Невском районе Петербурга появится офисный небоскреб

16 октября 2018 года было введено в эксплуатацию самое высокое здание Петербурга — «Лахта Центр». До начала строительства место, где соорудили небоскрёб, было дачным посёлком, а последние годы, когда окрестности начали становиться новым деловым районом, их облик и наполнение стали меняться. «ДП» узнал, что нового уже появилось в этом месте и как открытие офиса «Газпрома» повлияет на жизнь этой части Приморского района.

Офисные площади в «Лахта Центре» должны запустить в конце текущего года. Об этом осенью в интервью корпоративному изданию концерна рассказал директор компании «Газпром гражданское строительство» Антон Троянов.

По его словам, помещения компании займут две трети всего небоскрёба. На оставшихся же площадях разместятся спорткомплекс, научно–образовательный комплекс, смотровая площадка, выставочные пространства, планетарий, амфитеатр, магазины, рестораны и кафе.

Их планируют открыть во II квартале 2022 года.

Будет дорого

Как сказано на сайте «Лахта Центра», деловая функция и общественные пространства станут гармоничным дополнением преимущественно спального Приморского района. Впрочем, изменения происходят и сейчас.

По мнению руководителя агентства «Минаков недвижимость» Александра Минакова, Приморский район уже вышел в число топовых в Северной столице.

Этому помимо появления небоскрёба поспособствовало также открытие станции метро «Беговая» и строительство ЗСД.

«Цены на квартиры в самых обычных “панельках” в районе “Беговой” недавно были в пределах 100 тыс. за 1 м2, а сейчас они продаются и по 150 тыс., и по 180 тыс. Для многих людей Приморский район стал синонимом престижного и комфортного места, — рассказал Александр Минаков. — Я думаю, что сотрудники “Газпрома” продолжат селиться здесь».

Помимо самого Приморского района запуск «Лахта Центра» повлияет и на рынок недвижимости в соседних локациях — на Петроградской стороне и Крестовском острове. И там и там — в зависимости от положения — тоже будут жить сотрудники компании, предположила генеральный директор агентства недвижимости ООО «Реал Инвест» Зося Захарова.

С переездом «Газпрома» в новый офис в Приморском районе начнут расти и цены на аренду коммерческой недвижимости.

«Если ситуация с COVID–19 будет развиваться в позитивном ключе, то к сентябрю рынок начнёт возвращаться к тем показателям, которые были до пандемии, по крайней мере процентов на десять он поднимется, а дальше всё будет зависеть уже от того, когда заработает “Лахта Центр”.

Если в декабре действительно “Газпром” переедет, то цены на “коммерцию” поднимутся ещё, — считает Зося Захарова. — Самыми востребованными торговыми площадями будут помещения в самом комплексе “Лахта Центра”, а также у станции метро “Беговая”. И цены там будут расти более активно, чем в среднем по городу».

Пока постоим в пробках

Появляются в районе Лахты и новые дороги. В 2017 году участок Приморской улицы между Лахтинским проспектом и Приморским шоссе превратили в два разворота, ещё один разворот обустроили под Приморским путепроводом. С 2018 года прокладываются Высотная и Воздушная улицы у подножия «Лахта Центра».

Ведётся строительство нового участка Шуваловского проспекта от Мебельной улицы до Славянской, что поможет связи с кварталами новостроек Северо–Приморской части. Также АО «Петербургские дороги» разработало проект двух эстакад над Лахтинской гаванью.

Дорожный отрезок проложат и от дороги в Каменку до Приморского проспекта.

«Вместе с открытием “Лахта Центра” следовало бы подумать и о каком–то магистральном общественном транспорте от метро, возможно на выделенной полосе.

Это может стимулировать людей меньше ездить на машинах и, соответственно, разгрузить трафик, — объяснил эксперт по пассажирскому автотранспорту Ассоциации транспортных инженеров Владимир Валдин.

— В идеале было бы ещё и продлить до “Лахта Центра” трамвайную линию».

Помимо городского и личного транспорта до «Лахта Центра» можно будет добраться и на электричке. Остановка появится на Сестрорецком направлении Октябрьской железной дороги. К территории «Лахта Центра» можно будет попасть через подземный пешеходный тоннель с лифтами для людей с ограниченными возможностями.

«Эта платформа станет реально нужной, когда будет запущен маршрут городской электрички из Ораниенбаума в Сестрорецк и Белоостров. Но это будет нескоро — ОАО “РЖД” поставило этот проект в инвестиционный портфель на 2027–2030 годы», — говорит Владимир Валдин.

Селфи на фоне башни

Помимо крупного офисного и общественного центра небоскрёб в Лахте должен стать и точкой притяжения для туристов.

Впрочем, уже сейчас многие гости нашего города, как и сами петербуржцы, приезжают посмотреть на «Лахта Центр» и сфотографироваться на его фоне.

Наряду с собственной инфраструктурой проекта в обозримом будущем поблизости появится несколько точек притяжения, которые сделают район ещё более привлекательным.

Одна из них — культурно–исторический центр «Парусник “Полтава”», инициатором создания которого также выступил «Газпром». Под объект власти отдали участок напротив дома 163 по Приморскому проспекту. В специально оборудованной гавани установят реплику корабля петровских времён, а вокруг оборудуют большой причал.

В состав комплекса войдут павильоны для постоянной экспозиции и выставок, откроются кафе и сувенирные магазины. Работы предполагается завершить в 2022 году.

На территории от Лахты до Лисьего Носа планируется создать и новую туристическую зону. Рекреационный кластер «Северное побережье Невской губы» займёт площадь 603 га. По информации комитета по туризму, там будут обустроены экотропы, мониторинговые станции и визит–центры для оказания помощи туристам.

«В определённом смысле “Лахта Центр”, несомненно, является новой петербургской достопримечательностью.

Наличие одной лишь смотровой площадки на высоте 360 м — уже серьёзный аргумент для визита: увидеть город с высоты облаков очень заманчиво, — говорит директор туристической компании “Финистерра” Юлия Грабарь.

— В целом идея развития не слишком доселе привлекательной в туристическом смысле территории достаточна хороша. И выставочный док для парусника “Полтава”, и экогалерея — прекрасные темы для привлечения внимания и горожан, и туристов. И это нормальное развитие событий».

По мнению Юлии Грабарь, пример парижского района небоскрёбов Дефанс, рискованного архитектурного эксперимента, который сумел стать одной из достопримечательностей французской столицы, ежегодно привлекающей миллионы туристов, показывает, что при грамотном подходе современная туристическая зона становится частью городской среды. И даже определённой доминантой. Субъективная иррациональная неприязнь со временем проходит, а объективная востребованность подобного района уже доказана на практике.

Выделите фрагмент с текстом ошибки и нажмите Ctrl+Enter

Читайте также:  Итоги I квартала 2018 на вторичном рынке жилья России

Обсуждаем новости здесь. Присоединяйтесь!

Что не так с новой башней Газпрома в Петербурге? Отвечают эксперты

На этой неделе стало известно, что Газпром собирается построить в Петербург вслед за «Лахта-центром» новую башню — 700-метровое здание. Рассказываем, что думают по поводу новой высотки архитекторы, критики и краеведы

703-метровое здание будет построено в Приморском районе Петербурга, на берегу Финского залива, рядом с другой высоткой Газпрома — «Лахта-центром». Компания сообщила о том, что новая башня будет вторым по высоте зданием в мире. Архитектором сооружения станет Тони Кеттл.

«Проект предполагает создание вертикальной городской среды в форме спиральной башни высотой 703 м, что символизирует неразрывную связь с историей и традициями Петербурга: новаторством, устремлением в будущее.

Элегантный шпиль станет еще одним акцентом в панораме, сформированной доминантами различных эпох и движущих сил в развитии города.

Символически эта башня дополнит башню „Лахта-центра“ как еще один высочайший образец экоустойчивой высотной архитектуры», — рассказал архитектор.

Глава Газпрома Алексей Миллер сообщил, что строительство здания станет «продолжением традиций Санкт-Петербурга», и провел параллели с Петропавловской крепостью, которая стала в 1703 году одним из самых высоких зданий мира.

Судя по видео проекта, представленному Газпромом, новую башню будет отчетливо видно из центра.

При этом первая башня «Лахта-центра», построенная в 2018 году, до сих пор не введена в эксплуатацию: в здании продолжаются внутренние работы.

В частности, в прошлом декабре сообщалось, что Газпром расторг договор с подрядчиком, «Газстройпромом», а в самой башне отсутствует мебель и инженерные коммуникации.

По словам директора компании «Газпром гражданское строительство» Антона Троянова, офисные площади в «Лахта-центре» запустятся в конце 2021-го.

Изначально Газпром планировал построить небоскреб в устье реки Охты, поблизости от центра, но проект был раскритикован градозащитниками и вызвал возмущение в ЮНЕСКО. В итоге строительство башни было перенесено на северо-западную окраину города.

Что думают о новой башне архитекторы, критики и краеведы?

Григорий Ревзин

Искусствовед и архитектурный критик, журналист, колумнист

— Обсуждать это в терминах «проекта» нелепо, это картинка, на изготовление которой уходит минут тридцать, хотя, конечно, я верю, что автор мог искать образ годами. Но даже идея проекта предполагает минимальную проработку вопросов о том, можно ли это так построить и что там будет находиться.

Пока на вопросы не отвечают никак, это образ, лишенный функционального и инженерного содержания.

Рассказ Тони Кеттла о том, что это «вертикальная городская среда с соблюдением всех требований экологии» — это образец незамечательной архитектурной демагогии, но, в принципе, синоним ответа «вообще не знаю, что там будет находиться, все будет как в городской среде».

Тем не менее это декларация о намерениях заказчика, города и автора. Я бы сказал, город и заказчик нашли друг друга, и характерно, что решение анонсировано не в городских структурах (типа на Градсовете), а на согласительной комиссии города и Газпрома.

Небоскребы — это производное или цены территории, или комплекса неполноценности. В данном случае второе, и два раза. Газпром: «Мы великая мировая компания, а нас уважают на уровне крупной региональной».

Петербург: «Мы великий глобальный город и думаем про некоторых, что они могут нас посчитать провинциальными, так мы вместе им вставим вот эту палку».

Одно градостроительное замечание: в Петербурге нет профессионального плана развития, он развивается органично, то есть как придется. Но стоило бы заметить, что один небоскреб может быть, а два рядом — так не бывает, их должно быть 30–40.

Заявка Газпрома на второй небоскреб — это заявка на развитие Лахты по принципу [Москвы-]Сити, и если органическое развитие соединится с некоторым экономическим фартом, то «как придется» означает, что придется именно так.

Если бы в городе слушали собственных профессионалов, имело бы смысл поставить вопрос о том, насколько город готов к такому пути.

Не рассчитывая на то, что мое мнение в Петербурге может быть кому‑то интересно, замечу, что со стороны этот путь выглядит очень странным. Он придуман для Дубая или Гонконга, это, конечно, морские города, но строились они на голом месте.

Издалека кажется, что Петербург — это окно в Европу, город с большой историей и наследием, которое не удается освоить, ­там сотни исторических зданий стоят как бы после голода и разрухи, но развиваться он считает нужным не по европейскому, а по азиатскому треку.

К истории они относятся замечательно: небоскреб, сообщает Газпром, это знак величайшего уважения к историческому наследию, поскольку в нем 703 метра высоты, а город основан в 1703 году. Как турист скажу, что четко опознаю это как китайское рассуждение.

Китайские экскурсоводы только так и высказываются, подозреваю не от себя, а пересказывая корпоративные пресс-релизы. Я, кстати, предлагаю проверить будущее градостроительное решение по фэншую, мне кажется, у этого учения в городе большое будущее, тем более что иная градостроительная мысль тут, видимо, как‑то увяла.

Тони Кеттл — архитектор, сбежавший из RMJM (британское архитектурное бюро, имеющее офисы по всему миру. — Прим. ред.) и захвативший с собой в новую собственную фирму заказ Газпрома. Это несколько портит его репутацию в Англии.

Однако корпоративный дух RMJM он сохранил в том смысле, что такие большие архитектурные фирмы ничего не хотят сказать от себя, замысел, ответственность и слава — это все заказчик, наше только исполнение. Тем не менее исполнение не без фиги в кармане. Тони Кеттл усвоил один из приемов веселого постмодернистского умонастроения.

Он относится к архитектуре как бы не всерьез, без мессианства, а к архитектору — как к клоуну для развлечения региональных элит. Проект своей самой известной предшествующей работы — шлюза для прогулочных корабликов в Шотландии, «Фолкеркское колесо», — он создал из позаимствованного у дочери конструктора «Лего».

Проект нового небоскреба — это увеличенная елочная игрушка, стеклянная спиралька-колокольчик. Очень красивая и популярная висюлька, а огоньки в ней так и играют! И город, и Газпром должны быть в восторге, как я понимаю. Мы, конечно, не Зимбабве, но это прекрасный сюжет для Ивлина Во. Источник

Директор архитектурной школы МАРШ

— К новому проекту небоскреба отношусь отрицательно. В Петербурге постройка абсолютно неуместная и бессмысленная с экономической точки зрения. Это исключительно воплощение амбиций заказчика.

Петербург ставит себя в ряд азиатских городов, где продолжается соревнование небоскребов: Дубай, Куала-Лумпур и т. д.

Кроме того, если будет две башни, то почему не появиться третьей или четвертой? Одну башню можно считать неудачным экспериментом — как башню Монпарнас в Париже. Две — это уже серия.

С архитектурной точки зрения этот проект слабый, рассчитанный исключительно на внешний эффект. Спиральных небоскребов уже много повсюду, архитектура глубоко вторична и только подчеркивает провинциальность затеи.

Архитектурному образу города башня повредит несомненно: даже на очень приблизительных визуализациях, которые публиковались, шпиль входит в панораму центра города рядом с шпилем Петропавловского собора.

Главное, что остановиться на одной высотке будет трудно.

Надеюсь что проект не будет реализован, хотя, вспоминая историю «Лахта-центра I», можно предположить, что сейчас противостоять ему [новому проекту] будет сложнее, тут же станешь экстремистом, разжигателем и иноагентом.

Краевед, писатель, журналист

— Идея спорная. Где два небоскрёба — там Сити. Мы хотим жить в Абу-Даби? У нас европейский город удивительной сохранности. Небоскребы характерны для США и Азии. Башня в Петербурге — как косуха на филармонической старушке.

Архитектор в бюро MLA+, автор телеграм-канала «Клизма романтизма»

— К «проекту» отношусь максимально несерьезно. Скорее не как к реальной проектной инициативе, а как к информационной бомбе, призванной отвлечь внимание от какой‑то другой темы, о которой, возможно, нам только предстоит узнать.

Ущерб облику города не главная проблема в данном случае. Башня уже построенного «Лахта-центра», к примеру, хоть и видна на открыточных городских панорамах, но лично мне не мешает любоваться городом, а порой и вовсе кажется, что она обогащает его силуэт.

Гораздо существеннее другое: ключевыми фигурами, которые формируют новый образ крупнейших городов России, служат добывающие компании — точь-в-точь как в старые добрые 1990-е, когда нефтегазовая зависимость еще не была столь постыдным явлением.

Что олицетворяет собой эта отрасль, создающая новые архитектурные доминанты города? Какие ценности символизирует отрасль, гиганты которой собираются, к примеру, застроить Охтинский мыс со всеми его археологическими сокровищами? Как эта отрасль содействует ценностям экологического прогресса, устойчивого развития, ответственного производства, альтернативной (неуглеродной) энергетики? Она им попросту противоречит. А следовательно, если уж строительство и правда необходимо, кажется разумным для таких целей выбирать менее навязчивую, более скромную и неброскую архитектуру, и не предлагать для строительства лучшие фрагменты городского пространства, которые у всех на виду. Хочется, чтобы новыми символами города становились культурные центры, образовательные учреждения, научные комплексы, а не штаб-квартиры и офисные центры добывающих компаний.

Это сложно назвать проектом. Скорее мы имеем дело с концептуальным наброском, предмет которого безнадежно устарел в эстетическом, символическом и нарративном плане. Похожую архитектуру охотно продавали на Ближнем Востоке и Китае лет пятнадцать-двадцать назад, для Петербурга 2020-х такая постройка станет настоящим позором.

Появится ли третья, четвертая башня? Для начала надо поверить во вторую. Расширение комплекса газпромовской стройки не исключено, но в представленном виде концепция лично мне не представляется реалистичной.

Думаю, что идея не будет реализована. Вряд ли кто‑то заинтересован в том, чтобы «игла» превратилась в гвоздь в крышке гроба газпромовской репутации.

Архитектурный критик

— К новой высотке я отношусь как к очередному яркому проявлению отсутствия у города внятной стратегии развития, хорошо выстроенных отношений с компаниями, которые находятся в городе, и понимания собственных приоритетов.

Это очень большой ресурс, вложенный непонятно во что — неясно, какую непосредственную выгоду это принесет городу: что получит от башни Петербург, что получит Газпром? Это эффектная игрушка, на которую будет потрачено очень много денег без очевидной пользы для всех сторон.

Меня пугает бесконечное обсуждение облика города. Помимо него, у города есть ощущение, экономика и много другого — а мы бесконечно обсуждаем лишь облик. Это само по себе мне кажется опасностью.

Я думаю, что башня не повредит облику — скорее всего, скажется на нем нейтрально.

Другое дело, мне кажется, она подчеркнет колоссальный социальный разрыв — между высокотехнологичной высоткой и рассыпающимся старым центром.

Я не знаю, будет ли идея реализована. Это, знаете, как монетка — орел и решка. Все будет зависеть от обстоятельств, которые могут быть связаны не только с этим проектом, но и с экономикой, политикой в России, городской политикой и так далее. Давать прогнозы невозможно, но при этом я не считаю, что проект заведомо нереализуем: у Газпрома есть деньги и решимость.

Архитектор, выпускник программы «Архитекторы.рф»

Думаю, новая высотка вызовет еще больше критики, чем первый небоскреб Газпрома. И в этот раз к специалистам и градозащитникам присоединятся люди с улицы. И дело не в эстетике: экономический и социальный кризис не время для имиджевых проектов.

Это не вопрос эстетики, а скорее экономики, экологии и здравого смысла. Не так давно правительство Китая запретило строить небоскребы выше 500 метров.

Сейчас принято мериться не высотой здания, а сертификатами LEED, крутое здание — это здание, которое что‑то дает городу и обществу.

Думаю, здание высотой 700 метров значительно повлияет на панораму Санкт-Петербурга. Например, шпиль Петропавловской крепости просто пропадет на фоне такой громады, пусть и расположенной очень далеко.

Думаю, текущий дизайн не реализуют. Концепт выглядит слишком наивно. Видимо, в руководстве Газпрома решили встряхнуть инвесторов. Но, с другой стороны, как еще отметить ввод в эксплуатацию многострадальной ветки «Северного потока», если не строительством нового небоскреба? Такой «фак» всему миру, типа: «Смотрите, мы сделали это! Нас не остановить».

Оставьте комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *