В Москве решение о переселении будет принимать большинство жильцов дома

В Москве решение о переселении будет принимать большинство жильцов дома

Для ответа на вопрос: какую квартиру дают при сносе дома, необходимо, прежде всего, учитывать то, на каком основании жильцы занимают квартиру в доме под снос – на праве собственности или по договору найма, социального найма.

Если Вам необходимо узнать, какую квартиру дают при сносе дома, и на что Вы можете рассчитывать при переселении из пятиэтажки, обращайтесь к нам по телефонам: (495) 790-54-47

При переселении из пятиэтажек собственников квартир с ними заключается договор мены, предусматривающий обмен ранее занимаемой квартиры на новую.

С собственником также может быть заключен договор о предоставлении ему компенсации (возмещения) за изымаемую квартиру. Согласно законодательству города Москвы возмещение в денежной форме возможно только с согласия собственника квартиры.

При отсутствии такого согласия собственник вправе получить возмещение в натуральной форме (то есть квартиру).

Собственники, которых волнует вопрос – какую квартиру дают при сносе дома, могут быть уверены, что при переселении из пятиэтажек им будет предоставлено в собственность иное жилое помещение с тем же количеством комнат и с общей площадью, которая не может быть менее общей площади изымаемого жилого помещения.

В Москве решение о переселении будет принимать большинство жильцов дома

Волнуясь по поводу того, какую квартиру дают при сносе дома, москвичи более всего опасаются быть переселенными в удаленные районы с плохой транспортной доступностью и малоразвитой инфраструктурой.

Закон города Москвы № 21 от 31.05.2006 года гарантирует гражданам при выселении из сносимых домов сохранение района проживания.

Районом проживания в указанных случаях является район, в котором расположен сносимый дом и примыкающие к нему районы (в пределах одного административного округа).

Исключение сделано для жителей домов, расположенных в Центральном, Зеленоградском, Новомосковском и Троицком административных округах. Там переселение из пятиэтажек влечет предоставление жильцам квартир в пределах всего административного округа.

В Москве решение о переселении будет принимать большинство жильцов дома

Насколько же законны такие утверждения чиновников и насколько обоснованны претензии граждан, не согласных с тем, какую квартиру дают при сносе дома?

По этому поводу мнение юриста таково.Закон гарантирует гражданам при переселении из пятиэтажек получение равнозначного жилого помещения. При этом равнозначным, согласно вышеуказанному Закону, является помещение, имеющее то же количество комнат и общую площадь не менее, чем была в квартире, занимаемой ранее.

Согласно этой норме, действительно, получается, что власти Москвы предоставляют гражданам вполне законные варианты.

Однако при определении «равнозначности» предоставляемого жилого помещения не учитывать место расположения обеих квартир – занимаемой и предоставляемой – является грубым нарушением законных интересов собственников квартир.

В Москве решение о переселении будет принимать большинство жильцов домаЕсли Вы считаете, что предоставленное Вам жилье нарушает Ваши права и законные интересы, Вы можете обратиться за консультацией к нашим специалистам по вопросам переселения из пятиэтажек и иных домов, подлежащих сносу. МЫ ответим на Ваши вопросы. Звоните по телефонам: (495) 790-54-47

Расположение жилого дома, его близость к объектам инфраструктуры, удобство транспортного сообщения являются важнейшими потребительскими свойствами квартиры. И не учитывать эти факторы при определении «равнозначности» квартир при переселении из пятиэтажек означает явное нарушение прав собственников жилья.

Защита права собственности гарантирована нормами законодательства, включая конституционные нормы. Право на жилище находится под особой защитой.

Следовательно, при переселении из пятиэтажек принудительная смена собственником места проживания с ухудшением условий проживания (на которые влияют транспортная доступность, уровень развития социальной инфраструктуры, удаленность от станций метро) незаконны и недопустимы.

Таким образом, собственники жилья, справедливо недовольные тем, какую квартиру дают при сносе дома, которые вопреки своему желанию вынуждены переселяться из обжитых и развитых районов в строящиеся районы с неудобной транспортной доступностью или удаленные от станций метро, имеют полное право бороться за защиту своих законных интересов при переселении из пятиэтажек.

В Москве решение о переселении будет принимать большинство жильцов дома

Юристами и адвокатами МОО «Правовая защита» за более чем 15-летнюю деятельность накоплен большой опыт работы по защите прав граждан при переселении из пятиэтажек и иных домов, подлежащих сносу. Целью нашего взаимодействия с жильцами домов, подлежащих сносу, является недопущение нарушений законодательства и получение гражданами жилья, которое соответствует их законным интересам.

Если Вы недовольны тем, какую квартиру дают при сносе дома, и Вам необходима защита Ваших законных интересов при переселении из пятиэтажек, обращайтесь к нам по телефонам:(495) 790-54-47. Мы приложим весь имеющийся у нас опыт и профессиональные знания для защиты Ваших прав.

Ольга Синельникова@Правовая защита

В свао жители отказываются переезжать в реновационный дом, построенный рядом с железной дорогой | новости общества

В районе Марьина роща жители дома № 9 по улице Анненская отказываются переезжать в дом, построенный по программе реновации

По словам москвичей, их не устраивает его место расположения – жилое здание построено в 39 метрах от действующей железной дороги по адресу: 1-й Стрелецкий проезд, вл.18. 

В беседе с журналистом «Московской газеты» жительница дома № 9 по улице Анненская Наталья Коковина рассказала, что изначально людям предлагали выделить стартовые площадки недалеко от их дома: ул. Шереметьевская, вл.31, и ул. Анненская, вл.6. Однако, по словам москвички, в ноябре в СМИ появилась информация о том, что жильцы должны будут переехать совсем по другому адресу.

«Мы знали, что на 1-м Стрелецком проезде, вл.18, идет строительство реновационного дома, но не могли предположить, что для нас. Мы не хотим переезжать в новый дом. Он построен не в жилом квартале, как обещано по программе реновации, а среди бизнес-центров, гаражей.

Например, рядом с нашим нынешним жильем находятся школа, детский сад, недалеко поликлиника, и мы не испытываем проблем с парковкой личного транспорта, что нельзя сказать о том адресе, куда нам предлагают переехать.

Кроме небольшой детской площадки, четырех парковочных мест на улице и подземного паркинга за отдельную плату, возле дома ничего нет.

Плюс в непосредственной близости от жилого здания проходит железная дорога, и в ближайшее время там откроют пересадочную станцию «Марьина роща». Никакой это не комфорт-класс!» — рассказала Наталья Коковина.

В Москве решение о переселении будет принимать большинство жильцов дома

Собеседница издания сообщила, что жильцы готовы уступить очередь другому дому и дождаться переселения на одну из близлежащих стартовых площадок. В связи с этим, инициативная группа жителей дома №9 по Анненской улице направила обращение в префектуру Северо-Восточного округа Москвы с просьбой пересмотреть очередность переселения, чтобы избежать выхода из программы реновации.

По словам архитектора, почетного строителя города Москвы Алексея Кротова, согласно СанПиНу, жилые дома нельзя строить на расстоянии менее 100 м от действующей железнодорожной ветки, а в случае установки шумозащитного экрана допускается строительство на расстоянии 50 м. При этом, как отметил эксперт, зона железной дороги – это не только шум, от которого даже экранами бывает трудно защититься, но и вибрация. 

«В санитарно-защитной зоне строить жилые здания нельзя. Некомфортным будет как одноэтажное, так многоэтажное жилье. Последнее особенно, потому что амплитуда колебания будет значительно больше. Более того, нас убеждают, что если установить шумозащитные экраны, то шума якобы не будет. Это заявление от лукавого: многоэтажное жилье выходит за зону экрана.

Не спасает такая защита и от вибрации от слова совсем. Это не то что некомфортно, это может быть вредно для здоровья человека. То, что низкочастотные колебания очень вредны для живых организмов, было доказано еще в середине прошлого века, — говорит Алексей Кротов.

— Вообще необходимо было между железной дорогой и жильем благоустроить большие защитные полосы с высокими деревьями — парковую зону для того, чтобы максимально снизить негативные воздействия на эти жилые дома. Также ни в коем случае нельзя строить на этом месте высокие здания, только низкие, до пяти этажей, но при наличии санитарно-защитной зоны и зеленой полосы.

Тогда еще можно как-то сгладить эту ситуацию, а вот если жилье высокое, больше 10 этажей, то вы уже ничем не спасетесь». 

В Москве решение о переселении будет принимать большинство жильцов дома

По мнению юриста, представителя общественной организации «Московская группа защиты прав москвичей при реализации программы реновации» Клима Лихачева, участники программы реновации вправе самостоятельно определять пределы своего участия в программе. Он пояснил, что возможность выхода из программы предусмотрена законом, в том числе и в случае, если предлагаемый для переселения реновационный дом не отвечает ожиданиям граждан. 

Чаще всего жителей интересует дата переселения

В Москве решение о переселении будет принимать большинство жильцов дома

Общественный штаб по контролю за реализацией программы реновации продолжает информировать и помогать участникам программы. Об итогах работы за три месяца этого года рассказал председатель штаба, президент НИУ МГСУ Валерий Теличенко.

— Валерий Иванович, сколько обращений поступило в штаб с начала года? Какие вопросы самые частые?

— За три месяца 2021 года общественный штаб принял около 7,5 тысячи обращений жителей, в том числе на приемы обратилось почти 400 человек. Самыми популярными вопросами остаются вопросы о дате переселения, порядке предоставления жилых помещений и стартовых площадках.

Жители хотят знать, где будет построен новый дом, какие будут созданы новые объекты инфраструктуры, какой будет улично-дорожная сеть.

Москвичей интересуют вопросы докупки дополнительных квадратных метров, возможности разъезда, а также то, как они узнают о начале переезда в новый дом.

Были обращения от жителей домов, информация о переселении из которых должна была быть опубликована не позже конца первого квартала 2021 года. Ранее по этим домам не было решения, и москвичи с нетерпением ждали публикации официального документа, который вышел в середине февраля.

Читайте также:  В i квартале 2016 года вторичка сильнее всего подорожала в чечне

— Нередко в штаб обращаются участники программы с уникальными проблемными случаями. Не могли бы вы вспомнить один из последних таких примеров? Удалось ли помочь людям?

— Были обращения по порядку оформления доверенности от собственников, проживающих за границей, на представление их интересов при переселении, в том числе на представление интересов несовершеннолетних собственников.

Люди просили разъяснить, как правильно оформить доверенность, какие формулировки в них обязательны. Особенно этот вопрос стал актуален в период пандемии, когда границы закрылись и нет возможности приехать для оформления документов на квартиру в новом реновационном доме.

Безусловно, они получили разъяснения по всем интересовавшим их вопросам.

— Недавно штаб изменил свой логотип. С чем это связано? Что теперь в нем отражено?

— Во-первых, общественный штаб по реновации был создан по инициативе Общественной палаты Москвы и изначально логотипы организаций перекликались. Во-вторых, программа реновации развивается, а наш старый логотип не отражает ее сути.

Было принято решение создать новый, но чтобы его цвета соответствовали цветовой гамме логотипа столичной Общественной палаты. Новый логотип состоит из трех элементов, символизирующих три этапа реновации.

Вместе с двумя элементами белого цвета между ними они создают ассоциацию с пятиэтажным домом.

— Программа реновации реализуется уже не первый год, а вопросы у жителей до сих пор остаются, причем зачастую банальные. С чем это связано?

— Информирование жителей, безусловно, важный элемент реализации программы реновации.

Столичные власти стараются широко освещать программу в СМИ, в районах создают центры информирования по переселению, развивают новый электронный суперсервис «Помощь при переезде в рамках программы реновации» на портале mos.ru.

Однако люди зачастую не вникают в нюансы программы, пока переселение не касается их лично, тогда они начинают искать информацию по интересующему их вопросу. И здесь главное — обращаться к первоисточнику: к законодательству, к официальным сайтам органов власти.

За достоверной информацией и консультацией также всегда можно обратиться и к нам, в общественный штаб. В начале старта программы реновации в соцсетях активно публиковали информацию о том, что по программе реновации всех выселят за МКАД. И некоторые люди верили этому. Поэтому я призываю не доверять сомнительным сайтам и слухам.

— По вашим наблюдениям, много ли желающих докупить жилплощадь при переезде? Речь в основном идет о переезде из «однушки» в «двушку» или из «двушки» в «трешку»?

— Жители проявляют большой интерес к докупке — это один из популярных вопросов, с которым обращаются к нам в общественный штаб, поскольку с помощью докупки можно улучшить свои жилищные условия, оставаясь при этом в своем районе проживания.

Докупить квадратные метры можно либо в момент переезда, либо в течение двух лет после. Кто-то хочет купить квартиру для своих родителей, чтобы они жили рядом. Кто-то хочет разъехаться с родственниками и вместо «двушки» взять две «однушки». Ситуации у всех разные.

Для оплаты можно использовать собственные и кредитные средства, жилищные субсидии и сертификаты, а также материнский капитал.

— Увеличилось ли количество обращений после озвучивания этапов переселения домов по реновации? Много ли желающих «передвинуть» свой дом поближе?

— Количество обращений действительно увеличилось. Особенно это было заметно в августе прошлого года, после того как был опубликован приказ об этапах реализации программы реновации. Люди хотели узнать не только этап переселения, в который попал их дом, но и точный адрес новостройки, куда их переселят, хотя это невозможно узнать заранее.

Наши сотрудники разъясняют, что при принятии решения о включении дома в тот или иной этап учитывается множество факторов, которые позволят осуществлять волновое переселение. Среди них — соблюдение требований градостроительного проектирования, строительных норм и правил, размещение коммуникаций, наличие свободных земельных участков в квартале и многое другое.

Это большая работа.

Переселение по программе реновации стартовало в Чертанове Южном

Этапы переселения по программе реновации в Москве

  • Сколько занимает времени переселение одной пятиэтажки? Процедура переселения всех жителей одного дома по программе реновации на практике занимает не более девяти месяцев. Этот срок, установленный законодательством, включает 90 дней на рассмотрение проектов договоров. При этом заключить их можно в любое время в течение всего периода. Случается, что отселение дома может занять меньше времени. Но это не значит, что все жители отселяемого дома должны ждать восемь месяцев для получения новых квартир и переезда в них. Граждане вправе оформить документы на предоставленную равнозначную площадь сразу после ее предложения и осмотра.
  • Почему программа разделена на этапы? Это связано, во-первых, с отсутствием нужного количества стартовых площадок для одновременного переселения жителей всех домов, включенных в программу реновации. Во-вторых, со спецификой организации строительства в крупных городах.Средняя продолжительность этапа составляет от четырех до пяти лет. На проектирование и строительство необходимо ориентировочно три года, еще примерно 10 месяцев — на переселение жителей. После полного отселения жилого дома и вывода его из эксплуатации начинается подготовка к сносу.
  • Свободные земельные участки есть у домов, вошедших только в первый этап программы реновации. Уже после сноса домов первого этапа появятся свободные участки для новых домов второго этапа, а потом и третьего. Работа над этапами и сроками переселения потребовала серьезных расчетов, при их составлении учитывался не только объем жилищного строительства, но и многие другие факторы. В частности, есть ли свободные земельные участки в пределах квартала, максимально приближенные к домам, включенным в программу реновации; есть ли возможность предоставления вариативности и докупки жилой площади при переселении, в том числе с учетом демографического прогноза; хорошая ли транспортная доступность и будут ли обеспечены будущие жители строящегося объекта машино-местами. Кроме того, учитывались возможность отключения c наименьшими затратами сносимых домов от сетей инженерного обеспечения, питающих опорную застройку (наличие транзитных магистралей), возможность разместить на месте сноса переселяемых домов стартовые площадки второй волны переселения для ускорения реализации программы, возможность организации на месте сноса более благоприятной городской среды с размещением зон отдыха, детских площадок, объектов сопутствующей инфраструктуры, с проведением на завершающем этапе комплексного благоустройства. По оценкам специалистов, жители домов, которые попали в первую волну переселения, несколько выигрывают во времени. Однако переезжающие в рамках второго и третьего этапов получат более широкие возможности переезда и выбора квартиры в домах ближе к месту привычного проживания за счет строительства жилья на месте снесенных объектов первого этапа.
  • Какие преимущества будут у тех, чьи дома вошли во второй и третий этапы программы? Переезжающие в рамках второго и третьего этапов получат более широкие возможности переезда и выбора квартиры в домах ближе к месту привычного проживания за счет строительства жилья на месте снесенных объектов первого этапа. Кроме того, на втором и третьем этапах строится больше социальной инфраструктуры и нежилых объектов для комфортного проживания. Стандарты неизменны для всех этапов реализации программы.
  • Чем будет отличаться застройка на первом и остальных этапах? Стандарты реновации не зависят от этапов и не меняются. На втором и третьем этапах формируются урбанблоки — это дома сложной конфигурации с внутренними дворовыми территориями без машин и комфортной средой обитания. Переселение планируется осуществлять по большей части внутри кварталов реновации с минимальным расстоянием до дома, в котором участники программы жили раньше. Также на втором и третьем этапах будет строиться больше социальной инфраструктуры и нежилых объектов для комфортного проживания.
  • Может ли меняться очередность переселения домов? Да, очередность может меняться как в одну, так и в другую строну. Это связано с получением различных разрешений и согласований, форс-мажорными обстоятельствами, связанными со строительством. Вероятность оказаться во втором этапе, а не в третьем тоже есть, поскольку под стартовые площадки активно вовлекаются дополнительные городские территории.
  • Как будет реализовываться этапность переселения (на примере одного из районов)? На территории Донского района разработан и утвержден проект планировки территории квартала 63б. В его границах находятся восемь жилых домов, которые будут переселены в рамках программы реновации. Перечень переездов сформирован исходя из непрерывности организации волнового переселения. На первом этапе планируется переселить два дома. Решение было принято с учетом существующей квартирографии и наличия свободных земельных участков для дальнейшего строительства.
    • После отселения и сноса двух домов из первой волны будет создана стартовая площадка для переселения уже трех домов из второй волны.
    • После отселения и демонтажа трех домов на их месте появится стартовая площадка для третьей волны, куда поедут в соответствии с квартирографией жители оставшихся домов.
    • На месте сноса оставшихся трех домов третьей волны построят объект образования и социальный объект.
  • Почему нет информации, куда именно будут переселять участников программы?

    При разработке проекта планировки территории невозможно учесть все особенности участка, на котором будет строиться дом. Выдается документ — градостроительный план земельного участка (ГПЗУ), который определяет предельные параметры и границы.

    Только после рабочего проектирования (с учетом всех норм и требований) можно установить, сколько будет этажей в доме, какое количество квартир и так далее. Поэтому сегодня говорить о том, куда точно переедут жители, невозможно.

    Кроме того, город продолжает работу по вовлечению дополнительных участков в программу.

    О сроках переезда 103 тысяч жителей, которые проживают в 688 переселяемых домах, будет дополнительно известно по мере утверждения градостроительной документации, но не позднее окончания первого квартала 2021 года.

    Расчет этапов и сроков переселения отражает нашу главную цель — завершить программу реновации в 2032 году, обеспечив москвичей комфортным, безопасным и современным жильем.

  • Возможна ли ситуация, в которой мы с соседями переедем в разные дома?

    Возможна — исходя из переданного ресурса. При этом Департамент старается учесть пожелания жителей. Так, если они изъявят желание, чтобы их новые квартиры располагались в одном доме с их бывшими соседями, Департамент предложит варианты равнозначных жилых помещений при их наличии.

  • Учитывает ли разработанный график желание людей переехать в другой район?

    Одна из главных задач — обеспечить реализацию программы в районе проживания, именно для этого и разрабатывается градостроительная документация, ведется огромная работа по проектированию и строительству именно тех домов, которые позволят переселить жителей из конкретных домов. Остальные решения всегда индивидуальны.

  • Есть ли планы строительства детских садов, школ, поликлиник, синхронизированные с графиком переселения?

    В кварталах реновации создадут качественную и социально ориентированную городскую среду.

    На месте пятиэтажек построят комфортные современные дома, новые школьные и дошкольные объекты образования, поликлиники, спортивные учреждения и культурно-досуговые комплексы.

    Особое внимание уделяется и благоустройству территорий. В кварталах реновации появятся удобные пешеходные зоны, велодорожки, площадки для детских игр и занятий спортом.

    Запланированы посадка новых деревьев и кустарников, разбивка цветников и газонов.

    К каждому району подбираются индивидуальные решения в зависимости от плотности населения, обеспеченности социальной инфраструктурой, транспортной доступности.

    Еще до проведения слушаний проектировщики тщательно изучили потребности местных жителей, проанализировали ситуацию с наличием объектов социальной инфраструктуры, провели мониторинг обращения жителей в социальных сетях. Все это позволило им лучше узнать, в каких именно социальных объектах нуждается тот или иной квартал.

  • Не приведет ли поэтапное строительство новых домов к разрушению уже существующих коммуникаций?

    В ходе реализации программы реновации в городе будет проведена реконструкция сотен тысяч километров инженерных коммуникаций. Для каждого квартала реновации разрабатываются комплексные схемы инженерного обеспечения.

    1. Еще до начала строительства домов они позволят иметь информацию о расположении инженерных сетей и их технических характеристиках на всей территории кварталов реновации.
    2. Таким образом можно будет правильно спланировать подключение домов к инженерной инфраструктуре, ускорить процессы технологического присоединения.
    3. Комплексные схемы инженерных коммуникаций позволят разработать высококачественную проектно-сметную документацию, определить точки присоединения подземных коммуникаций строящихся объектов, значительно уменьшить объемы земляных работ при строительстве.
    4. Это гарантирует жителям современные комфортные условия жизни в мегаполисе: качественную питьевую воду, отвод сточных и ливневых стоков, эффективное использование тепло- и энергоресурсов, позволит исключить подтопление застраиваемых территорий.
  • На какой удаленности от текущего места проживания могут быть построены дома для второго и третьего этапов программы? Они будут построены максимально близко к домам текущего проживания граждан. Настолько, насколько позволяет существующая и планируемая структура района.
Читайте также:  Какой налог платить при продаже дома и участка?

Что нужно знать о переселении при сносе пятиэтажек в Москве?

Северо-восточный административный округ (21 дом)

Район Марьина роща:

Анненская ул., д. 6,

Шереметьевская ул., д.31, корп.1, 8.

Шереметьевская ул., д. 31, к. 2.

Район Останкинский:

Годовикова ул., д. 10, корп.1, корп.2. 

Район Южное Медведково:

Дежнева пр-д, д.8, Дежнёва пр., д. 22, корп.1,

Милашенкова ул., д. 7, корп. 3,

Фонвизина ул., д. 11,

Молодцова ул., 17, корп.1,

Молодцова ул., 25, корп.1,

Молодцова ул., 33, корп. 1,

Полярная ул., д. 5, корп.2,

Ясный пр., д. 16, корп. 2.

Район Бутырский: 

Яблочкова ул., д. 22, корп. 1, корп. 2, корп. 3,

Яблочкова ул., д. 18, корп. 3, корп. 4,

Яблочкова ул., д. 20, корп. 2,

Добролюбова ул., д. 17.

  • Восточный административный округ (2 дома)
  • Район Соколина гора:

Кирпичная ул., д. 49. 

Район Перово:

Плющева ул., 15, корп. 3. 

  1. Юго-Западный административный округ (5 домов)
  2. Район Коньково: 

Профсоюзная ул., д. 98, корп.3, корп. 4, корп.6 , корп. 7, корп. 8. 

  • Западный административный округ (39 домов)
  • Район Кунцево:
  • Академика Павлова ул., дом 32,
  • Академика Павлова ул 34,
  • Академика Павлова ул 36,
  • Академика Павлова ул 38,
  • Академика Павлова ул 40,
  • Академика Павлова ул 54,
  • Академика Павлова ул 56 стр. 1, 

Ярцевская ул., д.27, к.5,

Ярцевская ул., д.31, к.2.

Ярцевская ул., д.31, к.3, 

Ярцевская ул., д.31, к.6.

Район Проспект Вернадского: 

Ленинский пр-т, д.110, корп.4,

Коштоянца ул., д.19,

Коштоянца ул., д.27, 

Коштоянца ул., д.37,

Коштоянца ул., д.9,

Лобачевского ул., д.84.

Фили-Давыдково:

Кастанаевская ул., д. 61, корп. 1,

Кастанаевская ул., д. 61, корп. 2,

Кастанаевская ул., д. 63, корп. 1.

Малая Филёвская ул., д. 22,

Малая Филёвская ул., д. 24, корп. 1,

Малая Филёвская ул., д. 24, корп. 2,

Малая Филёвская ул., д. 24, корп. 3,

Давыдковская ул., д. 10, корп.1,

Давыдковская ул., д. 10, корп.2,

Давыдковская ул., д. 10, корп.3,

Давыдковская ул., д. 10, корп.4,

Давыдковская ул., д. 12, корп.1,

Давыдковская ул., д. 12, корп.2,

Давыдковская ул., д. 12, корп.4,

Давыдковская ул., д. 12, корп.5,

Давыдковская ул., д. 2, корп.7,

Давыдковская ул., д. 4, корп.1, 

Давыдковская ул., д. 4, корп.2, 

Давыдковская ул., д. 4, корп.3, 

Кременчугская ул., д. 5, корп.1,

Славянский бульв., д. 9, корп.3,

Славянский бульв., д. 9, корп.4,

Северо-Западный административный округ (4 дома)

Район Хорошёво-Мнёвники:

Маршала Жукова проезд, д.35, корп.2,

Маршала Жукова проезд, д.51, корп.4, 

Народного ополчения улица, д.13, корп.3,

Народного ополчения улица д.13, корп.4.

Материал основан на личном опыте сотрудников редакции, а также на х руководителя практики юридической группы «МИП» Светланы Модестовой-Хорст и ведущего менеджера департамента вторичного жилья агентства недвижимости  «Азбука Жилья» Александра Лунина.

Данные по сносимым домам взяты с сайта департамента градостроительной политики города Москвы.

Особенности мониторинга обеспечения переселения граждан из аварийного жилищного фонда

Прежде чем расселять аварийные дома, нужно зафиксировать факт опасного состояния объекта недвижимости.

Общий регламент прописан в нормах ФЗ № 185 «О фонде содействия реформированию ЖКХ» от 21 июля 2007 года, а также в статьях ЖК РФ и региональных программах.

Ответственный за переселение граждан из аварийного жилья орган – государственная корпорация Фонд содействия реформированию ЖКХ. Основная задача – найти непригодное жилье, составить список аварийных объектов и определить порядок расселения домов в регионах.

Условия выполнения Программы по переселению из аварийного жилья:

  1. Выделение средств из федерального и региональных бюджетов – в скором будущем планируется переложить основные затраты на муниципальные объединения.
  2. Аварийность дома устанавливают эксперты по ходатайству межведомственной комиссии.
  3. Допускаются плановая и внеплановая проверка объекта недвижимости – в рамках Программы реформирования ЖКХ или по заявлению жильцов старого дома.
  4. Соблюдение принципа «метр в метр» – взамен старой аварийной жилплощади предоставляются квартиры со схожим метражом или чуть большим метражом. Разницу в стоимости фиксируют в отчете: если жилье собственника было дороже, государство доплатит за переселение, а если новое жилье дороже – разницу в цене покрывает уже гражданин.
  5. Переселение в объекты того же района или населенного пункта, например – в пределах Санкт-Петербурга, а не в Саратове или Казани.
  6. Задействование маневренного (резервного) жилищного фонда – временная мера, которая позволяет переждать поиск подходящего жилья.
  7. Возможность выбора: новое жилье или деньги за выкуп аварийного.
  8. Учёт жилой нормы – не менее 18 кв. метров на одного человека (в зависимости от региона проживания).
  9. Возможность обжаловать выбор властей – если граждан не устраивает предоставленная жилплощадь, они могут подать иск о переселении в более подходящий жилой объект.
  10. Принудительное расселение домов – аналогичным правом подачи иска обладают и власти, в том случае, если жильцы отказываются покидать аварийный дом.
  11. Жильцы коммуналок расселяются в отдельные квартиры.
  12. Граждан, снимающих жилье по договору социального найма, переселяют в муниципальные объекты – старый договор расторгают; по прибытию на место наниматель вновь заключает договор соцнайма с администрацией района.

Аварийное жилье имеет отличие от ветхого и пригодного для проживания людей. В частности, износ такого жилья составляет свыше 70%. Жить в доме опасно для здоровья граждан.

Восстановить аварийный дом практически невозможно, поэтому в большинстве случаев он подлежит немедленному сносу. Зачастую на его месте строят новый дом, а переселенные жильцы могут заселиться в готовый объект.

Сейчас активно практикуется социальная ипотека для переселяемых заемщиков – льготная ставка составляет порядка 5-6% годовых.

Пример:

Семья Черновых проживала в 3-комнатной квартире, общей площадью 80 кв. метров. Жилье принадлежало муниципальным властям, с которыми был заключен договор социального найма. Дом был построен в 1967 году и попал в Программу по переселению из аварийного жилья.

Наравне с другими жильцами расселение коснулось и семью Черновых – двоих супругов и маленькой дочки. Однако им была выделена не 3-комнатная жилплощадь. Администрация смогла предоставить только 2-комнатную квартиру с меньшим метражом – 48 кв. метров.

Читайте также:  На севере Москвы построят еще один жилой комплекс

Глава семейства обратился с жалобой в отдел по расселению местной администрации. Ему пояснили, что власти гарантируют лишь сохранение жилой площади взамен аварийной. Об улучшении условий для нанимателя и членов его семьи речи не идет.

Следовательно, при получении новой квартиры не действует правило предоставления жилья нуждающимся семьям (ст. 57 и 58 ЖК РФ). При этом администрация не нарушила закон, выделив семье квартиру с двумя, а не с одной комнатой.

  Программа для бюджетников по улучшению жилищных условий

 В статье рассматриваются вопросы финансового обеспечения переселения граждан из аварийного жилья, анализируется состояние системы мониторинга жилищного фонда. В ходе анализа дается оценка реализации региональных адресных программ по переселению граждан.

Ключевые слова: государственная политика в сфере ЖКХ, финансовое обеспечение, мониторинг региональных адресных программ.

Право гражданина на жилье является одним из базовых конституционных прав в Российской Федерации, как и в любом развитом государстве. Очевидно, что данное жилье должно быть безопасным и соответствовать определенным стандартам качества. Соответственно, проживание граждан в жилье ненадлежащего качества, а тем более, признанном аварийным, недопустимо.

Согласно данным официальной статистики в период с 2000–2012 годов площадь аварийного жилищного фонда непрерывно увеличивалась и к концу 2012 года удельный вес аварийного жилищного фонда в общей площади всего жилищного фонда государства составил 0,67 %. [5]

В жилищном фонде по данным Росстата на начало 2013 года здания старше 40 лет составляют более 36 %, около двух третей многоквартирных домов имеют износ более 30 %. [4]

Согласно Федеральному закону от 21.07.

2007 N 185-ФЗ «О Фонде содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства», на Фонд возлагается ответственность за проведение мониторинга и анализа реализации региональных адресных программ по переселению граждан из аварийного жилищного фонда, а также за мониторинг выполнения условий предоставления финансовой поддержки за счет средств Фонда в целях контроля за эффективностью использования средств Фонда. [1]

Фонд проводит мониторинг на основе сбора и анализа информации, предоставляемой ему высшими должностными лицами субъектов РФ (руководителями высших исполнительных органов государственной власти субъектов РФ): отчетности о ходе реализации указанных программ, планов, выполнения условий предоставления финансовой поддержки за счет средств Фонда и отчета о расходовании средств Фонда. Ответственность за полноту и достоверность предоставляемой в Фонд информации возлагается на высшие должностные лица субъектов РФ и главы муниципальных образований. Таким образом мониторинг представляет собой двустороннее взаимодействие, в ходе которого происходит регулярное и достаточно широкое информационное взаимодействие Фонда и стороны, получающей финансовую поддержку.

В случаях, когда по результатам мониторинга региональных адресных программ по переселению граждан из аварийного жилищного фонда Фондом было выявлено нецелевое использование средств, правление Фонда принимает решение о приостановлении предоставления финансовой поддержки, причем финансирование приостанавливается в части средств, равных средствам, использованным с нарушением их целевого назначения. Предоставление финансовой поддержки возобновляется в случае устранения выявленных нарушений при условии представления в Фонд отчета об устранении выявленных нарушений, а также в случае возврата средств Фонда.

Плановые показатели в разрезе субъектов РФ установлены распоряжением Правительства РФ от 26 сентября 2013 г. N 1743-р «Об утверждении комплекса мер, направленных на решение задач, связанных с ликвидацией аварийного жилищного фонда». В 2020 г. планируется расселить 2933,7 тыс.

м2 аварийного жилищного фонда, в котором проживает 186,74 тыс. человек.

В качестве фактических показателей берется площадь аварийного жилищного фонда, расселенная с 2014 года и количество граждан, переселенных с 2014 года — по состоянию на отчетную дату включительно (накопительным итогом). [2]

При формировании отчета по мониторингу в части финансирования в первую очередь приводятся данные по общей фактической стоимости долгосрочной программы переселения по всем источникам финансирования, то есть четко разделяются средства Фонда, консолидированных бюджетов субъектов РФ и внебюджетных источников.

Также оцениваются по годам суммы средств по заключенным и планируемым к заключению контрактам, суммы средств перечисленные и планируемые к перечислению контрагентам.

По итогам мониторинга рассчитывается недостаточность средств субъекта РФ и может указываться сумма средств, планируемых к внесению в составе изменений в НПА субъекта.

Мониторинг в части оценки рисков осуществляется на основе показателей реализации программ переселения за предыдущие периоды с учетом потребности в финансировании и реальной обеспеченности в средствах консолидированных бюджетов субъектов РФ.

Проводится поквартальная балльная оценка субъектов, вследствие чего субъекты ранжируются по уровню риска.

В зависимости от попадания в зону риска либо от близости к данной зоне субъектам РФ присваивается определенный цветовой индикатор, то есть образуется цветовая карта субъектов по уровню риска.

По результатам ежемесячного мониторинга Фондом принимаются меры, направленные на недопущение срыва сроков реализации мероприятий по переселению граждан из аварийного жилья. В обязательном порядке проводится анализ причин отставания в выполнении программ и выработка мер по их устранению.

Так, за 2020 год Фондом было проведено 173 выездных проверки реализации программ переселения, в рамках которых 52 субъекта РФ проверены согласно утвержденному плану-графику.

Всего в 2020 году в ходе выездного мониторинга проверкам подверглись 510 муниципальных образований на территории 78 субъектов РФ, были осмотрены 4 432 многоквартирных дома, включая вновь возведенные и предназначенные для переселения граждан из аварийного жилищного фонда. [3]

Литература:

  1. Федеральный закон от 21.07.2007 № 185-ФЗ (ред. от 29.07.2017) «О Фонде содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства» // СПС КонсультантПлюс.

Верховный суд объяснил, какое жилье считается равнозначным. И это не то, что вы думаете

Источник: Определение ВС по делу №81-КГ17-2 от 11.04.17

В Кемеровской области стоял проклятый старый дом. В 2007 году его официально признали непригодным для проживания. Одну из квартир в этом доме занимала семья из четырех человек, среди них дочь и внук. У них был договор соцнайма на трешку площадью 54,3 м². Это не хоромы, но хотя бы у каждого поколения была своя комната.

В 2016 году им предложили квартиру большей площади, но не трешку, а двушку. Семья решила не переезжать.

На самом деле равнозначная квартира — равная по площади, а не по количеству комнат

Суды первых инстанций посчитали, что выселить нанимателей в двушку — значит ухудшить их жилищные условия. И новая квартира неравнозначна старой. Они отказали администрации в иске и не разрешили принудительно выселять нанимателей.

А Верховный суд говорит: если в квартире меньше комнат, чем у нанимателей было в аварийном доме, то так можно. Такая квартира всё равно может быть равнозначной. И даже если в старой квартире слишком много жильцов, есть разнополые дети и семья нуждается в улучшении жилищных условий, это тоже необязательно учитывать при выселении.

В жилищном кодексе есть четкое указание, что квартира должна быть равнозначной по общей площади. Это главный аргумент для Верховного суда.

Решение суда первой инстанции

Апелляционное определение

п. 37 пост. Пленума ВС от 02.07.09

Это законно. Квартиры при расселении аварийных домов выделяют не чтобы улучшить жилищные условия, а как компенсацию. Главное, чтобы квартира соответствовала требованиям к жилым помещениям. Есть цель переселить людей в безопасное жилье, но нет цели одновременно повысить уровень комфорта, даже если наниматели в этом нуждаются. Для таких случаев бывают другие программы и другие законы.

Общая площадь предоставленной семье двухкомнатной квартиры — 55,87 м², и это чуть больше, чем было. Зато жилая площадь в двушке — 24,85 м², а это на 30% меньше, чем было. И комнат тоже стало меньше.

Но Верховный суд объяснил, что это не ухудшение жилищных условий. По таким основаниям отказать в принудительном выселении нельзя, а других никто не заявил. Теперь дело будут рассматривать заново.

В случае с московской реновацией речь идет не о жилищном кодексе, а о московском законе о допгарантиях. В нем равнозначной считается квартира с такими характеристиками:

  • жилая площадь не меньше;
  • количество комнат такое же;
  • общая площадь больше;
  • находится в том же районе города;
  • отвечает городским стандартам благоустройства.

Пока эти гарантии не действуют. Эта трактовка равнозначной квартиры будет актуальна, только когда вступит в силу федеральный закон. Его пока не приняли, и неизвестно, когда примут и в какой редакции.

Вот что нужно понимать москвичам, которых может коснуться реновация.

  • Если нанимателей будут выселять из аварийного дома на общих основаниях, то могут вместо трешки дать двушку и меньше по жилой площади. А еще могут переселить в другой район. Если жильцы не согласятся переехать, их выселят принудительно. Это законно.
  • Если будут выселять по программе реновации, то вместо трешки дадут трешку, а жилая площадь не уменьшится. Но так будет, только если дом войдет в программу. Если не войдет, но когда-то его снесут, допгарантий может не быть.

В законе о допгарантиях одинаковые условия для нанимателей и собственников. Но этот закон касается только Москвы и не действует в других регионах.

По жилищному кодексу с собственниками по-другому. Условие о предоставлении равнозначных по общей площади квартир действует только для договоров соцнайма, но не для собственников.

Если квартира в собственности, а дом признали аварийным, за нее должны выплатить рыночную стоимость, компенсировать убытки, связанные с переездом, и даже упущенную выгоду. Равнозначную квартиру не дают.

Получается, что при выселении из аварийного дома наниматель получит квартиру такой же общей площади, а собственник — только деньги с учетом износа.

Такой закон. Квартира, которую государство выделяет по договору соцнайма, по-прежнему принадлежит государству, и бюджет как будто ничего не теряет. А собственникам выплачивают деньги из бюджета, поэтому переплачивать никто не хочет. Выплатят только ту сумму, которую собственник получил бы от любого другого покупателя.

Если в регионе есть адресная программа, могут быть другие условия расселения. Но если такой программы нет или дом в нее не входит, действуют общие правила.

Оставьте комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *